Принудительная ликвидация юридического лица

Тема 2.4. Ликвидация предпринимательской фирмы

Целью темы является ознакомление с основными видами ликвидации фирмы.

Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:

  • характеристика основных видов ликвидации фирмы;
  • изучение особенностей той или иной формы (вида) ликвидации;
  • выявление важнейших характеристик добровольной и принудительной ликвидации фирмы.

Оглавление

2.4.1. Ликвидация в зависимости от проводимой реорганизации

Ликвидация – это способ прекращения деятельности фирмы, без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. То есть в результате ликвидации фирмы – прекращается экономическая деятельность субъекта.

Прежде чем переходить к подробному описанию порядка, видов и оснований ликвидации, необходимо рассмотреть ликвидацию присоединяемого общества и ликвидацию при слиянии.

Для регистрации прекращения деятельности присоединяемого (поглощаемого) юридического лица требуются следующие документы:

  • письменное заявление;
  • решение о реорганизации обществ;
  • оригиналы учредительных документов присоединяемой фирмы;
  • документ об оплате за оформление регистрации;
  • разрешение антимонопольного органа, в случаях, когда оно требуется.

Далее выдаётся заключения регистрирующего органа, являющееся основанием для:

  • снятия присоединяемого общества с налогового учёта;
  • аннулирования идентификационных кодов;
  • закрытия счетов в банке;
  • снятия с учёта в отделениях Пенсионного, Обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования.

После этого все документы и справки (о снятии с учётов), передаются в регистрирующий орган, который на их основании погашает оригиналы учредительных документов, а затем уведомляет об этом налоговые органы.

Если же говорить о слиянии, то сначала необходимо создать и зарегистрировать вновь образованное общество, после этого его учредителям выдаётся временное свидетельство о регистрации, подлежащее замене на постоянное свидетельство, после представления в регистрирующий орган следующих документов.

  1. Временное свидетельство.
  2. Документ об уничтожении печатей, штампов и бланков, реорганизуемых изготовление их для нового.
  3. Справки:
    • из налоговой инспекции о снятии с учёта всех реорганизуемых обществ и, следовательно, постановке на учёт вновь возникшего;
    • из банка о закрытии счетов реорганизованных и об открытии для нового юридического лица;
    • из органов статистики об аннулировании идентификационных кодов реорганизуемых и о присвоении для новой фирмы;
    • из отделения Пенсионного фонда о снятии реорганизуемых с учёта и о постановке на учёт нового.

2.4.2. Добровольная и принудительная ликвидации

Добровольная ликвидация фирмы происходит по решению:

  • участников;
  • органа юридического лица уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии с законам об АО и об ООО, таковыми органами являются:

  • в АО – общее собрание акционеров по представлению совета директоров (наблюдательного совета), также им решается вопрос о назначении ликвидационной комиссии.
  • в ООО – общее собрание участников по предложению совета директоров, также ими решается вопрос о назначении ликвидационной комиссии.

Причинами добровольной ликвидации являются:

  • истечение срока, на который оно было создано, но общее собрание может продлить срок или вообще отказаться от его указания;
  • достижение цели – решение общего собрания устанавливает, достигнута ли цель, для которой оно создавалось;
  • нецелесообразность дальнейшего существования – явная недостижимость цели;
  • сокращение стоимость чистых активов общества ниже уровня минимального размера уставного капитала.

Не является основанием для принудительной ликвидации невыполнение добровольного решения о ликвидации, если в деятельности фирмы не установлены неоднократные и грубые нарушения законов.

Если же эти нарушения имеют место – это является основанием для принудительной ликвидации.

Принудительная ликвидация фирмы осуществляется по решению суда.

Существует пять основных причин принудительной ликвидации.

  1. Нарушение закона при его создании, если они носят неустранимый характер (ст.61 п.2 абз.2 ГК РФ).
  2. Деятельность без лицензии, если она необходима.
  3. Деятельность, запрещённая законом.
  4. Иные неоднократные или грубые нарушения закона, к которым относятся:
    1. Неисполнение законных предписаний антимонопольного органа или неполучение разрешения данного органа на реорганизацию (если такое разрешение было необходимым условием).
    2. При повторном нарушении закона «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением», от 18.06.1993г. Судебная практика рекомендует под повторным нарушением понимать – любые нарушения данного закона, если за первое нарушение был наложен штраф. При этом налоговый орган налагает штраф или предъявляет иск о ликвидации.
    3. Не приведение учредительных документов в соответствие с законом.
    4. Осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без получения лицензии или после аннулирования таковой.

    Из вышесказанного следует, что иски о принудительной ликвидации вправе подавать государственные органы и органы местного самоуправления, а именно:

    • антимонопольные органы;
    • прокурор;
    • налоговые органы, причём иски налоговых органов принимаются арбитражным судом к рассмотрению, если в законах прямо оговорено право налоговых органов заявлять такие требования и существует соответствие этих требований полномочиям, задачам и целям налоговых органов (например, контроль за соблюдением налогового законодательства);
    • Центральный Банк – он вправе предъявлять иски о ликвидации кредитной организации (а они чаще всего имеют организационно-правовую форму в виде АО (ОАО/ЗАО) или ООО) на основании ст.20 ФЗ О банках и банковской деятельности.

    Пятой причиной принудительной ликвидации является – несостоятельность (банкротство).

    При рассмотрении требований суд учитывает все обстоятельства дела, оценивает характер и последствия нарушений, то есть достаточность оснований для ликвидации фирмы. Суд вправе:

    • предложить обществу внести необходимые изменения и дополнения с регистрацией их в установленном порядке или устранить последствия нарушения закона, если это возможно;
    • отложить рассмотрение дела.

    Порядок ликвидации фирмы урегулирован статьями 62-64 ГК РФ и соответствующими статьями ФЗ об АО и ФЗ об ООО. Если суммировать эти нормы и иные положения (других законов и судебной практики), то можно вывести следующий порядок ликвидации.

    1. Появление непосредственно самой идеи о ликвидации, или совершение неоднократного (повторного) правонарушения.
    2. Представление советом директоров решения о ликвидации на общее собрание акционеров (участников).
    3. Письменное сообщение о ликвидации в регистрирующий орган для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что фирма находится в процессе ликвидации.

    Уведомление делается в письменной форме в течении трёх дней по месту своего нахождения. После этого регистрирующий орган делает запись о процессе ликвидации данной фирмы и делает последующее уведомление регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии.

    Наряду с выше изложенным требуются соответствующие документы:

    • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, а в нём наличие информации о соблюдении порядка ликвидации о расчётах с кредиторами;
    • ликвидационный баланс;
    • документы об уплате государственной пошлины.

    Если ликвидация происходит в принудительном порядке, то суд направляет в регистрирующий орган сведения о том, что фирма находится в процессе ликвидации.

    Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

    • непредставления указанных документов;
    • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

    За необоснованный отказ в государственной регистрации или неосуществление её в сроки должностные лица несут ответственность и возмещение ущерба.

    Четвёртый этап – это назначение ликвидационной комиссии.

    Если акционером (участником) ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета, фонда или органа местного самоуправления. Обязанности по проведению принудительной ликвидации не могут возлагаться судом на государственные или муниципальные органы, по иску которых принято соответствующее решение.

    Назначение добровольной ликвидационной комиссии происходит по решению общего собрания по предложению совета директоров (наблюдательного совета).

    Пятый этап – установление порядка и срока ликвидации. Эти положения также принимаются общим собранием.

    Шестой этап – ликвидационная комиссия (после её назначения в её руках все полномочия по управлению обществом) помещает в органах печати информацию о предстоящей ликвидации с указанием:

    • порядка заявления требований кредиторами;
    • срока заявления требований, при этом срок не может быть меньше чем два месяца;
    • своих реквизитов.

    На седьмом этапе – ликвидационная комиссия выявляет:

    • кредиторов, и уведомляет их о ликвидации данной фирмы;
    • дебиторов, и взыскивает их задолженности перед обществом.

    Восьмой этап – это составление промежуточного ликвидационного баланса, в котором должны быть отражены:

    • состав имущества общества (данные об её активах);
    • заявленные требования кредиторов;
    • учёт требований, срок платежа по которым ещё не наступил;
    • результаты рассмотрения требований кредиторов с установлением достаточности денежных средств общества. Если денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то происходит продажа имущества общества с публичных торгов и последующие выплаты кредиторам в порядке очерёдности (ст.64 ГК).

    Промежуточный баланс утверждается общим собрание акционеров (АО) или учредителями, участниками (ООО), общим собранием участников (ООО).

    На девятом этапе принимается ликвидационный баланс (ст.63 п.5 ГК), так же утверждаемый общим собранием.

    На десятом этапе оставшееся имущество после расчётов с кредиторами передаётся учредителям и участникам. В учредительных документах могут содержаться иные лица, получающие оставшееся имущество.

    Одиннадцатый этап – все соответствующие документы, возникающие в порядке ликвидации, передаются в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об исключении этой фирмы и, следовательно, она прекращает своё существование.

    Не реализованные кредиторами требования погашаются (аннулируются).

    Ликвидация может быть признана судом недействительной по основаниям:

    • если с 8.12.1994г. ликвидация производилась не по правилам статей 61065 ГК РФ.
    • если само ликвидируемое предприятие обратится в Арбитражный суд с иском о признании недействительным акта о его принудительной ликвидации, до момента исключения из государственного реестра. Основания могут быть самыми различными.

    Необходимо также учитывать, что правила ГК РФ о ликвидации юридических лиц не может и не должен применяться к индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица. Достаточно аннулировать его регистрацию в качестве такового.

    Выводы

    1. Ликвидация – это способ прекращения деятельности фирмы без правопреемства.
    • ликвидация присоединяемого общества (обществ);
    • ликвидация сливающихся обществ.

    Причины добровольной ликвидации могут быть различными (истечение срока, нецелесообразность…).

    Принудительная (по решению суда) ликвидация происходит при наличии основательных нарушений закона.

    Данная ликвидация производится по иску уполномоченного на то органа, таких как: налоговые органы; прокуратура; Центральный банк и другие, государственные и муниципальные органы.

    Ликвидация должна проводиться строго в установленном порядке, иначе она может быть в дальнейшем признана недействительной.

    Энциклопедия решений. Основания для принудительной ликвидации юридического лица

    Коммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом в следующих случаях, прямо указанных в ГК РФ:

    – в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (пп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);

    – в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией (пп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ);

    – в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

    Также в суд с иском и ликвидации может обратиться учредитель (участник) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется (пп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

    Помимо указанных оснований юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в иных случаях, предусмотренных законом (пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

    Некоторые основания для ликвидации юридического лица также названы в законодательстве о хозяйственных обществах.

    Акционерное общество может быть ликвидировано по решению суда, в частности:

    1. Если АО не уменьшит свой уставной капитал при переходе к обществу права собственности на собственные акции (абзац пятый п. 1 ст. 34 Закона об АО, абзац третий п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах”);

    2. Если АО не примет решение о собственной ликвидации в ситуации, когда стоимость его чистых активов окажется меньше величины минимального уставного капитала (п. 12 ст. 35 Закона об АО, абзац пятый п. 11 постановления Пленума ВАС РФ “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах”, см. также постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.12.2012 N Ф02-5230/12, ФАС Уральского округа от 12.07.2010 N Ф09-4972/10-С4, Пятнадцатого ААС от 16.08.2012 N 15АП-4994/12).

    ООО может быть ликвидировано, в частности, в случае, если число участников ООО превысит пятьдесят участников и в течение года ООО не будет преобразовано в АО, либо число его участников не уменьшится до пятидесяти (п. 1 ст. 88 ГК РФ), см. также п. 4 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 09.12.1999 N 90/14 “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”).

    Также основанием для ликвидации хозяйственного общества по решению суда может стать:

    – информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой “организация выбыла”, “за истечением срока хранения” и т.п.). Регистрирующий орган после направления уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица”);

    – если общество было создано без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния или присоединения коммерческих организаций, в случаях, указанных в ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” и если его создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения (ч. 1 ст. 34 Федерального закона “О защите конкуренции”).

    – неоднократное или грубое нарушение юридическим лицом исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации. С соответствующим требованием в суд вправе обратиться прокурор (ст. 1253 ГК РФ).

    Ликвидация юридического лица

    1. Под ликвидацией понимается такой способ прекращения юридического лица, который не сопровождается переходом прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам ( п. 1 ст. 61 ГК).

    Ликвидация юридического лица предполагает как добровольный, так и принудительный порядок.

    Ликвидация юридического лица в добровольном порядке производится по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Основаниями для добровольной ликвидации могут быть в том числе истечение срока, на который создано юридическое лицо, а также достижение целей, ради которых оно было создано. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда. Перечень оснований для принудительной ликвидации приведен в п. 3 ст. 61 ГК, однако не является исчерпывающим. Иные основания для ликвидации могут устанавливаться на основании ГК и специальных законов. Например, общество с ограниченной ответственностью подлежит принудительной ликвидации в случае, если число его участников превысит установленный законом предел и при этом не произойдет преобразования в акционерное общество или производственный кооператив.

    Решение о принудительной ликвидации юридического лица выносится судом по иску уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, а в случае невозможности достижения юридическим лицом уставных целей — по иску учредителя (участника).

    2. Начало процедуры ликвидации сопровождается обязательным уведомлением регистрирующего органа о принятом решении. Данная обязанность возлагается на учредителей (участников) юридического лица либо на орган, принявший соответствующее решение. Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, заносятся в ЕГРЮЛ. Для проведения процедуры ликвидации назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор), к которой переходят все полномочия по управлению делами юридического лица.

    3. Сама процедура ликвидации состоит из нескольких этапов, каждый из которых сопровождается определенными действиями ликвидационной комиссии или ликвидатора ( ст. 63 ГК):

    1) размещение в средствах массовой информации сообщения о ликвидации юридического лица, о порядке и сроках заявления требований его кредиторами. Срок по заявлению указанных требований не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению известных кредиторов, письменному уведомлению их о ликвидации юридического лица. Также комиссии предоставлено полномочие на получение дебиторской задолженности ликвидируемого юридического лица, в том числе в судебном порядке;

    2) составление промежуточного ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица либо его органом, принявшим решение о ликвидации. Содержанием ликвидационного баланса являются сведения об активах и пассивах ликвидируемого юридического лица ( абз. 1 п. 2 ст. 63 ГК);

    3) продажа имущества ликвидируемого юридического лица при недостаточности для удовлетворения требований кредиторов имеющихся в активе денежных средств. По общему правилу имущество ликвидируемого юридического лица подлежит продаже с публичных торгов;

    4) расчет с кредиторами в порядке очередности, установленной п. 1 ст. 64 ГК, и в соответствии с утвержденным ликвидационным балансом.

    Вне очереди удовлетворяются требования, связанные с погашением текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации.

    В первую очередь удовлетворяются требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о компенсации морального вреда, компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения норм и правил строительства и эксплуатации здания, сооружения.

    Во вторую очередь производятся расчеты по трудовым договорам, выплачиваются вознаграждения по авторским договорам.

    В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

    В четвертую очередь производятся расчеты со всеми остальными кредиторами.

    Требования кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются только после полного погашения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований всех кредиторов оно распределяется между кредиторами текущей очереди пропорционально размерам их требований.

    Требования, обеспеченные залогом, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи заложенного имущества юридического лица, преимущественно перед всеми кредиторами (кроме первой и второй очередей, если требования кредиторов данных очередей возникли до появления залога), а при недостаточности полученных средств — в составе кредиторов четвертой очереди.

    Требования кредиторов, не удовлетворенные вследствие недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица либо не признанные ликвидационной комиссией, считаются погашенными;

    5) составление окончательного баланса; передача имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, учредителям (участникам) ликвидируемого юридического лица, имеющим в отношении его обязательственные (например, хозяйственные товарищества и общества) или вещные (например, унитарные предприятия) права, либо направление такого имущества на указанные в уставе цели (например, в отношении фондов, религиозных организаций);

    6) занесение сведений о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ.

    Обнаружение имущества ликвидированного юридического лица после завершения ликвидации может повлечь назначение процедуры распределения такого имущества. Соответствующее заявление может быть подано в суд заинтересованным лицом (например, кредитором ликвидированного юридического лица) либо уполномоченным государственным органом. Срок исковой давности по таким требованиям составляет пять лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица.

    4. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) несет гражданско-правовую ответственность в форме возмещения убытков за нарушения, допущенные в процессе своей деятельности. Ответственность наступает как перед кредиторами, так и перед учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица ( ст. 64.1 ГК).

    5. Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей ( ст. 2 Закона о банкротстве).

    Банкротство является одной из форм ликвидации юридического лица, которая применяется при наличии у него признаков банкротства, под которыми понимаются, во-первых, неплатежеспособность должника (другими словами, его неспособность удовлетворить требования кредиторов по обязательствам) и, во-вторых, определенный период существования неплатежеспособности — три месяца с даты, когда соответствующие обязательства должны были быть исполнены ( п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве). Правом на обращение в арбитражный суд о признании юридического лица банкротом обладают как сам должник, так и его кредиторы.

    В рамках дела о банкротстве к должнику (несостоятельному юридическому лицу) могут быть применены следующие процедуры: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

    Под наблюдением понимается процедура, применяемая к юридическому лицу по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании его банкротом. В рамках наблюдения назначаемый арбитражным судом внешний управляющий производит действия, направленные на анализ финансового состояния должника, сохранение его имущества и определение размера требований кредиторов. Внешний управляющий созывает и проводит первое собрание кредиторов, на котором принимается решение о введении следующих процедур банкротства. Наблюдение вводится на срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

    В рамках финансового оздоровления назначаемый арбитражным судом административный управляющий реализует утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности и план финансового оздоровления, содержащий обоснование возможности исполнения требований кредиторов по обязательствам. В целях исполнения обязательств должника может предоставляться обеспечение. Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет. Результатом проведения процедуры может быть как определение арбитражного суда о введении следующей процедуры банкротства, так и определение о прекращении производства по делу (при отсутствии непогашенной задолженности).

    Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено, но не более чем на шесть месяцев. Данная процедура предполагает введение мер по восстановлению платежеспособности должника ( ст. 109 Закона о банкротстве). Полномочия по управлению юридическим лицом передаются внешнему управляющему.

    Конкурсное производство — процедура, вводимая в результате принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Вводится на срок до шести месяцев с возможностью последующего продления. Конкурсный управляющий, к которому переходят полномочия по управлению юридическим лицом, принимает меры, направленные на соразмерное удовлетворение требований кредиторов, в том числе проводит оценку имущества должника, формирует из него конкурсную массу, осуществляет поиск и истребование дебиторской задолженности. Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве.

    На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое арбитражным судом и содержащее положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

    Юридическое лицо, признанное несостоятельным (банкротом), следует считать ликвидированным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

    Порядок принудительной ликвидации ООО органом ФНС

    Ликвидация ООО ФНС выполняется в том случае, если деятельность компании велась с нарушением законодательства или не велась вовсе. В этой статье читатель найдет информацию о порядке ликвидации ООО по инициативе налоговой, а также об особенностях осуществления этой процедуры на практике.

    Ликвидация ООО по решению налогового органа (налоговых инспекций): причины

    Причинами для ликвидации ООО по инициативе налогового органа являются:

    • непредоставление отчетных документов в контролирующие органы и отсутствие операций на банковских счетах организации в течение 12 месяцев, предшествующих моменту инициирования ФНС процедуры упразднения компании (п. 1 ст. 21.1 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ);
    • допущенные при регистрации ООО нарушения законодательства (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
    • отсутствие у юрлица лицензии на осуществление определенного вида деятельности (подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
    • неоднократное нарушение обществом требований действующего законодательства (подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
    • ряд иных оснований.

    Ликвидация ООО во внесудебном порядке осуществляется лишь при возникновении обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 21.1 закона 129-ФЗ, — во всех остальных случаях ФНС может выступать инициатором возбуждения судебного производства, направленного на упразднение компании.

    Процедура ликвидации ООО ИФНС во внесудебном порядке

    Последовательность действий, осуществляемых налоговой службой с целью упразднения юрлица, определена положениями пп. 3 и 4 ст. 21.1 закона 129-ФЗ, в соответствии с которыми она выглядит следующим образом:

    • ФНС принимает решение об исключении фирмы из ЕГРЮЛ в связи с признанием ее недействующей.
    • Решение публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации», причем публикацию необходимо осуществить в течение трех дней с момента его принятия.
    • Одновременно с обнародованием принятого решения налоговый орган должен опубликовать информацию о порядке получения заявлений от кредиторов предприятия, права и интересы которых могут быть затронуты в результате упразднения фирмы.
    • Принимаются заявления от кредиторов и иных контрагентов предприятия. Процедура осуществляется в течение трех месяцев с момента публикации соответствующего уведомления в органах печати. В том случае, если подобные заявления были направлены в адрес налогового органа, решение об исключении компании из ЕГРЮЛ не принимается, а ликвидация общества осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 61 ГК РФ.

    Ликвидация ООО по решению суда

    Инициируемая налоговой процедура ликвидации юрлица в судебном порядке состоит из следующих этапов:

    • Представитель государственного органа направляет в Арбитражный суд исковое заявление с требованием о ликвидации общества. К нему должен быть приложен пакет документов, подтверждающих обоснованность инициативы налоговой.
    • Арбитраж осуществляет проверку компании на наличие признаков, позволяющих присвоить ей статус недействующей (п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ «О некоторых…» от 30.07.2013 № 61).
    • Создается ликвидационная комиссия, которая в соответствии с положениями ст. 63 ГК РФ публикует в журнале «Вестник государственной регистрации» сведения о грядущем упразднении компании, а также уведомляет о данном факте кредиторов предприятия.
    • После окончания срока, предоставленного кредиторам для выдвижения финансовых требований (в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 63 ГК РФ он может составлять два и более месяца), составляется промежуточный ликвидационный баланс.
    • Если имеющихся у предприятия средств достаточно для того, чтобы удовлетворить все предъявленные к нему требования, долги погашаются, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и передает его в налоговую, после чего в ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении существования юрлица.
    • Если же собственных средств компании не хватает на оплату всех имеющихся у нее задолженностей, процедура ликвидации осуществляется посредством присвоения компании статуса банкрота в порядке, предусмотренном положениями закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

    Итоги

    Итак, принудительная ликвидация ООО налоговой может осуществляться как во внесудебном, так и в судебном порядке. В первом случае основанием для упразднения общества становится фактическое отсутствие деятельности, а во втором — грубые и неоднократные нарушения действующего законодательства.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Принудительная ликвидация компаний

    Бывает такое: налоговая присылает письмо владельцу компании, что в ЕГРЮЛ — реестре юрлиц — записаны недостоверные сведения. Исправить нужно за 30 дней, иначе через полгода компанию ликвидируют без суда. Оказывается, теперь это законно и может случиться с каждым. Предприниматели публикуют такие письма от налоговой на своих страницах в фейсбуке и спрашивают, что делать. Вот об этом расскажем.

    Дмитрий Гудович

    Поправки в законе

    С 1 сентября 2017 года в законе о государственной регистрации появились поправки. Теперь налоговая может исключать из реестра компании:

    • у которых полгода стоит отметка о недостоверности данных;
    • нет денег на самостоятельную ликвидацию.

    Со вторым пунктом понятно — налоговая помогает компаниям-банкротам. Поэтому будем разбираться с первым пунктом, он опаснее.

    До этих поправок налоговая тоже могла ликвидировать компании, если за последний год:

    • компания не предоставляла отчетность в налоговую;
    • не было переводов на расчетных счетах.

    Налоговая считала, что такая компания не работает. Значит, не надо занимать место в реестре.

    Теперь налоговая может исключать из реестра компании, которые работают, получают деньги от клиентов, платят налоги, но подали о себе неправильные данные в реестр юридических лиц.

    Исключение компаний с недостоверными сведениями — еще один способ налоговой бороться с фирмами-однодневками. Она хочет убедиться, что компании работают в реальности, у них есть офис и сотрудники. Фирмы-однодневки обычно покупают юридический адрес подешевле и для отвода глаз, а сами занимаются обналичкой.

    Недостоверные сведения

    Недостоверные сведения — любые несовпадения реальных данных о компании с теми, что записаны в реестре. Это все данные, которые компании подают при регистрации. Они есть в законе о государственной регистрации.

    Все компании разом налоговая проверить не может, поэтому опирается на признаки подозрительных компаний. Она описала их в отдельных письмах. Они разные для компаний, которые зарегистрировались до и после 1 августа 2016 года. Вот признаки для компании, которые зарегистрировались до 1 августа 2016 года:

    • директор и учредители компании числятся директорами и учредителями в пятидесяти или более компаниях;
    • компания зарегистрировалась по массовому адресу. Это не бизнес-центр, но там зарегистрировались пятьдесят или больше компаний;
    • директор компании дисквалифицирован;
    • директор компании умер, но до сих пор числится директором.

    Это признаки недостоверности для компаний, которые зарегистрировались после 1 августа 2016 года:

    • директор числится директором в пяти или более компаниях;
    • учредители числятся учредителями в десяти или более компаниях;
    • компания зарегистрировалась по такому адресу, где зарегистрировались еще десять или больше компания;
    • директор компании дисквалифицирован;
    • директор компании умер, но до сих пор числится директором;
    • управляющая компания числится такой в двадцати или более компаниях.

    Хорошо, если у вашей компании нет этих признаков. Но расслабляться всё равно не стоит. Под подозрение налоговой могут попасть компании, у которых всё хорошо с директорами и учредителями.

    Чаще всего налоговая обращает внимание на компании, у которых не совпадает юридический и фактический адреса. Компания работает в одном месте, но в реестре юридических лиц записан другой адрес. Для налоговой это странно, потому что так обычно делают фирмы-однодневки. Они не хотят тратить деньги на офис, поэтому покупают адрес подешевле. Налоговая с такими фирмами борется.

    Налоговая обращает внимание на компании, у которых не совпадает юридический и фактический адреса

    Как налоговая выявляет нарушения

    Налоговая проверяет массовость адреса и совпадение юридического и фактического адреса.

    Для проверки массовости есть сервис на сайте налоговой. Пишете адрес и смотрите, сколько еще компаний зарегистрировались по этому адресу. Если больше пятидесяти и это не бизнес-центр, налоговая может прислать письмо и потребовать разъяснения. Такое может случиться, если компания работает в бизнес-центре, но забыла записать в ЕГРЮЛ номер офиса.

    Чтобы проверить совпадение юридического и физического адреса, налоговая может выехать по адресу регистрации компании. Она смотрит, сколько людей в офисе, составляет акт и просит директора подписать его. Если директора нет на месте, подписывает любой сотрудник.

    Чтобы проверить совпадение юридического и физического адреса, налоговая может выехать по адресу регистрации компании.

    Если налоговая не найдет компанию по юридическому адресу или заподозрит адрес в массовости, она пришлет письмо директору и учредителям и потребует за 30 дней внести правильную информацию в реестр. Иначе через полгода налоговая сделает отметку о ликвидации в Вестнике государственной регистрации, а еще через три месяца ликвидирует компанию из реестра. Получается, у компании есть десять месяцев, чтобы исправить ситуацию. Но лучше не затягивать.

    Даже если письмо от налоговой не приходит, компания все равно может пострадать, если ее юридический и фактический адреса не совпадают. На портале Клерк.ру юрист рассказывал две ситуации:

    В Москве работала компания, у которой не совпадал юридический и фактический адрес компании. Налоговая не обращала на это внимание десять лет.

    Директор решил перевести офис из Москвы в область и сделать новый адрес юридическим. Он подал заявление в реестр о смене адреса. Налоговая обнаружила, что его текущий адрес не совпадает с юридическим и отказала в изменении данных.

    Компании нужно сначала снять ненужный офис в районе той налоговой, где компания зарегистрировалась десять лет назад, и внести изменения в ЕГРЮЛ. Как только налоговая удалит отметку о недостоверности, можно регистрироваться по новому адресу.

    Другой компании налоговая отказала в ликвидации.

    Компания подала заявление о ликвидации, но налоговая его отклонила. За неделю до этого налоговая поставила отметку о недостоверности данных: юридический и фактический адреса не совпадали.

    Компании нужно сначала арендовать офис в районе своей налоговой и внести изменения в реестр. Потом налоговая снимет отметку о недостоверных данных и только тогда рассмотрит заявление на ликвидацию.

    В практике наших бухгалтеров тоже был случай, когда работающей компании налоговая прислала письмо.

    Несколько компаний работали в одном большом офисе — технопарке. Находиться в этом технопарке можно было с условием, что юридический адрес будет в этом месте. Но отдельных офисов не было, все работали в одном помещении.

    Налоговая заподозрила регистрацию по массовому адресу и прислала письмо. Объяснить налоговой, что компании работают в опенспейсе не получилось. Пришлось разбивать большой офис на несколько маленьких и давать им номера.

    Налоговая может не трогать компанию годами, а потом придется потратить деньги на ненужный офис или беготню с бумагами. И это не пустые угрозы. С января по май 2017 налоговая поставила 300 000 отметок о недостоверных данных компаниям.

    Что делать

    Если у вас юридический адрес отличается от фактического, советуем:

    • зарегистрироваться по фактическому адресу и внести изменения в ЕГРЮЛ;
    • если невозможно зарегистрироваться по фактическому адресу, сделать представительство по юридическому адресу. Пусть там сидит сотрудник, принимает звонки и почту;
    • проверить адрес компании в ЕГРЮЛ. Бывает, у компании совпадает юридический и фактический адреса, но она забыла указать свой офис. Налоговая к этому тоже придирается;
    • проверить отметку в «Вестнике государственной регистрации» по ИНН или ОГРН. Вдруг письмо с требованием налоговой не дошло, и отметка уже стоит. С момента, когда в Вестнике появляется отметка о ликвидации компании, есть еще три месяца на изменение данных.

    Если адреса совпадают, а письмо от налоговой всё равно пришло, отправьте ей ответ с копией договора на аренду.

    Последствия

    В самом плохом варианте компанию ликвидируют, но еще грозит штраф и дисквалификация директора.

    Если налоговая впервые ставит отметку о недостоверности, по статье 14.25 КоАП директор может получить штраф от 5000 до 10 000 рублей.

    Дисквалификация грозит, если за директором два таких нарушения. Он не сможет быть директором никаких компаний от года до трех.

    Короче
    Кому грозит

    юридический и фактический адреса не совпадают;

    компания зарегистрировалась по массовому адресу;

    неправильные данные о директоре и учредителях;

    другие неправильные сведения о компании в реестре юрлиц.

    Как действовать

    зарегистрироваться по фактическому адресу и внести изменения в ЕГРЮЛ;

    если невозможно зарегистрироваться по фактическому адресу, сделать представительство по юридическому адресу;

    проверить адрес компании в ЕГРЮЛ и написать правильный;

    раз в месяц проверять отметки в «Вестнике государственной регистрации»;

    если сведения правильные, но всё равно пришло письмо, отправить налоговой ответ с копией договора аренды.

    Субсидиарная ответственность по налогам: как ФНС заставляет платить должников

    До изменений в 2017 году руководители и владельцы бизнеса привлекались к субсидиарной ответственности только в рамках процедуры банкротства. После нововведений в законодательстве появились две нормы, которые позволяют взыскать долги с бенефициаров и топ-менеджеров без банкротства:

    1. п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО (ответственность за принудительную ликвидацию компании);
    2. ст. 61.19 Закона о банкротстве (ответственность вне рамок дела о банкротстве).

    Эти изменения в основном лоббировала Федеральная налоговая служба. Как результат — было достигнуто две главных цели:

    1. Сокращение длительности перевода долга по налогам с юрлица на физических лиц. Проще говоря, ФНС стало проще изымать имущество лиц, причастных к нанесению ущерба государству.
    2. Сокращение расходов на дела о банкротстве, в том числе на оплату услуг арбитражных управляющих.

    Но это лишь дополнительные бонусы. Ниже профи из «Игумнов Групп» рассмотрят возможные сценарии привлечения к субсидиарке без банкротства организации. В этой статье акцент будет сделан на субсидиарной ответственности за принудительную ликвидацию компании.

    Принудительная ликвидация юридического лица

    Немного теории. ФНС имеет право принудительно ликвидировать юрлицо в двух случаях. Первый — компания не имеет движения денег по счетам и не представляет бухгалтерскую отчетность на протяжении 12 месяцев. Второй — когда в ЕГРЮЛ внесены данные о недостоверности единоличного исполнительного органа или юридического адреса компании. Как результат — происходит ликвидация юрлица в административном порядке.

    Но есть одно «но». Если такая ликвидация происходит в отношении юридического лица, у которого остались долги по налогам, в большинстве случаев отвечать придется генеральному директору компании. Скорее всего, его имущество будет арестовано и продано в счет погашения налогов. Это и есть наглядный пример субсидиарки, который регулируется п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО.

    Ниже примеры реальных дел, в которых были применены нормы п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО.

    Если у Вас есть вопрос по банкротству, субсидиарке или защите личных активов, подпишитесь на рассылку на нашем сайте. Раз в месяц разбираем одно обращение, даем подробную консультацию и высылаем руководство к действию на e-mail. Только для подписчиков.

    Дело ООО «Мехмастерские»

    Фабула: в 2016 году налоговая провела проверку ООО «Мехмастерские» и приняла решение о доначислении налогов в сумме 715 007 руб. Взыскать эту сумму ФНС пыталась через исполнительное производство, но ни денег, ни имущества у юрлица не нашли. Уже в 2018 году ООО «Мехмастерские» было принудительно ликвидировано.

    В 2020 году ИФНС по г. Орлу обратилась в суд. В иске она требовала взыскать 715 007 руб. лично с гендиректора компании Прозвицкого В.В в порядке субсидиарной ответственности.

    Аргументация: налоговая выявила, что Прозвицкий В.В. в конце 2016 года намеренно вывел активы из компании (переоформил десяток автомобилей на другую связанную компанию). Что интересно, второе предприятие дублировало деятельность первого. Учредители ООО «Мехмастерские» не знали о таких действиях, поэтому все документы были подписаны лично гендиректором.

    Результат: суд признал, что Прозвицкий В.В. преднамеренно лишил компанию активов и довел ее до принудительной ликвидации. Он был привлечен к субсидиарке на всю сумму. Исполнительное производство началось в конце 2020 года.

    Интересно: Прозвицкий В.В. считал, что его не могут привлечь к субсидиарке. Ведь налоги были начислены в 2016 году, а изменения в закон вступили в силу в 2017. Но суд указал, что нарушением стало именно доведение до принудительной ликвидации, сведения о которой внесены в ЕГРЮЛ в 2018 году, то есть применение данной нормы обоснованно.

    Резюме: не нужно думать, что налоговая не сможет отследить движение активов юрлица.

    Дело ООО «Монтажная строительная компания»

    Фабула: у компании накопилось долгов по налогам в размере 4 728 688 руб. ФНС попыталась взыскать их через суд и исполнительное производство. Денег и активов у организации не выявлено. В декабре 2018 года юрлицо принудительно ликвидируется по решению налоговой. Но в марте 2019 года ФНС подает иск и просит привлечь к субсидиарной ответственности гендиректора компании.

    Аргументация: около 85% ежегодной выручки выводилось на личную карту директора. Налоговая увидела в этом «обналичку» и намеренное доведение юрлица до невозможности погашения долгов.

    Результат: суд принял сторону ФНС и постановил взыскать с гендиректора компании всю сумму долга. Исполнение началось в сентябре 2020 года.

    Интересно: гендиректор в своей защите пытался ссылаться на презумпцию добросовестности налогоплательщика. Но ему это не помогло, т.к. презумпция действует, пока вина ответчика не будет доказана. А в данном случае налоговая вину доказала.

    Резюме: не стоит думать, что ФНС не выявит движения по счетам компании.

    Дело ООО «Застрой Инвест»

    Фабула: компания находилась на упрощенной системе налогообложения. В 2016 году после проверки было доначислено 689 527 руб. налогов. Как обычно, ФССП взыскать ничего не смогла. В июле 2019 года юрлицо принудительно ликвидировано. А в ноябре 2019 года подан иск с требованием привлечь к субсидиарке гендиректора и учредителя Ерофееву В.П.

    Аргументация: налоговая доказала, что Ерофеева В.П. также занималась обналичиванием. Всего она перевела на свои личные счета боле 2,1 млн руб. В основу доказательной базы был положен результат камеральной проверки 2016 года, когда впервые был выявлен факт «обналички».

    Также ФНС доказала, что гендиректор купила себе дом площадью 136 кв. м., не имея других источников дохода.

    Результат: суд признал действия Ерофеевой В.П. недобросовестными и постановил взыскать с нее 689 527 руб. по субсидиарке. ФССП начала работу в июле 2021 года.

    Интересно: суд счел, что 3 года на подачу искового заявления надо отсчитывать с момента внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ, а не с момента доначисления налогов. Таким образом, срок исковой давности ФНС не пропущен.

    О том, как считаются сроки исковой давности в делах о банкротстве смотрите в статье «Исковая давность по субсидиарной ответственности».

    Резюме: нельзя расслабляться, даже если прошло более 3 лет с момента выявления налоговой недоимки.

    На сайте «Игумнов Групп» можно прочитать полную версию статьи и ознакомиться с другими интересными делами в контексте привлечения к субсидиарной ответственности вне дела о банкротстве, а пока сделаем предварительные выводы.

    Выводы

    Вышеуказанные дела показывают, что налоговая способна выявлять движение активов и средств по счетам юрлица. Перерегистрация имущества, выводы денег на карту, «работа с однодневками» — все это создает риск быть привлеченным к субсидиарке в будущем. Поэтому нельзя «бросать» компании с такими «симптомами».

    Предположим, задолженность по налогам накопилась, экономическая активность юрлица заморожена, движений по счетам нет. Но компания не допускает принудительной ликвидации, продолжая сдавать бухгалтерскую отчетность. Как будет ФНС вести себя в этом случае, какие инструменты использовать, чтобы дотянуться до бенефициаров и топ-менеджеров, — читайте об этом в следующих материалах блога «Игумнов Групп».

    А если у вас остались вопросы по текущей тематике, то «Игумнов Групп» ответит на них за символические деньги. Звоните, наши контакты здесь.

    Информация в статье актуальна на дату публикации на сайте igumnov.group.

    Чтобы быть в курсе последних трендов по субсидиарке, банкротству и защите личных активов — приезжайте в гости.

    __

    Игумнов Дмитрий

    генеральный директор «Игумнов Групп»,

    эксперт по субсидиарке и защите личных активов,

    Специализация: представление интересов предпринимателя в государственных структурах всех уровней при привлечении к субсидиарной ответственности, взыскании ущерба, долгов по поручительству и личным займам. Безопасность личных активов

Ссылка на основную публикацию