Оплата дошкольного образования

Как направить материнский капитал на образование детей

Направить материнский капитал на образование любого из детей можно, когда ребенку, в связи с рождением которого выдан сертификат, исполнится три года. Исключение составляет дошкольное образование – по этому направлению материнским капиталом можно распорядиться сразу после рождения ребенка, который дает право на сертификат.

На дату начала обучения ребенок должен быть не старше 25 лет. Организация должна находиться на территории России и иметь лицензию на оказание образовательных услуг.

Заявление о распоряжении материнским капиталом можно подать в любой территориальный орган Пенсионного фонда России независимо от места жительства (пребывания) или фактического проживания лично, через личный кабинет на портале Госуслуг или в МФЦ. Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации, заявление о распоряжении материнским капиталом и необходимые для этого документы (копии документов, сведения из документов) вправе подать в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанное заявление может быть подано лично (через доверенное лицо), либо направлено по почте. Личный прием указанных граждан (их доверенных лиц), а также прием документов (копий документов, сведений из документов) от них осуществляется Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, ПФР по адресу: г. Москва, ул. Анохина 20 корп. А (ст. метро «Юго-Западная»). Направление в ПФР заявления и документов почтовой связью осуществляется по адресу: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д.4, ГСП-1.

  • оплата платных образовательных услуг по образовательным программам;
  • оплата содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации;
  • оплата пользования жилым помещением и коммунальных услуг в общежитии, предоставляемом организацией на период обучения.

Общий пакет документов (сведения из документов)

письменное заявление владельца сертификата о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала. Бланк заявления можно получить в территориальном органе Пенсионного фонда России или скачать на сайте ПФР;

удостоверяющие личность лица, получившего сертификат;

Документы для направления средств МСК на оплату платных образовательных услуг:

заверенная организацией копия договора об оказании платных образовательных услуг.

Документы для направления средств МСК на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации:

заверенная организацией копия договора между организацией и владельцем сертификата. Договор должен включать обязательства организации по содержанию ребенка и (или) присмотру и уходу за ребенком, а также расчет размера платы за это.

Документы для направления средств МСК на оплату проживания в общежитии:

договор найма жилого помещения в общежитии с указанием суммы и сроков внесения платы;

справка из организации, подтверждающая факт проживания ребенка в общежитии.

В случае если территориальным органом ПФР заключено соглашение об информационном взаимодействии с образовательной организацией, с которой у владельца сертификата на материнский (семейный) капитал заключен договор на предоставление платных образовательных услуг ребенку, представление заверенной организацией копии договора не требуется.

В данном случае сведения договора на оказание платных образовательных услуг будут запрошены территориальным органом ПФР в рамках межведомственного взаимодействия.

Сведения к заявлению о распоряжении средствами МСК, направленных на образование ребенка и других расходов, связанных с получением образования

Информация о заключенных соглашениях об информационном взаимодействии между образовательными организациями и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации

Заявление о распоряжении средствами МСК на образование детей и других расходов, связанных с получением образования, которое принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, может быть аннулировано по желанию гражданина, получившего сертификат. Для этого необходимо подать заявление об аннулировании ранее поданного заявления о распоряжении средствами МСК на образование детей. Такое заявление можно подать лично либо через представителя. Однако заявление об аннулировании должно быть подано до перечисления Пенсионным фондом средств материнского (семейного) капитала согласно заявлению в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления о принятом заявлении и документах (копий документов).

Бывает так, что ребенка (детей) отчисляют до истечения срока действия договора об оказании платных образовательных услуг, а также в связи со смертью ребенка. В этом случае владелец сертификата должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда России заявление об отказе в направлении средств (с указанием причины отказа). К заявлению прилагается распорядительный акт (его заверенная копия) об отчислении из организации или свидетельство о смерти ребенка (решение суда об объявлении его умершим (признании безвестно отсутствующим). Заявление рассматривается в 5-ти дневный срок с даты подачи заявления об отказе в направлении средств МСК на образование.

Также перечисление средств материнского капитала на получение образования ребенком (детьми) может быть приостановлено в связи с предоставлением студенту академического отпуска. Для этого владельцу сертификата на МСК необходимо направить в территориальный орган Пенсионного фонда России заявление об отказе в направлении средств и приложить копию приказа о предоставлении студенту академического отпуска, заверенную организацией. Чтобы возобновить перечисление средств, необходимо подать заявление о распоряжении средствами, к которому прилагается копия приказа о допуске студента к образовательному процессу.

В этих случаях либо в случае расторжения договора найма жилого помещения в общежитии и (или) договора между организацией и владельцем сертификата, если сумма средств, перечисленная на счет организации в соответствии с договором, превышает сумму фактических расходов, неиспользованные средства подлежат возврату организацией в территориальный орган Пенсионного фонда России.

В случае удовлетворения заявления перечисление средств (части средств) материнского (семейного) капитала осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации) в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об удовлетворении заявления.

Учет родительской платы в детских садах

В соответствии с ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату за присмотр и уход за ребенком, взимаемую с родителей, и ее размер. В данной публикации рассмотрим порядок ведения бухгалтерского учета родительской платы в указанном учреждении.

Как следует из п. 34 ст. 2 Закона № 273-ФЗ, присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. При этом деятельность по присмотру и уходу за детьми является одной из основных целей деятельности дошкольных образовательных организаций (п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ).

Размер родительской платы

Как уже было отмечено, учредитель образовательного учреждения вправе устанавливать плату за присмотр и уход за ребенком, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), и ее размер. При установлении родительской платы учредитель должен учитывать положения ч. 4 ст. 65 Закона № 273-ФЗ. Как следует из норм данной статьи, не допускается включение в родительскую плату расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

К сведению! Методика расчета нормативных затрат на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в образовательных организациях приведена в Письме Минобрнауки РФ от 31.07.2014 № 08-1002 «О направлении Методических рекомендаций».

Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Это предполагает установление государством мер социальной поддержки семей, имеющих детей.

В контексте Закона № 273-ФЗ такие меры социальной поддержки семьи, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:

предусмотрено право, а не обязанность учредителя образовательной организации устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (ч. 2 ст. 65 Закона № 273-ФЗ);

при введении родительской платы учредитель вправе снизить ее размер или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (ч. 2 ст. 65 Закона № 273-ФЗ).

Кроме того, установлено, что не взимается родительская плата за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (ч. 3 ст. 65 Закона № 273-ФЗ).

Все перечисленные нормы реализованы в нормативных актах, касающихся взимания родительской платы за посещение ребенком муниципального детского сада.

Так, в соответствии с Постановлением администрации г. Н. Новгорода от 03.02.2017 № 341 размер платы за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных организациях города Нижнего Новгорода, реализующих программу дошкольного образования, установлен в зависимости от возраста ребенка (в расчете за один день посещения):

дети до 3 лет – 118,38 руб.;

дети от 3 до 7 лет – 130,90 руб.

Аналогичный подход применяется в отношении установления родительской платы за присмотр и уход в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (см. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.12.2018 № 976). Так, в группах полного дня размер ежемесячной платы составляет:

для детей в возрасте от 1 года до 3 лет –1 232 руб.;

для детей в возрасте от 3 лет до 8 лет – 1 161,10 руб.

Постановлением главы Щелковского муниципального района МО от 06.05.2008 № 1255 установлен размер ежемесячной родительской платы за содержание одного ребенка в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования:

в обычных детских садах – 950 руб.;

в центрах развития ребенка и детских садах, имеющих коррекционные группы, – 1 500 руб.;

в детских садах с бассейном – 1 100 руб.

Порядок установления родительской платы в ведомственных детских садах также регламентируется с учетом положений Закона № 273-ФЗ. Так, в соответствии с Приказом ФСБ РФ от 25.09.2017 № 531 установлены следующие размеры родительской платы за посещение ребенком детского сада:

1) в функционирующих в режиме сокращенного дня (8 – 10,5-часового) группах пребывания детей:

а) в возрасте до 3 лет – 70 руб. в день;

б) в возрасте старше 3 лет – 80 руб. в день;

2) в функционирующих в режиме полного дня (12-часового) группах пребывания детей:

а) в возрасте до 3 лет – 90 руб. в день;

б) в возрасте старше 3 лет – 100 руб. в день.

Плата, взимаемая с родителей (законных представителей), за присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях ФСБ и иных организациях ФСБ, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, снижается на 50 % для родителей в случае, если они, например, являются инвалидами I или II группы или имеют трех и более несовершеннолетних детей.

Решение о снижении размера (невзимании) родительской платы принимается администрациями дошкольных образовательных организаций ФСБ и соответствующих структурных подразделений иных организаций ФСБ, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в трехдневный срок со дня поступления заявления, о чем информируются родители (законные представители) ребенка.

Отметим, что аналогичный размер платы установлен в ведомственных детских садах Минобороны. Также ведомство предоставляет льготы отдельным категориям плательщиков, рассмотренным нами выше (см. Приказ Министра обороны РФ от 24.11.2014 № 862).

Бухгалтерский учет родительской платы

Родительская плата за присмотр и уход за детьми относится к доходам образовательного учреждения, полученным от приносящей доход деятельности.

К сведению: плата за детский сад начисляется на основании табеля учета посещаемости детей (ф. 0504608, утвержденная Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н).

Табель заполняется ответственным лицом, назначенным руководителем образовательного учреждения. Данный документ является первичным учетным документом и служит для учета посещаемости детей в учреждениях. Табель заполняется на каждую группу отдельно. Дни посещения ребенком учреждения в табеле не отмечаются, дни непосещения отмечаются в соответствующей графе буквой «Н», выходные дни – буквой «В». Табель подписывается воспитателем детского сада и руководителем учреждения.

Доходы от оказания платных услуг отражаются (п. 12.1.3 Порядка № 85н, п. 9.3.1 Порядка № 209н):

по аналитическому коду подвида доходов бюджета (АКДБ) 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат» аналитической группы подвида доходов бюджетов;

по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

В соответствии с п. 48, 53 ФСБУ «Доходы» данные доходы относятся к доходам от реализации и признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода на дату возникновения права на их получение в сумме, равной величине ожидаемого поступления экономических выгод и (или) полезного потенциала, которые заключены в активе.

Учет расчетов по доходам от оказания платных услуг государственными (муниципальными) учреждениями ведется на счете 0 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» (п. 77 Инструкции № 162н, п. 92 Инструкции № 174н, п. 95, Инструкции № 183н).

Начисление доходов от реализации платных услуг населению в учете бюджетного и автономного учреждений отражается по дебету счета 2 205 31 567 и кредиту счета 2 401 10 131 (п. 93, 150 Инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н). Казенные учреждения отразят данную операцию по дебету счета 1 205 31 567 и кредиту счета 1 401 10 131 (п. 78 Инструкции № 162н).

Оплата услуг, как правило, осуществляется в безналичной форме – путем перечисления денежных средств через кредитную организацию в соответствии с банковскими реквизитами учреждения, предоставляющего услуги по присмотру и уходу за детьми.

Отражение расчетов при поступлении денежных средств на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения оформляется по дебету счета 2 201 11 510 и кредиту счета 2 205 31 667 (п. 72 инструкций № 174н, 183н). Отметим, что данные доходы таких учреждений поступают в их самостоятельное распоряжение.

Пример 1.

Муниципальный детский сад (бюджетное учреждение) работает пять дней в неделю. В декабре 2019 года 22 рабочих дня. В средней группе 20 детей. За присмотр и уход за детьми в данном образовательном учреждении установлена родительская плата в размере 100 руб. за день посещения. В соответствии с табелем (ф. 0504608) в названном месяце детский сад посещали 15 детей, сумма начисленной платы – 33 000 руб. (15 чел. x 100 руб. x 22 дн.).

Денежные средства внесены через отделения Сбербанка посредством безналичной оплаты.

Компенсация платы за детский сад: сколько и кому платят, как получить

В адрес нашей редакции пришло письмо: “Я вожу в детский сад двоих детей. Некоторые мамочки из нашей группы получают какие-то возвраты с родительской платы. Расскажите пожалуйста о ней подробнее. На сайте садика и местной администрации я не нашла информацию, а заведующей вечно нет на месте». Действительно, на федеральном уровне принят закон, по которому можно вернуть до 70%, а иногда и до 100% от родительской платы. Рассказываем: как вернуть часть платы за детский сад, сколько денег можно получить, какие документы и куда надо подавать.

Также можно подробнее прочитать о получении места в детском саду и компенсации за непосещение детского сада и прочих выплатах, связанных с этим, в первой части статьи.

О какой выплате идёт речь?

Выплата называется компенсация части родительской платы. Её получение регулирует Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Обращаем внимание, что закон принят на федеральном уровне, поэтому его должны исполнять все регионы страны. Однако местные власти могут вносить некоторые коррективы: размер возврата, условия и процедуру получения. Подробнее об этом можно узнать на сайте администрации, сайте детского сада или у руководства. Но об отдельных особенностях расскажем дальше.

За садик возвращают деньги. Фото: minsknews.by

Выглядит выплата так: родители вносят плату за детский сад, а потом её часть получают обратно на счёт.

Сколько садик вернёт денег?

  • за первого — 20%;
  • за второго — 50%;
  • за третьего и всех последующих — 70%.

Это минимальный размер. Региональные власти не могут, например, снизить компенсацию за первого ребёнка до 10%. Зато могут увеличить.

Например, в Сахалинской области семьям, где более 3-х детей, возвращают 100% родительской платы.

Также могут быть установлены увеличенные размеры компенсации для отдельных категорий родителей. Например, в Санкт-Петербурге одинокому родителю дают возврат за садик 40% уже за первого.

Также возможны повышающие компенсации для сотрудников детского сада, ликвидаторов чернобыльской катастрофы, военнослужащих, многодетных, малообеспеченных и пр.

Кто вообще не платит за детский сад?

  1. Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС.
  2. Инвалиды любой группы и дети родителей-инвалидов.
  3. Дети без попечения родителей.
  4. Дети с туберкулёзной интоксикацией.

Тот, кто освобождён от уплаты родительской платы, компенсацию не получает.

Кто может воспользоваться выплатой?

Выплату могут получить родители (лица их заменяющие и законные представители). Количество детей в семье и количество детей, посещающих детский сад, не имеет значения.

Главное, чтобы садик был муниципальным. Частные сады не делают возврат.

Компенсация даётся только за фактически оплаченные дни. Фото: multiurok.ru

Например, в семье трое детей: Васе 16 лет, Вите 8 лет, Коле 5 лет. В садик ходит только младший, но он третий по счёту. Значит, компенсация придёт в размере 70% — за третьего ребёнка в семье, а не за единственного, посещающего детский сад.

Важно, что возврат может оформить любой из родителей. Бухгалтерия не будет проверять, кто фактически вносил плату за детский сад. Деньги перечисляют на счёт того, кто подал документы.

Компенсация выдаётся не с начисленной родительской платы, а фактически уплаченной. Например, в январе ребёнок ходил в садик 10 дней. Плата составляет 1 500 рублей, но родитель внёс только 1 000. Получается, что 500 рублей задолженность. Компенсация вернётся только с фактически уплаченной 1 000.

Компенсация полагается только малоимущим?

Статус малоимущей семьи для получения компенсации за детский сад не нужен.

Однако в законе есть оговорка — региональные власти могут устанавливать критерий нуждаемости в виде 1,5 прожиточного минимума на каждого члена семьи за последние три месяца.

Приведём пример:

К г. Киров компенсация оплаты детского сада устанавливается по критерию нуждаемости. Прожиточный минимум в регионе на душу населения 10 330 рублей. Допустим, у нас есть семья из 4-х человек мама, папа и двое детей. Доход мамы по документам — 120 000 за три месяца, доход папы по документам — 36 390.

Считаем: 120 000 + 36 390 = 156 390 (общий доход за три месяца)

Делим на количество членов семьи, чтобы выяснить среднедушевой среднемесячный доход: 156 390/¾ = 13 032.

Сравниваем с прожиточным минимумом, умноженным на 1,5: 10 330*1,5=15 495. Семья получает компенсацию оплаты за детский сад.

  • родители (даже если не состоят в браке, но отцовство признано);
  • несовершеннолетние дети.
  • совершеннолетние дети;
  • несовершеннолетние дети, признанные полностью дееспособными;
  • дети на полном государственном обеспечении;
  • супруг, проходящий военную службу по призыву;
  • супруг, отбывающий наказание в виде лишения свободы.

Обращаем внимание, что здесь состав семьи учитывается не так, как для назначения пособия малоимущим семьям или иных выплат от государства.

Для сравнения: в Москве критерия нуждаемости нет, поэтому компенсацию получают все родители.

Как рассчитать компенсацию за детский сад. Примеры

Компенсация рассчитывается в конце каждого месяца из нескольких показателей: количество дней, которые ребёнок посещал садик, размер внесённой платы, процент компенсации, льготы.

Первый пример

В декабре Саша ходил в садик 15 дней, остальные болел. Один день посещения стоит 168 рублей. За декабрь садик начислил родительскую плату 15*168 = 2 520. Папа заплатил за садик заранее всю сумму, без учёта пропуска — 3 696 рублей.

Поскольку Саша — единственный ребёнок в семье, компенсация назначается в 20%. За декабрь на счёт папы вернётся 2 520 *20% = 504 рубля.

Переплата возвращается в следующем месяце. Фото: m. ok.ru

Как видим, по оплате садика есть переплата. Она зачтётся в следующий месяц и в следующем же месяце по ней будет перечислена компенсация.

Второй пример

Кирилл — третий ребёнок в семье. Компенсация составляет 70%. Допустим, что в августе он ходил без пропусков 22 дня. Один день стоит 139 рублей. Итого общий размер платы — 139*22 = 3 058.

Компенсация: 3 058*70% = 2 140,6

Одному из братьев Кирилла в сентябре исполнилось 18 лет. Компенсация за садик снизилась до 50%. При тех же исходных данных, в последующие месяцы на счёт родителя Кирилла поступит не 2 140, а 3 058*50% = 1 529

Третий пример

В июне Даниил ходил в садик 15 дней. Ему начислили плату 2 250 рублей, но родители её не внесли. Компенсации в этом месяце не будет. Но, если в июле они оплатят сразу две квитанции, то компенсация вернётся сразу за два месяца.

Если есть долг, то компенсация придёт после его оплаты. Фото: yandex.ru

Выплата перечисляется ежемесячно в текущем периоде за предыдущий. В декабре за ноябрь. Дата перечисления определяется детским садом самостоятельно.

Доход, полученный в виде компенсации не облагается НДФл и не учитывается в назначении других выплат.

Документы, необходимые для получения компенсации

  • паспорт родителя, который подаёт заявление;
  • свидетельства о рождении детей;
  • свидетельство о браке или разводе;
  • реквизиты для перечисления компенсации (это должен быть счёт, открытый на имя заявителя).

Если компенсация назначается по критерию нуждаемости, то понадобится справка о доходе за три последние месяца.

Куда нести документы?

Весь перечень документов вместе с заявлением на имя заведующей надо подать в детский сад. Форму заявления утверждает детский сад, поэтому заранее ничего не надо заполнять.

Заведующая заверит все копии документов, сличив с оригиналами, и отправит на утверждение в вышестоящую инстанцию. После того, как выплата будет одобрена, документы вернутся в детский сад и будут там храниться.

В некоторых регионах могут быть другие процедуры подачи заявления. Например, в Москве — через портал Госуслуги.

Компенсацию назначат со следующего месяца после подачи заявления, если все документы оформлены верно.

Для создания статьи использован Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

Оплата дошкольного образования

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Минфина России от 19 марта 2020 г. N 02-06-05/21308 Об особенностях взимания родительской платы

Обзор документа

Письмо Минфина России от 19 марта 2020 г. N 02-06-05/21308 Об особенностях взимания родительской платы

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел обращение, и сообщает.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” (далее – Закон) рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалобы граждан – просьбы о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.

Содержащийся в обращении вопрос не соответствует предусмотренным Законом видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.

Кроме того, принимая во внимание, что вопрос, указанный в обращении, связан с организацией ведения бюджетного учета, по мнению Департамента, обращение должно быть оформлено на бланке организации, с установленным составом реквизитов, включая регистрационный номер документа, и подписано лицом, уполномоченным на его подписание от имени организации.

Вместе с тем, Департамент обращает внимание на следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер.

При этом учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке, в том числе не взимать родительскую плату в случае отсутствия ребенка в дошкольной образовательной организации по уважительным причинам, которые устанавливаются также указанным порядком.

В Табеле учета посещаемости детей (ф. 0504608), утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н “Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению”, предусмотрена графа, в которой для обоснования суммы, подлежащей к оплате за посещение ребенком дошкольного учреждения, указываются причины непосещения ребенком дошкольного учреждения (по уважительной или по неуважительной причине).

При этом для целей удобства и (или) автоматизации процесса подсчета дней непосещения ребенком дошкольного учреждения по уважительной и неуважительной причине и (или) дней посещения в период адаптации ребенка, субъект учета может самостоятельно дополнить условные обозначения, предусмотрев их в рамках формирования своей учетной политики.

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном сектореС.В. Сивец

Обзор документа

За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать родительскую плату и ее размер.

При этом учредитель вправе не взимать родительскую плату в случае отсутствия ребенка в дошкольной образовательной организации по уважительным причинам.

В Табеле учета посещаемости детей (ф. 0504608) предусмотрена графа, в которой для обоснования суммы, подлежащей к уплате за посещение ребенком дошкольного учреждения, указываются причины непосещения ребенком дошкольного учреждения (по уважительной или по неуважительной причине).

При этом субъект учета может самостоятельно дополнить условные обозначения, предусмотрев их в рамках формирования своей учетной политики.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Начисление родительской платы в соответствии со Стандартами «Доходы» и «Долгосрочные договоры»

С 01.01.2019 при ведении учета доходов следует руководствоваться федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов «Доходы» (утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н), а с 01.01.2020 еще и Стандартом «Долгосрочные договоры» (утв. приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н). Изменился ли учет родительской платы за содержание и дополнительное образование детей в детских учреждениях и как отражать родительскую плату в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» – об этом в статье экспертов 1С.

  • Родительская плата: нормативное регулирование
  • Родительская плата в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
  • Родительская плата в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» ред.2

Муниципальный детский сад (бюджетное учреждение) заключает договоры с родителями на оказание услуг по присмотру и уходу за ребёнком на бесплатной основе на весь срок пребывания в дошкольном образовательном учреждении. «Родительская» плата взимается только за питание. Она устанавливается приказом управления образования (учредителем) и составляет 90 рублей в день.

Плата вносится авансом до наступления месяца оказания услуги. За дни болезни ребёнка плата не взимается. Поэтому ежемесячно осуществляется расчет платы в зависимости от количества дней посещения. Расчет производится автоматически в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» с применением специального блока программы. В результате формируется бухгалтерская проводка:

Д-т 2 205 31 567, К-т 2 401 10 131

Муниципальный детский сад (бюджетное учреждение) заключает договоры с родителями на оказание услуг по проведению занятий в определенном кружке на платной основе сроком на один год. На каждый кружок отдельный договор. Плата вносится ежемесячно, иногда родители производят оплату авансом. За дни болезни ребёнка плата не взимается. Поэтому ежемесячно осуществляется расчет платы в зависимости от количества дней посещения. В результате формируется бухгалтерская проводка:

Д-т 2 205 31 567, К-т 2 401 10 131

Нужно ли применять в 2019 году СГС «Доходы» и в 2020 году СГС «Долгосрочные договоры», то есть, нужно ли использовать счет учета доходов будущих периодов?

Муниципальная музыкальная школа (бюджетное учреждение) заключает договоры с родителями на оказание услуг по дополнительному образованию детей сроком на один год. «Родительская» плата устанавливается приказом управления культуры (учредителем) и составляет 250 рублей в месяц независимо от посещения занятий учащимся. Расчет платы производится ежемесячно автоматически в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» с применением специального блока программы. В результате формируется бухгалтерская проводка:

Д-т 2 205 31 567, К-т 2 401 10 131

Нужно ли применять в 2019 году СГС «Доходы» и в 2020 году СГС «Долгосрочные договоры», то есть, нужно ли использовать счет учета доходов будущих периодов?

Родительская плата: нормативное регулирование

Согласно Закону Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон № 273-ФЗ), дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Дошкольные образовательные организации вправе также осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам, реализация которых не является основной целью их деятельности.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (п. 1 ст. 101 Закона № 273-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 54 Закона № 273-ФЗ в договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее – договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

Примерные формы договоров об оказании платных образовательных услуг по основным и дополнительным общеобразовательным программам, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, содержат срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения), размер платы за предоставляемые воспитаннику дополнительные образовательные услуги, а также платы за присмотр и уход за воспитанником.

Срок обучения (нахождения в учреждении) может составлять до года и более и, как правило, является переходящим – начинается в одном году, продолжается (заканчивается) в следующем.

Согласно договору начисление родительской платы может производиться из расчета фактически оказанной услуги по присмотру и уходу (дополнительному образованию), соразмерно количеству календарных дней, в течение которых оказывалась услуга, а может и не зависеть от фактического посещения занятий.

С 01.01.2019 при учете доходов от предоставления услуг следует руководствоваться федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н, далее – Стандарт «Доходы»).

Согласно пункту 7 Стандарта «Доходы» доходы, которые получены (начислены) в отчетном периоде, но относятся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов. При этом:

«Доход для целей бухгалтерского учета признается в результате совершения фактов хозяйственной жизни (обменных операций или необменных операций) (далее в целях настоящего Стандарта – операции (события)) или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена».

Если стоимость услуги зависит от количества календарных дней, в течение которых оказывалась услуга, то родительская плата начисляется по итогам расчетного месяца в соответствии с Табелем учета посещаемости детей (ф. 0504608), далее – Табель (ф. 0504608). Форма 0504608 и Методические указания по ее применению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ № 52н).

Согласно Методическим указаниям по применению и заполнению форм первичных учетных документов (часть 2 Приложения № 5 к Приказу № 52н) Табель (ф. 0504608) служит для учета посещаемости детей в учреждениях, в том числе в целях последующего начисления сумм, которые причитаются к уплате родителями за содержание детей в этих учреждениях.

Таким образом, доходы от оказания услуг, стоимость которых определяется на основании Табеля (ф. 0504608), не могут быть признаны доходами будущих периодов.

С 01.01.2020 применяется федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры» (утв. приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н, далее – Стандарт «Долгосрочные договоры», СГС «Долгосрочные договоры»). Стандарт «Долгосрочные договоры» применяется при отражении в бухгалтерском учете доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения субъектом учета договоров подряда, возмездного оказания услуг, срок действия которых превышает один год (далее – долгосрочные договоры) и выполнения субъектом учета работ (услуг) по долгосрочным договорам (п. 3 Стандарта «Долгосрочные договоры»).

При этом следует учитывать положения подпункта «б» пункта 4 Стандарта «Долгосрочные договоры», в соответствии с которыми:

«4. Стандарт не применяется при отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения и исполнения субъектом учета договоров:

б) цена которых определяется для отдельного отчетного периода исходя из фиксированной стоимости единицы работы (услуги), при условии, что общий объем работ (услуг) по таким договорам не определен.»

Таким образом, несмотря на то, что с родителями заключается долгосрочный договор на оказание услуг за содержание (питание, присмотр и уход), дополнительное образование детей, если доход зависит от посещения занятий ребенком и определяется по Табелю ((ф. 0504608) по итогам месяца, следовательно, его размер не может быть надежно определен в момент заключения договора и не может быть признан доходами будущих периодов.

Если величина дохода не зависит от посещения занятий ребенком и не определяется на основании Табеля (ф. 0504608), значит, такой доход можно надежно оценить при заключении договора и признать доходами будущих периодов в соответствии со Стандартом «Долгосрочные договоры».

При этом следует учитывать положения пункта 5 Стандарта «Долгосрочные договоры»:

«5. Отражение в бухгалтерском учете доходов, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения и исполнения субъектом учета договоров подряда, возмездного оказания услуг, срок действия которых не превышает один год, но даты начала и окончания исполнения которых приходятся на разные отчетные периоды, осуществляется в соответствии с положениями Стандарта в случаях, предусмотренных учетной политикой субъекта учета

Таким образом, если срок действия договора не превышает 1 год, но даты начала и окончания исполнения договора приходятся на разные отчетные периоды (как в договорах о предоставлении образовательных услуг), признавать доходы в момент заключения такого договора доходами будущих периодов – это право, а не обязанность учреждения и зависит от его учетной политики.

При применении в данном случае Стандарта «Долгосрочные договоры» документами учетной политики должны быть установлены методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета в соответствии с СГС «Долгосрочные договоры» (письмо Минфина России от 28.10.2019 № 02-06-07/84752 «О Методических рекомендациях по применению СГС “Долгосрочные договоры”»).

Родительская плата в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для расчетов с родителями за услуги по содержанию и дополнительному образованию детей в детских дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и т.п., величина доходов от которых определяется ежемесячно согласно Табелю (ф. 0504608), применяются документы подсистемы Учет родительской платы.

image001.jpg

Для расчетов по длительным договорам за услуги дополнительного образования и т.п., величина доходов от которых не зависит от посещения детей (не определяется согласно Табелю (ф. 0504608)), следует применять документы подсистемы Расчеты со студентами.

image002.jpg

Поддержка требований Стандарта «Долгосрочные договоры» к учету долгосрочных договоров платного обучения реализована, начиная с версии 1.0.60.3 «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8».

Начисление доходов будущих периодов при подписании долгосрочного договора отражается новым документом Начисление (корректировка) ДБП (образование) с операцией Начисление доходов будущих периодов. Документ можно оформить на группу учащихся с указанием для каждого параметров списания доходов будущих периодов. При проведении документа формируются бухгалтерские записи:

Дебет 2 205 31 567, Кредит 2 401 40 131

Этот же документ применяется для корректировки доходов будущих периодов в случае изменения условий или досрочного прекращения долгосрочных договоров с учащимися (операции Корректировка доходов будущих периодов, Досрочное прекращение договоров).

Документом Начисление (корректировка) ДБП (образование) с операцией Начисление доходов будущих периодов с датой 31.12.2019 и флагом Ввод остатков при первом применении стандарта можно ввести остатки по счетам 205 31 и 401 40 131 в корреспонденции со счетом 401.30 при первом применении стандарта.

Признание доходов текущего периода, равномерно или неравномерно согласно графику, отражается документом Начисление за услуги студентам с операцией Начисление по долгосрочным договорам (СГС 2020). При проведении документа формируются бухгалтерские записи:

Дебет 2 401 40 131, Кредит 2 401 10 131

Следует отметить, что в отличие от подсистемы Учет родительской платы, в которой для ведения аналитического учета по счету 205 31 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» применяется справочник Дети, в подсистеме Расчеты со студентами применяется справочник Студенты.

О формировании бухгалтерских записей при первом применении Стандарта “Долгосрочные договоры” в редакции 1 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» подробно в статье “Платное обучение – первое применение Стандарта “Долгосрочные договоры” , публикуемой в разделе методической поддержки БГУ в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ.

Родительская плата в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» ред.2

В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для расчетов с родителями за услуги по содержанию и дополнительному образованию детей в детских дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и т. п., величина доходов от которых определяется ежемесячно согласно Табелю (ф. 0504608), применяются документы подсистемы Родительская плата (раздел Платное обучение).

Для расчетов по длительным договорам за услуги дополнительного образования и т. п., величина доходов от которых не зависит от посещения детей (не определяется согласно Табелю (ф. 0504608)), можно применять документы подсистемы Образовательные услуги (раздел Платное обучение).

image003.jpg

Об отражении расчетов с родителями за услуги по содержанию и дополнительному образованию детей в детских дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и т. п., величина доходов от которых определяется ежемесячно согласно Табелю (ф. 0504608), в редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» – в статье «Учет родительской платы» , публикуемой в разделе методической поддержки БГУ2 в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ.

Поддержка требований Стандарта «Долгосрочные договоры» к учету долгосрочных договоров платного обучения реализована, начиная с версии 2.0.67 редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Начисление доходов будущих периодов при подписании долгосрочного договора отражается новым документом Начисление доходов будущих периодов (образование). Документ Начисление доходов будущих периодов (образование), как и документ Начисление за услуги образования, можно оформить на группу учащихся по конкретным договорам. В документе можно установить единый порядок учета доходов и порядок оплаты для всех учащихся (договоров), также можно установить особый порядок оплаты для некоторых учащихся (льготы, скидки и пр.). При проведении документа формируются бухгалтерские записи:

Дебет 2 205 31 567, Кредит 2 401 40 131

Документом Начисление доходов будущих периодов (образование) с датой 31.12.2019 и типовой операцией Ввод входящих остатков в межотчетном периоде (401.30) можно ввести остатки по счетам 205 31 и 401 40 131 при первом применении стандарта в корреспонденции со счетом 401.30.

Признание доходов текущего периода, равномерно или неравномерно согласно графику, отражается документами Начисление за услуги образования, Начисления учащимся за прочие услуги (вид начисления По долгосрочным договорам). При проведении документов формируются бухгалтерские записи:

Дебет 2 401 40 131, Кредит 2 401 10 131

Для изменения данных, учтенных на счетах 205 31 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» и 401 40 «Доходы будущих периодов», в случае расторжения или изменения условий договора, применяется новый документ Корректировка доходов будущих периодов (образование) с видом операции Досрочное прекращение договора, Корректировка доходов будущих периодов соответственно.

Отметим, что в отличие от подсистемы Родительская плата, в которой для ведения аналитического учета по счету 205 31 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» применяется справочник Дети, в подсистеме Образовательные услуги применяется справочник Учащиеся.

О формировании бухгалтерских записей при первом применении Стандарта “Долгосрочные договоры” в редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» подробно в статье “Платное обучение – первое применение Стандарта “Долгосрочные договоры” , публикуемой в разделе методической поддержки БГУ2 в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ.

Оплата дошкольного образования

В нашей стране законодательно гарантируются:

  • общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

статья 43 Конституции РФ;
пункты 1 и 3 статьи 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации»

В соответствии с указанным законодательством об образовании:

наряду с реализацией образовательной программы дошкольного образования,

за дошкольными образовательными организациями (детскими садами) закрепляется обязанность осуществления присмотра и ухода за детьми.

часть 1 статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», пункт 2 части 6 статьи 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

При этом под присмотром и уходом за детьми в детском саду понимается:

комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,

обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

пункт 34 статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

За присмотр и уход за ребенком учредитель образовательной организации дошкольного образования (детского сада):

осуществляющей образовательную деятельность,

вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (родительская плата), и ее размер.

Что не допускается включать в родительскую плату за детский сад

Законодательством не допускается включение в родительскую плату за детский сад:

расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования,

а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

часть 4 статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Таким образом, родительская плата за детский сад должна включать в себя только:

  • расходы, связанные с осуществлением присмотра и ухода за детьми.

Кроме того, при введении родительской платы за детский сад учредитель образовательной организации дошкольного образования вправе:

снизить размер родительской платы или

не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке.

часть 2 статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией:

обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования,

часть 3 статьи 65 Федерального закона «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Компенсация родительской платы за детский сад

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детский сад):

в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ,

но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных детских садах, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ:

на первого ребенка;

не менее 50% размера такой платы:

на второго ребенка;

не менее 70% размера такой платы:

на третьего ребенка и последующих детей.

Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных детских садах:

  • устанавливается органами государственной власти субъекта РФ.

Право на получение компенсации родительской платы за детский сад:

  • имеет один из родителей, внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации дошкольного образования.

Минобрнауки России, начиная с сентября 2013 года в соответствии:

с поручением Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № Пр-539,

поручением рабочей группы Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития РФ, определенных Президентом РФ (протокол от 24 июля 2013 г. № 20,

проводит ежемесячный сбор информации о размере родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в государственных (муниципальных) организациях, осуществляющих образовательную деятельность (детских садах).

Также Министерством образования и науки РФ было направлено:

руководителям органов управления образованием субъектов РФ

письмо от 31 июля 2014 г. № 08-1002 с методическими рекомендациями по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования.

Эти методические рекомендации Минобрнауки России содержат:

методику расчета по определению нормативов затрат детских садов на оказание услуги по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в государственных (муниципальных) образовательных организациях,

а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в государственных (муниципальных) образовательных организациях дошкольного образования (детских садах),

подходы к разработке порядка финансового обеспечения услуг по присмотру и уходу за детьми.

Ссылка на основную публикацию