Проведение лесной амнистии

Лесная амнистия – гарантия защиты собственности на участки на лесных землях

Ситуация, когда земельный участок (ЗУ) находится на лесной земле, не редкая. Участок может быть любым – для садоводства, ЛПХ, ИЖС, КФХ или для сельхозпроизводства.

Наделы и постройки, зарегистрированные в ЕРГН, были под прицелом лесных ведомств. Они предъявляли к владельцам претензии. Их замечания касались собственности на землю, поскольку эти ведомства относили наделы или их часть к лесной территории, зарегистрированной в лесном реестре.

И не только считали. Лесные ведомства опровергали:

  • право собственности на землю
  • правомерность предоставления ЗУ в собственность граждан

выполненного органами муниципальной власти.

Земельные участки изымались у владельцев через суды. Земля возвращалась в лесной фонд государства, то есть в собственность Российской Федерации. Успешных для лесных ведомств результатов было немало.

Использование лесных земель регулируется Лесным кодексом РФ. Лейтмотив в порядке эксплуатации лесных земель:

  • защита
  • воспроизводство
  • использование в соответствии с назначением

зачастую исключает возможность застройки.

На ЗУ на лесных землях построить что-либо было практически невозможно. Застройка была сопряжена:

  • с получением разрешений лесного ведомства субъекта
  • с разработкой проектов освоения лесов на лесных участках, предоставленных в пользование или аренду
  • со сложной процедурой утверждения проектов освоения лесов

Возведение частного дома на такой земле провоцировало неприятные последствия. Строение приобретало статус самовольной постройки на лесных землях, даже если на него в ЕГРН было зарегистрировано право собственности. Постройки должны были сноситься по решению судов.

Сложившаяся ситуация имела малоприглядный характер:

  • земли Рослесхоза оказались в границах садоводческих товариществ и населённых пунктов
  • возникла масса проблем:
    • и дачники, и люди, проживающие в посёлках вблизи лесов, не могли ничего построить на «лесных» сотках, а если и строили, то строения были вне закона:
    • Росреестр не мог зарегистрировать право собственности
    • ЗУ находится в границах лесничества или лесопарка
    • построенные здания и дома:
      • считаются незаконными строениями
      • свидетельствуют о неумышленном нарушении Лесного кодекса РФ

      Реальное положение вещей:

      1. с лесными и муниципальными землями
      2. с земельными участками, предоставленными властями гражданам и юридическим лицам для различных целей

      свидетельствовало о явных правовых неувязках во взаимодействии муниципалитетов и лесных ведомств.

      Проблема спровоцировала полное или частичное наложении планов лесных земель и планов земель регионов, муниципалитетов, граждан и компаний. Собственники ЗУ узнавали об этом не сразу.

      • о землях лесного фонда
      • о границах лесных земель
      • о наложении границ лесных и частных участков

      в открытом для граждан доступе не было.

      Ситуация получила официальное название – «двойной кадастровый учёт». Он стал следствием дублирования сведений об одном и том же участке разными органами регистрации независимыми друг от друга способами:

      1. в ЕГРН (ранее ЕГРП):
        • фиксировал сведения о недвижимости
        • присваивал участку уникальный кадастровый номер, являющийся подтверждением факта существования недвижимости, а значит и имущественных прав на земельный участок (и постройки при их наличии)
      2. в ГЛР (государственный лесной реестр):
        • регистрировал сведения о лесных участках, ранее находившихся во владении с/х организаций, без должных требований:
          • к местоположению границ ЗУ
          • к содержанию межевого плана

      Существенными причинами противоречий этих реестров стала неразбериха в законодательстве.

      До 2008 года в ЕГРН не было материалов о межевании земель лесного фонда на территории регионов. Лесные земли не ставились на государственный кадастровый учет. Их границы не имели координат. Они не отображались на публичной кадастровой карте

      В ГКН не было сведений о площади каждого обособленного лесного участка. Их нельзя было определить в составе площадей земель лесфонда.

      Сведения о предоставлении участков лесного фонда:

      • в аренду
      • во временное пользование

      не вносились в ГКН до 01.01.2015 г.

      В реестр предоставлялся единый правоудостоверяющий документ. Это было свидетельство о государственной собственности, полученное в 1992-1997 годах. Учёт земли вёлся в упрощённом порядке (без точного межевания).

      Образовались ситуации пересечений лесных участков:

      • между собой
      • с другими землями

      Границы лесных участков регистрировались в ЕГРН неточно:

      • по картографическим материалам
      • по данным лесоустройства
      • без своевременного обновления
      • без привязки к системе координат, установленной для ГКН
      • без учёта существующих сведений землеустройства и государственного кадастра недвижимости

      Сопоставление сведений ЕГРН об участках, находящихся в собственности граждан и компаний, с данными о ЗУ в реестре лесного фонда оказалось затруднительным или невозможным.

      Собственники участков, попавших под бремя регистрационных дублей, пытались отстоять свои права в многочисленных судебных разбирательствах. Судебные решения, как уже было отмечено, далеко не всегда доказывали их правоту.

      «Лесная амнистия» – гарантия защиты прав собственников участков

      Проблемы с участками на лесных землях решил ФЗ № 280 от 29 июля 2017 года. Этот закон получил обиходное название «лесной амнистии».

      Небольшой казус получился с таким названием, ведь закон, в прямом значении амнистии, никого не амнистирует. Значимость его заключена в защите прав собственников земельных участков и законных интересов и имущественных прав Российской Федерации, являющейся собственником земель лесного фонда.

      Тем не менее, будем иногда использовать в тексте статьи терминологию «лесная амнистия», поскольку она более краткая в сравнении с полным наименованием закона 280-ФЗ и проще воспринимается при чтении и на слух.

      • дополнил отдельные статьи Лесного кодекса РФ
      • установил срок до 1 января 2023 года:
        • для устранения противоречий между сведениями ГЛР и ЕГРН
        • для приведения в соответствие сведений ГЛР и ЕГРН:
        • о границах территорий:
          • ОКН (объектов культурного наследия)
          • особо охраняемых природных зон
          • в границах территорий ОКН
          • в границах территорий особо охраняемых природных зон

          Способы достижения цели «лесной амнистии»

          Цель «лесной амнистии» – защита прав собственников земли. Достигается она через решение основных проблем:

          1. устранение противоречивых сведений ЕГРН об участках, границы которых пересекаются с землями лесфонда
          2. исключение из ЕГРН дублирующих сведений о лесных участках
          3. применения принципиально новых положений, ранее законодательно не предусмотренных, направленных на защиту лесов – для исключения впредь возможности внесения в государственные реестры противоречивых сведений

          Приоритет сведений ЕГРН перед сведениями ГЛР

          Одно из положений «лесной амнистии» – главенство сведений ЕГРН о категории земель участка над данными:

          • лесного реестра
          • лесного плана субъекта федерации
          • иных документов

          Эти материалы позволяли относить ЗУ к лесным землям. У собственников ЗУ возникала проблема с доказательством того факта, что участок не относится к лесфонду.

          Законом 280-ФЗ (пункт 3 статьи 14) установлено, что когда один и тот же земельный участок, по сведениям ЕГРН, относится, к примеру, к сельхозземлям, выделенным, скажем, под ЛПХ или СНТ, а по данным ГЛР числится в лесном фонде, приоритет отдаётся сведениям, содержащимися в ЕГРН.

          Сведения ЕГРН признаются достоверными. Владельцу участка, стоящего на учёте в государственном реестре недвижимости, не придётся доказывать, что участок не относится к лесным землям.

          Исключения

          Положение закона о приоритетности сведений ЕГРН не лишено исключений. Так, верховенство сведений ЕРГН перед данными ГЛР не распространяется на следующие типы земельных участков (пункт 1 статьи 10 закона 280-ФЗ):

          • ЗУ в границах особо охраняемых природных территорий:
            • заповедники
            • заказники
            • территорий объектов культурного наследия (ОКН)
            • если на таких ЗУ отсутствуют объекты недвижимости с зарегистрированнными правами
            • неиспользования ЗУпо целевому назначению
            • использования ЗУ с нарушением законодательства РФ

            Закон полностью вынесен из сферы действия по землям в особо охраняемых природных территориях и стоит на страже лесов.

            • ЗУ оказался в национальном парке или в заказнике
            • выявилось пересечение границ ЗУ и лесных земель

            собственнику ЗУ придётся обратиться в суд. Ему нужно доказать, что образование собственности на участок в лесном массиве было юридически достоверным и правильным.

            Временные «точки отсечения»

            Законом установлены временные рамки применимости положения о приоритетности сведений ЕРГН перед сведениями ГЛР по так называемым «точкам отсечения», снижающим риски в действии «лесной амнистии»:

            • 8 августа 2008 года:
            1. люди получали участки на лесных землях законно
            2. собственники ЗУ вправе рассчитывать на помощь со стороны государства
            • 1 января 2016 года:

            начало упреждения мошеннической деятельности при попытках узаконивания перехода в частные руки:

            1. лесных массивов
            2. лесных земель на особо охраняемых природных территориях

            выявившейся в период подготовки и обсуждения Лесного кодекса.

            Не упустил закон и случаи «съезда участков» в лесопарковые зоны.

            Рассмотрим положения «лесной амнистии» детальнее.

            Сохранение права собственности на участки, возникшее до 08.08.2008

            Речь идёт не о любых участках, а только о тех, права собственности на которые возникли до 8 августа 2008 года, а сами участки были предоставлены для таких целей, как:

            • садоводство
            • огородничество
            • личное подсобное хозяйство
            • дачное хозяйство
            • индивидуальное жилищное строительство

            Таким участкам можно присвоить более удобную для собственника категорию земель:

            • земли сельскохозяйственного назначения
            • земли населённых пунктов

            соответствующую виду использования участка.

            Вывести участок из состава земель лесфонда можно даже в случаях, когда:

            1. в ГЛР о ЗУ указано, что надел находится в границах лесных земель
            2. в выписке ЕГРН указано, что категория ЗУ – «земли лесфонда»

            Присвоение участку новой категории земель определяется только сроком возникновения права на земельный участок (сроком первичного землеотвода), который должен быть ранее 8 августа 2008 года, и не зависит от целого ряда фактов:

            • от наличия на участке построек
            • от наличия зарегистрированных прав на постройки
            • от категории ЗУ «земли лесного фонда», указанную:
              • или в кадастровом паспорте
              • или в правоустанавливающем документе
              • или в ином документе

              Примечание

              По «лесной амнистии» кадастровый учёт земельного участка:

              • для садоводства
              • для огородничество
              • для ведения личного подсобного хозяйства

              не требует согласования той части границ ЗУ, что расположена в лесу.

              Законом 280-ФЗ для перечисленных участков установлен финальный срок согласования границ – 1 января 2023 года (пункт 9 статьи 10 закона).

              До истечения этого срока исключается необходимость в согласовании местоположения части границы ЗУ на землях лесничества или лесопарка, при одновременном соблюдения следующих условий:

              • земельный участок был предоставлен для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года
              • смежным земельным участком является лесной участок
              • собственник участка занимается уточнением положения границ ЗУ, смежного с лесным участком
              • площадь ЗУ превышает более чем на 10% ту площадь, что указана в правоустанавливающих или в правоудостоверяющих документах

              органы власти субъекта РФ в области лесных отношений вправе возразить против согласования местоположения границ ЗУ (пункт 10 статьи 10 закона 280-ФЗ).

              Собственность на участки с возведенными на них объектами недвижимости с правом на постройки, возникшим до 1 января 2016 года

              Гарантия «лесной амнистии» в оформлении собственности на участки и земли под возведёнными на них объектами обеспечивается только при одновременном выполнении следующих условий:

              1. объекты не предназначены для нужд лесопользования
              2. права собственности на построенные объекты недвижимости зарегистрированы до 01.01.2016 г.
              • на здание
              • на дом
              • на иную постройку

              зарегистрирована до 1 января 2016 года, владелец недвижимости имеет право поставить на учёт и земельный участок под объектом. Регистрация проводится вне зависимости от того, что границы ЗУ пересекаются с лесным или лесопарковым наделом (пункт 2 статьи 60 закона 280-ФЗ).

              Для подтверждения права собственности на земельный участок владелец дома должен:

              • обратиться с заявлением в орган, который предоставил ЗУ
              • провести межевание
              • внести в ЕГРН сведения:
                • об участке
                • о границах ЗУ (материалы межевого плана):
                  1. чертёж
                  2. описание участка на кадастровом плане территории)

                При подготовке межевого плана кадастровый инженер делает пометку о возможности применения закона о «лесной амнистии».

                Далее Росреестр произведёт:

                1. исключение ЗУ из состава лесных площадей:
                  1. если участок числился в лесном реестре в качестве части лесной территории, а в ЕГРН – как участок ИЖС, ЛПХ, участок с/х назначения и т.д.)

                  Проблем с регистрацией участка и его границ в ЕГРН не будет в случае, когда при уточнении местоположения границ ЗУ было выявлено пересечение границ ЗУ с границами:

                  • лесного участка
                  • лесничества
                  • лесопарка

                  Нужно только ещё раз сделать акцент на том, что обязательными и одновременно соблюдаемыми условиями будут:

                  1. право на участок было оформлено до 1 января 2016 года
                  2. право на участок было возникло до даты внесения в ЕГРН сведений о границах участка

                  Так установлено пунктом 1 статьи 60 закона 280-ФЗ.

                  Сохранение права собственности на участки, «съехавшие» в лесопарковую зону

                  Законом рассматривается случай, когда в результате межевания или уточнения их границ получается, что на плане участок «съехал» – полностью иди частично оказался в лесопарковой зоне.

                  До «лесной амнистии», подобные ситуации превращались в неразрешимые проблемы.

                  После вступления закона 280-ФЗ в силу способ их разрешения играет в пользу владельца участка:

                  земельный надел исключается из состава земель лесного фонда, если ВРИ участка противоречит лесопарковому режиму.

                  Так установлено пунктом 7 статьи 60 4 закона 280-ФЗ.

                  5. Возврат по суду права собственности на утраченные участки и здания (возможность уже не действительна)

                  По ФЗ 280, устанавливался судебный порядок признания прав на объекты недвижимости, собственность на которые была утрачена по причине относения участков к лесной территории.

                  До принятия закона, по решениям судов, принятым по искам органов лесного хозяйства, повсеместно проводился снос жилых домов с выселением из них жильцов, вынужденно освобождались от построек садовые, огородные и дачные участки с полным аннулированием прав на них. Граждане лишались и без какой-либо компенсации своего законного права собственности, ранее подтверждённого государством.

                  Введение нормы закона о возврате собственности на утраченные участки и здания стало признанием государства своей неправоты и предложением об устранении случившейся несправедливости через обращения пострадавших владельцев недвижимости в суд для обжалования судебного решения и восстановления права собственности. Правда, срок подачи иска был ограничен – в течение года со дня вступления закона в силу, то есть закончился 29 июля 2018 года.

                  Во всяком случае, такая возможность была и, наверное, многие сумели воспользоваться ею.

                  Выводы

                  Федеральный закон 280-ФЗ – ёмкий по смыслу вводимых положений. Многие его новеллы заслуживают отдельного рассмотрения. Это статьи, касающиеся:

                  • вариантов согласования схем участков
                  • механизмов решения проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде, обязывающих власти:
                    • заниматься этими территориями
                    • присваивать территориям статуса полноценных населённых пунктов
                    • заниматься:
                      1. развитием инфраструктуры
                      2. обеспечением нормальных условий жизни населения

                    Можно и далее продолжить огромный перечень тех насущных задач, которые нашли отражение в «лесной амнистии». Нужно ещё раз отметить, что она:

                    Проведение лесной амнистии

                    Пресс-центр

                    Публикации о Росреестре

                    Как оформить землю под домом по «лесной амнистии»?

                    Как оформить землю под домом по «лесной амнистии»?

                    Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. При этом каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель. Однако применительно к землям лесного фонда данный принцип соблюдался не в полной мере.

                    Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель”, известный как закон «О лесной амнистии» вступил в силу 11 августа 2017 года.

                    Данный закон регулирует вопрос о порядке устранения пересечений границ земельных участков лесного фонда с границами земельных участков, относящихся к землям иных категорий, определяет механизм по устранению противоречий в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части принадлежности земельных участков к определенной категории. Также решается вопрос об устранении пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов и территориальных зон. Кроме того, положения нового закона направлены и на решение проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде.

                    Рассмотреть подробно все описанные в законе ситуации не представляется возможным, остановимся на тех, которые актуальны для граждан.

                    Например, правообладатель приобрел земельный участок по договору купли-продажи, построил на нем дом, баню, гараж. При проведении кадастровых работ было выявлено пересечение границ земельного участка, принадлежащего правообладателю, с границами лесного участка и установлено, что земельный участок частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса. Поскольку участок отнесен к категории “земли населенных пунктов”, его разрешенное использование – “индивидуальное жилищное строительство”, права на него возникли до 1 января 2016, соответственно, выявленное пересечение границ этого участка с границами лесного участка в соответствии с «лесной амнистией» не является препятствием для осуществления кадастрового учета изменений на уточняемый земельный участок. Вместе с тем, правообладатель получил возможность поставить на кадастровый учет созданные на этом земельном участке объекты недвижимости и зарегистрировать свои права на них.

                    Другая ситуация: когда на земельные участки зарегистрированы права собственности до 2006 года. Сведения о границах данных земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости в 2009 году. Однако в ходе проведения кадастровых работ в 2013 году была выявлена реестровая ошибка в установлении границ вышеуказанных земельных участков. В исправлении данной ошибки органом кадастрового учета было отказано в связи с тем, что выявлено пересечение установленных ранее границ с границами лесных участков. До вступления в силу закона 280-ФЗ решение вопроса не регулировалось нормами действующего законодательства. И только после вступления его в силу представилось возможным внести сведения о границах принадлежащих заявителям на праве собственности земельных участков в ЕГРН и исключить сведения о пересечении границ.

                    Ситуаций, когда при наложении планов участков, выданных на законных основаниях, на публичную кадастровую карту обнаруживается, что их территории пересекаются, а многие полностью находятся на территории лесного хозяйства, множество.

                    Реализация 280-ФЗ на практике начала осуществляться с первых дней вступления его в силу на основании заявлений правообладателей. Например, по состоянию на 01 января 2018 года Управлением Росреестра по Омской области рассмотрено 41 заявление правообладателей земельных участков, расположенных в Омском муниципальном районе, об осуществлении учетно-регистрационных действий, подпадающих под действие статьи 60.2 Федерального закона “О государственной регистрации недвижимости». По всем заявлениям приняты положительные решения.

                    На сегодняшний день применение норм закона «О лесной амнистии» набирает обороты. Возможность устранения пересечения границ лесных участков с земельными участками иных категорий позволяет гражданам реализовать свои права в упрощенном порядке. Ведь до недавнего времени, суды были единственным местом решения подобных земельных споров.

                    Для граждан-заявителей важно понимать, какие участки попадают под «лесную амнистию».

                    Во-первых, это участки, предоставленные гражданам до 08.08.2008 года для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

                    Такой участок может находиться в границах земель лесного фонда по данным лесного реестра и даже может иметь категорию «земли лесного фонда», указанную в кадастровом паспорте и свидетельстве о праве собственности. «Лесная амнистия» позволяет присвоить таким участкам категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения».

                    При этом не имеет значения, когда возникло право на данный участок у его последнего законного владельца, главное, чтобы первичный землеотвод состоялся до 08.08.2008. Вместе с тем, не важно: имеются ли на участке постройки и зарегистрированы ли права на них, а также указана ли в правоустанавливающих документах, кадастровом паспорте или свидетельстве о праве собственности (договоре аренды) категория «земли лесного фонда».

                    Во-вторых, это участки и земли, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрировано до 01.01.2016. Образование и постановка на кадастровый учет земельного участка под такими объектами теперь должны осуществляться в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

                    Одновременно с этим, законом не урегулирована ситуация оформления прав на ранее образованные и состоящие на кадастровом учете участки под зданиями, отнесенные к категории земель лесного фонда. Из чего следует, что изменение категории таких участков на основании норм «лесной амнистии» не предполагается. Исключением являются участки, попадающие в границы населенных пунктов, которые подлежат созданию на месте старых лесных поселков и военных городков. Они должны быть переведены в категорию «земли населенных пунктов» на основании решений уполномоченных органов власти.

                    Нельзя будет оформить участок даже по “лесной амнистии”, если он относится к категории земель промышленности, транспорта, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, землям оборонного или иного «специального назначения», землям, задействованным для обеспечения космической деятельности, если на таких участках больше нет зарегистрированных объектов недвижимости.

                    Кроме того, Закон не работает в отношении земель сельскохозяйственного назначения, если уполномоченный орган по надзору за использованием земель получил достоверную информацию об эксплуатации этого участка с нарушением российских законов или вовсе не по назначению.

                    Закон «О лесной амнистии» позволяет узаконить участки добросовестным приобретателям. Владельцам же незаконно захваченных территорий либо полученных с нарушениями лесного законодательства оформить свое право по-прежнему будет возможно только на основании судебного акта.

                    Наряду с этим, закон «О лесной амнистии» предусматривает возврат прав на объекты недвижимости, утраченные на основании вступивших в силу судебных актов. Так, в соответствии с пунктом 5 ст. 10 закона №280-ФЗ граждане могут предъявить иски о признании права собственности на объекты недвижимости, ранее утраченные по судебным актам в связи с тем, что данные объекты были построены с нарушением лесного законодательства. Данная норма открывает не только массу возможностей, но и вызывает множество вопросов.

                    «Лесная амнистия», несомненно, дает возможность добросовестным приобретателям зарегистрировать право собственности на земельные участки, уточнить и внести сведения об их границах в Едином государственном реестре недвижимости. Главное, не упустить данный шанс и воспользоваться упрощенной процедурой своевременно.

                    Лесная амнистия в 2020 году

                    lesnaya-amnistiya-v-2019-godu

                    Лесная амнистия — это льгота для владельцев земельных участков, которые соприкасаются с лесным фондом или вовсе заходят за его границы, в результате чего их использование заметно осложнено. На основании этой реформы такие собственники могут закрепить наделы за собой.

                    lesnaya-amnistiya-v-2019-godu-4to-takoeЧто такое лесная амнистия

                    Лесная амнистия представляет собой закон. Предназначенный для улучшения положений владельцев земельных участков, расположенного поблизости от территории, отнесенной к лесному фонду. Либо же таких наделов, часть которых заходит на саму территорию леса. Обычно собственники подобных объектов недвижимости сталкиваются с существенными проблемами. Причина состоит в том, что земли, относимые к лесам, имеют существенно иной статус, нежели земли сельскохозяйственного назначения. Подобный статус отражается и на наделах, которые граничат с лесами. Хотя сами к ним и не относятся. В результате обладатели этих наделов не могут использовать их в полном мере. Лесная амнистия призвана помочь им в этом.

                    Какие сложности возникали у обладателей земли, находящейся рядом с лесом

                    На практике если в собственности у землевладельца находится надел, который:

                    • Прилегает к территории, относящейся к лесному фонду;
                    • Либо несколько вклинивается в нее.

                    Так, подобный участок мог в течение десятилетий находиться в фактическом распоряжении данного собственника. Но при этом в случае подачи запроса о постановке земли на кадастровый учет заявителю в этом отказывали. Это обосновывалось тем, что земля заходит за границы лесного фонда. При этом суд до принятия закона о лесной амнистии становился на сторону учреждения, отказавшего гражданину.

                    Если собственники таких участок намеревались произвести межевание, то в соответствии с принятым порядком действий они обращались к кадастровому инженеру. Этот специалист обнаруживал, что надел располагается рядом с лесом и обращался с запросом в Министерство лесного хозяйства. Если оттуда ему поступал ответ, что либо вся земля, либо же ее часть располагается на землях лесного фонда. То в таком случае кадастровый инженер просто отказывался осуществлять размежевания.

                    Были возможны и более серьезные последствия. В некоторых случаях участки, которыми люди владели в течение десятилетий, просто отбирались у них на том основании, что они заходят за границу лесного фонда.

                    lesnaya-amnistiya-v-2019-godu-zakonПринятие закона об лесной амнистии

                    Юридическим основанием для данной новации явилось постановление российского Конституционного суда. Эта инстанция вынесла решение о том, что недопустимо отбирать у людей их наделы. Или их части на том только основании. Что они располагаются в соприкосновении с территорией, относимой к лесному фонду, либо же пересекаются с ней. Приоритет в любом случае должен быть отдан правам фактических владельцев земли, даже если в ее оформлении существуют некоторые погрешности.

                    После этого в июле 2017 году российским парламентом был принят специальный Федеральный закон №280-ФЗ. Он носит название «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Именно этот нормативный акт получил краткое неформальное название закона о лесной амнистии. Плюсы и минусы вновь введенного порядка станут понятны в будущем в ходе реального применения данного закона.

                    Содержание лесной амнистии

                    Лесная амнистия предполагает защиту интересов обладателей участков, которые располагаются вблизи лесов и отчасти пересекаются с лесным фондом. Они получают возможность утвердить свои права в спорных ситуациях, когда их надел смежен с лесом.

                    Это относится ко всем участкам, которые были образованы до 1 января 2016 года. При этом данная отсечка не относится к началу периода владения участком. Если нынешний владелец приобрел участок у предыдущего после 1 января 2016 года. В том числе в 2017 году, но сам участок был выделен как отдельный объект ранее этой даты. То воспользоваться лесной амнистией безусловно можно.

                    Кроме того в законе установлено, что участки, которые были предоставлены ранее 8 августа 2008 года и при этом относились к землям лесного фонда. Они могут быть переоформлены в иную категорию вместо данной. Эта норма относится уже к наделам, которые не просто соприкасаются с территорией лесного фонда. А находятся непосредственно внутри нее.

                    При этом оговаривается, что такая амнистия для данных объектов возможна лишь в том случае, если их эксплуатация не была сопряжена с каким-либо использованием леса. Требуется, чтобы наделы были переданы собственникам до августа 2008 года с целью ведения личного подсобного хозяйства. Для использования под сады и огороды, а также под личную застройку. Если же обнаружится и будет документально подтверждено, что определенный участок эксплуатировали иным образом. Тогда лесная амнистия к нему применена быть не может.

                    В законе оговаривается:

                    1. Если такой участок находится внутри населенного пункта, то он может быть включен в землю поселения.
                    2. Если же он располагается вне населенного пункта, его нужно переоформить в качестве земли сельхозназначения.

                    lesnaya-amnistiya-v-2019-godu-documentКакие документы принимаются во внимание по лесной амнистии?

                    В соответствии с законом о лесной амнистии, если согласно лесному реестру данный надел относится к лесному фонду. А согласно иным документам — к иной категории. К примеру, к землям сельскохозяйственного назначения, действительными считаются именно сведения в других документах, а не в лесном реестре. Речь, к примеру, может идти об информации в Едином госреестре недвижимости.

                    Исключение составляют земли, которые относятся к особо охраняемым территориям, в том числе заповедникам и заказникам. Выделение участков в пределах таких образований всегда не приветствовалось законодательством. Поэтому они безусловно продолжают относиться к лесному фонду и переоформить такие участки не получится.

                    Особая ситуация с землей промышленного назначения. Для ее владельца весьма желательно, чтобы на ней располагался дом или иной объект недвижимости. Права на который им надлежащим образом зарегистрированы. В ином случае закрепление своих прав на него сильно усложнится.

                    Как оформить лесную амнистию

                    Владельцу участка требуется просто обратиться в тот же орган, который предоставил земельный участок. К примеру территориальной управление Росимущества по региону. Предоставлять документы в случае лесной амнистии не требуется, их собирают сами государственные ведомства.

                    Правовые итоги проведения лесной амнистии

                    Левитанус, Б. А. Правовые итоги проведения лесной амнистии / Б. А. Левитанус, В. В. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 182-185. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77630/ (дата обращения: 05.02.2022).

                    В настоящей статье рассматриваются проблемы правоприменительной практики относительно Закона о лесной амнистии, проводится правовой анализ итогов применения лесной амнистии по количественным и качественным показателям.

                    Ключевые слова: лесная амнистия, лесной фонд, Единый государственный реестр недвижимости, Лесной реестр, категории земельных участков, достоверность, пересечение границ земельных участков

                    С целью устранения препятствий в постановке на государственный кадастровый учет лесных участков и устранения противоречий между данными Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра по поручению Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева от 15 февраля 2016 г. № ДМ-П13–779р. был разработан и принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земли» (далее — закон) или Закон о лесной амнистии.

                    Указанный нормативный правовой акт призван устранить ряд противоречий в сфере регулирования отношений, связанных с оформлением прав на лесные участки, в частности Федеральным законом [3]:

                    1) установлено верховенство Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) в случае противоречий сведений государственного лесного реестра, лесного плана субъекта РФ или лесоустроительной документации сведениям ЕГРН о категории земельного участка;

                    2) описана процедура подготовки карты границ населенного пункта для установления границ лесных поселков и военных городков;

                    3) урегулирован вопрос о порядке устранения пересечений границ участков лесного фонда с границами участков, относящихся к землям иных категорий, а также об устранении пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов и территориальных зон;

                    4) устанавливается запрет на перенос в ЕГРН сведений о лесных участках из государственного лесного реестра, которые приведут к противоречиям со сведениями ЕГРН;

                    5) определен порядок перевода лесных поселков и военных городков в земли населенных пунктов;

                    6) урегулирован порядок предоставления в пользование частей лесных участков, в том числе для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также для геологического изучения недр;

                    7) предусмотрен возврат прав на объекты недвижимости, утраченные на основании вступивших в силу судебных актов.

                    Воспользоваться «лесной амнистией» могут следующие правообладатели:

                    − Граждане, которым предоставлены земельные участки до 08.08.2008 для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. Без учета даты возникновения права у последнего собственника.

                    − Правообладатели земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016.

                    − Правообладатель земельного участка, расположенного в границах лесничества и лесопарка, но имеющего по правоустанавливающим документам и/или сведениям ЕГРН нелесную категорию.

                    В основе закона о лесной амнистии лежит ряд принципов земельного и других законодательств, но по мнению авторов, следует выделить два основных принципа формирующих суть документа:

                    1. Принцип деления земель по целевому назначению на категории (подпункт 8 пункт 1 статья 1 Земельный кодекс РФ). Согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Т.о. земельный участок может относиться только к одной категории земель.
                    2. Принцип достоверности реестра (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Исходя из положений статей 5 и 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод осуществляется по средствам государственного кадастрового учета изменений сведений ЕГРН. Т.о. именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории. [1].

                    Сложность в реализации лесной амнистии заключается прежде всего в объеме информационных сведений, которые необходимо привести к единообразию и достоверности. Так по данным государственной статистической отчетности площадь земельного фонда Российской Федерации составляет 1712,5 млн га, из них наибольший удельный вес занимают именно земли лесного фонда — 1125,8 млн га (на 01.01.2019), что составляет около 66 % от общей площади земель (См. рис. 1) [5]. Следовательно, устранение пересечений границ с земельными участками лесного фонда — это масштабный и длительный процесс, который необходимо завершить к 01.01.2023. В Таблице 1 представлены сведения о распределении земель РФ по категориям на 01.01.2019.

                    Распределение земель по категориям на 01.01.2019, тыс. га [2]

                    п/п

                    Категория земель

                    Общая площадь

                    Удельный вес, %

                    Земли сельскохозяйственного назначения

                    Земли населенных пунктов

                    Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

                    Земли особо охраняемых территорий и объектов

                    Земли лесного фонда

                    Земли водного фонда

                    Итого земель в административных границах

                    Структура земельного фонда РФ на 01.01.2019

                    Рис. 1. Структура земельного фонда РФ на 01.01.2019

                    Мониторинг, планирование и организация рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства являются основными функциями Росреестра. Росреестр в рамках государственного управления публикует ежегодный Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, на основе этого доклада за 2016, 2017 и 2018 годы [2, с.6] прослеживается динамика снижения площади земель лесного фонда после принятия лесной амнистии.

                    В таблице 2 представлена динамика площади земель лесного фонда РФ в период 2016–2019 (тыс. га), наглядно демонстрирующая эффективность применения закона о лесной амнистии.

                    Динамика площади земель лесного фонда РФ в период 2016–2019 гг (тыс. га) [2]

                    В собственности юр. лиц

                    В гос. и муниципальной собственности

                    в собственности РФ

                    в собственности субъекта РФ

                    в муниципальной собственности

                    К 2019 году площадь земель лесного фонда в ЕГРН уменьшилась белее чем на 500 тыс. га по сравнению с предыдущим годом, за счет устранения пересечения границ лесных участков с границами земельных участков иных категорий земель, границ лесных участков с границами иных лесных участков и устранения реестровых ошибок. По предварительным данным Росреестра за 2020 год площадь лесного фонда сократилась еще более чем на 500 тыс. га. Таким образом, несоответствие данных, представленных в Лесном реестре и ЕГРН, составило более 1 млн га, что составляет 0,06 % от общей площади РФ. [7]

                    За весь период действия Закона «О лесной амнистии» по состоянию на 01.01.2020 статья 60.2 Закона о регистрации была применена более 73000 раз, в том числе по инициативе Росреестра — 62000 раз, что составляет около 85 % от общего количества случаев; правообладателями же было инициировано лишь 15 % (11000) случаев (по результатам рассмотрения их заявлений о проведении учётно-регистрационных действий) либо органами государственной власти. [7]

                    Рейтинг применения лесной амнистию по Субъектам РФ за весь период действия закона представлен в таблице 3, составлен на основе статистическим данных Росреестра на 01.01.2020. Исходя из данных, приведенных в таблице, видно, что более 1/3 всех случаев применения лесной амнистии в РФ зафиксированы в Кабардино-Балкарской Республике.

                    Рейтинг применения лесной амнистию по Субъектам РФ [7]

                    п/п

                    Субъект РФ

                    Количество случаев, шт.

                    Количество случаев от общего числа, %

                    За 2019 год Росреестром, при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений было выявлено и исключено / исправлено в ЕГРН:

                    − 41900 дублирующих сведений о лесных участках;

                    − 4700 реестровых ошибок в сведениях о лесных участках. [7]

                    Еще одним важным показателем эффективности закона являются результаты деятельности межведомственных комиссий, созданных для преобразования лесных поселков и военных городков в населенные пункты. [4] На 2019 год лишь 24 региона сформировали комиссии и утвердили регламент преобразования лесных поселков и военных городков в населенные пункты, еще в 6 регионах данный регламент лишь в стадии разработки, что свидетельствует о слабой работе регионов в данном направлении. Основная масса обращений по данному вопросу приходится на следующие регионы: Красноярский край, Иркутская область и Дальний Восток.

                    Анализ требований в судебном порядке граждан на основе положения статьи 10 закона О порядке признания своего права на земельные участки, которые у них на основании судебного решения отобрали по мотиву того, что они относятся к лесному фонду показал, что количество таких обращений за 2018 год увеличился в 2 раза по сравнению с предыдущим годом.

                    Судебная практика по Уральскому Федеральному Округу показывает неохотное желание судей применять нормы Федерального закона № 280-ФЗ в рамках положения статьи 10 закона, о чем свидетельствуют Список дел, выигранных и проигранных частными правообладателями земли [8]:

                    − 3 выигранных дела по арбитражным судам (А60–35746/2017, А60–38913/2017, А60–63449/2017);

                    − 7 проигранных дел по арбитражным судам (А07–10672/2016, А60–37835/2017, А60–38902/2017, А60–42570/2017, А60–42574/2017, А60–36937/2018, А60–10525/2018,).

                    Но во всех регионах складывает разная судебная практика. Несмотря на то, что решений уже не мало, говорить о сформированной практике не приходится. Видно, что четкие правовые конструкции, которые позволяли бы судам более-менее предсказуемо применять законодательство «о лесной амнистии» по-прежнему, отсутствуют.

                    Сохраняются проблемы разрозненности информации о земельных участках, в связи с тем, что разные государственные и муниципальные органы используют разные информационные базы и программное обеспечение, и как следствие управленческие решения принимаются, основываясь на данных разных информационных ресурсов. Так, например, устранив противоречие между Реестром недвижимости и лесным реестром по своему земельному участку, правообладатель сталкивается с тем, что градостроительный план ему выдают все равно «с лесом» и строить на участке оказывается невозможно. Следовательно, необходим переход всех органов на единую информационную базу и программное обеспечение, позволяющее обновлять сведения об объектах в режиме онлайн.

                    Параллельно происходит внесение в ЕГРН сведений об охранных зонах и особо охраняемых территорий и объектов, внесение данной информации происходит с огромными сложностями и с разной динамикой в регионах. По сегодняшний день в ЕГРН внесена лишь половина сведений о границах охранных зон, что в свою очередь заставляет поставить под сомнение результаты «лесной амнистии», если она была проведена на спорных территориях. [6].

                    1. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 мая 2012 г. № 16576/11
                    2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2016 году. М., 2017. С. 6. Подготовлен Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
                    3. Ефимова Е. И. О правовых проблемах «дачной амнистии» и «лесной амнистии». КонсультантПлюс, 2019.
                    4. Мазуров А. Лесная амнистия. Межрегиональное бюро судебных экспертиз, г. Москва. КонсультантПлюс, 2018.
                    5. Шуплецова Ю. И. Правовое регулирование лесных отношений в Российской Федерации. Монография. МФ МГТУ им. Н. Э. Баумана. Москва. -2017.
                    6. http://duma.gov.ru/news/29085/ — Государственная дума Федерального собрания РФ, Председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, выступая на заседании коллегии Росреестра на тему реализации закона о «лесной амнистии»].
                    7. https://rosreestr.ru/site/press/news/rosreestr-podvyel-itogi-realizatsii-lesnoy-amnistii-po-sostoyaniyu-na-1-yanvarya-2020-goda_3/ — Сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Итоги реализации «лесной амнистии» по состоянию на 1 января 2020 года
                    8. https://www.cab74.ru/articles/1486/ — Сайт «Недвижимость и право» Юридическая практика Татьяны Скворцовой. Обзор практики по «лесной амнистии»
                    9. В чем суть лесной амнистии. Электронный журнал «Азбука права». Консультант Плюс. 10.04.2020

                    Основные термины (генерируются автоматически): лесная амнистия, лесной фонд, участок, земельный участок, Российская Федерация, земля, сведение, государственный лесной реестр, Единый государственный реестр, лесной реестр.

                    «Лесная амнистия» в Подмосковье: как изменить статус земли

                    Дачный поселок

                    Целью «лесной амнистии» является приведение в порядок земельного статуса тех территорий, по которым данные из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) противоречат данным из государственного лесного реестра. При этом сведения из ЕГРН становятся приоритетными, если соблюдаются определенные условия. Для Московской области «лесная амнистия» не менее актуальна, чем для других регионов России. О том, какие документы нужно собрать для утверждения нового статуса земли, и на какие территории «лесная амнистия» не распространяется, читайте в материале портала mosreg.ru.

                    Кто может подать заявление о пересмотре статуса земли

                    Аэрофотосъемка земель

                    Механизм «лесной амнистии» был запущен в 2017 году в связи с вступлением в силу Федерального закона № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Владельцы земельных участков, права которых (или права предыдущих правообладателей) возникли до 1 января 2016 года, могут подать заявление на амнистию. Принадлежность такого участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН (при их отсутствии в соответствии с правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки). При этом важно, чтобы данные участки не относились к следующим категориям земель:

                    • землям, расположенным в границах особо охраняемых природных территорий или территорий объектов культурного наследия;
                    • землям обороны, безопасности, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, или землям иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
                    • землям, относящимся к землям сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». При этом у уполномоченного органа должны быть сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающие факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства.

                    В результате орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания площади лесного участка и местоположения его границ, чтобы исключить их пересечение.

                    Что касается земельных участков, предоставленных до 8 августа 2008 года, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и эксплуатации жилого дома, то орган регистрации прав вносит в ЕГРН изменения для отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории земель населенных пунктов.

                    Порядок получения услуги

                    Ноутбук

                    Услугу можно получить на портале государственных и муниципальных услуг Московской области.

                    Для получения госуслуги необходимо:

                    – в разделе «Земля и стройка» подразделе «Оформление земельных участков» найдите услугу «Приведение в соответствие сведений ГЛР и ЕГРН».

                    – заполнить формы и приложите документы правообладателя.

                    Через 10 дней в личном кабинете можно проверить статус оказания услуги.

                    Сроки «лесной амнистии» в Подмосковье

                    Рассмотрение документов на заседании

                    В соответствии с Федеральным законом сведения государственного лесного реестра должны быть приведены в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости до 1 января 2023.

                    Лесная амнистия. Особенности. Проблемы. Основные понятия.

                    Данная тема очень обширная и затрагивает много аспектов.

                    О том, что такое лесная амнистия, и о порядке ее применения говорится в Федеральном законе от 29.07.2017 № 280-ФЗ.

                    1. Что такое «Лесная амнистия» и для кого она?

                    Начнем с того, что касается она тех, чьи земельные участки находятся на границах с лесами.

                    По Закону сведения об участках, которые в соответствии с лесным законодательством являются лесными участками, и содержатся в государственном лесном реестре (далее – ГЛР), приводятся в соответствие со сведениями, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

                    Смысл “лесной амнистии” – вывести некоторые земельные участки из состава земель лесного фонда и присвоить категорию, которая будет более пригодной для хозяйственного использования (это могут быть «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозназначения»).

                    Ранее недвижимость подобная не регистрировалась по причине нахождения в границах лесного фонда или находилась под угрозой – ее могли отнять. Многие потеряли права на землю и строения, которыми пользовались много лет.

                    На сегодняшний день, собственник участка может воспользоваться лесной амнистией, если: в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта РФ, этот участок относится к категории земель лесного фонда, и при этом в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами он отнесен к иной категории земель.

                    Важно сказать, чтона землях лесного фонда почти ничего строить нельзя. То есть дом, возведенный на таком участке, может получить статус самовольной постройки. Однако, это не всегда умышленное нарушение.

                    Часто возникают ситуации, когда люди, начиная строительство, даже не знали, что их земля по данным ГЛР находится в границах лесничества или лесопарка, и что строительство незаконно.

                    1. Участки, попадающие под «Лесную амнистию».

                    Итак, расскажем какие именно участки могут попасть под применение «лесной амнистии».

                    1. Земельные участки, которые были предоставлены гражданам до 08.08.2008 для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного и дачного хозяйства.

                    Такой участок, по данным ГЛР или лесного плана субъекта, может находиться в границах земель лесного фонда и даже может иметь категорию «земли лесного фонда». Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон № 280-ФЗ) позволяет присвоить им категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения».

                    1. Участки, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, и право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016.

                    Образование и постановка таких участков теперь должны осуществляться в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (при наличии пересечения действует статья 60.2 Федерального Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ (далее – Закон № 218-ФЗ)).

                    Исключение составляют земельные участки, которые попадают в границы населенных пунктов, подлежащих созданию на месте старых лесных поселков и военных городков. Они должны быть переведены в категорию «земли населенных пунктов» на основании решений уполномоченных органов власти.

                    1. Земли, попадающие в границы лесничеств и лесопарков, но, по данным ЕГРН и (или) правоустанавливающих документов, имеют нелесную категорию.

                    В этом случае сведения ЕГРН получают приоритет перед данными ГЛР и лесного плана (согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ (далее – Закон № 172-ФЗ), пункту 4 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ).

                    Это актуально для земельных участков, которые были поставлены на государственный учет декларативно и требуют уточнения границ. Ранее было невозможно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на наложение на лесную территорию.

                    ВАЖНО! В каждом правиле есть исключения. В данном случае это земельные участки, которые на основании каких-либо данных могут иметь категорию «земли промышленности» или «земли особо охраняемых природных территорий», а так же сельскохозяйственные участки, которые используются не по назначению. В перечисленных случаях участок попадает под «лесную амнистию» с рядом существенных оговорок и только в случае, если права на такие участки не будут своевременно оспорены Рослесхозом.

                    В письме Минэкономразвития России от 15.09.2017 № 26268-ВА/Д23и установлен абсолютный приоритет данных ЕГРН перед сведениями ГЛР.

                    Общее правило «лесной амнистии» о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности участка к определенной категории земель не распространяется на земли:

                    • относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ, при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, который подтверждает факты неиспользования таких земель по целевому назначению или их использования с нарушением законов РФ (ч.6 ст. 14 Закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ).
                    • относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
                    • расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.

                    Думаем, что стоит сказать о том, что на сегодняшний момент, основными проблемами, с которыми предстоит «лесной амнистии» столкнуться это:

                    • низкое качество землеустроительных документов, «задвоенность» государственного кадастрового учета, соответственно сведений ЕГРН;
                    • границы и площади земель лесного фонда определены декларативно (отсутствуют финансовые средства для проведения работ по постановке на учет объектов лесоустройства);
                    • органы, уполномоченные на управление лесным фондом, не согласовывают генеральные планы, так как считает, что муниципалитеты включают лесной фонд в границы населенных пунктов;
                    • утрата государством права собственности на земли лесного фонда, которые ранее были незаконно предоставлены гражданам и юридическим лицам.

                    Порядок устранения пересечения земель и земельных участков с лесами.

                    Необходимо сказать, что за последнее время произошли большие изменения. Если раньше с заявлением о применении «лесной амнистии» можно было обратиться только в территориальные органы лесного хозяйства Российской Федерации, при этом процедура занимала 4-6 месяцев (процесс рассмотрения заявления, сбор информации, специальные комиссии) занимал в среднем от 4 до 6 месяцев, то в 2019 году за применением «лесной амнистии» обращаются как за госуслугой.

                    Итак, расскажем на примере.

                    Вы получаете выписку из ЕГРН о Вашем участке (при условии, что он поставлен на государственный кадастровый учет и сведения о его границах имеются в ЕГРН) вы обнаружили сведения о границах лесных участков, лесничеств, лесопарков, то устранение такого пересечения может быть произведено в порядке, который предусмотрен статьей 60.2 Закона № 218-ФЗ, и компетентным органом в данной ситуации будет являться Росреестр (орган регистрации прав).

                    Если же возникла ситуация, когда сведения о границах лесных участков, лесничеств, лесопарков в ЕГРН отсутствуют, то с целью устранения противоречия между сведениями ЕГРН и ГЛР, то обращаться необходимо в орган субъекта Российской Федерации, который уполномочен на ведение ГЛР.

                    Следовательно, в зависимости от ситуации в орган регистрации прав возможно обратиться с заявлением:

                    • о государственной регистрации права;
                    • о постановке на государственный кадастровый учет земельного;
                    • об уточнении местоположения границ земельного участка;
                    • об устранении реестровой ошибки в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона № 218-ФЗ.

                    До 1 января 2023 года орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений должен привести сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.

                    При этом положения статьи 14 Закона № 172-ФЗ о приоритете сведений ЕГРН над сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, являются нормами прямого действия. Отказ от их применения со ссылкой на необходимость внесения изменений в ГЛР не допускается, равно как и создание каких-либо препятствий для осуществления права собственности на соответствующий земельный участок. Соответствующие действия и решения органов власти (к примеру, включение в градостроительный план участка сведений о пересечении земельного участка с землями лесного фонда или отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка), могут быть оспорены в судебном порядке.

                    Из этого следует, что правообладатель может не предпринимать никаких действий, направленных на внесение изменений в ГЛР. Внесение соответствующих изменений в указанный реестр будет произведено до 2023 года органом лесного хозяйства соответствующего субъекта РФ в рамках его плановой работы (при уточнении границ лесных участков, установлении границ лесничеств и лесопарков).

                    В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Закона № 280-ФЗ) сведения о лесных участках, которые внесены в ГЛР, исключаются из такого реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений (и на основании заявления заинтересованного лица, в том числе) если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

                    1) сведения о таких лесных участках не внесены в ЕГРН;

                    2) границы таких лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

                    3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

                    Исходя из вышеуказанного, правообладатель также может обратиться в орган лесного хозяйства соответствующего субъекта Российской Федерации с заявлением о внесении изменений в ГЛР на основании статьи 14 Закона № 172-ФЗ, частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и пункта 7 статьи 10 Закона № 280-ФЗ. К заявлению необходимо приложить расширенную выписку из ЕГРН о земельном участке (в которой должна быть отражена история возникновения и перехода прав на земельный участок), в которой указаны сведения о местоположении его границ.

                    Обращаем внимание, что Закон № 280-ФЗ не регулирует процедуру и сроки принятия решений о корректировки ГЛР по таким заявлениям. Он лишь устанавливает предельный срок, в течение которого ГЛР должен быть приведен в соответствии с ЕГРН (Напомним, что это 01.01.2023).

                    В связи с этим субъекты Российской Федерации, исходя из местных условий, определяют порядок ведения соответствующей работы самостоятельно, в том числе с учетом поступающих заявлений правообладателей. Отказ органа лесного хозяйства субъекта РФ в удовлетворении заявления правообладателя о приведении ГЛР в соответствие с ЕГРН может быть может быть обжалован в суде. Также рекомендуем уведомить об этом Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (с приложением копий всех документов и переписки), который ведет учет случаев отказа уполномоченных органов в применении Закона № 280-ФЗ с целью обсуждения таких случаев на очередном заседании рабочей группы по осуществлению контроля за реализацией данного федерального закона.

                    4. Особенности «лесной амнистии»

                    1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ, в редакции Закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами этот участок отнесен к другой категории земель, то отдается предпочтение сведениям, содержащимися в ЕГРН. Данное правило применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

                    В соответствии с частью 3 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ, в редакции Закона № 280-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года.

                    Таким образом, применение правил Закона № 280-ФЗ связывается с фактом возникновения до 1 января 2016 года права на спорный земельный участок у любого частного лица: актуального правообладателя или любого его предшественника.

                    1. Отметим также, что в силу части 5 статьи 10 Закона № 280-ФЗ граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу Закона № 280-ФЗ (11.08.2017), вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Закона № 172-ФЗ. Правилами статьи 14 Закона установлена приоритетность сведений о категории земельного участка, содержащихся в ЕГРН, правоустанавливающих документах, перед сведениями ГЛР. Указанный иск может быть подан гражданином в течение одного года со дня вступления в силу Закона № 280-ФЗ.

                    Таким образом, Законом № 280-ФЗ положениям статьи 14 Закона о переводе земель придана обратная сила с целью обеспечения принципа справедливости и восстановления прав тех граждан, земельные участки которых не были бы были истребованы, если бы суды рассматривали соответствующее дело после вступления Закона № 280-ФЗ в силу. При этом законность и обоснованность ранее вынесенного судебного акта не затрагивается.

                    Следует также иметь в виду, что требование, основанное на части 5 статьи 10 Закона № 280-ФЗ, может быть предъявлено только в том случае, если «права на земельный участок прекращены в соответствии со вступившим в силу судебным актом». Если данное условие (гипотеза нормы) не выполняется рассматриваемое положение Закона № 280-ФЗ неприменимо.

Ссылка на основную публикацию