Общий порядок трудоустройства иностранцев
Что такое квота на иностранных работников? Какие документы нужны, чтобы взять на работу сотрудника из Беларуси? Как трудоустроить специалиста из Бельгии? Ответы на все эти вопросы в нашем материале.
Нормативная база
Если вы решили работать с иностранными гражданами, вам следует начать изучение нормативной базы с нескольких значимых документов. В их числе:
- Трудового кодекса РФ;
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства»;
- Приказ МВД России от 10.01.2018 № 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа…»;
- Постановление Правительства РФ от 14.11.2018 № 1365 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» (на 2022 год будет новое постановление).
Допустимая доля иностранных работников
Прежде чем взять иностранца на работу, надо убедиться, что вы вправе это сделать. Каждый год Правительство РФ публикует данные о допустимой доле иностранных работников по каждой из отраслей. Если для вашей сферы деятельности нет запрета на привлечение иностранцев — смело оформляйте документы.
Если у вас уже есть иностранные сотрудники, отслеживайте изменения квот. При снижении процента на следующий год вы должны привести численность иностранных работников на предприятии в соответствие с утвержденными Правительством РФ нормами. Иначе организации грозит штраф от 800 тысяч до 1 млн рублей или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 45 тысяч до 50 тысяч рублей.
Доля не включает:
— иностранных граждан, которые получили разрешение на временное проживание или вид на жительство (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ);
— высококвалифицированных специалистов и членов их семей (п. 2 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ);
— граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам (п. 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).
Кроме допустимой доли, существует еще и квота. Она распространяется на иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы. Каждый год Правительство РФ определяет потребность в привлечении иностранцев из визовых стран.
Правовой статус иностранца в РФ
Возможность трудоустройства иностранных граждан зависит от их правового статуса:
- Временно пребывающие — самая большая группа. Это иностранцы, которые приезжают в РФ работать, учиться, в гости, с туристическими целями и т.д. Срок их пребывания в РФ определяется сроком действия выданной визы или 90 суток суммарно в течение каждых 180 суток для безвизовиков. Срок пребывания в РФ может быть продлен при наличии оснований.
- Временно проживающие — те, кто получил разрешение на временное проживание на три года.
- Постоянно проживающие — те, кто получил вид на жительство, их проще всего принять на работу.
Иностранцев можно также разделить на группы по порядку въезда:
- Визовый — из Грузии, Туркмении, Литвы, Латвии, Эстонии, США, Канады, Германии, Великобритании, Китая и пр. Для иностранцев из этих стран нужно оформлять разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в рамках квоты, приглашение, визу и разрешение на работу.
- Безвизовый. Группу можно разделить на две подгруппы. Граждане стран — участников ЕАЭС (Армении, Казахстана, Киргизии, Беларуси) — работают в РФ на основании трудового договора. Граждане Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Украины для работы в РФ обязаны оформить патент и заключить трудовой договор.
- Краткосрочный безвизовый по международным соглашениям с отдельными странами, например с Сербией, Израилем, на короткий промежуток времени, если цель поездки — не работа и не учеба. Для работы в РФ они должны оформить документы, указанные в п. 1 (разрешение, визу и т.д.).
Правовой статус и страна, откуда приехал иностранный гражданин, определяют порядок и сроки оформления на работу в России, а также перечень представляемых документов.
Документы при устройстве на работу
Базовый пакет документов, обязательный для иностранца, который устраивается на работу на территории России, включает:
- Национальный паспорт. В большинстве стран паспорта делаются по единому международному образцу, и в них нетрудно найти сведения о дате и месте рождения, гражданстве и пр. Обращайте внимание на срок действия документа: если паспорт просрочен, вашего работника могут выдворить из страны; если до окончания срока действия паспорта осталось меньше года, иностранцу могут отказать в патенте, разрешении на работу.
- Виза. Она нужна тем, кто приезжает из визовых стран. Виза вклеивается в паспорт, в ней должна быть указана цель приезда — работа по найму.
Миграционная карта. В ней должна быть подчеркнута цель — работа. За нарушение цели въезда КоАП предписывает штраф (от 2 000 до 5 000 рублей, ст. 18.8). У граждан Беларуси, у постоянно и временно проживающих иностранных граждан миграционных карт нет.
Жители Казахстана, Киргизии, Украины могут приехать в Россию не только по заграничному паспорту, но и по внутреннему удостоверению. Но вам, как работодателю, выгоднее нанимать сотрудников, которые могут представить именно паспорт, где проставляется отметка о пересечении границы. Это важная дата, потому что с нее отсчитывается срок пребывания иностранца на территории страны, по ней можно проверить суммарный срок пребывания в РФ (90 из 180).
Иностранцы из ЕАЭС
Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный главами России, Киргизии, Беларуси, Армении и Казахстана, обеспечивает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территориях этих стран. Это значит, что трудоустройство граждан ЕАЭС в России проходит в упрощенном порядке. Работодателю достаточно заключить с таким сотрудником трудовой или гражданско-правовой договор, направить в МВД уведомление о приеме на работу и поставить иностранца на миграционный учет, если он будет проживать в квартире, предоставленной работодателем.
Граждане Киргизии, Казахстана и Армении при въезде на территорию РФ могут не получать миграционную карту до 30 дней с даты пересечения границы и не вставать на учет. Но устраиваясь на работу, они обязаны предъявить карту в отдел кадров. Граждане Беларуси приезжают в РФ без миграционных карт и в течение 90 суток могут не стоять на мигучете.
Если иностранный гражданин из ЕАЭС заключил трудовой договор, то ему и членам его семьи на основании трудового договора и документов, подтверждающих родство, МВД продлит пребывание в РФ на срок свыше 90 суток. В случае досрочного расторжения договора после истечения 90 суток из 180 у иностранца есть еще 15 дней на заключение нового договора. Если не успел, обязан покинуть территорию РФ.
Сотрудники из безвизовых стран
Иностранцы, приехавшие в Россию из Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы и Украины, с 18 лет могут работать на основании патента. Этот документ действует максимум год при условии, что его владелец своевременно делает авансовый платеж. В каждом регионе установлен свой размер платы за патент.
Патент действует только в том регионе, где он выдан, и только на указанную в нем профессию. Если меняется регион или профессия, надо получить другой патент. Если ваш сотрудник получил патент на работу поваром, но хочет по совместительству еще и мыть посуду — ему нужно получать новый патент. То же относится и к работе в разных регионах. Для второй должности или второго региона надо получить второй патент и по нему тоже платить налоги.
Иностранец оплачивает патент авансовым платежом ежемесячно или сразу за длительный период. Размер этого налогового взноса в регионах разный и меняется каждый год Так, в 2019 году в Москве за патент платят 5 000 рублей в месяц, в Якутии — 9 335 рублей, в Астраханской области — 3 813 рублей.
Обратиться за получением патента иностранец обязан в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ. Срок оформления в МВД — 10 рабочих дней. Чтобы оформить патент, надо представить:
- Заявление.
- Паспорт или признаваемый в России документ, удостоверяющий личность, со сроком действия не менее года.
- Миграционная карта, где указана цель визита — работа.
- Договор или полис ДМС.
- Заключение медкомиссии об отсутствии зависимостей, опасных инфекционных заболеваний, сертификат обследования на ВИЧ-инфекцию и пр.
- Документ об образовании:
- документ об образовании (не ниже основного общего), выданный на территории государства, входившего в состав СССР до 1 сентября 1991 года;
- документ об образовании или квалификации, выданный по итогам успешной аттестации на территории РФ после 1 сентября 1991 года;
- сертификат о владении русским языком, знании истории РФ и законодательства, выданный после сдачи экзамена.
- Документ об оплате штрафа, в случае если иностранец не уложился в отведенные ему 30 суток (ст. 18.20 КоАП, от 10 000 до 15 000 рублей).
Проследите, чтобы в течение двух месяцев с момента получения патента иностранец представил в управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ копию трудового договора, иначе патент может быть аннулирован и вы потеряете сотрудника. Патент выдается максимум на год, чтобы продлить его, к исходным документам надо добавить трудовой (гражданско-правовой) договор и ходатайство работодателя.
Проверить, действителен ли патент будущего сотрудника, можно на сайте МВД.
Выдача и переоформление патента — 10 рабочих дней.
Оформление дубликата патента — 3 рабочих дня.
Если во время действия патента изменились личные данные — в течение 7 рабочих дней с момента въезда или получения нового паспорта надо обратиться в МВД.
Срок пребывания безвизового гражданина в России напрямую зависит от того, на сколько месяцев вперед оплачен патент. Об изменении срока пребывания принимающая сторона должна в течение 3 рабочих дней уведомить территориальное отделение МВД лично или через МФЦ (п. 42 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007
№ 9). Если работодатель, который предоставил сотруднику жилье, не сообщил в ведомство об изменении срока пребывания иностранца в РФ (при оплате патента), он может быть оштрафован на сумму до 500 тысяч рублей (ч. 4 ст. 18.9 КоАП).
Сотрудники из визовых стран
Чтобы принять на работу иностранца-визовика, вам надо получить квоту. Основные нормативные документы, которые регламентируют квотирование:
- Приказ Минтруда России от 15.12.2017 № 848н;
- Приказ Минтруда России от 24.10.2014 № 795н.
Порядок действий работодателя:
- Подать заявку на Migrakvota.gov.ru.
- Получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
- Оформить каждому иностранному сотруднику разрешение на работу, приглашение, визу.
Рабочая виза сначала оформляется на 90 суток. Если во время этого испытательного срока вас и сотрудника все устраивает, заключайте трудовой договор и подавайте в МВД ходатайство о продлении визы. После этого работник получает годовую многократную визу.
Размер госпошлины с 1 января 2015 года не менялся и составляет:
- 10 000 рублей за человека — за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы;
- 3 500 рублей — за выдачу разрешения на работу;
- 800 рублей — за выдачу приглашения;
- 1 600 рублей — за продление визы.
И помните: не важно, из какой страны приехал ваш сотрудник и какой у него правовой статус, вы обязаны подавать в МВД уведомления о приеме на работу и увольнении иностранца (приложения № 13–15 к Приказу МВД России от 10.01.2018 № 11). Исключение из этого правила — граждане Беларуси.
Об авторе: Наталья Расторгуева, эксперт сервиса Контур.ФМС, подполковник внутренней службы в отставке.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Что такое квотируемое рабочее место (нюансы)?
Квотируемое рабочее место – что это такое? Многие фирмы почти ничего не знают об этом. И совершенно зря – ведь оно является разновидностью социальных гарантий, предоставлять которые работодателей обязует государство. Для каких категорий работников выделяются данные квоты и в каком количестве – узнаете из данной статьи.
Что значит «квотируемое рабочее место»?
Что это такое — квотируемое рабочее место? Термин «квота» в рассматриваемом контексте означает наличие в штатном расписании фирмы рабочих мест, предназначенных для найма определенных категорий работников. Данные категории могут определяться в соответствии с положениями федеральных норм или региональных НПА.
Объединенный, сводного характера закон о квотировании рабочих мест пока не принят в России. Права граждан РФ на рабочие места по гарантированной законом квоте устанавливаются положениями отдельных НПА, которые регламентируют механизмы социальной защиты различных групп населения.
На федеральном уровне подобных НПА всего два – закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1, принятый еще в СССР, а также закон «О соцзащите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181. Оба НПА устанавливают право на получение рабочих мест по рассматриваемым квотам для инвалидов. В свою очередь, во многих региональных НПА соответствующее право определено также и для иных категорий работников. В Липецкой области оно определено, к примеру, для бывших военных, в Камчатском крае — для женщин, которые воспитывают детей в возрасте до 3 лет, в Москве — для различных категорий молодежи.
Общее число квотируемых рабочих мест в фирме зависит, главным образом, от:
- размера штата, при достижении которого возникает обязательство по выделению квот;
- величины квоты, выражаемой в процентах от суммарного количества рабочих мест в фирме.
Оба показателя устанавливаются федеральными нормами, а также НПА, издаваемыми в регионах.
В частности, в Москве фирма-работодатель имеет обязательство по квотированию рабочих мест, если ее штат достигает 100 сотрудников. При этом 2% от всех мест должны предоставляться людям с ограниченными возможностями, 2% – молодежи, относящейся к различным категориям (п. 1 ст. 3 закона г. Москвы «О квотировании» от 22.12.2004 № 90).
Отметим, что работники с ограниченными возможностями — единственная категория граждан, которая имеет гарантированное федеральными НПА право на работу по квоте. Рассмотрим специфику соответствующих НПА подробнее.
Квота рабочих мест для инвалидов: основные НПА
Итак, квотирование рабочих мест для инвалидов регламентируется двумя федеральными НПА. Изучим их ключевые положения подробнее.
В законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 легитимизирована гарантия предоставления гражданам с ограниченными возможностями рабочих мест по квотам (пп. 1, 2 ст. 13). Работодатели, в свою очередь, обязуются данные квоты предоставлять (п. 1 ст. 25 закона). Кроме того, они должны направлять в органы занятости достоверные сведения о соответствующего типа рабочих местах, а также сведения, отражающие то, как выполняется предусмотренная законом квота (п. 3 ст. 25 закона).
Другой отмеченный нами НПА – закон от 24.11.1995 № 181 – уже более детально регламентирует то, каким образом граждане могут реализовывать свое право на работу по рассматриваемым квотам.
Так, в соответствии с положениями ст. 21 закона № 181 предоставление работы людям с ограниченными возможностями по квотам обязательно для фирм, имеющих штат более 100 человек. Величина квоты для таких фирм составляет 2–4% от общего количества рабочих мест. Конкретный показатель определяется правовыми актами субъекта РФ. Кроме того, закон дает право региональному законодателю устанавливать квоту в пределах 3% для фирм с численностью штата от 35 до 100 человек.
Более того, в рамках квотируемых рабочих мест для инвалидов фирма может иметь обязательство по обустройству специальных рабочих мест с установкой необходимого оборудования (ст. 22 закона № 181). Минимальное количество соответствующего типа мест определяется в НПА, издаваемых исполнительными органами в субъектах РФ. Кроме того, работодатели обязаны обеспечивать инвалидам условия труда, соответствующие программам реабилитации (п. 2 ст. 24 закона № 181).
Законы о квотировании рабочих мест для инвалидов: ответственность
Несмотря на то, что рассмотренные законы приняты довольно давно, многие работодатели ничего не знают о квотируемых рабочих местах – что это такое, для каких фирм они обязательны, и потому допускают нарушения законодательных норм.
Если компания — намеренно или в силу незнания законов — не будет соблюдать положения федеральных, корреспондирующих с ними региональных НПА в части квотирования рабочих мест, и это выяснится в ходе проверки трудинспекции, на предприятие может быть наложен штраф, величина которого определяется различными статьями КоАП РФ. Например, ст. 5.42 КоАП РФ предусматривает штраф за неправомерный отказ в трудоустройстве человека с ограниченными возможностями от 5 000 до 10 000 рублей, выписываемый на должностных лиц. А если, например, фирма не предоставит в органы сведения, отражающие то, как выполняются квоты, то она может быть оштрафована в соответствии с положениями ст. 19.7 КоАП РФ на сумму от 3 000 до 5 000 рублей.
Иные санкции могут быть предусмотрены нормами региональных законов. Кроме того, в НПА, принимаемых на уровне субъектов РФ, могут быть предусмотрены штрафы за нарушение законов, регламентирующих предоставление квот также и для других категорий граждан.
Итоги
Итак, теперь мы знаем, что это такое – квотируемые рабочие места и каким образом законодатель регулирует их выделение. Наибольшей защищенностью в данном аспекте обладают граждане с ограниченными возможностями. Их право на рабочее место по квоте закреплено в федеральных законах. В свою очередь, в субъектах РФ аналогичное право установлено также для многих других категорий граждан. Неисполнение фирмой требований законодательства по квотированию рабочих мест для инвалидов может повлечь штрафные санкции в соответствии с положениями КоАП РФ, а также принятыми нормами регионального законодательства, которые к тому же могут отражать факт наличия соответствующих привилегий у других категорий граждан.
Узнать больше о специфике принимаемых законодателем и работодателями мер социальной поддержки сотрудников предприятий вы можете в статьях:
- «Облагается ли материальная помощь сотруднику НДФЛ?»;
- «Вычет на ребенка инвалида в 2018 году (нюансы)».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Квотирование рабочих мест: все особенности и нюансы
Перед каждым работодателем, численность сотрудников которого превышает конкретное количество штатных единиц, определенное законом, возникает необходимость в квотировании рабочих мест. Этот вопрос очень важен для всех, поэтому наш портал решил разобраться с вопросом по квотам на рабочие места подробно.
Что такое квотирование рабочих мест
Само понятие квоты подразумевает обязательную долю в чем-либо. В том числе в выделении определенного количества рабочих мест для конкретной категории граждан. Российское квотирование рабочих мест предполагает, что часть вакансий должна в первую очередь выделяться определенным категориям населения.
В частности, субъекты хозяйствования обязаны выделять рабочие места:
- Инвалидам. Согласно федеральным законам, занимать рабочие места могут все инвалиды, которым здоровье позволяет выполнять трудовые обязанности. Для инвалидов есть свои нормы по квотируемым рабочим местам, о чем мы подробней поговорим ниже.
- Несовершеннолетние. Квотирование помогает найти работу гражданам от 14 до 18 лет, ведь многие работодатели не рассматривают их в качестве полноценных сотрудников.
- Молодые специалисты. Людям без опыта, но с высшим образованием, тоже бывает сложно найти рабочее место. И государство помогает им в этом квотами.
- Лицам, которые вышли из мест отбывания наказания. Им нужно помочь реинтегрироваться в общество, вновь привыкнуть к свободной жизни, адаптироваться. Но работодатели очень неохотно принимают судимых на работу, поэтому им квоты тоже помогают найти законный способ заработка.
- Бывшие военнослужащие. Здесь тоже есть сложности с адаптацией в обществе, на обычной работе.
- Беженцы и вынужденные переселенцы. Государство помогает им найти себя в новой стране, получить возможность зарабатывать и обеспечивать себя, снимать жилье.
- Чернобыльцы и лица, пострадавшие от других радиационных аварий. Это льготники, часто — инвалиды, которым нужно помогать с работой.
- Граждане предпенсионного возраста. Их тоже неохотно берут на новые места работы, а до пенсии доработать нужно.
Есть в России и квоты на прием иностранцев. Но они призваны защищать не граждан других государств, а россиян, которые должны получать рабочие месте в первую очередь.
Отметим, что квотируемое рабочее место — должность, которая зарезервирована для работников, в отношении которых законом установлены квоты. И в первую очередь эту вакансию могут занимать лица из данных категорий.
Квотированные рабочие места есть не только в России. Это международная практика. Есть квоты, направленные на обеспечение толерантности, гендерного равенства и так далее. Все зависит от законов конкретной страны.
Нормативная и законодательная база
Сферу квотирования рабочих мест регулируют следующие законодательные акты:
- Закон России №1032-1 еще от 19 апреля 1991 года. Он обеспечивает правовую основу квотирования рабочих мест.
- ФЗ №181 от 1995 года. Регулирует данный вопрос по отдельным регионам.
- Статья 5.42 КоАП. Устанавливает ответственность для работодателей за нарушение прав инвалидов на труд. Им грозят штрафные санкции.
- Статья 16 Трудового кодекса. Регламентирует возникновение трудовых отношений в целом. В частности, касается направления сотрудника на трудоустройство по квоте.
Региональные власти могут сами регламентировать квоты и их размеры. Есть правила, общие для всех регионов РФ, но внутри субъектов Федерации размеры квот и количество зарезервированных рабочих мест могут существенно отличаться. Обязательными, остающимися без изменений в любом случае, являются только квоты для инвалидов.
Квоты рабочих мест для инвалидов
Относительно трудоустройства инвалидов есть четкие нормы и установленное количество квотированных рабочих мест.
Не принимать на работу инвалидов имеют право:
- Небольшие фирмы численностью до 35 человек.
- Организации, которые были созданы самими обществами инвалидов. Или те, чей Уставной капитал более чем на 50% состоит из средств обществ инвалидов.
Всем остальным субъектам хозяйственной деятельности нужно соблюдать правила квотирования:
- У фирм, где более 100 сотрудников, от 2% до 4% рабочих мест должно отводиться инвалидам. На региональном уровне может быть установлен более конкретный процент квоты, но в рамках данных показателей.
- В компаниях, где сотрудников от 35% до 100%, на инвалидов должно приходиться не более 3% рабочих мест. Опять-таки, точный размер квоты устанавливают местные власти региона.
Порядок действий в сфере обеспечения квотирования рабочих мест
Приведем пошаговую инструкцию для работодателей:
- Руководитель изучает законы своего региона относительно квотирования рабочих мест. Например, в ряде случаев квоты для несовершеннолетних могут отсутствовать как таковые.
- Нужно сверить требования региональных законов со своей среднесписочной численностью сотрудников.
- Если превышен порог в 35 рабочих мест, нужно позаботиться о наличии специального, зарезервированного места по квоте для сотрудника из указанных в законе категорий. Кадровый отдел начинает заниматься данным вопросом.
- Информация о том, что есть вакантное рабочее место в рамках квоты, предоставляется в местный Центр занятости.
- Центр занятости направляет к работодателю потенциального сотрудника из предусмотренных законов категорий, чтобы ему было предоставлено рабочее место.
- Работодатель должен принять на рабочее место направленного Центром занятости сотрудника.
Работодатель должен учитывать следующие нюансы:
- Занимать квотированное, зарезервированное место могут только сотрудники из предусмотренных законов категорий. Даже временно передавать эту вакансию другому лицу нельзя!
- Для инвалидов нужно оборудовать рабочее место по всем правилам, чтобы им было безопасно и удобно.
- Граждане, принимаемые по квотам, трудоустраиваются на полный рабочий день, на полную ставку. Исключением являются инвалиды и несовершеннолетние, для которых установлена короткая рабочая неделя.
- Работодатель может требовать от соискателя, направленного к нему по квоте, только данные об образовании и медицинские справки, подтверждающие, что он может работать на данной должности.
В регионах могут быть свои правила приема на работу по квоте. Например, в Москве работодатели обязаны трудоустраивать инвалидов, независимо от того, были ли предложения от Центра занятости по таким квотам или нет.
Заключение
Квоты на рабочие места призваны помочь найти работу тем, кому сделать это самостоятельно трудно. Работодатели очень неохотно берут перечисленные нами категории граждан на работу самостоятельно. А работа нужна всем! Поэтому государство контролирует данный вопрос и определенный процент сотрудников-инвалидов должен быть на каждом достаточно крупном предприятии. И других категорий граждан тоже.
Квота для приема на работу инвалидов: как рассчитать
Содержание
- Обязательства работодателей по трудоустройству инвалидов
- Квота для приема на работу инвалидов
- Как работодателю рассчитать количество инвалидов для трудоустройства
- Как рассчитать среднюю численность работников для определения квоты инвалидов
- Пример расчета квоты для приема на работу инвалидов
- Сведения о трудоустройстве инвалидов в Службу занятости
- Ответственность за невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов
В соответствие с законом РФ «О социальной защите инвалидов», одной из обязанностей работодателей является трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в соответствие с установленной квотой. В статье разберем, как устанавливается квота для приема на работу инвалидов, как ее рассчитать, а также выясним меры ответственности работодателей, не выполнивших требования по трудоустройству инвалидов.
Обязательства работодателей по трудоустройству инвалидов
Законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года регламентированы меры социальной защиты для лиц с ограниченными возможностями, одним из которых является обеспечение занятости инвалидов.
Согласно ст. 20 закона №181-ФЗ инвалидам предоставляются следующие трудовые права и гарантии:
- Резервирование рабочих мест для инвалидов в соответствие с профессиями, наиболее подходящими для выполнения лицами с ограниченными возможностями. Перечень профессий утвержден в приложении к Постановлению Минтруда №150 от 08.09.1993 года.
- Установление квоты по трудоустройству инвалидов. Работодатель обязан трудоустроить лиц с ограниченными возможностями в соответствие с установленной квотой.
- Обеспечение работодателями условий труда в соответствие с медицинскими показаниями инвалида, а также программой реабилитации.
Помимо трудовых гарантий, предоставляемых инвалидам работодателями, ст. 20 закона №181-ФЗ предусматривает создания для инвалидов условий для предпринимательской деятельности и обучения новым профессиям.
Квота для приема на работу инвалидов
В соответствие со ст. 21 закона №181-ФЗ, работодатель обязан обеспечить трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в пределах установленной квоты.
Размер квоты определяется нормативными конкретного субъекта РФ, при этом не может превышать показатель, установленный федеральным законодательством.
Ниже в таблице – квота для приема на работу инвалидов, установленная ст. 21 закона №181-ФЗ:
Для кого устанавливается квота | Квота для трудоустройства инвалидов |
Организация/ИП с численностью сотрудников свыше 100 человек | От 2% до 4% среднесписочной численности работников |
Организация/ИП с численностью сотрудников от 35 до 100 человек включительно | Не более 3% среднесписочной численности работников |
Работодатели с численностью работников менее 35 человек от выполнения квоты по трудоустройству инвалидов освобождены. Также не обязаны выполнять квоту общественные организации инвалидов, а также созданными ними хозяйственные общества и товарищества. Данное условие предусмотрено разделом 3 ст. 21 закона №181-ФЗ.
Как работодателю рассчитать количество инвалидов для трудоустройства
Согласно закону «О соцзащите инвалидов», количество инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в целях выполнения квоты, установленной субъектом РФ, рассчитывает на основании показателя среднесписочной численности работников предприятия, с использованием следующей формула:
Инв = СрСпис * Квота,
где Инв – количество лиц с ограниченными возможностями, которые должны быть трудоустроены работодателем;
СрСпис – среднесписочная численность работников предприятия;
Квота – процент квоты по трудоустройству инвалидов, установленный в определенном субъекте РФ.
Расчет количества инвалидов в целях контроля выполнения квоты производится ежемесячно, на основании среднемесячной численности сотрудников предприятия, отраженной в отчете по форме П-4.
Как рассчитать среднюю численность работников для определения квоты инвалидов
Для расчета средней численности работников предприятия используется формула:
СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,
где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде;
КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце;
КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца);
КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).
В расчет включаются как сотрудники в штате, трудоустроенные на основании трудовых договоров, так и лица, нанятые по договору подряда. Если работодателем выступает ИП, то он себя в расчет не включает.
Пример расчета квоты для приема на работу инвалидов
ООО «Монолит» занимается производством и реализацией стройматериалов.
В регионе, в котором ведет деятельность «Монолит», местными властями установлена квота по трудоустройству инвалидов:
- 3,5% – для предприятий, численность сотрудников которых превышает 100 человек;
- 2,5% – для организаций с численностью сотрудников от 35 до 100 включительно.
«Монолит» осуществляет трудоустройство сотрудников на основании трудовых договоров, а также привлекает к работе лиц на основании договоров подряда.
Ниже в таблице представлена информация о численности сотрудников «Монолита» во 2-м полугодии 2022 года:
Отчетный период | Количество сотрудников | Период работы сотрудников, которые были приняты на работу/уволены в отчетном периоде | ||
Принято в отчетном периоде | Уволено в отчетном периоде | Отработали полный месяц | ||
Июль 2022 | 3 | – | 102 | 3 сотрудника были приняты на работу 15.07.2022, период работы – 17 календарных дней |
Август 2022 | – | – | 105 | |
Сентябрь 2022 | – | – | 105 | |
Октябрь 2022 | – | 10 | 95 | 10 сотрудников были уволены 07.10.2022, период работы – 6 календарных дней |
Ноябрь 2022 | – | – | 95 | |
Декабрь 2022 | 8 | – | 95 | 8 сотрудников были приняты на работу 10.12.2022, период работы – 22 календарных дня |
Рассчитаем среднюю численность работников «Монолита» и квоту для трудоустройства инвалидов:
Отчетный период | Расчет средней численности работников | Квота для приема на работу инвалидов | Расчет количества инвалидов в целях выполнения квоты |
Июль 2022 | (102 * 31 + 3 * 17) / 31 = 103,64 | 3,5% | 103,64 * 3,5% = 3,64 (4 человека) |
Август 2022 | 105 * 31 / 31 = 105 | 3,5% | 105 * 3,5% = 3,68 (4 человека) |
Сентябрь 2022 | 105 * 30 / 30 = 105 | 3,5% | 105 * 3,5% = 3,68 (4 человека) |
Октябрь 2022 | (95 * 31 + 10 * 6) / 31 = 96,94 | 2,5% | 96,94 * 2,5% = 2,42 (3 человека) |
Ноябрь 2022 | 95 * 30 / 30 = 95 | 2,5% | 95 * 2,5% = 2,38 (3 человека) |
Декабрь 2022 | (95 * 31 + 8 * 22) / 31 = 100,68 | 3,5% | 100,68 * 3,5% = 3,52 (4 человека) |
Сведения о трудоустройстве инвалидов в Службу занятости
Работодатели, которые согласно ст. 21 закона №181-ФЗ обязаны обеспечивать трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты, подают в Службу занятости отчет о выполнении/невыполении квоты.
Отчет составляется на бланке установленного образца.
Срок подачи отчета устанавливается управлением органа Службы занятости в регионе. При этом периодичность предоставления отчета не может быть установлена чаще 1 раза в месяц.
Как правило, сведения о трудоустройстве инвалидов подают в ЦЗН по итогам отчетного периода, до 10-го числа месяца, следующего за отчетными.
Ответственность за невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов
Работодатели, не создавшие рабочие места для инвалидов и не выполнившие квоту по их трудоустройству, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 5.000 руб. до 10.000 руб. Данные меры взыскания применяются в соответствие со ст. 5.42 КоАП.
Кроме того, на основании судебной практики можно сделать вывод, что работодатель может быть признан виновными в невыполении квоты в том числе в случае наличии на предприятии незаполненных рабочих мест (в том числе не для инвалидов). Данный вывод содержится в определении Верхового суда №50-АПГ13-5 от 22.05.2013 года
В 2022 году депутаты Госдумы выступили с инициативой ужесточить меры ответственности для работодателей, не выполняющих установленную квоту по трудоустройству инвалидов. В соответствие с законопроектом, депутаты предлагают взымать с недобросовестных работодателей ежемесячную компенсационную плату в размере 7.800 руб. и перечислять эту сумму в фонд содействия трудоустройству инвалидов.
Также законопроект предлагает увеличить штрафы для работодателей за невыполение квоты по трудоустройству инвалидов до 100.000 руб. – 500.000 руб.
По состоянию на январь 2022 года законопроект не принят и находится на стадии рассмотрения.
Для кого и как рассчитывается квота для приема на работу
Государство гарантирует всем гражданам одинаковые права на трудоустройство. Но некоторые категории работников из-за проблем со здоровьем уступают своим коллегам по функциональным возможностям. Чтобы гарантировать инвалидам их конституционное право на труд, законодатель определил работодателям квоты для приема на работу.
Законодательное регулирование
Право граждан трудиться и зарабатывать деньги, вне зависимости от их физических возможностей и наличия инвалидности гарантировано:
- Конституцией РФ;
- ТК РФ;
- специальными законами (в частности 181-ФЗ, 421-ФЗ), постановлениями правительства (например, No 30 от 18.05.09) и другими нормативными актами.
На законодательном и нормативном уровне регулируются не только общие принципы установления квот, но и четкий размер квотирования относительно конкретного предприятия. Подзаконными актами определяются методики и порядки повсеместного выполнения определенных законом норм.
Общий диапазон квот для инвалидов определен ст. 21 ТК РФ. Установлено, что для предприятий, чья численность превышает 100 работников, доля инвалидов должна составлять от 2 до 4%. Следует отметить, что за нарушение этой нормы работодателей ожидают солидные штрафы. Поэтому отдельные компании специально создают и не заполняют вакантные места для инвалидов (кроме случаев трудоустройства на такие места инвалидов).
Помните, при исчислении необходимого количества рабочих мест для инвалидов исключаются места, связанные с вредными или опасными условиями труда.
Что такое квота для приема на работу?
Прежде, чем углубляться в нормы квотирования рабочих мест, целесообразно разобраться, что же такое квота с точки зрения трудового законодательства.
Квота – это обусловленное законом минимально допустимое количество рабочих мест, которое работодатель обязан выделить для трудоустройства отдельных категорий сотрудников. Она может быть обязательной (для инвалидов), либо ограниченной (для иностранцев)
Обычно число квот зависит от специфики производства, условий и характера работы. Выражается в процентах к среднесписочному количеству тружеников конкретного предприятия.
Квота для инвалидов вводится в обязательном порядке в компаниях, численность которых превышает 35 человек. Если же предприятие образовано инвалидами, оно освобождается от квотирования. Конкретные размеры квот (в пределах, определенных законодателем), предоставлено право устанавливать на региональном уровне.
Здесь важно учитывать такие нюансы:
- количество рабочих мест для инвалидов исчисляется исходя из среднесписочного состава компании;
- квота реализуется в виде введения в штатное расписание компании штатных единиц для инвалидов;
- здесь важно количество, а не качество;
- со среднесписочного количества вычитаются сотрудники, работающие на вредных, или опасных участках производства;
- если общая численность работников не превышает 35 человек, квоты не применяются.
Помните, трудовая квота – это минимальная гарантия количества штатных должностей для инвалидов в конкретной компании. Работодатель не имеет права отказывать в трудоустройстве инвалиду, если у него в штате присутствует вакансия для такого работника.
Категории сотрудников, для которых устанавливаются квоты
Право на трудоустройство лиц с ограниченными возможностями введено на законодательном уровне. Целью нормы является обязать администрацию обеспечить таким людям равные с другими гражданами возможности реализовать себя в труде.
Учитывая, что квоты устанавливаются для конкретной категории лиц – инвалидов, в процессе их трудоустройства последние должны доказать работодателю, что имеют право на такую льготу. Делается это путем предоставления справки об инвалидности и реабилитационной карты. При этом выполняемая деятельность должна соответствовать состоянию здоровья соискателя и не иметь противопоказаний по его медицинскому заключению. Об условиях труда сотрудника инвалида подробно описывается в его реабилитационной карте.
Квоты распространяются на инвалидов 1 – 3 групп. Конкретные условия организации труда должны соответствовать указанным в реабилитационной карте инвалида.
Нужно учитывать, что кроме трудоустройства на вакантное место по квоте, инвалиды 1 и 2 групп также получает некоторые дополнительные льготы, гарантированные законодательством:
- продолжительность его работы в неделю не должно превышать 35 часов. Оплата труда в этом случае не уменьшается;
- длительность базового оплачиваемого отпуска инвалиду увеличивается на 2 дня;
- при желании инвалида администрация обязана предоставить ему до 60 календарных дней отпуска за свой счет.
Помните, за отказ трудоустраивать инвалида и предоставлять ему дополнительные социальные привилегии работодателя может ожидать солидный штраф.
Как рассчитать квоту
Работодателей часто интересуют вполне конкретные вопросы, каким образом осуществляется расчет квоты для создания рабочих мест для социально защищенных слоев населения. В этом случае необходимо учитывать такие базовые моменты.
Расчет квоты осуществляется не с общей численности штатных единиц, присутствующей в компании, а только исходя из среднесписочного количества работающих сотрудников. К примеру, если на предприятии числится 530 штатных единиц, а реально заполнено только 480, рассчитывать 4% квоту для трудоустройства инвалидов нужно от 480 занятых должностей.
Расчет будет таким: 480 х 4% = 20 штатных единиц
При расчете квоты необходимо исключать должности сотрудников, связанные с вредными или опасными условиями производства. В этом случае с имеющихся у нас 530 штатных единиц 30 должны занимать работники с опасным производством. По факту мы имеем всего занятых 480 должностей, из которых 20 заняли труженики, выполняющие свои функциональные обязанности на опасном производстве. Обусловленная законом 4% квота будет высчитываться за исключением сотрудников, работающих на опасных участках.
Здесь расчет будет таким: (480 – 20) х 4% = 19 штатных должностей.
После выполнения расчета работодатель обязан ввести необходимое количество штатных единиц для инвалидов и обеспечить соответствующие условия труда для потенциальных соискателей на эти должности. Предлагать эти должности другим работникам, не являющимся инвалидами, работодатель не имеет права. Если это произойдет, его может ожидать наказание в виде солидного штрафа.
Помните, обязанность работодателя — это создание рабочих мест для определенного количества тружеников с ограниченными возможностями. Если об этом должным образом проинформирован центр занятости, но вакансии не будут заполнены, вины работодателя при отсутствии нужного количества инвалидов не будет.
Квота для приема на работу инвалидов
Учитывая, что квота на трудоустройство лиц с ограниченными физическими возможностями прямо указана в законодательных актах, тут следует выделить несколько базовых моментов, вытекающих из норм законов.
Читайте также: Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, его необходимость и порядок получения
Работодатель обязан определить минимальное количество штатных единиц, которые смогут занять инвалиды. Минимум это 2 — 4% от среднесписочной численности. Эта норма прямо указана в законе и ее нарушение имеет административные последствия для руководителя компании.
Должности для инвалидов не могут предлагаться другим сотрудникам, кроме тех, кто имеет инвалидность. Эта информация передается в центр занятости. На предприятии должны создаваться, либо резервироваться должности, которые смогут занять люди с инвалидностью.
Администрация обязана должным образом проинформировать общественность о наличии штатных единиц (особенно если это вакансии, на которые могут претендовать инвалиды). Такая информация должна включать сведения об условиях труда, необходимом образовании, навыках, социальных льготах.
Компания обязана выполнять законодательство о квотах. Это означает, что вакансии не должны быть «мертвыми» (где всем желающим под каким-либо предлогом отказывают в трудоустройстве). Если соискатель инвалид предоставляет минимальный пакет требуемых документов – его обязаны трудоустроить.
Работодатель не обязан самостоятельно подыскивать и трудоустраивать соискателей с ограниченными возможностями. И обязать его это делать никто не имеет права.
Помните, ответственность работодателя за нарушение квот наступает по нескольким направлениям. Прежде всего за не введение штатных должностей. Дальше за отказ трудоустраивать инвалидов.
Обязанности работодателя при приеме инвалидов
Наличие должности в штатном расписании вовсе не означает, что на этом обязательства администрации заканчиваются. Дело в том, что условия труда инвалида должны четко соответствовать его реабилитационной карте и выводам МСЭ. Должны учитываться:
- противопоказания, установленные медицинским заключением;
- фактические нагрузки в процессе трудовых функций;
- бытовые и рабочие условия (специальные лестницы, площадки, подъемники, приспособленный для работы инвалида инструмент и оборудование);
- отсутствие вредных или опасных факторов производства;
- возможность сокращенного рабочего дня, дополнительного отдыха без уменьшения уровня заработной платы;
- возможность переобучения инвалидов специальностям, где они смогут реализовать свой трудовой потенциал;
- другие социальные льготы, определенные локальными документами и коллективным договором.
Следует отметить, определенные картой реабилитации мероприятия должны выполняться работодателем, даже если между ним и работником будет достигнута другая договоренность, подкрепленная личным заявлением труженика.
Помните, рабочие функции инвалида должны планироваться таким образом, чтобы восстанавливать (укреплять) его организм после окончания болезни.
Льготы для компаний, где есть работники с инвалидностью
Компании, где трудоустроены инвалиды имеют от государства определенные преференции, направленные на снижение различных видов обязательных платежей.
Так администрация имеет право осуществлять:
- выплаты сниженных взносов на травматизм работников;
- стандартные выплаты по другим видам страховых взносов за инвалидов (в ПФР, ФСС, ФОМС);
- выплату налогов за работников инвалидов по льготному тарифу;
- оплату земельной и имущественной пошлины со скидками;
- для компаний, созданных инвалидами, либо где их количество превышает 50% общей численности полагаются снижение налоговой нагрузки на прибыль, подоходного налога;
- получение государственных субсидий в зависимости от трудоустройства инвалида определённой группы инвалидности;
- получение субсидий от службы занятости за создание инфраструктуры в процессе оборудования рабочих мест для инвалидов.
Помните, получение конкретной льготы и ее размер нужно уточнять с учетом условий бюджетного финансирования на конкретный календарный год.
Квоты для иностранцев
Если относительно собственных граждан с ограниченными возможностями государство устанавливает минимальный размер квот, то на приглашение иностранной рабочей силы наоборот – максимальный. Ежегодно на государственном уровне утверждаются квоты на количество разрешений, которыми могут воспользоваться работодатели, приглашая на работу иностранцев.
Такие квоты распределяются по специальностям и профессиям:
- Лидером считается строительная, горно-обогатительные отрасли.
- Дальше следуют рабочие места в промышленности (на мелких и крупных предприятиях).
- Замыкает тройку передовиков машиностроительная и металлообрабатывающая отрасли.
Последовательность действий тут следующая:
- государство определяет общее количество квот;
- конкретное предприятие получает из общей квоты максимальное количество должностей, которые могут занять иностранцы;
- иностранец получает приглашение от работодателя на трудоустройство. Он должен отвечать всем имеющимся критериям отбора, а также соблюдать миграционное российское законодательство. Трудоустройство осуществляется на период действия квоты.
Помните, работающий в России иностранец должен соблюдать не только миграционное, но и другие виды российского законодательства. Его трудоустройство должно быть официальным.
Передача данных в службу занятости
Нужно отметить, что создать рабочее место для инвалида еще не означает, что работодатель в полной мере выполнил предписание законодательства. Для этого необходимо еще и проинформировать службу занятости об этой вакансии, а дальше ежемесячно предоставлять туда отчеты о наличии вакантных мест.
Такое обязательство определено законодательно. За нарушение этих норм компанию и персонально ее руководителя ждет административный штраф. При этом, частота привлечения нерадивой компании к административной ответственности законом не установлена – это можно делать хоть каждый месяц.
Следует отметить, что если присланный на вакантную должность по открытой квоте соискатель по каким-либо признакам не подходит для выполнения этой работы, администрация не обязана его принимать. Правда, в этом случае соискатель имеет полное право требовать письменное объяснение причин отказа в трудоустройстве.
Помните, с помощью служб занятости можно быстро подыскать весьма неплохие кадры. Поэтому игнорировать их даже только с этой причины не стоит.
Штрафы за несоблюдение законов
Теперь немного об наказаниях, причитающихся нерадивым компаниям, игнорирующим законодательство о введении квот. За непредставление информации о введении квот для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями виновные понесут такие наказания в виде административного штрафа:
- до 300 рублей на граждан;
- до 500 рублей должностным лицам;
- до 5000 рублей юридическим лицам:
- до 10000 рублей виновным лицам, необоснованно отказавшим инвалидам в трудоустройстве.
Помните, хоть размер полагающегося штрафа на первый взгляд невысокий, применять его могут без ограничений любое количество раз в текущем году.
Трудоустройство инвалидов. Видео расскажет, как устроиться на работу инвалиду:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Ямало-Ненецкого автономного округа
Методические рекомендации по вопросам надзора и контроля в сфере законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов
1. Нормативное регулирование полномочий по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов
– абзац 2 подпункта 6 пункта 1 статьи 7.1-1, пункт 1 и 2 статьи 13, абзац 7 пункта 1 и абзац 3 пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 1032-1);
– статья 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ);
– часть 1 статьи 5.42, статья 19.7, пункт 87 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
– федеральный государственный стандарт государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 181н;
– статьи 5-7 Закона автономного округа от 27 июня 2008 года № 54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее – Закон № 54-ЗАО, автономный округ);
– абзац второй пункта 2.1.6 Положения о департаменте занятости населения автономного округа, утвержденного постановлением Правительства автономного округа от 23 декабря 2011 года № 1028-П;
– Порядок проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 17 ноября 2016 года № 1092-П (далее – Порядок № 1092-П);
– Административный регламент по исполнению государственной функции «Осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов», утвержденный приказом департамента занятости населения автономного округа от 25 ноября 2013 года № 180-П;
– Перечень должностных лиц, департамента занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный приказом департамента занятости населения автономного округа от 23 августа 2013 года № 133-П.
Работодатели автономного округа независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет свыше 35 человек, являются объектами контроля и надзора за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
Работодатели, численность работников которых превышает 35 человек, обязаны создавать (выделять) рабочие места для трудоустройства инвалидов (квотировать рабочие места) и представлять в центр занятости населения в установленные сроки отчет (информацию о квотировании рабочих мест).
– соответствие количества созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов требованиям законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов;
– соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для приема на работу инвалидов;
– полнота и достоверность представления субъектом контроля в центр занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в установленные сроки.
– копия структуры субъекта контроля;
– копия штатного расписания (с разбивкой по территориальным структурным подразделениям при наличии), действующего на момент проверки;
– сведения по общей численности работников субъекта контроля на 01 января текущего года;
– сведения о среднесписочной численности работников, осуществляющих деятельность в представительствах и филиалах субъекта контроля, находящихся за пределами муниципального образования (либо автономного округа), за предшествующий календарный год;
– сведения о среднесписочной численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда за предшествующий календарный год;
– информация о численности фактически работающих инвалидов на дату проверки;
– копии трудовых договоров инвалидов, трудоустроенных в счет установленной квоты;
– копии локальных нормативных актов, содержащих сведения о созданных, выделенных или зарезервированных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в том числе специальных рабочих мест.
– часть 3 статьи 25 Закона № 1032-1;
– статьи 22, 24 Закона № 181-ФЗ;
– часть 2 статьи 5, пункты 2, 6 части 2 статьи 7 Закона № 54-ЗАО;
– пункт 2.5, абзац 10 пункта 2.8 Порядка № 1092-П;
– пункт 1 приказа департамента от 14 декабря 2018 года № 226-О «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для каждого работодателя Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 год».
7.1. Реализация законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Порядком № 1092-П.
7.2. Расчет числа рабочих мест для трудоустройства инвалидов (расчет квоты), обязательных для создания или выделения.
Расчет числа рабочих мест для трудоустройства инвалидов – ключевой момент в реализации законодательства о квотировании рабочих мест для граждан данной категории и создании практики его применения.
Неправильно исчисленная квота, зачастую, влечет возбуждение административного процесса и привлечение правонарушителей к административной ответственности.
Учитывая нормы законодательства Российской Федерации о квотировании рабочих мест, положения трудового и гражданского законодательства, в целях определения размера квоты установлены основные позиции:
– для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек квота исчисляется в размере 1 процента от среднесписочной численности работников (округление размера квоты производится в сторону увеличения);
– для работодателей с численностью работников свыше 100 человек – в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников (округление размера квоты производится в сторону уменьшения);
– в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда;
– в среднесписочную численность работников не включаются работники, осуществляющие свою деятельность в структурных подразделениях (филиалах) работодателя, находящихся за пределами муниципального образования или автономного округа.
Формула расчета квоты
1. если А, то – (СЧ – Ф – В) х 1 % = 2,6 → = 3 рабочих места;
2. если Р, то – (СЧ – Ф – В) х 2% = 2,6 → = 2 рабочих места;
или
1. если А, то – СЧ х 1 % = 2,6 → = 3 рабочих места;
2. если Р, то – СЧ х 2 % = 2,6 → = 2 рабочих места, где
А – численность работников до 100 человек – 1%;
Р – численность работников свыше 100 человек – 2%;
СЧ – среднесписочная численность работодателя;
Ф – структурные подразделения (филиалы, представительства, находящиеся за пределами муниципального образования или автономного округа);
В – работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.
Пример № 1:
по данным работодателя:
– общая численность работников – 90 человек;
– среднесписочная численность – 88 человек;
– среднесписочная численность работников структурного подразделения (филиала), находящегося за пределами муниципального образования или автономного округа, – 73;
– среднесписочная численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест, – 0.
Таким образом, расчетная квота составляет:
(88 – 73) х 1% = 0,15 рабочих места.
Согласно статье 5 Закона № 54-ЗАО округление осуществляется в сторону увеличения.
Следовательно, необходимо создать 1 рабочее место.
Пример № 2:
по данным работодателя:
– общая численность работников – 150 человек;
– среднесписочная численность – 99 человек;
– среднесписочная численность работников структурного подразделения (филиала), находящихся за пределами муниципального образования или автономного округа, – 0.
– среднесписочная численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест, – 0.
Таким образом, расчетная квота составляет:
99 х 2% = 1,9 рабочее место.
Согласно статье 5 Закона № 54-ЗАО округление осуществляется в сторону уменьшения.
Следовательно, необходимо создать 1 рабочее место.
Пример № 3:
по данным работодателя:
– общая численность работников – 362 человека;
– среднесписочная численность – 359 человек;
– среднесписочная численность работников структурных подразделений (филиалов), находящихся за пределами муниципального образования или автономного округа, – 102.
– число работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест, – 223.
Таким образом, расчетная квота составляет:
(359-102-223) х 2% = 0,6 рабочее место.
Согласно статье 5 Закона № 54-ЗАО округление осуществляется в сторону уменьшения.
Следовательно, для создания рабочих мест отсутствуют основания.
Однако! В данном случае работники структурных подразделений не должны учитываться при расчете числа работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.
7.3. Отчет по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов
Отчет составляется в соответствии с положениями Порядка № 1092-П.
Отчет по установленной форме направляется в центр занятости населения по месту нахождения работодателя до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
При изменении информации о квотировании рабочих мест в течение отчетного периода могут быть направлены уточненные сведения до отчетной даты.
7.4. Вопросы и ответы по применению законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов
Вопрос. Вправе ли работодатель предложить инвалиду работу, которую можно выполнять на дому?
Ответ. Да. Глава 49 Трудового кодекса Российской Федерации непосредственно закрепляет особенности регулирования труда надомников.
Вопрос. Учитывается ли трудоустроенный на работу в счет установленной квоты инвалид в среднесписочный состав работодателя для определения размера квоты?
Ответ. Учитывается. Среднесписочная численность организации рассчитывается в соответствии с требованиями Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных приказом Росстата от 26 октября 2016 года № 498.
Вопрос. Несет ли ответственность работодатель, отказавший в приеме на работу инвалиду в счет установленной квоты?
Ответ. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты в силу части 1 статьи 5.42 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Одновременно привлекается к административной ответственности юридическое лиц, поскольку согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ привлечение к административной физического (должностного) лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Вопрос. Можно ли сократить квотируемое рабочее место?
Ответ. Да. В случае принятия решения о сокращении численности или штата работников организации, в том числе квотируемых рабочих мест, проведение таких мероприятий осуществляется на общих основаниях в рамках Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), главным условием которых является соблюдение требований статей 180, 318 Кодекса.
Вопрос. Могут ли иметь статус филиала или представительства организации, обособленные подразделения, находящиеся за пределами муниципального образования и не являющиеся представительствами и филиалами, признанными таковыми в порядке, установленном гражданским законодательством?
Ответ. Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
В противном случае территориально обособленные подразделения (рабочие места) организаций, имеющие оборудованные стационарные рабочие места, удаленные от населенных пунктов, входящие в общую структуру предприятия, не могут быть признаны представительствами и филиалами.
7.5. Административная ответственность
(дополнительная информация по вопросам административной ответственности изложена в приложении к настоящим рекомендациям)
1. В рамках статьи 5.42 КоАП РФ:
– неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
– отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
2. В рамках статьи 19.7 КоАП РФ:
-непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности,
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на:
– должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей;
– на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
8. Судебная практика в сфере законодательства о
квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов
Резюме суда
Численность работодателя определяется в целом для юридического лица с учетом всех его обособленных подразделений (филиалов), включая находящиеся за пределами города или автономного округа.
Численность работников работодателя определяется для установления факта применения в отношении данного юридического лица требований законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Среднесписочная численность работников определяется без учета:
– работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих;
– работников обособленных подразделений, находящихся за пределами города или автономного округа.
Среднесписочная численность работников определяется непосредственно для расчета числа рабочих мест в целях трудоустройства инвалидов (расчета квоты).
Названная позиция выражена судом при рассмотрении административного дела от 06 февраля 2017 года № 5-18/2017-5 в отношении должностного лица А., руководителя предприятия, по факту несоздания рабочего места для трудоустройства инвалида.
По мнению правонарушителя, если юридическое лицо зарегистрировано в Ямало-Ненецком автономном округе, часть его работников (менее 35 человек) осуществляет свою деятельность в округе, а часть (более 35 человек) осуществляет свою деятельность в филиале, находящимся за пределами региона, то создавать рабочее место для инвалида в автономном округе не обязательно.
Суд такую позицию нашел несостоятельной.
Обязанность квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов распространяется на работодателя, который является организацией – юридическое лицо (а не филиал, представительство, обособленное подразделение).
Доводы предприятия о том, что для определения работодателя в качестве субъекта квотирования должна приниматься только численность работников, осуществляющих свою деятельность на конкретной территории, попадающей под действие закона, без учета численности работников представительств (филиалов) работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации, судом признаны несостоятельными, основанными на неверном истолковании норм права.