Административная Ответственность Заказчика

Штрафы для заказчиков по 44‑ФЗ

Закон № 44-ФЗ устанавливает строгие правила проведения госзакупок. За их нарушение заказчика привлекут к ответственности: от дисциплинарной до уголовной (ст. 107 44-ФЗ). Чаще всего к госзаказчикам применяют денежное наказание. От них требуют выплатить административный штраф (фиксированная сумма) или пени (плата за каждый день просрочки).

Штрафы для заказчиков

Штрафные санкции к заказчику применят за нарушение 44-ФЗ на любом этапе закупки:

  1. При планировании закупок и составлении планов-графиков.
  2. Выборе способа закупки, расчете НМЦК.
  3. Во время проведении тендера, заключения и оплаты контракта.
  4. При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.

Санкции для заказчиков прописаны в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно нему, заказчикам-нарушителям почти всегда назначают штраф, в редких случаях — дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Привлечь сотрудника к ответственности могут и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения — в течение 1 года.

Штрафы организациям назначают реже, потому что тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если правонарушение серьезное, то к ответственности привлекут и сотрудника, и организацию.

Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. рублей, для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.

Отметим, что санкции за нарушения в госзакупках применяют и к подрядчикам. Размер штрафа по 44-ФЗ для поставщиков чаще всего сопоставим с суммой штрафа для заказчика. Но он устанавливается не КоАП, а рассчитывается от цены контракта по правилам из постановления Правительства №1042 .

Наказание за срыв сроков оплаты

Заказчики должны оплачивать контракты в четкие сроки. Правила устанавливает ст. 34 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 дней со дня подписания актов о приемке, для закупок среди СМП — до 15 дней. Если сорвать сроки, то заказчика привлекут к ответственности по ст. 7.32.5 КоАП.

Наказание назначат сотруднику, который оплатит контракт позже срока или нарушит порядок оплаты, — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его дисквалифицируют на срок от 1 до 2 лет.

Кроме того, поставщик может потребовать с заказчика пени, если тот оплатит контракт с опозданием (ч.5 ст.34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, в том числе праздничные и выходные дни по формуле: 1/300 действующей ключевой ставки Центробанка РФ * от неуплаченной в срок суммы. Пени не начислят за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Отдельно заказчику начислят штраф, если он не выполнит свои обязательства по контракту. Размер штрафа рассчитывается по правилам из постановления Правительства № 1042 (п.9):

  • 1 тыс. руб., если итоговая цена контракта не больше 3 млн руб.;
  • 5 тыс. руб., если цена контракта 3-50 млн руб.;
  • 10 тыс. руб., если цена — 50-100 млн руб.;
  • 100 тыс. руб., если цена — более 100 млн руб.

При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна превышать цену контракта (п.12 ПП №1042).

Чтобы не ошибиться в сроках оплаты контракта и избежать штрафов, заранее рассчитайте даты этапов закупки и следите за ними. Быстро спланировать сроки поможет бесплатный калькулятор сроков в онлайн-сервисе для госзаказчиков Контур.Снаб.

Таблица штрафов КоАП по 44-ФЗ с изменениями 2019 года

Неправильный выбор способа закупки

В план-график или план закупок включены:

  • один или несколько объектов закупки, которые не соответствуют целям осуществления госзакупок;
  • объекты, не соответствующие требованиям к закупаемым товарам и услугам, установленным законодательством;
  • НМЦК без обоснования или с обоснованием, противоречащим законодательству (требование относится и к контрактам с единственным поставщиком).

Нарушения при подготовке закупки: обоснование НМЦК, размещение документов, установка требований и утверждение документации

  • не более чем на 2 рабочих дня
  • более чем на 2 рабочих дня
  • не более чем на 1 рабочий день
  • более чем на один рабочий день
  • требований 44-ФЗ,
  • порядка предоставления документации конкурса или аукциона,
  • порядка разъяснения положений документации,
  • порядка приема заявок на участие и окончательных предложений.
  • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений,
  • требования к участникам закупки,
  • требования к размеру обеспечения заявок на участие,
  • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта,
  • требования о предоставлении в заяве документов, не предусмотренных 44-ФЗ.

Нарушения при составлении плана-графика

Нарушения при проведении закупки: от размещения извещения до подписания протокола

Участник не допущен к участию в закупке, отстранен от участия или его заявка признана ненадлежащей по основаниям, не предусмотренным 44-ФЗ.

По 44-ФЗ участника не должны были допустить к участию в закупке, но его заявка признана надлежащей.

Нарушен установленный документацией порядок:

  • вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам,
  • рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений.
  • для аукциона и конкурса
  • для запроса котировок и запроса предложений
  • не более чем на 2 рабочих дня
  • более чем на два рабочих дня

Нарушение сроков возврата обеспечения заявок

  • не более, чем на 3 рабочих дня,
  • более, чем на 3 рабочих дня.

Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов

  • Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг.
  • Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг
  • Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП

Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)

Закупки по 44-ФЗ в сфере энергоснабжения

Закупки у СМП

Невыполнение в срок законного предписания

Нарушения при предоставлении информации в ФАС

Как оспорить наказание

Нарушения в работе заказчика обычно выявляют сотрудники ФАС или прокуратуры во время проверок. Тогда антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении, рассматривает его и назначает штраф заказчику или его сотрудникам. При этом к ответственности не привлекут, если нарушение выявлено спустя 1 год с момента его совершения.

Наказание можно оспорить в суде. Точно делать это стоит в трех случаях:

Если штраф назначили незаконно — истек срок давности, сотрудник не виновен и т.д.

Если нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении оформили неверно, обвиняемого не уведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.

Если заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимой силы или по вине поставщика. Эти смягчающие условия прописаны в ч.9 ст. 34 44-ФЗ.

При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. В судебной практике есть примеры, когда в первом случае суд снизил сумму штрафа, во втором — вообще отменил наказание.

Оспорить постановление об административном правонарушении нужно в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление вступит в силу.

Как заплатить штраф

Оплатите штраф в течение 60 дней после того, как административное постановление вступило в силу. Если для штрафа предусмотрена рассрочка или отсрочка, то заплатить его нужно не позднее, чем через 60 дней после истечения их срока.

Реквизиты для оплаты штрафа указаны в административном постановлении. При перечислении денег пропишите назначение платежа — номер и дата постановления ФАС.

Самый удобный способ заплатить штраф — перечислить деньги через портал Госуслуг или мобильные банки. Найдите в них раздел «Платежи» / «Штрафы» / «Налоги» и следуйте инструкции. Также оплатить штраф можно в банкоматах и отделениях банков, но за услугу могут взять комиссию.

Перевод денег занимает до 5-7 дней. Проверить, прошла ли оплата, можно на сайте Службы судебных приставов или портале Госуслуг.

Если не оплатите штраф или сделаете это позже срока, то судебные приставы увеличат сумму взыскания или назначат до 50 часов обязательных работ или 15 суток ареста.

Чтобы быстро организовать закупку без ошибок, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков Контур.Снаб. Он подберет актуальные коды в классификаторах ОКПД-2 и КТРУ, рассчитает НМЦК и спланирует сроки закупки.

Статья 7.30. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ наименование статьи 7.30 настоящего Кодекса изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

Статья 7.30. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7.30 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ часть 1 статьи 7.30 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

1. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – единая информационная система в сфере закупок) информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 настоящей статьи, не более чем на два рабочих дня –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц – пятнадцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ часть 1.1 статьи 7.30 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

1.1. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 настоящей статьи, более чем на два рабочих дня –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ часть 1.2 статьи 7.30 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

1.2. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не более чем на один рабочий день –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей; на юридических лиц – десяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ часть 1.3 статьи 7.30 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

1.3. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) более чем на один рабочий день –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 318-ФЗ в часть 1.4 статьи 7.30 настоящего Кодекса внесены изменения

1.4. Размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 – 1.3 и 1.7 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 318-ФЗ статья 7.30 настоящего Кодекса дополнена частью 1.5

1.5. Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 318-ФЗ статья 7.30 настоящего Кодекса дополнена частью 1.6

1.6. Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 318-ФЗ статья 7.30 настоящего Кодекса дополнена частью 1.7

1.7. Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ часть 2 статьи 7.30 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

2. Отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части – отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, –

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ часть 2.1 статьи 7.30 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

2.1. Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ часть 3 статьи 7.30 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

3. Неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – пятисот тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ часть 4 статьи 7.30 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

4. Установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ часть 4.1 статьи 7.30 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

4.1. Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ часть 4.2 статьи 7.30 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

4.2. Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Ответственность за нарушение 44-ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам

Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 10 февраля

Ответственность за нарушение 44-ФЗ: что говорит закон

Ответственность за нарушение 44-ФЗ: что говорит закон

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Самые распространенные нарушения 44-ФЗ и ответственность за них
  • Ответственность за нарушения возврата обеспечения заявки по контракту
  • Расчет пеней на штрафы по 44-ФЗ
  • Уголовная ответственность за нарушения 44-ФЗ

Ответственность за нарушения 44-ФЗ может быть административной и уголовной. До недавнего времени существовал только первый вариант ответственности – административная, но с 2018 года за определенные нарушения введена и уголовная.

При этом любой вид ответственности распространяется на обе стороны – заказчика и исполнителя. 44-ФЗ строго регламентирует действия участников торгов, поэтому за его нарушения предусматриваются довольно крупные штрафы и пени. В нашей статье мы расскажем, какие действия могут привести к их начислению и за что предусмотрено уголовное преследование.

Самые распространенные нарушения 44-ФЗ и ответственность за них

  • Несоблюдение законодательных норм на стадии планирования

Заказчик обязан составлять план закупок и план-график. Если данная работа проведена с ошибками либо отсутствует какой-нибудь из документов, то это расценивается как административное нарушение и в соответствии со ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях наказывается штрафом в размере 20 000–50 000 рублей.

Какие именно недочеты при оформлении плана и плана-графика приводят к подобным санкциям? Прежде всего, это отражение в документации закупок, не отвечающих требованиям нормативных актов и самой закупочной деятельности. Также нарушением является необоснованная начальная (минимальная) цена контракта. В том случае, когда обоснование НМЦК и самого предмета сделки по сути выполнено верно, но не соблюдена должная форма, штраф все равно будет, только в меньшем размере – 10 000 рублей.

Несоблюдение законодательных норм на стадии планирования

Помимо этого, за другие нарушения на стадии планирования на виновных также накладываются штрафы:

  • процедура общественного обсуждения закупки была нарушена либо не соблюдены ее сроки — 30 000 рублей;
  • план закупок и план график опубликованы в ЕИС позднее установленных сроков — 5 000–30 000 рублей.
  • Неверный выбор процедуры для определения исполнителя

Ошибка в выборе процедуры наказывается в соответствии со статьей 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом штраф придется заплатить и контрактному управляющему, и самой организации:

  • 30 000 рублей для должностного лица;
  • 50 000 рублей для юридического лица.

В частности, заказчик по закону имеет право организовать запрос котировок, только если НМЦК меньше 500 000 руб. Если организация, проводящая закупку на большую сумму, использует эту процедуру, то придется заплатить штраф. Также к санкциям приведет подписание договора с единственным поставщиком, когда на основании требований закона исполнитель контракта должен выбираться через конкурентную процедуру. Заказчика оштрафуют и в том случае, если он проведет закрытый конкурс, хотя по закону тендер должен быть открытым. Нарушением является организация двухэтапного конкурса вместо простого.

Заказчик может не соблюсти процедуру на этапе согласования конкурсной документации с контролирующими службами. В этом случае предусмотрена такая же административная ответственность за нарушение 44-ФЗ.

  • Несоблюдение требований закона в ходе закупочных процедур

В законе установлены сроки, в которые заказчик должен разместить в ЕИС информацию и пакет документов по закупке. Нарушение этого требования наказывается штрафами на основании статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Задержка менее 2 дней с публикацией сведений относительно открытого конкурса и аукциона влечет наложение штрафа:

  • 5 000 рублей на должностное лицо;
  • 15 000 рублей на организацию.

То же самое нарушение с просрочкой более 2 дней наказывается штрафом:

  • 30 000 рублей на должностное лицо;
  • 100 000 рублей на организацию.

Если заказчик опоздал с публикацией в пределах одних суток, а исполнителя выбирает через запрос котировок и запрос предложений либо проводит сделку с единственным поставщиком, то налагается штраф:

  • 3 000 рублей на должностное лицо;
  • 10 000 рублей на организацию.

То же самое нарушение с просрочкой более одного дня наказывается штрафом:

  • 15 000 рублей на должностное лицо;
  • 50 000 рублей на организацию.

Если заказчик при проведении открытого конкурса или аукциона ошибется при подготовке документации, укажет неверные сведения, то ответственный специалист будет оштрафован на 15 000 рублей, а организация на 50 000 рублей. В таком же размере наказываются нарушения, допущенные при приемке заявок и при даче разъяснений участникам при проведении указанных процедур.

Несоблюдение требований закона в ходе закупочных процедур

Любая закупка может быть проинспектирована уполномоченными органами. Если по результатам выносится предписание, заказчик обязан его учесть. При неисполнении данного требования ответственный специалист будет оштрафован на 30 000 рублей. С такой же суммой придется расстаться контрактному управляющему, если он забудет включить закупку в план-график или опубликует в ЕИС извещение о конкурентной процедуре раньше положенного срока. Последний момент актуален в том случае, когда изменяется план-график – если информация по закупке была откорректирована, размещать извещение можно не раньше чем через 10 дней.

Ответственность заказчика за нарушение 44-ФЗ предусмотрена и за несоблюдение требований при оценке заявок. Организатор тендера не имеет права без оснований не принять заявку либо, наоборот, допустить к участию субъекта, не соответствующего условиям закупки. Нарушение данного положения наказывается штрафом в размере 1 % от НМЦК (минимум 5 000 рублей, максимум 30 000 рублей). В таком же порядке применяются санкции к заказчику, который не соблюдает процедуру открытия доступа к заявкам, нарушает правила при их рассмотрении, устанавливает немотивированную сумму обеспечения заявки или контракта, предъявляет необоснованные требования к исполнителям.

За неверно составленный протокол закупки полагается штраф 10 000 рублей.

Объявив конкурсную процедуру, заказчик обязан опубликовать в ЕИС извещение и пакет документов по ней. Если он этого не сделает, то будут оштрафованы:

  • на 50 000 рублей должностное лицо;
  • на 500 000 рублей организация.

Ответственность заказчика за нарушение 44-ФЗ в части рассмотрения заявок, которые участники направляют при запросе котировок и предложений, выделена в Кодексе отдельно. Организатор процедуры не имеет права необоснованно отклонить заявки либо принять к рассмотрению те из них, которые не удовлетворяют нормам закона. В противном случае предусмотрена санкция в виде штрафа в размере 5 % от НМЦК, но как минимум 30 000 рублей. Такой же штраф придется заплатить заказчику, если он не будет придерживаться правил при оценке заявок участников указанных процедур.

Заказчик, проводя закупку, обязан обеспечить свободную конкуренцию. Ее ограничение не допускается, а при выявлении наказывается штрафом в размере 1 % от НМЦК (минимум 10 000 рублей, максимум 50 000 рублей). Ограничением конкуренции считается также объединение в одну закупку (или лот) объектов, не имеющих функциональной или технологической связи.

Предусмотрена и такая ответственность за нарушение 44-ФЗ, как утверждение закупочной документации, в которой содержатся положения, не соответствующие нормам закона. В этом случае налагается штраф 3 000 рублей.

Невыполнение закона при заключении контракта и внесении в него корректировок

Обязанностью заказчика является своевременное подписание протоколов закупки. Невыполнение этого условия наказывается штрафом:

  • 3 000 рублей при просрочке до 2 дней;
  • 30 000 рублей при просрочке свыше 2 дней.

В законе установлена норма объема закупок у субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНО). Заказчик, не выполнивший эту норму, заплатит штраф 50 000 рублей.

  • Невыполнение закона при заключении контракта и внесении в него корректировок

Сама процедура заключения контракта строго регламентирована законом, так же как и внесение в него изменений. Ответственность заказчика за нарушение 44-ФЗ в этой части предусмотрена статьей 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Если в окончательном варианте контракт отличается от проекта, то организатор закупки заплатит штраф в размере 1 % от НМЦК, при этом предусмотрены ограничения по возможной сумме санкции:

  • минимум 5 000 рублей, максимум 30 000 рублей – для ответственного специалиста;
  • минимум 50 000 рублей, максимум 300 000 рублей – для организации.

Сумма штрафов будет удвоена, если изменения в контракте приведут к дополнительным затратам или объем поставки уменьшится.

Если процедура подписания контракта произойдет не в те сроки, которые прописаны в законе, то нарушитель заплатит штраф 50 000 рублей.

Несоблюдение установленной законом 44-ФЗ процедуры корректировки положений контракта называется штрафом:

  • 20 000 рублей на должностное лицо;
  • 200 000 рублей на организацию.

Стороны вправе расторгнуть в одностороннем порядке договор только при четком следовании законодательным нормам. Нарушение данного правила наказывается штрафом:

  • 50 000 рублей на должностное лицо;
  • 200 000 рублей на организацию.

За результаты реализации контракта закон возлагает ответственность и на заказчика. Нарушение 44-ФЗ в этой части может выражаться в действии (бездействии) инициатора закупки, в результате чего создаются препятствия исполнению всех договоренностей либо наносится ущерб. В таком случае заказчик заплатит:

  • ответственный сотрудник – штраф в размере 5–15 % от суммы неисполненных обязательств, но как минимум 30 000 рублей. Вместо этого специалист может быть дисквалифицирован максимум до 2 лет;
  • штраф для организации равен 1–3 суммам обязательств, которые не были выполнены по контракту, но минимально 300 000 рублей.

В законе также прописана процедура, в соответствии с которой заказчик принимает объект поставки, проводит при необходимости экспертизу, оформляет акт приемки или отказ от приемки. Отклонения от правил на данном этапе наказываются штрафом 20 000 рублей. Заказчик должен будет заплатить штраф от 20 до 50 тысяч руб., если не откажется от приемки объекта, параметры которого не соответствуют установленным в контракте требованиям.

Ответственность за нарушения возврата обеспечения заявки по контракту

Регламент ряда конкурентных процедур, которые проводит государственный или муниципальный заказчик с целью выбора исполнителя, предусматривает обеспечение заявки и контракта – денежную гарантию со стороны подрядчика в исполнении им обязательств.

Законом также предусмотрен порядок возврата этих средств. Ответственность заказчика за нарушение 44-ФЗ в этой части установлена в статье 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если заказчик вернул обеспечение заявки с просрочкой не более 3 дней, то ответственный сотрудник будет оштрафован на 5 000 руб., а организации придется заплатить 30 000 руб. Если возврат обеспечения задержан дольше трех дней, то суммы штрафов возрастут соответственно до 15 000 руб. и 90 000 руб.

Ответственность за нарушения возврата обеспечения заявки по контракту

Расчет пеней на штрафы по 44-ФЗ

В части 7 статьи 34 закона № 44-ФЗ прописан порядок, в соответствии с которым рассчитывается пеня. Ее величина установлена на уровне 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ за каждый день просрочки:

Пеня = цена контракта × (1/300 × размер ключевой ставки) × количество дней просрочки

Строго говоря, размер санкции рассчитывается в зависимости от неисполненных обязательств. Если какая-то часть поставки реализована, то пеня будет вычисляться не от всей суммы контракта, а от той, которая осталась не выполнена.

При расчете пени не учитывается тот день, когда заказчик принимает товар (письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).

В практике госзаказов иногда встречаются случаи, когда стороны устанавливают иной порядок расчета пени. Но это противоречит закону, потому что в нем четко прописано, что ежедневная пеня равна 1/300 ставки ЦБ РФ, умноженной на сумму невыполненных обязательств, уменьшать или увеличивать это значение контрагенты не могут (позиция АС Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).

Уголовная ответственность за нарушения 44-ФЗ

За некоторые нарушения 44-ФЗ предусмотрена уголовная ответственность. Это возможно в том случае, когда несоблюдение правовых норм квалифицируется как преступление. Такие выводы делает Следственный комитет в результате расследований. За данные преступления предусмотрены наказания в виде заключения под стражу, принудительных работ. В дополнение к ним могут налагаться штрафы, запрет вести определенную деятельность либо занимать должность сроком до трех лет. Опишем подробнее, какие нарушения 44-ФЗ приводят к уголовной ответственности.

  • Неисполнение норм закона с корыстными целями

Должностные лица, причастные к проведению закупки, – контрактный управляющий или специалисты контрактной службы, члены комиссии, принимающие товар сотрудники –привлекаются к уголовной ответственности, если в их действиях выявлены корыстные мотивы, а организации-заказчику причинен крупный ущерб. Виновные лица понесут одно из наказаний: штраф до 200 тыс. руб.; штраф в размере заработной платы или другого дохода за период до полутора лет; заключение под стражу или принудительные работы сроком до трех лет.

Неисполнение норм закона с корыстными целями

Дача взятки должностному лицу, ответственному за закупку, квалифицируется как уголовное преступление и наказывается:

  • штрафом 300–500 тыс. руб.;
  • штрафом в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет;
  • заключением под стражу или исправительными работами сроком до 3 лет.

Если присуждается наказание в виде ограничения свободы и принудительных работ, то оно может быть дополнено штрафом, в 10 раз превышающим сумму взятки.

Если в подкупе уличена группа лиц либо размер взятки очень большой, наказание ужесточается. При наличии одного из данных обстоятельств срок тюремного заключения может быть увеличен до 7 лет и накладывается 30-кратный размер штрафа. Если же присутствуют оба обстоятельства (преступление совершается группой лиц, а сумма взятки признается крупной), то наказание еще больше ужесточается – свобода ограничивается на восьмилетний срок, а сумма штрафа превышает размер взятки в 40 раз. Преступник может быть оштрафован на максимальную сумму 500 млн руб.

Закон проявляет снисхождение к лицам, активно сотрудничающим со следствием, содействующим раскрытию преступления, добровольно заявляющим о нем. В этом случае даже можно избежать наказания. Также за нарушение 44-ФЗ уголовная ответственность не наступает, если гражданин дал взятку вынужденно, уступив вымогателям.

Должностное лицо, ответственное за контрактную работу (контрактный управляющий, специалист контрактной службы, член комиссии), за получение взятки подвергается одному из следующих наказаний:

  • штраф 400–1000 тыс. руб.;
  • штраф в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от одного до трех лет;
  • заключение под стражу или исправительные работы сроком до 3 лет.

Если присуждается наказание в виде ограничения свободы и принудительных работ, то оно может быть дополнено штрафом, в 20 раз превышающим сумму взятки.

Если в получении взятки или вымогательстве обвиняется группа лиц, а также если сумма незаконного вознаграждения квалифицируется как крупная, наказание ужесточается. Например, три специалиста контрактной службы вступили в сговор и требовали с одного из участников тендера полтора миллиона рублей за решение вопроса в его пользу. В данном случае виновные лица несут наказание в виде заключения под стражу сроком от 7 до 12 лет и заплатят штраф, в 50 раз превышающий взятку. Предельная сумма штрафа ограничена 500 млн руб.

В Уголовном кодексе РФ существуют и такие понятия, как провокация взятки, коммерческий подкуп. Данные явления обнаруживаются и в сфере госзакупок. Это ситуация, когда должностному лицу взятка дается без его содействия, то есть преступники подставляют человека с целью его дальнейшего шантажа. За данное преступление виновные лица несут следующую ответственность:

  • штраф до 200 тыс. руб.;
  • штраф в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  • заключение под стражу или исправительные работы сроком до 5 лет.
  • Расходование бюджетных средств на незапланированные цели

За такое нарушение 44-ФЗ уголовная ответственность предусмотрена ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ в виде ограничения свободы максимум на пятилетний срок. Должностное лицо признается виновным, если допущены нецелевые расходы более 1,5 млн руб.

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

Штрафы по 44‑ФЗ в 2020 году

Штрафы по 44‑ФЗ в 2020 году

Закон чётко регламентирует каждое действие участников госзакупок. Нарушителям предписанных процедур начисляются пени и штрафы в соответствии с законом от 05.04.13 № 44-ФЗ о госзакупках, а также с КоАП РФ. Есть даже уголовно наказуемые нарушения. Давайте узнаем, какие бывают меры ответственности как для заказчиков госконтракта, так и для поставщиков.

Ответственность поставщиков по 44-ФЗ

Если исполнитель (подрядчик, поставщик) нарушил условия договора, заказчик может направить ему требование о выплате неустойки (пени, штрафа). Закон 44-ФЗ делит нарушения на два основных типа:

  1. Ненадлежащее выполнение обязательств, за что заказчик вправе потребовать штраф.
  2. Просрочка выполнения контракта, за которую начисляются пени.

Что изменилось в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в условиях пандемии, подробнее в теме “Изменения 44-ФЗ и 223-ФЗ из-за пандемии коронавируса“.

Ненадлежащее выполнение — это результат (поставленный товар или оказанная услуга), который не отвечает заявленным требованиям. К примеру, прочность металлоконструкций отличается от прописанных в контракте допустимых значений.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Просрочка — когда исполнитель не уложился в сроки, указанные в госконтракте.

В связи с неисполнением обязательств в определенные контрактом сроки заказчик имеет право обратиться в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта. Подробнее в теме “Расторжение контракта по 44-ФЗ“.

Расчет штрафов по 44-ФЗ

Система расчёта штрафов регламентирована постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Конкретный процент штрафа выбирается в зависимости от итоговой суммы контракта или цены за его отдельный этап, а не от первоначальной максимальной суммы.

Сумма контракта, руб.ниже 3 млн3-50 млн50-100 млн100-500 млн500 млн до — 1 млрд1-2 млрд2-5 млрд5-10 млрд10 млрд и выше
Штраф, %10510,50,40,30,250,20,1

Внимание! Сумма всех начисленных штрафов за невыполнение или ненадлежащее выполнение участником обязательств по контракту, не должно быть выше цены этого контракта.

Штрафы для СМП и СОНКО

Положение субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) несколько легче. Для таких поставщиков штрафные ставки гораздо ниже — 1% от суммы контракта (цены его этапа), однако, не ниже 1000 руб. и не более 5000 руб.

Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения

У некоторых обязательств отсутствует стоимостное выражение. За их нарушение тоже полагается штраф. Это может быть, к примеру, задержка доставки товара, бракованный товар, отсутствие сопроводительных документов на поставленные товары и т.п.

НМЦК, руб.Менее 3 млн3-50 млн50-100 млн100 млн и выше
Штраф, руб.1 0005 00010 000100 000

Внимание! Заказчик обязан указать такие обязательства, а также штрафы за их нарушение, ещё в проекте контракта. В противном случае штрафовать будут уже заказчика — за некорректно оформленную документацию.

Расчет пени по 44-ФЗ

Схема расчёта пеней прописана в части 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Пени считаются как 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы контракта и длительности просрочки, то есть:

Пени = Сумма контракта × (1/300 × Ключевая ставка) × число дней просрочки

Когда часть работы по контракту уже успешно выполнена, это следует учесть при расчёте пени: сумма контракта уменьшается на объём сделанной работы.

Внимание! Пени не начисляются за те дни, которые потребовались клиенту для приёмки товара (установлено письмом Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).

Рассчитывая пени, следует исходить из размера ключевой ставки, заданного ЦБ РФ — 1/300. Даже если оба участника согласились бы изменить его, делать этого ни в коем случае нельзя (так решил Арбитражный суд Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).

Штрафы и пени для заказчиков по 44-ФЗ, все штрафы указаны в рублях, сумма меняется в зависимости от суммы контракта:

Сумма контракта, руб.Менее 3 млн руб.3-50 млн руб.50-100 млн руб.100 млн руб. и выше
Штраф, руб.1 0005 00010 00100 000

Внимание! Для заказчиков применяется тот же порядок расчёта пени, что и для исполнителей.

Административная ответственность по КоАП

В таблице меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.

  • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений
  • требования к участникам закупки
  • требования к размеру обеспечения заявок на участие
  • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта
  • требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ

Госзакупки регулируются, кроме вышеперечисленного, определёнными статьями Уголовного Кодекса:

  1. Ст. 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В самых тяжёлых случаях преступнику грозит:
  • штраф от 200 тыс. до 1 млн рублей либо на сумму дохода за период от полугодадо трёх лет
  • принудительные работы на срок до пяти лет
  • лишение свободы сроком до семи лет
  1. Ст. 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Наиболее тяжёлые наказания для того, кто совершил подкуп:
  • штраф от 1 до 2,5 млн рублей либо на сумму дохода за период от одного до трёх лет
  • лишение свободы сроком до восьми лет, возможно, вместе со штрафом до 40-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до пяти лет

Предусмотрено наказание и для представителей заказчика, подкупивших исполнителя:

  • штраф от 2 до 5 млн рублей либо на сумму дохода за период от двух до пяти лет, возможно, с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет
  • лишение свободы от 7 до 12 лет, возможно, вместе со штрафом до 50-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет

Более того, нарушение закона № 44-ФЗ — это не единственное в области закупок, что подвергается уголовному преследованию. Мошенничество, взятки, превышение полномочий, нецелевой расход средств из бюджета — тоже уголовные преступления.

Административная Ответственность Заказчика

В госзакупках все действия заказчиков и исполнителей строго регламентированы. Что нового на сегодня?

За нарушение установленных процедур участникам процесса назначаются штрафы и пени по закону о госзакупках (от 05.04.13 № 44-ФЗ) и по КоАП РФ. А отдельные нарушения и вовсе чреваты уголовным преследованием. В настоящей статье мы расскажем о существующих мерах ответственности для обеих сторон госконтракта.
Ответственность поставщиков по 44-ФЗ
При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:
– ненадлежащее исполнение контракта (услуга не соответствуют заявленным параметрам) – штраф.
– просрочка исполнения контракта (выход за сроки, установленные госконтрактом) – пени.

Расчет штрафов по 44-ФЗ
Правила расчета штрафов установлены постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Отметим, что размер штрафа зависит от цены, по которой в итоге был заключен контракт, или цены за этап контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.

Цена контракта, руб.до 3 млнОт 3 до 50 млнОт 50 до 100 млнОт 100 до 500 млнОт 500 млн до 1 млрдОт 1 до 2 млрдОт 2 до 5 млрдОт 5 до 10 млрдОт 10 млрд
Штраф, %10510,50,40,30,250,20,1

Примечание: Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком или заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Штрафы для СМП и СОНКО
Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения
Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.

НМЦК, руб.До 3 млнОт 3 до 50 млнОт 50 до 100 млнОт 100 млн
Штраф, руб1 0005 00010 000100 000

Примечание: Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.

Расчет пени по 44-ФЗ
Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:

Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.
При расчете пени нужно использовать размер ключевой ставки, установленный ЦБ РФ — 1/300. Изменять его нельзя, даже при согласии на то обеих сторон.

Нарушения законодательства о закупках и меры ответственности

Нарушения законодательства о закупках и меры ответственности

Соблюдение норм законодательства о закупках контролируется ФАС, Росфиннадзором и Казначейством. Нарушения выявляются в ходе плановых и внеплановых проверок и в результате рассмотрения жалоб. Названные контрольные органы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать штрафы, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, а также обращаться в суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными. Сегодня расскажем о некоторых нарушениях законодательства о закупках и обозначим меры ответственности за них.

Спортивные организации осуществляют закупки как в соответствии с Законом № 44‑ФЗ [1] , так и в соответствии с Законом № 223‑ФЗ [2] . Штрафы за нарушения положений первого значительно выше, чем за нарушения второго. Да и составов нарушений по Закону № 44‑ФЗ ­КоАП РФ установлено больше, чем по Закону № 223‑ФЗ. Оно и понятно: последний не так жестко регламентирует закупочную деятельность, оставляя заказчику определенное «поле для маневра».

Рассмотреть нарушения по двум законам в рамках одной статьи проблематично, поэтому сегодня остановимся на Законе № 44‑ФЗ.

Нарушения и административная ответственность.

Административная ответственность установлена за нарушения на различных этапах закупки начиная с момента планирования.

Согласно ст. 24 Закона № 44‑ФЗ заказчики при закупках используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Выбор того или иного способа зависит от предмета, суммы и некоторых других условий закупки – см. Закон № 44‑ФЗ.

Несоблюдение требований названного закона при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) чревато мерами административной ответственности. За это согласно ч. 1 ст. 7.29 ­КоАП РФ должностное лицо спортивного учреждения может быть оштрафовано на 30 000 руб. Например, по жалобе участника была проведена проверка заказчика, в ходе которой выявилось, что последний неправомерно выбрал способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона, поскольку согласно извещению предметом закупки были товары, включенные в перечень товаров, работ, услуг, при закупках которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Соответственно должностное лицо заказчика было оштрафовано (Решение ФАС РФ от 20.10.2016 по делу № К-1702/16).

Штраф в размере 50 000 руб. грозит за принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона в случаях, не предусмотренных Законом № 44‑ФЗ, или нарушение порядка и сроков согласования применения закрытого способа определения поставщика, возможности заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 2.1 ­КоАП РФ).

Если заказчик решил провести закупку у единственного поставщика, а закупка должна осуществляться путем конкурса или аукциона, должностное лицо учреждения может быть оштрафовано на 50 000 руб. по ч. 2 ст. 7.29 ­КоАП РФ. Так, учреждение заключило контракт с единственным поставщиком согласно п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку. Контрактом преду­сматривались приобретение авиационных и железнодорожных билетов для проезда сотрудников к месту командировок и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, бронирование и доставка авиационных и железнодорожных билетов, бронирование гостиниц, чартерных рейсов, агентские услуги. Вместе с тем бронирование и агентские услуги не подпадают под действие п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ, значит, закупка данных услуг должна осуществляться с применением конкурентных процедур (Решение ФАС РФ от 22.03.2017 по делу № П-25/17).

Нарушения при планировании.

Как известно, планирование осуществляется путем составления плана закупок и плана-графика закупок. При этом такие планы нужно утвердить и разместить в ЕИС в установленные сроки.

Как показала практика, учреждения допускают немало ошибок при планировании закупок. Некоторые из них легко поправимы, а за некоторые придется расплачиваться штрафом.

Например, нарушением является включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих:

– требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам;

Также нарушением будет включение в план-график начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ. Например, Свердловский областной суд в Решении от 14.03.2017 по делу № 72-272/2017 признал административный штраф, наложенный на руководителя контрактной службы, законным. Такой вывод был сделан ввиду того, что заказчик включил в план-график пять заказов, по которым для обоснования НМЦК применил метод сопоставимых рыночных цен, используя ценовую информацию, полученную без учета сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, чем нарушил ст. 22 Закона № 44‑ФЗ. За данное нарушение ч. 1 ст. 7.29.3 ­КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб.

Нарушение срока утверждения или размещения в ЕИС плана закупок, плана-графика закупок или вносимых в них изменений тоже не останется незамеченным: за это ч. 4 ст. 7.29.3 ­КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 5 000 до 30 000 руб. Так, ФАС, проводя проверку заказчика, выявила, что он осуществлял закупку, которая не включена в план-график. Заказчик ссылался на технический сбой ЕИС, однако ФАС посчитала, что заказчик должен был заранее позаботиться о внесении изменений в план-график при необходимости совершить закупку. Поскольку на день размещения извещения в ЕИС план-график не был скорректирован, ФАС признала наличие нарушения ч. 4 ст. 7.29.3 ­КоАП РФ (Решение от 25.07.2017 по делу № К-936/17).

Дополнительно отметим, что в рассматриваемой ситуации ФАС могла бы квалифицировать осуществление закупки, которая не предусмотрена планом-графиком, по иному основанию – ч. 1.6 ст. 7.30 ­КоАП РФ. Тогда штраф для должностного лица составил бы 30 000 руб.

Еще одним нарушением является несоблюдение требований Закона № 44‑ФЗ об общественном обсуждении закупок. Правила и случаи такого обсуждения установлены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835. Они начали действовать с 01.01.2017. В тех спортивных учреждениях, где нарушается порядок и сроки общественного обсуждения либо его не проводят, должностные лица могут быть оштрафованы по ч. 3 ст. 7.29.3 ­КоАП РФ на 30 000 руб.

Напомним, что обязательное общественное обсуждение проводится в случае закупки при НМЦК более 1 млрд руб., с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – за исключением некоторых случаев, например, запроса котировок в целях ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера.

Порядок осуществления закупок.

Несмотря на то, что процедура закупок достаточно четко регламентирована – законом установлены не только сроки совершения тех или иных действий, но и их последовательность – нарушений допускается достаточно много.

  1. Сроки размещения информации в ЕИС. Здесь ответственность предусматривается как для должностных лиц заказчика, так и для самого учреждения. Причем размер штрафа зачастую зависит от того, на какое количество дней нарушен тот или иной срок. Для наглядности представим нарушения сроков и размеры штрафов в таблице.

Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством при проведении конкурса, аукциона

Не более чем на 2 рабочих дня

Должностные лица – 5 000 руб., учреждение – 15 000 руб.

Более чем на 2 рабочих дня

Часть 1.1 ст. 7.30

Должностные лица – 30 000 руб., учреждение – 100 000 руб.

Нарушение сроков размещения информации и документов, размещение которых предусмотрено при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Не более чем на 1 рабочий день

Часть 1.2 ст. 7.30

Должностные лица – 3 000 руб., учреждение – 10 000 руб.

Более чем на 1 рабочий день

Часть 1.3 ст. 7.30

Должностные лица – 15 000 руб., учреждение – 50 000 руб.

Размещение в ЕИС извещения о проведении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика

Ранее 10 календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки

Часть 1.5 ст. 7.30

Должностные лица – 30 000 руб.

Нарушение сроков подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса предложений и запроса котировок

Не более чем на 2 рабочих дня

Часть 13 ст. 7.30

Должностные лица – 3 000 руб.

Более чем на 2 рабочих дня

Часть 14 ст. 7.30

Должностные лица – 30 000 руб.

Нарушение сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки

Не более чем на 3 рабочих дня

Часть 1 ст. 7.31.1

Должностные лица – 5 000 руб., учреждение – 30 000 руб.

Более чем на 3 рабочих дня

Часть 2 ст. 7.31.1

Должностные лица – 15 000 руб., учреждение – 90 000 руб.

  1. Формирование документации о закупке. Здесь спектр нарушений достаточно широк. Наиболее часто заказчики:

– не размещают документацию в полном объеме. Например, при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объекта проектно-сметная документация должна быть размещена в ЕИС (Решение ФАС РФ от 26.09.2017 по делу № К-1238/17). Неразмещение или размещение не в полном объеме грозит штрафом по ч. 1.4 ст. 7.30 ­КоАП РФ – от 15 000 до 50 000 руб.;

– не устанавливают порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации и порядок оценки заявок (Решение ФАС РФ от 15.08.2017 по делу № К-1049/17);

– сроки подачи заявок, вскрытия конвертов, рассмотрения заявок, установленные в конкурсной документации, не соответствуют срокам, указанным в извещении о проведении конкурса (Решение ФАС РФ от 10.08.2017 по делу № К-1033/17);

– нарушают правила описания объекта закупки, например, включают требования в отношении товарных знаков, фирменных наименований, патентов и прочей информации, влекущие ограничение количества участников (решения ФАС РФ от 07.08.2017 по делу № К-999/17, от 24.10.2017 по делу № К-1413/17).

Согласно ч. 4.1 ст. 7.30 ­КоАП РФ нарушение норм ст. 31 Закона № 44‑ФЗ – несоблюдение правил описания объекта закупки или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ или услуг, технологически не связанных между собой, – влечет наложение административного штрафа в размере 1% НМЦК, но не менее 10 000 руб. и не более 50 000 руб.

  1. Порядок рассмотрения заявок и определения победителя. Заказчики:

– требуют предоставления документов, не предусмотренных Законом № 44‑ФЗ;

– устанавливают ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке (например, ФАС в Решении от 07.09.2017 № ВП-465/17 признала нарушением установление в конкурсной документации требования о предварительном согласовании заказчиком проекта контракта страхования рисков);

– отклоняют заявки на участие по основаниям, не предусмотренным Законом № 44‑ФЗ;

– допускают участников к участию в закупке в нарушение положений законодательства (Постановлением ФАС РФ от 21.04.2017 по делу № АК160‑17 должностное лицо заказчика оштрафовано за то, что к участию в запросе котировок была допущена заявка участника, которая не содержала согласия исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, предложенная в заявке цена превышала НМЦК, указанную в извещении);

– сокращают сроки подачи заявок;

– признают победителем в нарушение требований Закона № 44‑ФЗ. Так, по мнению Владимирского УФАС, котировочная комиссия неправомерно признала общество победителем запроса – его заявка не соответствовала форме, установленной извещением, а ценовое предложение было написано вручную с исправлением на отдельном листе (Решение от 03.07.2017 № Г 619-04/2017).

За любое из названных нарушений налагается административный штраф. Например, отклонение заявки на участие в запросе котировок или предложений по основаниям, не предусмотренным Законом № 44‑ФЗ, чревато административным штрафом для должностных лиц в размере 5% НМЦК, но не более 30 000 руб. (ч. 6 ст. 7.30 ­КоАП РФ), а признание победителем в нарушение законодательства – 50 000 руб. (ч. 7 ст. 7.30).

  1. Заключение, исполнение и расторжение контракта. Как показывает практика, на данном этапе правила осуществления закупок тоже нарушаются. Например, Решением ФАС РФ от 28.09.2017 по делу № К-1256/17 жалоба участника о нарушении заказчиком порядка заключения контракта была признана обоснованной, поскольку в ЕИС отсутствовала информация о банковской гарантии на дату заключения контракта (банковская гарантия размещена 27 сентября, а сведения о заключении контракта размещены заказчиком 26 сентября).

А Определением ВС РФ от 24.08.2017 № 304-АД17‑10881 оставлены в силе состоявшиеся ранее решения, которыми заказчик признан нарушившим Закон № 44‑ФЗ, поскольку условиями аукционной документации и контракта было предусмотрено, что поставщик гарантировал цену за единицу товара, не превышающую предельную отпускную цену, определяемую в соответствии с Постановлением № 865 [3] , тогда как фактически контракт был заключен с превышением предельной отпускной цены.

Иногда заказчики, заключив контракт, изменяют его условия. Это правомерно, если такая возможность предусмотрена контрактом или изменения производятся согласно законодательству. Если же изменения внесены без достаточных оснований – штрафа не избежать. Причем размер штрафа уже посущественнее, он составляет для должностных лиц 20 000 руб., а для учреждения 200 000 руб. (ч. 4 ст. 7.32 ­КоАП РФ).

Так, заказчик заключил контракт на строительство объекта. В ходе его исполнения с подрядчиком было заключено дополнительное соглашение о строительстве еще одного объекта. ФАС в данных действиях установила нарушение, поскольку соглашением скорректирован перечень выполняемых работ, ранее не предусмотренных контрактом, а документов и сведений, обосновывающих заключение соглашения об изменении условий контракта, не выявлено. Ведомство передало документы для рассмотрения вопроса о привлечении заказчика к административной ответственности (Решение ФАС РФ от 28.08.2017 по делу № П-97/17).

Приемка товара, работы или услуги зачастую совершается с различными нарушениями. Заказчики «забывают» провести экспертизу товаров, работ, услуг или отдельного этапа исполнения контракта. В таком случае должностное лицо заказчика может быть оштрафовано на 20 000 руб. (ч. 8 ст. 7.32 ­КоАП РФ). А иногда заказчики:

– не составляют документы о приемке товара, работы или услуги;

– при отказе в приемке результатов исполнения контракта не направляют поставщику мотивированный отказ.

Такая «забывчивость» должностных лиц заказчика обернется для них аналогичным штрафом.

Нарушения и предписание.

Не всегда нарушения положения законодательства о закупках чреваты административным наказанием: за некоторые не предусмотрена ответственность ­КоАП РФ, а за некоторые заказчики освобождаются от ответственности ввиду малозначительности недочета.

Если ­КоАП РФ за нарушение не предусмотрена ответственность, контрольный орган выдает обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений (ч. 22 ст. 99 Закона № 44‑ФЗ). В течение трех рабочих дней с даты выдачи предписания контрольный орган в сфере закупок обязан разместить это предписание в ЕИС. Причем оно должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения.

Если предписание не исполнить, ФАС вправе применить к учреждению или должностному лицу (в зависимости от того, кому было выдано предписание) меру административной ответственности по ч. 7 ст. 19.15 ­КоАП РФ: штраф для должностных лиц в размере 50 000 руб., для юридических лиц – 500 000 руб.

Нарушения законодательства о закупках совсем не редкость. Несмотря на достаточно четкую регламентацию закупочной деятельности, заказчики путаются в сроках и правилах составления документов и размещения информации. Полагаем, что контрактному управляющему или руководителю контрактной службы лучше лишний раз открыть Закон № 44‑ФЗ и прочитать правила осуществления той или иной закупки, чем потом платить многотысячные штрафы. А руководителям учреждений, в свою очередь, рекомендуем периодически повышать квалификацию занимающихся закупками работников, чтобы те были в курсе последних изменений и нововведений.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[3] Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

Ссылка на основную публикацию