Компенсация бензина в 2020 году

Компенсация бензина в 2020 году

В современном мире, чтобы везде успевать, нужно иметь личный транспорт. И нужен автомобиль не только для того, чтобы добраться до места работы – должностные обязанности многих работников заключаются в постоянных разъездах от клиента к клиенту, сейчас практически все можно купить “с доставкой до дома”. В то же время далеко не каждая компания может позволить себе личный автопарк, а потому в объявлениях об открытой вакансии выставляется требование – наличие авто. В случае, если сотрудник во время работы эксплуатирует собственную машину, ему положена компенсация бензина, других горюче-смазочных материалов, техосмотров и ремонтов.

Какие документы подтверждают статус компенсации бензина

Чтобы работодатель мог оправдать свои расходы на выплату компенсаций за ГСМ и амортизацию сотрудникам, эксплуатирующим собственную машину в служебных целях, ему нужно оформить некоторые документы. В связи с этим, автомобиль сотрудника не может быть использован, пока не будет заключен договор:

  • соглашение об использовании личного автомобиля, входящее в трудовой договор;
  • соглашение об эксплуатации авто, оформленное отдельным договором (данный вариант удобнее тем, что в случае изменений порядка выплаты компенсации в связи с ростом цен на ГСМ или чем-то еще, соглашение будет проще переоформить).

Выплаты сотруднику приобретут статус компенсации за бензин, когда будут оформлены следующие бумаги:

  • трудовой договор с сотрудником, включающий пункт об использовании его автомобиля в служебных целях (или приложение к договору);
  • ксерокопия свидетельства о регистрации ТС;
  • служебные записки, журнал поездок, путевые листы (если сумма возмещения не фиксированная);
  • чеки, квитанции, накладные и прочие финансовые документы, подтверждающие расходы на бензин.

Соглашение об эксплуатации автомобиля сотрудника в служебных целях

Компенсация бензина не подлежит выплате во время пребывания работника в отпуске, на выходных, праздниках и больничных.

Когда работодатель и сотрудник заключают договор о привлечении личного транспорта служащего к использованию в интересах компании, в нем непременно нужно указать следующие данные:

  • автомобиль какой марки и какого года выпуска будет использоваться (от этого зависят нормы потребления топлива);
  • регистрационный номер авто;
  • объем двигателя машины;
  • сумма возмещения затрат на бензин сотруднику (если сумма фиксированная);
  • список других затрат, которые будут компенсироваться за счет предприятия;
  • порядок выплаты компенсации (как и к какому числу месяца сотрудник будет получать деньги);
  • какие документальные подтверждения расходов должен представлять работник.

К соглашению должны быть приложены следующие бумаги:

  • ксерокопия тех. паспорта машины;
  • ксерокопия свидетельства о регистрации транспорта;
  • ксерокопия полиса ОСАГО (в случае, если работник использует авто по доверенности).

Как рассчитывается компенсация бензина

Чтобы вычислить, какие расходы понес сотрудник на заправку автомобиля, необходимо следовать приведенной ниже схеме:

  1. Изучить технический паспорт автомобиля, где будет указано, какой у него расход топлива на 100 километров.
  2. Изучить показания спидометра или GPS-навигатора с целью выяснения фактического расхода бензина.
  3. Ознакомиться с установленными нормами потребления топлива на данной марки авто, приведенными в нормативах Министерства транспорта.
  4. Проверить чеки из авто-заправочной станции с указанием стоимости бензина за 1 литр.
  5. Вычислить расход бензина на 1 километр, исходя из фактических затрат топлива или нормативов.

Пример того, как рассчитывается компенсация бензина

Для марки автомобиля, используемого сотрудником компании, характерен расход топлива 9 литров на каждый 100 километров. Фактический пробег к отчетному дню составил 123 километра. Исходя из чеков от АЗС, сотрудник платит за бензин 35 рублей за литр. Рассчитаем компенсацию бензина:

  • 9 литров : 100 км. = 0,09 литров – расход топлива на 1 км.
  • 123 км. х 0,09 л. = 11,07 л. – израсходованный бензин.
  • 11,07 л. х 35 руб. = 387 рублей 45 копеек – компенсация бензина.

Законодательные акты по теме

ст. 188 ТК РФО компенсации за эксплуатацию нанимателем частной собственности работников

Типичные ошибки

Ошибка: Работодатель удерживает с компенсации затрат на бензин и амортизацию НДФЛ и страховые взносы.

Комментарий: Налог на доходы физических лиц и страховые отчисления не уплачиваются с суммы компенсации бензина, если размер возмещения не оказывается больше того, о котором условились работодатель и работник при подписании договора.

Ошибка: Сотрудник ожидает, что компенсация за бензин будет ему выплачивать и в период отпуска.

Комментарий: Компенсация бензина производится только в рабочее время, когда сотрудник использует транспорт в интересах компании.

Ответы на распространенные вопросы о том, как выплачивается компенсация ГСМ сотрудникам предприятия

Вопрос №1: Я вынужден был использовать личный автомобиль, чтобы успеть выполнить важное поручение руководства, могу ли я потребовать, чтобы мне была выплачена компенсация бензина?

Ответ: Да, необходимо подать заявление в произвольной форме на имя руководителя, приложив к нему документы, подтверждающие расходы на бензин.

Вопрос №2: Работодатель предлагает установить фиксированную сумму компенсации за использование моего автомобиля в служебных целях. Выгодно ли это?

Ответ: Все зависит от того, как часто и далеко придется ездить по работе. Работодатель не может предложить большие суммы компенсаций, поскольку налоговая инспекция устанавливает свои предельные суммы компенсаций за бензин. И если наниматель платит больше, он не может учесть свои расходы при исчислении налога на прибыль.

? Видео-советы. Возможно ли компенсировать расходы, которые связаны с эксплуатацией имущества сотрудника (автомобиль, бензин, ремонт)?

В видео раскрывается информация о том, какие документы необходимы для подтверждения расходов и существуют ли нормы компенсаций за имущество сотрудника⇓


Цены на бензин в 2020 году

Вопрос о стоимости бензина в наши дни не просто актуален – он приковывает к себе внимание каждой семьи, становится предметом обсуждения на работе и дома. Причина тривиальна: повышение цен на топливо касается не только тех, у кого есть автомобиль, но и обычных граждан! Уже вскоре после подорожания бензина они заметят повышение стоимости проезда в маршрутках и незначительный, но довольно неприятный рост цен в магазинах. Картина будущих экономических условий вырисовывается крайне безрадостная… Эксперты уже высказались о том, сколько будет стоить бензин в 2020 году. Об этом сегодня и пойдет речь.

Текущее положение бензинового рынка в РФ

Одна из самых громких тем для обсуждения в 2018 году – топливная инфляция, которая вызвала весной резкое повышение стоимости бензина на территории всей страны. Это событие ударило по кошельку не только автолюбителей, но и обычных граждан. Картина ценовой политики сегодня выглядит следующим образом: А-92 стоит около 43 р. за литр, А-95 – 48-49 р. Не удивительно, что россияне забеспокоились: неужели цена в будущем продолжит расти?

Как объяснили власти, опасаться нечего – рост цен будут сдерживать, насколько это возможно. Однако эксперты в области топливной политики не столь беспечны. По их мнению, переживать есть о чем, ведь к стоимости бензина привязаны все сферы, которые влияют на жизнь обычных граждан. Впрочем, на протяжении лета и осени повышение цен резко приостановилось, и у населения появилась надежда на то, что власти сдержат обещание и понизят стоимость топлива.

По факту, все выглядит иначе. Министерство энергетики заявило, что для сдерживания цен были приняты все возможные меры, однако есть нюанс, который может сломать надежды граждан. Возможности правительства по сдерживанию цен исчерпываются на уровне инфляции. Это говорит о том, что с ростом инфляции начнется новое повышение стоимости топлива. Если отталкиваться от заявлений министра, правительство вскоре не сможет влиять на этот процесс.

Под Новый Год НДС было решено повысить на 2%, что само по себе способно разогнать рост инфляции. Как говорят чиновники, в текущем году она может вырасти на 4-5%, что, безусловно, скажется на ценообразовании бензина. Аналитики прогнозируют, что с повышением инфляции (и естественным ростом цены бензина, над которым правительство потеряет контроль) общественность пересядет на легковушки с малым литражом, а отношение количества автомобилей к численности населения перестанет увеличиваться.

Почему растут цены на бензин?

Цена на топливо – это величина, которая складывается из трех основных элементов:

  • стоимость нефти и ее переработки вместе с другими процессами в цикле производства бензина;
  • всевозможные налоги и акцизы;
  • прибыль в виде надбавки на бензин, которая вызвана естественной конкуренцией на рынке.

Отсюда следует, что единственный фактор, который может резко повлиять на стоимость бензина – цены на нефть. Однако такое логичное предположение действует везде, кроме России. Согласно последним исследованиям, падение цены на нефть в Европе и Америке приводит к снижению цен на бензин. Казалось бы, так должно быть и в нашей стране! Однако, если стоимость нефти снижается, в России цена на бензин только увеличивается. В итоге ценообразование бензина в РФ выглядит следующим образом: 30% – стоимость сырья, 20% – надбавка реализаторов бензина, 50% – фискальные расходы (налоги, акцизы и прочее).

Политика бензинового ценообразования в России выглядит негуманной по отношению к простым гражданам. Это заметно на примере Европы и США

Важные факторы, которые влияют на ценообразование в пределах российского рынка – увеличение экспорта, налоговая политика и снижение внутренних поставок. В последнее время в СМИ кричат о том, что повышение цен связано с картельным сговором. Анализ экспертов показал, что на рынке бензина царит олигополия. Конкуренция развита в малой степени, ведь заводов по переработке нефти становится меньше, а технологии с каждым днем устаревают. Существует и другие факторы, которые устанавливают цены на топливо:

  1. Местоположение АЗС. Арендная стоимость земли, в зависимости от местоположения и размера населенного пункта, может варьироваться в довольно большом диапазоне. Например, в центре крупного областного центра стоимость аренды на порядок выше, чем на окраине маленького городка, поэтому и цена на бензин в АЗС будет соответствовать.
  2. Время года. Летом количество закупаемого бензина увеличивается в несколько раз, что связано с активной жизнью граждан в период пикников и путешествий. Соответственно, стоимость топлива будет увеличена, ведь сети заправок не гнушаются использованием статистики.
  3. Удаленность от производственых мощностей. По этому пункту все просто – транспортировка бензина также стоит средств. Чем дальше приходится его везти, тем больше будет наценка заправочной станции.

Какой будет цена бензина в 2020 году?

Один из самых разрекламированных государственных проектов – «Стратегия-2020» – диктует свои условия, согласно которым ожидается скорое повышение цен на бензин. С чем это связано, и что конкретно подразумевает проект? Если вкратце, план создан с целью приостановки резкого роста численности автомобилей (как на дорогах, так и в целом по стране). Государство планирует предпринять следующие шаги:

  • повышение налога на добычу сырья (нефти);
  • увеличение акцизов на топливо;
  • полная оплата автомобилистами расходов на содержание дорог в России.
Читайте также:  Выплаты и льготы пенсионерам имеющим 2 детей в 2020 году

Эксперты говорят, что такие действия приведут к повышению цены на бензин на 20%. Если сегодня А-92 стоит 43 рубля за литр, то в 2020 году эта цена поднимется на 8-9 рублей – литр будет стоить 51-52 рубля! Стоимость А-95 может вырасти до 60 рублей за 1 литр, что, безусловно, является неподъемной суммой для многих автомобилистов. Удивительно, что Россия (страна, которая располагает нефтеперерабатывающими заводами и несметными запасами нефти) не может предоставить своему населению адекватные цены на бензин…

Также следует учитывать вопрос с инфляцией, которая диктует условия в нынешнем году. Если она будет нестабильной, стоимость бензина может вырасти до рекордных показателей, которые точно отправят автомобилистов в нокдаун. Помимо инфляции и налога на добычу нефти, осталось также повышение акциза на бензин в размере 7-8 рублей с одного литра. Похоже, в 2020-ом году населению останется надеяться только на государство, которое в ответ на акции протеста обещает по возможности сдерживать рост стоимости топлива.

Как повышение цен скажется на гражданах РФ?

Основной прогноз на начало 2020 года, который делают эксперты – резкое снижение темпов автомобилизации населения. Соотношение количества машин к численности граждан Российской Федерации останется неизменным. Такая ситуация продлится до тех пор, пока не будет снижена цена на бензин с помощью регулировки инфляции, налогов и акцизов. Следует выделить основные области, которые зависят от цен на бензин и влияют на жизнь граждан:

  • Стоимость общественного транспорта. Поскольку общественный транспорт также использует бензин, стоимость проезда может повыситься – что, безусловно, скажется на настроениях общественности. Также возможны проблемы с работой таксопарков.
  • Цены на продукты. Стоимость продовольствия может вырасти из-за увеличения цен на топливо. Все потому, что немалая доля в ценообразовании продукта приходится на его транспортировку (сюда включается цена на бензин и заработная плата экспедитора).
  • Деятельность среднего и малого бизнеса. Малый и средний бизнес в России может пострадать, ведь некоторые предприятия просто не смогут продолжать работу. Деятельность многих юридических лиц базируется на логистике, поэтому повышение цен на бензин скажется на владельцах такого бизнеса в полной мере.

(1 голосов, среднее: 5.00 с 5)

Цены на бензин в 2020 году: официальные оценки и мнения экспертов

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Сейчас цены на бензин и дизельное топливо на российских АЗС постепенно вернулись в норму, хотя об их снижении речь, как всегда, не идет. В 2020 году, по мнению большинства экспертов и представителей отрасли, рост цен продолжится, но рекордов ставить уже не будет.

Как менялись цены на топливо в 2019 году

Повышение цен на топливо, вместе с увеличением пенсионного возраста и ставки НДС, стало одной из самых острых тем в 2018 году. Причинами тогда стали просчеты при осуществлении так называемого налогового маневра – основная налоговая нагрузка на нефть была перенесена с вывозной пошлины на налог на добычу полезных ископаемых.

В результате российские нефтеперерабатывающие заводы покупали нефть по тем же ценам, что и зарубежные покупатели. Как результат, цены на топливо пошли резко вверх.

К концу года власти, кажется, смогли найти компромиссное решение – правительство заключило с представителями крупнейших нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний специальное соглашение, по которому замораживались оптовые цены для независимых сетей АЗС (то есть, не относящихся к гигантам вроде Роснефти). И так как через независимые сети реализуется порядка 60% топлива, это должно было удержать цену на месте.

По соглашению нефтяники могли повышать среднеоптовые цены на топливо не более, чем на величину инфляции. Также им разрешили одноразовый рост цены на 1,7% в январе 2019 года – после увеличения ставки НДС до 20%.

По графику тоже видно, что лавинообразного повышения цен не произошло:

Соглашение изначально было рассчитано на срок до 31 марта 2019 года, однако затем его продлили еще на 3 месяца, хоть особой потребности в этом уже не было – рынок стабилизировался, а цены, например, на дизельное топливо, вообще показывали снижение.

АЗС тоже не бедствуют – они зарабатывают около 7 рублей на литре бензина и 6 рублей на литре дизельного топлива. Это, на самом деле, не так много, но позволяет им удержать рентабельность деятельности на

В итоге соглашение перестало действовать с 1 июля, но, как видно, серьезных колебаний в ценах на топливо это не принесло.

Это стало доступно благодаря введению с 1 января нового механизма компенсаций нефтяным компаниям – так называемого демпфера. Суть его в том, что нефтяникам компенсируют разницу между доходами от продажи топлива на внутреннем рынке и потенциальным доходом от экспорта этого топлива за рубеж.

Однако изначально демпфер работал совсем не так, как планировалось: в его формуле была заложена слишком высокая «условная» цена (та, которая устанавливалась для внутреннего рынка). С 1 июля цены пересмотрели, и теперь условная цена бензина составляет 51 000 рублей за тонну (или 41 рубль за литр), для дизельного топлива установили цену в 46 000 рублей за тонну (41,75 рублей за литр).

Бюджет компенсирует нефтяникам 75% разницы между этими цифрами и ценой на бензин за границей (и 70% для дизельного топлива). Даже в первом полугодии нефтяным компаниям было выплачено 140 миллиардов рублей обратного акциза.

Тем не менее, критиковать новую систему есть за что – деньги на эти компенсации бюджет получил, повысив ставку НДПИ. То есть, налоговая нагрузка все равно высокая.

Официальные прогнозы на 2020 год

Основные прогнозы по стоимости бензина и дизельного топлива на последующие годы опираются на то, как будет работать демпфирующий механизм.

В нем ожидаются изменения – величина обратного акциза составит 68% от разницы между условной ценой и международным рынком для бензина и 65% для дизельного топлива. Ранее планировалось, что это будет 50%. Разница между условной ценой и ценником на АЗС не должна быть больше 10% для бензина и 20% для дизельного топлива.

Сам механизм с обратным акцизом будет работать и дальше – по оценке представителей Минфина, к 2033 году объем льгот для нефтяных компаний нарастят до 2,3 триллионов рублей.

Основная задача демпфирующего механизма – не допустить рост цен на топливо выше, чем официальная инфляция. Ее величина в 2019 году должна составить порядка 4,3%, а в следующем году – 3,8%. Соответственно, официальные прогнозы ориентируются на эти цифры.

В проекте федерального бюджета на 2020-2022 годы уже заложен большой объем льгот – более триллиона рублей, это при суммарных нефтегазовых доходах в 23 триллиона рублей. То есть, государство готово отдать в виде льгот 4,5% от стоимости добытых углеводородов.

О том, что цены на нефть будут колебаться в пределах официальной инфляции, заявляют и в Минэнерго – по словам руководителя ведомства Александра Новака, в правительстве надеются, что демпфирующий механизм станет эффективным инструментом регулирования цен.

Неофициальные прогнозы и мнения экспертов

Аналитики, как и представители официальных ведомств, уверены – новой волны роста цен на топливо ждать пока не стоит. В частности, эксперты Института Гайдара и РАНХиГС уверены, что за 2020 год цена литра бензина марки АИ-95 вырастет примерно на 60 копеек – с 48,36 до 48,97 рублей. Дальше сильного роста тоже не будет – и к 2024 году цена вырастет до 51,41 рублей.

Этот вариант будет актуальным, если правительство продолжит налоговый маневр – обнуление ставки вывозной пошлины на нефтепродукты и замену их на увеличенный НДПИ.

Однако, как считают аналитики, власти могли бы пойти другим путем и даже снизить цены на топливо – для этого нужно субсидировать все НПЗ, причем суммами пропорционально объемам перерабатываемой нефти.

Цены на нефть тогда можно регулировать, уменьшая размер акцизов. Но в схеме есть минус – если снизить ставки акциза, уменьшатся поступления в дорожные фонды. С другой стороны, тогда цена на бензин к 2024 году будет составлять около 48,67 рублей за литр.

Профильные компании тоже строят свои прогнозы, учитывая продолжение налогового маневра в его нынешней конфигурации. Это позволит ценам на внутреннем рынке меньше реагировать на внешние колебания, считают в группе компаний «АвтоСпецЦентр»:

Динамика роста цен на бензин в 2020 году будет равнозначна показателям текущего года – в пределах инфляции, рост примерно на 3,8% в течение года. Это возможно благодаря налоговому маневру в нефтегазовой отрасли, который предусматривает новую систему выплаты компаниям обратного акциза на нефть с демпфирующей надбавкой. Это позволяет снизить влияние мировых нефтяных цен на внутренний рынок топлива. Он предполагает налоговый вычет по акцизу на нефть в зависимости от объемов производства бензина, дизельного топлива и сырья для нефтехимии. Кроме того, нефтеперерабатывающие заводы получают дополнительные вычеты за счет демпфирующей надбавки – разница средней экспортной цены на нефть и целевой цены внутреннего рынка на бензин и дизельное топливо. Это позволит сгладить влияние колебаний цен на нефть на внутреннем рынке. Главное условие демпфера – не повышать цены на топливо выше 10% стоимости, установленной государством.

Пресс-служба ГК «АвтоСпецЦентр»

Но есть и другая сторона вопроса – цена топлива является производной от уровня мировых цен на нефть (правда, работает это, как правило, только в сторону увеличения).

В последнее время цены на нефть держатся на сравнительно высоком уровне в пределах 55-65 долларов за баррель. При этом Американский институт нефти (API) прогнозирует, что из-за снижения запасов нефти в США и снижения добычи нефти на 30 тысяч баррелей в сутки цены могут пойти вверх.

Однако на российский рынок в большей степени влияют акцизы, чем мировые цены, считают аналитики. С 2020 года повышаются акцизы как на бензин (на 3,6%), так и на дизельное топливо (на 3,4%).

Хоть это и ниже инфляции, бизнес вряд ли согласится доплачивать налоги из своей прибыли, и уже в 2020 году может перенести новую нагрузку на потребителей. И если в 2019 году ценники на АЗС могут измениться несущественно, то недооценивать влияние акцизов на цены в 2020 году не стоит.

Читайте также:  Компенсация за медосмотр при приеме на работу в 2020 году

Другие эксперты тоже предлагают учесть цены на нефть – но уже с позиций российского бюджета. Как считает аналитик ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский, власти точно подстраивают курс рубля под текущие цены на нефть:

Специфика российской экономики такова, что бензин всегда дорожает по той простой причине, что правительство имеет тенденцию закладывать в свой бюджет постоянно растущую цену нефти в рублях, а Банк России и Минфин своей политикой затем этот рост, фактически, гарантируют. И неважно при этом, растет или падает цена нефти в долларах на глобальном рынке. Если она падает, рубль девальвирует ровно настолько, чтобы удовлетворять бюджетным целям, или больше. Если понимать этот принцип, ясна и закономерность роста цен на бензин, наблюдаемая уже десять лет, с 2009-го года. Цены растут практически линейно и безоткатно, чтобы обеспечить бесперебойное наполнение бюджета налогами с нефтегазовой отрасли, являющейся основным налогоплательщиком в России.

Красная линия – график роста цен по месяцам, зеленая – линейная интерполяция.

В мае 2009-го цена АИ-95 в среднем по России была 20 за литр. В августе текущего года – 46 за литр. Подорожание за 10 лет и 3 месяца (т.е. за 10.25 лет) составило 26 рублей, или 2.3 раза, что соответствует темпам роста 8.465% годовых. Полагаем, эти темпы роста сохранятся, потому что при той экономической политике, которую проводит финансовый блок Российского правительства, эти темпы роста никак не коррелируют с инфляцией, динамикой ВВП, или какими-то еще макроэкономическими показателями, являясь, по сути, фундаментальной константой российской экономики. Исходя из указанных выше темпов роста, бензин АИ-95 осенью следующего года будет стоить 49-50 рублей за литр.

Дмитрий Голубовский, аналитик ФГ «Калита-Финанс»

Таким образом, разные оценки дают разные прогнозы роста стоимости топлива, но ни один пока не выходит за пределы 50 рублей за литр в прошлом году.

Новый способ заработать?

СМИ неоднократно обращали внимание на то, что независимые сети АЗС в последнее время заметно ухудшили свое финансовое положение – из-за роста оптовых цен с одной стороны и жесткого регулирования с другой, они вынуждены сокращать расходы, чтобы «прожить» на те 6-7 рублей с каждого проданного литра топлива.

Вероятно, такие проблемы стали причиной того, что 2 из 3 АЗС в России недоливают топливо. Об этом стало известно из результатов проверки Минпромторга, проведенной в регионах Центрального федерального округа.

Как оказалось, на каждые 10 литров топлива заправки недоливают по 50-90 мл, что гораздо больше нормы в 25 мл.

Чуть ранее аналогичную проверку проводили в Росстандарте – тогда выяснилось, что 19% АЗС недоливают топливо, причем на весьма серьезные объемы – до 5% от оплаченной суммы. Как результат, по факту для водителей литр топлива на таких заправках стоит на 10 рублей дороже, чем заявляется на табло.

С этим в Минпромторге намерены бороться, но даже не в 2020 году, а только с 2021-го – когда введут оборотные штрафы. АЗС заплатит за недолив 1% от выручки за прошлый год, а за повторное нарушение – до 3% выручки.

Но и это еще не все. Кроме недолива, в Росстандарте выявили отклонения по качеству топлива. Их обнаружили на 8,8% заправок из числа 920 проверенных АЗС. И если раньше владелец мог отделаться штрафом в 40 тысяч рублей, то сейчас штрафы рассчитываются из годовой выручки и составляют в среднем 580 тысяч рублей.

Эксперты говорят, что это, действительно, один из способов заработать больше для независимых сетей АЗС, которые переживают сейчас не лучшие времена.

Далеко не уедут

В 2018 году сначала весной, а потом осенью цены на заправках шли вверх, и для их стабилизации потребовалось вмешательство государства. После осеннего кризиса правительство анонсировало ввод с 2019 года демпфирующего механизма, который компенсирует потери нефтеперерабатывающих заводов от скачков котировок барреля нефти. Механизм является частью обратного акциза и предполагает выплату из бюджета компенсации НПЗ. Ее размер зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и стоимости бензина или дизельного топлива на внутреннем рынке.

“Как экономическая мера демпфер позволил и в дальнейшем позволит снижать волатильность цен внутреннего рынка на автомобильный бензин и дизельное топливо за счет автоматической подстройки размеров соответствующей субсидии, предоставляемой НПЗ, а также не допустить роста цен на автозаправочных станциях выше уровня инфляции, – сообщили “РГ” в Минэнерго. – Находится под контролем ситуация и на 2020 год – базовые цены, которые используются как цены отсечек для расчета демпферных компенсаций, будут также увеличены на инфляцию – таким образом, ситуация должна быть стабильной с учетом запланированного роста по инфляции на протяжении всего года”.

Сказать, что после внедрения демпфера сразу все прошло гладко, нельзя. “Еще до начала действия демпфера были очевидны его недостатки: в частности, он не зависел от внутренних цен, скачкообразно менял знак при изменении нефтяных котировок, а при их росте компенсация убытков оказывалась недостаточной, – пояснил консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов. – В январе-феврале 2019 года демпфер не компенсировал убытки от реализации автобензина на внутреннем рынке, а наоборот, увеличивал их, несмотря на снижение цен на нефть”.

Недочеты пришлось исправлять на ходу, когда возникла опасность нового роста цен на заправках. В марте глава Минэнерго Александр Новак заявил, что механизм демпфера необходимо скорректировать.

“В новой формуле демпфера были исправлены отдельные недостатки. В частности, теперь нет скачкообразного изменения демпфера при падении внешних нефтяных котировок, а базовые цены, используемые в формуле для расчета демпфера, снижены до уровня, более соответствующего внутренним ценам, – объяснил Тыртов. – Одновременно с вводом новой формулы выросли и цены на внутреннем рынке. В результате потери нефтяников от поставок моторных топлив на внутренний рынок в середине года не превышали 2-3 тысяч рублей на тонну по автобензину, а по дизельному топливу были полностью компенсированы демпфером”.

Сыграло свою роль и то, что цены на нефть в этом году не били рекорды, как в 2018 году, когда котировки доходили до 85 долларов за баррель. Что совпало со вторым бензиновым кризисом прошлого года. В этом году нефть большую часть времени была в диапазоне 60-65 долларов, что устраивает нефтяные компании при нынешних параметрах работы демпфирующего механизма. И если такое положение дел сохранится и в дальнейшем, то можно не бояться новых скачков ценников на АЗС.

Тем не менее эксперты не считают формулу демпфера универсальной. “С учетом склонности регулятора к сдерживанию роста цен на моторные топлива в пределах инфляции, предельный уровень отпускных цен НПЗ на дизтопливо в 2020 года составит 29 600 руб./тонна (без учета налогов). Такой уровень недостаточен, чтобы производителям даже с учетом демпфирующих выплат было в равной мере выгодно поставлять дизтопливо на внутренний рынок и на экспорт, – считает гендиректор “Петромаркета” Иван Хомутов. – В результате, они будут продавать продукт на внутреннем рынке с интегральным дисконтом (т. е. дисконтом с учетом “демпфера”) к экспортным нетбэкам НПЗ, который в данном случае составит, по нашим оценкам, порядка 1 000 руб/тонна. Это в корне отличается от того, что можно наблюдать в текущем году, когда НПЗ торгуют дизтопливом на внутреннем рынке с интегральной премией относительно своих экспортных нетбэков. А это означает, что с той формулой расчёта “демпфера”, которая должна заработать с 1 января 2020 года, для сдерживания роста цен на дизтопливо в пределах инфляции необходимо будет ручное регулирование – принуждение нефтяных компаний продавать продукт по ценам ниже экспортных нетбэков НПЗ. Либо, нужно будет корректировать демпфер”.

Нефтянка

Всё о нефти, газе и не только

Что будет с ценами на топлива в 2020 г. с учетом эффекта «IMO 2020»?

Эффект «IMO 2020» начал действовать

В октябре на рынках Северо-Западной Европы и европейского Средиземноморья наблюдается снижение крек-спредов на топочный мазут при одновременном росте крек-спредов на дизельное топливо и низкосернистый газойль. Средняя разница в ценах на дизтопливо и на нефть Brent за прошедшие 28 дней октября на европейском рынке прибавила почти 16% относительно своего сентябрьского значения, достигнув 128 долл./т. Средний спред цен на высокосернистый топочный мазут и Brent в европейских центрах международной торговли в октябре достиг абсолютного минимума за последние 2 года — минус 204 долл./т (см. Рис. 1).

Рис. 1. Крек-спреды на нефтепродукты на рынке Северо-Западной Европы и Европейского Средиземноморья, долл./т

Такая динамика крек-спредов на топочный мазут и дизтопливо была предопределена введением с 1 января 2020 г. Международной морской организацией (IMO) ограничения на содержание серы в топливе для морских судов уровнем 0.5%. Это решение сделало неизбежным замещение на рынке морского бункера высокосернистого мазута низкосернистыми среднедистиллятными топливами, что столь же неизбежно должно было повлечь за собой падение спроса на тяжелое бункерное топливо и рост спроса на легкое. Начало этого процесса мы наблюдаем уже сейчас, когда происходит снижение запасов высокосернистого мазута и рост запасов низкосернистых газойлевых и дизельного топлив, необходимых для удовлетворения потребности в бункерном топливе в будущем году.

По нашим прогнозам, мазутовый крэк-спред будет и дальше снижаться. Ожидаемый средний уровень ноября – минус 208 долл./т, декабря – минус 235 долл./т (см. Рис. 2).

Рис. 2. Прогноз крек-спредов на дизтопливо и мазут на рынке Европы в октябре-декабре 2019 г., долл./т

Средний крек-спред на дизельное топливо в ноябре прибавит 9%, в декабре – еще 7% и выйдет на уровень 160 долл./т (см. Рис. 2).

Рынок моторных топлив в 2020 г.: новый уровень налогов, цен и убытков НПЗ

В 2020 г. концептуальных изменений в механизме налогового регулирования рынка моторных топлив РФ не ожидается. Однако некоторой корректировке подвергнутся отдельные параметры этого механизма.

Так, с 1 января повысятся ставки акцизов на моторные топлива с текущих значений в 12 314 руб./т для автобензина и 8 541 руб./т для дизтоплива до 12 752 руб./т и 8 835 руб./т соответственно.

Кроме того, в рамках завершения налогового маневра с 1 января 2020 г. в текущей формуле расчёта экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты будет снижен корректирующий коэффициент, что приведет к снижению ставок вывозных пошлин на моторные топлива.

Читайте также:  Компенсация страховых выплат в 2020 году

Одновременно изменятся параметры в формулах расчета демпфирующих надбавок. Корректировки коснутся уровня базовых (предельных) цен внутреннего рынка и компенсационных коэффициентов. Для автомобильного бензина базовая цена будет увеличена с 51 000 руб./т до 53 600 руб./т, а компенсационный коэффициент снижен с 0.75 до 0.68. Аналогичные параметры для дизтоплива в новой формуле примут значения 48 300 руб./т (в настоящий момент — 46 100 руб./т) и 0.65 (в настоящий момент — 0.7). Следует отметить, что и рост базовых цен и снижение компенсационных коэффициентов будут играть на снижение демпфирующих надбавок.

Отразятся ли грядущие корректировки налоговой системы на уровне цен внутреннего рынка моторных топлив и что вообще они сулят его участникам? Представленный ниже анализ последствий налоговых новаций выполнен в предположении, что цена нефти, курс доллара и крек-спред на автобензин в центрах международной торговли в 2020 г. будут находиться на уровне средних значений за прошедшие 9 месяцев 2019 г.

В рамках этого сценария средний экспортный нетбэк НПЗ на автобензин марки АИ-92 увеличится с 32 400 руб./т в текущем году до 32 950 руб./т в 2020 г. Эффект будет обусловлен снижением в 2020 г. экспортной пошлины. Прогнозируемая инфляция транспортных затрат при экспорте автобензина лишь несколько ослабит рост нетбэков.

Обновленная формула «демпфера» обеспечит производителям автобензина бюджетную компенсацию в размере 3 500 руб./т при условии реализации ими продукта по цене, не превышающей более чем на 10% базовый уровень. С учетом этой компенсации и ожидаемого повышения акцизов отпускная цена АИ-92, обеспечивающая производителям равновыгодность поставок продукта на внутренний рынок и на экспорт в 2020 г., составит в новом году примерно 51 300 руб./т. Это более чем на 16.5% превышает среднее значение отпускных цен НПЗ на продукт в январе-сентябре 2019 г.

При таком росте оптовых цен, принимая во внимание логистические и операционные затраты продавцов автобензина на нефтебазах и АЗС, минимально-разумная маржинальность торговли топливом в мелкооптовом и розничном каналах может быть обеспечена только при повышении средних розничных цен на АИ-92 до 46.5 руб./л. Это более чем на 9% превосходит уровень цен на продукт на АЗС в октябре текущего года.

Такой рост значительно превосходит темп инфляции, который сейчас служит ограничителем допустимого повышения розничных цен на моторные топлива. Трудно предположить, что это ограничение будет снято, поэтому более вероятно, что весь рост цен на АИ-92 в рознице в 2020 г. останется в пределах прогнозируемого Минэкономразвития темпа инфляции на 2019 г. – 3.8%. Тогда, по нашим оценкам, средняя цена литра АИ-92 на АЗС составит 43.65 руб./л. А отпускная цена НПЗ на продукт, позволяющая операторам мелкооптового и розничного рынков не только покрыть операционные и транспортные затраты, но и получить чистую маржу с учетом НДС в размере 1 200 руб./т и 1.8 руб./л соответственно, должна составить всего 48 200 руб./т (см. Рис. 3).

Рис. 3. Прогноз среднего уровня цен на АИ-92 в РФ на 2020 г., руб./т

Это значит, что производителям придется продавать автобензин на внутреннем рынке с заметным дисконтом относительно экспортной альтернативы. По нашим оценкам, интегральный дисконт, т. е. дисконт с учетом «демпфера», составит в рамках принятых предположений более 2 000 руб./т.

Если теперь обратиться к российскому рынку дизельного топлива, то на его состояние в 2020 г. (помимо рассмотренных выше изменений фискальной политики и давления регулятора на розничные цены) окажет заметное влияние рост крек-спредов на продукт. Мы ожидаем, что введение Международной морской организацией ограничений на содержание серы в топливе для морских судов вызовет рост крек-спредов на дизельное топливо в 2020 г. примерно на 52 долл./т относительно среднего значения за 9 месяцев 2019 г.

В результате экспортный нетбэк на дизтопливо для российских НПЗ может вырасти со среднего значения за 9 месяцев 2019 г. в 33 125 руб./т до 36 940 руб./т в 2020 г. Одновременно рост стоимости продукта на рынке Северо-Западной Европы положительно скажется на величине демпфирующей надбавки. По нашим оценкам, «демпфер» для ДТ с учетом изменения ставки экспортной пошлины на светлые нефтепродукты, акцизов и параметров формулы расчета увеличится в 2020 г. до 6 400 руб./т (см. Рис. 4).

Рис. 4. Вклад различных факторов в изменение «демпфера» для дизтоплива в 2020 г. в сравнении с 9 мес. 2019 г., руб./т

Действуя в той же логике, в какой выше оценивался предельный уровень розничных цен и отпускных цен НПЗ на автобензин в 2020 г., можно получить аналогичные оценки для дизельного топлива – 46.9 руб./л и 46 100 руб./т соответственно. Такой уровень отпускных цен недостаточен, чтобы производителям даже с учетом демпфирующих выплат было в равной мере выгодно поставлять дизтопливо на внутренний рынок и на экспорт. В результате они будут продавать продукт на внутреннем рынке так же, как и автобензин, с интегральным дисконтом, который в данном случае составит, по нашим оценкам, порядка 1 000 руб./т. Это в корне отличается от того, что можно наблюдать в текущем году, когда НПЗ торгуют дизтопливом на внутреннем рынке с интегральной премией относительно своих экспортных нетбэков (см. Рис. 5).

Рис. 5. Прогноз среднего уровня цен на дизтопливо в РФ на 2020 г., руб./т

Материал подготовлен ИГ «Петромаркет»

Бензин в России не подешевеет после обвала нефтяных котировок

В ночь на 9 марта фьючерс на нефть сорта Brent обвалился на 30%, до $31 за баррель, но затем немного отыграл падение. По мнению аналитиков Bank of America и Goldman Sachs, нефть может упасть и до $20.

Нефть обрушилась после того, как на фоне продолжающейся эпидемии коронавируса развалилась сделка ОПЕК+ по сокращению добычи, а один из крупнейших производителей нефти с низкой себестоимостью, Саудовская Аравия, объявил конкурентам ценовую войну.

Замминистра финансов Алексей Сазанов 11 марта заявил, что обвал нефтяных котировок не повлияет на стоимость бензина в России. «Я не думаю, что будет снижение цен на бензин. Но расти они не должны, это точно», — отметил он.

РБК разбирался, как события на рынке нефти повлияют на цены на бензин в России.

Нефть подешевела, цены на бензин не упадут

В Европе цена бензина привязана к стоимости нефти, и бензин уже подешевел вслед за падением цен на сырье, отметил гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. Например, 6 марта тонна премиального бензина (по качеству соответствует АИ-95) на оптовом рынке стоила $467,8, а уже 9 марта, после снижения цен на нефть, подешевела до $354,8, сообщил старший экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.

Российские оптовые цены также снизились, но незначительно. Тонна АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 10 марта (первый рабочий день после праздников) подешевела на 4,4%, до 44,2 тыс. руб., АИ-95 — на 4,9%, до 45,7 тыс. руб. На российском рынке нельзя ожидать падения цен на бензин из-за особенностей его регулирования, говорит Турукалов.

В 2018 году, после того как на топливном рынке взлетели цены, правительство сначала их заморозило, а затем запустило механизм для стабилизации доходов компаний и цен на АЗС. Это так называемый демпфер — сумма, которая составляет 65–68% расчетной премии, которую нефтяники получают при продаже топлива на внутреннем или экспортном рынке. В первом случае демпфер отрицательный: зарабатывая на внутреннем рынке больше, чем за рубежом, нефтяники перечисляют часть этой премии (демпфер) в бюджет. Если за рубежом цены на бензин выше, государство, наоборот, выплачивает компаниям часть компенсации за то, что они сдерживают цены на внутреннем рынке и недополучают доходы.

Из-за падения цен на нефть в начале марта на внутреннем рынке премия нефтяников по сравнению с экспортом существенно вырастет. Но снизить цены они не смогут, так как доходами придется поделиться с государством, указывают аналитики. В марте, если цены на нефть останутся на уровне $35 за баррель, а рубль будет таким же слабым, нефтяники могут заплатить в бюджет около 35 млрд руб., подсчитал Ежов.

Эта премия на внутреннем рынке рассчитывается как разница между нетбэком (экспортная цена за вычетом пошлины и транспортных издержек) и условной, а не фактической ценой внутреннего рынка. В 2020 году она установлена на уровне 53,6 тыс. руб. за тонну бензина. Из-за особенностей демпфера розничные цены на бензин и дизтопливо могут только расти, неважно, куда идут мировые цены на нефть и нефтепродукты, отметил Турукалов.

Могут ли нефтяники повысить цены

В 2014 году, когда котировки Urals обрушились больше чем на треть, бензин на российских заправках подорожал на 8–11%. Цены на топливо выросли в основном из-за девальвации рубля, объясняли эксперты, опрошенные РБК. Этот фактор присутствует и сейчас: после падения цен на нефть рубль подешевел с 67,5 до 72 руб. за доллар (курс, установленный Центробанком на 11 марта).

Еще одна проблема: низкие цены на нефть могут обрушить маржу переработки из-за снижения субсидии (разницы между экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты и отрицательного акциза на нефть), говорит Ежов. Если цены не изменятся, субсидия снизится почти вдвое, или на 0,5 трлн руб. в год, указывает он.

Но правительство удержит цены на бензин, сходятся во мнении аналитики. Ему удавалось удерживать цены, когда нефть дорожала, и вряд ли оно допустит рост цен на топливо, когда нефть подешевела, пояснил Ежов.

О том, что цены удержатся в пределах инфляции, заявил и министр энергетики Александр Новак. «Правительством был создан очень эффективный инструмент в середине 2018 года, который эффективно работает уже полтора года. Он позволяет сглаживать те колебания, которые происходят на мировых рынках, и нивелировать изменение цен на мировых рынках как в сторону увеличения, так и в сторону снижения», — сказал он в эфире телеканала «Россия 24». «Цены у нас в основном стабильны и не превышают уровень инфляции», — заключил министр.

В среду, 11 марта, об этом же сказал и замминистра финансов Алексей Сазанов. «Цены на бензин в России не снизятся и не вырастут на фоне волатильности на рынке нефти. Я не думаю, что будет снижение цен на бензин. Но расти они не должны, это точно», — подчеркнул он (цитата по ТАСС).

Добавить комментарий