Когда и насколько подорожает ОСАГО

Что изменилось в расчётах ОСАГО в 2022 году

С января 2022 года вступило в силу указание Центробанка о новых тарифах и коэффициентах ОСАГО. Рассказываем, что изменилось и сколько теперь стоит полис для личного легкового автомобиля.

Краткий обзор изменений в ОСАГО:

  1. Тарифный коридор для легкового транспорта расширился на 10% вверх и вниз и составляет теперь от 2224 ₽ до 5980 ₽.
  2. ОСАГО можно будет оформить дешевле, например жителям Москвы и Казани. Сэкономят, как обычно, также аккуратные водители, не попадавшие в ДТП. Максимальная экономия может достигать 56%.
  3. Коэффициент для лихачей, регулярно нарушающих ПДД, повысится сразу почти на 1,5 балла — с 2,45 до 3,92.

От чего зависит цена ОСАГО

Стоимость полиса зависит от базового тарифа и нескольких коэффициентов, которые регулярно обновляются. Данные, актуальные на 2022 год, закреплены в Указании Центробанка.

В 2022 году страховые компании назначают индивидуально для каждого водителя базовую сумму в диапазоне от 2224 ₽ до 5980 ₽.

Базовый тариф умножается на коэффициенты:

  • бонус-малус (КБМ), зависящий от аккуратности езды водителя;
  • территориального использования транспорта (КТ);
  • количества допущенных к управлению водителей (КО);
  • их возраста и стажа вождения (КВС);
  • мощности двигателя машины (КМ).

Значения первых четырёх коэффициентов в 2022 году меняются, и только коэффициент мощности остаётся прежним.

В статье мы говорим о стоимости полиса для личного легкового автомобиля. Для другого транспорта, в том числе такси, грузовиков, авто юридических лиц, тарифы выше. Найти их можно в Указании Центробанка.

Сколько в 2022 году составит коэффициент бонус-малус (КБМ)

До 1 апреля 2022 года КБМ не изменится, и его базовое значение по-прежнему составит 1. Базовый КБМ присваивают начинающим водителям. Далее это значение корректируют в большую или меньшую сторону в зависимости от того, происходили по вине водителя аварии или нет.

Минимальное значение для самых аккуратных водителей, которые ни разу не попадали в ДТП за 10 лет, — 0,5, максимальное для злостных нарушителей — 2,45.

С 1 апреля 2022 года базовый КБМ составит 1,17.

Минимальное значение для самых аккуратных водителей уменьшится с 0,5 до 0,46. То есть для водителей, по вине которых в последние 10 лет не произошло ни одного ДТП, максимальная скидка на полис составит 56% вместо прежних 50%.

Чем больше аварий происходит по вине водителя, тем больше для него КБМ. Максимальный коэффициент с 1 апреля 2022 года увеличится с 2,45 сразу до 3,92.

Быстро рассчитать стоимость полиса можно на Сравни.ру. Для этого достаточно ввести номер автомобиля в разделе ОСАГО, а затем указать сведения о водителе.

Сколько в 2022 году составит территориальный коэффициент (КТ)

С 9 января 2022 года меняется таблица территориальных коэффициентов. Найти нужный регион можно в Указании ЦБ на страницах с 6 по 13. Во многих регионах тарифы снизились примерно на 1–5%.

Территория использования автомобиля для физических лиц определяется исходя из места жительства собственника машины, указанного в документах на авто.

Сколько в 2022 году составит коэффициент количества допущенных к управлению водителей (КО)

Если ограничений допущенных к управлению водителей нет — такой полис ОСАГО называется «мультидрайв», — коэффициент с 9 января 2022 года поднимается с 1,94 до 2,32. Таким образом, страховка без ограничений водителей теперь стоит почти в 2,5 раза дороже, чем со вписанными водителями.

Если круг водителей в полисе ограничен, коэффициент составляет 1.

Для кого новый закон отменил обязательный техосмотр

Сколько в 2022 году составит коэффициент возраста и стажа вождения (КВС)

КВС снизился для более возрастных и опытных водителей. Например, для автолюбителей от 59 лет со стажем вождения 14 лет он составит 0,83, хотя ранее значение было 0,9.

При этом для водителей до 24 лет со стажем вождения менее двух лет КВС незначительно повысился. Например, если ранее для автолюбителя возрастом до 21 года и стажем в один год он составлял 1,9, то с 9 января 2022 года — уже 1,92.

ОСАГО с подходом

Для кого подорожают полисы ОСАГО и на сколько, а также будут ли страховщики злоупотреблять правом персонального назначения тарифа, рассказал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев на “Деловом завтраке”, прошедшем в онлайн-формате.

Евгений Владимирович, поправки в закон об ОСАГО, которые уже опубликованы и вступят в силу 24 августа, предусматривают возможность для страховщика повысить тариф для тех водителей, которые лишались прав, или за систематическое нарушение прав. Как это повлияет на тариф?

Фото: Алексей Сухоруков/ РИА Новости

Евгений Уфимцев: Это очень правильный вектор. Ведь для большинства автовладельцев это сохранение или улучшение условий заключения договора ОСАГО. И только для очень небольшой группы людей, тех, которых и сейчас добросовестные автовладельцы, по сути, спонсируют, это приведет к увеличению стоимости полиса. Таких людей, которые совершают грубые систематические нарушения Правил дорожного движения, приводящие к увеличению тарифа, согласно исследованию, которое проводил РСА, всего 125 тысяч. И это из 40 миллионов полисов ОСАГО. То есть получается чуть более 0,3 процента страхователей. А с учетом того, что речь идет о нарушениях, выявленных инспекторами ГИБДД, а не камерами фотовидеофиксации, то таких страхователей еще меньше.

В законе появились “иные факторы”, влияющие на риск возникновения страхового случая. Что это за факторы и не будут ли страховщики придумывать новые уловки, чтобы задрать тариф?

Евгений Уфимцев: На просторах интернета гуляет миф о том, что страховщики получили какие-то негласные инструменты, чтобы повысить тариф и установить заоблачные коэффициенты. Давайте его развеем. В настоящий момент Центробанком установлен тарифный коридор. Для легковых автомобилей физических лиц это от 2746 до 4942 рублей. Выше максимального значения тарифа страховщики поднимать его не могут. Сейчас в рамках этого коридора страховщики устанавливают тариф для региона.

Для легковых автомобилей физических лиц тариф будет от 2746 до 4942 рублей. Выше максимального значения тарифа страховщики поднимать его не могут

Теперь это будет применяться не к регионам, а к людям?

Евгений Уфимцев: Да. Сейчас страховщик для Москвы, ставит тариф 4400 рублей для всех автовладельцев. А теперь он сможет для клиента, который много лет страхуется и не приносит убытков, поставить минимальный тариф – 2800. А клиенту, который проехал на красный, выехал на встречку и превысил скорость более чем на 60 км/ч, он может поставить больший тариф. Но максимум – 4942 рубля.

Страховщик будет сам устанавливать факторы, влияющие на убыточность. Откуда автовладелец узнает, что влияет на размер его тарифа?

Евгений Уфимцев: Страховщик в соответствии с законом должен на своем сайте размещать информацию о том, какие факторы он учитывает для определения индивидуального тарифа. При этом Центробанк установит факторы, которые недопустимо использовать для изменения тарифа. Например, расовую принадлежность.

Какая возможна максимальная стоимость полиса?

Евгений Уфимцев: В городе Москве, где самый высокий коэффициент по возрасту-стажу, для молодого водителя на мощной машине, который ни разу не страховался (то есть самый плохой водитель для страховщика), с учетом максимального тарифа и всех коэффициентов полис будет стоить около 23 тысяч. Для опытного водителя в Москве со стажем более 10 лет и возрастом более 45 лет, если он не совершал ДТП в течение 10 лет, даже сейчас полис стоит около 6 тысяч рублей.

Полная версия “Делового завтрака” – в ближайших номерах “Российской газеты”.

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев (справа) разъяснил обозревателю “РГ” Владимиру Баршеву (слева) тонкости применения новых поправок в закон об ОСАГО, исчисления тарифов и назначения коэффициентов. Фото: RG.RU

Как в России изменились правила расчета стоимости полисов ОСАГО

В России стартует второй этап реформы ОСАГО, направленной на увеличение разницы в цене для аккуратных водителей и нарушителей. Cтраховщики смогут учитывать фактор лишения прав и внедрять свои критерии, влияющие на стоимость полиса

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

В понедельник, 24 августа, в России вступают силу поправки к закону об ОСАГО (40-ФЗ), которые изменят правила расчета цен на обязательные страховки для автомобилистов. На стоимости полисов теперь будет сильнее отражаться водительский опыт россиян: страховщики смогут учитывать в своих ценовых предложениях не только факты попадания клиента в ДТП, но и допущенные им нарушения правил дорожного движения. Новый подход запустит второй этап реформы индивидуализации тарифов ОСАГО.

Что поменяется для водителей

Стоимость полиса ОСАГО по-прежнему будет зависеть от базовой ставки тарифа, которую определяет страховщик в рамках установленного ЦБ диапазона, и рассчитанных для конкретного водителя коэффициентов. Страховщики продолжат, например, учитывать возраст и стаж водителей, мощность транспортного средства и аварийность. Но теперь в рамках базового тарифа страховые компании смогут самостоятельно определять дополнительные факторы, влияющие на цену. В поправках к закону речь в основном идет о параметрах, определяющих манеру вождения.

Страховщик будет вправе поднять стоимость полиса, если клиент до момента заключения договора:

  • был лишен водительских прав (учитывается в течение года после возобновления права на вождение);
  • понес наказание за пьяную езду, а также ДТП со смертельным исходом или серьезными травмами (отсчитывается год после истечения срока наказания);
  • скрывался с места ДТП;
  • неоднократно в течение года нарушал правила дорожного движения. Например, проезжал на запрещающий сигнал светофора, выезжал на встречную полосу или превышал допустимую скорость более чем на 60 км/ч. Нарушения должны быть оформлены инспектором ГИБДД, автоматической фиксации на фото- и видеокамерах недостаточно. Если нарушения правил приводили к страховым выплатам, то для избежания задвоения они по-прежнему учитываются только в коэффициенте бонус-малус (КБМ), а не в рамках базового тарифа.

Фото:Владимир Гердо / ТАСС

Закон также дает компаниям право внедрять собственные критерии, влияющие на стоимость полисов. Чтобы не допустить злоупотреблений со стороны участников рынка, Банк России как регулятор намерен ограничить перечень таких факторов. В частности, на цену страховки не должны влиять аспекты, связанные с национальной, языковой, расовой принадлежностью водителя, его политическими взглядами, должностным положением или вероисповеданием, перечислял в июле зампред ЦБ Владимир Чистюхин. По закону страховщики обязаны теперь раскрывать на своих сайтах, какие факторы влияют на стоимость их полисов ОСАГО.

В прежней редакции закона на базовые ставки страховых тарифов влияли только технические характеристики, конструктивные особенности и назначение транспортных средств.

Из новой версии закона также убраны ограничения для максимального размера общей стоимости ОСАГО — трехкратное (в общем случае) и пятикратное (для нарушителей, сообщивших заведомо ложные сведения или специально устроивших ДТП) по отношению к размеру базовой ставки тарифа с учетом коэффициента для региона, где транспортное средство преимущество используется.

Что было на первом этапе реформы

ЦБ запустил реформу тарифов на ОСАГО, которая страхует ответственность водителя, но оформляется на конкретный автомобиль, на фоне убыточности этого вида страхования для страховых компаний. В январе 2019 года ЦБ расширил тарифный коридор для базовой ставки страховки на 20% вверх и вниз — в результате вместо фиксированной ставки страховщики получили возможность выбирать ее значение в рамках предложенного диапазона.

Тогда же вступили в силу поправки, которые предусматривали разделение водителей по стажу и возрасту на 58 категорий вместо прежний четырех — в зависимости от этого по-новому формировался коэффициент возраста и стажа (КВС), влияющий на стоимость полиса. С апреля 2019 года в России изменился подход для расчета КБМ, от которого зависит скидка за езду без аварий или надбавка за ДТП. ЦБ, инициировавший реформу, утверждал, что новый подход позволит страховщикам точнее рассчитывать стоимость полисов для водителей и не перекладывать риски нарушителей на аккуратных клиентов.

По данным Российского союза автостраховщиков, за первое полугодие 2020 года средняя премия по ОСАГО осталась практически на том же уровне, что и годом ранее (5363 руб.), и составила 5398 руб. По отношению к дореформенному уровню ее размер уменьшился: в первом полугодии 2018 года она составляла 5673 руб.

Как это скажется на ценах

В рамках второго этапа реформы, чтобы увеличить гибкость цен на полисы, Банк России объявил о новом расширении тарифного коридора. Для легковых автомобилей физлиц диапазон цен будет сдвинут еще на 10% вверх и вниз (в дополнение к действующим плюс-минус 20%), для легковых машин юрлиц — на 20%, а для такси — на 30%. В результате минимальная и максимальная стоимость обязательной страховки для легкового автомобиля будут различаться более чем в два раза. Если раньше диапазон был определен в 2746–4942 руб., то в будущем он составит 2471–5436 руб.

Фото:АГН «Москва»

Указание о расширении тарифного коридора ОСАГО еще не вступило в силу: оно пока находится на регистрации в Минюсте, сообщил РБК представитель Банка России. «Мы ожидаем, что оно будет зарегистрировано в ближайшее время. Указание вступит в силу через десять дней после официального опубликования», — добавил он.

По расчетам ЦБ, цена обязательных автостраховок станет «более индивидуальной». «Мы не видим причин для роста средней стоимости полиса ОСАГО в ближайшее время», — подчеркнул представитель регулятора.

С 24 августа тарифы изменятся незначительно, большинство клиентов смогут рассчитывать на дисконт, говорит руководитель дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. «Скидка «хороших» водителей будет постепенно увеличиваться, а вот для водителей, попадающих часто в аварии, надбавка будет расти существенно», — прогнозирует он.

Фото:Сергей Бобылев / ТАСС

С повышением цен на страховки столкнутся около 15% клиентов, оценивает директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Андрей Ковалев.

«При разработке новых тарифов андеррайтеры компании будут исходить из принципа, который используется в каско, — каждый клиент платит за свой риск. Однако, в отличие от каско, в тарифах ОСАГО все же есть коридор возможных значений», — поясняет он. Ковалев не исключает ситуации, когда из-за недобросовестных водителей растет тариф для аккуратных, но «масштаб сильно снизится». По его оценкам, хорошие клиенты смогут рассчитывать на снижение стоимости полисов до 30%.

Полис ОСАГО может подорожать наполовину

Почему Минфин решил изменить стоимость полиса, что будет с потолком выплат и каковы нюансы новой реформы ОСАГО?

Фото: depositphotos.com –>

Прибавка к средней страховой премии составит 2567 рублей, пишут «Известия». Законопроект Минфина поддержали в ЦБ. Взамен, согласно поправкам, максимальная выплата по ОСАГО увеличится с 500 тысяч до 2 млн рублей. Заодно страховые компании перестанут учитывать износ деталей, что также прибавит стоимость полиса.

Вкратце новую реформу ОСАГО можно описать так: платить за полис придется больше, но это для вашего же блага. Первым и главным изменением станет новый потолок выплаты по ОСАГО, по законопроекту Минфина, максимальной суммой будет 2 млн рублей, а не 500 тысяч, как сейчас. Второе новшество — отмена учета износа деталей автомобиля. Минфин рассчитывает, что с увеличением лимита выплат по ОСАГО документ приблизится к западным образцам. Но, конечно, рассчитывать на такие же выплаты, как в Европе, не стоит, говорит руководитель проекта разработки продуктов по автострахованию компании «Абсолют страхование» Алексей Тюрников, заодно он пояснил, при чем тут износ деталей:

— Я считаю, что дотягивать не будет. Если сравнивать с европейскими странами, сумма 2 млн по жизни и здоровью все-таки будет ниже. Но она приблизится, выровняется с суммой по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика. По ней она составляет 2 млн.

— Какую роль здесь вообще играет отмена учета износа деталей?

— На самом деле потерпевшая сторона сможет получить более справедливую выплату. При ремонте не будет учитываться износ. Восстановление деталями, бывшими в употреблении, станет исключено. Восстановление будет новыми деталями. То есть возмещение в натуральной форме, что сейчас предусмотрено законодательством, когда выплачивают не денежные средства, а забирают поврежденный автомобиль и возвращают отремонтированный автомобиль.

В целом, по подсчетам страховщиков, полис ОСАГО подорожает на 48%, а то и больше. Это более 2,5 тысячи, если отталкиваться от средней страховой премии по России в 5 тысяч. В Центробанке посчитали, что изменения следует вводить поэтапно, дабы избежать негатива от автолюбителей. Сначала повысят лимит выплат по жизни и здоровью и не ранее чем через год отменят учет износа деталей. Не следует думать, что подорожание полиса ОСАГО в равной мере затронет всех автовладельцев — и профессионалов с 30-летним опытом, и новичков, только недавно получивших права. Будет дифференциация, говорит исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев:

Евгений Уфимцев исполнительный директор Российского союза автостраховщиков «В среднем стоимость полиса ОСАГО, которая сейчас составляет 5500 рублей, увеличится из-за этих реформ. Обращаю внимание, что для большинства автовладельцев, которые как раз относятся к менее рисковой группе, имеют хороший коэффициент бонус-малус и не попадают в ДТП, рост, по нашим оценкам, будет небольшой — 5%, может быть, 10%. То есть на 500-1000 рублей больше им придется заплатить. А вот для водителей в рисковой группе будет существенное увеличение на 40-50%. Но это небольшая группа наиболее аварийных водителей, которые попадают в ДТП. А среднее увеличение стоимости полиса ОСАГО будет 20% или 25%».

Ранее уже вступили в силу другие изменения в расчете ОСАГО. С 9 января страховщики высчитывают стоимость полиса персонально для каждого водителя. Играют роль давность страхования в конкретной компании, марка авто, аварийность и число нарушений ПДД. Строго говоря, так было и раньше. Все за ОСАГО платили по-разному, но теперь реальную практику закрепили на бумаге. Заодно, чтобы дать скидку безаварийным водителям, а с лихачей взять по полной, ЦБ расширил тарифный коридор. Новые же поправки, по лимиту выплат в 2 млн рублей, должны вступить в силу со следующего года.

ОСАГО в 2021 году: какие изменения ждут автовладельцев?

Камеры на дороге

Реформа ОСАГО стартовала осенью 2019 года. В 2021 году автовладельцев ждет очередная серия нововведений. При расчете базового тарифа ОСАГО страховщики теперь применяют повышающий коэффициент к нарушителям ПДД, езду без ОСАГО можно будет отследить по камерам, а с 1 марта вступят в силу новые правила техосмотра*.

Нарушения ПДД и повышающий коэффициент при расчете ОСАГО

Либерализация ОСАГО дает страховщикам возможность делать тарифы гибкими в рамках базовой ставки Центробанка России. На итоговую цену ОСАГО влияет множество фактов, среди которых пол, возраст водителя, стаж его вождения и многое другое. Теперь страховые компании при расчете стоимости полиса ОСАГО будут применять повышающий коэффициент для нарушителей ПДД.

В список нарушений вошли:

  • проезд на красный свет;
  • превышение скорости более чем на 60 км/ч;
  • движение по «встречке»;
  • управление автомобилем в пьяном виде.

Все нарушения хранятся в базе ГИБДД, доступ к которой получат страховые компании.

Штрафы с камер

Дорожные камеры теперь распознают автомобили без ОСАГО. Сумма штрафа с камеры составит 800 руб. за каждый выезд на дорогу без полиса ОСАГО. Причем, штрафовать водителей за езду без страховки можно раз в сутки. Система пока не запущена, но ее работа анонсирована на 2021 год. Сначала штрафовать с камер будут водителей в крупных городах.

Техосмотр

Для оформления ОСАГО водителям необходимо предоставить бланк техосмотра, правила прохождения которого меняются в марте 2021 года*. Цель нововведений – пресечь получение водителями диагностических карт, оформленных через интернет.

Техосмотр теперь возможен только в сервисах, авторизированных ГИБДД и Российским союзом автостраховщиков (РСА). Согласно новым правилам, сотрудники ГИБДД будут вносить в базу РСА всю информацию о машине, добавлять фотографии.

За отсутствие диагностической карты предусмотрен штраф до 2 тыс. руб. Это правило вступит в силу с марта 2022 года.

Диагностическая карта и страховые выплаты

До 1 ноября 2020 года в связи с пандемией и карантинными мерами автолюбители могли не оформлять диагностическую карту, приобретая полис ОСАГО в страховой компании. Отсрочка перестала действовать, и водители должны были пройти техосмотр на свои автомобили и предоставить сведения страховщикам.

Те, кто не сделал этого рискуют остаться без страховых выплат. В случае ДТП страховая компания имеет право предъявить виновнику аварии без диагностической карты требование регресса.

Оформление европротокола онлайн

В конце ноября прошлого года по всей России заработало бесплатное мобильное приложение «Помощник ОСАГО». С помощью сервиса можно отправить в страховую компанию электронное извещение о ДТП. Данные об участниках аварии приложение получает от портала Госуслуг и базы данных полисов ОСАГО.

С помощью сервиса можно быстро без вызова ГИБДД зарегистрировать ДТП, оформив европротокол онлайн. Важные условия: на мобильных телефонах водителей должен быть установлен «Помощник ОСАГО», а сами они не имеют разногласий по чьей вине произошла авария.

В мобильном приложении доступны оформления ДТП с фотофиксацией или без. Если приложить фото, то можно рассчитывать на выплаты до 400 тыс. руб., без фото — до 100 тыс. руб.

Госуслуги

Еще одна новинка: с 2021 года аварии можно будет оформить с помощью приложения «Госуслуги.Авто», которое скоро начнет свою работу.

ОСАГО уходит в онлайн

По данным РСА, в 2020 году было оформлено 17,8 млн полисов е-ОСАГО. То есть доля е-ОСАГО составляет около 50% от всех проданных за этот период полисов обязательной «автогражданки».

Электронный полис — это удобно. На сайте страховой компании «Согласие» узнать цену и оформить страховку можно за считанные минуты. Просто введите номер своего автомобиля в форму ниже:

*После публикации материала, 25 февраля, Правительство России отложило введение нового порядка техосмотра автомобилей на 1 октября.

ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях Версия для печати

https://www.drom.ru/

В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2021 год.

Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2020 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2021 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

Нарушители заплатят больше

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Доплата за некоторые автомобили

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Заявка на выплаты онлайн

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Не прошел техосмотр — остался без выплат

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2021 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

«Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,

— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

Как видите, в 2021 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

Ссылка на основную публикацию