Компенсации судьям в 2022 году

Повышение зарплаты работникам судов в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение зарплаты работникам судов в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Данная организация осуществляет бесперебойную работу судов. То есть речь идёт про общее функционирование и организационные процессы. При этом они должны быть обеспечены финансово и материально-технической базой, чтоб выполнять функции открытости и прозрачности правосудия. Именно от профессионализма сотрудников аппарата суда зависит то, насколько качественные услуги смогут получать россияне. Выполнение подобной работы требует большой квалификации, и облагается серьезным уровнем ответственности.

Сразу стоит сказать, что в текущий момент наблюдается дефицит кадров в судебной системе. Статистика фиксирует большой уровень текучки – от 100 до 200 %, и все это связано с серьезной нагрузкой, и при этом низким уровнем оплаты труда.

Соответственно, в такой ситуации, не задавать вопрос по поводу того, планируется ли увеличение зарплаты, стоит. Особенно, кстати говоря, от финансового довольствия страдают младшие должности, потому что если помощник судьи может рассчитывать на зарплату до 20 000 рублей в месяц, то более мелкие служащие получают меньше.

Ещё более обидно становится на фоне того, что уровень окладов в других государственных органах намного выше. В связи с этим, выпускники ВУЗов не особенно часто выбирают работу именно в судебном аппарате. И страдают от этого все, потому что судебная система не зря имеет статус государственной. Она выполняет правовые, финансово-экономические Функции, которые ни в коем случае нельзя игнорировать.

Прибавка к зарплате сотрудникам аппарата суда в 2022 году в России

Сегодня продолжается реформа судебной системы, и власти предлагают разграничить полномочия у сотрудников судебного аппарата, чтоб каждый мог сосредоточиться на выполнении своей деятельности. Также предлагается унифицировать нормы, и направить деятельность судебного аппарата в одно русло путём формирования верховного суда.

И эти организации будут выполнять специальные обязанности, выполнение которых ляжет на помощников судей и секретарей, а также их заместителей. Они будут непосредственно общаться с населением, принимать заявления, и проводить первичную работу над всей документацией, что в дальнейшем позволит сэкономить время.

Для того, чтобы снизить нагрузку, необходимо содействовать развитию цифрового правосудия, то есть потихоньку внедрять информационные технологии. От этого зависит огромное количество людей, и подобные меры позволят сделать судебную систему России намного более эффективной, увеличить уровень её качества, а также сократить использование рабочего времени и для этого необходимо, чтоб ставка аппарата суда на 2022 год в РФ увеличилась.

Конечно, многих волнует прибавка к зарплате сотрудникам аппарата суда в 2022 году в России. Не стоит забывать о том, что сегодня страна переживает не самые лёгкие времена, потому что кризис затронул все сферы деятельности, и правоохранительная система пострадала от него, наверное, больше всего.

Однако, несмотря на все вышесказанное, в государственном бюджете нет достаточного количества средств на рост заработных плат. Точнее, нет средств на прибавку к жалованию для каждого сотрудника, свыше уровня инфляции, как бы этого не хотелось. Во всяком случае пока информация находится на таком уровне.

Единственное, о чем можно сказать точно, это то, что президент поручил правительству предусмотреть в государственном бюджете средства на индексацию для сотрудников силовых структур, куда относится также судебный аппарат на период 2022-2023 годов.

Сотрудники судебной системы могут претендовать на ряд социальных гарантий.

Они установлены трудовым кодексом, и в соответствии с требованиями законопроекта можно точно сказать, что:

  • продолжительность отпуска составляет не менее 30 календарных дней;
  • дополнительно можно взять оплачиваемые ещё 10 дней отпуска, но здесь количество будет варьироваться в зависимости от стажа;
  • гарантированно предоставляется медицинская страховка, причём не только для сотрудника судебного аппарата, а ещё и членов его семьи;
  • также можно претендовать на защиту членов семьи и самого служащего от угроз и насилия, которые иногда могут возникать на фоне выполнения должностных обязанностей.

Отдельного внимания заслуживает разговор о том, будет ли сокращение аппарата суда в 2022 году, но выше уже было сказано о том, что сегодня в в данной системе наблюдается чрезмерная текучка кадров. Относительно низкий уровень зарплат при высоком показателе ответственности, что заставляет молодых специалистов выбирать другие профессии. Так сказать – менее «проблемные».

Увеличение минимального уровня оклада говорит о том, что страна выходит на новый виток своего экономического развития. Более того, подобные новшества позволят обеспечить рост заработной платы более чем 4,5 миллионам человек.

Отдельно стоит сказать, что МРОТ и уровень прожиточного минимума, по той методике, которая была принята в прошлом году, теперь определяется как средняя заработная плата и средний доход населения. В свою очередь стоит сказать о том, что минимальный уровень оклада не должен быть выше 42 % от среднего уровня заработной платы. Данные для расчёта в предоставляются Росстатом.

Средние или медианная зарплата представляет собой величину больше или меньше которой может зарабатывать половина всех работников. Определение довольно витиевато, и его нужно рассматривать на примерах.

Минимальный оклад устанавливает планку, ниже который сотрудник не может зарабатывать. И если верить данным статистики за прошлогодний период, то медианная зарплата по России составила 32 422 рубля.

Для сравнения стоит сказать, что прожиточный минимум на текущий момент имеет размер 11 653 рублей, и поэтому стоит внимательно обсудить вопрос о том, что будет с зарплатой сотрудника аппарата суда.

По поводу отмены индексации государственных служащих. Власти приняли решение приостановить этот вопрос до 2021 год, но пока не совсем понятно, как будет происходить индексация заработных плат в 2022-м году.

Законопроект об этом ещё не вышел, но известно, что судебному аппарату, а также зарплаты помощников сенаторов и депутатов индексироваться не будут. Решение об этом обычно принимается ежегодно президентом, и вердикт выносится на фоне того, что происходит в стране.

Судебная реформа на текущий момент в России завершена. Можно разговаривать только про её результаты. В течение того, как менялась судебная система, были запущены новые суды, а также система изменения процессуального законодательства.

Основной целью являлось то, чтобы создать принципиально новую систему, которая будет отвечать всем запросам гражданского кодекса. Естественно, нужно было обеспечить по-настоящему качественную правовую защиту для населения, и нужно сказать, что у властей это получилось, пусть и не без трудностей. Сегодня представители судебных профессий довольно изменились, повышено качество их образования и как следствие улучшились предоставляемые услуги.

Теперь для того, чтоб стать просто помощником суди, либо юристом, необходимо иметь диплом о высшем образовании с подтверждённой степенью. Более того, необходимо тщательно следить за репутацией, причём не только в своем выражении, а и за своими родственниками, потому что при наличии уголовного дела, либо просто неоплаченного штрафа за неаккуратное вождение или проезд на красный свет, человек просто не сможет работать в суде. Естественно, при таких особенностях многие считают, что прибавка к зарплате аппарата суда в России просто обязательная.

На зарплаты судей КС и ВС в 2022 году выделят 942 млн руб.

Кстати говоря, судьи объявили решение о приостановления индексации заработной платы сотрудников незаконным. Власти хотят сэкономить на прибавках к заработным платам, которая и так не является большой.

Однако если посчитать в общем выражении, то на зарплатах только судей и на отмене их индексации можно сэкономить более 1 000 000 000 рублей. Однако судебный аппарат выражает свое несогласие с подобной позиции потому что считает, что постоянный рост должностного оклада – это гарантия независимости и уровня материального обеспечения.

Индексация – это оплот финансовой стабильности и поддержка системы правосудия, это необходимо понимать. Судебный аппарат объявил данную норму неконституционной, и пусть это просто выражение публичной позитив, но игнорировать данные новости у высшего эшелона власти точно не получится.

Вопрос по поводу того, будет ли сокращение аппарата суда в 2022 году, возникает из года в год. Это же можно назвать некоторые традиции, однако никаких предпосылок к этому в прессе не появлялась. Нельзя однозначно сказать, будет ли сокращение аппарата суда, потому что совсем недавно прошла волна реорганизации, в ходе которой произвели с некоторая изменения в кадровом составе.

Найти по-настоящему хорошего сотрудника в суд – это проблема. Здесь наблюдается текучка по разным причинам, но сегодня считается, что суд укомплектован и пока официальных данных по поводу того, что кого-то будут сокращать – нет. Однако некоторые увольнения по причине невыполнение трудовых обязанностей или сокращение каких-либо должностей в отдельных судебных инстанциях, конечно, могут быть.

Если говорить про последние новости о повышении окладов аппарата суда в России, то не стоит игнорировать и то, что Верховный суд России утвердил несколько законопроектов. Первый обязывает обеспечить судей мантиями, а в соответствии со вторым все сотрудники судебного аппарата без исключения обязаны носить специальную форму при исполнении своих трудовых обязанностей. Форма предусматривается как для помощников судьи, так и для секретарей судебных заседаний, а также должностных лиц, которые работают с гражданскими. Нормы распространяются также на людей, которые принимают и отдают документы, и целью данных нововведений является повышение авторитета суда.

Суд представляет собой орган дисциплины, и это очень важно отразить на поведение его сотрудников. Чем больше людей будет ходить форме, тем более высокое доверие населения будет к этой организации. Так что увеличение зарплаты аппарату суда – это не единственное, что заслуживает внимания.

Одна из членов федеральной Палаты адвокатов говорит о том, что уже давно нужно было обеспечить суды рабочей формой. Ещё с того момента, как каждый сотрудник получил классный чин. Роль аппарата суда переоценить просто невозможно. Он выполняет важнейшую функцию правосудия, и люди, которые обеспечивают документооборот, регистрируют дела, фиксируют нарушения прав или привлекают к ответственности просто обязаны внешне выглядит так, чтоб можно было им нужно было доверять.

Каждый сотрудник судебного аппарата – это олицетворение дисциплины, и наличие форменной одежды, в едином стиле, несомненно повышает авторитет судебного аппарата в глазах каждого гражданина.

Вторым предложением проекта «20 идей по развитию России» является введение практики так называемых ночных судов. Судьи в нерабочее время будут рассматривать мелкие правонарушения, например семейно-бытовые вопросы, хулиганство или несоблюдение правил дорожного движения. Подобная система не нова и действует во многих странах. В частности, в Сингапуре такие «ночные суды» существуют с 1992 года. Заседания проходят после 18:00 с понедельника по четверг. Также эта практика с 2018 года есть в Казахстане, благодаря этому нагрузка на судей снизилась на 50–55 дел в месяц, а очередь по более серьёзным делам значительно сократилась.

Многие споры по гражданским делам люди приходят решать именно в суд не только потому, что не могут разобраться сами, но и потому, что госпошлины в российской системе практически ничего не стоят. Тем самым заявители только нагружают судей по заведомо проигрышным делам. По мнению автора проекта «20 идей для развития России», увеличение платы за подачу искового заявления могло бы изменить ситуацию и помочь решить проблему. Так, например, предлагается при каждом процессе определять бесплатное количество дней, которое может занимать слушание. Когда это время выйдет, будет браться пошлина за каждый дополнительный день или час. Таким образом, считает Дмитрий Давыдов, стороны будут мотивированы начинать слушание только в случае максимальной готовности, а любая задержка по вине истца или ответчика будет оплачиваться. Подобная практика существует в Сингапуре, где, например, второй день слушаний в апелляционном суде по иску стоимостью свыше 1 000 000 стоит 6000 сингапурских долларов.

Принятие этих мер на законодательном уровне, по мнению автора проекта, поможет вывести систему судопроизводства России на качественно новый этап, что ещё и положительно скажется на инвестиционной привлекательности страны.

Повысят ли зарплаты работникам аппарата суда в 2022 году? И на сколько?

Госслужащим называют работника государственной службы, занимающегося определенными задачами управления. Обеспечение его деятельности устанавливается законодательством и осуществляется за счет федеральных средств.

Финансовое обеспечение и деятельность госслужб регулирует ФЗ №58 от 27.05.2003, ФЗ №53 от 28.03. 1998, ФЗ %79 от 27.07.2004, Указ Президента №1574 от 31.12.2005 и различные нормативы и законы, касающиеся функционирования отдельных служб.

Перечень лиц, которых относят к государственным служащим, оговорен в законе о системе госслужбы (ФЗ №58). Службы, относящиеся к государственным:

  1. Гражданская государственная. Сотрудники обеспечивают исполнение полномочий государственных органов на федеральном уровне. Государственные должности устанавливает Конституция РФ.
  2. Военная. Представляет собой особый вид профессиональной деятельности граждан, обеспечивающий защиту и оборону государства.
  3. Другие (иные) виды. Статус госслужащего предоставляется различным категориям работников федеральных органов власти.

Последнее повышение окладов государственных чиновников было в 2020 году — с 1 октября оклад по должности вырос на 3%. На пленарном заседании Госдумы 25 ноября 2020 года был принят законопроект, согласно которому индексация окладов госслужащих приостановлена до 1 января 2022 года. Зарплат чиновников регионального уровня он не касается — индексацию устанавливают региональные власти.

Принятие такого решения связано с критическим падением бюджетных доходов в 2020 году и большими затратами на антикризисные меры, связанные с пандемией. Предполагается, что дефицит бюджета сохранится до 2023 года. На переносе зарплатных реформ чиновников правительство сэкономит около 200 млрд рублей. В 2023 году планируется вернуться к индексации окладов при условии сокращения числа госслужащих.

Компенсации судьям в 2022 году

Статья 20. Меры социальной защиты судьи и членов его семьи

1. Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию в размере его 180 ежемесячных денежных вознаграждений.

(в ред. Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ, от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

гибели (смерти) судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, – его наследникам в размере 180 ежемесячных денежных вознаграждений судьи;

(в ред. Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ, от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, – в размере 36 ежемесячных денежных вознаграждений судьи;

(в ред. Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ, от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, – в размере 12 ежемесячных денежных вознаграждений судьи.

(в ред. Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ, от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом пенсия по инвалидности, назначенная судье в связи с увечьем, а равно другие виды пенсий, назначенные как до, так и после увечья, в счет возмещения вреда не засчитываются. Также не засчитываются в счет возмещения вреда заработок, получаемый потерпевшим судьей после увечья, а также выплаты, полученные им по обязательному государственному страхованию.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения ст. 20 (в ред. ФЗ от 02.07.2013 N 174-ФЗ) распространяется на членов семей судей, в т.ч. пребывавших в отставке, погибших (умерших) до 03.07.2013.

4. В случае гибели (смерти) судьи в связи с исполнением служебных обязанностей нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи за вычетом доли, приходившейся на самого судью, без зачета выплат по обязательному государственному страхованию, пенсии по случаю потери кормильца, а равно иных пенсий, заработков, стипендий и других доходов.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 269-ФЗ, от 02.07.2013 N 174-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанный порядок выплаты применяется и в случае гибели (смерти) пребывавшего в отставке судьи в связи с исполнением служебных обязанностей, членам семьи которого, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение исходя из размера назначенного судье пожизненного содержания.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 174-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения ст. 20 (в ред. ФЗ от 02.07.2013 N 174-ФЗ) распространяется на членов семей судей, в т.ч. пребывавших в отставке, погибших (умерших) до 03.07.2013.

4.1. В случае гибели (смерти) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение без зачета выплат по обязательному государственному страхованию, заработков, стипендий и других доходов:

при наличии одного иждивенца – в размере 40 процентов ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи либо 40 процентов ежемесячного пожизненного содержания судьи, которое в связи с гибелью (смертью) работавшего судьи исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных им в качестве судьи, независимо от его возраста на день гибели (смерти);

при наличии двух и более иждивенцев – в размере ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи либо в размере ежемесячного пожизненного содержания судьи, которое в связи с гибелью (смертью) работавшего судьи исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных им в качестве судьи, независимо от его возраста на день гибели (смерти), за вычетом доли, приходившейся на самого судью. Указанный размер возмещения распределяется между иждивенцами в равных долях.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 174-ФЗ)

Положения ст. 20 (в ред. ФЗ от 02.07.2013 N 174-ФЗ) распространяется на членов семей судей, в т.ч. пребывавших в отставке, погибших (умерших) до 03.07.2013.

4.2. Находившимися на иждивении судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособными членами семьи признаются:

дети, в том числе усыновленные, не достигшие возраста 18 лет либо обучающиеся по очной форме в образовательных организациях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, за исключением образовательных организаций дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;

(в ред. Федерального закона от 12.11.2018 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

братья, сестры и внуки, не достигшие возраста 18 лет, а также братья, сестры и внуки, обучающиеся по очной форме в образовательных организациях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, за исключением образовательных организаций дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;

(в ред. Федерального закона от 12.11.2018 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

супруг (супруга), если он (она) на момент гибели (смерти) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, достиг (достигла) возраста 60 (для женщин – 55) лет или является инвалидом;

родители, если они на момент гибели (смерти) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, достигли возраста 60 (для женщин – 55) лет или являются инвалидами;

дедушка и бабушка, если они на момент гибели (смерти) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, достигли возраста 60 (для женщин – 55) лет или являются инвалидами;

члены семьи судьи, в том числе пребывавшего в отставке, признанные в судебном порядке находившимися на его иждивении на момент гибели (смерти) судьи, в том числе пребывавшего в отставке;

находившиеся на иждивении погибшего (умершего) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, лица старше 18 лет, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.

Ежемесячное возмещение, установленное в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, его (ее) вдове (вдовцу), сохраняется до вступления ее (его) в новый брак.

(п. 4.2 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 174-ФЗ)

Положения ст. 20 (в ред. ФЗ от 02.07.2013 N 174-ФЗ) распространяется на членов семей судей, в т.ч. пребывавших в отставке, погибших (умерших) до 03.07.2013.

4.3. В случае гибели (смерти) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, выплачивается по их выбору пенсия по случаю потери кормильца либо указанная часть ежемесячного пожизненного содержания.

(п. 4.3 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 174-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.4. Вопрос о связи гибели (смерти) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, с исполнением им служебных обязанностей решается соответствующей квалификационной коллегией судей по заявлению заинтересованных лиц.

Решение квалификационной коллегии судей по указанному вопросу может быть обжаловано в судебном порядке.

(п. 4.4 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 174-ФЗ)

5. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судье или членам его семьи, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме.

(в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Выплаты по возмещению вреда, предусмотренные пунктами 3, 4, 4.1 и 5 настоящей статьи, производятся за счет федерального бюджета.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 174-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Правила, содержащиеся в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи, не применяются, если в предусмотренном законом порядке будет установлено, что причинение вреда судье и членам его семьи не связано со служебной деятельностью судьи.

Компенсации судьям в 2022 году

Судьи, в силу социальной значимости их профессии, вправе рассчитывать на широкий перечень государственных гарантий, льгот, мер социальной защиты и выплат. Давайте выясним, какие полагаются компенсации судьям в 2022 году.

Гарантия независимости судей в России

На законодательном уровне установлено, что судьи, арбитражные и присяжные заседатели являются независимыми и ориентируются в своих действиях исключительно на положения Конституции РФ и федеральных и региональных законов. Независимость судей в России обеспечивается:

  • предоставлением за федеральный счет социального и материального обеспечения;
  • органами судейского сообщества;
  • неприкосновенностью данной категории служащих;
  • правом на уход в отставку;
  • утвержденным и четким порядком прекращения и приостановления деятельности судей;
  • запретом на вмешательство в осуществление правосудием и применением мер ответственности к тем, кто посягнул на правосудие;
  • четко регламентированной процедурой осуществления судьей правосудия.

Как сам судья, так и его супруг, дети и родственники защищаются государством. Сотрудники ОВД обязаны незамедлительно реагировать на все обращения судей.

Государственные гарантии судей не могут снижаться или полностью отменяться какими-либо законами или актами.

Судьи не обязаны кому бы то ни было отчитываться о своих действиях, предоставлять информацию о принятых судебных решениях, знакомить с рассмотренными или рассматриваемыми в настоящий момент делами, кроме ситуаций, прямо прописанных в Гражданско-процессуальном кодексе.

Предельный возраст осуществления полномочий судьи ограничен 70 годами, кроме ситуаций, рассмотренных федеральным конституционным законом. Судью невозможно сменить, перевести на иную должность или в иной суд без его личного на то согласия. Судьи являются неприкосновенными — это касается личности, документов, тайны переписки, багажа, жилья, иных помещений, транспорта, тайны корреспонденции.

Если не доказано, что судья совершил виновное действие, его невозможно привлечь к какой-либо ответственности за принятые им решения за время службы.

Трудовые льготы и преференции судей

Судьи обладают рядом преференций и льгот, касающихся их трудовых обязанностей и осуществления их деятельности:

  1. Основной ежегодный оплачиваемый отпуск судьи составляет 30 рабочих дней. Если судья осуществляет деятельность в судах, расположенных в суровых условиях Крайнего Севера, ежегодный отпуск увеличивается до 51 рабочего дня. При работе в местностях, приравненных к Северным, продолжительность отпуска составляет 45 рабочих дней.
  2. Судьи имеют право отдыхать в течение дополнительного оплачиваемого отпуска:
    • 5 рабочих дней при трудовом стаже 5-10 лет;
    • 10 рабочих дней при стаже 10-15 лет;
    • 15 рабочих дней при стаже более 15 лет.
  3. Судье каждый раз выплачивается компенсация за проезд к месту проведения отпуска.
  4. Время, проведенное в пути к месту отдыха, не учитывается в общей продолжительности отпусков.
  5. При направлении судьи в командировку ему полагается бронирование билетов на любой вид транспорта и места в отеле без ожидания очереди.
  6. За судьей, который подал в отставку, сохраняется звание судьи, гарантия личной неприкосновенности.
  7. Если судья переезжает в другую местность, ему компенсируются расходы на переезд.
  8. Судья единожды в жизни получает за счет средств федерального бюджета отдельную квартиру или дом.
  9. Период прохождения профессиональной переподготовки включается в общий трудовой стаж в должности судьи.

Заработная плата и прочие выплаты судей

Величина должностного оклада судьи определяется как процент от должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ.

Должностной оклад судей никак не может оказаться меньше чем 80% должностного оклада председателя соответствующего суда. Зарплата судьи подлежит индексации раз в год в зависимости от повышения уровня инфляции. Ежемесячная заработная плата включает в себя следующие составляющие:

  1. Должностной оклад в зависимости от замещаемой им должностью судьи.
  2. Оклад за квалификационный класс, зависящий от присвоенного судье класса.
  3. Денежное поощрение, выплачиваемое раз в месяц.
  4. Доплата за выслугу лет, также начисляемая единожды в месяц.
  5. Доплата за ученую степень доктора или кандидата юр. наук и за ученое звание профессора или доцента, а также за почетное в России звание «заслуженного юриста РФ».
  6. Надбавка к зарплате в размере 50%, если продолжительность трудового стажа судьи превышает 20 лет, но он продолжает осуществлять профессиональную деятельность.

Кроме того, ежегодно, за полные 12 месяцев осуществления обязанностей судьи, выплачивается единовременное пособие в размере как минимум одной годовой зарплаты. После отставки судья имеет право выбирать между:

  • пенсией, выплачиваемой на общих основаниях;
  • ежемесячным пожизненным содержанием, величина которого будет зависеть от длительности трудового стажа.

При уходе в отставку или удалении судьи в отставку ему выплачивается выходное пособие. При обучении по программе профессиональной подготовки и переподготовки за судьей сохраняется ежемесячное и ежеквартальное денежное поощрение.

Компенсации судьям и прочие выплаты

Помимо трудовых льгот, повышенного оклада и пособий, судьи имеют право претендовать на некоторые виды компенсаций и возмещение отдельных статей расходов:

  1. Судья получает каждый месяц компенсацию в размере должностного оклада в случае, если ему был причинен вред (ущерб здоровью, увечье, травма), из-за чего стало невозможным осуществление деятельности судьи в дальнейшем.
  2. Судье будут компенсированы абсолютно все расходы на аренду жилой площади (по договору найма или поднайма), пока государство не предоставит его семье отдельную жилплощадь.
  3. Судья вправе получать компенсацию в сумме привычной зарплаты, если требуется его перевод в другой суд по причине реорганизации суда, упразднения суда или пребывании судьи в близком родстве или свойстве с председателем или заместителем председателя суда, где он трудится в данный момент.
  4. Если имеет место рассмотренный в пункте «3» случай, и судья не желает переводиться в иной суд, он имеет право на уход в отставку. И тогда ему полагается компенсация в сумме годового оклада по последней занимаемой должности.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 26.06.1992 № 3132-1О статусе судей в РФ
Федеральный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗО судебной системе РФ

Типичные ошибки

Ошибка: Судья полагает, что ежемесячное пожизненное содержание после ухода в отставку подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

Комментарий: Ежемесячное пожизненное содержание не облагается НДФЛ.

Ответы на распространенные вопросы о том, какие полагаются компенсации судьям

Вопрос №1: Компенсируется ли судьям проезд в служебных целях каким-либо видом транспорта?

Ответ: Да, в служебных целях судьям предоставляются бесплатные проездные билеты на общественный транспорт (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения.

Вопрос №2: Подлежит ли страхованию жизнь и здоровье судьи?

Ответ: Да, жизнь и здоровье судей подлежит обязательному страхованию в размере 180 ежемесячных денежных вознаграждений.

? Видео-советы. Какие пособия, льготы и выплаты вам положены?

В видео раскрывается информация о том, на что вы имеете право, какие пособия, льготы и выплаты вам положены⇓

КС подчеркнул, что размер пожизненного содержания судьи определяется одномоментно в день его отставки

В комментарии «АГ» один из экспертов указал, что вопросы исчисления специального стажа при назначении ежемесячного пожизненного содержания судей, пребывающих в отставке, очень популярны, не лишены формализма и порождают много спорных ситуаций. Второй посчитал, что Конституционный Суд в очередной раз сделал выбор в пользу стабильности и «определенности обязательств» государства перед гражданином.

Конституционный Суд опубликовал Определение № 2132-О от 19 октября, которым не стал принимать жалобу на невключение времени исполнения судьей, находящимся в отставке, обязанностей судьи в стаж, дающий право на получение ежемесячной надбавки.

10 сентября 2018 г. Марсу Ганееву было назначено ежемесячное пожизненное содержание как судье, пребывающему в отставке. При этом для определения размера ежемесячного пожизненного содержания был учтен его стаж на момент выхода в отставку, в который были включены следующие периоды: с 15 марта 1993 г. по 31 мая 1995 г. – в должности специалиста 1 категории отдела по регистрации уставов и ведомственных нормативных актов Минюста Республики Татарстан и с 1 июня 1995 г. по 16 мая 2007 г. – в должности судьи Советского районного суда г. Казани.

23 октября 2018 г. размер ежемесячного пожизненного содержания был снижен в связи с принятием решения о пересмотре стажа работы Марса Ганеева в качестве судьи. Основанием послужило письмо Судебного департамента при Верховном Суде от 5 октября 2018 г. Из стажа был исключен период работы в должности специалиста 1 категории, поскольку в тот момент у Ганеева отсутствовал диплом о высшем юридическом образовании.

Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 4 апреля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением, а также определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции Марсу Ганееву было отказано в удовлетворении исковых требований к Управлению Судебного департамента в Республике Татарстан и Судебному департаменту при ВС о возложении обязанности включить отдельные периоды его деятельности в стаж работы. Суды подтвердили невозможность включения в стаж периода работы в должности специалиста 1 категории.

Что касается включения в данный стаж периодов исполнения Марсом Ганеевым обязанностей судьи Советского районного суда г. Казани до назначения ему ежемесячного пожизненного содержания, на чем также настаивал заявитель, то суды в обоснование отказа в удовлетворении данного требования сослались, в частности, на п. 3.8 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания (в действующей редакции – п. 3.9 Инструкции), согласно которому пребывающему в отставке и не получающему ежемесячное пожизненное содержание судье время исполнения обязанностей судьи в порядке ст. 71 Закона о статусе судей сроком до одного года включается в стаж работы в должности судьи при назначении ежемесячного пожизненного содержания только при условии его последующего назначения на должность судьи в установленном законом порядке.

В передаче кассационной жалобы Марса Ганеева для рассмотрения в судебном заседании Верховного Суда было отказано Определением судьи ВС от 21 июля 2020 г., оснований не согласиться с которым не усмотрел и заместитель Председателя ВС.

Марс Ганеев обратился в Конституционный Суд. Он посчитал, что п. 1 ст. 2 Закона о статусе судей и ч. 1 ст. 7 Закона о дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов не соответствуют Конституции, поскольку не позволяют засчитывать в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению (при наличии у судьи, продолжающего работать, права на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере), а при выходе в отставку – определяющий размер ежемесячного пожизненного содержания и всех видов выплат и льгот, следующие периоды:

  • периоды работы в министерстве юстиции субъекта РФ в случае невозможности представления публичным органом документов, подтверждающих квалификационное требование о наличии высшего юридического образования для замещения соответствующей должности;
  • время исполнения судьей, находящимся (пребывающим) в отставке, обязанностей судьи в соответствии со ст. 71 Закона о статусе судей независимо от его последующего назначения на должность судьи в установленном законом порядке.

Конституционный Суд заметил, что положение ч. 1 ст. 7 Закона о дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов в действующей редакции, оспариваемой в жалобе, в деле заявителя не применялось.

КС обратил внимание, что согласно поправкам в ст. 7 Закона о дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов на судей, ушедших (удаленных) в отставку до дня вступления в силу этого закона (к их числу относится и Марс Ганеев), в соответствии с их выбором положения указанной статьи распространяются либо в редакции названного закона, либо в редакции, действовавшей на 3 июля 2002 г. (ч. 4 ст. 2). При рассмотрении дела Марса Ганеева суды применили данное законоположение в редакции, действовавшей на 3 июля 2002 г. и предусматривавшей, в числе прочего, включение в стаж работы в качестве судьи при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, времени работы в органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование.

Суд указал: из жалобы Марса Ганеева следует, что нарушение своих прав заявитель связывает не с содержанием ч. 1 ст. 7 Закона о дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов, а с оценкой судом доказательств, которые, по его мнению, свидетельствуют о наличии требования о высшем юридическом образовании для замещения в 1993–1995 гг. должности специалиста 1 категории. Разрешение же данного вопроса не относится к компетенции Конституционного Суда.

Что же касается поставленного Марсом Ганеевым вопроса о выплате ему как судье, пребывающему в отставке и привлеченному к исполнению обязанностей судьи, надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению после возникновения у него права на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, то данный вопрос при рассмотрении его дела судами не рассматривался. «В силу этого применение оспариваемых заявителем законоположений в его конкретном деле в указанном аспекте представленными документами не подтверждается», – подчеркивается в определении.

Конституционный Суд заметил, что при установлении периодов работы, подлежащих включению в стаж работы, учитываемый при определении права судьи на ежемесячное пожизненное содержание и исчислении его размера, федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией и вправе относить к числу таковых не только период работы непосредственно на должности судьи, но и периоды работы на иных должностях, если эта работа способствовала формированию знаний и навыков, необходимых для исполнения обязанностей судьи.

В частности, согласно абз. 40 п. 1 ст. 19 Закона о статусе судей, отметил КС, в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 его ст. 4, в том числе на требующих высшего юридического образования государственных должностях России и ее субъектов, должностях госслужбы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции госорганах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях и др.

При этом, отметил КС, в силу ст. 7 Закона о дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов в стаж работы судьи при исчислении стажа, дающего право на получение всех видов выплат и льгот, включается время предшествующей работы в аппаратах судов на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее 10 лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подп. 2 и 9 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей.

«По смыслу приведенных законоположений при определении права на получение ежемесячного пожизненного содержания учитывается стаж работы судьи – как непосредственно в должности судьи, так и на иных указанных должностях – на момент его ухода (удаления) в отставку, и исходя из продолжительности именно этого стажа исчисляется размер причитающегося судье ежемесячного пожизненного содержания», – подчеркивается в определении.

Конституционный Суд указал, что, основываясь на указанных законоположениях, Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям предусматривает, что размер ежемесячного пожизненного содержания определяется однократно при уходе или удалении судьи в отставку и последующие изменения характеризующих данных судьи не должны влечь за собой перерасчет, за исключением случаев увеличения (индексации) размеров должностных окладов судей и любых составляющих ежемесячного денежного вознаграждения судьи. Тем самым обеспечивается не только стабильность правового статуса судьи в отставке, но и определенность обязательств, которые в отношении него принимает на себя государство в лице соответствующих органов при установлении ему ежемесячного пожизненного содержания.

КС отметил, что возможность включения периода исполнения судьей, находящимся в отставке, обязанностей судьи в стаж работы, дающий право на ежемесячное пожизненное содержание, а также непосредственно влияющий на его размер, действующим законодательством прямо не предусмотрена, что, однако, не может рассматриваться как конституционно значимый пробел, порождающий неопределенность правового регулирования в целом.

В частности, указал Суд, как следует из Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания, ежемесячного денежного содержания по инвалидности судьям, привлечение судьи, находящегося в отставке и получающего ежемесячное пожизненное содержание, к осуществлению правосудия на срок до одного года по ст. 71 Закона о статусе судей не влечет за собой перерасчет стажа его работы в должности судьи и размера выплачиваемого ему ежемесячного пожизненного содержания (п. 4.5). Вместе с тем время работы исполняющим обязанности судьи включается в стаж работы в качестве судьи для назначения и выплаты ему ежемесячного пожизненного содержания при условии, что эта работа предшествовала назначению данного лица на должность судьи (п. 3.1 и 3.3).

Исходя из этого, отметил КС, время исполнения судьей, находящимся в отставке, обязанностей судьи подлежит включению в стаж, дающий право на ежемесячное пожизненное содержание и влияющий на его размер, только при условии прекращения отставки судьи в связи с повторным назначением его на должность судьи и лишь при последующем уходе этого судьи в отставку и назначении ему ежемесячного пожизненного содержания.

«Такое правовое регулирование согласуется с правовой природой ежемесячного пожизненного содержания и в равной мере распространяется на всех судей, ушедших (удаленных) в отставку, независимо от продолжительности стажа работы, имеющегося у них на момент ухода (удаления) в отставку», – резюмируется в определении. Кроме того, подчеркнул КС, оно устанавливается с учетом особенностей правового статуса судей, находящихся в отставке, а также их добровольного согласия на привлечение к исполнению обязанностей судьи, что, в свою очередь, предполагает не только осведомленность этих лиц о правовых последствиях такого решения, но и согласие с ними. Таким образом, Конституционный Суд отказал в принятии жалобы.

Федеральный судья в отставке, профессор факультета права НИУ ВШЭ, заслуженный юрист России Сергей Пашин отметил, что Конституционный Суд в очередной раз сделал выбор в пользу стабильности и «определенности обязательств» государства перед гражданином. Суд подчеркнул и ущербность «статусных характеристик» отставного судьи, даже если он призван после выхода (удаления) в отставку к осуществлению правосудия на временной основе.

«По мнению органа конституционного контроля, размер пожизненного содержания судьи определяется одномоментно в день его отставки, и, по общему правилу, он не в силах трудом и заслугами улучшить, так сказать, “карму”. Видимо, с выходом в отставку настоящая жизнь государева человека заканчивается, и, присоединившись к народу, он получает воздаяние только за период, когда был во власти. Отставник не может добиться увеличения стажа судейской работы (хотя фактически выполнял ее, пребывая в отставке) и не вправе надеяться на прибавку к пенсиону», – указал Сергей Пашин.

Судья в отставке Татьяна Пирожкова посчитала, что, во-первых, судье в отставке Марсу Ганееву размер ежемесячного пожизненного содержания не снизили, а законно и обоснованно скорректировали при первичном назначении – это обстоятельство следует отличать от ситуаций, когда такое содержание назначено, получается судьей, а затем подвергается корректировке.

«Во-вторых, позиция КС абсолютно отвечает букве закона и правоприменительной практике», – заметила она. Так, суд отказал Марсу Ганееву в удовлетворении исковых требований к Управлению Судебного департамента в Республике Татарстан, Судебному департаменту при Верховном Суде о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, ссылаясь на то, что в материалах отсутствуют документы, подтверждающие высшее юридическое образование для замещения должности специалиста отдела по регистрации уставов и ведомственных нормативных правовых актов Минюста Республики Татарстан. Что касается требования о включении в специальный стаж периодов работы в качестве судьи в отставке, привлеченного в порядке, предусмотренном ст. 7.1 Закона о статусе судей, к исполнению обязанностей судьи, то эти периоды также не могут быть включены в специальный стаж для исчисления размера ежемесячного пожизненного содержания, поскольку Марс Ганеев вновь на должность судьи в установленном законом порядке после выхода в отставку в период с 2007 г. по сентябрь 2018 г. не назначался.

«Вопросы исчисления специального стажа при назначении ежемесячного пожизненного содержания судей, пребывающих в отставке, очень популярны, не лишены формализма и порождают много спорных ситуаций», – указала Татьяна Пирожкова.

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 31.07.2020 N 108 “Об утверждении Положения о порядке предоставления судьям единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность”

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 “О статусе судей в Российской Федерации”, Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации” приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления судьям единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность.

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

приказом Судебного департамента

при Верховном Суде

от 31 июля 2020 г. N 108

постановлением Президиума Совета

судей Российской Федерации

от 8 июля 2020 г. N 501

О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУДЬЯМ ЕДИНОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ

ВЫПЛАТЫ ИЛИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В СОБСТВЕННОСТЬ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке предоставления судьям единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность (далее – Положение) разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 “О статусе судей в Российской Федерации” (далее – Закон), Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации”, Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. N 1189 “Об утверждении Правил оплаты общей площади жилого помещения, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный на основании пунктов 7 – 10 статьи 19.1 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. N 1190 “Об утверждении Правил расчета размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и ее перечисления судьям и лицам, указанным в пункте 18 статьи 19.1 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”, нормативными правовыми актами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.

1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок принятия решения о предоставлении судьям, судьям, пребывающим в отставке, лицам, указанным в пункте 18 статьи 19.1 Закона, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее – единовременная выплата) или жилых помещений в собственность.

1.3. Право на получение единовременной выплаты или жилого помещения в собственность имеют судьи федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировые судьи (далее – судьи), судьи, пребывающие в отставке, лица, указанные в пункте 18 статьи 19.1 Закона, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Положением о порядке признания судей нуждающимися в жилых помещениях и не имеющими жилых помещений по месту нахождения суда, принятия таких судей на учет, снятия их с учета и ведения соответствующих видов учета (далее – Положение о порядке признания нуждающимися в жилых помещениях).

1.4. Единовременная выплата или жилое помещение в собственность предоставляется судье, замещающему должность судьи не менее 10 календарных лет, один раз за весь период пребывания в должности судьи.

1.5. Единовременная выплата или жилое помещение в собственность предоставляется судьям, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 19.1 Закона, в порядке очередности, исходя из даты принятия их на такой учет.

1.6. Предоставление судьям, пребывающим в отставке, единовременной выплаты или жилых помещений в собственность осуществляется в соответствии с настоящим Положением и пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 30 октября 2018 г. N 375-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”, статью 6 Федерального закона “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации” и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации “О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”.

1.7. Предоставление единовременной выплаты или жилых помещений в собственность лицам, указанным в пункте 18 статьи 19.1 Закона, осуществляется в соответствии с настоящим Положением и указанным пунктом Закона.

2. Порядок предоставления единовременной социальной выплаты

2.1. Ежегодно в порядке, установленном Комиссией Судебного департамента по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность (далее – Комиссия), или по ее запросу жилищные комиссии кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов, а также жилищные комиссии при управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее – жилищные комиссии) подготавливают и направляют учетное дело судьи, судьи, пребывающего в отставке, лица, указанного в пункте 18 статьи 19.1 Закона (далее – кандидата), для решения вопроса предоставления единовременной выплаты.

2.2. Кандидат на получение единовременной выплаты представляет в жилищную комиссию обновленный комплект документов в соответствии с п. 3.2 Положения о порядке признания судей нуждающимися в жилых помещениях.

2.3. На основании сведений, представленных кандидатом, жилищная комиссия проводит уточнение ранее представленных сведений и производит расчет размера единовременной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. N 1190 “Об утверждении Правил расчета размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и ее перечисления судьям и лицам, указанным в пункте 18 статьи 19.1 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”.

2.4. Копия учетного дела кандидата с описью документов, находящихся в деле, направляется в Управление социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента. Копия учетного дела должна быть прошита, пронумерована и заверена секретарем жилищной комиссии.

2.5. Решение о предоставлении единовременной выплаты принимается Комиссией, оформляется протоколом Комиссии и утверждается приказом Судебного департамента, в которых указывается размер единовременной выплаты, рассчитанной на день принятия решения Комиссией.

2.6. Две копии приказа Судебного департамента о предоставлении единовременной выплаты, заверенные в установленном порядке, направляются в соответствующую жилищную комиссию.

2.7. Перечисление судье единовременной выплаты осуществляется на основании заявления о перечислении единовременной выплаты, представляемого судьей, с указанием реквизитов своего банковского счета в кассационный суд общей юрисдикции, кассационный военный суд, апелляционный суд общей юрисдикции, апелляционный военный суд, верховный суд республики, краевой суд, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, федеральный арбитражный суд (далее – Суд) или управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

Суд или управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации перечисляют судье единовременную выплату в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного заявления.

2.8. Единовременная выплата считается предоставленной лицу, указанному в пункте 1.3 настоящего Положения, со дня ее зачисления на его банковский счет.

2.9. Лица, указанные в пункте 1.3 настоящего Положения, которым перечислена единовременная социальная выплата, обязаны в течение одного месяца со дня государственной регистрации права собственности на приобретенное (построенное) жилое помещение (жилые помещения) представить в финансовую службу Суда или управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, осуществившую перечисление единовременной социальной выплаты, выписку из Единого государственного реестра недвижимости в отношении жилого помещения (жилых помещений), которое было приобретено (построено) с использованием единовременной выплаты.

3. Порядок предоставления жилых помещений в собственность

3.1. Кандидат вправе подать в жилищную комиссию по месту работы заявление о предоставлении вместо единовременной выплаты жилого помещения в собственность с приложением документов, предусмотренных Положением о порядке признания судей нуждающимися в жилых помещениях.

3.2. Кандидат представляет в жилищную комиссию заявление и обновленный комплект документов в соответствии с п. 3.2 Положения о порядке признания судей нуждающимися в жилых помещениях.

3.3. На основании сведений, представленных кандидатом, жилищная комиссия проводит уточнение ранее представленных сведений и производит расчет размера оплаты площади жилого помещения, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный пунктами 7 – 10 статьи 19.1 Закона, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. N 1189 “Об утверждении Правил оплаты общей площади жилого помещения, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный на основании пунктов 7 – 10 статьи 19.1 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”. При этом к учетному делу прилагается согласие кандидата на получение в собственность этого жилого помещения и оплату такого превышения за счет собственных средств.

3.4. Определение размера общей площади жилого помещения, подлежащего передаче судье, состоящему на учете нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с пунктами 7 – 10 статьи 19.1 Закона.

3.5. Соглашение об оплате площади жилого помещения, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения (далее – соглашение), оформляется по форме, предусмотренной в приложении к Положению, которое вступает в силу со дня утверждения приказом Судебного департамента решения Комиссии о предоставлении кандидату жилого помещения в собственность.

3.6. Копия учетного дела кандидата с описью документов, находящихся в деле, направляется в Управление социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента. Копия учетного дела должна быть прошита, пронумерована и заверена секретарем жилищной комиссии.

3.7. Решение о предоставлении лицу, указанному в п. 1.3 настоящего Положения, жилого помещения в собственность принимается Комиссией, оформляется протоколом Комиссии и утверждается приказом Судебного департамента, в которых указывается характеристика передаваемого жилого помещения, размер оплаты площади жилого помещения, превышающего размер общей площади жилого помещения, определенный пунктами 7 – 10 статьи 19.1 Закона, а также устанавливается обязанность предоставить в финансовую службу Суда или управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации документ, подтверждающий факт регистрации права собственности на это жилое помещение, в течение одного месяца со дня государственной регистрации права собственности.

3.8. Копии приказа Судебного департамента о предоставлении жилого помещения в собственность в трех экземплярах, заверенные в установленном порядке, направляются в соответствующую жилищную комиссию.

3.9. В случае неоплаты лицом, указанным в п. 1.3 настоящего Положения, общей площади жилого помещения, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения, в сроки, предусмотренные соглашением, Комиссией решение о предоставлении жилого помещения в собственность отменяется.

3.10. Предоставляемые в собственность жилые помещения передаются после исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда в порядке, установленном Положением о специализированном жилищном фонде и порядке предоставления судьям служебных жилых помещений, и после оплаты лицом, указанным в п. 1.3 настоящего Положения, общей площади жилого помещения, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения.

Одновременно (в случае необходимости) заключается соглашение о расторжении договора найма служебного жилого помещения.

4. Заключительные положения

4.1. Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.

4.2. Лица, виновные в нарушении требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных” и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Приняты президентские поправки в судебное законодательство

Документы

«Судьи, как носители судебной власти, обладают независимостью, несменяемостью, неприкосновенностью и подлежат соответствующему материальному обеспечению. Предлагаемые изменения направлены на совершенствование судебной системы и будут способствовать надлежащему обеспечению жилыми помещениями тех судей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий», — подчеркнул Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников

Крашенинников
Павел Владимирович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и отметил, что это особенно актуально с учетом проводимой реформы судоустройства, в рамках которой формируются новые надрегиональные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, не связанные рамками административно-территориального деления РФ.

Так, один из документов устанавливает правила обеспечения жилыми помещениями судей Верховного суда РФ, судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов. Устанавливается порядок и основания признания судей нуждающимися в жилье, порядок принятия их на учет в качестве нуждающихся, условия получения жилья в собственность или единовременной соцвыплаты для приобретения или строительства жилья, а также порядок предоставления служебных жилых помещений.

«Предусматривается, что судьям, признанным нуждающимися в жилых помещениях и замещающим должность судьи не менее 10 лет, предоставляется жилое помещение в собственность или единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилья», — сказал Павел Крашенинников.

Судьям, не имеющим жилых помещений по месту нахождения суда, предусматривается предоставление служебного жилья.

Также предусматривается право судьи в отставке, имеющего стаж работы в должности судьи не менее 10 лет и не получавшего ранее жилое помещение, на предоставление жилья или единовременной социальной выплаты. «Это право возникает в том случае, если на день ухода или удаления в отставку судья мог быть признан нуждающимся в жилом помещении по указанным основаниям», — пояснил Павел Крашенинников.

Кроме того, закон устанавливает допгарантии для судей, вышедших в отставку по состоянию здоровья. В этом случае требований к стажу работы нет. Если судья не получал ранее жилье и мог быть признан нуждающимся в жилом помещении на момент выхода в отставку в связи с утратой трудоспособности, исключающей дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, то он получает право на предоставление жилья или единовременной социальной выплаты, сообщил депутат.

Порядок признания судей Верховного Суда РФ нуждающимися, а также основания предоставления им дополнительной площади служебного жилого помещения устанавливается Верховным Судом РФ. Для остальных судей – Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с Советом судей.

Еще один закон разграничивает порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей Верховного Суда, и порядок наделения полномочиями председателей, их заместителей и судей других судов. Также вносится изменение, исключающее полномочие председателей областных и равных им судов обращаться в квалификационную коллегию судей субъекта РФ с представлением о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. Такое право закреплено за органами судейского сообщества. «Кроме того, исключается полномочие Председателя ВС по обжалованию отказа в наложении дисциплинарной ответственности на судью в виде досрочного прекращения полномочий», — сообщил Павел Крашенинников.

Данные изменения направлены на повышение роли органов судейского сообщества и снижение нагрузки на председателей судов.

Предусматривается, что положения законов будут реализовываться без привлечения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета. Срок вступления в силу изменений устанавливается с 1 января 2019 года.

Кроме того, в третьем чтении принят закон, которым освобождаются от обложения НДФЛ доходы в виде единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо в виде жилого помещения, предоставляемого в собственность вместо указанной выплаты, полученных судьями либо членами семьи погибших (умерших) судей в случаях, предусмотренных Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Ссылка на основную публикацию