Форму уведомления о контролируемых сделках обновят

Уведомление о контролируемых сделках

Уведомление подается не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Какие разделы заполнять

Форма уведомления включает титульный лист, разделы 1А, 1Б, 2 и 3. Титульный лист, разделы 1А и 1Б являются обязательными для заполнения, а разделы 2-3 представляются в зависимости от того, с какими контрагентами совершались контролируемые сделки.

Проверка уведомления

Когда уведомление будет заполнено, необходимо провести его проверку, а затем отправить в контролирующие органы. Как проверить и отправить отчет см. здесь .

Заполнение уведомления начинают с добавления сделки в разделе «Список сделок» и далее по порядку заполняют все необходимые разделы.

Строки «ИНН» и «КПП» в каждом разделе уведомления указываются автоматически из карточки регистрации клиента в системе «СБИС».

Порядковый номер страницы и дата заполнения расчета отражаются автоматически.

Титульный лист

В титульном листе налогоплательщиком заполняются все реквизиты, кроме раздела «Заполняется работником налогового органа».

При заполнении поля «Номер корректировки» в первичном уведомлении автоматически проставляется «0», в уточненном за соответствующий период необходимо указать номер корректировки (например, «1», «2» и т. д.).

При заполнении поля «Представляется в налоговый орган (код)» отражается код налогового органа, в который представляется уведомление. Он выбирается из справочника.

В поле «Отчетный год» автоматически указывается календарный год, за который представляется уведомление.

В поле «по месту нахождения (учета)» выбирается код места представления уведомления налогоплательщиком из соответствующего справочника. Так, крупнейшие налогоплательщики выбирают код «213», российские организации, не являющиеся крупнейшими – «214», ИП – «120» и т.д.

В поле «Код ОКТМО» указывается ОКТМО муниципального образования. Данный код выбирается из соответствующего классификатора. Узнать свой код ОКТМО можно с помощью электронных сервисов ФНС «Узнай ОКТМО» или «Федеральная информационная адресная система» (http://nalog.ru, раздел «Все сервисы»).

При заполнении поля «налогоплательщик» отражается полное наименование организации в соответствии с учредительными документами, либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица.

Поля «Форма реорганизации (ликвидация)» и «ИНН/КПП реорганизованной организации» заполняют только те организации, которые в налоговом периоде реорганизуются или ликвидируются.

В полях «Номер контактного телефона» и «Адрес электронной почты» отражаются номер телефона и адрес электронной почты налогоплательщика или его представителя.

При заполнении поля «Данное уведомление составлено на ____ страницах» отражается количество страниц, на которых составлено уведомление. Значение поля заполняется автоматически и пересчитывается при изменении состава отчета (добавлении/удалении разделов).

В поле «с приложением подтверждающих документов или их копий на ___ листах» отражается количество листов копии документа, подтверждающего полномочия представителя (например, копия доверенности).

В разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений подтверждаю: » указывается:

  • 1 – если документ представлен налогоплательщиком,
  • 2 – если документ подается представителем налогоплательщика. При этом указывается наименование представителя и документа, подтверждающего его полномочия.

Также на титульном листе, в поле «Достоверность и полноту сведений подтверждаю» автоматически указывается дата.

Если плательщик зарегистрирован в системе «СБИС», то почти все поля титульного листа заполняются автоматически.

Раздел 1А. Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)

Раздел 1А заполняется отдельно по каждой контролируемой сделке или группе однородных сделок, в т.ч. если такая сделка (группа однородных сделок) совершена комиссионером от своего имени, но по поручению и за счет комитента по договору комиссии.

Если в рамках одного договора совершаются различные неоднородные сделки, то по каждой такой сделке заполняется отдельный раздел 1А.

Чтобы сформировать раздел 1А, в разделе «Список сделок» главного меню нужно нажать на кнопку «Добавить сделку».

В поле «Порядковый номер сделки по уведомлению» автоматически указывается номер сделки по порядку.

Если сделка совершена комиссионером, то в соответствующем поле проставляется отметка.

Далее в подразделе «Основания для контроля сделки…»:

  • в поле «Взаимозависимость» выбирается соответствующий код взаимозависимости участников сделки;
  • в полях 121-124 отмечаются основания отнесения сделки к контролируемой согласно статье 105.14 НК РФ (например, если операция является сделкой между взаимозависимыми лицами, то проставляется отметка в поле 121 и т.д.);
  • в полях 131-138 отмечаются основания отнесения сделки к контролируемой с учетом особенностей, предусмотренных для сделок, совершенных между взаимозависимыми лицами, местом регистрации (жительства, налогового резидентства) всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация (например, если сумма доходов по таким сделкам превышает 1 млрд. руб., то проставляется отметка в поле 131 и т.д.).

Одновременное проставление отметок в полях 122-123 и 131-138 не допускается.

В подразделе «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»:

  • в поле «Группа однородных сделок» проставляется отметка, если сведения подготовлены по группе сделок.
    Если осуществлялось несколько операций в рамках одного договора, то в поле «Группа однородных сделок» отметка не делается ;
  • из соответствующих справочников выбираются: код наименования сделки и код стороны сделки, которой является налогоплательщик;
  • в поле «Признак определения цены…» делается отметка, если налогоплательщик совершил сделки, в отношении которых предусмотрено регулирование цен с учетом особенностей, установленных статьей 105.4 НК РФ;
  • в поле «Комментарии» отражаются комментарии о номере и дате документа, на основании которого осуществляется регулирование цен (поле не обязательно для заполнения);
  • в поле «Код определения цены сделки» выбирается соответствующий код, если цена сделки признается рыночной в соответствии с п. 8-11 статьи 105.3 НК РФ;
  • если в поле «Код определения цены сделки» выбран код, то указываются комментарии (поле не обязательно для заполнения);
  • в поле «Код методов ценообразования» выбирается код того метода ценообразования, который использовал налогоплательщик (поле не обязательно для заполнения);
  • если налогоплательщик использовал комбинацию 2 и более методов ценообразования (в поле «Код методов ценообразования» указан код «06»), то отражаются комментарии (поле не обязательно для заполнения);
  • в полях 251-259 проставляется отметка соответствующего кода источника информации, используемой налогоплательщиком при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (поле не обязательно для заполнения);
  • в поле «Количество участников сделки» отражается общее число участников контролируемой сделки;
  • в поле «Комментарии» отражается комментарии об участниках сделки (группы однородных сделок) (поле не обязательно для заполнения).

В подразделе «Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов…» указываются следующие сведения:

  • сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых за календарный год по правилам бухгалтерского учета.
    Сумма дохода указывается только в том случае, если налогоплательщик в контролируемой сделке реализует товары (работы, услуги или иные объекты гражданских прав) ;
  • сумма доходов по контролируемой сделке, цена которой подлежит регулированию;
  • стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком в контролируемой сделке (группе однородных сделок) за календарный год.
    Сумма расходов указывается только в том случае, если налогоплательщик в контролируемой сделке приобретает товары (работы, услуги или иные объекты гражданских прав) ;
  • стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком по контролируемой сделке, цена которой подлежит регулированию.

При заполнении данного подраздела следует учитывать, что не допускается одновременное заполнение суммовыми значениями полей «Сумма доходов…» и «Сумма расходов (убытков)…» и значение показателей должно быть равно сумме показателей полей «Итого стоимость без учета НДС и акцизов» в разделах 1Б, соответствующих этому разделу 1А.

Раздел 1Б. Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)

Раздел 1Б заполняется отдельно по каждому разделу 1А. При этом если сделка предполагает неоднократное получение доходов (признание расходов), для каждого случая заполняется отдельный раздел 1Б.

Чтобы сформировать раздел 1Б, необходимо перейти в раздел «Предметы сделки» главного меню и выбрать соответствующий предмет: товар, услуга (работа) или прочее.

Чтобы заполнить сведения в разделе 1Б, необходимо кликнуть по строке «Добавить…» и в открывшемся окне ввести данные:

  • название предмета сделки согласно первичным документам.
  • из справочника выбирается код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.

Данное поле заполняется только при совершении внешнеторговых сделок.

  • код вида товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

Поле заполняется только при совершении сделок, не являющихся внешнеторговыми.

Коды видов товара заполняются только в случае, если предметом сделки является товар.

Из классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) выбирается код вида деятельности, в соответствии с которым оказываются услуги, выполняются работы или осуществляется иная деятельность в результате сделки.

Данное поле не заполняется, если предметом сделки является товар.

В поле «Другой участник сделки» указываются порядковый номер контрагента, присвоенный налогоплательщиком, и сведения об этом участнике сделки (наименование, ИНН и КПП и др.).

Сведения о контрагенте, отраженные в поле «Другой участник сделки», должны соответствовать сведениям, указанным в разделе 2 (если участник сделки – организация) или разделе 3 (если участник сделки – физическое лицо).

В соответствующих полях указываются номер и дата договора, которым оформлена сделка.

Из классификатора стран мира выбирается код страны происхождения предмета сделки.

Поле не заполняется, если предметом сделки являются работы или услуги.

Далее указываются сведения (код страны, регион (только для России), населенный пункт) о месте, из которого начинается транспортировка товара для исполнения контролируемой сделки.

Сведения заполняются в случае, если предметом сделки являются товары.

В отдельных полях указываются сведения (код страны, регион (только для России), населенный пункт) о месте совершения сделки.

Затем отражается код условия поставки, который должен соответствовать условиям договора.

Поле «Код условия поставки» заполняется в случае, если предметом сделки являются товары.

Из классификатора ОКЕИ выбирается код единицы измерения предмета сделки.

В следующих полях отражаются:

  • количество предметов сделки;
  • цена за единицу предмета сделки, указанная в первичных документах;
  • код валюты, в которой определена цена сделки;
  • годовая процентная ставка в случае, если предметом сделки являются долговые обязательства;
  • итоговая стоимость предмета сделки в соответствии с первичными документами;
  • дата признания доходов по сделке в бухгалтерском учете.

Раздел 2. Сведения об организации – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)

Раздел 2 заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями. Раздел 2 заполняется также в отношении сведений об организации – комиссионере, если в поле «Сделка, совершенная от имени комиссионера (агента)» раздела 1А стоит отметка.

Чтобы сформировать раздел 2, необходимо перейти в раздел «Участники – организации» главного меню, а для добавления новой организации необходимо кликнуть по полю «Добавить строку» и в открывшемся окне ввести данные.

Если сведения заполняются в отношении комиссионера, то в соответствующем поле проставляется отметка.

Далее выбирается признак организации: российская или иностранная.

Если участником сделки является российская организация, то указываются такие сведения: код страны, наименование организации, ИНН и КПП.

Если участником сделки является иностранная организация, то указываются: код страны, наименование организации, ее регистрационный номер и код налогоплательщика в стране регистрации, адрес.

Раздел 3. Сведения о физическом лице – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)

Раздел 3 заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с гражданами, в т.ч. предпринимателями, адвокатами, нотариусами. Раздел 3 заполняется также в отношении сведений о физическом лице – комиссионере в случае, если в поле «Сведения заполняются в отношении комиссионера» имеется отметка.

Чтобы сформировать раздел 3, необходимо перейти в раздел «Участники – физические лица» главного меню, а для добавления нового физического лица необходимо кликнуть по полю «Добавить строку» и в открывшемся окне ввести данные:

  • код вида деятельности физического лица, который выбирается из перечня;
  • ИНН физического лица, в т.ч. ИП и ФИО.

В случае, если физическое лицо не имеет ИНН либо является нерезидентом РФ, то дополнительно в отношении этого лица указываются следующие данные: дата и место рождения, наличие гражданства, сведения о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства или пребывания в РФ.

Контролируемые сделки

Контролируемым сделкам посвящена целая глава Налогового кодекса — глава 14.4. Данная глава включает три статьи, которые дают представление о контролируемых сделках, описывают их критерии, порядок подготовки документации и уведомления для ФНС. В данной статье расскажем о нюансах контролируемых сделок в России.

  • Таблица. Критерии контролируемых сделок 2020
  • Таблица. Критерии контролируемых сделок 2017 и 2018
  • Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках
  • Уведомление о контролируемых сделках за 2020 год

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2020

На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок. Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу (ст. 105.14 НК РФ). Изучите ее, чтобы определиться, нужно ли вам отчитываться по контролируемым сделкам 2020 года в 2021 году. Эти же критерии действовали для сделок, совершенных в 2019 году, и будут действовать для сделок 2021 года.

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Сделки с посредниками, которые:

  • в этих сделках не выполняют никаких функций, кроме организации реализации товаров между взаимозависимыми лицами;
  • не несут никаких рисков и не используют никаких активов для организации сделки

Сделку между взаимозависимыми лицами резидентами РФ можно признать контролируемой, если выполняется хотя бы один из перечисленных в соответствующем разделе таблице критерий. При этом не считаются контролируемыми сделки, которые соответствуют указанным критериям, но стороны которых:

  • зарегистрированы в одном регионе РФ;
  • не имеют обособленных подразделений в других регионах РФ и за пределами РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других регионов;
  • не имеют убытков, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Эти критерии применяются для сделок, доходы и расходы от которых признаются для расчета базы по налогу на прибыль с 1 января 2020 года. При этом не имеет значения дата заключения договора. Однако, если вы оплачивали налог до начала 2020 года, перерасчеты проводить не нужно.

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2017 и 2018

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках подают юридические и физические лица, которые совершали такие операции в отчетном году. Исключение — посредники, они отчитываются только по посредническим договорам, которые признаны контролируемыми.

Форма уведомления включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б.

В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки.

Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однородных сделок. Например, если в рамках договора купли-продажи не только поставили товар, но и организовали его транспортировку и хранение, раздел 1А заполняется по каждой такой операции.

Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п.

Одному разделу 1А может соответствовать несколько разделов 1Б. Например, если у вас 1 договор на 10 поставок идентичного товара, то можно заполнить 1 лист 1А и 10 листов 1Б на каждую отгрузку или 1 лист 1 А и 1 лист 1Б с объединенными показателями.

Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.

Полная инструкция по заполнению уведомления находится в Приказе ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@.

Уведомление о контролируемых сделках за 2020 год

По контролируемым сделкам, которые были в 2020 году, следует сдать уведомление в ФНС до 20.05.2021. Организации направляют его в налоговый орган по месту своего нахождения, физические лица — по месту жительства.

Уведомление о контролируемых сделках

Законодательство РФ требует от организации и предприятий предоставления отчетности по контролируемым сделкам. Передача необходимых сведений должна производиться в виде специального уведомления.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Что относится к контролируемым сделкам

Перечень контролируемых сделок определяется законом. В частности к ним относятся:

  • различные операции с ценными бумагами;
  • сделки, совершаемые и связи с исполнением кредитных договоров;
  • строительные сделки;
  • аренда;
  • получение имущества в дар и т.д.

Нужно отметить, что не все получаемые организацией доходы признаются результатом контролируемых сделок и нуждаются в том, чтобы их вносили в документ. Например, не требуют уведомления:

  • сделки, касаемые драгоценных металлов, валюты, ценных бумаг;
  • дивиденды;
  • прибыль от долевого участия и т.д.

Куда передавать уведомление

Заполненный по всем правилам и подписанный должным образом бланк необходимо передавать в территориальное отделение налоговой службы (по месту регистрации фирмы или месту жительства физического лица).

Какие санкции последуют, если не подать уведомление

Уведомление относится к обязательным документам, поэтому если организация или гражданин уклоняются от его подачи, им грозит административное наказание в виде достаточно крупного штрафа.

Сроки подачи уведомления

Период, в который налогоплательщики должны передать уведомление о контролируемых сделках в государственные надзорные органы строго установлен – он продолжается до 20 мая года, следующего за отчетным.

Как передать заполненный бланк

Уведомление можно передать несколькими способами:

  1. Самый простой и быстрый: лично из рук в руки специалисту местной налоговой службы.
  2. Отправить через представителя, при условии, что у него имеется актуальная нотариально заверенная доверенность.
  3. Допустимо переслать уведомление через почту России заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. Если организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись, она может отправить уведомление через электронные средства связи – такой метод подачи уведомлений в последнее время получает все большее распространение.

Правила заполнения документа

Бланк уведомления имеет строго унифицированную форму, применение которой обязательно. Составляется оно один раз в году, в конце отчетного периода.

При формировании уведомления следует помнить о нескольких простых, но важных правилах:

  • данные в него вносить нужно заглавными печатными буквами, слева, направо;
  • в пустые ячейки ставятся прочерки;
  • если вносятся единицы измерения, то их данные должны соответствовать официальным кодам.

Заполнять бланк можно как от руки (с использованием ручек любого темного цвета), так и на компьютере.

Ошибки, помарки и исправления в бланке недопустимы.

Поэтому все вносимые в уведомление данные должны быть актуальными и проверенными, если же так случилось, что неточность вскрылась уже после отправления уведомления в налоговую службу, следует сформировать и переслать туда уточненный отчет.

В тех строках, где речь идет о суммах, значения нужно указывать в рублях (цифры до 50 копеек не учитываются, после 50 — округляются до рубля).

Вносить информацию в рублях нужно даже о тех сделках, которые проводились с использованием иностранной валюты.

Каждую страницу документа надо пронумеровывать и подписывать (причем подпись должна быть только «живой»).

Проштамповывать бланк следует только в том случае, если применение печатей или штампов прописано во внутренних нормативно-правовых бумагах фирмы. Листы уведомления скреплять между собой не нужно.

Титульный лист

Вначале документа находится титульный лист. Сюда вносятся сведения о налогоплательщике:

  • его реквизиты (ИНН, КПП, ОКАТО);
  • номер отделения территориальной налоговой инспекции;
  • фамилия-имя-отчество представителя компании, подающего документ;
  • контактная информация;
  • год, за который формируется отчетность.

Если уведомление пишется от имени физического лица, не зарегистрированного как ИП, то ИНН ставить не надо, достаточно внести на титульный лист персональные данные, в том числе сведения из паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

Уведомление о контролируемых сделках. Часть 1

Уведомление о контролируемых сделках. Часть 2

Раздел 1А

Этот раздел уведомления нужно заполнять, предварительно, при необходимости, разделив сделки на группы по признакам однородности и идентичности. При этом, разделяя сделки не нужно полагаться на интуицию, следует руководствоваться конкретными нормами НК РФ (п. 5 ст. 105.7, 105.5).

По каждой группе сделок прописываются совокупные сведения о них, а также о размерах доходов, полученных в результате их реализации (берутся из бухгалтерской отчетности). Если разделения на группы нет, то число заполненных блоков в этом разделе должно быть равным числу исполненных контролируемых сделок.

Уведомление о контролируемых сделках. Часть 3

Уведомление о контролируемых сделках. Часть 4

Уведомление о контролируемых сделках. Часть 5

Раздел 1Б

Тут число заполняемых блоков находится в прямой зависимости от предыдущего раздела. Связано это с тем, что он является дополнительным, и сюда вносится информация о выполненных работах или оказанных услугах, поставках товарно-материальных ценностей, отгрузках-погрузках и т.п.

В этой части документа прописывается:

  • ссылка на договор, в ходе исполнения которого совершилась та или иная сделка (номер и дата заключения);
  • место сделки;
  • количество товаров;
  • цена за одну единицу;
  • полная стоимость контролируемой сделки.

При этом приплюсовывать проходящие по одной контролируемой сделке товары друг к другу нельзя, они должны быть указаны отдельно.

Уведомление о контролируемых сделках. Часть 6

Уведомление о контролируемых сделках. Часть 7

Разделы 2, 3

Эта часть уведомления дает представление о сделках в отношении предприятия (при этом информация раздела 1Б не принимается во внимание). В случаях если у налогоплательщика отсутствовали сделки с контрагентами, подлежащие учету, эти листы можно оставить пустыми.

Контролируемые сделки 2021

В ходе деятельности компаний совершается огромное количество сделок, часть из которых может относиться к разряду контролируемых. По ним необходимо проверять цены на «рыночность», при необходимости доначислять налоги и своевременно уведомлять налоговые органы о наличии контролируемых сделок. Иначе не миновать солидных штрафов. Обсудим важные моменты таких сделок в 2021 году и расскажем о нововведениях.

Советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам «Правовест Аудит», эксперт при Палате общественных уполномоченных по защите прав предпринимателей в г. Москве

Как понять, что сделка «контролируемая»?

НК РФ содержит понятие контролируемых сделок и критерии, по которым сделки относят к таковым. Так, контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами при соблюдении определенных условий (ст. 105.1,105.2, 105.14 НК РФ). Критерии для определения взаимозависимости приведены в ст. 105.1 НК РФ. Подробно мы писали о них в статье.

Для удобства тестирования сделок компании на признаки «контролируемости» в 2021 году, необходимую информацию представим в виде таблицы:

Сумма доходов за год по сделкам с 1 контрагентом

превышает 1 млрд руб.

Предмет договора — добытое полезное ископаемое.

Сторона договора — добывающая компания, исчисляющая НДПИ по ставке, установленной в процентах.

Хотя бы одно из участвующих лиц применяет ЕСХН.

При этом другое участвующее лицо/ одно из других участвующих лиц не применяет ЕСХН.

Одновременно выполняются 2 условия:

  1. Одно из участвующих лиц — компания, добывающая или разведывающая недра на новых морских месторождениях (п.1 ст.275.2 НК РФ).
  2. Один из контрагентов:
    • не добывает или не разведывает недра на новых морских месторождениях,
    • является добывающей или разведывающей компанией, но не рассчитывает налог на прибыль по ст.275.2 НК РФ.

Хотя бы одно из участвующих лиц является резидентом «Сколково» либо участником проекта по закону от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технических центрах» и пользуется освобождением от уплаты НДС по ст. 145.1 НК РФ.

Одно из участвующих лиц пользуется инвестиционным налоговым вычетом по налогу на прибыль, предусмотренным ст. 286.1 НК РФ.

Сумма доходов по сделкам с 1 контрагентом за год

превышает 60 млн руб.

Взаимозависимых продавца и покупателя связывает посредник или цепочка посредников. При этом:

  1. Роль посредника заключается в формальной перепродаже. Никаких дополнительных полезных функций у него нет.
  2. Имеются признаки фиктивности посреднической операции: посредник не задействует никаких ресурсов для проведения операции и не несет предпринимательских рисков.

Сумма доходов по сделкам с 1 контрагентам за год

превышает 60 млн руб.

Предмет договора — товар мировой биржевой торговли с кодом товарной номенклатуры ВЭД из перечня, утверждаемого Минпромторгом России.

В действующий Перечень, утв. приказом Митпромторга от 28.04.2018 № 1714 входит 42 позиции из товарных групп нефть и товары, вырабатываемые из нефти, цветные металлы, драгоценные металлы.

Внимание! В п.4 ст. 105.14 НК РФ приведен перечень сделок, которые даже при соблюдении вышеприведенных условий НЕ относятся к контролируемым. С исключениями из правил о контролируемых сделках можно ознакомиться в этом материале.

Кстати, по заявлению ФНС в судебном порядке иные сделки, не поименованные в таблице, могут быть признаны контролируемыми, если будут достаточные основания считать, что они является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания искусственных условий чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ, письма Минфина от 22.05.2015 года № 03-01-18/29892, ФНС от 30.08.2012 года № ОА-4-13/14433@).

Нюансы определения дохода по сделкам

Важным критерием признания сделки контролируемой является размер дохода по сделкам за календарный год или период, в котором имелся признак взаимозависимости сторон сделки.

При расчете доходов следует помнить важную деталь — «критичный порог» контролируемости в 60 млн или 1 млрд руб. определяется по каждому контрагенту, а не по всем скопом.

Доходы от сделок определяются с учетом положений гл. 25 НК РФ (п.9 ст.105.14 НК РФ, письмо Минфина от 03.06.2019 года № 03-12-11/1/40113).

Новое! С 17.03.2021 в НК РФ официально уточнено, что налогоплательщики, которые не исчисляют налог на прибыль в соответствии с гл. 25 НК РФ, для целей выявления контролируемых сделок определяют доход по сделкам расчетным путем с учетом порядка, установленного гл. 25 НК РФ, с применением метода начисления (п. 9 ст. 105.14 НК РФ в редакции ФЗ от 17.02.2021 года № 6-ФЗ).

Аналогично рассчитываются «контролируемые» доходы по посредническим сделкам — между комитентом (принципалом) и лицом, с которым комиссионером (агентом) заключена сделка, и в случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала).

Если доход в целях данной главы не учитывается, его не включают в доходы для определения суммового порога сделок. Так, не учитывается доход в виде средств или иного имущества, полученные по договорам займа. А вот проценты, полученные по таким договорам надо включить в сумму дохода по контролируемым сделкам (письма Минфина от 23.05.2012 года № 03-01-18/4-67, от 23.04.2012 № 03-01-18/3-56, от 14.03.2012 № 03-01-18/2-29).

Если доходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, получены не в результате совершения сделок, то они тоже не учитываются в доходе от контролируемых сделок. Например, для определения суммового критерия в целях ст.105.14 НК РФ не учитывается доход в виде выплаты действительной стоимости доли участника в уставном капитале общества при его выходе из юрлица, т.к. данная выплата не является сделкой.

Уведомление о контролируемых сделках

Наличие контролируемых сделок влечет обязанность для компании уведомить налоговый орган по месту нахождения организации о таком факте. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения — подает уведомление только в налоговый орган по месту нахождения (учета) головной организации (п. 1.2 раздела 1 Приложения № 3 к приказу ФНС от 07.05.2018 года № ММВ-7-13/249@).

Уведомления о совершенных контролируемых сделках предоставляются в налоговый орган по выбору компании на бумажном носителе или в электронной форме. Форма (формат) уведомления, а также порядок его заполнения утверждены приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ (с учетом изменений от 26.07.2019 года).

Уведомления по сделкам за 2021 год, как и ранее, должно содержать следующую информацию:

  • календарный год, за который они представляются;
  • предметы сделок;
  • сведения об их участниках: полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ); ФИО ИП и его ИНН; ФИО и гражданство физического лица, не являющегося ИП;
  • сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Согласно букве закона, уведомление следует подать не позднее 20 мая года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Следовательно, уведомление по контролируемым сделкам за 2021 год надо успеть представить не позднее 20 мая 2022 года.

Если компания опоздает с уведомлением, есть все шансы для штрафа в размере 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ). Данный штраф не зависит от количества контролируемых сделок, т.е. если компания не уведомит об 1 контролируемой сделке или о 10-ти — общая сумма штрафа составит 5 000 руб. (Обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017 года).

Также за недостоверные данные в уведомлении, которые не позволяют корректно идентифицировать операцию, грозит штраф в размере 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ). Но в этом случае можно избежать такого наказания, представив уточненное уведомления до выявления налоговым органом наличия недостоверных данных (абз.5 п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Если опередить налоговый орган не получилось, то уточнение не поможет «снять» штраф (например, Постановление АС Волго-Вятского округа от 03.06. 2020 года по делу № А29-519/2019).

Кстати, Уведомление о контролируемых сделках, полученное от компании инспекция в течение 10 рабочих дней, с даты его получения направляет в электронном виде ФНС.

К сведению! Если организация забудет представить уведомление о контролируемых сделках, налоговая инспекция самостоятельно сообщит «куда следует» о них, если выявит. С 17.03.2021 года инспекция должна сообщать ФНС о выявленных контролируемых сделках во всех случаях, когда получит информацию о них, а не только когда такие сделки выявлены в результате налоговой проверки или при проведении налогового мониторинга. Например, сведения о контролируемых сделках могут быть получены инспекцией в соответствии с положениями международного договора РФ, НК РФ и (или) другого федерального закона (п. 6 ст. 105.16 НК РФ в редакции ФЗ от 17.02.2021 года № 6-ФЗ).

Контроль за уровнем цен по сделкам

Часто именно цена договора является одним из способов «налоговой оптимизации» взаимозависимыми компаниями для снижения налогового бремени, поэтому не удивительно, что цена сделок между взаимозависимыми лицами давно под особым контролем ФНС.

Контролируемые сделки, как и ранее, тестируются на соответствие рыночным ценам с использованием 5 известных методов, предусмотренных ст. 105.7 НК РФ:

  1. Сопоставимых рыночных цен
  2. Цены последующей реализации
  3. Затратный
  4. Сопоставимой рентабельности
  5. Распределения прибыли

Методы применяются последовательно, т.е. следующий метод выбирается, если невозможно применить предыдущий. Подробности можно узнать в нашей предыдущей статье.

Именно ФНС вправе проверять уровень цен по контролируемым сделкам, а не инспекция, где состоит на учете компания. В рамках выездных и камеральных проверок контроль цен, примененных в контролируемых сделках, в силу прямого запрета НК РФ осуществляться инспекцией не может (абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Территориальные инспекции вправе лишь в рамках проверок выявлять факты получения компаниями необоснованной налоговой выгоды в результате манипулирования ценами в сделках с взаимозависимыми лицами, не являющихся контролируемыми.

Кстати, проведение «ценовой проверки» ФНС нисколько не мешает и не запрещает одновременное проведение в отношении компании выездных, камеральных проверок, налогового мониторинга за этот же налоговый период.

В рамках «ценовой проверки» компания должна быть готова представить документы (информацию) относительно конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок), которая заинтересует ФНС и будет указана в требовании о представлении документов. Истребуемые документы следует представить в течение 30 рабочих дней со дня получения требования (п.6 ст. ст. 105.17 НК РФ).

Новое! С 17.03.2021 года ФНС может истребовать документы (информацию) по контролируемым сделкам не только у участников проверяемых сделок, но и у иных лиц в порядке ст. 93.1 НК РФ. Установлено, что такие лица обязаны представить документацию (информацию) в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (п. 7 ст. 105.17 НК РФ в редакции ФЗ от 17.02.2021 года № 6-ФЗ). Если документы не могут быть представлены в указанный срок, необходимо направить соответствующее уведомление (в порядке, предусмотренном п.3 ст. 93 НК РФ) в ФНС, с указанием причины и возможного срока представления документов. В этом случае ФНС вправе, но не обязано продлить срок представления документов (информации).

В случае выявления фактов отклонения цен по сделкам от рыночных цен, повлекшие занижение суммы налога (завышению суммы убытка) составляется акт проверки в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке.

Рассмотрение акта, материалов проверки, возражений по акту и принятие решения по результатам проверки осуществляется в порядке, аналогичном порядку рассмотрения материалов обычной налоговой проверки, предусмотренному ст. 101 НК РФ (п. 14 ст. 105.17 НК РФ).

Следует отметить, что компания вправе самостоятельно корректировать налоговые обязательства исходя из рыночных цен. Так, если несоответствие цен сделки рыночным привело к занижению налогов или завышению суммы убытка, можно «уточниться», доплатив НДС и налог на прибыль, исходя из рыночных цен (п. 6 ст. 105.3 НК РФ). При таком добровольном «уточнении», ФНС направляет уведомление о возможности симметричных корректировок другому участнику контролируемой сделки в течение 1 месяца (п. 4 ст. 105.18 НК РФ).

Соглашение о ценообразовании: новое с 17 марта 2021 года

Крупнейшие налогоплательщики могут направить в ФНС заявление о заключении соглашения о ценообразовании (СОЦ) для целей налогообложения (ст.105.19 НК РФ).

К сведению!

Соглашение о ценообразовании заключается по одной либо нескольким сделкам (группе однородных сделок), имеющим один и тот же предмет, на срок, не превышающий 3 лет.

Заключение СОЦ позволяет свести к минимуму споры с ФНС по определению «рыночности» цен по контролируемым сделкам, поскольку в данном документе закрепляется порядок определения цен и применения методов ценообразования в сделках.

Причем цена по контролируемым сделкам, согласованная с ФНС в СОЦ считается рыночной.

Для заключения «ценового» соглашения в ФНС представляются следующие документы:

  • заявление о заключении соглашения;
  • проект соглашения;
  • документы о деятельности компании, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых предлагается заключить соглашение о ценообразовании;
  • копии учредительных документов;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность за последний отчетный период;
  • документ, подтверждающий уплату заявителем госпошлины за рассмотрение заявления о заключении СОЦ;
  • иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении СОЦ.

Новое! С 17.03.2021 года можно не представлять с заявлением о заключении СОЦ документы, которые уже есть у налогового органа, а именно: копии свидетельств о государственной регистрации налогоплательщика, о постановке на налоговый учет по месту нахождения на территории РФ (пп.4,5 п.1 ст. 105.22 НК РФ утратили силу).

Как и ранее, при получении от компании заявления о заключении СОЦ налоговый орган вправе запрашивать дополнительные документы, необходимые для целей соглашения о ценообразовании. Теперь есть срок, в течение которого их надо представить — 10 рабочих дней со дня получения запроса ФНС. Если не получается уложиться в этот срок — необходимо направить в налоговый орган соответствующее уведомление с указанием срока в течение которого документы могут быть представлены.

Также появилась новая обязанность — вместе с заявлением о заключении СОЦ направить в ФНС сведения о передаче контрагентом компании в уполномоченный орган исполнительной власти иностранного государства, налоговым резидентом которого он является, аналогичного заявления в целях заключения соглашения. Без такого заявления от иностранного контрагента не обойтись, поскольку предусмотрена обязанность для российской компании в течение 6 месяцев со дня подачи заявления в ФНС представить сведения о подаче контрагентом нужного заявления (новый п.3.1 ст. 105.22 НК РФ)

Есть изменения в сроках рассмотрения заявлений — максимальный срок рассмотрения заявления о заключении СОЦ с участием компетентного органа иностранного государства увеличен с 9 до 27 месяцев.

И в заключении приятные новеллы:

  • исключена возможность переноса срока заключения соглашения о ценообразовании на более поздний период каждый раз в случае представления налогоплательщиком дополнительных документов, в том числе по запросу ФНС (п.4 ст. 105.22 НК РФ в редакции ФЗ от 17.02.2021 года № 6-ФЗ);
  • при заключении СОЦ с участием компетентного органа иностранного государства помимо методов из НК РФ можно применять методы ценообразования, которые используют в конкретном иностранном государстве (п.2.1 ст.105.7 НК РФ).

В данной статье мы рассмотрели основные положения для контролируемых сделок 2021 года. Если остались вопросы, налоговые специалисты компании «Правовест Аудит» готовы предоставить больше информации, необходимой именно Вашей компании, поделиться многолетним опытом работы с контролируемыми сделками и ТЦО. Будем рады помочь.

1С:ERP Управление предприятием 2.
Новое в версии 2.0.10.102

С 2012 года действует глава V.1 НК РФ, которая посвящена налоговому контролю сделок между взаимозависимыми лицами (и лицами, приравненными к взаимозависимым) на предмет соответствия цен по ним рыночным.

Сделкой в целях применения положений о контролируемых сделках признается каждая отдельная операция (транзакция), направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Например, отдельные сделки – это отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав. Договор необязательно признается сделкой и может содержать в себе несколько сделок.

Условия отбора сделок (правила с 2014 года), определяющие их рассмотрение в рамках положения о контролируемых сделках, приведены в таблице:

Признание сделки контролируемой влечет обязанность налогоплательщика уведомить налоговые органы. Уведомление готовится и подается в налоговый орган по месту нахождения (жительства) налогоплательщика не позднее 20 мая года, следующего за годом совершения контролируемых сделок (ст. 105.16 НК РФ). Формат и порядок заполнения уведомления налоговых органов о таких сделках утверждены приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

Возможность подготовки уведомления о контролируемых сделках определяется функциональной опцией Администрирование – Настройка параметров системы – Регламентированный учет – Контролируемые сделки.

Помощник подготовки уведомления о контролируемых сделках расположен в разделе Регламентированный учет – Контролируемые сделки – Уведомление о контролируемых сделках. Уведомление составляется за выбранный отчетный год в рамках конкретной организации.

На этапе подготовки данных работа строится путем постепенного указания необходимой информации. После передачи уведомления в ФНС внести изменения в предоставленные материалы можно путем создания корректировки уведомления.

Регламент подготовки уведомления предполагает исполнение четырех этапов, представленных на схеме:

Настройка условий включения сделок в состав контролируемых

На этом этапе задаются условия для включения сделок в состав контролируемых.

В соответствии с п. 1 ст. 105.14 НК РФ, контролю могут подлежать сделки с взаимозависимыми лицами, а также сделки с независимым посредником. Списки взаимозависимых лиц задаются в отдельной форме, которая вызывается по гиперссылке Заполнение взаимозависимых лиц:

Для контрагентов, являющихся взаимозависимыми с рассматриваемой организацией, указывается тип взаимозависимости и дата, начиная с которой он действует. Возможны следующие типы взаимозависимости:

  • Взаимозависимы по Кодексу (п. 2 ст. 105.1 НК РФ),
  • Самостоятельное признание взаимозависимости (п. 6 ст. 105.1 НК РФ),
  • Взаимозависимы по решению суда (п. 7 ст. 105.1 НК РФ),
  • Не взаимозависимый посредник (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Для прекращения действия отношений зависимости нужно добавить еще одну запись, в которой выбрать тип Не взаимозависимы и дату, начиная с которой контрагент перестает быть взаимозависимым с организацией.

Для контрагентов, которые зарегистрированы в Российской Федерации, нужно дополнительно указать особенности их учетной политики и регистрации: платят ли они налог на прибыль, ЕСНХ, ЕНВД, НДПИ по процентной ставке, а также зарегистрированы ли они в особой экономической зоне.

В соответствии с п. 1 ст. 105.14 НК РФ, контролю могут подлежать сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли. Список товаров мировой биржевой торговли можно задать по гиперссылке Классификация товаров для контролируемых сделок:

Флажок перед наименованием кода ТНВЭД (выделен на рисунке) показывает, что имеющие данный код номенклатурные позиции относятся к товарам мировой биржевой торговли.

Флажок после наименования кода ТНВЭД указывает на наличие номенклатурных позиций с данным кодом. При выборе кода ТНВЭД в списке справа отражается список относящейся к нему номенклатуры.

Коды номенклатурной позиции в соответствии с классификатором ТНВЭД (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза) задаются в карточке номенклатуры на закладке Учетная информация. Коды номенклатуры можно указать в режиме редактирования карточки номенклатуры или задать непосредственно в форме Классификация товаров для контролируемых сделок путем перетаскивания мышкой строки номенклатуры (или группы позиций) из правой части формы на желаемое значение кода в левой части формы. При этом значение кода ТНВЭД в карточке номенклатуры будет сохранено автоматически.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ требуется определить список сделок с контрагентами, зарегистрированными в оффшорных зонах (оффшорная зона – государство или его часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов определяется особый режим регистрации и деятельности). Информация о стране регистрации указывается в карточке контрагента (поле Страна регистрации).

Проверить список контрагентов по странам регистрации можно по гиперссылке Страны регистрации контрагентов контролируемых сделок, открывается одноименная форма:

Флажок перед наименованием стран показывает, что их территория относится к оффшорам.

Флажок после наименования страны указывает на наличие контрагентов, зарегистрированных в данной стране. При выборе страны в списке справа отражаются контрагенты, зарегистрированные на ее территории.

Изменить страну регистрации контрагента можно в карточке элемента списка Контрагенты или непосредственно в форме Страны регистрации контрагентов контролируемых сделок путем перетаскивания мышкой контрагента (или группы контрагентов) из правой части формы на желаемое значение страны регистрации в левой части формы. При этом новое значение страны регистрации в карточке контрагента будет сохранено автоматически.

Для сделок, относимых к контролируемым, предусмотрена возможность указать общие данные по сделке через настройку параметров соглашений, которые были использованы для отражения сделок в информационной базе. Заполнение доступно в отдельной форме по гиперссылке Заполнение данных о контролируемых сделках в соглашениях:

Для соглашений об условиях закупок и продаж заполняются следующие данные:

  • Код наименования сделки (показан на рисунке),
  • Налогообложение,
  • Код условий поставки,
  • Способ определения цены сделки.

Назначение данных для соглашений можно выполнить путем перетаскивания мышкой позиции (или группы позиций) из правой части формы на конкретное значение заполняемого реквизита в левой части формы. После позиционирования курсора на конкретном значении рассматриваемого реквизита в левой части формы – в правой части формы будут отражены, относящиеся к нему соглашения.

Формирование списка контролируемых сделок

Для получения списка контролируемых сделок (по кнопке Сформировать список сделок) документы информационной базы будут проанализированы на соответствие требованиям ст. 105.14 НК РФ. Если по ранее указанным настройкам возможно определить контролируемую сделку, то она будет добавлена в список.

При необходимости автоматически сформированный список можно дополнить ручной регистрацией сделок. Пополнение списка контролируемых сделок выполняется в отдельной форме Прочие контролируемые сделки, которая открывается по гиперссылке Включение прочих сделок в состав контролируемых. В форме показываются только сделки, относящиеся к тому уведомлению, с которым сейчас идет работа.

Документы Прочие контролируемые сделки могут регистрировать несколько сделок по одному контрагенту и договору. Например, регистрация сделок по уплате процентов по кредиту, полученному от взаимозависимого лица: в табличной части отражаются начисления процентов по кредиту за отчетный год. После проведения документа каждая строка обрабатывается как отдельная сделка.

Предварительный список сделок, относимых к разряду контролируемых, можно проанализировать по гиперссылке Список контролируемых сделок.

Проверка данных для подготовки уведомления

Для проверки ранее введенных сведений о взаимозависимых лицах и предметах контролируемых сделок доступны одноименные отчеты, которые вызываются по гиперссылкам Сведения о взаимозависимых лицах и Сведения о предметах контролируемых сделок.

В отчете Сведения о взаимозависимых лицах показываются все юридические лица, участвующие в сделках. При необходимости можно открыть карточку контрагента или форму с данными по взаимозависимому лицу и уточнить параметры настройки.

В отчете Сведения о предметах контролируемых сделок отражаются все предметы (номенклатурные позиции), участвующие в сделках. При необходимости можно открыть карточку номенклатуры или форму с данными по предмету контролируемой сделки (форма показана на рисунке). В форме Форма изменения данных по предмету сделки для выбранной номенклатуры можно назначить признак уплаты НДПИ (Налог на добычу полезных ископаемых) и указать коды согласно классификаторов ОКВЭД, ТНВЭД, ОКП. Внесенные данные будут сохранены в элементе списка номенклатуры.

Подготовка уведомления

Параметры суммовых ограничений, использующиеся для определения состава контролируемых сделок, указаны в форме Границы включения сделок в уведомление, которая вызывается по одноименной гиперссылке.

Сведения о границах заполняются автоматически в соответствии с налоговым кодексом, их ручное изменение не требуется. Данные, указанные в форме, действуют на отчетный год на все уведомления.

Отчет Контролируемые сделки для включения в уведомление позволяет определить, какие сделки будут включены в уведомление, а какие нет, а также причину включения или не включения. Отчет позволяет группировать данные по различным условиям, а также накладывать отборы. Открывается отчет по одноименной гиперссылке.

В соответствии со ст. 153 ГК РФ отдельной сделкой признается сделка, предметом которой является одно наименование товаров, работ, услуг, иных объектов гражданских прав. В терминах документов – одна товарная позиция, закрепленная в одном договоре. Отдельные операции купли-продажи также подпадают под определение сделки, направленные на исполнение первоначальной сделки, и отражаются в листе 1Б. Таким образом, для одной сделки (один товар (работа, услуга), указанная в одном договоре) заполняется отдельный лист 1А (один), в котором в поле 200 «Группа однородных сделок» указывается 0. Количество листов 1Б соответствует количеству операций с товаром (количество отгрузок).

В соответствии с п. 7 ст. 38 НК РФ группой однородных сделок признается множество сделок (с одним или разными контрагентами), совершаемые в сопоставимых коммерческих условиях, предметом которых являются однородные товары, работы, услуги. В терминах документов – одна товарная позиция (однородные товары), в нескольких договорах с сопоставимыми коммерческими условиями, при этом контрагенты могут быть разными. Налогоплательщик самостоятельно определяет группировку товаров по однородным сделкам. Таким образом, для группы однородных сделок (один товар (работа, услуга), указанная в нескольких договорах с сопоставимыми условиями) соответствует отдельный лист 1А (один), в котором в поле 200 «Группа однородных сделок указывается 1. Количество листов 1Б соответствует количеству операций с товаром (количество отгрузок) в рамках всех договоров со всеми контрагентами.

Уведомление представляет собой список листов раздела 1А. Каждый такой лист – это отдельный документ. Список листов, входящих в соответствующее уведомление можно открыть из формы помощника (гиперссылка Состав уведомления (листы 1А и 1Б)). Из списка можно добавлять новые листы, помечать листы на удаление, а также редактировать любые их параметры. Листы раздела 1Б, указываются в соответствующей табличной части документа Лист раздела 1А.

Перед заполнением уведомления необходимо указать вариант формирования листов 1Б и код места представления:

Форма Настройка заполнения доступна по гиперссылке, расположенной перед кнопкой Заполнить уведомление. Название гиперссылки отражает действующие значения рассматриваемых параметров.

Уведомление формируется по кнопке Заполнить уведомление. Если уведомление уже было сформировано – то все старые листы будут помечены на удаление, и будут созданы новые. При этом, если уже существовал лист 1А с такими же свойствами, он будет использован повторно.

Уведомление формируется следующим образом: все сделки классифицируются в соответствии положениями статьи 105.14 НК РФ и для каждого контрагента по каждой группе сделок определяется сумма сделок. Затем эти суммы сравниваются со значением соответствующего суммового критерия, и если сумма сделок превышает его, то соответствующие сделки добавляются в уведомление. Одна и та же сделка может соответствовать нескольким критериям и попасть в уведомление по нескольким причинам, однако добавлена она в уведомление будет только один раз.

Корректность формирование уведомления можно проверить по кнопке Проверить.

Уточнить сведения о сделках, включенных в состав уведомления можно по гиперссылке Дополнительные сведения о контролируемых сделках. В форме Настройка дополнительных сведений о контролируемых сделках для выделенных элементов новые значения реквизитов задаются по кнопке Установить новые значения.

Отчет Анализ уведомления (вызывается по одноименной гиперссылке) позволяет представить уведомление в удобном для анализа и редактирования виде. Доступны различные группировки и отборы, а также вывод дополнительных сведений. Строки отчета расшифровываются, из него можно открыть соответствующий документ Лист раздела 1А и отредактировать.

По кнопке Выгрузить уведомление создается файл(-ы) в формате XML, который соответствует утвержденному ФНС формату:

При выгрузке нужно указать каталог размещения сформированного файла (-ов).

Передача уведомления в налоговые органы по каналам связи будет реализована после утверждения форматов документооборота.

По кнопке Печать предусмотрена возможность вывести уведомление на печать в регламентированном виде.

Отчитываться о контролируемых сделках нужно в новой форме

Применять новую форму уведомления о контролируемых сделках налогоплательщики должны при отчете за 2019 год. Об этом сообщили налоговики.

Что случилось?

Федеральная налоговая служба России опубликовала информацию, в которой разъяснила налогоплательщикам, как подавать уведомление о контролируемых сделках по итогам 2019 года. Налоговики подчеркивают, что по сделкам, совершенным начиная с 2019 года, уведомление нужно подавать в форме, утвержденной приказом ФНС России от 26.07.2019 N ММВ-7-13/380@, который вступит в силу 26.11.2019 года, то есть до начала отчетной кампании.

Этим приказом ФНС России обновила уведомление о контролируемых сделках. В отчетной форме теперь учтены прошлогодние поправки в Налоговый кодекс РФ о контролируемых сделках. Тогда были изменены некоторые признаки, по которым сделки относят к контролируемым. В итоге меньшее число сделок теперь попадает под контроль цен.

Что изменилось в форме уведомления

В уведомлении о контролируемых сделках изменилось поле 3.3 раздела 1А. При заполнении формы за 2019 год нужно иметь в виду, что теперь некоторые коды перераспределены и обозначают не те признаки, которые обозначали в предыдущем бланке уведомления. Это связано с сокращением числа контролируемых сделок.

В частности, код 131 теперь нужно применять, если сделка является контролируемой в связи с тем, что контрагенты применяют разные ставки по налогу на прибыль к прибыли от деятельности в рамках такой сделки (это не касается ряда ставок, например, для дивидендов). По действующему в этом году порядку заполнения этим кодом обозначают ситуацию, когда сумма доходов по сделкам превысила суммовой порог для признания сделок контролируемой.

Вот так выглядят все используемые в обновленной форме коды:

Сделка между взаимозависимыми лицами

Сделка в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подпункт 2 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ )

Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов РФ Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (подпункт 3 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ)

Совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ) (подпункт 1 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ)

Стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2–4 статьи 284 НК РФ ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка (подпункт 1 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ)

Одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах (подпункт 2 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ)

Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы (подпункт 3 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ)

Одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций (подпункт 4 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ)

Сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

1) одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ , и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ;

2) любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ (подпункт 6 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ.

Хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе “Об инновационном центре “Сколково”, либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом “Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 НК РФ (подпункт 8 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ)

Хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 НК РФ (подпункт 9 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ)

Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (подпункт 10 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ)

Порядок подачи уведомления

Как напомнили налоговики, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены эти сделки. Срок подачи уведомления не изменился.

Ссылка на основную публикацию