Срок камеральной проверки декларации 3 НДФЛ

О камеральной налоговой проверке

Расширение перечня мероприятий, которые налоговый орган вправе осуществлять в рамках камеральной проверки, постепенно превратили её в выездную.

Проведение камеральной проверки различается в зависимости от вида представляемой отчётности.

Срокам проведения камеральной налоговой проверки и случаям отмены вынесенного инспекцией решения вышестоящим налоговым органом посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какие правила предусмотрены НК РФ для камеральной проверки?

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчётов). Не любой документ, представляемый организацией в налоговый орган, влечёт камеральную проверку. Скажем, проверка справок по форме 2-НДФЛ камеральной проверкой не охватывается.

В ходе проверки налоговый орган исследует документы, представленные налогоплательщиком, а также документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа (пункт 1 статьи 88 НК РФ). К этим документам относятся, в том числе, отчётность налогоплательщика по налогу за предыдущие периоды, отчётность по другим налогам, отчётность других налогоплательщиков.

Специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется. Проверку осуществляют должностные лица того налогового органа, в который представлена налоговая декларация (расчёт). Проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

С какого момента начинает отсчитываться срок проверки?

Срок проверки – это период времени, в течение которого в отношении налогоплательщика проводятся контрольные мероприятия.

Имеется неопределенность с отсчетом начала камеральной налоговой проверки. Очевидно, что камеральная проверка не может проводиться до получения налоговым органом налоговой декларации (письмо Минфина № 03-02-08/52 от 19 июня 2012 года).

Поэтому дата начала течения срока проверки декларации не совпадает с датой, на которую обязанность налогоплательщика по представлению декларации признается исполненной.

При отправке декларации по почте или передачи её по телекоммуникационным каналам связи необходимо учитывать, что время от дня отправки до дня фактического получения декларации налоговым органом в срок проверки не включается.

Минфин не усматривает сложностей в том, что указанные в акте проверки дата представления в налоговый орган декларации и дата фактического начала камеральной проверки могут не совпадать. Но в любом случае срок проверки начинает исчисляться с даты получения декларации инспекцией (письмо Минфина № 03-02-07/1/85955 от 22 декабря 2017 года).

В течение какого периода проводится проверка?

По общему правилу, в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчёта).

В части камеральной проверки по НДС стало еще больше особенностей.

Срок проведения проверки декларации по НДС установлен в два месяца. Новый двухмесячный срок проверки касается деклараций по НДС, представляемых после 3 сентября 2018 года (после вступления в силу Федерального закона № 302-ФЗ от 3 августа 2018 года).

Представляемые в настоящее время декларации по НДС должны проверяться за два месяца. Тот же срок проверки применяется в отношении «опоздавших» первичных деклараций, уточненных деклараций по НДС за прошлые периоды, представляемые в инспекцию после 3 сентября 2018 года.

Сокращение срока проверки декларации по НДС может иметь значение для целей ускорения возмещения НДС компаниями (особенно в условиях увеличения ставки до 20%).

Кроме того, это может повлиять на сроки действия банковских гарантий при заявительном порядке возмещения.

При каких условиях срок проверки составит два месяца?

Из текста пункта 2 статьи 88 НК РФ следует, что единственное условие – это отсутствие выявленных налоговым органом признаков, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства о налогах и сборах.

Критерии сокращения срока камеральных проверок деклараций по НДС в условиях применения риск-ориентированного подхода на основе программного комплекса «АСК НДС-2» были изложены в письме ФНС № ММВ-20-15/112@ от 13 июля 2017 года. Хотя в настоящее время письмом ФНС № ММВ-20-15/146 от 7 ноября 2018 года указанные критерии отменены, они наверняка будут продолжать применяться налоговыми органами на практике.

Отметим, что письмом ФНС № ММВ-20-15/85@ от 27 июля 2018 года соответствующие критерии сокращения сроков проверки обозначены в отношении деклараций по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию.

Может ли срок камеральной проверки приостанавливаться или продлеваться?

Приостановление срока камеральной проверки не предусмотрено. Продление срока проверки возможно в отношении декларации по НДС.

До окончания двухмесячного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проверки на один месяц. Тем самым срок проверки декларации по НДС составит три месяца.

ФНС РФ утвердила форму решения о продлении срока проверки (приложение № 3 к приказу № ММВ-7-2/628@ от 7 ноября 2018 года).

Форма решения не предусматривает указание выявленных налоговым органом в двухмесячный срок признаков, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства.

В этом смысле форма решения не позволяет налогоплательщику получить информацию о характере возможных нарушений.

Как налогоплательщик узнает о продлении срока проверки по НДС?

Минфин полагал, что статья 88 НК РФ не содержит обязанность налогового органа уведомлять налогоплательщика о продлении срока проверки (письмо № 03-02-07/1/70615 от 2 октября 2018 года).

Но есть подпункт 9 пункта 1 статьи 32 НК РФ, согласно которому налоговый орган обязан направлять налогоплательщику копии решений, а значит, в том числе и копию решения о продлении срока проверки.

Утвержденная форма прямо предусматривает отметку о получении налогоплательщиком решения о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки.

Можно рекомендовать налогоплательщику НДС по истечении двух месяцев направлять в налоговый орган заявление с просьбой предоставить копию решения о продлении срока проверки.

Можно ли обжаловать решение о продлении срока проверки?

Как и любое иное решение, решение о продлении срока проверки может быть обжаловано, особенно, если в отношении налогоплательщика практика принятия решений о продлении срока проверки будет носить систематический характер при отсутствии на то должных оснований. Например, если решение о продлении проверки было принято, но налогоплательщику не направлялись требования о представлении пояснений.

Вынесение решения о продлении срока проверки декларации по НДС не означает, что по ее окончании обязательно должен быть составлен акт о выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах.

Может проверка закончиться до истечения отведенного срока?

Проверка может закончиться и до истечения установленных сроков в три и два месяца. Причем это касается проверки любой декларации, а не только декларации по НДС.

Но об окончании срока проверки налогоплательщик узнает только в тех случаях, когда НК РФ обязывает налоговый орган составлять соответствующий документ.

Если налоговый орган продолжает проверку за пределами срока?

Нужно отметить, по меньшей мере, два момента.

Во-первых, проверочные мероприятия должны быть осуществлены налоговым органом в отведенный срок (письмо Минфина № 03-02-07/1-75 от 18 февраля 2009 года). Если истек срок проверки декларации по НДС и налогоплательщик не получил решение о продлении срока проверки, то в ответ на полученное требование о представлении пояснений или документов можно ответить письмом с просьбой уточнить основание направления требований.

Во-вторых, согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ, несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (постановление Президиума ВАС № 10349/09 от 17 ноября 2009 года).

К акту, в котором приведены ссылки на мероприятия, назначенные за пределами срока проверки, рекомендуется подавать возражения, касающиеся исключения из числа доказательств тех, которые были истребованы за пределами проверки.

В данном случае значение имеет момент проведения контрольных мероприятий. Следует обратить внимание, что, например, направление требования, назначение экспертизы в течение срока проверки не всегда означает получение налоговым органом фактического результата от мероприятия в течение проверки.

Когда акт проверки составлен, то в процессе рассмотрения материалов проверки, иными словами, уже за пределами срока проверки, руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (пункт 6 статьи 101 НК РФ). В рамках указанных мероприятий налоговый орган вправе истребовать документы у налогоплательщика или лиц, располагающих сведениями о нем, допрашивать свидетелей, назначать экспертизу.

Что означает нарушение налоговым органом срока проверки?

ФНС РФ обязывает руководителей территориальных налоговых органов контролировать соблюдение сроков, в том числе в режиме текущего мониторинга средствами автоматизированной информационной системы налоговых органов (письмо № ЕД-4-2/55 от 10 января 2019 года).

К сожалению, практика показывает, что сам по себе срок проведения камеральной проверки не является пресекательным (информационное письмо Президиума ВАС № 71 от 17 марта 2003 года).

Пропуск срока не препятствует выявлению недоимки и составлению акта.

Но есть примеры, когда в отношении камеральных проверок, продолжавшихся год и даже более, суды признавали пропуск установленного срока проведения камеральной проверки существенным нарушением. Такое нарушение может влечь отмену решения инспекции, если ей никак не будет обоснована необходимость проведения проверки за пределами срока.

Каким документом оформляется окончание проверки?

С датой окончания проверки, как и с датой начала проверки, не все ясно.

НК РФ не предусмотрено составление справки после окончания камеральной налоговой проверки. За исключением особенностей проверки декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС и акцизов, налогоплательщик не извещается об окончании проверки, если она не выявила нарушений.

Начало и окончание проверки, согласно пункту 3 статьи 100 НК РФ, указываются в акте камеральной налоговой проверки, который составляется в течение 10 дней после ее окончания. Но акт составляется только при выявлении в ходе проверки нарушений законодательства о налогах и сборах.

После составления акта порядок рассмотрения материалов проверки, вынесения решения и дальнейшие процедуры для камеральной и выездной проверки совпадают.

Каков порядок действий налогового органа, получившего после истечения срока проверки сведения о нарушениях налогоплательщика?

Когда нарушений не выявлено, то проверка заканчивается без составления акта.

При получении налоговым органом уже после окончания проверки доказательств допущенных налогоплательщиком нарушений, информация об обнаруженных нарушениях направляется в правоохранительные органы для проведения оперативно-розыскных мероприятий, возможного принятия обеспечительных мер в рамках уголовно-процессуального законодательства (письмо ФНС РФ № ЕД-18-15/1693 от 18 декабря 2014 года). В отношении налогоплательщика может быть назначена выездная налоговая проверка.

С учетом складывающейся практики, скорее всего, необоснованное решение нижестоящего налогового органа о возмещении НДС будет отменено вышестоящим налоговым органом.

В рамках какой процедуры вышестоящий налоговый орган может отменить принятое инспекцией решение?

В порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, без жалобы налогоплательщика.

Основанием для отмены являются статья 31 НК РФ, статьи 1, 6, 9 закона РФ № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 года.

Полномочия по отмене решения нижестоящего налогового органа могут быть реализованы вышестоящим органом в пределах трех лет с момента окончания контролируемого налогового периода (определение Верховного суда № 305-КГ17-5672 от 31 октября 2017 года). То есть, в 2019 году – за периоды, начинающиеся с 2016 года, и последующие.

Возможно, что отмена решения, не соответствующего НК РФ (у налогоплательщика отсутствовало право на возмещение НДС), будет проводиться в рамках процедуры, схожей с рассмотрением апелляционной жалобы. С извещением о времени и месте рассмотрения вопроса об отмене или изменения решения, принятого инспекцией по результатам камеральной проверки налоговой декларации (определение Верховного Суда № 304-КГ16-16943 от 15 декабря 2016 года). Но не обязательно, что это процедура будет соблюдаться.

На практике возможна отмена решения территориальной инспекции решением УФНС.

Другим вариантом является отмена ФНС решения УФНС, которым, в свою очередь, было отменено решение инспекции. Тем самым оставлено в силе будет решение территориальной инспекции об отказе в возмещении.

В подобных ситуациях у налогоплательщика остается право на обращение в суд. При этом дело будет рассматриваться исходя из фактических обстоятельств.

Могут ли быть пересмотрены выводы, сделанные инспекцией по итогам камеральной проверки, в ходе последующей выездной проверки?

Проведение камеральной проверки, которая не выявила нарушений, и даже проведение камеральной проверки, которая закончилась решением о возмещении налога, не запрещает налоговому органу впоследствии провести за тот же самый период выездную налоговую проверку.

Результатом такой проверки может стать доначисление недоимки, пени, штрафа. Этот вывод был сделан Конституционным судом в определении № 441-О-О от 8 апреля 2010 года.

Более того, акт и решение по камеральной проверке не являются разъяснениями по вопросам применения законодательства, которые исключают привлечение налогоплательщика к ответственности и уплату им пени (пункт 1 письма ФНС РФ № СА-4-7/11051@ от 7 июня 2018 года).

А если в отношении результатов ранее состоявшейся камеральной проверки есть решение суда в пользу налогоплательщика?

Решение налогового органа, принятое по итогам камеральной налоговой проверки, может быть признано судом недействительным исходя из положенных в его основу фактических обстоятельств, недостаточности представленных доказательств, допущенных налоговым органом нарушений.

Однако наличие судебного решения в пользу налогоплательщика по результатам камеральной проверки не запрещает проведение выездной проверки. Само по себе проведение выездной проверки не расценивается как преодоление налоговым органом решения суда, вынесенного по итогам камеральной проверки (определение Конституционного суда № 571-О от 10 марта 2016 года).

Суд по итогам рассмотрения результатов выездной проверки того же налогоплательщика за тот же период может прийти к иному выводу. С учетом собранных доказательств, он может признать обоснованным новое решение налогового органа.

Камеральная проверка 3-НДФЛ 2021

Елена Желенкова

Кому подходит эта статья: ИП на общей системе налогообложения и гражданам, которые продали имущество (машину, землю, квартиру и т.д.), либо претендуют на получение налогового вычета.

Индивидуальные предприниматели на общей системе налогообложения, некоторые категории иностранных граждан и все физлица с дополнительным доходом или желающие получить налоговый вычет – далеко не полный список тех, кто должен сдавать декларацию по форме 3-НДФЛ. Камеральная проверка налоговой декларации при этом обязательна. Как она проходит, какие у нее могут быть итоги и последствия для налогоплательщика – читайте в нашей статье.

Кто сдает 3-НДФЛ

Декларацию по форме 3-НДФЛ представляют не только отдельные категории российских граждан, но и в двух случаях – налоговые резиденты РФ, если:

  • получен доход за пределами нашей страны и при этом отсутствуют договоренности об избежании двойного налогообложения между РФ и страной резидента;
  • получен доход в РФ, но НДФЛ не удержан.

Отметим, что некоторые категории физлиц по определению самостоятельно рассчитывают и платят НДФЛ, это:

  • ИП на ОСНО;
  • нотариусы, адвокаты и некоторые другие категории физлиц.

Источники дополнительных доходов, о которых обязательно узнают налоговики – это:

  • продажа личного регистрируемого имущества (автомобили, недвижимость, включая землю) или доходы от его аренды;
  • выигрыш в лотерею.

Резиденты РФ, пройдя дорогостоящее лечение (например, имплантацию) могут полностью возместить лечение за счет возврата удержанного (начисленного) НДФЛ. Конечно, если годовая сумма этого налога не будет меньше стоимости лечения.

Налоговое законодательство предусматривает несколько видов вычетов по НДФЛ:

  • стандартные налоговые вычеты, которые предоставляются различным категориям граждан, в том числе льготникам ( ст. 218 Налогового кодекса );
  • социальные налоговые вычеты в связи с расходами, в частности, на обучение, лечение, софинансирование пенсии и т. д. ( ст. 219 НК РФ );
  • инвестиционные налоговые вычеты, которые применяется к некоторым операциям с ценными бумагами и по индивидуальным инвестиционным счетам ( ст. 219.1 НК РФ );
  • имущественные налоговые вычеты, предоставляемые в связи с продажей имущества, приобретением жилья и выплатой процентов по ипотечным кредитам ( ст. 220 НК РФ );
  • налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами ( ст. 220.1 НК РФ );
  • налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе ( ст. 220.2 НК РФ );
  • профессиональные налоговые вычеты, на получение которых имеют право ИП, адвокаты, нотариусы и т. д. ( ст. 221 НК РФ ).

При этом возврат налога действует лишь для ставки НДФЛ 13%. Именно поэтому на него могут претендовать только налоговые резиденты.

Помимо резидентства, на возврат налога могут действовать следующие ограничения:

  1. размер денежной суммы;
  2. отчетный период;
  3. количество применений.

Так, при покупке жилья можно применить вычет только один раз в жизни, но при этом возврат налога возможен в режиме переходящего остатка. Вычеты за лечение и образование переходящего остатка не имеют, но их можно использовать за каждый год, когда такие услуги были оплачены.

Сроки сдачи декларации по форме 3-НДФЛ

Отчетный период по НДФЛ – год и только после его окончания можно сформировать отчетность, без каких-либо исключений для возврата налога. Под исключение из правила подпадает только прекращение деятельности, доход от которой физлицо получает самостоятельно, без какого-либо налогового агента.

В случае прекращения деятельности отчетный период также исчисляют с начала года, но не до его завершения, а до момента прекращения деятельности. С этого момента необходимо отсчитать пять дней для определения срока на предоставление 3-НДФЛ.

Кроме того, декларация должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории РФ.

Если деятельность не прекращалась, то стандартный срок отчетности – до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ). Например, за 2018 год ИП на общей системе сдают 3-НДФЛ до 30 апреля 2019 года.

После камеральной проверки налоговой, которая осуществляется в течение 3-х месяцев после подачи декларации и заявления, заявитель должен получить письменное сообщение. Оно должно содержать положение о предоставлении вычета или об отказе в нем. Поэтому после подачи декларации и заявления, а также принятия ИФНС положительного решения можно рассчитывать на возврат суммы излишне уплаченного налога в течение 1 месяца.

В том случае, если налоговая не перечисляет имущественный вычет в срок, то есть по истечении 4 месяцев, можно подать жалобу. Налог обязаны вернуть при условии, что у ИФНС нет претензий к документам и декларации, в ином случае срок возврата может затянуться.

Применить налоговый вычет возможно только в трехлетний срок, после осуществления льготируемых расходов (п. 7 ст. 78 НК РФ). Так, заявить о своем праве на возврат налога со стоимости лечения, оплаченного в 2018 году, можно до конца 2021 года.

Камеральная проверка 3-НДФЛ: сроки в 2021 году

Декларацию 3-НДФЛ представляют в ИФНС предприниматели, выбравшие общий режим налогообложения, а также частнопрактикующие лица, в т.ч. нотариусы, адвокаты, и иные физлица, получившие облагаемый доход и обязанные сообщить о нем в силу ст. 227, 227.1, п. 1 ст. 228 Налогового кодекса. Кроме того, декларацию подают граждане, желающие получить налоговый вычет для возврата излишне удержанного налога. Декларацию и поданные с ней документы ИФНС проверяет в течение определенного периода. Срок камеральной проверки 3-НДФЛ исчисляется с момента получения отчетности.

Сколько проверяют декларацию о полученных доходах

Сразу после получения декларации начинается камеральная проверка 3-НДФЛ. Сроки в 2021 году, отведенные на рассмотрение отчета налоговиками, остались прежними – 3 месяца со дня его представления (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Существенное значение для исчисления срока проверки может иметь способ подачи декларации, потому что период начинается не с момента отправки документов, а со дня их получения налоговым органом (письмо Минфина от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955). То есть, формально срок может увеличиться, если, к примеру, бумажный отчет был отправлен по почте, так как получит его инспекция на несколько дней позже, чем если бы он был сдан налогоплательщиком непосредственно в инспекцию при личном визите.

Срок проверки, если декларация не сдана

Налоговики могут приступить к проверке даже при отсутствии декларации о доходах. Но только при выявлении фактов:

  • продажи недвижимого имущества;
  • получения недвижимости в дар.

Такая возможность налоговикам предоставлена Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ, дополнившим ст. 88 НК РФ новым пунктом 1.2. Благодаря этим изменениям, в ходе «камералки» рассматривается информация, поступившая в ИФНС от других источников.

Камеральную проверку без 3-НДФЛ за 2020 год начнут по завершении срока уплаты налога, то есть, после 15.07.2021 г. (п. 1.2. ст. 88, п. 4 ст. 228 НК РФ). Налоговики, прежде чем составлять акт проверки, вправе запросить у лица, не представившего декларацию, пояснения. На ответ отводится 5 дней.

Если до того, как указанная проверка закончится, физлицо все же представит декларацию, «камералка» начнется заново – уже на основании сданной 3-НДФЛ. Соответственно, заново будет исчисляться и трехмесячный срок.

Сколько длится камеральная проверка 3-НДФЛ в 2021 г., если заявлены вычеты

Декларации, в которых заявлены налоговые вычеты, тоже проверяют 3 месяца. Налоговики могут закончить рассмотрение быстрее, а вот увеличить срок проверки они не вправе.

При ошибках или противоречиях у налогоплательщика могут запросить пояснения. Ответить на требование необходимо в течение 5 рабочих дней. Если инспекторы не согласятся с доводами, в 10-дневный срок после окончания проверки будет составлен акт, в котором отразят выявленные нарушения (п. 1 ст. 100 НК РФ). Его можно обжаловать. Акт проверки не составляют, если в отчете все правильно.

Если в декларации все сведения признаны достоверными, излишне уплаченный налог вернут в течение 1 месяца после завершения проверки. То есть, максимальный срок для возврата налога может составить 4 месяца с даты представления декларации.

Ускоренный порядок проверки с 2021 г.

С 21.05.2021 г. станет возможным упрощенное получение некоторых вычетов по налогу и, соответственно, ускоренное проведение камеральной проверки 3-НДФЛ. Сроки в 2021 году сократятся на основании Федерального закона от 20.04.2021 № 100-ФЗ. Фактически вместо декларации налогоплательщик будет направлять в ИФНС лишь утвержденное им электронное заявление о вычетах. Камеральную проверку по нему налоговики проведут в течение 30 дней на основании имеющихся у них документов, а переплату по налогу вернут в течение 15 дней после проверки.

На ускоренный возврат по новой ст. 221.1 НК РФ могут рассчитывать граждане, заявившие:

    ;
  • имущественный вычет на покупку недвижимости, а также по ипотечным процентам.

Предварительно заполненное заявление размещается налоговиками в «Личном кабинете налогоплательщика». Налогоплательщику останется лишь подписать его и отправить обратно в инспекцию.

Срок проверки при подаче уточненной декларации

Срок проверки увеличится, если налогоплательщик подаст корректирующую отчетность. Первичную декларацию проверять прекратят, а 3 месяца, отведенные на проверку, начнут отсчитывать заново – со дня получения уточненного отчета.

Проверка считается завершенной, если с момента представления декларации прошло более 3-х месяцев. По ее результатам налоговики либо предъявят налогоплательщику акт, либо вынесут положительное решение без составления дополнительных документов. Проверить статус проверки можно на сайте Госуслуг, либо в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Камеральная налоговая проверка. Как проверяют ваши декларации

Пархоменко М. Б.

Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок:

  1. Выездная проверка (ст. 89 НК РФ) — подробности читайте в статье «Как проходит выездная налоговая проверка. Алгоритм, который прояснит для вас всю процедуру». Такая проверка требует больших трудозатрат, проводится редко.
  2. Камеральная проверка (ст. 88 НК РФ) — этому виду проверок подвергаются практически все декларации.

Скачайте бесплатно в конце статьи в разделе «Шпаргалка» руководство о том, как проходят выездные и камеральные проверки.

В конце статьи есть шпаргалка

Камеральная проверка проводится в большей мере без человеческого участия с помощью автоматизированных систем ФНС России. Автоматизированные системы налоговой получают значительное количество сведений:

  • данные о выставленных и полученных счетах-фактурах;
  • сведения о расчетах, производимых через онлайн-кассы;
  • сведения Росреестра о сделках с недвижимостью;
  • сведения ФТС по сделкам, связанным с экспортом и импортом товаров;
  • данные о движении денежных средств по банковским счетам (по запросу).

Это далеко не полный перечень тех сведений, которыми обладает налоговая. В 2021 году к ним добавились сведения о движении ряда импортных товаров, так называемая система прослеживаемости товаров (Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).

ФНС России проводит в год более 60 млн камеральных проверок. Количество результативных камеральных проверок незначительно. Нарушения выявляются только по 4 из 100 проверок. Размер доначислений налоговых платежей — около 20 000 руб. на 1 проверку, по которой выявлены нарушения.

  • Основная цель, которую преследует ФНС при проведении камерального контроля, — принудить налогоплательщиков самостоятельно исправить ошибки, устранить нарушения и доплатить суммы налогов, а не доначислить налоги и наложить штрафы.

Согласно докладу руководителя ФНС России Д.В. Егорова, более половины налогов по результатам контрольно-аналитической работы налогоплательщики уплачивают добровольно (без составления акта). Налоговые органы проводят «тотальный» камеральный контроль. По его результатам налогоплательщикам предлагают дать пояснения о причинах тех или иных несоответствий или уточнить свои налоговые обязательства.

Порядок назначения камеральной проверки

Проводят камеральную проверку на территории инспекции. Чтобы ее провести, не требуется никаких решений.

  • Подача первичной или уточненной декларации уже является основанием для того, чтобы начать камеральную проверку (п. 1, 2 ст. 88 НК РФ).

Правила проведения камеральной проверки одинаковы для отчетности налогоплательщика, плательщика страховых взносов и налогового агента (п. 10 ст. 88 НК РФ).

Узнайте, как вести себя во время проверки и как обжаловать полученный акт, чтобы работать без стрессов и штрафов. Онлайн-курс « Подготовка и взаимодействие с ревизорами в ходе выездных и камеральных проверок ФНС». Образцы ответов на требования и уведомления налоговой, возражения, жалобы. Удостоверение о повышении квалификации по кодам А, В. 40 ак. часов.

Порядок проведения камеральной проверки

  • Вначале все декларации подвергаются автоматизированному контролю. Их данные с помощью программных средств сопоставляются внутри декларации с данными другой отчетности, со сведениями от онлайн-касс, а также данными, полученными из других источников.

Наличие в базе ФНС России всех счетов-фактур и специального программного комплекса АСК НДС позволяет сравнивать данные об их отражении между декларациями контрагентов. Система АСК НДС может автоматически отнести плательщика к группе риска по НДС (высокая, средняя или низкая) (Письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@).

  • Установив ошибки, несоответствия данных налоговой декларации, налоговые органы проводят следующие мероприятия налогового контроля.

Направление требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ)

Во всех случаях, когда налоговая инспекция выявила в декларации какие-то несоответствия или ошибки, она может направить проверяемому плательщику требование о представлении пояснений:

  • форма приведена в приложении № 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Получив требование по такой форме, налогоплательщик обязан направить пояснения либо исправить ошибку, представив уточненную декларацию. Документы на основании такого требования он представлять не обязан, но вправе это сделать.

Направление требования о представлении документов (ст. 93 НК РФ)

В отдельных случаях, регламентированных ст. 88 НК РФ, налоговая инспекция вправе потребовать не только пояснения, а документы. Основания:

  • в декларации заявлены льготы — налоговая вправе запросить документы, подтверждающие их;
  • представлена уточненная декларация, в которой сумма налога уменьшена (сумма убытка увеличена), а сама декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, — можно запросить документы, подтверждающие изменение показателей в декларации;
  • в расчете страховых взносов есть суммы, не подлежащие обложению, или применены пониженные тарифы — вправе запросить только документы, подтверждающие не облагаемые взносами суммы и применение пониженных тарифов;
  • представлена декларация по НДС к возмещению из бюджета — можно истребовать только документы, подтверждающие налоговые вычеты;
  • выявлены противоречия между сведениями в декларации по НДС, в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, самого налогоплательщика и других налогоплательщиков — можно истребовать только счета-фактуры, первичные и иные документы в отношении операций, по которым возникли противоречия.

Есть и другие случаи, при которых по ст. 88 НК РФ налоговая вправе потребовать документы, но они не касаются большинства налогоплательщиков.

Когда запрашивают документы, а не пояснения, в адрес налогоплательщика направляют требование о представлении документов (информации):

  • форма утверждена в приложении № 17 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/628@;
  • порядок направления такого требования и представления по нему документов установлен в ст. 93 НК РФ.

Получили такое требование? Прежде всего проверьте, есть ли указанные выше основания.

Если ст. 88 НК РФ не предусмотрены основания для его направления, то такие действия налогового органа неправомерны. В этом случае рекомендуется направить в адрес налоговой запрос с просьбой уточнить, на каких основаниях (положениях НК РФ) направлено это требование.

Подробно с правами налогового органа по направлению требований и порядком ответа на них можно ознакомиться в статье «Что делать, если налоговая требует документы и пояснения».

Осмотр при камеральной проверке (ст. 92 НК РФ)

Проводить осмотр помещений можно только при камеральной проверке декларации по НДС и только в следующих случаях (п. 1 ст. 92 НК РФ):

  • в декларации заявлено возмещение налога;
  • выявлены противоречия в декларации или ее данные расходятся с данными контрагентов, что приводит к занижению налога;
  • выявлены несоответствия между сведениями налогоплательщика и его контрагентов по операциям, связанными с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Прочие мероприятия налогового контроля при проведении камеральной проверки

При камеральной проверке, так же как и при выездной проверке, налоговики вправе:

  • истребовать документы у контрагентов проверяемого лица;
  • допросить свидетелей (пп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ);
  • назначить экспертизу (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ).

Срок проведения камеральной проверки

  • Срок камеральный проверки — 3 месяца с момента представления декларации.
  • Для декларации по НДС установлен срок 2 месяца. Этот срок могут продлить до 3 месяцев, если установят признаки, указывающие на возможное нарушение налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Запущен пилотный проект по сокращению камеральных проверок по НДС до одного месяца (информация ФНС России от 06.10.2020). Согласно этому проекту плательщики НДС могли получить заявленный к возмещению НДС в ускоренном порядке при условиях (Письмо ФНС России от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129):

  • налогоплательщик относится к низкому либо среднему уровню риска;
  • по предыдущей декларации НДС был также заявлен к возмещению и налоговые органы подтвердили более 70% от заявленной суммы;
  • более 80% вычетов по НДС приходится на контрагентов низкого, среднего уровня риска;
  • не менее 50% суммы налоговых вычетов по НДС приходится на контрагентов, указанных в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;
  • сумма уплаченных налогов за три года, превышает сумму НДС, заявленную к возмещению из бюджета по декларации.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Акт камеральной проверки составляют, только если обнаружили нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Акт должны составить в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Нарушение этого срока не приводит к отмене результатов камеральной проверки (п. 3 Письма Минфина России от 23.03.2018 № 03-02-07/1/18400, Письмо ФНС России от 25.01.2021 № СД-4-2/778@).

Требования к форме акта камеральной проверки такие же, как и при выездной проверке:

Акт может быть на бумаге или в электронном виде.

У налогоплательщика есть 1 месяц, чтобы направить возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Сколько длится камеральная проверка 3-НДФЛ в 2022 году?

От реального срока камеральной проверки 3-НДФЛ зависит, как быстро инспекция сможет вернуть в виде вычета подоходный налог (его часть) и/или насколько правильно физическое лицо (ИП) заявило о своих доходах в минувшем году. Ввиду важности этого вопроса рассмотрим его подробнее – сколько длится камеральная проверка декларации 3-НДФЛ в 2022 году?

Срок по закону

Пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ четко установлено, сколько длится камеральная проверка 3-НДФЛ – максимум 3 месяца со дня сдачи этой декларации. Исключений из данного правила нет. Причем этот срок актуален не только для формы 3-НДФЛ, а для любой налоговой отчетности.

Если подаёте декларацию почтовым отправлением, то срок камеральной проверки этой 3-НДФЛ стартует не с дня, когда документ считается поданным, а с даты получения налоговиками соответствующего почтового отправления с описью вложения. Логика здесь простая: инспекция не может начать проверку до получения на руки пакета документов. Это подтверждают разъяснения Минфина России от 19.06.2012 № 03-02-08/52.

Инспектор начинает ревизию и сопоставление всего сданного пакета документов автоматически. Какого-либо специального разрешения руководства ИФНС ему на это не нужно.

На установленные законом сроки камеральной проверки декларации 3-НДФЛ не влияет, что именно заявил плательщик в этом отчете:

  • только доходы за прошедший календарный год;
  • только положенные ему вычеты;
  • и доходы, и вычеты.

И только в одном случае сроки камеральной проверки налоговой декларации 3-НДФЛ подлежат аннулированию. Это когда инспектор еще не закончил проверять первичный отчет, а физлицо уже сдало исправленный (уточненный) вариант этой декларации. Значит, 3 месяца стартуют заново. Об этом сказано в тоже пункте 2 статьи 88 НК РФ.

Также учтите, что инспекции разрешено анализировать только тот период, за который сдан отчетный документ. При этом, если вы хотите вернуть подоходный налог за 2 или 3 года сразу, то придется подать по одной декларации за каждый из них. Поэтому сколько длится камеральная проверка декларации 3-НДФЛ в целом зависит еще и от количества:

  • поданных деклараций 3-НДФЛ;
  • заявленных вычетов.

Длительность на практике

Работа инспекций Налоговой службы РФ показывает, что налоговики довольно оперативно проверяют декларации 3-НДФЛ и приложенные к ним документы. Поэтому реальные сроки проведения камеральной проверки 3-НДФЛ на самом деле короче. Значит, и налог вам вернут быстрее, если был заявлен вычет.

По практике, сколько идет камеральная проверка 3-НДФЛ, зависит от того, насколько скрупулёзно инспектор будет изучать вашу декларацию, заявленные в ней показатели и сопоставлять их с приложенным пакетом документов. Если будут выявлены ошибки, противоречия и иные неточности, ревизия затянется.

Таким образом, сколько проводится камеральная проверка 3-НДФЛ, напрямую зависит от:

  • качества заполнения этой декларации;
  • отсутствия противоречий с приложенными к ней документами.

В связи с этим советуем заполнять 3-НДФЛ в 2022 году двумя способами:

  1. Онлайн в личном кабинете физлица на официальном сайте ФНС.
  2. С помощью программы ФНС:

Если не хотите сами заниматься заполнением декларации – воспользуйтесь услугами специализированных сервисов. Например, сервис НДФЛ-ка.

Как отслеживать

Имейте в виду, что мониторить ход и срок камеральной проверки 3-НДФЛ можно на официальном сайте ФНС в личном кабинете физического лица. Там система показывает процент проверки сданной декларации. С каждым днем он становится больше. Однако это не значит, что инспекция анализирует ваш отчет по несколько строчек в день.

Дело в том, что в личном кабинете ход проверки 3-НДФЛ отражается в виде расчетного процента от 3-х месяцев – со дня старта камеральной ревизии до текущей даты.

Влияние срока на вычет НДФЛ

От того, сколько проходит камеральная проверка 3-НДФЛ, также напрямую зависит, как быстро заявителю вернуть рассчитанную им сумму подоходного налога. Например, при покупке квартиры.

При этом назвать конкретные сроки возврата налога невозможно. Максимально они могут составить 4 месяца, которые складываются:

  • из того, сколько идет камеральная проверка декларации 3-НДФЛ (максимум – 3 месяца);
  • плюс 1 месяц закон даёт непосредственно на возврат налога.

Что еще нужно знать про сроки камеральной проверки ФНС

Срок проверки начинает течь со следующего дня после дня подачи декларации или расчета (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Если день отправки отчетности и день ее получения инспекцией не совпадают, срок нужно считать со дня ее получения налоговым органом. Ведь объективно начать камеральную проверку, пока не получена отчетность, просто невозможно. Поэтому в акте проверки датой ее начала проверяющие ставят дату поступления декларации (расчета) в инспекцию (Письмо Минфина России от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955, п. 2.2 Письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Дата окончания проверки в общем случае – соответствующее число через три месяца. Например, инспекция получила декларацию 21 июля. Значит, последним днем проверки будет 21 октября (п. 5 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ). Если соответствующее число приходится на выходной (нерабочий) день, то проверка закончится в ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Например, проверка должна завершиться 25 января 2020 г. Но это суббота, значит, проверка закончится в понедельник – 27 января 2020 г. Если в месяце, на который приходится окончание проверки, нет соответствующего числа, то последним днем проверки будет последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

При подаче уточненной декларации до окончания камеральной проверки срок проверки начинается заново. Инспекция прекратит проверку первичной отчетности и начнет новую проверку уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка: сроки и порядок проведения

Камеральная налоговая проверка: сроки и порядок проведения

При участии Михаил Пархоменко

С камеральной проверкой сталкивается каждая организация и каждый ИП, вне зависимости от выбранной системы налогообложения, размера бизнеса и наличия наемных работников. Ведь камеральная проверка — это то, что происходит со всеми сданными декларациями и расчетами. Чем грозит налогоплательщику «камералка»? Какие полномочия есть у инспекторов? В какие сроки осуществляется проверка и как оформляется ее результат? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье.

Что такое камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка — это контрольное мероприятие, которое ИФНС проводит после получения любой декларации и любого расчета. В общем случае такая проверка не предполагает посещения налоговиками места нахождения налогоплательщика: все мероприятия проводятся в стенах инспекции.

Первым делом поступившая отчетность проверяется на соблюдение сроков сдачи. ИФНС фиксирует, что декларация или расчет представлены без опоздания. Если срок нарушен, плательщику грозит штраф по статье 119 НК РФ.

Затем контролеры проверяют соответствие отчетности правилам, которые прописаны в порядке заполнения той или иной декларации (расчета). После этого проверяется выполнение контрольных соотношений.

Кроме того, в рамках «камералки» данные из декларации или расчета сопоставляются с прочей информацией, которая есть в распоряжении налоговых органов. В частности, сведения из поступившей отчетности сверяются с данными из других деклараций и расчетов самого налогоплательщика, а также с отчетностью его контрагентов (п. 2.3 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705). Помимо этого, сведения, указанные в декларации или расчете, сопоставляются с данными из информационных источников, к которым у ИФНС есть доступ. Это, в частности, информация о лицензиях, банковских счетах, данные ЕГРН, ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 2.5 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705).

Получить свежую выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП с подписью ФНС Отправить заявку

Кто проводит камеральную проверку

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

СПРАВКА. Решение руководителя или заместителя руководителя ИФНС о проведении камеральной проверки не требуется. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 88 НК РФ.

Цели и особенности проведения «камералки»

Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.

В рамках «камералки», помимо проверки контрольных соотношений и верности заполнения декларации, могут проводиться и другие мероприятия налогового контроля. Так, в случаях, прямо указанных в статье 88 НК РФ, у налогоплательщика можно истребовать дополнительные документы, подтверждающие данные, указанные в декларации. К примеру, такое допускается при выявлении несоответствий между информацией в декларации и сведениями, которые есть у инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через интернет Запросить бесплатно

Также в ходе камеральной проверки ИФНС может проводить так называемые встречные ревизии, то есть запрашивать документы и информацию у третьих лиц (ст. 93.1 НК РФ) . Ими могут быть как стороны тех договоров, которые заключал сам налогоплательщик, так и контрагенты второго, третьего и последующих звеньев (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.08.18 № Ф09-4001/18). Подробнее см.: « ИФНС запросила данные по контрагенту или сделке: когда это правомерно, и что будет, если не ответить на требование ».

Кроме этого, при проведении «камералки» ИФНС может вызывать в инспекцию для дачи пояснений руководство проверяемой организации или предпринимателя (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Также налоговики вправе проводить допросы любых других лиц, в том числе сотрудников налогоплательщика, и выемку документов (ст. 90 и ст. 93 НК РФ). В некоторых случаях допустимы осмотры помещений, территорий, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ).

С 1 июля 2021 года действует правило: если в декларации обнаружено одно из нескольких обстоятельств, перечисленных в пункте 4.1 статьи 80 НК РФ , декларация считается непредствленной. Среди таких обстоятельств — подпись неуполномоченного лица, дисквалификация лица, подписавшего декларацию и проч. При подобных обстоятельствах «камералка» прекращается (см. «По каким основаниям налоговики не примут отчетность, сданную после 1 июля»).

Сроки камеральных проверок

По общему правилу камеральная проверка длится три месяца со дня представления отчетности. Декларации по НДС «по умолчанию» должны проверяться в сокращенный двухмесячный срок (п. 2 ст. 88 НК РФ).

В большинстве случаев продлить срок «камералки» нельзя. Исключение касается деклараций по НДС. Налоговая инспекция может продлить срок ревизии такого отчета с сокращенных двух до стандартных трех месяцев, если будут обнаружены признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Указанные выше сроки проверки начинают течь с того дня, когда инспекция получила декларацию или расчет (письмо Минфина от 22.12.17 № 03-02-07/1/85955 , п. 2.2 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705). Правила окончания периода камеральной проверки такие же, как и для любых других сроков ( ст. 6.1 НК РФ ). Это значит, что «камералка» должна закончиться в соответствующее число спустя три (два) месяца. Если этот день выпадает на выходной или праздничный, дата окончания переносится на ближайший рабочий день. А если в месяце, на который приходится день завершения проверки, нет соответствующего числа, то ревизия должна закончиться в последний день этого месяца.

ВНИМАНИЕ. ИФНС не может приостановить течение срока при осуществлении камеральной проверки.

Истечение срока «камералки» означает, что инспекторы должны прекратить все «внешние» проверочные мероприятия. То есть, они не смогут рассылать требования о представлении документов (как налогоплательщику, так и третьим лицам), проводить допросы, осмотры, выемки и т.п. А вот «внутренние» мероприятия могут продолжаться. Дело в том, что составление акта проверки за пределами ее срока не является существенным нарушением процедуры и не влечет безусловной отмены решения ИФНС ( п. 14 ст. 101 НК РФ , п. 3 письма Минфина от 23.03.18 № 03-02-07/1/18400).

ВНИМАНИЕ. Если до окончания «камералки» подать уточненную декларацию, то проверка первичной отчетности тут же прекратится. А срок проверки начнет течь заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Порядок проведения «камералки»

Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.

Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.

ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.

Проведите автоматическую сверку счетов‑фактур с контрагентами Подключиться к сервису

Если по результатам автоматизированного контроля в отчетности обнаружены ошибки, расхождения или несоответствия, то это является поводом для углубленной проверки. Также расширенная проверка осуществляется в том случае, если в декларации заявлены льготы или сумма НДС к возмещению. Кроме того, обязательной углубленной ревизии подвергается отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 3, 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ).

Углубленная камеральная проверка

На этом этапе контрольные мероприятия проводит налоговый инспектор. Он должен убедиться, то налогоплательщик не допустил каких-либо нарушений при заполнении декларации и исчислении суммы налога.

Для этого инспектор рассылает требования о представлении документов и сведений как самому налогоплательщику, так и иным лицам (в т.ч. контрагентам второго и последующего звеньев). При необходимости возможны допросы свидетелей, проведение экспертиз, выемка документов или осмотр территорий, помещений, документов и предметов.

Также в рамках углубленной проверки инспектор может направить налогоплательщику сообщение о выявленных в отчетности ошибках. В нем может содержаться требование представить пояснения, либо подать уточненную налоговую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Камеральная проверка декларации по возмещению НДС

Как уже отмечалось, в отношении деклараций по НДС, в том числе тех, в которых заявлена сумма налога к возмещению, установлен двухмесячный срок «камералки». Его можно продлить еще на один месяц, если будут выявлены признаки нарушений (п. 2 ст. 88 НК РФ) .

Также надо учитывать, что при возмещении НДС всегда проводится углубленная камеральная проверка. Это значит, что помимо автоматизированной сверки контрольных соотношений и проверки декларации по АСК НДС-2 инспекторы, скорее всего, затребуют у налогоплательщика счета-фактуры и первичные документы по примененным вычетам (п. 8 ст. 88 НК РФ). Кроме этого, налоговики проведут «встречные» проверки контрагентов, чтобы убедиться в реальности операций и заявленных к возмещению сумм.

Если в результате «выплывут» противоречия или расхождения, то инспекторы могут дополнительно запросить книгу продаж, книгу покупок, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 8.1 ст. 88 НК РФ, письмо ФНС от 10.08.15 № СД-4-15/13914@ ). Также контролеры вправе осмотреть в присутствии понятых территорию и помещения налогоплательщика, чтобы убедиться в наличии ресурсов для совершения операций, заявленных в декларации (п. 2 ст. 91 , п. 1 и 3 ст. 92 НК РФ).

С июля 2021 года действует правило: если показатели декларации по НДС не соответствуют контрольным соотношениям, декларация считается непредставленной. Тогда камеральная ревизия прекращается. В случае, когда декларация была уточненной, возобновляется «камералка» исходного варианта (см. «По каким основаниям налоговики не примут отчетность, сданную после 1 июля»).

Как оспорить результат камеральной проверки

Оформление итогов проверки зависит от того, были ли выявлены нарушения. Если таковых не обнаружено, то по результатам камерального контроля никакой документ (акт, справка и т.п.) не составляется. Однако если в декларации были заявлены суммы к зачету, возврату или возмещению, то фактически результатом камеральной проверки станет соответствующее решение ИФНС о зачете, возврате или возмещении налога. Также зримым результатом «камералки» является отражение сумм, указанных в декларации, по лицевому счету налогоплательщика.

Если же в ходе проверки выявлены нарушения, то в течение 10 рабочих дней после ее завершения ИФНС должна составить акт. В следующие 5 рабочих дней этот документ необходимо вручить налогоплательщику лично, либо направить по ТКС или по почте (п. 1 и 5 ст. 100 НК РФ).

Акт камеральной проверки составляется по форме1160098 по КНД (прил. № 27 к приказу ФНС от 07.11.18 № ММВ-7-2/628@).

Если налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями контролеров, он может в течение месяца подготовить возражения на акт проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Эти возражения вместе с подтверждающими документами, если таковые имеются, надо передать в ИФНС для приобщения к материалам проверки.

По истечении месяца, отведенного на подготовку возражений, руководитель инспекции или его заместитель назначит дату и время рассмотрения материалов проверки. Представитель налогоплательщика обязательно извещается об этом мероприятии. По итогам рассмотрения будет принято решение по камеральной проверке.

Данное решение вступит в силу через месяц, если не будет обжаловано в апелляционном порядке в УФНС по субъекту РФ. В случае подачи такой жалобы, решение вступит в силу после ее рассмотрения (если, конечно, не будет отменено). Вступившее в силу решение по «камералке» можно обжаловать в ФНС или в судебном порядке (ст. 137 и ст. 138 НК РФ).

Заказать электронную подпись для дистанционной подачи документов в суд Получить через час

В заключение еще раз напомним, что камеральные проверки — часть текущей работы налоговых инспекций, в рамках которой проверяется правильность заполнения отчетности и формирования налоговых обязательств. При проведении «камералки» инспекторы обладают достаточно широкими полномочиями, а выявленные ошибки могут обернуться штрафами и доначислениями. Поэтому знание порядка проведения камеральной проверки, фиксации и обжалования ее результатов необходимо. Это поможет избежать необоснованных претензий со стороны ИФНС.

Ссылка на основную публикацию