Компенсация материалов подрядчику в 2020 году

Компенсация материалов подрядчику в 2020 году

Если между заказчиком работ и подрядчиком заключен договор, а за время исполнения условий договора произошло значительное подорожание материалов, которые предоставлены подрядчиком, или услуг, оказываемых подрядчику третьими лицами, он вправе запросить повышения стоимости его работ. Если заказчик отказывается платить больше, договор может быть расторгнут без последствий. Давайте выясним, когда может быть запрошена компенсация материалов и иных расходов подрядчика.

Общая информация о выплате компенсаций подрядчику

Расходы подрядчиков, подлежащие возмещению заказчиком работ на основании подтверждения фактически понесенных затрат, необходимо заранее обговорить при утверждении цен на строительную продукцию. Компенсационные суммы будут в последствии отнесены к прочим расходам и зафиксированы в Акте приемки завершенных строительных работ за общим итогом перед тем, как будет начислен налог на добавленную стоимость.

Если сооружение возводится на деньги из государственного бюджета, размеры компенсации не могут превышать нормы, регламентированные региональными и федеральными нормативными актами. Если строительство начато на деньги частных инвесторов, возмещение происходит в порядке, оговоренном между заказчиком и подрядчиком.

Компенсационные суммы могут быть назначены по любой статье расходов, которые будут в дальнейшем включены в себестоимость услуг подрядчика.

Как рассчитывается компенсация материалов подрядчику

В себестоимости строительных работ стоимость материалов составляет долю до 70%, а иногда и больше. Это главная составляющая расходов на осуществление строительных и монтажных работ. Именно поэтому итоги работ подрядчика находятся в прямой зависимости от грамотного расчета стоимости использованных на строительство материалов, конструкций и изделий.

Фактические расходы на приобретение незаменимых строительных материалов будут возмещены заказчиком на этапе возмедения строений, работы по которым оплачиваются из любых финансовых источников, включая федеральный бюджет. Данное условие должно быть оговорено при установлении договорных цен на материалы. Компенсационная сумма может быть вычислена по следующей формуле:

РКМ = Е[РОМ(n) х ЦОМФ(n)] – Е[РОМ(n) х ЦОМСБ(n)] х ИМВР,

где РКМ – размер компенсации материалов;

РОМ – расход определенного материала по нормативам (показатель натуральный);

ЦОМФ – цена на определенный материал фактическая;

ЦОМСБ – цена на определенный материал сметная базисная;

ИМВР – индекс по статье “Материалы” по какому-либо виду строительных работ;

Е – сумма всех показателей по каждому материалу;

n – вид материала.

Чтобы вычислить разницу между ценами на строительные материалы, нужно рассматривать цену на них по отпускной стоимости (без учета расходов на оплату посреднических услуг, затрат на хранение и заготовку, расходов на транспортировку). Для этого из нынешней сметной стоимости, которые была установлена в соответствии с индексами, вычитаются затраты на перечисленные выше статьи расходов в размере 90% для щебня, 127% для песка и 25% для гравия керамзитового и 13% для всех прочих материалов.

Компенсация затрат на выплату зарплат рабочим

Если сооружение возмодится на деньги частных инвесторов, компенсация на выплату зарплаты рабочим может быть заранее предусмотрена в договорной цене, когда сметная стоимость строительно-монтажных работ рассчитывается по государственным расценкам и нормам.

Если объект возводится на деньги федерального бюджета, компенсации на выплату заработных плат строителям, как правило, не допускается, но исключения бывают и здесь.

Компенсация затрат на привлечение строительных машин

Если сооружение возводится на деньги из федерального бюджета, подрядчику могут быть компенсированы непредвиденные расходы, которые могут быть связаны с эксплуатацией дорогостоящей заграничной техники и машин, купленных по договору лизинга.

Если при строительстве возникла необходимость использования дорогой по стоимости зарубежной техники, аналоги которой есть на отечественном рынке, компенсационные суммы выплачиваются для возмещения затрат на амортизацию заграничных машин.

Если аналогов зарубежной техники в России не существует, следует оформить сметную норму и расценку на каждый машиночас эксплуатации и применять их при вычислении затрат на использование заграничной техники в локальных сметах. Если же при разработке смет подрядчик не поступил рекомендованным образом, затраты придется учитывать при расчете договорной цены и обозначить их как компенсацию.

Зачастую у подрядчика происходит превышение платы за аренду – эти расходы компенсируются по договоренности с заказчиком, если деньги поступают от частного инвестора. Нужно помнить о том, что ставки по аренде не должны оказаться больше чем среднее значение по региону, а срок аренды обязан соответствовать периоду эксплуатации техники, рассчитанных по нормам и ППР. Сумму компенсации можно рассчитать, воспользовавшись формулой:

РК = САТ х ВРТ – ЗЭМ х ИЭМС,

где РК – размер компенсации;

САТ – ставка за аренду техники (рублей за машиночас);

ВРТ – время работы техники (в часах по сметным нормативам);

ЗЭМ – затраты на эксплуатацию машин (в рублях по смете в базисном уровне стоимостей);

ИЭМС – действующий индекс на эксплуатацию строительных машин по субъекту РФ.

Законодательные акты по теме

п. 6 ст. 709 ТК РФО праве подрядчика на расторжение договора в случае отказа заказчика от компенсации увеличения стоимости материалов

Типичные ошибки

Ошибка: При вычислении фактической стоимости строительных материалов подрядчик учитывал стоимость хранения, заготовки, транспортировки и расходы на посреднические услуги.

Комментарий: При расчете фактической стоимости перечисленные статьи расходов не учитываются.

Ошибка: Заказчик отказался возмещать подрядчику разницу между первоначальной и фактической стоимостью строительных материалов. Подрядчик не стал расторгать договор и стал работать себе в убыток, опасаясь необходимости уплаты неустойки.

Комментарий: Если заказчик отказывается от выплаты компенсации стоимости материалов, подрядчик имеет право расторгнуть договор без каких-либо негативных последствий для себя.

Ответы на распространенные вопросы о том, когда выплачивается компенсация материалов подрядчику

Вопрос №1: Как определить фактическую стоимость строительных материалов?

Ответ: Для этого нужно изучить платежные документы и не учитывать расходы на посреднические услуги, заготовительно-складские затраты и расходы на транспорт.

Вопрос №2: Когда включать расчеты разницы в стоимости строительных материалов в Акты о приемке завершенных работ?

Ответ: Вычисление разницы стоимостей можно включать в Акты текущего и последующего за отчетным месяца. Включать расчет в Акт нужно не позже чем через 2 месяца после отчетного месяца.

? Видео-советы.Как защитить прав и законные интересы подрядчика при исполнении договора подряда ?

В видео раскрывается информация о проблеме не подробного прописывания в договоре предмета, сроков, стоимости, условий договора подряда, что в конечном счете может вызвать нежелательные противоречия и быть использовано заказчиком в своих интересах⇓


С 8 января 2020 года изменились правила закупок в сфере строительства

Вашему вниманию представлен обзор изменений законодательства в сфере госзакупок. Часть из них касается и строительной сферы.

1-е изменение: с 08 января 2020 года при выполнении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц и которые определены Правительством РФ, допускается привлечение к их выполнению дочерних обществ такого подрядчика

Суть изменений:
Согласно новой редакции части 2 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

Это означает, что с даты вступления в силу данной поправки – с 08.01.2020 г. подрядчик при выполнении видов и объёмов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, определённых в контракте на основании постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 для личного выполнения работ подрядчиком, последний вправе привлекать к их выполнению свои дочерние общества.

Понятие «дочернее хозяйственное общество» содержится пункте 1 статьи 67.3 Гражданского кодекса РФ, согласно которому общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Аналогичное определение дочернего общества содержится в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Поправка направлена на облегчение процесса строительства и реконструкции объектов капитального строительства строительными компаниями, имеющими холдинговую структуру.

Реализация этой новеллы Закона № 44-ФЗ о контрактной системе ведёт к необходимости корректировки соответствующих положений постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570.

2-е изменение: с 30 и 31 декабря 2019 года отменены типовые контракты на строительство и проектно-изыскательские работы, ранее утверждённые Минстроем России

Суть изменений:
Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 753/пр (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 № 56872), вступившим в силу с 30 декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 398/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта».

Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 754/пр (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2019 г. № 56891), вступившим в силу с 31 декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 397/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и информационной карты указанного типового контракта».

Указанные типовые контракты исключены из библиотеки типовых контрактов, типовых условий контрактов ЕИС и не подлежат применению (см. письмо Минфина России от 20.12.2019 №24-05-06/100250).

Предполагается, что вместо типовых контрактов на строительство и проектирование объектов капитального строительства Минстрой России разработает типовые контракты на выполнение этих видов работ.

3-е изменение: с 08 января 2020 года из сферы действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе выведены отношения, связанные с заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством

Суть изменений:
Данное изменение предусмотрено пунктом 11 части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Под сервитутом понимается ограниченное право пользования чужим земельным участком. Случаи, цели и порядок установления сервитута, в том числе для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены статьями 23, 39.23-39.26, 39.33-39.50 Земельного кодекса РФ.

Среди публичных сервитутов, которые касаются закупок, следует отметить публичные сервитуты, устанавливаемые в целях использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ:
…публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также – инженерные сооружения);

Читайте также:  Льготы пенсионерам МВД по налогу на имущество в 2020 году

2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

Кроме того, с 01.07.2020 года публичные сервитуты могут устанавливаться для проведения не только дренажных, но и мелиоративных работ на чужом земельном участке (см. п. 2 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 477-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации»).

В переводе с юридического на русский язык это означает, что все закупки товаров, работ, услуг в целях реализации публичных сервитутов (например, для размещения ряда линейных объектов федерального, регионального и местного значения, или для проведения мелиоративных работ – с 01.07.2020 года), теперь выведены из-под действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Хочется верить, что это сделано законодателем исключительно в целях борьбы с коррупцией, а не для облегчения лицам, пролоббировавшим данную поправку, процесса ухода от конкурентных процедур закупок и (или) хищения бюджетных средств (например, при проведении тех же мелиоративных работ).

Указанные изменения вступили в силу с 08.01.2020 года.

4-е изменение: с 08 января 2020 года установлены специальные особенности осуществления закупок и исполнения контрактов в сфере строительства, реализуемых в рамках национальных проектов

Так, с указанной даты статья 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена частями 55-56, предусматривающими следующие особенности таких закупок:

1. В целях реализации национальных проектов Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ могут утверждать перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 – 63 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ (далее по тексту – Перечни ОКС для реализации нацпроектов, Перечни).

При этом такие национальные проекты должны быть определены Президентом РФ (примечание: в настоящее время национальные проекты установлены и утверждены указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»)..

2. Указанные в этих Перечнях, утверждаемых Правительством РФ и высшими исполнительными органами субъектов РФ в целях реализации национальных проектов закупки в сфере строительства, можно осуществлять «под ключ»:
«…предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства» (см. часть 57 статьи 110.2 44-ФЗ).

При этом для заключения таких контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов заказчик вправе осуществить закупку путем проведения конкурса в электронной форме или электронного аукциона по своему усмотрению.

До внесения указанных поправок такие контракты «под ключ» заключались заказчиками только в соответствии с частью 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в порядке и по основаниям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 № 563.

Однако, новое основание заключения контрактов «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, юридически никак не связано с этим постановлением. Это самостоятельное правовое основание для заключения контрактов «под ключ».

3. Для заключения контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов Минстроем России должен быть утверждён специальный Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 Закона № 44-ФЗ. При этом заказчикам запрещается использовать при заключении контрактов «под ключ» использовать проектно-сметный метод для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (см. часть 59 статьи 110.2 44-ФЗ).

4. Определено, что контракты «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, являются так называемыми «смешанными» контрактами, которые содержат в себе элементы контрактов как на выполнение проектно-изыскательских работ, так и контрактов на выполнение подрядных строительных работ. В связи с этим такие «смешанные» контракты «под ключ» должны соответствовать требовать 44-ФЗ к обоим вышеуказанным видам контрактов (см. часть 60 статьи 110.2 44-ФЗ).

Кроме того, Закон № 44-ФЗ (часть 61 статьи 110.2) в качестве обязательного условия контракта «под ключ» предусматривает раздельное указание:

1) стоимости работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий;

2) стоимости работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту;
3) стоимость поставки предусмотренного проектной документацией медицинского оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства (если поставка данного медицинского оборудования предусмотрена контрактом).

Устанавливается, что результатом выполненной работы по контракту «под ключ» является здание или сооружение, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод их в эксплуатацию.

5. Частью 62 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе предусмотрены специальные основания для изменения контрактов «под ключ» по соглашению сторон рамках реализации национальных проектов, в том числе допускается увеличение цены таких контрактов до 30 % включительно, если при исполнении контракта сметная стоимость, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену заключённого контракта.

Заключение такого соглашения о повышении цены контракта осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.

На что может претендовать подрядчик (на какую компенсацию) в случае расторжения с ним договора по ст. 717 ГК РФ? Может ли подрядчик получить компенсацию упущенной выгоды (подрядчик взял кредит, арендовал технику, нанял людей, обеспечил площадку необходимыми хозяйственными постройками)?

Статья 717 ГК РФ, устанавливая право заказчика в любой момент расторгнуть договор подряда, если иное не предусмотрено этим договором, определяет также последствия такого отказа. Из положений данной статьи следует, что подрядчик имеет право, во-первых, на оплату уже выполненных им к моменту расторжения договора работ, а во-вторых, на возмещение убытков в размере, не превышающем разницу между уже оплаченными работами и общей стоимостью работ по договору.
Тем не менее, данная статья не конкретизирует, какие расходы или неполученные доходы входят в понятие убытков, возмещаемых заказчиком на основании данной статьи. Соответственно, в этом случае должны применяться общие положения ст. 15 и ст. 393 ГК РФ, дающие определение убыткам и определяющие их состав.
Анализ данных статей ГК РФ показывает, что они также не содержат перечня конкретных расходов и неполученных доходов, относящихся к убыткам, устанавливая лишь то, что убытки делятся на две категории: на реальный ущерб, то есть расходы, которые лицо, чье право нарушено, уже произвело или должно будет произвести в будущем для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества, и на упущенную выгоду, то есть неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Изложенное показывает, что указанные в вопросе расходы подрядчика и неполученная им прибыль чисто теоретически могут охватываться понятием убытков. Однако необходимо помнить, что указание в ст. 717 ГК РФ на обязанность заказчика возместить подрядчику убытки, связанные с расторжением договора по инициативе заказчика, не освобождают подрядчика от обязанности привести доказательства, во-первых, наличия таких убытков, во-вторых, их размера и, в-третьих, наличия причинно-следственной связи между возникновением убытков и расторжением заказчиком в одностороннем порядке договора подряда (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 “О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств”, п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” (далее – Постановление N 25), п. 19 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 51 от 24.01.2000 “Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда”, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.01.2018 N Ф03-5450/17, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018 N 19АП-8616/17).
Поэтому в каждом отдельно взятом случае для определения того, будут или нет подлежать те или иные расходы подрядчика возмещению со стороны заказчика, значение имеют, во-первых, обстоятельства, при которых были произведены такие расходы, и, во-вторых, – наличие доказательств, подтверждающих необходимость их осуществления для исполнения договора, их невозвратность в результате расторжения договора подряда, тот факт, что такие расходы не были бы понесены подрядчиком при нормальном течении гражданского оборота, а также иные обстоятельства, обосновывающие причинно-следственную связь между расторжением договора и возникновением убытков.
В частности, в одном из дел суд отказал во взыскании расходов подрядчика на уплату процентов по кредиту, на аренду техники, на укомплектование штата работников на том основании, что подрядчик, принимая на себя обязательства по выполнению работ по договору подряда при отсутствии у него в месте проведения этих работ техники, персонала, а также при отсутствии оборотных средств на исполнение договора, действовал на свой страх и риск как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, и при этом не привел иных доказательств наличия причинно-следственной связи между возникшими у него убытками и расторжением договора подряда (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2011 N 09АП-19792/11).
Что же касается возмещения неполученных доходов (упущенной выгоды), то в дополнение к вышеизложенному необходимо помнить, что истцу необходимо доказать, какие именно доходы он реально (достоверно) получил бы, если бы не утратил возможность выполнять работы, предусмотренные контрактом, при обычных условиях гражданского оборота, какие меры были им к этому предприняты, какие приготовления сделаны, а также то, что действия заказчика по расторжению договора явились единственной причиной к тому, что такие доходы подрядчиком в итоге не получены (п. 4 ст. 393 ГК РФ, п. 14 Постановления N 25, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.06.2018 N Ф07-4964/18, постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.08.2016 N Ф05-10977/16).
Так, например, суд отклонил иски подрядчика к заказчику, в которых упущенная выгода была рассчитана исходя из заложенной в смету на строительство сметной прибыли (смотрите, например, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.20013 по делу N А32-16348/2012).
Таким образом, из вышеизложенного следует, что удовлетворение требований заказчика в каждом отдельно взятом случае зависит от конкретных обстоятельств дела, проведенной подрядчиком подготовки к сбору доказательств, правильному расчету убытков, четкому установлению причинно-следственной связи между возникшими убытками и расторжением договора заказчиком.
Кроме того, необходимо принимать во внимание также и то, что согласно ст. 71 АПК РФ доказательства, представляемые сторонами судебного спора, оцениваются судом по своему внутреннему убеждению, в их совокупности, и ни одно из таких доказательств не имеет для суда заранее установленной силы, поэтому окончательное решение по заданному Вами вопросу может вынести лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.

Читайте также:  Возврат расходов на медосмотр при приеме на работу в 2020 году

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

21 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Порядок компенсации фактических затрат подрядчика.

Отдел продаж:

  • +7 (495) 134-55-67
    (Московский)
  • 8 (800) 555-64-48
    (Федеральный)

Доставка, настройка и консультация БЕСПЛАТНО

Лицензионные СН-2020, ТСН-2001, РЖД, ТСНБ-2001, ФЕР-2017

30% скидка на недельные курсы

Общие положения.

Взаимоотношения сторон при исполнении договора подряда Гражданский кодекс РФ трактует следующим образом: «При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставляемых подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора» (ст. 709, п. 6)

Все затраты подрядных организаций, которые должны быть ком­пенсированы заказчиком по фактическим расходам, следует оговорить при согласовании договорных цен на строительную продукцию. Компенсации относят к прочим затратам и показывают в Акте приемки выполненных работ за общим итогом перед начислением НДС. При строительстве, осуществляемом за счет бюджетных средств, состав и размер компенса­ции ограничены положениями, установленными Федеральными и региональными органами исполнительной власти. Для строек, возводящихся за счет частных инвестиций, состав и размер компенсаций определяются по согласованию сторон.

Компенса­ции могут выплачиваться по любой статье затрат, включаемых в себе­стоимость подрядных работ.

Компенсация расходов на оплату труда рабочих.

На объектах, строительство которых финансируется из бюджетных средств, этот вид компенсации обычно не допускается, хотя из этого правила иногда бывают исключения.

При строительстве за счет средств частных инвесторов в договор­ной цене может предусматриваться компенсация дополнительных рас­ходов на оплату труда рабочих, если сметная стоимость работ опреде­ляется по государственным нормам и расценкам.

Компенсация расходов на эксплуатацию строительных машин.

При строительстве, осуществляемом за счет бюджетных средств могут быть возмещены дополнительные затраты, обусловленные при­менением дорогой импортной техники и строительных машин, приоб­ретенных по лизингу.

При применении импортных машин, аналогичных по основным технико-экономическим параметрам отечественным машинам и меха­низмам, компенсация предусматривает возмещение повышенных рас­ходов на амортизацию импортной техники.

При применении импортных машин, не имеющих аналогов в номенклатуре отечественных строительных машин, рекомендуется состав­лять индивидуальные сметные нормы и расценки на 1 маш.-ч их рабо­ты и использовать их при определении расходов на эксплуатацию ма­шин в локальных сметах. Если при составлении сметы это не было сделано, то следует учесть указанные расходы при формировании дого­ворной цены и соответственно включить в акт выполненных работ как компенсацию.

Часто у подрядных организаций возникает превышение арендной платы за строительные машины в сравнении с расходами на эксплуа­тацию машин, предусмотренными в смете. Дополнительные расходы могут быть компенсированы с согласия заказчика при строительстве, финансируемом из средств частных инвесторов. При этом размер ком­пенсаций должен быть обоснован. Ставки арендной платы не должны быть выше их среднего уровня в регионе; срок аренды должен соответ­ствовать времени работы строительных машин, определенных по нор­мам или по ППР. Размер компенсации может быть определен по фор­муле:

Сар – ставка платы за аренду машин, руб./маш.-ч;

t н м – время работы машины на объекте по сметным нормативам, ч.

С б эм – расходы на эксплуатацию строительных машин по смете в базисном уровне цен, руб.;

Иэм – текущий индекс на эксплуатацию машин в регионе.

Компенсация стоимости материальных ресурсов.

Стоимость материальных ресурсов является основной составляю­щей затрат на производство строительно-монтажных работ: ее удель­ный вес в себестоимости работ 60-70% и более. Поэтому результаты деятельности подрядных организаций особенно зависят от правильно­сти определения стоимости израсходованных на производство матери­алов, изделий и конструкций.

Фактические затраты на основные материалы компенсируются за­казчиком при строительстве объектов, финансируемых из любых ис­точников средств, в т. ч. государственного бюджета. Это следует оговорить при формировании договорных цен на строительную про­дукцию.

Размер компенсации рассчитывается по формуле:

PMj н – расход j-го материала по нормам, натуральные показатели;

j (1,2,…., m ) – виды материалов, изделий и конструкций, использо­ванных на производство работ;

Ц j ф и Ц j б – цены на j-й вид материалов, соответственно фактичес­кая текущая и сметная базисная, руб.;

Им– индекс по статье материалы по виду работ.

При расчете разницы стоимости ресурсов по ТЕР Московской области следует руководствоваться следующими рекомендациями Мособлгосэкспертизы, приводимыми в технической части сборников коэффициентов пересчета:

«. При расчете отклонений (разницы) в стоимости материалов принимается их стоимость по отпускным ценам (без счетов на транспорт, затрат на услуги посредников и заготовительно-складские расходы), для чего из текущей сметной стоимости материалов, определенной по индексам, следует исключить транспортные, заготовительно-складские и посреднические затраты в размере 13%, кроме керамзитового гравия – 25%, песка – 127%, щебня -90%.

Фактическая стоимость материалов определяется на основе платежных документов и указывается также без учета затрат на транспорт, услуги посредника и заготовительно-складские расходы.

Расчет разницы в стоимости материалов может включаться в Акты о приемке выполненных работ как в текущем, так и в последующем за отчетным месяце, но не позднее 2-х месяцев за отчетным».

О группе компаний

Группа компаний «АВИС медиа» один из старейших поставщиков сметных программ в России.

Группа компаний осуществляет продажу, внедрение и поддержку сметных программ, поставку необходимых сметно-нормативных баз.

Просим Вас дать разъяснение по вопросу расчета компенсации стоимости материалов и изделий подрядчику

Просим Вас дать разъяснение по вопросу расчета компенсации стоимости материалов и изделий подрядчику по объекту, строящемся в Санкт-Петербурге за счет бюджетных и внебюджетных средств, сметная документация составлена в ценах 1984 года. В расчете компенсации стоимости материалов и изделий при переходе из базисных цен 1984 года к текущим ценам материалов и изделий Заказчик требует от Подрядчика в базисных ценах 1984 года на материалы также дополнительно учитывать лимитированные затраты (накладные расходы, плановые накопления, зимние удорожания, ), и только после этого производить переход к текущим ценам материалов и изделий с помощью индекса перехода.

Просим дать разъяснение по следующим вопросам в данной ситуации:

  • Правомерно ли требование Заказчика при расчете компенсации стоимости материалов и изделий учитывать к их стоимости в базисных ценах 1984 года лимитированные затраты – накладные расходы, плановые накопления, зимние удорожания, затраты на и т.д.?
  • При расчете компенсации стоимости материалов и изделий в соответствии с письмом Комитета и экономики и финансов Мэрии Санкт-Петербурга от 14.02.96 г. № РЦ-29/92 имеет ли право Подрядчик на рассчитанную сумму компенсации по полному перечню материалов, изделий и конструкций начислять лимитированные затраты (накладные расходы, плановые накопления, зимние удорожания, затраты на временные здания и сооружения) и предъявлять к оплате данную сумму заказчику?
  • Какими документами должен руководствоваться Заказчик при проверке и утверждении расчета компенсации стоимости материалов и изделий, составленном подрядчиком?

Ответ:

Возможность компенсации по стоимости материалов изделий и конструкций, применяемых при осуществлении строительства или ремонта зданий и сооружений, должна быть установлена в договоре строительного подряда.

При определении размера компенсации подрядной организации по стоимости материалов изделий и конструкций, превышающей стоимость, учтенной в сметной документации или в актах выполненных работ с соответствующим индексом к базисным ценам (1984 г., 1991 г., 2000 г.), в расчете необходимо учитывать не выборочную, а полную номенклатуру основных строительных материалов, изделий и конструкций. При этом сопоставляются текущие сметные цены на материалы и сметные цены в базисном уровне с учетом индексации.

В целях уменьшения трудозатрат при составлении и проверки этих расчетов, стоимость вспомогательных материалов, доля которых составляет до 3-5 % от общей стоимости материальных ресурсов, при расчете компенсации может не учитываться. При расчете компенсации по стоимости материалов изделий и конструкций на дополнительные затраты в разнице стоимости материалов не начисляются ни накладные расходы, ни плановые накопления, ни другие лимитированные затраты.

Требование заказчика начислять на сметную стоимость материалов, изделий и конструкций в базисном уровне цен (1984 г.) перед их индексацией для перехода в текущий уровень цен накладные расходы, плановые накопления и другие лимитированные затраты методически неверно и неправомерно. В целях единого подхода для определения размера компенсации по стоимости материалов рекомендуем руководствоваться письмом Комитета и финансов Мэрии Санкт-Петербурга от 14.02.96 г. № РЦ-29/92.

Читайте также:  Компенсация мобильной связи в 2020 году

ПИСЬМО КОМИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ МЭРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА от 14.02.96 № РЦ-29/92

«О едином порядке расчета компенсации стоимости материалов и изделий в » В целях дальнейшего упорядочения расхода бюджетных средств, а также определения единого подхода к расчету компенсации стоимости материальных ресурсов между организациями-заказчиками мэрии и подрядными организациями, Региональный центр ценообразования в строительстве Комитета экономики и финансов устанавливает «Порядок расчета компенсации стоимости материалов в исполнительной документации» согласно приложению 1 и «Единую форму расчета компенсации» согласно приложению 2.

Указанный порядок расчета и представления компенсации является обязательным для объектов, строящихся за счет бюджетных средств.

Первый заместитель председателя Комитета экономики и финансов С.Ю.Вязалов

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к письму Комитета экономики и финансов от 14.02.96 года № РЦ-29/92

Порядок расчета компенсации стоимости материальных ресурсов в исполнительной документации

  1. Компенсация затрат подрядной организации на материалы и изделия сверх стоимости, учтенной текущим индексом, осуществляется заказчиком на основании расчетов, учитываемых по форме, указанной в приложении № 2, которая является неотъемлемой частью исполнительной документации.
  2. Расчет компенсационных выплат по материалам и изделиям производится подрядной организацией по номенклатуре основных строительных материалов (согласно указаний к заполнению формы расчета компенсации), на основании документов, подтвержденных данными первичного бухгалтерского (складского, производственного) учета, исходя из сроков их фактического приобретения.
  3. Суммы компенсационных выплат отражаются в Актах выполненных работ (по форме 2), отдельной строкой, до начисления налогов и обязательных платежей.
  4. Объемы компенсационных затрат, при определении размера сметной прибыли, в базу для ее исчисления не включаются.
  5. Расчет компенсации затрат по стоимости материалов и изделий, без учета их доли в общей стоимости материальных затрат, не допускается.
  6. При значительном превышении стоимости материалов и изделий, их средней стоимости по городу, заказчик вправе отказать подрядчику в компенсации указанных затрат или потребовать дополнительные обоснования.
  7. Затраты подрядной организации по транспортировке материалов и изделий должны учитывать рациональное использование транспортных средств, а также оптимальные схемы доставки.
  8. Компенсация затрат по статье «эксплуатация строительных машин и механизмов» решается заказчиком в исключительных случаях по тем видам строительства и работ, где применяется импортная техника и согласовывается с Региональным центром ценообразования в строительстве. Состав машин и порядок их работы определяется техническими условиями в составе проекта производства работ.
  9. Заказчик не вправе отказать подрядчику в компенсации, на основании настоящего Порядка, его обоснованных затрат на материальные ресурсы по необъективным причинам, если возможность такой компенсации определена договором подряда. Если договором подряда возможность компенсационных выплат не предусмотрена, заказчик вправе отказать подрядчику в выплате компенсации.
  10. Настоящий Порядок расчета компенсации стоимости материалов и изделий является обязательным для объектов, строящихся за счет бюджетных средств.

Начальник Регионального центра ценообразования в строительстве Е.Ф. Польский

Работа по договору подряда в 2020 году: плюсы для заказчика и подрядчика

Эта статья познакомит читателя с формами заключения договора. Также в ней отражены те нюансы, которые пригодятся любому, кто его собирается оформлять.

Прежде всего давайте разберёмся, что такое договора подряда. В действительности он представляет собой документ, благодаря которому происходит регулирование трудовых отношений заказчика и исполнителя. При формировании документа стороны обязаны взять во внимание Гражданский Кодекс Российской Федерации. Обычно, договор оформляется при проведении строительно-монтажной работы, для которой лицензия не нужна. Многим известно, что существует множество видов строительных работ, которые в 2020 году не смогут выполнять неопытные работники. А хороших специалистов отправляют на те объекты организации, у которых есть лицензия и специальный разрешительный документ.

В каких формах может создаваться договор?

На самом деле существует две формы:

  1. На соответствующей бумаге в двойном экземпляре. Обращаясь к регламенту законодательства можно заметить, что все сделки, превышающие 10000 рублей, должны быть оформлены в письменной форме. Статья No 161 в Гражданском кодексе не заставляет подтверждать подобные договоры у нотариуса. Но при формировании документа должны учитываться все нюансы, прописанные в законе!
  2. В устном варианте. В том случае, если законный владелец определённого объекта недвижимости наймёт физическое лицо для того, чтобы выполнить маленький объём работы, при этом цена не больше 10 000 рублей, то он может не создавать договор подряда.

Обратившись к гражданскому кодексу можно понять, что он не всегда считается обязательным заключение договора с физическими лицами. Но юристы советую всё-таки это сделать, потому что при выполнении строительно-монтажной работы могут возникать конфликты и разногласия между противоположными сторонами. Помочь в таких случаях может заключённое соглашение, которое может предотвратить обращение в суд и поможет обойти стороной многие проблемы. А ещё в нём всегда регулируются права и некоторые обязанности противоположных сторон, напомнит им об ответственности.

Плюсы устройства на работу по договору подряда для заказчика:

  1. Оплата отпуска и больничного листа.
  2. Оплата страховых взносов.
  3. Работника обеспечивают как рабочим местом, так и необходимым материалом.

Преимущества для самого подрядчика:

  1. Невыполнение требований охраны труда, несоблюдение дресс-кода.
  2. Несоблюдение порядка.
  3. Он может совмещать свою деятельность с другими видами работ.

При создании договора на ремонт квартир, необходимо обратить внимание на то, что:

  1. При подписании юридического документа, который регулирует отношения между работодателем и работником, необходимо его зарегистрировать в службе занятости. Процесс регистрации должен быть завершён в течение недели.
  2. Должна быть предоставлена копия паспорт или любой другой документ, удостоверяющий личность.
  3. Далее трудовую книжку, которая должна пройти через инспектора, необходимо принести в службу занятости.
  4. В том случае, если соглашение составляется с иностранцем, то надо отправить в государственную структуру его миграционную карту, а точнее её копию, а также понадобится разрешение работать в РФ.

Но не надо забывать, что в случае заключения договора с работником, который должен поработать на секретном объекте, оказывая услугу по работе тем, кому необходима поддержка, необходимы и другие документы.

Виды работ и услуги, которые попадают под обложение налогом:

  • Предоставление услуг агента недвижимости;
  • Предоставление услуг по охране;
  • Предоставление услуг в ремонте одежды и других вещей;
  • Предоставление услуг обучения на дому(дистанционное обучение);
  • Обязательства при предоставлении работ или услуги;
  • Создание книги или статьи.

В том случае, если между работодателем и работником составится договор, по которому будут предоставляться услуги по продаже и аренде, общая сумма денег не должна обременяться другими платами.

В этой, 2020 году, все работодатели, заключающие со специалистами договор подряда обязаны оплатить страховой сбор с работника. Плата должна быть осуществлена в Пенсионном Фонде, субъект предпринимательской деятельности должен перечислить 22% общей суммы денег, которая должна быть указана в самом договоре. Так же именно с указанной суммы работодатель обязан уплатить 5,10% в фонд общего медицинской страховки.

Даже несмотря на разовый характер соглашений подобного характера, наниматели физических лиц обязаны удержать с налога на доходы физических лиц(НДФЛ) примерно 13%.

Возьмите во внимание, что те специалисты, с которыми был заключён договор подряда лишаются возможности использовать налоговую льготу. Работодатель, выбиравший такую форму взаимодействия обязан после завершения отчётного периода сдать отчёт в Федеральную Налоговую Службу.

При составлении документа частным лицом или субъектом предпринимательской деятельности, учитываются следующие моменты:

  1. ФИО заказчика. А также юридический адрес, контакты и соответствующие коды в том случае, если составлением документа занимается юридическое лицо или ИП.
  2. ФИО специалиста, который является исполнителем. А также указывается вся подробная информация о работнике.
  3. При описании каких-либо услуг, порученных физическому лицу, рекомендуется чётко описать все мельчайшие подробности работы, которые предстоит выполнить специалисту. Это необходимо для избежания конфликтов или разногласий.
  4. В категории «Оплата» надо отметить каким образом будет осуществляться платёж с исполнителем. К примеру, оплата будет представлена как аванс или будет выплата за полностью выполненную работу. При найме рабочего на долгий срок, решается вопрос как часто будет выдаваться зарплата.
  5. Далее необходимо нотариальное заверение в соответствии с Федеральным законодательством.
  6. Должностные обязанности работодателя и работника. Надо отразить все сведения о закупке материала, об учёте израсходованных материалов, о том, с какой периодичностью будет осуществляться посещение объекта физическим лицом для выполнения требуемой работы.
  7. Пункт, в котором отражены все личные договорённости, к примеру, специалист обязан соблюсти конфиденциальность информации об объекте. Он должен умолчать о том, как быстро и что делается на месте работы.
  8. Затем должны быть описаны все моменты, случаи, которые могут прервать выполнение обязательств сторон, заключивших договор подряда.
  9. В договоре должен быть указан порядок расторжения соглашения до окончания срока действия.

Также стоит отметить, что в договоре подряда должен быть акт о выполненных работах. Он образуется после окончания работы соглашения. Т.е. работодатель имеет право отразить все минусы и замечания к работе специалиста и затем, может обратиться в суд за компенсацией. В случае отсутствия замечаний у сторон ставятся подписи в акт. При завершении последней процедуры договор подряда считается выполненным.

На что стоит обратить внимание при составлении договора

  1. Указание величины платы за всё работу, совершённую работником в целом.
  2. Указание срока, в который будут выполняться работы.
  3. Конкретные указания на то, что должен сделать подрядчик.

Помните, что договора подряда НЕ правовой, а гражданско-правовой акт!

Предмет обсуждения сторон

Предметом договора может быть как итоговый результат действий работника, так и обработка чего-либо.

Что может быть результатом?

  1. Созданная вещь.
  2. Разработанная документация.
  3. Квартира, вышедшая из ремонта.

Как происходит увольнение

Понятие «увольнение» употребляется при описании или обсуждения трудового отношения, поэтому не очень правильно употреблять его, описывая договор подряда. В соглашении отмечается дата как начал работы, так и окончания. Для того, чтобы ближе познакомится с этой темой смотрите пункт 1, статью 708 в Гражданском кодексе Российской Федерации. Заказчик же имеет право разорвать договор с работников тогда, когда ему будет удобно, но при этом он должен совершить оплату процента стоимости, который отмечен в договоре, а также возместить все убытки подрядчику.

Прочитав эту статью, многие ознакомились с подробностями заключения трудового соглашения. Теперь каждый читатель сможет применить свои знания на практике и устроится на работу. Также можно избежать многих неприятностей. Удачи вам!

Добавить комментарий