Жилищные нормы: кому и сколько положено?

Норма жилой площади на одного человека

Одной из важнейших задач государства является решение жилищных вопросов и предоставление гражданам России жилья, площадь которого позволяет проживать в нем в нормальных комфортных условиях, без стесненных условий. Принимая во внимание разнообразный характер жилищных проблем, необходимо было определиться с общими параметрами площади жилых помещений для проживания граждан. Для этих целей были установлены особые нормативы жилой площади. Для понимания жилищной сферы правоотношений между государством и гражданами, необходимо разобраться в этих нормах.

Расчет нормативов жилой площади на одного человека может потребоваться в следующих случаях:

  • При обращении граждан в государственные или муниципальные органы за предоставлением льготных условий по оплате коммунальных услуг. Они могут выражаться в денежной компенсации или скидки по оплате услуг ЖКХ.
  • Для принятия государственными или муниципальными властями решения о постановке на учет граждан для предоставления жилья на основании договора социального найма либо увеличения жилой площади.
  • В случае необходимости переселения граждан на время, если место проживания не отвечает санитарным требованиям либо дом признан аварийным жильем.
  • При необходимости выселения нанимателя жилого помещения при наличии крупной задолженности по оплате арендных платежей, неоднократных нарушений арендного договора или по иным существенным основаниям.
  • Для расчета стоимости аренды жилья при вселении граждан на временной основе.
  • В случае необходимости подтверждения права лица на предоставление дополнительной жилой площади согласно законодательству.
  • При необходимости проведения раздела жилого помещения в соответствии с законом. Например, раздел квартиры при расторжении брака, получение недвижимости по договору дарения или по наследству, реализация доли квартиры и т.д.

Нормативы жилплощади

Прежде всего нужно разобраться с понятиями. Жилая площадь – это количество квадратных метров в квартире, указанная в правоустанавливающих документах. В соответствии с положениями законодательства, жилой площадью является площадь помещений, которые предназначены именно для проживания. Такие помещения, как санузел, кухня, столовая, прихожая не считаются жилыми помещениями. Однако, они подлежат учету в техническом паспорте для расчета общей площади жилья. Важно понимать, что площади балконов и лоджий не включаются в площадь квартиры. В процессе разработки нормативов, государственные органы имеют в виду как раз жилую площадь.

Норма жилой площади — это минимальная величина кв. метров, которые полагаются на 1-го человеку в силу принятых нормативных актов.

Законодательные основы о нормах жилой площади

Основным законом, посвященным нормам жилой площади является ЖК РФ. Он содержит ключевые понятия и общие положения в сфере жилищных правоотношений.

Но конкретные величины жилплощади отданы на регулирование законодательным органам субъектов России и муниципалитетам.

Нормативы жилья для отдельных категорий граждан, льготникам, получающим меры поддержки, и госслужащим, установлены в отдельных законах, в частности:

  1. Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  2. Федеральном законе от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»;
  3. ФЗ от 27.05.1998г. № 76 «О статусе военнослужащих» и др.

Разновидности норм жилплощади

В РФ действуют различные нормативы жилой площади, из них можно выделить четыре норматива:

  • нормы предоставления;
  • санитарные нормы;
  • норматив учета граждан;
  • и социальная норма.

Вышеуказанные нормы устанавливают минимум площади, необходимой одному человеку для проживания. В чем различие между ними? Каждый норматив используется при конкретных, определенных в законодательстве, обстоятельствах. К примеру, в ситуации, где применяется норма предоставления, не действует санитарный норматив и т.п. В связи с этим и конкретные числа площадей для каждого норматива, как правило, не сходятся между собой.

Все виды норм подлежат расчету как число квадратных метров на 1-го гражданина. В случае предоставления жилья семье из нескольких человек, показатель норматива нужно помножить на количество человек в семье.

Для чего применяются нормы жилой площади

Нормирование жилой площади необходимо для различных задач, стоящих перед государственными органами:

  • Вычисления размера субсидии, если человек имеет право на ее получение;
  • Расчета размера жилья, необходимого для получения семьей для нормальных условий проживания, на основании договора соц. найма или при расселении из аварийного жилья и т.д.
  • Расчета достаточно ли метража жилого помещения, если дополнительные жильцы хотят зарегистрироваться по месту жительства в квартире;
  • определения стоимости потребленных жилищно-коммунальных услуг, размера льгот и др.

Норма предоставления

В соответствии с ч.1. ст. 50 Жилищного кодекса РФ, норма предоставления жилой площади жилого – это минимальный размер площади жилья, согласно которому определяется размер общей площади квартиры, предоставляемой на основании договора социального найма.

Конкретные метражи устанавливаются органами местного самоуправления в силу возможностей жилищного фонда определенного муниципалитета. Поэтому показатели в разных регионах могут различаться. При этом наиболее распространенные нормативы предоставления таковы:

  • Для проживания одного человека — 33 кв. метра;
  • Для семьи из 2-х человек — 42 метра;
  • Для трех лиц и более – от 18 кв. м. на одного человека.

Жилплощадь квартиры в соответствии с нормой предоставления рассчитывается исходя из количества человек в семье. К примеру, в Ярославской области применяется «стандартный» норматив предоставления, поэтому на семью из трех человек положено жилое помещение размером 54 квадратных метра (3х18 = 72).

Норматив предоставления применяется только, если граждане занимают жилое помещение на основании договора социального найма. Он заключается с местной администрацией или государственными органами субъекта РФ. По договору семья получает право пользования определенным жильем, которое находится в муниципальной собственности. Для получения право пользования нужно отвечать определенным условиям, а именно, семья должна быть:

  • признана малоимущей;
  • поставлена в очередь на улучшение жилищных условий.

Процедура признания семьи малоимущей различна в каждом субъекте РФ. Обычно, ей признается семья, у которой размер общего дохода не позволяет полноценно содержать всех членов семьи, т.к. на каждого приходится меньше установленного в регионе прожиточного минимума.

В ст. 51 Жилищного кодекса РФ установлены основания признания семьи, нуждающейся в улучшении условий проживания:

  • семья не имеет собственной квартиры;
  • не оформлен договор социального найма;
  • размер жилплощади составляет менее учетной нормы;
  • дом был признан аварийным жильем;
  • граждане проживают в одной квартире с человеком, имеющим опасное заболевание.

Учётная норма

Учетная норма – это минимальное количество квадратных метров, которое позволяет определить, можно ли отнести семью к нуждающейся в улучшении жилищных условий. Если жилая площадь менее этого норматива учета, то граждане получают право на улучшение. Эта норма выступает как показатель потребности в более просторном жилье.

Норма предоставления схожа с учетной нормой, но не идентичны. Перед оформлением договора социального найма применяется норма учета, она позволяет установить, имеют ли граждане право на муниципальное жилье. В процессе же заключения договора используется норма предоставления, которая нужно для определения квадратуры предоставляемого жилого помещения. Величины данных нормативов имеют близкое значение. При этом учетная норма должна быть больше нормы предоставления.

Размер учетной нормы определяется постановлением органа местного самоуправления, в каждом населенном пункте он различен.

Пример. Семья состоит из четырех человек, она занимает квартиру, площадью 42 кв.м. в г. Самара. Семья принимает решение встать в очередь на улучшение жилищных условий. Нужно определить, их жилье больше УН или меньше. Размер учетной нормы в Самаре, согласно Закону Самарской обл. № 87-ГД от 11.07.2006 г. «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан», составляет 14 кв.м.

Расчет: 4 человека х 14 = 56 кв. м.

Кто имеет право на бесплатное жилье?

Конституция РФ о праве на бесплатное обеспечение жильем

Правовые нормы Конституции и положения федерального законодательства позволяют реализовать право граждан на жилище различными способами.

Жилые помещения могут предоставляться по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда отдельным категориям граждан. Жилые помещения могут предоставляться по договору коммерческого найма широкому кругу лиц. Граждане могут приобретать жилые помещения в частную собственность в домах различных жилищных фондов за собственные средства. Жилые помещения могут возводиться за счет собственных средств граждан.

Правила о бесплатном обеспечении граждан жильем за счет государственных и муниципальных жилищных фондов закреплены Конституцией РФ, более детально эти правила разработаны в Жилищном кодексе. Часть 3 ст. 40 Конституции РФ гласит: “Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами”.

Из текста Основного Закона следует, что государство бесплатно или за доступную плату обеспечивает жильем граждан, отвечающим двум главным критериям.

Во-первых, это те, кто нуждается в жилье, то есть не имеет жилого помещения, или имеет его в недостаточном размере, и признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством. Это главный критерий общий для всех категорий граждан, которые могут обеспечиваться жилыми помещениями за счет государства или муниципалитетов, без исключения.

Второй важный критерий – имущественный. Жильем могут быть обеспечены малоимущие граждане, признанные таковыми в установленном законодательством порядке. Из этого критерия есть исключение. Таким исключением является включение отдельных социальных групп граждан в какой-то конкретный закон в качестве лиц, которые могут обеспечиваться жильем за счет государства и без учета их имущественного положения.

Чтобы претендовать на получение жилья за счет государственных или муниципальных жилищных фондов нужно отвечать одновременно сразу двум критериям: обязательно первому – обеспеченность жильем менее установленных норм, и одному признаку на выбор из второго критерия – быть малоимущим или подпадать под действие одного из законов, наделяющих граждан таким правом независимо от их имущественного положения (перечень таких нормативных актов, дающих право, на получение жилья независимо от имущественного положения будет приведён в последующих публикациях на эту тему).

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях

Как указывалось выше, главным критерием необходимым для получения жилья является определение уровня обеспеченности жилым помещением. Обеспеченность жилыми помещениями оценивается исходя из соответствия площади имеющегося у претендующих на получение жилья граждан жилого помещения учетной норме жилого помещения, а также условиям, установленным в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетную норму для каждого населенного пункта определяет орган местного самоуправления (п. 5 ст. 50 Жилищного кодекса).

Например, для Москвы учетная норма устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям (п. 3-4 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”).

В Перми учетная норма установлена в размере 12 кв. м площади жилого помещения на одного человека (Решение Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. № 103 “Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма”).

Согласно п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

  • не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  • проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 “Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире”).

Следует также остановиться на так называемом обязательном сроке проживания, устанавливаемом некоторыми субъектами Российской Федерации в качестве обязательных условий для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. В Москве, например, обязательным условием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, наряду с условиями, перечисленными в ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса и в Законе города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”, является срок проживания в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет. В связи с этим п. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 11 , ч. 2 ст. 38 закона города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”, устанавливающего такие сроки проживания, стали предметом рассмотрения Судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации. Рассмотрев жалобы граждан на вышеуказанные положения закона города Москвы, сопоставив нормы закона с федеральным законодательством, судебная коллегия пришла к выводу о том, что вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, Жилищным кодексом РФ не решен.

Вместе с тем, по мнению Судебной коллегии, Москва как субъект Российской Федерации вправе был своим законом в опережающем порядке в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” урегулировать этот вопрос. (Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 г. № 5-Г07-56 “Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 13 марта 2007 года”).

При определении уровня обеспеченности жилыми помещениями учитывается суммарная площадь всех принадлежащих гражданину и членам его семьи жилых помещений (п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

В следующих частях мы рассмотрим вопросы признания граждан малоимущими для целей обеспечения жильем, учет граждан для целей обеспечения жильем, порядок предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма.

Норма площади на 1 человека в квартире

Бoльшинcтвo poccийcкиx гpaждaн пocтoяннo cтaлкивaютcя co cлoжными жилищными cлyчaями. Пo дaнным Poccтaтa, пoчти пoлoвинa poccийcкиx ceмeй c дeтьми дo 18 лeт иcпытывaeт cтecнeннocть.

Нecмoтpя нa тpyднocти c пpeдocтaвлeниeм пpocтpaнcтвa, гocyдapcтвoм oпpeдeлeнa нopмa жилoй плoщaди нa oднoгo чeлoвeкa 2022 в cпeциaльнoм дoкyмeнтe.

Пoкaзaтeль нopмы и eгo виды

Ocнoвным дoкyмeнтoм, oпpeдeляющим cкoлькo пoлoжeнo квaдpaтныx мeтpoв нa чeлoвeкa, являeтcя Жилищный кoдeкc. B нeм пoкaзaтeли квaдpaтypы пoдpaздeляютcя нa cлeдyющиe виды:

Нopмa пpeдocтaвлeния — знaчeниe paccчитывaeтcя пpи зaключeнии дoгoвopa apeндoвaния нa пpeдocтaвлeниe жилья из зaпacoв мyниципaльнoгo фoндa в экcтpeнныx cитyaцияx (нaпpимep, cтиxийнoe бeдcтвиe, пoжapы, взpыв гaзa, нeвoзмoжнocть дaльнeйшeй oплaты ипoтeки).

Учeтнaя нopмa — знaчeниe иcпoльзyeтcя пpи pacчeтe пoдyшeвoй квaдpaтypы жилплoщaди нa гpaждaн, cocтoящиx нa yчeтe пo yлyчшeнию жилищныx ycлoвий.

Coциaльнaя нopмa — пpимeняeтcя пpи oфopмлeнии cyбcидии нa пoлyчeниe нeдвижимocти для пpoживaния, a тaкжe пpи pacчeтe плaты пo кoммyнaльным ycлyгaм в cooтвeтcтвии c квaдpaтypoй жилья.

Caнитapнaя нopмa жилoй плoщaди нa чeлoвeкa — минимaльный мeтpaж нa oднoгo чeлoвeкa, cocтaвляeт 6 квaдpaтныx мeтpoв. Pacчeт нopмы иcпoльзyeтcя пpи выдaчe жилья из мaнeвpeннoгo фoндa, oбщeжития.

Cпpaвкa. Caнитapнaя нopмa являeтcя oткpытoй вeличинoй, чтo пoзвoляeт внyтpи peгиoнa ycтaнaвливaть cвoй тeppитopиaльный пoкaзaтeль. B ocнoвнoм cpeдний peгиoнaльный пoкaзaтeль paвeн 18 кв.м. нa чeлoвeкa.

Чтo тaкoe coциaльнaя нopмa и кaк ee paccчитaть?

Для oпpeдeлeния cтeпeни блaгoycтpoeннocти жизни в ЖК PФ oпpeдeлeнa coциaльнaя нopмa жилoй плoщaди нa oднoгo чeлoвeкa. Ee пpинимaют кaк ocнoвнoю пpи cyбcидиpoвaнии, выдaчe кoмнaты/дoмa/квapтиpы, oпpeдeлeнии кoммyнaльныx плaтeжeй. Дaнный вид нopмaтивa зaвиcит oт пapaмeтpoв:

  • кoличecтвo чeлoвeк;
  • ypoвeнь жилoгo oбecпeчeния тeppитopии;
  • вид и тип пpeдocтaвляeмoгo жилья.

Cтaндapтными pacчeтaми coциaльнoгo нopмaтивa cчитaютcя:

  • 33 кв.м. нa 1 oднoгo;
  • 42 кв.м. для двyx ceмeйныx людeй;
  • пo 18 кв.м. нa кaждoгo члeнa ceмьи пpи ee cocтaвe oт 3-x и бoлee чeлoвeк.

Ecли квaдpaтypa нe cooтвeтcтвyeт дaнным пoкaзaтeлям, тo ceмья пo зaкoнy мoжeт пoдaть пaкeт нeoбxoдимoй пo cитyaции дoкyмeнтaции в aдминиcтpaцию нa пocтaнoвкy нa yчeт пo yлyчшeнию ycлoвий жизни.

Для ceмeй c выcoкoй плoщaдью пpoживaния, нo низким дoxoдoм, cyщecтвyeт aльтepнaтивнaя гocyдapcтвeннaя пoмoщь — oни мoгyт пoдaть зaявлeниe нa пoгaшeниe гocyдapcтвoм чacти кoммyнaльныx pacxoдoв (ocoбeннo этo кacaeтcя pacxoдa гaзa). Ceмьe мoжeт быть пpeдлoжeнa кoмпeнcaция нa тpaты в paмкax ycтaнoвлeннoй coциaльнoй нopмы.

Нopмы: yчeтнaя и пpeдocтaвлeния

Cтaтья 50 ЖК oпpeдeляeт двa видa нopмaтивoв:

Пpeдocтaвлeния — кoличecтвo квaдpaтypы, иcпoльзyeмoe для pacчeтa oбщeй плoщaди пpoживaния. Pacчeт пpoизвoдитcя пpи пpeдocтaвлeнии пoмeщeний ceмьe coглacнo дoгoвopy нaймa. B бoльшинcтвe peгиoнoв paзмep oпpeдeлeн в 18 кв.м. Paзмep cчитaeтcя минимaльным и в нeкoтopыx cлyчaяx мoжeт быть yвeличeн (нaпpимep, пpeдocтaвили кoмнaтy, oднoкoмнaтнyю квapтиpy, жильe oтдaнo ceмьe c xpoничecким бoльным). Квaдpaтypa тaкжe yвeличивaeтcя для coтpyдникoв opгaнoв внyтpeнниx дeл чeй чин нe нижe пoлкoвникa, a тaкжe лицaм, имeющим yчeнyю cтeпeнь.

Учeтнaя нopмa плoщaди жилoгo пoмeщeния — этo минимyм квaдpaтypы нa чeлoвeкa, пpинимaeмый для пpизнaния ceмьи нyждaющeйcя в блaгoycтpoйcтвe. Для гpaждaн, чьe пoмeщeниe пo квaдpaтype мeньшe дaннoгo пoкaзaтeля, cyщecтвyeт peгиcтpaция и oчepeдь нa yлyчшeниe. Нo дaннoe пpaвo кacaeтcя тoлькo ceмeй или гpaждaн, кoтopыe pacпoлaгaют cтaтycoм мaлoимyщиe или мaлooбecпeчeнныe. Пpи pacчeтe cтeпeни нyждaeмocти yчитывaютcя вce пpoпиcaнныe в жильe гpaждaнe (нa пocтoяннoй или вpeмeннoй ocнoвe).

11 категорий граждан, которым положено бесплатное или льготное жилье

Проблема жилья в России стоит остро — но есть категории граждан, которым полагается бесплатная или льготная жилплощадь. Узнайте, не относитесь ли вы или кто-либо из вашей семьи к одной из групп. На новую жилплощадь могут претендовать военные. Для этого им надо стать участники накопительной ипотечной системы. Им открывается свой счет, на который государство каждый год перечисляет накопительный взнос (сейчас он составляет 280 тысяч рублей). Спустя 3 года военный может использовать накопившиеся средства в качестве первоначального взноса по ипотечному кредиту на жилье (но только с площадью не более 18 кв.м на человека в семье служащего). Пока идет служба, погашать долг будет государство. Получить новое жилье имеют право владельцы непригодных для жизни квартир. Непригодным считается жилье, не соответствующее какой-либо из норм: это могут быть неприемлемые санитарные условия, опасная для проживания территория, повреждения дома или повышенный уровень шума (например, рядом с транспортной магистралью). Чтобы жилье признали непригодным, его владелец должен обратиться в администрацию района или округа с просьбой о сборе комиссии. Малоимущим семьям органы местного самоуправления предоставляют жилье, но надо доказать, что доход на каждого родственника составляет сумму ниже прожиточного минимума. Могут получить жилплощадь и граждане, не имеющие жилья в собственности. Чтобы претендовать на квартиру или дом по договору социального найма, собственник квартиры должен встать на учет как нуждающийся в жилом помещении. Многодетные семьи могут получить бесплатную квартиру от государства при соблюдении ряда условий: подтвердить статус многодетности;

быть гражданами РФ (если один из супругов иностранец, на бесплатное жилье рассчитывать не придется);

проживать в населенном пункте определенный период времени (зависит от города);

подтвердить статус малоимущего (доход ниже прожиточного минимума на одного человека, показатель зависит от региона проживания). Дети-сироты имеют право на получение дома или квартиры при условии, что у них нет жилья, доставлявшегося им в наследство или в качестве дарения. Спустя 3 месяца с наступления 14-летия ребенка его опекун включает его в список претендентов на недвижимость от государства. С наступлением 18-летия сирота должен получить причитающееся ему жилье. Если к этому возрасту ребенок не был включен в список, то он сможет это сделать самостоятельно (тогда жилье ему должны предоставить к его 23-летию). Родственники людей с хроническими заболеваниями тоже имеют приоритетное право на получение жилплощади. Но только при условии, что заболевание передается воздушно-капельным путем (например, туберкулез). Право на получение квартиры от государства имеют ветераны ВОВ, а также семьи с детьми-инвалидами и сами инвалиды (согласно ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ). Льготники, вставшие на учет для получения жилья до 1.01.2005, вправе вне очереди получить денежные средства для приобретения жилья из фондов субъектов РФ. Вставшим на учет после 1.01.2005 года предоставление жилья осуществляется в соответствии с порядком очередности, в зависимости от времени подачи заявления. Молодые семьи имеют право на субсидию в размере 35% от стоимости квартиры или дома. Молодожены с ребенком могут получить от государства 40% от суммы приобретаемого жилья. Размер площади для двух человек составляет 42 квадратных метра, для трех и более — 18 квадратов на каждого члена семьи. Закон «О вынужденных переселенцах» дает право на на первоочередное или внеочередное обеспечение жильем. Важное условие: надо доказать утраты квартиры и дома и отсутствие средств для приобретения нового. Органами местного самоуправления либо предоставляется уже готовое жилье для переселенцев, либо выдается компенсация и долговременная беспроцентная субсидия на строительство (приобретение) нового жилья. Квартиры могут быть выданы работникам культуры и науки, образования, здравоохранения и социального обслуживания. Если такой гражданин работает в указанной сфере не менее пяти лет, он может встать в очередь на получение квартиры. Но, как и для предыдущих категорий, должно соблюдаться условие отсутствия собственного жилья или не соответствие этого жилья нормам. Для получения квартиры или дома нужно собрать документы, подтверждающие факт необходимости улучшения жилищных условий, и подать их в местный орган самоуправления.

Специфические категории граждан, которым также полагаются жилищные льготы: это ликвидаторы техногенных катастроф, уволенные с военной службы, бывшие жители Крайнего Севера. Также государство предоставляет жилье судьям, прокурорам и работникам МЧС.

Как получить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг

Фото: Сергей Коньков/ТАСС

Россияне, которые из-за финансовых трудностей не справляются с оплатой коммунальных услуг, могут попросить у государства целевую субсидию. Получить ее могут семья или человек, которые тратят на ЖКУ больше установленной в регионе допустимой доли расходов на коммунальные услуги. По данным Минстроя, сегодня такую финансовую поддержку оказывают почти четверти россиян.

В этом году в связи с пандемией коронавируса в России ввели дополнительные льготы. Рассказываем, кто и на каких условиях может получить помощь на оплату услуг ЖКХ и что для этого нужно.

Субсидия на оплату ЖКУ

Субсидия — это денежное пособие от государства, которое предоставляется гражданину, испытывающему финансовые трудности, для частичной оплаты ЖКУ. Субсидия положена тем, чей доход не превышает установленный прожиточный минимум и чьи расходы на ЖКУ превышают предельно допустимую долю от дохода.

Кому положена субсидия на оплату ЖКУ

Обратиться за помощью государства по оплате услуг ЖКХ могут граждане России любых социальных категорий. Одна семья или человек имеет право на получение только одной субсидии.

Право на субсидию имеют:

  1. Те, кто снимает жилье у государства по договору социального найма.
  2. Те, кто снимает жилье у других людей.
  3. Члены жилищных кооперативов.
  4. Собственники жилых помещений.

Кроме россиян, претендовать на субсидию имею право также граждане Белоруссии и Киргизии, если они имеют постоянную регистрацию на территории России. Они также должны быть собственниками или официальными нанимателями жилых помещений либо участниками кооперативов.

Каким должен быть доход для получения субсидии в Москве и регионах

Если семья тратит более 22% своего общего дохода на оплату коммунальных услуг, она имеет право попросить субсидию (ПП-№ 541). Но это — общая цифра для всей страны. Свои собственные льготы и субсидии по оплате ЖКУ могут устанавливать региональные власти.

Например, в Москве максимально допустимая доля совокупных расходов семьи на оплату услуг ЖКХ установлена в размере 10%, в Санкт-Петербурге — 14%, в Якутии — 15%, в Омске — 18% для пенсионеров и инвалидов I и II групп и 20% — для других категорий, в Кемерове — от 5 до 17%.

Максимальный доход семьи, дающий право на получение субсидии в Москве с 1 июля 2020 года

Максимальный доход семьи, дающий право на получение субсидии в Москве с 1 июля 2020 года (Фото: Городской центр жилищных субсидий )

В интернете есть калькулятор, при помощи которого можно рассчитать субсидии на оплату ЖКУ.

Как получить субсидию

Для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявителю необходимо предоставить копии документов:

  • паспорт гражданина, который подает заявление на субсидию, и паспорта всех членов его семьи. Для детей младше 14 лет — свидетельства о рождении;
  • документы на жилье (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, свидетельство о праве наследования, договор приватизации);
  • справки о размере доходов заявителя и членов его семьи старше 16 лет за полгода, предшествующих дате подачи заявления;
  • документы, подтверждающие отсутствие задолженности за коммунальные услуги (последние квитанции об оплате);
  • реквизиты счета в банке, куда будет перечисляться субсидия;
  • иностранцам дополнительно нужно предоставить документ о том, что они являются гражданами другого государства.

Раньше нужно было предоставлять документ, который подтверждает отсутствие долгов перед коммунальщиками, а также справку о составе семьи. Теперь эти документы не требуются.

Подать заявление на получение субсидий на оплату ЖКУ можно в центре госуслуг «Мои документы», по почте или дистанционно в личном кабинете на сайте mos.ru. В Новой Москве можно подать заявление в районный отдел Городского центра жилищных субсидий. Заявление о предоставлении субсидии рассматривается в течение десяти дней.

Какие дополнительные документы могут понадобиться

В случае отсутствия доходов (например, для школьников и учащихся очного отделения вузов) нужны справки об обучении, а также (это только для студентов) об отсутствии стипендии. Если человек проходит длительное лечение в стационаре, ухаживает за своим несовершеннолетним ребенком в связи с его лечением, находится в декретном отпуске — нужны справки об этом из медучреждений.

Также на субсидию на оплату ЖКУ (при выполнении всех прочих требований) можно претендовать, если кто-то из членов семьи служит в армии по призыву, осужден, признан безвестно отсутствующим, находится на принудительном лечении по решению суда, умер или объявлен умершим, вам могут предоставить субсидию на оплату ЖКУ (при выполнении всех прочих требований), если вы и/или другие члены вашей семьи живут там же, где раньше жили с этими членами семьи. Для этого дополнительно нужно представить:

  • документы, подтверждающие причину выбытия этих членов семьи;
  • документы, подтверждающие, что вы постоянно жили вместе с ними до их выбытия в этом жилом помещении.

В течение какого времени выплачивается субсидия

Субсидия начисляется только в течение полугода. По истечении этого времени (если финансовое положение семьи не изменилось в лучшую сторону) нужно собрать весь пакет документов и пройти процедуру оформления пособия заново.

Как рассчитать размер субсидии на оплату ЖКУ

Бонус: субсидия на оплату ЖКУ при коронавирусе

Субсидия при оплате услуг ЖКХ оформляется на шесть месяцев. В условиях пандемии коронавирусной инфекции правительство приняло постановление об автоматическом продлении этой компенсации в том же размере на шесть месяцев (ПП-№ 420 от 02.04.2020 г.). Если граждане уже получали компенсацию, то собирать документы снова не придется — власти сделают все сами. Однако, если среднедушевой доход семьи уменьшился, можно подать документы для проведения перерасчета.

Также правительство до 1 января 2021 года лишило ресурсоснабжающие, управляющие организации и другие компании требовать с граждан уплаты пени, неустоек и штрафов (ПП-№ 424 от 02.04.2020 г.). Кроме того, федеральные власти приостановили до 1 января 2021 года взыскание штрафных санкций за несвоевременную или неполную оплату жилья, коммунальных услуг и взносов на капремонт. Также эти организации не могут приостановить оказание коммунальных услуг при их неполной оплате.

Почему могут отказать?

В предоставлении субсидии могут отказать, если получатель пособия просрочил платежи за коммунальные услуги больше чем на два месяца. Чтобы возобновить выплаты, он должен предоставить доказательства, что у него на это были веские причины. Это может быть лечение, смерть родственника или задержка зарплаты.

Также отказ можно получить, если заявитель не зарегистрирован в квартире, комнате или доме и не имеет соответствующую отметку в паспорте. Причиной отказа может стать несоответствие стандарту нормативной площади жилья, установленной для региона. Общероссийский показатель составляет 18 кв. м на человека.

Субсидии предложили расширить

Минстрой может продлить беззаявительный порядок получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
Временный порядок предоставления субсидий на оплату ЖКУ действует до конца года. Также Минстрой предложил снизить максимально допустимую долю расходов россиян на оплату услуг ЖКХ в доходе семьи с 22% до 15%. Соответствующая инициатива, которая считается одним из предложений по антикризисным мерам в сфере ЖКХ, уже направлена в правительство.

С 1 января 2021 года предлагается изменить порядок предоставления субсидий гражданам, имеющим задолженность по оплате ЖКУ. Сейчас могут отказать при наличии даже небольшого долга, со следующего года субсидию не начислят лишь в случае наличия судебного акта о взыскании задолженности за период не более трех лет со дня обращения с пакетом документов.

Как получить жилье от государства?

Как получить жилье от государства?

Нуждающиеся в жилых помещениях москвичи могут претендовать на предоставление им жилья по договору социального найма. Это значит, что город бесплатно передает жилье в пользование нуждающимся на неограниченный срок. Его можно приватизировать, после чего жилье будет передано в собственность. Для получения помощи в улучшении жилищных условий семье нужно будет встать на жилищный учет.

Кто имеет право получить жилье от государства?

В Москве получить помощь в улучшении жилищных условий может семья, если:

  • размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы (для квартир – 10 кв. м, для коммунальных квартир – 15 кв. м);
  • заявители являются гражданами РФ и постоянно проживают в Москве не менее 10 лет;
  • заявители не совершали за последние 5 лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий;
  • заявители признаны малоимущими.

Предоставление жилых помещений в столице находится в компетенции Департамента городского имущества г. Москвы (далее – ДГИ г. Москвы).

Как встать на жилищный учет для получения жилья?

Заявитель и члены его семьи подают заявление через любой центр госуслуг «Мои документы» в Москве о признании их малоимущими в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма. К заявлению прикладываются документы о праве собственности на движимое и недвижимое имущество; документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи за 2 последних года.

Затем, уже после принятия решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими, они предъявляют заявление о постановке на жилищный учет в центр госуслуг «Мои документы». К нему прикладываются документы, подтверждающие жилищную обеспеченность и проживание в Москве не менее 10 лет.

Как определяется состав семьи заявителя?

До 2005 г., т.е. до момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ, проживающие в одной квартире граждане могли встать на жилищный учет как разные семьи. Сейчас такое невозможно. Согласно действующему законодательству те, кто зарегистрирован в одной квартире, являются одной семьей, – если, конечно, квартира не коммунальная. В судебном порядке установить факт проживания в квартире разных семей не получится.

Как понять, признают ли семью малоимущей?

Малоимущими для постановки на жилищный учет признает граждан ДГИ г. Москвы. Для этого необходимо, чтобы имущественная обеспеченность семьи была меньше общей стоимости жилого помещения, необходимого семье для обеспечения по норме предоставления жилплощади на одного человека.

Методика определения имущественной обеспеченности семьи: доход семьи (доходы за 2 последних года минус налоги) / 24 месяца – количество членов семьи X на величину прожиточного минимума, действующего на дату подачи заявления + стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи.

Методика определения общей стоимости жилого помещения, необходимого семье: норма предоставления жилплощади на одного человека X на количество членов семьи – общая площадь жилого помещения, в отношении которого члены семьи имеют самостоятельное право пользования.

Учитывается ли материальная обеспеченность супругов и детей членов семьи заявителя, которые не зарегистрированы с ними и на улучшение жилищных условий не претендуют?

При решении вопроса о признании семьи малоимущей ДГИ г. Москвы будет учитывать доходы и имущество супругов и детей членов семьи заявителя, не зарегистрированных совместно с желающими встать на жилищный учет.

Учитывается ли жилищная обеспеченность близких родственников, которые не проживают с заявителем и не претендуют на улучшение жилищных условий?

ДГИ г. Москвы учитывает жилищную обеспеченность детей и супруга заявителя, даже если они не проживают в одном жилом помещении с ним. Однако суды признают подобные действия департамента незаконными. В таких случаях выясняется, имеется ли у желающего встать на жилищный учет самостоятельное право пользования имуществом детей или супруга, которые не зарегистрированы в жилом помещении совместно с ним и на улучшение жилищных условий не претендуют (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 февраля 2020 г. по делу № 33-5255/2020).

А если кто-то из членов семьи не желает вставать на жилищный учет?

ДГИ г. Москвы без подписи этого члена семьи заявление не примет и не поставит на жилищный учет. Однако по этому вопросу имеется судебная практика, согласно которой такие действия департамента незаконны, гражданин может быть поставлен на жилищный учет исключительно при его желании. Но при этом жилищные и иные материальные условия члена семьи, не желающего вставать на жилищный учет, будут учитываться (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 января 2017 г. по делу № 33-2379/2017).

Как встать на жилищный учет, если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет?

Сделать это будет крайне проблематично. Если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет, ДГИ г. Москвы откажет в постановке на жилищный учет. На практике данный вопрос является спорным (Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 октября 2020 г. по делу № 02-5313/20, Апелляционное определение Московского городского суда от 2 марта 2018 г. по делу № 33-9343/2018).

Возможна и иная ситуация. Для ДГИ г. Москвы единственным доказательством длительного проживания в столице является регистрация по месту жительства. Но бывает так, что гражданин живет в Москве 10 лет или даже больше, а регистрации по месту жительства в течение необходимого времени не имеет. В этом случае можно обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания в Москве на протяжении 10 или более лет, предоставив доказательства (работа в городе, прикрепление к поликлинике, свидетельские показания). Однако, к сожалению, шансы на удовлетворение такого заявления крайне малы (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 февраля 2020 г. по делу № 33-6752/2020, Апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2019 г. по делу № 33-53649/2019).

Что считается ухудшением жилищных условий, влияющим на постановку на жилищный учет?

Это действия членов семьи заявителя, которые привели к отчуждению жилых помещений или уменьшению их площади, приходящейся на каждого члена семьи. После совершения таких действий встать на жилищный учет можно лишь по истечении 5 лет.

Важно отметить, что расторжение брака, если оно не повлекло уменьшение площади жилого помещения, согласно практике судов Москвы, не является ухудшением жилищных условий (Апелляционное определение Московского городского суда от 26 сентября 2019 г. по делу № 33-43229/2019, Апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2019 г. № 33-48324/19).

Ссылка на основную публикацию