Программа утилизации автомобилей в России в 2022 году
Любой автомобиль рано или поздно придется списать в утиль. Сначала ремонт можно проводить по гарантии, потом замену деталей приходится оплачивать самостоятельно. Расходы на содержание транспортного средства постепенно растут, пока не доходят до предела, после которого ремонт уже не окупает себя. Тогда владелец машины начинает задумываться о покупке нового авто. Государство нашло способ немного облегчить финансовую нагрузку на российских автовладельцев, запустив программу утилизации старых ТС.
Суть программы утилизации авто
Программа утилизации автомобилей в России начала действовать еще в 2010 году. Она дает возможность владельцам старых автомобилей сдать их в утиль, а взамен получить скидку на покупку нового транспортного средства. Главные цели программы:
- поддержка автомобильной промышленности,
- улучшение экологической ситуации в России,
- повышение безопасности дорожного движения.
В 2010 году ее внедрение было экспериментальным. Срок действия проекта составлял всего год. Так как автомобилисты хорошо приняли эту идею, его продлили еще на год. 31 декабря 2011 года действие программы утилизации было официально остановлено, но спустя три года ее вновь возобновили.
Причиной тому послужило снижение автомобильного рынка. Изначально автомобилист должен был посетить специального дилера, которому он выплачивал 3 000 руб. в качестве оплаты за утилизацию. Взамен клиент получал сертификат на скидку в размере 50 000 руб. Как только программа стартовала, владельцам авто приходилось дополнительно оплачивать еще и налог, но уже в марте 2010 года в Налоговый кодекс внесли поправки и автомобилистов освободили от его уплаты.
На какие марки распространяется программа
Утилизировать можно абсолютно любой автомобиль, который соответствует требованиям программы. Его марка, пробег или страна производства не имеют значения. Ключевое требование – полная комплектация, соответствующая определенной заводской сборкой. Если владелец пригнал авто, на котором установлен, например, “неродной” аккумулятор, то с процессом утилизации возникнут проблемы.
Дождётся ли этот брошенный ВАЗ своей утилизации?
Как стать участником в 2022 году
Чтобы стать участником программы утилизации автомобилей, необходимо соблюсти ряд требований:
- Вы должны быть владельцем авто не менее 6 месяцев
- Возраст транспортного средства не должен составлять менее 10 лет
- Вы должны быть гражданином РФ
- Масса авто не должна превышать 3,5 т
- Транспортное средство должно соответствовать техническим требованиям и иметь в комплектации колеса, коробку передач, аккумулятор и двигатель
Этот список требований может быть дополнен новыми пунктами в зависимости от того, в какой именно дилерский центр будет обращаться автовладелец.
Как сдать авто по программе утилизации
Чтобы сдать авто в утиль, в первую очередь необходимо найти подходящего дилера и связаться с ним. Обычно владельцу старой машины просто нужно доставить ее в дилерский центр, где специалисты уже сами позаботятся о ней. В любом крупном городе есть специальные утилизационные пункты, в которые можно самому сдать авто. Если дилер указал какой-то конкретный из них, то именно туда и нужно отвезти транспортное средство.
Имейте ввиду, что при снятии автомобиля с учета в ГИБДД вы уже не можете ехать на нем до места. Придется нанять эвакуатор для транспортировки. Снятие машины с учета – обязательное условие сделки. Вы можете сделать это самостоятельно или написать доверенность на дилера, который сам займется решением вопроса. После завершения процедуры передачи машины остается только дождаться получения сертификата.
Как купить машину по программе утилизации
По программе можно приобрести только то авто, которое собиралось на отечественных заводах. Это могут быть как “наши” машины, так и иномарки.
Проще говоря, вы не можете прийти в любой автосалон, выбрать приглянувшуюся машину и воспользоваться сертификатом при ее покупке.
Этот автомобиль обязательно должен входить в перечень транспортных средств, участвующих в программе. На данный момент в этом списке есть УАЗ, ВАЗ, LADA , Mazda , KIA , Citroen , Nissan , Renault , Peugeot , Hyundai , Volkswagen , Mitsubishi , Ford , Opel . Перечень формируется из тех марок автомобилей, которые были подобраны официальными дилерами. За приобретением нужно обратиться в дилерский центр. Интересно, что сертификатом можно воспользоваться даже при покупке в кредит. Некоторые дилерские центры дополнительно предлагают различные системы поощрений и бонусов покупателям, которые стали участниками программы утилизации.
Многих автомобилистов волнует вопрос о возможности приобретения машины б/у по скидке. К сожалению, такого условия в документе нет, поэтому транспортные средства с пробегом не могут участвовать в программе и сэкономить на такой сделке, увы, не получится.
Сертификат об утилизации ТС
После удачного завершения сделки владелец авто получает на руки сертификат об утилизации. Этот документ нужно будет предъявить при покупке нового автомобиля, так как именно он гарантирует вам скидку. Срок действия сертификата ограничен сроком действия программы утилизации. Когда проект будет закрыт, все сертификаты, которыми еще не воспользовались, потеряют юридическую силу. О прекращении проекта пока разговоров не было. На данный момент из бюджета на финансирование программы было выделено 10 млрд руб, поэтому можно надеяться, что еще пару лет в запасе у автомобилистов точно есть.
Размер скидки по утилизации
Размер компенсации зависит от марки автомобиля.
Минимальная скидка составляет 25 000 руб. при покупке Renault Sandero или Logan . Самая впечатляющая компенсация ждет покупателей грузовых авто марки ВАЗ – 350 000 руб.
Сумма скидки зависит не только от марки автомобиля, покупаемого участником программы, но и от условий самого дилерского центра. В зависимости от региона, некоторые дилеры могут не включить какие-то модели в список или изменить размер компенсации.
Изменения в государственной программе утилизации авто
На данный момент точно известно, что закрывать проект государство не планирует, а значит, программа будет действовать в течение 2022 года. Из-за того, что экономика страны до сих пор не оправилась от кризиса, а финансирование проекта проводится из государственного бюджета, скидки на покупку новых авто не возрастут, а останутся на прежнем уровне.
Программа утилизации автомобилей в 2022 году: будет ли
Многих автомобилистов, планировавших в ближайшее время приобрести новый автомобиль, волнует вопрос, будет ли действовать в России программа утилизации автомобилей в 2022 году, а если ее продлят, то какие возможности получат владельцы старых авто.
Суть программы
Утилизация автомобилей – важный аспект для любого государства, потому и в 2022 году в России будет действовать программа утилизации автомобилей. Само мероприятие позволяет не просто избавиться от своего авто, если его не удалось продать, но и иногда даже получить скидку на новую машину.
Программа утилизации автомобилей в России стартовала в 2010 году. В 2011 ее прервали, но снова возобновили в 2014 году. За все это время до настоящего момента, мероприятие претерпело множество изменений как в процедурном аспекте, так и в финансовом плане. Сейчас человек может сдать машину на утилизацию, оплатив сбор прямо у дилера в салоне автомобилей, при этом, клиент получает вполне ощутимую скидку на новое транспортное средство, покупая его все в этом автосалоне.
Это дает большие плюсы всем:
- Страна, в этом случае, получает возможность контроля за старыми машинами, чтобы они не превратились в свалки мусора.
- Клиент – получает скидку на новое авто, а это отличная экономия, учитывая сегодняшние цены на машины.
- Дилер – получает сниженный налог на свою деятельность, запчасти, приток новых клиентов.
Утилизация авто помогает следить за экологическим фоном в стране, что также является немаловажным аспектом. Помимо этого, многие автомобили, для которых и создана программа утилизации автомобилей в 2022 году, не просто перерабатываются. Многие их части и модули проходят полный ремонт, восстановление, и, если это возможно, используются вторично уже на рынках вторичных транспортных средств, или просто продаются в качестве запасных частей с небольшим износом.
Вторичное использование касается, по большей части следующих частей транспорта:
- ДВС разных типов;
- Электродвигатели;
- Трансмиссия;
- Части корпуса (крылья, двери, капоты, багажники и т.д.);
- Амортизирующие стойки;
- Электроника (если она есть и исправна);
- Стекла и многое другое.
Стоит подробнее рассмотреть вопрос, как будет происходить утилизация автомобилей в 2022 году, какие изменения грядут в этом мероприятии и к чему следует быть готовым в финансовом аспекте этой темы.
Условия программы
Как и любая другая процедура, утилизация имеет ряд условий, позволяющих регулировать сам процесс и пользу от него для клиентов дилерских центров и самих дилеров.
Ряд основных условий:
- Владелец автомобиля должен им владеть длительное время перед утилизацией.
- Транспортное средство должно быть полностью оплачено (не находится в кредитных обязательствах).
- Машина не должна быть в лизинге, а целиком и полностью принадлежать своему владельцу.
- Машина должна подпадать под список транспортных средств, для которых предусмотрена утилизация авто.
Чтобы пройти процедуру утилизации, владельцу транспортного средства необходимо:
- Посетить отделение ГИБДД, и процедурно снять свой автомобиль с официального учета дорожной службы. Необязательно даже везти сам автомобиль, достаточно будет документов на него, технического паспорта и свидетельства о прохождении ТО.
- Приехать в дилерский центр.
- Предоставить: паспорт гражданина Российской Федерации, принадлежащий владельцу ТС, заверенную копию паспорта на транспортное средство (где будет указано, что машина находится во владении обратившегося лица не менее 6 месяцев), копия или оригинал акта, подтверждающего договор об утилизации автомобиля в дилерском центре.
- Также необходимо предоставить один из трех документов, которые будут подтверждать, что владелец снял авто с учета в ГИБДД: отметка в ПТС, свидетельство о снятии, карта учета ТС со штампом ГИБДД и подтверждением того, что ТС снято с учета владельцем.
Все остальные процедуры дилеры берут на себя.
Требования к автомобилю для проведения утилизации
Также существует и ряд требований, которые необходимо соблюдать, для успешного прохождения утилизации своего транспортного средства.
Основные из них:
- Если автомобиль сдается на утилизацию по системе «Trade-In», у него должен быть один владелец в течение 10 последних месяцев.
- Если транспортное средство идет в утилизацию по стандартизированной программе, то владеть им должен один человек, причем в течение 6 последних месяцев.
- Машина не должна быть оформлена под лизинговые услуги.
- Автомобиль не должен находиться в рамках любых кредитных обязательств или иных ситуаций, которые могут потребовать его возвращения или перепродажи, а также передачи прав владения.
Это требования ко всем автомобилям, вне зависимости от того, легковое ли это транспортное средство, спецтехника или грузовой автомобиль с прицепом.
Список транспортных средств, которые будут подпадать под утилизацию достаточно большой, но основные модели приведены в таблице ниже, как и суммы компенсаций за сдачу авто дилеру на утилизацию:
Сумма компенсации (конец 2022 года)
Обратите внимание! Размер скидки на покупку также может быть изменён в 2022 году. Сама утилизация автомобилей, цена услуги, а также список авто могут быть дополнены или изменены по решению правительства Российской Федерации. Конкретные параметры изменений и информации, каких именно аспектов они коснутся, стоит ожидать в конце 2022 года, по аналогии с предыдущими периодами.
Утилизационный сбор в 2022 году
Однако, помимо множества преимуществ, программа утилизации, запанированная на 2022 год также имеет и традиционные сборы, которые удерживаются с владельцев ТС.
Важно! утилизационный сбор на автомобили в 2022 году в Российской Федерации планируется поднять на 10-15%. Правительство рассматривает вариант поднятия в 2022 году утилизационного сбора для легковых автомобилей с 20 000 рублей до 25 000 рублей и для прицепов с 150 000 до 187 500 рублей.
Само повышение сбора вызвано тем, что в стране все больше становится транспортных средств, и как следствие, растет необходимость тщательного регулирования утилизации, а также контроля за количеством ТС. Повышенный сбор, по заявлению правительства, является упреждающей мерой, которая позволит снизить количество покупаемых транспортных средств.
Фактически, увеличение машин на дорогах страны способствует увеличению сбора, но также, увеличиваются и скидки, предоставляемые дилерами для своих клиентов, уплативших утилизационный сбор. Что не вносит критического дисбаланса между годовыми изменениями и индексацией сбора.
Нововведения 2022 года
Нововведения в сфере утилизации старых ТС затрагивают не только сам утилизационный сбор на автомобили, но также могут коснуться самой специфики проведения мероприятия. По данным из разных источников, предполагается, что система не будет упрощена, а, наоборот, может приобрести более сложный технический характер в плане бюрократии.
Вероятнее всего, в 2022 году будет изменен коэффициент, который используется в расчёте взимаемой суммы. Сама формула, по которой считается сбор на утилизацию, выглядит следующим образом: базовая ставка (регламентированная правительством РФ), умноженная на специальный коэффициент. Как раз последняя часть и будет изменяться в сторону увеличения.
Утильсбор на импортные электромобили
Повышающие коэффициенты для расчета утильсбора на ввозимые в Россию новые легковые электромобили могут быть проиндексированы с начала 2022 года почти в 9 раз, на подержанные электромобили старше трех лет – почти в 4 раза. Это следует из подготовленного Минпромторгом РФ проекта постановления правительства
Предполагается, что повышающий коэффициент для расчета сбора на импорт электромобилей вырастет:
Тип автомобиля | До 2022 года | С 2022 года |
Новые легковые электромобили | 1,63 тыс. рублей | 14,4 тыс. рублей |
Машин старше 3 лет | 6,1 тыс. рублей | 24,1 тыс. рублей |
Таким образом, с учетом базовой ставки в 20 тыс. рублей утильсбор с одного нового легкового электромобиля планируется увеличить с 32,6 тыс. рублей до 288 тыс. рублей, а с подержанного автомобиля – со 122 тыс. рублей до 482 тыс. рублей.
В пояснительной записке Минпромторг отмечает, что увеличение ставок утильсбора не вызовет роста цен на машины российского производства, так как это увеличение будет компенсировано пропорциональным увеличением государственной поддержки отраслевых программ стимулирования спроса. Так, с 2022 года электромобили планируется включить в госпрограммы льготного лизинга и автокредитования. При этом на данный момент в России электромобили серийно не производятся.
Утилизация транспортного средства в 2022 году
Утилизация — это программа, согласно которой граждане РФ в 2022 году могут сдать автотранспортное средство старше определенного возраста, получить сертификат на получение скидки при приобретении нового автомобиля.
Если на старте участвовать в программе могли только владельцы отечественных автомобилей «Лада», то в 2022 году список моделей значительно расширился.
Условия участия в программе утилизации
Участником госпрограммы утилизации автомобилей в 2022 году смогут стать только граждане Российской Федерации. Иностранные граждане лишены такой возможности.
Для того, чтобы получить сертификат, определяющий эквивалент скидки (сумма указывается в рублях) на приобретение нового автомобиля автовладельцам понадобится предъявить паспорт гражданина РФ, пакет документов на транспортное средство, подтверждающий право собственности. В отдельных случаях права автолюбителя может представлять доверенное лицо.
Необходимое и важное условие: полное соответствие транспортного средства техническим требованиям. Что это значит? У авто все основные агрегаты, обеспечивающие рабочее состояние: двигатель, КПП, аккумулятор, электрооборудование, приборная панель, кузов, колеса, сидения должны быть «родными», теми, что были установлены производителем.
Машина, в которой производилась замена двигателя, доставит проблемы при попытке утилизировать ТС в 2022 году. Владельцу понадобится как минимум привезти тот агрегат, который был установлен на момент постановки на учет в МРЭО. Системы, обеспечивающие работу, должны быть заполнены необходимыми жидкостями (моторное масло, антифриз, трансмиссионная жидкость и др.).
Временной показатель владения автотранспортным средством должен составлять не менее 9 месяцев по программе трейд-ин (последующей продажи ТС дилерской сетью), и 12 месяцев по программе утилизации.
Дилерские центры, которые занимаются вопросами утилизации автомобилей в 2022 году, имеют право дополнить список основных требований для участников программы.
С 2017 года в госпрограмму был добавлен принцип трейд-ин, согласно которому в 2022 году не новый автомобиль не списывается на слом, а сдается дилеру для перепродажи. Дилер берет на себя ответственность за капитальный ремонт машины и возможность ее эксплуатации в дальнейшем новым владельцем. ТС сопровождается всеми необходимыми документами.
Автомобиль, который автовладелец планирует утилизировать в 2022 году, должен находиться в единоличной собственности. Если ТС оформлено на несколько владельцев или находится в лизинге, участие в программе невозможно.
Участниками государственной программы могут стать как физические и юридические лица, так и лизинговые компании.
Скидки по программе утилизации автомобилей и трейд-ин в 2022 году
Изменение размера скидок по утилизации и трейд-ин в рамках собственной политики — возможность, которой могут воспользоваться автопроизводители. Они имеют право самостоятельно определять размер скидки на приобретение новых автомобилей своей марки(согласно изменениям, внесенных Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. N 400).
Скидки по программе утилизации и трейд-ин в 2022 году устанавливаются таким образом:
Категория транспортных средств | Скидка по программе утилизации, тыс. руб | Скидки по программе трейд-ин, тыс. руб |
---|---|---|
Легковые автомобили | 50 | 40 |
Внедорожники | 90 | 75 |
Грузовики и автобусы массой 2,5 — 3,1 т (в т.ч. полноприводные и шасси) | 120 | 100 |
Те же массой 3,1 — 4,1 т | 175 | 145 |
Те же массой 4,1 — 7,5 т | 200 | 165 |
Те же массой свыше 7,5 т | 350 | 300 |
Нормативная база
Приказ МВД России от 21.12.2019 N 950 регламентирует на административном уровне порядок постановки и снятия с регистрации автотранспортных средств.
До того момента при снятии с учета в ГИБДД можно было просто указать причину — «утилизация», после внесения соответствующих поправок данную причину нужно сопроводить справкой пункта утилизации, удостоверяющей факт уничтожения автомобиля.
Форма свидетельства об утилизации, утверждена Приказом Минпромторга № 10 от 14 января 2010 года.
Алгоритм оказания услуг и определение льгот регулируется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в который были внесены изменения и дополнения (Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации»). Изменения регламентируют и стоимость работ, размер утилизационного сбора, и поясняют кто может претендовать на бесплатную утилизацию автомобилей в 2022 году.
Согласно внесенным изменениям в ФЗ № 89 лицензированные центры не имеют права взимать плату за уничтожение автомобиля с владельцев, которые произвели оплату утилизационного сбора. В других случаях владелец оплачивает услуги компании из собственных средств. Следует заранее уточнять условия оплаты. Как показывает практика, стоимость металлолома полностью покрывает расходы на утилизацию. Также внесены и следующие изменения: автотранспорт, паспорта на который выдавались до 2012 года, от утилизационного сбора освобождается.
Требования к автомобилю
В госпрограмме утилизации в 2022 году (как и в предыдущие годы проведения акции) могут принять участие владельцы практически всех автомобилей при условии соответствия установленным правилам. Требования к транспортному средству таковы:
- автотранспортные средства старше 10 лет не могут участвовать в программе трайд-ин;
- на скидку могут рассчитывать владельцы машин не ранее 1999 года выпуска;
- старым признается автомобиль, возраст которого не менее 6 лет;
- ТС должно быть оформлено на одного владельца, и время владения должно составлять не менее 6 месяцев для трейд-ин и 12 месяцев для утилизации;
- авто, приобретенные в кредит или лизинг при условии не выполненных перед банком кредитных обязательств, принять участие в программе утилизации не смогут;
- автомобиль должен соответствовать техническим характеристикам, т. е. все агрегаты должны соответствовать указанным в ПТС;
- ТС, поступающее в специализированный центр для сдачи в утиль, должно быть «на ходу»;
- автомобиль доставляется в дилерскую сеть или пункт приема металлолома с помощью эвакуатора, услуги которого оплачивает владелец. Причина: к моменту сдачи ТС снято с учета, и не имеет права участвовать в дорожном движении.
Еще одно важное условие: владелец должен иметь гражданство РФ.
Условия, цена утилизации автомобиля устанавливается самими дилерами. Из чего следует, что основные требования к транспортному средству могут быть дополнены.
В 2022 году в программе утилизации смогут участвовать транспортные средства 2012 года выхода с конвейера и ранее.
Если владелец не имеет возможности заниматься процедурой утилизации самостоятельно, то он может действовать через доверенное лицо. В этом случае понадобится составить генеральную доверенность на проведение действий, заверить ее у нотариуса.
Регулируются вопросы, касающиеся проекта утилизации, основными законодательными актами:
- «ОБ отходах производства…» от 24.06 1998 г;
- Приказ Минпромторга РФ №8 от 14.01.2010 г.
Критерии отбора ТС для участия в государственной программе утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1194.
Требования к транспортным колесным средствам для их безопасной утилизации прописаны Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 00_/2011 и ФЗ №7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 51, п. 1).
Порядок проведения утилизации и требования к автомобилям, претендующим на участие в нем утверждены Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 14 января 2010 г. N 8 «Об утверждении Порядка проведения эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию». Требования к ТС указаны в пункте 1.4.3. данного документа.
Где можно утилизировать автомобиль в 2022 году?
Утилизация старого автомобиля производится через специализированные центры, имеющие разрешение на данный вид деятельности. Обратиться в такой центр в своем регионе автовладелец может как самостоятельно, так и через дилера.
Дилер оказывает посреднические услуги автовладельцам на платной основе. Стоимость такой посреднической услуги составляет в среднем 10000 руб.
Если машина сдается по программе трайд-ин, то оценочную стоимость ТС устанавливает дилер.
С 2022 года предложено несколько региональных программ утилизации, в которых будет осуществляться индивидуальный подход в каждом конкретном случае.
Необходимые документы
Для участия в программе утилизации понадобится следующий пакет документов:
- паспорт гражданина РФ (для лизинговых компаний и юридических лиц — документы, подтверждающие вид деятельности) или доверенного лица с предъявлением нотариальной доверенности;
- документ, подтверждающий право собственности на ТС;
- копия паспорта транспортного средства (ПТС) с отметкой, позволяющей определить срок нахождения в собственности;
- документ о снятии с регистрации в МРЭО (это может быть ПТС с соответствующей отметкой; справка, выданная ГИБДД; карта учета (оригинал) с отметкой о снятии с средства с регистрации, заверенной подписью и печатью);
- оригинал акта или его нотариально заверенная копия сдачи ТС в утиль.
Пошаговая инструкция утилизации авто
Процедура участия автотранспортного средства в государственной программе утилизации автомобиля в 2022 году подразумевает следующие этапы:
- Владелец автомобиля должен определиться с выбором машины, которую он запланирует приобрести в будущем.
Скидочный купон (сертификат) на снижение стоимости покупки по государственной программе можно получить только при покупке любой марки автомобиля, сборка которого осуществлялась на предприятиях отечественного автопрома. На продукцию иностранных концернов действие программы не распространяется.
По окончании процедуры владелец получает сертификат (купон), свидетельствующий о праве получения скидки определенного размера при приобретении нового авто.
Размер скидки в 2022 г будет зависеть от технической оценки транспортного средства, места его производства, модели авто и других нюансов.
Справка об утилизации
Свидетельство (справка) об утилизации выдается автовладельцам специализированными центрами или пунктами приема металлолома.
В свидетельстве об утилизации транспортного средства указываются все данные о владельце ТС и о самом транспортном средстве. Собственнику машины понадобится указать подробные сведения: год выпуска, номер кузова, марка автомобиля, модель, регистрационные знаки, реквизиты ПТС.
В справке указываются подробные сведения о пункте утилизации, отметка о снятии с учета в ГИБДД.
Все разделы свидетельства должны быть заполнены без ошибок. Незаполненных полей быть не должно.
Форма справки об утилизации и требования к её заполнению, утверждены Приказом Минпромторга №10 от 14.01.2010.
Сроки проведения
По регламенту программа в 2022 году работает на протяжении всего календарного года. С учетом того, что выделенные денежные средства ограничены, владельцам автомобилей, желающих сдать ТС в утиль, стоит заранее зарегистрироваться в специализированном центре.
В каждом регионе существует очередь на проведение утилизации автомобилей. Принимая решение о покупке нового автомобиля в конце года некоторые автолюбители могут просто не успеть стать участником госпрограммы.
Список моделей авто с предоставляемыми скидками
В таблице ниже приведены максимальные размеры скидок по программам утилизации и трейд-ин для различных моделей автомобилей:
Утилизация старого автомобиля по госпрограмме в 2022 году
Трудно представить жизнь человека в обществе без автомобиля. Особенно в мегаполисах, где ежедневно приходится проезжать огромные расстояния, чтобы добраться из пункта А к пункту Б. Опыт автомехаников показывает, что транспортные средства, возраст которых превысил 10 лет, плохо поддаются ремонту, для них трудно найти запчасти. Тогда выход один – заменить старое новым. Государственная программа утилизации призвана помочь в этом.
Когда и зачем появилась программа по утилизации автомобилей
Программа утилизации начала действовать с начала 2010 года. Старт ей был дан Постановлением Правительства №1194 от 31 декабря 2019 года «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств».
Программа утилизации автомобилей на 2022 год имеют главную цель – повысить ликвидность российской автомобильной промышленности. По этой причине гражданам предлагают новое автотранспортное средство по сниженной цене. Причём в программе участвуют машины не только отечественных марок, но иностранных автопроизводителей, локализовавших своё производство.
В Правительстве отмечают, что такой подход позволяет:
- улучшить экономическую ситуацию за счет роста автомобильной промышленности;
- улучшить экологическую ситуацию. Грамотная утилизация снижает количество отходов, хранимых под открытым небом;
- пересесть гражданам на более современные автомобили.
Суть программы утилизации в следующем: при сдаче машины возрастом от 10 лет выдаётся сертификат, дающий скидку при покупке нового ТС. Его номинал варьируется от 50 до 350 тысяч рублей.
Стоит обратить внимание, что:
- человек не получает на руки наличные. Только сертификат для покрытия части суммы при покупке нового авто в дилерских центрах и автосалонах;
- сдать машину по программе утилизации вправе физические и юридические лица;
- программа распространяется на легковые и грузовые автомобили.
Плюсы программы для владельцев авто
Программа утилизации автомобилей считается выгодной для владельцев автомобилей по нескольким причинам:
- сертификат можно использовать как первый взнос при покупки нового ТС в кредит;
- возможность для юридических лиц и частных предпринимателей обновить таксопарк, снабдить его новыми моделями.
Такой вариант считается наиболее выгодным. Не всегда за продажу или сдачу на запчасти удается получить ту же сумму.
Минусы программы для владельцев авто
Главным минусом программы является ограниченный выбор транспортных средств. Как было сказано выше, основная цель программы – повысить ликвидность российской автомобильной промышленности. Поэтому вырученные за утилизацию деньги могут быть обменены лишь в дилерских центрах партнеров, а машина должна быть собрана в России.
Кроме того, окончательная сумма сертификата определяется множеством различных факторов. Учитываются марка ТС, год выпуска, технические характеристики, текущее состояние. Получить максимальную сумму практически невозможно.
Нормативные акты, регламентирующие положения гос программы
Основные правила закреплены нормативно-правовой документацией и законодательными актами. Основной является Постановление Правительства 1194. Также регулирует вопрос Федеральный закон №89-ФЗ, который описывает общий порядок утилизации. Если интересует вопрос как утилизировать автомобиль в 2022 году, следует обратить внимание на:
- , где устанавливается порядок обязательного снятия ТС с государственного учета.
- Налоговый кодекс РФ включает разъяснения по вопросу налогообложения сертификатов. В частности, их правильного отражения на балансе предприятий и у ИП.
- Письма Минфина и Минэкономразвития №03-03-06/1-65024 и №Д28и-2716. Если законодательные акты закрепляют общий порядок и требования, то в письмах содержатся ответы на часто задаваемые вопросы.
Действует ли программа в 2022 году, с какими изменениями
За 10 лет существования программа несколько раз изменялась, добавлялись новые условия, требования. Утилизация авто 2022 года имеет свои отличительные особенности:
- выделяемые из бюджета средства на Программу будут направлены на коммерческий транспорт. Эта мера должна помочь малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям;
- планируется более тесная интеграция данной программы с проектом Экология;
- Минпропторг предлагает выделить порядка 20-40 миллиардов рублей на обновление коммерческих автомобилей, в частности автобусов.
Условия утилизации авто 2022 могут меняться. Поэтому уточняйте их непосредственно у специалистов дилерского центра, где планируется покупка нового авто.
Скидки по программе утилизации автомобилей и трейд-ин в зависимости от категории ТС
Утилизация машины по программе 2022 может вестись двумя основными способами: собственно утилизация или Trade-In. Чем они различаются?
возможность получить деньги без обмена на другое авто;
Для обоих случаев важно одно – текущее состояние автомобиля. Именно от него зависит номинал полученного сертификата. Чем лучше состояние машины – тем выше плата.
На какие марки распространяется программа
Поскольку основная задача программы – повысить популярность российских производителей, то в ней участвуют автомобили:
- Лада;
- УАЗ Патриот, Хантер, Пик Ап, Карго;
- ГАЗ;
Кроме того, присутствуют в списке и иностранные авто. Правда, с одним весомым условием – сборка их должна быть произведена в России. В частности к ним относятся:
- Опель Астра, Инсигния, Мокка, Корса, Мерива;
- Пежо 408 или Боксеп;
- Рено Сандеро, Дастер, Логан, Флюенс, Колеус;
- Хендай Солярис, Крета;
- Ниссан Террано, Альмера, Тиана.
Модели и марки машин могут быть добавлены и изменены. Суммы, предлагаемые за них, также могут отличаться в зависимости от региона, автосалона или дилерского центра.
Условия участия в программе
Уже сейчас стартовала программа Утилизация авто 2022. Условия её мало отличаются от предыдущего года:
- марка сдаваемой машины не играет роли;
- авто должно соответствовать минимальным техническим требованиям;
- транспортное средство может утилизировать только владелец. Он должен подтвердить это соответствующими документами;
- машина сдаётся быть с документами, , в частности техническим паспортом.
Если все условия соблюдаются, то можно переходить к оформлению.
Как утилизировать старую машину по госпрограмме
Первое, что должен сделать потенциальный участник акции – подготовить требуемый пакет документов. Он включают в себя:
- оригинал и копию паспорта заявителя. Участвовать могут только граждане РФ, имеющие постоянную или временную прописку в регионе обращения;
- ПТС на машину;
- справку о снятии авто с учёта для последующей утилизации или свидетельство о постановке на учёт (если автомобиль ещё не снят).
Данный пакет документов передаётся сотрудникам дилерского центра. Они рассматривают, проводят независимую оценку, технический осмотр автотранспортного средства. После этого выносят решение о назначении номинала сертификата.
Перечень документов может быть расширен по запросу дилерских центров. Поэтому перед подачей необходимо уточнить все нюансы в конкретном пункте сдачи.
Автовладелец вправе сделать всё самостоятельно, вплоть до выбора компании, осуществляющей утилизацию.
Пошаговая инструкция
Пошаговый план сдачи автомобиля по системе утилизации выглядит таким образом:
- Сбор необходимой документации. Передача данный дилерам центров, определение максимального номинала, получение сертификата на сдачу авто.
- Оплата государственной пошлины. Ее размер зависит от марки авто и его технических параметров.
- Снятие с учета в органах государственной автоинспекции при наличии документов от дилеров.
- Доставка автотранспортного средства до пункта приема.
Самостоятельная доставка может быть невозможна по следующим причинам:
- автомобиль уже снят с учета, владелец не имеет юридических прав управлять им;
- машина находится в неисправном состоянии.
Тогда необходимо вызвать эвакуатор и отбуксировать машину. Но следует знать: если транспортное средство не способно передвигаться, то компенсация будет минимальна или отсутствовать полностью.
После передачи автомобиля для утилизации владелец получает справку. Это основной документ, подтверждающий правильность, четкость соблюдения установленных законодательством норм.
Можно ли по программе сдать машину в утиль и купить не новый, а б/у автомобиль
Один из наиболее часто задаваемых водителями вопросов – можно ли по программе утилизации приобрести не новый, а подержанный автомобиль. Новое автотранспортное средство стоит на порядок дороже, а накопить нужную сумму или получить кредит не всегда легко.
Однако одна из целей программы – развитие автопромышленности. Это возможно сделать только путем продажи новых машин. Поэтому покупка бу транспорта по программе утилизации не предусмотрена.
Программа видоизменяется с каждым годом, предлагая клиентам новые возможности, условия и бонусы. Поэтому автолюбителям стоит задуматься и не отправлять машину на металлолом. Куда лучше – получить за нее сертификат и приобрести новую технику.
Программа утилизации автомобилей в 2022 году
Государственная программа утилизации авто, запущенная впервые в 2010 году, действует и сейчас. Программа ставит своей целью повысить рост продаж отечественных автомобилей путем предоставления субсидий на покупку новых авто взамен старых.
О том, как принять участие в программе, какую скидку можно получить на покупку нового авто, что для этого нужно сделать, а также где найти официальный сайт государственной программы утилизации старых автомобилей в 2022 году, Вы узнаете из этой статьи.
Условия и сроки проведения программы утилизации автомобилей в 2022 году в России
Несмотря на то, что госпрограмма утилизации старых авто стартовала в 2010 году с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194, официальный сайт госпрограммы так и не был создан. Однако в сети существуют неофициальные сайты, посвященные госпрограмме.
Условия программы по утилизации старых авто от официальных российских дилеров следующие:
1 Вы являетесь гражданином РФ и владеете транспортным средством не менее полугода.
2 У Вас есть все документы на авто.
3 Ваш автомобиль соответствует техническим требованиям.
Согласно требованиям транспортное средство, которое Вы желаете списать, должно иметь двигатель, коробку передач, аккумулятор, электрооборудование, приборную панель, кузов, сидения, колеса, а также все технические жидкости.
Так как условия и цена утилизации автомобилей в 2022 году определяется дилерскими центрами, список основных требований на участие в программе может быть дополнен.
Правительство РФ еще не приняло окончательного решения на счет продления проекта, поэтому госпрограмма утилизации в России действует до того срока, пока не закончатся выделенные на ее реализацию субсидии. Уточнить возможность участия в госпрограмме можно непосредственно в дилерском центре Вашего города.
На какие марки распространяется утилизация автомобилей в 2022 году
Купить по госпрограмме можно только тот автомобиль, который был собран на территории Российской Федерации. В этот список входят как отечественные автомобили, так и иномарки, собранные на российских заводах.
Согласно информации на официальных сайтах дилерских центров РФ по данной программе можно приобрести авто марки:
Лада (компенсация на приобретение любой модели – 50000 руб.).
УАЗ (Patriot и Hunter – 90000 руб., Pickup и Cargo – 120000 руб.).
ГАЗ (коммерческое ТС – 175000 руб., грузовое авто – 350000 руб.).
Opel (Meriva, Corsa, Insignia – 40000 руб., Astra – 80000 руб., Mokka – 100000 руб., Antara – 140000 руб.).
Peugeot (Boxer, 408 и 4008 – 50000 руб.).
Renault (Logan, Sandero – 25000 руб., Duster, Fluence и Koleos – 50000 руб.).
Hyundai (Solaris, Creta – 50000 руб.);
Nissan (Terrano – 50000 руб., Almera – 60000 руб., Teana – 100000 руб.).
Skoda (Fabia – 60000 руб.; Rapid – 80000 руб., Octavia, Yeti – 90000 руб.).
Volkswagen (Jetta, Polo – 50000 руб.).
Citroen (C4 – 50000 руб.).
Mitsubishi (Outlander – 40000 руб., Pajero Sport – 75000 руб.).
Ford (Focus, S-Max, Galaxy, Mondeo – 50000 руб., Kuga AWD, Ecosport AWD – 90000 руб.).
Сумма компенсации и модели, участвующие в программе могут отличаться. Условия утилизации различных марок авто уточняйте в дилерском центре, т.к. в каждом регионе они разнятся.
Как и где утилизировать автомобиль по программе утилизации в 2022 году
Что касается того, как сдать авто в утиль и получить сертификат, то здесь все зависит от договора, который Вы заключите с дилером. Чаще всего утилизацией автомобиля занимается дилер, и Вам нужно просто передать ему авто и подождать, пока все документы будут готовы.
Если Вы сняли авто с учета в ГИБДД, то управлять им Вы не имеете права. Такое авто нужно перевозить на эвакуаторе.
Сдать машину в утилизацию по программе можно также самостоятельно в одном из утилизационных пунктов своего города. Иногда на конкретный пункт приема автохлама указывает дилер, в этом случае утилизировать его необходимо именно там.
Купить авто по программе утилизация
Покупка авто по госпрограмме совершается в несколько шагов:
1 Заключить договор с дилером.
2 Оформить доверенность или самостоятельно снять авто с учета в ГИБДД.
Снять транспортное средство с учета в ГИБДД Вы можете как самостоятельно, так и через дилера. Чтобы дилер мог снять авто с учета необходимо составить доверенность, позволяющую ему проводить регистрационные действия вместо Вас.
3 Оформить доверенность или самостоятельно утилизировать авто и получить свидетельство об утилизации.
4 Оплатить услуги дилера.
5 Приобрести новый автомобиль со скидкой.
Справка об утилизации ТС
После сдачи авто в утиль Вам будет выдан сертификат об утилизации. Образец справки выглядит так:
Когда Вы получите сертификат, можно приступать к заключительному этапу программы – получению скидки и оформлению нового авто.
Срок действия сертификата ограничивается непосредственно периодом действия программы. Это означает, что воспользоваться сертификатом будет нельзя, когда закончится выделенный на программу бюджет. В 2022 году эта сумма составляет 10 млрд. рублей.
Скидка на утилизацию
Согласно условиям официальных дилерских центров, участвующих в программе, в зависимости от марки и модели машины скидки по утилизации авто в 2022 году составляют от 40000 до 350000 руб. Так, Вы можете приобрести:
Легковой автомобиль со скидкой от 40000 до 175000 руб.
Внедорожник – 90000 до 140000 руб.
Автобус – 100000 до 300000 руб.
Грузовик – 90000 до 350000 руб.
Более подробную информацию о возможности участия в кампании по утилизации, а также о скидках на определенную модель авто Вы можете узнать в дилерском центре своего города.
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!
Действие программы утилизации автомобилей в 2022 году
В 2022 году в России не будут изменены правила утилизации автомобилей. Эта новость порадует граждан, поскольку льготные программы покупок авто приобрели сегодня невероятную популярность. Многие сумели благодаря утилизации не просто избавится от ненужной и старой техники, но и приобрести новую.
Программа стартовала в 2010 году, и ее длительность планировалась сроком всего на один год. Но впоследствии действие программы все-таки продлевалось в течение последующих нескольких лет. По мнению экспертов, программу утилизации не сворачивают по причине государственной выгоды, поскольку таким образом появляется возможность обновления модельного ряда авто отечественного автопрома.
В 2022 году условия программы утилизации останутся прежними. Такими же останутся и льготные выплаты, так как недостаток государственного бюджета не позволяет пока повысить их размер. В условиях кризиса российская система экономики вынуждена претерпевать многие лишения. На отечественный автомобильный рынок, кроме того, сегодня оказывают значительное давление. Покупательная способность россиян в последние годы значительно снизилась, страдают также банковский сектор и другие ответвления. Чтобы найти какой-нибудь выход из ситуации, а также стабилизировать рынок, программа утилизации была продлена.
Главной целью программы всегда являлась экономия финансов граждан, желающих приобрести новый автомобиль. Поэтому в 2019 году они смогут получить компенсацию за утиль в размере от 50 – до 350 тысяч рублей.
По отчету госслужб на программу утилизации в 2018 году было потрачено около 10 миллиардов рублей.
Программа утилизации автомобилей 2014-2020: причины и следствия
Каждый автомобиль имеет свой конечный срок эксплуатации. После истечения гарантийного срока ремонт машины приходиться производить уже за свой счет, и если авто будет часто ломаться, эксплуатационные расходы будут запредельными, то встает вопрос по его замене.
Можно бросить свою ласточку во дворе, поставить ее на даче, но уплата транспортного налога делает такой вариант невыгодным для любого владельца. Можно сдать автомашину на многочисленные разборы, но полученная сумма будет ничтожно малой по сравнению с выгодой от программы утилизации.
Что же это такое, и какие ее преимущества?
В настоящее время российский авторынок еще продолжает переваривать, приходить в себя от убийственной либерализации внешней торговли 90-х годов.
Хлынувший на отечественный рынок поток подержанного импортного хлама почти убил нашу автопромышленность. И если бы не поддержка государства, автозаводы уже были бы банкротами.
Действующая сейчас в РФ программа утилизации сталкивается, воюет с …программой, политикой утилизации других государств, в первую очередь Японии, и Западной Европы.
Поясним существующие реалии. В Японии владелец, после окончания строго определенного срока эксплуатации машины, обязан ее утилизировать за довольно приличную сумму. И ему гораздо выгоднее сдать ее за бесценок перекупщикам такого утиля. Такие машины широким потоком вывозятся в страны третьего мира, в которые с 90-х годов прошлого века стала входить и Российская Федерации, как бы не горько это осознавать.
Определенное технологическое превосходство даже бывших в употреблении японских машин, низкая цена, отсутствие заградительных пошлин сделали свое черное дело.
В результате весь наш Дальний Восток, и не только, за очень короткий срок оккупировали праворукие иномарки. Дешевые, экономичные, красивые – они быстро стали законодателями мод в этом бизнесе. Аналогичная ситуация сложилась и с моделями из других государств. Их правительства одним выстрелом убивали много зайцев:
1) снижение безработицы у себя дома, и, следовательно, социальная стабильность общества;
2) постоянный уровень производства в своей промышленности, и, следовательно, собираемость налогов по все цепочке производства, эксплуатации, обслуживания;
3) нанесение нокаутирующего удара по неокрепшей промышленности «демократической» России, от действия которого мы вышли только благодаря слиянию самых «лакомых» отечественных брендов с ведущими западными автоконцернами (альянс Лада-Рено-Ниссан);
4) улучшение экологической ситуации в своей стране с одновременным ухудшением ее в государстве-импортере.
Здесь даже присутствуют и геополитические интересы – наглядная демонстрация преимущества всего западного, даже 10-летней давности, перед отсталой Русью.
В результате сейчас в нашей стране скопилось огромное количество и ржавеющих иномарок и отечественных раритетов, которые их владельцам и некуда девать и дорого эксплуатировать.
Президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин в интервью Ведомостям 25.11.2014 поясняет грабительские условия вхождения нашей страны в ВТО:
«В какой такой стране подержанные автомобили являются предметом ВТО? Любая страна, которая не защищается от подержанных автомобилей, убивает свою автомобильную промышленность. Возьмем Украину — что там произошло? В прошлом году было продано 120 000 автомобилей, из которых новых — только 17 000 шт.»
В машиностроении уровень рентабельности -10%, банковский кредит для автозавода-17%. Продукция наших автозаводов в Европе облагается заградительными пошлинами в 22%, их продукция у нас – только 10 %. Создавать конкурентоспособный продукт в этой ситуации неопытная отечественная промышленность, не владеющая передовыми технологиями производства, продажи, сервиса, стимулирования потребителей, не могла долгое время. Введение экологических стандартов «Евро-5», «Евро-6» позволяет западным конкурентам защищаться от конкуренции. Вадим Сорокин указывает:
«Для Европы экологические стандарты это не только вопрос чистоты воздуха, но и защита рынка. Они держатели технологий. Если ты хочешь продавать там машины, то должен у них купить эту дорогую технологию. Цена на продукцию повышается, а с учетом пошлин ты оказываешься самым дорогим на рынке. Поэтому нам важно осваивать производство новых экологических классов быстрее, чем этого требует российское законодательство».
Осознание наверху важности и необходимости государственной поддержки автозаводов помогли сдвинуть груз с мертвой точки.
По данным “Автостата” показатель выбытия автопарка в России сейчас остается очень низким, на уровне 2,5 % против стандартных 6-7 %для всего мира.
Некоторые считают это минусом, некоторые относят это, наоборот, к плюсам, как свидетельство высокой надежности отечественной техники. Как указывает “Автостат”, владелец «Газели» пользуется ее 5 лет и 3 месяца, следующий владелец – 4 года и 10 месяцев. Авто эксплуатируется 10 лет. У зарубежных машин первый владелец пользуется авто 33 месяцев, второй – только 27. То есть автомобиль работает всего 5 лет. Это свидетельствует о долговечности, пригодности для ремонта и низкой стоимости содержания наших машин, но и, все же, о сравнительно низкой уровне жизни граждан РФ.
Социально-экономическая обстановка в нашей стране характеризуется повышением индекса потребительской уверенности, стабилизацией среднего номинального уровня рубля в 60-70 рублей за 1$, и динамикой цены на 1 баррель нефти в 45-52$. Поэтому многие могут принять решение обновить свою машину, но их, все же, необходимо для этого стимулировать.
И политика утилизации, проводимая в настоящее время в РФ, это попытка и:
1) поднять отечественную промышленность;
2) и помочь гражданам приобрести новую машину с весьма большими скидками;
3) и улучшить социальный климат (решение основной проблемы моногородов – безработицы).
И денег на это приказано не жалеть. Главная задача Министерства промышленности и торговли на текущий год, поставленная перед ним Правительством – сохранение объемов производства в легковом сегментов пределах 10% коридора от уровня производства 2016 года. Это своеобразная компенсация государства отечественным автозаводам всех недостатков от вхождения в ВТО, грабительского банковского процента и т.д.
Первая попытка, дать хоть какие то преимущества отечественным производителям, была реализована с 1 января 2010 года и продолжалась до конца 2011 года. По ней физическим лицам можно было приобретать только ограниченное количество марок легковых машин, с выдачей сертификата на скидку в 50 тысяч рублей. Приобреталась в основном продукция «АвтоВаза» (80% продаж по этому проекту), и «Рено» (еще 7 %). Государством было затрачено 30 млрд. рублей, выдано 600 тысяч сертификатов, реализованы около 500 тысяч автомашин.
В сентябре 2014 года начался второй этап реализации.
Правовые основы действующей сейчас политики были заложены государственной программой «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 328.
«Программа поддержки автомобильной промышленности на 2016 год» утверждена Распоряжением ПравительстваРФ от 23 января 2016 г. № 71-р. В ней в 2016 году на «Программу обновление парка колесных транспортных средств» выделалось 22,5 млрд. рублей. Распоряжением Правительства РФ от 13 декабря 2016 г. № 2658-р сумма на уходящий 2016 год была скорректирована, увеличена до 23,5 млрд. рублей по многочисленным просьбам отечественных производителей.
30 декабря 2016 года решением Минпромторга компенсации за сдаваемые транспортные средства были продлены и на весь 2017 год.
По сравнению с первым этапом новым является следующее:
1) сейчас деньги вручаются в виде субвенций регионам, которые уже сами по результатам продаж года выплачивают автозаводам денежные компенсации;
2) Участвовать могут и физические и юридические лица (также и лизинговые компании);
3) Реализуются, кроме легковых машин, также и автобусы, и коммерческие автомобили, и грузовики;
4) Значительно расширился список участвующих автозаводов. Если на первом этапе (в 2010-2011 годах) это была только «Лада», то после создания альянса «Лада-Рено-Ниссан», в этом уже не было смысла. И подключились сборочные цеха всех зарубежных брендов;
5) Добавился принцип «Трейд-ин», по которому машина сдается дилеру не просто на слом, а для перепродажи. Если по первому варианту возраст машины должен быть больше 10 лет, то по второму – не менее 6 лет. Здесь можно видеть определенное противоречие с заявленным принципом «обновления парка колесных транспортных средств». По «Трейд-ин» старая машина будет и дальше эксплуатироваться, пусть и капитально отремонтированная специалистами дилера.
Минпромторг РФ, руководящий реализацией намеченного изменения условий работы, разделяет между производителями средства по формуле: 44% – на коммерческий транспорт, 56% – на легковой. Сам легковой сегмент разделен по степени локализации производства на территории РФ по четырем градациями: больше 50%, 40-50%, 30-40% и ниже 30. Грузовой разделен на две категории: ниже 80 % и выше. Также учитывается локализация производства двигателей. В зависимости от этого и распределяются бюджетные деньги. Сам принцип разделения средств между производителями непрозрачен и подвергается критике.