Увольнение с военной службы без жилья
Я военнослужащий, увольняюсь по окончанию контракта, выслуга более 20 календарных лет, признан нуждающимся в жилье, живу с семьей в закрытом городке в служебной квартире, которая дана мне на все время прохождения военной службы. Могут ли меня уволить либо исключить из списков части без обеспечения жильем по избранному месту жительства и какие нормативно-правовые акты это регламентируют?
Согласно Закона «О статусе военнослужащих»
Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство
[Закон «О статусе военнослужащих»] [Глава II] [Статья 23]
1. Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Т.е. Вас не могут уволить без Вашего согласия пока Вам либо не предоставят квартиру в собственность, либо денежную субсидию на приобретение жилья.
О невозможности увольнения со службы так же подтверждается Положением
о порядке прохождения военной службы
(утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237)
Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части
17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии на приобретение или строительство жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судебная практика так же находится на стороне военнослужащих.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года №9
О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих
22. При рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Поэтому особенности жилищного обеспечения военнослужащих, обусловленные их статусом, распространяются на указанное жилье.
Улучшение жилищных условий военнослужащих в иных случаях, а также пользование жилыми помещениями должно производиться на общих основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
По установленным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
23. Исключен постановлением Пленума от 6 февраля 2007 г. №6.
24. При досрочном увольнении военнослужащих с военной службы по их желанию в связи с нарушением в отношении них условий контракта или в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункты «а» и «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») они по основаниям и в порядке, предусмотренным пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», должны обеспечиваться жилыми помещениями как увольняющиеся соответственно в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья.
Военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.
В случаях, когда эти военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы по вышеназванным основаниям, согласились уволиться без предоставления жилья, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилыми помещениями не имеется, поскольку в этом случае требования части 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не нарушаются.
Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилья, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица согласно статье 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не могут быть уволены с военной службы.
25. В случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего до приобретения им права на пенсию за выслугу лет либо без обеспечения его жилым помещением он на основании пункта 2 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» подлежит восстановлению на службе в прежней (или с его согласия – равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и компенсацией морального вреда. При этом признание военнослужащего негодным по состоянию здоровья к военной службе или достижение им предельного возраста состояния на военной службе не может служить препятствием к принятию такого решения.
В том случае, если увольнение военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, произведено на законных основаниях, однако нарушен установленный «Положением о порядке прохождения военной службы» порядок увольнения военнослужащего в части обеспечения установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением, должно приниматься решение не об отмене приказа об увольнении с военной службы, а только об отмене приказа об исключении этого лица из списка личного состава воинской части, восстановлении конкретных нарушенных прав и возмещении ущерба. При этом срок, в течение которого восстанавливались нарушенные права, подлежит включению в срок военной службы путем возложения на соответствующее должностное лицо обязанности изменить дату исключения военнослужащего из списка личного состава воинской части.
В случае, если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части и сам военнослужащий не ставит вопрос об этом восстановлении, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.
Военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.
В случаях, когда эти военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы по вышеназванным основаниям, согласились уволиться без предоставления жилья, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилыми помещениями не имеется, поскольку в этом случае требования части 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не нарушаются.
Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилья, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица согласно статье 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не могут быть уволены с военной службы.
Могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья
Могут ли уволить военнослужащего МО РФ по достижению предельного возраста без предоставления постоянного жилья (служебное жилье имеется).
Могут ли уволить военнослужащего по предельному возрасту без предоставления постоянного жилья, если в рапорте написано уволить после предоставления жилья?
Могут ли уволить военнослужащего по предельному возрасту без предоставления постоянного жилья, если в рапорте написано уволить после предоставления жилья.
Могут ли уволить военнослужащего достигшего пенсионого возраста без предоставления жилья.
Могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья, выслуга более 20 лет калнд.
Могут ли военнослужащего с выслугой 12 лет уволить без предоставления жилья в случае отказа ему в допуске к гос тайне п.г ч.2 ст 51 з.рф о военной службе?
Могут ли уволить военослужего по предельному возрасту без предоставления денежной субсидии? Служебное жильё имеется. Военные кадровики говорят что у вас служебное жильё имеется, вас уволим, а денежную субсидию ждите после уволнения.
Могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья по избранному месту жительства, если он обеспечен служебным жилым помещением по месту службы. Увольняется по ОШМ, выслуга более 10 календарных лет, признан нуждающимся ДЖО МО, избранное место жительства находится не в том регионе где он проходит службу.
Могут ли уволить по статье о несоблюдении контракта действующего военнослужащего (20 лет военного стажа) без предоставления положенного жилья и пенсии, если 25 марта 2010 года занимаемая этим военнослужащим должность сокращена согласно организационно-штатным мероприятиям? Какие льготы положены военнослужащему при сокращении согласно организационно-штатным мероприятиям?
Увольняюсь по достижении предельного возраста, выслуга лет 32 календарных лет. Признан нуждающимся в получении постоянного жилья (жилищная субсидия), сейчас проживаю по месту службы по договору соцнайма. Количество квадратных метров на члннов семей хвотает. Вопрос “могут ли уволить военнослужащего без предоставления постоянного места жительства поизбранному месту жительства?”
Могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья, выслуга 21 год и 7 мес календарных за дисциплинарные нарушения по службе на жилищном учёте не состою своего жилья не имею вся семья и я прописаны по предыдущему месту службы в вч перед моей ротацией на данное место службы. Причём срок моей ротации уже превышает 9 месяцев от положенных 2 лет. мне 41 год 1 группа здоровья.
Прохожу службу за пределами Российской Федерации. Хочу уволиться из Вооружённых сил по окончанию контракта. Выслуга в календарном исчислении составляет более 20 лет. Признан нуждающимся в получении жилья до 01.01.2012 года. Исполнил рапорт на увольнение и составил лист беседы. В листе беседы в пункте просьбы военнослужащего написал – прошу исключить из списков части после обеспечения всеми видами довольствия и после получения жилья по установленным нормам Законодательства. Могут ли меня уволить и исключить из списков личного состава части без предоставления жилья?
Могут ли военнослужащего (офицер) уволить по окончании контракта без предоставления жилья? Выслуга лет больше 20 в календарном исчислении, признан нуждающимся в обеспечении жильем по избранному месту жительства (включен в единый реестр на получение квартиры. Жилищную субсидию пока не оформлял). Первый контракт заключен после 1998 года. Написан рапорт на увольнение с военной службы по окончании контракта в июне 2016 года. Сейчас мне 40 лет, то есть возраст не предельный (также не ОШМ и не увольнение по здоровью). Сейчас прохожу военную службу, закрытый военный городок и служебное жилье. Просто в поправках к ФЗ о статусе военнослужащего, принятых в текущем году, не могу разобраться. Кто как их трактует. Спасибо!
В настоящее время прохожу военную службу за пределами РФ. Хочу уволиться из Вооружённых сил по окончанию контракта. Выслуга в календарном исчислении составляет более 20 лет. Признан нуждающимся в получении жилья до 01.01.2012 года. Исполнил рапорт на увольнение и составил лист беседы. В листе беседы в пункте просьбы военнослужащего написал – прошу исключить из списков части после обеспечения всеми видами довольствия и после получения жилья по установленным нормам Законодательства. Могут ли меня уволить и исключить из списков личного состава части без предоставления жилья?
Увольнение по предельному возрасту военнослужащего. Добрый день.
Увольнение по предельному возрасту военнослужащего.
Добрый день. Заранее благодарю.
В апреле 2014 года вышел закон о продлении предельного возраста до 50 лет для военнослужащих. В июле 2014 года когда закон не вступил еще в полную силу написал рапорт на контракт до предельного возраста указав дату 27.09.2016 года. Мой рапорт был утерян, а вместо него в личном деле появился контракт, подписанный не моей рукой, о продлении контракта до 2022 года, т.е. до 50 лет. Пока разобрались с этим, я упустил момент с постановкой на очередь как нуждающемуся в жилье. Сейчас переделывают документы на увольнение, пока был на ВВК командир сделал запрос в ФГКУ “Югрегионжилье”и имеет на руках документ о том, что я не стою в очереди как нуждающийся в жилье. Документы я туда предоставил, но они рассматривают дела в течении месяца, как раз к моменту моего увольнения. Меня поставили перед фактом, или я служу дальше до 50 лет, или увольняют без предоставления жилья. Подскажите пожалуйста, правомерно ли это, ведь везде пишут, что уволить без жилья военнослужащего не могут (стаж 13 календарных лет).
Вопрос таков. У супруга военнослужащего в июне 2022 года заканчивается контракт и он собирается увольняться по достижению предельного возраста *выслуга 25 лет). На выплату жилищной субсидии мы в очереди с сентября 2016 года. На сегодняшний день ему не предлагали ни квартиру, ни денежные средства на приобретение недвижимости. В собственности жилья нет ни у него ни у членов семьи (состав семьи 3 человека), прописаны в служебном жилье по-старому месту службы, но собираемся его сдавать МО и прописаться при воинской части по месту его службы на сегодняшний день. И вот вопрос, могут ли его уволить без предоставления жилищной субсидии и если могут, то как быть с пропиской. Спасибо.
Увольнение по предельному возрасту военнослужащего.
Добрый день. Заранее благодарю.
В апреле 2014 года вышел закон о продлении предельного возраста до 50 лет для военнослужащих. В июле 2014 года когда закон не вступил еще в полную силу написал рапорт на контракт до предельного возраста указав дату 27.09.2016 года. Мой рапорт был утерян, а вместо него в личном деле появился контракт, подписанный не моей рукой, о продлении контракта до 2022 года, т.е. до 50 лет. Пока разобрались с этим, я упустил момент с постановкой на очередь как нуждающемуся в жилье. Сейчас переделывают документы на увольнение, пока был на ВВК командир сделал запрос в ФГКУ “Югрегионжилье”и имеет на руках документ о том, что я не стою в очереди как нуждающийся в жилье. Документы я туда предоставил, но они рассматривают дела в течении месяца, как раз к моменту моего увольнения. Меня поставили перед фактом, или я служу дальше до 50 лет, или увольняют без предоставления жилья. Подскажите пожалуйста, правомерно ли это, ведь везде пишут, что уволить без жилья военнослужащего не могут (стаж 13 календарных лет).
Помогите разобраться в вопросе. Увольняюсь по окончанию контракта, выслуга составляет 20 календарных лет. Состав семьи 3 человека, стоим на очереди на получение постоянного жилья, т.к. я служу по контракту с 1997 года. Рапорт на жилищную субсидию я написал в мае 2015 года. Контракт закончился 11.07.2015 года. Денег на жилищную субсидию говорят до конца года не будет. Могут ли меня уволить и исключить из списков части без предоставлении субсидии? Сразу скажу что я под ст. 23 ФЗ О статусе военнослужащего не попадаю, я увольняюсь по окончанию контракта, а не орг. штатам, по болезни, по предельному возрасту. Служебного жилья нет и не было. Квартиру снимаю. Если не могут напишите на что именно ссылаться конкретно.
Владимир Викторович, рассчитываю на Ваши разъяснения!
На счет Севастополя. Как Вы заметили «все же не Россия» – до боли обидно для большей половины Севастопольцев, особенно для Черноморского флота, но это уже будет разговор о другом.
На счет предоставления ГЖС. Выдают в Севастополе, для реализации в избранном постоянном месте жительства, здесь это делается так. Дела по восстановлению на военной службе по поводу незаконного увольнения, в плане непредставления жилья или ГЖС у нас не единичные случаи (дела рассматриваются в военном гарнизонном суде в Севастополе). Причем восстанавливаются и через несколько лет после такого увольнения, как при этом с исковым сроком тоже хотел бы узнать у Вас. Но дело в том, что они не писали рапорт на увольнение, а я написал. Командир потребовал написание и я, по причине незнания своих прав, его написал. Так сказать ввели в заблуждение. Сейчас уже знаю, что сделал глупость, так как остался без квартиры, но с надеждой на ее получение в необозримом будущем, в порядке бесконечной очереди. Могу ли я подать в суд о восстановлении на службе, в связи с тем, что по закону запрещено было меня увольнять без предоставления жилья. Так как, в рапорте, который якобы является основанием для моего законного увольнения, не указано, что я согласен уволиться без предоставления жилья, просто прошу уволить… . То есть рапорт-то от меня заполучили, но в нем нет моего четко выраженного согласия уволиться без жилья, в связи с этим такой рапорт не может служить поводом для моего законного увольнения? (постановление правительства от 14.02.2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» , п. 23, согласно п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», запрещающий увольнение со службы военнослужащих, проходящих ее по контракту, без обеспечения жильем, и далее п. 25 в случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего без обеспечения его жилым помещением он на основании п. 2 ст. 23 ФЗ «О статусе…» подлежит восстановлению на службе…)
С уважением Игорь.
Приказом командующего от 31 мая 2010 г. я был уволен из ВС РФ в связи с невыполнением условий контракта (подпункт в пункта 2 статьи 51 Федерального закона.). Этот приказ на сегодняшний день еще не реализован. Я военнослужащий и пока не уволен. Я обжаловал приказ и суд обязал командующего изменить в приказе основание увольнения с оенной службы на подпункт а пункта 2 статьи 51 Федерального закона в связи с ОШМ. Командующий изменил основание увольнения, привожу выдержку: ПОЛАГАТЬ ЕГО ДОСРОЧНО УВОЛЕННЫМ с военной слудбы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт а пункта 2 статьи 51 Федерального закона).
Основание: решение Калининградского гарнизонного военного суда от 18.11.2010 г.; Дерективой ГШ ВМФ от 04.01.2010 г. должность военнослужащего сокпащена.
Сейчас начался процесс увольнения-прохожу ВВК и т.п. В рапорте на увольнение по ОШМ я указывал на то,что до предосталения в собственность жилья, согласия на увольнение не даю. Но командир части говорит, что должен исполнить приказ командующего и уволить меня. Тут нарушение 23 статьи Федерального закона. Кто неправ? Командующий или командир части, который исполняет приказ командующего? Я считал, что командир части должен был положить приказ командующего в папку, а меня зачислить в расспоряжение до обеспечения меня жильем, а уволить меня он должен только после обеспечения. Посоветуйте, что делать в такой ситуации.
В приказ командующего ест такая формулировка: ПОЛАГАТЬ УВОЛЕННЫМ. Он возможно не знает, что его первый приказ о моем увольнении все еще не реализовали и я все еще служу. Прав ли он,написав такую формулировку. Если увльнение по ОШМ, то по закону меня не могут увлить без моего согласия, пока не предоставят мне жилье. А меня увольняют.
Я офицер в отставке, пенсионер министерства обороны, проживаю по последнему месту службы: Бурятия, г. Северобайкальск. При увольнении с военной службы были нарушены мои права. Меня уволили по состоянию здоровья 5 июня 2001 года без предоставления жилья по месту службы. Перед увольнением я заявил командованию, что не даю своего согласия на увольнение в связи с отсутствием у меня жилья по месту службы в соответствии со ст. 23 ФЗ “О статусе военнослужащих”. На это мне было сказано, что у меня есть жилье по предыдущему месту службы и ст. 23 при моем увольнении не будет нарушена. До апреля 2002 года я не знал о нарушении своих прав. Дело в том, что ст. 23 ФЗ “О статусе военнослужащих” позволяет судить о нарушении прав только в том случае, если увольняется военнослужащий, не имеющий жилья. Если же у него есть жилье (например, как у меня – по предыдущему месту службы), то ст. 23 не позволяет судить о нарушении прав. Ведь в ст. 23 не сказано о том, что военнослужащего не могут уволить с военной службы без его согласия, без предоставления жилья по месту службы, в этой статье сказано только “без предоставления жилья”. Жилье мне было государством уже предоставлено по предыдущему месту службы, и я считал, что мои права не нарушаются. В период прохождения службы я стоял в очереди на получения жилья и планировал после получения квартиры в г. Северобайкальске перевезти свои вещи и сдать служебную квартиру в военном городке в окрестностях г. Ула-Удэ (это стандартные действия при получении военнослужащим квартиры по новому месту службы). В апреле 2002 года, на страницах юридической книги я ознакомился с материалами гражданского дела уволенного офицера, у которого была аналогичная ситуация. Он подал жалобу в военный суд с просьбой о предоставлении квартиры по месту службы, при этом он имел квартиру по прежнему месту службы. Судом первой и второй инстанции ему было отказано в удовлетворении жалобы (этот факт как раз говорит о том, что нельзя однозначно трактовать ст. 23, ведь даже юристы, судьи военных судов посчитали, что права военнослужащего в данном случае не нарушаются) и только военная коллегия изменила решение и удовлетворила жалобу офицера.
Как только я узнал о нарушении своих прав, я сразу же (в апреле 2002 года) подал жалобу в суд. Суд первой инстанции не согласился, что были нарушены мои права, суд кассационной инстанции согласился с моими доводами и признал, что в отношении меня были нарушены права и эти права надлежало бы восстановить (т.е. предоставить мне жилье), однако суд пришел к выводу, что был нарушен процессуальный срок на подачу жалобы.
Подал надзорную жалобу в Президиум окружного суда – безрезультатно. Сейчас собираюсь подавать надзорную жалобу в следующую инстанцию – в военную коллегию Верховного суда. Как Вы считаете, какие доводы можно представить, чтобы доказать, что я не пропускал срока на обжалование? В период увольнения я ходил к адвокату, спрашивал мнение командования, сам изучал законы. Все эти доступные мне источники информации говорили об одном: мои права нарушены не были (адвокат сказал примерно следующее: «Ваши права не нарушены, т.к. в настоящий момент Вы имеете благоустроенную квартиру, которую Вам предоставило государство). Военных юристов в г. Северобайкальске нет. Поехать в другой город на консультацию к военным юристам я не мог по состоянию здоровья (я – инвалид 2 группы), а также в виду отсутствия материальных средств. Я написал письмо в военную коллегию Верховного суда и просил дать ответ на вопрос: «произошло ли нарушение моих прав?». Однако пришел ответ, что консультаций они не дают. Таким образом, у меня не было возможностей узнать о том, что мои права нарушены. В определении надзорной инстанции говорится, что юридическая неграмотность не может служить уважительной причиной пропуска срока на обжалование. Я же выдвигаю такую мысль: я хорошо знаю законы, в т.ч. и ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», однако, т.к. ст. 23 не позволяет однозначно судить о нарушении прав в моем конкретном случае, я считаю, что у меня была уважительная причина пропуска процессуального срока на обжалование. Какой аргумент, с Вашей точки зрения можно выдвинуть еще? Могу ли я обратиться с жалобой аналогичного содержания, но уже в гражданский (городской) суд? Некоторые юристы склоняются к мнению, что после выхода Постановления Пленума Верховного суда № 9 от 14 февраля 200 года РФ я не могу вообще обращаться в городской суд по любому вопросу, который затрагивает период моей военной службы. Очень прошу помочь советом. С уважением, Игорь.
О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья
По указанному вопросу было все ясно и понятно до 20 июня 2007 г. До этой даты считалось, что запрещено без каких-либо оговорок увольнять военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем, в том числе в тех случаях, когда военнослужащий проживал в служебной квартире (напомним, что служебное жилое помещение дается на период военной службы, по окончании которой, военнослужащий обязан его освободить и это прямо указано в п. 18 типового договора найма служебного жилого помещения (Утвержден постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42), что указанный договор найма служебного жилого помещения прекращается с окончанием срока службы) и не дал согласие на увольнение до предоставления жилого помещения в избранном им месте жительства. Правоприменительная практика (в том числе судебная) придерживалась этой позиции до того момента пока группа товарищей (Р. и его представители С., М. и К.) по какой-то причине не решила обратиться в Верховный Суд РФ с заявлением о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и недействующим в этой части. И вот, по указанному заявлению Военная коллегия Верховного Суда РФ приняла свое знаменитое Определение ВКПИ07-30, в котором в обоснование сделанного вывода о том, что пункт 17 статьи 34 Положения не противоречит статье 23 Федерального закона, кроме прочего указала, что если военнослужащий обеспечен по месту прохождения военной службы служебным жильем и избрал при увольнении с военной службы место жительства отличное от последнего места службы, он может быть уволен с военной службы (вообще странная логика, если ты обеспечен по месту прохождения службы каким-никаким жильем (напомню, что служебное жилье предоставляется только на период прохождения военной службы, увольнение с военной службы является основанием для прекращения действия договора найма специализированного жилого помещения, к которому относится и служебная квартира) и хочешь получить квартиру в этом же населенном пункте тебя уволить не могут, а если хочешь получить квартиру там, где тебе негде жить – то это законно. Примером судебной практики, когда увольнение военнослужащего без его согласия, обеспеченного служебным жильем, было признано законным может служить кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации Верховного Суда РФ от 1 октября 2015 г. № 208-КГ15-6, где суд, в частности указал: “Более того, в силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сдача Аксененко Л.В. служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности вовсе жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение. Следовательно, непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствиям для увольнения в запас.”
Однако в последнее время стала складываться судебная практика согласно которой, независимо от того, где военнослужащий избрал место жительства в связи с увольнением с военной службы, если он обеспечен служебной квартирой, он может быть уволен с военной службы даже если на это нет его согласия. Кроме того, Президентом РФ был подписан Указ от 2 января 2016 г. № 2 «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237» в соответствии с которым “Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.”. Таким образом, буквальное содержание указанной нормы позволяет увольнять с военной службы даже тех лиц, кто вовсе не обеспечен жилыми помещениями и избравших место жительства не совпадающее с последним местом прохождения военной службы. Полагаем, что данный Указ противоречит абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” в той его части, которая позволяет увольнять с военной службы до обеспечения жильем без получения согласия военнослужащего на такое увольнение. (Если Вы столкнулись с такой проблемой, готовы подготовить соответствующую жалобу в Верховный Суд РФ и представить Ваши интересы в суде.).
Кроме того, как отмечено выше реализовать право на получение жилья можно только при условии сдачи ранее занимаемого жилого помещения, в том числе служебного. Часто возникает вопрос: кто вправе и обязан выселять (обращаться в суд с требованием о выселении) из служебных квартир, сам военнослужащий или воинская часть (квартирный орган)? Ответ на это вопрос можно найти в двух судебных актах Верховного Суда РФ кассационное определение Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. № 201-КГ15-39 и (, из которых следует, что если военнослужащий проживает в указанной квартире, то таким правом обладает только он, если в указанной квартире не живет, а живут прежние члены его семьи (бывшая супруга, например), то таким правом военнослужащий не обладает, такое право (на обращение с иском о выселении) есть только у органа, за которым закреплено указанное жилое помещение.
Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, увольнения без жилья, представление интересов в суде?
Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?
Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?
Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)
Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:
Могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья или субсидии? Как быть в этом случае?
До апреля 2015 года увольнение военнослужащих могло производиться только после предоставления работнику жилья. В связи с внесёнными поправками в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в апреле 2015 года появилась возможность освободить от службы человека, не обеспеченного жильем.
Могут ли произвести увольнение из армии военного, не обеспеченного жильем?
Право военнослужащих на получение жилья по окончанию срока службы устанавливается Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ. В статье 15 части 1 говорится о гарантированном предоставлении следующих видов льгот для служащих:
- материальная субсидия на приобретение или строительство жилья;
- предоставление жилья в пользование или собственность.
Каждому работнику и его семье в течении 3-х месяцев с момента прибытия на службу предоставляется служебная квартира. Если служащий имеет 3-х и более детей, то жилье ему предоставляется вне очереди.
В прежней версии закона были совершены некоторые упущения. Так, согласно закону нельзя было расторгнуть контракт с военным, не обеспечив его жильем. Но при этом служащим давалось право многократно оказываться от предлагаемых им квадратным метров, вследствие чего увольнение становилось невозможным. Поэтому граждан нельзя было уволить и приходилось выплачивать денежное содержание, хотя служить они уже не могли.
В целях пресечения подобных ситуаций с апреля 2015 года было разрешено увольнять военнослужащих, прослуживших более 10 лет, без их согласия, если они отказались от предложенной им жилой площади (п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Также военного можно освободить от службы без обеспечения жильем, если он в течение месяца не предоставил документы, чтобы получить квартиру или финансовую субсидию на ее приобретение. Срок считается с момента, когда командование уведомило военного о том, что готово предоставить ему жилье или субсидию.
Увольнение без обеспечения жилья может считаться незаконным, если расторгли контракт со служащим, который отказался от предложенных метров по причине несоответствия установленным стандартам.
Такие ограничения действуют только для «льготных» оснований увольнения: по состоянию здоровья, по достижению предельного возраста или по ОШМ. При этом гражданин должен прослужить больше 10 лет и стоять на жилищном учете в том органе, в котором служит.
Увольнение в связи с истечением срока контракта не мешает уволить военного, не обеспеченного жильем. В таком случае служащий увольняется по окончанию срока договора и отправляется ждать квартиру «на гражданке».
Законно ли увольнение человека по предельному возрасту или ОШМ без обеспечения его квартирой или финансовой субсидией?
Уволить военнослужащего без обеспечения жильем нельзя, если военный увольняется, прослужив 10 лет, из-за плохого здоровья, достижения предельного возраста пребывания на службе или из-за ОШМ. Это мы рассмотрели выше.
В остальных случаях уволить служащего без предоставления жилья могут. В том числе, если гражданин хочет уйти со службы сам, хотя основания для получения жилья до увольнения у него есть. Если военный стоит на учете как нуждающийся, после ухода со службы его обязан курировать военкомат, занимающийся обеспечением жильем таких лиц.
Работник числится в списках ВС РФ до дня издания приказа, который исключает его из личного состава воинской части. Днем увольнения считается день поступления выписки из приказа в воинскую часть и ее регистрация.
При увольнении военные имеют право на единовременные выплаты: при выслуге меньше 20 лет выплата составляет 2 оклада (по званию и должности), свыше 20 лет – 7 окладов. Военным, которые получили государственную награду, дополнительно выплачивают еще один оклад.
Служащие, имеющие выслугу более 20 лет, обеспечиваются пенсионными выплатами.
Величина военной пенсии за выслугу лет регламентируется Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», ст. 14.
В отдельных публикациях на сайте наши эксперты подскажут, какие выплаты и льготы положены военнослужащим при увольнении, а также можно ли рассчитывать на отпуск перед расчетом и как его оформить.
Что можно сделать, если при сокращении с военной службы эти льготы не предоставили?
Если служащего уволили без его согласия, не обеспечив квартирой или финансовой субсидией на покупку квартиры или строительство жилья, такие действия командования признаются неправомерными. Приказ о незаконном увольнении можно и даже нужно обжаловать в вышестоящие инстанции.
Можно выбрать суд по месту своего жительства или по месту нахождения воинской части. Здесь важно не упустить сроки, заявление должно быть подано не позднее 3-х месяцев с момента доведения приказа до сведения военнослужащего.
Порядок подачи заявления военнослужащего:
- Заявление военнослужащего, который оспаривает решение, действие командира (начальника) военной части, подается в военный суд (Кодекс администратвного судопроизводства, гл. 22 ст. 218). Гражданин имеет право обратиться с исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня его извещения о незаконных действиях командования (Кодекс администратвного судопроизводства, гл. 22 ст. 219).
- Иск рассматривается в течение 10 дней с участием обеих сторон. Неявка на судебное заседании одного из лиц не является причиной для перенесения рассмотрения дела (Кодекс администратвного судопроизводства, гл. 22 ст. 221)
Если суд удовлетворит иск и признает действия командира незаконными, служащему возместят все причиненные убытки. Военнослужащий также может взыскать еще и моральную компенсацию.
Граждане, уволенные необоснованно, имеют право на восстановление в равной должности или выше и на выплату всех довольствий. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.
Что делать, если военнослужащего увольняют, а он не признан нуждающимся в жилье.
К сожалению, нередко бывают такие случаи, что военнослужащий при увольнении с военной службы остается не обеспеченным жильем, в связи с тем, что он попросту не успел подать документы о признании нуждающимся. Зачастую мы и сами сталкиваемся с этим, «вытаскивая» военнослужащих из подобной ситуации в последний момент. И звонки с вопросом что делать в похожих случаях нам поступают постоянно. Поэтому очевидно, что тема крайне актуальная. Давайте сегодня и разберемся в ней.
Сами основания признания нуждающимся в постоянном жилье мы затрагивать не будем. Думаю, Вы это уже знаете прекрасно. Если подзабыли, можете посмотреть наш блог – нормы жилья при признании военного нуждающимся в жилом помещении.
А теперь давайте смоделируем такую ситуацию – военнослужащий по каким-то причинам не подал при увольнении документы в жилорган о признании нуждающимся.
Может, забыл, может, его ввели в заблуждение, теперь не важно. Но что происходит дальше?
Естественно, военный в растерянности. Или в спешке подает документы и получает отказ, либо упускает много времени и начинает что-то предпринимать спустя несколько лет. Но сами понимаете, что при второй ситуации шансы вообще могут стремиться к нулю, но опять же все зависит от обстоятельств.
При таком раскладе, несомненно, придется доказывать в суде в целом свое право на жилищное обеспечение. Судебная практика ранее по таким делам была отказная, но последние несколько лет развернулась в сторону военнослужащих.
И Верховный Суд говорит следующее: Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”. То есть Верховный суд отреагировал на проблему, когда получалось так, что право военнослужащего на социальную гарантию в виде жилобеспечения, закрепленную федеральным законом, сами же суды ставили в зависимость от факта — успел быть признанным в период службы или нет. Согласитесь, что это на самом деле полный абсурд.
Но в настоящее время наконец-то рассматривают именно сам факт права военнослужащего быть обеспеченным вне зависимости от того успели его признать нуждающимся в жилье или нет.
Конечно, здесь не все до конца гладко, и при защите права военнослужащего необходима доказательная база того, что он все-таки хоть как-то заявлял о необеспеченности, например, был рапорт, или в приказе на увольнение есть сведения о необеспеченности и тому подобное.
Но в общем ситуация изменилась, поэтому друзья, сейчас есть хороший шанс, восстановить свое право на жилищное обеспечение, если произошла подобная ситуация.
Далее для большего понимания сегодняшней темы и принятия правильного решения, предлагаю рассмотреть ошибки и алгоритм их решения, подробнее в 63-м выпуске нашего военно-правового видео блога:
1. Если так случилось, что у Вас происходит увольнение, а вы не успели собрать весь пакет документов на признание нуждающимся, рекомендуем, не тяните, подавайте то, что есть на руках.
Это избавит Вас от последующего доказывания права на жилобеспечение. Как говорится, «остальное донесете потом».
2. Если исключение через пару дней, а вы не успели дособрать документы на членов семьи, но есть документы на себя. Также не тяните, срочно подавайте на себя, а членами семьи родственников признаете позже.
Иначе придется сначала доказывать свое право на жиобеспечение, как я говорила выше.
3. Если случилось быстрое увольнение, не теряя времени в срочном порядке отправляйте документы о признании нуждающимся заказным письмом, особенно, если жилорган расположен далеко от вас.
Ведь зачастую если Вы пришли в жилорган в такой ситуации, чтобы лично зарегистрировать заявление, вам скорее всего начнут говорить, что они не примут документы и будут тянуть – донесите это, донесите то. Не поддавайтесь на подобное, отправляйте документы заказным письмом с описью.
В любом случае, как бы не разворачивались события перед увольнением, обязательно и в листе беседы, и дополнительно рапортом зафиксируйте, что вы не обеспечены жильем.
Ну а если все-таки случилась ситуация, что вас исключили из списков части и вы не признаны нуждающимся, то готовьте суд. Т.к. шанс на успех есть всегда, и конечно же, только при грамотном подходе и грамотной досудебной подготовке.
Увольнение военнослужащего без предоставления жилья
Здравствуйте! Я офицер ВС РФ, увольняюсь по окончании контракта. Календарная выслуга белее 20 лет. Семейное положение – холост, детей нет. С 2016 г. признан нуждающимся в получении жилья, состою в списке очередников на получение жилищной субсидии для приобретения жилья. Жильём вообще не обеспечен (ни служебным, ни каким- либо ещё). Прописан при части. Согласие на увольнение до получения субсидии не давал. Уволили без предоставления субсидии. Просто выкинули на улицу, жить негде. Законно ли такое увольнение? Помимо всего этого: меня не ознакомили с расчетом выслуги лет, не проводили аттестацию, и командир части не проводил беседу (т. е. лист беседы я не подписывал). Заранее спасибо!
Дата: 30.06.2017 10:25
В консультации принимали участие
Ответы экспертов
Согласно ст. 23 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76- ФЗ “О статусе военнослужащих”
1. Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”.
Военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 17 ст. 37 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 “Вопросы прохождения военной службы” военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.
Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
То есть, Вам обязаны либо предоставить жилье, либо субсидию.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕот 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ “О статусе военнослужащих” военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.Анализ содержания данной нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.При этом эта норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы. Иное толкование абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ “О статусе военнослужащих” уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает. Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ “О статусе военнослужащих” государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом в абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.Исходя из этого, следует признать, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы.