Как определить, какие должности относятся к служащим

Список по профессиям

Документ, определяющий списочный состав служащих — это единый классификатор. В перечне всего 35 частей, в него входят работники следующих профессий:

  • воспитатели всех учреждений;
  • дежурные по предприятиям или организациям;
  • работники кассовых аппаратов или кассиры;
  • медицинские сотрудники;
  • полицейские;
  • работники детективных агентств;
  • секретариат;
  • логисты;
  • таксисты;
  • работники сферы контроля.

Все перечисленные профессии, а также производные от этих должностей, должны иметь соответствующее образование.


Рабочий и служащий — эти две профессии отличаются друг от друга, так как одни производит продукцию собственноручно, а второй решает умственные задачи. Служащие часто встречаются в муниципальных образованиях и в иных государственных структурах, они исполняют роль контроля за общим процессом, а не реализовывают свои услуги и не выполняют работу. В своей деятельности они руководствуются государственными нормативами.

Основные признаки персонала

Перед квалификацией нужно понять, кто именно относится к персоналу. Персонал характеризуется этими признаками:

  • Вовлеченность в трудовые отношения. Последние должны быть закреплены документально. В частности, должно быть оформлено трудовое соглашение.
  • Характеристики, на базе которых осуществляется деятельность. К примеру, это может быть квалификация, специальность, образование, наличие опыта.
  • Наличие цели деятельности. Цели работы специалиста должны соотноситься с целями деятельности предприятия.

Управление персоналом отличается такими особенностями, как:

  • Интеграция в общую управленческую структуру.
  • Соответствие имеющейся корпоративной культуре.
  • Наличие планирования должностных мест, подготовки сотрудников.
  • Учет профессиональных качеств и оценка деятельности сотрудников.
  • Централизация управленческих процессов.

Сотрудники, никак не оформленные на предприятии, не будут являться персоналом.

Нарушение трудового законодательства заключается в действиях или бездействии должностных лиц организации, нарушающих нормы Трудового кодекса, других нормативных актов, что повлекло нарушение прав работников. При нарушениях трудового законодательства действуют все виды ответственности: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная.
Посмотреть характеристику видов ответственности

Сотрудники, никак не оформленные на предприятии, не будут являться персоналом.

Линейные сотрудники

Последняя категория, которую мы рассмотрим, включает в себя разнообразные профессии. К этой группе относятся люди, которые занимаются документами, контролем производства, архивацией данных и другими задачами. Служащие трудятся секретарями, делопроизводителями, дежурными. Заметка: все служащие могут быть сотрудниками как муниципальных, так и государственных учреждений.

Главная задача второй группы специалистов – контроль за соблюдение прав и законов, гарантированных конституцией Российской Федерации. А также они отвечают за защиту обычных граждан. Муниципальные служащие работают в более узких направлениях. Отдельного внимания заслуживают специальные структуры, работники которых занимаются выполнением важных и секретных задач для государства. К ним относятся вооруженные силы, МЧС и военизированные структуры.

Можно выбрать любое направление в институте или университете, будь то техническая или гуманитарная специальность. Перед тем как поступать в вуз, обязательно узнайте, что нужно для подачи документов, и какие предметы нужно сдать на ЕГЭ. Обязательным является русский язык. Остальное зависит от выбранного направление в учебе (химия, история, физика и другие). В высшее учебное заведение можно поступить только после окончания 11 классов. Ученики, которые закончили 9 классов, могут поступить в училище, и после получения диплома подать документы на высшее образование.

Кому подходит

Рабочие профессии больше подходят людям, которые имеют склонность к выполнению тех или иных работ руками. В служащие идут те, кому больше нравится умственный или творческий труд без физических нагрузок. В целом, от сотрудников на службе требуются такие личные качества:

  • высокая квалификация в своей сфере деятельности;
  • знание законодательства и отраслевых подзаконных актов;
  • ответственность;
  • аналитический склад ума;
  • склонность к новаторству и рационализаторству;
  • общая эрудированность;
  • умение принимать правильные и своевременные решения.

Поскольку многие служащие выполняют руководящие функции, им не помешают организаторские способности, знание трудового законодательства, норм охраны труда и противопожарной безопасности.

Еще десяток лет назад служащие получали в целом больше рабочих, сейчас же ситуация начинает меняться. Высококвалифицированные рабочие в дефиците, поэтому работодатели готовы платить сварщику, экскаваторщику, токарю или промышленному альпинисту, гораздо больше, чем рядовому офисному сотруднику. Кроме того, рабочие часто трудятся вахтовым методом в отдаленных регионах, где при расчете зарплат применяются специальные «северные» надбавки.

Категории должностей государственной гражданской службы

Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.
  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

Смотритель

Смотритель – служащий, осуществляющий надзор за порядком на вверенном ему объекте. Вакансии смотрителей предлагают музеи, выставочные комплексы и исторические объекты. Должность смотрителя предусматривает консультирование посетителей по вопросам об экспозициях, контроль правил поведения в помещениях, степень ответственности за сохранность имущества.

Для того, чтобы стать смотрителем, не обязательно наличие опыта и профильного образования. Достаточно пройти корпоративное обучение на предполагаемом месте работы.

График на этой должности преобладает сменный, а оклад начинается от 20 000 рублей. Также с должности музейного смотрителя можно начать карьерный рост. При наличии исторического или искусствоведческого (в том числе и дистанционного) образования, стоимость которого базируется от 32 000 за семестр.

Табельщик – специалист, который занимается учетом и анализом временных ресурсов сотрудников предприятия. В его обязанности входит фиксация явок и неявок персонала, распределение отпускных дней, внеплановых выходных, время проведения корпоративных мероприятий.

Главные должности

Должности главной группы федеральной госслужбы — это те, которым присваиваются классные чины государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Должностям главной группы, которые относятся к региональным властным структурам, присваиваются классные чины государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. К ним относятся, например, заместитель начальника департамента, советник, главный советник.

Следует отметить, что трудиться в органах государственной гражданской службы имеют право только граждане Российской Федерации. Это следует из положений статьи 14 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 (ред от 31.12.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Она запрещает иностранцам работать в подобных структурах. Право на это имеют только граждане РФ.

В других органах федеральной исполнительной власти чин присваивается руководителем федерального госоргана.

Кто такой государственный служащий

Государственный служащий — это человек, который находится на государственной службе, то есть, фактически обладает особой властью и осуществляет определенные управленческие задачи в рамках функционирования всей вертикали системы власти. В целом, выделяют несколько аспектов и возможных характеристик для того, кем являются государственные служащие. Так, выглядят они следующим образом:

  • В соответствии с дефиницией закона зрения государственными служащими называются люди, несущие государственную службу, занимаясь особой служебной деятельностью. При этом государственные служащие несут свою службу в рамках контракта и получают за нее денежное довольствие и определенные социальные гарантии.
  • С административно-управленческой точки зрения под госслужащими понимаются непосредственно лица, которые фактически олицетворяют собой государство в тех или иных аспектах его существования и выполняют какую-либо функцию в рамках несения своей службы.
  • С уголовно-правовой точки зрения госслужащие являются особыми субъектами, которые несут отдельные дополнительные виды ответственности за преступления против власти и интересов государственной службы как системы.

Государственная служба предполагает, что деятельность госслужащих обеспечивается за счет бюджетных средств в рамках установленного законодательством и контрактом денежного обеспечения. Следует отметить, что денежное содержание служащих государственных органов не считается абсолютно тождественным зарплате понятием, хоть во многом и сходно с ней. Точно так же, как и нахождение на государственной службе во многом похоже на трудовые взаимоотношения, однако, с юридической точки зрения эти понятия отличаются.

Чтобы лучше понимать принципы функционирования системы государственной службы, стоит ознакомиться и с нормативами законодательства, которые регламентируют ее с правовой точки зрения:

  • Федеральный закон №58 от 27.05.2003. В этом нормативном документе устанавливаются базовые принципы госслужбы в Российской Федерации, а также указываются конкретные разновидности государственной службы.
  • Федеральный закон №53 от 28.03.1998. Означенный закон регулирует военную службу, которая также относится к системе государственной службы в Российской Федерации.
  • Федеральный закон №79 от 27.07.2004. Этот закон фиксирует принципы несения непосредственно государственной гражданской службы.
  • Указ Президента №1574 от 31.12.2005. В данном документе рассматривается полный список профессий государственных гражданских служащих и иных лиц, имеющих определенный классный чин или входящих в иную группу госслужащих.

Государственная служба предполагает, что деятельность госслужащих обеспечивается за счет бюджетных средств в рамках установленного законодательством и контрактом денежного обеспечения. Следует отметить, что денежное содержание служащих государственных органов не считается абсолютно тождественным зарплате понятием, хоть во многом и сходно с ней. Точно так же, как и нахождение на государственной службе во многом похоже на трудовые взаимоотношения, однако, с юридической точки зрения эти понятия отличаются.

Классификация персонала

заместитель начальника отдела нормирования и производительности труда
Управления оплаты, нормирования и производительности труда
Минтруда России

Пожалуйста, разъясните, кто относится к АУП (административно-управленческому персоналу), к ИТР (инженерно-техническим работникам)?
О.А. Волкова,
г. Сызрань, Самарская обл.

Недавно возник спорный вопрос, кого же мы все-таки относим к «административно-управленческому персоналу»? Директора, начальников цехов и участков, мастеров — это понятно. А как насчет специалистов (экономистов, бухгалтеров, инженеров), других служащих (секретарей, кассиров и т.д.)? Если честно, то какие они управленцы? Может быть, Вы подскажите и посоветуете что-нибудь интересное?
М. Голубь,
г. Москва

Ответ на вопрос о содержании терминов «административно-управленческий персонал» (АУП) и «инженерно-технические работники» (ИТР), а также о правомерности их использования необходимо искать в Трудовом кодексе РФ и иных нормативных правовых актах.
Из статьи 15 Трудового кодекса РФ следует, что персонал организации может состоять из работников, выполняющих трудовую функцию:
1) по определенной специальности;
2) по определенной квалификации;
3) по определенной должности.
Каждая из приведенных категорий требует дополнительного комментария.
К числу работников, выполняющих трудовую функцию по определенной специальности, относятся лица, которые приобрели соответствующую специальность после прохождения обучения в порядке, предусмотренном стандартами Минобразования России.
При заключении трудовых договоров с работодателем лица, имеющие определенную специальность, претендуют на замещение вакантных должностей данной организации. Наименование должностей работников конкретной организации определяется по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих.
Поскольку под квалификацией понимается и профессия, и специальность, то по существующей традиции к числу работников, выполняющих трудовую функцию по определенной квалификации, относят исключительно лиц, прошедших обучение для получения соответствующей профессии. Иными словами, к данной категории работников относят рабочих, а наименование их профессий определяют исходя из упомянутого ОКПДТР и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (соответствующего выпуска).
В число работников, выполняющих трудовую функцию по определенной должности, по логике могут входить как лица, которые обладают дипломом о присвоении им соответствующей специальности, так и лица, которые не имеют профессионального образования или имеют определенную профессию. Но поскольку для лиц, обладающих дипломом о присвоении им соответствующей специальности, уже выбрана категория специалистов, то к категории работников, выполняющих трудовую функцию по определенной должности, правомерно относить лиц, которые не имеют профессионального образования или имеют определенную профессию.
Выполненный анализ пока не дает ответов на поставленные вопросы. Поэтому обратимся к ОКПДТР. Он состоит из двух разделов: профессии рабочих и должности служащих.
Второй раздел ОКПДТР (должности служащих) разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, действующих нормативных правовых актов и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике.
Категория служащих в ОКПДТР представлена:
1) руководителями;
2) специалистами;
3) другими служащими.
Но и обращение к этому документу также не позволяет получить ответы на поставленные вопросы. Поэтому попробуем их найти в Единой номенклатуре должностей служащих (ЕНДС), утвержденной еще в 1967 году Госкомтрудом СССР (постановление от 09.09.1967 № 443). В ее основу положена классификация служащих по характеру их труда. Исходя из этого признака, в ЕНДС была предусмотрена классификация работников на категории, а внутри каждой категории на группы.
Согласно ЕНДС руководители классифицируются в зависимости от объекта управления:
— руководители организаций (в их юридическом понятии, предусмотренном Гражданским кодексом РФ);
— руководители служб и подразделений в организациях.
К числу руководителей относятся и их заместители.
Специалисты классифицируются в зависимости от характера выполняемых ими функций или сферы деятельности:
— специалисты, занятые инженерно-техническими и экономическими работами;
— специалисты, занятые сельскохозяйственными, зоотехническими, рыбоводными и лесовосстановительными работами;
— специалисты, занятые медицинским обслуживанием, народным образованием, а также работники науки, искусства и культуры;
— специалисты, занятые на работах по международным связям;
— специалисты юридических служб.
Как видно, в число специалистов включались работники, занятые и экономическими, и инженерно-техническими работами. Поэтому-то, служащих этой категории и называют инженерно-техническими работниками (ИТР).
Технические исполнители классифицируются в зависимости от видов выполняемых ими работ:
— технические исполнители, занятые учетом и контролем;
— технические исполнители, занятые подготовкой и оформлением документации;
— технические исполнители, занятые хозяйственным обслуживанием.
Наглядным примером последующей классификации категорий служащих является постановление Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (с изм. на 20.12.2003). Так, к категории «руководители» в соответствии с названным постановлением относятся следующие должности:
1) заведующие: камерой хранения, архивом, бюро пропусков, копировально-множительным бюро, фотолабораторией, хозяйством, экспедицией, канцелярией, машинописным бюро, складом;
2) мастер участка (включая старшего);
3) начальники: отдела, участка (смены), цеха;
4) главный специалист;
5) руководитель организации.
К категории «технический исполнитель» относятся: дежурный бюро пропусков, копировщик, нарядчик, табельщик, учетчик, экспедитор, агент, делопроизводитель, секретарь, секретарь-машинистка, счетовод, чертежник, кассир (включая старшего), машинистка, экспедитор по перевозке грузов, инкассатор (включая старшего), секретарь-стенографистка, статистик, другие.
Акцент на эти две категории сделан не случайно. Дело в том, что термины, обозначающие категории персонала, бессистемно применяются не только менеджерами по персоналу, но и самим законодателем. Так, термин «технический и управленческий персонал» используется без какой-либо расшифровки в статье 264 (подпункт 19 пункта 1) Налогового кодекса РФ и в других актах налогового законодательства. Исходя из вышесказанного, в целях применения названной нормы Налогового кодекса РФ под «техническим и управленческим персоналом» следует понимать работников, которые заняты на соответствующих должностях из приведенных категорий — «руководители» и «технические исполнители». Естественно, что здесь не идет речь об исчерпывающем перечне лиц, относящихся к техническому и управленческому персоналу.
На основании изложенного можно прийти к заключению, что распределение работников по категориям персонала должно осуществляться в соответствии с ОКПДТР и ЕНДС.
Что касается термина «административно-управленческий персонал» (АУП), то он использовался в период организации и проведения единовременного учета численности и распределения лиц, работающих по занимаемым должностям по состоянию на 15.09.1990 (директивное письмо Госкомстата РСФСР от 17.07.1990 № 6-7-107). С целью осуществления этого учета 03.06.1988 Госкомтруд СССР, Госкомстат СССР и Минфин СССР утвердили Номенклатуру должностей управленческого персонала предприятий, учреждений и организаций для разработки бланков учета этого персонала. В настоящее время Госкомстат России данную Номенклатуру не использует. Следовательно, исходя из правового аспекта проблемы терминологии в кадровом менеджменте, использование термина «административно-управленческий персонал» в настоящее время необоснованно.
Термин «инженерно-технические работники» тоже несколько устарел, и легитимность его использования такая же, как и нормативного правового акта, которым в 1967 году была утверждена ЕНДС.

заместитель начальника отдела нормирования и производительности труда
Управления оплаты, нормирования и производительности труда
Минтруда России

Определить какие должности относятся к категории государственной гражданской или муниципальной службы

1) Министр труда и занятости РФ

2) Директор муниципального предприятия “Водоканал”

3) Уборщица в Государственной Думе РФ

4) Учитель начальных классов

5) Заместитель начальника главного управления ЗАГС Рязанской области

определить какие должности относятся к категории государственной гражданской или муниципальной службы?

или же некоторые должности ни к чему не относятся?

Спасибо.Юрист помог мне

06 Декабря 2016 12:43

    отдел записи актов гражданского состояния, госслужба, муниципальный служащий, Административная госслужба, Административно хозяйственный директор, Административный сокращение, Акты государственного управления, Акты органов государственной власти
  • Поделиться

Ответы юристов ( 5 )

  • 8,6 рейтинг
  • 11200 отзывов

Должность государственной гражданской службы

Статья 9 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
1) руководители —
должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) Директор муниципального предприятия «Водоканал» 3) Уборщица в Государственной Думе РФ 4) Учитель начальных классов
Елена

К должностям государственной гражданской и муниципальной службе не относятся.

5) Заместитель начальника главного управления ЗАГС Рязанской области
Елена

Государственная гражданская служба Рязанской области.

Поскольку Главное управление ЗАГС создано для реализации полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Рязанской области, переданных в соответствии с законодательством органам государственной власти субъектов Российской Федерации, то на его сотрудников в полной мере распространяется действие ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 11 июня 2008 года N 103
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ ЗАПИСИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Главное управление записи актов гражданского состояния Рязанской области (далее — главное управление ЗАГС) является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность по реализации на территории Рязанской области полномочий, переданных Российской Федерацией на государственную регистрацию актов гражданского состояния и осуществляющим отраслевое управление в области государственной регистрации актов гражданского состояния.

А к чему относится: 1)ректор ВУЗа

2)главный врач больницы

4)Министр труда и занятости Рязанской области

К должностям государственной или муниципальной службы не относится. Это высшее должностное лицо учебного заведения.

По аналогии с ректором — речь идет о лице наделенным административно-хозяйственными и организационно распорядительными функциями в больнице, но это также не является государственной или муниципальной службой.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»

1. Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельностьна должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.

4)Министр труда и занятости Рязанской области
Елена

РАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2013 года N 10
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Министерство труда и занятости населения Рязанской области (далее — министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере труда и содействия занятости населения, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое или межотраслевое управление в указанной сфере.

Государственная гражданская служба Рязанской области.

Т.е. полицейский относится к государственной гражданской службе или нет?

Т.е. полицейский относится к государственной гражданской службе или нет?
Елена

К гражданской нет.

служба в органах внутренних дел — федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее — органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

  • 2240 ответов
  • 698 отзывов

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.08.2016)
2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1) руководители
— должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 30.06.2016) «О муниципальной службе в Российской Федерации»Статья 6. Должности муниципальной службы
1. Должность муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
2. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
3. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

1) Министр труда и занятости РФ — гос. служба

2) Директор муниципального предприятия «Водоканал» — никуда не относится

3) Уборщица в Государственной Думе РФ — никуда не относится

4) Учитель начальных классов — никуда не относится

5) Заместитель начальника главного управления ЗАГС Рязанской области — гос. служба

Согласно ст. 25 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»

Типы государственных служащих в России

Профессионалы, выполняющие функции управления и организации различных процессов в обществе, наделены государством полномочиями различного значения и характера.

В зависимости от выслуги лет, опыта работы и специальных навыков, государственным служащим присваивается классный чин

В пределах должностной группы выделяется три категории, из которых первая — высший знак отличия.

Государственным служащим установлен пятидневный режим рабочей недели. Однако ненормированная продолжительность дня допускается на основании Закона № 79–ФЗ.

Для молодых специалистов служба первых лет может быть непривлекательна в материальном плане. Но возможность принимать активное участие в подготовке различных правовых и нормативных актов, добавляет профессиональной значимости её обладателям.

Дополнительный заработок и доход, помимо службы в государственных органах, строго запрещён законодательством для всех категорий чиновников.

Денежное содержание служащих состоит из оклада, стимулирующих и поощрительных надбавок. Зависит от занимаемой должности и квалификации.


Денежное содержание служащих состоит из оклада, стимулирующих и поощрительных надбавок. Зависит от занимаемой должности и квалификации.

Влияние АУП на налогообложение

Особенно принципиальным вопрос об отнесении работников к АУП становится при совмещении разных налоговых режимов или ведении различных видов деятельности при ЕНВД, если величина налога при данном спецрежиме зависит от количества работников.

Ведь отличительная особенность работников АУП в том, что они не связаны с конкретным видом деятельности организации. Следовательно, при ведении нескольких видов деятельности в рамках ЕНВД, когда физический показатель – это количество работников, сотрудников АУП необходимо распределять между видами деятельности пропорционально средней численности работников, непосредственно занятых в каждом из «вмененных» видов деятельности (Письма Минфина от 25.10.2013 № 03-11-06/3/45218 , от 23.11.2012 № 03-11-06/3/80 , от 25.10.2011 № 03-11-11/265 ).

Важный инструмент трудового права Если говорить о классификации профессий в общем, то подразделяются они на список рабочих профессий по сфере деятельности, условиям труда, вредности производства, тяжести труда и т.

Статья. «Относится ли медицинский регистратор к медицинскому персоналу?» (И.С.Хайруллина) («Менеджер здравоохранения», 2008, n 10)

«Менеджер здравоохранения», 2008, N 10ОТНОСИТСЯ ЛИ МЕДИЦИНСКИЙ РЕГИСТРАТОР К МЕДИЦИНСКОМУ ПЕРСОНАЛУ?В последнее время часто поступают вопросы по поводу того, относится ли медицинский регистратор к медицинскому персоналу.

При этом ссылаются на то, что в номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г.

«О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»

отсутствуют указания на медицинского регистратора («отсутствует должность»). Действительно, в указанной номенклатуре специальностей должность медицинского регистратора отсутствует.

Вместе с тем в целом ряде других нормативных документов должность медицинского регистратора отнесена к должностям медицинского персонала.

Так, медрегистраторы есть в составе номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения (Приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377

«Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения»

В Приказе Министерства здравоохранения СССР от 11 октября 1982 г.


. Так же в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 08.03.2015)

Категории персонала — определяющие признаки

К персоналу компании относятся все сотрудники, перечисленные в штатном расписании. Важным критерием является трудовой договор, наличие социальных и трудовых гарантий, подчинение единому распорядку работы. Внештатные сотрудники к персоналу не относятся.

Персонал делится на категории по следующим признакам:

  • имущественное отношение — хозяин, наемный работник, соучредитель;
  • отношение к производственному процессу — рабочий, служащий;
  • уровень образования;
  • квалификация — категория, разряд, должность;
  • профессиональная подготовка.

Обратите внимание! Различные категории имеют не линейную, а иерархическую структуру.

Аутстаффинговые компании позволяют варьировать численность официального персонала, оставляя кадровый потенциал неизменным.

Основные категории персонала, задействованного в изготовлении товара, делят на:

Классификация персонала

В теории управления существуют различные подходы к классификации персонала в зависимости от профессии или должности работника, уровня управления, категории работников. Базовой является классификация по категориям работников, предложенная в 1980-х гг. Госкомтруда СССР, предусматривающая выделение двух основных частей персонала по участию в процессе производства: рабочие и служащие (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Классификация персонала предприятия

В настоящее время в теории управления известны различные подходы к классификации персонала: в зависимости от профессии или должности работника, уровня управления, категории работников. В России персонал делится по следующим классификационным признакам:

– по функциям, выполняемым в производственном процессе;

– по характеру фактической деятельности;

– по принципу участия в технологическом процессе;

– по сроку работы.

В зависимости от функций, выполняемых в производственном процессе, принято выделять следующие категории персонала:

1. Рабочие − непосредственно занятые в процессе производства материальных ценностей, а также ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, предоставление услуг. Рабочие, или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, ее обмен, сбыт и сервисное обслуживание.

Производственный персонал можно разделить на две основные части:

основной персонал − рабочие, преимущественно заняты выпуском продукции;

вспомогательный персонал − рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих цехах предприятия.

Результатом труда производственного персонала, является продукция в вещественной форме (здания, автомобили, телевизоры, мебель, продукты питания одежда и т.п.).

2. Служащие, или управленческий персонал. Осуществляют свою трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Они заняты переработкой информации с использованием технических средств управления. Основным результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, создание новой информации, изменение ее содержания и формы, подготовка управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее эффективного варианта − реализация и контроль исполнения решений.

Управленческий персонал разделяется на две основных группы: руководители и специалисты.

3. Руководители − это работники, которые занимают должность руководителей предприятий и их структурных подразделений. К ним относятся: директора (ген. директор), начальники, заведующие, главные специалисты (гл. бухгалтера, гл. инженеры, гл. механики и др.), а также заместители соответствующих должностей.

4.Специалисты − работники, которые занимаются инженерно-технической экономикой и др. работами, в т.ч. − инженеры, экономисты, бухгалтера и др.

Принципиальное отличие руководителей от специалистов заключается в юридическом праве принятия решений и наличии в подчинении других работников. В зависимости от масштаба управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решения по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления. Кроме того, различают руководителей высшего уровня управления предприятия (директор и его заместители), среднего уровня (начальники цехов и подразделений) и нижнего уровня (начальники участков, мастера).

Специалистов предприятия можно разделить на три основные группы в зависимости от результатов труда:

функциональные специалисты управления, результатом деятельности которых является управленческая информация (референты, экономисты, бухгалтера, финансисты, маркетологи и др.);

– специалисты – инженеры, результатом деятельности которых является конструкторско-технологическая или проектная информация в области техники и технологии производства (технологи, инженеры, конструкторы, строителя, проектировщики и др.);

служащие − технические специалисты, которые осуществляют подготовку и оформление документации, учет и контроль хозяйственного обслуживания. Т.е. осуществляют чисто техническую работу (машинистки, операторы, курьеры, лифтеры, кладовщики, официанты и др.), выполняющие вспомогательные работы в управленческом процессе.

Такое разделение персонала необходимо для расчета заработной платы, согласование трудовых показателей с показателями результатов производственной деятельности.

Важнейшим направлением классификации персонала, предприятия есть его разделение по профессиям и специальностям.

Профессия − вид трудовой деятельности, осуществление которой требует соответствия комплекса специальных знаний и практических навыков.

Специальность − более или менее узкая разновидность трудовой деятельности в пределах профессии.

Профессиональный состав персонала предприятия зависит от специфики отрасли деятельности, характера продукции или услуг, которые предоставляются, уровня технического развития. Каждая отрасль имеет свойственные только ей профессии и специальности. С тоже время существуют общие профессия работников и служащих, Классификация работников по квалификационным уровням базируется на их возможностях выполнять работы той или иной сложности,

Квалификация − совокупность специальных знаний и практических навыков, которые определяют степень подготовленности работника к выполнению профессиональных функций обусловленной сложности.

Уровень квалификации руководителей, специалистов и служащих характеризуется уровнем образования, опытом работы на той или иной должности.

Различают специалистов наивысшей квалификации (работники, которые имеют научные степени и звания), специалисты высшей квалификации (работники с высшим специальным образованием и большим практическим опытом), специалисты средней квалификации (со средним образованием и некоторым практическим опытом), специалисты-практики (работники, которые занимают соответствующие должности – инженерные, экономические, но не имеют специального образования).

Разделение труда осуществляется по функциональному, технологическому и профессионально-квалификационному признакам.

К производственному персоналу относятся специалисты и служащие, выполняющие инженерные и технические функции и не исполняющие административных обязанностей по общему или функциональному руководству. Это работники, занятые конструированием, разработкой технической документации, прогрессивных норм и нормативов.

К управленческому персоналу относятся руководители, осуществляющие общее руководство, непосредственные исполнители, выполняющие функции организации, планирования, координации и контроля производственно-хозяйственной деятельности объектов управления.

По характеру фактической деятельности (роду занятий): в данном случае основанием для отнесения работника к категории ИТР служит не образование, а занимаемая должность.

По принципу участия работников в технологическом процессе: рабочие подразделяются на основных и вспомогательных, а ИТР – на руководителей, специалистов и технических исполнителей.

По сроку работы: постоянные, сезонные и временные работники.

Отдельная классификация имеется для служащих, работающих в государственных органах власти (государственные служащие). К государственным служащим относятся граждане России, выполняющие обязанности по государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Классификация государственных должностей (табель о рангах) предусматривает выделение:

– высших государственных должностей: действительные государственные советники 1,2 и 3 классов, ранги с 1 по 3.

– главных государственные должностей: государственные советники 1,2,3 классов, ранги с 4 по 6.

– ведущих государственных должностей: советники Российской Федерации 1,2,3 классов, ранги с 7 по 9.

– старших государственных должностей: советники государственной службы 1,2,3 классов, ранги с 10 по 12.

– младших государственных должностей: референты 1, 2,3 классов, ранги с 13 по 15.

Основное различие между государственными служащими и работниками частного сектора заключается в характере выполнения задач. Деятельность госслужащих протекает в рамках устава и регламента, а наемные работники находятся в договорных отношениях со своим работодателем.

В последние годы наметилась тенденция к использованию отдельных элементов классификации персонала, принятой в западных странах.

Так, в индустриально развитых странах существует несколько иное деление работников на категории. Различают следующие категории:

1. Top management, т.е. высшее звено управления (президент или генеральный директор, члены правления).

2. Middle management – среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов).

3. Lower management – низшее звено управления (руководители подотделов, мастера, бригадиры).

4. Инженерно-технический персонал и конторские служащие («белые воротнички»).

5. Рабочие, занятые физическим трудом («синие воротнички»).

6. Работники социальной инфраструктуры («серые воротнички»).

Американское законодательство делит наемный персонал на две основные категории: рядовые исполнители и «представители администрации», т.е. весь управленческий персонал. Это обусловлено тем, что юридическое право на профсоюзную деятельность представлено только рядовым исполнителем.

Персонал является важнейшей частью предприятия и имеет сложную взаимосвязанную структуру:

штатная структура персонала − определяет состав должностей постоянных сотрудников организации;

функциональная структура персонала − характеризует распределение полномочий и ответственности сотрудников;

социальная структура − характеризует трудовой коллектив предприятия как совокупность групп, классифицированных по полу, возрасту, национальному и социальному составам, уровню образования, семейному положению.

Знание социальной структуры коллектива необходимо для принятия обоснованных стратегических решений по развитию предприятия, совершенствованию системы управления.

В теории и практике кадрового менеджмента сформулировано несколько рекомендаций руководителям по анализу социальной структуры.

1. Половозрастная структура коллектива. Желательно соблюдать паритет в соотношении мужчин и женщин (50х50), если это позволяет производство. Помнить, что на стадии развития и реорганизации следует опираться на молодежь до 30 лет; в стадии стабильной и надежной работы – на 40-летних; там, где требуется значительный опыт и квалификация, делать акцент на 50-летних.

2. Образовательный уровень сотрудников. Брак и конфликты – результат работы чаще всего малообразованных людей.

3. Семейные отношения. Семейный человек более надежен, он больше заинтересован в постоянном хорошо оплачиваемом рабочем месте.

4. Ролевая структура персонала характеризует распределение творческих, коммуникативных и поведенческих ролей в коллективе.

Каждый сотрудник в той или иной степени исполняет следующие три вида ролей:

творческие роли (генератор идей, компилятор идей, эрудит, эксперт, критик, организатор) − свойственны энтузиастам, изобретателям, организаторам и характеризуют активную позицию в решении проблемных ситуаций, поиске альтернативных решений;

коммуникативные роли (лидер, координатор, связной и др.) − определяют содержание и уровень участия работников в информационном процессе, их взаимодействие в обмене информацией в процессе принятия решений;

поведенческие роли (оптимист, нигилист, кляузник, комментатор, догматик и др.) − характеризуют типовые модели поведения людей на производстве, в быту, на работе, в конфликтных ситуациях.

Являясь важным производственным ресурсом, определяющим возможности и конкурентоспособность современных предприятий, «персонал» требует от менеджеров различного уровня профессиональных знаний и навыков к его рациональному, эффективному использованию и управлению. Однако сформировать необходимую систему знаний в области управления персоналом невозможно без понимания места и роли данного вида деятельности в общей системе управления предприятием. Умение руководителя правильно использовать ролевую структуру в управлении персоналом способствует повышению эффективности совместной деятельности коллектива, уменьшению конфликтов. Структурные и качественные изменения в составе персонала обуславливают необходимость новых принципов и методов управления персоналом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «персонал организации».

2. Какими признаками обладает персонал организации?

3. Приведите категорирование персонала по характеру труда.

4. Дайте определение понятию «трудовые ресурсы».

5. Дайте определение понятию «кадры».

6. Что включает кадровый потенциал предприятия?

7. Дайте определение понятию «человеческие ресурсы».

8. Какими параметрами характеризуется количественная оценка трудового потенциала?

9. Какие критерии определяют качество трудовых ресурсов?

10. Дайте определение понятию «индекс человеческого развития».

11. Дайте определение понятиям «индивид», «личность», «индивидуальность».

12. Определите структуру личности.

13. Какими психологическими характеристиками обладает персонал организации?

14. Определите особенности персонала как ресурса организации.

15. Представьте характеристику трудового поведения.

16. Назовите виды и формы трудового поведения.

17. Назовите мотивы трудового поведения человека в организации.

18. Чем характеризуется трудовой потенциал работника?

19. Обозначьте роль человеческого фактора в развитии организации.

20. По каким классификационным признакам делится персонал?

|следующая лекция ==>
Трудовой потенциал работника и трудовой потенциал организации|История развития науки о труде

Дата добавления: 2019-07-26 ; просмотров: 11421 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Профессиональный состав персонала предприятия зависит от специфики отрасли деятельности, характера продукции или услуг, которые предоставляются, уровня технического развития. Каждая отрасль имеет свойственные только ей профессии и специальности. С тоже время существуют общие профессия работников и служащих, Классификация работников по квалификационным уровням базируется на их возможностях выполнять работы той или иной сложности,

Добавить комментарий