Виды наказаний в германском уголовном праве

Виды наказаний в германском уголовном праве

Уголовное право и процесс. В раннее средневековье (приблизительно до XV в.) в области уголовных преступлений и наказаний господствовали постановления обычного права. В дальнейшем нормы уголовного права содержались в королевских ордонансах, но ни обычаи, ни ордонансы не исчерпывали всего содержания уголовного права. Значительная часть преступлений – их состав, основания ответственности – устанавливалась судебной практикой. Система выкупа прекратила свое существование. Преступные деяния, по крайней мере более важные, стали признаваться нарушением общественного порядка и влекли за собой наказания, применяемые государственной властью.

Во Франции делается попытка распределить преступные деяния по разрядам. Известный юрист XIII в. Бомануар в своем трактате “Кутюмы Бовези” различает три вида преступлений: тяжкие, средние и легкие. К первым он относил ересь, измену, убийство, изнасилование, поджог, кражу и др. Эти преступления наказывались весьма строго, нередко смертью или изувечением. Средние преступления наказывались в основном штрафом, но судья мог присоединить и заключение в тюрьму.

Подобное деление на виды преступлений в зависимости от тяжести знакомо и английскому праву. В XIII в.в английском уголовном праве сложилось понятие фелонии (нарушение обязанностей вассала в отношении сеньора и наоборот). К XVI в. оформилась трехзвенная система преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкие уголовные преступления) и мисдиминор (менее тяжкие уголовные преступления).

В Германии были известны два вида преступных деяний: преступления и проступки. В то же время установилось деление по объекту посягательства.

  1. против религии,
  2. против государства,
  3. против частных лиц.

В период абсолютизма уже существовала система преступлений и наказаний. Как общее правило получил признание принцип, согласно которому для ответственности за совершение преступления необходима виновность правонарушителя, т.е. вместо объективного вменения наступает ответственность за личную вину. Из этого правила допускались, однако, исключения; например, процессы против животных. Установился принцип личной ответственности преступника. Однако и здесь допускались изъятия. В XVII в. сложилось понятие оскорбления величества; в соответствии с установившимся правилом при совершении этого преступления отвечал не только виновный, но и его нисходящие родственники. Выбор наказания был предоставлен по большей части на усмотрение судьи, но судья не имел права создавать новые наказания, он мог применять лишь те, которые были предусмотрены действующими источниками права. Целью наказания постепенно становится устрашение – стремление не только причинить страдания преступнику, но и жестокостью наказания воздействовать на других для предотвращения совершения ими преступлений. Применяемые наказания отличались крайней суровостью. Довольно часто наказанием была смертная казнь. Наказание зависело от социального положения преступника или потерпевшего. Наиболее жестокие и мучительные виды наказаний почти не применялись к лицам высших сословий.
В первой половине средних веков в гражданских делах оставался порядок судопроизводства, применявшийся в королевстве франков. Отличительной чертой его был формализм: стороны и свидетели были обязаны произносить установленные формулы, малейшая ошибка могла повлечь за собой неудачу в исходе дела. Такой порядок имел, однако, и положительные стороны: процесс происходил гласно и устно.

С XIII в. это судопроизводство постепенно уступает место под влиянием римского права и канонического. Судебный поединок как средство доказательства был отменен, вместо этого в качестве доказательств выступали свидетели и документы. Постепенно выработалась новая форма судопроизводства смешанного характера. Подготовка к рассмотрению дела (допрос свидетелей, осмотры и т.п.) производилась особо уполномоченным на то судьей непублично и письменно – в виде составления протоколов. Судебное следствие происходило в устной форме и публично. В судопроизводство проникает так называемая формальная теория доказательств, состоявшая, скорее, в подсчете доказательств, чем в их оценке. Так, один свидетель не считался достаточным; были необходимы согласные показания двух свидетелей; показания некоторых лиц расценивались как половинные или даже в размере четверти нормального свидетельского показания. По уголовным делам суды стали переходить к следственному (розыскному) процессу.

Уже в XII в. допускалось применение пытки. Характерные черты следственного процесса: обширная инициатива судебных органов в возбуждении уголовного преследования и расследования дела (собирание доказательств этими органами), негласность судопроизводства, письменность, ограничение процессуальных прав обвиняемого. Английское судопроизводство являлось состязательным не только в гражданских, но и в уголовных делах.

Каролина.

Наиболее известным правовым памятником, освещающим вопросы уголовного права и процесса средневековья, является общегерманское уголовное уложение 1532г. – так называемая Каролина. Такое наименование это уложение получило потому, что было издано в правление германского императора Карла V. Ввиду партикуляристских стремлений отдельных земель, восстававших против издания общеимперского законодательства, в предисловии к Каролине было сказано: “Однако мы хотим при этом милостиво упомянуть, что старые, установившиеся законные и добрые обычаи курфюрстов, князей и сословий ни в чем не должны потерпеть умаления”. Таким образом, за каждой землей было сохранено ее особое уголовное право, Каролина предназначалась лишь для восполнения пробелов в местных законах.

Основное содержание Каролины составляют правила уголовного судопроизводства. Уголовное право по объему стоит на втором месте (ему посвящено более ста статей). Изложены нормы права в достаточной мере ясно и понятно. В отличие от позднейших кодексов Каролина не имеет систематического деления на части или главы. Но некоторые группы статей объединены по сходству содержания особыми подзаголовками.

  1. государственные (измена, мятеж, нарушение земского мира и др.),
  2. против религии (богохульство, колдовство и др.),
  3. против личности (убийство, отравление, клевета и др.),
  4. против нравственности (кровосмешение, изнасилование, двоебрачие, нарушение супружеской верности и др.),
  5. против собственности (поджог, грабеж, воровство, присвоение),
  6. некоторые другие виды преступных деяний.

В Каролине получили более или менее точное определение не только отдельные преступления, но и некоторые общие понятия уголовного права: покушение, соучастие (например, пособничество), неосторожность, необходимая оборона и т.д.


В основу наказаний, предусмотренных Каролиной, положен принцип устрашения, что в значительной мере является реакцией на события Крестьянской войны 1524-1525 гг.

Карательные меры Каролины отличаются жестокостью: многие преступления наказывались смертной казнью, причем виды казни были квалифицированы: колесование, четвертование, закапывание живым в землю, утопление, сожжение и пр. Существенное место среди наказаний занимают телесные. Нередко применялось вырывание языка и отсечение руки. Смертная казнь и лишение членов тела производились публично. При маловажных проступках практиковалось лишение чести, причем осужденного выставляли к позорному столбу или в ошейнике на публичное осмеяние. Обращает на себя внимание установление жестоких наказаний за посягательства против императорской власти и против собственности.

Большая часть статей Каролины посвящена вопросам судопроизводства. Каролина сохранила некоторые черты обвинительного процесса. Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый – оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания, пользоваться услугами юристов. Если обвинение не подтверждалось, истец должен был “возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки”. В целом основной формой рассмотрения уголовных дел в Каролине является инквизиционный процесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства “по долгу службы”. Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Широко осуществлялись средства физического воздействия на подозреваемого (допрос под пыткой). При этом Каролина подробно регламентирует условия применения пытки. Чтобы улики были признаны достаточными для применения допроса под пыткой, их должны были доказать два “добрых” свидетеля. Главное событие, доказанное одним свидетелем, считалось полудоказательством. Ряд статей Каролины определяет порядок доказывания преступления истцом, если обвиняемый не сознавался. Большинство статей посвящено свидетелям и свидетельским показаниям.

Окончательный приговор следовало выносить на основании собственного признания или свидетельства виновного. Процесс делился на три стадии: дознание, общее расследование и специальное расследование. Дознание заключалось в установлении факта совершения преступления и подозреваемого в нем лица. Общее расследование состояло в кратком допросе арестованного об обстоятельствах дела и имело целью уточнить некоторые данные о преступлении. Специальное расследование, основывавшееся на теории формальных доказательств, представляло собой подробный допрос обвиняемого и свидетелей, сбор доказательств для окончательного изобличения и осуждения преступника

Тема 26. Понятие наказания. Его цели. Система наказаний согласно УК ФРГ

УК ФРГ не содержит понятия наказания. Доктрина традиционно определяет наказание в зависимости от его отношения к целям. Поэтому признаку представители германской уголовно-правовой доктрины еще с начала XIX века подразделялись на сторонников абсолютных и относительных теорий наказаний. Для абсолютных теория главной целью наказания которой является возмездие, для относительных – устрашение. Большое значение имеют цели превенции и ресоциализации. Наибольшей популярностью среди практиков пользуются смешанные теории наказания. По германской уголовно-правовой доктрине, наказание является регулярным правовым последствием виновно совершенного преступного деяния. Действующий УК ФРГ содержит в Общей части раздел третий, который включает в себя уголовно-правовые предписания о правовых последствиях деяния. В главе первой «Наказание» рассматриваемого раздела предусмотрено два вида наказаний, которые по своей правовой природе являются основными – лишение свободы (§§ 38, 39) и денежный штраф (§§ 40-43). К дополнительным наказаниям относится одно запрещение управлять транспортным средством (§ 44). Кроме того, новеллой системы наказаний, предусмотренной УК ФРГ, является такое специфическое для германского уголовного права наказание как имущественный штраф (§ 43 а). Он имеет особую правовую природу. В настоящее время имущественный штраф на практике применяется крайне редко и по существу рассматривается как новый вид денежного штрафа. Специфичным для системы правовых последствий деяния по УК ФРГ является и такой ее элемент, как дополнительные последствия. К ним относится лишение права занимать определенные должности, права пользоваться правами, полученными в результате публичных выборов, права публично избирать или голосовать, права быть избранным и права голоса (§ 45). Специфичным институтом германского уголовного права является и так называемая система мер (Massnahmen). Германский законодатель понимает их как правовые последствия виновно совершенного деяния. Меры не относятся к наказаниям, дополнительным наказаниям и дополнительным последствиям. На основании §11 п. 8 к ним относятся «любые меры исправления и безопасности, конфискация имущества, изъятие предметов преступления, уничтожение орудий преступления и запрещенных к обороту вещей». Так называемое дополнительное уголовное право (Nebenstrafrecht) содержит специфические меры, например, запрет содержания животного (§ 20 Закона о защите животных). Специфические наказания, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям, содержатся и в так называемом молодежном уголовном праве (Jugendstrafrecht). К ним можно отнести воспитательные и исправительные меры, предусмотренные Законом об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних в редакции от 11 декабря 1974г. На основании Основного закона (Конституции) ФРГ 1949 г. смертная казнь в ФРГ не применяется.

Тема 27. Виды наказаний в уголовном праве ФРГ

Лишение свободы. Единое наказание в виде лишения свободы появилось в УК ФРГ с 1 апреля 1970 г. на основании статьи 4 Первого Закона о реформе уголовного права. До этого предусматривалось наказание в виде каторжной тюрьмы, тюрьмы, заключения под стражу и ареста. По УК ФРГ наказание в виде лишения свободы может быть пожизненным или на определенный срок. Низший предел наказания на определенный срок составляет один месяц, а высший -пятнадцать лет (§ 38). При этом общее наказание в виде лишения свободы, назначаемое на определенный срок при совокупности деяний, акже не может превышать пятнадцати лет (§ 54). Следует отметить также, что § 47 УК ФРГ содержит особые предписания о возможности назначения краткосрочного лишения свободы лишь в исключительных случаях, «когда особые обстоятельства, касающиеся деяния и личности совершившего деяние, делают неизбежным назначение лишения свободы для воздействия на это лицо или для защиты правопорядка». Однако данная норма расположена в главе второй рассматриваемого раздела «Назначение наказания». Пожизненное лишение свободы может быть назначено за совершение ряда преступлений, предусмотренных в Особенной части УК ФРГ. К ним относятся, например, подготовка агрессивной войны (§ 80), государственная измена Федерации (§81), измена Родине (§ 94, абз. 2), убийство (§ 212, абз. 2), разбой, повлекший за собой смерть потерпевшего (§ 251), особо тяжкий поджог (§ 307, абз. 3) и др. Наказание в виде пожизненного лишения свободы за геноцид (§ 220 а, абз. 1) и тяжкое убийство (§ 211) является безальтернативным. Исчисление срока лишения свободы проводится следующим образом: лишение свободы на срок менее одного года исчисляется целыми неделями и месяцами, а лишение свободы на более длительный срок -целыми месяцами и годами.

Денежный штраф. Вторым видом основного наказания является денежный штраф. Он назначается в дневных ставках. Минимальное количество дневных ставок денежного штрафа составляет пять полных дневных ставок, а максимальное триста шестьдесят полных дневных ставок, если закон не устанавливает иное. Размер дневной ставки также в каждом конкретном случае индивидуален, так как суд определяет его с учетом личного и материального положения лица. Поэтому суд исходит, как правило, из чистого дохода, который лицо имеет или могло иметь в среднем в день (§ 40, абз. 2). При этом могут учитываться также доходы лица, его имущество и иные источники существования. Размер дневной ставки колеблется от двух до десяти тысяч немецких марок. В ряде случаев возможно назначение денежного штрафа наряду с лишением свободы, что является, скорее всего, исключением из общего правила и не меняет правовой природы денежного штрафа как основного наказания. На основании § 41 УК ФРГ, «если лицо в результате совершения деяния обогатилось или пыталось обогатиться, то наряду с лишением свободы ему может быть назначен обычно не назначаемый или назначаемый альтернативно денежный штраф, если это целесообразно с учетом личности правонарушителя и его материального положения». Правовое предписание § 41 УК характеризуется рядом германских авторов как инородное тело в системе уголовно-правовых санкций. В настоящее время оно не играет в правоприменительной практике большой роли. Уплата денежного штрафа может быть рассрочена или отсрочена. Для этого УК ФРГ предусматривает так называемые льготные условия платежа денежного штрафа (§ 42). В случае невыплаты денежного штрафа возможна его замена лишением свободы (§ 42). При этом одной дневной ставке соответствует один день лишения свободы, и минимальный срок лишения свободы составляет один день. Имущественный штраф. Имущественный штраф (Vermocgensstrafe) был введен Законом о борьбе с нелегальной торговлей наркотиками и другими формами проявления организованной преступности от 15.07.1992 г. Основной целью законодателя, вводившего норму об имущественном штрафе в УК Германии, было предоставить большую возможность изъять прибыль, получаемую в результате преступной деятельности организованной преступности, в том числе связанной с торговлей наркотиками, и предотвратить своеобразную реинвестицию денежных средств в сферу организованной преступности. Законодатель Германии преследовал также цель лишить лицо материальных средств для продолжения преступной деятельности после отбытия лишения свободы. После введения этой новеллы в УК ФРГ была высказана точка зрения, что в основе имущественного штрафа лежит двойственная концепция. С одной стороны имущественный штраф должен представлять собой своеобразный вид дополнительного наказания и соответствовать принципу вины. С другой стороны, имущественный штраф должен преследовать независимую от вины цель лишения лица, совершившего преступное деяние, средств для создания или сохранения организации, основанной на преступном промысле. Несмотря на такую двойственность правовой природы имущественного штрафа, указанную выше цель можно было считать важнейшим мотивом, которым руководствовался законодатель, вводя § 43 а в УК Германии. В настоящее время в доктрине германского уголовного права все чаще высказывается точка зрения о том, что имущественный штраф является лишь новым видом денежного штрафа. Имущественный штраф назначается наряду с пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок не менее двух лет. По УК ФРГ имущественный штраф применяется за совершение определенных нормами Особенной части УК ФРГ и совершенных бандой тяжких преступных деяний в области организованной преступности, в том случае связанной с наркотиками. Поэтому по требованию германского законодателя имущественный штраф назначается, если исполнитель действовал, являясь членом банды, которая организовалась для постоянного совершения таких преступных деяний как, например, подделка денежных знаков; подделка знаков оплаты; подготовка подделки денежных знаков; подделка платежных карт и бланков европейских чеков; тяжкий случай торговли людьми; кража, совершенная бандой; особо тяжкий случай кражи, совершенной бандой; укрывательство имущества, добытого преступным путем, совершаемое бандой; укрывательство имущества, добытого преступным путем, совершаемое бандой в виде промысла; отмывание денег; укрывательство незаконно полученных имущественных выгод; неразрешенная организация азартной игры и др. Расположение нормы между денежным штрафом и запрещением управлять транспортным средством свидетельствует о том, что, по мнению германского законодателя, имущественный штраф должен был стать третьим видом основных наказаний наряду с денежным штрафом и лишением свободы. Однако в настоящее время, как уже отмечалось, законодатель придает ему характер наказания особого вида.

Основное отличие имущественного штрафа от денежного штрафа состоит в том, что имущественный штраф не исчисляется системой дневных ставок. Он заключается в осуждении к выплате государству определенной денежной суммы, назначаемой судом. При определении размера имущественного штрафа суд исходит в первую очередь из стоимости имущества виновного. Поэтому верхний предел имущественного штрафа ограничивается только стоимостью всего имущества лица, совершившего преступное деяние. При этом понятием «имущество» охватывается сумма всех экономических, подлежащих денежной оценке доходов лица, совершившего преступное деяние, за вычетом обязательств виновного. Именно в обнаружении имущества и определении его принадлежности, заключается одна из самых тяжелых для доказывания задач. Поэтому назначение наказания в виде имущественного штрафа в настоящее время практически не применяется судами ФРГ.

В настоящее время судебные органы ФРГ назначают конфискацию имущественных выгод исполнителя или другого соучастника (подстрекателя и пособника) при совершении определенных в УК преступных деяний, если они совершены бандой или в виде промысла, также и тогда, когда существует лишь большая вероятность того, что это имущество произошло из преступного деяния. Тем самым судебная практика в определенной степени нарушает принцип «in dubio pro reo», назначая расширенную конфискацию при наличии «неограниченного судейского убеждения» о преступном происхождении имущественных выгод, подлежащих расширенной конфискации.

Дополнительные наказания. Дополнительными являются такие наказания, которые не могут быть назначены судом в качестве самостоятельных, а только наряду с лишением свободы или денежным штрафом. По своей юридической природе дополнительные наказания отличаются от мер исправления и безопасности и других мер (например, конфискации имущества, изъятия предметов преступления). К дополнительным наказаниям УК ФРГ относит запрещение управлять транспортным средством и в определенных случаях изъятие предметов преступления, если оно не носит обеспечивающий характер. Запрещение управлять транспортным средством назначается наряду с лишением свободы или денежным штрафом в том случае, если преступное деяние было совершено при использовании или в связи с управлением транспортным средством и назначается на срок от одного года до трех лет. Запрещение управлять транспортным средством вступает в силу с момента вступления приговора в законную силу. Дополнительные последствия. Дополнительными являются такие последствия, которые наступают для осужденного без самостоятельного вынесения таких последствий в приговоре. К дополнительным последствиям относятся лишение права занимать определенные должности, права пользоваться правами, полученными в результате публичных выборов, права публично избирать или голосовать, права быть избранным и права голоса (§ 45). Такое дополнительное последствие как поражение в гражданских правах с 1.04.1970 г. исключено из УК ФРГ.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 603 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Учение о наказании в уголовном праве Германии

В уголовном праве Германии отсутствует законодательная дефиниция наказа­ния. Не определены также и его цели. Эти вопросы рассматриваются уголовно-правовой доктриной. Так, по мнению западногерманских ученых, «наказание яв­ляется комплексным понятием. Смысл его иррационален, его можно усмотреть в символическом восстановлении правопорядка, нарушенного в результате пре­ступления. В этом смысле наказание представляет собой искупление вины, воз­даяние, которое должно быть произведено преступником. Конституционный суд говорит о «расплате за совершенное нарушение закона». Но посредством наказа­ния могут преследоваться и рациональные цели, прежде всего предупреждение последствий уголовных деяний. Эта цель может быть достигнута: а) путем внуше­ния страха преступникам (негативная специальная превенция), б) путем воспи­тания преступника с целью его ресоциализации (позитивная превенция) и в) пу­тем внушения страха неизвестному третьему лицу (общая превенция).

Уголовный кодекс рассматривает наказание и меры исправления и бе­зопасности (Massnamen) в качестве правовых последствий преступного деяния. Во­просы наказания регламентируются не только кодексом, но и другими законами.

Основным законом ФРГ 1949 г. была отменена смертная казнь. Безусловно, этому решению предшествовало длительное обсуждение данной проблемы. Вы­сказывались мнения о несвоевременности подобного решения. Однако победили противники смертной казни, доводы которых сводились к следующему:

– третий рейх злоупотреблял смертной казнью и поэтому ее надо отменить,
чтобы изменить правосознание населения;

– смертная казнь не нужна, так как в системе наказания ФРГ имеется пожиз­ненное заключение, которое не менее репрессивно;

– жизнь человека – высшее благо, и человеческий суд не может никого ли­шать ее;

– смертная казнь неэффективна, так как не обнаружено корреляции между
объемом ее применения и уровнем преступности.

4.2. Система наказаний в Германии

Виды уголовных наказаний по германскому уголовному праву классифици­руются на основные и дополнительные.

К основным наказаниямотносятся:

1. Лишение свободына определенный срок (от 1 месяца до 15 лет) или пожизненное. В отношении практики применения пожиз­ненного заключения в Германии необходимо отметить, что Федеральный конституционный суд в 1977 г., опираясь на принципы правового государства, поста­новил заменять часть пожизненного заключения условным осуждением, по­скольку ресоциализация как цель наказания предполагает, чтобы приговоренный к пожизненному заключению получил шанс на обретение свободы.

К несовершеннолетним лишение свободы (максимально до 10 лет) применя­ется лишь в случае, когда меры воспитательного характера оказалась недостаточ­ны или подросток совершил тяжкое деяние.

Содержание под арестом (от 2 недель до 6 месяцев) назначается в соответствии с Законом о воинских преступлениях, к солдатам срочной службы .

2. Штраф устанавливается в денежной и имущественной формах.

Денежный штраф назначается в дневных ставках (от 5 до 360 дневных ста­вок). Размер дневной ставки определяется с учетом материального положения лица. При этом суд исходит из чистого дохода, который лицо имеет или могло иметь в среднем в день. Размер дневной ставки может составлять от 2 до 10 тыс. евро.

Имущественный штраф представляет собой определенную сумму, не превы­шающую стоимость имущества преступника, которую он обязан уплатить по приговору суда.

Уголовный кодекс ФРГ предусматривает возможность назначения одновре­менно двух основных наказаний (штрафа и лишения свободы).

Дополнительными наказаниями являются:

1. Запрещение управлять транспортным средством.

2. Конфискация выгоды, полученной преступным путем, а также кон­фискация орудий и средств преступления, имущественный штраф.

Помимо вышеперечисленных наказаний УК предусматривает ряд негативных последствий, направленных на ограничение правового статуса преступника, осужденного на срок не менее 1 года. Такими дополнительными последствиями являются лишение лица на срок до 5 лет права занимать опреде­ленные должности, права избирать и быть избранным и права голоса.

4.3. Назначение наказания

Вопросы назначения наказания детально регламентированы в УК ФРГ. Согласно § 46 Основанием для назначения наказания является вина правонарушителя. При назначении наказания принимаются во внимание следу­ющие обстоятельства:

– мотивы и цели правонарушителя;

– взгляды, проявившиеся в деянии, и воля, употребленная на совершение де­яния;

– размер нарушения обязанности;

– вид исполнения и виновные последствия деяния;

– прошлая жизнь правонарушителя, его личные качества;

– поведение правонарушителя после деяния (стремление загладить причи­ненный вред, достигнуть согласия с потерпевшим).

Исходя из принципов гуманизма, суд учитывает воздействие, которое необхо­димо ожидать от наказания, на будущую жизнь правонарушителя в обществе. Суд может отказаться от наказания, если последствия деяния для самого правонарушителя настолько тяжелы, что назначенное наказание явно не достигло бы результатов. В случае полного или частичного возмещения вреда суд может смягчить наказание или отказаться от него. Од­нако эти нормы не применяются, если совершено деяния, за которое назначено наказание в виде лишения свободы сроком более чем на 1 год.

4.4. Меры безопасности и иные меры уголовно-правового воздействия

Отсрочка.При осуждении к наказанию в виде лишения свободы сроком не более чем на 1 год (в исключительных случаях – 2 года) суд имеет право постановить об услов­ной отсрочке наказания. Основанием для ее применения является уверенность суда в том, что осужденный учтет приговор и в будущем больше не совершит пре­ступных деяний и без воздействия исполнения наказания. При принятии реше­ния об отсрочке учитывается личность осужденного, его прошлая жизнь, обстоя­тельства противоправного деяния, а также его поведение после деяния.

Исполнение наказания может быть отсрочено на срок от 2 до 5 лет. Во время испытательного срока осужденный (по решению суда) обязывается:

– посильно возместить причиненный ущерб;

– выплатить определенную денежную сумму в пользу общественного учреж­дения или в казну;

– выполнить общественно полезные работы.

Суд в зависимости от обстоятельств дела может обязать осужденного:

1) следовать распоряжениям, относящимся к местопребыванию, образова­нию, работе или свободному времени;

2) являться в определенное время в суд или в другое учреждение;

3) не общаться с определенными лицами, не давать им поручений и не
скрывать их у себя;

4) не владеть, не хранить у себя и не давать на хранение предметы, которые могут дать повод или стимул для совершения новых преступлений.

С согласия осужденного может даваться указание подвергнуться лечению или пройти курс воздержания от употребления запрещенных препаратов (алкоголь­ных напитков, наркотических веществ). Если осужденный дает обещание отно­сительно своего будущего поведения и есть все основания ожидать соблюдения обещанного, то суд, как правило, отказывается от дачи этих указаний.

На период испытательного срока суд назначает осуж­денному, не достигшему 27 лет, специального помощника, который помогает осужденному выполнить предписания суда, а также сообщает суду об образе жиз­ни осужденного, о допущенных им нарушениях режима отсрочки.

Если в период испытательного срока осужденный нарушает условия отсрочки или совершает новое противоправное деяние, суд отменяет условную отсрочку на­казания.

В случае успешного исполнения условий отсрочки осужденный освобождает­ся от наказания по истечении испытательного срока.

Меры исправления и безопасности, наряду с наказанием, явля­ются неблагоприятными последствиями противоправных деяний. К этим мерам относятся:

– меры, связанные с лишением свободы (помещение в психиатрическую
больницу, помещение в лечебное заведение для алкоголиков и наркоманов, пре­вентивное заключение);

– иные меры (установление надзора, лишение водительских прав, запреще­ние заниматься определенной профессиональной деятельностью).

Помещение в психиатрическую больницуосуществляется, если лицо совер­шило противоправное деяние в состоянии невменяемости или уменьшенной вменяемости и его психическое состояние предопределяет его дальнейшую опас­ность для общества. Предполагается, что человек в подобном состоянии способен совершить противоправное деяние, а следовательно – должен быть заранее изо­лирован от общества.

Помещение в лечебное заведение(сроком до двух лет) для алкоголиков или наркоманов. В данном случае суд также учитывает склонность ли­ца к дальнейшему совершению деяний, опасных для общества.

Превентивное заключениеприменяется к лицу, осужденному за умышленное уголовно наказуемое деяние к наказанию в виде лишения свободы на срок не ме­нее двух лет, если:

1) лицо уже дважды осуждалось за умышленные уголовно наказуемые деяния
каждый раз к наказанию в виде лишения свободы на срок не менее 1 года;

2) лицо отбыло наказание в виде лишения свободы сроком не менее двух лет
или к нему применялись меры исправления и безопасности;

3) лицо является потенциально опасным для общества (поскольку склонно к
совершению таких преступлений, которые, в частности, причиняют их жертвам
душевную травму, тяжкий физический вред или хозяйственный ущерб).

Если лицо совершило три умышленных уголовно наказуемых деяния, за ко­торые оно было лишено свободы на срок не менее одного года, а одно или не­сколько деяний наказывались лишением свободы на срок не менее трех лет, суд также может наряду с наказанием назначить превентивное заключение. Прошлое деяние не учитывается, если в промежутке между ним и следующим деянием прошло более 5 лет.

Максимальный срок превентивного заключения – 10 лет. По истечении этого срока лицо освобождается и над ним устанавливается надзор.

Надзорустанавливается за лицом, совершившим преступное деяние, за кото­рое оно подвергается наказанию в виде лишения свободы на срок не менее 6 ме­сяцев. Надзор устанавливается на срок от 2 до 5 лет. Однако суд может досрочно от­менить надзор, если предполагается, что осужденный и без него не будет совер­шать преступлений.

Лишение водительских правосуществляется на в отноше­нии лица, совершившего проступок при управлении автотранспортным средст­вом. Срок лишения водительских прав от 6 месяцев до 5 лет. В случае, если суд признает, что лицо опасно для общества, то выносится постановление о бессрочном лишении води­тельских прав.

Запрещение заниматься определенной профессиональной деятельностьюна­значается в отношении того, кто, совершая противоправное деяние, злоупотреб­лял своей профессией или ремеслом. Такого рода запрещение устанавливается на срок от 1 года до 5 лет. Однако, если лицо является потенциально опасным для общества, запрет на занятие определенной профессиональной деятельностью на­лагается бессрочно.

Неисполнение указанной в постановлении суда меры исправления и безопас­ности рассматривается УК ФРГ как преступное деяние и наказывается лишением свободы на срок до 1 года или денежным штрафом.

4.5. Условно-досрочное освобождение

В Германии УДО от наказа­ния в виде лишения свободы может быть назначено судом, если: 1) осужденный отбыл 2/3 наказания (в любом случае не менее двух месяцев); 2) можно ожидать, что лицо и без дальнейшего отбытия наказания не совершит уголовно наказуемого деяния и 3) осужден­ный на это согласен.

В некоторых случаях суд вправе освободить условно-досрочно и при отбытии меньшего срока, т. е. половины наказания. Это мо­жет быть в случае: 1) когда осужденный отбывает лишение свобо­ды впервые; 2) назначенное наказание не превышает двух лет и 3) существуют особые обстоятельства, характеризующие личность и совершенное деяние.

На условно-освобожденного распространяются все правила, касающиеся выполнения специальных обязанностей и указаний, которые предусмотрены при предоставлении отсрочки исполнения наказания. Так же назначается испытательный срок, и освобож­денный отдается под надзор помощника.

Условно-досрочное освобождение возможно и при пожизнен­ном лишении свободы. Для этого необходимы следующие условия: 1) отбыто пятнадцать лет лишения свободы; 2) дальнейшее отбытие наказания не является необходимым; 3) существуют иные предпо­сылки, требуемые для условно-досрочного освобождения.

Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии

Настоящее издание продолжает серию «Законодательство зарубежных стран». В серии дается высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии предлагается вниманию работников органов уголовной юстиции, судей, адвокатов, преподавателей, ученых, студентов, а также всех интересующихся вопросами уголовного права.

Оглавление

  • Уважаемый читатель!
  • Реформа германского уголовного законодательства
  • Отдельные составы преступлений
  • Закон о наркотических средствах
  • Резюме
  • Репрессивность наказания и мер безопасности по уголовному кодексу ФРГ
  • Принятые сокращения
  • Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии в редакции от 13 ноября 1998 г. по состоянию на 15 мая 2003 г.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Репрессивность наказания и мер безопасности по уголовному кодексу ФРГ

Гуманизация — критерий прогресса

Возьмем на себя смелость сказать, что в конечном итоге исторический прогресс уголовного законодательства, хотим мы это признать или нет, заключается, если посмотреть на проблему в целом, в гуманизации отношения к осуждаемому. В ретроспективе это выглядит следующим образом: отказ от квалифицированных видов смертной казни и членовредительства, каторжных работ, значительное вытеснение лишения свободы штрафом и другими имущественными видами наказания, обязательными работами, введением различных видов пробации, в современный момент — последовательное запрещение международно-правовыми нормами и внутренним законодательством все большего числа стран смертной казни, а в перспективе — замена лишения свободы системой социально-терапевтического воздействия на лиц, совершивших уголовные правонарушения. [2] Вполне естественно, что процесс этот протекает медленно, неоднозначно и не всегда последовательно. Примером тому служит нынешнее состояние Уголовного кодекса ФРГ (StGB), претерпевшего в отмеченном выше направлении на своем пути с момента его принятия 15 мая 1871 г. очень существенные изменения.

Тенденция к смягчению репрессии в немецком уголовном законодательстве

Тенденция немецкого уголовного законодательства к гуманизации на протяжении минувшего столетия отразилась в отмене смертной казни, последовательном сужении применения лишения свободы при расширении и детальной регламентации имущественных видов наказания, а также альтернатив наказанию (приостановление наказания и освобождение от наказания с испытанием), выделении специального уголовного права в отношении молодежи, ориентированного на воспитание и др.

Вполне естественно, что отмеченная тенденция претерпевает сопротивление, имеются отступления от нее в виде обусловленного общественной ситуацией и колебаниями мнения публики ужесточения наказания за некоторые виды преступлений в отдельные временные промежутки. Тем не менее в целом немецкое уголовное законодательство довольно успешно идет по пути установления соответствия требованиям правового государства и соблюдения прав человека, находя при этом более или менее оптимальное сочетание учета вины лица, совершившего уголовное правонарушение, социальной ответственности за осужденного и гуманности. Nicht alles, was zweckmäßig erscheint, ist auch gerecht (не все, что кажется целесообразным, так же справедливо) [3] .

Основные вехи смягчения репрессии в Уголовном кодексе ФРГ осуществлены нижеследующими законами. Законы о денежном штрафе 1921–1924 гг. создали базу для широкого применения денежного штрафа вместо лишения свободы. Закон об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних 1923 г. лег в основу молодежного уголовного права (Jugendstrafrecht), ориентированного на перевоспитание, и придал легитимность судам по делам несовершеннолетних, уже организованным в землях de facto. Основной закон ФРГ от 23 мая 1949 г. отменил смертную казнь. Закон об изменении Уголовного кодекса от 4 августа 1953 г. ввел приостановление наказания и освобождение от наказания с испытанием.

Принципы назначения наказания по действующему германскому законодательству

В § 46, абз. 1, УК ФРГ установлено, что основой для назначения наказания является вина [4] содеявшего уголовное правонарушение. Но в том же абзаце предписано принимать во внимание ожидающееся воздействие наказания на будущую жизнь данного лица в обществе. Именно это дополнение представляется чрезвычайно важным и перспективным для развития уголовного права в будущем. В российском Уголовном кодексе соответственно традиционному его построению оно должно было бы быть воспринято, о чем нам уже приходилось высказываться, в виде одной из «целей» наказания (ст. 43 УК РФ), а именно цели ресоциализации осужденного.

Сопоставление наиболее жестких видов наказания: смертная казнь и лишение свободы — в Германии и России

Смертная казнь в ФРГ отменена статьей 102 Основного закона от 23 мая 1949 г. Примечательно то, что отмена смертной казни состоялась вопреки мнению общественности, большинство которой высказывалось за ее сохранение. [5] В России смертная казнь пока все еще предусмотрена УК РФ (ст. 59) за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Большинство населения одобряет ее сохранение, но активизируются выступления за ее законодательную отмену. [6]

При сопоставлении законодательно установленных в России и Германии предельных сроков лишения свободы Россия предстает в невыигрышном свете. Сроки лишения свободы по современному немецкому законодательству близки к тем, что действовали в Советском Союзе по законодательству 60-х годов.

Согласно § 38 StGB максимальная длительность срочного лишения свободы составляет 15 лет. Так было и в СССР. Однако в постсоветской России даже за одно преступление срочное лишение свободы может быть назначено длительностью до 20 лет (ч. 2 ст. 56 УК РФ). Необходимо особо подчеркнуть логичное положение немецкого закона о так называемом единстве деяния (Tateinheit), речь идет о назначении наказания при так называемой идеальной совокупности преступлений. В соответствии с § 52, абз. 2 и 3, StGB в случае, если одним и тем же действием нарушается несколько уголовных законов или один закон несколько раз, то назначается только одно наказание. Если нарушено несколько уголовных законов, то наказание определяется по закону, предусматривающему наиболее суровое наказание. Оно не должно быть мягче, чем предусмотрено в других применяемых в данном случае законах.

Из приведенных положений StGB вытекает, что назначаемое при идеальной совокупности преступлений наказание не может быть выше: 1) общего максимального срока лишения свободы, т. е. 15 лет; 2) максимального срока, установленного в наиболее строгом из нарушенных законов, который, естественно, бывает ниже общего максимального срока лишения свободы. Таким образом, ни при каких условиях срочное лишение свободы в Германии не может быть длительнее 15 лет. Так же дело обстояло и по последнему советскому законодательству. В постсоветской России при нарушении нескольких законов, в том числе если эти нарушения произведены одним действием, лишение свободы может быть назначено на срок до 25 лет. (ч. 4 ст. 56; ч. 3 ст. 69 УК РФ).

При совокупности деяний (Tatmehrheit) по немецкому уголовному праву назначается единое совокупное наказание. Оно не должно достигать суммы наказаний, предусмотренных за отдельные входящие в совокупность деяния. Длительность совокупного срочного лишения свободы не может превышать 15 лет (§§ 53, 54 StGB). Эти же правила применяются и при назначении наказания в случае, если лицо, совершившее преступление, ранее было осуждено в другом уголовном процессе (§ 55 StGB). И в этом случае совокупное срочное лишение свободы не может превышать 15 лет. Так же было по законодательству последних десятилетий советской власти в СССР. В постсоветской России — 30 лет. (ч. 4 ст. 56, ч. 3 ст. 70 УК РФ).

Германское законодательство предусматривает пожизненное заключение, хотя сохранение его в настоящее время в общественных и научных дискуссиях поставлено под сомнение [7] . По общему правилу, установленному § 57а, абз. 1, п. 1, StGB, условно-досрочное освобождение от пожизненного лишения свободы (приостановление под контролем — Aussetzung zur Bewährung) возможно по отбытии 15 лет. В постсоветской России, в отличие от советского законодательства, введено пожизненное лишение свободы. Условно-досрочное освобождение от его отбывания возможно после фактического отбытия 25 лет заключения (ч. 5 ст. 79 УК РФ).

Как мы видим, лишение свободы, предусмотренное в качестве вида наказания по действующему законодательству России, значительно жестче по сравнению не только с прошлым советским, но и с действующим германским законодательством.

Помещение в превентивное заключение как отступление от тенденции

В Кодекс в 1933 г. в завершении исторического периода Веймарской республики введены меры исправления и безопасности (безопасность — не очень точный перевод, Sicherung означает: обеспечение, гарантия, стопорение, охрана). Согласно § 61 мерами исправления и безопасности являются: 1) помещение в психиатрическую больницу, 2) помещение в учреждение изоляции (Entziehungsanstalt), 3) помещение в превентивное заключение (Sicherungsverwahrung), 4) проведение надзора, 5) лишение разрешения на вождение транспорта, 6) запрет на профессию.

Назначение мер исправления и безопасности согласно закону предопределяется не виной (или — как можно выразиться в системе понятий российского уголовного права — не составом уголовного правонарушения), а основанном на обстоятельствах совершения деяния и прежде всего особенностях личности, это деяние совершившей, ожиданием (вероятностным прогнозом) того, что это лицо способно в будущем совершить значительное уголовное правонарушение. Эти меры по германскому закону не называются наказанием, хотя по существу своему они репрессивны, они вторгаются в права человека. Меры исправления и безопасности назначаются наряду с наказанием за совершенное уголовное правонарушение для того, чтобы гарантировать невозможность посягательств на охраняемые законом правовые блага.

Среди этих мер особое место занимают такие (§§ 63–66), которые связаны с принудительной изоляцией (Freiheitsentziehung — буквально «лишение свободы», но по юридической природе существенно отличается от соответствующего вида наказания Freicheitsstrafe): помещение в психиатрическую больницу (§ 63), помещение в учреждение изоляции (§ 64), помещение в превентивное заключение (§ 66). Институт превентивного заключения, сохраняющийся до сих пор, является существенным отступлением StGB от общей гуманистический тенденции, которое по существу нарушает также принцип вины и вступает в конфликт с правами человека.

Несмотря на то, что превентивное заключение казуистически именуется не наказанием, а мерой исправления и безопасности, суть дела от этого не меняется и можно утверждать: в ФРГ узаконена репрессия без преступления. Конечно, институт превентивного заключения подвергается критике и на практике применяется довольно редко. [8]

В § 66 сформулированы основания помещения в превентивное осуждение. Помещение в превентивное заключение применяется судом в связи с рассматриваемым им преднамеренным правонарушением, как преступлением, так и проступком. Прочие основания представляют собой различные сочетания прежних назначенных лицу сроков лишения свободы, длительности фактического отбытия лишения свободы, прежнего назначения мер изоляции и исправления, а также совершения последнего уголовного правонарушения в состоянии одурманивания. Необходимым условием назначения превентивного заключения является следующее: «совокупная оценка лица и его деяния показывает, что оно вследствие его предрасположенности к значительным наказуемым деяниям, особенно к таким, которыми причиняются тяжкий душевный или физический вред потерпевшему или тяжкий хозяйственный убыток, является опасным для общественности» (§ 66, (1), абз. 3). Оценка предрасположенности (Hang — склонность, предрасположение, влечение, тяга) зависит от усмотрения суда. Лицо помещается в превентивное заключение не за совершенное деяние, а в связи с возможностью совершения оного в будущем.

Сроки мер, связанных с принудительной изоляцией, регламентированы в § 67d. Относительно превентивного заключения установлено следующее (абз. 3): «Если отбыто десять лет превентивного заключения, то суд объявляет меру исполненной, если не существует опасности, что помещенный в превентивное заключение вследствие своей предрасположенности совершит значительное наказуемое деяние, которым потерпевшему будет причинен тяжкий душевный или телесный вред. С исполнением меры наступает осуществление надзора». Подчеркнем, что освобождение производится не автоматически с истечением десятилетнего срока, а по усмотрению суда, который может счесть данную меру и неисполненной. То есть помещение в превентивное заключение по существу вообще не имеет предельного срока! Данный институт немецкого уголовного законодательства несмотря на то, что он в силу довольно жесткой его регламентации относительно редко применяется на практике, грубо противоречит принципам правового государства и общей исторической тенденции уголовного права к смягчению репрессии.

Суд осуществляет контроль за исправлением лиц, к которым применены связанные с изоляцией от общества меры исправления и безопасности (§ 67е). Он имеет право в любое время проверить, не подлежит ли исполнение этой меры приостановлению с испытанием. Он должен это проверить перед началом протекания меры. Установленный законом срок судебного контроля для превентивного заключения составляет да года. Суд может сократить сроки связанных с изоляцией от общества мер. Он может в рамках установленных законом сроков контроля установить также сроки, до истечения которых недопустима подача ходатайства об осуществлении контроля. Если суд отклоняет приостановление исполнение меры исправления и безопасности, то начиная с этого решения срок контроля начинает течь заново (абз. 4). Таким образом, вопрос о возможном условном освобождении от превентивного заключения суд должен рассматривать каждые два года.

Социально-терапевтические учреждения — неопределенная перспектива

Концепция развития системы санкций в Германии основное значение придавала социально-терапевтическим учреждениям, которые теория предусмотрела для опасных рецидивистов с тяжкими личностными нарушениями, для опасных сексуальных преступников, для молодых преступников младше 27 лет, которые проявляют тенденцию стать привычными преступниками, и для помещенных в психиатрическую больницу невменяемых или лиц с уменьшенной вменяемостью. Данная мера пока не вошла в StGB. Она упоминается лишь в Законе об исполнении наказания, который предусматривает, что помещение в социально-терапевтическое учреждение по общему правилу предполагает согласие отбывающего наказание. (Исключение делается в отношении лиц, совершивших тяжкие половые преступления). Для принятия в социально-терапевтическое учреждение требуется также согласие его руководителя (§ 9). Судьба развития социально-терапевтических учреждений в настоящее время поставлена в зависимость от усмотрения земель, но в связи с финансовыми проблемами дело это продвигается медленно.

Налицо значительный прогресс немецкого законодательства, связанный с отменой смертной казни, установлением адекватного реальности срочного лишения свободы, созданием законодательных предпосылок более широкого применения денежного и имущественного штрафа в сопоставлении с лишением свободы, а также приостановления наказания под контролем. Как только германскому законодателю удастся исключить не основанное на виновном совершении уголовного правонарушения помещение в превентивное заключение, закрепить в Кодексе институт социально-терапевтических учреждений, составляющих реальную альтернативу обычным учреждениям лишения свободы, а в идеале также отказаться от пожизненного лишения свободы, — мировое сообщество получит мощный толчок к подлинно коренной реформе уголовного права.

Уголовное право ФРГ

Действующее уголовное законодательство ФРГ в значительной мере базируется на Германском уголовном уложении 1871 г. (историческое название Кодекса). В его основу было положено Прусское уголовное уложение 1851 г., подвергшееся существенным дополнениям и изменениям. УК 1871 г. в основном соответствовал теоретическим концепциям классической школы буржуазного уголовного права.

Так в нем был закреплен принцип, по которому наказуемы только деяния, недвусмысленно запрещенные законом в момент их совершения. Все они подразделялись на преступления, проступки и нарушения. Система наказаний включала смертную казнь, различные виды лишения свободы (тюрьма, заключение в крепости, арест), штраф, конфискацию имущества и поражение в правах.

Применение телесных наказаний, допускавшееся законодательством некоторых из вошедших в Германскую империю государств, Кодексом 1871 г. не предусматривалось. Смертная казнь, которая до этого была отменена в Саксонии и трех других германских государствах, с принятием Кодекса вновь была введена на всей территории Германской империи (приговор приводился в исполнение отсечением головы).

В период кайзеровской империи и Веймарской республики (1919–1933 гг.) в текст Кодекса было внесено несколько десятков изменений и дополнений, носивших в основном частный характер. Уголовные законы, изданные в Германии во времена нацистского господства и частично включенные в УК, служили обоснованием созданного в стране режима беззакония, массовых репрессий и террора. После разгрома фашизма и в силу Потсдамских соглашений на всей территории Германии в принципе отменялись уголовные законы, принятые с 1933 по 1945 г., и было восстановлено действие Уголовного кодекса в редакции до 1933 г.

Вскоре после образования ФРГ началась подготовка реформы УК 1871 г. С 1951 г. Бундестаг приступил к изданию так называемых законов об изменении уголовного права, которыми в основном вносятся частные дополнения в Особенную часть УК, осуществляется общая модернизация, “расчистка” УК от устарелых положений и т. п.

С 1954 г. развернулась работа комиссии Бундестага по “большой реформе”. Комиссия представила несколько предварительных, а затем и официальный проект нового УК (1962 г.), отличавшийся крайней реакционностью и ориентированный на тюремное заключение как устрашающее средство. В свою очередь группа профессоров-криминалистов представила в 1966 г. “альтернативный проект”, предлагавший более гибкую карательную политику и либеральную трактовку задач уголовного законодательства.

Созданный в 1966 г. Специальный комитет Бундестага по реформе уголовного права постарался найти компромисс, устранив наиболее реакционные положения проекта 1962 г. и восприняв некоторые требования авторов “альтернативного проекта”, в частности об условном осуждении и о формулировках отдельных статей, относящихся к важнейшим правовым институтам. Комитет признал целесообразным ограничиться реформой только Общей части УК. В результате реформы с 1 января 1975 г. в ФРГ стал действовать Уголовный кодекс, Общая часть которого составлена в 60-х гг. XX в., а Особенной частью служат статьи Кодекса 1871 г., подвергшиеся существенным изменениям, но сохранившие прежнюю систему, нумерацию, многие формулировки.

После “большой реформы” в ФРГ были изданы отдельные акты, касающиеся некоторых наиболее опасных преступлений, в частности, законы о борьбе с экономической преступностью (первый – в 1976, второй – в 1986 г.), Закон о борьбе с терроризмом 1986 г. С учетом накопившихся изменений в 1987 г. была издана новая редакция Кодекса.

Последние изменения в УК ФРГ были внесены в 1994–1995 гг. В Особенную часть была введена, в частности, норма о подкупе депутатов, исключена ответственность за гомосексуальные действия. Закон от 27 июня 1994 г. существенно изменил 28-й раздел Особенной части “Преступные деяния против окружающей среды” и т. д.

Действующий УК ФРГ не охватывает всего круга уголовно наказуемых деяний. Преступные деяния теперь подразделяются на преступления – те, за которые грозит лишение свободы на один год или больше, и на проступки – за них грозит лишение свободы на меньший срок или штраф. Что касается “нарушений” – наименее тяжких уголовно наказуемых деяний по прежней классификации (за них грозил арест на срок до шести недель или небольшой штраф), то большинство из них ныне рассматриваются как административные проступки (прежде всего это незначительные нарушения правил дорожного движения). В соответствии с Законом об административных правонарушениях 1968 г. (в редакции 1975 г. с последующими изменениями) такого рода противоправные действия наказываются штрафом на сумму, как правило, до 2000 марок. В 1984 г. сфера административных нарушений была существенно расширена.

Уголовное законодательство ФРГ предусматривает дуалистическую систему уголовных санкций: наказания и наряду с ними меры исправления и безопасности, которые назначаются в зависимости от “степени представляемой правонарушителем опасности”.

Смертная казнь отменена Конституцией 1949 г. (ст. 102), что исключило применение этой меры судами ФРГ даже за тягчайшие преступления нацистов. Лишение свободы, введенное в качестве единой формы наказания взамен прежних его различных видов, может назначаться либо пожизненно, либо на срок (до 15 лет).

В систему мер исправления и безопасности входят прежде всего меры, связанные с лишением свободы: помещение в психиатрическую лечебницу, в изолятор для алкоголиков и наркоманов на срок до 2 лет, а также превентивное заключение или “интернирование в целях безопасности” на срок до 10 лет, дополняющее лишение свободы, применяемое к опасным преступникам. В дополнение к УК ФРГ в 1976 г. был издан Закон об исполнении наказаний и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы. В нем подробно регламентируется деятельность не только тюрем, но и “социально-терапевтических” и иных заведений, строительство которых связано с немалыми расходами и финансируется в основном за счет бюджетов земель.

Конституция ФРГ относит область уголовного права и исполнения наказаний к сфере так называемой конкурирующей законодательной компетенции, в которой отдельные земли обладают правом принятия законов. Правда федеральным законодательством охвачены все существенные вопросы уголовного права и исполнения наказаний, так что на долю законодательства земель остается принятие постановлений, конкретизирующих ответственность за административные нарушения.

38. Виды наказаний (основные и дополнительные) по уголовному законодательству Германии.

Пожизненное лишение свободы может быть назначено за совершение ряда преступлений, предусмотренных в Особенной части УК ФРГ. К ним относятся, например, подготовка агрессивной войны (§ 80), государственная измена Федерации (§ 81), измена Родине (§ 94, абз. 2), убийство (§ 212, абз. 2), разбой,повлекший за собой смерть потерпевшего (§ 251), особо тяжкий поджог(§ 307, абз. 3) и др.

Денежный штраф.

Он назначается в дневных ставках. Минимальное количество дневных ставок денежного штрафа составляет пять полных дневных ставок, а максимальное – триста шестьдесят полных дневных ставок, если закон не устанавливает иное.

Имущественный штраф.

Основной целью законодателя, вводившего норму об имущественном штрафе в УК Германии, было предоставить большую возможность изъять прибыль, получаемую в результате преступной деятельности организованной преступности, в том числе связанной с торговлей

наркотиками, и предотвратить своеобразную реинвестицию денежных средств в сферу организованной преступности.

По УК ФРГ имущественный штраф применяется за совершение определенных нормами Особенной части УК ФРГ и совершенных бандой тяжких преступных деяний в области организованной преступности, в т о м случае связанной с наркотикахми.

Дополнительные наказания.

Дополнительными являются такие наказания, которые не могут быть назначены судом в качестве самостоятельных, а только наряду с лишением свободы или денежным штрафом.

К дополнительным наказаниям УК ФРГ относит:

– запрещение управлять транспортным средством

– в определенных случаях изъятие предметов преступления, если оно не носит обеспечивающий характер.

Дополнительные последствия.

К дополнительным последствиям относятся:

– лишение права занимать определенные должности,

– права пользоваться правами, полученными в результате публичных

– права публично избирать или голосовать,

– права быть избранным

39. Исполнение наказания в виде пробации по уголовному законодательству сша.

Пробации (§ 3563) заключаются в несовершении в течении срока нового преступления, предусмотренного федеральным законом, законом штата или местным законом. Если одновременно с приговором к пробации вступает в силу приговор к штрафу, то выплата штрафа также становится обязательным условием пробации.

Судебный орган может дополнительно назначить альтернативные условия пробации, которые могут быть:

добросовестная работа, прохождение курса профессиональной подготовки в целях последующего выполнения подходящей работы;

материальная поддержка лиц, находящихся на иждивении осужденного, а также выполнение иных семейных обязанностей;

осуществление реституции в отношении потерпевшего;

воздержание от чрезмерного потребления алкоголя либо несанкционированного специальным медицинским работникам наркотических или иных веществ, находящихся под контролем;

воздержание от посещения определенных мест и общения с определенными лицами;

воздержание от владения разрушающим устройством, огнестрельным или иным другим опасным оружием;

проживание либо воздержание от проживания в указанном судом месте или районе;

прохождение доступного медицинского, психиатрического или психологического лечения (в том числе от алкоголизма, наркомании) с пребыванием, если это необходимо, в указанном судом учреждении;

отчет перед чиновником службы пробации о выполнении возложенных обязательств;

своевременное извещение службы пробации о любых изменениях места жительства и работы;

своевременное поставление в известность службы пробации о том, что был арестован либо подвергся допросу, и т.д.

В случае нарушения условия пробации во время ее отбывания суд, по инициативе службы пробации может принять следующее решение:

продолжить пробацию с продлением или без продления ее срока, с изменением либо без изменений ее условий;

отменить приговор к пробации и назначить другое наказание, которое может быть применено за совершенное преступное деяние.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Ссылка на основную публикацию