НДС на транспортные услуги: ставки налога

НДС на транспортные услуги: ставки налога

Среди многообразия налогов и сборов, предназначенных для обязательного исчисления субъектами хозяйственной деятельности, НДС занимает особенное место. Специфика этого налога состоит и в сложности его правильного расчета, и в неоднозначности трактовки положений главы 21 Налогового кодекса, подвергающейся регулярным изменениям.

За 25 лет, прошедших после введения Закона «О налоге на добавленную стоимость», многие правовые нормы, касающиеся НДС, подвергались серьезному пересмотру.

Но на протяжении последних 10 лет стабильными остаются действующие ставки налога, перечисленные в 164 статье НК РФ.

На заметку! Рассчитать сумму налога можно на специальном калькуляторе НДС.

Когда и у кого возникает обязанность уплаты НДС

Определения, которые дает НК РФ, фиксируют непременное участие в формировании бюджета за счет НДС в конкретных ситуациях:

  • оказание услуг, продажа/передача товара или права на пользование активами в рамках заключенного в любой форме соглашения;
  • выполнение строительных, монтажных или приравненных к ним работ;
  • перечисленные выше работы, услуги или передача ценностей для персонального использования;
  • ввоз из-за границы товаров или изделий.

Субъектами для обязательной уплаты НДС являются:

  • организации либо ИП, занимающиеся коммерцией или производством, применяющие ОСНО;
  • некоммерческие фирмы – в случае реализации прав на имущество;
  • банковские и страховые структуры;
  • обособленные подразделения и филиалы организаций, проводящие реализацию услуг или продукции;
  • таможенные посредники.

Зачем нужен НДС

Само наименование налога подразумевает, что в бюджет изымается доля от добавленной стоимости, возникающая на всех этапах реализации собственной продукции, закупленных для перепродажи товаров или оказанных услуг. Так реализуется основная функция НДС – фискальная.

Если проследить цепочку от производителя товара до его конечного покупателя, то окажется, что процесс перекладывания налога закончится только в момент приобретения товара потребителем, оказавшимся последним в этой схеме. Регулирующая функция НДС проявляется в формировании потребительского рынка, поскольку реальным плательщиком налога выступает не ООО или ИП, а живой покупатель.

НДС как регулятор рынка потребления, не может быть слишком высоким, поскольку в этом случае из-за чрезвычайно высокой цены спрос на товары и услуги будет падать. Этот фактор неизменно приведет к ослаблению экономического положения как отдельных субъектов предпринимательства, так и отраслей в целом.

Ставки НДС

Ст. 164 НК РФ определила применение нескольких процентных ставок налога – 0%, 18% и 10%. Закон четко прописал случаи возможного применения той или иной налоговой ставки. Помимо этого, налоговое законодательство оговаривает обстоятельства, когда сумма НДС исчисляется расчетным путем.

Когда НДС – 0%?

Обложение налогом по нулевой ставке предусмотрено для ООО или ИП, занимающихся четко определенными видами деятельности:

  • передача энергоресурсов за пределы России;
  • международные перевозки грузов и пассажиров с багажом;
  • транспортирование газа и нефти;
  • переправление пассажиров и грузов в железнодорожных вагонах, находящихся на балансе организации;
  • услуги, оказываемые водными видами транспорта;
  • работы, связанные с космической деятельностью;
  • авиаперевозки людей и багажа в Крым и Севастополь в период с марта по декабрь;
  • перемещение товаров через российскую границу.

Важно: Для правомерного использования нулевой ставки НДС должен составляться договор транспортной экспедиции вместо стандартного соглашения о перевозке товаров.

Налоговые органы дают возможность субъектам, которые в декларациях указали выручку от льготных таможенных операций по ставке 0%, в течение полугода подтвердить свое право соответствующими документами. К ним относятся:

  • ксерокопии контрактов с иностранными партнерами;
  • товарные или грузосопроводительные накладные;
  • реестр таможенных деклараций либо отдельные декларации.

Полугодовой период для сбора подтверждающих документов начинает свой отсчет с момента, когда груз пересекает границу и на сопроводительных бумагах ставится соответствующая пометка.

Если налогоплательщик не предоставит в налоговую структуру установленный пакет документов, то выручка от оказания международных транспортных услуг будет облагаться по стандартной ставке в 18%.

Варианты использования пониженной ставки в 10%

10%-ная налоговая ставка по НДС используется в тех случаях, когда продаже подлежат строго определенные товарные категории социальной направленности и лишь один вид услуг – авиаперевозки по территории страны.

НК разрешает применение сниженной налоговой ставки по НДС при реализационных операциях со следующей продукцией:

  • продовольственная группа товаров, исключая деликатесные продукты;
  • подкатегория детских товаров, кроме обуви для занятий спортом;
  • канцтовары школьного предназначения;
  • периодическая пресса, учебники и научная литература;
  • товары, имеющие отношение к медицине.

Именно вопрос правомочности отнесения к льготной группе со сниженной ставкой НДС вызывает наибольшее количество вопросов у налогоплательщиков и у фискальных органов.

Как проверить законность 10%-ной ставки НДС

Если товар приобретается для перепродажи, то вопросов с возможность применения пониженной ставки НДС, как правило, не возникает. Вся продукция поступает по сопроводительным документам, в том числе и по счетам-фактурам, где указана применяемая ставка налогообложения.

Сложнее обстоит дело, когда ООО или ИП самостоятельно производит товарную продукцию, которая по формальным признакам подпадает под льготное обложение НДС. В таких ситуациях целесообразно придерживаться нормативной документации – перечней товарных кодов, установленных соответствующими Постановлениями Правительства в последней редакции.

В этих реестрах указываются коды и наименования товарных групп из льготного списка налогообложения. Код ОКП подбирается в Общероссийском классификаторе и подтверждается сертификатом или декларацией соответствия.

Следует знать: Если производитель не может найти в перечне кодов реализуемый товар, то разумнее будет указать общую ставку НДС – 18%. В противном случае есть риск доначисления налога при проведении проверки фискальными органами.

Когда налоговая инспекция может отказать в применении льготной ставки НДС

При реализации комплектов, в которых содержатся группы товаров с различающейся ставкой НДС, применение пониженного процента может привести к возникновению обоснованных претензий со стороны налогового органа.

Пример 1

Для повышения продаж торгующие организации нередко используют схему продаж самостоятельно скомплектованных наборов, где товары облагаются НДС по различным ставкам. К примеру, накануне новогодних каникул в продаже появляется огромное количество детских подарков, в которых соседствуют конфеты и игрушки. Кондитерские изделия (конфеты) подлежат налогообложению НДС в размере 18%, а детские игрушки относятся к льготной группе товаров.

Использование 10%-ной ставки НДС на подарочный новогодний набор при формировании цены Минфин и ФНС относит к неправомерному действию, поскольку в перечне кодов Правительства РФ № 597 от 18/06/2012 не содержится подобная позиция.

Аналогичная ситуация может возникнуть, например, при продаже специализированных журналов с предоставлением дополнительной услуги – доступа к веб-ресурсу или электронному носителю. Применять ставку в 10%, которой облагается печатная продукция, в этом случае можно только непосредственно к журналу. Услуга виртуального информационного издания должна облагаться по стандартной ставке в 18%.

Имейте в виду! Чтобы избежать налоговых претензий при продаже наборов с разными процентными ставками НДС целесообразно в документах и на ценнике указывать отдельные товарные позиции, входящие в комплект.

Пример 2

Реализация хлебобулочных изделий производится с использованием сниженной ставки НДС 10%. При обновлении номенклатуры выпускаемой продукции следует осторожно относиться к наименованию новых изделий. Например, термин «пицца» отсутствует в перечне ОКП, поэтому, несмотря на фактическое соответствие букве закона, по формальным причинам производитель при продаже пиццы должен применять ставку в 18%.

Вывод: Выбирать наименование для новой продукции, для которой планируется применение льготной ставки НДС, целесообразно, максимально приближаясь к терминам, используемым в нормативных документах – перечнях ОКП, утвержденных Правительством РФ.

Простые названия не дадут оснований налоговым органам отказать в использовании пониженной налоговой ставки.

Как правильно применять расчетную ставку НДС

Использование расчетной ставки НДС – 18%/118% или 10%/110% – оговаривается в ст.164 п.4 НК РФ и допускается в следующих ситуациях:

  • при выставлении счета-фактуры на полученную предварительную оплату;
  • при исчислении НДС налоговым агентом;
  • при использовании договора цессии (уступки денежных требований).

Расчет предполагает, что в сумме полученного аванса или принимаемого денежного требовании уже заложена сумма налога, которую следует вычислить путем простых арифметических действий.

Самым частым вариантом вычленения суммы НДС является составление счета-фактуры на полученный аванс.

Как не переплатить НДС с аванса

При выставлении счета-фактуры на предоплату, полученную в счет поставки товаров, облагаемых по разным ставкам (10% и 18%) налоговое ведомство настаивает на применении максимальной ставки – 18%/118%. Однако ООО или ИП не всегда заранее знает точный перечень товаров, который будет отгружаться в счет поступившего аванса.

В силу этого нередко возникает переплата по НДС, вернуть которую проблематично.

Право на вычет при поставке товара по ставке 10% чаще всего не будет одобрено налоговой инспекцией, поэтому налогоплательщику имеет смысл заранее отстаивать свою правду в судебном процессе. Надо сказать, что Арбитражные суда при рассмотрении подобных исков встают на сторону предприятия.

Важно знать: При реализации товара по разным ставкам НДС желательно в счетах на предоплату (или спецификации к договору поставки) группировать товары с одинаковой ставкой НДС.

Тогда налогоплательщик может на законных основаниях предъявлять налоговый вычет по соответствующей ставке, не прибегая к суду.

Ошибочное применение ставки НДС чревато для налогоплательщика доначислением налога и предъявлением существенных штрафов и пени.

Поскольку налоговое законодательство перманентно меняется, необходимо постоянно следить за нововведениями, касающимися НДС.

Какой порядок обложения НДС транспортных услуг

НДС транспортные услуги облагаются в зависимости от того, кем они оказываются и где осуществляются. Налоговое законодательство предусматривает обложение НДС транспортных услуг по всем возможным ставкам, а некоторые нормы позволяют вообще не начислять этот налог.

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

Подробнее о том, как уплачивается НДС и применяется налоговый вычет по транспортно-экспедиционным услугам, вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться. Читайте подробнее здесь.

Применение ставки 10% по транспортным услугам

Ставка 10% может быть применена к внутрироссийским воздушным пассажирским и багажным перевозкам (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют аналогичные перевозки с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым, Севастополя, Калининградской области — для них действует ставка 0% (подп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях:

  • «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%?»;
  • «Новый перечень медтоваров для ставки НДС 10%».

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.

Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Итоги

Нормами НК РФ предусмотрено, что при оказании транспортных услуг возможно как применение всех установленных ставок, так и освобождение от НДС транспортных услуг. Если налогоплательщик применяет ставку 0%, то ему нужно обосновать возможность ее применения в течение 180 дней, в противном случае необходимо уплатить НДС в бюджет по ставке 20%. По большинству транспортных услуг, оказываемых на территории РФ, перевозчик, применяющий ОСНО, обязан начислять НДС по ставке 20%. Применение ставки 10% должно быть обосновано документально. Если же услуги перевозки осуществляются за пределы РФ, НДС уплачивать не нужно.

  • Налоговый кодекс РФ
  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Грузоперевозки с НДС или без НДС для ИП и ООО – основные различия

Налог является косвенным, его исчисление осуществляется продавцом при продаже товаров покупателю или при оказании услуг. Дополнительно к стоимости продаваемых товаров продавец начисляет сбор, который исчислен по соответствующему тарифу. Плательщиками сбора являются организации и ИП. Популярен вопрос, как рассчитывается стоимость за грузоперевозки с НДС.

Порядок обложения НДС транспортных услуг

НДС в грузоперевозках следует оплачивать исходя из того, кто оказывает подобные услуги и где они производятся. Согласно законодательству, предусмотрено несколько вариантов ставок обложения, а в некоторых случаях вносить данный налог не требуется совсем, либо применяется нулевой тариф.

Согласно статье 164 НК, в некоторых случаях на грузовые перевозки применяется нулевой тариф. Он является актуальным при осуществлении международных перевозок, при перевозке нефти и природного газа из РФ или на территорию страны, а также при выполнении процедуры транзита, перевозки пассажиров с пунктов назначения и отправления вне РФ.

Облагаются по нулевой ставке, в том числе, перевозки в пригородном сообщении в РФ, некоторые перевозки в дальнем сообщении, а также внутренние воздушные перевозки, если пунктом отправления или назначения является Крым или Севастополь.

Чтобы воспользоваться льготной ставкой в 0% при перевозках за пределами страны, плательщику заранее нужно предоставить некоторые документы. Список включает копии договоров, транспортной документации, ТД. Эти сведения должны быть представлены в фискальный орган в течение 180 суток, которые отсчитываются от времени представления отметки в таможне. Если плательщик не представляет своевременно документацию, он будет обязан внести НДС в бюджет.

Работать с НДС в грузоперевозках, который составляет 10%, могут лица, осуществляющие перевозки внутри страны – пассажирские и багажные. В иных случаях для ОСНО применяются ставки в 20%.

Таким образом, согласно нормам НК РФ, при оказании услуг могут применяться разные ставки, а также освобождение от сбора. Если плательщиком применяется нулевой тариф, нужно доказать правомерность его использования, иначе придется доплачивать НДС по основной ставке.

Налоговая система при грузоперевозках для ИП и ООО, как работать с НДС

Налоговая система при грузоперевозках

Для оптимизации НДС предусмотрены разные системы обложения, которые снижают фискальную нагрузку – УСН, ПСН и ЕНВД. Понятие грузовых перевозок подразумевает доставку и передачу перевозчиком груза по указанному адресу по контрактам. Для ведения бизнеса ИП или ООО по грузоперевозкам, достаточно пройти регистрацию и выбрать режим.

Чтобы определить систему обложения, нужно учесть масштабы бизнеса, количество применяемого транспорта, размер выручки. Одна из популярных систем обложения – УСН. Она предусматривает уплату налога по доходам в 6% или доходы минус расходы со ставкой 15%.

Система ЕНВД применяется, если численность транспорта – не более 20. При наличии нескольких ОКВЭД потребуется ведение раздельного учета. Наемного персонала должно быть не более 100 человек.

Система ПСН используется исключительно ИП. Перед тем, как работать ИП с НДС или организацией, нужно тщательно проанализировать преимущества и недостатки разных систем, чтобы выбрать подходящий вариант.

Нужно учесть такие параметры, как ограничения по количеству транспорта (их нет на УСН и ПСН), период действия (УСН – без ограничений). Необходимо учесть наличие ограничений по региону действия, численности человек, годовой выручки.

Оплата за грузоперевозки с НДС или без

Ставка НДС для ИП (индивидуальных предпринимателей) и организаций может рассчитываться по тарифам в 0,10 или 20%. Применение конкретной ставки зависит от того, какой груз провозится, каким транспортом, откуда, какое место назначения и т.д.

К примеру, по нулевому тарифу может облагаться международная перевозка, а также за пределами РФ с посадкой в России, транзитные операции. Право на применение нулевого процента требуется подтвердить, представив документацию. Иногда можно отказаться от использования этого тарифа. Ставка в 20% используется в тех случаях, когда не получается применить нулевой процент или тариф в 10%.

Чтобы подтвердить наличие льготы, нужно представить документы. Их перечень может различаться в зависимости от типа операции. Если осуществлялись международные перевозки, потребуется контракт на оказание услуг, транспортные документы. Если перевозка была с использованием воздушного судна с посадкой в РФ и последующим вылетом, нужен реестр перевозочных документов.

При выполнении операции транзита нужен контракт на оказание услуги, ТД, товаросопроводительные документы. При несвоевременной подаче документации потребуется заплатить тариф, который составляет 20%.

Работа ИП с НДС плюсы и минусы

Работа ИП с НДС плюсы и минусы

Предприниматель имеет право самостоятельно установить оптимальный режим обложения для своей деятельности. Часто ИП используют специальные режимы, например, УСН, ПСН и ЕНВД, которые позволяют не вносить налоги на добавленную стоимость. Однако в некоторых случаях уплачивать сбор приходится, либо ИП должен работать на ОСНО, если применение специальных режимов запрещено.

Ставка по данному платежу может изменяться в зависимости от того, какие операции осуществляются. Если предприниматель работает на ОСНО, он должен в обязательном порядке вести книгу покупок и продаж. Расчет по платежам происходит каждый квартал. Лицо должно своевременно подавать декларацию по налогам.

Есть некоторые плюсы и минусы работы с НДС. Основные плюсы для ИП:

  • Возможность сотрудничества с крупными контрагентами.
  • Возможность принятия к вычету налога.

Основной недостаток работы с данным сбором на ОСНО – сложный расчет. Но если работать без этого платежа, бизнесмен становится менее конкурентоспособным, есть риск отказа в совместной работе от потенциальных партнеров. Предприниматели на ОСНО часто более тщательно проверяются налоговыми органами.

Какой порядок обложения НДС транспортных услуг

Предварительно следует определить, по какой ставке осуществляется работа с НДС – 0, 10 или 20%. Перечень услуг, облагаемых ставкой 0%, прописан в НК и является закрытым. Также есть перечень товаров, облагаемых 10%.

В остальных случаях организации, работающие на ОСНО, должны оплачивать налог в размере 20%. Если своевременно не поданы документы, подтверждающие право использования нулевого процента, уплачивается сбор по основному тарифу.

НДС на транспортные услуги: ставки налога

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Российская организация – экспедитор (не перевозчик на железнодорожном транспорте) оказывает транспортно-экспедиционные услуги по договору транспортной экспедиции при организации международной перевозки как резидентам РФ, так и нерезидентам. Какую ставку НДС организация-экспедитор должна предъявить заказчику данной перевозки, если заказчик в первом случае – российская организация, а втором случае – иностранная организация?

Российская организация – экспедитор (не перевозчик на железнодорожном транспорте) оказывает транспортно-экспедиционные услуги по договору транспортной экспедиции при организации международной перевозки как резидентам РФ, так и нерезидентам.
Какую ставку НДС организация-экспедитор должна предъявить заказчику данной перевозки, если заказчик в первом случае – российская организация, а втором случае – иностранная организация?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если российская организация оказывает транспортно-экспедиционные услуги по договору транспортной экспедиции при организации международной перевозки как российским организациям, так и иностранным организациям, она вправе применить к данной операции по реализации услуг ставку НДС в размере 0%.

Обоснование вывода:
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).
Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость согласно п. 1 ст. 146 НК РФ признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Место реализации работ и услуг определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ.
Согласно пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по перевозке (транспортировке), а также услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не признается территория Российской Федерации, если они не перечислены в пп. 4.1 и пп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ. К услугам, перечисленным в пп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ, относятся также услуги экспедирования.
В пп. 4.1 и пп. 4.2 ст. 148 НК РФ предусмотрено два условия для того, чтобы можно было признать местом реализации услуг территорию России:
– услуги должны быть оказаны российской организацией;
– пункт назначения или пункт отправления должны быть расположены на территории РФ.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ полагаем, что местом реализации оказываемых организацией услуг является территория РФ. Следовательно, реализация таких услуг признается объектом обложения НДС (смотрите также письма Минфина России от 14.06.2016 N 03-07-08/34424).
Налоговые ставки установлены ст. 164 НК РФ. Если иное не предусмотрено п.п. 1, 2 и 4 ст. 164 НК РФ, то налогообложение производится по налоговой ставке 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).
Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по международной перевозке товаров между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой за пределами территории Российской Федерации, а также транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации таких международных перевозок товаров.
Таким образом, положения пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (письмо Минфина России от 15.11.2019 N 03-07-08/88442). Здесь же приведен исчерпывающий перечень услуг, относящихся к транспортно-экспедиционным. То есть для целей ст. 164 НК РФ перечень транспортно-экспедиционных услуг ограничен (смотрите также письма Минфина России от 21.06.2012 N 03-07-08/157, ФНС России от 20.06.2012 N ЕД-4-3/10120@). В письме ФНС России от 14.06.2016 N СД-4-3/10498@ разъяснено, что понятие транспортно-экспедиционных услуг в целях применения нулевой ставки НДС нормами НК РФ не определено. В связи с этим, с учетом положений ст. 11 НК РФ, следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52298-2004 “Услуги транспортно-экспедиторские”, утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.
Налоговое ведомство, разъясняя порядок применения пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, указывает, что услуги будут облагаться по ставке 0% при одновременном выполнении следующих условий:
– договор должен соответствовать требованиям ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” к договору транспортной экспедиции;
– услуги должны оказываться именно при организации международной перевозки (смотрите письмо ФНС России от 19.07.2017 N СД-4-3/14105. В целях ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река – море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Таким образом, если российская организация оказывает транспортно-экспедиционные услуги по договору транспортной экспедиции при организации международной перевозки как российским организациям, так и иностранным организациям, она вправе применить к данной реализации ставку НДС в размере 0% (при условии ее подтверждения в соответствии со ст. 165 НК РФ, смотрите письмо Минфина России от 27.05.2020 N 03-07-08/44662).
В отношении услуг, не поименованных в указанном пп. 2.1, а также иных подпунктах п. 1 ст. 164 НК РФ, оказываемых дополнительно к услугам по международной перевозке товаров и оформляемых отдельным договором, применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов НК РФ не предусмотрено (смотрите письмо Минфина России от 05.02.2020 N 03-07-08/7240).

К сведению:
При применении указанной нормы пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ необходимо учитывать положения п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, согласно которым при наличии нескольких исполнителей (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем экспедиторских услуг третьих лиц (субисполнителей)) каждый из них – участник отдельного этапа выполнения общего заказа – имеет право на нулевую ставку НДС (смотрите письмо Минфина России от 10.07.2020 N 03-07-08/60602).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Вопрос: Организация занимается услугами по договорам транспортно-экспедиторского обслуживания и является звеном в цепочке международной перевозки. Заключен договор ТЭО с фирмой на автоперевозку из Владивостока в Хабаровск импортного груза, который прибыл из Вьетнама во Владивосток и там растаможен (ТЭО из Вьетнама и растаможку организация не осуществляла). Перевозчик, скорее всего, предъявит ставку НДС 0 процентов. Какую ставку НДС нужно применить для покупателя при автоперевозке импортного груза в Хабаровск? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2019 г.);
– Вопрос: Российская организация – импортер ввозит импортный груз с территории Монголии на свой склад на территории России. Импортер заключает договор с организацией-экспедитором на доставку груза. Экспедитор 1 заключает два договора ТЭО: с экспедитором 2 на организацию доставки груза от пункта отправления в Монголии до железнодорожной станции Купавна (Россия); с экспедитором 3 на организацию перевозки груза автотранспортом от станции Купавна до склада импортера. Имеет ли организация право применить ставку НДС 0% при организации перевозки автомобильным транспортом от станции Купавна до склада Импортера? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2018 г.);
– Вопрос: Между транспортной компанией и клиентом заключен отдельный самостоятельный договор перевозки груза от города, находящегося на территории РФ, до порта в г. Новороссийске. Организация не является соисполнителем в рамках транспортно-экспедиционного договора при организации международной перевозки и не является одной из сторон договора при множественности лиц на стороне исполнителя. Клиент, чтобы обезопасить себя от отказов вычета ставки 18%, настаивает на применении 0%. Имеет ли организация право применить ставку НДС 0% на основании пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2018 г.);
– Вопрос: Организация-перевозчик заключила договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг с привлечением третьих лиц для организации международной перевозки товаров. Рассмотрим, по какой ставке НДС следует облагать такие операции? (газета “Финансовая газета”, N 24, июнь 2017 г.);
– Энциклопедия решений. Нулевая ставка НДС по работам (услугам).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга

Ответ прошел контроль качества

23 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ставка НДС для экспедиторских услуг

Компания организует железнодорожную перевозку груза (следующего в международном сообщении) с пограничной станции в РФ до пункта назначения (конечного), расположенного на территории РФ в рамках договора транспортной экспедиции. Какова ставка НДС в отношении транспортно-экспедиторской услуги?

Если Компанией оказываются услуги по перевозке железнодорожным транспортом груза (следующего в международном сообщении) с пограничной станции, расположенной на территории РФ до конечного пункта назначения на территории РФ, то в отношении таких услуг применяется ставка НДС в размере 0%.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

В целях ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ.

Положения подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:

  • транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. К таким услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, разработка документов для проектных перевозок, организация и выполнение перевозки грузов, завоз-вывоз, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению, экспедиторское сопровождение, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора (абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Положения подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также и на услуги, указанные в абз. 4 и 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, оказываемые при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию РФ (от портов или пограничных станций, расположенных на территории РФ) до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ (абз. 7 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Для применения Компанией нулевой ставки в отношении транспортно-экспедиционных услуг, необходимы следующие условия:

  1. Транспортно-экспедиционные услуги должны оказываться в рамках международной перевозки грузов (при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ);
  2. Услуги должны оказываться на основании договора транспортной экспедиции;
  3. Услуги должны быть поименованы в перечне (подп. 2.1 п 1 ст. 164 НК РФ).

Согласно разъяснениям Минфина РФ, в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией, не являющейся перевозчиком на железнодорожном транспорте, при организации перевозки импортных товаров по территории РФ от порта прибытия до станции назначения в рамках договора транспортной экспедиции следует руководствоваться нормой абз. 7 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

В соответствии с указанной нормой в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия на территорию РФ (от порта или пограничных станций), до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ, применяется нулевая ставка НДС (письмо Минфина РФ от 03.07.2013 № 03-07-08/25414).

В постановлении АС СЗО от 14.07.2016 № Ф07-5288/2016, Ф07-5556/2016 по делу № А44-3715/2015 также указано:

В целях доставки продукции от станции Забайкальск до пункта назначения в РФ общество заключило с компанией договор транспортной экспедиции, согласно которому компания осуществляет перевозку груза из Китая с пункта прибытия (станции Забайкальск) до конечного пункта назначения в РФ. Перевозка осуществляется железнодорожным транспортом.

В ходе проверки инспекция установила, что перегрузка товаров в российские вагоны осуществлялась на пограничной станции Забайкальск, затем компания доставляла товар до станции назначения (станции Новолипецк, Новый Порт). Согласно дополнительному соглашению к договору транспортной экспедиции именно эти станции определены как станции назначения в рамках договора общества с компанией.

По этому основанию инспекция пришла к выводу о том, что в целях применения абз. 7 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ на территории РФ именно станции Новолипецк и Новый Порт являются станциями назначения импортируемого груза, но не станция Чита (Кадала), где груз проходил таможенное оформление.

Как правильно отметили суды, компания не являлась участником договоров общества на поставку товаров российским покупателям, она осуществляла экспедирование груза от станции Забайкальск до момента выгрузки его на станции Новолипецк, Новый Порт по условиям договора транспортной экспедиции, определение станции назначения происходило до прибытия груза на территорию РФ.

Таким образом, в силу приведенной нормы подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ под налогообложение по ставке 0% подпадают транспортно-экспедиционные услуги по доставке импортных товаров от места их прибытия на территорию РФ (в рассматриваемом деле — от пограничной станции Забайкальск) до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ.

В постановлении АС УО от 08.02.2021 № Ф09-8900/20 по делу № А76-12794/2020 указано:

Как разъяснено в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС», на основании подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налоговая ставка 0 процентов применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

При толковании указанных норм судам необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0 процентов всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.

В связи с этим налоговую ставку 0 процентов применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абз. 1-2 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При этом по смыслу положений подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.

Особенности налогообложения международных грузоперевозок

Международные перевозки – дело хлопотное. Доставка товара от продавца покупателю – это самостоятельный бизнес. Он привлекает пристальное внимание налоговых служб. Чтобы не давать им лишнего повода для налоговых претензий, все острые углы необходимо сгладить на стадии подготовки проекта договора.

Степень транспортной нагрузки, возлагаемой на каждую из сторон договора купли-продажи, зависит от того, в каком пункте риск гибели товара переходит от продавца к покупателю. Переход может произойти на складе продавца, в момент передачи товара перевозчику, после доставки товара к месту разгрузки или на территории страны покупателя*. Это определяет выбор варианта доставки.

Перевозка

Если договором предусмотрен «самовывоз» со склада продавца, то его расходы минимальны. Упаковать и погрузить товар почти любая компания может самостоятельно. А вот когда транспортировка предполагает много этапов, собственными силами обойтись трудно. Содержание мощной транспортной службы для выполнения международных рейсов не всегда экономически оправданно. Вполне естественно, что львиную долю работ по доставке поручают специализированным компаниям.

В отдельных случаях бывает достаточно заключить договор перевозки. По этому договору транспортная компания берет на себя обязательство доставить вверенный ей груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель должен оплатить доставку (ст. 785 ГК РФ).

Условия перевозки на территории России регламентируют отраслевые нормативные акты. «Правила и общие требования обслуживания грузоотправителей и грузополучателей. » устанавливают порядок железнодорожных перевозок (указание МПС РФ от 6 декабря 1995 г. № С-932). На автомобильном транспорте действуют «Общие правила перевозки грузов. », утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г. и Устав автомобильного транспорта, принятый постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12. В воздухе применяются «Правила международных воздушных перевозок. », утвержденные МГА СССР 3 января 1986 г. № 1/И. В морском судоходстве действуют нормы «Кодекса торгового мореплавания РФ» от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ.

Отправитель обязан составить документы, сопровождающие передачу груза на всех этапах транспортировки. Форма, количество экземпляров, порядок заполнения перевозочных документов определяются отраслевыми кодексами, уставами, правилами. Эти документы, помимо всего прочего, служат для признания заключенного договора договором перевозки. Они подтверждают обоснованность расходов, как того требует пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Без них договор может быть квалифицирован иначе. В этом случае исполнителю нельзя будет уменьшить облагаемую базу по налогу на прибыль на расходы, связанные с оказанием транспортных услуг (письмо УМНС по г. Москве от 7 июля 2003 г. № 26-12/37027). Договор перевозки может быть переквалифицирован и по другой причине: в связи с расширением перечня услуг, которые берется оказать перевозчик.

Транспортная экспедиция как посреднический договор

Протяженность маршрутов, пересечение государственных границ вынуждают сторону, ответственную за доставку товара, помимо транспортировки провести ряд дополнительных операций. Обязательными становятся: выполнение таможенных формальностей, уплата пошлин, сборов, проверка количества и состояния груза, его погрузка, выгрузка, хранение и получение в пункте назначения. Оказание подобных услуг регламентирует договор транспортной экспедиции. По этому договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить услуги, связанные с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Исполнить свои обязательства экспедитор может самостоятельно, а если условия договора допускают, то и привлечь для этого третьих лиц (ст. 805 ГК РФ). Это право экспедитора служит основанием для работников налоговой инспекции усматривать в транспортной экспедиции признаки посреднической деятельности. Ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит четкого положения о наличии элементов посредничества при исполнении договора транспортной экспедиции. Но, судя по официальным разъяснениям, к нему следует применять схемы налогообложения, как по договору комиссии и подобных ему (письмо УМНС по г. Москве от 20 ноября 2002 г. № 24-11/56384).

Последствия такого подхода особенно ощутимы при расчете налога на добавленную стоимость. Фирма, которая за плату действует в интересах другого лица, должна перечислить НДС со всей суммы вознаграждения (ст. 156 НК РФ). В данном случае она не имеет права применить налоговые вычеты. Ведь все расходы по выполнению поручения возмещает заказчик, значит именно у него входной НДС будет предъявлен к вычету.

Для целей налогообложения НДС «посредником» может стать и транспортная компания. Когда перевозчик экспедирует груз, узкие рамки договора перевозки не отвечают его содержанию. На такой комплексный договор распространяются правила транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ).

Вместе с тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 26 января 1999 г. № 5056/98 указано, что деятельность исполнителя по договору транспортной экспедиции не всегда относится к посреднической.

Несколько прояснить спорную ситуацию можно, если обратиться к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17). Он содержит открытый перечень экспедиторских услуг, но только часть из них прямо характеризует как посреднические: «. посреднические операции с фрахтом, посреднические операции с таможенной очисткой грузов, посреднические операции по фрахту грузового места на судне или в самолете. » (подгруппа 633 раздела I части III ОКДП). Очевидно, что не все составляющие комплекса услуг экспедитора имеют признаки посредничества. На это обращают внимание и арбитры (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 июля 2001 г. по делу № Ф08-2023/2001-628А).

Сократить риск налоговых споров можно при подготовке проекта договора и в момент составления отчета исполнителя. Его обязанности нужно подробно расписать и четко сформулировать, как именно будут организованы все услуги: самостоятельно или силами других компаний, точно указать размер вознаграждения. Тогда при поступлении денег нетрудно будет распределить общую сумму в соответствии с условиями договора. И для каждой части применить соответствующий порядок налогообложения. Например, особо оговорить обязанность исполнителя заключить договор с перевозчиком. И тут же обозначить комиссионное вознаграждение за эту услугу. Вторым пунктом поручить экспедитору расфасовать и упаковать груз с указанием стоимости этих работ. В эту стоимость могут быть включены расходы на приобретение материалов для упаковки, оплату труда и сопутствующие страховые взносы, аренду помещений и/или амортизацию. Отдельной строкой надо прописать сумму денег, передаваемых для уплаты таможенных пошлин и сборов. И в таком же порядке составить отчет об исполнении поручения, выделив сумму вознаграждения, стоимость услуг, оказанных своими силами, возмещаемые расходы с приложением подтверждающих документов.

Схема налогообложения зависит не только от варианта квалификации договора. Для того чтобы заплатить налоги (например НДС), необходимо определиться с местом реализации услуг. А при международных перевозках оно становится «неуловимым».

НДС. Место реализации услуг

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Место реализации работ и услуг следует определять в соответствии со статьей 148 Налогового кодекса РФ. До 1 января 2006 года для разных видов транспорта порядок определения был неодинаков. Дополненная редакция статьи устанавливает единые правила для перевозчиков на всех видах транспорта. Местом реализации будет считаться территория Российской Федерации, если одновременно выполняются два условия:

  • перевозчиком** является российская организация или индивидуальный предприниматель;
  • один или оба (начальный и конечный) пункты перевозки находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148).

Эта схема не распространяется на услуги по транспортировке товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита. Для таких услуг имеет значение место осуществления деятельности перевозчика. Если этим местом признана территория России, то и она же будет считаться местом реализации услуг по транспортировке товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита (подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Подтвердить место выполнения работ (оказания услуг), могут следующие документы:

  • контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  • акты (отчеты и т. п.) приемки выполненных работ (п. 4 ст. 148 НК РФ).

Разобравшись с объектом налогообложения, следует определиться с налоговой ставкой.

Для кого НДС 0 процентов?

Ставка 0 процентов установлена для реализации товаров на экспорт и товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). К работам и услугам, непосредственно связанным с их производством и реализацией, тоже применяется ставка 0 процентов (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). В состав таких услуг входят организация и сопровождение перевозок, перевозка или транспортировка, организация, сопровождение, погрузка и перегрузка. В отдельных случаях налоговики пытаются отказать в возмещении НДС экспедиторам. Они считают, что такие организации не вправе применять налоговую ставку 0 процентов и услуги по экспедированию подлежат налогообложению на общих основаниях.

Однако арбитры встают на сторону налогоплательщиков и признают, что экспедиционная деятельность непосредственно связана с реализацией товаров (например, постановления ФАС Московского округа от 8 апреля 2004 г. по делу № КА-А40/2447-04, Северо-Западного округа от 18 марта 2003 г. по делу № А56-20966/02).

Перечисленные услуги облагаются по ставке 0 процентов и в том случае, когда они связаны с импортом товаров. А также в отношении товаров, помещенных под режим переработки на таможенной территории (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Ставка 0 процентов также применяется для работ и услуг по перевозке и транспортировке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита (подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При установлении налоговой ставки по НДС Налоговый кодекс выделяет отдельным пунктом международные перевозки железнодорожным транспортом. С 1 мая 2006 года они облагаются по нулевой ставке, если связаны с экспортом или вывозом продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации (подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ). На железнодорожные перевозки импорта ставка 0 процентов не распространяется.

Нулевой НДС усиливает привлекательность международной транспортно-экспедиционной деятельности. Однако зачастую обосновать нулевую ставку бывает нелегко. Даже тому, кто приложит максимум усилий, успех гарантировать нельзя.

Преимущество или наказание

В случаях, специально оговоренных статьей 164 Налогового кодекса, исполнитель обязан применить ставку 0 процентов (письмо ФНС России от 13 января 2006 г. № ММ-6-03/18@). Но для этого необходимо представить в налоговую инспекцию ряд документов:

  • контракт (или его копию) на выполнение оказанных услуг;
  • выписку банка о фактическом поступлении выручки от покупателя за эти услуги;
  • таможенную декларацию (или ее копию) только при перемещении товара трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи или в случае международного таможенного налога транзита;
  • копии товаросопроводительных документов, подтверждающих пересечение таможенной границы России (п. 4 ст. 165 НК РФ).

* Варианты распределения ответственности за товар между продавцом и покупателем рассматриваются официальными правилами международной торговой палаты Инкотермс-2000. Толкование торговых терминов приведено в нашем справочнике на странице 92.

** В данном случае неважно, свой транспорт использует перевозчик или фрахтует воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания. НДС по услугам арендодателя судов в этой статье не рассматривается. Для таких услуг место реализации определяется по правилам пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

внимание

Руслан Украинский, юрист компании «Гарант»:

«Посредничество с правовой точки зрения – это выполнение юридически значимых действий, совершение сделок в интересах другого лица. В договоре транспортной экспедиции лучше четко указать, что в данном случае экспедитор действует как комиссионер или поверенный. Это внесет ясность в вопросы налогообложения. Правда, при условии, что и в сумме вознаграждения по договору будет выделена та часть, которая причитается за выполнение функций комиссионера или поверенного».

Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.

При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».

Ссылка на основную публикацию