Ювенальная криминология и другие науки

Ювенальная криминология

Возрастная специфика ювенальной криминологии. Криминологические характеристики преступности несовершеннолетних в Российской Федерации. Превентивное направление ювенальной криминологии: социальная работа по предупреждению подростковой преступности.
Краткое сожержание материала:

Тема. Ювенальная криминология

Содержание

Введение

Согласно действующему законодательству Российской Федерации несовершеннолетним в широком смысле является лицо в возрасте до 18 лет. Существуют и более детальные трактовки понятия “несовершеннолетний”; в частности, гражданское законодательство различает малолетних, недееспособных и частично дееспособных несовершеннолетних, но это в проблематику исследования не входит. Субъектами уголовного права могут быть несовершеннолетние начиная с 14 лет.

Актуальность темы исследования обусловлена многими причинами. Для социологов и психологов важны специфические особенности социальной политики в России 90-х годов, которые повлияли на судьбы детей и подростков. Подрастающее поколение лишилось ориентиров в условиях культурного вакуума. Точнее говоря, провозглашение “частнособственнических” норм поведения, осуждавшихся прежде, привело к сосуществованию взаимоисключающих ценностных ориентиров, одновременно действующих в обществе. Это самым непосредственным образом повлияло на усложнение социализации подростков, рожденных во второй половине 70-х – начале 80-х гг. Изменение социального строя, провозглашение ценностей обеспеченного образа жизни, обзаведение собственностью и т.д. – все это вызвало фантастический рост личностных притязаний и усиление ориентации на “красивую жизнь”. В силу своего маргинального положения тинэйджеры (не-дети и не-взрослые) не могут знать социально одобряемых способов “зарабатывания” денег. Семья, которая могла бы стать ориентиром и предотвратить негативные аспекты поведения, оказалась бессильной: пошатнулся родительский авторитет. Несовершеннолетние преступники – это подростки, принявшие смягчение моральных и правовых норм за их отсутствие. Нарушают закон и агрессивно активные тинэйджеры, добивающиеся своих целей криминальными средствами, и пассивные неудачники, пополняющие собой армию токсикоманов, наркоманов, алкоголиков и т.д. К тому же многим молодым людям необходимо помогать нуждающимся родственникам, что так же порой толкает их на противоправные действия. В Уголовном кодексе РФ 1996 г. впервые в российском уголовном законодательстве появилась самостоятельная глава 14 об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Эти особенности обусловлены возрастом субъектов, которым к моменту совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. Принято считать, что все нормы, содержащиеся в данной главе УК (ст.87-96), направлены на смягчение ответственности и наказания несовершеннолетних и приняты как исключения из общих предписаний уголовного закона.

Приняв во внимание, что работа с несовершеннолетними преступниками должна вестись с учётом требований возрастной и юридической психологии (в противном случае она будет безрезультатной), получим междисциплинарный характер исследования: помимо социологии и социальной работы, оно имеет отношение к уголовному праву и психологии.

1. Возрастная специфика ювенальной криминологии

Возрастная специфика ювенальной юстиции и ювенальной криминологии определяется общим понятием несовершеннолетние, т.е. возрастом до 18 лет.

Применительно к ювенальной криминологии также можно говорить о ее возрастной специфике, которая определяется критериями как правовыми, так и соответственно криминологическими. Сразу оговоримся, что это криминологическое поле шире правового и включает социально-психологические характеристики изучаемых ювенальной криминологией объектов. Если для ювенальной юстиции “пространство для маневра установлено во всех случаях законом, то к ювенальной криминологии это требование закон может и не предъявлять. В своих научных и практических целях (например, при изучении причин преступности несовершеннолетних) криминолог изучает более широкую возрастную подгруппу несовершеннолетних, чем в возрасте от 14 до 18 лет. В сфере внимания криминолога всегда будут дети и подростки младшей возрастной подгруппы, изучение всех обстоятельств их жизни и воспитания, а не только криминогенных. Нельзя забывать и то, что криминология, в том числе и ювенальная, – это наука, имеющая цели выявления тенденций в преступности, прогнозирования ее развития в будущем, причем на базе массовых, длящихся статистических и иных исследований. И здесь уже ограничение таких исследований узкими рамками, скажем, уголовной ответственности резко снизит результативность криминологического исследования и для целей юридической практики.

Что касается криминологических исследований личности несовершеннолетнего, то правовое пространство несовершеннолетия не совпадает с тем, что правомочна осуществлять ювенальная юстиция.

Прежде всего, криминолог и здесь вправе исследовать разные возрастные подгруппы несовершеннолетних, а не только те, в интересах которых эти исследования проводятся (т.е. тех же уголовно ответственных). Более того, контрольные возрастные подгруппы в криминологическом исследовании могут включать так называемых молодых взрослых, обычно близких по возрасту старшим подгруппам несовершеннолетних, а при изучении личности несовершеннолетних младшего возраста – детей в возрасте до 14 лет.

Почему возможно такое внешне безразличное отношение закона к правовому пространству ювенальной криминологии? Объясняется это просто: результаты криминологических исследований, как уже отмечалось, имеют не прямое, а опосредованное действие. Они не используются сразу и напрямую практикой, которая их проверяет, следовательно, ей небезразлично, насколько условия, ход криминологического исследования, методы, применяемые в нем, корректны не только в научном, криминологическом плане, но и в плане зашиты прав личности. Поэтому гарантии прав личности в криминологическом исследовании, особенно когда его объектом является личность несовершеннолетнего, в законах определены и должны защищаться, например, в профилактике правонарушений несовершеннолетних, разработка которой относится к предмету ювенальной криминологии.

Таким образом, результаты криминологических исследований создают особую криминологическую научную базу для ювенальной юстиции, которая использует ее, решая свои специфические задачи. Именно ювенальная криминология дает в руки судей по делам несовершеннолетних и иных работников правоохранительных органов научные данные из неюридических отраслей науки, составляющих предмет криминологии. Приведем пример взаимосвязи ювенальной юстиции с ювенальной криминологией. Так, при проведении криминологических исследований личности несовершеннолетних (правонарушителей, жертв правонарушений) ювенальная криминология разрабатывает типологию личности несовершеннолетних по разным возрастным подгруппам с учетом социально-психологических признаков личности. Отсюда следуют рекомендации по реабилитации личности с учетом ее особенностей.

Существование ювенальной криминологии в рамках общей криминологии как ее самостоятельной ветви признается всеми криминологами – российскими и западными. Для последних это очевидно еще и потому, что для них ювенальная криминология – это, как правило, область специальных научных интересов неюристов: социологов, психологов, психиатров, врачей иных медицинских специальностей. Более того, в западной криминологии существует мнение, что ювенальная криминология – это наука неюридическая и она не входит в систему отраслей права. Тот факт, что ювенальной криминологией занимаются преимущественно неюристы, наложил свой отпечаток и на направления криминологических исследований, их содержание в целом (на научные программы, реализуемые в рамках соответствующих научных центров, факультетов университетов). При сопоставлении избранных для криминологических исследований объектов действующей ювенальной юстиции наблюдается значительное их сходство именно в использовании в обоих случаях неюридических научных познаний.

Не возникает сомнений, что ювенальная криминология – неотъемлемая составная часть общей криминологии – отражает ее общую концепцию, методологию и методики. Поэтому в литературе по криминологии ювенальная криминология обязательно включается в качестве раздела общей криминологии. Это характерно и для западной, и для отечественной криминологии. К сожалению, в российской криминологии уделяется больше внимания этой общности, а не концептуальной специфике ювенальной ветви. Западные криминологи этот вопрос специально не разрабатывают по иной причине: их, видимо, больше интересуют разработка и обоснование конкретных программ криминологических исследований тех или иных проблем, относящихся к несовершеннолетним.

ювенальная криминология подростковая преступность

Позиция отечественных криминологов относительно общности ювенальной и общей криминологии несколько иная. И в этом смысле понятие криминологии как науки о преступности, ее причинах, личности преступника и предупреждении преступности (это, конечно, общая схема предмета криминологии) целиком относится и к криминологии ювенальной. Теоретическим вопросам специфики ювенальной криминологии исторически внимание уделялось гораздо меньшее, чем криминологии как науке о преступности, ее причинах, личности пр.

Криминология: приглашение к дискуссии
Криминология, предмет исследования. Криминология или социология. Криминология или деликтология. Криминологическая парадигма преступности. Криминальная.

Ювенальная юстиция: очередной прозападный бред
Ювенальная юстиция как правовая основа системы государственных органов, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершённых несовершенно.

Криминология
Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Криминология» для юридических вузов на основе новейшего законодательства и исследований отечест.

Криминология.
М.: Юриспруденция, 2000. — 432 с. Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Криминология» для юридических вузов на основе но.

1. Понятие криминологии. Ювенальная криминология как часть общей криминологии

Начиная с 90-х годов XX столетия, в России наблюдается непрерывный рост преступности несовершеннолетних. Причём в последнее время, как замечают учёные-криминологи и практические работники правоохранительных органов, происходит значительное омоложение преступников. Иными словами всё больше преступлений начинаю совершать дети. Что самое страшное, зачастую эти преступления носят жестокий, варварский, изуверский характер. Такое положение дел является показателем духовного, нравственного здоровья общества.

Говоря о преступности, и ища ответы на поставленные действительностью вопросы, мы обращаемся к науке, которая десятилетиями изучала это явление – криминологии.

Криминология – (от латинского crime – «преступление» и греческого logos – «учение») – это учение о преступлении. Со временем значение этого слова стало трактоваться более широко, и в настоящее время оно понимается как наука о преступности[33].

Такое определение данной науки характеризует лишь общую направленность криминологии и в достаточной степени не отражает содержания этой отрасли научных знаний. Криминология изучает широкий круг социальных и биологических явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых общественных явлений основу криминологии как науки составляет ее предмет, т. е. ответ на вопрос, что именно она изучает.

В литературе предмет криминологии определен далеко не однозначно. Помимо вышеназванных элементов к предмету криминологии некоторые авторы относят[34]:

– закономерности функционирования и развития криминологической науки, ее место и роль в жизни общества;

– организацию конкретных криминологических исследований;

– криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью;

– ликвидацию последствий преступности;

– управление процессами борьбы с преступностью.

Объектом криминологии являются экономические, политические, идеологические, культурные и иные социальные отношения в той мере, в какой они связаны с преступностью и детерминируют её отдельные стороны, а также физиологические и биологические отношения.

Предмет же криминологии гораздо уже. Основным элементом предмета является преступность как особое биологическое и социально-правовое явление.

Следующая задача, решаемая криминологией, сводится к ответу на вопросы, почему возникла и существует преступность, что создает для нее питательную почву, каковы истоки преступности, т. е. к выявлению сложных биосоциальных связей преступности с жизнью общества и его противоречиями.

Преступность – это не только криминологическое понятие, но реальное социальное негативное явление, проявляющееся и выражающееся в преступных деяниях конкретных людей, являющихся носителями сознания и воли. Поэтому нельзя получить сколько-нибудь полные и достоверные знания о преступности, не изучая лиц, уже совершивших преступления.

Наконец, криминология изучает проблему предупреждения преступности – специфическую область социального регулирования, управления и контроля, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель преодоления этого негативного общественно опасного явления.

Теоретическая цель криминологии состоит в построении модели будущего результата научной деятельности по итогам изучения и познания преступности. Иначе говоря, эта цель заключается в познании закономерностей преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулировании гипотез, определении задач развития данной науки. Практическая цель выражается в выработке научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью[35].

Перспективные цели криминологии сводятся к созданию разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей своевременно и эффективно нейтрализовывать и преодолевать криминогенные факторы. Ближайшие цели связаны, как правило, с осуществлением каждодневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью, её предупреждения, с оперативным и гибким реагированием на все изменения в криминогенной обстановке и внесением соответствующих корректив в этот процесс.

Из целей криминологии вытекают ее задачи, к которым можно отнести[36]:

1. получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике как в прошлом, так и настоящем;

2. криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т. д.) для дифференцированной борьбы с ними;

3. выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработку рекомендаций по их преодолению;

4. изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификацию различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;

5. определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.

В криминологии традиционно выделяют две части – общую, включающую в себя базовые, основные теоретические представления о преступности, преступлениях и преступнике, и особенную, изучающую криминологические характеристики отдельных видов преступлений и своеобразия деятельности по их предупреждению.

Преступность несовершеннолетних и её предупреждение относится к особенной части криминологии. Во второй половине 1990-х годов Э.Б. Мельникова выступила с предложением о выделении в системе общей криминологии ювенальной криминологии. Иными словами было предложено возвести исследование преступности несовершеннолетних и её профилактику в особый статус и акцентировать на этом внимание посредствам переименования. Ювенальная криминология должна была стать теоретико-практическим подспорьем при создании ювенальной юстиции в России и её системы, а также ювенального права[37].

Совершенно очевидно, что ювенальная криминология неотъемлемая составляющая часть общей криминологии, вбирающая в себя её концепции, методологии и методики. К сожалению, отечественные криминологи, при исследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в большей степени опираются на общетеоретические знания криминологии, нежели на специальные знания, обусловленные спецификой ювенальной ветви. Исторически повелось, что теоретическим вопросам особенностей ювенальной криминологии внимание уделялось гораздо меньше, чем криминологии как науке о преступности, ее причинах, личности преступника и предупреждении преступности, т. е. общей криминологии. Этот пробел явно наблюдается в учебной литературе.

Говоря об особом положении ювенальной криминологии, мы не можем обойти стороной вопрос характерных особенностей, присущих ювенальной криминологии.

Во-первых, это особый объект криминологических исследований – личность несовершеннолетнего с её специфическими признаками:

1. подвижностью в связи с физическим и социальным ростом человека;

2. вытекающим из этого социально-правовым статусом несовершеннолетнего;

3. особенностями поведения несовершеннолетних – неадекватностью в конфликтных ситуациях, завышенными или, наоборот, заниженными возрастными ролевыми ожиданиями.

Во-вторых, особая микросреда несовершеннолетнего с её влиянием на его личность и поведение. Речь идет о семье, школе, досуге, ближайшем окружении, работе. Особая роль – воспитание и влияние взрослых.

В-третьих, научная разработка соответствующей системы мер предупреждения отклоняющегося от нормы, т. е. девиантного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Специфика ювенальной криминологии состоит в том, что комплекс исследуемых обстоятельств и признаков личности несовершеннолетних преступников значительно шире, чем при изучении преступности взрослых.

Криминология, изучая проблемы преступности несовершеннолетних с помощью научных методик, получает данные, предназначенные:

– для более углубленного изучения причин преступности, личности несовершеннолетнего преступника;

– использования результатов массовых криминологических исследований для оценки тенденций в преступности несовершеннолетних на базе соответствующих изменений в социально-экономической обстановке в стране;

– определения «болевых точек» в преступности несовершеннолетних на данный момент.

Эти результаты криминологических исследований очень важны, но прежде всего для решения стратегических задач борьбы с преступностью несовершеннолетних, а не для расследования и судебного разбирательства по конкретным делам.

Вместе с тем установление состояния, динамики, структуры преступности несовершеннолетних при анализе статистических показателей и качественных характеристик преступности несовершеннолетних даёт в руки следователя, суда тактическое оружие по конкретному уголовному делу (внимание обращается на серьезные изменения в условиях жизни и воспитания, ценностных ориентациях самих подростков).

Резюмируя вышеизложенное, отметим, ювенальная криминология является теоретико-практической основой для разработки концепций, программ, стратегий борьбы с преступностью несовершеннолетних, беспризорностью, безнадзорностью, иным асоциальным поведением, дальнейшей профилактики этих негативных проявлений общественной жизни. А также основой для дальнейшего развития, модернизации и совершенствования юридического обеспечения защиты прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и деятельности ювенальной системы в целом.

§ 4. ювенальная криминология и принцип социальной насыщенности ювенальной юстиции

§ 4. ювенальная криминология и принцип социальной насыщенности ювенальной юстиции: Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии, Мельникова Э.Б., 2001 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Анализируется концепция ювенальной юстиции. В ее рамках рассмотрена специфика реализации ювенальной юстицией функций судебной власти, взаимосвязь ювенальной юстиции и гражданского общества, общественных объединений.

§ 4. ювенальная криминология и принцип социальной насыщенности ювенальной юстиции

Напомним, что суть социальной насыщенности ювенальной юстиции состоит в максимальном использовании в судебном процессе по делам несовершеннолетних неюридических специальных познаний. Соответственно главным источником этих познаний являются представители разных отраслей науки неюридического профиля, те, кого в западной юридической литературе именуют “непрофессиональным элементом”. Можно напомнить и то, что использование таких специалистов значительно шире, чем приглашение в процесс экспертов, поскольку роль непрофессионалов (т.е. неюристов) не сводится к заключению по интересующему суд вопросу, но состоит в даче рекомендаций по выбору режима исполнения меры воздействия в отношении несовершеннолетнего и даже самой этой меры. Важно то, что научной базой во всех этих случаях служат специальные исследования, проводимые упомянутыми специалистами, по изучению личности несовершеннолетнего, влияния на нее конкретных условий жизни и воспитания подростка. Для этого по решению суда по делам несовершеннолетних подросток может быть помещен в специализированный центр, бюро, клинику, где подобные исследования проводятся. Это правило и традиция использования “непрофессионального элемента” судом для несовершеннолетних. До настоящего времени ни в законах, ни в судебной практике неюридические специальные познания в российском уголовном процессе таким образом не применялись. Однако принятие Федерального закона “Об основах систем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (1999 г.) это положение изменило и приблизило только что рассмотренную практику к российской. Правда, как уже упоминалось, в ней значительно меньше участия суда. Можно надеяться, что, если ювенальная юстиция в России все же будет создана, она воспримет и приоритетное положение в ней суда для несовершеннолетних. Во всяком случае, указание на помещение несовершеннолетних в профилактических целях в реабилитационные центры, естественно, предполагает и изучение их личности специалистами-неюристами. Означает это и то, что суд должен получить в этой связи широкие полномочия по контролю за “непрофессиональным элементом”, который реально будет использоваться в профилактической деятельности. Наконец, очевидна и возможность создать в будущем систему вспомогательных служб в судебном округе. Тогда связь ювенальной юстиции с ювенальной криминологией, работающей на суд для несовершеннолетних, станет и в России органичной.

В западной ювенальной криминологии криминологические исследования, как уже отмечалось выше, проводятся в специальных научно-исследовательских центрах либо на разных факультетах университетов. Первый вариант более характерен для стран континентальной системы, второй — англосаксонской. Правда, такое деление связано не с правовой системой, а с историческим развитием криминологии, ювенальная ветвь которой с самого начала развивалась параллельно с развитием судов для несовершеннолетних. Стоит, однако, оговориться, что в такой стране, как США, проводились комплексные криминологические исследования преступности несовершеннолетних, например, по президентской программе борьбы с преступностью несовершеннолетних (Программе Белого дома), и тогда в действие включалась вся система правоохранительных органов, суды, профилактические службы.

На Европейском континенте комплексные криминологические исследования несовершеннолетних делинквентов (правонарушителей), подростков, находящихся в опасности, более всего развиты во Франции, где такие исследования проводятся во Французском национальном центре надзираемого воспитания (г. Вокрессон). В рамках этого центра в свое время были проведены два всемирно известных исследования — “500 юных делинквентов. Результаты предварительного исследования факторов делинквентности несовершеннолетних” и “Групповая делинквентность несовершеннолетних”. Этот же центр был участником длящегося комплексного международного исследовательского проекта “Преступность несовершеннолетних и экономическое развитие современной Европы”.

Исследования личности несовершеннолетних, причин их неадаптированности, девиантности, делинквентности учеными Центра в Вокрессоне можно назвать образцом таких исследований в рамках ювенальной криминологии. Для них характерны четкость статистического анализа, включающего выбор исследуемых и контрольных групп; разнообразие изучаемых факторов преступности и признаков личности несовершеннолетних; чрезвычайная детализация исследования и одновременно четкая субординация отдельных направлений исследования. Конечно, опубликованные тома, где отражены результаты этих исследований, трудны для их восприятия с первого взгляда даже профессионалом-криминологом. Однако авторы позаботились о своих главных потребителях — судах по делам несовершеннолетних и учреждениях надзираемого воспитания, где происходит исполнение принудительных мер воспитательного воздействия. В опубликованных трудах есть специальные для них рекомендации, касающиеся вариантов признаков личности, условий жизни и воспитания подростков, причин наиболее типичных и нетипичных правонарушений, отклонений от нормы. Именно французский вариант криминологического исследования в рамках ювенальной криминологии свидетельствует о двух обстоятельствах, которые анализировались в данной главе: о научной самостоятельности ювенальной криминологии и о ее органической связи с ювенальной юстицией. Такую же картину дает бельгийская ювенальная криминология, где основные криминологические исследования сосредоточены в Бельгийском национальном центре криминологии.

Что касается Англии и Уэльса, то “лицо” ювенальной криминологии в этой стране представляют исследования в колледжах университетов, причем в основном относящиеся не к социально-психологической, но к правовой характеристике правонарушений несовершеннолетних. Так что в этой стране ювенальная криминология имеет более юридическую окраску, чем в других западных странах, хотя и здесь наличествует “непрофессиональный элемент”. В английской судебной системе судья по делам несовершеннолетних необязательно должен иметь юридическое образование. Напомню также, что исторически подобное требование не предъявлялось и к магистратам, мировым судьям в США, в России.

Пожалуй, самой нетрадиционной страной, когда речь идет о взаимосвязи ювенальной криминологии и ювенальной юстиции на базе социальной насыщенности правосудия для несовершеннолетних, являются США. Хотя именно эта страна дала старт параллельному движению ювенальной юстиции и ювенальной криминологии, создав у себя социально ориентированную ювенальную судебную юрисдикцию — суд для несовершеннолетних, во второй половине XX в. она отошла от традиционного обслуживания криминологией только судов по делам несовершеннолетних. Федеральные программы Белого дома по борьбе с преступностью несовершеннолетних, возникшие как ответ на быстрый рост и ухудшение качественной характеристики преступности несовершеннолетних во второй половине XX в., выдвинули на передний план не детализованные исследования личности несовершеннолетних правонарушителей, а изучение социально-экономических причин их преступности в США, необходимость проведения реформ пенитенциарной системы в отношении несовершеннолетних, изучение эффективности судебной системы по делам несовершеннолетних. В этих программах стояла и задача криминологического исследования личности, микросреды несовершеннолетнего, но она не была главной в упомянутых программах. Одновременно и “непрофессиональный элемент” при реализации программ составляли преимущественно социологи, экономисты, поскольку изучались макроэкономические и социальные процессы в жизни американского общества и делались попытки выяснить их влияние на преступность несовершеннолетних. И общестатистические исследования с применением математических методов также занимали место в рамках программ.

Однако эта тенденция вовсе не означала отказ от обслуживания ювенальной криминологией судов по делам несовершеннолетних. Оно сохранилось, но обрело несколько иную направленность. Эти исследования нельзя с точки зрения американской науки отнести к ювенальной криминологии и тем более искать в неюридические специальные познания. Конкретные криминологические исследования проводятся в основном в университетах и очень часто юристами. Проблемы, изучаемые в таких исследованиях, — это деятельность судов для несовершеннолетних; пенитенциарная реформа, касающаяся исполнения наказания в иных принудительных мер в отношении несовершеннолетних; роль адвоката в рамках ювенальной юстиции и др.

Завершая рассмотрение вопроса о взаимосвязи ювенальной юстиции и ювенальной криминологии, можно сделать следующие общие выводы:

— ювенальная криминология, будучи частью общей криминологии, получила свою специфику именно в связи с потребностями в криминологических исследованиях для целей ювенальной юстиции и других правоохранительных органов, занимающихся преступностью несовершеннолетних, ее предупреждением, обращением с несовершеннолетними правонарушителями;

— обратная связь между ювенальной криминологией и ювенальной юстицией способствовала обогащению ювенальной юстиции непрофессиональными (неюридическими) специальными познаниями, укрепляла принцип социальной насыщенности правосудия для несовершеннолетних, изначально составляющий специфику ювенальной юстиции;

— учитывая этот процесс взаимопроникновения и имея в виду, что правосудие решает судьбу несовершеннолетнего как человека и гражданина, существенное значение приобретает строгое соблюдение принципа повышенной юридической защиты несовершеннолетних в условиях взаимодействия ювенальной юстиции и ювенальной криминологии.

1. Объясните содержание понятия “ювенальная криминология”.

2. В чем связь ювенальной и общей криминологии?

3. В чем заключается криминологическая специфика ювенальной криминологии?

4. Почему важно при изучении ювенальной юстиции определить ее связь с ювенальной криминологией?

5. Каковы правовые границы функционирования ювенальной юстиции и ювенальной криминологии? В чем здесь их сходство и различия?

6. Рассмотрите историческую и концептуальную связь ювенальной юстиции и ювенальной криминологии с момента создания первого суда для несовершеннолетних и до наших дней. Чем можно объяснить их параллельное развитие в начальный период? Что послужило причиной их разных путей развития? Каково современное состояние этой взаимосвязи?

7. Ювенальная юстиция и ювенальная криминология в рамках принципа повышенной правовой защиты несовершеннолетних. Сходство и различия.

8. Использование неюридических специальных познаний ювенальной юстицией и ювенальной криминологией. Укажите сходство и различия.

9. В чем состоит прямая и обратная связь между ювенальной юстицией и ювенальной криминологией? Рассмотрите этот вопрос применительно к принципу повышенной защиты несовершеннолетних.

10. То же задание применительно к принципу социальной насыщенности рассматриваемых ювенальных дисциплин.

11. Новые вопросы в профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в законодательстве России и теоретические и практические вопросы взаимосвязи ювенальной юстиции и ювенальной криминологии. В чем достоинства и недостатки нового Закона о системе профилактики (от 24 июня 1999 г.)?

Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии

Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии

Предмет: Право Автор: Мельникова Э.Б. Год издания: 2001 Язык учебника: русский Рейтинг: Просмотров: 2412

Обсуждение Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии

Комментарии, рецензии и отзывы

§ 4. ювенальная криминология и принцип социальной насыщенности ювенальной юстиции: Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии, Мельникова Э.Б., 2001 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Анализируется концепция ювенальной юстиции. В ее рамках рассмотрена специфика реализации ювенальной юстицией функций судебной власти, взаимосвязь ювенальной юстиции и гражданского общества, общественных объединений.

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]

История ювенальной криминологии.

1.2. Особенности преступности несовершеннолетних…………………………..

Глава 2. КРИМИНАЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………

2.1. Личность несовершеннолетнего преступника: понятие и особенности……………………………………………..

2.2. Причины и условия преступности несовершеннолетних…………………………………..

Глава 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ………………………

3.1. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних………………………….

3.2. Правовая база предупреждения преступности несовершеннолетних …………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

История ювенальной криминологии.

Ювенальная криминология берет своё начало ещё с давних времен, а также её развитие и становление носят международный характер.

На протяжении веков плохое обращение с детьми являлось нормой общественных отношений и закреплялось в законодательстве разных государств. В уголовной сфере в то время не было различий между несовершеннолетними и взрослыми, были все равны. Равенство касалось не только привлечения к ответственности, но и отбывания наказания. Также несовершеннолетние подвергались смертной казни, телесным наказаниям, на ровне со взрослыми преступниками отбывали наказание в тюрьмах.

Сам термин «ювенальный» (лат. juvenalis – юный) – не достигший половой зрелости. 1

В древних цивилизациях зарождались философские взгляды, рассуждения о возникновении человеческого общества, возникали мысли о предупреждении правонарушения.

На протяжении веков появлялись знания о личности преступника, о его поведении, о преступлении, создавались и реализовывались идеи по борьбе с подростковой преступностью.

В отдельные исторические периоды подходы к уголовной ответственности и наказаниям несовершеннолетних несколько смягчились так, по Закону 12 таблиц в Древнем Риме применялся принцип прощения, обоснованный несовершеннолетним возрастом подсудимого. 2

В конце 19 века в российском законодательстве ввели нормы, уменьшающие тяжесть наказания к несовершеннолетним. Во время правления Екатерины 2, малолетними признавались дети, не достигшие десятилетнего возраста, а также они признавались невменяемыми и их отдавали родителям, опекунам, но не суду. Постепенно во второй половине 19 века начало меняться

1 Егорова Т.В.Словарь иностранных слов современного русского языка. М. «Аделант» 2014

2 Вестошкин С.А. Ювенальное право: Учебное пособие. г. Екатеринбург – 2008 г.

отношение к несовершеннолетним преступникам, начинают создаваться специальные отдельные учреждения для подростков, совершивших преступления, вместо карательных наказаний, начинают проводится воспитательные функции.

Активное развитие общественного строя и права послужило, причиной рассмотрения вопроса о подростковой преступности. Также появляются первые специальные учреждения, которые занимались перевоспитанием трудных подростков.

В 1824 г. в Нью-Йорке был создан первый реформаторий для детей и подростков с целью оградить их от совместного содержания в тюрьмах с взрослыми преступниками. 3

В 1831 г. в штате Иллинойс в США принимается закон, предусматривающий смягчение уголовных наказаний для несовершеннолетних за некоторые виды преступлений. 4

В 1904 – 1926 годы были созданы национальные суды для несовершеннолетних в Австрии, Австралии, Англии, Бельгии, Германии, Греции, Египте, Испании, Италии, Франции, Японии и других странах. 5

В 1831 г. в штате Иллинойс в США принимается закон, предусматривающий смягчение уголовных наказаний для несовершеннолетних за некоторые виды преступлений. 6

Впервые определение ювенальной криминологии (не являющееся бесспорным) дано авторами ювенального словаря в 2001 г. «Ювенология криминологическая – отрасль криминологии, предметом которой является преступность несовершеннолетних, её специфические факторы, личность несовершеннолетнего делинквента, а также система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних. 7

Ювенальная криминология с годами меняется, сменяя законы, сменяя профилактические методы.

3 Вестошкин С.А. Ювенальное право: Учебное пособие. г. Екатеринбург – 2008 г.

4 Вестошкин С.А. Ювенальное право: Учебное пособие. г. Екатеринбург – 2008 г.

5 Лелеков В.А., Е.В. Кошелева. Ювенальная криминология: Учебник –Воронеж: ВИ МВД России, 2012. – 495с

6 Вестошкин С.А. Ювенальное право: Учебное пособие. г. Екатеринбург – 2008 г.

7 Лелеков В.А., Е.В. Кошелева. Ювенальная криминология: Учебник –Воронеж: ВИ МВД России, 2012. – 495с

Источником развития ювенальной криминологии является теории о воспитании детей и юношества, и психолого-педагогические. Также стоит отметить, что источниками ювенальной криминологии являются обычаи, а именно традиции, которые носят свою специфику, у разных народов разный взгляд на воспитание своих детей.

Таким образом из вышенаписанного можно отметить, что в исторические годы, отношение к несовершеннолетним преступникам было жестокое начиная с античного мира до средневековья. Правосудие было ужесточено, в том плане, что любая провинность могла караться смертной казнью, такое наказание касалось не только взрослых преступников, но и несовершеннолетних, к тому же, в то время несовершеннолетние отбывали наказания в одних и тех же тюрьмах, где находились и взрослые преступники. Родители несовершеннолетнего в то время не отличались от правосудия почти ничем, так как родитель тоже мог жестоко наказывать своего ребенка за любую провинность.

В разные периоды истории, многие государства пробовали создать сильную систему законов, по борьбе с детской преступностью. Также из истории стоит отметить, что в древние времена, в том числе и средневековье не знали правового понятия детства, поэтому в исторических правовых актах не было указано ничего о защите детей и подростков, которые нарушали закон.

Несмотря на то, что в некоторых государствах в историческое время, к несовершеннолетним относились жестоко, были в то время и государства, которые отличались в плане наказаний к подросткам которые нарушили закон. К примеру, в Китае было наставление Конфуция о том, что нужно проявлять сострадание и милосердие к калечным детям. Благодаря тому, что в Китае стали применять наставление Конфуция касаемо наказаний к несовершеннолетним которые не достигли 8 лет их начали освобождать от телесных наказаний.

А вот в истории Рима, правосудие касаемо несовершеннолетних было немного другим, касалось это возраста несовершеннолетнего преступника, в зависимости от возраста правосудие выносило вердикт о вменяемости или невменяемости несовершеннолетнего. Поэтому возраст разделялся на три пункта:

1. Infantes – полностью невменяемые, к этой категории относились дети которым было 7 лет;

2. Impubes – условно вменяемые, к этой категории относились мальчики которым было от 7 – 14 лет и девочки которым было 7 – 12 лет;

3. Minores – полностью вменяемые, к этой категории относились подростки от 14 – 18 лет, иногда преторский эдикт мог поменять возраст до 25.

Также в Риме наказание к несовершеннолетним преступникам тоже было другим. К примеру, если была совершена государственная измена, дети совершившего преступление, в равной степени наказывались точно также, как и отец. Детей можно было помиловать, но в случае помилования, дети лишались наследства. Позже римское правосудие сочло поменять законы на более мягкие касаемо наказания несовершеннолетнего преступника. Римское правосудие решило освобождать несовершеннолетнего преступника от уголовной ответственности, потому что в столь раннем возрасте ребенок не может в сознательно совершить противоправное действие.

Представляется неоспоримым вклад религии в борьбу с преступностью. Не случайно перечисленные нормы в некоторой интерпретации изложены в Коране и других священных книгах многих религий. Первые уголовно-правовые законы использовали в качестве источника религиозные нормы о запрете посягательств на личность и собственность. Эти религиозные нормы несут в себе нравственный заряд борьбы с преступностью, имеют предупредительный, воспитательное-правовой характер. 8

Для европейских народов наиболее знаменательным является написание Библии – Священного Писания. Библия имеет два текста: Ветхий Завет состоит из памятников древнееврейской литературы 12 в. до н.э.; Новый Завет составляют памятники раннехристианской литературы второй половины I века и начала II века н.э. Евангелия повествуют о жизни и учении Христа. Уже в Ветхом Завете, в десяти известных всем заповедях, содержатся рекомендации гражданам предупредительного характера: 9

8 Лелеков В.А., Е.В. Кошелева. Ювенальная криминология: Учебник –Воронеж: ВИ МВД России, 2012. – 495с

9 Лелеков В.А., Е.В. Кошелева. Ювенальная криминология: Учебник –Воронеж: ВИ МВД России, 2012. – 495с

– не произноси ложного свидетельства.

– не желай дома ближнего твоего;

– не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. 10

На протяжении всей истории человечества борьба с преступностью осуществлялась в двух формах: уголовно-правовыми мерами и криминологическими. В отдельные периоды жертвами «меча правосудия» становились безвинные люди, обвиненные в колдовстве, инакомыслии и других выдуманных «преступных» деяниях. В эпоху инквизиции, сталинских репрессий государство не вершило правосудие, а выступало в роли палача-преступника. В эти периоды оказались не востребованными криминологические теории, рекомендации, выработанные человечеством. К примеру, в России криминология как наука о преступности и ее причинах с 30-х по 60-е годы прошлого века оказалась под запретом. 11

В конце 19 века, подростковая преступность начала набирать новые обороты, несовершеннолетние девочки не только воровали, но и начали заниматься проституцией, а в качестве сутенеров были несовершеннолетние мальчики. В те времена дети которые вставали на неправильный путь и совершали преступления и вели раннюю половую жизнь, чтобы заработать деньги, как правило относились к низкому классу, то есть трудовому. Зачастую девочки совершали кражи дома, воровали у своих родителей, родственников, а на улице совершали кражи значительно реже. Проституция у несовершеннолетних девочек была чуть ли не главным заработком, к тому же малолетние девочки не только занимались проституцией из-за материального дохода, но и потому что им было это интересно, они считали, что проституция — это своего рода развлечение.

Что касается несовершеннолетних мальчиков, то создавались отдельные воровские группы из таких несовершеннолетних, как и они сами, в основном в группе состояли беспризорники. Воровские группировки, состоявшие из несовершеннолетних мальчиков, в основном занимались мошенничеством, мелкими кражами и в редких случаях убийствами.

10 Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета – М.: Российское Библейское общество, 2003. – С. 81.

11 Лелеков В.А., Е.В. Кошелева. Ювенальная криминология: Учебник –Воронеж: ВИ МВД России, 2012. – 495с

Также стоит отметить, что на совершение преступления, на несовершеннолетних, в основном влиял алкоголь. Девочки алкоголь употребляли реже, в большинстве случаев, алкоголь употребляли мальчики.

Поведение детей полностью зависело от родителей и какое место они занимали в обществе. Дети шли на преступления не от хорошей жизни, а для того чтобы себя прокормить, от того что родители не могли просто на просто их обеспечить. Также дети совершали преступления из-за того, что родители им отказывали в их прихотях, из-за нехватки денег, а ребенок всё ровно хотел допустим купить себе игрушку. Дети совершали преступления ещё из-за того, что родители вели безобразный образ жизни, употребляли алкоголь при ребенке, либо спаивали его ради развлечения, ругались бранными словами, и порой избивали ребенка, вели беспорядочную жизнь и занимались попрошайничеством. Несовершеннолетние видели жизнь родителей, видели их поведение и плохое оно или хорошее было, они всё примеряли на себе, думая, что, если родители так себя ведут, свойственно эта правильная форма поведения и поэтому так можно себя вести.

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

§ 2. Криминология общая и ювенальная

Существование ювенальной криминологии в рамках общей криминологии как ее самостоятельной ветви признается всеми криминологами — российскими и западными. Для последних это очевидно еще и потому, что для них ювенальная криминология — это, как правило, область специальных научных интересов неюристов: социологов, психологов, психиатров, врачей иных медицинских специальностей. Более того, в западной криминологии существует мнение, что ювенальная криминология — это наука неюридическая и она не входит в систему отраслей права. Тот факт, что ювенальной криминологией занимаются преимущественно неюристы, наложил свой отпечаток и на направления криминологических исследований, их содержание в целом (на научные программы, реализуемые в рамках соответствующих научных центров, факультетов университетов). При сопоставлении избранных для криминологических исследований объектов действующей ювенальной юстиции наблюдается значительное их сходство именно в использовании в обоих случаях неюридических научных познаний.

Не возникает сомнений, что ювенальная криминология — неотъемлемая составная часть общей криминологии — отражает ее общую концепцию, методологию и методики. Поэтому в литературе по криминологии ювенальная криминология обязательно включается в качестве раздела общей криминологии. Это характерно и для западной, и для отечественной криминологии. К сожалению, в российской криминологии уделяется больше внимания этой общности, а не концептуальной специфике ювенальной ветви. Западные криминологи этот вопрос специально не разрабатывают по иной причине: их, видимо, больше интересуют разработка и обоснование конкретных программ криминологических исследований тех или иных проблем, относящихся к несовершеннолетним.

Позиция отечественных криминологов относительно общности ювенальной и общей криминологии несколько иная. И в этом смысле понятие криминологии как науки о преступности, ее причинах, личности преступника и предупреждении преступности (это, конечно, общая схема предмета криминологии) целиком относится и к криминологии ювенальной. Теоретическим вопросам специфики ювенальной криминологии исторически внимание уделялось гораздо меньшее, чем криминологии как науке о преступности, ее причинах, личности преступника и предупреждении преступности, т.е. общей. Этот пробел заметен и в учебной литературе. Если сравнить между собой некоторые новые учебники и учебные пособия по криминологии для юридических вузов, можно обнаружить распыленность материала о несовершеннолетних по многим разделам. Ювенальная криминология стабильно отражена в разделе Особенной части учебников, где речь идет о разных субъектах или объектах преступлений (преступность несовершеннолетних, женщин, экологическая преступность и т.д.). Даже в вузовском учебнике “Криминология” под редакцией Н.Ф. Кузнецовой и Г.Н. Миньковского, изданном в 1998 г., где гл. X “Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи” написана Г.Н. Миньковским 70 — основателем этого направления в отечественной криминологии, ювенальная криминология как самостоятельная тема не обозначена 71 .

Недостаточное внимание к ювенальной криминологии провоцирует опасность игнорирования прав и свобод несовершеннолетних как в самих криминологических исследованиях, так и в использовании их результатов в рамках ювенальной юстиции.

В заключение остановимся на специфических признаках ювенальной криминологии, отличающих ее от общей криминологии:

• особый объект криминологических исследований — личность несовершеннолетнего с ее специфическими признаками: а) подвижностью в связи с физическим и социальным ростом человека; б) вытекающим из этого социально-правовым статусом несовершеннолетнего; в) особенностями поведения несовершеннолетних — неадекватностью в конфликтных ситуациях, завышенными или, наоборот, заниженными возрастными ролевыми ожиданиями;

• особая микросреда несовершеннолетнего с ее влиянием на его личность и поведение. Речь идет о семье, школе, досуге, ближайшем окружении, работе. Особая роль — воспитание и влияние взрослых;

• научная разработка соответствующей системы мер предупреждения отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Превентивная часть ювенальной криминологии напрямую связана с ювенальной юстицией в рамках ее предупредительного “воздействия на личность и поведение несовершеннолетних.

Специфика ювенальной криминологии состоит в том, что комплекс исследуемых обстоятельств и признаков личности несовершеннолетних преступников значительно шире, чем при изучении преступности взрослых. В ст. 392 УПК России и в ст. 89 УК РФ на это есть указания.

Однако принцип повышенной правовой защиты несовершеннолетних, характерный для ювенальной юстиции и отраженный в нормах уголовного и уголовно-процессуального права, не получает адекватного отражения в криминологии. Связано это с тем, что ювенальная юстиция — это действующая система правосудия, реализующая свои функции при расследовании и судебном разбирательстве конкретных уголовных дел несовершеннолетних. Криминологические исследования, предметом которых является преступность несовершеннолетних, не являются частью правоохранительного механизма. Криминология, изучая проблемы преступности несовершеннолетних с помощью научных методик, получает данные, предназначенные:

для более углубленного изучения причин преступности, личности несовершеннолетнего преступника;

использования результатов массовых криминологических исследований для оценки тенденций в преступности несовершеннолетних на базе соответствующих изменений в социально-экономической обстановке в стране;

определения “болевых точек” в преступности несовершеннолетних на данный момент.

Эти результаты криминологических исследований очень важны, но прежде всего для решения стратегических задач борьбы с преступностью несовершеннолетних, а не для расследования и судебного разбирательства по конкретным делам.

Вместе с тем установление состояния, динамики, структуры преступности несовершеннолетних при анализе статистических показателей и качественных характеристик преступности несовершеннолетних (то, чем во всем мире занимается ювенальная криминология) дает в руки следователя, суда тактическое оружие по конкретному уголовному делу (внимание обращается на серьезные изменения в условиях жизни и воспитания, ценностных ориентациях самих подростков, например, в современной России при переходе ее к рыночной экономике).

Тема 2: Понятие, предмет и методика ювенальной криминологии.

1. Формирование понятия и предмета ювенальной криминологии. Взаимосвязь ювенальной криминологии с общей криминологией. Специфические признаки ювенальной криминологии.

2. Специфические условия и требования, предъявляемые к проведению исследований в отношении личности несовершеннолетних правонарушителей. Необходимость соблюдения специфических условий при разработке направлений, средств и мер по предупреждению преступности несовершеннолетних. Сходство и различие методов, применяемых в общей и ювенальной криминологии.

Тема 3. Характеристика современного состояния преступности несовершеннолетних и противодействия ей.

1. Понятие преступности несовершеннолетних. Количественные показатели (характеристики) преступности: состояние (уровень), коэффициент (индекс), динамика. Качественные показатели (характеристики) преступности: структура, характер, цена. Характер преступности: наиболее распространённые и наиболее общественно опасные виды преступности. Региональные различия преступности («география» преступности). Латентность преступности. Соотношение общей преступности и преступности несовершеннолетних.

2. Личность несовершеннолетнего преступника: социально-демографические, социально-ролевые и нравственно-психологические признаки.

3. Детерминанты преступности несовершеннолетних. Семья, образовательные учреждения, сфера досуга – основные элементы микросреды, обуславливающие формирование личности несовершеннолетнего.

2. Общесоциальное, спецально – криминологическое и индивидуальное предупреждение преступности несовершеннолетних. Противодействие преступности несовершеннолетних как часть уголовной политики России.

Тема 4. Современное состояние и перспективы развития ювенальной криминологии

1. Формирование понятия и предмета ювенальной криминологии. Работы российских учёных в области исследования и предупреждения преступности несовершеннолетних. Востребованность и реализация теоретических знаний о преступности несовершеннолетних на современном этапе.

2. Взаимосвязь ювенальной криминологии и ювенальной юстиции, юридической психологией, ювенальной политикой.

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы студентов по дисциплине

1. Примеры типовых заданий

2. Примерные темы докладов

3. Вопросы к экзамену

4. Методические рекомендации по оформлению реферата

5. Примерные темы рефератов.

6. Методические рекомендации по выполнению письменных заданий

7. Тестовые задания

6.1 Распределение часов внеаудиторной самостоятельной работы студента при изучении дисциплины

Таблица 5

Наименование темы или раздела дисциплины (модуля)

Список рекомендуемой литературы

Вопросы для самопроверки

  1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Ювенальная криминология в России: возникновение и развитие» представляет собой отрасль знаний, являющихся частью общетеоретической науки и учебной дисциплины «Криминология».

Изучение данной дисциплины начинается с изучения теоретических аспектов, в результате которого студенты ознакомятся с основными понятиями, истоками возникновения и развития науки, сформируют представление о сущности и общественной опасности преступности несовершеннолетних, личности преступника, системе предупреждения преступлений несовершеннолетних, правовом регулировании данной деятельности, значении знаний в области ювенальной криминологии для уголовной политики государства.

Рабочая программа по дисциплине «Ювенальная криминология в России: возникновение и развитие» предназначена в помощь студентам в системном овладении знаниями по данной учебной дисциплине.

Учебным планом для изучения данной дисциплины предусмотрены теоретические занятия (лекции), практические занятия и самостоятельная работа студентов.

В процессе самостоятельной работы по изучению данной дисциплины студентам рекомендуется ознакомиться с лекционным материалом, данным преподавателем. Для получения более подробной информации студенты должны выбрать из предлагаемого перечня учебник или учебное пособие, которые помогут в накоплении базовых знаний по вопросам дисциплины. Для более глубокого понимания материала следует обратиться к списку дополнительной литературы, который включает в себя источники фонда библиотеки Северо-Западного института управления. Однако это не исключает возможности обращения студентов к литературе из других фондов.

Самостоятельная работа студентов – совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории и за её пределами (в том числе и в ходе учебных занятий).

Планируя время на изучение дисциплины, студентам можно руководствоваться предложенным учебно-тематическим планом (смотри п.3.5.1), где указано распределение времени, отведенного на изучение дисциплины, между лекциями, практическими занятиями и самостоятельной подготовкой.

В ходе самостоятельной работы студентам необходимо разбираться с изучаемым вопросом, используя учебники (смотри список основной литературы) и материалы лекций. Для подготовки докладов к практическим занятиям, или для углубления знаний по той или иной теме, целесообразно воспользоваться дополнительной литературой (смотри список дополнительной литературы).

При подготовке докладов, сообщений можно воспользоваться Интернет-ресурсами. При этом следует обратить внимание на то, чтобы используемая информация была актуальна и достоверна. Студенты должны уметь пользоваться основными правовыми базами.

При подготовке докладов следует выписывать полные ссылки из тех источников, которыми воспользовались. Это позволит преподавателю проверить качество выполненной работы.

Необходимыми источниками информации являются данные уголовно-правовой статистики, нормативные правовые акты. Статистические данные и нормативные правовые акты студенты могут найти в официальных изданиях «Парламентская газета», «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», а также в справочно-информационных правовых системах «Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс». В числе периодических юридических изданий по данной учебной дисциплине рекомендованы «Уголовное право», «Российская юстиция», «Криминология вчера, сегодня, завтра» и др.

Статистические данные также можно найти на официальных сайтах МВД РФ, Прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ и других ведомств.

В соответствии с учебным планом изучение дисциплины предусматривает текущий контроль – устный опрос, выборочное тестирование, выполнение заданий в письменной форме, анализ ответов на вопросы, сформулированные по тематике дисциплины. Промежуточный контроль – тестирование по каждой теме программы курса или контрольная работа. Студенты, не выполнившие тестовые задания, не представившие в срок на кафедру контрольную работу, отвечающую предъявляемым требованиям, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена как не выполнившие график учебного процесса. Итоговый контроль – экзамен, предполагающий устный ответ на вопросы билета или тестирование по определённому количеству тестовых заданий по всему курсу дисциплины.

Перед началом выполнения контрольной работы следует внимательно изучить методические рекомендации. В ходе подготовки и выполнения работы студенты имеют возможность получать консультацию у преподавателя. Общие правила подготовки, оформления контрольных работ студенты могут найти в Учебно-методических документах, размещённых на сайте кафедры уголовного права Северо-Западного института управления.

Экзаменационные билеты содержат по два теоретических вопроса. Перед началом экзамена проводится консультация, в ходе которой студенты имеют возможность получить ответ на возникшие вопросы.

Вопросы к экзамену

1. Исследования личности несовершеннолетних правонарушителей русскими криминалистами.

2. Деятельность научно-прикладных учреждений по изучению личности несовершеннолетних правонарушителей.

3. Первые исследования преступности несовершеннолетних в советской криминологии.

4. Деятельность секции по изучению преступности несовершеннолетних Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности.

5. Формирование направления в советской криминологии по исследованию преступности несовершеннолетних.

6. Изучение преступности несовершеннолетних в США.

7. Исследование подростков – делинквентов в национальных центрах Франции.

8. Ювенальная криминология Англии и Уэльса.

9. Понятие, предмет ювенальной криминологии.

10. Взаимосвязь ювенальной и общей криминологии.

11. Общенаучные методы исследования, применяемые в ювенальной криминологии.

12. Социологические методы исследования.

13. Психологические методы исследования личности несовершеннолетнего преступника.

14. Понятие, структура, динамика преступности несовершеннолетних.

15. Характеристика наиболее распространённых преступлений.

16. Преступность несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

17. Особенности личности несовершеннолетних преступников.

18. Социально-экономические причины преступности несовершеннолетних.

19. Нравственно-психологические причины противоправного поведения несовершеннолетних.

20. Предупреждение правонарушающего поведения и преступности несовершеннолетних

21. Работы российских учёных, сформировавших предмет ювенальной криминологии.

22. Исследования преступности несовершеннолетних, проводимые учёными Российской криминологической ассоциации.

23. Реализация теоретических знаний в ходе разработки уголовной политики Российской Федерации.

24. Использование результатов исследований в разработке программ в отношении молодёжи и несовершеннолетних.

25. Взаимосвязь ювенальной криминологии и ювенальной юстиции.

26. Значение знаний в области ювенальной криминологии для законотворческой деятельности.

Методические рекомендации по оформлению реферата

  1. На титульном листе реферата должно быть записано: Название учебного учреждения; название учебного предмета; тема работы; Ф.И.О. студента (ки); номер группы; курс; дата сдачи работы.
  2. Содержание работы с указанием страниц.
  3. Объём работы должен быть 15-20 печатных листов (А-4). Интервал полтора, шрифт 14. Возможен рукописный вариант с разборчивым подчерком, по объёму соответствующий указанному в печатном виде (30-40 листов А-4).
  4. Ссылки на источник информации постраничные.
  5. Основная часть работы должна быть разбита на отдельные части с указанием названий в соответствии с содержанием реферата.
  6. Необоснованные пробелы в работе недопустимы.
  7. Список литературы должен содержать не менее 10 источников. Учебная литература в списке может быть представлена в объёме не более 1/3 от общего числа источников.

Примерные темы рефератов.

1. Дриль Д.А. и его работы о малолетних преступниках.

2. Исследования преступности несовершеннолетних в 20-30-х годах XX века.

3. Ювенальные суды в Российской империи.

4. Преступность несовершеннолетних в Советском Союзе: состояние, структура, характер.

5. Работы Г.М. Миньковского о преступности несовершеннолетних.

6. Корыстная преступность несовершеннолетних в Российской Федерации: состояние, структура, характер.

7. Характеристика личности корыстно-насильственного несовершеннолетнего преступника.

8. Семейное неблагополучие как фактор преступности несовершеннолетних.

9. Нравственно-психологические особенности личности несовершеннолетнего преступника.

10. Насильственная преступность несовершеннолетних в Российской Федерации: состояние и тенденции.

11. Влияние Интернета как источника информации на правонарушающее поведение несовершеннолетних.

12. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

13. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

14. Групповая и организованная преступность несовершеннолетних в российской Федерации.

15. Воспитательные колонии для несовершеннолетних преступников.

16. Рецидивная преступность несовершеннолетних.

17. Специальные школы и специальные профессиональные училища как субъекты предупреждения преступного поведения несовершеннолетних.

18. Забрянский Г.И. и его исследования преступности несовершеннолетних.

Тестовые задания

1. Проблема преступности несовершеннолетних и меры её предупреждения стали исследоваться российской дореволюционной юридической наукой:

1) с начала XIX века

2) со второй половины ХIХ века

3) с начала XX века

2. К наиболее известным учёным – ювенологам дореволюционного периода относятся:

3. Ювенальный суд в России был создан в ### году:

4. Основными причинами преступности несовершеннолетних учёные дореволюционного периода считали:

1) повышенную возбудимость несовершеннолетних

2) недостатки семейного воспитания

3) влияние взрослых преступников

4) тяжёлое материальное положение

5. В центре научно-практических исследований правонарушающего поведения несовершеннолетних в первое десятилетие после октябрьской революции 1917 года находилась:

1) личность несовершеннолетнего правонарушителя

2) социальная среда

3) криминальная среда

6. В основе воздействия на личность несовершеннолетнего преступника в постреволюционный период был положен принцип:

7. Комиссии по делам несовершеннолетних были созданы в:

8. Секция по борьбе с детской преступностью, образованная в 1935 году, находилась в структуре:

1) Наркомата просвещения

2) Наркомата здравоохранения

3) Государственного института уголовной и исправительно-трудовой политики

Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы

lektsia.com 2007 – 2022 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.) Главная | Обратная связь

Ссылка на основную публикацию