Взаимные права и обязанности субъектов правоотношения

Понятие и структура правоотношений

Правоотношение является одной из основных юридических категорий, большинство аспектов которой до настоящего времени следует отнести к категории дискуссионных в правовой науке. Подобными аспектами считается соотношение правоотношений и норм права, признаки, сущность правовых отношений, а также их более детальные особенности.

Правоотношения можно исследовать в узком и широком смысле, то есть выделять две их разновидности в отношении норм права.

Под правоотношением в широком смысле этого слова следует отнести объективно формирующуюся до закона особую форму общественного воздействия, участники которой обладают комплексом взаимных и корреспондирующих прав и обязанностей, и осуществляют их с целью удовлетворения личных интересов и потребностей в опредленном порядке, не запрещенном государством.

Под правоотношением в узком смысле этого слова следует понимать вид социального отношения, которое регулируется правовой нормой, участники которого имеют комплекс взаимных и корреспондирующих прав и обязанностей, и реализуют их с целью удовлетворения своих интересов и потребностей в специальном порядке, которое гарантировано и охраняется государством в лице его органов.

Другими словами, под правоотношением данной разновидности следует понимать правовую норму в действии. Лица, имеющие права, именуются управомоченными, а те, кто несет обязанности – обязанными.

Правоотношения, формирующиеся до закона, выступают в качестве источников норм права, то есть формируют общественную, соответственно, и государственную волю. Правоотношения, образующиеся на основании норм права, в своей основе обладают юридическим фактом. Они реализуют волю государства, которая содержится в нормах права, обладающих общим характером, охраняются и гарантируются государством.

Их особый волевой характер заключается в том, что:

  1. воля государства, вне зависимости от субъекта правоотношения выражается в нормах права;
  2. выявляется индивидуальная воля участников правоотношений при их формировании, преобразовании и прекращении.

Выделяют следующие базовые признаки для правоотношений каждой разновидности:

  1. идеологический характер, так как формирование, преобразование и прекращение проходит через человеческое сознание, в первую очередь, такую его сферу, как правовое сознание, притом в условиях современности преобразовался только характер идеологии, главное место в ней вместе классового подхода отводится мировоззрению перехода к рыночным правоотношениям и независимому предпринимательству;
  2. волевой характер, так как правовое отношение всегда признается результатом волеизъявления его стороны или одной из сторон;
  3. двусторонний характер, то есть все время связь между его участниками через комплекс их субъективных прав и юридических обязанностей;
  4. корреспондирующий и взаимосвязанный характер отношений сторон, так как данные отношения выражены в комплексе взаимных прав и обязанностей;
  5. наличие правосубъектности в качестве отличительной особенности сторон в отношении;
  6. регулирующая роль, состоящая в том, что правоотношения устанавливают определенное поведение сторон и вносят порядок и систематизацию в практику общества, формируя либо устанавливая волю общества.

Структура (элементы) правоотношений

Правоотношения обладают сложной структурой. В состав правоотношения входят четыре элемента:

  • объект
  • субъект
  • субъективные права
  • юридические обязанности

Объект правоотношения

Под объектом правоотношения понимается материальное либо нематериальное благо, а также действие лица либо результаты данных действий, в связи с которыми формируется правоотношение.

Круг благ (объектов), на достижение либо защиту которых направлена практическая реализация прав и обязанностей участников правоотношений, довольно многообразен.

Статья 128 Гражданского кодекса РФ признает объектами гражданских правоотношений:

  1. вещи, в том числе деньги и ценные бумаги;
  2. другое имущество, включая права имущественного характера;
  3. услуги и работы;
  4. результаты интеллектуальной деятельности, включая исключительные права на них;
  5. нематериальные блага, среди них личными неимущественными являются – жизнь, достоинство и честь человека, тайна переписки и др.

Объект может преобразовывать собственные свойства в процессе развития правоотношения, переходить от одной стороны к другой. Кроме этого, одно и то же благо может выступать в качестве объекта разных правоотношений.

Субъект правоотношений

Это участники, которые наделены комплексом субъективных прав и юридических обязанностей.

Круг субъектов очень многообразен. Можно выделить коллективных субъектов права: государство и органы государства, административно-территориальные единицы государства; организации и физические лица.

Государство и органы государства признаются субъектами международных правоотношений, вступая во взаимодействие с иными государствами, и участником самых значимых политических, экономических, социальных, культурных отношений внутри государства. Способность выступать субъектом региональных, глобальных и локальных правоотношений прямо вытекает из государственных функций: устанавливать собственную внутреннюю и внешнюю политику, преодолевать различные противоречия, управлять базовым потенциалом в экономической сфере, обеспечивать достойный уровень жизни человека и гражданина.

Административно-территориальные единицы – это города, республики, уезды, области, округа – считаются субъектами правоотношений в пределах отведенных им полномочий.

Юридическими лицами признаются организации, которые обладают на праве собственности, оперативном управлении либо хозяйственном ведении обособленное имущество, которое отвечает по собственным обязательствам данным имуществом, от собственного имени приобретающие и осуществляющие права имущественного и личного неимущественного характера, несущие обязанности, выступающие в качестве истцов либо ответчиков в суде, обладающие самостоятельной сметой либо балансом.

Организации вступают в правоотношения, которые необходимы для практической реализации стоящих перед ними задач. К примеру, коллегия адвокатов оказывает физическим и юридическим лицам юридическую помощь. С данной целью между адвокатами и клиентами заключаются соглашения.

Специфическим субъектов правоотношений являются социальные общности – народности, нации, этносы, роль которых значительно выросла в последнее время.

Физическими лицами признаются определенные люди (граждане, граждане иностранного государства, а также лица без гражданства), которые стремятся удовлетворить собственные потребности, исполнить возложенные на них обязанности.

Субъективное право

Им признается мера возможного поведения управомоченного субъекта, юридического носителя, которая предоставляется и защищается государством.

Субъективное право включает в себя комплекс правомочий, в первую очередь, это требование, которое обращено к иным лицам с целью удовлетворения законных притязаний управомоченного лица.

Правомочие на защиту предполагает возможность самого лица защищать принадлежащее ему право всеми не запрещенными законодательством способами и средствами, а также при возникновении подобной необходимости обращаться в специально уполномоченные органы.

Правомочие на личные действия – это возможность законного поведения носителя права с целью удовлетворения потребностей.

Юридическая обязанность

Это установленная законодательством мера должного поведения субъекта правоотношения, которая способствует удовлетворению интересов управомоченной стороны.

Обязанности в правоотношениях могут быть двух видов: активные и пассивные. Активная обязанность – это совершение определенных действий (к примеру, поставка продукции, уплата долга). Пассивная обязанность состоит в необходимости воздержаться от действий, являющихся нежелательными для управомоченной стороны, обычно, нарушающих ее права.

Например, пассивной обязанностью считается обязанность лица, с которым живут дети при раздельном проживании супругов, не чинить препятствия второму супругу принимать участие в воспитании детей, то есть воздерживаться от действий, которые препятствуют встрече детей с тем из родителей, который живет не с ними.

Права и обязанности субъектов правоотношений

Субъективное право – это вид и мера возможного или дозволенного поведения субъекта. Это право называется субъективным поскольку, во-первых, оно связано с удовлетворением потребностей отдельного человека (субъекта правоотношений) и, во-вторых, его реализация зависит от субъективной воли этого человека, от его желания действовать в меру дозволенного поведения Общая теория права и государства”. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 2000..

Ниже изложены основные признаки субъективного права.

Это есть мера дозволенного (правомочного) поведения, иначе говоря, управомоченное лицо может свободно выбирать из установленного ряда вариантов поведения, действовать в установленных законом границах. При условии правомерных действий личность не может быть ограничена в рамках дозволенного поведения, она пользуется благом, предоставленным данным правом.

Содержание субъективного права устанавливается человеком или другими людьми не произвольно, а определяется в соответствии о юридическими нормами.

Реализация субъективного права предполагает ее обеспечение обязанностями другой стороны, то есть гарантируется государством. Эти обязанности могут быть как пассивными (воздержание от нарушения субъективного права), так и активными (создание условий для реализации субъективного права).

Субъективное право предоставляется для удовлетворения потребностей человека (личности) в том или ином благе. Отсутствие потребностей делает субъективное право неактуальным и нереализованным. Например, разочарование в возможностях политических лидеров изменить ситуацию в стране или конкретном регионе приводит к политической пассивности населения, неявке на выборы депутатов в органы государственной власти и местного самоуправления, то есть к отказу от реализации конституционного права избирать и быть избранным.

Субъективное право состоит не только в возможности, но и фактическом поведении управомоченного или обязанного лица.

Субъективное право включает в себя несколько определенных правовых возможностей. В юридической науке до сих пор не сложилось исчерпывающего перечня таких возможностей, но основными из них все же являются:

право-поведение – возможность положительного поведения самого управомоченного субъекта, т.е. право на собственные действия;

право-требование – возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;

право-притязание – возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противоположной стороной своей обязанности Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. / Сост. Л.Т. Бакулина. – Казань, 2000..

Иногда выделяется еще один элемент – право-пользование – возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом. Но единого мнения по этому вопросу нет. Некоторые ученые полагают, что эта правовая возможность как бы скрепляет три предыдущие и придает субъективному праву социальное звучание и значение. Д.Д.Гримм пишет: “Возможность пользоваться данным объектом образует не цель, а именно один из элементов содержания субъективного права. Потому-то и стремятся к установлению таких правоотношений, в которых субъективное право дает возможность пользоваться тем или иным благом”. Н.М.Коркунов также считал, что “содержание правомочия составляет пользование определенным объектом. Но пользование может быть весьма различным по объему. Пользование есть не только основной, но, так сказать,и естественный элемент субъективного права, обусловленный самой природой наших потребностей”. Другое мнение существует у Г.Ф.Шершеневича: “Субъективное право есть средство для обеспечения пользования благами, но последние так же мало принадлежат к понятию права, как сад к садовой ограде”. Я так же считаю, что право-пользование не следует рассматривать как четвертый элемент субъективного права, так как оно скорее все-таки является целью субъективного права, а не его составной частью.

Юридическая обязанность — это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом).

Где есть субъективное право, там непременно имеется юридическая обязанность. В отличие от субъективного права обязанность субъекта состоит в необходимости соотносить свое поведение с предъявленными к нему требованиями. Юридически обязанное лицо, возможно, действует и не так, как его побуждают собственные интересы, однако оно должно соотноситься с предписаниями норм права, отражающими и охраняющими интересы других лиц.

32.Понятие и виды объектов правоотношений

Объект правоотношения – это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов правовых отношений, либо то, по поводу чего складывается само правовое отношение. В качестве объекта правовых отношений могут выступать разнообразные материальные и нематериальные явления, блага.

Подходы к пониманию объекта правоотношения:

1. Монистический – объектом правоотношения выступает поведение участников правоотношения, так как только на действия направлено регулирующее воздействие нормы и только в поведении участник правоотношения способен реагировать на правовое воздействие;

2. Плюралистический – объектом правовых отношений выступают явления окружающего мира, по поводу которых участники вступают во взаимные отношения;

Согласно плюралистическому подходу выделяют следующие виды объектов правовых отношений:

1. Материальные блага – объекты правовых отношений, которые являются характерными для гражданских и иных имущественных отношений и представляют собой имеющие пространственные границы предметы материального мира;

2. Нематериальные личные блага – объекты, которые являются характерными для гражданских личных неимущественных, конституционных, уголовных и процессуальных правовых отношений;

3. Поведение субъектов правовых отношений и его результаты – объекты, которые являются характерными для административных, хозяйственных правовых отношений, отношений в сфере бытового обслуживания. Поведение субъектов правовых отношения может выражаться как в действии, так и бездействии, а также в результатах совершенных действий. Результаты поведения или действия субъекта правоотношения могут быть отделимыми либо неотделимыми от действий, а также выступать и как материальное благо, и как нематериальное;

4. Продукты духовного творчества – объекты, которые представляют собой результаты интеллектуального труда;

5. Ценные бумаги, официальные документы – объекты, которые являются характерными для финансовых, хозяйственных, гражданских и иных правовых отношений;

В настоящее время в качестве объекта правовых отношения не может выступать человек как таковой, так как он может быть только субъектом правоотношения.

В некоторых случаях объект отсутствует в момент возникновения правовых отношений, которые возникают с целью появления объекта в результате исполнения обязанностей.

33.Понятие и классификация юридических фактов

Юридические факты – это разновидность социальных фактов, которые могут влиять на правоотношения субъектов права. Это явления объективной реальности, которые отражены в законодательстве.

Юридические факты:

1. это определенные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, а также прекращение правоотношений;

2. формируются в гипотезах правовых норм. В результате наличия или отсутствия того или другого юридического факта влияют на признание или непризнание права или обязанности субъекта.

Материально-социальный характер юридического факта дает возможность увидеть то, что любой юридический факт не какое-то случайное обособленное явление, а следствие этой правовой системы.

Идеальная модель юридического факта фиксируется в гипотезе юридической нормы (нескольких норм).

Можно выделить две группы признаков юридических фактов.

Первая группа – материальная сторона юридических фактов. Юридические факты являются обстоятельствами:

1. конкретными, установленным образом выраженными внешне. Юридическими фактами, таким образом, не могут являться мысли и события внутренней духовной жизни, а также похожие явления. При этом законодательство должно учитывать субъективную сторону поступков (вину, цель, мотив), которая является элементом сложного юридического факта;

2. проявляющимися в наличии или отсутствии конкретных явлений материального мира, притом, что юридическое значение могут иметь как позитивные (существующие), так и негативные факты (отсутствие родства и т. п.);

3. обладающими информацией о состоянии общественных отношений, которые входят в предмет правового регулирования.

Вторая группа признаков раскрывает нормативную идеальную сторону этого явления. Юридические факты являются в этом случае обстоятельствами:

1. прямо или косвенно предусмотренными правовыми нормами;

2. закрепленными в определенной законодательством процедурно-процессуальной форме;

3. ведущими к предусмотренным законом правовым последствиям.

Классификация юридических фактов:

1. по последствиям, которые факты могут вызывать (правоустанавливающие, правоизменяющие или правопрекращающие правоотношения);

2. по гносеологической природе фактов (волевой момент): события, а именно факты, которые не зависят от воли и сознания людей; поступки, а именно факты как следствие сознательного волевого поведения людей;

3. по юридической природе действий: правомерные, к которым можно отнести все виды действий, которые являются актами активной реализации права, а именно акты юрисдикционных органов (административных судов), юридические акты, административные акты, сделки, фактические правомерные действия (литературное творчество, научные изобретения и т. п.); неправомерные, к которым относят административные и гражданские правонарушения, а также другие юридические факты;

4. по структуре юридические факты можно разделить на элементные (простые) и фактические (сложные) составы.

Различают два вида фактических составов:

1. по принципу свободного накопления элементов состава – простая совокупность, существенно только ее наличие;

2. по принципу последовательного накопления элементов – юридические последствия наступают только в случае накопления элементов состава в определенном порядке.

34. Понятие правотворчества

Потребность общества и государства в законодательстве, обеспечивающем реальное действие прав и свобод граждан и иных лиц и способствующем прогрессивному развитию общественных отношений, вынуждает государственные органы постоянно и весьма интенсивно заниматься совершенствованием действующих норм права, вносить в них необходимые коррективы. Деятельность государственных органов, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, и других лиц по подготовке и принятию норм права понимается как правотворчество.

Правотворчество представляет собой постоянно длящийся процесс совершенствования действующих норм права, в котором активно участвуют как органы государства, так и политические партии, общественные организации, граждане и другие члены гражданского общества.

Правотворческая деятельность осуществляется в соответствии с процедурой, установленной нормативными актами (конституцией, регламентом, уставом и т.д.). Смысл и значение правотворчества состоят в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуются учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения (закон, указ, постановление, билль, статут, регламент и пр.). Результатом этой деятельности в общем виде выражаются во внесении новшеств в систему действующих правовых норм, в изменении нормативного материала. Причем такие новшества могут носить как положительный (новые правовые нормы), так и отрицательный характер (предписания об отмене правовых норм). К правотворческой деятельности, относятся также отмена и изменение устаревших нормативно-правовых предписаний. Правотворчество представляет собой деятельность активную, государственную по своему характеру. Она была, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.

Организационно-управленческий аспект правотворчества составляют процедуры обсуждения проектов нормативных актов, согласования проектов с заинтересованными органами и лицами, проведение экспертизы, внесение изменений с учетом высказанных замечаний на проект и другие действия. В ходе такой деятельности могут приниматься и промежуточные решения типа «одобрить проект», «отклонить», «отправить на доработку», «образовать рабочую комиссию по доработке проекта», «направить проект на согласование». Деятельность по выработке решения принять нормативно-правовой акт нередко занимает более длительный период, нежели подготовка его проекта. Правотворческий процесс представляет собой «порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер».

Правотворчество — составная часть более широкого процесса — правообразования.

Правообразование — относительно длительный по времени процесс формирования и оформления юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования, общего представления о юридическом предписании, которое следует издать, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество.

Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов, — это показатель цивилизованности и демократии общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативно-правовых актов и становятся положительным правом, т.е. правом, существующим в виде законодательства.

Виды правотворчества

Правотворчество – богатая по содержанию, сверхсложная деятельность по выработке общих правил поведения. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

– непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума;

– правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

– правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента);

– правотворчество органов местного самоуправления;

– локальное правотворчество (например, на предприятии);

– правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

– законотворчество – правотворчество высших представительных органов (парламентов), в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

– делегированное правотворчество – нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента;

– подзаконное правотворчество – здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций[4].

Основная причина существования делегированного правотворчества заключается в сложности вопросов, которые должны решать органы государства. Парламент не всегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов, а кроме того, не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом. Есть ситуации, когда решение целесообразнее передать на более низкий уровень, как того требуют нормы, регулирующие компетенцию и прерогативы правотворческих органов.

Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть ряд ситуаций, когда достаточно уровня подзаконных актов, нормативных договоров и т. д. Кроме того, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществления его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связанное « непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

В процессе правотворчества реализуются следующие функции:

– обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных правовых актов;

– устранение (отмена) устаревших юридических норм;

– восполнение пробелов в праве.

Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законодательства.

Правоотношения и субъекты права.

Опорный конспект поможет учителю правильно использовать материал урока и время.Определения, схемы. таблицы помогут сделать урок более интересным и разнообразым по типу деятельности учащихся и учителя. Надеюсь, конспект поможет как начинающим педагогам, так и работающим.

Содержимое разработки

Тема. Правоотношения и субъекты права. Д/з. §9,вопросы. Задание№2 из раздела «В классе и дома».

Что такое правоотношения? Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?

Кто может быть участником правоотношений?3.Какими правами и обязанностями обладают участники правоотношений.

Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

В каких случаях речь идет о социальных отношениях?

1.Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.

2.Татьяна решила не идти на день рождения к своей подруге, потому что, она накануне не дала ей воспользоваться своим мобильным телефоном.

3.Поссорившись с соседом, Александр стал ежедневно вынимать из почтового ящика корреспонденцию.

4.Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.

5. Валентина Матвеевна, не согласившись с экспертами магазина, о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.

Найти среди предложенных ситуаций те, которые связаны с правоотношениями. Объяснить, почему.

Правоотношение— это социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

Запись схемы в тетрадях.

Заполнить таблицу « Элементы правоотношений» из учебника (с. 79)

Вопросы: Кто субъекты? Что является объектом? В чем заключается содержание правоотношений?

Практикум, с. 79 учебника. 1.Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.

2.Гражданин Сидоров заключил договор с ООО «Орбита» о строительстве коттеджа. ООО «Орбита» получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.

Найти в учебнике ответ на вопрос : « В чем заключается сущность юридической обязанности?»

Мера дозволенного– то, что разрешено договором, законом.

Работа с фрагментом документа « Из Гражданского кодекса РФ», с. 81

Вывод «Таким образом, государство защищает человека от произвола, беззакония».

2.Субъекты правоотношений

Физические лица

Гражданин, лица без гражданства, иностранцы и др., оказавшиеся на территории страны

Коммерческие и некоммерческие организации, обладающие имущественной самостоятельностью,

способностью от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности.


Определить, кто относится к физическим лицам, а кто к юридическим?

1. Гражданин Иванов, 2. Фонд помощи бездомным животным, 3. Иностранный турист, 4. Лицо без гражданства, 5.Общеобразовательная школа, 6. Адвокат, 7. Контора по продаже недвижимости.

Участники правоотношений должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – способность лица иметь права и нести обязанности . Наступает со дня рождения и действует до смерти.

Дееспособность- способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности.

( до 6 лет отсутствует дееспособность, с 6-до 14-ограниченная дееспособность, с 14-18 лет неполная, с 18 лет полная дееспособность).

У юридических лиц с момента регистрации и в течение всего времени деятельности организации существует правоспособность и дееспособность.

Тема. Правоотношения и субъекты права. Д/з. §9,вопросы. Задание№2.

Что такое правоотношения? 2.Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?

Кто может быть участником правоотношений?4.Какими правами и обязанностями обладают участники правоотношений

В каких случаях речь идет о социальных отношениях?

1.Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.

2.Татьяна решила не идти на день рождения к своей подруге, потому что, она накануне не дала ей воспользоваться своим мобильным телефоном.

3.Поссорившись с соседом, Александр стал ежедневно вынимать из почтового ящика корреспонденцию.

4.Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.

Валентина Матвеевна, не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.

Найти среди предложенных ситуаций те, которые связаны с правоотношениями. Объяснить, почему.

Правоотношение— это социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства

-75%

Понятие гражданского правоотношения и его состав

1. Гражданское правоотношение представляет собой основанное на нормах гражданского права юридическое отношение, складывающееся по поводу материальных и нематериальных благ, участники которого, обладая правовой автономией, выступают в качестве юридически равных носителей прав и обязанностей.

В элементарном виде гражданское правоотношение есть связь правами и обязанностями (права и обязанности именуют содержанием правоотношения). Это связь субъектов. Связь по поводу материальных и нематериальных благ — связь объектов гражданских прав и обязанностей (правоотношений).

Субъекты, объекты и содержание образуют состав правоотношения. Например, правоотношение из договора купли-продажи имеет такой состав: субъекты — продавец и покупатель; объект — товар; права и обязанности (основные) — продавец должен передать товар, покупатель обязан принять и оплатить товар.

Значение. Благодаря правоотношению осуществляется реализация правовых норм; абстрактные указания правовых норм трансформируются в юридическую связь конкретных субъектов правами и обязанностями.

При изучении гражданского права уяснение того, что представляет собой гражданское правоотношение, чрезвычайно важно. В частности, потому, что использование данной категории позволяет понять, что такое гражданское субъективное право и в чем суть гражданской субъективной обязанности, кто может быть носителем таких прав и обязанностей, по поводу чего могут возникать такие права и обязанности, каковы основания динамики (возникновения, изменения и прекращения) этих прав и обязанностей и т.д. При изучении же отдельных видов гражданских правоотношений (собственности, купли-продажи, аренды, подряда и др.) использование общего учения о правоотношении позволяет выработать единообразный подход к упорядочению знаний: нужно в первую очередь определить субъектов, объект, содержание и основания динамики того или иного — любого — правоотношения. При достижении этой цели появляются основополагающие знания о любом конкретном правоотношении.

2. Гражданскому правоотношению присущи черты, свойственные любому юридическому отношению. Так, как и любое другое правоотношение, гражданское правоотношение обеспечивается принудительной силой государства. Как и любое другое юридическое отношение, гражданское правоотношение возникает и развивается на основе норм права. Но происходит это на основании норм гражданского права. Значит, характеризуя гражданское правоотношение, кроме прочего, необходимо учитывать специфику гражданско-правовых норм.

В решающей степени особенности гражданского правоотношения (как и специфика гражданско-правовых норм) обусловлены особенностями предмета, метода, функций и принципов гражданского права. Поэтому участники гражданских правоотношений юридически равны — нет отношений власти и подчинения. Поэтому участники гражданских правоотношений обладают диспозитивностью — могут выбирать варианты поведения. Теми же особенностями предопределены судебный порядок защиты прав участников гражданских правоотношений, восстановительный характер мер защиты, имущественный характер мер защиты и т.д. .

См. гл. 1 настоящего учебника.

3. Для того чтобы быть участником юридического отношения, лицо должно быть правосубъектным.

Все участники гражданских правоотношений в той или иной мере правосубъектны.

Сущность гражданской правосубъектности может быть охарактеризована как основанная на нормах гражданского права юридическая способность лица быть участником гражданско-правовых отношений. Это не право, не сумма прав и не суммарное выражение полномочий, но социально-правовая способность . Правосубъектность есть предпосылка субъективного права; субъективное право появляется в результате осуществления правосубъектности.

См.: Красавчиков О.А. Гражданская правосубъектность как правовая форма // Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права: Избранные труды: В 2 т. М., 2005. Т. 2. С. 31 — 32.

Гражданская правосубъектность включает в себя несколько элементов.

Во-первых, правоспособность — способность иметь гражданские права и нести обязанности ( ст. 17 ГК).

Во-вторых, дееспособность — способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их ( ст. 21 ГК).

В составе дееспособности, а иногда и наряду с ней выделяется сделкоспособность — способность самостоятельно совершать сделки — действия, направленные на возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей ( ст. 153 ГК).

В-третьих, деликтоспособность — способность нести ответственность за правонарушение (см., например, п. 3 ст. 26 , п. 3 ст. 28 ГК).

В-четвертых, трансдееспособность — способность лица своими действиями создавать для других лиц права и обязанности и его способность принимать на себя права и обязанности в результате действий других субъектов (прежде всего ст. ст. 182 — 184 ГК).

Выделять в составе правосубъектности трансдееспособность предложил О.А. Красавчиков (см.: Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. О.А. Красавчикова. 3-е изд., испр. и доп. М., 1985. Т. 1. С. 72).

4. В гражданских правоотношениях участвуют следующие субъекты:

1) физические лица (граждане Российской Федерации, иностранцы, лица без гражданства); 2) юридические лица; 3) Российская Федерация; 4) субъекты Российской Федерации; 5) муниципальные образования (последние три субъекта нередко именуются публично-правовыми образованиями).

У названных лиц гражданская правосубъектность по объему и содержанию различается, т.е. у разных субъектов способность быть участниками гражданских правоотношений неодинакова. Более того, в таких группах участников, как граждане и юридические лица, возможны модификации правосубъектности. Так, в зависимости от наличия или отсутствия дееспособности, а также при ее наличии в зависимости от ее объема все граждане делятся на несколько групп. Правосубъектность граждан принято именовать общей, имея в виду, что граждане могут иметь любые субъективные права и нести любые субъективные обязанности, если это не противоречит закону (можно все, что не запрещено). Правосубъектность юридических лиц по общему правилу носит специальный характер (определяется целями деятельности, предусмотренными в учредительных документах, но из этого правила есть исключения). Правоспособность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обычно квалифицируется как специальная или функциональная (предопределена функциями соответствующих образований), а правосубъектность Российской Федерации чаще всего признается универсальной (или общей), нередко — специальной .

Гражданское право: Учебник для вузов. М., 1998. Ч. 1. С. 140 — 141 (автор главы — В.А. Плетнев).

Учебник «Российское гражданское право: В 2 т. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права» (отв. ред. Е.А. Суханов) (том 1) включен в информационный банк согласно публикации — Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

См., например: Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2010. Т. 1. С. 286 — 287 (автор главы — Е.А. Суханов).

5. Участники гражданских правоотношений обладают правовой автономией. Это означает, что участником юридического отношения может быть лишь тот, кто признается лицом. Таким образом, участниками правоотношений могут быть граждане, юридические лица и публично-правовые образования. Такой подход вполне может быть назван формально-юридическим, поскольку уже в абз. 2 п. 1 ст. 2 ГК перечислены участники гражданских правоотношений. Другое дело, что соответствующие нормы права базируются не на произволе, но на том положении, что субъекты гражданского права должны быть обособлены друг от друга (чтобы быть лицами). Существуют различные формы (способы, меры) обособления. В обобщенном виде обычно называются организационное и имущественное обособление. Организационное и имущественное обособление граждан (физических лиц) вполне естественно. В отношении же различных образований выработаны критерии, которые воплощаются в правовых нормах. Так, юридическим лицом признается (а) организация, (б) имеющая обособленное имущество, (в) отвечающая этим имуществом по своим обязательствам, (г) могущая от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, (д) могущая быть истцом и ответчиком в суде ( ст. 48 ГК). Такая организация становится субъектом права лишь после государственной регистрации в качестве юридического лица. Таким образом, организационное и имущественное обособление приобретает юридическое признание (потому и говорится о правовой автономии).

6. Объектом правоотношения является то, по поводу чего складываются правоотношения (права и обязанности) . Такими объектами являются материальные блага (вещи, имущественные права, результаты работ, услуги и т.д.), а также нематериальные блага (жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность и т.д.).

Вопрос о понятии объекта является дискуссионным. Иногда им считают то, на что направлены права и обязанности, то, на что направлено правоотношение, поведение участников и т.д.

7. Содержание правоотношения образуют субъективные права и обязанности участников.

Субъективное право представляет собой обеспеченную законом меру возможного поведения управомоченного лица. Оно включает в себя три правомочия. Во-первых, управомоченный субъект может (имеет правомочие) сам совершать определенные действия. Например, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом ( п. 1 ст. 209 ГК). Во-вторых, субъективное право дает возможность управомоченному лицу требовать совершения определенных действий лицом обязанным и (или) воздержания от определенных действий. Например, собственник, кроме права на указанные собственные действия, может требовать от всех (от «всякого и каждого») воздерживаться от нарушения его права собственности (не препятствовать осуществлению права). В силу обязательства кредитор вправе требовать от должника передачи имущества, выполнения работ, оказания услуг, уплаты денег и т.д. ( п. 1 ст. 307 ГК). Например, по договору купли-продажи продавец вправе требовать от покупателя уплаты определенной денежной суммы (цены), а покупатель вправе требовать передачи товара ( п. 1 ст. 454 ГК). В-третьих, управомоченное лицо имеет правомочие на защиту: в случае нарушения права (например, при неисполнении продавцом обязанности передать вещь покупателю) управомоченное лицо (в приведенном примере покупатель) может обратиться к суду, и к нарушителю могут быть применены меры государственного принуждения (в примере — передача вещи произойдет принудительно на основании решения суда). Потому и говорится, что субъективное право обеспечено законом.

Субъективная обязанность представляет собой обеспеченную законом меру должного поведения обязанного лица.

Эта мера заключается в том, что, во-первых, обязанное лицо должно совершать определенные действия (например, наниматель жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение). Во-вторых, обязанность может состоять в необходимости воздерживаться от определенных действий (например, наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя ( ст. 678 ГК)).

8. Под структурой содержания гражданского правоотношения принято понимать способ связи (субъектов) правами и обязанностями.

Если одна сторона управомочена, а другая сторона несет обязанность, то такое правоотношение является простым по своей структуре (на одной стороне право, на другой — обязанность). Хрестоматийным примером простого по структуре правоотношения является договор займа: одна сторона (заимодавец) вправе требовать возврата денег или иных вещей, определенных родовыми признаками, а другая сторона (заемщик) обязуется передать заимодавцу соответствующий предмет займа ( ст. 807 ГК). Простым является также обязательство вследствие причинения вреда (деликтное обязательство): потерпевший вправе требовать от причинителя вреда его возмещения, а лицо, причинившее вред, несет корреспондирующую с данным правом обязанность — оно должно возместить вред.

Подавляющее большинство гражданских правоотношений по своей структуре являются сложными — каждый из участников имеет и права, и обязанности. Так, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязан передать имущество арендатору (нанимателю), а арендатор имеет соответствующее право — требовать передачи ему предмета аренды. Но арендатор обязан вносить арендную плату. У арендодателя есть корреспондирующее право — требовать внесения арендной платы. (У сторон этого договора есть и другие права и обязанности.)

Любое сложное правоотношение в аналитических целях может быть представлено как некая совокупность простых правоотношений. Так, в приведенном примере о договоре аренды одно простое правоотношение заключается в праве арендатора требовать передачи имущества и корреспондирующей обязанности арендодателя передать предмет аренды, другое простое правоотношение состоит из права арендодателя требовать внесения арендной платы и обязанности арендатора вносить плату. Но дело, конечно, не только в аналитике. Идея о простых и сложных по структуре правоотношениях находит отражение в законодательстве и практике его применения.

Так, в силу правила, включенного в п. 2 ст. 308 ГК, если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать.

Вместе с тем, очевидно, нельзя считать, что сложное правоотношение есть механическое объединение простых правоотношений. Будучи объединенными в сложные правоотношения, простые правоотношения переплетаются друг с другом, становятся зависимыми друг от друга, не могущими существовать друг без друга. Например, эта зависимость хорошо видна при рассмотрении правил о встречном исполнении обязательств ( ст. 328 ГК). В приведенном примере о договоре аренды второе простое правоотношение (об арендной плате) зависимо от первого из указанных простых правоотношений (о передаче имущества). И если не будет первого (имущество не передано арендатору), то не будет второго (не будет платы).

Субъекты правоотношений. Субъективные права и юридические обязанности как содержание правовых отношений

Основное юридическое содержание правоотношения составля­ет субъективное право и юридическая обязанность сторон. Субъ­ективное право, или право отдельного лица, – необходимое по­нятие правовой системы и правовой науки. При этом лицо может быть отдельной личностью, т.е. индивидом, а может иметь кол­лективный характер, т.е. быть коллективным субъектом, в том числе органом государства, общественной организацией, коммер­ческим предприятием и т.п. Тогда это субъективное право кол­лективного субъекта правоотношения. Субъективное право производно от объективного, «книжного» права.

Под субъективным правом понимается установленная юри­дической нормой мера возможного поведения участника право­отношения. Речь идет об известных возможностях, предоставлен­ных индивиду или коллективу юридическими нормами ради до­стижения целей, поставленных себе этими лицами, удовлетво­рения их интересов и потребностей. Сущность субъективного права состоит в гарантированной возможности совершать опре­деленные действия. Юридически возможное поведение имеет три формы своего проявления. Во-первых, это возможность управомоченного лица вести себя активно, совершать любые действия, как предусмотренные юридическими нормами, так и не запре­щенные законом.

Во-вторых, это возможность требовать от обязанного лица со­вершения активных действий или воздержание от действий. На­пример, право требовать возврата долга по договору займа; уплаты денег за проданное имущество и передачи купленного имущества по договору купли-продажи и т.п.

В-третьих, это право притязания или возможность обратиться за защитой своего нарушенного права в правоохранительные ор­ганы, т.е. привести в действие охранительный механизм государ­ства. Так, при совершении кражи имущества собственник имеет право сделать соответствующее сообщение или заявление в мили­цию. Гражданин, считающий, что его незаконно уволили с работы, имеет право обратиться в суд с иском о восстановлении на работе.

Если в состав субъективного права входит не одна, а несколько возможностей, то каждая из них, как составная часть субъектив­ного права, называется правомочием. Например, ст. 209 ГК РФ «Содержание права собственности» предоставляет собственнику право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, т.е. определяет правомочия собственника.

Юридическая обязанность – это мера должного поведения обязанного субъекта, т.е. обусловленная требованием юридичес­кой нормы и обеспеченная возможностью государственного при­нуждения необходимость определенного поведения, определен­ных действий. Если от субъективного права можно отказаться, т.е. не использовать его, то от юридической обязанности отказать­ся нельзя. Юридическая обязанность также имеет три варианта своего проявления. Это может быть, во-первых, обязанность лица совершать собственные активные действия; во-вторых, обязан­ность его пассивного поведения; в-третьих, обязанность претер­петь меры государственного принуждения, т.е. нести юридичес­кую ответственность. Например, покупатель, как сторона догово­ра купли-продажи, обязан заплатить за товар обусловленную сумму денег; продавец, получив чек, обязан отпустить указанный и оплаченный товар, воздерживаться от нетактичного поведения в адрес покупателя (не кричать на него, не оскорблять его, не отказывать в выборе товара в соответствии с чеком и пожеланием), а если продавец допустит нарушения служебной дисциплины, то он будет обязан нести дисциплинарную ответственность.

В жизни чаще всего каждая из сторон в правоотношении об­ладает и субъективными правами, и юридическими обязанностя­ми одновременно. Нередко субъективные права и юридические обязанности носят слитный характер, т.е. совпадают. Иными сло­вами, возможность действовать, предоставленная лицу юридичес­кими нормами, является его обязанностью, составляет для него определенную общественную необходимость действовать. Таковы полномочия органов государства и должностных лиц, составляю­щие одновременно и их обязанности, и их права. Они образуют компетенцию органов государства и должностных лиц. Осущест­вление прав в отношении граждан, предприятий и организаций составляет обязанность должностного лица по отношению к госу­дарству и его органам (рис. 2).

Рис. 2. Субъективное право и юридическая обязанность

Субъекты (стороны) правоотношения – это участники пра­вового отношения, обладающие взаимными правами и обязан­ностями.

Чаще всего таких сторон две: продавец и покупатель при купле-продаже; следователь и свидетель при производстве допроса и т.п. Однако бывают и многосторонние правоотношения. Так, каждый гражданин по поводу своих конституционных прав на­ходится в правоотношениях со всеми остальными субъектами, в том числе и с государством: все они обязаны уважать его права, не препятствовать их реализации.

Многочисленные и разнообразные по своему составу субъекты правоотношений могут быть разделены на индивидуальные и кол­лективные. К индивидуальным субъектам относятся граждане данного государства, иностранные граждане, лица без граждан­ства и имеющие двойное гражданство. Среди коллективных субъ­ектов можно выделитьгосударственно-территориальные образо­вания (государства, субъекты федераций, города, районы и иные территориальные единицы, избирательные округа),их население,и такжеорганизации (государственные органы, общественные объединения, предприятия, коммерческие структуры и проч.).

Так, граждане являются субъектами многих правоотношений: имущественных, жилищных, брачно-семейных, уголовноправовых и др. Государство вступает в международно-правовые, кон­ституционно-правовые, гражданско-правовые (например, по поводу объектов государственной собственности) и некоторые другие правоотношения.

Возможность того или иного субъекта быть участником пра­воотношения определяется егоправосубъектностью, т.е. способ­ностью быть субъектом права. Правосубъектность является осо­бым свойством, политико-юридическим состоянием определенно­го лица и включает три элемента:

– правоспособность – способность иметь субъективные права и юридические обязанности;

– дееспособность – способность приобретать и реализовы­вать права и обязанности своими действиями;

– деликтоспособность – способность нести юридическую от­ветственность за свои действия.

Важным свойством правосубъектности является ее гарантированность государством: соответствующие государственные органы обязаны обеспечить каждому субъекту возможность полного и беспрепятственного осуществления прав, а также исполнение обя­занностей, определяемых его правосубъектностью. Как указы­вается в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом ООН в 1966 г., «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».

Объем правосубъектности различных субъектов права разли­чен. Для индивидуальных субъектов он в основном зависит от воз­раста, гражданства, состояния душевного здоровья. Так, в РФ с 18 лет возникает активное избирательное право и право на вступ­ление в брак, с 14 лет – обязанность нести ответственность за со­вершение наиболее опасных, а с 16 лет – всех преступлений и т.п. Граждане данного государства обладают большим объемом прав в политической сфере по сравнению с иностранцами, в том числе правом избирать и быть избранными в органы государственной власти, правом занимать ряд должностей, в том числе и в органах государственного управления и др., чего лишены иностранцы и лица без гражданства. Люди, страдающие душевными заболева­ниями, в установленном законом порядке ограничиваются в пра­вах и дееспособности (в том числе в избирательном праве, праве распоряжаться своей собственностью и т.п.). В определенной сте­пени правосубъектность зависит и от других обстоятельств, таких, как пол, образование и др. Все это обусловливает то обстоятельст­во, чтопри равном общем правовом статусе граждан реальное правовое положение каждого из них неодинаково.

Правосубъектность государственно-территориальных обра­зований и их населения, их возможность вступать в те или иные правоотношения определяются международно-правовыми актами, Конституцией государства, другими законами. Так, объем полномочий Российской Федерации и ее субъектов опре­деляется, Конституцией РФ, конституциями республик в составе Федерации, уставами краев, областей и иных субъектов Федера­ции и др.

Правосубъектность органов государства, обладающих власт­ными полномочиями, определяется ихкомпетенцией, а право­субъектность организаций и индивидуальный субъектов, осу­ществляющих производственную, коммерческую и иную хозяй­ственную деятельность и зарегистрированных в установлен­ном порядке, –статусом юридического лица. Объем компетен­ции и юридического статуса зависит, прежде всего, от целей со­здания и деятельности государственного органа или юридичес­кого лица.

Различается три вида правосубъектности: общая (способ­ность, по сути дела абстрактная, быть субъектом права вообще);

отраслевая (способность быть субъектом права соответствующей правовой отрасли) и специальная (способность быть субъектом оп­ределенной группы общественных отношений в рамках конкрет­ной отрасли права).

Общей правосубъектностью обладают все субъекты. В частнос­ти, все граждане потенциально могут стать носителями практи­чески всех прав и обязанностей. Исключение составляют лишь те, которые обусловлены неизменными (например, пол) или не­обратимыми (такими, как возраст, неизлечимая душевная бо­лезнь) обстоятельствами.

Отраслевой и специальной правосубъектностью обладают не все лица. Субъектом уголовно-правовых отношений, например, могут быть только граждане и другие индивидуальные субъекты, но не организации, а субъектом отношений ответственности за должностные преступления – только должностные лица и пред­ставители власти.

Следует иметь в виду, что право- и дееспособность разделяются только в гражданском праве. Гражданская правоспособность воз­никает с момента рождения (например, право иметь собствен­ность), а дееспособность появляется позднее – ограниченная с 14 и полная с 18 лет. В других же отраслях права право- и дееспо­собность неразрывны и образуют единуюправодееспособность:если человек обладает определенным правом, он всегда может ре­ализовать его самостоятельно.

И правоспособность, и дееспособность гражданина могут быть ограничены только в случаях, установленных законом, и только в судебном порядке (рис. 3 и 4).

Рис. 3. Субъекты правоотношений

Рис. 4. Правосубъектность

Правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность)индивидуальных субъектов зависит от следующих обстоятельств:

– состояние душевного здоровья;

Правосубъектность коллективных субъектов зависит от уста­новленного законом (другими нормативными актами) объема и содержания их полномочий.

Содержание – это взаимные права и обязанности субъектов правоотношений

3. Содержание – это взаимные права и обязанности субъектов правоотношений.

К примеру, в правоотношениях по обеспечению пенсиями содержанием являются следующие взаимные права и обязанности субъектов:

Обязанность гражданина предоставить соответствующие документы, необходимые для назначения пенсии и право на назначение соответствующей пенсии;

Обязанность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение – назначить пенсию при предоставлении гражданином всех необходимых документов, право – требовать их предоставления.

Тема 5. Понятие, виды и юридическое значение трудового стажа.

Понятие страхового, общего трудового и специального стажа, его значение:

Согласно ст. 2 Закона от 17.12.2001 г. страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С учетом страхового стажа определяется право на пенсию. В отношении всех трех видов трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) существует одно общее условие их назначения – наличие определенной продолжительности трудового стажа. Однако если для приобретения права на пенсию по старости требуется не менее 5 лет страхового стажа, то пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего кормильца не менее одного дня страхового стажа (если нет ни одного дня стажа, то будет назначаться не трудовая, а социальная пенсия – по Закону «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 г).

Наряду со страховым стажем, определяющим право на пенсию, в новом пенсионном законе имеет место и понятие «общий трудовой стаж».

Согласно п.4 ст.30 Закона от 17.12.2001 г. под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., необходимая в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц (пенсионного капитала) для определения размера страховой части трудовой пенсии. То есть общий трудовой стаж необходим для определения размера пенсии.

Понятие специального стажа в Законе сформулировано не достаточно четко. Так в п.5 ст.30 Закона от 17.12.2001 г. он определяется как «стаж на соответствующих видах работ». В этот стаж засчитывается суммарная продолжительность периодов работы, определенных в отдельных пунктах и подпунктах ст.27 и ст.28 Закона от 17.12.2001 г. Проанализировав содержание данных статей, можно сделать вывод, что специальный трудовой стаж – это продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных и т.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатических районах страны, с которыми связано льготное (или по особым правилам) обеспечение трудовыми пенсиями.

Специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, а также стаж в связи с определенными природно-климатическими условиями является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, необходимом для приобретения права на трудовую пенсию по старости на льготных основаниях. Наличие данного специального стажа установленной продолжительности с учетом или без учета общего трудового стажа приводит к возникновению права на пенсию по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста – 60 лет (мужчинам) и 55 лет (женщинам).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж для определения права на трудовую пенсию.

В Законе от 17.12.2001 г. различаются периоды работы и другой трудовой деятельности, которые включаются (ст. 10 Закона от 17.12.2001 г.) в страховой стаж (связаны с уплатой единого социального налога), а также периоды, которые засчитываются в страховой стаж (нестраховые периоды).

Для включения в страховой стаж периодов работы требуется соблюдение двух обязательных условий:

– выполнение этой работы или иной деятельности на территории РФ;

– уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Если же работа или иная деятельность протекала за пределами РФ, то они включаются в страховой стаж только в случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж:

К иным периодам (кроме работы и творческой деятельности), засчитываемым в страховой стаж для определения права на пенсию относятся следующие:

– период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

– период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

– период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

– период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

– период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

– период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Причем все вышеперечисленные периоды засчитываются в страховой стаж при обязательном условии – им должна предшествовать (либо за ними следовать) работа (независимо от ее продолжительности – достаточно 1 дня).

В Общий трудовой стаж, учитываемый при оценке пенсионных прав застрахованных лиц (т.е. при определении размера страховой части трудовой пенсии) включаются следующие периоды (п.4 ст.30):

– периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части, независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

– периоды творческой деятельности членов творческих союзов-писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

– служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и в органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

– периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

– период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

– периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Отличия страхового стажа от общего трудового стажа:

Основные отличия страхового стажа от общего трудового стажа заключаются в следующем:

1. в их правовом значении: с учетом страхового стажа определяется право на пенсию, а общий трудовой стаж необходим в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц для определения размера страховой части пенсии;

2. в страховой стаж могут засчитываться периоды работы и иной деятельности, протекавшие как до 01.01.2002 г. (т.е. до введения Закона от 17.12.2001 г.), так и после этой даты, а общий трудовой стаж определяется только по состоянию на 31.12.2001 г., включительно;

3. в общий трудовой стаж не могут засчитываться отдельные периоды деятельности, учитываемые в страховом стаже, а именно: период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

4. отдельные периоды деятельности (прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы; получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке) в страховой стаж засчитываются только при условии, если этим периодам предшествовала либо следовала за ним работа или иная деятельность, указанная в ст.10 Закона от 17.12.2001 г. (независимо от ее продолжительности), а для зачета этих периодов в общий трудовой стаж для определении размера пенсий выполнение такого условия не требуется.

Ссылка на основную публикацию