Льготы по движимому имуществу с 2020 года

Льготы по движимому имуществу с 2020 года

Льготы по движимому имуществу с 2018 года

Многие затрудняются ответить, какое имущество по закону положено относить к движимому. На этот вопрос отвечает Гражданский кодекс России, а именно п. 2 ст. 130 – здесь сказано, что любые вещи, которые не могут признаваться недвижимостью (в том числе акции и деньги), являются движимым имуществом.

Пунктом 1 той же статьи определено понятие недвижимости – это участки земли, участки недр и то, что прочно связано с земельными ресурсами (любые объекты, которые нельзя переместить на другой участок земли без нанесения им несоразмерного урона их назначению) – здания, готовые сооружения, незавершенные объекты строительства.

Помимо перечисленных объектов, к недвижимости причисляют морские и воздушные суда, которые подлежат государственной регистрации, а также суда внутреннего плавания. Сюда же могут быть отнесены и иные вещи, если принят соответствующий закон. Помещения, жилые и нежилые, части зданий и сооружений, предназначенные для размещения транспорта (машино-места) тоже могут быть отнесены к недвижимости, если границы помещений, части зданий и сооружений имеют описание в порядке, установленном законом о государственном кадастровом учете.

Льготы по движимому имуществу с 2020 года: что изменилось

Согласно п. 25 ст. 381 Налогового кодекса, в 2017 году от обложения имущественным налогом юридические лица освобождались в том случае, если движимое имущество принималось на учет с 1.01.2013 года как основное средство. Но, тем не менее, даже при соблюдении этого условия, льгота не действовала в отношении движимого имущества, которое принималось на учет по причине:

  • проведения реорганизационных мероприятий;
  • полной ликвидации предприятия;
  • передачи (в том числе приобретения) имущества между взаимозависимыми лицами.

Следует знать, что указанные исключения не имеют отношения к случаю принятия на учет с 1.01.2013 г. железнодорожных подвижных составов.

С наступлением 2018 года в законную силу вступят некоторые изменения. Упомянутый выше пункт из статьи НК РФ не претерпел изменений, но в ст. 381.1 появились уточнения относительно применения льгот. Раньше в этой статье говорилось о том, что с первого января 2018-го года льготы по налогам, перечисленные в п. 24 (в части имущества, находящегося в российской части дна Каспийского моря) и в п. 25 ст. 381 НК РФ, будут применяться в границах региона РФ, только если в данном регионе был принят соответствующий нормативный акт.

Новый текст той же статьи указывает на то, что с первого дня 2018 года льготы по налогам, теперь уже упомянутые в п. 21, п. 24 и п. 25 ст. 381 НК РФ, будут применяться организациями, зарегистрированным в каком-либо регионе РФ, только если в регионе действует соответствующий закон. Плюс, была добавлена информация о том, что региональным законом могут быть утверждены дополнительные льготы по налогам (в том числе полное освобождение от их уплаты) в отношении имущества, упомянутого в п. 25 ст. 381 НК РФ, со дня выпуска которого прошло меньше трех лет, и имущества, которое решением муниципальных властей было причислено к категории инновационного высокоэффективного оборудования.

О чем говорят изменения, которые претерпевают льготы по движимому имуществу с 2018 года

Все вышесказанное указывает на то, что льгота в отношении движимого имущества юридических лиц были отменены на федеральном уровне, теперь организациям невозможно их применять без предварительного изучения регионального законодательства – сама возможность применения льгот теперь зависит от решения муниципальных властей. Полномочия по установлению льгот в отношении движимого имущества были переданы властям субъекта РФ. Изменения вступили в законную силу с 1 января 2018 года.

В том случае, если муниципальные власти посчитают нужным отменить льготу, ставка по налогу на движимое имущество будет утверждена на уровне не более чем 1,1%. Конкретная ставка будет установлена решением органов местного самоуправления.

Регионы, бюджет которых позволяет устанавливать льготы, теперь могут утвердить дополнительные льготы по налогу на движимое имущество или даже полностью освободить организации от его уплаты, если имущество относится к инновационному высокоэффективному оборудованию или имуществу, со дня выпуска которого прошло менее трех лет.

Законодательные акты по теме

ст. 381.1 НК РФО том, какие изменения претерпели льготы по движимому имуществу с 2018 года для юридических лиц
п. 58 ст. 2, ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗОб освобождении движимых ОС от имущественного налога по решению региональных властей
Письмо Минфина России от 21.02.2017 № 03-05-04-01/9796О применении льготы по имущественному налогу в отношении движимого имущества исключительно по решению региональных властей

Типичные ошибки

Ошибка: Власти субъекта РФ установили ставку по налогу на движимое имущество юридических лиц на уровне 1,5%.

Комментарий: Ставка по налогу на движимое имущество организаций хоть и устанавливается решением властей субъекта РФ, не может оказаться более чем 1,1%.

Ошибка: Юридические лица, применявшие льготу в отношении уплаты имущественного налога по движимому имуществу, продолжают уплачивать указанный налог с учетом скидки в 2018 году.

Комментарий: С 1 января 2018 года необходимо уточнять у местных властей о возможности применения льгот по налогу на движимое имущество организаций – если муниципальные власти не устанавливали льгот, то применять имевшие ранее скидки нельзя.

Ответы на распространенные вопросы о том, как предоставляются льготы по движимому имуществу

Вопрос №1: Можно ли будет получить льготу по уплате имущественного налога в отношении движимого имущества, принимаемого к учету после совершении сделки между взаимозависимыми лицами?

Ответ: Подобная льгота не могла быть применена и ранее в силу того, что льготы не распространяются на сделки между взаимозависимыми лицами.

Вопрос №2: Можно ли отнести объект незавершенного строительства к недвижимости, если еще не поздно прекратить строительство и перенести на другой земельный участок строительные материалы и возведенные части сооружения?

Ответ: Нет, объекты незавершенного строительства относятся к недвижимости, на какой бы стадии возведения они не находились.

? Видео-советы.Какие льготы по движимому имуществу с 2018 года ?

В видео раскрывается налоговая новость о льготе по движимому имуществу⇓

Скорее всего, с 1 января 2020 года все организации начнут исчислять налог на имущество в повышенном размере

У меня такое впечатление, что никто ничего не понял или все просто боятся в это поверить. Но считаю, что пора сказать внятно и однозначно, если Совет Федерации одобрит закон № 720839-7 и он будет подписан, то с 1 января 2020 года все организации начнут исчислять налог на имущество по-новому, причем в повышенном размере.

Как это произошло и почему? Это техническая ошибка ГосДумы или “коварный замысел”? Пока непонятно, ведь “ничего не предвещало” и никто ничего не обсуждал.. Но мы пока и не об этом, а о том, что сейчас всё это выглядит именно таким образом.

Размещаю пост, подготовленный нашими специалистами Федоровой Ольгой Сергеевной и Катанаевой Татьяной Викторовной, посвященный маленькой и тихой (пока еще) революции в поимущественном налогообложении организаций, которая была произведена ГосДумой на прошлой неделе.

Как говорится, СРОЧНО В НОМЕР!

18 сентября 2019 года ГосДумой Федерального Собрания РФ в третьем чтении был принят законопроект № 720839-7 «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ» (в части реализации отдельных положений основныхнаправлений налоговой политики). В настоящее время закон находится в Свете Федерации Федерального Собрания.

В этом законопроекте после его второго чтения обнаружилось очень удивительное и неожиданное нововведение по «кадастровому» налогу на имущество для организаций. Причем, учитывая срок два дня от второго до третьего чтения законопроекта, налогоплательщики даже «ойкнуть» не успели, как он оказался на одобрении в Совете Федерации.

Во-первых, уточнено определение понятия «объект налогообложения по налогу на имущество организаций» (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Так, из новой редакции НК РФ прямо следует, что в целях исчисления налога на имущество с кадастровой стоимости обязанность по уплате не определяется фактом принятия к учету имущества именно в качестве основного средства.

На наш взгляд, и действующие нормы статьи 374 НК РФ не позволяли уйти от налогообложения «кадастровым» налогом на том лишь основании, что объект к учету в составе основных средств не принимался, а поставлен на баланс как товар. Аналогичной позиции придерживались налоговые органы на местах. Вместе с тем на протяжении

длительного времени Минфин РФ разъяснял, что учет на балансе имущества в качестве основного средства является обязательным условием и для целей взимания «кадастрового» налога (например, письма от 26.06.2017 № 03-05-05-01/41189, от 30.06.2017 № 03-05-05-01/41582).

Во-вторых, и это главное, глобально меняется подход к налогообложению имущества по кадастровой стоимости.

Из поправок в статью 378.2 НК РФ (изменен подпункт 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, дополнен подпунктом 2.2 пункт 12 ст. 378.2 НК РФ) следует, что с 1 января 2020 года вне зависимости от факта упоминания недвижимого имущества в соответствующем региональном Перечне, если кадастровая стоимость имущества установлена, то подлежит уплате «кадастровый» налог на имущество организаций.

Дело в том, что в новой редакции объект кадастрового налогообложения «жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств…» заменен на «иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ».

В свою очередь глава 32 НК РФ, а именно – п. 1 ст. 401 – фактически содержит открытый перечень налогооблагаемых объектов, поскольку оканчивается всеобъемлющей фразой «иные здания, строения, сооружения, помещения». Более того, эта же норма включает в объект налогообложения объекты незавершенного строительства. То есть получается, что если незавершенное строительство поставлено на кадастровый учет, то оно облагается с 2020 года «кадастровым» налогом на имущество организаций.

При этом остается неясным: коммерческая торгово-офисная недвижимость, облагаемая сейчас только по Перечню (подп. 1-3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ), остается в прежнем налоговом режиме или тоже «распадается» для кадастрового налогообложения на две категории – «Объекты по Перечню» и «Иные объекты» (проект Перечня Свердловской области на 2020 года – здесь)? Если так, то возникает закономерный вопрос «А зачем Перечни?»…

В-третьих,с 2020 года организации, применяющие УСН, если кадастровая стоимость имущества установлена, также будут уплачивать «кадастровый» налог на имущество вне зависимости от факта упоминания недвижимого имущества в соответствующем региональном Перечне.

Напомним, что согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ).

Вместе с тем нововведения с 2020 года не затрагивают ИП на УСН, поскольку в п. 3 ст. 346.11 НК РФ указано, что применение УСН предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с п. 378.2 НК РФ). То есть ИП на УСН, как и сейчас, будут подвергаться кадастровому налогообложению только в отношении коммерческой недвижимости, включенной в региональный Перечень. Может, это и есть ответ на вопрос «А зачем Перечни?».

Генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук. С 1993 года лично провел более 480 судебных дел (в пользу клиентов принято более 90 % судебных актов). Преподавательский стаж с 1988 года. Автор более 250 научных публикаций и книг. С 1994 года является главным редактором журнала “Налоги и финансовое право”.

Читайте также:  Президентские гранты на НКО в 2020 году

Изменения по налогу на имущество в 2020 году

Из этой статьи вы узнаете про основные нововведения и изменения по налогу на имущество физических лиц, а также организаций, с 2020 года. Сразу скажем, что их довольно много.

Уточнены объекты налогообложения

С 1 января 2020 года подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ действует в новой редакции в силу Федерального закона от 28.11.2019 № 379-ФЗ.

Формулировку «иные объекты недвижимого имущества» он заменил на закрытый перечень объектов, налог на имущество организаций в отношении которых определяется по кадастровой стоимости. Теперь он включает:

  • жилые помещения;
  • гаражи;
  • машино-места;
  • объекты незавершенного строительства;
  • жилые строения;
  • садовые дома;
  • хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, с налогового периода 2020 года исключено условие учета объектов недвижимости на балансе в качестве основных средств для их налогообложения исходя из кадастровой стоимости.

Также с 2020 года от налога на имущество освобождены:

  • водные суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов;
  • воздушные суда, зарегистрированные в Госреестре гражданских воздушных судов.

Условие: они принадлежат лицам, получившим статус участника специального административного района на территории Калининградской области, Приморского края.

Новые основания для уплаты налога

Согласно новой редакции п. 1 ст. 374 НК РФ, с 2020 года условие для уплаты налога по кадастровой стоимости – не только право собственности на недвижимость.

С 1 января 2020 года обязаны платить налог по кадастровой стоимости организации, которые:

  • распоряжаются недвижимостью по праву оперативного управления;
  • получили недвижимость по концессионному соглашению.

Такие изменения внёс подп. «а» п. 69 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Отмена авансовых расчетов

С 1 января 2020 года компании больше не должны составлять и сдавать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество по итогам отчетных периодов – I квартала, I полугодия, 9 месяцев. Они отменены (п. 2 ст. 386 НК РФ утратит силу).

Уточним: последний раз такие расчеты сдают за 9 месяцев или III квартал 2019 года. А с отчетности за 2019 год организации должны представлять только налоговые декларации.

Это всё – новая редакция ст. 386 НК РФ (п. 20 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2020 года компании отчитываются по налогу на имущество только по итогам налогового периода.

Законодатели скорректировали исчисление суммы авансового платежа: её можно определять по измененной кадастровой стоимости. Дело в том. Что до 2020 года ФНС не разрешала так делать и настаивала на расчетах по стоимости, установленной на 1 января налогового периода.

Новая форма декларации

Приказ ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21/405 с 2020 года утвердил новые формы и электронный формат декларации по налогу на имущество организаций, а также порядок ее заполнения.

Таким образом, главную отчетность по налогу на имущество за 2019 год нужно сдавать на абсолютно новых бланках.

Одновременно признаны утратившими силу прежние аналогичные регламенты ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271 и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575.

Новый порядок сдачи декларации

Кроме того, с отчетности за 2019 год налоговую декларацию можно сдавать централизованно. Это регулирует новый п. 1.1 п. 1 ст. 386 НК РФ (п. 20 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

По новым правилам, организация, состоящая на учете в нескольких ИФНС по месту нахождения принадлежащих ей объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории региона, вправе сдавать общую декларацию по всем таким объектам в одну из инспекций по своему выбору.

Но нужно уведомить об этом УФНС по региону. Срок – ежегодно до 1 марта налогового периода года. Изменение порядка в течение налогового периода не разрешено.

Форма уведомления о порядке представления декларации в налоговый орган на территории субъекта РФ утверждена приказом ФНС от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311.

Указанное право выбора не действует, если законом региона установлены нормативы отчислений от налога на имущество в местные бюджеты.

Обратите внимание, что для имущества, облагаемого по кадастровой стоимости, возможности выбора не предусмотрено.

Таким образом, с 2020 года узаконен централизованный порядок сдачи отчетности по налогу на имущество.

Упрощение взаимодействия с инспекциями

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ с 2020 года упростил процедуры взаимодействия физлиц с налоговыми органами по вопросам налогообложения имущества. В итоге граждане могут эффективнее решать вопросы налогообложения своего имущества.

Дополнительно к существующим способам взаимодействия граждане могут направлять ключевые документы в налоговые инспекции и получать ответы через МФЦ. Таким способом можно будет подать:

  • заявление на льготы налогу на имущество физических лиц;
  • уведомление о выбранных объектах налогообложения, для которых предоставляется льгота по налогу на имущество физлиц;
  • заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физлиц.

Но для этого высший исполнительный орган госвласти региона должен принять решение о возможности оказания таких услуг в МФЦ.

Особенность Приморья

На территории Приморского края авансовые платежи по налогу на имущество нужно уплачивать не позднее 10 мая, 10 августа и 10 ноября по окончании отчетных периодов (п. 1 ст. 383 НК РФ).

Если объекты недвижимости, облагаемые по среднегодовой стоимости, находятся в Приморском крае, то уведомление следует подать в Управление ФНС России по Приморскому краю (код 2500).

В отношении налогового периода по налогу на имущество с 01.01.2020 по 31.12.2020 уведомление следует представить не позднее 1 марта 2020 года.

Изменить порядок сдачи отчетности в течение года нельзя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Налогообложение движимого имущества: изменения – 2018, 2019

Важно! С 01.01.2019 года движимое имущество не облагается налогом на имущество. Подробности см. в материале “Налог на движимое имущество отменили”. То есть теперь налогообложению подлежит только недвижимость. О том, какие основания для переквалификаации движимого имущества в недвижимое ищут налоговики, читайте здесь.

Налогообложение движимого имущества: история вопроса

С 01.01.2015 основные средства, входящие в 1 и 2 амортизационные группы Классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ, перестали признаваться объектами налогообложения (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

В то же время иные объекты движимого имущества являются объектами налогообложения. Причем с 2015 года таким объектом оказалось и имущество, приобретенное после 01.01.2013, которое до 2015 года не попадало под налогообложение. Однако одновременно с исключением из необлагаемого имущества его включили в состав льготируемого.

Таким образом, все движимое имущество, кроме объектов 1 и 2 амортизационных групп, с 2015 года независимо от даты постановки на учет в качестве основных средств стало расцениваться как объект обложения налогом. При этом имущество, приобретенное после 01.01.2013, попало под льготу.

Какое движимое имущество надо облагать налогом в 2017 году

В соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, освобождено от обложения налогом на имущество (п. 57 ст. 1, ч. 5 ст. 9 закона № 366-ФЗ). Под действие этой льготы не попадает движимое имущество, принятое к учету после:

  • ликвидации или реорганизации юридического лица;
  • приобретения или передачи имущества от взаимозависимых лиц.

Исключением из этого перечня с 2017 года является железнодорожный подвижной состав, произведенный после 01.01.2013.

О том, влияет ли на льготу по движимому имуществу обновление учредительных документов акционерного общества, читайте в материале «Превращение АО в ПАО: что будет с льготой по налогу на имущество?».

Таким образом, в 2017 году при расчете среднегодовой стоимости имущества в базе по налогу следует учитывать (подп. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ) стоимость движимого имущества, не входящего в состав 1 и 2 амортизационных групп, но относящегося к объектам:

  • принятым на учет в качестве ОС до 01.01.2013;
  • принятым на учет в качестве ОС позднее 01.01.2013 после ликвидации или реорганизации юридического лица, а также в результате приобретения или передачи от взаимозависимых лиц, кроме железнодорожного подвижного состава;

О том, какие КБК надо использовать в 2017-2018 годах, делая платежи по налогу на имущество, читайте в статье «КБК налога на имущество в 2017-2018 годах».

Сущность нововведений по движимому имуществу с 2018 года (ст. 381.1 НК РФ) и с 2019 года (ст.374 НК РФ)

В 2017 году глава НК РФ, посвященная налогу на имущество организаций, дополнена ст. 381.1, уточнившей порядок применения льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 и освобождающей от налога движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013.

Согласно ст. 381.1 НК РФ вопрос применения этой льготы с 2018 года отдается на усмотрение регионов. Т. е. если законом субъекта будет предусмотрена такая льгота, то она будет применяться. Если соответствующий закон регион не примет, то движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, с 2018 года придется включать в базу по налогу на имущество организаций (пп. 69–70 ст. 2 закона о внесении изменений в НК РФ от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

При этом налоговые ставки, определяемые региональными законами в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1%.

Регионы по-разному устанавливают льготы на движимое имущество, например:

  • в Астраханской области (закон Астраханской области от 31.10.2017 № 60/2017-ОЗ) под льготу подпадает движимое имущество (принятое на учет после 2013 года) только организаций, добывающих углеводородное сырье на морских месторождениях, расположенных в российской части дна Каспийского моря (применяется пониженная ставка налога 0,5%);
  • в Волгоградской области (закон Волгоградской области от 29.11.2017 № 116-ОД) все организации по движимому имуществу должны применять ставку 1,1%;
  • в Липецкой области (закон Липецкой области от 14.09.2017 № 106-ОЗ) для всех организаций действует льгота, предусматривающая полное освобождение от налогообложения движимого имущества.

Об условиях, дающих возможность применения льготы на движимое имущество, читайте в этой статье.

С 01.01.2019 года вступили в силу изменения в порядок начисления и уплаты налога на имущество организаций, внесенные в п. 1 ст. 374 НК РФ. Из объектов налогообложения исключено движимое имущество, а налог следует исчислять только в отношении недвижимости, учитываемой на балансе в качестве объекта ОС, в том числе переданной во временное владение, распоряжение или пользование.
См. также “Движимое или недвижимое имущество: как определить?”

Итоги

Вопрос о налогообложении движимого имущества с 01.01.2019 года решен кардинально: платить налог с данных активов больше не нужно.

В 2018 году данный вопрос был в ведении региональных властей. Они были вправе полностью освободить организации от уплаты налога по движимому имуществу или установить пониженные ставки налога. Регионы могли устанавливать льготы только для определенных категорий налогоплательщиков или для всех организаций без исключения.

Отмена налога на движимое имущество с 2020

Отмена налога на движимое имущество

Похожие публикации

Власти давно пришли к выводу, что нужна отмена налога на движимое имущество. С 01 января 2019 года вступают в силу изменения в законодательство по налогу. Принятые Федеральным законом № 302-ФЗ от 03.08.2018 поправки касаются объектов налогообложения налогом на имущество.

Читайте также:  Социальные льготы в сфере образования в 2020 году

Что относят к движимому имуществу

Отмена налога на движимое имущество с 2019 года вновь побудила напомнить, что относят к такому виду имущества (ст.130 ГК): любое имущество, не относящееся к недвижимому, которое возможно переместить без причинения ему ущерба, считается движимым. То есть транспорт, машины, оборудование, инвентарь, инструмент, мебель – по ГК РФ это все движимое имущество, исключаются только воздушные, морские и речные суда. Более точные критерии разграничения недвижимости и движимого имущества приводятся в письме ФНС от 01.10.2018 № БС-4-21/19038@. Подробнее о движимом имуществе читайте в нашей статье.

С 01 января 2019 года из-за поправок, указанных в п.19 ст. 2 закона об отмене налога на движимое имущество № 302-ФЗ, меняется текст п.1 ст.374 НК. Необлагаемым становится любое движимое имущество, то есть происходит уменьшение базы налога на имущество. Движимые объекты не будут больше отражаться в декларации по налогу, даже справочно.

Отмена налога на движимое имущество с 2018 г.

Налоговой базой в 2018 признается как движимое, так и недвижимое имущество, за исключением (п. 4 ст.374 НК):

движимого имущества, относимого к I-II группе классификации основных средств;

стоимости приобретенных участков земли;

ядерного оборудования, установок и пунктов хранения;

ледоколов и судов с атомными и ядерными установками;

федеральное имущество, используемое для обороны и госбезопасности, охраны правопорядка органами военной и приравненной к ней службы;

исторических объектов, признаваемых культурным наследием;

судов, числящихся в Российском международном реестре судов.

В ряде регионов остальное движимое имущество (или отдельные объекты) местным законодательством льготировалось в 2018 году. Среднегодовая стоимость таких объектов отражалась в разделе 2 декларации, учитывалась при заполнении строк 210 и 270.

Принятие нового закона об отмене налога на движимое имущество не меняет правила, действующие в нынешнем году. Если льготы были – они сохраняются до конца 2018 года, в годовой декларации-2018 все указывается без учета новых поправок (они вступят в силу с 01.01.2019).

Что поменяется для организаций и физлиц

В 2019 году платить налог на имущество нужно будет по недвижимости, которая учтена в составе основных средств (в этой части законодательство не поменялось, если недвижимость учитывается как товар и предназначена для перепродажи, налог с ее стоимости не берется).

Отмена налога на движимое имущество организаций вызвала необходимость вносить изменения не только в расчеты базы и суммы налога, но и в порядок заполнения декларации по налогу. Поэтому приказом ФНС от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@ в бланки декларации и авансового расчета внесены изменения, учитывающие принятые поправки. Применяться новые формы будут с отчетности за 1 квартал 2019 года. За 2018 год представляется декларация в соответствии с приказом ФНС от 31.03.2017 г. № ММВ-7-21/271@. Напомним, заполняют ее только организации — граждане, в том числе ИП, данный расчет не представляют.

Изменения, принятые законом № 302-ФЗ затрагивают налогообложение для организаций. Отмена налога на движимое имущество физических лиц не касается. Для них с 01.01.2019 меняются отдельные положения налога на имущество физлиц (поправки введены 03.08.2018 законом № 334-ФЗ):

Налог взимается от кадастровой стоимости имущества во всех регионах России.

Отменен понижающий коэффициент 0,8 для расчета налога на имущество физических лиц, для четвертого года применения расчета по кадастровой стоимости (поправка действует с 2018 г. при расчете налога за 2017 год).

Вводится ограничение по росту налога по сравнению с предыдущим годом – размер увеличения не должен быть более 10% от суммы.

Запрещена увеличивающая размер уплаченного налога корректировка за прошлый период, изменения рассчитываются текущим периодом; уменьшающий перерасчет производится за срок не более трех лет.

При успешном оспаривании кадастровой стоимости собственником или изменения из-за ошибки в расчетах, перерасчет производится за весь период неверного исчисления.

Расширен перечень льгот и срок их действия; в том числе льготы для детей-инвалидов будут применяться с 01.01.2015 (ИФНС обязана сделать перерасчет).

Поправки, принятые 03.08.2018, снижают налоговую нагрузку по налогу на имущество для организаций. Данные меры позволят уменьшить перечисляемые в бюджет суммы по указанному налогу, что является положительным нововведением с точки зрения плательщиков. Но в то же время, нужно учесть грядущее повышение других налогов и платежей (в т.ч. НДС и акцизов).

С 1 января 2019 года налог на движимое имущество для организаций отменен

В Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые облегчат налоговую нагрузку организациям. Теперь за движимое имущество с 1 января 2019 года платить не нужно. Соответствующий закон подписан В.Путиным. Что относится к движимому имуществу и за что теперь организациям и бизнесу не надо будет платить налог?

Уже известно, что для бизнеса поднята ставка по налогу (НДС) с 18 до 20%, соответствующий закон об увеличении ставки НДС уже подписан Президентом РФ, однако Правительством было принято решение, что налог на движимое имущество следует отменить. Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ с многочисленными поправками в Налоговый кодекс РФ.

Таким образом, налогом теперь облагается только недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, а также недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.

Что считать движимым имуществом

Движимое имущество — это имущество, параметры которого не позволяют его классифицировать как недвижимость. Характерной чертой таких материальных ценностей является возможность их передачи одним физическим лицом другому.

Законодательно: статьи 130-131 Гражданского кодекса РФ

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ) К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. (абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Таким образом, в соответствии с разъяснениями ФНС России, налогоплательщик-юрлицо для подтверждения у него наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости должен доказать налоговому органу наличие соответствующих признаков. В числе таких налоговики будут учитывать такие обстоятельства, как:

  • наличие или отсутствие записи об объекте недвижимости в ЕГРН;
  • при отсутствии в реестре таких сведений — наличие или отсутствие у объекта прочной связи с землей;
  • невозможность перемещения объекта без причинения большого ущерба его назначению.

В частности, в отношении объектов капитального строительства налоговики будут запрашивать у налогоплательщиков:

  • документы технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости;
  • разрешения на строительство;
  • разрешения на ввод в эксплуатацию;
  • проектную или иную документацию на создание объекта недвижимости;
  • данные о его характеристиках.

Как соообщает ФНС России, дополнительно в ходе налоговой проверки отчетности по налогу на имущество организаций налоговые инспекторы могут проводить осмотры, назначать экспертизы, привлекать специалистов необходимого профиля, требовать от налогоплательщиков документы и (или) информацию. Правда, только при наличии и в рамках оснований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Налог на движимое имущество отменен с 2019 года

До 2018 года на всей территории России действовала федеральная льгота по налогу на имущество для объектов движимого имущества, поставленных на учет в качестве основных средств, начиная с 2013 года. В 2018 году ее отменили, оставив право за субъектами РФ самостоятельно ее устанавливать.

Поэтому с 1 января 2018 года такая льгота действует только в тех субъектах РФ, где приняты соответствующие региональные законы. В связи с этим до конца 2018 года движимые объекты, поставленные на баланс в 2013 году или позже, освобождаются от налога только в тех субъектах РФ, которые приняли закон о предоставлении данной льготы налогоплательщикам-юрлицам. С 1 января 2019 года эти правила упраздняются вместе с самим налогом. Соответствующие правки также будут внесены в налоговую отчетность.

Отмена налога на движимое имущество с 2020 года — последние новости

С первых же дней 2020 г. налогов на все движимое имущество не будет – закон уже принят. Но что можно отнести к данной категории и за какую собственность юрлицам вскоре будет не нужно платить?

НК России претерпел изменения, облегчающие бремя налогов. Понятно, что в ближайшем будущем мы перестанем раскошеливаться за имущество, признаваемое движимым.

И еще одна новость — по НДС принята ставка 20%. Указ уже подписан, благодаря чему внесен ряд поправок в соответствующий кодекс.

Одна из них – наиболее ожидаемая множеством организаций: плата на движимое имущество для юрлиц наконец-то будет упразднена. Данные изменения уже внесены в статьи НК, откуда исключено даже подобное сочетание слов.

Это означает, что платить теперь придется лишь за недвижимость, если она учтена как объект основных средств или обретенное по концессионному соглашению.

Но что принимается за «движимое» имущество, в документах все таки не отмечено. Здесь помочь плательщикам может НС РФ, опубликовавшая письма от 2.08.208 с пояснениями вариантов имущества для исполнения требований гл.

Налоговые службы отмечают, что то, будет ли объект определен как недвижимость или движимое имущество, обязано контролироваться законодательно.

К движимому относят объекты, с параметрами, не дающими определить их как недвижимость. Особенностью подобных матценностей становится наличие самой возможности факта их передачи без особых проблем.

Согласно ГК к недвижимости можно отнести участки, недра и пр. – то есть все то, что неразрывно связывается с землей – в этом случае физическое перемещение без значительного ущерба просто не представляется возможным. Это здания, различные строения и пр.

К недвижимости можно отнести имеющие госрегистрацию суда (морские, а также воздушные), законодательно так определяется и другое имущество. Это помещения, а также некоторые части зданий, используемые для нахождения транспорта (в ситуации, если таковые стоят на кадастровом учете) и пр.

Вещи, которые не относятся к недвижимости, признаются имуществом движимым. Оформление прав собственности в данном случае не нужно, помимо ситуаций, отмеченных законодательно.

Это означает, что в соответствии с пояснением налоговиков, для подтверждения того, что имущество – это недвижимость, следует выделить ряд признаков. Таковыми могут признать:

  • наличие отметки об объекте в ЕГРН;
  • при отсутствии подобной информации, подтверждение того, что объект связан с землей;
  • отсутствие возможности переместить объект без значительного ущерба для него.

При проверке объектов капстроительства налоговики имеют право запросить:

  • документы техучета;
  • разрешение на строительство;
  • проектную документацию;
  • характеристики.

Как заявляет ФНС, во время изучения объекта инспекторы вправе провести осмотр, а также привлечь экспертов в той или иной области, потребовать от документы или определенную информацию. Данные действия можно предпринять лишь в рамках, оговоренных НК РФ.

До недавнего времени в стране имели место налоговые льготы в отношении движимых объектов, которые присутствуют на учете в качестве основных средств. В 2020 году она была отменена, но за отдельными субъектами оставлена возможность на сохранение таковой.

А потому с начала 2020 г. льготы присутствуют только в регионах, где действуют подобные законы. В связи с данным обстоятельством, в 2020-м все движимые объекты, оказавшиеся на балансе после 2013 года, освобождены от налогов в субъектах, принявших закон о льготах.

С января подобные нормы не имеют силы, так как упразднен сам налог. Правки вскоре дополнят отчетность.

Читайте также:  Льготы работникам образования в 2020 году


Нюансы применения налоговой льготы по движимому имуществу

Автор: Ларцева Л., редактор журнала

С 1 января 2018 года отменена федеральная льгота по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года в качестве основного средства. Теперь такую льготу будут устанавливать регионы. Об особенностях применения указанной льготы расскажем в статье.

Нормы НК РФ.

Пунктом 25 ст. 381 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения налогом на имущество движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основного средства, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

реорганизации или ликвидации юридических лиц;

передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Согласно п. 1 ст. 381.1 НК РФ с 1 января 2018 года данная налоговая льгота применяется на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.

Стоит отметить, что регионы вправе освободить от налого­обложения перечисленное имущество полностью либо установить в отношении него пониженную налоговую ставку. Причем такая ставка в 2018 году не должна превышать 1,1 % (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

Кроме того, законом субъекта РФ в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения этого имущества от налогообложения (п. 2 ст. 381.1 НК РФ).

Региональное законодательство.

Поскольку полномочия по установлению налоговой льготы или пониженных налоговых ставок в отношении движимого имущества переданы на региональный уровень, приведем обзор законов субъектов РФ, из которых выясним, какие налоговые ставки по указанному имуществу определены в регионах на 2018 год.

Нормативный акт субъекта РФ

Ставка налога на 2018 год (в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года)

Закон от 27.12.2017 № 135-ОЗ

Льгота распространяется на все организации

Закон от 29.11.2017 № 116-ОД

Пониженная ставка распространяется на все организации

Закон от 28.12.2017 № 4269-ОЗ

Освобождаются от уплаты налога организации, осуществляющие инвестиции в объекты основных средств в объеме не менее 100 млн руб. в год

Еврейская автономная область

Законы от 30.11.2017 № 194-ОЗ, от 20.12.2017 № 196-ОЗ

Более низкие ставки установлены для организаций здравоохранения области и организаций, получивших статус резидентов территории опережающего развития

Закон от 11.12.2017 № 94-ОЗ

Льгота распространяется на все организации

Закон от 28.11.2017 № 118

От уплаты налога освобождаются организации, осуществляющие деятельность в области образования, культуры, спорта, строительства и прочих областях, перечисленных в региональном законе, при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 70 % в общем объеме выручки

Закон от 02.10.2017 № 147

Пониженная ставка распространяется на все организации

Закон от 24.11.2017 № 78-ЗКО

Пониженная ставка распространяется на все организации

Закон от 29.12.2017 № 92-ОЗ

При этом освобождены от уплаты налога организации в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет

Закон от 29.11.2017 № 785-129

Закон от 14.09.2017 № 106-ОЗ

Льгота распространяется на все организации

Закон от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ

Льгота распространяется на все организации

Закон от 08.11.2017 № 152-З

При этом в данном регионе установлена льгота в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2016 года, за исключением объектов, переданных в аренду. Однако такая льгота действует только для определенных организаций, например для учреждений, финансируемых из областного или местных бюджетов

Закон от 20.12.2017 № 3127-ЗПО

Пониженная ставка распространяется на все организации

Закон от 22.12.2017 № 97-ЗРТ

Закон от 15.11.2017 № 144-З

Закон от 30.11.2017 № 82-ЗТО

Закон от 24.10.2017 № 74

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Закон от 20.12.2017 № 92-оз

Закон от 27.11.2017 № 45-РЗ

Льгота распространяется на все организации

Чукотский автономный округ

Закон от 19.12.2017 № 103-ОЗ

Данная налоговая льгота действует в отношении государственных органов (органов местного самоуправления), а также казенных, бюджетных и автономных учреждений, финансируемых за счет средств консолидированного бюджета Чукотского автономного округа

Закон от 31.10.2017 № 44-З

При этом освобождены от уплаты налога организации в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2016 года. Таким образом, ставка 1,1 % применяется в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года по 2015 год

Анализируя таблицу, можно отметить, что из 22 субъектов РФ решение о сохранении льготы на 2018 год приняли лишь шесть регионов (Владимирская, Ивановская, Липецкая, Московская области, Чеченская Республика, Чукотский автономный округ). Причем в Чукотском автономном округе данная льгота установлена только в отношении государственных органов и учреждений госсектора.

Другие регионы предпочли определить в отношении движимого имущества пониженную ставку от 0,5 до 1,1 %.

В отдельных субъектах по движимому имуществу, принятому на учет с 2013 года, налоговая ставка не установлена, при этом введено освобождение от налогообложения в отношении движимого имущества, принятого на учет в более поздние сроки, например:

в Ленинградской области и г. Санкт-Петербурге освобождается от уплаты налога движимое имущество учреждения, с даты выпуска которого прошло не более трех лет;

в Нижегородской области – движимое имущество учреждения, принятое на учет с 1 января 2016 года, за исключением объектов, переданных в аренду (для отдельных организаций).

Если льгота не продлена, пониженная ставка не установлена…

На сегодняшний день не по всем регионам изданы нормативные акты, регулирующие порядок взыскания налога на имущество в отношении движимого имущества.

И даже в тех законах, которые уже приняты, зачастую приводятся ставки не по всему движимому имуществу, принятому на учет в 2013 – 2018 годах. Например, установлена ставка 0 % в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2016 года, а по имуществу, учтенному с 2013 года по 2015 год, ставка налога не определена.

Что делать в этих случаях, какую налоговую ставку применять?

Согласно официальным разъяснениям, если в субъекте РФ в 2018 году не будет законодательно предусмотрено продление действия льготы по движимому имуществу, принятому на учет с 2013 года, и не будут установлены иные дополнительные налоговые льготы в отношении движимого имущества, то в отношении указанного имущества налог и авансовые платежи по нему за налоговый период (отчетные периоды) 2018 года будут исчисляться по ставке, установленной региональным законодательством в пределах 1,1 %, или по ставке 1,1 % (если законодательством субъекта РФ не будет определена ставка по п. 3.3 ст. 380 НК РФ) (письма ФНС РФ от 20.12.2017 № БС-19-21/327, Минфина РФ от 19.12.2017 № 03-05-05-01/84676, от 22.12.2017 № 03-05-04-01/85757).

О применении льготы по имуществу, с даты выпуска которого прошло не более трех лет.

Как упоминалось выше, согласно п. 2 ст. 381.1 НК РФ регионы могут вводить дополнительные налоговые льготы, в частности в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет.

К примеру, такая льгота в виде полного освобождения от налогообложения введена в Ленинградской области и г. Санкт-Петербурге (см. п. 9, 10 таблицы).

При применении данной льготы возникает вопрос: что признается датой выпуска имущества? Ответ на него содержится в Письме Минфина РФ от 23.01.2018 № 03-05-04-01/3204. В нем разъясняется, что под термином «выпуск промышленной продукции» в нормативных правовых актах РФ понимается «изготовление продукции».

Так, Приказом ВНИИстандарта от 09.07.1993 № 18 утверждены Рекомендации. Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения. Р 50-605-80-93 (далее – Рекомендации), которые содержат термины и определения основных понятий, применяемых в системе разработки и постановки продукции на производство при создании, производстве и эксплуатации или потреблении продукции. Согласно п. 1.5.6 Рекомендаций предприятие (организация, объединение), осуществляющее выпуск продукции, рассматривается как изготовитель (продукции). При этом под объемом выпуска (продукции) (п. 1.1.14 Рекомендаций) понимается количество изделий определенных наименований, типоразмеров и исполнений, изготовляемых или ремонтируемых предприятием или его подразделением в течение планируемого периода времени (ГОСТ 14.004-83).

Кроме того, п. 19 Порядка заполнения расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и внесения в такой расчет изменений (дополнений), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 137, установлено, что в целях классификации товара и (или) исчисления таможенных и иных платежей под датой выпуска товара понимается дата изготовления товара.

В судебной практике момент выпуска товара в обращение обусловлен по времени датой изготовления товара (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 № 09АП-7491/2017-ГК, от 16.08.2017 № 09АП-32129/2017).

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» дата изготовления отдельных видов техники определяется на основании технической документации изготовителя техники (технический паспорт, инструкция по эксплуатации) и таблички изготовителя, которая закрепляется на заметном, легкодоступном месте техники и не подлежит замене в процессе эксплуатации. Указано, что если в технической документации и табличке изготовителя содержится противоречивая информация о дате изготовления либо отсутствует информация изготовителя техники о дате изготовления, то считать эту технику техникой, с момента выпуска которой прошло более трех лет.

На основании вышеизложенного Минфин сообщает, что дата выпуска (изготовления) продукции (товара) производителями выпускаемой продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар и других документов, а также по результатам независимой экспертизы.

Кроме того, специалисты финансового ведомства в письме дают пояснения по установлению даты выпуска в отношении объектов движимого имущества, изготовленных собственными силами. Сообщается, что дата выпуска такого имущества определяется датой постановки на бухгалтерский учет объекта движимого имущества в качестве основного средства.

Льгота по налогу на имущество учреждения в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года в качестве основного средства, с 1 января 2018 года устанавливается законами субъектов РФ. Исходя из уже принятых региональных законов, не все субъекты сохраняют льготу. Скорей всего, это связано с тем, что не каждый регион может себе позволить отказаться от дополнительных поступлений в бюджет, ведь налог на имущество учреждения является региональным налогом, следовательно, собранная сумма налога увеличивает доход соответствующего бюджета субъекта РФ.

В случае неосвобождения указанного имущества от налогообложения субъект РФ определяет по нему пониженную налоговую ставку, которая не должна превышать 1,1 %.

Если решение об установлении налоговой льготы по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года, не принято в субъекте РФ, в 2018 году по данному имуществу применяется предельная налоговая ставка в размере 1,1 %.

Помимо названной льготы, регионы могут вводить дополнительные льготы, например, в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет. В случае применения такой дополнительной льготы стоит отметить, что дата выпуска (изготовления) продукции (товара) производителями выпускаемой продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар и других документов, а также по результатам независимой экспертизы. Если же движимое имущество учреждения изготовлено собственными силами, то его датой выпуска признается дата постановки объекта на бухгалтерский учет в качестве основного средства.

Добавить комментарий