Кто освобождается от уплаты государственной пошлины?

Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций. 1. От уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются:

1) федеральные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии – за право использования наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений;
2) суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи – при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации;
3) суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации – при направлении (подаче) заявлений в конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;
4) федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления – при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) государственных или муниципальных ценных бумаг;
5) Центральный банк Российской Федерации – при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) организации – при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется ими в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;
7) организации – при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации;
8) государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей – за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении;
9) физические лица – авторы культурных ценностей – за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей;
10) органы государственной власти, органы местного самоуправления – за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций;
11) физические лица – Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы – по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;
12) физические лица – участники и инвалиды Великой Отечественной войны – по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;
13) физическое лицо – гражданин Российской Федерации, являющийся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы и правообладателем на нее, испрашивающим свидетельство о регистрации на свое имя, в случае, если такое физическое лицо является ветераном Великой Отечественной войны, – за совершение действий, предусмотренных пунктами 4 – 7 статьи 333.30 настоящего Кодекса;
14) физическое лицо – гражданин Российской Федерации, являющийся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателем на нее, испрашивающим свидетельство о регистрации на свое имя, в случае, если такое физическое лицо является инвалидом, учащимся (воспитанником) образовательных учреждений (независимо от их форм собственности), – за совершение действий, предусмотренных пунктами 4 – 7 статьи 333.30 настоящего Кодекса.
Льгота, предусмотренная настоящим подпунктом, предоставляется также коллективу авторов, правообладателей, каждый член которого является инвалидом, либо участником Великой Отечественной войны, либо инвалидом Великой Отечественной войны.
2. Основанием для предоставления льгот физическим лицам, перечисленным в подпунктах 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, является удостоверение установленного образца.
Льготы, предусмотренные подпунктами 13 и 14 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются по ходатайству автора (авторов). Основанием для предоставления льготы являются копии соответствующих документов: удостоверения ветерана Великой Отечественной войны (участника войны), справки медико-социальной экспертизы, документа, выданного образовательным учреждением. Ходатайство о предоставлении указанных льгот подается вместо документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, если льготой является освобождение от ее уплаты, или вместе с указанным документом.
3. Государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях:
1) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства в целях его обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении;
2) за продление срока действия разрешения на временное пребывание в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в целях осуществления благотворительной деятельности или доставки гуманитарной помощи либо по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника;
3) за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику;
4) за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну;
5) за государственную регистрацию арестов недвижимого имущества;
6) за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона;
7) за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
8) за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества. В иных предусмотренных пунктом 2 статьи 6 указанного Федерального закона случаях за государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие указанного Федерального закона, государственная пошлина взимается в размере, равном половине установленной настоящей главой государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Комментарий к статье 333.35
1. В комментируемой статье установлены льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций.
Необходимо учитывать, что в соответствующих статьях гл. 25.3 НК РФ установлены льготы по уплате государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий определенной категории:
в статье 333.36 – льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям;
в статье 333.37 – льготы при обращении в арбитражные суды;
в статье 333.38 – льготы при обращении за совершением нотариальных действий;
в статье 333.39 – льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния.
Следует отметить, что освобождение от обязанности по уплате государственной пошлины не предусматривает ни один из действующих специальных налоговых режимов, в том числе:
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК РФ);
упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ);
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ);
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ).
2. Ранее в п. 1 ст. 5 Закона РФ “О государственной пошлине” (в ред. Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 105-ФЗ) устанавливалось освобождение от уплаты государственной пошлины следующих категорий лиц:
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
лица, имеющие право на эту льготу в соответствии с Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”;
лица, имеющие право на эту льготу в соответствии с Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча”;
лица, имеющие право на эту льготу в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”;
лица, имеющие право на эту льготу в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 “О распространении действия Закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” на граждан из подразделений особого риска”.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона РФ “О государственной пошлине” указанные лица освобождались от уплаты государственной пошлины:
по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах (по делам о несостоятельности (банкротстве)) и Конституционном Суде РФ;
в органах, совершающих нотариальные действия;
в органах, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния;
за выдачу заграничного (общегражданского) паспорта или продление срока его действия.
3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи основанием для предоставления льгот по уплате государственной пошлины физическим лицам – Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, участникам и инвалидам Великой Отечественной войны является удостоверение установленного образца.
4. Согласно п. 2 комментируемой статьи льготы, предусмотренные подп. 13 и 14 п. 1 комментируемой статьи, предоставляются по ходатайству автора (авторов). Ходатайство о предоставлении указанных льгот подается вместо документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, если льготой является освобождение от ее уплаты, или вместе с указанным документом.
Основанием для предоставления льготы являются копии соответствующих документов:
удостоверения ветерана Великой Отечественной войны (участника войны);
справки медико-социальной экспертизы;
документа, выданного образовательным учреждением.
5. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (здесь и далее – в ред. комментируемого Закона, см. комментарий к ст. 13 Закона) государственная регистрация возникшего до введения в действие указанного Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие указанного Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие указанного Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, как указано в его п. 2 ст. 6, права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие указанного Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие указанного Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов.
В пункте 2 ст. 6 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” аналогично положениям подп. 8 п. 3 комментируемой статьи установлено следующее:
государственная регистрация возникшего до введения в действие указанного Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины;
в иных случаях, предусмотренных п. 2 ст. 6, за государственную регистрацию возникшего до введения в действие указанного Федерального закона права на объект недвижимого имущества взимается государственная пошлина в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав.

Имеются ли льготы по уплате государственной пошлины за совершение нотариальных действий?

Льготы установлены статьей 333.38 Налогового кодекса РФ.

От уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом;

2) инвалиды I и II группы – на 50 процентов по всем видам нотариальных действий;

3) физические лица – за удостоверение завещаний имущества в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;

4) общественные организации инвалидов – по всем видам нотариальных действий;

5) физические лица – за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании:

жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты или долей в указанном недвижимом имуществе, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти;

имущества лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка, а также имущества лиц, подвергшихся политическим репрессиям. К числу погибших относятся также лица, умершие до истечения одного года вследствие ранения (контузии), заболеваний, полученных в связи с вышеназванными обстоятельствами;

вкладов в банках, денежных средств на банковских счетах физических лиц, страховых сумм по договорам личного и имущественного страхования, сумм оплаты труда, авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности, пенсий.

Наследники, не достигшие совершеннолетия ко дню открытия наследства, а также лица, страдающие психическими расстройствами, над которыми в порядке, определенном законодательством, установлена опека, освобождаются от уплаты государственной пошлины при получении свидетельства о праве на наследство во всех случаях независимо от вида наследственного имущества;

6) наследники работников, которые были застрахованы за счет организаций на случай смерти и погибли в результате несчастного случая по месту работы (службы), – за выдачу свидетельств о праве на наследство, подтверждающих право наследования страховых сумм;

7) финансовые и налоговые органы – за выдачу им свидетельств о праве на наследство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

8) организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеющие интернат, – за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких организациях;

9) специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области образования, – за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях;

10) воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск – за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности в возмещение ущерба;

11) лица, получившие ранения при защите СССР, Российской Федерации и исполнении служебных обязанностей в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации, – за свидетельствование верности копий документов, необходимых для предоставления льгот;

12) физические лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, – за удостоверение сделок по приобретению жилого помещения, полностью или частично оплаченного за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

13) наследники сотрудников органов внутренних дел, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальные звания полиции, военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, застрахованных в порядке обязательного государственного личного страхования, погибших в связи с осуществлением служебной деятельности либо умерших до истечения одного года со дня увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, – за выдачу свидетельств о праве на наследство, подтверждающих право наследования страховых сумм по обязательному государственному личному страхованию;

14) физические лица – за удостоверение доверенности на получение пенсий и пособий;

15) физические лица – за удостоверение сделок по отчуждению недвижимого имущества, расположенного в аварийном и подлежащем сносу доме, в случае, если указанные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат обязательному нотариальному удостоверению.

Статьей 333.25 Налогового кодекса РФ установлены следующие особенности уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий:

1) за нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза;

2) при удостоверении доверенности, выданной в отношении нескольких лиц, государственная пошлина уплачивается однократно;

3) при наличии нескольких наследников (в частности, наследников по закону, по завещанию или наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве) государственная пошлина уплачивается каждым наследником;

4) за выдачу свидетельства о праве на наследство, выдаваемого на основании решений суда о признании ранее выданного свидетельства о праве на наследство недействительным, государственная пошлина уплачивается в соответствии с порядком и в размерах, которые установлены пунктом 22 статьи 333.25 Налогового кодекса РФ. При этом сумма государственной пошлины, уплаченной за ранее выданное свидетельство, подлежит возврату в порядке, установленном статьей 333.40 Налогового кодекса РФ. По заявлению плательщика государственная пошлина, уплаченная за ранее выданное свидетельство, подлежит зачету в счет государственной пошлины, подлежащей уплате за выдачу нового свидетельства, в течение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. В таком же порядке решается вопрос при повторном удостоверении договоров, признанных судом недействительными;

5) при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с подпунктами 7 – 10. При исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с подпунктами 7 – 10. При исчислении размера государственной пошлины за удостоверение сделок, направленных на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, а также сделок, устанавливающих обязательство по отчуждению доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже номинальной стоимости доли или части доли. При исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров купли-продажи и залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью принимается оценка доли или части доли как предмета залога, указанная сторонами договора залога, но не ниже номинальной стоимости доли, части доли соответственно.

По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7 – 10. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

В случае представления нескольких документов, выданных лицами, указанными в подпунктах 7 – 10, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества;

6) оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества (курса Центрального банка Российской Федерации – в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте) на день открытия наследства;

7) стоимость транспортных средств может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или судебно-экспертными учреждениями органа юстиции;

8) стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения;

9) стоимость земельных участков может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество;

10) стоимость имущества, не предусмотренного подпунктами 7 – 9 настоящего пункта, определяется оценщиками или юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности;

11) оценка стоимости патента, переходящего по наследству, производится исходя из всех сумм уплаченной на день смерти наследодателя государственной пошлины за патентование изобретения, промышленного образца или полезной модели. В таком же порядке определяется стоимость переходящих по наследству прав на получение патента;

12) оценка переходящих по наследству имущественных прав производится из стоимости имущества (курса Центрального банка Российской Федерации – в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте), на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства;

13) оценка наследственного имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, или переходящих на него по наследству имущественных прав определяется исходя из суммы, указанной в оценочном документе, составленном за границей должностными лицами компетентных органов и применяемом на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 333.36. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются:

1) истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

2) истцы – по искам о взыскании алиментов;

3) истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

5) организации и физические лица – за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

6) стороны – при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

7) организации и физические лица – при подаче в суд:

заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;

частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

8) физические лица – при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

9) прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

10) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, – при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

12) вынужденные переселенцы и беженцы – при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) – по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

14) физические лица – при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

15) истцы – при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – при совершении действий, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации – при совершении действий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ “Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации”;

16.1) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка – при совершении действий, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона “Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации”;

17) истцы – по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

18) административные истцы – по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

19) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

20) утратил силу с 1 января 2013 года. – Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

21) авторы результата интеллектуальной деятельности – по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

2) истцы (административные истцы) – инвалиды I или II группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства;

3) ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

4) истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

5) истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, – по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

ВС: Статус госоргана – достаточное основание для освобождения от уплаты госпошлины

По мнению экспертов «АГ», выводы Верховного Суда понятны и обоснованны. Хотя определение нельзя назвать инновационным, оно в очередной раз направляет практику в русло, предписываемое нормами налогового законодательства.

13 августа Верховный Суд вынес Определение № 310-ЭС18-781, в котором указал, что отделу МВД достаточно статуса государственного органа для освобождения от уплаты госпошлины.

Поводом к рассмотрению стала кассационная жалоба отдела МВД по Белгородскому району на определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2017 г. и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 ноября 2017 г. по делу № А08-5276/2017.

ПАО «Квадра-Генерирующая компания» обратилось к ОМВД с иском о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию. Решением Арбитражного суда Белгородской области иск удовлетворен частично, с ОМВД взыскана задолженность по договору.

Ответчик не согласился с решением и обратился в суд апелляционной инстанции, который оставил жалобу без движения, указав на необходимость уплатить госпошлину. На что ОМВД обжаловал определение в кассацию, указав, что наличия у него как ответчика по делу статуса государственного органа достаточно для освобождения от уплаты госпошлины.

Кассация оставила определение апелляции без изменения. Суд применил подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса, а также п. 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах».

Свою позицию кассация аргументировала тем, что ОМВД, зарегистрированный в качестве юрлица, в данном случае выступает как потребитель – участник хозяйственного спора в гражданско-правовых отношениях, его участие в арбитражном процессе не обусловлено выполнением отдельных функций госоргана, в связи с чем он не может быть освобожден от уплаты госпошлины.

Рассматривая жалобу, Верховный Суд указал, что вопреки выводам судов апелляционной и кассационной инстанций подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ в данном случае неприменим, поскольку касается иных органов, под которыми понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции.

Суд подчеркнул, что законодательством о налогах и сборах установлено правило, согласно которому наличие у лица процессуальной роли наряду со статусом госоргана или органа местного самоуправления является самостоятельным и достаточным основанием для освобождения от обязанности по уплате госпошлины.

ВС напомнил, что в соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 МВД России входит в структуру федеральных органов исполнительной власти и действует непосредственно и (или) через органы внутренних дел, куда также входят территориальные органы. Их статус утвержден Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699. На эту же норму указал УОС МВД в официальном ответе на обращение «АГ».

На основании изложенного Суд установил, что ОМВД по Белгородскому району является государственным органом и как ответчик по арбитражному делу имеет право на освобождение от уплаты госпошлины в соответствии со специальной нормой – подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Дело направлено в апелляцию для решения вопроса о принятии жалобы ОМВД по основному спору.

Комментируя определение, старший юрист АБ КИАП, адвокат Дмитрий Калиниченко отметил, что оно однозначно закрепило право государственных органов и органов местного самоуправления не уплачивать госпошлину при обращении в суд, даже если обращение не связано с защитой государственных и (или) общественных интересов.

Эксперт пояснил, что в результате параллельного толкования положений НК РФ судебная практика двигалась различными путями: «Встречаются судебные акты, обязывающие госорганы, если они выступают не в защиту государственных и (или) общественных интересов, платить госпошлину (например, определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2010 г. по делу № А21-3211/2010; определение Десятого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2013 г. по делу № А41-47495/2012)».

Юрист арбитражной практики VEGAS LEX Станислав Матюшов назвал выводы ВС РФ понятными и обоснованными. При этом он считает, что определение не повлияет на практику распределения судебных расходов в делах, где стороной является государственный орган – в таких случаях его освобождение от уплаты госпошлины не влечет освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов.

Эксперты добавили, что аналогичная позиция по данному вопросу была отражена ранее – в Определении ВС РФ от 9 марта 2017 г. № 307-ЭС16-15395 по делу № А21-6452/2015, а также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. по делу № А40-31694/2012.

По мнению Дмитрия Калиниченко, определение ВС РФ нельзя назвать инновационным, но оно в очередной раз направляет правоприменительную практику в русло, предписываемое нормами налогового законодательства.

Льготы по уплате госпошлины в суд в 2022 году

При обращении в Верховный Суд России, суды общей юрисдикции и к мировым судьям имеется возможность не уплачивать государственную пошлину при подаче искового заявления. Такая возможность регламентируется Налоговым законодательством РФ и определяется на основании статуса обратившегося лица и категории спора. Давайте выясним, как получить льготы по уплате госпошлины в суд.

Льготы по уплате госпошлины для лиц, обладающих особым статусом

Налоговый кодекс освобождает от перечисления суммы государственной пошлины в федеральный бюджет представителей следующих льготных категорий граждан:

  • Героев РФ и СССР, получивших награду «Золотая Звезда», полных кавалеров ордена Славы всех трех степеней;
  • инвалидов и ветеранов ВОВ, узников фашистских концлагерей, военнопленные периода ВОВ.

Льготы по уплате госпошлины при подаче искового заявления

Гражданско-процессуальный Кодекс России регламентирует случаи освобождения от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений мировым судьям, в суд общей юрисдикции и Верховный Суд РФ, когда речь идет о:

  • реализации законных прав и интересов людей с ограниченными возможностями (если иск не имущественного характера);
  • защиты прав несовершеннолетних;
  • усыновлении/удочерении сироты;
  • выплате компенсации за причиненный моральный и/или материальный ущерб, имевший место в связи с уголовным преследованием (по поводу нарушения свобод и прав);
  • о выплате компенсации за причинение морального и/ли материального ущерба, имевшего место по причине правонарушения;
  • о возмещении ущерба, вызванного гибелью/смертью кормильца;
  • о возмещении ущерба здоровью путем нанесения травмы или приобретения увечья;
  • выплате алиментного содержания;
  • взыскании пособий, зарплаты, иных требований, связанных с рабочим процессом.

Льготы по уплате госпошлины в зависимости от цены иска

Если речь идет о рассмотрении гражданских и административных дел, и при этом сумма иска не превышает 1 млн. рублей, госпошлину не должны уплачивать:

  • пенсионеры, имеющие претензии к ПФР и негосударственным ПФ;
  • ветераны боев и воинской службы, если речь идет о защите их законных прав;
  • объединения и общественные организации людей с ограниченными возможностями;
  • истцы, инициировавшие дела, касающиеся нарушения прав потребителей.

Льготы по уплате госпошлины в прочих случаях

Уполномоченный по правам человека в России освобождается от перечисления государственной пошлины в бюджет при подаче прошений о проверке вступившего в силу решения, определения, постановления или приговора суда.

Государственная пошлина не уплачивается:

  • прокурорами, обращающимися с заявлением об охране интересов, прав и свобод людей, регионов, муниципальных образований и страны;
  • государственными органами, региональными органами, а также федеральными министерствами, агентствами и службами, выступающими как истец;
  • при рассмотрении исковых заявлений в интересах потребителей.

Помимо упомянутых выше ситуаций, действующим законодательством Российской Федерации позволено не уплачивать госпошлины в следующих случаях:

  1. Если речь идет о подаче иска о предоставлении права автору пользоваться и распоряжаться результатами интеллектуальной работы в случаях, когда монопольным правом на изобретение обладает третье лицо.
  2. При возбуждении административного дела по предмету принудительной госпитализации гражданина в психоневрологический диспансер и/или проведения обследования на предмет дееспособности.
  3. При разборе дел об оспорении отказа в признании гражданина и членов его семьи беженцами и вынужденными переселенцами.
  4. При разбирательствах по поводу применения законодательных актов о восстановлении в правах граждан, признанных жертвой репрессий в период СССР (но не в случае с разбирательством между жертвами репрессий и их преемниками).
  5. При обращении с исковым заявлением физических лиц, желающих подать жалобу в порядке кассации по уголовному разбирательству, когда дело касается правомерности возмещения имущественного ущерба, нанесенного по причине совершенного преступления.
  6. При подаче жалобы в рамках разбирательства по административному нарушению, подаче заявления с просьбой об обжаловании (без)действий пристава исполнительного производства, подаче административных исков, подаче частной жалобы на определение суда.
  7. При получении судом заявления с просьбой об отсрочке исполнения судебного решения по делу, о пересмотре заочного решения, о повороте исполнения судебного решения, об открытии нового разбирательства по причине выявления новых обстоятельств по делу.
  8. При подаче кассационной или апелляционной жалобы по делу о разводе истцом или ответчиком (освобождаются от пошлины обе стороны).
  9. При выдаче бумаг юридическим и физическим лицам по уголовным делам и гражданским делам об уплате алиментного содержания иждивенцам.

Законодательные акты по теме

ст. 333.35 НК РФПро льготы по уплате госпошлины на все разновидности юридически значимых действий
ст. 333.36 НК РФПро льготы по уплате госпошлины при обращении в суды общей юрисдикции и в мировой суд

Типичные ошибки

Ошибка: Объединение инвалидов при подаче заявления в суд уплатили государственную пошлину.

Комментарий: Объединения инвалидов, а также общественные организации людей с ограниченными возможностями не должны уплачивать государственные пошлины в суд. Однако, если цена иска превышает 1 млн. рублей, госпошлина уплачивается с суммы сверх 1 млн. рублей.

Ошибка: Пенсионер подал в суд по причине бездействий со стороны Пенсионного Фонда, при этом он уплатил государственную пошлину.

Комментарий: Государственная пошлина не уплачивается в подобных случаях — гражданин имеет полное право требовать то, что ему положено по закону. Цена иска при этом не должна превышать 1 млн. рублей, иначе придется уплачивать пошлину за сумму иска сверх указанной суммы.

Ответы на распространенные вопросы про льготы по уплате госпошлины

Вопрос №1: Мне необходимо подать исковое заявление в суд, но мое финансовое положение в настоящий момент не позволяет мне оплатить госпошлину, что делать?

Ответ: Судья вправе снизить величину государственной пошлины, предоставить Вам рассрочку, если Вы докажете, что находитесь в трудном материальном положении.

Вопрос №2: Было подано исковое заявление, касающееся защиты прав потребителей, действует ли в данном случае освобождение от уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в суде?

Ответ: Да, для такого случая предусмотрено освобождение от перечисления средств в бюджет в счет уплаты госпошлины, но только если цена иска не превышает 1 млн. рублей.

? Видео-советы.Как вернуть излишне уплаченный налог или госпошлину ?

В видео раскрывается как вернуть излишне уплаченный налог или госпошлину, возврат налогоплательщику, как написать заявление⇓

Льготы по уплате госпошлины в 2020 году: перечень преференций и условия получения

Льготы по уплате госпошлины в 2019 году: перечень преференций и условия получения

Для некоторых категорий граждан законодательством предусмотрены различные субсидии.

В частности, они могут полностью или частично освобождаться от уплаты госпошлины при обращении в судебные инстанции, проведении сделок с недвижимостью и получении нотариальных услуг.

А какие предусмотрены льготы по уплате госпошлины в 2020 году, перечень преференций и условия получения описывается в этом материале.

Кто может претендовать на получение субсидий

Перечень лиц, которым положены льготы по уплате госпошлины, четко определен ФЗ № 117 и НК РФ ст. 333.35.

Такую возможность получают граждане, входящие в льготные категории. Кроме того, здесь учитывается их финансовое положение, стоимость исковых претензий и вид производимых юридических действий.

Согласно НК РФ ст. 333.35, гражданам, причисленным к категории льготников, предоставляются преференции на проведении определенных юридических действий.

Ввоз и вывоз собственных произведений. Создатели творений, представляющих культурную ценность для страны, получают бесплатно разрешительный документ на их ввоз или вывоз.

Ветераны и инвалиды ВОВ освобождаются от уплаты госпошлины

Ветераны и инвалиды ВОВ освобождаются от уплаты госпошлины

Ввоз и вывоз музыкальных инструментов. Привилегию на перемещение музыкальных инструментов получают люди, осуществляющие концертно-гастрольную деятельность.

Все юридически значимые действия. При совершении любых юридических действий от уплаты госпошлины освобождаются следующая группа лиц:

  1. герои СССР и РФ;
  2. полные кавалеры Ордена Славы;
  3. ветераны и инвалиды ВОВ;
  4. узники концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистскими оккупантами;
  5. бывшие военнопленные Второй мировой войны.

Регистрация программ для ЭВМ. От внесения денег в казну освобождается гражданин, являющийся единственным автором программного обеспечения для ЭВМ, базы данных, топологии ИМС при регистрации свидетельства на свое имя. Но воспользоваться льготой могут только инвалиды или обучающиеся образовательных организаций.

Замена документов. Бесплатная замена производится людям, пострадавшим при стихийных бедствиях или являющихся жителями Крыма и Севастополя.

Регистрация недвижимости и судебные иски

Зарегистрировать имущество бесплатно могут люди, официально признанные малоимущими.

Зарегистрировать права собственности на жилые помещения или доли в них могут инвалиды, а также люди, проживающие с частично недееспособными или несовершеннолетними членами семьи, которых переселяют из аварийного жилья.

Госпошлина не взимается за рассмотрение некоторых гражданских, административных и уголовных дел

Госпошлина не взимается за рассмотрение некоторых гражданских, административных и уголовных дел

Возможность получения субсидии на оплату судебных исков напрямую зависит от цели обращения. Согласно законодательству, пошлина не взимается за рассмотрение некоторых гражданских, административных и уголовных дел.

К их числу относятся:

  • рассмотрение трудовых споров на предмет невыплаты заработной платы и пособий;
  • возмещение стоимости лечения увечий, полученных по вине работодателя или иного лица;
  • рассмотрение исковых заявлений по возмещению алиментов, материального и морального вреда, компенсации за потерю кормильца;
  • споры, вызванные незаконным задержанием и арестом;
  • рассмотрение дел по усыновлению детей, а также защите их прав и интересов;
  • судебные иски о принудительном лечении в психиатрических заведениях.

Инвалиды льготы по уплате госпошлины получают в том случае, если подают иски о нарушении их прав.

Другие действия

Налог не взимается при обжаловании судебных решений, неправомерных действий судебных приставов и нарушений, выявленных при ведении уголовных дел.

На законодательном уровне закреплено право граждан не вносить оплату за регистрацию свидетельств о рождении или смерти, получение свидетельства об усыновлении и оформление документов по перерасчету пособий.

В некоторых случаях субсидии предоставляются иностранным гражданам.

К числу таких случаев относится следующее:

  • прибытие на территорию России по приглашению на обучение в учебных заведениях, имеющих госаккредитацию;
  • оформление виз для работы в научном проекте «Сколково»;
  • оформление виз болельщиками или участниками чемпионатов.

Гражданство без уплаты госпошлины могут получить граждане, которые ранее его утратили.

Субсидии, зависящие от суммы требований

Госпошлина не взимается с исков, связанных с взиманием денежных компенсаций. Но данная преференция находится в прямой зависимости от суммы требований и ограничивается 1 млн рублей.

Предоставляется подобная льгота, если нарушаются права потребителей, если истцы являются инвалидами 1 и 2 групп, или участники военных действий защищают свои права.

Расчет размера льгот на уплату госпошлины

Расчет размера льгот на уплату госпошлины

Законодательством также предусмотрена льгота пенсионеру по уплате госпошлины на рассмотрение претензий, предъявляемых к ПФ РФ и к негосударственным пенсионным фондам.

Если сумма требований превышает 1 млн рублей, размер госпошлины высчитывается путем разницы между общей суммой госпошлины и размером льготы, установленной для 1 млн рублей.

Предоставление льгот на нотариальные услуги

Предоставление льгот по уплате госпошлины за нотариальные действия предусмотрено в следующих случаях:

  1. при оформлении завещаний и договоров дарения на имущество, передаваемое в пользу государства;
  2. при оформлении права наследования на жилье лицами, доказывающими факт совместного проживания с наследодателем;
  3. при оформлении сделки на получение недвижимости по программе улучшения жилищных условий.

На наследство льготы при уплате госпошлины не взимаются, если в его качестве выступают вклады, страховки и другие накопления.

Предоставление льгот за нотариальные услуги

Предоставление льгот за нотариальные услуги

Размер льгот по уплате госпошлины инвалидам 1 и 2 группы на нотариальные услуги составляет 50%. Ветераны ВОВ, герои СССР и РФ, а также люди, награжденные орденами Славы, полностью освобождаются от внесения денег.

Заключение

Государство полностью освобождает граждан от уплаты госпошлины при оформлении права на владение недвижимостью, вкладами, страховками, интеллектуальной собственностью и проведении других операций.

Но воспользоваться такой субсидией могут люди, имеющие определенный статус, включая инвалидов и малоимущих.

Ссылка на основную публикацию