Исправление кадастровой ошибки в судебном порядке

Исправление кадастровой ошибки в судебном порядке

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к заполнению и формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Указанное в части 1 настоящей статьи заявление может быть представлено в форме электронного документа посредством использования личного кабинета без подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

3. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее – реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:

1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;

2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;

3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

6. Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении такой реестровой ошибки.

(в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. По истечении трех месяцев со дня направления в предусмотренные частью 6 настоящей статьи органы решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств в порядке, установленном статьей 34 настоящего Федерального закона.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

7. По истечении трех месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий. На основании поступившего в орган регистрации прав до истечения указанного в настоящей части срока заявления собственника земельного участка данный срок продлевается на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на три месяца. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоудостоверяющих документах, с использованием картографической основы и (или) иных документов (материалов) в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не более чем на пять процентов.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. При исправлении реестровых ошибок в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, орган регистрации прав на основании имеющихся и (или) полученных дополнительно документов и материалов также вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ (координатах характерных точек границ) смежных и (или) несмежных земельных участков исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на соответствующий земельный участок, или при отсутствии такого документа – исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, или в случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка – исходя из местоположения границ такого земельного участка, существующих на местности пятнадцать лет и более и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих установить местоположение границ земельного участка, и (или) контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий, а также сведения о площади земельных участков в соответствии с установленным местоположением границ таких земельных участков. В указанном случае подготовка межевого или технического плана соответствующего объекта недвижимости не осуществляется.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

7.2. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных органом регистрации прав, в том числе в результате исправления реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, сведений о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости на основании документов, представленных в орган регистрации прав собственником указанных земельного участка, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства после внесения таким органом сведений о местоположении границ земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

7.3. В целях реализации полномочий органа регистрации прав, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи, публично-правовая компания, указанная в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляет определение координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, площади таких земельных участков, определение координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также при необходимости – координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.

(часть 7.3 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.4. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельных участков, характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке при исправлении реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке в предусмотренном частью 7.1 настоящей статьи случае устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

(часть 7.4 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

7.5. В случае, если органом регистрации прав в сведениях Единого государственного реестра недвижимости выявлена реестровая ошибка, связанная с использованием системы координат, отличной от местной системы координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении кадастрового округа (далее – иная система координат), орган регистрации прав при наличии у него параметров перехода (ключей) от иной системы координат к местной системе координат вправе без предварительного извещения заинтересованных лиц осуществить пересчет координат характерных точек всех границ (включая границы земельных участков, контуры зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и границы объектов, сведения о которых внесены в реестр границ), сведения о местоположении которых представлены в Едином государственном реестре недвижимости в иной системе координат, в местную систему координат и внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части местоположения таких границ, а в отношении земельных участков также в части их площади. Значение вычисленной в связи с таким пересчетом площади земельного участка может отличаться от первоначального значения площади не более чем на величину погрешности определения площади земельного участка, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

(часть 7.5 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

8. В течение пяти рабочих дней со дня исправления реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, орган регистрации прав обязан уведомить об этом правообладателя земельного участка в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

9. Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.

Как исправить кадастровую ошибку в судебном порядке?

Как исправить кадастровую ошибку в судебном порядке

Кадастровая ошибка – недостоверность сведений в единой федеральной базе данных на недвижимое имущество (ЕГРН). Указанная ошибка может быть допущена во время процедуры кадастрового учета или государственной регистрации, а ее исправление осуществляется по специальным правилам, предусмотренным Федеральным законом № 218-ФЗ. Исправить кадастровую можно как в судебном порядке, так и без суда.

Что это такое

В статье 61 Федерального закона № 218-ФЗ содержится разграничение технической и реестровой (кадастровой) ошибки, что напрямую повлияет на порядок их исправления. В перечень ошибок технического характера входят:

  1. грамматическая или арифметическая ошибка;
  2. описка или опечатка;
  3. иные аналогичные нарушения.

Технические ошибки допускаются должностными лицами Росреестра при переносе сведений из кадастровых документов. Технический характер ошибок подразумевает, что кадастровым инженером все виды работы были выполнены правильно, а определенные им характеристики объекта соответствуют действительности и являются достоверными.

Исправление технической ошибки осуществляется в течение трех рабочих дней по факту ее выявления. При этом должностные лица Росреестра обязаны уведомить правообладателя или иных заинтересованных лиц о выявленном нарушении и исправлении ошибки. Также технические ошибки исправляются на основании решения суда или по заявлению любого заинтересованного лица.

Ошибки в кадастровых сведениях носят комплексный характер, поскольку связаны с недостоверностью данных об объекте недвижимости, представленных кадастровым инженером или участниками правоотношений. Согласно статьей 61 Федерального закона № 218-ФЗ, к кадастровым ошибкам относятся:

  • ошибка, допущенная в межевом или техническом плане на объект недвижимости;
  • ошибка в карте-плане территории;
  • аналогичное нарушение, допущенное при составлении акта обследования (например, в акте о физическом уничтожении объекта недвижимости для снятия его с кадастрового учета).

Обратите внимание! Указанный тип ошибок возникает ввиду нарушений, допущенных кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ, либо в процессе представления документов в органы Росреестра иными лицами.

Выявление кадастровой ошибки происходит путем сверки данных, внесенных в реестр ЕГРН, с фактическими сведениями на объект недвижимости. Данная ошибка может устанавливаться как должностными лицами Росреестра, так и правообладателями объекта или иными заинтересованными лицами.

Способы устранения реестровой ошибки

Выявление возможных реестровых ошибок происходит путем сопоставления данных, внесенных в реестр ЕГРН, и фактических характеристиках объекта недвижимости. Для этого возможны следующие варианты:

  • проведение внутренних работ в службе Росреестра по проверке достоверности сведений кадастрового учета в ЕГРН;
  • получение заинтересованными лицами выписок из реестра ЕГРН;
  • получение информации по объекту недвижимости в электронной форме через Публичную кадастровую карту.

Обратите внимание! Функциональные возможности электронного ресурса Публичной кадастровой карты позволяют отметить выявленную ошибку, после чего органы Росреестра обязаны проверить данную информацию.

По правилам Федерального закона № 218-ФЗ исправление выявленной реестровой ошибки возможно следующими способами:

  • если исправление допущенного нарушения не влечет вред правам и законным интересам правообладателей или третьих лиц – исправление осуществляется в порядке информационного взаимодействия службы Росреестра и иными уполномоченными органами или специалистами (например, путем направления данных о выявленном нарушении кадастровому инженеру);
  • если возникают основания предполагать, что исправление реестровой ошибки повлечет вред или ущерб законным интересам граждан и организаций – для изменения сведений ЕГРН необходимо получить судебное решение.

Если устранение кадастровой ошибки осуществляется без обращения в суд, сотрудники Росреестра обязаны внести необходимые исправления в течение пяти дней со дня представления надлежащих документов. При этом такой способ устранения реестровых ошибок допускается только в случае, если он не повлечет прекращение, изменение или переход прав на недвижимость.

По факту выявления и устранения нарушений правообладатели уведомляются учреждением Росреестра. При нарушении законных интересов правообладателей или иных лиц, допускается обжалование действий в судебном порядке.

Чтобы исправить кадастровую ошибку, влекущую нарушение прав и интересов собственников недвижимости или иных лиц, необходимо обратится в судебные органы. Решение суда будет являться законным основанием для исправления ошибки в принудительном порядке.

Исправление реестровых ошибок через суд

Ошибки, имеющие существенный характер, исправляются в судебном порядке. Согласно статье 61 Федерального закона № 218-ФЗ правом на обращение в суд по данной категории споров обладают:

  • субъекты, обладающие определенными правами на объект недвижимости (собственники, участники арендных отношений и т.д.);
  • заинтересованные лица, чьи права нарушаются в результате допущенной ошибки (например, владельцы смежных земельных наделов и т.д.);
  • учреждение Росреестра, если иные лица уклоняются от выполнения действий по исправлению реестровых нарушений.

Вне зависимости от инициатора судебного обращения, участию в деле будут обязательно привлечены представители службы Росреестра, кадастровый инженер и субъекты, чьи права и интересы будут затрагиваться в ходе разбирательства спора.

К числу наиболее распространенных кадастровых ошибок, которые подлежат устранению в судебном порядке, можно отнести:

  • недостоверное описание местоположения границ земельного надела, если данная ошибка не была устранена в рамках досудебной процедуры урегулирования спора;
  • существенная ошибка, допущенная при описании технических и качественных характеристик объекта недвижимости;
  • наличие спора о результатах дополнительных кадастровых работ, проведенных для устранения реестровой ошибки.

Для отельных видов реестровых ошибок предусмотрен обязательный досудебный порядок устранения нарушений. Например, при выявлении ошибки в описании местоположении границ земельного надела должностные лица Росреестра обязаны уведомить правообладателя, кадастрового инженера и иных заинтересованных субъектов о выявленном нарушении. При этом сторонам предоставляется возможность исправить все нарушения без обращения в суд.

Для этого кадастровым инженером проводятся дополнительные работы по обследованию спорного участка, а итоговый акт подлежит согласованию с владельцами смежных наделов. Обращение в суд будет возможно только при недостижении согласия всех заинтересованных лиц о результатах дополнительных кадастровых работ, либо в случае нарушения шестимесячного срока для проведения этой процедуры.

Юридическим основанием для рассмотрения указанного спора в суде будет являться исковое заявление об исправлении кадастровой ошибки. В его содержание нужно включить следующие элементы:

  1. наименование судебного органа, который будет рассматривать дело;
  2. данные инициатора обращения в суд, а также всех остальных участников процесса;
  3. обстоятельства выявления реестровой ошибки (например, уведомление службы Росреестра);
  4. характеристики допущенной ошибки (например, недостоверность описания границ земельного надела);
  5. описание действий и мероприятий по досудебному урегулированию спора;
  6. исковые требование – необходимо указать, какие сведения подлежат внесению в реестр ЕГРН для устранения выявленной ошибки.

При обращении в суд инициатор подачи иска должен подтвердить свои полномочия по отношению к спорному объекту недвижимости, либо указать заинтересованность в результатах исправления ошибки. Например, в ряде случаев инициатором судебного процесса может являться залогодержатель объекта недвижимости, который имеет потенциальную возможность обратить взыскание на заложенное имущество правообладателя.

Рассмотрение дела в судебном порядке будет осуществляться на основании документов, представленных инициатором спора и иными лицами. В состав таких документов будут входить:

  • исходные документы кадастровых работ и кадастрового учета – первоначальный межевой или технический план, карта-план территории и т.д.;
  • выписка из ЕГРН, из которой усматривается реестровое нарушение;
  • уведомление службы Росреестра о выявленном нарушении с указанием характеристики и описания ошибки;
  • документы, подготовленные кадастровым инженером при устранении ошибки – измененный межевой или технический план, акт обследования или согласования, и т.д.;
  • возражения третьих лиц о результатах дополнительных кадастровых работ (например, письменные мотивированные возражения владельцев смежных земельных наделов при урегулировании спора о границах участков).

В ходе рассмотрения дела суд не связан исследованием только представленных материалов. Для вынесения законного решения в ходе судебного процесса могут заслушиваться доводы кадастрового инженера с обоснованием результатов кадастровых работ, а также иных специалистов и экспертов, привлеченных к рассмотрению дела по инициативе суда или ходатайству сторон.

В рамках судебного процесса может назначаться проведение дополнительных кадастровых работ по инициативе суда или иных участников дела. Для этого может привлекаться не только кадастровый инженер, проводивший работы на спорном участке, но и иные специалисты данной сферы. В результате оценки и сравнения представленных доказательств, а также с учетом аргументированного заключения службы Росреестра, судом будет вынесено решение об исправлении кадастровой ошибки.

Отдельные особенности предусмотрены Федеральным законом № 218-ФЗ для судебного оспаривания действий должностных лиц Росреестра, самостоятельно исправивших реестровую ошибку. В таких случаях нужно учитывать следующие обстоятельства:

  • при самостоятельном устранении ошибки в описании местоположения границ земельного надела его площадь не может изменяться более чем на 5% из исходного размера участка (если установлен факт увеличения или уменьшения площади более чем на 5%, решение службы Росреестра может быть оспорено любым заинтересованным лицом);
  • если по истечении шести месяцев, предоставленных для устранения ошибки, должностные лица Росреестра самостоятельно внесли изменения в ЕГРН, такие действия могут оспариваться при нарушении прав и интересов заинтересованных лиц.

Оспаривание неправомерных действий должностных лиц Росреестра при устранении реестровых нарушений осуществляется в судебном порядке по аналогичным правилам. Для этого заинтересованное лицо должно доказать не только нарушение своих интересов, но и представить суду достоверные кадастровые сведения для устранения реестровой ошибки.

После вступления в законную силу судебного акта исправление ошибок осуществляется следующим образом:

  1. заинтересованное лицо представляет судебный акт и заявление в территориальное учреждение Росреестра (если инициатором обращения в суд выступало данное ведомство, решение будет направлено непосредственно заявителю);
  2. в течение пяти дней со дня поступления судебного акта органами Росреестра вносятся достоверные сведения в реестр ЕГРН;
  3. правообладатели и заинтересованные лица уведомляются о проведенных изменениях в кадастровых сведениях на спорный объект недвижимости;
  4. об исполнении решения должностные лица Росреестра обязаны уведомить суд, рассматривавший дело.

Подтверждение об устранении кадастровой ошибки осуществляется путем выдачи актуальной выписки из ЕГРН, которую имеют право получить все заинтересованные лица. Также аналогичные изменения должны быть внесены в Публичную кадастровую карту Росреестра.

Новые правила исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости

С 2021 г. пересчитать кадастровую стоимость объекта недвижимости из-за ошибки могут без заявления о ее исправлении. Причем уведомлять собственника об этом никто не обязан. Об увеличении стоимости он может узнать уже после получения требования налоговой о доплате налога

Новые правила исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости

С 1 января 2021 г. вступили в силу положения Закона № 269-ФЗ 1 , регулирующие механизм исправления ошибок, которые были допущены при определении кадастровой стоимости. Усовершенствовали ли данные нормы порядок исправления ошибок, упростили ли его? Разберемся в этой статье.

Какими бывают ошибки?

Виды ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, закреплены в ст. 21 Закона № 237-ФЗ 2 . К ним относятся:

  • несоответствие методическим указаниям о государственной кадастровой оценке (ранее в законодательстве именовались методологическими ошибками);
  • описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости (ранее в законодательстве именовались техническими ошибками);
  • искажение данных об объекте недвижимости (неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости; использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости).

Таким образом, к первой группе ошибок можно отнести, например, использование некорректной расчетной модели или применение необоснованных корректировок; ко второй – опечатку в площади объекта; к третьей – указание на аварийное/ветхое состояние объекта или нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории и т.д.

В зависимости от количества объектов недвижимости, затронутых ошибкой, их разделяют на единичные (в отношении одного объекта) и множественные ошибки (в отношении нескольких объектов).

Откуда берутся ошибки?

Государственная кадастровая оценка – это трудоемкая процедура, которая с момента принятия решения о проведении оценки до утверждения результатов может длиться полтора года (п. 7 ст. 11 Закона № 237-ФЗ).

При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, расчетных моделей 3 . Рассчитывается кадастровая стоимость на основании общедоступной статистической и рыночной информации. Но такой способ не позволяет учесть все ценообразующие характеристики каждого объекта недвижимости. Это достижимо только в рамках индивидуальной оценки.

Таким образом, поскольку кадастровая оценка проводится «укрупненно» и не все характеристики объекта могут быть учтены, появляется риск возникновения ошибок при определении кадастровой стоимости. Что касается технических ошибок, то здесь ведущую роль играет человеческий фактор.

Как найти ошибку и что с ней делать?

Первое, что указывает на возможное наличие ошибки, – размер кадастровой стоимости. Каждый собственник, правообладатель объекта недвижимости ориентировочно понимает, какова его рыночная стоимость. Согласно логике законодательства кадастровая стоимость – это рыночная стоимость, определенная методом массовой оценки. То есть расхождение кадастровой и рыночной стоимости не должно быть существенным. Если кадастровая стоимость не укладывается в рыночный диапазон, скорее всего, была допущена ошибка.

Но как понять, в чем именно ошибка?

1. Можно обратиться в ГБУ с заявлением о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, в порядке ст. 20 Закона № 237-ФЗ. Подобное заявление рассматривается в течение 30 дней. Если ГБУ найдет ошибку, допущенную при определении кадастровой стоимости, ее должны будут исправить (ст. 21 Закона № 237-ФЗ). Тем не менее данный способ не гарантирует выявления ошибки.

2. Можно попробовать найти ошибку самостоятельно. Технологии позволяют разобраться в данном вопросе, не выходя из дома. Но нужно иметь в виду: без специального оценочного образования скорее получится выявить лишь очевидные («технические») ошибки.

Что страшнее: ограничения в обороте, ограничения в использовании или неопределенность границ земельного участка?

Чтобы понять, какие данные были использованы при проведении государственной кадастровой оценки, необходимо обратиться к общедоступному ресурсу «Фонд данных государственной кадастровой оценки». Здесь отображаются сведения об объекте недвижимости, на основании которых рассчитывалась кадастровая стоимость. Более подробную информацию можно найти в отчете об определении кадастровой стоимости. Такие отчеты также есть в открытом доступе в вышеупомянутом Фонде данных.

Стоит отметить, что ошибки методологического характера крайне сложно доказать даже при привлечении профессионального оценщика. При этом, несмотря на то что ключевая цель – это пересмотр кадастровой стоимости, доказать надо именно наличие ошибки при проведении государственной кадастровой оценки, что проблематично, учитывая массовый характер расчетов 4 . Более того, если ошибку получится выявить, кадастровую стоимость объекта пересчитают на основании массовых показателей и скорректируют исключительно в рамках обнаруженной ошибки, а это не всегда приводит к ожидаемому результату. В большинстве случаев при выявлении ошибки не технического характера правообладателю целесообразно сразу идти по пути установления кадастровой стоимости, равной рыночной.

Кроме того, исправление ошибки – инструмент неоднозначный. Прибегая к нему, правообладатель должен быть уверен, что такое исправление приведет к уменьшению кадастровой стоимости, а не наоборот 5 . К сожалению, без оценочного образования не всегда можно адекватно определить влияние ошибки на размер кадастровой стоимости.

Как исправить ошибку?

Изменение кадастровой стоимости путем исправления ошибок регламентировано ст. 21 Закона № 237-ФЗ.

С заявлением об исправлении ошибки можно обратиться в ГБУ, проводившее государственную кадастровую оценку, в течение 5 лет со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости. Информацию о ГБУ можно найти на сайте Росреестра в Фонде данных государственной кадастровой оценки.

Способы подачи заявления в ГБУ:

  • лично;
  • через многофункциональный центр;
  • регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • через интернет, в том числе Портал госуслуг.

Форма заявления и требования к его заполнению утверждены Приказом Росреестра от 6 августа 2020 г. № П/0286 «Об утверждении формы заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, требований к заполнению заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости».

Заявление должно содержать:

  • Ф.И.О. физлица (наименование юрлица), номер телефона, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты заявителя;
  • кадастровый номер объекта недвижимости;
  • содержание ошибок с указанием при необходимости номеров страниц (разделов) отчета;
  • обоснование отнесения сведений к ошибочным.

К заявлению об исправлении ошибки можно приложить документы, подтверждающие ее наличие. Такими документами могут быть декларация об объекте недвижимости, отчет об оценке рыночной стоимости, фотографии и др.

Срок рассмотрения заявления – 30 календарных дней. После этого ГБУ либо пересчитает кадастровую стоимость в течение 45 дней с момента подачи заявления, либо откажет в ее пересчете.

Заявление рассматривается в отсутствие интересанта. ГБУ обязано проинформировать заявителя о решении в течение 3 рабочих дней после его вынесения.

В случае положительного решения ГБУ в течение 3 рабочих дней после пересчета кадастровой стоимости обязано сообщить сведения о новой стоимости в уполномоченный орган субъекта для внесения изменений в акт об утверждении кадастровой стоимости и в Росреестр для внесения сведений в ЕГРН.

А заявитель кто?

До 1 января 2021 г. в ст. 21 Закона № 237-ФЗ было четко прописано, что обратиться с заявлением об исправлении ошибки могло лицо, чьи права и интересы затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, а также государственные органы власти и органы местного самоуправления. С января 2021 г. указанный перечень лиц был расширен: теперь любое лицо вправе обратиться с таким заявлением. При этом механизм уведомления собственника/правообладателя о рассмотрении заявления не предусмотрен, что фактически означает отсутствие у него возможности защитить свои права.

Более того, новая редакция Закона № 237-ФЗ позволяет уполномоченному органу субъекта принимать решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок без соответствующего заявления. Механизм уведомления правообладателя объекта недвижимости о пересчете также не предусмотрен законодательством. То есть в случае пересмотра стоимости в сторону увеличения он может узнать об этом гораздо позднее – например, после получения требования налоговой о доплате налога.

Вывод: законодатель предоставляет карт-бланш госорганам в сфере исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, при этом мнение правообладателя не учитывается.

Оспаривание решений ГБУ: арбитраж или суды общей юрисдикции?

Статья 21 Закона № 237-ФЗ закрепляет возможность судебного оспаривания любого решения, вынесенного ГБУ по заявлению об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости.

До 1 января 2021 г. возникал вопрос, какому суду подсудны споры об оспаривании решений ГБУ в случае, если заявителем является юридическое лицо. Ведь право их оспаривать предусмотрено и гл. 24 АПК РФ, и гл. 22 КАС РФ. Ключевыми моментами для принятия решения о подсудности становились выводы об экономическом характере спора и теория автоматического отнесения вопросов, связанных с кадастровой стоимостью, к компетенции судов общей юрисдикции. По факту подсудность формировалась складывающейся в регионе практикой. Например, в Петербурге подобные споры рассматривали арбитражные суды 6 , а в Москве, Курске и Пензе – суды общей юрисдикции 7 .

С 1 января 2021 г. в Законе № 237-ФЗ четко прописано, что решения ГБУ оспариваются в порядке административного судопроизводства, т.е. судами общей юрисдикции.

Когда начинает применяться измененная кадастровая стоимость?

Закон № 269-ФЗ не только перекроил порядок определения и пересмотра кадастровой стоимости, но и внес существенные изменения в правила применения стоимости в случае ее пересмотра или изменения. Так, после исправления ошибки новая кадастровая стоимость будет применяться:

  • с начала применения ошибочной стоимости в случае ее уменьшения (подп. «б» п. 3 ст. 18 Закона № 237-ФЗ);
  • с 1 января года, следующего за годом, когда ошибка была исправлена, в случае увеличения кадастровой стоимости (п. 2 ст. 18 Закона № 237-ФЗ).

Стоит отметить, что более ранняя редакция Закона № 237-ФЗ, действовавшая до 11 августа 2020 г., не допускала пересчета кадастровой стоимости в сторону увеличения при исправлении ошибки.

1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

3 Приказ Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке».

4 Решение Московского областного суда от 9 июня 2020 г. по делу № 3а-1040/2020, Решение Приморского районного суда (г. Санкт-Петербург) от 20 ноября 2019 г. по делу № 2а-10126/2019.

5 Постановление АС Северо-Западного округа от 21 декабря 2020 г. по делу № А56-52961.

6 Постановления АС Северо-Западного округа от 2 декабря 2020 г. по делу № А56-52953/2019, от 21 декабря 2020 г. по делу № А56-52961/2019.

7 Определение о возвращении заявлений АС Курской области от 13 марта 2020 г. по делу № А35-2033/2020; определение о возвращении заявлений АС г. Москвы от 31 января 2020 г. по делу № А40-1478/2020; решение Пензенского областного суда от 10 сентября 2020 г. по делу № 3а-247/2020.

Судебные споры о границах земельных участков

Немного иначе должны рассматриваться судами дела, связанные с границами земельных участков, если спор вытекает из реестровой (ранее в законодательстве она именовалась кадастровой) ошибки.

Согласно части 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости», воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном этим Федеральным законом (реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Процедура исправления реестровой (ранее – кадастровой) ошибки установлена в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № 42 (ред. от 20.01.2016) в соответствии с названным выше Федеральным законом.

Из пунктов 4, 18, 47 Порядка следует, что исправление таких ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.

Основаниями для исправления реестровой (ранее – кадастровой) ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении такой ошибки.

Так, по одному из рассмотренных дел судом было установлено отсутствие между сторонами по делу спора о фактических границах земельных участков, а спор заключался в оспаривании кадастрового учета, произведенного по данным кадастрового инженера, в планах которого были изображены границы, не соответствующие их фактическому расположению.

При этом факт наличия кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости координат поворотных точек границ земельного участка собственника был установлен проведенной по делу экспертизой.

В качестве ответчика по требованию об установлении реестровой (ранее – кадастровой) ошибки должен быть привлечен орган кадастрового учета, которым внесены недостоверные сведения в государственный кадастр.

Между тем, суд рассмотрел спор о такой ошибке, не привлекая к делу орган кадастрового учета в качестве соответчика, чем нарушил не только интересы сторон и этого органа, но и, по сути, не рассмотрел спор.

Вывод, который отсюда следует: споры о границах земельных участков, вытекающие из реестровых (ранее – кадастровых) ошибок, должны разрешаться с обязательным привлечением на стороне ответчика кадастрового органа, а не только смежного землепользователя, и разрешаться в порядке исправления реестровой ошибки.

В судебной практике нередки случаи отказа истцам по искам об установлении границ земельных участков. Верховным Судом Российской Федерации неоднократно такие решения судов отменялись. При этом указывалось следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Перечисленные выше нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должны применяться с учетом положений его статьи 2 о том, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Судебные постановления, не отвечающие требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой решение должно быть законным и обоснованным, не могут считаться соответствующими положениям закона.

Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59–61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанные выше требования процессуального закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.

По одному из рассмотренных дел Верховный Суд Российской Федерации указал, что суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, учитывая наличие у спорящих сторон правопритязания относительно земельного участка, имеющего один адрес, оставил возникший между сторонами спор фактически неразрешенным, тем самым нарушив положения статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

И подобных отмен судебных актов нижестоящих судов по вопросам о границах земельных участков в практике Верховного Суда страны (по мотивам нарушения ст.2 ГПК РФ) автор публикации за последние годы насчитал не менее десятка.

В связи с этим можно сформулировать еще один важный вывод: отказ в иске о границах земельного участка может последовать только по мотивам его необоснованности. Такой отказ не может последовать по формальным основаниям (по мотивам отсутствия уточненных границ, несоответствия площадей земельных участков их фактическим размерам, недоказанности обстоятельств спора и т.п.). Иное на практике будет означать фактическое неразрешение судебного спора.

Надеемся, что приведенные в статье примеры разрешения споров о границах земельных участков и сформулированные автором выводы смогут помочь в подготовке и отстаивании правовых позиций по конкретным делам, иногда сложным для правоприменителей, послужат делу объективности и стабильности судебных актов.

МИХАИЛ СЛЕПЦОВ, АДВОКАТ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР АДВОКАТСКОГО БЮРО «СЛЕПЦОВ И ПАРТНЕРЫ», КАНДИДАТ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 02 (196) дата выхода от 20.02.2019.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Нужно ли исправлять реестровую ошибку? И как это сделать?

Понятие «реестровая ошибка» прочно вошло в перечень профессиональных терминов с 01.01.2017 года, после вступления в силу ряда поправок к законодательным актам.

Что такое «реестровая ошибка»?

Реестровая ошибка – это, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане объекта землеустройства или акте обследования.

Почему возникают реестровые ошибки?

Ошибка может содержаться в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав лицами и/или органами в порядке информационного взаимодействия. Свою роль может сыграть и «человеческий фактор» – ошибки могут быть допущены лицом, выполнившим кадастровые работы. В межевом, техническом плане, акте обследования может содержаться неверная информация. Может быть ошибка и в нормативных актах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Нужно ли исправлять реестровую ошибку?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать наиболее распространенные проблемы, возникающие при наличии реестровой ошибки. К ним относятся:

  • невозможность поставить объект недвижимости на учет, либо снять его с учета, а также внести соответствующие изменения в необходимые документы;
  • возможное желание собственника смежного земельного участка заявить свои права на часть соседнего участка и добиваться решения в суде;
  • возможное начисление налогов на недвижимое имущество и гос. пошлины (например, при вступлении в наследство) по завышенным ценам;
  • возможные препятствия при получении кредита или субсидии, участию в программе государственной поддержки “материнский капитал;
  • отказ владельцу недвижимости при попытке продать коттедж или земельный участок;
  • риск возникновения ограниченного права пользования недвижимостью (например, в документах ошибочно указано, что участок не предназначен для жилищного строительства).

Таким образом, реестровая ошибка может стать существенным препятствием при осуществлении любых действий с недвижимостью. В ее исправлении, в первую очередь, заинтересован правообладатель объекта недвижимости.

Как исправить реестровую ошибку?

Если органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав допущена описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка – такие ошибки называются техническими и исправляются по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения.

Подать заявление на исправление технической ошибки может любое заинтересованное лицо.

Реестровая ошибка – ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы и воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости.

Помочь решить данную проблему может грамотный кадастровый инженер.

Специалисты Компании «Региональный кадастровый центр» имеют колоссальный опыт проведения всех видов кадастровых и землеустроительных работ. Сотрудники регулярно проходят обучение для повышения уровня профессиональной квалификации.

Для определения точного положения границ земельных участков используется самое современное геодезическое оборудование, что позволяет решать поставленные задачи на самом высоком уровне. Более подробно ознакомитьсяс результатами работ кадастровых инженеров Компании «Региональный кадастровый центр» можно на нашем сайте: http://rkc56.ru.

Законом предусмотрены три варианта исправления реестровых ошибок:

  1. Путем формирования межевого, технического плана или карта (плана). В этом случае, кадастровому инженеру необходимо приложить документы, подтверждающие наличие ошибки и обосновать этот факт в разделе «Заключение кадастрового инженера».
  2. В порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ЕГРН, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия);
  3. На основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (вне зависимости от причин ее возникновения).

В течение пяти рабочих дней со дня исправления реестровой ошибки орган регистрации прав обязан уведомить об этом правообладателя.

Исправление ошибок в судебном порядке.

Если по заявлению устранить ошибки не удалось, то споры, возникающие в связи с исправлением, рассматриваются в судебном порядке.

Целью судебного иска будет требование о внесении изменений в характеристики объекта землеустройства в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Реестре недвижимости.

Ответчиком может быть как кадастровый инженер, допустивший ошибки при проведении межевых работ, так и орган государственной регистрации.

Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении ошибки.

Кадастровая ошибка: как определить границы своего участка

В последнее время многие землепользователи сталкиваются с проблемой смещения координат характерных точек границ принадлежащих им земельных участков. Некоторые обнаруживают, что их объекты недвижимости находятся на соседних земельных участках, а то и на другой улице. Погрешности могут достигать сотни метров.

Например, в Ростовской области из-за смещения координат в якобы «свободной» зоне был образован новый земельный участок, который на местности оказался включен в границы ранее образованного земельного участка. Спор между владельцами рассматривается судом уже почти три года, обе стороны несут крупные финансовые потери. Другой пример: в Ленинградской области в результате неправильного определения координат участок площадью 11 000 кв. м выбыл из земель неразграниченной государственной собственности, и орган местного самоуправления утратил право им распоряжаться. В результате граждане, которые могли бы получить в пользование причитающиеся им гектары, не могут воспользоваться своим правом.

Данная проблема создает поводы для острых конфликтов и длительных разбирательств между землепользователями, возникают риски захвата земли и различных мошеннических схем по ее изъятию у собственников.

Пересчет координат

Специалисты отмечают, что зачастую такая ситуация вызвана переводом описания местоположения земельного участка из старой системы координат в современную единую систему координат. На проблемы, связанные с наличием различных систем координат (включая условные), а также с пересчетом координат характерных точек границ кадастрового деления и сведений государственного кадастра недвижимости, в том числе с отсутствием необходимых параметров (ключей) перехода, обращалось внимание в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 апреля 2016 г. N 19-исх/05229-ем/16, в связи с чем кадастровым инженерам и органам Росреестра даны соответствующие рекомендации по их выявлению и устранению.

В правовом поле данная ситуация именуется кадастровой (реестровой) ошибкой, понятие и способ разрешения которой содержится в статье 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Согласно части 3 указанной статьи реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. При этом особо отмечается, что исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Если исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 статьи 61 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Таким образом, землепользователь может сам инициировать исправление кадастровой ошибки и предоставить в органы регистрации межевой план с уточненными координатами земельного участка.

Как устранить ошибку

Обращению об устранении ошибки должна предшествовать большая работа по исследованию реальных и номинальных границ смежных земельных участков с привлечением грамотных юристов и кадастровых инженеров, которые помогли бы найти оптимальный и наименее затратный алгоритм решения проблемы. Так, смещение в системе координат границ одного земельного участка может повлечь его наложение на границы смежного, в результате чего координаты последнего также придется уточнять, и так далее. То есть, инициатива одного землепользователя нередко затрагивает интересы всех соседей и проблемы нарастают, как снежный ком.

Так, в результате пересчета координат в Новосибирской области земельный участок гражданина оказался размещенным в границах разных муниципальных образований, что является недопустимым в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Земельного кодекса. Данная проблема создавала препятствия органу местного самоуправления в осуществлении полномочий по установлению границ населенного пункта. Для выхода из ситуации необходимо было получить согласие собственника на исправление реестровой ошибки, а в дальнейшем осуществить раздел принадлежащего ему земельного участка на два новых с размещением их границ на территории разных муниципальных образований, против чего собственник возражал. Добиться раздела получилось только на основании решения суда.

Очевидно, что работа по внесению изменений в сведения о координатах нескольких смежных земельных участках является длительной и затратной: дополнительно к уже проведенным заявителем кадастровым работам может потребоваться судебная землеустроительная экспертиза, помощь юристов, оплата госпошлин и так далее. Возникает вопрос, на кого возлагаются данные расходы?

Кто платит?

М. С. Толстых указывает, что в качестве ответчика по иску об исправлении кадастровой ошибки в виде пересечения (наложения) границ участков следует привлекать правообладателя ранее сформированного земельного участка, с границами которого выявлено пересечение, а орган кадастрового учета привлекается к рассмотрению дела в качестве третьего лица. Кадастровая палата не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не отвечает за достоверность сведений, в том числе о координатах поворотных точек земельного участка, представляемых для осуществления кадастрового учета. Данная позиция поддерживается и судебной практикой.

Хотя в качестве ответчика в суде и привлекается собственник смежного земельного участка, однако, его вины именно в возникновении кадастровой ошибки быть не может, ведь он пользуется участком в установленных границах, имеет правоустанавливающие документы. По факту он лишь отказывается согласовать изменение координат, иначе границы его участка также сместятся, а площадь может уменьшиться.

В ряде случаев претензии адресуются кадастровым инженерам. Частью 2 статьи 29.2 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что убытки, причиненные действиями (бездействием) кадастрового инженера заказчику кадастровых работ и (или) третьим лицам, подлежат возмещению за счет страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера. Однако, доказать наличие причинно-следственной связи между действиями кадастрового инженера по изготовлению межевого плана и понесенными землепользователем расходами по исправлению кадастровой ошибки затруднительно – положительная судебная практика по взысканию убытков с кадастровых инженеров практически отсутствует.

Таким образом, затраты на исправление кадастровых ошибок всецело возлагаются на собственников земельных участков, в отношении которых в ЕГРН содержатся неверные сведения, что отнюдь не является справедливым. О проблеме отсутствия лица, которому можно предъявить требования о взыскании убытков вследствие наличия в ЕГРН кадастровой ошибки, говорят многие авторы. Так, Казанчев И.Т. и Дворцов В.Е. указывают на необходимость более глубокой и планомерной регламентация вопросов гражданской ответственности кадастровых инженеров, Антропов Д.В. и Скачкова Д.И. также считают необходимым усилить ответственность кадастровых инженеров и органов государственной власти за допущенные кадастровые ошибки.

Комплексные кадастровые работы

Полагаю, что наиболее правильным и эффективным способом исправления массовых кадастровых ошибок, вызванных сменой системы координат, могут стать комплексные кадастровые работы, предусмотренные главой 4.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности». К сожалению, данному институту юридической наукой не уделяется достаточное внимание. Между тем, как указано в части 2 статьи 42.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» в результате выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется, в том числе, уточнение местоположения границ земельных участков и обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

Заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа. Финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета (статья 42.2 Федерального закона «О кадастровой деятельности»). Таким образом, комплексные кадастровые работы снимают финансовую нагрузку с собственников земельных участков, в отношении которых в ЕГРН содержатся неверные сведения.

Тем не менее, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено порядка десяти закупок, предметом которых являются комплексные кадастровые работы. Согласно документации закупок, цена контракта может составлять порядка 450 000 – 3 700 000 рублей, а стоимость кадастровых работ в отношении одного земельного участка составляет 2 500 – 6 100 рублей. Понятно, что в условиях повсеместного недостатка бюджетных средств проведение кадастровых работ за счет местных бюджетов не является приоритетной задачей, однако, частным лицам аналогичные работы обходятся в пять-десять раз дороже. Полагаю, в сложившейся ситуации именно комплексные кадастровые работы должны стать основным способом исправления кадастровых ошибок, вызванных сменой системы координат.

Пока же данный инструмент редко используется местными властями, землепользователям, столкнувшимся с описанной проблемой, можно рекомендовать решать ее на досудебном этапе, добиваться желаемого путем переговоров с привлечением консультантов и иных специалистов, не обостряя конфликт: судебные разбирательства по спорам о границах земельных участков, как показано выше, зачастую оказываются длительными и гораздо более затратными, чем можно было бы предположить в начале.

Ссылка на основную публикацию