Курортный сбор: сколько с человека

Все про курортный сбор

Курортный сбор – разновидность государственных сборов в курортной местности. В качестве плательщиков курортного сбора выступают физические лица, прибывающие в курортную местность. Правовой основой уплаты курортного сбора являются законодательные акты и соответствующий нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления. В них устанавливаются: размер ставки курортного сбора, порядок уплаты курортного сбора, льготы по уплате курортного сбора, а также перечень населённых пунктов, относимых к категории курортной местности.

С 2004 года Закон РСФСР «О курортном сборе с физических лиц» утратил силу. В 2015 году в СМИ появились предположения, что курортный сбор может быть снова введен в России через несколько лет. 19 июля 2017 года Госдума приняла закон о введении курортного сбора. 30 июля 2017 года президент РФ В. Путин подписал закон о курортном сборе в ряде российских регионов. С 1 мая 2018 года курортный сбор введен в четырех регионах страны: в Крыму, в Ставропольском, Краснодарском и Алтайском краях. 28 марта 2018 года 25 апреля 2018 года Государственный совет Крыма внес изменения в региональный закон, отложив введение курортного сбора на май 2019-го.

Введение сбора воспринято населением РФ негативно: так, 78% опрошенных высказались против введения такого сбора – и, по мнению экспертов, развитию внутреннего устойчивого туризма не способствует. В качестве альтернативы сбору для развития туристических регионов, включая местную социальную среду, предлагается формировать культуру добровольных пожертвований.

Курортный сбор в России: законодательные аспекты

Перечень регионов, в которых возможно введение налога на отдых, предельный размер данного платежа и перечень лиц, отвечающих за его взимание, установлены Федеральным законом от 29.07.2017 N214-ФЗ.

Конкретные территории, на которых вводится сбор, а также точный размер, порядок исчисления, взимания и перечисления его в бюджет устанавливаются правовым актом субъекта РФ. На федеральном уровне регулирует курортный сбор в России Закон № 214-ФЗ от 29.07.17 Документ принят для проведения эксперимента. Основной целью данного мероприятия является развитие, сохранение и укрепление зон туристического отдыха, а также проведение последующей оценки эффективности практического внедрения эксперимента. На региональном уровне взимание платежа началось с 1 мая 2018-го. Общий срок проведения подобного эксперимента – вплоть по 31.12.22.

Действующий Закон о курортном сборе устанавливает, что введение сбора осуществляется на территориях муниципальных образований законодательством субъектов РФ. На сегодняшний момент во всех четырех территориях уже приняты региональные акты:

По причине проведения мирового Чемпионата по футболу начало действие КС перенесено на 16.07.18.

КС взимается не по всему краю, а только в следующих городах – Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Ессентуки.

КС взимается исключительно при отдыхе в г. Белокуриха. На остальной территории края уплачивать сбор не требуется.

Территории, на которые распространяется курортный сбор

Основание: Закон Республики Крым от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017.

Территория эксперимента включает территории следующих муниципальных образований Республики Крым по городским округам (г. о.):

  • г.о. Алушта;
  • г.о. Евпатория;
  • г.о. Саки;
  • г.о. Судак;
  • г.о. Феодосия;
  • г.о. Ялта;
  • Черноморский район.

От уплаты сбора освобождаются жители Республики Крым, люди, отправляющиеся в Крым на лечение в рамках обязательного медицинского или социального страхования. Льгота также распространяется на категории граждан, которые перечислены в статье 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 214-ФЗ.

Перечислить сбор в бюджет нужно до 10-го числа месяца, идущего за отчетным. В случае, если по какой-либо причине сбор с отдыхающего получить было невозможно, то сообщить об этом необходимо в течение 30 дней.Список льготных лиц расширен. Помимо тех, кто перечислен в ФЗ, не оплачивают курортный сбор также направленные на лечение в рамках социального или медицинского страхования, а также имеющие место проживания на территории Крыма.

Курортный сбор на Алтае

Основание: Закон Алтайского края от 01.11.2017 № 76-ЗС.

На Алтае эксперимент с курортным сбором начнется пока только с Белокурихи. Размер курортного сбора в 2018 году составит 30 руб. за одни сутки фактического проживания плательщика сбора в объекте размещения. В 2019–2022 годах размер курортного сбора составит 50 руб. за сутки.

Оплата курортного сбора должна осуществляться в момент оплаты жилья отдыхающим, но не позднее дня выезда. В случае, если оплата сбора была произведена вперед, а плательщику пришлось выехать досрочно, гостиница обязана произвести перерасчет платежа и вернуть отдыхающему лишнюю часть. Если по какой-либо причине курортный сбор удержать не удалось, то гостиница обязана в течение 30 дней сообщить об этом органу власти, ответственному за работу с платежом.

В регионе расширен перечень льготных лиц. Помимо тех, кто непосредственно указан в федеральном законе, в число освобожденных включены лица, направленные в регион на лечение по медицинскому и социальному страхованию. Операторы должны перечислять собранные средства в бюджет до 10-го числа месяца, идущего за отчетным.

Курортный сбор в Ставропольском крае

Основание: Закон Ставропольского края от 08.12.2017 № 130-КЗ.

В Ставропольском крае курортный сбор придется платить тем, кто остановится в городах-курортах Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск.

Курортный сбор действует в соответствии с Федеральным законом по 31 декабря 2022 года и устанавливается в размере 50 руб.

Гостиницы должны перечислять собранные сборы в бюджет не позднее 28-го числа месяца, который идет за месяцем отчета. Если по какой-либо причине не удалось получить сумму сбора с отдыхающего, гостиница обязана сообщить об этом в течение 3-х дней.

Курортный сбор в Краснодарском крае

Основание: Закон Краснодарского края от 27.11.2017 № 3690-КЗ.

Эксперимент с курортным сбором затронет следующие муниципальные образования:

    города-курорты Анапа, Геленджик, Сочи;

Размер курортного сбора – 10 руб. с человека в сутки.

Жители края от уплаты курортного сбора освобождены.

Перечислять собранный курортный сбор операторы должны в течение 5-ти дней после завершения отчетного периода. В такой же срок необходимо уведомить ответственный орган о невозможности удержать сбор с отдыхающего.

Порядок исчисления и уплаты в бюджет

Обязанность по уплате возлагается как на иностранцев, так и на россиян. В соответствии со статьей 6 Закона к плательщикам КС относят любых совершеннолетних физлиц, размещенных в объектах для проживания на период свыше 24 час. То есть если, к примеру, вы прибыли на отдых в город Сочи на 2 дня или 30 ч, вам придется заплатить оператору сбора деньги. Если же вы находитесь в гостинице проездом и остановились на 12 ч, обязанности по уплате не возникает.

Закон № 214-ФЗ определяет в общем, кто должен уплачивать сбор в пользу государства. Но по решению отдельных регионов принимается дополнительный список льготников, которые освобождены от этой обязанности. Кроме того, субъекты РФ утверждают точные ставки, территорию и порядок взимания, а также сроки перечисления сумм. Если регион подает заявку о выходе из курортного эксперимента, исчисление сбора полностью прекращается.

Сбор берут только с совершеннолетних, которые остановились в гостинице, пансионате или санатории более чем на сутки. Действуют льготы. Сбор не платят те, кто живет на территории эксперимента постоянно, приехал на лечение или спортивные соревнования. Платить нужно, только если гостиница принадлежит фирме или ИП. Если живете у бабушки в частном доме (и она не ИП), то платить не нужно. Платежи официальные, с квитанцией.

В законе четко прописано, что взимать курортный сбор могут только организации и ИП. Если они владельцы гостиницы, частного пансионата, мини-отеля или еще какого-то места, пригодного для проживания, придется платить курортный сбор.

Если владелец дома – частное лицо, платить курортный сбор не нужно. Если частники без статуса ИП требуют деньги со ссылкой на бюджетные платежи, это незаконно.

Командировочным тоже придется платить?

Да, в рабочих поездках тоже придется платить. Не имеет значения, зачем приехал человек: в отпуск или по работе. Все случаи, когда платить не нужно, перечислены в законе, и командировок там нет, а вот лечение, соревнования и учеба – есть.

Кто освобожден от курортного сбора:

  • физлица со званиями Героя РФ, СССР, а также со статусом кавалера (полного) ордена Славы;
  • физлица со званиями Героя Соцтруда, Героя Труда РФ, а также имеющие награду в виде Ордена Трудовой Славы 3 ст.;
  • физлица-участники ВОВ;
  • в соответствии с подпунктом 1–4 пункта 1 статьи 3 Закона № 5-ФЗ от 12.01.95 – физлица-ветераны боевых действий;
  • физлица-инвалиды войн;
  • физлица, имеющие награду «Житель блокадного Ленинграда»;
  • физлица, трудившиеся в период ВОВ – полный перечень соответствующих объектов приведен в статье 7 Закона. К примеру, это военно-морские базы, оборонные противовоздушные объекты, прифронтовые территории авто- и железных дорог и т. д.;
  • родственники погибших участников ВОВ, инвалидов войн, ветеранов-участников боевых действий, лиц – членов личного состава команд противовоздушной обороны, персонала Ленинградских больниц и госпиталей;
  • попавшие под Чернобыльскую радиацию лица; граждане, подвергшиеся радиации в ходе ядерных испытаний в Семипалатинском полигоне; другие приравненные к указанной категории лица;
  • инвалиды I и II групп;
  • сопровождающие детей с инвалидностью лица, а также инвалидов I группы;
  • семьи со статусом малоимущих, а также одинокие физлица с аналогичным статусом и другие граждане с доходом менее утвержденного в регионе размера прожиточного минимума;
  • физлица, посетившие регион с целью прохождения специальной реабилитации или медпомощи, включая пребывание в санаториях курортного типа, а также их сопровождающие при условии поездки несовершеннолетнего лица;
  • физлица больные туберкулезом;
  • физлица младше 24 лет, прибывшие в регион с целью получения образования по очной форме;
  • физлица, пребывающие в регионе на постоянной основе на условиях заключенного трудового договора или контракта служебного типа;
  • физлица, владеющие местом жительства в регионе, включая жилые дома или доли в них;
  • прибывающие с целью участия в спортмероприятиях спортсмены, судьи, тренеры и прочие специалисты в сфере физкультуры и спорта.

Точный тариф КС утверждается властями субъектов РФ. При этом согласно пункту 4 статьи 5 Закона размер ставки не должен устанавливаться выше 100 руб., а в 2018 г. – выше 50 руб. Допускается дифференциация платежа по сезонам, значению и месту нахождения отдельного курорта, периоду пребывания туриста.

Как будут собирать?

Величина сбора к уплате рассчитывается из общего числа фактически прожитых на курорте дней, кроме дня заезда туриста, и утвержденной тарифной ставки. Включение вычисленного результата в счет цены проживания не допускается, равно как и повторное удержание КС за один период отдыха. Удержание сбора выполняется не позже выезда гражданина из гостиницы или иного объекта для проживания.

Перечисляет деньги в пользу государства непосредственно оператор по завершении пребывания туриста на территории размещения. Зачисляются средства в региональный бюджет того субъекта, где отдыхало физлицо.

Курортный сбор не входит в путевку и стоимость проживания в гостинице. Его оплачивают отдельно за каждый день до выезда из отеля. День заезда не считается.Если ездить по региону или менять отель, повторно за один и тот же период платить не придется.

Курортный сбор: сколько с человека

«В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае», законом Краснодарского края от 27 ноября 2017 года № 3690-КЗ «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» с 16 июля 2018 года по 31 декабря 2022 года на территории города Сочи проходит эксперимент по взиманию курортного сбора.

Эксперимент проводится посредством введения платы за пользование курортной инфраструктурой для финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры.

Размер курортного сбора на территории эксперимента с одного физического лица, достигшего 18 лет, проживающего в объекте размещения более 24 часов, составляет:

с 16 июля 2018 года по 31 мая 2020 года – 10 рублей в сутки;

с 1 июня 2020 года по 31 декабря 2020 года – 0 рублей в сутки;

с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года – 10 рублей в сутки.

с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года – 50 рублей в сутки

Плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.

Объект размещения – индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания.

Оператор курортного сбора – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях.

Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. При этом сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.

Курортный сбор взимается уплачивается при поселении в объект размещения.

Повторное взимание курортного сбора за один и тот же период проживания на территории эксперимента не допускается.

Курортный сбор подлежит зачислению в бюджет Краснодарского края и аккумулируется в Фонде развития курортной инфраструктуры.

Перечень объектов для финансирования за счет средств Фонда развития курортной инфраструктуры формирует муниципалитет.

Данный перечень подлежит согласованию с Общественным советом при министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края.

Курортная инфраструктура представляет собой совокупность объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, расположенные на территории эксперимента.

К курортной инфраструктуре не относятся объекты системы коммунальной инфраструктуры и автомобильных дорог, находящиеся в федеральной собственности.

Уполномоченными органами по проведению эксперимента определены:

· на федеральном уровне – Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа;

· на региональном уровне – министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края.

Муниципальное образование город-курорт Сочи наделено отдельными государственными полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля за исполнением обязанностей:

· плательщиками – по уплаты курортного сбора

· операторами – по исчислению, взиманию, перечислению курортного сбора, а также по подаче сведений для включения в реестр операторов курортного сбора, предоставлению отчета оператора курортного сбора и по ведению учета, предусмотренного законодательством о проведении эксперимента.

За неисполнение указанных обязанностей Законом Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» для нарушителей законодательства предусмотрена административная ответственность в виде штрафов.

Особенностью эксперимента является большой перечень льготных категорий, которые освобождены от уплаты курортного сбора

Обращаем внимание, что федеральным законодательством определены 19 льготных категорий, освобожденных от уплаты курортного сбора.

Еще одна льготная категория, предусмотрена законодательством Краснодарского края – это жители Краснодарского края.»

Что такое курортный сбор?

Ко всем претензиям отдыхающих на российских курортах добавилась еще одна: теперь при заселении в отель, гостевой дом, санаторий и т.д. туристы обязаны оплачивать курортный сбор. Ситуация действительно не самая приятная, особенно, если вы уже заплатили за отдых немалые деньги.

Мы расскажем, в чем заключается смысл нововведения, и сразу хотим вас предупредить: если вы считаете, что отель, туроператор или авиакомпания испортили вам отдых, обязательно позаботьтесь о защите своих прав. Разобраться в ситуации поможет профессиональный юрист.

Курортный сбор: главное

Само понятие «курортный сбор» (КС) возникло относительно недавно: эксперимент по сбору платежей с туристов стартовал с 2018 года. По сути, КС представляет собой туристический налог, который отдыхающие обязаны оплачивать за пользование курортной инфраструктурой. Вопрос о том, насколько справедлива эта мера, остается открытым.

По идее властей, средства будут направляться на развитие (а где-то на восстановление) курортов — следовательно, реализация идеи пойдет на пользу самим отдыхающим.

Правда, необходимость оплачивать сбор появилась не у всех туристов, которые отправляются в путешествие по России. Пока эксперимент проводится только в четырех регионах.

Но, конечно, нельзя исключить, что, если объемы поступлений в бюджет от уплаты туристического налога будут впечатляющими, территорию его действия расширят. В 2019 году свой вклад в развитие курортной инфраструктуры сделают те туристы, которые выберут для отдыха:

  • Краснодарский край;
  • Ставрополье;
  • Крым;
  • Алтайский край.

То есть если вы отправляетесь в круиз по Волге или хотите увидеть странное место Камчатку, платить сбор не придется. В особом положении также оказался Крым: несмотря на то, что он участвует в эксперименте, курортный сбор с отдыхающих здесь пока не взимается. По мнению властей полуострова, туристический налог отрицательно скажется на количестве туристов, поэтому и было принято решение об отсрочке.

Размер курортного сбора не очень большой. Так, например, если в ваших планах отдых на Черноморском побережье Краснодарского края (в Сочи, Анапе и т.д.), платить нужно будет 10 рублей в сутки (с человека).

При этом в Краснодарском крае размер туристического налога не изменяется в зависимости от сезона — 10 рублей вы заплатите и в апреле, и в августе. В Ставропольском крае (как и в Алтайском) платеж значительно выше — 50 рублей в сутки.

Важно! Федеральное законодательство предоставляет субъектам РФ право увеличивать размер платежей, а также изменять его в зависимости от сезона. Также при желании сбор вообще можно снизить до нуля (именно так сделали в Крыму).

Кто должен оплачивать сбор?

Обязанность платить курортный сбор возникает у всех совершеннолетних туристов, которые приезжают на отдых в регионы, где проводится эксперимент. Приехали вы по путевке (например, в санаторий) или купили тур в отель у туроператора, значения не имеет: платеж в любом случае обязателен. Также КС обязаны платить и те, кто отдыхает в частном секторе.

Важно! Гражданство на обязанность оплаты туристического налога никак не влияет: правила распространяют свое действие и на россиян, и на иностранцев. При этом обязанность возникает только у физических лиц (т.е. у обычных граждан).

Для некоторых категорий отдыхающих закон предусматривает льготы. Если, например, человек живет в Краснодаре и имеет там постоянную регистрацию, а приехал отдыхать в отель в Сочи, ему платить не придется. Также льгота (освобождение) предоставляется:

  • Героям СССР, Героям РФ, Героям труда РФ;
  • участникам ВОВ и ветеранам боевых действий;
  • инвалидам 1 и 2 групп;
  • малоимущим семьям и некоторым другим категориям.

Нужно обратить внимание, что у регионов есть право расширять перечень льготников, поэтому при планировании поездки нужно узнавать ситуацию по конкретному курорту. Еще один распространенный вопрос, который волнует в первую очередь отдыхающих пенсионного возраста — нужно ли платить курортный сбор пенсионерам?

Ответ, к сожалению, положительный, так как льгота для пенсионеров не предусмотрена. Избежать расходов можно только в том случае, если пенсионер одновременно является представителем льготной категории (например, инвалидом 2 группы). Для получения льготы следует иметь при себе подтверждающий документ.

Как оплачивается курортный налог?

Отдыхающие должны платить КС операторам курортного сбора. В качестве таковых выступают юридические лица и ИП, которые оказывают услуги по размещению туристов. Т.е. специально идти в какую-либо властную структуру для оплаты КС не придется: все расчеты производятся непосредственно в том месте, в которое вы заселяетесь (отель, пансионат, санаторий и т.д.).

Произвести оплату необходимо за все дни пребывания на курорте, за исключением дня заезда. Например, если вы вдвоем пробудете в Сочи 10 дней (без дня заезда), заплатить придется 200 рублей. КС оплачивается до выезда из отеля, но, как правило, туристам всегда предлагается произвести оплату в момент заселения. После оплаты отдыхающие получат подтверждающий документ.

А что будет, если не платить сбор?

Некоторые туристы, считающие нововведение незаконным, отказываются платить курортный сбор. Если вы оплатили проживание, отель в заселении вам, скорее всего, не откажет, однако проблемы могут возникнуть потом. Для того чтобы стимулировать отдыхающих оплачивать КС, власти в регионах предусматривают штрафы.

Так, например, летом 2019 года появилась информация о том, что те туристы, которые были на отдыхе в Краснодарском крае и отказались платить курортный сбор, получили уведомления о штрафе в размере 5000 рублей. Надеяться, что отель не сможет вас найти, не стоит: при заселении вы предоставляете паспорт, поэтому с назначением наказания сложностей у заинтересованных лиц не возникает.

Таким образом, введение курортного сбора, представляющего собой плату за пользование инфраструктурой курорта, стало не очень приятным сюрпризом для отдыхающих.

При этом оплата КС нередко бывает не самой большой проблемой на отдыхе: сложности возникают и с отелями, и с турфирмами, и с авиакомпаниями. Если переговоры с нарушителем ваших прав не привели ни к каким результатам, рекомендуем незамедлительно обращаться за помощью к юристу.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Курортный сбор: что нужно знать бухгалтеру

Несмотря на то, что взимание курортного сбора должно начаться не ранее 1 мая 2018 года, некоторая нормативная база субъектов РФ, участвующих в эксперименте, уже существует. Рассмотрим эти новые требования законодательства более подробно.

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.

Пилотный эксперимент

Введение в 2018 году курортного сбора будет реализовано как пилотный проект в Республике Крым, в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях.

На федеральном уровне курортный сбор регулируется законом от 29.07.2017 № 214-ФЗ, а на региональном уровне определяется ставка, порядок и сроки его взимания и перечисления в региональный бюджет, порядок финансирования объектов курортной инфраструктуры. Перечисленные условия действуют на основании следующих нормативных актов:

  1. Закон Республики Крым от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017;
  2. Закон Алтайского края от 01.11.2017 № 76-ЗС;
  3. Закон Краснодарского края от 27.11.2017 № 3690-КЗ;
  4. Закон Ставропольского края от 08.12.2017 № 130-КЗ.

Срок действия курортного сбора с 01.05.2018 по 31.12.2022 (ст. 2. Закона № 214-ФЗ).

Территории взимания курортного сбора и его плательщики

Каждый регион самостоятельно определяет те муниципальные образования, на которых вводится курортный сбор. Например, согласно ст. 2 закона Республики Крым от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017, территорией эксперимента признаются:

  • городской округ Алушта;
  • городской округ Евпатория;
  • городской округ Саки;
  • городской округ Судак;
  • городской округ Феодосия;
  • городской округ Ялта;
  • Черноморский район.

В 2018 году Крым отказался от применения курортного сбора и перенес его на 1 мая 2019 года. Решение принято Государственным советом республики. Соответствующие поправки приняты в региональный закон «О введении курортного сбора» от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017 – прим. редакции.

На Алтае — это город Белокуриха (ст. 1. закона от 01.11.2017 № 76-ЗС); в Ставропольском крае — города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск (ст. 3. закона от 08.12.2017 № 130-КЗ), а в Краснодарском крае к таким территориям относятся города Анапа, Геленджик, Сочи, Горячий Ключ и некоторые поселения Туапсинского района (ст. 5. закона от 27.11.2017 № 3690-КЗ).

Плательщиками курортного сбора являются физические лица (в том числе и иностранцы), достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов (ст. 6. Закона № 214-ФЗ).

Объект размещения — здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному размещению и проживанию (пп. 2 п. 1 ст. 3. Закона № 214-ФЗ).

Кто освобожден от уплаты сбора – всего 19 категорий физлиц, полный перечень можно найти в ст. 7 Закона № 214-ФЗ: это инвалиды I и II групп; сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов; малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие; прибывшие в целях получения медпомощи или медицинской реабилитации; постоянно работающие и проживающие на территории взимания сбора и другие категории физлиц.

Пример
Автоматически освобождаются от уплаты обязательного курортного сбора команды спортсменов вместе со своими судьями и тренерами, которые будут прибывать для участия в Чемпионате по футболу.

Кроме того, так же освобождаются от уплаты курортного сбора болельщики из тех стран, которые участвуют в чемпионате, представители СМИ и другие лица, принимающие участие в подготовке к запланированным мероприятиям.

Операторы курортного сбора

Закон № 214-ФЗ вводит новое понятие «оператор курортного сбора» — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие гостиничную деятельность. Обязанности те же, что и у налогового агента: исчислить, взыскать и перечислить в бюджет суммы курортного сбора (п. 1. ст. 10. Закона № 214-ФЗ). Оператор сбора взимает плату с отдыхающих не позднее момента выезда из объекта размещения. Кроме того, оператор обязан выдать физлицу документ, подтверждающий факт уплаты (п. 2. ст. 10. Закона № 214-ФЗ). Повторное взимание сбора за один и тот же период проживания не допускается.

Если удержать сбор невозможно, оператор обязан уведомить об этом местные власти, контролирующие уплату сбора.

К самим операторам законодательство устанавливает жёсткие требования: они должны быть включены уполномоченным органом субъекта РФ в реестр операторов курортного сбора, порядок ведения которого утверждается высшим исполнительным органом власти субъекта.

Операторы курортного сбора обязаны вести учет не только сумм сбора, но и самих плательщиков, а также освобождаемых от уплаты сбора лиц, с соблюдением требований федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

За неуплату сбора предусмотрен штраф для физлиц в размере от 500 до 2000 рублей. Нарушение оператором порядка и сроков исчисления и взимания сбора влечет наложение штрафа на юрлиц или ИП в размере от 5 до 15 тыс. рублей.

Ставки сбора, порядок исчисления и перечисления

В зависимости от региона, ставка курортного сбора за одни сутки проживания плательщика в объекте размещения составляет:

  • в Республике Крым: с 1 мая до 30 сентября – 10 рублей; с 1 января до 30 апреля и с 1 октября до 31 декабря – ноль рублей (ст. 3. закона от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017);
  • в Алтайском крае: в 2018 году – 30 рублей, в 2019-2022 годах – 50 рублей (ст. 2. закона от 01.11.2017 № 76-ЗС);
  • в Краснодарском крае – 10 рублей (ст. 6. закона от 27.11.2017 № 3690-КЗ);
  • в Ставропольском крае – 50 рублей (ст. 4 закона от 08.12.2017 № 130-КЗ).

Срок введения сбора во всех регионах — 1 мая 2018 года.

Порядок исчисления суммы, подлежащей уплате, определяется как произведение количества дней фактического проживания плательщика сбора в объекте размещения (за исключением дня заезда) и соответствующего размера (ставки) курортного сбора (ст. 8. Закона № 214-ФЗ). Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.

Пример
Семья из четырех человек (мать, отец, сын 19 лет и дочь 8 лет) планирует отдохнуть в Ставропольском крае с 1 по 17 июня 2018 года. Сбор рассчитывается только за совершеннолетних отдыхающих, поэтому ребенок 8 лет освобождается от уплаты сбора. День заезда — 1 июня исключается из расчета. Итого расчетный период — 16 суток. Ставка сбора — 50 рублей/сутки. Рассчитаем сбор: (16 дн. x 50 руб.) x 3 чел. = 2400 руб.
Порядок и сроки перечисления сбора в бюджет субъекта эксперимента указаны в соответствующем региональном законе. У трех регионов это ежемесячный платеж в срок, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, а в Ставрополье — 28-е число месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление курортного сбора.

Налогообложение операторов курортного сбора

Перечисляемая оператору сумма курортного сбора не связана с расчетами по оплате проживания, кроме этого оператор является лишь посредником между туристом, вносящим сбор, и бюджетом. Следовательно, суммы курортного сбора, поступивших оператору — не доход гостиницы, поэтому не учитываются в УСН-базе, базе по налогу на прибыль, по НДС и по НДФЛ (Письмо ФНС от 12.04.2018 № СД-4-3/6986@).

Особенности оформления командировки на территорию эксперимента

С 1 мая 2018 года дополнительно к квитанции, подтверждающей оказание гостиничных услуг, работник должен получить от оператора документ, подтверждающий факт уплаты им курортного сбора. После возвращения из командировки, работник прикладывает такой документ к своей служебной записке, для получения компенсации.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных с командировками, определяются на основании ст. 168 ТК РФ, в соответствии с условиями коллективных договоров или локальных нормативных актов организации-работодателя. Видимо, некоторым предприятиям будет необходимо откорректировать такие акты с учетом рассматриваемых изменений законодательства.

До внесения указанных изменений в локальные нормативные акты, работодатель может воспользоваться формулировкой абз. пятого ст. 168 ТК РФ, а именно: «иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя», включив расходы на курортный сбор в формулировку приказа о направлении в командировку.

Отчетность по курортному сбору

На момент написания данной статьи, формы отчетности по курортному сбору не приняты. Только Краснодарский край разместил 19.03.2018 проект «Порядка ведения реестра операторов курортного сбора и перечня сведений, содержащихся в нем».

Будет ли отчетность ежемесячной или ежеквартальной — пока неизвестно. Существует лишь несколько утвержденных нормативных актов, определяющих порядок представления отчетности:

Постановление Правительства РФ от 25.10.2017 № 1293 «Об утверждении правил представления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае, в Правительство РФ проекта ежегодного отчета о ходе и результатах такого эксперимента за прошедший период»;

Приказ Минкавказа России от 14.11.2017 № 178 «Об установлении общих требований к отчетам о ходе эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае, а также утверждении порядка и сроков представления таких отчетов в уполномоченный орган».

Курортный обман: чем грозит неуплата туристического сбора

Где платить курортный сбор?

Пока уплачивать сбор нужно лишь в трех регионах: Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях. И то не на всех курортах. На Алтае сбор взимают только в Белокурихе. На Кубани платить придется отдыхающим в Анапе, Сочи, Геленджике, Горячем Ключе, Джугбе, а также Новомихайловском, Шепсинском и Небугском сельских поселениях, на Ставрополье — в Ессентуках, Кисловодске, Железноводске и Пятигорске. С мая 2019 года к эксперименту должен был присоединиться Крым, но власти республики вводить сбор отказались. Собирают деньги с приезжих в санаториях, гостиницах, апартаментах и хостелах. По закону все юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие жилье туристам, должны были подать заявку на включение в реестр операторов курортного сбора. На физических лиц, которые сдают в аренду квартиры и апартаменты, это требование не распространяется. Поэтому, если у вас требует оплату хозяин съемной квартиры, проверьте, включен ли он в реестр операторов сбора. Реестры опубликованы на сайтах региональных министерств туризма.

2. Какова цена вопроса?

Регионы сами определяют величину курортного сбора, однако закон устанавливает лимит — 100 рублей (в 2018 году — 50 рублей). Меньше всего с туристов собирают власти Кубани — 10 рублей с человека за сутки. Как сообщили Банки.ру в Министерстве туризма Краснодарского края, это в среднем менее 1% от общих затрат туриста на размещение даже в самом недорогом отеле. На Ставрополье приезжие заплатят по 50 рублей. На Алтае с начала эксперимента взимали по 30 рублей, с 2019 года сбор был повышен до 50 рублей. Это [привело](https://altapress.ru/turizm/story/turisti-otkazivayutsya-platit-zavishenniy-kurortniy-sbor-v-belokurihe-241156) к многократному росту числа тех, кто отказался его уплачивать. Руководитель дирекции санаториев Белокурихи Сергей Криворученко отмечал, что если за восемь месяцев прошлого года было 50 отказов, то почти за четыре месяца 2019-го — уже 152. Поэтому депутаты города-курорта, опасаясь снижения популярности Белокурихи среди туристов, хотят вернуть тариф на прежний уровень.

3. Кому разрешено не платить сбор?

Кому разрешено не платить сбор?

В федеральном законе о курортном сборе прописаны категории лиц, которые от уплаты курортного сбора освобождаются. Прежде всего это жители региона, который участвует в эксперименте. Не обязаны платить малоимущие семьи, инвалиды I и II группы, ветераны, герои СССР и РФ, а также приехавшие на лечение или учебу, спортсмены и тренеры, участвующие в местных соревнованиях. Список льготных категорий каждый регион может дополнить по своему усмотрению. Для освобождения от уплаты сбора нужно представить оригинал документа, подтверждающего это право, либо нотариально заверенную копию.

4. Кто проверяет оплату курортного сбора?

Сбор не включается в стоимость путевки. Турагентства стараются предупреждать своих клиентов о дополнительных тратах во избежание неприятных ситуаций и лишних вопросов при заселении. При бронировании через Booking предупреждение о курортном сборе появляется не всегда. В некоторых случаях в расчете стоимости есть графа «возможны дополнительные сборы» и «курортная плата», однако информации об их размере нет. Заплатить курортный сбор сотрудники гостиницы просят при заселении. Скорее всего, после оплаты вам дадут квитанцию, однако проверять их попросту некому. В 2018 году появилась информация о том, что власти Кубани начнут отправлять «ревизоров» в гостиницы, которые будут требовать от отдыхающих подтверждения уплаты курортного сбора. Однако до сих пор этим никто не занимается. Как рассказали корреспонденту Банки.ру на горячей линии Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, внедрение «ревизоров» обсуждалось, но пока эпизодов проверки не было. Сохранять чеки в министерстве все же советуют — «для вашего внутреннего спокойствия».

5. Постоялец отказывается платить курортный сбор. Что дальше?

Если турист не желает уплачивать курортный сбор, оператор должен предупредить его об административной ответственности и предложить заполнить форму отказа. Штраф за неуплату сбора составляет от 500 до 2 тыс. рублей. Если отдыхающий не хочет подписывать отказ, гостиница составляет соответствующий акт. При нежелании туриста подписывать и этот акт оператор делает в нем отметку об отказе плательщика ставить свою подпись. Затем в течение пяти рабочих дней гостиница уведомляет региональное министерство туризма о невозможности удержания курортного сбора с постояльца, а то в свою очередь возбуждает дело об административном правонарушении. Подозреваемого в нарушении пригласят на составление протокола, но его присутствие не обязательно. Протокол, а затем копия постановления о привлечении к административной ответственности придут по почте. С момента отказа туриста заплатить сбор до привлечения его к административной ответственности может пройти до двух месяцев, а после привлечения к ответственности ему дается еще 60 дней на добровольную уплату штрафа. При этом заплатить придется и штраф, и сумму курортного сбора.

6. Может, гостиница даст поблажку?

С одной стороны, гостинице невыгодно портить свою репутацию, устраивая скандалы с постояльцами из-за таких небольших сумм, тем более операторы никакой выгоды с взимания сбора не получают. С другой — для операторов курортного сбора также предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления сбора в краевой бюджет. В Краснодарском крае штраф составит от 5 тыс. до 15 тыс. рублей. На Ставрополье ИП заплатят до 5 тыс. рублей, юрлица — до 10 тыс., при повторном нарушении — до 15 тыс. и 50 тыс. рублей соответственно.

7. Кого-то уже наказали за отказ платить курортный сбор?

Кого-то уже наказали за отказ платить курортный сбор?

Отказники часто надеются на авось и полагают, что дома административные штрафы их не настигнут. Однако, как показывает практика и отчеты министерств, к ответственности туристов привлекают, и довольно часто. Так, только в Сочи в 2018 году по статье о неисполнении обязанности по уплате курортного сбора закона Краснодарского края об административных правонарушениях было составлено 266 протоколов, вынесено 263 постановления о штрафе на общую сумму 133 тыс. рублей. Правда, на конец года из них уплачено было лишь 11,5 тыс. рублей. Всего с начала проведения эксперимента на Кубани от уплаты курортного сбора отказались 558 человек.

n nttt nttt ntt nt”,”content”:”tt

ntttu0412u044b u043du0435 u0430u0432u0442u043eu0440u0438u0437u043eu0432u0430u043du044b u043du0430 u0441u0430u0439u0442u0435.ntt ntt

Курортный сбор

Курортный сбор.png

В соответствии с заявками, представленными муниципальными образованиями Краснодарского края в 2018-2019 годах эксперимент по взиманию курортного сбора проводился на территориях следующих муниципальных образований:

· город Горячий Ключ;

· Новомихайловское городское поселение Туапсинского района;

· Шепсинское сельское поселение Туапсинского района;

· Небугское сельское поселение Туапсинского района;

· Джубгское городское поселение Туапсинского района.

В 2020 году эксперимент по взиманию курортного сбора проводился на территориях следующих муниципальных образований:

· город Горячий Ключ;

· Новомихайловское городское поселение Туапсинского района;

· Шепсинское сельское поселение Туапсинского района;

· Небугское сельское поселение Туапсинского района;

· Джубгское городское поселение Туапсинского района;

· Тенгинское сельское поселение Туапсинского района;

· Ейское городское поселение Ейского района;

· Должанское сельское поселение Ейского района.

В 2021 году (с 1 января по 31 июля) эксперимент по взиманию курортного сбора проводился на территориях следующих муниципальных образований:

· город Горячий Ключ;

· городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края;

· Новомихайловское городское поселение Туапсинского района;

· Шепсинское сельское поселение Туапсинского района;

· Небугское сельское поселение Туапсинского района;

· Джубгское городское поселение Туапсинского района;

· Тенгинское сельское поселение Туапсинского района;

· Ейское городское поселение Ейского района;

· Должанское сельское поселение Ейского района.

С 1 августа 2021 года в территорию эксперимента в Краснодарском крае дополнительно включено муниципальное образование городской округ Сириус Краснодарского края.

Эксперимент проводится посредством введения в указанных муниципальных образованиях, платы за пользование курортной инфраструктурой для финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры.

Размер курортного сбора установлен в следующем объеме:

с 16 июля 2018 года по 31 мая 2020 года – 10 рублей в сутки;

с 1 июня 2020 года по 31 декабря 2020 года – 0 рублей в сутки;

с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года – 10 рублей в сутки;

с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года – 30 рублей в сутки на территориях следующих муниципальных образований:

· город Горячий Ключ;

· Новомихайловское городское поселение Туапсинского района;

· Шепсинское сельское поселение Туапсинского района;

· Небугское сельское поселение Туапсинского района;

· Джубгское городское поселение Туапсинского района;

· Тенгинское сельское поселение Туапсинского района;

· Ейское городское поселение Ейского района;

· Должанское сельское поселение Ейского района;

городской округ Сириус Краснодарского края

с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года на территории городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края размер курортного сбора установлен в объеме – 50 рублей в сутки.

Плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.

Объект размещения – индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания.

Оператор курортного сбора – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях.

Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. При этом сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.

Курортный сбор взимается (уплачивается) не позднее дня поселения в объект размещения.

Повторное взимание курортного сбора за один и тот же период проживания на территории эксперимента не допускается.

Курортный сбор подлежит зачислению в бюджет Краснодарского края и аккумулируется в Фонде развития курортной инфраструктуры.

Перечень объектов для финансирования за счет средств Фонда развития курортной инфраструктуры формирует муниципалитет.

Данный перечень подлежит согласованию с Общественным советом при министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края.

Курортная инфраструктура представляет собой совокупность объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, расположенные на территории эксперимента.

К курортной инфраструктуре не относятся объекты системы коммунальной инфраструктуры и автомобильных дорог, находящиеся в федеральной собственности.

Уполномоченным органом по проведению эксперимента определено:

· на региональном уровне – министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края.

Кроме того, муниципальные образования наделены отдельными государственными полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля за исполнением обязанностей:

· плательщиками – по уплате курортного сбора

операторами – по исчислению, взиманию, перечислению курортного сбора, а также по подаче сведений для ведения (включения, исключения, внесения изменений) реестра операторов курортного сбора, предоставлению отчета оператора курортного сбора, по ведению учета, предусмотренного законодательством о проведении эксперимента, по уведомлению уполномоченного органа о невозможности удержания курортного сбора с плательщика курортного сбора и сумме курортного сбора, подлежащей уплате.

За неисполнение указанных обязанностей Законом Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» для нарушителей законодательства предусмотрена административная ответственность в виде штрафов.

Особенностью эксперимента является большой перечень льготных категорий, которые освобождены от уплаты курортного сбора.

Обращаем внимание, что федеральным законодательством определены 19 льготных категорий, освобожденных от уплаты курортного сбора.

Еще одна льготная категория, предусмотрена законодательством Краснодарского края – это жители Краснодарского края.

Ссылка на основную публикацию