ФЗ о социальной защите инвалидов в Российской Федерации – закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
“О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля 2009 г., 9 декабря 2010 г., 1, 19 июля, 6, 16, 30 ноября 2011 г., 10, 20 июля, 30 декабря 2012 г., 23 февраля, 7 мая, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 28 июня, 21 июля, 1 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 28 ноября, 14, 29 декабря 2015 г., 19 декабря 2016 г., 7 марта, 1, 7 июня, 29 июля, 30 октября, 5, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 29 июля 2018 г., 18 июля, 2 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

24 ноября 1995 года

Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ и закрепляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Положениями закона четко установлена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты инвалидов, определены основы финансирования реабилитационных мероприятий.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 2 декабря 1995 г. N 234, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4563

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 июля 2019 г. и с 1 июля 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 477-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июня 2017 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ)

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 183-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2011 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.

Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральным законом от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ настоящие изменения исключены с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ

Изменения, распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 июня 2001 г. N 74-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 мая 2000 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 5-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ

Изменения вступают в силу одновременно с вступлением в силу положений федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ФЗ о социальной защите инвалидов в Российской Федерации – закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Закон о защите граждан с ограниченными возможностями в РФ был принят в 1995 году (ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ). Структура Закона по состоянию на 01.01.2020г. включает 7 глав, 36 статей.

Номера глав законодательного актаКраткое содержание
Первая (1)Раскрываются основные понятия, используемые в положениях закона, такие как «инвалид», «социальная защита», перечисляются существующие группы инвалидности. Приводятся основные законодательные акты РФ, отражающие вопросы, связанные с жизнеобеспечением граждан с ограниченными возможностями.
Вторая (2)Рассматривается структура, цели, задачи, особенности функционирования экспертной медико-социальной комиссии.
Третья (3)Расшифровываются понятия «абилитации», «реабилитации», приводится перечисление возможных мероприятий реабилитации, дается понимание индивидуальной программы восстановления здоровья человека, приводятся средства технического направления, используемые для оздоровления болеющих граждан.
Четвертая (4)Данная глава посвящена вопросам жизнеобеспечения граждан с ограниченными возможностями, включающими оказание медицинской помощи, доступ к информационным ресурсам, получение жилья на льготных условиях, получение образования, трудоустройство на основе квотированных рабочих мест, требования по созданию особых условий труда и другое.
Пятая (5)Предоставляет гражданам с ограничениями к труду право на образование общественных организаций.
Шестая (6)Указывает на момент, когда принятый Закон вступает в силу и его взаимоотношение с иными нормативно-правовыми актами.
Читайте также:  Льготы инвалидам 1, 2, 3 группы по оплате коммунальных услуг – компенсация за ЖКХ инвалидам в 2020 году

Целью принятия данного закона является предоставление инвалидам дополнительных возможностей со стороны государства для повышения их уровня и качества жизни.

Положения данного закона позволяют гражданам с ограниченными возможностями занимать активную жизненную позицию в экономической и социальной жизни общества. Гарантируют инвалидам помощь в восстановлении здоровья, включая мероприятия по улучшению функционирования организма в целом.

Закон предполагает, что все лица с ограниченными возможностями, а также их семьи, могут получить положенные им услуги и детальную информацию о собственных правах без проблем.

Кого могут отнести к категории инвалидов в соответствии с действующим законодательством

К категории «инвалид», согласно рассматриваемому закону, относят людей, у которых обнаружено существенное расстройство функций организма физического и/или психологического характера, которые проявляются в ограниченных возможностях жизнедеятельности.

Закон дает гражданам, которые отнесены к данной категории, на получение от государства в обязательном порядке помощи и защиты, как в социальной сфере, так и в бытовой, экономической жизни.

Различные группы нетрудоспособности (первая, вторая, третья) присваиваются отдельно взятому человеку в зависимости от сложности его заболеваний и возраста, и в соответствии с определенной группой начисляются пенсионные выплаты и предоставляется комплект дополнительных социальных услуг.

Если возраст человека меньше 18 лет, то используется термин «ребенок-инвалид».

Права инвалидов, которые закреплены в статьях Закона об их защите

Данный нормативный акт обозначает права граждан, отнесенных к категории инвалидов.

  • Право на получение от государства социальных льгот.
  • На получение помощи в сфере медицины.
  • На трудоустройство в соответствии с квотами для инвалидов.
  • На получение реабилитационных средств для поддержания функций жизнеобеспечения.
  • На обучение по общей или специализированной системе образования (в соответствии с возможностями организма).
  • На получение дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета.
  • На помощь в бытовой повседневной жизни.
  • На участие в общественной жизни путем образования объединений граждан по признакам отнесения их к категории инвалидов.
  • На различные формы экономической и социальной помощи со стороны государства.
  • На получение необходимой информации со стороны государственных структур.

Обеспечение техническими средствами лиц, имеющих статус инвалидов

Все технические средства, которые необходимы для компенсации потерянных функций организма, должны быть предоставлены со стороны государства для инвалидов. Источником финансирования для приобретения необходимых технических средств является федеральный бюджет. В связи с чем они бесплатно выдаются нуждающимся в них.

К технической помощи относят следующие средства:

  • Помогающие людям ориентироваться в окружающем их пространстве. В их числе специально обученные собаки – поводыри.
  • Позволяющие ухаживать за собой и домом.
  • Используемые для саморазвития, например, специальные предметы канцелярии, книги с особым шрифтом.
  • Которые необходимы для передвижения. К ним относят коляски, протезы, автотранспорт и другое.
  • Дающие возможность самостоятельно обслуживать свои потребности.

Требования к организации информирования граждан, имеющих проблемы со здоровьем

Вся информация, которая необходима инвалиду, должна быть ему предоставлена безвозмездно государственными структурами, оказывающими федеральную помощь.

У человека могут не работать органы слуха, зрения, отсутствовать способность говорить. Сотрудники федеральных государственных структур обязаны оказывать услуги данным категориям людей учитывая их особенности.

Обязательства государственных структур федерального и регионального уровней по обеспечению доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, согласно ФЗ № 181.

  • Предоставлять возможность доступа к общественным зданиям, местам оздоровления и зонам для отдыха.
  • Обеспечивать самостоятельное беспрепятственное перемещение по общественным местам.
  • Организовывать возможность пользоваться всеми видами транспорта, включая наземный, морской, воздушный.
  • Давать возможность беспрепятственно перемещаться гражданам в сопровождении собак поводырей.

Роль государства в улучшении условий проживания для граждан, отнесенных к категории инвалидов

В ситуации, когда лицо с ограниченными возможностями или его семья, проживают в условиях, не соответствующих действующим нормативам, государство должно оказать им содействие в получении жилья на льготных условиях.

Жилое помещение должно отвечать требованиям, которые наплавлены на восстановление здоровья человека, его адаптацию к новым условиям жизни.

Жилая площадь используется инвалидом в соответствии с договором найма социального характера.

Оплата за квартиру и услуги коммунальных служб производится со скидкой, которая составляет 50,0% общей стоимости.

Содействие государства в образовательной сфере в отношении граждан-инвалидов

Людям, имеющим проблемы со здоровьем, государство оказывает помощь в получении образования, как общего, так и специализированного, в зависимости от способностей человека.

Поступившие на обучение в высшие учебные заведения имеют право на:

  • консультации с медицинским работником (психолог), сотрудником службы социальной поддержки;
  • льготный проезд к месту занятий при необходимости;
  • проходить обучение по специальным программам.

Следует знать! Государство оказывает содействие инвалидам при их трудоустройстве.

Роль экспертной комиссии в признании и защите прав лиц, имеющих проблемы со здоровьем.

Одна из глав Закона (глава 2) подробно рассматривает все вопросы, связанные с работой и задачами, которые поставлены государством перед данной структурой. К ее основным полномочиям отнесены следующие:

  • Признание гражданина нетрудоспособным,
  • Присвоение группы инвалидности,
  • Составление индивидуальной программы восстановления здоровья.

Кроме того, к функциональным обязанностям экспертной комиссии (МСЭ) относят:

  • Оказание помощи в рамках действующего законодательства семьям, членом которых является инвалид.
  • Учет статистической информации по направлению оценки уровня и состояния здоровья граждан РФ.
  • Разработка мероприятий по возвращению лиц с нарушениями в работе организма к нормальной жизнедеятельности.

Следует знать. Все решения, которые принимаются экспертной комиссией, являются обязательными для исполнения. В ситуации, когда обратившийся не согласен с вердиктом, вынесенным МСЭ, он имеет право обратиться в бюро федерального уровня.

Каким образом происходит контроль качества услуг по оказанию социальной помощи гражданам, которые в ней нуждаются

Качество предоставляемых социальных услуг оценивается ежегодно. Это обязательные мероприятия, которые дают возможность повышать уровень обслуживания граждан, имеющих проблемы со здоровьем и предотвратить игнорирование их прав.

На основании каких критериев производится независимая оценка

  • В какой форме осуществляется содействие.
  • Индивидуальное отношение со стороны сотрудников государственных служб.
  • Степень открытости и доступности информации для получения необходимых данных.
  • Результативность предпринятых мер социальной защиты.

Кто входит в состав комиссии по проведению независимой оценки работы государственных служб, которые оказывают помощь лицам с ограниченными возможностями

Состав независимой комиссии складывается из членов общественных организаций, работа которых финансируется из государственного бюджета.

Отличия и схожесть в понимания терминов «реабилитация» и «абилитация» в отношении инвалидов

РеабилитацияАбилитация
Основное предназначение заключается в возвращении ранее утраченных функций организмаПозволяет приобрести новые умения и навыки, которые дадут возможность заменить ранее утраченные.
Позволяют человеку быть полноценным членом общества, участвовать во всех проявлениях социальной жизни.

Изменения и дополнения

Закон о защите лиц с проблемами по здоровью со дня его принятия неоднократно менялся, корректировались отдельные его положения, вносились дополнения. Последние изменения были внесены в ФЗ № 181 в июле 2020 года (ФЗ от 18.07.2020г. № 184-ФЗ).

Следует знать! Закон, положения которого относятся к защите прав граждан, имеющих группу нетрудоспособности, не позволяет дискриминировать людей на основе проблем со здоровьем.

Законом предусмотрена административная ответственность, которая возлагается за нарушение прав граждан, отнесенных к категории инвалидов. Все вопросы, связанные с нарушением положений ФЗ № 181, рассматриваются в судебных инстанциях (ст. 32, ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ).

ФЗ 181 об инвалидах с последними поправками

Согласно официальным данным, предоставленным Федеральной службой государственной статистики, на период ноября 2017 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 12,7 миллионов граждан с инвалидностью. Из них:

  • 1 группы — 1 400 000 человек;
  • 2 группы — 6 300 000;
  • 3 группы — 4 600 000.

Данные граждане относятся к социально уязвимым слоям населения. По причине этой уязвимости перед социумом им требуется особая защита со стороны государства. С этой целью был разработан и принят Федеральный закон № 181. Но что представляет собой этот нормативный акт? Каковы права людей с ограниченными возможностями по ФЗ 181? Каковы существенные модификации рассматриваемого закона, привнесённые в него в течение 2017 года? В какие статьи были внесены данные поправки? Поговорим об этом в статье.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ был принят Госдумой в официальном третьем чтении 20 июля 1995 года. Одобрение Совета Федерации изучаемый нормативный акт получил 15 ноября того же года. Подписание рассматриваемого Федерального закона Президентом Российской Федерации и официальная публикация данного документа осуществлены 25 ноября 1905 года.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» состоит из 6 глав и 36 статей. Структура изучаемого нормативного акта такова:

  • Глава 1 — Общие и вступительные положения (ст. 1-6);
  • Глава 2 — Принципы медицинской и социальной экспертизы (ст. 7-8);
  • Глава 3 — Реабилитационные средства для граждан с ограниченными возможностями (ст. 9-12);
  • Глава 4 — Проблемы обеспечения жизнедеятельности инвалидов (ст. 13-32);
  • Глава 5 — Нормативы настоящего Федерального закона по созданию общественных объединений людей с ограниченными возможностями (ст. 33-34);
  • Глава 6 — Завершающие положения рассматриваемого Федерального закона (35-36).

Закон о социальной защите инвалидов на обеспечении правового равенства граждан Российской Федерации вне зависимости от состояния здоровья таковых. Федеральный закон № 181 содержит положения, обеспечивающие людям с ограниченными возможностями доступ к деятельности в сфере экономики, политики и социальных взаимоотношений. Положения изучаемого нормативного акта обеспечивают право инвалидов на медицинскую помощь, а также на реабилитационные мероприятия.

Как и другие Федеральные законы РФ, ФЗ 181 регулярно претерпевает внесение существенных поправок. В последний раз текст изучаемого нормативного акта обновлялся 30 октября 2017 года.

Права инвалидов по ФЗ 181

Права инвалидов, согласно настоящему закону ФЗ 181, являются следующими:

  • На социальные льготы;
  • На обеспечение специализированной медицинской помощи;
  • На предоставление средств для реабилитации и поддержания жизнедеятельности;
  • На дополнительные квоты по трудоустройству;
  • На получение образования по общей или специальной системе (в зависимости от состояния здоровья);
  • На ежемесячную финансовую помощь со стороны государства;
  • На беспрепятственный доступ к источникам информации;
  • На помощь в быту;
  • На создание сообществ людей с ограниченными возможностями;
  • На социальную и экономическую поддержку со стороны государственных органов.

Согласно регламенту статьи 32 изучаемого Федерального закона, физическое или юридическое лицо, нарушившее права инвалидов, призывается к административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести совершённого преступления. Все споры в отношении нарушения нормативов ФЗ 181 решаются в суде.

Какие были внесены изменения?

Любой нормативно-правовой акт регулярно претерпевает процедуру актуализации собственного текста. Данная процедура необходима для обеспечения легитимности документа в постоянно меняющихся социально-правовых условиях в современной России.

Последние изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ были внесены 30 октября 2017 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Регламент статьи 3 ФЗ 181 привносит поправки в пункт 13 статьи 17 Федерального закона № 181. Текст рассматриваемой статьи в новой редакции гласит, что при предоставлении жилья инвалидам льготы на предоставление тепловой энергии упразднены.

Стоит обратить внимание на следующие существенные поправки, привнесённые в регламент рассматриваемого нормативного акта в разное время:

  • Ст. 11, последние поправки внесены 1 декабря 2012 года. В рассматриваемой статье идёт речь о предоставлении индивидуальной программы реабилитации / абилитации лиц с особыми потребностями. Согласно внесённым поправкам, предоставление реабилитационного оборудования и иных средств является прямой обязанностью органов местного самоуправления. Если подобные услуги не предоставляются инвалиду, или он оплатил процедуры или лекарства за свой счёт, ему выплачивается соответствующая компенсация;
  • Ст. 15, последняя редакция — 01 декабря 2014 года. Текст изучаемой части Федерального закона №181 с привнесёнными в него изменениями гласит, что для граждан с инвалидностью не должно создаваться препятствий в плане доступа к инфраструктурам социального, инженерного и транспортного назначения. В этих целях должны устанавливаться вспомогательные средства (такие, как пандус и светофор с дополнительным звуковым сопровождением);
  • Ст. 23, поправки внесены 09 июня 2001 года. Согласно регламенту данной статьи, для людей с инвалидностью должны создаваться особые условия работы. Таким образом, продолжительность рабочего времени для человека с инвалидностью 1 или 2 группы составляет не более 35 часов в неделю. Полная оплата труда при этом сохраняется. Согласно рассматриваемому Федеральному закону, инвалидам полагается ежегодный отпуск продолжительностью не менее 30 дней. Если специфика должности не предполагает усиленного физического труда, инвалидность не является легитимной причиной для отказа в принятии сотрудника на работу.
  • Ст. 28,с поправками от 7 марта 2017 года. Данная статья в изучаемой редакции содержит нормативы социально-бытового обслуживания людей с инвалидностью. Согласно внесённым изменениям, порядок предоставления людям с инвалидностью технических вспомогательных средств определяется Правительством Российской Федерации.

Внесение следующих поправок в изучаемый нормативный акт намечено на декабрь 2017 года.

Скачать действующую редакцию закона

Лицам, заинтересованным в более детальном изучении рассматриваемого акта, рекомендуется ознакомиться с текстом Федерального закона о социальной защите инвалидов в последней редакции. Скачать ФЗ 181 с изменениями, актуальными на период ноября 2017 года, можно по следующей ссылке:

Закон об инвалидах 181: о социальной и ФЗ инвалидов в Российской Федерации, льготы

Инвалиды в России относятся к одной из социально незащищенных категорий граждан, которые нуждаются в государственной поддержке. В зависимости от степени тяжести состояния здоровья выделяют 3 группы инвалидности. Категория группы инвалида влияет на различные предоставляемые меры государственной поддержки. Данные меры регулируются Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ».

Определение Федерального закона “О социальной защите и поддержке инвалидов в РФ”

Данный закон гарантирует всем гражданам, имеющим инвалидность, равные права с остальными гражданами, а также социальную поддержку государства. На основании данного закона обязаны действовать все государственные органы и соблюдать законные права инвалидов.

Читайте также:  Какая пенсия у инвалидов 1 группы в 2020 году

Закон о социальной защите подразумевает предоставление инвалидам необходимых условий для их жизнедеятельности, а также реализацию ими права на реабилитацию.

Общие положения закона Российской Федерации

Действие данного закона распространяется на людей, признанных инвалидами. Инвалидами в России, согласно статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», считаются те люди, которые были признаны специальной социальной медицинской экспертизой.

Основными параметрами для определения инвалидности является способность человека самостоятельно оказывать себе необходимые действия для обеспечения жизнедеятельности.

В зависимости от степени самостоятельности человека врачами-экспертами устанавливается рабочие и нерабочие группы инвалидности.

Группы и виды инвалидности

Детям, не достигшим совершеннолетнего возраста 18 лет, устанавливается общая категория ребенок-инвалид. Группа инвалидности определяется только после достижения им 18 лет. Это связано с тем, что в процессе развития ребенка достаточно сложно определить степень самостоятельности исходя из возраста развития малыша.

Рекомендуем вам прочитать о том, какие полагаются льготы инвалидам второй группы в данном материале.

Государство берет на себя обязательства по защите прав каждой группы инвалидов. Данные обязательства прописываются в статье 2 данного закона, которые обязательны для исполнения всеми государственными органами.

Законодательными актами установлено, что в России каждый гражданин имеет право на обеспечение ему равных условий жизнедеятельности, а также на создание дополнительных вспомогательных условий, если он в них нуждается.

Эти права закреплены в основном законе Российской Федерации Конституции, а также в Федеральном законе « О социальной защите инвалидов». Также на основании статьи 3.1 этого закона никто не вправе дискриминировать людей по инвалидности и ущемлять их в предоставленных им законодательством правах.

Компетенции федеральных органов и органов местного самоуправления распределены в статье 4 и 5 ФЗ «О социальной защите инвалидов». На основании данного распределения обязаны действовать все федеральные и местные органы.

Все инвалиды числятся в Пенсионном Фонде в определенном реестре, куда вносятся основные данные о каждом из них. В этом реестре учитываются персональные данные, а также сведения о трудовой деятельности человека и получаемых им льготах. Порядок ведения данного реестра регулируется статьей 5.1 настоящего закона.

Статья 6 ФЗ «О социальной защите инвалидов» определяет ответственность за причинение вреда здоровью любого человека, которое привело к инвалидности. Виновные люди несут уголовную, материальную, административную и гражданско-правовую ответственность за нанесение вреда здоровью.

С тем какие полагаются льготы детям инвалидам можно ознакомиться в этой статье.

Медико-социальная экспертиза

Глава 2 данного закона устанавливает конкретный порядок определения инвалидности. Данное заключение выдается социальной медицинской экспертизой. В нее входят врачи, которые должны определить тяжесть заболевания и его последствия, которые приводят к неполноценному функционированию человека. Определение и деятельность данной экспертной группы определены в статье 7 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

На основании определения состояния человека данная комиссия должна также проанализировать и предоставить следующие данные:

  • реабилитационный курс для восстановления человека;
  • аналитику причин возникновения инвалидности и ее характера в целом у населения России;
  • разработка общих комплексных мер для инвалидов каждой группы;
  • причины смерти инвалидов в тех ситуациях, когда семья умершего имеет право на получение государственной поддержки;
  • степень трудоспособности инвалида;
  • заключение о группе инвалидности.

Эти обязанности указаны в 8 статье настоящего закона. Решение данной комиссии не подлежит оспариванию другими органами власти и обязательно для исполнения.

Реабилитация и абилитация инвалидов

Под абилитацией понимается процесс восстановления отсутствовавших у человека способностей к бытовой и профессиональной деятельности. Это определение указано в 8 статье настоящего закона.

Программа реабилитации – это установленная врачами система восстановительных мероприятий, с помощью которых инвалид может частично или полностью восстановить свои способности к бытовой и иной деятельности.

Настоящим законном в статье 10 установлены основные пути, которыми может происходить реабилитация и абилитация:

  • спортивно-физкультурные мероприятия;
  • социально культурную, психологическую адаптацию человека в среде;
  • профессиональное обучение инвалида;
  • медицинское вмешательство.

Для реализации всех этих направлений для инвалидов должны быть предоставлены необходимые вспомогательные технические оснащения на бесплатной основе.

Все эти мероприятия должны контролироваться и проводиться государственными органами на обязательном уровне.

Каждому инвалиду, исходя из его состояния здоровья, назначается индивидуальная программа. Условия назначения данного программы регулируется статьей 11.

Программа включает полный комплекс мер медицинского, профессионального, адаптивного характера с установленными сроками. Данная программа обязательна для исполнения всеми государственными органами. Все меры, указанные в программе проводятся на бесплатной основе.

Реабилитационная программа должна отвечать установленным нормам. Но сам инвалид имеет право отказаться от определенного вида предписанных ему мер.

Также в случаях, когда инвалид самостоятельно за свой счет осуществил покупку предписанного ему технического средства реабилитации или оплатил оказание ему определенной услуги, государство обязано ему компенсировать затраченные денежные средства.

Техническое оснащение

К одной из необходимых и наиболее затратных статей реабилитационной программы относится обеспечение инвалидов техническими средствами. Основной перечень указан в статье 11.1 данного закона. К техническим средствам относятся:

  • аппаратура для ухода;
  • для самообслуживания;
  • для обучения;
  • протезные детали;
  • средства передвижения;
  • спортивный инвентарь.

Необходимость в данных средствах определяется медицинской экспертизой. Обеспечение инвалидов техническим оснащением происходит за счет государственных органов. Средства передаются в безвозмездное пользование.

В данные технические средства включены собаки-проводники для слепых людей. Ежегодно на обслуживание этих животных выделяется 17420 рублей.

Ежегодно данная сумма индексируется. Размер этой компенсации определяется государственными органами.

Обеспечение жизнедеятельности инвалидов согласно законодательству России

Законодательством установлена обязанность государственных органов обеспечивать инвалидов необходимыми условиями для их полноценной жизнедеятельности. Эти гарантии прописаны в 4 главе ФЗ «О социальной защите инвалидов».

В данные условия входят следующие виды жизнедеятельности человека:

  • доступ к информации;
  • обеспечение доступа к транспортной, социальной и инженерной инфраструктуре;
  • бесплатная медицина;
  • обеспечение жильем;
  • профессиональная деятельность;
  • обучение;
  • социально-бытовое обслуживание инвалидов;
  • материальная поддержка.

Все вышеперечисленные аспекты должны безоговорочно предоставляться инвалидам государственными органами. В случае несоблюдения этого требования ответственные служебные лица должны нести дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Статья 13 данного закона гарантирует инвалидам оказание бесплатной медицинской помощи.

Статья 14 ФЗ «О социальной защите инвалидов» обязывает государство на создание специальных способов предоставления информации людям с ограниченными возможностями по слуху и зрению. Государственные органы обязаны контролировать выпуск литературы для слепых, а также предоставление информации путем сурдоперевода. Также для таких инвалидов должны бесплатно предоставляться услуги сурдопереводчиков.

Для инвалидов по зрению существует возможность запечатлеть свою факсимильную подпись при нотариусе для возможности дальнейшего ее применения в своей жизнедеятельности. Это положение регулируется статьей 14.1 настоящего закона.

Статья 15 гарантирует инвалидам, что местными государственными органами будут создаваться условия для беспрепятственного передвижения инвалидов в общественном транспорте, а также иных общедоступных местах. Должны быть выделены специальные льготные места на парковках, гаражах и иных местах для удобства использования их инвалидами. В случае несоблюдения данной статьи ответственность граждан регулируется статьей 16 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

В случаях, когда инвалид и его семья проживают в неблагоприятных условиях и нуждаются в улучшении жилья, государственными органами должен быть решен этот вопрос в самые короткие сроки. Об этом говорится в статье 17 настоящего закона.

Жилье может быть предоставлено в собственность, либо по социальному найму. Предоставленное жилье обязательно должно быть оборудовано необходимыми специальными устройствами для инвалида. Дети-сироты, имеющие инвалидность, обеспечиваются жильем вне очереди сразу после достижения ими совершеннолетия.

Семьи инвалидов и сами инвалиды получают скидку в размере половины стоимости при оплате коммунальных услуг. Об этом указано в статье 28.2 данного законодательного акта.

Все инвалиды, если они имеют физическую возможность к обучению, имеют право на получение образования, не только среднего, но и высшего профессионального. Им должны быть предоставлены специальные условия для получения любого образования. А также они имеют внеочередное право на зачисление в любое учебное заведение при условии успешной сдачи необходимых экзаменов. Эти права зафиксированы в статье 19 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

Если обучение детей-инвалидов среднему образованию не возможно в школе, оно должно производиться на дому с согласия родителей.

Кроме того, согласно статье 20 и 21 данного закона каждая организация вне зависимости от формы ее деятельности обязана выделять определенные квоты для приема инвалидов. Также государством поощряются налоговыми послаблениями те организации, в штате которых числятся инвалиды.

Для обеспечения инвалидов рабочими местами Центром занятости должна проводиться переквалификация инвалидов по нужным направлениям.

Для обеспечения возможности рабочей деятельности инвалидов работодатели обязаны оборудовать необходимыми техническими средствами рабочее место инвалида. Это требования регулируется статьей 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов». Также на основании статьи 23 работодателем должны быть предоставлены льготные условия труда, исходя из здоровья человека. Работодатель не имеет право принуждать инвалида к работе сверхурочно, в выходные дни и ночные часы. За нарушение прописанных норм статьей 24 этого закона регулируется ответственность работодателя, а также его права.

Если инвалид нуждается в социально-бытовой помощи, то на основании 28 статьи настоящего закона, ему должна быть предоставлена данная помощь стационарно или дома бесплатно.

Помимо возможности работать согласно статье 27 ФЗ «О социальной защите инвалидов» государство обязано выплачивать инвалидам материальную поддержку в виде социальной пенсии по инвалидности, компенсаций за причинение вреда и прочего.

В 2017 году статьей 28.1. инвалидам установлен следующий размер ежемесячных выплат:

  • 3 группа 1236 рублей;
  • 2 группа 1544 рубля;
  • 1 группа 2162 рубля.

Данные суммы выплачиваются из средств Пенсионного Фонда и ежегодно индексируются правительством РФ.

Все предоставленные меры государственной защиты инвалидам защищены статьей 31 данного закона, на основании которого они не могут быть отменены иным законодательным актом. Ответственность за нарушение данного закона указана в статье 32 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

О том как оформить пенсию по инвалидности читайте здесь.

Статья 33 ФЗ “О социальной защите инвалидов” – общественные объединения

В России разрешены статьей 33 настоящего законодательного акта общественные объединения, созданные с целью оказания помощи инвалидам.

Государство обязано оказывать им содействие в реализации помощи инвалидам. Данное содействие оплачивается из средств местного бюджета каждого субъекта.

Кроме того сами инвалиды могут создавать подобные объединения. Их представители должны участвовать в принятии государственных решений, касающихся инвалидов. Данные объединения могут иметь на своем балансе недвижимое имущество, автомобили и прочую собственность.

Организациям, чей уставной капитал более половины процентов состоит из взносов инвалидов, а также фонд оплаты труда на четверть предоставлен им, могут быть выделены в безвозмездное пользование здания и нежилые помещения. Кроме того такие организации участвуют в программе поддержки малого бизнеса.

Видео

Выводы

Законодательством России предусмотрен широкий спектр государственной поддержки инвалидов. Согласно данному закону, они не должны нуждаться в платной медицинской помощи, платных вспомогательных средствах. Кроме того им осуществляется поддержка в сфере образования и получения профессии, а также помощь в дальнейшем трудоустройстве. Наряду с этим они получают материальную поддержку от государства. А вот о том, какой группе инвалидности какие льготы полагаются читайте тут.

Вступление в силу данного закона регулируется его статьей 35, а его действие статьей 36. На основании их другие законы не могут противоречить данному законодательному акту. А вступает он в силу с момента его публикации.

В действительности этот закон работает не в полную свою силу, потому что местные государственные органы не полноценно контролируют исполнение этого закона всеми гражданами и юридическими лицами России.

Закон об инвалидах – 181 ФЗ действующий на 2020 год

Федеральное законодательство охватывает все стороны жизни граждан. Особое внимание уделяется тем категориям, которые нуждаются в усиленной поддержке и опеке. К такой прослойке относятся инвалиды. Чтобы обеспечить им достойную помощь, на государственном уровне принимаются поправки к законам, учитывающие изменения в обществе, политической и экономической сфере. Тема статьи – изменения в законе об инвалидах, действующие в 2020 году.

Содержание документа

Федеральный закон № 181 от 24.11.1995 г. был принят для защиты прав инвалидов в РФ. Основные положения документа посвящены:

  • юридическому описанию понятий;
  • перечню категорий статуса инвалидности;
  • введению понятий социальной защиты категории граждан и СМЭ;
  • перечню мер социальной поддержки;
  • реабилитации и обеспечению жизнедеятельности инвалидов;
  • списку привилегий.

Чтобы понять, как принятые изменения коснутся инвалидов в 2020 году, необходимо:

  • рассмотреть базовые положения закона;
  • перечислить перечень поправок, внесенных ст. 36 закона № 217-ФЗ от 29.07.2017 г.

Начнем с основных наименований.

Базисные положения

Ввиду того, что нормативный акт посвящен уязвимой категории граждан, перечислим основные понятия в этой сфере.

ПонятиеЗначениеПункт документа
Инвалид.Гражданин, имеющий документальное подтверждение ограниченности трудоспособности в силу определенных причин.гл.1 ст.1 закона № 181 от 24.11.1995 г.
Определение и присвоение статуса.Присваивается группа в зависимости от степени расстройств.гл.1 ст.1 закона № 181 от 24.11.1995 г.
Социальная защита граждан с ограниченными возможностями.Разработанная и утвержденная на государственном уровне система мер, позволяющая компенсировать инвалидам ограниченность жизнедеятельности во всех сферахгл.1 ст.2 закона № 181 от 24.11.1995 г.
Экспертиза (МСЭ).Комплексная оценка состояния гражданина, признание его инвалидом и определение потребностей на основании этой оценки.гл.1 ст.7 закона № 181 от 24.11.1995 г.
Реабилитация.Процесс частичного или полного восстановления

способностей гражданина в любой сфере

гл.1 ст.9 закона № 181 от 24.11.1995 г.
Льготы.

Преимущества для определенных категорий граждан. Предоставляются в разных сферах жизни.Налоговые – НК РФ.

Социальные – для каждой категории отдельный нормативный акт.

Содержание закона

Базисный документ о правах и мерах защиты инвалидов содержит описание основных положений вопроса. Некоторые положения в 2020 году изменились или вообще утратили силу. Перечислим пункты, которые либо не претерпели изменений или остаются действующими в 2020 году:

  1. Юридические определения. Сюда входит объяснение значения термина инвалид.
  2. Остается разделение на степени инвалидности по группам (I, II и III). Отдельное значение придается понятию детей с ограниченными возможностями, которым группа не присваивается.
  3. Объяснение понятия соцзащиты. В законе расписаны обязанности органов в этом вопросе. Законодательному предписывается совершенствование нормативных актов, на исполнительный возлагается осуществление постановлений первого.
  4. Определение МСЭ и ее функций. Комиссия обязана определить категорию инвалидности и зафиксировать факт необходимости социальной помощи гражданину.
  5. Недопустимость проявлений дискриминации по отношению к инвалидам по причине этого признака.
  6. Создание реестра инвалидов на государственном уровне.
  7. Перечень мер поддержки на разных планах жизнедеятельности инвалида – социальном, трудовом, налоговом, финансовом, бытовом, жилищном, медицинском.

Также остается определение понятий реабилитации и абилитации, а также других понятий.

Внесение изменений в базисные понятия

Основные определения были изменяемы следующими документами:

ПонятиеИзменения и время введенияСтатья закона
Инвалид.Закон № 172-ФЗ от 17.07.1999 г, изменения с 01.01.2000 г.

Закон № 419-ФЗ от 01.12.2014 г., действует с 01.01.2016 г.

гл.1 ст.1 закона № 181 от 24.11.1995 г.
Определение и присвоение статуса.Закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., действует с 01.01.2005 г.гл.1 ст.1 закона № 181 от 24.11.1995 г.
Социальная защита граждан с ограниченными возможностями.Закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., действует с 01.01.2005 г.гл.1 ст.2 закона № 181 от 24.11.1995 г.
Экспертиза (МСЭ).Закон № 419-ФЗ от 01.12.2014 г, действует с 01.01.2016 г.

гл.1 ст.7 закона № 181 от 24.11.1995 г.
Реабилитация.Закон № 419-ФЗ от 01.12.2014 г, действует с 01.01.2016 г.гл.1 ст.9 закона № 181 от 24.11.1995 г.

Государство на законодательном уровне постоянно улучшает систему поддержки и защиты уязвимых категорий граждан. Чтобы не упустить возможности улучшения своего уровня жизнедеятельности, гражданам с присвоенной категорией инвалидности необходимо регулярно посещать отделения соцзащиты для выяснения нововведений. При невозможности лично посетить инспектора, можно получить консультацию по телефону. Еще один вариант – посетить отделение может представитель инвалида. В этом случае данная категория граждан будет гарантировано получать принадлежащие им права и меры поддержки.

Инспектор отдела социальной защиты г. Томск Вееличева Т.К.

Инвалиды-дети

В Российской Федерации существует категория маленьких граждан, также имеющих ограниченные возможности. Упоминание об этой уязвимой категории находится в ст.17 закона № 181 от 24.11.1995 г. эта статья в основном содержит перечень поддержки семьям, в которых есть дети-инвалиды. Маленькие граждане не могут жить без взрослых, поэтому меры помощи направлены также на тех, кто обеспечивает им защиту. На основании постановления Правительства № 247 от 07.04.2008 г. существуют критерии признания ребенка инвалидом:

  1. Определенный возраст. Льготами пользуются несовершеннолетние и студенты до 23 лет, если они обучаются на очном отделении.
  2. Диагностированные врожденные расстройства организма или травмы, приведшие к ограничению жизнедеятельности.
  3. Потеря трудоспособности. Учитывается полная или частичная при условии регулярного медицинского освидетельствования и подтверждения имеющегося диагноза.
  4. Засвидетельствованная документально потребность в мерах социальной поддержки и мероприятиях медицинской реабилитации.

Когда ребенок достигнет граничного возраста, проводится МСЭ и устанавливается гркппа инвалидности в соответствии с диагнозом.

Список привелегий

В 2020 году семьи с несовершеннолетними детками-инвалидами будут пользоваться целым списком преференций.

ВидКатегорияУсловия
ПенсияСоциальные.Выплаты действуют в течение срока действия удостоверения. размер установлен на федеральном уровне.
Ежемесячное пособие.Социальные.В 2020 году сумма равна 1478 рублей и выплачивается независимости от степени заболевания и возраста. Планируется увеличение суммы на 4%.
Набор соцуслуг.Санаторные.Бесплатное санаторное восстановление. Воспользоваться разрешено один раз в год. Существует вариант замены льготы на одноразовую выплату в сумме 1500 рублей.
Набор соцуслуг.Медицинские.При наличии врачебного назначения (рецепта) бесплатное получение медикаментов, но только включенных в список соцпомощи. Вариант – монетизация в виде ежемесячной выплаты в размере 811 рублей.
Набор соцуслуг.Транспортные.Действует льгота только при проезде на общественном транспорте. Отказ возмещается в сумме 116 рублей ежемесячно.

Важно! Замена привилегий может производиться как в денежном, так и в материальном виде. Решение о замене доступно законным представителям ребенка-инвалида.

Добавочные льготы

Много внимания уделяется образованию инвалидов-несовершеннолетних.

Родителям или попечителям ребенка, имеющего ограниченные возможности, необходимо создавать ему условия для образования. Также условия создаются на государственном и региональном уровнях. Отделы соцслужб информируют взрослых о перечне социальной поддержки. Для несовершеннолетних в образовательных учреждениях должно быть соответствующее дополнительное оборудование, помещения приспособлены для обучения детей с ограниченными функциями. В зависимости от заболевания, предоставляются специальные обучающие книги, домашнее образование. Важно вовремя обратиться в органы социальной помощи, чтобы организовать ребенку комфортные условия для учебы.

Начальник отдела соцпомощи, г. Новочеркасск Авилов П.П.

Преференции по образованию в 2020 году

Следует уделить внимание видам помощи на разном образовательном уровне:

ДошкольныйШкольныйВУЗы
1. Зачисление малыша-инвалида в учреждение без очереди.

2. Возмещение части средств, уплаченных родителями на оплату.

3. Оснащение класса специальным оборудованием, соответствующим предписанию МСЭ.

4. Питание в столовой за счет государства.

5. Выдача помощи на приобретение канцелярских товаров и спортивной одежды.

Привилегии при поступлении.

Право на налоговый вычет для родителей продлевается до достижении студентом возраста 23 года.

Важно! Обеспечивать выполнение требований и следить за их выполнением обязаны власти местного уровня.

Законодательные нововведения

Перечислим, что изменится законе об инвалидах в 2020 году:

  1. Граждане уязвимой категории получат право на ремонт технических средств без очереди. К таким средствам относятся те, в которых инвалид ощущает первоочередную потребность – протезы, коляски, приспособления.
  2. Госзакупки будут проводиться с предпочтением товаров, изготовленных гражданами со статусом инвалидности. При этом предпочтение отдается не инвалидам-ИП, а организациям инвалидов общероссийским, в которых состав участников этой категории не менее 80%.
  3. При выигрыше тендера, заказчик заключает договор с организацией инвалидов по цене, сниженной на 10-15% от заявленной.

Важно! Предпочтение будут иметь только сообщества, занимающиеся изготовлением регламентированных товаров.

Дополнительные привилегии

Кроме перечисленных мер поддержки, следует отметить:

  1. Данную категорию граждан обеспечат доступностью к любой услуге или объекту. Для этого органы власти разного уровня разрабатывают планы, назначают сроки и исполнителей.
  2. Для инвалидов по зрению станут доступны сайты официальных органов. Изменения внесены 09.05.2015г. Будут снижены цены на корректирующие очки (солнцезащитные) благодаря освобождению этого вида товаров от НДС.
  3. Увеличится размер пенсий страховых и фиксированных выплат на 7% для неработающих. После повышения сумма выплаты будет равна 5334,93 рубля, пенсионный бал будет оцениваться в 87,24 рублей.
  4. Начиная с февраля 2020 года, ЕДВ увеличивается на 2,5%. Одновременно вырастет стоимость НСУ, предоставляемых в финансовой или натуральной форме.
  5. Решением проблем уязвимой категории граждан будет заниматься ПФУ, ставший оператором реестра инвалидов. Им достаточно обратиться в отделение, чтобы решить все волнующие вопросы.

Кроме этого, имеется масса других предложений, которые рассматриваются на законодательном уровне.

Вопрос №1. Продлен ли срок программы капитала материнского и до какого времени?

Программа теперь действует в случае, если второй ребенок в семье или следующий рожден до 31.12.2018 года.

Закон о социальной защите инвалидов

6 минут Марина Семенова 461

Люди с увечьями или утраченным здоровьем признаны во всём мире незащищённым слоем населения. Эта уязвимость отражается как на моральном состоянии человека, так и в материальном плане. В зависимости от степени повреждения самочувствия инвалиды разделены на категории, что также отражается на степени поддержки этим людям. Для упорядочивания системы мероприятий, проводимых государством, разработан «Закон о социальной защите инвалидов в РФ».

Общие принципы закона

Настоящему нормативу было положено начало в 1995 году. Редакция акта в нашей стране, так же, как и во многих постсоветских странах, например в РК, основывалось на Законе СССР «Об основных началах социальной защищённости инвалидов в СССР». С тех пор норматив претерпел некоторые изменения, отдельные его главы утратили силу. Для его усовершенствования в 2016 были внесены поправки в виде ФЗ- 419. Общая концепция движется в сторону улучшения по отношению к уязвлённому в самочувствии населению.

Нетрудоспособность лица, по ст.1, определяется специальной экспертной комиссией медицинских работников. В своей работе они руководствуются инструкциями и положениями о работе этой комиссии. Основным параметром, закреплённым в разделах законодательства, для определения немощи является способность человека обеспечивать свою жизнедеятельность самостоятельно, при этом производя действия осмысленного характера и характерные для определённой ситуации.

В зависимости от степени этой самостоятельности медэкспертами устанавливается способность особы к работе или устанавливается нерабочая группа инвалидности. Детям не старше 18 лет устанавливается общая категория ребенок-инвалид. Определение группы недееспособности возможно только после достижения ими совершеннолетия. Объясняется это тем, что в процессе развития подрастающего организма сложно определить степень самостоятельности. Только у сформировавшегося человека, возможно, выявить степень отсутствия здоровья.

Статьёй 2 государство возлагает на себя обязательства по охране прав недееспособных каждой группы. Также обязуется обеспечить неполноценному гражданину жизнедеятельность на равных условиях с иными согражданами, а в случае необходимости – обеспечить дополнительные условия с целью достижения равенства.

Меры по социальной поддержке, закреплённые законом

Пенсия по инвалидности и соцзащита недееспособных лиц нашли своё отражение в статьях ФЗ 181. Нормативы установили порядок оформления материальной поддержки и дополнительных выплат, выраженных в льготах и различных привилегиях.

К таким можно отнести:

  • Выплату денежной суммы ежемесячной регулярности, размер которой отличается в зависимости от группы инвалидности. Подлежит ежегодной индексации.
  • Компенсация оплаты на муниципальное жильё в размере 50%.
  • Ежемесячное компенсирование оплаты коммунальных услуг.
  • Обеспечение жильем, с оговоркой в нуждаемости улучшения условий проживания и постановке на учет до 2005. При наличии тяжёлой формы хронического заболевания и детям-сиротам, имеющим инвалидность, жильё предоставляется вне очереди. Нормативы наделения жилищем детально прописаны ст.17.
  • Выдача техсредств согласно ИПРА.
  • Статья 15 обязывает госорганам предоставление условий беспрепятственного доступа к инфраструктуре.
  • Получение льгот в реализации права на образование.
  • Закрепление соц-бытового обслуживания на дому или в спецучреждениях.

В случае получения инвалидности в процессе выполнения трудовых обязанностей выявляется виновный в нанесении непоправимого ущерба здоровью. Если им становится стороннее лицо, то, согласно ст.6 ФЗ, это рассматривается как причинение вреда и влечёт за собой ответственность различного направления и тяжести.

Трудовые права инвалидов

В ФЗ-181 также нашли отражение, основные положения трудовой деятельности, предназначенные инвалидам. Их классификация выглядит следующим образом:

  • За работодателями закреплена квота. Статья 21 определяет порядок расчёта квотирования рабочих мест.
  • Обозначено создание отдельных специальных рабочих мест для особенных сотрудников.
  • Условия труда нездоровых людей регламентированы. Их создание определялось на основании тестирования соотношения возможности больного и требований КЗоТ.

Уволить работающего неполноценного сотрудника можно, только если в соответствии с медицинским заключением, он признан полностью недеятельным. Такой документ выдаётся в порядке, установленном ФЗ.

Понятие реабилитация и абилитация в законе

Процесс восстановления отсутствовавших у человека способностей к бытовой и профессиональной деятельности определяетсяст.8 ФЗ-181 как абилитация.

В с.10 установлены методы, которыми может выражаться реабилитация и абилитация нетрудоспособных лиц:

  • Физкультурные мероприятия и спортивные действия.
  • Социально – культурное и психологическое привлечение человека к социуму.
  • Профессиональное обучение и занятость нездоровой особы.
  • Медицинское вмешательство.

Реализации этих методов осуществляется с необходимыми вспомогательными техсредствами, предоставленными на бесплатной основе. Эта основа контролируется и проводится госорганами в обязательном порядке.

Выбор каждого индивида своих мер происходит, исходя из его состояния здоровья по назначаемой программе. Условия назначения ИПРА регулируется ст.11. Программа включает сбалансированный комплекс мер адаптивного характера с установленными сроками, по истечении которых больной проходит проверочные тесты на динамику своего состояния. Все меры, указанные в программе, также проводятся на бесплатной основе.

Разработанная программа должна отвечать существующим нормам. При этом гражданин может отказаться от определенного вида назначенных ему мероприятий.

К таким случаям относится покупка:

  • аппаратуры для ухода за тяжелобольным;
  • средства для осуществления самообслуживания;
  • спецтехника для обучения;
  • протезные детали;
  • средства для возможности передвижения;
  • спортивный инвентарь.

Необходимость в индивидуальном обеспечении определяется МСЭк.

Обеспечение жизнедеятельности

Законодательством установлена ст.4, которая регламентирует обязанность госорганов обеспечивать поддержку неспособных особ необходимыми условиями для их полноценной жизнедеятельности. К этим условиям относятся следующие виды жизнедеятельности человека:

  • Доступ к информации людям с ограниченными возможностями по слуху и зрению. Государство обязано курировать выпуск литературы для слепых, а также предоставлять комментарий сурдопереводчика при трансляции программ ТВ. Для незрячих граждан существует возможность зафиксировать свою подпись при нотариусе с возможностью дальнейшего ее применения.
  • Обеспечение доступа к инфраструктуре населённого пункта. Пункты закона гарантируют неполноценным гражданам создание местными органами условий для беспрепятственного перемещения нездоровых людей в общественном транспорте и других общедоступных местах. По закону особенным людям выделяются специальные льготные места на парковках и других местах для удобства использования их инвалидами.
  • Бесплатная медицинская помощь.

Все указанные аспекты подлежат безоговорочному предоставлению нуждающимся нездоровым людям госорганами. Несоблюдение этого требования влечёт за собой ответственность по КоАП и УК.

Законодательством России предусмотрен широкий спектр государственной поддержки для лиц пенсионного статуса на безоплатной основе. В действительности этот закон работает не в полной мере, связано это с тем, что местные госорганы не полноценно контролируют его исполнение всеми частными особами и юрлицами, причастными к его реализации.

Добавить комментарий