Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому в 2020 году

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому в 2020

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому осуществляется путем оказания социально-бытовых, социально-медицинских и иных услуг лицам, нуждающимся во временном или постоянном нестационарном социальном обслуживании. Регулируется подобная деятельность Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ.

Кто вправе претендовать на социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому

Согласно указаниям ст. 15 Федерального закона № 442-ФЗ, гражданин может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании на дому, если имеются обстоятельства, которые ухудшают в настоящее время либо могут ухудшить условия его жизнедеятельности. В первую очередь лицо, нуждающееся в подобной помощи, подает заявку в территориальное отделение органов социальной защиты населения, после чего уполномоченные сотрудники ведомства принимают решение:

  • о наличии необходимости в оказании заявителю социальных услуг на дому;
  • о принадлежности заявителя к категориям лиц, имеющих право на бесплатное получение социальных услуг, либо о взимании определенной платы за оказанные услуги.

На приглашение социального работника имеют право следующие категории граждан, нуждающихся в сторонней помощи:

  1. Пенсионеры (в настоящее время это женщины в возрасте 55 лет и старше и мужчины от 60 лет, но в связи с пенсионной реформой пенсионный возраст будет повышаться ежегодно на 1 год).
  2. Инвалиды I, II и III группы, инвалиды с рождения.
  3. Временно нетрудоспособные лица, которым некому помочь.
  4. Граждане, оказавшиеся в тяжелом положении по причине алкогольной (токсической, наркотической) зависимости члена семьи.
  5. Иные категории лиц, например, сироты, не имеющие постоянного места проживания.

Кто предоставляет социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому

Обращаться за оформлением договора о предоставлении социальных услуг нужно в органы социальной защиты населения. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому осуществляет по решению органов СЗН:

  • в подведомственных органам СЗН учреждениях;
  • по договорам, заключенным органами СЗН с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому осуществляется в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта РФ.

Какие понадобятся документы, чтобы получить социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому

Для обращения в органы социальной защиты при себе следует иметь перечисленные ниже документы:

  1. Заполненное заявление о желании получать социальные услуги на дому (скачать бланк).
  2. Пенсионное удостоверение (для лиц пенсионного возраста).
  3. Заключение медико-социальной экспертизы (для инвалидов).
  4. Справка о составе семьи (оформляется в паспортном столе).
  5. Справка о доходах (из налоговых органов, от работодателя, из ПФР).
  6. Медицинская справка об отсутствии заболеваний, являющихся препятствием к получению социальной помощи на дому (список см. ниже).

Какие виды услуг подразумевает социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому

Оказание социальных услуг на дому осуществляется с целью защиты прав и законных интересов инвалидов и граждан пожилого возраста, поддержания их социального статуса и максимальное продление их пребывания в привычной социальной среде.

Прежде чем социальный работник, согласно установленному расписанию, станет посещать квартиру/дом пенсионера и/или инвалида, с гражданином заключается договор о предоставлении социальных услуг. Перечень надомных социальных услуг прописывается в данном договоре — это могут быть:

Вид социальной услугиПодробное описание
Поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями
  • обеспечение чистоты жилого помещения;
  • помощь в организации быта;
  • содействие в проведении косметического ремонта помещения;
  • обустройство жилья;
  • стирка вещей, чистка мебели, мытье полов.
Помощь в доставке воды и топливаДля клиентов, проживающих в жилых помещениях без центрального водоснабжения и/или отопления:

  • содействие в обеспечении водой (технической и питьевой);
  • покупка и доставка дров, угля, газа;
  • топка печи.
Организация питания
  • помощь в покупке и доставке продуктов питания;
  • приготовление еды;
  • кормление ослабленных больных.
Помощь в покупке медикаментовПоход в аптеку за лекарствами, медицинскими изделиями, препаратами медицинского назначения, промышленными товарами первой необходимости.
Содействие в получении правовых услугСопровождение до юридической консультации, адвоката, нотариуса. Помощь в составлении заявлений, подаче жалоб.
Помощь в оплате коммунальных услугЗаполнение квитанций и иных документов, расчет стоимости коммунальных услуг, посещение банка и оплата счетов.
Содействие в получении пособий, пенсии и иных выплатСопровождение до государственных и муниципальных учреждений (Пенсионного фонда, органов социальной защиты населения и др.).
Организация леченияПомощь в оформлении документов, содействие в получении медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, госпитализации в стационарных условиях. Сопровождение в поликлинику, санаторий, места отдыха.
Помощь в организации ритуальных услугСодействие в оформлении документов (получении свидетельства о смерти), в получении пособия на погребение, в оплате услуг ритуальных служб, сопровождение на кладбище.

Помимо бесплатных услуг лицам с ограниченными возможностями и гражданам пожилого возраста могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях частичной или полной оплаты:

  • кормление ослабленных больных;
  • оказание санитарно-гигиенических услуг;
  • наблюдение за состоянием здоровья;
  • оказание экстренной доврачебной помощи;
  • проведение санитарно-просветительной работы;
  • выполнение медицинских процедур.

«… Прежде всего, мы — действительно помощники, к тому же универсальные. Отправляясь утром к своим подопечным, не всегда знаешь, какую роль сегодня возьмешь на себя: няни, прачки или повара, плотника, медика или юриста, психолога, парикмахера или дипломата».

Гурова Оксана Александровна, социальный работник Центра социального обслуживания населения администрации Ермаковского района.

«В основном, у каждого клиента — свои потребности, он выбирает нужные ему услуги».

Королева Елена Сергеевна, заведующий отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов ГОАУСОН «Апатитский КЦСОН»

Сколько стоит социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, и кто имеет право на бесплатные услуги

Важно! Не все социальные услуги, оказываемые органами соцзащиты населения, предоставляются на безвозмездной основе.

Надомное обслуживание предоставляется бесплатно либо на условиях частичной и полной оплаты, в зависимости от категории, к которой принадлежит гражданин:

Условия оказания социальных услугКатегория получателей услуг
На условиях полной оплатыКлиенты, не принадлежащие к категориям лиц, имеющих право на бесплатной или льготное социальное обслуживание.
На условиях частичной оплаты стоимости услугПолучатели услуг, не относящиеся к пенсионерам и инвалидам, но:

  • нуждающиеся в социальном обслуживании на дому и
  • обладающие доходом в сумме, не превышающей 1,5 размеров регионального прожиточного минимума.

Величина скидки будет варьироваться в зависимости от социального статуса заявителя.

На безвозмездной основе
  1. Федеральные льготники: Герои социалистического труда, Герои РФ и СССР, бывшие жители блокадного Ленинграда, бывшие заключенные концлагерей, инвалиды Великой Отечественной Войны, ветераны войны и супруги/вдовы участников боев.
  2. Граждане пенсионного возраста и инвалиды трех групп, не принадлежащие к федеральным льготникам, но получающие доход менее полуторного размера регионального прожиточного минимума.

В каких случаях может быть не предоставлено социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому

Органы социальной защиты населения могут отказать заявителю в предоставлении социальных услуг на дому по следующим причинам:

Причины отказа в предоставлении социальных услуг на домуПояснения
Обращение в органы социальной защиты населения в невменяемом состоянииВ приеме заявления о предоставлении социальных услуг будет отказано, если гражданин или его представитель явится в органы СЗН:

  • в состоянии алкогольного опьянения;
  • под воздействием наркотических или токсических веществ;
  • в неадекватном состоянии по иным причинам (психическое расстройство, нестабильность нервной системы).
Гражданин не имеет постоянного места жительстваСоциальная помощь оказывается в рамках условий, оговоренных в договоре, но подразумевается, что социальный работник будет приходить к заявителю домой. При отсутствии места жительства не имеется оснований для оказания «надомных услуг».
Высокая занятость организации, отсутствие свободных социальных работниковРесурсы службы по оказанию социальных услуг на дому весьма ограничены, а желающих воспользоваться помощью много. В связи с этим, к моменту обращения заявителя может не оказаться свободных сотрудников. Кроме того, во многих регионах России вовсе отсутствует подобная служба.
Наличие противопоказаний к социальной поддержкеИмеются факторы, которые могут поставить под угрозу здоровье и даже жизнь социального работника:

  • наличие болезней (любых), которые требуют специализированного ухода и лечения (социальные работники не обладают достаточными знаниями и умениями в области медицины);
  • открытая форма туберкулеза;
  • тяжелые инфекционные заболевания;
  • наличие карантинных болезней;
  • прием гражданином психотропных препаратов;
  • алкогольная или наркотическая зависимость;
  • наличие тяжелых психических отклонений.
Отказ от оплаты социальных услугНе все услуги социальных работников предоставляются бесплатно, и не каждый инвалид и пенсионер имеет право на бесплатное обслуживание. Поэтому, если предполагается полная или частичная оплата работ, а заявитель отказывается от внесения платы, услуги не могут быть оказаны.

Законодательные акты по теме «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому»

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗОб основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации

Распространенные ошибки касательно социального обслуживания на дому

Ошибка №1: Пенсионер полагает, что ему не будет отказано в социальном обслуживании на дому, если он обратиться с заявлением в органы социальной защиты населения. На самом деле, решение органов СЗН о предоставлении социальных услуг будет зависеть от следующих моментов:

  • в первую очередь будут проверяться документы заявителя — так проводится оценка степени нуждаемости гражданина в посторонней помощи (если выяснится, что пенсионер или человек с ограниченными возможностями в состоянии ухаживать за собой, обслуживать себя самостоятельно, выполнять работу по дому и выходить на улицу, в обслуживании будет отказано);
  • далее проверяется степень загруженности службы — в первую очередь социальные работники помогают инвалидам 1 группы, лицам в возрасте от 80 лет, после чего оставшиеся ресурсы распределяются между заявителями в порядке нуждаемости и очереди;
  • органы СЗН обязаны отказать в случае, если заявитель страдает от психологических и неврологических расстройств, в связи с чем мог бы пострадать социальный работник;
  • ведомство также направляет сотрудников на проверку условий проживания обратившегося в органы СЗН человека;
  • если у заявителя имеются близкие родственники, проживающие с ним в одном помещении или поблизости, в помощи также будет отказано по понятным причинам;
  • наконец, не в каждом регионе страны имеются службы по предоставлению социальной помощи на дому.

Ошибка №2: Многие полагают, что претендовать на социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому могут исключительно лица пенсионного возраста и граждане с ограниченными возможностями. На самом деле, подать заявку на приглашение на дом социального работника могут:

  • пенсионеры и инвалиды;
  • временно нетрудоспособные лица;
  • граждане, член(ы) семьи которых являются алкоголиками, наркоманами;
  • родители, нуждающиеся в помощи по уходу за ребенком-инвалидом;
  • сироты, не имеющие постоянного места жительства.

Часто задаваемые вопросы по теме «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому»

Вопрос №1: Во всех ли регионах России действует служба, занимающаяся оказанием социальной помощи на дому?

К сожалению, во многих субъектах РФ по-прежнему не организована работа служб, оказывающих поддержку людям преклонного возраста и инвалидам путем оформления социального обслуживания на дому.

Вопрос №2: Могут ли отказать в социальном обслуживании на дому инвалиду 1 группы, не имеющему родственников, готовых оказывать ему поддержку, если не имеется противопоказаний к приглашению на дом социального работника?

Инвалиды 1 группы обслуживаются в первую очередь по причине высокой степени нуждаемости в сторонней помощи. Однако, в предоставлении услуг может быть отказано по причине отсутствия свободных социальных работников.

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому в 2020 году

Пожилые люди и инвалиды, оставшиеся без помощи родственников, зачастую не справляются с обычными домашними делами в силу своего возраста и слабого здоровья. Поэтому им оказывается социальное и медицинское обслуживание на дому – государственными бюджетными учреждениями, муниципальными образованиями, организациями и предпринимателями. Из данной статьи вы узнаете, что представляет собой социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому, кто может рассчитывать на подобную помощь, как получить услугу.

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: виды социальных услуг

Граждане, отвечающие требованиям закона, предъявляемым к получателям социальных услуг на дому, могут рассчитывать на следующие виды помощи:

  • сопровождение до мест отдыха, санаториев, лечебных учреждений, государственных и муниципальных учреждений;
  • помощь в оплате коммунальных услуг;
  • помощь в организации быта, обустройстве жилья, в проведении косметического ремонта, стирке вещей, уборке дома;
  • доставка воды, топка печи (при проживании льготника в частном доме без центрального водоснабжения и отопления);
  • приготовление еды, организация быта и досуга, поход в магазин за продуктами и в аптеку.

Если человек не может самостоятельно обслуживать себя, социальный работник должен помощь. Также могут быть предоставлены следующие услуги в зависимости от состояния здоровья гражданина:

  • совместные походы в поликлиники;
  • психологическая поддержка, содействие в санаторно-курортном лечении, госпитализации и уходе в условиях стационара;
  • помощь в проведении социальной и медицинской реабилитации, в прохождении МСЭ;
  • содействие в получении медицинских услуг;
  • осуществление медицинских процедур и манипуляций, гигиенических процедур;
  • помощь в оформлении документов;
  • правовые и юридические услуги;
  • помощь в получении среднего и высшего образования (людям с ограниченными возможностями).

Кто имеет право на социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому

Пригласить социального работника на дом имеют право следующие категории лиц:

  1. Граждане пенсионного возраста (женщины от 55 лет и мужчины от 60 лет).
  2. Люди с ограниченными возможностями (инвалиды всех трех групп).
  3. Люди, являющиеся временно нетрудоспособными и не имеющие помощников.
  4. Граждане, попавшие в сложное положение из-за алкогольной или наркотической зависимости члена семьи.
  5. Некоторые другие категории лиц, например, сироты без места проживания.

Услуги социального обслуживания на дому могут быть оказаны бесплатно, на условиях частичной оплаты или за оплату в полном объеме.

Оплата социальных услугКатегории получателей
БесплатноИнвалиды ВОВ, ветераны войны, супруги и вдовы участников боевых действий, бывшие узники концлагерей, бывшие жители блокадного Ленинграда, Герои СССР и РФ, Герои социалистического труда.

Инвалиды и пенсионеры, не относящиеся к особым категориям граждан (федеральным льготникам), но имеющие доход ниже 1,5 размера регионального прожиточного минимума.

Частичная оплатаГраждане, не являющиеся инвалидами и пенсионерами, но нуждающиеся в помощи социального работника и имеющие доход ниже 1,5 размеров регионального ПМ (размер скидки зависит от социального статуса).
Полная стоимостьВо всех остальных случаях.

Как оформить социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому, в каких случаях могут отказать в предоставлении услуги

Важно! Для подачи заявления на получение социальных услуг на дому необходимо обратиться в региональное отделение органов социальной защиты населения.

Прежде чем заявка на получение помощи будет одобрена, сотрудники социальной службы должны проверить документы, чтобы оценить степень нуждаемости гражданина в получении помощи социального работника (поскольку желающих достаточно много, а ресурсов обычно недостаточно), проверить условия проживания обратившегося человека. Законом предусмотрены следующие случаи, когда в социальном обслуживании заявителю могут отказать:

  1. Если имеются противопоказания к социальной помощи. Здесь имеется в виду наличие факторов, которые могли бы поставить под угрозу жизнь и здоровье социального работника:
    • наличие тяжелых психических отклонений,
    • наркотическая зависимость,
    • алкогольная зависимость,
    • прием психотропных препаратов,
    • наличие карантинных болезней,
    • наличие тяжелых инфекционных патологий;
    • наличие открытой формы туберкулеза;
    • наличие любых заболеваний, требующих специализированного лечения.
  2. Обращение заявителя в УСЗН в нетрезвом или неадекватном состоянии.
  3. Высокая занятость организации, отсутствие свободных социальных работников.
  4. Заявитель является лицом без определенного места жительства.

Из документов при обращении в органы соцзащиты понадобятся следующие бумаги:

  • заявление на оказание социальной помощи на дому;
  • заключение медико-социальной экспертизы о присвоении инвалидной группы;
  • справка из медицинского учреждения об отсутствии заболеваний, при которых получения социальной помощи невозможно;
  • пенсионное удостоверение;
  • справка о составе семьи;
  • справка о величине доходов.

Экспертное мнение к вопросу про социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому

В работе прошлогоднего семинара-совещания по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, который проводился в Министерстве соцразвития и труда Камчатского края, приняли участие Министр социального развития и труда И. Койрович, заместитель Министра Е. Меркулов, начальник отдела соцобслуживания Н. Бурмистрова, руководители органов соцзащиты населения и руководители организации соцобслуживания инвалидов и пожилых граждан.

Обсуждались экономические, организационные, правовые основы социального обслуживания, права и обязанности получателей и поставщиков услуг, полномочия органов власти, установленные Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ. Основное внимание было уделено следующим вопросам:

  • правом на получение бесплатной социальной помощи на дому обладают граждане с доходом ниже 1,5 величины ПМ по региону (ранее пенсия должна была быть ниже 1 размера ПМ);
  • был введен детальный подход к утверждению набора социальных услуг с учетом потребностей гражданина;
  • граждане получили право самостоятельно выбирать поставщика социальный услуг;
  • теперь на социальное обслуживание на дому могут претендовать не только пенсионеры и инвалиды, но и граждане, являющиеся временно нетрудоспособными, столкнувшиеся с внутрисемейными конфликтами (имеющими отношение к наркомании, алкоголизму у родственников), нуждающиеся в помощи по уходу за ребенком-инвалидом и не имеющие места жительства (при принадлежности к числу детей-сирот).

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 28.12.2013 № 422-ФЗОб основах социального обеспечения на дому

Типичные ошибки

Ошибка: Родственники инвалида, имеющего серьезное психологическое заболевание, обращаются за получением для него социальной помощи на дому.

Комментарий: Социальный работник не приходит к людям с тяжелыми психическими заболеваниями, поскольку это угрожает здоровью и жизни работника.

Ошибка: Пенсионер, чья пенсия превышается 1,5 размера регионального прожиточного минимума, претендует на бесплатное социальное обслуживание на дому.

Комментарий: Услуги социального работника на дому предоставляются на бесплатной основе только тем пенсионерам, чей доход оказывается ниже 1,5 размеров местного ПМ.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1: Может ли высокая занятость социальной службы стать причиной отказа в оказании социальных услуг на дому инвалиду 1 группы?

Ответ: Да. Несмотря на то, что помощь оказывается наиболее нуждающимся в ней лицам, социальных работников по-прежнему не хватает.

Социальное обслуживание по новым правилам

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. “Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред.] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны”, – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”.

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие “получатель социальных услуг”

С 1 января из законодательства исчез термин “клиент социальной службы” (п. 2 ст. 3 старого закона), вместо которого было введено понятие “получатель социальных услуг” (п. 3 ст. 3 нового закона). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан (ст. 15 нового закона).

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг (ст. 26 нового закона).

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. (ст. 3 старого закона).

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

“Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов”.

Определен поставщик социальных услуг

Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 4 ст. 3 нового закона). Ранее такого понятия не было, хотя фактически социальное обслуживание осуществлялось региональными государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, а также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и индивидуальными предпринимателями (ч. 1, ч. 3 ст. 4 старого закона).

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги (ст. 8-14 старого закона).

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги (ст. 20 нового закона).

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (ст. 21 нового закона). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее (ст. 8 старого закона).

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату (ч. 2 ст. 17 нового закона).

С 1 января 2015 года на предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать:

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно (ст. 31 нового закона).

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума (ст. 16 старого закона).

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области за III квартал 2014 года”). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ “О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области”).

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (ст. 32 нового закона).

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. – 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами (ст. 15 старого закона).

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (ч. 2 ст. 7 старого закона). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (ст. 14 нового закона). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

БЛАНКИ

Заявление о предоставлении социальных услуг

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (ст. 16 нового закона). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (ч. 2 ст. 21 нового закона). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (ч. 1 ст. 17 нового закона). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

“Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя”.

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот (ч. 2 ст. 12 нового закона).

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (ст. 23 старого закона). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (ст. 30 нового закона). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и “ложка дегтя” в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг (ст. 25 старого закона).

Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в 2020 году

Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” (в дальнейшем по тексту – Федеральный закон N 442-ФЗ) путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании осуществляется при наличии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, согласно статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Перечень надомных социальных услуг устанавливается договором о предоставлении социальных услуг и может включать:

  • Организацию питания, включая доставку продуктов на дом.
  • Помощь в приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости.
  • Содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские организации.
  • Поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями.
  • Содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг.
  • Содействие в организации ритуальных услуг.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг может включено содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме этого гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты:

  1. наблюдение за состоянием здоровья;
  2. оказание экстренной доврачебной помощи;
  3. выполнение медицинских процедур;
  4. оказание санитарно-гигиенических услуг;
  5. кормление ослабленных больных;
  6. проведение санитарно-просветительной работы.

Порядок социального обслуживания на дому определяется органом исполнительной власти субъекта РФ.

Новости по теме

Инвалиды всех групп являются самой незащищенной категорией населения. Государство проявляет о них особую заботу в форме предоставления различных льгот, социальной помощи, выплат и пособий. В 2020 году произойдут изменения в социальном обеспечении российских инвалидов, это предусмотрено федеральными законами.

Сегодня в России действует государственный проект, суть которого в том, чтобы помещать одинокого пожилого человека в семью, где о нем будут заботиться, как о родном. И как образец другим Минтруд РФ приводит опыт Югры, где проект был создан и работает уже семь лет.

Необходимо разработать систему поощрения людей предпенсионного возраста, выбирающих направления дополнительной подготовки по социальному и медицинскому долговременному уходу. Об этом заявила вице-премьер РФ Татьяна Голикова на заседании Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной.

Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов закреплено законом. Лица, которым нужна помощь, должны обратиться в соцзащиту. Специальные территориальные центры помогут преодолеть жизненные трудности, решить возникшие проблемы.

Социальное сопровождение граждан пожилого возраста и инвалидов

Выход на пенсию воспринимается многими пожилыми людьми болезненно. Они испытывают стресс, психологический дискомфорт. Человек чувствует свою ненужность, понижается его самооценка, появляется чувство неуверенности в себе, ухудшается самочувствие. В таких обстоятельствах людям необходима поддержка, содействие в организации их жизнедеятельности.


При отсутствии родственников помощь окажут специально созданные для этого организации. Особенности их работы по сопровождению прописаны в Федеральном законе, в стратегических документах и программах. Заботливое отношение, уход за теми, кому он необходим — приоритетное и востребованное направление.

Факт. Система предоставления услуг определяется органами управления.

Лица установленной категории могут получить такие формы обслуживания:

  • надомное;
  • полустационарное;
  • стационарное;
  • срочное;
  • социальное консультирование.

Деятельность по оказанию содействия таким гражданам проводится постоянно или временно. Это зависит от желания человека и показаний для предоставления услуг.

Психосоциальное консультирование заключается в проведении разъяснений по трудоустройству, семейным взаимоотношениям. Даются квалифицированные советы, проводится обучение и т.д.

Сотрудники социальной службы должны с уважением относиться к своим подопечным, не нарушать их законные права.

Социальное обслуживание на дому пожилых и инвалидов

Большинство людей предпочитает находиться у себя дома, где все привычно. На новом месте они будут чувствовать себя неуверенно, что может ухудшить здоровье, сказаться на душевном равновесии.

Пожилым людям и гражданам с ограниченными возможностями здоровья осуществляется предоставление надомных услуг. Им приносят продукты, лекарства, приводят в порядок квартиру. По мере надобности оказывают медицинскую помощь или юридическую консультацию.

Обслуживание на дому показано по состоянию здоровья, а именно:

  • нарушение психики в стадии ослабления;
  • латентная форма туберкулеза;
  • прочие заболевания.

Факт. При бактериальных и вирусных инфекциях, алкогольной зависимости, открытом туберкулезе, серьезных изменениях психики заявителю отказывают в обслуживании на дому.

Надомное обслуживание инвалидов и пожилых граждан проводится специализированными службами.


Безвозмездная помощь положена инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, одиноким вдовам погибших.

Кто имеет право на обслуживание

Пожилыми людьми считают женщин и мужчин пенсионного возраста. Они могут претендовать на социальную поддержку, если не в состоянии обслуживать себя: не имеют возможности самостоятельно передвигаться, готовить еду, совершать гигиенические процедуры.

Аналогичные права имеют инвалиды всех групп, как взрослые, так и дети. Право на обслуживание имеют также временно нетрудоспособные граждане при отсутствии помощников. Если человек попал в сложное положение из-за наркозависимости или алкоголизма одного из членов семьи, то ему также могут помочь социальные службы.

Порядок и правила оформления

Чтобы получить социальную помощь на дому нужно представить такие документы:

  • заявление;
  • ксерокопию паспорта;
  • справку о регистрации;
  • справку об условиях проживания;
  • документы о доходах;
  • медицинскую справку и подтверждение инвалидности;
  • акт обследования жилища.

Последний документ составляют и подписывают члены комиссии органов социальной защиты. Заявление рассматривается в течение 10 дней.

После принятия решения заключается договор на определенный вид услуги. Он действует с момента подписания до конца года, а затем продлится автоматически.

Причины отказа от оформления

В отдельных случаях закон ограничивает права на предоставление социальных услуг. Если человек не может ухаживать за собой и самостоятельно передвигаться, то его помещают в специальное учреждение без его согласия. Разрешения законных представителей также не требуется. Такие вопросы по ограничению прав решает суд по ходатайству органов соцзащиты.

Поводом для отказа могут явиться вышеперечисленные заболевания, при которых больного помещают на лечение.

Перечень предоставляемых надомных услуг

Список социально-бытовых услуг, которые осуществляются в виде надомной формы обслуживания, довольно широк. Предоставляется один или несколько видов социальной помощи.

По мере надобности обслуживаемым гражданам привезут продукты на дом или организуют питание каким-либо другим способом. В надомные услуги входит доставка воды для приготовления пищи, покупка товаров для удовлетворения бытовых и санитарно-гигиенических нужд.


Социальное обслуживание на дому предусматривает приведение в порядок жилья, поддерживание чистоты. По необходимости проведут косметический ремонт.

Если подопечному необходимо посещение медучреждения, то ему помогут туда добраться. Пенсионерам или инвалидам покупают нужные лекарства и другие необходимые медицинские товары, следят за состоянием их здоровья. Представители соцобслуживания оказывают содействие в направлении в стационар.

При отсутствии централизованной системы отопления социальные службы помогают приобрести дрова или уголь. В зимнее время на территории домовладения проводится уборка снега. Специалисты службы помогают оплатить услуги ЖКХ.

Престарелые и больные люди вправе получить юридическую консультацию. Если у подопечных нет родственников, то социальные службы обязаны содействовать в организации погребальных услуг.

Факт. Оказание помощи, не предусмотренной законом, частично или полностью оплачивается объектами социального обслуживания.

Противопоказания к принятию на надомное обслуживание

После принятия заявления от гражданина, сотрудники службы выясняют степень нуждаемости и принимают решение.

В социальных услугах могут отказать в таких случаях:

  • отсутствие свободных соцработников;
  • у заявителя нет постоянного места жительства;
  • алкогольное опьянение заявителя во время обращения;
  • заболевания заявителя, представляющие угрозу соцработнику.

Причины должны быть подтверждены. После их устранения принимается решение о надомном обслуживании.

Услуги стационарного обслуживания

Получаемая в стационарах помощь является для многих людей пожилого возраста и инвалидов выходом из создавшегося затруднительного положения. Здесь созданы нормальные для проживания условия с учетом возрастных особенностей.


В стационарных заведениях проводят мероприятия по социально-медицинской адаптации проживающих. По показаниям могут организовать обследование МСЭ для признания гражданина инвалидом.

Если пожилым людям или инвалидам требуются услуги адвоката, нотариуса, то им окажут содействие и организуют встречу. Стационар могут посещать служители церкви, родственники.

Сотрудники организуют свободное время престарелых людей. Они проводят выставки, организуют встречи, тематические конкурсы, обзор литературы и многое другое. Подопечные могут при желании посильно участвовать в трудовой деятельности, если нет медицинских противопоказаний.

В стационаре должны обеспечить жилищно-бытовые условия в соответствии с требуемыми СанПиНом нормами.

Совет. Граждане, утратившие способность к самообслуживанию, нуждаются в ежедневном уходе, поэтому им лучше постоянно находиться в стационаре.

В домах – интернатах

Престарелые или больные люди могут находиться в специальном учреждении постоянно. Такую же возможность имеют совершеннолетние инвалиды первой и второй группы, не имеющие близких родственников трудоспособного возраста. Дома-интернаты содержатся предприятиями, на которых трудились пенсионеры. Содержание может быть платным.

В социальных учреждениях нельзя нарушать правила порядка. Нарушителей по решению суда переводят в специальные дома-интернаты.

Полустационарное обслуживание

Пожилые и инвалиды могут получать такой вид обслуживания с непостоянным пребыванием. Они должны представить медицинскую справку. Руководитель учреждения примет положительное решение, если человек в состоянии обслуживать себя, передвигаться, у него нет медицинских противопоказаний.

Порядок и условия этой формы услуги определяется субъектами РФ на местах.

Срочное социальное обслуживание

Престарелым людям и инвалидам иногда требуется какая-то единовременная помощь. Это может быть:

  • однократная доставка пищевых продуктов;
  • покупка товаров первой необходимости;
  • материальная помощь;
  • помощь в получении временного жилья;
  • консультация юриста;
  • медико-психологическая поддержка.

Социальное обслуживание иной формы также предусмотрено законом. Человеку может понадобиться консультация специалистов по налаживанию обстановки в семье, адаптации в социуме.

Заключение

Предоставляемые услуги имеют для пожилых или недееспособных граждан большое значение. Люди, оставшиеся в одиночестве, очень нуждаются заботе и поддержке.

Социальные услуги, существующие сейчас нужно усовершенствовать. Необходимо развивать нормативно-правовые основы организации и работы учреждений обслуживания незащищенных категорий граждан. Это важнейшая задача государства.

Социальное обслуживание на дому инвалидов и пожилых граждан

Очень часто пожилым гражданам и инвалидам требуется социальная поддержка. Государственные бюджетные учреждения социального обслуживания в муниципальных образованиях России, ряд юридических лиц и ИП оказывают социальное и медицинское обслуживание пенсионеров и инвалидов на дому.

Такие услуги предоставляются тем, кто частично утратил трудоспособность и не может обслужить себя самостоятельным образом. Основы социального обеспечения на дому регулируются положениями Федерального закона № 442-ФЗ. Социальной услугой является разовая, периодическая, срочная либо постоянная помощь гражданину.

Виды социальных услуг

В законодательных актах указаны виды социального обслуживания граждан. Перечень довольно обширный, и в него включены виды услуг, такие как:

  1. Организация питания, досуга или быта, покупка продуктов, помощь в приготовлении еды, приобретение товаров первой необходимости, лекарственных препаратов.
  2. Если гражданин живет без воды или отопления, то это топка печи, доставка воды.
  3. Уборка в доме, стирка вещей, помощь в косметическом ремонте жилья, помощь в обустройстве и организации быта.
  4. Помощь в оплате коммунальных услуг, содействие в посещении мест отдыха, санаторно-курортном лечении.

Помимо организации быта и жизни инвалида либо пенсионера социальные работники также занимаются оказанием санитарно-гигиенических и медицинских услуг. Многие люди с ограниченными возможностями не могут самостоятельно обслуживать себя, даже элементарная гигиена для них сложная процедура. Социальные работники должны обеспечивать должный уход гражданину с учетом его фактического состояния здоровья, заключающийся в следующем:

  • содействие в получении необходимой медицинской помощи;
  • осуществление гигиенических и медицинских процедур и манипуляций;
  • помощь в прохождении медико-социальной экспертизы, проведении медицинской и социальной реабилитации;
  • оказание психологической помощи, содействие в госпитализации и больничном уходе, санаторно-курортном лечении;
  • посещение вместе с гражданином стационарных учреждений здравоохранения.

Социальное содействие оказывается также и в иных видах помощи. Это помощь в получении среднего или высшего образования для инвалидов с учетом из физического и умственного состояния, помощь в оформлении разнообразной документации, юридические либо правовые услуги.

Кому предоставляется социальное обслуживание на дому?

В законодательство Российской Федерации прописывается то, что право на социальное обслуживание имеют пенсионеры (мужчины старше шестидесяти лет и женщины старше пятидесяти пяти лет) а также инвалиды. Это та категория людей, которые больше всего нуждаются в поддержке и помощи как в бытовых и правовых, так и в медицинских вопросах.

В целом социальное обслуживание может проводиться на условиях частичной оплаты, бесплатно или при полной оплате. Бесплатные услуги доступны ветеранам и инвалидам ВОВ, и их супругам, узникам бывших лагерей, лицам, жившим в блокаде Ленинграда, героям СССР, России, героям Социалистического труда. Бесплатно на социальную помощь можно рассчитывать, если пенсионер или инвалид имеет доход ниже полуторократной величины прожиточной нормы.

Частичная оплата доступна лицам с доходом ниже полуторократной величины прожиточного уровня. При этом в зависимости от социального статуса сумма варьируется. В иных случаях социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты.

Как получить социальное обслуживание на дому?

Чтобы воспользоваться всеми необходимыми услугами социального обслуживания на дому инвалид или пенсионер должен обратиться со специальным заявлением в специальные организации. Специалисты обязаны рассмотреть поступившее заявление и приступить к работе с гражданином.

В целом документы рассматривается несколько дней, и скорость принятия заявки зависит от наплыва желающих получить социальные услуги. Работники социальных служб должны проверить, действительно ли нуждается человек в помощи, как он живет, каковы его условия жизни.

Документы, которые надо подать для получения социальной помощи:

  • заявление заинтересованного лица;
  • правоустанавливающие документы;
  • медицинское заключение о наличии заболевания и об отсутствии заболеваний, при которых социальное медицинское обслуживание не рекомендовано;
  • справа о размере пенсии или иных доходов, справка о составе семьи.

Решение о социальной помощи осуществляется при участии приемной комиссии организации, предоставляющей подобные услуги населению. Часто возникает вопрос о том, может ли быть отказано в социальной помощи инвалиду или пенсионеру? Нормативно-правовые акты устанавливают ряд основных положений, при которых указываются причины отказа в содействии с такими категориями граждан.

Это такие основания, как:

  1. Имеющиеся противопоказания к социальному обслуживанию. Что это может быть? Прежде всего, это тяжелые психические расстройства личности, употребление наркотических средств и психотропных препаратов, алкогольная зависимость, карантинные болезни, венерические заболевания, тяжелые инфекционные патологии, открытые формы туберкулеза или иные болезни, требующие специализированного лечения в медицинских учреждениях.
  2. Обращение в социальную организацию лица, находящегося в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, а также в неадекватном состоянии.
  3. Отсутствие свободных специалистов или слишком высокая занятость организации.
  4. Отказ при заявлении лица, имеющего неопределенное место жительства.

В остальных случаях сотрудники учреждения социальной помощи обязаны принять заявление от гражданина и рассмотреть его за максимально короткое время, после чего уведомить о своем решении заинтересованное лицо и объяснить ему принципы сотрудничества с социальными службами.

Читайте также:  Отпуск инвалидам 2 и 3 группы по ТК РФ в 2020 году – сколько дней дополнительного отпуска положено
Добавить комментарий