Нарушение прав несовершеннолетних детей

Куда следует обращаться в случае нарушения прав ребенка? Меры ответственности

Несовершеннолетние входят в число уязвимых категорий граждан. Поэтому каждое правовое государство должно уделять пристальное внимание защите и обеспечению исполнения прав граждан, не достигших совершеннолетия.

Ребенком (несовершеннолетним) признается каждый человек, не достигший возраста 18 лет. За ним закреплены соответствующие обязанности и права, которые должны соблюдаться на территории всех субъектов РФ.

На территории Российской Федерации права несовершеннолетних, отношения между детьми и их родителями или законными представителями (опекунами), а также ответственность за нарушение этих прав регламентируют:

    ;
  • Гражданский, Семейный и Уголовный кодексы РФ;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • ФЗ «Об образовании»;
  • локальные акты образовательных учреждений;
  • нормативные акты субъектов РФ.

Кроме того, каждый несовершеннолетний, являющийся гражданином РФ, защищается международным правом (например, 6 статьей Конвенции ООН о правах ребенка, под юрисдикцию которой подпадает Российская Федерация).

Российская Федерация, будучи государством-членом ООН, обязана соблюдать права своих несовершеннолетних граждан и своевременно пресекать нарушения их прав и свобод.

Права ребенка

Согласно нормам, закрепленным российским законодательством и международными конвенциями, дети имеют право на соблюдение:

  • индивидуальности: собственное имя, гражданский статус, жизнь с родителями;
  • свободы мыслеизъявления, выражения своих взглядов, желаний и потребностей в любой форме;
  • свободы совести и вероисповедания;
  • защиты от физического, сексуального и психологического насилия со стороны кого бы то ни было: родителей, законных представителей или третьих лиц;
  • защиты от рабства и насильственного удержания в неволе, в том числе трудового рабства;
  • получения помощи и защиты со стороны государства при потере связи с семьей и ближайшими родственниками;
  • полного материального обеспечения со стороны родителей или опекунов, обеспечивающее полноценное социальное, физическое, умственное и психологическое развитие (согласно 60 статье СК РФ);
  • права на получение образования, медицинской и социальной помощи.

Права ребенка в семье

Ребенок имеет право:

в семье

  • проживать и воспитываться в семье (за исключением случаев, когда такое проживание влечет угрозу его жизни и здоровью), при отсутствии родителей или наличии родителей, лишенных прав – в госучреждениях;
  • иметь собственное имя, отчество и фамилию (с 14 лет – право на добровольную смену имени);
  • общаться с кровными родственниками отца и матери (в том числе после развода родителей);
  • открыто выражать свое мнение;
  • получать доход (стипендию, зарплату);
  • владеть движимой и недвижимой собственностью, унаследованной или полученной в дар.

В список наиболее распространенных нарушений прав несовершеннолетнего со стороны родителей входят:

  • оскорбления и унижение человеческого достоинства;
  • физическое насилие и угрозы насилием;
  • отсутствие заботы и халатное отношение к удовлетворению базовых потребностей ребенка;
  • оставление без присмотра на длительный срок;
  • воспрепятствование перемещениям, длительный запрет на выход за пределы дома или комнаты;
  • нецелевое расходование средств из материнского капитала – лишение детей причитаемой им по закону собственности;
  • лишение возможности получать полноценное питание, образование и медицинскую помощь.

Примеры нарушений и защиты прав детей в России

Большинство случаев нарушений прав несовершеннолетних в России связаны с неправомерными действиями родителей, школьных учителей и воспитателей.

Работники дошкольных учреждений нередко допускают следующие нарушения:

  • незаконный отказ в получении места, а также отчисление без достаточно весомой причины;
  • психологическое насилие: запугивание, оскорбления, социальная изоляция;
  • пренебрежение нуждами детей и оставление без надзора.

В российских школах регистрируют случаи таких нарушений, как:

  • неправомерное удаление или недопуск учеников к урокам;
  • принуждение учеников к посещению факультативов и секций;
  • публичное оскорбление учеников со стороны учителей и других работников школы.

Судебная практика

Статья 57 Семейного кодекса РФ говорит о праве маленького гражданина выражать свое мнение при решении любого вопроса в семье, а также иметь право быть заслушанным в ходе судебного либо административного разбирательства при условии достижения ребенком возраста десяти лет, за исключением случаев, противоречащим его интересам.

Однако в ходе изучения судебной практики нередко выявляются нарушения, связанные, например, с рассмотрением дел об определении места жительства ребенка в случае раздельного проживания его родителей, когда мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, с кем он хочет проживать, не учитывается.

Так, одним из судов Пермского края было вынесено решение об определении места жительства двенадцатилетнего подростка, при этом мнение самого ребенка не учитывалось ни органами опеки и попечительства, ни судом, а само решение судом никак не было мотивировано.

Также, судебная практика говорит о случаях, когда суд не учитывает мнение ребенка, когда родители в суде заключают мировое соглашение о месте жительства ребенка, тем самым нарушая требования ст. 57 СК РФ.

Как оспорить отцовство в суде

Ярким примером такого нарушения служит утверждение судьей одного из судов Новосибирска мирового соглашения между родителями двух несовершеннолетних детей. При этом местом жительства 13-летней дочери было определено с матерью. а местом жительства 7-летнего сына – с отцом. Мнение девочки-подростка при этом судом учтено не было.

В отдельных случаях также в обход требований статьи 57 СК РФ не учитывалось мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, в вопросе необходимости лишения его родителя родительских прав.

Куда обращаться?

В случае нарушения прав ребенка в школе родители, в первую очередь, должны обратиться за разъяснениями к педагогу или администрации школы. Если разъяснения родителей не удовлетворили, они имеют право подать письменную жалобу на имя директора образовательного учреждения и получить письменный ответ относительно сложившейся ситуации. Если письменный ответ также не удовлетворил родителей, можно обращаться в вышестоящие органы управления образованием.

Отталкиваясь от характера нарушений прав ребенка, можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребенка, в местные органы опеки и попечительства, в прокуратуру, полицию, суд.

В случае нарушения прав и законных интересов детей родителями либо опекунами, а также в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию, образованию, при злоупотреблении родительскими правами сам ребенок имеет право обратиться за защитой в органы опеки и попечительства, а при достижении подростком возраста 14 лет – в суд.

Заявить в компетентные органы о нарушении прав несовершеннолетнего могут:

  • сам ребенок;
  • родители или законные представители ;
  • родственники;
  • соседи и школьные учителя;
  • третьи лица, ставшие свидетелями нарушения прав.

Образец жалобы на нарушение прав ребенка со стороны работников учебного заведения можно посмотреть по ссылке.

Ответственность

После получения заявления о нарушении прав ребенка родителями или опекуном органы опеки обязаны нанести визит родителям или опекунам ребенка и провести разбирательство на предмет того, имеют ли место быть нарушения его законных прав. При выявлении таковых после проведения разбирательства родители могут лишиться родительских прав или получить ограничения в них в качестве меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье.

Воспитание, которое не соответствует принятым нормам и ущемляющее права ребенка, препятствие общению с родственниками и другие нарушения прав ребенка могут повлечь за собой административную ответственность: штраф или предупреждение.

При наличии факта жестокого обращения предусматривается возможность не только лишения либо ограничения родительских прав, но и уголовная ответственность в виде лишения свободы.

Под жестоким обращением понимаются установленные факты избиения, отсутствие дома необходимых продуктов питания, игнорирование требований лечащего врача ребенка и пр.

Уголовная ответственность предусматривается для недобросовестного родителя в случае многократного неисполнения обязательств по выплате алиментов.

Педагогические работники образовательных учреждений, медицинские специалисты и иные лица, под присмотром которых мог находиться некоторое время ребенок, могут понести административное наказание за допущенное психическое или физическое насилие над личностью ребенка. Нарушение прав ребенка может обернуться для педагога или иного специалиста наложением штрафа, а при обращении в суд можно добиться компенсации морального ущерба. За неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, сопряженное с жестоким обращением, виновное лицо может понести уголовную ответственность.

Защита прав детей – Генеральная прокуратура Российской Федерации

Защита прав ребенка – одна из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего, причинение ему вреда, создает условия для охраны и защиты этих прав.

Органы прокуратуры занимают чрезвычайно важное положение в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних представляет собой самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры, охватывает самый широкий спектр работы прокурора и призван обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, пресечение и предупреждение преступности детей.

Прокуратура осуществляет правозащитную функцию в отношении, как неопределенного круга несовершеннолетних, так и детей, у которых законные представители отсутствуют либо не выполняют возложенные на них обязанности по воспитанию, содержанию, а соответствующие структуры не уделяют им должного внимания, что нередко приводит к совершению детьми правонарушений и преступлений.

Ежегодно прокурорами разрешаются тысячи обращений, связанных с нарушением прав детей и подростков, проводятся проверки органов и учреждений, работающих с детьми, пресекаются факты незаконных действий чиновников различного уровня, обеспечивается участие в судебных разбирательствах, принимаются меры к восстановлению законности.

Прокуроры выстраивают свою работу в тесном взаимодействии с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Исходя из положений Конвенции ООН о правах ребенка, норм международного права и российского законодательства, закрепляющих приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства, приказом Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» определены основные направления деятельности прокурора:

  • осуществление постоянного надзора за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей;
  • пресечение фактов жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных организациях;
  • исполнение органами и учреждениями системы профилактики, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей;
  • обеспечение исполнения законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, оказания им качественных медицинских услуг;
  • надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о своевременном выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • исполнение законодательства об образовании, реализации образовательными организациями прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования;
  • проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию;
  • требование от органов дознания и следственных органов неукоснительного соблюдения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правовых гарантий для несовершеннолетних в ходе досудебного производства по уголовному делу, а также другие направления работы.

При этом прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Правозащитная деятельность прокуроров и впредь будет осуществляться в соответствии с реализуемой государственной политикой и исходить из состояния законности в сфере защиты прав и законных интересов детей.

Нарушение прав несовершеннолетних детей

Дети и молодежь являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это – непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями. И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве.

По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми – взрослыми и детьми, – которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. В ходе своего развития – для того, чтобы сформироваться как личность, – ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает.

Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, – это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, – это его отношения с родителями – матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка – это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.

Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами: право на жизнь, жить и воспитываться в семье, на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих), на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей, общаться с родителями и другими родственниками, на защиту неприкосновенности личности, от эксплуатации и оскорбления, алкоголя и наркотиков, защищать свои права, выражать свое мнение, право на имя, отчество и фамилию, изменение фамилии и имени, право на имущество, право на медицинское обслуживание, право на образование и другие.

Необходимо сказать и о высочайшей сложности выявления нарушений прав детей. Одновременно распространенности их в нашей стране во многом способствует массовый правовой нигилизм взрослого населения и детей. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости повышенной защиты прав ребенка. При этом нарушения прав несовершеннолетних совершаются практически повсеместно: в семье, школе и других образовательных организациях, учреждениях здравоохранения, вне обычной среды жизни (например, на улице). Подобные правонарушения могут быть сопряжены с жестоким обращением, применением насилия или агрессии в отношении ребенка либо не связаны с такими действиями. Нарушения прав детей часто вовлекают их в антиобщественный образ жизни, включая совершение преступлений, или не вызывают противоправных последствий. Но любое нарушение прав несовершеннолетних порождает ответную реакцию: равнодушие и жестокость. Любое безнаказанное правонарушение в отношении ребенка ведет к его психическим отклонениям. Подростки, подвергавшиеся насилию, переносят его на взрослых, сверстников, особенно более слабых, на животных. Поэтому растет число убийств и тяжких преступлений среди подростков, в том числе отличающихся особой жестокостью и глумлением над потерпевшими. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе.

Результаты изложенных нарушений прав ребенка могут вызвать как повышенную ранимость и эмоциональную глухоту, так и отклонения в половой сфере; вовлечение в преступную группу. Например, каждый четвертый беспризорный и безнадзорный ребенок имеет отклонения в психике, среди них – психопатия, алкоголизм, олигофрения, эпилепсия, шизофрения. Значительная часть этих заболеваний связана с условиями жизни несовершеннолетних, постоянно подвергающихся плохому обращению. У таких детей складывается убеждение, что грубость и жестокость являются нормой поведения людей. Часто несправедливое отношение вызывает у ребенка желание отомстить любой ценой, что ведет к совершению преступлений, в т.ч. групповых. Ежегодно в результате нарушения прав детей они попадают в «группу риска», которая представляет собой возможность стать безнадзорным или беспризорным, опасность вовлечения в преступную деятельность, проституцию, наркоманию.

В перечень субъектов нарушений прав несовершеннолетних входят родители и члены семьи ребенка, учителя, сверстники, должностные лица государственных органов.

В связи с изложенным представляется необходимым рассмотреть некоторые наиболее распространенные нарушения прав детей.

Не всегда обеспечиваются каждому ребенку право на воспитание в семье. Доказательством тому служат возросшие безнадзорность, беспризорность и преступность несовершеннолетних. Указанное право предполагает контроль со стороны родителей поведения детей и обязанность обеспечивать материальные и духовные условия нормальной жизни и воспитания ребенка, охрану их здоровья, образование и развитие. Наиболее сложно реализовать право на воспитание в семье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям с психическими и физическими отклонениями. Сегодня в специальных государственных воспитательных учреждениях находятся несовершеннолетние, которые имеют живых родителей, которые уклоняются от воспитания детей, лишены родительских прав или находятся в местах лишения свободы.

С правом на воспитание в семье тесно связано право на образование, реализация которого сильно затруднена для неблагополучных детей: беспризорных, безнадзорных, несовершеннолетних из малообеспеченных семей. Такие семьи зачастую не могут обеспечить своего ребенка всем необходимым для школы.

Распространенными нарушениями детей, является нарушение права ребенка на достойное содержание. Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет право ребенка на достойный уровень жизни: «Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи» (статья 60 СК РФ). Проблемами по уплате алиментов сталкиваются родители, проживающие совместно с ребенком.

Самая распространенная ситуация — отсутствие у должника доходов, с которых взыскиваются алименты. Причем родители – алиментщики иной раз придумывают такие способы ухода от уплаты алиментов, что остается только позавидовать их сообразительности. Обидно, что свой «интеллектуальный потенциал» такие родители тратят на то, чтобы нарушить права собственного ребенка. Самый элементарный и распространенный способ – увольнение с работы, где заработную плату оформляют и выплачивают официально, и устройство на работу, где существует так называемая «серая зарплата». Родитель, с которым проживает ребенок (чаще всего это мама ребенка), прекрасно осведомлен об уровне реального дохода бывшего супруга, однако доказать это бывает достаточно сложно.

Судебный пристав-исполнитель, возбуждая исполнительное производство по исполнительному листу об уплате алиментов, действуя в рамках законодательства, запрашивает информацию о доходах ответчика в органы государственной власти – территориальные инспекции по налогам и сборам. Информация в инспекцию поступает от работодателя (в случае устройства на работу) или от самого должника (в случае, если он является индивидуальным предпринимателем). Таким образом, информация о доходах, превышающих официальные, судебному приставу-исполнителю неизвестна. А зачастую такие доходы значительно выше тех, которые были задекларированы. Бывают случаи, когда индивидуальные предприниматели, имеющие хорошо налаженный и приносящий доход бизнес, предпочитают отказаться от предпринимательской деятельности с целью уменьшить уровень своих официальных доходов, сведя их, практически, к нулю.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов (статья 69 Семейного кодекса Российской Федерации). Необходимо отметить, что это крайняя мера гражданско-правовой ответственности, при этом необходимо доказать злостность неуплаты алиментов на ребенка. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит норму о привлечении недобросовестных родителей к уголовной ответственности (статья 157 – злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).

В соответствии с законодательством, в случае, если факт злостной неуплаты алиментов был установлен в процессе лишения отца родительских прав решением суда, вступившим в законную силу, он должен быть признан виновным без дополнительной проверки (преюдиция). При этом, такие приговор или решение не могут предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле (статья 90 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушение имущественных прав ребенка при выплате алиментов со стороны родителей происходит по разным причинам.

Во-первых, это определенная правовая неграмотность многих родителей, незнание своих прав и прав своего ребенка. Зачастую это приводит к тому, что родители не всегда вовремя и эффективно обращаются за защитой прав ребенка.

Еще одна причина нарушения имущественных прав ребенка в связи с неуплатой алиментов, которая имеет очень важное значение – это степень родительской любви и ответственности родителей, проживающих отдельно от ребёнка. Не секрет, что причиной неуплаты алиментов является не только имущественная несостоятельность должника и материальная невозможность содержать ребёнка, но и другие причины, которые с достатком родителя никак не связаны.

Это непонимание и нежелание родителя понимать всей степени ответственности за своего ребенка, его потребностей. Здесь проблема родительской культуры и тех ценностей, которые являются значимыми для общества в целом. Таких родителей надо воспитывать, необходимо формировать общественное мнение и нетерпимость такого отношения к детям.

Серьезное значение имеет и организация исполнительного производства по делам, связанным с алиментными обязательствами. В данном контексте можно выделить сложность и практическую невозможность взыскания алиментов с доходов должника, которые им не декларируются. В таком случае доказывать, что реальный уровень доходов должника существенно превышает задекларированный, должен сам взыскатель. Мы знаем, насколько это сложно, учитывая, что в обязанности судебного пристава-исполнителя такое доказывание не входит, для взыскателя это становится практически невозможно. Сложность заключается также и в том, что исполнительное производство зачастую носит затянутый и неэффективный характер (несвоевременность принятия мер по розыску должника, неэффективность принимаемых мер по понуждению должника к уплате алиментов).

Одной из причин является несовершенное законодательство, которое позволяет должникам иметь огромные задолженности по алиментам и при этом беспрепятственно приобретать недвижимое и движимое имущество, осуществлять поездки за пределы Российской Федерации, успешно вести предпринимательскую деятельность. Видится необходимость также и в установлении административной ответственности за уклонение от уплаты алиментов, и в уточнении условий наступления уголовной ответственности за злостную неуплату алиментов по статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Нарушается и право несовершеннолетних на жилище. Законодательство защищает право ребенка на жилье: нормы семейного, гражданского и жилищного права. При этом, по общему правилу, презюмируется добросовестность родителей и действие их в интересах детей. В большинстве случаев родители действительно не нарушают права детей на жилье. Однако имеются случаи, связанные, как правило, с раздельным проживанием одного из родителей с ребенком, когда права ребенка нарушаются. Некоторые родители пытаются любыми способами либо снять ребенка с регистрационного учета по месту жительства, либо продать жилье, в котором зарегистрирован несовершеннолетний, либо препятствовать проживанию ребёнка в жилом помещении иными способами.

Достаточно часто возникают сложности и разногласия по вопросам выселения бывших супругов из жилого помещения, находящегося в собственности другого супруга. Особенно болезненно этот вопрос встает, если общие дети остаются с тем родителем, которые не имеют жилья. Норма части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет собственнику при разводе выселять бывших членов семьи. До 2007 года судебная практика часто шла по пути выселения несовершеннолетних детей вместе с их родителями. В 2007 году Президиум Верховного суда Российской Федерации дал разъяснение о том, что дети не могут быть бывшими членами семьи (для того, чтобы дети стали бывшими членами семьи, необходимо лишить родителей родительских прав), право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, должно сохраняться за ребёнком и после расторжения брака. Таким образом, вопрос с жильем ребенка после развода родителей решен, однако проблемы остались. Пожалуй, один из самых сложных вопросов, связанных с нарушением прав ребенка после расторжения брака, является вопрос продажи или иного отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние.

Необходимо отметить, что нарушение прав ребенка не связано напрямую с прекращением родителями семейных отношений, однако в этой ситуации он наиболее обостряется. При совместном воспитании ребенка родители, как правило, могут договориться между собой. При раздельном проживании желание противоречия бывшему супругу порой приводит к тому, что родители, проживающие отдельно от ребёнка, стремятся осуществить сделки с имуществом без участия несовершеннолетнего, что приводит к незаконной продаже жилья и к нарушению прав ребёнка.

Конституционный принцип защиты детства (статья 39 Конституции Российской Федерации) предполагает, что в силу особенностей развития ребенка и неспособности его в полной мере осуществлять защиту своих прав, дети находятся под защитой государства. В то же время забота о детях и их воспитание возлагается на родителей (пункт 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации). В настоящее время вопрос соблюдения жилищных прав ребёнка является очень актуальным, важно сохранить за ребёнком конституционное право на жильё в любой ситуации, при совершении любых сделок с жильём.

В соответствии с пунктом 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, «отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства». Таким образом, государство контролировало только те сделки с жильём, когда в отчуждаемом помещении проживали дети, оставшиеся без родительского попечения, при этом органу опеки и попечительства должно быть об этом известно. Следуя буквальному толкованию указанной нормы, права детей, находящихся под попечением родителей, государством не охранялись.

Сейчас этот пробел в законодательстве устранен. Конституционный суд Российской Федерации признал пункт 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 38 (часть 2), 40 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) в части, не позволяющей защищать права несовершеннолетнего, проживающего в жилом помещении, в случае отчуждения этого помещения, если он формально не отнесён к находящимся под опекой или попечительством или к оставшимся без родительского попечения (по данным органа опеки и попечительства), но фактически лишен опеки либо считается находящимся на попечении родителей, при том, что такая сделка – вопреки установленным законом обязанностям родителей – нарушает права и охраняемые законом интересы несовершеннолетнего. Отчуждение такого имущества может быть осуществлено только с разрешения органа опеки и попечительства. При этом сделки, совершенные ранее, можно признать несоответствующими законодательству, то есть недействительными.

Как правило, нарушение права ребенка на жилье происходит по вине родителей, в тех случаях, когда родители: не позаботились о будущем ребенка в период совместного проживания; приватизируют квартиру без участия ребенка; совершают сделки с недвижимостью без учета того, что в квартире (доме) проживает несовершеннолетний; препятствуют ребенку пользоваться закрепленным за ним жилым помещением; снимаются с регистрационного учета вместе с ребенком и выписываются «в никуда»; подвергают неоправданному риску свое имущество, не учитывая интересы ребенка.

Семьи, в которых дети не имеют необходимого для нормального роста и развития, предоставлены сами себе или подвержены насилию со стороны родителей (иных лиц) не должны оставаться без внимания органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Оказать посильную помощь в выявлении таких семей может каждый неравнодушный гражданин. О ставших известными фактах нарушения прав детей следует сообщать участковому уполномоченному полиции или в отделение полиции либо проинформировать местную администрацию о том, что есть дети, нуждающиеся в защите и помощи государства. При наличии фактов о непринятии необходимых мер указанными органами, граждане вправе обращаться в органы прокуратуры как письменно, так и обратившись на консультативный прием.

Нужно сказать о нарушениях прав ребенка на неприкосновенность личности и защиту от жестокого обращения. Эта проблема остается весьма актуальной. Так, согласно опросу директоров школ и организаций профессионального образования, проведенному в нескольких регионах России, 72,9% этих должностных лиц приходилось принимать меры для защиты детей от безразличного отношения к ним родителей, а 32,2% защищали несовершеннолетних от физического насилия. При этом ежегодно 40 тыс. родителей лишаются родительских прав. Заметим, что понятие «жестокое обращение с детьми» включает все формы физического и психического насилия, причинение побоев, нанесение оскорблений, невнимательное и небрежное обращение, эксплуатацию, сексуальные посягательства на ребенка.

Решение проблемы борьбы с насилием в отношении детей может быть только системным: следует использовать весь комплекс профилактических и правоохранительных мер, повышать правовую и психологическую грамотность россиян, формировать в обществе отношение к насилию как к преступлению.

Особого внимания заслуживает право детей на половую неприкосновенность. Результаты выборочных исследований показывают, что несовершеннолетние составляют более 37% жертв половых преступлений. За последние годы значительно увеличилось число действий сексуального характера с лицами, не достигшими 16-летнего возраста (в 30,8 раза), развратных действий (в 3,6 раза). По данным МВД России, количество сайтов с детской порнографией увеличилось почти на треть, а интернет-материалов – в 25 раз. По оценкам независимых экспертов, объем подобных ресурсов достиг более 300 млн. веб-страниц. При этом средняя посещаемость одного сайта составляет около 30 тыс. человек в месяц. Исследования ведущих криминологов показывают, что возраст жертв сексуальных посягательств колеблется от 4 до 15 лет, чаще всего подвергаются насилию дети от 3 до 9 лет. Причем каждый год число подобных преступлений увеличивается. С целью усиления защиты права ребенка на личную неприкосновенность необходимо, во-первых, усилить наказание за подобные действия, в т.ч. для родителей и лиц, их заменяющих, а также сотрудников правоохранительных органов.

Прокурор разъясняет: Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего

Несовершеннолетний имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего осуществляется:

– родителями (лицами, их заменяющими);

– органом опеки и попечительства;

Несовершеннолетний имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.

Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Несовершеннолетний вправе обращаться для защиты своих интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Впрочем, даже достигшему возраста 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении или об ограничении родительских прав (исключение – отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет).

Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего – задача прежде всего родителей. Причем раздельное проживание с ребенком не освобождает родителя от обязанности защищать права ребенка.

Не могут осуществлять защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего:

– лица, лишенные родительских прав;

– граждане, у которых он отобран по решению суда либо органом опеки и попечительства;

– лица, признанные недееспособными;

– граждане, чья дееспособность ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Задача защиты прав несовершеннолетних может быть возложена на опекунов (попечителей), на усыновителя, на администрацию детского воспитательного, лечебного учреждения, учреждение социальной защиты (причем даже в случае временного пребывания ребенка в таком учреждении). Если нет возможности вернуть ребенка в семью, устроить его в другую семью или устроить в одно из детских воспитательных учреждений, то в таком случае права и интересы несовершеннолетнего временно защищает орган опеки и попечительства.

Прокурор защищает права и законные интересы ребенка путем:

– надзора за тем, как они соблюдаются, как правило, управомоченными органами;

– непосредственного участия в делах, связанных с защитой прав детей.

Суд также осуществляет защиту прав несовершеннолетних, рассматривая споры.

Если несовершеннолетний становится дееспособным до достижения 18 лет, то он вправе не только самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе и семейно-правовые, но и защищать себя. Стать дееспособным несовершеннолетний может:

– вступив в брак до достижения совершеннолетия (п. 2 ст. 21 ГК РФ);

– через эмансипацию, т.е. объявление полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ).

Семейный кодекс Российской Федерации говорит о злоупотреблении родительскими правами следующее:

ст. 56: ребенок имеет право в случае злоупотребления родительскими правами самостоятельно обратиться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд;

ст. 69: возможность лишения родительских прав в случае злоупотребления ими;

ст. 141: злоупотребление родительскими правами усыновителями – одно из оснований отмены усыновления.

Верховный Суд РФ в Постановлении от 27.05.1998 № 10 “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей” разъясняет, что под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.” (абз. 3 п. 11).

Перечень не закрытый если учесть, что вовлечение в проституцию, преступную деятельность и употребление наркотических веществ – преступления. На практике под злоупотреблением родительскими правами понимают такое их осуществление, которое причиняет вред детям, причем данный вид осуществления прав происходит в противоречии с их задачами. Эти задачи определены в ст. 63 СК РФ: родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии, а также обеспечивать получение детьми основного общего образования.

Злоупотребление родительскими правами – это одно из оснований для лишения родительских прав.

Сотрудники органа опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры.

Ребенок имеет право обратиться за защитой не только туда, но и вообще в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних, а также напрямую к прокурору. По достижении 14 лет несовершеннолетний вправе обращаться самостоятельно в суд и быть участником гражданского процесса.

Семейный кодекс РФ устанавливает обязанность должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Это касается не только должностных лиц, но и всех граждан. Все сообщения относительно нарушения прав несовершеннолетних должны адресоваться в органы опеки и попечительства по фактическому месту нахождения ребенка.

Основные права несовершеннолетних детей в России

Правовое общество гарантирует, что каждый человек от рождения имеет определённые права и свободы. Причём, независимо от возраста: даже дети имеют гражданские права, что гарантирует им Конституция. Как показывает практика, сегодня можно часто встретить несоблюдение конституционных прав, в том числе и в отношении несовершеннолетних граждан. Причины бывают разными и одна из них – незнание прав маленьких граждан и свобод, которыми они могут он обладать.

Дети

Дети – наше будущее.

Законы о правах ребёнка

Основные гарантии прав – следующие документы: Конституция страны, Семейный кодекс Российской Федерации и Конвенция о правах детей. Последний документ был одобрен на одном из заседаний Ассамблеи ООН. Кроме того, защиту прав несовершеннолетних детей гарантируют различные ФЗ, в которых оговорены следующие моменты:

  1. Здравоохранение.
  2. Основные гарантии. .
  3. Гарантии социальной поддержки детей, оставшихся без родительского попечения.
  4. О равенстве.
  5. О социальной защите в РФ детей-инвалидов и т. д. (инвалиды также могут оформить визу и путешествовать).

Основные законы

Основные законы о правах ребёнка в РФ.

Конвенция о правах детей

Правовое регулирование всех возникающих вопросов касательно защиты прав ребёнка основывают на Конвенции. Именно это документ – основополагающий среди всех перечисленных законов. Другими словами, Конвенция служит гарантией прав ребёнка в РФ. Но это не всё: есть многие другие моменты, которые требуется упомянуть.

Декларация прав ребёнка содержит ещё многие пункты относительно защиты детей и их жизни. В ней упоминается о защите сиротства, правах детей-инвалидов, защите от сексуального насилия, жестокого обращения. Ещё Декларация прав ребёнка содержит следующие гарантии:

  1. Защиту жилого пространства.
  2. Тайну телефонных переговоров и переписки.
  3. Неразглашение личных сведений, в частности, об усыновлении, личной жизни и т.д.
  4. Возможность получить помощь в случае лишения семьи. В таких случаях права несовершеннолетних детей защищает государство.
  5. Защиту от принуждения работать на вредном производстве.

Права ребёнка в РФ

На что имеет право ребёнок в России.

Как государство защищает детей

Соблюдение прав каждого малолетнего человека – обязанность государственных органов. В частности это задача учреждений, отвечающих за опеку и попечительство. При возникновении серьёзных конфликтных ситуаций могут вмешаться прокуратура и суд.

Для этого сам ребёнок (или его родители) могут заполнить специальную форму заявления и отправить его в прокуратуру. Далее дело перейдёт в суд, который и будет регулировать права ребёнка.

До скольких лет ребёнок считается таковым

Ребёнком считается лицо, не достигшее совершеннолетия (восемнадцатилетнего возраста). Но существуют и исключения. Первый случай – если 16-летний подросток с согласия родителей (попечителя, усыновителя) устраивается на работу, подписав контракт или трудовой договор, занимается волонтёрством.

Как вариант – 16-летний подросток начал заниматься предпринимательской деятельностью, тогда его уже могут объявить дееспособным. Ещё один случай – вступление в брак до совершеннолетия. В этом случае подросток считается дееспособным с того дня, когда был заключен брак.

О том, что такое эмансипация несовершеннолетних, смотрите в следующем видеоматериале.

Малолетние и несовершеннолетние

Законом детей разделили на две категории – малолетние и несовершеннолетние. В зависимости от категории детей в РФ, является ли он малолетним или несовершеннолетним детям и их родителям законом предусмотрены различные права и свободы. Малолетним считается ребёнок от рождения до четырнадцатилетнего возраста.

В 14 лет подросток становится несовершеннолетним. Права и свободы каждого ребёнка зависят от того, к какой категории он относится. Так до того, пока ему исполнится 14 лет, все вопросы решают его родители (опекуны, усыновители).

В 14 лет человек уже имеет право самостоятельно принимать решение о совершении мелких сделок, а по достижении совершеннолетия приобретает права взрослого человека, становится полностью дееспособным и обладает всеми гражданскими правами и обязанностями, что и другие граждане государства.

Получение паспорта

По закону РФ 14 лет – срок получения паспорта.

Какие права ребёнку гарантирует действующее законодательство

Всеобщая декларация прав человека, выданная ООН относительно прав ребёнка содержала следующее провозглашение: ввиду того, что физически и умственно дети ещё незрелые, им необходимо гарантировать правовую защиту.

Это поможет обеспечить охрану и заботу от момента зачатия до 18 лет. Чтобы дети могли счастливо жить, были установлены несколько важных принципов, обеспечивающих счастливое детство.

Принципы Декларации

Самый главный из них утверждает – каждый ребёнок имеет все основные права, которые должны признаваться как другими детьми, так и взрослыми. Запрещена дискриминация по таким признакам, как религия, язык, пол, цвет кожи, признак расы, политические или иные убеждения, национальное либо социальное происхождение, имущественное положение или любые другие обстоятельства, которые касаются как детей, так и членов их семьи.

Принципы Декларации

Принципы Декларации прав ребёнка.

Каждый гражданин РФ с рождения имеет право получить фамилию, имя и отчество. Они могут быть даны как родителями, так и усыновителями. Если у отца и матери фамилии разные, какую из них будет носить их сын или дочь – решают по взаимному согласию. Если родители не смогли договориться, имя и фамилию ребёнку даёт орган опеки и попечительства.

В случае, если родителям не понравилось имя, выбранное ими же или государственной организацией, они вправе заменить фамилию или имя, но до того времени, когда их ребенку исполнится 10 лет. Если дочь или сын старше 10-летнего возраста, то, согласно правовой защите, изменить ребёнку фамилию или имя можно только в том случае, когда он согласен с этим решением.

Социальная защита

Действующим законом несовершеннолетний гражданин обеспечен социальной защитой. Также ему предоставляются благоприятные условия, чтобы имел возможность духовно, нравственно, умственно и физически развиваться, его свобода, достоинство, социальные права и интересы не угнетались другими людьми: главная цель всех законодательных актов Российской Федерации относительно детей – самым лучшим образом обеспечить интересы каждого ребёнка до 18 лет.

Расходы на социальную поддержку

Расходы на социальную сферу РФ.

Семейное право

В семейном праве говорится: чтобы ребёнок мог полноценно и гармонично развиваться, ему нужна любовь и понимание, что может дать только семья – родные или приёмные родители, опекуны.

Материальная и моральная обеспеченность, атмосфера любви в семейном кругу, ответственность родителей – всё это обеспечивает счастливое детство каждого малыша. Самое важное право несовершеннолетних детей – всегда оставаться с матерью и только в исключительных случаях допускается разлука с нею. Общество и органы публичной власти обязаны заботиться о соблюдении прав детей-сирот, у которых нет семьи и средств на существование.

Если же ребёнок живет в многодетной семье, уполномоченный по правам ребёнка в субъектах РФ должен позаботиться, чтобы этой семье были предоставлены пособия от государства, чтобы можно было содержать детей.

Просто о главном. Семейное право в РФ. Рекомендуем посмотреть.

Обучение

Образование – важнейшее условие, от которого зависит не только карьера, но и благосостояние каждого гражданина. Поэтому в гражданском кодексе РФ говорится, что каждый ребёнок может бесплатно обучаться в школе. Причем государство законодательно регулирует так систему образования, чтобы она помогла каждому ученику:

  • культурно развиваться;
  • развивать личное суждение;
  • воспитывать моральную ответственность.

Всё это поможет каждому со временем приносит пользу обществу, давшему ему все эти возможности.

Ответственность за качество образования лежит не только на образовательных учреждениях, но и на родителях: ребёнку нужно обеспечить все условия для обучения, а также игр, цель которых – улучшение образования.

Право на образование

Реализация права ребёнка на образование.

Отстаивает государство и право инвалидов на образование: для этого открыты различные образовательные учреждения разного типа.

Права ребёнка на образование

Виды прав, связанных с образованием, следующие. Ребёнок может:

  1. Пройти обучение по ускоренному курсу.
  2. Пользоваться информационными и библиотечными ресурсами.
  3. Получать дополнительное образование.
  4. Учиться на родном языке или выбирать любой другой язык обучения, которые предоставляет образовательная система.
  5. Перейти в другое учебное заведение в том случае, если образовательное учреждение прекращает свою деятельность. Но при этом, согласно правам ребёнка в РФ, он обязательно должен согласовать своё решение с родителями.
  6. Защищать и отстаивать своё решение о смене профессионального обучения. Если ему не нравится будущая профессия – недопустимо нарушение личного права ребёнка в этом вопросе.
  7. Реализовать своё желание получить высшее образование.

Расходы на образование

Расходы на образование в РФ.

Медицинское обеспечение

Что касается охраны здоровья, в права ребёнка в Конституции РФ имеются и пункты относительно охраны здоровья. В них говорится, что каждый несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами в области медицинской помощи. Он может:

  1. Лечиться и проходить наблюдение в диспансере.
  2. Пользоваться льготными условиями по питанию и медицинской помощи.
  3. Получать информацию о своем состоянии здоровья в такой форме, которая, согласно защите прав детей, доступна его возрасту.
  4. Учиться и трудиться в тех условиях, которые исключают неблагоприятное воздействие на его здоровье разных факторов.

Что очень важно, защита прав ребёнка в РФ позволяет несовершеннолетним, достигшим 15-летнего возраста, добровольно согласиться или отказаться от медицинского вмешательства в письменной форме.

Затраты на здравоохранение

Затраты на здравоохранение в РФ.

Имущественные права детей

В законе об основных правах ребёнка один из важных пунктов занимает право каждого несовершеннолетнего на собственное имущество. Это касается и жилищных прав детей, и имущества, купленного на личные средства, подаренного или переданного в наследство. Согласно ГК, каждый ребёнок может распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению.

Обязанности родителей по содержанию детей

Что касается содержания, в документах по правам ребёнка сказано: родители должны содержать своих детей до того момента, пока они получат образование. Если мать (отец) получает алименты на ребёнка, то, как указано в ФЗ, полученные средства она (он) может тратить на содержание ребёнка.

Размер алиментов регулирует суд, но при этом сумма не может превышать 25% от заработка стороны, выплачивающей элементы. Кроме того, выплачивающая алименты сторона может вносить сумму на счёт в банке, открытый на имя несовершеннолетнего сына или дочери.
О том, какие виды алиментов предусматриваются в законе, смотрите в следующем видеоролике.

По достижении 18 лет, согласно гарантии прав ребёнка в РФ, владелец может использовать средства на обучение или на другие цели.

Права детей-инвалидов

На что может рассчитывать самая уязвимая категория детей? Конституция РФ гарантирует равные права всем гражданам без исключения.

Право на обучение

Согласно Федеральному закону дети с ограниченными возможностями имеют ряд преимуществ перед сверстниками:

  • Первоочередное зачисление в детские сады и бесплатное их посещение;
  • Обучение в специально созданных коррекционных классах, если состояние здоровья не позволяет находиться в общеобразовательных классах, а также на дому;
  • Бесплатное питание в школе;
  • Щадящий режим сдачи экзаменов.

Инклюзивное образование

Особенности инклюзивного образования.

Право на лечение, реабилитацию и социализацию

Каждый ребёнок-инвалид имеет право на лечение, реабилитацию и социальную адаптацию в обществе. Так на что конкретно могут рассчитывать семьи, в которых воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями?

  • Лечение в медицинских учреждениях и реабилитация;
  • Всё, что нужно для комфортной жизни несовершеннолетнего (кресла-коляски, ортопедическая обувь, литературу для слабовидящих детей и т.д.);
  • Путёвка в санаторий, причём государство обеспечивает бесплатный проезд в оба конца, как самому ребёнку, так и его сопровождающему.
  • Бесплатный проезд в общественном транспорте.
  • Ежемесячные денежные пособия в соответствии с группой инвалидности и принадлежности к региону.

Дети с ограниченными возможностями

Дети с ограниченными возможностями нуждаются во всесторонней заботе.

Нарушение прав ребёнка

За нарушение прав детей может последовать административная ответственность. В особых случаях обидчикам несовершеннолетних придётся ответить по Уголовному кодексу.

Например, ст. 156 УК РФ предусматривает наказание в виде тюремного заключения на срок до 3 лет в случае жестокого обращения родителей с детьми. Это распространяется и на учителей, воспитателей, и прочих взрослых, имеющих дело с детьми.

С заявлением в органы опеки и правоохранительные органы может обратиться сам ребёнок или его представитель. Нередки случаи обращения за защитой неравнодушных к судьбе малыша людей.

Как реагировать, если вы стали свидетелем насилия над ребёнком? Ответ в следующем видеосюжете.

Единый общероссийский номер телефона доверия для детей, подростков и их родителей – 8-800-2000-122.

Защита прав и достоинств ребенка

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ

Конвенция о правах ребенка .

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, на развитие, на защиту, на активное участие в жизни общества

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Семейный Кодекс РФ документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12«Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» .

Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

· обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

· защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

· обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

· признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

· защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

· защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

· меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

· за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);

· за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

· право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

· право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

· меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

· немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

· Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм жестокого обращения, права на охрану жизни и здоровья, защиту его права на образование, права на игру, права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Нарушением прав ребенка можно считать:

· Лишение свободы движения.

· Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

· Применение физического насилия к ребенку.

· Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)

· Угрозы в адрес ребенка.

· Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

· Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.

· Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

Право ребенка на игру

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще­ствлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности

«Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями.

Ссылка на основную публикацию