Льготы для инвалидов 2 группы при поступлении в колледж

Льготы для инвалидов 2 группы при поступлении в колледж

Главная Об университете Структура университета Центр обучения инвалидов Часто задаваемые вопросы о поступлении студентов с инвалидностью и ОВЗ с Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Часто задаваемые вопросы о поступлении студентов с инвалидностью и ОВЗ с Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Наиболее часто задаваемые вопросы о поступлении студентов с инвалидностью и ОВЗ в Санкт-Петербургский государственный экономический университет в 2021 году

Университет осуществляет инклюзивное обучение студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При университете существует Центр обучения инвалидов. В функции центра входит содействие созданию специальных условий обучения, сопровождение студентов, имеющих ограничения по здоровью, обучающихся в университете.

  1. Когда начинается прием документов?

Прием документов программам бакалавриата и специалитета начинается 18.06.2021г., по программам магистратуры 28.06.2021г.

  1. Когда завершается прием документов?

Окончание приема документов для поступающих по результатам ЕГЭ на бюджет – 29.07.2021. Окончание приема документов для поступающих по вступительным испытаниям, проводимым Университетом, для отдельных категорий на бюджет – 15.07.2021г.

Вид сдачи вступительных испытаний – дистанционно.

  1. Какой график работы приемной комиссии?
  1. Каковы особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ОВЗ?

Особенности проведения вступительных испытаний для таких лиц предусмотрены разделом Х Правил приема в СПбГЭУ: https://unecon.ru/sites/default/files/pravila_priema_2021_g._26.05.pdf

  1. Как подать документы в приемную комиссию?

Прием документов в 2021 году будет осуществляться: в дистанционном формате с использованием электронной информационной системы Университета, лично по адресу: г. Санкт-Петербург, наб.кан. Грибоедова, д. 30/32 или через операторов почтовой связи.

  1. Какие документы нужны при поступлении?
  • Заявление о приеме на 1 курс заполняется на сайте https://priem.unecon.ru/

Заявление распечатывается, подписывается абитуриентом, сканируется и загружается в личном кабинете. Электронная подпись не нужна;

Паспорт – 2,3,5 страница паспорта: кем, когда выдан паспорт, место регистрации;

Документ об образовании – все страницы. Оригинал документа об образовании предоставляется в течение первого года обучения;

Заявление о согласии на зачисление;

Документы, подтверждающие особые права (справка об инвалидности), индивидуальные достижения;

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) предоставляется при наличии;

Фотография (загружается по желанию абитуриента).

Перечень дополнительных документов можно посмотреть здесь:

Заявление заполняется в Личном кабинете абитуриента, там же загружаются сканы документов.

  1. Как можно получить Личный кабинет абитуриента?

Нужно нажать «Регистрация абитуриента» и зарегистрироваться на вкладке сайта университета: https://priem.unecon.ru/

  1. По каким специальностям могут обучаться студенты-инвалиды и студенты с ОВЗ в университете?

Инклюзивное обучение возможно по любой из основных образовательных программ, реализуемых университетом: https://unecon.ru/sites/default/files/kcp_bs_red.08.04.pdf

Однако при поступлении на обучение необходимо оценить свои возможности работы в будущем по направлению обучения.

  1. Предоставляются ли льготы инвалидам при поступлении? Какие документы необходимы для их получения?

Право на прием на обучение в пределах квоты лиц, имеющих особое право (10 % от количества бюджетных мест), имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

Для получения данных льгот необходимо вместе с документами в приемную комиссию предоставить справку об инвалидности.

  1. Имеется ли в университете доступная среда для колясочников? Какие специальные условия предоставляются для поступающих инвалидов?

Для с нарушениями опорно-двигательного аппарата (колясочников) один из корпусов в университете (Москательный пер., д.4) оборудован доступной средой для колясочников. Доступен также первый этаж главного здания на ул. Садовой, д.21 (аудитория, столовая, библиотека, копировальный и информационный центры, санитарно-гигиенические помещения).

Для слабовидящих: имеется возможность предоставления увеличивающей аппаратуры для слабовидящих, предоставление экзаменационных материалов, исполненных шрифтом Брайля, разрешено проводить собаку-поводыря. Имеется читающая машина в библиотеке на Садовой ул., 21.

Для слабослышащих: предоставляются услуги сурдопереводчика во время сдачи вступительных испытаний. Оборудованы аудитории с магнитной звукоусиливающей петлей в корпусах: Москательный пер., д. 4, ул. Садовая, 21, ул. Прилукская, д. 3, Кузнечный пер., д. 9/27, ул. 7-я Красноармейская, д. 6/8, ул. Помяловского, д. 2.

  1. Что нужно для того, чтобы воспользоваться правами, которые имеют абитуриенты с инвалидностью и ОВЗ при сдаче вступительных испытаний: возможностью увеличения времени сдачи экзамена на 1,5 часа, присутствия ассистента, предоставления материалов в удобном виде и другими?

При подаче документов необходимо заполнить заявление о предоставлении специальных условий.

  1. Нужна ли медицинская справка при подаче документов?

При подаче документов в университет необходимо предоставить справку об инвалидности.

Медицинская справка 086/у и флюорография нужны только при непосредственном заселении в общежитие.

  1. Имеют ли право абитуриенты с инвалидностью и ОВЗ сдавать вступительные испытания по предмету, если они сдавали по этому предмету ЕГЭ?

Согласно Правилам приема, дети-инвалиды, инвалиды, поступающие в рамках квоты, имеют право сдавать общеобразовательные вступительные испытания вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ.

Сдавать вступительные испытания можно по одному или по всем предметам.

  1. Какие результаты будут учитываться, если абитуриент имел ЕГЭ, но решил проходить вступительные испытания университета?

Если абитуриент сдавал ЕГЭ и выберет вступительные испытания университета, то при зачислении будут учитываться результаты вступительных испытаний (даже если они будут хуже, чем результаты ЕГЭ).

  1. Какие предметы (вступительные испытания) необходимо сдавать при поступлении на обучение?
  1. Где можно посмотреть календарь приемной кампании?
  1. Где можно посмотреть программы вступительных испытаний?
  1. Когда проходят вступительные испытания?

График вступительных испытаний будет доступен 15.07.2021.

  1. Что делать, если абитуриент пропустит сдачу экзамена?

В случае, если Вы пропустили сдачу экзамена в основной день по уважительной причине (например, по болезни) и можете предъявить подтверждающий документ, то можно сдать экзамен в резервный день.

  1. Где посмотреть минимальные баллы по вступительным испытаниям?
  1. Где посмотреть проходные баллы прошлого года?

Проходные баллы прошлых лет можно посмотреть:

  1. Имеется ли очно-заочное и заочное обучение?

По программам бакалавриата и специалитета в 2021 году прием на очно-заочное направление предусмотрен по направлению 38.03.01. «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент», заочное – 43.03.03 «Гостиничное дело» и 27.03.02. «Управление качеством», (по договорам об оказании платных услуг), а заочное обучение на бюджете предусмотрено по направлению 27.03.02. «Управление качеством». https://unecon.ru/abitur/bachelor .

Заочное обучение имеется на программах магистратуры.

  1. Какую математику надо сдавать по ЕГЭ- базовую или профильную?
  1. Можно ли в Университете получить среднее профессиональное образование?

При Университете имеется Колледж бизнеса и технологий:

  1. Надо ли сдавать ЕГЭ для поступления в колледж? На основании каких документовпроводится зачисление?

Зачисление проводится на основе конкурса аттестатов. Обучаться можно после 9 и 11 классов: https://unecon.ru/abitur/spo

  1. Есть ли льготы для абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ при поступлении в колледж?

Льготы и квоты для абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ при поступлении в колледж не предусмотрены.

  1. Есть ли льготы для абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ при поступлении в магистратуру?

Льготы и квоты для абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ при поступлении в магистратуру не предусмотрены. Перечень и порядок учета индивидуальных достижений поступающих:

Все сдают вступительные испытания по выбранному профилю обучения в магистратуру в виде компьютерного тестирования.

  1. Можно ли поступать в магистратуру не по направлению бакалаврской подготовки?

Можно. Но необходимо сдавать вступительные испытания по выбранному магистерскому направлению независимо от полученного ранее образования по направлению/ специальности.

  1. Имеются ли в СПбГЭУ общежития, приспособленные для инвалидов?

Есть общежития для студентов с инвалидностью и ОВЗ различных категорий, кроме колясочников.

Какие льготы положены инвалидам при поступлении в колледж

В РФ закреплено право инвалидов на беспрепятственный доступ к получению образования; более того, гарантируется создание условий для его получения. Колледж и техникум относятся к учреждениям, в которых получается среднее профессиональное образование; поступление в эти учреждения предполагает прохождение вступительных экзаменов/тестов. Более подробно о льготах для инвалидов расскажем в статье.

Нормативная база

    , который посвящен социальной защите инвалидов. Ст. 19 Закона уточняет право этой группы граждан на получение образования, в том числе, с учетом особенностей их заболевания. , посвященный вопросам организации образовательной деятельности на территории РФ. В том числе, в законе имеется статья 79, в которой прописаны условия организации получения образования инвалидам, имеющим ограниченные возможности здоровья. , которым утверждается порядок получения среднего профессионального образования. , которым утвержден порядок обеспечения условий предоставления для инвалидов услуг в сфере образования.

Законодатель называет основными целями поддержки права инвалидов на получение образования следующие:

  • интеграция в общество вне зависимости от заболевания, возможности к передвижению;
  • развитие личных возможностей, способностей;
  • реализация прав, свобод наравне с другими категориями граждан.

Именно поэтому законодатель не только определяет возможность получения образования в колледже/техникуме, но и предлагает различные варианты реализации этих мер на практике, возлагая сам процесс обеспечения права на образования на органы местного самоуправления, указывая им только рамки действий. При этом на федеральном уровне также имеются различного рода письма и разъяснения по конкретным вопросам и сложностям в организации образовательного процесса; например, Письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81, в котором уточняется возможность назначения компенсации родителям со стороны органом МСУ при получении ребенком образования на дому, письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 № 06-2023, которым определены методические рекомендации по организации учебного процесса для инвалидов по программам среднего профессионального образования.

Для справки! Образовательные учреждения имеют свои локальные нормативные акты, которыми утвержден порядок организации процесса обучения. Абитуриентам необходимо ознакомиться с ними и при наличии вопросов обратиться в деканат/учебную часть. Как правило, эти акты имеются в свободном доступе на сайте учреждения и в администрации колледжа.

Кто может получить льготу на образование?

Льготу на образование, в том числе, возможность его бесплатного получения законодатель предоставляет инвалидам – лицам со стойким нарушением состояния здоровья, обусловленное наличием определенного заболевания.

К инвалидам относятся:

  • инвалиды 1 группы;
  • инвалиды 2 группы;
  • инвалиды 3 группы;
  • инвалиды детства;
  • дети-инвалиды.

Для получения льготы достаточно иметь подтвержденный статус инвалида документами, выданными учреждениями МСЭ. У каждого инвалида имеется программа реабилитации/абилитации, в которой содержится перечень условий, выполнение которых необходимо при организации учебного процесса. Эта программа предоставляется в учебное заведение вместе с пакетом документов и заявлением при поступлении.

Министерство просвещения РФ считает, что в вопросе обеспечения реализации права на получение инвалидами образования, в РФ за последние 5 лет проведена колоссальная работа. Например, ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, разработан проект Стратегии развития образования детей с особыми образовательными потребностями до 2030 года, который проходит общественное обсуждения и в ближайшем времени будет запущен на реализацию.

Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина

Какие льготы на образование имеют инвалиды?

Основная льгота – возможность получить образование бесплатно. Вне зависимости от выбранной специальности, ни гражданин, ни его близкие не должны оплачивать образование.

Кроме того, инвалидам полагается 2 стипендии: академическая (назначается по итогам обучения, сдачи сессии) и социальная (выплачивает учебное заведение).

Право на получение единовременной социальной помощи (заявление подается на имя руководителя учебного заведения, к нему прикладываются документы, подтверждающие тяжелое материальное положение).

Бесплатное/частично бесплатное предоставление общежития для проживания иногородних лиц (законодатель не устанавливает обязанности руководителя учебного заведения делать проживание полностью бесплатным; этот вопрос остается на усмотрение администрации).

Формы получения образования

Ст. 19 ФЗ № 181-ФЗ уточняет, что инвалид вправе бесплатно получить не только дошкольное, начальное общее и общее образование, но и среднее профессиональное, а также высшее.

В зависимости от выбранного типа образования, гражданин должен определиться с конкретным учебным заведением. Положения и требования федерального законодательства распространят свое действие только на те образовательные организации, которые имеют лицензию и государственную аккредитацию.

В таблице представлены варианты обучения инвалидов.

Важно! Выбрать форму обучения инвалид может самостоятельно; но в учебное учреждение должны быть представлены документы, подтверждающие, например, невозможность посещать занятия в связи с имеющимся заболеванием.

Эксперты Общероссийского народного Фронта провели опрос в 68 регионах РФ и выяснили, что родители детей, имеющих особенности в развитии (в некоторых случаях, инвалидность), не хотят обучать своего ребенка в условиях инклюзивного образования, считая, что во многих регионах нет условий для получения образования, в том числе, среднего профессионального.

Эксперты ОНФ и фонда «национальные ресурсы образования».

Порядок приема инвалидов в колледж/техникум

После того, как гражданин изъявил желание получить среднее профессиональное образование, он должен обратиться в учебное заведение для того, чтобы узнать порядок поступления. Как правило, ежегодно, не позже 01 марта колледжи обновляют правила приема и вывешивают их на всеобщее обозрение (на сайте, в холе организации). Отдельным пунктом должны идти правила приема в колледж инвалидов.

Перечень документов, необходимых для подачи:

  • паспорт;
  • аттестат о получении основного общего образования;
  • фотографии;
  • справку об инвалидности;
  • программу реабилитации/абилитации, если в ней содержатся специальные условия организации учебного процесса.

Вместе с документами абитуриент пишет заявление с указанием:

  • ФИО;
  • даты рождения;
  • паспортных данных;
  • нуждаемости в предоставлении общежития;
  • выбранной специальности;
  • необходимости специальных условий для обучения в связи с наличие инвалидности.

Как правило, образец заявления имеется в учебной части.

Вступительные испытания инвалиды сдают в той мере, насколько это позволяет их состояние здоровья. При необходимости, им может быть обеспечена отдельная от других абитуриентов аудитория.

С 2015 года законодатель довольно подробно расписывает процедуру вступительных экзаменов для лиц с ограниченными возможностями в приказе № 36 (раздел VI).

Нормативный актДля слепыхДля слабовидящих

Для глухих и слабослышащих

письменные задания могут быть надиктованы ассистенту;

предоставление увеличивающего устройства;

Кроме того, приказом № 1309 Минобрнауки уточнило, что администрация учреждения образования должна обеспечить для инвалидов:

  • возможность беспрепятственного входа/выхода из здания (в том числе, если используются технические средства);
  • возможность самостоятельно передвижения по зданию;
  • оказание услуг сопровождения;
  • размещение всей информации надлежащим образом;
  • обеспечение допуска на объект собаки-поводыря;
  • информирование о доступных маршрутах общественного транспорта и т.д.

Ответы на вопросы

  1. Я инвалид, мне отказали в приеме документов в колледж. Что делать?

Для начала необходимо убедиться, что все документы были поданы в правильной форме. Далее получаем письменный отказ от учреждения и обращаемся с жалобой либо в прокуратуру, либо пишем заявление в суд.

Льготы при поступлении в вуз

Учиться в вузе можно на бюджете или по договору. На бюджете — это когда государство или регион полностью оплачивает обучение. По договору — когда студент платит за обучение самостоятельно или за него это делает какая-то организация.

В вуз поступают по результатам ЕГЭ и иногда по результатам дополнительных испытаний, если у вуза есть на это право и он устраивает такие испытания. Поступить на бюджет можно только на конкурсной основе — по результатам ЕГЭ и вступительных испытаний. Вуз принимает на бюджет тех, кто набрал больше баллов.

Но есть категории абитуриентов, которые имеют право поступить на бюджет по льготе — без конкурса, по специальной квоте или в преимущественном порядке.

Основные положения о порядке поступления в вуз

В вузе может быть несколько программ обучения: бакалавриат, специалитет и магистратура. На бакалавриат и специалитет поступают абитуриенты после 11 класса или колледжа. В магистратуру — только с высшим образованием.

п. 5, п. 7 приказа
Минобрнауки РФ
от 14.10.2015 № 1147

Для поступления на обучение нужно подать заявление о приеме и принести необходимые документы. Абитуриент имеет право подать заявление в пять вузов и в одном заявлении указать до трех специальностей, на которые он хотел бы поступить. В заявлении указывают и форму обучения — бюджетную или договорную.

Сначала вуз зачисляет поступающих без экзаменов и по квоте. Потом — всех остальных.

Виды льгот при поступлении в вуз

Льготно поступить в вуз можно без экзаменов, по квоте или по преимущественному праву зачисления. Еще вуз может давать поступающим дополнительные баллы за индивидуальные достижения в олимпиадах или спорте и таким образом увеличивать их шансы поступить на бюджет.

п. 33, п. 37, п. 38 приказа Минобрнауки РФ № 1147

Право на зачисление без экзаменов имеют:

  1. победители или призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и сборные команды, участвовавшие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам;
  2. чемпионы и призеры Олимпийских, Паралимпийских или Сурдлимпийских игр;
  3. чемпионы мира, Европы или занявшие первое место на первенстве мира или первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских, Паралимпийских или Сурдлимпийских игр;
  4. победители и призеры олимпиад школьников.

Олимпиадники имеют право поступить в вуз только по профилю олимпиады. Например, если школьник участвовал в олимпиаде по математике, его будущая специальность должна быть с ней и связана. Вуз сам решает, соответствует ли профиль олимпиады выбранной специальности.

Олимпиадники имеют право поступить без экзаменов в течение четырех лет после года, в котором проводилась соответствующая олимпиада.

Все льготники имеют право поступить без дополнительных испытаний, которые может устраивать вуз. Если дополнительных испытаний нет, вуз присвоит льготникам максимальное количество баллов по ЕГЭ по одному общеобразовательному предмету.

Поступление в рамках особой квоты. Государство и регионы могут выделять деньги на обучение студентов — это называется особой квотой. По закону они оплачивают не менее чем 10% мест по одному направлению обучения. Например, если в вузе по одной программе обучения всего 100 мест, то как минимум 10 из них будут по особой квоте.

Вот кто имеет право на поступление в вуз в рамках особой квоты:

  1. дети-инвалиды;
  2. инвалиды 1 и 2 групп;
  3. инвалиды с детства;
  4. инвалиды вследствие травмы или заболевания, полученных во время прохождения военной службы;
  5. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, также родители из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Поступление в рамках целевой квоты. Квоту на обучение могут давать организации — это называется целевой квотой. Поступающий заключает целевой договор с организацией, заинтересованной в его обучении по определенной специальности с последующим приемом на работу. А та в свою очередь просит вуз выделить одно или несколько мест на обучение по определенной специальности и оплачивает обучение студента. Выпускник целевого направления будет обязан отработать какое-то время в организации.

Вуз может установить свои условия поступления в рамках целевой квоты.

Льготы за индивидуальные достижения. Поступающие имеют право заявить о своих индивидуальных достижениях и таким образом увеличить свои шансы на бюджет.

За индивидуальные достижения вуз может начислять баллы или использовать достижение в качестве преимущества одного абитуриента перед остальными.

Вуз может поощрять за достижения в спорте, учебе или другой деятельности.

Достижения в спорте подтверждает золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» — ГТО — и удостоверения к нему установленного образца.

Достижения в учебе — школьный аттестат с отличием, в том числе золотая или серебряная медаль; диплом с отличием о среднем профессиональном образовании.

Другие достижения абитуриентов:

  1. Волонтерство — действующее, то есть если с даты окончания волонтерской деятельности к моменту подачи документов не прошло четыре года.
  2. Участие в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, физкультурных и спортивных мероприятиях — если абитуриент еще не использовал свое право при поступлении.
  3. Оценка от вуза за сочинение, допускающее к госэкзаменам после девятого класса.
  4. Победа в чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

При поступлении в вуз по льготе за индивидуальные достижения абитуриент представляет документы, подтверждающие получение таких результатов. Не нужно подтверждать только оценку, выставленную вузом по результатам проверки итогового сочинения.

Например, волонтеры предоставляют личную книжку волонтера. Получить ее можно в бумажном или электронном виде. В бумажном — в специальном волонтерском центре. В электронном — на сайте «Добровольцы России». В Москве получить ЛКВ можно в центре «Мосволонтер».

Право преимущественного зачисления. Есть категории абитуриентов, которые имеют право на преимущественное зачисление в вуз. Это значит, что при прочих равных условиях — баллах ЕГЭ, вступительных испытаний и других одинаковых достижениях — их зачислят в первую очередь. Разберем подробнее.

Категории абитуриентов, которые могут поступить по льготе

Право на преимущественное зачисление есть у таких абитуриентов:

  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • детей-инвалидов и инвалидов 1 и 2 групп;
  • абитуриентов до 20 лет с единственным родителем-инвалидом 1 группы, если среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума в регионе;
  • чернобыльцев;
  • детей военнослужащих, погибших на службе или умерших из-за ранения, травмы, контузии или заболевания;
  • детей умерших Героев СССР, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы;
  • детей умерших сотрудников органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной и службы войск национальной гвардии РФ, органов по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ, таможни и Следственного комитета РФ;
  • детей прокуроров, уволенных по состоянию здоровья или умерших из-за заболевания, полученного в период службы;
  • военнослужащих по контракту, если они служили 3 года или больше;
  • прошедших военную службу по призыву и поступающих на обучение по рекомендациям командиров;
  • проходивших военную службу по контракту на воинских должностях не менее 3 лет, в том числе уволенных;
  • инвалидов войны, участников и ветеранов боевых действий;
  • принимавших участие в испытаниях ядерного оружия, боевых радиоактивных веществ в атмосфере, участников ликвидации радиационных аварий на военных объектах;
  • военнослужащих и работников Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, органов внутренних дел РФ, уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, работающих или воевавших в Чечне или в Северо-Кавказском регионе;
  • выпускников специальных школ, лицеев и гимназий или профессиональных образовательных организаций по подготовке к военной или другой госслужбе.

п. 35, п. 36 приказа Минобрнауки РФ № 1147

Дети военнослужащих имеют право на поступление по квоте и преимущественное зачисление в вуз, если родитель погиб при исполнении, умер из-за увечья или заболевания, которое получил на службе. А также если их родители служили по контракту или уволились с военной службы из-за возраста или состояния здоровья при условии, что общая продолжительность их военной службы 20 лет или больше.

Военнослужащие имеют право на бесплатное обучение на подготовительных курсах вуза в следующих случаях:

  1. они служили по контракту не менее трех лет;
  2. они прошли службу по призыву и поступают в вуз по рекомендациям командиров;
  3. они служат по контракту на воинских должностях или были уволены по истечении срока службы или контракта, по состоянию здоровья или семейным обстоятельствам;
  4. они воевали в Чечне и в Северо-Кавказском регионе.

Эти категории льготников имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения экзаменов.

Победители олимпиад имеют право поступить в вуз без экзаменов или получить 100 баллов по ЕГЭ по общеобразовательному предмету по профилю олимпиады — по выбору абитуриента.

При потере кормильца назначается специальная пенсия, но она не дает права поступить в вуз по льготе. Но если студент потерял обоих или единственного родителя, он имеет право на государственную социальную стипендию.

Молодые матери и дети из многодетных семей поступают в вуз наравне с остальными абитуриентами. Федеральные льготы для них не предусмотрены.

Как воспользоваться льготами

Чтобы воспользоваться льготами, подавайте в вуз необходимые для поступления документы, в том числе с правом на льготу. В заявлении укажите, что есть право на льготу, и приложите подтверждающий документ.

Если абитуриент имеет право поступить в вуз без вступительных испытаний, он может подать документы только в один вуз и только по одному направлению. Но одновременно может подать заявления на другие направления о приеме в общем порядке, без использования особого права. В тот же или другой вуз.

Право на 100 баллов абитуриент может использовать при поступлении на обучение по различным условиям или основаниям приема.

Например, абитуриент выбирает между филфаком и факультетом журналистики. Он может использовать свое право на 100 баллов по русскому языку для поступления на оба направления.

Куда обращаться. Абитуриент подает документы на поступление в вуз лично, отправляет их через представителя, почтой или в электронном виде, если вуз принимает электронные копии.

Необходимые документы. Для поступления в вуз понадобятся следующие документы:

  1. Заявление о приеме. В нем нужно указать особое право при поступлении и сведения о подтверждающих документах.
  2. Паспорт — оригинал и копия. Абитуриент предъявляет оригинал приемной комиссии и прикладывает копию к заявлению. Если он отправляет заявление о приеме почтой, прикладывает к пакету документов копию паспорта.
  3. Школьный аттестат.
  4. Документ, подтверждающий право на льготу.
  5. Две фотографии.

Заявление о приеме документов нужно взять в приемной комиссии, если абитуриент подает документы лично. Если отправляет документы почтой, заявление нужно скачать на сайте вуза и заполнить.

Вот документы, которые подтверждают право на льготу:

  1. Справка об инвалидности или ограниченных возможностях здоровья — для инвалидов и тех, кому нужны специальные условия при проведении вступительных испытаний внутри вуза.
  2. Диплом победителя или призера олимпиады школьников.
  3. Справка о том, что поступающий был включен в сборную команду по олимпиаде.
  4. Документ, подтверждающий статус чемпиона или призера в спорте.
  5. Документ, подтверждающий статус сироты или оставшегося без попечения родителей. Это может быть свидетельство о государственной опеке или свидетельство о смерти родителей.
  6. Справка из школы или техникума о том, что там готовят к военной или иной госслужбе.
  7. Документы, которые подтверждают индивидуальные достижения абитуриента. Предоставляются по желанию поступающего и если вуз учитывает такие результаты.
  8. Копия договора о целевом обучении. Подойдет заверенная организацией копия или не заверенная с предъявлением оригинала договора.

Подойдут оригиналы и копии документов — заверять их нотариально не нужно.

Порядок оформления. Абитуриент подает документы в вуз и ждет списка поступающих. Вуз должен опубликовать список не позднее 27 июля — на официальном сайте и на информационном стенде.

Сначала вуз зачисляет льготников: поступающих без экзаменов, на места в пределах особой или целевой квоты. Потом — абитуриентов, пользующихся преимущественным правом, а затем — всех остальных.

Когда вуз вывешивает первые списки, абитуриенту нужно найти в них себя и посмотреть, по какой основе обучения его собираются зачислить — на бюджет, по квоте или как-то еще.

Если он согласен с основой обучения, то подает заявление о согласии на зачисление. В нем указывает условие поступления и основание приема по конкурсу, в соответствии с результатами которого хочет быть зачисленным. Еще понадобятся оригиналы подтверждающих документов. Подать подтверждающее заявление нужно до 28 июля.

Далее вуз зачисляет на оставшиеся бюджетные места. Подать заявление о согласии на зачисление нужно до 1 августа. Если бюджетные места закончились, но остались места по квоте, вуз может зачислить на них поступающих без вступительных испытаний.

После этого начинается вторая волна зачисления — подать заявление о зачислении нужно до 6 августа.

При поступлении на бюджет абитуриент может подать заявление о согласии на зачисление 1—2 раза. Он может сначала подать заявление, передумать и снова подать, а вуз не вправе ему в этом отказать.

Что делать, если отказали

Если абитуриент все сделал правильно, но вуз отказал в зачислении на бюджет, нужно попросить письменный отказ. Его можно обжаловать в апелляционной комиссии, в прокуратуре или в суде.

Если абитуриент не согласен с результатами вступительных испытаний внутри вуза, он может обратиться в апелляционную комиссию вуза со специальным заявлением — апелляцией. Апелляцию составляют в письменной форме, в ней указывают причину обращения, например нарушение процедуры проведения экзамена. Апелляцию подают в день сдачи экзамена или объявления оценки, с которой абитуриент не согласен.

особенности приема лиц с ОВЗ и инвалидностью

8.1 В соответствии с приказом департамента образования администрации Владимирской области от 16.03.2017 № 249 ГАПОУ ВО «ВТЭК» определен базовой профессиональной организацией, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного образования инвалидов.

8.2 В колледже как базовой профессиональной организации создается центр сопровождения приема абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью. Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с положением.

8.3 Приказом директора колледжа в составе приемной комиссии ВТЭК определяется специалист, ответственный за сопровождение абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью на этапе поступления, в задачи которого входит, в том числе:

– информирование поступающих и их родителей (законных представителей) о возможности и условиях инклюзивного профессионального образования в колледже, о перечне необходимых документов, условиях и порядке поступления;

– консультирование на основании ИПРА и (или) ПМПК по определению круга специальностей или профессий, которые могут быть освоены поступающим в колледже;

– предоставление рекомендаций по перенаправлению документов в другие профессиональные образовательные организации Владимирской области при условии невозможности поступления на конкретные специальности или профессии в ВТЭК.

8.4 При необходимости колледжем организуется работа выездной приемной комиссии для лиц с ОВЗ и инвалидностью.

9 Вступительные испытания

9.1 При приеме для обучения по специальностям 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий и 40.02.02 Правоохранительная деятельность проводятся вступительные испытания, требующие наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств (раздел Vп. 2.6 настоящего положения).
9.2 По специальности “Конструирование, моделирование и технология швей-ных изделий” проводятся вступительные испытания творческой направленности “Рисунок”, по специальности “Правоохранительная деятельность” – вступительные испытания по дисциплине “Физическая культура”. Программа вступительного испытания (в случае осуществления приема на указанные специальности в текущем году) размещается на стендах приемной комиссии и сайте колледжа.

9.3 При необходимости создания специальных условий при проведении всту-пительных испытаний – инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья дополнительно предоставляют документ, подтверждающий инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания указанных условий.

9.4 Результаты вступительных испытаний оцениваются по зачетной системе. Успешное проведение вступительных испытаний подтверждает наличие у поступающего определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, необходимых для обучения по соответствующим образовательным программам.

9.5 По результатам вступительного испытания поступающий имеет право по-дать в апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о наруше-нии, по его мнению, установленного порядка проведения испытания и (или) несо-гласии с его результатами (далее – апелляция). Порядок подачи и рассмотрения апелляций регламентируется положением об апелляционной комиссии ВТЭК.

10 Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

10.1 Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в колледж сдают вступительные испытания в соответствии с п. 9.1, 9.2 настоящего положения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности) таких поступающих.

10.2 При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований:

10.2.1 Вступительные испытания проводятся для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;

10.2.2 Присутствие ассистента из числа работников колледжа или привлечен-ных лиц, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);

10.2.3 Поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;

10.2.4 Поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в про-цессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техниче-скими средствами;

10.2.5 Материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);

10.2.6 Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
а) для слепых:

-задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

-письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

-поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

-обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

-поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

-задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступи-тельных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

в) для глухих и слабослышащих:

-обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

-письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

-по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной форме.”

Ресурс Департамента образования Администрации Владимирской области. Образовательная деятельность в учреждении осуществляется на русском языке. ©2017 – 2022 Департамент образования Администрации Владимирской области. Все права защищены.

Продолжая просматривать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie. Для более подробной информации, пожалуйста, прочитайте нашу Политику в отношении файлов cookie. Принять

Льготы при поступлении в вуз и колледж в 2022 году

Льготы при поступлении в вуз и колледж в 2022 году

Говорят: «дают – бери». Какие же льготы при поступлении дает законодательство и кому? Разбираемся в сегодняшней статье.

Естественно, мы говорим о льготах для поступления в вуз на бюджет. На платное отделение вас и так возьмут учиться. Кстати, вы также можете почитать о других популярных вопросах, связанных с поступлением в 2022 году.

И конечно, подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы быть в курсе студенческих новостей!

Льготы для абитуриентов при поступлении: что это такое

Льгота – дополнительное право, определенное преимущество, предоставляемое лицу в виде исключения из общих правил.

Льготы для абитуриентов при поступлении можно разделить на 4 категории:

  • особая квота – поступление осуществляется без учета общего конкурса и с более низким проходным баллом;
  • целевая квота – если у вуза и определенного региона РФ заключен договор о целевом приеме, абитуриенты из данного региона не участвуют в общем конкурсе;
  • льготы преимущественного зачисления – при равном количестве баллов, преимущество будет у абитуриента, имеющего льготу;
  • льготы за индивидуальные достижения – здесь вуз сам решает, за какие индивидуальные достижения предоставляется льгота.

Другими словами, льготы позволяют:

  1. Быть зачисленным в вуз без экзаменов и без учета конкурса (это самая «крутая» льгота)
  2. Поступать на льготных основаниях (действуют для определенных категорий абитуриентов).
  3. Иметь преимущество при равных баллах с другими абитуриентами (действуют для определенных категорий абитуриентов).

Кому положены льготы при поступлении?

Разберем по-порядку, кому полагается какая льгота.

Поступление без экзаменов и конкурса

Такой роскошный бонус получают победители олимпиад. Правда, подойдет не любая. О том, в какой именно олимпиаде нужно победить, чтобы поступать без экзаменов, читайте в нашем отдельном материале.

Поступление по особой квоте

В этом случае сдавать экзамены нужно, но поступить можно и не набрав высокого балла. Льготы на поступление предоставляются:

  • инвалидам 1 и 2 групп;
  • инвалидам детства;
  • лицам, ставшими инвалидами при прохождении военной службы.

Право преимущественного зачисления

Если абитуриенты набрали равное количество баллов, по закону предпочтение отдается:

  1. Абитуриентам, не достигшим 20 летнего возраста и имеющим только одно родителя. При условии, что родитель – инвалид 1 группы, в семье есть лишь один кормилец, а средний доход на человека не превышает прожиточного минимума.
  2. Детям, оставшимся без попечения родителей, сиротам.
  3. Инвалидам 1 и 2 групп.
  4. Участникам и ветеранам боевых действий
  5. Ликвидаторам радиационных аварий и лицам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС.
  6. Детям погибших Героев Советского Союза, Героев России, кавалеров ордена Славы.
  7. Детям погибших при исполнении своих обязанностей сотрудников органов внутренних дел.

Другие вопросы о льготах при поступлении

Какие есть льготы при поступлении в колледж?

Такие же, как и при поступлении в вуз.

Есть ли льготы при поступлении в вуз после армии?

Есть! Лица, уволенные с воинской службы в вооруженных силах могут пользоваться преимущественным правом при зачислении в вуз.

Существуют ли льготы для многодетных семей при поступлении в вуз?

Да, существуют. Абитуриенты из многодетной семьи могут получить квоту на преимущественное зачисление

Многодетной в России считается семья с тремя и более несовершеннолетними детьми.

Существуют ли льготы для стобальников при поступлении?

Если вы набрали на ЕГЭ максимальное количество баллов, вы просто молодец. Но государственных льгот за это не положено.

Дает ли льготы при поступлении золотая медаль?

Если вы окончили школу с золотой медалью, то она не даст вам льгот, но принесет 10 дополнительных баллов, которые будут учитываться в отборе на общих основаниях.

Как воспользоваться льготой, если она у вас есть

Помните, что никто в приемной комиссии не интересуется, есть ли у вас какие-то привилегии. Поэтому, при подаче документов в вуз, обязательно приложите к ним документ, подтверждающий ваше право на получение той или иной льготы.

Если у вас остались вопросы, связанные со льготами при поступлении, смело задавайте их в комментариях. Ну а когда поступите и первая сессия застанет врасплох, вспомните о профессиональном студенческом сервисе, который выручит в любой ситуации.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость

Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.

Как подростку с инвалидностью поступить в вуз: советы учителей и истории выпускников

В 8 реабилитационно-образовательных центрах и школах-интернатах, подведомственных столичному Департаменту труда и соцзащиты, учится более 2000 ребят с инвалидностью или ОВЗ. При этом более 60% выпускников поступают в высшие учебные заведения и успешно реализуют себя в различных профессиональных областях. О том, как ученикам с инвалидностью подготовиться к экзаменам, перебороть стереотипы, стать специалистами в своей области и душой компании в коллективе, рассказали Наталья Починок, ректор РГСУ, учителя и психологи Реабилитационно-образовательного центра № 76.

Об университетской среде

Москва с каждым годом становится комфортней и доступней для разных категорий населения, а столичные университеты увеличивают число мест для людей с инвалидностью. Так, в Российском государственном социальном университете (РГСУ) на данный момент учатся 213 студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Наталья Починок, ректор университета, отметила, что для привлечения молодых людей с инвалидностью в вузы необходимо организовать доступную среду, адаптировать все образовательные программы, обеспечить студентов специальными техническими средствами, позволяющими сделать образовательный процесс легче и доступнее, вести постоянную работу по повышению квалификации преподавателей и сотрудников в вопросах инклюзивного образования. «Особенно важно не делать различий между студентами с инвалидностью и без. В нашем университете все студенты, вне зависимости от особенностей их здоровья, ведут активный образ жизни, привлекаются к реализации внешних и внутренних проектов, участвуют в волонтерском движении, общественных и развлекательных мероприятиях», — подчеркнула Наталья.

Для комфортной учебы студентов с инвалидностью в РГСУ создан Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ). Центр ведет методическую поддержку учебного процесса, обеспечивает студентов необходимыми техническими средствами в соответствии с их потребностями, поддерживает и помогает психологически. Кроме того, все студенты, как с инвалидностью, так и без, на первом курсе слушают лекции по инклюзивной среде и корректному общению друг с другом. «Инклюзию надо воспитывать. С первых дней обучения мы формируем среди своих студентов инклюзивную культуру, представление о различных нозологиях, о культуре взаимодействия с людьми с инвалидностью. Многие студенты проходят практику на базе Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ и учатся применять свои знания об инклюзии на практике», — объясняет ректор.

О подготовке к поступлению

Подготовка к поступлению в высшие учебные заведения, как правило, начинается с 9-го класса. Сначала ученики реабилитационно-образовательных центров и интернатов посещают уроки профориентации: с помощью тестов и опросов они выбирают, какой вид деятельности наиболее им подходит.

В 10-м классе помощь ребятам с выбором будущей профессии становится приоритетной задачей педагогов: продолжаются профориентационные уроки. Кроме того, ученики приходят на дни открытых дверей в вузах в рамках программы «Университетские субботы». Таким образом, к началу 11-го класса большинство школьников уже определяется с университетом и направлением и начинает усиленную подготовку к сдаче ЕГЭ.

Об экзаменах

Выпускники с инвалидностью или ОВЗ поступают в высшие учебные заведения наравне с ребятами без инвалидности. Тем не менее, важно учитывать, что для поступающих с инвалидностью время выполнения экзаменационной работы увеличивается на 1,5 часа.

Учителя реабилитационно-образовательного центра № 76, где учатся ребята преимущественно с нарушениями опорно-двигательной системы, сформулировали пять правил, которые помогут вовремя подготовиться и без паники сдать экзамены.

  1. Не откладывайте на потом! Готовиться к экзаменам лучше заранее: решайте как можно больше тренировочных заданий, устраните пробелы в сложных для вас темах.
  2. Во время подготовки рассчитывайте свои силы, меняйте виды деятельности.
  3. Спокойствие и уверенность — ваши лучшие друзья. Если сильно нервничаете, попробуйте дыхательные упражнения.
  4. Настройте себя на то, что экзамен — это обязательный этап обучения, к которому вы готовились все время, проведенное в школе.
  5. Перед экзаменом обязательно выспитесь, легко позавтракайте. И помните, что экзамены — всего лишь небольшое жизненное испытание, с которым вы обязательно справитесь!

О родительской поддержке

В непростой период подготовки к выпускным экзаменам и поступлению подросткам не менее важны внимание и помощь родителей. Психологи отмечают, что волнение родителей практически всегда передается детям, поэтому важно оставаться спокойным и уверенным при любых обстоятельствах.

«Если подросток не против, помогите ему в составлении плана подготовки к экзаменам. Обсудите, какие темы для него сложные и как их лучше повторить», — рекомендует педагог-психолог реабилитационно-образовательного центра № 76 Марина Бессмертная.

Не менее важно продолжать соблюдать режим дня и не допускать перегрузок и дистресса, отмечают специалисты. «Подбадривайте подростка за то, что у него хорошо получается, и чаще напоминайте, что результаты экзаменов никак не повлияют на вашу любовь к нему», — заключает педагог.

Истории выпускников

Елизавета Кайсина — выпускница 2020 года Реабилитационно-образовательного центра № 76. Сейчас девушка воплотила свою мечту — учится в РНИМУ им. Н. И. Пирогова на первом курсе педиатрического факультета.

С детства Елизавета много времени проводила в больницах и поликлиниках. Девушка вспоминает, что врачи и медсестры всегда были добры и готовы помочь, поэтому она с ранних лет вдохновлялась их деятельностью. А позднее, в средней школе, заинтересовалась биологией и химией: так выбор пал на медицинские университеты.

«Я уже в 9-м классе поняла, что хочу стать врачом. А занятия по профориентации только укрепили мое желание поступить в медицинский, — вспоминает Елизавета. — Уже в университете я поняла, что, выбрав педиатрический факультет, поступила верно. Дети открытые, с ними намного легче общаться».

Для поступления Елизавете необходимо было сдать 3 экзамена: биологию, химию и русский язык. Будущая студентка начала усиленно готовиться к ЕГЭ с середины 10-го класса: полгода была передышка, чтобы «отойти от экзаменов после 9-го класса».

«Я читала много учебников и решала тренировочные тесты. К тому же наши учителя приложили все усилия, чтобы мы сдали экзамены максимально хорошо. У нас были дополнительные занятия и консультации. А учительница по биологии в течение года готовила нас к предпрофессиональному экзамену, который сдается в медицинские вузы и дает дополнительные баллы к сумме ЕГЭ», — рассказывает Елизавета.

Сейчас студентка успешно отучилась первое полугодие и с нетерпением ждет начала следующего. Конечно, учеба в университете сильно отличается от школы. «Я считаю, что выпускникам нужно учиться самим учиться. В школе педагоги буквально разжевывали каждую тему. В университете такого нет. Если ты хочешь получать знания, стать востребованным специалистом, нужно самому прикладывать усилия», — делится Елизавета.

Несмотря на дистанционный формат учебы, Елизавета уже успела подружиться с одногруппниками и влиться в коллектив. «Когда я только поступила, очень переживала, что попаду в отчужденный коллектив. Но оказалось, что у меня чудесные одногруппники: они всегда готовы помочь, объяснить, скинуть дополнительные материалы. Мне очень повезло. Я думаю, не нужно ничего бояться, тогда все непременно получится», — верит Елизавета.

В этом году первокурсница составила алгоритм-советы, как поступить учиться без паники:

  1. Выбрать институт и направление как можно раньше. При этом важно выбрать по своему желанию. “Если ты не любишь свое дело, то зачем вообще все эти экзамены и трудности?”— считает Елизавета.
  2. Посмотреть предметы и баллы, которые необходимы для поступления в данный вуз и на выбранное направление. А также изучить льготы и олимпиады, дающие преимущества.
  3. Усиленно готовиться: читать материалы, решать тесты, посещать занятия.

Соблюдая рекомендации педагогов и учитывая опыт студентов, нынешние выпускники смогут вовремя подготовиться, успешно сдать экзамены и поступить в желаемые вузы.

Советы по поступлению других выпускников реабилитационно-образовательных центров и школ-интернатов читайте по ссылкам:

https://dszn.ru/press-center/news/4959 — Ольга Крылова, студентка экономического факультета ВШЭ, выпускница Школы-интерната № 1 для слепых.

https://dszn.ru/press-center/news/4321 — Илья Бурма, студент экономического факультета МГУ, выпускник Реабилитационной школы-интерната № 32.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Ссылка на основную публикацию