Открытие спецсчета на капремонт многоквартирного дома

4 шага к открытию спецсчёта

Размещены на официальном сайте Общественно-консультативного совета по вопросам координации и взаимодействия Правительства Москвы с кредитными организациями (www.ubanks.su) в разделе «Капитальный ремонт многоквартирных домов в Москве» и на официальном сайте Департамента капитального ремонта города Москвы (www.dkr.mos.ru) в разделе «Региональная программа капитального ремонта/Специальный счет».

Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации (№ 188-ФЗ от 29.12.2004г.) (далее – ЖК РФ), в соответствии с которыми у собственников помещений в многоквартирных домах появляется обязанность по формированию фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее по тексту – МКД).

29 декабря 2014 года Постановлением Правительства Москвы № 832-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015-2044 годы.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014г. № 833-ПП решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение 5 месяцев после официального опубликования Региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно не организовали проведение общего собрания и не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта, не позднее чем за месяц до окончания вышеуказанного срока орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в МКД для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (ч. 6 ст. 170 ЖК РФ).

В соответствии со ст.170 ЖК РФ собственники помещений в МКД вправе в качестве способа формирования фонда капитального ремонта МКД выбрать перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в банке (далее по тексту – Спецсчет).

Решение вопросов о выборе способа формирования фонда капитального ремонта – перечисление взносов на капитальный ремонт на Спецсчет, о выборе кредитной организации для открытия Спецсчета принимается на общем собрании собствеников помещений в МКД.

ЭТАПЫ ОТКРЫТИЯ СПЕЦСЧЕТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА

Шаг 1. Подготовительный этап (проходит перед проведением общего собрания собственников помещений в МКД).

Для подготовки проведения общего собрания собственников помещений в МКД необходимо узнать следующую информацию:

– включен ли многоквартирный дом в региональную программу капитального ремонта;

– планируемые сроки проведения капитального ремонта многоквартирного дома (из региональной программы капитального ремонта);

– перечень работ/услуг, предусмотренных региональной программой;

– перечень кредитных организаций, уполномоченных открывать Спецсчета[1].

Шаг 2. Выбор банка для открытия Спецсчета (проходит перед проведением общего собрания собственников помещений в МКД).

Спецсчет может быть открыт в российских банках, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем 20 миллиардов рублей (ч. 2 ст. 176 ЖК РФ).

Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственниками помещений в МКД не выбран банк, в котором Региональным оператором будет открыт Спецсчет, или этот банк не соответствует вышеуказанному требованию, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение Регионального оператора (п. 5 ч. 4 ст. 170 ЖК РФ).

Перечень банков соответствующих требованиям ч. 2 ст. 176 ЖК РФ размещен на официальном сайте Банка России по адресу: http://www.cbr.ru/credit/listfz.asp. Описание условий открытия и ведения Cпецсчетов отдельными банками размещены на сайте ubanks.su в разделе «Списки банков и их сотрудников».

Учитывая то, что не во всех банках в указанном выше перечне разработан и введен в работу продукт «специальный счет для формирования фонда капитального ремонта» рекомендуется обращаться к списку банков и их сотрудников, размещенному по адресу http://ubanks.su/spiski2.

При выборе банка для открытия Спецсчета рекомендуется обратить внимание на следующие условия открытия и обслуживания счета:

1) Какова плата за услуги по открытию и обслуживанию Спецсчета (рекомендуется выбирать банки, предлагающие минимальные ставки по оплате данных услуг).

2) Начисление банком процентов на остаток по Спецсчету (начисление процентов на остаток позволит собственникам жилья в МКД нивелировать влияние инфляции).

3) Взимание банком комиссии с собственников помещений в МКД при перечислении ими в отделениях банка взносов на Спецсчет.

4) Учет банком денежных средств собственников жилья МКД на Спецсчете: по многоквартирному дому в целом или в разрезе отдельных квартир.

5) Предложения банка по специальным программам кредитования собственников помещений в МКД. 1

6) Предложения банка о предоставлении информации о сумме зачисленных платежей, остатке средств и расходных операциях, проводимых по Спецсчету (п. 7 ст. 177 ЖК РФ), в т.ч. в разрезе собствеников помещений в МКД.

7) Условия закрытия Спецсчета (в.т. размер затрат) и перевод денежных средств на Спецсчет в другом банке.

Шаг 3. Проведение общего собрания собственников помещений в МКД.

Подготовка и проведение общего собрания собственников МКД проводится в общем порядке с учетом положений ст. 44-48 ЖК РФ.

На общем собрании собственников помещений в МКД (далее – ОСС МКД) по выбору Спецсчета как способа формирования фонда капитального ремонта должны быть приняты решения:

– о формировании фонда капитального ремонта МКД на специальном счете в конкретном банке. Решение считается принятым, если за него проголосует не менее 2/3 от общего числа голосов собственников помещений в МКД (п. 1 ст. 46, пп. 1.1. п. 2 ст. 44, ЖК РФ).

– об определении банка, отвечающего установленным требованиям Жилищного кодекса РФ, в котором будет открыт Спецсчет;

– о размере ежемесячного взноса на капитальный ремонт МКД, который должен быть не менее 15 рублей на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в МКД (Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014г. № 833-ПП);

– о сроках проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта (Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014г. № 832-ПП);

– о перечне услуг/работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД в составе не менее чем состав перечня таких услуг/работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта (Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014г. № 832-ПП).

– о владельце Спецсчета.

Владельцем Спецсчета может выступать ТСЖ, ЖК, ЖСК, УК, осуществляющие управление МКД, или региональный оператор.. На Спецсчет будут зачисляться взносы собственников помещений в МКД для формирования фонда капиального ремонта. При этом распоряжаться данными средствами на цели капитального ремонта владелец Спецсчета имеет право на основании решения принятого на общем собрании собственников помещения в МКД.

Важно отметить, что собственником средств на Спецсчете остаются собственники помещений в МКД. Владелец Спецсчета осуществляет только управление Спецсчетом по поручению собственников.

Решения по указанным выше пунктам должны быть приняты не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме и утверждены протоколом ОСС помещений в МКД. Решения ОСС помещений в МКД оформляются протоколом в порядке, установленном ОСС помещений в данном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

После проведения ОСС помещений в МКД необходимо, в соответствии с общими требованиями проведения общего собрания, ознакомить всех собственников помещений в МКД с результатами принятых решений (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ).

Спецсчет открывается владельцем Cпецсчета при предъявлении утвержденного протоколом соответствующего решения ОСС помещений в МКД и других документов, предусмотренных правилами об открытии счета конкретного банка (ч. 1 ст. 176 ЖК РФ).

Шаг 4. Уведомление об открытии Спецсчета в банке

Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 ст. 170 ЖК РФ, справки банка об открытии специального счета.

1. Сегодня банками ведется работа по созданию данной услуги, которая при необходимости может быть востребована собственниками помещений в МКД.

Статья 176. Особенности открытия и закрытия специального счета

1. Специальный счет открывается на имя лица, указанного в частях 2 и 3 статьи 175 настоящего Кодекса, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, и других документов, предусмотренных банковскими правилами. Российская кредитная организация не вправе отказать в заключении договора на открытие и ведение специального счета в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме определили данную российскую кредитную организацию для открытия специального счета.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 20 декабря 2017 г. – Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 399-ФЗ

2. Специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации ежеквартально размещает информацию о кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным настоящей частью, на своем официальном сайте в сети “Интернет”.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ статья 176 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1

2.1. Владелец специального счета обязан осуществлять контроль за соответствием российской кредитной организации требованиям, установленным частью 2 настоящей статьи. В случае, если российская кредитная организация, в которой открыт специальный счет, перестает соответствовать указанным требованиям, владелец специального счета обязан уведомить в течение пятнадцати дней с момента размещения информации Центральным банком Российской Федерации в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости принятия решения о выборе иной российской кредитной организации для открытия специального счета, а также вправе инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию, предусмотренному настоящей частью. При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны принять такое решение в течение двух месяцев с момента их уведомления. Владелец специального счета, за исключением случаев, если он является инициатором проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в обязательном порядке уведомляется о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором планируется рассмотреть вопрос о выборе иной российской кредитной организации для открытия специального счета, и вправе участвовать в таком собрании. Копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, созванного в связи с необходимостью принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию, предусмотренному настоящей частью, в течение трех календарных дней со дня проведения общего собрания, но не позднее двух месяцев со дня уведомления собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию, предусмотренному настоящей частью, направляется владельцу специального счета лицом, инициировавшим проведение такого общего собрания. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о выборе иной российской кредитной организации в установленный срок, а также в случае неполучения копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, созванного в связи с необходимостью принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию, предусмотренному настоящей частью, владелец специального счета самостоятельно определяет российскую кредитную организацию и в течение пятнадцати дней открывает специальный счет с уведомлением собственников помещений в многоквартирном доме, органов государственного жилищного надзора об открытии нового специального счета, в том числе в электронной форме с использованием системы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в часть 3 статьи 176 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Договор специального счета может быть расторгнут по заявлению владельца специального счета при наличии оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, о замене владельца специального счета или кредитной организации при условии отсутствия непогашенной задолженности по полученному в этой кредитной организации кредиту на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о замене владельца специального счета, а также в других случаях замены владельца специального счета, предусмотренных настоящим Кодексом, договор специального счета сохраняется в силе, при этом права и обязанности по указанному договору переходят к новому владельцу специального счета. Такой переход прав и обязанностей по договору специального счета к новому владельцу этого счета не является основанием для прекращения или изменения существовавших до такого перехода прав займодавца, кредитора в отношении средств на этом счете, обеспечивающих возврат займа, кредита, полученных на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

4. Остаток денежных средств при закрытии специального счета перечисляется по заявлению владельца специального счета:

1) на счет регионального оператора в случае изменения способа формирования фонда капитального ремонта;

2) на другой специальный счет в случае замены владельца специального счета или кредитной организации на основании решения общего собрания собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

5. Владелец специального счета обязан подать заявление в банк о расторжении договора специального счета и перечислении остатка денежных средств в течение десяти дней после получения соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если владельцем специального счета не расторгнут договор специального счета либо не подано заявление о перечислении остатка средств, находящихся на специальном счете, на счет регионального оператора или другой специальный счет в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в срок, установленный настоящей частью, любой собственник помещения в многоквартирном доме, а в случае, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, также региональный оператор вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете этого многоквартирного дома, с перечислением их на другой специальный счет или на счет регионального оператора.

Переход на специальный счет по капитальному ремонту: противодействие регионального оператора собственникам и механизмы борьбы с ним

Многие собственники стремятся формировать фонд капитального ремонта не в общем котле, а на специальном счете. Особенно это актуально для собственников новых домов, поскольку региональная программа капитального ремонта предполагает проведение самого ремонта в них очень нескоро. И здесь мы часто сталкиваемся на противодействие регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который под надуманными предлогами отказывается принимать и регистрировать протоколы общих собраний о переходе на спецсчет.

Причины противодействия регионального оператора

В 2020 году в большей части регионов страны был введен мораторий на оплату взносов на капитальный ремонт. Его продолжительность составила три месяца, апрель, май и июнь 2020 года. Таким образом, региональная программа капитального ремонта недофинансирована примерно на четверть. Отсутствие денег влияет на реализацию программы проведения капитальных ремонтов: их приходится секвестрировать, в итоге люди недополучают те работы, которые фактически уже были ими оплачены.

Несмотря на то, что учредителем регионального оператора является субъект РФ (п. 1 ст. 178 ЖК РФ), а субъект РФ несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах (п. 6 ст. 178 ЖК РФ), фактически региональные власти не компенсируют региональным оператором период моратория.

С 1 января 2021 года произошло повышение платы за капитальный ремонт. И если в Москве рост был не очень значительный (было 18,86 р., стало 19,52 р., т.е. +3,5%), то в регионах ситуация хуже. Например, в Пензенской области плата за капитальный ремонт с начала года выросла с 7,5 р. до 9,5 р. (прирост почти что 30%).

В отдельных регионах рост существенно ниже, примерно на величину инфляции. Например,
– Башкирия: было 6,90 р. – стало 7,18 р.;
– Ярославская область: было 4,46 р. – стало 4,8 р.;
– Новосибирская область: было 7,72 р. – стало 8,03 р.;
– Приморский край: было 8,10 – стало 8,45 р.

Те регионы, где рост является необъяснимым и взрывным (как в Пензенской области) пытаются компенсировать резким повышением платы выпадающий недосбор за период моратория, поскольку субвенций из регионального бюджета не предвидится. В такой ситуации региональные операторы пытаются изыскивать любые способы для аккумулирования дополнительных ресурсов, чтобы региональная программа капитального ремонта не была сорвана.

Когда собственники принимают решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете и доставляют в установленном порядке копию протокола общего собрания с решениями региональному оператору, последний отказывает в регистрации протокола по причине неких замечаний к оформлению данного документа. При таком подходе придраться к протоколу общего собрания можно по любому поводу и это становится распространенной практикой, прежде всего, в отношении новостроек, которые формируют основной приток денежных средств для финансирования региональной программы капитального ремонта.

Например, в одном из писем регионального оператора в январе 2021 года мы получили следующие замечания:
«- К****н., расписавшаяся как член счетной комиссии общего собрания, согласно решению, принятому по Вопросу № 2 повестки дня общего собрания, не наделен такими полномочиями, т. к. согласно приложенным Бюллетеням голосования, собственникам его кандидатура не предлагалась;
– общее оформление представленного пакета документов не отвечает требованиям пункта 21 части II Требований».

На основании этих замечаний региональный оператор возвращает заявителю направленный протокол. Поскольку региональный оператор отказывается регистрировать протокол общего собрания – решение собственников о смене способа формирования фонда капитального ремонта считается нереализованным.

Почему действия регионального оператора незаконны

Порядок смены способа формирования фонда капитального ремонта МКД регулируется федеральным и региональным законодательством.

ветствии с п. 3 ст. 170 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее – формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее – формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В соответствии с п. 4 ст. 170 ЖК РФ, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.

В соответствии с п. 1 ст. 46 ЖК РФ данные решения принимаются не менее, чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД.
В соответствии с п. 1 ст. 173 ЖК РФ, способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 5 ст. 173 ЖК РФ, решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

Никаких дополнительных действий от заявителя (собственников или управляющей организации как владельца специального счета), кроме «направления» протокола, действующим законодательством не предусмотрено.

Из системного толкования норм федерального и регионального законодательства следует исключительно уведомительный порядок и характер сообщения региональному оператору о принятых решениях. В законе сказано лишь про обязанность уполномоченных лиц направить в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания.

Исходя из этого, региональный оператор должен по умолчанию принять протокол и уведомить заявителя о том, что с даты направления документов многоквартирные дома переведены на специальные счета по капитальному ремонту (с вступлением решения в силу через год).

Однако чаще всего, вместо осуществления данных действия региональный оператор считает для себя необходимым брать некие полномочия по анализу правильности оформления протоколов, хотя данные полномочия не следуют из нормативных актов, регулирующих деятельность регионального оператора.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей. Таким образом, решения собственников, оформленные протоколом, являются обязательными к выполнению региональным оператором (пока протокол не будет оспорен и в суде не будет доказано иное).

Вне зависимости от ошибок правильности оформления протоколов, принятые решения должны исполняться региональным оператором в силу п. 1 ст. 46 ЖК РФ, а также п. 1 ст. 183.1 ГК РФ. У регионального оператора прямо отсутствуют какие-либо полномочия, проводить некую оценку и правильность оформления отдельных частей протоколов общих собраний.

Чаще всего, данная деятельность также не предусмотрена уставом регионального оператора. И фактически такие действия регионального оператора являются внеправовой неуставной деятельностью и злоупотреблением служебными полномочиями.

О том, что действия регионального оператора, отказывающему в переходе на спецсчет, являются незаконными, говорит и судебная практика.
В решении по делу № А14-17412/2019 суд указал, что возражения фонда капитального ремонта относительно заявленных требований сводятся к замечаниям по оформлению протокола общего собрания собственников многоквартирного дома подлежат отклонению судом, так как, учитывая заявительный характер смены порядка формирования фонда капитального ремонта и в силу частей 5, 7 статьи 173 ЖК РФ, протокол № 2 общего собрания собственников помещений от 01.09.2018 является основанием для регионального оператора перечислить денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет, а также передать документы и информацию, связанные с формированием фонда капитального ремонта.
Суд также указал, что государственный орган по контролю в сфере жилищных отношений обязан руководствоваться при принятии решений, прежде всего, интересами собственников помещений и не должен чинить им препятствия в реализации выбранного способа аккумулирования их денежных средств на специальном счете.

В решении по делу № А47-13265/2016 суд указал, что не осуществление заинтересованным лицом в отношении требования общества установленной процедуры принятия решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счетах регионального оператора нарушило право общества на управление денежными средствами собственников жилых помещений в многоквартирном доме, в связи с чем управляющая компания не имела возможности реализовать волеизъявление собственников жилья на изменение формирования фонда капитального ремонта.

В решении по делу № А53-20701/2019 суд указал, что денежные средства фонда капитального ремонта принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме и не могут быть присвоены региональным оператором или любыми другими лицами, в том числе собственниками помещений в другом многоквартирном доме. Региональный оператор или владелец специального счета вправе лишь контролировать начисление и уплату взносов в фонд и распоряжаться средствами фонда капитального ремонта с согласия собственников помещений в многоквартирном доме. Принятие протокола собственников многоквартирного дома также влечет обязанность фонда передать все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта.

Аналогичные вывод суд делает в решениях по делу № А53-20701/2019, № А04-3518/2019, № А43-40794/2019, № А40-180214/2018.

Что делать собственникам, если их протокол о переходе на спецсчет не принят

Необходимо реализовать два направления работы с региональным оператором.
Первое. Судебная защита нарушенных прав. Поскольку региональный оператор является органом с публично-правовыми полномочиями, его незаконные действия подлежат оспариванию в порядке ст. 199 АПК РФ.
Второе. Поскольку у регионального оператора нет полномочий для неисполнения решений общего собрания, неправомерный отказ в регистрации протоколов является злоупотреблением полномочиями и самоуправством руководителя регионального оператора. В таком случае мотивированная жалоба в прокуратуру со ссылками на нормы действующего законодательства позволит помочь региональному оператору объективно взглянуть на свои действия и устранить допущенные нарушения во внесудебном порядке.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru

Создание спецсчета капитального ремонта для МКД

Сейчас все больше жильцов многоквартирных домов хотят выйти из фонда капитального ремонта региональных операторов и создать для каждого отдельного МКД специальный счет, чтобы иметь возможность управлять своими денежными средствами по собственному усмотрению и контролировать процесс проведения капремонта. Поэтому многие управляющие компании интересуются алгоритмом действий и законными основаниями для осуществления этой задачи.

Формирование специального счета

  • на специальном счете
  • на счете регионального оператора

Изначально фонды капремонта создаются на счетах региональных операторов (Приказ Минстроя РФ №41/пр от 07.02.2014 г.), поэтому от жильцов МКД никаких действий для этого не требуется. Но чтобы сменить фонд капитального ремонта, необходимо путем проведения общего собрания собственников помещений в МКД и принятия соответствующего решения выбрать способ накопления денежных средств на специальном счете. Решение будет утверждено, если за него проголосует не менее 2/3 участников общего собрания жильцов дома согласно п.1.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ.

  • сумму ежемесячного взноса
  • список услуг и/или работ
  • сроки проведения
  • владельца специального счета
  • банк, в котором будет открыт специальный счет

Сумма ежемесячного взноса, список ремонтных работ/услуг и сроки проведения капремонта должны полностью соответствовать регламенту региональной программы. В качестве владельца специального счета по сбору средств для капитального ремонта может быть назначена управляющая компания, которая осуществляет управление МКД, согласно ст.175 ЖК РФ. Банк, в котором может быть открыт специальный счет, должен обладать уставным капиталом не меньше 20 миллиардов рублей.

Преимущества специальных счетов

  • разрешается начисление процентов на хранящиеся в банке денежные средства для проведения капитального ремонта.
  • любой собственник помещений в МКД может получить интересующую его информацию о сумме денежных средств и операциях по нему.
  • в рамках регионального законодательства может быть установлен лимит денежной суммы, по достижении которой общее собрание жильцов МКД может принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов.
  • денежные средства полностью защищены по законодательству от нелегальных операций благодаря контролю банка над их расходованием.
  • на денежные средства не накладывается взыскание по обязательствам владельца счета, если они не связаны с капремонтом.
  • денежные накопления не входят в конкурсную массу при банкротстве владельца счета.

Как поменять способ формирования фонда капитального ремонта

Если жильцы МКД не довольны способом формирования фонда капремонта, то они могут изменить его в любое время на основании решения проведенного собрания. Если жильцы решили перевести свои денежные средства на специальный счет, то их решение в пятидневный срок необходимо отправить региональному оператору.

Но решение это вступит в законную силу только по прошествии 2 лет согласно ч.5 ст.173 ЖК РФ. А до этого момента оплата по-прежнему будет поступать на счет регионального оператора. Однако по усмотрению регионов этот период может быть уменьшен. Например, Мосгордума приняла поправки к закону, которые сокращают период перевода денежных средств со счетов региональных операторов на спецсчета с 2 лет до 3 месяцев.

Главным условием для перевода денежных накоплений со счетов региональных операторов на спецсчета выступает отсутствие задолженностей собственников помещений в МКД за капитальный ремонт, а также непогашенных кредитов и займов.

  1. Жильцы МКД инициируют и проводят общее собрание, на котором решением не менее 2/3 голосов выбирают способ перевода денежных накоплений на проведение капитального ремонта со счетов региональных операторов на спецсчет.
  2. Этим же решением выбирается банк, где открывается спецсчет, сумма ежемесячных взносов, перечень работ/услуг и сроки проведения капремонта.
  3. В качестве владельца счета избирается управляющая компания, которая осуществляет деятельность по управлению этим домом.
  4. Утвержденное решение и протокол ОСС отправляется в адрес регионального оператора в течение 5 дней с момента принятия этого решения.
  5. В эти же сроки необходимо уведомить ГЖИ о создании спецсчета, назначении управляющей компании в качестве его владельца и переводе денежных средств на него.
  6. Ждете 2 года или меньшего периода, оговоренного в региональном законодательстве, для вступления в законную силу решения общего собрания собственников помещений в МКД.

Провести общее собрание собственников и решить любой вопрос по капитальному ремонту дома гораздо проще с помощью сервиса «ОСС на 100%».

Открытие спецсчета на капремонт многоквартирного дома

Источник фото: https://www.pexels.com/

Цель каждой коммерческой организации – стабильное получение прибыли. Именно поэтому эффективное управление жилым фондом – важнейшая задача для управляющей компании. Поскольку добрая половина жилого фонда в РФ находится не в лучшем состоянии, а до капитального ремонта по региональной программе дома могут и развалиться, многие управляющие организации (ТСЖ) берут инициативу в свои руки и голосуют за спецсчет. Но, как показывает практика, перевести деньги на спецсчет, владельцем которого выбрали управляющую организацию (ТСЖ), – это полдела. Важно – их удержать.

Согласно пп.1.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ, в компетенцию общего собрания собственников МКД входит принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете.

В соответствии с ч.2 ст.189 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.

Еще на стадии проведения общего собрания для открытия спецсчета, управляющие организации, как правило, предварительно договариваются с собственниками о проведении капремонта по мере накопления нужной суммы на специальном счете.

При этом достаточно часто, должным образом не отслеживают платежную дисциплину по внесению платы за капитальный ремонт. В результате образуется существенный долг, капитальный ремонт МКД переносится на неопределенный срок, а полученные на спецсчет средства могут вернуться обратно региональному оператору.

Как указано в ч.3 ст.172 ЖК РФ, владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.

При выявлении задолженности органы ГЖИ направляют владельцу спецсчета уведомление о ее погашении в пятимесячный срок. Если в указанный срок задолженность не погашена, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.

Именно из-за образовавшейся задолженности ТСЖ из Новосибирска лишилось средств на капитальный ремонт и не смогло отстоять их в Верховный суде. Как следует из материалов дела ТСЖ являлось владельцем специального счета. В ходе проверки жилищной инспекцией была выявлена задолженность по оплате взносов в размере 61 119 рублей 86 копеек, направлено уведомление о ее погашении в срок не более чем пять месяцев. По истечении указанного срока должностным лицом инспекции составлен акт исследования документов по погашению задолженности, в котором указано, что согласно выписке кредитной организации, представленной ТСЖ, размер фактических поступлений взносов от собственников помещений составил 9 339 рублей 27 копеек. В целях принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора инспекцией в адрес мэрии направлено письмо с информацией о том, что размер фактических поступлений взносов собственников помещений на капитальный ремонт МКД составил менее 50 процентов от суммы представленных к оплате счетов собственникам помещений. Мэрией приняты постановления о внесении изменений в постановление № 7109, которыми МКД включен в Перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Не согласившись с постановлениями мэрии в части включения МКД в Перечень, ТСЖ обратилось в арбитражный суд. Как указал ВС РФ в определении от 30.05.2018г. № 304-КГ18-6182 по делу № А45-2581/2017, суды исходили из того, что задолженность в размере, указанном в уведомлении, в установленный пятимесячный срок собственниками помещений в МКД погашена не была, формирование фонда капитального ремонта в МКД осуществлялось товариществом ненадлежащим образом, в том числе денежные средства в объеме, поступившем от собственников помещений на специальный счет не вносились, а поступали в кассу ТСЖ и расходовались без использования специального счета. Суды пришли к выводу о наличии у инспекции правового основания по уведомлению органа местного самоуправления (мэрии) о непогашении задолженности на капитальный ремонт собственниками помещений МКД с целью принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Ссылка товарищества в подтверждение расходования денежных средств фонда капитального ремонта на договор подряда от 07.08.2015 № 04-2015, обоснованно не принята судами во внимание, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что выполненные работы были оплачены (перечислены) подрядчику за счет средств фонда капитального ремонта.

Еще одна причина возврата средств региональному оператору – несвоевременное проведение капитального ремонта.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов ( ч.1 ст.168 ЖК РФ).

Необходимо учитывать, что согласно ч.7 ст.189 ЖК РФ, в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления.

На основании изложенного можно сделать вывод, что при формировании фонда капитального ремонта на спецсчете, ремонт в МКД должен быть проведен не позднее сроков, указанных в региональной программе, а размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт должен составлять более чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов.

Компания «Бурмистр.ру» создает сайты для управляющих компаний и ТСЖ. Ресурсы отвечают всем требованиям законодательства. Более подробная информация о сервисе тут .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Зачем нужен спецсчет на капремонт и как его открыть

Фото: Александр Тарасенков/Интерпресс/ТАСС

Москвичи стали получать платежки со строчкой «капремонт» с 1 июля 2015 года. Перечисленные средства формируются на счетах регионального оператора фонда капитального ремонта, также их можно копить на специальных счетах. В столице каждый десятый дом перешел на самостоятельное накопление средств на таких счетах (по данным на 2017 год).

О том, как перейти на спецсчет, выбрать банк и оператора, как можно использовать эти средства, кому выгоднее копить самостоятельно, а кому платить в общий котел — в коротких карточках.

Какие счета бывают. Что выбрать – собственный и общий котел?

Cобственники многоквартирных домов, согласно Жилищному кодексу, могут выбрать один из двух способов, который позволит распоряжаться собранными средствами на капремонт. Жильцы имеют право создать спецсчет для своего дома или перечислять деньги региональному оператору — в общий котел.

«Схему работы регионального оператора можно сравнить с общим котлом, когда собранные населением средства расходуются на ремонт всех домов региона, без привязки к тому, в каком корпусе проживали плательщики», — говорит управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. Когда собственники формируют этот фонд на спецсчете, в случае ремонта банк перечисляет денежные средства по указанию владельца счета.

Кто может открыть счет. ТСЖ, ЖСК или управляющая компания

Сейчас открыть спецсчет можно только на юридическое лицо — ТСЖ, ЖСК или управляющую организацию, осуществляющую управление МКД на основании договора. Однако распоряжаться деньгами могут исключительно жители на основании решения собрания собственников. Собственный счет также можно открыть на регионального оператора.

«Основная сложность — определить, на кого открывать спецсчет и как обеспечить его высокую наполняемость. Если взносы собственников не поступают на спецсчет, его могут закрыть, а накопленные средства автоматически перевести регоператору», — разъясняет президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), Никита Чулочников.

Как выбрать банк и условия открытия спецсчета

В России существуют десятки кредитных организаций, где можно открыть и обслуживать спецсчет на капремонт. Их список опубликован на сайте Центробанка. Все они соответствуют требованиям к размеру капитала, установленным Жилищным кодексом и законом «О Фонде содействия реформированию ЖКХ».

Крупнейшие банки Сбербанк и ВТБ не берут деньги за открытие и обслуживание счета, но некоторые предоставляют такие услуги на платной основе. Поэтому прежде чем определиться с выбором финансовой организации, где будет открыт спецсчет, нужно уточнить условия его открытия. Чтобы деньги не сгорали от инфляции, так называемый неснижаемый остаток на расчетных счетах можно перевести на депозит с начислением на него процентов.

В некоторых случаях за открытие специального счета и его обслуживание придется платить — обычно в договоре прописывается пункт, согласно которому банк может снять необходимую для обслуживания сумму, уточняет Литинецкая. По ее словам, стоимость открытия не превышает нескольких тысяч рублей.

Как открыть спецсчет

Для начала нужно провести собрание собственников многоквартирного дома (ОСС). На нем большинство должно принять решение о переходе на спецсчет, выбрать кредитную организацию, оператора счета (юрлицо), определить размер ежемесячного взноса на капремонт (он должен быть не ниже минимального в регионе). Если ОСС приняло положительное решение, то владелец счета открывает его в соответствующем банке, направив заявление (не позднее чем через 15 дней), а также уведомляет об этом Мосжилинспекцию и регионального оператора (в течение пяти дней после принятия решения).

«Перейти от общего котла к специальному счету, открытому собственниками на конкретный дом, сегодня проще, чем несколько лет назад. При этом отказаться от спецсчета для капремонта по конкретному дому в пользу общего котла куда проще и быстрее по времени. В первом случае переход займет три месяца, во втором — всего месяц», — отмечает Литинецкая.

Подробные рекомендации и примеры документов для проведения собрания собственников жилья по вопросам, связанным с капремонтом, обычно размещены на сайтах региональных отделений фонда капремонта.

Главная сложность при переходе от сборов региональному оператору на спецсчет заключается в обеспечении кворума собственников. Необходимо, чтобы на общем собрании как минимум половина плюс один голос были за новую схему отчислений. Кроме того, сложности возникают с определением размера взносов на специальный счет: жильцы могут быть не согласны с озвученной суммой, поэтому нужного количества голосов не наберется, говорит Литинецкая.

Плюсы и минусы: мому подойдет собственный счет, а кому общий котел?

Переход на спецсчет выгоден, в первую очередь, жителям вчерашних новостроек, а также владельцам объектов с дорогим ремонтом и инженерными системами, с размером взноса выше среднего, считает Никита Чулочников. В новых домах капремонт планируется еще не скоро, и важно сохранить и приумножить накопленные на него средства, поясняет он. «Возможный риск — это снижение ставок при размещении средств на короткий период (дает возможность оперативно тратить, например на капремонт протекшей весной кровли) и банкротство кредитно-финансовой организации», — предостерегает Чулочников.

Основная выгода в переходе на спецсчет, по мнению Чулочникова, в том, что собранную сумму можно потратить на свой дом вне зависимости от финансовой ситуации в региональном фонде капремонта. «Главное преимущество работы со специальным счетом заключается в том, что вам не придется годами ждать ремонта, проводимого по графику. Как только будет накоплена нужная сумма, собранием собственников можно решить вопрос о необходимости выполнения капремонта», — говорит Литинецкая. Причем владельцы жилья свободны при выборе подрядной организации: это может быть конкретная компания либо подрядчик выбирается на конкурсной основе, добавляет она.

Котловой способ интересен жителям старого жилфонда, особенно в несерийных зданиях в плотной застройке центра города, считает Чулочников. «Утрата проектной документации на дом, многослойные, запутанные инженерные сети и необходимость нестандартного подхода к организации работ могут сильно удорожить их проведение. Для накопления нужной суммы необходим высокий тариф и сбор средств в течение многих лет. Ни то ни другое немногочисленные жители среднеэтажного дома сделать не в состоянии. Только котловые накопления позволят им своевременно провести капремонт, не дожидаясь аварийного состояния здания», — убежден Чулочников.

Котловой способ, по мнению Литинецкой, для собственников более прост и поэтому привлекателен: работа с региональным оператором освобождает собственников от необходимости управлять расходами, заниматься поиском подрядчиков и пр.

Ссылка на основную публикацию