Кто такой правообладатель в авторском праве

Автор и правообладатель

В информационном пространстве регулярно появляются новости про злых правообладателей, которые опять подали к кому-то иск, снова с кого-то требуют баснословные суммы и всё всем запрещают. В это же время в той же инфоплоскости существует образ угнетённых и бесправных авторов, которые со своего творческого труда ничего не имеют, ибо на всём “навариваются” жадные правообладатели. Возникают вопросы: кто все эти лица, и насколько приведённые впечатления и тезисы соответствуют истине?

Содержание:

Прежде всего, следует начать с исследования нормативной базы для того, чтобы называть вещи своими именами.

Автор

Согласно п. 1 ст. 1228 ГК РФ,

«Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат».

При этом к результатам интеллектуальной деятельности (РИД) согласно ст. 1225 ГК РФ относятся, в том числе: произведения литературы, науки и искусства (среди которых и программы для ЭВМ, охраняемые как литературные произведения), фонограммы, исполнения, изобретения и т. д.

В том же пункте указывается, что не являются авторами результата интеллектуальной деятельности лица, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата: материальные спонсоры, начальники, менеджеры и разного рода помощники.

Стоит акцентировать внимание на то, что автором указан именно гражданин. Автором в современном законодательстве РФ признаётся только физическое лицо. А поскольку право авторства неотчуждаемо и непередаваемо в силу п. 1 ст. 1265 ГК РФ, и отказ от него ничтожен, то юридическое лицо автором быть не может в принципе.

В силу п. 3 той же статьи:

«Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом».

Это значит, что автор и есть первоначальный правообладатель. В силу факта создания РИД автор приобретает комплекс авторских прав на него (исключительное право, личные неимущественные и иные права). При этом автор может передать право как после создания произведения (по договору отчуждения исключительного права), так и заключить договор до его фактического создания, по которому автор обязуется и создать произведение, и передать права на него (например, по договору авторского заказа).

В случае, если автор самостоятельно создаёт произведение, то в момент его создания и до отчуждения исключительного права (если такое произойдёт) получается, что автор и правообладатель являются одним и тем же лицом. Впоследствии автор может по своему усмотрению передать «титул правообладателя» другому лицу, например, по договору отчуждения исключительного права.

Схематично это можно изобразить следующим образом:

Автор и правообладатель, схема

Автор, являясь первоначальным правообладателем, с точки зрения закона (не рассматривая иные факторы) свободен в своей воле распоряжаться исключительным правом как угодно.

Примечание:

Существует мнение, что в случае создания служебного произведения, исключительное право возникает у работодателя.

С этим сложно согласиться, поскольку в актуальной на момент написания данных строк редакции п. 2 ст. 1295 ГК РФ, посвящённой служебным произведениям, указано следующее:

«Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное».

Следует напомнить, что, п. 3 ст. 1228 указывает, что исключительное право первоначально возникает у автора.

Совершенно очевидно, что термины «возникает» и «принадлежит» имеют совершенно разный смысл. Слово «возникает» определённо относится к появлению, возникновению права, в то время как термин «принадлежит» соответственно указывает лишь на обладание правом определённым лицом и никоим образом не содержит смысловой нагрузки относительно возникновения права.

Потому тезис о том, что исключительное право на служебное произведение возникает у работодателя представляется крайне спорным.

Правообладатель

Определение термина «правообладатель» даётся в п. 1 ст. 1229 ГК РФ:

«Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное».

Как следует из буквального толкования указанной статьи, правообладатель:

  • лицо, обладающее исключительным правом;
  • может быть как физическим, так и юридическим лицом;
  • вправе использовать РИД самостоятельно;
  • вправе распоряжаться исключительным правом (например, предоставлять право другим).

При этом правообладателей может быть несколько, в таком случае исключительное право будет им принадлежать совместно. Да, авторов тоже может быть несколько (соавторство), но с авторами ситуация иная — со временем у уже созданного законченного произведения авторов прибавиться не может, поскольку в таком случае речь будет идти о переработке, создании производного произведения на основе уже имеющегося. И это объяснимо, поскольку право признаваться автором имеет своим критерием творческий вклад в процессе создания произведения.

А в случае с исключительным правом, которое в силу прямого указания ст. 1226 ГК РФ, является имущественным, правообладателей может быть сколько угодно, о чём говорит п. 2 ст. 1229 ГК РФ. При этом даже не затрагивая дискуссионного вопроса относительно долей в исключительном праве, правообладатели могут заключить соглашение о том, как использовать или распоряжаться исключительным правом, фактически установив удобный порядок управления.

Распоряжение исключительным правом

Как следует из п. 1 ст. 1233 ГК РФ, правообладатель вправе распорядиться исключительным правом любым не противоречащим закону способом, в том числе путём отчуждения или путём предоставления права.

При этом согласно п. 1 ст. 1234 ГК РФ:

«По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю)».

А в силу п. 1 ст. 1235 ГК РФ:

«По лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах».

Как видим, законодатель однозначно дифференцирует передачу и предоставление права. При передаче право целиком и полностью без ограничений переходит от одного правообладателя к другому лицу, а при предоставлении права — просто даётся возможность другому лицу использовать объект ИС в строго ограниченных пределах.

Таким образом, передача (отчуждение) и предоставление — принципиально разные способы распоряжения исключительным правом.

Стоит отметить, что исключительное право может переходить по наследству. Кроме того, оно может быть передано в доверительное управление.

Защита исключительного права

Исключительное право является абсолютным — все остальные субъекты обязаны воздерживаться от действий, его нарушающих, в противном случае к нарушителю могут быть предъявлены соответствующие меры ответственности. Обладатель исключительного права может защищать своё право, в том числе, путём предъявления исков к нарушителям. Например, самая распространённая мера ответственности за нарушение исключительных авторских прав — так называемая «карательная» компенсация (она же специальная компенсация в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей).

При этом пока автор является правообладателем, он может защищать нарушенное исключительное право, а также вправе делать это и после отчуждения права – в случае нарушений в течении периода, когда он был обладателем исключительного права.

И это подтверждается позицией ВС РФ. Согласно п. 70 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»,

«При предоставлении третьему лицу права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по лицензионному договору или при передаче третьему лицу исключительного права по договору о его отчуждении право требования возмещения убытков, причиненных допущенным до заключения указанного договора нарушением, или выплаты компенсации за такое нарушение не переходит к новому правообладателю. Соответствующее требование может быть заявлено лицом, которое являлось правообладателем на момент совершения нарушения».

При этом в п. 59 Постановления явно указано:

«Автор результата интеллектуальной деятельности, не являющийся обладателем исключительного права на момент его нарушения, не вправе требовать взыскания компенсации за нарушение этого исключительного права».

Что согласуется с позицией из п. 70 Постановления и является очевидным: право на обращение в суд есть только у того, чьи права нарушены; а если право на момент нарушения было у кого-то другого, а не у автора, то и иск автор предъявлять не вправе.

Автор против правообладателя

Поскольку личные неимущественные и иные права неотчуждаемы, то даже после передачи исключительного права, они остаются у автора, что даёт ему ряд соответствующих полномочий и рычагов воздействия.

Например, автор вправе требовать указания авторства своего произведения, в том числе творческого псевдонима (право авторства, ст. 1265 ГК РФ). Кроме того, существует предусмотренное ст. 1266 ГК РФ право на неприкосновенность произведения: запрещается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Или, например, автор вправе отозвать обнародование ещё необнародованного произведения даже тогда, когда право уже отчуждено другому лицу, разумеется, при условии возмещения соответствующих расходов новому правообладателю (право отзыва, ст. 1269 ГК РФ).

Но не стоит забывать о том, что часто автор лишён возможности творить или существенно в ней ограничен по сугубо экономическим причинам, а потому, являясь слабой стороной, вынужден соглашаться на невыгодные условия договоров.

Например, начинающая или не очень известная музыкальная группа зачастую не может без сторонней материальной поддержки записать, свести, обработать, выпустить и распространить альбом в силу объективно существующих финансовых ограничений. Да, какие-то демо-записи можно сделать в домашних условиях, но серьёзное качество требует серьёзной дорогостоящей аппаратуры и привлечения профессионалов, что не просто дорого, а зачастую очень дорого. А потому приходится заключать договор с более сильной экономически стороной на откровенно кабальных условиях, часто жертвуя титулом правообладателя, как единственным имеющимся экономическим активом.

Аналогичные ситуации возникают не только в музыке, но и везде, где невозможно или затруднительно воплотить свои творческие идеи без крупных вложений. И это не только в РФ такая ситуация, потому что построен «неправильный капитализм» или народ какой-то особо жадный, или особо бедные творцы, вовсе нет. Такие ситуации случаются везде и сопровождали даже всемирно известных творческих деятелей в самые «сытые» годы, о чём написано немало историй.

Причина проста — то, что для одних творчество и самореализация, для других — только бизнес, предпринимательская деятельность, направленная на извлечение прибыли со всеми вытекающими последствиями.

Таким образом, автор, являясь юридически монополистом своего творческого труда и первоначальным обладателем исключительного права, “невидимой рукой рынка имени Адама Смита” часто ставится в крайне неудобное и зависимое положение. А потому правовыми методами эту ситуцию исправить вряд ли возможно, да и закон без возможности принудительного применения его положений в отношении не желающих их соблюдать – не стоит и бумаги, на которой напечатан.

Вспоминается фраза, написанная коллегой-юристом по поводу отсутствия его книги в электронном виде, выглядевшая примерно вот так: “Увы, такова политика издательства. С этим ничего не поделать, я, к сожалению, всего лишь автор”. Всего лишь автор. Пожалуй, квинтэссенция статуса автора в одной фразе.

Кто такой правообладатель: правовой статус и отличие от автора

Авторские права защищаются государством, что гарантирует создателям предметов интеллектуальной собственности абсолютную безопасность. Закон выделяет две стороны отношений – автора и правообладателя. Если автор – создатель произведения, то кто же такой правообладатель в авторском праве? Этот вопрос и будет изучен в статье.

Под авторским правом в объективном его значении понимается институт гражданского права, посредством которого происходит регулирование правоотношений, связанных с формированием и практическим применением изобретений. К последним относятся продукты науки, искусства, литературы, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных и т. д.

В английском языке применим термин «Copyright», что в дословном переводе означает «авторское право», «право на копирование, воспроизведение».

Автор и правообладатель

Возникновение авторских прав начинается с момента создания произведения. Они включают в себя следующие элементы:

  • исключительное право (имущественное полномочие на использование произведения и распоряжение им);
  • неимущественное право (оно распространяется на неприкосновенность и имя продукта творчества).

В качестве автора может выступать исключительно физическое лицо, создавшее то или иное произведение. Это может быть конкретный человек или группа лиц. В роли правообладателя может быть не только сам автор, наделенный авторскими правами, но и организация, получившая полномочия на распоряжение произведением по соглашению (договору).

Основные объекты и субъекты авторского права

Субъектом авторского права признается создатель продукта и его пользователь.

Рассмотрим практический пример.

Писатель издал книгу в жанре «детектив», а затем подписал с кинематографической организацией договор. В нем сказано, что фирма создаст экранизацию книги, соответственно, обретет право на ее использование в своей деятельности. Вопрос: кто есть кто, и кому какие права положены по закону?

В итоге получится, что обе стороны – и писатель, и режиссер – станут субъектами этого права. В данном случае писатель будет называться творцом, а кинокомпания – правообладателем (как, собственно, и любое другое лицо, заинтересованное в извлечении из собственности автора выгоды).

Объектом авторского права признается право на само произведение, будь то картина, фильм, статья и др.

В рассматриваемой нами ситуации это полномочие на использование книжного сюжета в кинокартине.

Главным образом к объектам авторского права относятся следующие продукты:

      произведения литературы;
      драматические сюжеты;
      музыкальные композиции;
      художественные картины;
      предметы декоративно-прикладного искусства;
      сценические образы;
      архитектурные шедевры;
      градостроительные достижения;
      программные софты для ЭВМ (включая всевозможные прошивки, игры, ОС);
      видеоролики любого характера и назначения;
      эскизы, чертежи, шаблоны, схематические рисунки.

К субъектам АП не принято относить официальные бумаги, символы, фольклор, уведомления о фактах.

Чем грозит незаконное применение авторского права

Злоумышленное деяние чревато несением ответственности в виде штрафа в размере до 200 00 р. или в величине дохода осужденного лица в течение срока до 18-ти месяцев.

Наряду с этим в качестве наказания используются обязательные работы сроком до 480 ч, исправительные труды до 2-х лет, принудительные работы или лишение свободы на тот же срок. Регламент – ст. 146 УК РФ.

Кто такой правообладатель

Правообладателем является физическое лицо (обычный гражданин) или юридическое лицо (организация), которому было передано право на пользование объектом интеллектуальной собственности. Например, писатели очень нуждаются во взаимодействии с правообладателями, в лице которых выступают издательства. Ведь написанная книга – это лишь полдела. Ее необходимо отредактировать, опубликовать, продать, в конце концов. Для этого писатель обращается в издательство и предлагает рукопись к публикации.

В рассмотренном примере на плечи правообладателя ложится работа, которую непосредственно сам автор выполнить не может. В итоге обладатель права становится посредником и получает прибыль от распространения чтива.

Какими привилегиями наделяется правообладатель

На практике быть правообладателем крайне выгодно, и тому есть несколько причин:

  • незначительное по объему произведение одного автора, купленное правообладателем, может стать элементом чего-то более масштабного (например, если писатель неизвестен и не знаменит, потенциальные клиенты вряд ли обратят на него внимание, а на агентство с колоссальным опытом работы и хорошей репутацией, которое и выступит в роли правообладателя, «клюнут» однозначно);
  • купленные объекты интеллектуальной собственности могут стать существенными активами, которые принадлежат правообладателям, что позволит сделать компанию более привлекательной с инвестиционной точки зрения;
  • правообладатель может рассчитывать на получение всесторонней государственной защиты от неправомерного использования материалов – объектов авторского права, «пиратства».

Как можно стать правообладателем

Есть несколько вариантов стать обладателем прав на тот или иной объект интеллектуальной собственности.

  1. Стать автором, то есть создать продукт своими силами. Поскольку автор выступает в качестве первичного правообладателя, этот способ является основным. Но для реализации идеи придется вооружиться свежими мыслями и некоторыми навыками, что не всегда осуществимо.
  2. Подписать соглашение авторского подряда с непосредственным создателем произведения. В итоге получится, что вы наймете автора на выгодных вам условиях, чтобы тот создал что-то новое. Затем он останется в тени, а его партнер (то есть вы) получит итог интеллектуальной работы в пользование и распоряжение. Соответственно, ему же достанутся и все гонорары.
  3. Осуществить выкуп авторских прав у создателя произведения. Эта процедура носит название отчуждения исключительного права и подразумевает подписание одноименного договора с указанием суммы авторского гонорара. Вследствие этого факт авторства сохранится за изобретателем, однако распоряжаться продуктом будет правообладатель.
  4. Приобрести определенную долю прав на произведение. Правообладатель получит права, смежные с авторским. Это не позволит распоряжаться объектом интеллектуальной собственности в полной мере и вынудит вас считаться с его создателем на основе лицензионного соглашения. Оно может носить исключительный характер, и тогда правообладатель лишится возможности заключения прочих договоров. Есть и неисключительные договоры, при которых количество оформляемых лицензий ничем не ограничивается. Эти способы взаимоотношений между сторонами распространены на практике. Лицензиат обретает право на пользование интеллектуальной собственностью лишь в рамках тех прав, сроков и способов, которые предусмотрены в составленном соглашении.

Таким образом, быть правообладателем – выгодно и престижно. Поэтому многие компании стремятся обзавестись этим статусом.

Политика авторского права

А́вторское пра́во — в объективном смысле — институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно

Название «авторское право» является условным, так как закон регулирует и охраняет права «правообладателя», а не автора.

Английский термин копира́йт © (англ. copyright, от «копировать» и «право») в английском языке обозначает авторское право, то есть право копировать, воспроизводить.

Субъекты авторского права

Первоначальным субъектом авторского права всегда является «физическое лицо, творческим трудом которого создано» произведение науки, литературы или искусства, а также другая интеллектуальная собственность — автор. Ему принадлежит весь комплекс авторских прав — личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (презумпция авторства).

Субъектами авторского права также являются лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие субъекты называются правообладателями. Такими правообладателями могут быть:

  • различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения
  • работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;
  • заказчики, в случае создания произведения по договору заказа;
  • наследники автора или иного обладателя авторского права (авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает действовать после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму).

Ещё одним специфическим субъектом авторского права являются организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. В зарубежных странах данные организации получили широкое распространение.

Правообладатель (автор или его правопреемник) для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

  1. ©, латинской буквы «C» в окружности;
  2. имени или наименования правообладателя;
  3. года первого опубликования произведения.

Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве 1952 года. К настоящему времени оно имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США, указание ложной информации в оповещении (copyright notice) преследуется законом.

Личные неимущественные авторские права

Личные неимущественные права (также обозначены в Бернской конвенции как «моральные права») включают в себя:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Неимущественные авторские права действуют бессрочно. В России они могут принадлежать только физическому лицу и являются неотчуждаемыми, то есть их нельзя передать другому лицу.

Исключительное право на произведение

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

  1. воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трёх измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трёхмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;
  2. распространение произведения путём продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
  3. публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью плёнки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
  4. импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
  5. прокат оригинала или экземпляра произведения;
  6. публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;
  7. сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путём ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается приём сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приёма публикой. Сообщение кодированных сигналов признаётся сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с её согласия;
  8. сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путём ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признаётся сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с её согласия;
  9. перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;
  10. практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
  11. доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Срок охраны имущественных прав

Срок действия исключительного права на произведение следует определять по законодательству государства, в котором «испрашивается охрана».

Международные договоры в сфере авторского права устанавливают минимальные сроки охраны исключительных (экономических) прав. Так, согласно ст. 7(1) Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, срок охраны составляет всё время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти.

Существует выраженная тенденция к увеличению срока защиты исключительных прав в разных странах мира, в том числе и в России.

В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (вступившей в действие 1 января 2008 года) статьёй 1281, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (за исключением отдельных особо оговорённых случаев). По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием.

Объекты авторского права

Согласно статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

Самими объектами авторского права могут выступать:

  • литературные произведения, в том числе драматические, музыкально-драматические, сценарные;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

и другие произведения.

К объектам авторского права также относятся:

    (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код; (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права:

  • официальные документыгосударственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  • произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Авторское право также не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Авторское право и право собственности

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный носитель (вещь), в котором произведение выражено.

Переход права собственности на экземпляр произведения сам по себе не влечёт передачи каких-либо прав на само произведение, за исключением случаев отчуждения оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т. п.) его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором (если договором не предусмотрено иное).

Авторское право

Авторское право помогает создателям какого-то нового интеллектуального продукта защититься от плагиата и воровства идей. Каждый автор стремится оберегать свое творчество и интеллектуальную собственность. С помощью данного института гражданских правоотношений охраняются музыкальные композиции, литературные произведения, предметы искусства и даже базы данных.

Моральные права автора на его труд действуют бессрочно. То есть, создав что-то, этот человек навсегда остается создателем. А вот имущественные права на использование результата творчества можно передавать другим людям.

Наверняка каждый из вас встречался с символом «©». Он называется copyright, от «копировать» и «право», и обозначает защиту имущественных интересов. Если вы видите этот символ, то предмет можно копировать со ссылкой на источник.

Срок защиты авторства в отношении имущественных интересов чаще всего равняется 70 годам после смерти создателя. По истечении этого периода результат творчества становится общественным достоянием.

У нас в стране большое количество начинающих авторов. Но далеко не каждый из них осведомлен о своих правах. В данной статье мы раскроем основополагающие моменты. Но если вы уже столкнулись с неприятностями, и авторство вашего труда присвоил себе другой человек, то мы настоятельно советуем обратиться к профессионалу по решению таких вопросов.

Субъекты авторского права

Авторство может быть первоначальным и приобретенным. В первом случае, если любой человек что-то сотворил, то он и является автором. Он может распоряжаться своим произведением и с моральной, и с имущественной точки зрения.

Когда автор решает передать другому человеку возможность материально использовать произведение, то сам он в дальнейшем уже не сможет этого делать. Здесь возникает приобретенное право. И теперь использовать интеллектуальную собственность в имущественных целях может только новый владелец, который именуется правообладателем.

На практике правообладателями выступают следующие группы лиц:

  • предприятия — например, литературные издательства, продюсерские центры, телевизионные компании и все те, кто заинтересован в монетизации результата творческой деятельности оригинального автора;
  • работодатели — если автор работал в штате этой фирмы и в результате профессиональной деятельности создал шедевр;
  • заказчики — если изначально автор выполнял работу по заказу или техническому заданию другого человека;
  • наследники.

Напомним, что правопреемники обладают только имущественными правами на труд, но в моральной точки зрения создатель объекта навсегда остается его автором.

В этом случае на каждом произведении автора новый правообладатель должен указывать символ охраны авторского права. Он должен быть размещен на каждом новом экземпляре и выглядеть следующим образом: © Иванов И.И., 2006. Важно отметить имя автора и год первой публикации его произведения.

Такую систему оповещения об авторстве придумали в Женеве в 1952 году. Тогда была издана Всемирная конвенция. Однако на данный момент этот значок зачастую носит информационный характер о том, что материал был скопирован.

Объекты авторского права

В статье 1259 Гражданского кодекса РФ приведен достаточно полный список объектов авторского права. Ими являются любые предметы интеллектуальной собственности и результаты творческой деятельности: например, музыка, книги, научные статьи, базы данных и многое другое.

А что, если вы переработали чужое произведение и привнесли туда что-то свое? Такой труд называется производным и также охраняется законом. Такая же ситуация с составными произведениями, когда автор структурировал разные результаты творчества и собрал из них новый уникальный материал.

Объектами авторского права могут быть как опубликованные материалы, так и не изданные. Если произведение не было передано в массовую публикацию, но выражено в письменной или устной форме, в видеоформате или в форме звукозаписи, то такой объект интеллектуальной собственности тоже будет охраняться законом.

В этом вопросе будет проще уточнить, что НЕ принадлежит к объектам авторского права:

  • идеи и концептуальные задумки, методы и технологии, а также способы решения каких-либо задача;
  • открытия и факты;
  • любые государственные бумаги различных уровней управления;
  • символы страны и знаки государства, такие как флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное, а также символы и знаки муниципальных образований;
  • результаты народного творчества, а также языки программирования;
  • сообщения новостного характера.

Таким образом, объектами могут выступать любые результаты интеллектуального труда, которые не попадают в список выше. Стоит отметить и то, что объектом может быть и часть произведения, и конкретный персонаж.

Защита авторских прав

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Согласно статье 1255 Гражданского Кодекса РФ, если автор создал произведение, то он может:

  • распоряжаться трудом на свое усмотрение, а также передать его для коммерческого использования другому человеку;
  • навсегда закрепить за собой моральное авторство на произведение;
  • требовать печать имени на экземплярах даже при условии отчуждения исключительного права;
  • опубликовать свой труд и запустить его в массовое обращение;
  • настаивать на неприкосновенности результатов его творчества.

Если какой-то человек прочитал в книге замысловатую фразу и решил сделать вид, что он сам ее придумал, то это будет нарушением — плагиатом.

А если, например, издатель выпустил новую книгу на основании уже существующей и указал там другого автора, то это грубое нарушения имущественных прав. Для таких случаев существует два громких и неприятных слова: фальсификат и пиратство.

Главным методом защиты от пиратства и кражи интеллектуальной собственности являются доказательства. То есть вам нужно иметь подтверждение того, что изначально материал принадлежал именно вам. Сформировать такие доказательства можно следующими способами:

  • публикация произведения в открытых источниках (СМИ);
  • депонирование в авторском обществе или юридической компании;
  • нотариальное удостоверение даты и времени подписания экземпляра произведения;
  • использование специальных интернет-сервисов.

Эти методы не обеспечивают автору 100% защиты от фальсификата и плагиата. Однако они могут зафиксировать факт, что ваши публикации и экземпляры существовали на определенную дату.

Ответственность за нарушение авторских прав

Если замечено нарушение имущественных прав, то автор или другой обладатель исключительных прав может обратиться в суд с целью возмещения убытков. Однако статьями 1250, 1252, 1253 Гражданского Кодекса РФ зафиксированы и другие меры ответственности, а именно выплата компенсации:

  • в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Во время рассмотрения дела суд приостанавливает использование произведения. То есть производство новых экземпляров и их продажа прекращается.

Такими действиями закон ограждает истинного правообладателя от контрафактных произведений. Также суд может арестовать и изъять все имеющиеся в наличии экземпляры произведения и оборудование, которое необходимо для изготовления.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Авторские права: что под защитой?

Украсть можно что угодно: деньги, машину или книгу. С книгой всё понятно — украли или нет, а с правами на книгу сложнее.

Книгу можно скачать из интернета и продавать самому, скачать и заменить автора на себя, а можно взять идею книги и написать свою. Не всё из этого нарушение авторских прав.

Нельзя на сто процентов сказать, что считать нарушением. В законе есть условия, как использовать чужую работу, при этом есть способы обойти условия, и это примет суд. С авторскими правами включается принцип: два юриста и три мнения.

Что защищает авторское право

Если вы что-то создаете: книгу, инструкцию, чертежи — вы автор и ваши авторские права охраняет четвертая часть Гражданского кодекса.

Закон защищает автора с момента создания творения. Чтобы стать автором, не надо платить госпошлину, заполнять заявления и стоять в очереди. Создайте что-нибудь и будьте автором.

Что считать «созданием», в законе четко не сказано, но есть оговорка, что это результат творческого труда. В юридической практике так:

Создал = поработал головой и руками.

Вы придумали костюм для Валерия Леонтьева и сделали эскиз — отлично, вы под защитой.

Под защитой почти всё — от твита до подводной лодки. На юридическом называется так: произведение, результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации товаров и услуг. Для не-юриста это не важно.

Например, человек нарисовал картинку — это произведение. Компания зарегистрировала картинку как товарный знак — и это средство индивидуализации.

Что под защитой
Пример

Произведение науки, литературы и искусства

Статья, комикс, сценарий, лекция

Отзыв на услугу, селфи в инстаграме, комментарий в фейсбуке под постом

Фотография утюга на сайте магазина, инфографика, скульптура, чертеж моста

Программы, базы данных

Сайты, программный код, операционная система

Исполнения и фонограммы

Любые мелодии, постановки, варианты их исполнения

Сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач

Изобретения, полезные модели и промышленные образцы

Метод зонной плавки металлов, газогенераторный твердотопливный котел, табурет

Топологии интегральных микросхем

Схема процессора, транзистора, трансформатора

Секреты производства (ноу-хау)

Всё, что под грифом «коммерческая тайна»

Фирменные наименования, товарный знак и знаки обслуживания, коммерческое обозначение

Названия компаний и продуктов, указатели в холле компании

Наименования мест происхождения товаров

Вологодское масло, шампанское, коньяк, пармезан

Морковь Каротель, свекла Бордо 237

Закону плевать на значимость, он защищает любое творение: комментарий в фейсбуке «Да ты олень» и исходный код Гугла. Еще для закона не важен размер — защищать целое творение или часть. Поэтому под защиту попадает любой куплет «Шкалят датчики» из песни Земфиры и песня целиком.

Что закон не защищает

Закон защищает не все творения, есть исключения.

Исключения
Примеры

Закон, судебные решения, конституция

Государственные и муниципальные символы

Флаги, ордена, гербы

Народные сказки, легенды, тосты, анекдоты

Сообщения о фактах, открытиях, геологическая информация о недрах

Расписание электричек, объявление в зале аэропорта, открытие Америки

Паскаль, Ява, Питон

Идеи, концепции, методы и принципы решения задач

Сложение, вычитание, деление

С исключениями не всё так просто, потому что есть пограничные случаи и работает принцип: «два юриста — три мнения».

Язык программирования — это исключение. Но если вы написали компилятор или интерпретатор для чужого языка, он войдет в категорию «программа для ЭВМ». Закон защищает эту категорию произведений.

Договор — это официальный документ, казалось, бы авторских прав на него нет. Это не всегда так. Допустим, юрист взял договор не из интернета, а составил свой: отказался от актов, сократил привычные юризмы, сверстал на страницу вместо десяти. Юрист сам создал договор, поэтому закон такой договор защищает.

Анекдоты — тоже исключение, а авторская шутка нет. Денис Чужой пошутил у себя в твитере, а портал «Адми» забрал шутку себе. Если шутка — авторское произведение, а не народный анекдот, использовать ее просто так нельзя. При использовании надо сослаться на автора и источник. Не факт, что суд будет на стороне Дениса, но попытаться можно.

Еще есть проблема с идеей и концепцией. Авторские права распространяются на эскизы и наброски, а на идеи и концепции нет, поэтому появляется путаница: мой эскиз — это идея или произведение? Тема идеи — сложная и достойна отдельной статьи, поэтому пока кратко.

В законе нет определения идеи, поэтому юристы, суды, организации с патентами, производители — все дают определение по-своему. Женские туфли на красной подошве — это общая идея, ее используют сотни обувных фабрик. При этом Кристиан Лабутен борется за эксклюзивные права на красные подошвы и суды его поддерживают. Другому производителю может так не повезти.

Наш эксперт, Владимир Беляев, считает, что идея — это описание чего-то без деталей. Владимир подчеркивает, что многие юристы с ним не согласны, и это именно его позиция.

Вы говорите на совещании: «Ребята, давайте сделаем телефон с прямоугольным корпусом с экраном на передней панели и кнопкой под ним». Это идея. Всем плевать, никто не защитит.

Инженер, разработчик и дизайнер приносят чертеж условного айфона. Это реализация идеи, и чертеж под защитой.

На других примерах принцип работает так:

Идея без защиты
Реализация идеи под защитой

Художник подумал, что неплохо бы показать ужас смерти и отчаяние

Картина «Крик» Эдварда Мунка

Дизайнер написал в фейсбуке, что здорово сделать кресло с подстройкой под человека

Редактор предложил описать тарифы банка с заботой. Так, будто банк объясняет их друзьям, а не врагам, которые засудят банк за любую букву

«Идея на минус миллион» — Артемий Лебедев рассказывает, почему не надо защищать идеи в законе

Не всегда приятно, что закон не защищает идею. Допустим, Иван-пекарь придумал акцию для клиентов, рассказал приятелю, а приятель взял и запустил. Ивану обидно — идея же его, как так!

Но если бы идею защищали авторские права, в мире стало бы скучно. Раз использовать идею нельзя, не было был книг о любви после Ромео и Джульетты, ноутбуков после Эпла и парков после Диснея.

Если хотите защитить идею, реализуйте ее: опишите с деталями в блоге, сделайте чертеж, подготовьте набросок. Тогда при спорах появятся шансы доказать авторство.

Мы сказали, что под защитой почти всё, но иногда кажется, что почти ничего. Потому что требования расплывчатые, юристы их используют по-разному, а судебная практика неоднозначна.

Что не считается нарушением

Есть ситуации, когда конкурент использует ваш продукт, но это не считается нарушением авторских прав. Чтобы зря не воевать, о таких случаях надо знать.

Заимствование. Заимствование — это когда человек берет чужую идею и делает что-то свое.

Зайти на сайт Эпла, вдохновиться и сделать еще один лаконичный сайт, но для хендмейд украшений.

Прочитать комикс о человеке-Пауке, вдохновиться и нарисовать свой, но о человеке-Логике. В левой руке у него бритва Хэнлона, в правой — скальпель Оккама, на голове — чайник Рассела.

В законе ничего нет о заимствовании, юристы использует термин для удобства. С помощью этого подхода можно показать, что компания не воровала чужое, а вдохновилась и сделала свое.

Сапожник Альберт увидел фотографию лабутенов:

  • Спроник на фабрику, которая выпускает настоящие лабутены, украл лекала и чертежи и на их основе сделал точно такие же туфли, только в сто раз дешевле и под своим именем. Это — нарушение.
  • Выпил сто грамм для храбрости, покрасил валенки красной краской, прибил каблук подлиннее и стал продавать в сувенирном ларьке «Из России с любовью». Это — заимствование, Альберт не нарушает права.

Цитирование. По закону каждый вправе цитировать что угодно, к примеру, макет, роман, фильм, лекции. Главное — соблюдать правила: указать автора, сослаться на источник, цитировать не слишком много и соблюдать цели цитирования.

Цитировать можно в личных, информационных, научных, полемических, учебных и культурных целях. Если перевести на русский, цитирование законно, когда передаешь знания и не присваиваешь их.

Законно
Незаконно

Процитировать 5 секунд рекламного ролика на лекции «Особенности создания сценариев для производителей прохладительных напитков» факультета рекламы

Вырезать 5 секунд ролика Кока-Колы и вставить в ролик, который рекламирует квас «Веселье»

Проиллюстрировать статью «8 комиксов из жизни с неожиданной развязкой» комик-стрипами Портшери

Отсканировать комиксы и выложить на сайт

Доказать правоту в споре о роли союзников во Второй мировой войне с помощью цитат современных историков

Написать реферат, где половина текста — цитаты историков, а ссылок на них нет

При цитировании нужна ссылка на источник, как в курсовых. Допустим, блогер нашел статью Дела и решил ее процитировать, правильно сделать так:

В цитате лучше использовать только часть произведения. Закон не говорит, как определить часть, зато говорит вот что: «в объеме, оправданном целью цитирования». Это значит, конкурент может опубликовать половину книги, но если автор подаст в суд, ему придется обосновать длину цитаты.

Использование в некоммерческих целях, или для себя. Вы купили фильм и смотрите его дома — это законно. Пригласить друзей на фильм и взять с них по сто рублей — незаконно.

Пародии. Пародии — это самостоятельное творение, даже если оно пародирует существующую книгу, репортаж или песню. Пародировать законно, если пародист ссылается на оригинал.

Как защитить права

Если кто-то нарушает права автора, автор теряет деньги и репутацию. Вы сделали гениальный макет, а все думают, что это конкурент, и идут к нему.

Плохая новость — нет способов защитить себя от нарушений на сто процентов. Хорошая — вы можете подготовиться к спору за авторские права. Вам предстоит собрать доказательства, что автор — это вы, вы первый что-то придумали и первый сделали.

Главный подход к защите такой: запаковать доказательства авторства и поставить на них дату и подпись. К примеру, записываете рукопись на компакт-диск, отправляете себе через Почту России, визируете у нотариуса или отдаете на хранение в авторское общество. При споре вы докажете, что сделали что-то раньше конкурента.

Еще надо объяснить окружающим права на ваш труд. Допустим, вы публикуете на сайте программный код и разрешаете использовать его: можно скопировать и использовать целиком или скопировать, изменить пару строк и тоже использовать. При этом нельзя переделать часть кода, а потом присвоить авторство. Для объяснения придется готовить специальные документы.

Если на вас работают штатные сотрудники или предприниматели, с нарушениями авторских прав тоже не просто.

Штатный дизайнер сделал макет буклета. Если в трудовом договоре, служебном задании и других документах нет условий по передаче авторских прав, права на макет принадлежат дизайнеру.

Формально вы не вправе просто так передать макет другому дизайнеру для переделки или взять как пример для другого макета в другую компанию. Штатный дизайнер может засудить и выбить компенсацию.

Как подтвердить права, какие стоит передавать и как их получить, расскажем в следующих статьях.

Короче
Что надо помнить

Авторские права помогают защищать почти всё: от твита до подводной лодки.

Закон защищает автора с первой секунды создания макета, чертежа, эскиза или других объектов.

Закон не защищает идею и концепцию.

Что надо проверить

Если заметили, что конкурент использует ваш труд, убедитесь, что это:

4 ЧАСТЬ

Гражданского кодекса рассказывает о правах на интеллектуальную собственность

Кто такой правообладатель в авторском праве

3.4. Определение правообладателей исключительных прав

Определять условия использования объектов авторского и смежных прав (помимо случаев свободного использования, определенных ГК РФ), имеют право только правообладатели исключительных прав на них.

Следовательно, помимо установления авторов произведений, для выяснения возможности и условий их использования необходимо выявить, кто обладает исключительными правами на них.

Правообладателем исключительного права на объект авторского права или смежных прав может являться любое физическое или юридическое лицо, которое обладает таким правом в силу закона или договора.

К правообладателям могут относиться:

– авторы (соавторы), исполнители (соисполнители), изготовители фонограмм, изготовители базы данных; публикаторы произведения науки, литературы или искусства;

– наследники вышеуказанных лиц;

– исполнители (соисполнители) работ;

– физические и юридические лица, получившие исключительные права на объекты авторского права и смежных прав по договору отчуждения или лицензионному договору от прежних правообладателей;

– работодатели и работники;

– Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Исключительное право может принадлежать одновременно нескольким лицам.

От имени правообладателей могут действовать их представители.

Архивам рекомендуется при заключении договора на использование объектов авторского и смежных прав предварительно удостовериться, что другая сторона имеет соответствующие права.

Необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1) Исключительное право может принадлежать правообладателю на основе договора. В этом случае рекомендуется проверять не только наличие соответствующего договора , но и объем таких прав, а также наличие ограничений, закрепленных таким договором. При осуществлении действий по проверке объема прав у соответствующего правообладателя необходимо исходить из принципа, провозглашенного в п. 1 ст. 1231 ГК РФ: “право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату”.

В таком случае формально следует проверять всю цепочку авторских договоров, подтверждающих переход прав от авторов к последующим правопреемникам. На практике, стороны чаще ограничиваются тем, что прописывают в договоре дополнительные положения об ответственности и соответствующие гарантии.

Закрепление исключительного права за заказчиком может быть предусмотрено в договоре авторского заказа о создании определенного объекта авторского права, а также в договоре на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали создания объекта авторского права или смежных прав. Условие о передаче заказчику прав на полученные произведения или объекты смежного права может быть предусмотрено в рамках государственного или муниципального контракта .

Анализ судебной практики см.: Научно-практический комментарий судебной практики в сфере защиты интеллектуальных прав/В.О. Калятин, Д.В. Мурзин, Л.А. Новоселова и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Норма, 2014. – 480 с.

Если произведение или исполнение было создано автором или исполнителем в рамках должностных обязанностей, исключительные права на служебное произведение переходят к работодателю . В данном случае рекомендуется удостовериться, что в договоре с автором не было закреплено других условий о принадлежности исключительного права при создании результата интеллектуальной деятельности, а также было ли работодателем использовано произведение или исполнение в течение 3 лет с предоставления его в распоряжение .

Рекомендации по оформлению создания и передачи работодателю служебных произведений содержит Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. N АП-105/07. Письмо издано для ВУЗов, но данные рекомендации могут использоваться любыми организациями.

Так, при соблюдении условий, зафиксированных в ст. 1295 ГК РФ, архив является правообладателем произведений, созданных его работниками, в том числе в результате инициативного документирования.

Если произведения были созданы работниками по отдельному служебному заданию работодателя, выходящему за рамки трудовых функций сотрудника, то такие произведения не являются служебными, их использование возможно работодателем только на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения .

П. 39.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 29 от 26.03.2009 “О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации”.

Если оригинал произведения отчуждается его автором, исключительное право на произведение сохраняется за автором (если договором не предусмотрено иное).

Если оригинал произведения отчуждается его собственником, являющимся правообладателем исключительного права на произведение, но не являющимся автором произведения, то исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения (если договором не предусмотрено иное) .

Оригиналом произведения, в целях понимания данных положений, считается, например, произведение живописи, рукопись как материальный объект, отличающийся от других экземпляров своей уникальностью (он единственный в своем роде). Это в большой степени относится к архивным документам, практически каждый из которых является единственным в своем роде.

2) Исключительное право на произведение переходит по наследству в пределах оставшейся части срока их действия (см. Приложение 1 к настоящим Методическим рекомендациям) . Вступление в наследство осуществляется через 6 месяцев после смерти лица. Права наследника должны подтверждаться свидетельством о праве на наследство, надлежащим образом оформленного. Важно, что другие документы (например, копии завещаний, письма автора и пр.) не могут признаваться доказательствами наследования исключительных прав.

У автора, правообладателя может быть несколько наследников. Если наследование исключительного права не было специально оговорено в завещании или не определено в соглашении о разделе наследства, касающееся такого исключительного права, правообладателями будут являться все наследники.

Согласно п. 83 Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 N 9 , исключительное право на объект интеллектуальной собственности, созданный творческим трудом наследодателя, “. включается в состав наследства без подтверждения какими-либо документами, за исключением случаев, когда названное право признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата . “. В Постановлении определен порядок перехода исключительного права на объект интеллектуальной собственности, перешедшего к нескольким наследникам (оно принадлежит им совместно), созданный одним из супругов (не входит в общее имущество супругов). Право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения по наследству не переходят. При этом наследники автора имеют правомочия на осуществление защиты указанных прав, не ограниченные сроками .

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 “О судебной практике по делам о наследовании”.

Закрепление перехода исключительного права на объекты интеллектуальной собственности без договора – эта та сфера гражданского законодательства, в которой имеются определенные пробелы. В большей или меньшей степени они компенсируются судебной практикой.

3) Организации могут получать исключительные права в порядке правопреемства (по завещанию или в результате реорганизации правообладателя – юридического лица).

В случае реорганизации юридического лица переход исключительного права подтверждается выпиской из передаточного акта. Реорганизация юридического лица может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования – по решению учредителей/участников юридического лица, его органа, а также, в некоторых случаях, по решению уполномоченных государственных органов, суда.

4) Если объект авторского или смежных прав подлежит государственной регистрации, переход исключительного права на него без договора также подлежит государственной регистрации . При этом порядок регистрации перехода исключительного права на объект интеллектуальной собственности без договора регулируется административным регламентом Роспатента .

Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 707 “Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации перехода исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для электронных вычислительных машин, базу данных без договора”.

5) К бездоговорным основаниям перехода исключительных прав относится также обращение взыскания на имущество – при ликвидации юридических лиц, банкротстве, в рамках конкурсного производства, в рамках исполнительного производства.

В случае обращения взыскания на имущество правообладателя при ликвидации юридического лица, в рамках конкурсного производства, составляется протокол о результатах открытых торгов или акт приема-передачи . Данные документы подтверждают переход исключительного права на объект интеллектуальной собственности.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 29 от 26.03.2009 “О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации”.

6) Права на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета, принадлежат Российской Федерации, если до 14 октября 1998 г. они не являлись объектами исключительного права физических или юридических лиц, а также если информация об указанных результатах не являлась общедоступной .

П. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. N 1132 “О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения”.

7) Исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии, которые получены ранее за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР и находятся на территории Российской Федерации, в том числе на материалы государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, признается за Российской Федерацией, если это исключительное право не было передано или не принадлежало другому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации .

Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ (ред. от 30.12.2015) “О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации”, ст. 10.

8) От имени правообладателя могут действовать представители. Полномочия представителей основываются на законе (родители автора, его опекуны, попечители, если автор не достиг совершеннолетия или является недееспособным или ограниченно дееспособным), либо на актах уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления, либо на доверенности.

При проверке полномочий представителя, основанных на доверенности, необходимо обращать внимание на срок ее действия. Согласно п. 1 ст. 186 ГК РФ, если в доверенности не указан срок, на который выдана доверенность, то в этом случае срок действия доверенности составляет один год с момента ее выдачи. Доверенность, дата выдачи которой не указана, является ничтожной .

В доверенности обязательно должно быть указано лицо, которому она выдана, а также лицо, которое доверенность выдало.

Правила о доверенности применяются также в тех случаях, когда полномочия представителя зафиксированы в договоре .

9) От имени правообладателя могут действовать иные лица, правомочия которых основаны на договорах. К иным лицам можно отнести в том числе агентов и организации, осуществляющие управление авторскими и смежными правами. Проверяя полномочия таких лиц, необходимо исходить из требований, установленных ГК РФ к соответствующему виду обязательств.

10) Право использования сложного объекта может приобрести лицо, создавшее такой объект (на основании соответствующих договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров). За авторами составных частей такого объекта при этом сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права .

Ссылка на основную публикацию