Может ли сирота с двумя детьми рассчитывать не на однокомнатную, а на 2-х комнатную квартиру?
Здравствуйте! У меня такой вопрос. С января 2013года были приняты в силу поправки в законе по дополнительным гарантиям социальной поддержки детей-сирот. У меня есть двое разнополых детей(так уж сложилось что воспитываю я их одна) и все необходимые документы на приобретение жилья я уже подала. Когда мне сказали что мне поставили в список нуждающихся в жилье, я сразу же решила узнать сколько мне с детьми положено квадратов и какую квартиру мне будут выделять. И мне сказали что предоставлять будут только однокомнатные, не зависимо от того сколько у вас детей. Потому как строят только однокомнатные квартиры в специализированном фонде для детей -сирот. И сказали что жильё дают мне,а не моим детям. Но они ведь мои родные дети, почему их то не учитывают?
Скажите пожалуйста разве это будет справедливо,если например есть люди из числа детей-сирот без детей(т.е. только он один) получат однокомнатную квартиру и я с двумя разнополыми детьми тоже получу однокомнатную квартиру?!Почему не будут учитывать моих детей при получении жилья? В связи с этим мне хочется чтобы вы мне подсказали, на какую площадь я могу рассчитывать вместе со своими детьми? И Могу ли я вобще рассчитывать на двухкомнатную квартиру в рамках этого закона? Заранее спасибо.
Государственная социальная гарантия в виде благоустроенного отдельного жилого помещения предоставляется Вам, лицу из числе детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Наличие у вас детей, не влияет на размер предоставляемой площади. Однако, если впоследствии согласно нормативов и в установленном порядке ваша семья будет признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, вы вправе претендовать на такое улучшение в общем порядке согласно очередности.
Спасибо. То есть если я правильно понимаю,после того как мне предоставят специализированное жильё,но оно не будет соответствовать нормативам на меня и моих детей,то я могу подать заявку на улучшение жилищных условий,но уже на общих основаниях,так? Или же я всё таки не так поняла?
А не могли бы Вы приложить копию Вашего письма и ответ на него? Быть произошло недопонимание.
Потому что, как Вам уже указали наши эксперты, новый порядок жилищного обеспечения детей-сирот (действующий с 01.01.2013г) предполагает предоставление жилого помещения только льготнику из расчета нормы предоставления на него (Определение КС РФ от 24.01.2013 г. № 120-О )
Получается, что Вы как сирота можете получить квартиру только на себя, зарегистрировать в ней детей и снова встать на учет в качестве нуждающихся но уже в общем порядке.
Ознакомьтесь с данной проблемой:
Я мать-одиночка и сирота, в выделении жилья отказывают. Что мне делать? http://taktaktak.org/problem/2477
А вот у меня ещё такой момент. недавно я отправляла письмо на имя президента, хотелось точнее узнать сколько мне всё таки положено площади с двумя детьми. И на днях мне пришёл ответ где мне написали, что при выделении жилья мои дет тоже имеют право на квадратные метры. Т. е. если будут предоставлять,то и моих детей долны тоже учитывать. Как тогда быть? Заранее спасибо.
Наталья Беспалова, эксперт
Консультации и юридическая помощь по гражданскому, наследственному, жилищному, семейному, земельному, трудовому, корпоративному праву, составление исковых заявлений и иных документов, направление адвокатских запросов, правовой анализ документов и сопровождение сделок, представительство в.
Ирина Киршина, эксперт
Общий стаж работы – 10 лет.Два высших образования по специальностям:Международные отношения и Юриспруденция (НГУЭиУ).
7 сентября 2013, 05:16,
8 лет назад
Рейтинг: 5
Рейтинг обращения определяется активностью обсуждения: числом комментариев и одобрений (лайков).
Так-так-так — юридическая помощь онлайн © 2022 .
© Фонд Так-так-так .
Для писем: info@taktaktak.ru
Фонд «Так-так-так» является членом
Глобальной сети журналистских расследований
Ответственность за все материалы, опубликованные на сайте, несет Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению “Так-Так-Так”. 20.02.2017 г. Фонд «Так-так-так» внесен в Реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента. Фонд обязан размещать этот комментарий, исполняя требование существующего законодательства, но заявляет, что считает решение Минюста необоснованным и оспаривает его в суде.
Частые ошибки муниципалитетов в работе по предоставлению жилья детям-сиротам
Органы местного самоуправления часто выступают ответчиками в спорах о предоставлении жилого помещения детям-сиротам по договору найма. Судьи признают действия или бездействие чиновников незаконными и обязывают муниципалитет обеспечить сироту жильем. Как правило, это происходит из-за того, что органы МСУ неверно трактуют положения нормативных правовых актов.
Чтобы избежать судебных разбирательств, прочтите эту статью. Из первой ее части вы узнаете, в каких случаях муниципалитет обязан предоставить жилье сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Во второй части рассмотрим частые ошибки органов местного самоуправления. Мы составили их список на основе обзора, который Президиум Верховного суда выпустил в конце прошлого года.
В каких случаях обеспечить сироту жильем — обязанность местных властей
На заметку: Права сирот на жилое помещение установлены в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159‑ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа таких детей на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов РФ (п. 8 ст. 8 Закона № 159-ФЗ). Но регионы нередко делегируют государственные полномочия по обеспечению этих граждан жильем органам МСУ.
Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, вправе сохранять право собственности на жилое помещение или право пользования им. Если у такого ребенка жилья нет, он имеет право его получить (абз. 4 п. 1 ст. 155.3 СК). Жилые помещения в этом случае предоставляются из специализированного жилищного фонда (ст. 92 ЖК).
Муниципалитет должен выделить жилье тем, кто получил статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Этот статус присваивает орган опеки и попечительства. Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» определены в Законе № 159-ФЗ. Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах и иными основаниями.
На заметку: Если гражданин признан полностью дееспособным до совершеннолетия, он вправе получить жилье до достижения 18-летнего возраста
Орган МСУ должен обеспечить гражданина жильем, если он:
- имеет статус сироты или ребенка, лишенного родительской опеки;
- достиг возраста 18 лет;
- не является нанимателем по договору социального найма или собственником жилого помещения либо занимает по договору социального найма или по праву собственности жилье, проживание в котором признано невозможным;
- подал в орган опеки заявление о том, что нуждается в государственной поддержке в решении жилищной проблемы.
Тех, кто соответствует всем перечисленным критериям, местная администрация должна внести в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (абз. 1 п. 3 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).
Обеспечивайте граждан из списка жилыми помещениями по договорам найма. Такой документ имеет ограниченный срок действия — пять лет. Договор найма можно продлить на тот же срок неограниченное количество раз, если гражданину понадобится помощь в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления обстоятельств, которые указывают на наличие такой ситуации, устанавливает регион. При отсутствии таких обстоятельств по окончании срока договора жилье поступает в бессрочное пользование владельца (п. 6 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).
На заметку
Когда проживание в занимаемых помещениях признают невозможным
Проживание ребенка-сироты в жилом помещении признают невозможным в следующих ситуациях.
1. Сирота живет в этом помещении вместе с лицом или лицами, лишенным (-и) родительских прав в отношении этого ребенка.
2. В данном помещении живет человек, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним невозможно.
3. Помещение признано непригодным для проживания.
4. Площадь помещения в расчете на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы.
Иные обстоятельства могут быть установлены региональным законом.
Частые ошибки, из-за которых местные администрации проигрывают суды
Теперь рассмотрим пять типичных ошибок, которые муниципалитеты допускают в работе по обеспечению сирот жильем.
Ошибка 1. Сироте пообещали предоставить жилье в порядке очереди
Квартира положена сироте по достижении возраста 18 лет, а не когда до него дойдет очередь
Предоставить жилье сироте нужно, когда ему исполнится 18 лет. Если человек находился в образовательном или медицинском учреждении, учреждении социального обслуживания, выделите жилье, когда срок пребывания сироты в этой организации закончится. Если сирота получал профессиональное образование или проходил военную службу по призыву, обеспечьте его жильем после окончания обучения или службы. Сироте, который отбывал наказание в исправительном учреждении, надо предоставить жилье после освобождения (абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).
Поставить сироту в очередь вместе с другими нуждающимися в жилье — ошибка. Это подтвердил Верховный суд.
ПРИМЕР 1. Сироту включили в список детей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Хотя гражданину исполнилось 18 лет, жильем его не обеспечили. Сирота обратился в суд с иском к органу власти.
Суд первой инстанции иск удовлетворил. Он пришел к выводу, что у истца есть право на обеспечение жилым помещением по договору найма, но такое право должно быть реализовано в порядке очередности. Суды апелляционной и кассационной инстанций с этим согласились. Но Верховный суд отменил их постановления и направил дело на новое рассмотрение.
Верховный суд указал, что федеральное и региональное законодательство очередность реализации права сирот на жилые помещения не предусматривает. Когда нижестоящие суды вынесли решения с формулировкой «в порядке очередности», они нарушили право истца на обеспечение жильем (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 08.12.2022 № 16-КГ20-25-К4).
Ошибка 2. Предоставили сироте помещение в аварийном доме
Обязанность по обеспечению жильем ребенка, оставшегося без родителей, не считается исполненной, если ему дали непригодную для проживания квартиру. Например, нельзя выделить такому гражданину квартиру в аварийном доме.
Документ: Президиум Верховного суда включил этот кейс в пункт 10 своего обзора судебной практики от 23.12.2022 (далее — Обзор)
ПРИМЕР 2. Дети-сироты получили помещения в доме, признанном аварийным. В их интересах в суд обратился прокурор. Он потребовал от органа власти предоставить сиротам другие жилые помещения, пригодные для проживания и отвечающие требованиям законодательства, санитарным и техническим нормам.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление прокурора. Их поддержал и Верховный суд. Он указал, что предоставленные сиротам жилые помещения не отвечали требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, не были пригодными для проживания. Суд возложил на орган власти обязанность предоставить этим гражданам жилье, пригодное для проживания.
Ошибка 3. Отказали сироте, который временно живет у родственников
Часто сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, временно проживают у родственников. Лишать человека права на предоставление жилья на этом основании — нарушение.
Документ: Решение в пользу сироты, временно проживающего у родственницы, — в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 02.10.2018 № 41-КГ18-36
ПРИМЕР 3. Сирота проживал вместе со своей сестрой в квартире, принадлежащей ей на праве собственности. На этом основании местная администрация отказала ему в предоставлении жилого помещения. Кроме того, администрация указала на то, что у матери и отца сироты в собственности были земельные участки. Как наследник первой очереди, он имеет возможность наследовать это имущество.
Суд первой инстанции признал отказ незаконным. Сирота не владел жилым помещением по договору найма или по праву собственности, не имел иного права пользования им. Поэтому истец не утратил право на предоставление жилого помещения по договору найма.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал истцу в удовлетворении иска. Истец вселен в квартиру его сестры в качестве члена семьи и имеет равное с ней право пользования квартирой. На истца приходится общая площадь жилого помещения, которая больше учетной нормы, установленной в городе. Суд также указал на право истца наследовать земельные участки после смерти его родителей.
Верховный суд отменил апелляционное определение и оставил в силе решение суда первой инстанции. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, если не являются:
- собственниками жилья;
- нанимателями по договору социального найма;
- членами семьи такого нанимателя.
Это правило установлено в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ. Право на получение недвижимости как у сироты у истца осталось. То, что он наследник земельного участка, в данном случае неважно.
Ошибка 4. Неправомерно исключили сироту из списка
Исключить сироту из списка тех, кого муниципалитет должен обеспечить жильем, можно только в пяти случаях.
1. Сироте предоставили жилое помещение в собственность или по договору социального найма.
2. Гражданин утратил основания для предоставления благоустроенного жилого помещения.
3. Гражданина включили в список в другом регионе или муниципалитете в связи со сменой места жительства.
4. Сирота больше не является гражданином России.
5. Сирота умер или был объявлен умершим.
Если сирота обеспечен жильем площадью менее учетной нормы, то его нельзя исключить из списка на получение квартиры из специализированного жилищного фонда.
Документ: Ситуацию, в которой судьи обязали включить сироту в список, Верховный суд описал в пункте 4 Обзора
ПРИМЕР4. Гражданина включили в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению помещениями специализированного жилищного фонда. На тот момент у него в собственности была 1/4 доля в жилом помещении общей площадью 29,9 кв. м. Таким образом, сирота был обеспечен жилым помещением площадью менее учетной нормы. Местная администрация и собственники квартиры заключили договор мены в рамках переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Собственники получили взамен своего старого жилья другую квартиру, общей площадью 34,2 кв. м. В результате сирота получил в общую долевую собственность 1/4 долю этой квартиры. На этом основании чиновники исключили его из списка. Сирота обратился в суд.
Суд удовлетворил иск и обязал орган власти включить сироту в список. Проживание сироты в жилом помещении признается невозможным, если общая площадь этого помещения в расчете на одного жильца меньше учетной нормы. Это правило действует и в случае, если сирота — собственник доли в помещении (подп. 3 п. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ). Общая площадь предоставленной по договору мены квартиры в расчете на каждого из проживающих в ней собственников по-прежнему меньше учетной нормы. Поэтому истец не утратил право на обеспечение его жилым помещением.
Ошибка 5. После смерти сироты отказали его семье в праве заключить договор социального найма
Жилье сироте выделяют временно по договору найма. Этот человек вправе жить в предоставленном помещении вместе с семьей. В случае смерти сироты члены его семьи вправе требовать, чтобы муниципалитет заключил с ними договор социального найма.
ПРИМЕР 5. Администрация района предоставила женщине как ребенку-сироте квартиру по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. В договор были включены не только сама женщина, но и ее супруг, а также двое их несовершеннолетних детей. Через год женщина умерла. Вдовец обратился в местную администрацию. Он попросил заключить с ним и его несовершеннолетними детьми договор социального найма занимаемого жилого помещения. Но администрация такой договор не заключила. Вдовец обратился с иском в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований. Но суд апелляционной инстанции поддержал вдовца.
Сирота со своей семьей проживала в предоставленной квартире, несла расходы по оплате ЖКУ. Включив детей и супруга в договор найма, она при жизни определила квартиру в качестве их постоянного места жительства и признавала за ними право пользования квартирой.
После смерти сироты члены ее семьи сохранили право пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда. А после истечения срока договора они приобрели право на заключение договора социального найма в отношении такого помещения (ч. 3, 4 ст. 109.1 ЖК).
Если у ребёнка есть доля на квартиру, положено ли ему жильё?
Согласно ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, скорее всего, ребенок не будет поставлен на очередь в качестве нуждающегося.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Оставить комментарий Отменить ответ
Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Счетная палата померила сиротские метры
Счетная палата сочла неэффективной сложившуюся практику обеспечения жильем детей-сирот. В отдельных регионах срок ожидания ими собственной квартиры может превышать 20 лет. И ситуация ухудшается с каждым годом
Количество детей-сирот, которые имеют право на получение жилья, но не получили его, в России ежегодно растет, следует из отчета Счетной палаты, посвященного положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (есть у РБК).
За 2019 год число детей-сирот, у которых право на получение жилья возникло, но не реализовано, увеличилось. Если на 1 января 2019 года таких было около 175 тыс. человек, то на начало 2022 года — уже 191 тыс. Общая численность стоящих на учете на получение квартир за последние пять лет выросла почти на 50 тыс. человек, из них 68% — старше 18 лет.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 14 лет попадают в очередь на жилье, а с момента наступления совершеннолетия имеют право на получение постоянного жилья. Список детей-сирот, которым необходима жилплощадь, формируется с 2013 года. На момент начала 2022 года на учете стоят 279 тыс. детей-сирот, которые нуждаются в квартирах.
Недостаток финансирования и 20-летнее ожидание
Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно. По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.
Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета. А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%. Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.
По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.
Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.
Отсутствие предложений на рынке и пустующий фонд Минобороны
Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.
В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.
Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.
В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.
Что предлагает Счетная палата
В декабре 2019 года тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение до 2025 года обеспечить жильем детей-сирот, тем самым ликвидировать «квартирную задолженность» перед ними. Для этого Счетная палата предлагает создать «дорожную карту», которая должна включить в себя:
- возможность обеспечить жильем детей-сирот с учетом их переезда в регион, в котором есть необходимое жилое помещение, социальная инфраструктура, а также возможность занятости;
- единые подходы при предоставлении временных жилых помещений или компенсации расходов на аренду квартиры до момента получения постоянного жилья;
- «социальный портрет» сироты в возрасте от 18 до 23 лет, который учитывал бы состав семьи, наличие детей и возможность переезда в другой регион;
- упрощение процедуры закупки жилья у физического лица;
- ответственность для должностных лиц при приобретении для детей-сирот жилья по завышенным ценам или некачественного;
- для сирот старше 23 лет возможность предоставления «жилищного сертификата», то есть средств, соразмерных стоимости квартиры.
Что делает Министерство просвещения
Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.
«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2022 года», — пояснил Басюк.
Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.
Что предлагают делать эксперты
Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.
Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.
По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования. «При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено. Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.
Получение квартиры сироте при замужестве
Сирота стоит в очереди на получении квартиры, в настоящий момент выходит замуж. У мужа в наличии квартира в ипотеке. Сохраняет ли сирота право на получение квартиры?
Сохраняет признанное ранее за ней право, вступление в брак не основание для лишения ее такового.
Если же снимут с очереди, такое решение нужно признавать незаконным в судебном порядке.
9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом это право также гарантируется Конституцией РФ, статьей 40:
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
При этом что касается снятия граждан с учета в связи с вступлением их в брак и наличии у их супругов жилых помещений, это уже было предметом судебного рассмотрения Верховного Суда РФ:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2011 г. N 5-В11-59
Телегина Р.М. считает, что при определении размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена ее семьи, префектурой была неправомерно учтена жилая площадь квартиры, в которой зарегистрирован муж ее дочери.
Дочь Телегиной Р.М. 05 августа 2006 г. вступила в брак с Т. после заключения брака ей присвоена фамилия Твердова (л.д. 19) Т. — муж Твердовой О.Н. зарегистрирован совместно с родителями в трехкомнатной квартире общей площадью 76,6 кв. метра, расположенной по адресу: <. >(л.д. 12). Данная квартира находится в собственности родителей Т. (л.д. 20, 21).
Распоряжением префекта ВАО г. Москвы от 24 июня 2008 г. N 2757ж (л.д. 34) семья Телегиной Р.М. (2 человека) была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для принятия указанного решения послужило то обстоятельство, что муж Твердовой О.Н. — Т. зарегистрирован совместно с родителями в трехкомнатной приватизированной квартире общей площадью 76,6 кв. метра, с учетом площади которой на каждого члена семьи Телегиной Р.М. стало приходиться более 18 кв. метров общей площади жилого помещения (18,4 кв. метра), что превышает учетную норму площади жилого помещения на человека, установленную законом.определила:
решение Преображенского районного суда г. Москвы от 16 июня 2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 ноября 2009 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковое заявление Телегиной Р.М. Признать незаконным распоряжение префекта Восточного административного округа г. Москвы от 24 июня 2008 г. N 2757ж «О снятии с учета нуждающихся по улучшению жилищных условий семьи Телегиной Р.М. (2 человека)». Обязать префекта Восточного административного округа г. Москвы восстановить семью Телегиной Р.М. (2 человека) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условии.
http://www.consultant.ru/cons/.
Здравствуйте. Факт того, что Вы выходите замуж никак не влияет на Ваш статус «сирота». Соответственно после заключения брака прав на получение жилого помещения за Вами сохраняется. Данная гарантия закреплена в ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Квартира же мужа, а не Ваша. Так что снять с очереди не должны. При снятии с очереди данное решение можно будет обжаловать через прокуратуру, ну и параллельно в судебном порядке.
С учета не могут снять, если признают проживание в ранее занимаемом жилом помещении невозможным — см. Закон Хабаровского края от 10.12.2012 N 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае»:
Статья 2. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном настоящим законом, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Добрый день, Виталий!
Правильно понимаю, что если сирота не является собственником жилья, при наличии мужа с жильем в ипотеке, за ней сохраняется право на получение жилья?
Здесь несколько шире сформулирована норма — если не является собственником или членом семьи собственника и при условии, что ранее занимаемое помещение непригодно для проживания — так указано в законе
Если будут основания- сохранит право, если не будет-не сохранит
В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ-
Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, если общая площадь квартиры мужа будет менее учётной нормы по региону для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий-то сохранит право, а если более-тогда не сохранит.
При указанных обстоятельствах есть смысл подумать над тем чтобы повременить с официальной регистрацией брака до получения квартиры, вполне возможно пожить и «гражданским браком»
До какого возраста сирота может рассчитывать на бесплатное жилье от государства: программа для детей и законы
Сиротам предоставляются квартиры из городского жилфонда. Помещения передаются в социальную аренду по договору на определенный период, после чего возможно бессрочное пользование.
Как сиротам получить жилье?
Государство гарантирует помощь самым незащищенным категориям граждан. Среди них – сироты. До своего совершеннолетия они находятся на полном обеспечении детских домов.
После выпуска из учреждений региональные власти обязаны выделить каждому нуждающемуся квартиру. Но зачастую получение жилья является невероятно сложной проблемой.
Предоставление жилья детям-сиротам в 2019 году – основания и закон
Специалисты администраций, ответственные за предоставление жилья выпускникам сиротских учреждений, принимают решения, согласно следующим законодательным актам:
Дети, не имеющие жилья, становятся в очередь ожидания с 14 лет. Если раньше после 23 лет из списка автоматически выбывали, то новые поправки наделили правом ожидать получения квартиры.
Определение сироты
Данный статус присваивается несовершеннолетним гражданам, которые потеряли своих родителей. Причины их исчезновения бывают разные:
- смерть;
- лишение прав;
- утрата дееспособности;
- отбывание тюремного срока;
- тяжелое заболевание;
- пропажа без вести.
Детям предоставляется право на государственную поддержку только после признания опекой ребенка сиротой и присвоения соответствующего статуса.
Основные законы и необходимость изменения в них: программа об обеспечении сирот жильем
С новыми поправками в законе, дети, являющиеся владельцами жилых помещений либо родственниками таких лиц, не могут пользоваться льготным получением жилья. Но если этим сиротам невозможно проживать на собственной территории или у родных людей, право на обеспечение помещением он не теряет. Однако сначала необходимо подтвердить наличие объективных причин.
Областные власти предоставляют квартиры, полностью соответствующие разработанным нормативам. Их дают лицам, которые достигли совершеннолетия либо младше, но дееспособным.
Жилые объекты полагается распределять поочередно. В качестве основания для жительства подписывается договор социального найма. Документ действует всего 5 лет. Потом появляется возможность продлить соглашение на бессрочное время.
Кому положено жилье от государства
В законе говорится: если сироты не обладают собственным имуществом либо не могут переехать на места возможного проживания, они становятся претендентами на квартиры.
По нормам закона сироты обеспечиваются жильем из муниципального жилфонда, при условии его наличия. Вместо квартиры власти вправе выдать сертификат с целевыми средствами. Деньги разрешается расходовать только для покупки жилой недвижимости.
Ограничения по возрасту для обеспечения помещением для проживания
Новые изменения законодательства позволили сиротам, которым исполнилось 23 года, не выбывать автоматически из списка ожидания квартиры. Теперь потерять место в очереди можно, если молодой человек более не нуждается в государственном жилье по различным причинам.
Имущественные критерии и права
До выдачи жилплощади сироты проверяются на наличие других имущественных прав. Для этого выясняется:
- имеет ли соискатель или его родственники помещение во владении / соц.аренде;
- какие условия проживания у указанной категории граждан.
Наличие у претендента жилплощади не значит, что сирота стопроцентно не попадет в лист ожидания. Имеющееся помещение должно быть достаточного размера, соответствовать санитарным требованиям.
Ограничения, связанные с имеющимся жильем
Бывают ситуации, когда сироты не могут пользоваться той площадью, которой обладают они или их родственники. К вредящим обстоятельствам относят:
- проживание с тяжело болеющим человеком;
- нахождение рядом родителей, лишившихся прав на ребенка (соискателя жилья);
- дом признан аварийным;
- несоответствие санитарным нормам;
- недостаточная площадь для нормального проживания.
Обстоятельство, мешающее сироте жить на собственной территории, необходимо документально подтвердить.
Как реализуется предоставление жилья на практике
Решение жилищного вопроса начинается, когда сирота достигает положенного возраста – 18 лет. Дети могут встать на очередь раньше, если они получат полную дееспособность.
Законом установлено, что сиротам надо выдавать только полноценные квартиры. Комнаты предоставлять запрещено.
С новыми изменениями порядок передачи жилплощади стал более совершенным. Теперь полученную квартиру невозможно передать посторонним лицам.
Муниципалитет обеспечивает сирот квартирами по договорам найма на 5 лет. Только после истечения этого срока появляется право пользоваться жильем бессрочно.
Лучше не пропускать время постановки на очередь. Невостребованное право после достижения 23 лет аннулируется.
Куда обратиться
Именно региональные власти обязаны обеспечивать сирот жилплощадью. Поэтому в субъектах самостоятельно разрабатывается порядок взаимодействия с сиротами, нуждающимися в квартирах. Эта работа поручается разным службам. Но обычно, за нее берется опека.
Документы надо собирать за один год до совершеннолетия либо сразу же после наступления этого возраста. Но лучше еще раньше в 14 лет, ведь власти принимая положительное решение, ставят сироту в очередь на получение жилья на будущий год. Если в области скудный жилфонд, то процесс затягивается на несколько лет.
Список и его формирование
В 2013 году Правительством РФ отменено выделение квартир без соблюдения очередности. Список формируется по общепринятому порядку из сирот, которые нуждаются в социальном жилье.
Процесс можно ускорить, если подать документы с наступлением 14-летнего возраста.
Заявление — порядок предоставления
Заявление составляется сиротой собственноручно в свободной форме, так как унифицированного бланка не существует. В документе обязательно указываются следующие сведения:
- ФИО;
- паспортные данные;
- реквизиты справки, подтверждающей сиротский статус;
- просьба о выделении жилплощади;
- дата.
Какие документы нужны
В опеку сдаются следующие бумаги:
- паспорт;
- справка о составе семьи;
- подтверждение сиротского статуса;
- выписка из росреестра об отсутствии права собственности на недвижимость;
- свидетельство о браке, рождении ребенка (если есть);
- справка от работодателя / центра занятости или из образовательного учреждения.
Подать заявление вправе сироты, их законные представители. При истечении 3-месячного срока после исполнения ребенку 14 лет, этим же правом наделяются органы опеки.
Какие квартиры дают
Жилье положено выдавать в районе нахождения службы, поставившую ребенка на очередь. Квартирам полагается быть отдельными, а также санитарно и технически соответствовать разработанным нормам.
Сколько квадратных метров положено
Помещения выделяются в зависимости от состава семьи:
- один человек – 36 кв.м.;
- два – 42 кв.м.;
- три и более – 42 кв.м. + 12 кв.м. на жильца.
Очередь для детей, оставшихся без попечения родителей
Учет сирот проводится опекой. Госслужащие обязаны тщательно осуществлять контроль над соблюдением жилищного права каждого ребенка.
Молодые люди получают квартиры, согласно общей очереди. Сначала сироты, стоящие в списке впереди, обеспечиваются жильем, затем следующие очередники имеют возможность получить новое жилье.
Кому полагается жилье вне очереди – новый закон о предоставлении
Право получения возникает в день совершеннолетия, т.к. именно в этом возрасте люди становятся полностью дееспособными. Однако ничто не мешает детям получить дееспособность раньше: жениться, трудоустроиться или стать индивидуальным предпринимателем.
Поправки в закон лишили сирот возможности получать жилье без очереди. Чтобы после наступления 18 лет обрести помещение быстрее, надо подавать заявление с 14 лет.
Порядок предоставления
Квартиры выдаются сиротам в социальный найм. Полученную площадь нельзя оформить на себя или передать третьему лицу. Соглашения заключаются на 5 лет, после истечения которых можно оформить квартиру в бессрочное пользование.
Когда в городе не хватает социального жилья, то вместо помещения могут выдаваться денежные компенсации.
В случае отказа в помощи
В таких случаях необходимо составить жалобу и передать ее вышестоящему руководству или прокуратуру. Этот госорган контролирует деятельность исполнительной власти и обязан тщательно следить за порядком выделения сиротам жилых помещений.
Что делать, если не дают жилье, положенное по праву сироте
Во всех регионах случается, когда на всех не хватает квартир в жилфонде. Право на жилье есть и оно зарегистрировано, а помещений фактически нет. В такой ситуации остается ожидать окончания строительства домов.
Многие юристы советуют отправлять письма Президенту губернатору, градоначальнику, обращаться к региональным депутатам.
До скольки лет сирота может рассчитывать на жилье от государства и может ли получить после 23 лет?
Претендовать на выдачу жилых объектов недвижимости сироты могут даже полностью дееспособными и трудоустроенными. Раньше делалось возрастное ограничение до 23 лет, после наступления которых молодые люди теряли свое право. Новые поправки позволяют сиротам ожидать положенное жилье до фактического его получения, т.е. с исполнение 23-летнего возраста право больше не утрачивается.
Какие квартиры дают сиротам
Выделяемые помещения должны быть:
- обособленными;
- подключены к необходимым коммуникациям;
- располагаться в районе проживания ребенка.
Сколько квадратных метров положено минимально
Относительно общей площади, нормы жилого объекта такие:
- 1 человек – 36 кв.м.;
- 2 – 42 кв.м.;
- 3 и больше – 42 кв.м. + 12 кв.м. на каждого домочадца.
Согласно правилам, жильем полагается обеспечивать детей, своевременно заявивших о своей нуждаемости. Для передачи заявления установлен временной срок: с 14 до 23 лет. Госслужащие строго учитывают очередность. Сироты не выбывают из списков, пока им не предоставят положенное жилье.