Перерасчет платы за отопление по Постановлению 354

Внимание!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Главное управление Губернатора и Правительства края по работе с обращениями граждан, организаций и контролю поручений

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено день назад

Как произвести перерасчет платы за некачественную коммунальную услугу по отоплению?

На вопрос отвечает заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства края – начальник управления по работе с населением, средствами массовой информации и межведомственного взаимодействия Полина Шутова.

Порядок перерасчета платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

Перерасчет платы за отопление производится в случаях:

1) непредставления коммунальной услуги в расчетном периоде;

2) предоставления некачественной коммунальной услуги в расчетном периоде.

! Не подлежит перерасчету плата за отопление при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, плата за отопление на общедомовые нужды.

Перерасчет платы за отопление производиться только в случаях, когда многоквартирный дом:

– не оборудован общедомовым прибором учета (далее – ОДПУ) тепловой энергии;

– оборудован ОДПУ и не все жилые или нежилые помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

При предоставлении коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества размер платы подлежит уменьшению на размер платы, рассчитанный суммарно за каждый период (день) предоставления коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества.

Требованиями к качеству предоставления услуги отопления являются:

1) бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода;

2) обеспечение нормативной температуры воздуха:

– в жилых помещениях – не ниже +18 °C (в угловых комнатах – +20 °C);

– в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (– 31 °C и ниже) – в жилых помещениях – не ниже +20 °C (в угловых комнатах – +22 °C).

3) обеспечение необходимого давления во внутридомовой системе отопления.

Допустимые отклонения качества

коммунальной услуги по отоплению

Порядок изменения размера платы

по отоплению

превышение нормативной температуры – не более 4 °C;

допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) – не более 3 °C;

снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается

за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый градус отклонения температуры

Пример перерасчета размера платы за отопление при снижении нормативной температуры воздуха при отсутствии ОДПУ тепловой энергии:

Параметры

Ед. изм.

Значения

норматив потребления тепловой энергии на отопление

(Гкал / кв. м в мес.)

тариф на тепловую энергию

общая площадь жилого помещения (квартиры)

температура воздуха в жилом помещении, в котором отсутствуют угловые комнаты

продолжительность снижения температуры воздуха в жилом помещении

количество дней в месяце

1) Количество тепловой энергии, потребляемой в месяц в жилом помещении, исчисленной из норматива потребления, составляет 1,9386 Гкал (0,0359 Гкал * 54 м 2 = 1,9386 Гкал). Ежемесячный платеж по жилому помещению (без снижения) составляет 3 178,80 рублей (1,9386 Гкал * 1 639,74 рублей = 3 178,80 рублей).

2) Температура воздуха в жилом помещении, согласно акту обследования, составляет:

– в ночное время – 13°С;

– в дневное время – 13°С.

3) Отклонение температуры воздуха в жилом помещении составило:

– с 0.00 до 5.00 часов (ночное время) – 2°С (18°С – 3°С – 13°С = 2°С), где:

18°С – нормативная температура воздуха в жилом помещении;

3°С – допустимое снижение нормативной температуры воздуха в жилом помещении в ночное время суток;

– с 5.00 до 0.00 часов (дневное время) – 5°С (18°С – 13°С = 5°С).

4) Процент снижения платы за отопление по жилому помещению за день составит 15,75 % (1,5% + 14,25% = 15,75 %), где:

– с 0.00 до 5.00 часов (5 часов) – 1,5 % (2°С * 0,15 % * 5 часов = 1,5 %);

– с 5.00 до 0.00 часов (19 часов) – 14,25% (5°С * 0,15 % * 19 часов = 14,25 %);

5) Снижение размера платы за коммунальную услугу по отоплению ненадлежащего качества в жилом помещении составит 242,26 рубля (3 178,80 рублей * 15,75 % * 15 дней) / 31 день, где:

– 3 178,80 рублей – ежемесячный размер платы за коммунальную услугу по отоплению;

– 15,75 % процент снижения платы за коммунальную услугу по отоплению ненадлежащего качества, предоставленную в жилом помещении, за период (день) (14,25% + 1,5% = 15,75%);

– 15 дней – продолжительность снижения температуры воздуха в жилом помещении;

– 31 день – количество дней в отчетном периоде.

6) Таким образом, платеж за коммунальную услугу по отоплению с учетом снижения составит 2 936,54 рублей (3 178,80 рублей – 242,26 рубля).

Для установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и проведения перерасчета платы потребитель должен:

– уведомить в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу в письменной форме или устно (в том числе по телефону);

– сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги и (или) предоставление с перерывами, превышающими установленную продолжительность, вид коммунальной услуги.

Перерасчет платы за коммунальные услуги производится только на основании акта, составленного и подписанного исполнителем коммунальных услуг и потребителем коммунальных услуг.

В платежном документе для внесения платы за коммунальные услуги за следующий расчетный период должен быть отражен перерасчет платы за отопление за период предоставления услуги ненадлежащего качества.

Перерасчет платы за отопление по Постановлению 354

VIII. Порядок перерасчета размера платы

за отдельные виды коммунальных услуг за период временного

отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении,

не оборудованном индивидуальным и (или) общим

(квартирным) прибором учета

86. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами “д” и “е” пункта 4 настоящих Правил.

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

(п. 86 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

87. Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.

88. Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

89. При применении двухставочных тарифов перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится только в отношении переменной составляющей платы, которая определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов исходя из объемов потребления коммунальных ресурсов. Постоянная составляющая платы, приходящаяся на занимаемое потребителем жилое помещение, не подлежат перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.

90. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

91. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее – заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.

В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.

92. В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.

93. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

и) справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;

(пп. “и” в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2018 N 1622)

(см. текст в предыдущей редакции)

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

94. Документы, указанные в пункте 93 настоящих Правил, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предоставляемые потребителем копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.

Потребитель вправе предоставить исполнителю одновременно оригинал и копию документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В этом случае в момент принятия документа от потребителя исполнитель обязан произвести сверку идентичности копии и оригинала предоставленного документа, сделать на копии документа отметку о соответствии подлинности копии документа оригиналу и вернуть оригинал такого документа потребителю.

95. Исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.

96. В случае если на период временного отсутствия потребителя исполнителем по обращению потребителя было произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем, и после возвращения потребителя исполнителем в ходе проведенной им проверки был установлен факт сохранности установленных пломб по окончании периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится без представления потребителем исполнителю документов, указанных в пункте 93 настоящих Правил.

97. Результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются:

а) в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия – в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

б) в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия – в очередном платежном документе.

Перерасчет платы за отопление по Постановлению 354

Источник фото: https://www.pexels.com/

Думаю, что ни для кого не будет секретом, что 354-е Постановление Правительства тот еще «фолиант». Данный документ поистине уникален, так как у каждого читателя есть свое видение его применения на практике и он искренне считает, что именно его позиция единственно верная. Не стал исключением и случай расчета размера корректировки платы за отопление при «перетопе» в квартире, когда собственники жалуются на то, что в помещении не по правилам жарко и УК (ТСЖ) им за это должна денег. Вот эту ситуацию в статье мы и разберем.

В одном городе (название не столь критично) есть так любимая всеми государственная жилищная инспекция, в которой работают излишне уверенные в своей правоте сотрудники (среди них однозначно есть хорошие, но мы их не знаем).

Я сам в начале своей трудовой деятельности поработал на государство и могу с уверенностью сказать, что достаточно нескольких месяцев работы на благо родины и твой ранее незамутненный ранее мозг отказывается воспринимать реальность во всем ее великолепии и разнообразии. Будучи слугой государевым, ты перестаешь думать критически, так как ты получаешь власть над всеми этими «упырями», которые вечно от тебя что-то хотят.

Будучи самым мелким клерком ты становишься «властелином» душ… Не верите – включите телевизор)))

Ну дело не в этом – в одной из квартир, расположенных в МКД, было жарко. Собственник квартиры (чтобы не придирались – потребитель) обратился в управляющую компанию (далее по тексту – УК), которая, как положено по Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), измерило температуру воздуха в помещении и сделала перерасчет стоимости услуги отопления.

Изначально было начислено за отопление 1 320 руб.

Перерасчет был произведен в пределах указанной суммы.

Вроде бы конфликт исчерпан и зло в лице УК повержено. Но упертый собственник, считая, как герой известного мультфильма, что маловато будет, обратился с жалобой в органы ГЖИ на «неправомерные» действия сотрудников УК.

Сотрудник ГЖИ потребовал, чтобы УК произвела перерасчет в «минус», что фактически означает, что собственник помещения мало того, что не будет платить за период нарушения качества коммунальной услуги, так еще и получит своеобразный доход.

А теперь давайте разбираться, почему сотруднику ГЖИ необходимо идти в отпуск (про увольнение не говорю, так как пенсия для чиновника – это святое, а для пенсии надо, к сожалению, работать на госслужбе).

1. Относительно порядка расчета размера корректировки платы за отопление.

В силу ч.4 статьи 157 ЖК РФ, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Согласно пп.«в» п. 3 Правил 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении № 1.

Как указано в п.15 Приложения 1 Правил 354, нормативная температура воздуха: в жилых помещениях – не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – 31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2014).

Важное уточнение: допустимое превышение нормативной температуры в помещении – не более 4 °C, а это значит, что если, к примеру, в помещении 22 °C вместо 18 °C, то перерасчет не делается.

За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.

Давайте разберем ситуацию:

Нормативная температура согласно Правил 354 = 18 °C

Зафиксированная температура = 30 °C

Фактическое отклонение температуры от нормативной = …

Здесь давайте остановимся поподробнее:

Еще раз внимательно прочитаем п.15 Приложения 1 Правил 354:

«в жилых помещениях – не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – 31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2014)».

То есть Правила 354 устанавливают «лимит» корректировки для перерасчета «вниз», когда фактическая температура в помещении ниже установленной Правилами 354.

В нашем же случае нужен «лимит» температуры для перерасчета «вверх», так как у нас идет «перетоп». Найти данный «лимит» можно в ГОСТ 30494-2011, в котором прямо указано, что в жилых комнатах температура должна быть не выше 24 °C (таблица 1). Аналогичная температура приведена и в приложении №2 к СанПиН 2.1.2.2645-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях”

Допустимое отклонение температуры согласно Правил 354 = 4 °C

Размер платы = 1320 руб.

«Расчетное» отклонение = 30°C – 24° C –4° C = 2 ° C (именно этот показатель используется для корректировки).

31 день * 24 часа = 744 часа – это суммарное количество часов в расчетном периоде)

1320 * 0,15% * 2 = 3,96 руб. – максимально возможный размер корректировки за 1 час при отклонении температуры в 2 °C

3,96 руб./час * 744 часа = 2946,24 руб. – максимально возможный размер корректировки за 31 день при указанных параметрах расчета.

Обратите внимание, при начисленной сумме в 1320 руб. сотрудник ГЖИ требовал перерасчет на 2946,24 руб., то есть «подарок» жителю (может сотрудник ГЖИ был в доле. ) должен был составить 1626,24 рублей.

Клево же, правда?

А теперь к реалиям…

Требование ГЖИ в части перерасчета на максимально возможный размер противоречит действующему законодательству, так как согласно п.98 Правил 354 «при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества … размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги».

Иными словами, максимум, что может добиться потребитель от исполнителя коммунальных услуг – это «обнуление» стоимости отдельного вида коммунальной услуги и «заработать» в данном случае у потребителя не получится.

2. Относительно порядка замера температуры внутри жилого помещения.

Детально прописанного порядка замера температуры внутри жилого помещения с целью определения нарушения качества предоставляемой коммунальной услуги законодательство не содержит.

В Приложение №1 к Правилам 354 указано, что «температуру воздуха жилых помещений для коммерческих расчетов с достаточной достоверностью можно определять только приборным методом в соответствии с ГОСТ 30494-96 или Приложением N 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» раздел VI».

В п. 6.8 ГОСТа 30494-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» (введен в действие Приказом Росстандарта от 12.07.2012 N 191-ст) указано, что «при ручной регистрации показателей микроклимата следует выполнять не менее трех измерений с интервалом не менее 5 мин, при автоматической регистрации следует проводить измерения в течение 2 ч. При сравнении с нормативными показателями принимают среднее значение измеренных величин».

Измерение результирующей температуры следует начинать через 20 мин после установки шарового термометра в точке измерения».

Исходя из п.6.8 ГОСТа 30494-2011 на саму процедуру измерения температуры воздуха в помещении должно уходить не менее 35 минут и порядок измерения температуры после обеспечения потребителем доступа в жилое помещение должен быть следующим:

1) установка шарового термометра в точке измерения;

2) ожидание 20 минут с момента установки шарового термометра в точке измерения;

3) осуществление трех измерений температуры в точке измерения с интервалом не менее 5 минут между измерениями;

4) составление акта измерения температуры воздуха;

5) подписание акта измерения температуры воздуха с потребителем.

Согласно Приложению №1 к Правилам 354 (аналогичная норма содержится в п.6.3 ГОСТ 30494-2011) указанная выше процедура измерения температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется «в комнате (при наличии нескольких комнат – в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м».

Вывод: если сотрудник УК пришел в помещение измерять температуру – он может смело 20 минут лежать на хозяйском диване, пить чай и слушать рассказы про ворьё в ЖКХ. За это время он сам и температура в помещении должна «устаканиться».

Согласно п.6.5 ГОСТа 30494-2011 Результирующую температуру помещения следует вычислять по формулам, указанным в Приложении А. Измерения температуры воздуха проводят в центре помещения на высоте 0,6 м от поверхности пола для помещений с пребыванием людей в положении сидя и на высоте 1,1 м в помещениях с пребыванием людей в положении стоя либо по температурам окружающих поверхностей ограждений (см. Приложение А), либо по данным измерений шаровым термометром (см. Приложение Б ГОСТ 30494-2011 ).

Указанный выше порядок измерения температуры внутри помещения в МКД является единственно верным.

Параллельно с замером температуры необходимо составить акт осмотра жилого помещения на предмет несогласованного изменения количества, типа или мощности отопительных приборов. При обнаружении факта наличия несогласованного изменения количества, типа или мощности отопительных приборов данный факт обязательно должен отражаться в акте осмотра и фиксироваться подписью сотрудников исполнителя и собственником помещения. Составление такого акта, при наличии указания в нем на нарушение собственником помещения переустройства жилого помещения, позволит в последующем отказать в произведении перерасчета.

Итоговые выводы:

1) Сотрудники ГЖИ: учите нормы законодательства, по которые проверяете УК и ТСЖ.

2) Сотрудники УК и ТСЖ: спешка хороша при ловле блох. Делайте всё как положено и оградите себя от кучи проблем.

3) Собственники помещений: тепло дома – лучше чем холод.

С уважением, Кочетков Юрий.

P/S Для особо упоротых критиканов и борцов за справедливость – я живу не в частном доме, а в обычной многоэтажке, поэтому как и все вы имею претензии к своей УК. Но, мне жалко свое личное время тратить на борьбу с УК, так как лучше потратить его на семью, друзей и хобби. Мир вам)))

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Подписка на рассылку

instagram vk facebook youtube zen

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, – влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Корректировка платы за отопление: пошаговая инструкция

Корректировка платы за отопление: пошаговая инструкция

В январе-феврале 2020 года МУП УИС провело годовую корректировку платы за отопление за период январь – август 2019 г. по многоквартирным домам (далее МКД), где установлены общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии. Корректировка была сделана за 8 месяцев, т.к. с сентября, с начала отопительного периода 2019-2020 гг., жители начали платить за отопление месяц в месяц, т.е. по фактическому потреблению*. Корректировка по домам, жители которых переходили на прямые договоры до начала 2019 года, была сделана только МУП УИС. Корректировка по домам, жители которых переходили на прямые договоры в разные периоды 2019 года, была сделана двумя компаниями: МУП УИС и управляющей компанией, каждой за свой период. В зависимости от того, в какой период сменился исполнитель коммунальных услуг, (т. е. когда жители перешли на прямые договоры), зависит сумма корректировок.

Как происходит корректировка?

При наличии общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), начисление за коммунальную услугу отопление происходит исходя из фактического потребления ресурса по показаниям общедомовых теплосчетчиков. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в МКД, при оплате равномерно в течение календарного года, корректируется один раз в год исполнителем по формуле:

Рi = Ркр.i – Рпр.i,

Pкр.i – размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в МКД, определенный за прошедший год исходя из показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета тепловой энергии (далее-ИПУ) и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в МКД, с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению (далее -ОДПУ);

Pпр.i – размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в жилом или нежилом помещении в МКД, определенный исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии за предыдущий год.

Рассмотрим на конкретном примере:

С 01.01.2019 г. МУП УИС заключило прямые договоры с потребителями коммунальной услуги по отоплению в жилых или нежилых помещениях МКД по ул. Пушкина. МКД оборудован ОДПУ. То есть, в 2019 году плату за отопление начисляло только МУП УИС. Соответственно, только он проводит годовую корректировку за этот период.
Давайте поэтапно разберем, как она проводится.

Многоэтажный дом по ул. Пушкина, площадью (жилые + нежилые помещения) 4 418,84 кв.м. Площадь вашего дома указана в вашей квитанции. Кроме этого, в своем платежном документе вы видите площадь своей квартиры и площадь нежилых помещений (фото1.1).

Порядок расчета:

Шаг первый. В первую очередь смотрим, сколько дом потребил тепловой энергии в конкретный месяц (перерасчет делается с января по август, т.к. с сентября мы перешли на оплату тепла по факту, поэтому смотрим только эти месяцы). Эти данные берем из показаний общедомового прибора учета (эти данные могут быть указаны в вашей квитанции (фото 1.2) либо вы можете запросить их у своей управляющей компании или в МУП УИС). В январе 2019 г. дом потребил 181,325 Гкал. Тариф 1 Гкал – 2 092,32 руб. Умножаем 181,325 на 2 092,32 руб./Гкал и получаем, что дом в январе потребил тепловой энергии на сумму 379 389,92 руб. Такие же расчёты делаем по всем месяцам с января по август (см. таблицу №1). Это реальное потребление дома.
Шаг второй. Так как до сентября 2019 года расчет шел по 1/12, т.е. общее потребление тепла в доме в течение 2018 года разделили на 12 месяцев и выставляли равными долями, то получается следующее. За 2018 год дом фактически потребил 902,769 Гкал. Делим их на 12 месяцев, получается, в 2019 году в месяц дому выставляли по 75,230751 Гкал. При тарифе 2019 г. в размере 2 092,32 руб./Гкал, ежемесячно дому выставляли тепловой энергии на сумму 157 406,80 рублей. Показания потребления остаются неизменными с января по июнь и повышаются из-за изменения тарифа в июле, августе, сентябре (тариф стал 2 134,16 руб./Гкал).
Шаг третий. Из таблицы №1 видно, что есть разница в том, сколько жители дома должны были заплатить за фактическое потребление тепла (379 389,92, см. «Шаг первый») и сколько оплатили реально (157 406,80, см. «Шаг второй»). То есть дом в январе потребил тепла больше, чем жители его оплатили.
Для того, чтобы узнать, сколько не было оплачено за январь, нужно из фактического потребления вычесть выставленное, т.е. 379 389,92 минус 157 406,80 равно 221 983,12 руб. Таким образом получается, что жители дома не доплатили за январь 221 983,12 руб. По такой же схеме просчитываем все месяцы (таблица №1, «Сумма годовой корректировки по МКД»). Из-за того, что тепло в июне, июле, августе не поставлялось, в столбце «Фактическое потребление тепловой энергии» за эти месяцы стоит «0». однако, в соответствии с 1/12, платежи выставлялись. Получается, что жители за эти месяцы оплачивали тепло, которое не получали, поэтому в эти месяцы со стороны жителей идет переплата.

Шаг четвертый. Складываем и вычитаем все суммы, которые у нас получаются в последнем столбце «Сумма годовой корректировки по МКД». 221 983,12 + 203 070,64 + 66 971,50 + 25 916,00 – 61 068,02 – 157 406,80 – 160 554,46 – – 160 554,46 = 21 642, 48 руб. – это сумма, которую жители излишне уплатили и МУП УИС должно вернуть.

Период

Фактическое потребление тепловой энергии по показаниям ОДПУ

Начислено за период январь -август 2019г собственникам жилых и нежилых помещений

Сумма годовой корректировки по МКД

Гкал

руб.

Гкал

Руб

Гкал

Руб.

Январь

181,325

379 389,92

75,230751

157 406,80

106,094249

221 983,12

Февраль

172,286

360 477,44

75,230751

157 406,80

97,055249

203 070,64

Март

107,239

224 378,30

75,230751

157 406,80

32,008249

66 971,50

Апрель

87,617

183 322,80

75,230751

157 406,80

12,386249

25 916,00

Май

46,044

96 338,78

75,230751

157 406,80

-29,186751

-61 068,02

Июнь

0

0

75,230751

157 406,80

-75,230751

-157 406,80

Июль

0

0

75,230751

160 554,46

-75,230751

-160 554,46

Август

0

0

75,230751

160 554,46

-75,230751

-160 554,46

Итого за январь-август

594,511

1 243 907,24

601,846008

1 265 549,72

-7,34

–21 642,48

Шаг пятый. Далее высчитываем сумму возврата на 1 кв.м площади. Сумма возврата у нас по жилому дому – 21 642,48 руб., площадь жилых и нежилых помещений дома 4 418,84 кв.м. (см. «Дано»)
21 642,48 руб./ 4 418,84 кв.м = 4,897774 руб./ кв.м – эта сумма возврата на 1 кв. м площади.
Шаг шестой. Чтобы узнать сумму возврата на конкретную квартиру, нужно площадь квартиры (она указана в ваших квитанциях (фото 1,1) умножить на сумму возврата на 1 кв.м.
Например, квартира площадью 54, 8 кв.м. получит сумму годовой корректировки: 54,8 кв.м х (-4,897774) руб.= -268,40 руб.

То есть, жителям данной квартиры МУП УИС вернет 268, 40 руб.

В квитанции данную сумму можно увидеть в строке «Отопление» в столбце «Перерасчет». Если ваш дом перешел на прямые договоры, например, в апреле 2019 года, то корректировку проводят две компании – МУП УИС по уже описанной схеме за период с апреля по сентябрь и управляющая компания за свой период (январь-март). Сумма корректировки по МУП УИС прописывается в строке «Отопление» в столбце «Перерасчет», а сумма корректировки со стороны управляющей организации прописана в строке «Отопление корр.УО».

Рассмотрим данный пример расчета суммы корректировки. То есть вариант, если МУП УИС заключило прямые договоры с потребителями с 01.04.2019 года. Соответственно, управляющая компания проводит годовую корректировку за месяцы, когда была исполнителем коммунальной услуги, т.е. за январь, февраль и март, а с апреля по август годовую корректировку проводит МУП УИС.

Многоэтажный дом по ул. Г. Амантая, площадью (жилые+нежилые помещения) 15 009,7 кв.м. Дом оборудован общедомовым прибором учета.

Исполнитель КУ

Потребление тепловой энергии по показаниям ОДПУ

Начислено за период январь-август 2019г собственникам жилых и нежилых помещений

Сумма годовой корректировки по МКД

Сумма годовой корректировки по МКД

1 329 401,75

Февраль

-1 440 613,25

Итого за январь-август

3 331 078,03

3 331 078,03

3 442 289,60

Принцип расчета и исходные данные аналогичен предыдущему примеру. Все исходные данные можно получить из квитанций, которые вам предоставляли, либо получить в управляющей организации или в МУП УИС.

Шаг первый. Для начала определим, сколько жители дома остались должны управляющей компании, которая выставляла счета с января по март. Для этого смотрим, сколько дом потребил тепловой энергии в январе, феврале и марте. Из таблицы №2 видим, что в январе дом потребил тепловой энергии на сумму 946 103,17 руб., в феврале – на сумму 944 015,03 руб., марте – 723 720,9 руб. Данные суммы рассчитываются по той же формуле, что и в первом примере (т.е. 452,179 Гкал (реальное потребление дома в январе) х 2092, 32 руб.(стоимость 1 Гкал) = 946 103,17 руб.
То есть, с января по март дом фактически потребил тепловой энергии на сумму
2 613 839,10 руб.
Шаг второй. Далее смотрим, сколько дом фактически потребил тепловой энергии с апреля по август, когда исполнителем коммунальной услуги было МУП УИС. Из таблицы №2 видим, что за эти месяцы дом фактически потребил тепловой энергии на сумму 717 238, 93 руб. (в апреле – на сумму 500692,18 руб., в мае – 216546,75 руб., в июне, июле и августе тепло в дом не поступало).
Шаг третий.
В столбце «Начислено за период январь-август» в таблице №2 дано, какие суммы выставлялись собственникам дома управляющей компанией с января по март и МУП УИС с апреля по август. Напоминаем, что до начала отопительного периода 2019-2020 годов (до сентября 2019 года) расчет шел по 1/12, т.е. общее потребление тепла в доме в течение 2018 года разделили на 12 месяцев и выставляли равными долями.
Таким образом, управляющая компания за январь-март получила от собственников
1 284 437, 37 руб. (по 428 145,79 руб. за каждый месяц).
МУП УИС получило – 2 157 852, 17 руб. (по 428 145,79 руб. с апреля по июнь и по
436 707,40 руб. за июль и август, т.к. с 1 июля 2019 г. была индексация тарифа, стоимость 1 Гкал стала 2 134,16 руб.)
Шаг четвертый. Мы выяснили, что за январь-март управляющая компания получила от собственников помещений в доме 1 284 437, 37 руб. При этом фактический расход тепловой энергии за эти месяцы был на сумму 2 613 839,10 руб.
2 613 839,10 – 1 284 437, 37 = 1 329 401, 75руб.
Т.е. собственники остались должны управляющей компании за тепловую энергию
1 329 401, 75 руб.
По МУП УИС ситуация другая. Было выставлено 2 157 852, 17 руб., при этом фактический расход тепловой энергии был на сумму 717 239 руб. Т.е. МУП УИС осталось должно жителям 1 440 613, 25 руб.
Шаг пятый. Получается, что жители должны доплатить 1 329 401, 75 руб. управляющей компании, при этом МУП УИС им должно вернуть 1 440 613, 25 руб.
1 440 613, 25 – 1 329 401, 75 = 111 211, 50 руб.
Итого: 111 211, 50 руб. должно вернуть МУП УИС жителям дома.
Шаг шестой. Высчитываем сумму возврата на 1 кв.м: 111 211, 50 руб. (общая сумма возврата) / 15 009,7 кв.м (площадь дома) = 7, 409 руб./кв.м.
Шаг седьмой. Осталось площадь конкретной квартиры умножить на 7,409 руб./кв.м. Например, по квартире площадью 54,8 кв.м. суммарный возврат по плате за отопление составит: 54,8 кв.м х на 7,409 = 406,03 руб. Т. е. жителям этой квартиры в январе 2020 года МУП УИС вернет 406,03 руб.

Если у Вас остались вопросы, их можно направить на электронный адрес kc@mup-uis.ru, задать по многоканальному телефону 8-800-250-52-80 (звонок бесплатный с мобильного и с городского телефона), либо по WhatsApp: +7-917-360-05-10 (не предназначен для звонков). Служба сбыта МУП УИС находится по адресу: Уфа, улица 50 лет Октября, дом 15 (вход со стороны Бульвара Ибрагимова). Время работы: понедельник-пятница: 8:30 – 21:00; суббота: 10:15 – 19:00; воскресенье: выходной.

*В связи с вступление в действие Постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2019 года №596 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Башкортостан», с начала отопительного сезона 2019-2020гг. изменен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению с равномерного в течение года (1/12) на оплату в отопительный период (1/8).

Перерасчет платы за отопление по Постановлению 354

В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

Общие моменты по оплате отопления

Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

Варианты оплаты отопления: старое и новое

Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— на основании показаний ИПУ данного помещения;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— по показаниям ИПУ;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:

— если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;

— этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:

— чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;

— чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

Слабые места регулирования платы за отопление

Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме). Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры. При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет. В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354). А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

Перерасчет платы за отопление по Постановлению 354

Подачу коммунальной услуги по отоплению нужно регулировать на протяжении отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха, а плату за нее – корректировать.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 354 предусмотрена корректировка размера платы за отопление 1 раз в год в I квартале текущего года.

Перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению проводится независимо от системы теплоснабжения, выбранного субъектом Российской Федерации способа оплаты коммунальной услуги и наличия в доме приборов учета тепловой энергии. Остановимся подробнее на случаях перерасчета платы за отопление.

Собственники помещений оплачивают отопление одним из двух способов: в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Способ оплаты выбирает уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Один раз в год до 1 октября региональные власти вправе изменить способ оплаты за отопление. Начало действия изменений в расчетах за отопление зависит от устанавливаемого органом власти способа оплаты.

Если в 2017 году в регионе принято решение платить за отопление в течение отопительного периода, началом применения такого способа оплаты является отопительный период 2018‑2019 годов.

Если в 2017 году в регионе принято решение платить за отопление равно­мерно в течение календарного года, данный способ оплаты применяется с 1 июля 2018 года.

Перерасчет платы за отопление производится по следующей формуле:

где Pk.пр ‑ размер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год в многоквартирном доме, определенный исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного в многоквартирном доме или в жилом доме, и показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, а при отсутствии указанных приборов учета ‑ из нормативов потребления;
Si ‑ общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;
Sоб ‑ общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;
Pfn.i ‑ общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме за прошедший год.

Если в субъекте Российской Федерации установлен способ оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, управляющим ор­ганизациям необходимо произвести корректировку платы за отопление из текущих показаний прибора учета.

Если оплату коммунальной услуги по отоплению рассчитывают каждый месяц, текущие показания общедомового прибора учета в расчетах не участвуют. Размер платы за отопление определяют по показаниям общедомового прибора учета за прошедший год, а по завершении отопительного периода производят корректировку.

В случае, если не во всех помещениях многоквартирного дома установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии, расчет платы за отопление производится следующим образом:
где Pk.пр ‑ размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год;
Si ‑ общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб ‑ общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Pfn.i ‑ общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.

Если все помещения в многоквартирном доме оснащены индивидуальными приборами учета, при проведении расчета платы за отопление, следует воспользоваться формулой:

где Pkpi ‑ размер платы за тепловую энергию, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении и показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.
Pnpi ‑ размер платы за тепловую энергию, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.

Перерасчет размера платы за отопление производится в том числе и если многоквартирный дом не подключен к централизованной системе теплоснабжения. Если на общедомовом имуществе установлен прибор учета тепловой энергии, а помещения в доме оборудованы индивидуальными приборами учета, расчет ведется исходя из формулы:

где Pкр.i ‑ размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный за прошедший год исходя из показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета тепловой энергии (распределителей) в i-м жилом или нежилом помещении и показаний прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению;
Pпр.i ‑ размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии за предыдущий год.

Если помещения в многоквартирном доме оборудованы распре­делителями, перерасчет платы за отопление проводится независимо от действующего в регионе способа оплаты за коммунальную услугу.

Распределитель определяет долю объема потребления тепловой энергии в конкретном помещении. Необходимость проведения перерасчета в данном случае обусловлена тем, что при начислении платы за отопление показания распределителя не учитываются.

Перерасчет проводится для оборудованных распределителями помещений при одновременном выполнении следующих условий:
– в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии;
– общая площадь жилых помещений, которые оборудованы распреде­лителями, составляет более 50 % общей площади всех помещений в доме;
– услуга по отоплению предоставлена потребителю в жилом или нежилом помещении, оборудованном распределителями.

При этом размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, оборудованном распределителями, подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой :

где Pi ‑ размер платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению в i-м оборудованном распределителями жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме за период, за который проводится корректировка;
k ‑ количество оснащенных распределителями жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме;
p ‑ количество распределителей, установленных в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме;
mq.i ‑ доля объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящаяся на q-й распределитель, установленный в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, в объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех оборудованных распределителями жилых помещениях (квартирах) и нежилых помещениях в многоквартирном доме.

Размер платы за тепловую энергию, потребленную в доме за истекший год, определяется по показаниям общедомового прибора учета, при его наличии, и исходя из норматива потребления, если прибор не установлен.

Ссылка на основную публикацию