Как с 08.01.2022 вести в организации воинский учёт: новая Инструкция
Особое направление работы кадровика (или выполняющего его функции бухгалтера) в любой организации – ведение документов воинского учёта (карточек) в отношении работников. С 8 января 2022 года приказ Министра обороны РФ от 22.11.2022 № 700 утвердил новую Инструкцию по воинскому учёту в организации. Из этой статьи узнаете, как её применять и какие есть изменения по сравнению с прежним регламентом.
Новый регламент по воинскому учёту для работодателей
С 8 января 2022 года вступил в силу приказ Министра обороны РФ от 22.11.2022 № 700, который утвердил новую Инструкцию об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета (далее – Инструкция МО № 700).
Одновременно с указанной даты утратил силу прежний аналогичный приказ – от 18 июля 2014 года № 495.
По закону организации и их должностные лица ведут и хранят учетные документы граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ (подп. «б» п. 31 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
Что регламентирует Инструкция МО № 700
Она, в частности, определяет:
- перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены;
- перечень, формы документов первичного воинского учета, по которым происходит воинский учет граждан в органах местного самоуправления, порядок их хранения и заполнения;
- перечень, формы документов воинского учета, по которым ведут воинский учет граждан в организациях, порядок их хранения и заполнения;
- порядок сверки сведений о воинском учете в документах организаций со сведениями военкоматов и/или местных властей;
- показатели, по которым оценивают деятельность организаций по ведению воинского учета, и критерии оценки.
Изменения с 2022 года и на что обратить внимание
Основное новшество в том, что с 08.01.2022 организациям нужно заводить на работников специальные отдельные карточки по воинскому учету.
Форма и заполнение карточек воинского учёта
На каждого работника-призывника или военнообязанного нужно вести Карточку гражданина, подлежащего воинскому учету в организации. Это обязательная с 2022 года Форма № 10, которая приведена в Приложении № 22 к Инструкции МО № 700.
Она имеет лицевую, оборотную стороны и формат 210 × 297 мм.
Отметим, что до 08.01.2022 Минобороны рекомендовало в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017) для воинского учета вносить сведения в личные карточки работников по унифицированной форме Т-2. Теперь же для этого предназначен отдельный бланк.
В карточках воинского учёта нужно отражать, в том числе:
- личные данные работников;
- сведения о воинском учете;
- о приемах и об увольнениях.
Заполнять карточки нужно на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).
Остальные сведения можно уточнить у самих работников. В частности, об образовании, месте работы, должности, месте жительства/пребывания (на срок более 3-х месяцев), семейном положении.
Непосредственно порядок и правила заполнения всех реквизитов и разделов карточки воинского учёта с 2022 года регламентирует п. 33 Инструкции МО № 700.
Карточку воинского учёта заполняют чернилами (шариковой ручкой) черного, фиолетового или синего цвета четким, разборчивым почерком без помарок и неустановленных сокращений. Или заполняют в электронном виде и обязательно распечатывают.
Записи о семейном положении, адресе места жительства (пребывания), в том числе фактического, номере телефона делают карандашом.
Хранение карточек воинского учёта
Карточки на принятых на работу надо хранить в картотеке в алфавитном порядке по следующим именно так нумеруемым разделам:
- Офицеры запаса.
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса.
- Военнообязанные запаса женского пола.
- Призывники.
Если на предприятии на воинском учете стоит более 500 сотрудников, карточки работников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении в военных билетах нужно помещать в 5-й раздел картотеки. Там их необходимо разложить по номерам команд (партий) на основании данных из пункта 7 разд. II карточки «Сведения о воинском учете», а в них – в алфавитном порядке.
Хранить отдельно (в любом порядке) нужно следующие карточки:
КАТЕГОРИЯ РАБОТНИКОВ | КАК ДЕЙСТВОВАТЬ |
Снятые с воинского учета | Хранят отдельно от картотеки до очередной сверки с военкоматом или органом местного самоуправления и после уничтожают с составлением акта об этом |
Кто встал на учет по месту пребывания на срок более 3-х месяцев или по месту жительства (пребывания), не подтвержденному регистрацией | Выделяют в отдельные группы и раскладывают в порядке, удобном для работы с ними |
Формировать и хранить новые карточки воинского учёта нужно и в бумажном, и электронном виде! (п. 32 Инструкции МО № 700).
Вносить какие-либо изменения в базу данных электронных карт, а также распечатывать их может только работник, ведущий воинский учет в организации.
Сверка данных
По закону работники, ведущие воинский учет в организациях, помимо прочего, сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете в своих документах с данными военных комиссариатов и/или органов местного самоуправления.
Военкоматы и местного власти с 2022 года сверяют данные по новым карточкам. Сам порядок сверки аналогичен прежнему.
Учтите, что в ходе оценки деятельности организации по ведению воинского учета проверяют, в том числе достоверность сведений в карточках работников (п. 54 Инструкции МО № 700).
Заявление в военкомат о болезни
Бланк документа «Заявление в военкомат о болезни» относится к рубрике «Заявление». Сохраните ссылку на документ в социальных сетях или скачайте его себе на компьютер.
Военкомат г. _____________
Адрес: _________________________
________________________________
Адрес: _________________________
Телефон: __________________
______________ г. мой сын, ________________________, был призван на военную службу в г. _________. В это время было установлено, что в его деле стояла отметка врача о том, что он годе к строевой службе с ограничением (частично). При прохождении медкомиссии у моего сына было обнаружено повышенное давление. Тем не менее мой сын был отправлен в воинскую часть без проведения дополнительных обследований.
В связи с этим через 2 дня он попал в часть ВВС №_________ (на данный момент новый номер – ________), расположенной по адресу ___________________________.
Находясь там он был госпитализирован в ИБК № __ г.____________ с диагнозом правосторонняя пневмония. Там он находился в течение 3-х недель с постоянной температурой 37,2-37,5 и высоким давлением 140/90 и 160/120, что было зафиксировано врачом.
После выписки он был отправлен в часть, где через 2 дня (после утренней пробежки) опять попал в медсанчасть с температурой 37,5 и высоким давлением.
В санчасти ему поставили диагноз «Нарушение внутрижелудочной проходимости, синусоидная аритмия».
__________ г. его направили с подозрением на туберкулез в госпиталь в г. ____________ на пробу манту.
Вот уже более 1,5 месяца мой сын находится в различных военно-медицинских учреждениях. При этом в данных учреждениях ему ставят совершенно разные диагнозы. Само лечение представляет собой эксперименты врачей с назначением ему лишь цитрамона и анальгина.
Никаких других мер не предпринимается.
Более того, в медучреждения по направлениям на анализы мой сын вынужден ездить самостоятельно на общественном транспорте, поскольку отвозить на служебном транспорте его отказываются.
В воинскую часть меня не пускают, в связи с чем, я не имею возможности обратиться к командиру воинской части.
В соответствии с пунктом 9 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» мой сын имеет право на отпуск по болезни, который предоставляется военнослужащему на основании заключения военно-врачебной комиссии в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123. Однако никаких мер для вынесения данного заключения принято не было.
Также в данной ситуации мной усматривается уголовно наказуемые деяния, предусмотренные ст. 124 Уголовного кодекса Российской Федерации (Неоказание помощи больному). Часть первая данной статьи предусматривает ответственность за неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного. Вторая же часть влечет ответственность за те же деяния, если они повлекли по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью.
Хотя наказание за совершение данного преступления и является достаточно серьезным, мне не доставит никакого утешения тот факт, что виновный будет наказан, если мой сын потеряет здоровье.
Считаю, что происходящее в грубой форме нарушает мои права и права моего сына, но вместе с тем лишена реальной возможности оказать сыну помощь.
С учетом того, каким образом ему до сих пор оказывали медицинскую помощь, полагаю, что ему необходимо пройти курс лечения по домашнему адресу (_____________________________________).
В связи с тем, что согласно п. 11 Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении положения о военных комиссариатах» к задачам военкоматов относится, в том числе и проведение мероприятий по медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы,
ПРОШУ:
1. Оказать содействие в предоставлении моему сыну надлежащей медицинской помощи, а также устранении нарушений, допущенных при его лечении;
2. Обеспечить предоставление моему сыну, __________________________, отпуска по болезни.
3. Проинформировать меня в установленные законом сроки о результатах проведенной проверки и принятых мерах.
Заявление в военкомат
Причин, по которым гражданин вынужден обращаться с заявлением в военкомат, существует множество, и все они так или иначе связаны с полномочиями военных комиссариатов по учетно-призывной и мобилизационной работе с населением.
Полномочия военкоматов
Полномочия военных комиссариатов неразрывно связаны с их задачами, как структурных подразделений Министерства Обороны РФ. Так, к задачам военкоматов относятся:
- разработка и обеспечение мер по проведению мобилизации военнообязанного населения;
- учет военнообязанных граждан РФ по их месту жительства;
- учет ресурсов, связанных с оборонными и мобилизационными задачами;
- проведение мероприятий, призванных подготовить молодых людей к службе в рядах ВС РФ;
- выполнение мер по призыву новобранцев на срочную военную службу;
- выполнение мер по призыву военнообязанных запаса на учебные сборы;
- осуществление приема на контрактную службу в рядах ВС РФ;
- иные меры, связанные с оборонной деятельностью государства.
Соответственно и заявления граждан, адресуемые ими в военкомат, могут быть связаны исключительно с вопросами, соответствующими задачам военкоматов, приведенными в списке выше.
Согласно данным статистики, наиболее частым поводом для обращений в военкоматы являются вопросы, касающиеся либо отсрочки от призыва, либо освобождения от службы.
Основания для отсрочки или освобождения от службы
Федеральный Закон №53 «О воинской обязанности» приводит исчерпывающий список оснований, по которой призывник может просить об отсрочке или о признании негодности к воинской службе.
Так, к основаниям для отсрочки или отмены призыва относятся:
- заболевания, относящиеся медициной к несовместимым или частично совместимым со службой в армии;
- прохождение обучения в учебных заведениях, включая аспирантуру;
- исполнение призывником обязанностей опекуна в отношении ребенка или инвалида;
- наличие у призывника обязанностей, связанных с обеспечением ухода за человеком, для которого он является единственным родственником;
- наличие на иждивении у призывника двух и более детей либо одного ребенка-инвалида возрастом до трех лет;
- наличие на иждивении у призывника ребенка, для которого он является единственным родителем;
- наличие у призывника на иждивении ребенка и супруги, находящейся в конце второго или в третьем триместре беременности;
- призывник является сотрудником любого из подразделений МВД или МЧС;
- наличие у призывника ученой степени;
- призывник является депутатом или кандидатом в депутаты.
Отдельно об альтернативной службе
Альтернативная служба, хотя и считается легальным эквивалентом военной подготовки, на самом деле осуществляется на основании Трудового кодекса РФ.
Право на несение альтернативной службы закреплено только за призывниками, которые по строго ограниченному перечню причин не могут проходить реальную строевую службу. К этим причинам относятся:
- принадлежность к церкви либо религиозной догме, которая исключает службу в армии;
- личные пацифистские убеждения призывника, не дающие ему морального права взять в руки оружие, при условии, что призывник сможет доказать военной комиссии (или суду в случае отказа военной комиссии) свои убеждения;
- принадлежность призывника к малым этническим группам, населяющим РФ, в случае, если мировоззрение этнической группы и ее традиции не принимают службу в армии как допустимое явление.
Заявление на прохождение альтернативной службы подается в военкомат по месту жительства призывника.
Подать заявление нужно заранее, в соответствии со сроками рассмотрения заявлений подобного вида. Так, призывник, подлежащий осеннему призыву, должен подать заявление до 1.04 года, в котором запланирован призыв.
Срок рассмотрения заявления ограничен только сроком, в который будет осуществлен призыв. То есть день окончательного решения по вопросу альтернативной службы должен быть не позднее дня отбытия призывника по месту прохождения службы.
Это значит, что претенденту на альтернативную службу в любом случае будет вручена боевая повестка с указанным в ней местом службы. То есть, если комиссия удовлетворит заявление, то призывник на место службы не отбудет, а приступит к несению альтернативной службы. Если же в удовлетворении будет отказано, то призывник выедет по месту несения военной службы.
К заявлению прилагаются документы, доказывающие в неоспоримом порядке право призывника на альтернативную службу. Доказательствами могут служить:
- справки от глав религиозных конфессий. Следует обратить внимание на то, что за основу могут приниматься только справки тех конфессий, функционирование которых на территории РФ является законным. Члена запрещенных сект права на альтернативную службу иметь не будут;
- автобиографии, справки от учебных заведений о пацифистской деятельности призывника, справки из пацифистских организаций, членом которых состоит призывник;
- справки от старейшин этнических групп и другие документы, свидетельствующие о национальности и национальных обычаях призывника и т.д.;
Рассмотрение заявления проводится в рамках заседания призывной комиссии с обязательным участием призывника.
Освобождение от службы по состоянию здоровья
Заявление об освобождении от службы в связи с проблемами со здоровьем может иметь место в случае, если выводы военно-медицинской комиссии не являются, с точки зрения призывника, объективными.
В этом случае, прежде чем написать заявления, следует озаботиться сбором медицинских заключений, свидетельствующих о непригодности призывника к службе или просить о повторном военно-медицинском освидетельствовании.
Следует знать, что Положение об экспертизе в военно-врачебной части устанавливает обширный перечень заболеваний, дающих призывнику право на отсрочку. Наличие у призывника хотя бы одного заболевания из этого списка будет основанием для обращения в военкомат с соответствующим заявлением. Разумеется, заявление будет необходимо подкрепить выписками из историй болезни, врачебными справками и т.д.
Решение военкомата по заявлению может быть вынесено только в результате заседания и в присутствии призывника, поэтому скрываться и ждать ответа просто нет смысла. Принятое военкоматом решение оформляется в письменном виде и выдается на руки призывнику.
Отказ военкомата в удовлетворении заявления может быть обжалован в Военную прокуратуру, в суд или в Министерство обороны. Помимо этого, призывник, не согласный с решением комиссии, может просить повторного рассмотрения его заявления и приложенных им документов.
Переосвидетельствование
Просить о повторном медицинском освидетельствовании либо о повторном заседании комиссии можно только посредством соответствующего заявления.
Если призывник просит о повторном медицинском заключении, то ему потребуется представить комиссии данные анализов, проведенных в медицинском учреждении по месту жительства, а именно результаты флюорографии, анализов мочи и крови, в том числе на гепатит групп В, С и ВИЧ.
В случае несогласия с выводами врачебной комиссии призывник имеет право их обжалования в суд. Помимо обжалования непосредственно выводов можно обжаловать и процедуру проведения комиссии, если в процессе проведения были допущены существенные нарушения закона, например, комиссия была в неполном составе или дата протокола не соответствует дате реального проведения освидетельствования.
Структура заявления в военкомат
Обращения граждан в военкомат по своей форме и содержанию соответствуют общим правилам составления заявлений. Это значит, что заявление должно давать полный и однозначный ответ на вопрос «кто, от кого, чего и почему хочет». Таким образом, заявление должно содержать в себе следующие обязательные структурные элементы:
Воинский учет в 2022 году: как оформлять, вести и хранить карточки
С января 2022 года изменились правила ведения воинского учета у работодателей. О новой карточке, которую разработало Министерство обороны, правилах и особенностях ее заполнения, расскажет эксперт Контура Альбина Пришедько.
- Что изменилось в воинском учете с 2022 года
- В чем отличие новой карточки от Т-2
- Как заполнять карточку воинского учета
- Как хранить карточки
- Как проходит сверка сведений с военкоматом
Что изменилось в воинском учете с 2022 года
Каждый работодатель, кроме ИП, должен вести воинский учет сотрудников. Ему подлежат:
- призывники — мужчины от 18 до 27 лет, которые еще не проходили службу по призыву и не пребывают в запасе;
- мужчины в запасе;
- граждане, уволенные из армии в запас;
- успешно завершившие обучение в военных центрах и кафедрах;
- непрошедшие военную службу, т.к. освобождены от призыва или имеют отсрочку или по другим причинам по достижению ими 27 лет;
- уволенные с военной службы и не поставленные на учет в военкомате;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женщины с военными специальностями (медики, картографы, радисты,метеорологи, фотолаборанты, телеграфисты).
С 8 января 2022 года вступил в силу приказ Министра обороны РФ от 22.11.2022 № 700. Он утвердил новую Инструкцию «Об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета по воинскому учету в организации». А в ней:
- формы документов, по которым ведется воинский учет граждан в организациях, порядок их хранения и заполнения;
- порядок сверки сведений о воинском учете в учетных документах организаций и военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления.
Приказ Министра обороны РФ от 18 июля 2014 года № 495 автоматически утратил силу.
Главное из Инструкции — для воинского учета появилась специальная карточка. Подробнее расскажем, как ее правильно оформлять, хранить и сверяться с военкоматом.
В чем отличие новой карточки от Т-2
Раньше данные о воинском учете фиксировали в карточке Т-2. Она, как и большинство остальных унифицированных форм, стала необязательной в 2013 году. Еще личная карточка не конкретизированной формы упоминалась в правилах ведения и хранения трудовых книжек, утративших силу с 1 сентября 2022 года. С этого времени работодатели были обязаны вести в Т-2 только воинский учет, так как форма этой карточки полностью была воспроизведена в Методических рекомендациях Генштаба Вооруженных сил РФ.
Поэтому с 8 января 2022 года организации при желании могут полностью отказаться от формы Т-2.
Карточка воинского учета составляется по форме № 10, размещенной в приложении № 22 к инструкции. Она имеет несколько отличий от формы Т-2:
- в новой карточке нужно фиксировать данные о водительском удостоверении, указывать наименование и реквизиты документа воинского учета, отмечать дату и номер документа, которым уведомили военкомат о приеме, переводе, увольнении сотрудника;
- появились отдельные графы для даты сверки с сотрудником и с военкоматом,
- добавлены строки о дополнительных сведениях;
- кадровику больше не нужно фиксировать информацию об окладе работника, а сотруднику ставить подпись напротив записи о приеме или переводе.
Подписывать новую карточку может не любой кадровый работник, а только тот, что осуществляет воинский учет. Он не обязательно должен быть работником кадровой службы.
Как заполнять карточку воинского учета
Данные о воинском учете организация теперь должна фиксировать на бланке формы № 10. Она размещена в Приложении № 22 к Инструкции. Скачать карточку.
Для заполнения понадобятся следующие документы (п.32 Инструкции):
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу — для призывников;
- военный билет (временное удостоверение) офицера запаса, солдат, матросов, прапорщиков, мичманов и т.п. либо справка взамен военного билета — для военнообязанных;
- паспорт гражданина РФ или другое удостоверение личности;
- другие подтверждающие документы.
Карточку нужно вести сразу в двух форматах: электронном и бумажном (п. 32, глава IV Инструкции).
Бумажная карточка. Ее можно заполнить сразу вручную или сначала в электронном виде, а потом распечатать. К заполнению бланка от руки есть требования: делать записи можно только синей, черной или фиолетовой шариковой ручкой, почерк должен быть разборчивым, без помарок и неустановленных сокращений. Простым карандашом нужно заполнять данные о семейном положении, месте жительства, месте пребывания, номере телефона и реквизиты «Сверка с документами воинского учета», «Сверка с военным комиссариатом», записи в 7 пункте II части карточки.
Электронная карточка. В инструкции прописано только одно уточнение: вносить изменения в электронную базу данных карт и распечатывать их может только работник, который ведет воинский учет в организации (п. 33 Инструкции).
Бланк новой карточки имеет размер 210×297 мм и состоит из лицевой и оборотной стороны. На первой указывают личные данные, на второй — информацию о воинском учете, приемах и увольнениях, а также дополнительные сведения. Рассмотрим порядок заполнения реквизитов карточки подробнее.
Сверка с документами и военкоматом
В строке «Сверка с документами воинского учета» проставляется дата сверки карточки с данными воинского учета работника.
В графе «Сверка с военным комиссариатом» отмечают факт ежегодной сверки данных воинского учета с военкоматом или органом местного самоуправления:
- при сверке данных с военкоматом (органом местного самоуправления), на территории которого находится организация — фиксируется дата сверки;
- при сверке данных с другим военкоматом (органом местного самоуправления) — фиксируется дата и номер исходящего письма, которым направили данные по форме «Список граждан, пребывающих в запасе» (приложение № 23 к Инструкции).
Эти поля заполняются в следующей последовательности: день, месяц, год, подпись работника, инициал имени, фамилия. Пример: «22.02.22 Коровина И.Коровина». Заполнять сверху вниз. Если военкомат на другой территории, то строка «сверка с военкоматом» заполняется по номеру и дате письма. Например: «23.08.22 №81/ВК-исх»
Раздел I «Общие сведения»
Сведения об образовании, семейном положении, месте работы, должности, месте жительства и другое нужно уточнять у самого военнообязанного и заносить данные в карточку по подтверждающим документам.
Реквизит «Место рождения» заполняйте в именительном падеже с использованием только разрешенных сокращений. Последовательность должна быть такой: село (деревня, аул, кишлак, рабочий поселок), город (поселок городского типа), район, округ, область, край, республика.
Раздел II «Сведения о воинском учете»
Особое внимание ведомство уделяет заполнению части II. Правила для каждой категории военнообязанных свои. У офицеров запаса, солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов запаса данные заполняются по военному билету. У призывников — по удостоверению гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Образцы заполнения карточек каждого вида смотрите ниже:
Для офицеров запаса Для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов запаса Для призывников
Раздел III «Дополнительные сведения»
Этот раздел содержит информацию, которую раньше работодатели не фиксировали. В нем делают следующие записи:
- о принадлежности к казачеству;
- наложении административных взысканий за невыполнение обязанностей по воинскому учету;
- наличии доступа контрольных органов;
- прохождении военных сборов во время работы в организации;
- заключении с работником контракта на пребывание в резерве и дополнительные сведения по вопросам воинского учета.
Раздел IV «Сведения о приеме и увольнении (переводе)»
Графы «Дата и номер приказа» и «Наименование должности» заполняют по кадровым документам организации.
Запись в графе «В какой военный комиссариат направлены сведения» должна совпадать с отметкой в 6 пункте раздела II. Раньше организации не были обязаны фиксировать эти данные для воинского учета.
В графе «Дата и исходящий номер сведений гражданина» ставят отметку о направлении сведений в комиссариат (орган местного самоуправления), в котором работник состоит на учете.
Обратите внимание, организации должны сообщать военкомату о приеме и увольнении гражданина, который состоит на воинском учете. Такое уведомление нужно направить в двухнедельный срок.
Отметка о снятии с воинского учета делается на основании записей в пунктах 26 и 27 военного билета или X разделе военного билета:
- дата в формате «20.03.2010»;
- причина, например «по возрасту» или «по состоянию здоровья»;
- подпись работника, который ведет в организации воинский учет.
Как хранить карточки
Хранить их нужно по действующим правилам в картотеке по соответствующим разделам:
- первый — офицеры запаса;
- второй — солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса;
- третий — военнообязанные женского пола;
- четвертый — призывники;
- пятый — военнообязанные, которые имеют мобилизационные предписания и отметки об этом в военных билетах. Создавать этот раздел в организации нужно, если таких работников больше 500.
Карточки работников, которые поставлены на учет по месту пребывания на срок больше трех месяцев и не подтвержденному месту жительства, теперь нужно формировать в отдельные группы и раскладывать так, чтобы было удобно с ними работать.
Карточки военнообязанных одного раздела нужно располагать в алфавитном порядке. В пятом — по номерам команд (партий) из 2 раздела пункта 7 карточки, в них — в алфавитном порядке, т.е. если в организации несколько работников относятся к одной команде, их нужно выстроить по алфавиту. Например: Иванов, Петров, Сидоров.
Если номера команд содержат и буквы, и цифры, то их можно составлять по номерам в порядке возрастания, а дальше — по буквам в порядке возрастания. Например: Карточки работников, которые сняты с воинского учета, следует хранить отдельно. Их можно уничтожить после сверки с военным комиссариатом или органом местного самоуправления.
Как проходит сверка сведений с военкоматом
Порядок сверки не изменился и соответствует тому, что действовал раньше. Проводить сверку сведений о воинском учете с военкоматами нужно не реже одного раза в год (п. 36 Инструкции). Дату и время устанавливает военный комиссариат, который ведет свою деятельность на территории, в пределах которой находится организация. В сверке уточняются сведения, указанные в разделе II карточки, а также следующие данные о гражданах:
- фамилия, имя и отчество (при наличии);
- дата и место рождения;
- образование;
- должность (профессия);
- семейное положение;
- состояние здоровья;
- прохождение военных сборов;
- адрес места жительства (пребывания);
- номера телефонов.
Альбина Пришедько, аналитик бизнес-процессов Контура
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Первоначальная постановка граждан на воинский учет
Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется специальными комиссиями в отношении каждого лица мужского пола, даже если такое лицо не подлежит дальнейшему призыву на службу по причине, например, какой-либо болезни. Вот почему для потенциального призывника, а также для его работодателя (или организации, в которой он обучается) крайне важно знать основные аспекты постановки на учет.
Цель и суть воинского учета
Мужская часть населения страны обязана исполнять воинский долг, т. е. отслужить в армии. Для этого и организуется воинский учет, который можно определить как систему регистрации всех потенциальных призывников в единой системе учета, с помощью которой органы государственной власти получают возможность своевременно отслеживать факты неисполнения (уклонения от исполнения) призывниками воинской обязанности.
Основными нормативными документами, регулирующими вопрос постановки на учет лиц мужского пола в России, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
Положениями ст. 21.1-21.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушения работодателями правил воинского учета. Подробнее об этом читайте в статье об обязательной кадровой документации на предприятии.
Госдума рассматривает законопроект № 637094-7, дополняющий указанные положения КоАП РФ новыми нормами. Он был принят в первом чтении в марте 2022 года. Новшества касаются главным образом обязанностей самих граждан, а не работодателей (например, новой ст. 28.1 КоАП РФ предлагается ввести норму, по которой в отношении гражданина, не явившегося в военкомат, применяются положения об ответственности по ст. 21.5 Кодекса).
Положение № 719 (п. 2) определяет цель воинского учета в следующем:
- При мирной обстановке в стране и отсутствии военных конфликтов — своевременно и полно обеспечивать Вооруженные силы РФ необходимым количеством призывников.
- В случае угрозы безопасности страны и возникновения военного конфликта — своевременно мобилизовать людей, в том числе находящихся в запасе. При этом в данном контексте законодатель ставит цель как мобилизовать военнообязанных лиц в запасе, тем самым обеспечив вооруженные силы кадрами, так и удовлетворить потребность государства в трудовых ресурсах (за счет прикрепления руководителей и сотрудников, находящихся в запасе конкретных госорганов, к таким госорганам).
Для того чтобы обеспечить корректный учет всех людских ресурсов призывного возраста, органы госвласти должны своевременно собирать информацию о потенциальной численности и составе лиц, подлежащих призыву/мобилизации, объединять ее в однородные по какому-либо признаку группы, а также корректно и эффективно анализировать эти сведения.
За организацию и функционирование воинского учета несут ответственность как крупные госструктуры (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления (п. 5 Положения № 719). Непосредственно же сам учет каждого отдельно взятого лица, являющегося частью мобилизационного ресурса страны, обеспечивается военными комиссариатами (либо, если их нет, органами местного самоуправления), а также организациями, в которых такие лица работают — по месту их работы (пп. 7, 9 Положения № 719).
Все ли компании должны вести воинский учет, узнайте из статьи «Что относится к обязательной кадровой документации».
О том, с помощью какой формы работодатель осуществляет воинский учет работников, читайте в статье «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения».
Существует ряд документов, подтверждающих постановку гражданина на воинский учет. Ознакомиться с их перечнем вы можете в материале, подготовленном экспертами «КонсультантПлюс». Получите бесплатный пробный доступ к нему.
Как же именно осуществляется воинский учет и постановка на него?
Как осуществляется воинский учет: общие правила
Независимо от того, кто именно осуществляет воинский учет (военкомат, орган местного самоуправления или организация), состав лиц, которые должны подлежать учету, таков:
- призывники, т. е. мужчины в возрасте от 18 до 27 лет;
- военнообязанные.
К последним относится довольно широкий перечень лиц, которые могут не подлежать призыву в армию (либо уже отслужили), но воинская обязанность для них всё равно установлена законодателем:
- лица, находящиеся в запасе;
- лица, которые были освобождены от службы в армии (или которым была предоставлена отсрочка, но по достижении 27 лет они так и не были призваны в армию);
- лица, которые ранее прошли альтернативную гражданскую службу;
- женщины, имеющие военные специальности, перечисленные в приложении № 1 к к Положению № 719.
При этом некоторые категории граждан не подлежат воинскому учету вовсе. К ним относятся, в частности, освобожденные от исполнения воинской обязанности, заключенные, женщины (за исключением указанных выше), лица, постоянно проживающие за рубежом и др. (п. 15 Положения № 719).
Сам воинский учет может быть двух видов: общий и специальный. Специальный учет предназначен для отслеживания информации о военнообязанных специалистах, которые были ранее прикреплены к каким-либо органам госвласти на период мобилизации, а также о кадрах, которые проходят службу в правоохранительных, пожарных службах, а также в службах исполнения наказания и контроля за оборотом наркотиков (п. 16 Положения № 719). Все остальные стоят на общем воинском учете.
Первоначальная постановка на воинский учет
Итак, все военнообязанные лица должны состоять на воинском учете. Для этого законодатель установил механизм первоначальной постановки на воинский учет, который является обязанностью призывников.
В первый раз встать на воинский учет должно любое лицо мужского пола в тот год, когда ему исполнится 17 лет. При этом это нужно сделать в период с 1 января по 31 марта соответствующего года (п. 1 ст. 9 закона № 53-ФЗ).
ВАЖНО! Встать первый раз на учет нужно именно в год исполнения 17 лет, а не в год, когда 17 лет уже исполнилось. К примеру, если 17 лет исполняется в октябре 2022 года, то такое лицо обязано встать на воинский учет до 31 марта 2022 года.
Однако если же призывник не явился в установленные сроки в военкомат, то он может быть поставлен на воинский учет и после, в течение всего года. Кроме того, круглый год осуществляется первоначальная постановка на воинский учет женщин (сразу после присвоения им воинской специальности), лиц, только что получивших российское гражданство или переехавших на постоянное место жительства в РФ, а также для отбывших наказание заключенных (сразу после освобождения).
По общему правилу военкомат направляет призывнику повестку, в которой извещает о необходимости явиться в указанное время с целью первоначальной постановки его на воинский учет. Получив данную повестку, призывник не имеет права не прийти. При этом если он работает или учится, то должностные лица этих организаций должны предоставить ему возможность явиться в военкомат ко времени, указанному в повестке (пп. 2, 3 ст. 9 закона № 53-ФЗ).
Если работника предприятия вызвали в военкомат по повестке, ему необходимо выплатить средний заработок. Соответствующую сумму можно взыскать при этом с военкомата.
Эксперты «КонсультантПлюс» подробно рассказали, как именно. Получите бесплатный пробный доступ к материалу на данную тему.
Узнайте больше о расчете среднего заработка в специальном материале.
Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется на основании решения специально созданной комиссии (п. 5 ст. 9 закона № 53-ФЗ). Состав такой комиссии меняется, но принципиально в нее должны входить следующие специалисты:
- представитель военкомата (председатель комиссии);
- представитель местной администрации;
- специалист по профессиональному психологическому отбору;
- секретарь комиссии;
- врачи.
Комиссия в указанном составе рассматривает каждого потенциального кандидата с тем, чтобы определить, насколько он может быть допущен к исполнению воинской обязанности.
Однако, чтобы быть допущенным до заседания комиссии, кандидат к постановке на учет должен пройти медобследования, а также профессиональный психологический отбор, организация которых является ответственностью комиссии (п. 6 ст. 9 закона № 53-ФЗ).
По итогам заседания комиссии лицо может быть признано:
- годным к прохождению службы;
- ограниченно годным;
- негодным, в связи с чем такое лицо должно быть освобождено от воинской обязанности.
После вынесения решения по кандидату председатель комиссии должен объявить его непосредственно самому кандидату, а также разъяснить ему дальнейшие обязанности в отношении воинского учета (п. 7 ст. 9 закона № 53-ФЗ).
Работника после прохождения военкомата могут призвать в армию. В этом случае в установленном порядке оформляется его увольнение.
Первичная постановка на воинский учет
Выше было указано, что первоначальную постановку граждан на воинский учет осуществляет военкомат по месту жительства призывников. Однако как воинский учет реализуется на территориях, где нет каких-либо подразделений военкомата?
Специально для таких территорий законодатель ввел специальный подвид воинского учета — первичный учет. По сути, это тот же самый воинский учет, но который, в отличие от стандартного, осуществляется уже не военкоматами, а органами местного самоуправления.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Первичный учет осуществляется только на территориях, где нет военкоматов. Поэтому законодатель наделяет органы местного самоуправления таких территорий полномочиями вести воинский учет; эти полномочия и называются первичным учетом (п. 2 ст. 8 закона № 53-ФЗ).
Указанные органы также осуществляют учет граждан, как постоянно проживающих на подведомственных им территориях, так и временно прибывших.
Органы местного самоуправления осуществляют воинский учет по аналогии с военными комиссариатами: собирают информацию о военнообязанных гражданах, поддерживают ее в актуальном состоянии, осуществляют постановку на учет (и снятие с него). Кроме того, они обязаны предоставлять в военкоматы всю актуальную информацию о потенциальных призывниках, а также иную информацию о военнообязанных гражданах по запросу военкомата (п. 2 ст. 8 закона № 53-ФЗ).
ВАЖНО! В случае если на рассматриваемой территории создается военкомат, то с 1-го числа следующего месяца органы местного самоуправления прекращают ведение первичного воинского учета.
Подробнее о практическом ведении воинского учета на предприятии читайте в специальном материале, размещенном в системе «КонсультантПлюс». Получите к нему бесплатный пробный доступ к нему.
Итоги
Первоначальную постановку граждан на воинский учет военкомат должен осуществить в отношении каждого лица мужского пола, достигшего возраста 17 лет. При этом если потенциальный призывник учится или работает, то его организация (в которой он трудится/обучается) должна поспособствовать тому, чтобы он вовремя явился в назначенный день в военкомат для постановки на учет. Каждый призывник проходит комиссию, на которой и определяется, в состоянии ли он исполнить воинский долг или его следует от него освободить. Если на территории, где проживает военнообязанный, отсутствует военкомат, то постановку на учет (первичный учет) осуществляет соответствующий орган местного самоуправления.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Документы, подтверждающие право на отсрочку или освобождение от военной службы
Документы, подтверждающие право на отсрочку или освобождение от военной службы
Чтобы получить отсрочку от призыва, необходимо в установленный срок представить пакет (различный в каждом случае) документов, подтверждающих право на нее. Момент представления документов определяется ближайшим призывом, следующим за возникновением основания для отсрочки. Все документы представляются в подлиннике.
Вопрос об отсрочке от призыва гражданина, признанного не годным или временно не годным к военной службе по состоянию здоровья, рассматривается призывной комиссией при наличии у него следующих документов:
- акт исследования состояния здоровья с результатами исследований и диагнозом;
- выписка из истории болезни, заверенная подписями главного врача, лечащего врача и печатью;
- лист медицинского освидетельствования с заключением врача-специалиста о категории годности призывника к военной службе и показателе предназначения.
Призывник, постоянно ухаживающий за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, должен представить следующие документы:
- свидетельство о своем рождении;
- справку о составе семьи;
- копии паспортов лиц, нуждающихся в постоянном уходе;
- решение суда об усыновлении (при необходимости);
- свидетельства о рождении своих родителей (при уходе за дедушкой, бабушкой);
- заключение медико-социальной экспертизы о необходимости постоянного постороннего ухода (помощи, надзора) за родственниками;
- свидетельство об инвалидности (I или II группы) родственника;
- пенсионные удостоверения родственников;
- свидетельства о рождении его родных братьев или сестер, не достигших 18 лет.
Одинокий отец, воспитывающий ребенка без матери, должен представить:
- справку о составе семьи;
- свидетельство о рождении ребенка;
- свидетельство о расторжении брака, либо о смерти матери ребенка, либо решение суда о лишении ее родительских прав.
Призывник, имеющий двух и более детей должен представить:
- справку о составе семьи;
- свидетельства о рождении детей.
Призывник, имеющий ребенка-инвалида в возрасте до трех лет, должен представить:
- справку о составе семьи;
- свидетельство о рождении ребенка;
- документы, подтверждающие инвалидность.
Призывник, поступивший на работу (на полный день) по специальности сразу после окончания вуза в государственную организацию, входящую в определенный Правительством Российской Федерации перечень, должен представить:
- справку с места работы с указанием своей должности и специальности, заверенную печатью и подписью руководителя (представляется в военный комиссариат ежегодно);
- диплом о высшем профессиональном образовании.
Призывник, который окончил специализированный вуз, получил специальное звание и проходит службу в органах внутренних дел, противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в таможенных органах РФ, должен представить:
- диплом о высшем профессиональном образовании соответствующего направления;
- справку с места работы (учебы), заверенную печатью и подписью руководителя и печатью учреждения или органа;
- выписку из приказа о присвоении специального звания.
Для получения отсрочки призывник должен представить, если он учится (очно):
- в школе (в том числе аккредитованной негосударственной) – справку (форма N 26а);
- в училище, техникуме, вузе и других учебных заведениях (в том числе аккредитованных негосударственных) – справку (форма N 26);
Примечание. Справка должна быть заверена печатью и подписана руководителем или заместителем руководителя. Для проходящих обучение на военной кафедре, кроме того – начальником или заместителем начальника кафедры. - в аспирантуре (других формах послевузовского образования):
– диплом о высшем профессиональном образовании;
– справка (форма N 26), заверенная печатью и подписью руководителя или заместителя руководителя, с датой и номером приказа о зачислении в аспирантуру и датой окончания программы обучения и защиты квалификационной работы.
Призывник, имеющий право на отсрочку по указу Президента РФ, должен представить справку с места работы, заверенную подписью руководителя и печатью учреждения (ежегодно – в сентябре).
Копии всех документов, а также ежегодные подтверждающие справки хранятся в личном деле призывника.
Для подтверждения факта исполнения ранее военно-служебных обязанностей необходимо представить военно-учетные документы с отметкой, которая ставится в них при увольнении с военной службы.
Для получения освобождения от воинской обязанности в связи с гибелью (смертью) отца или родного брата на военной службе по призыву, необходимо представить:
- документы, подтверждающие их родство;
- свидетельство о смерти;
- извещение воинской части в адрес военного комиссариата об их гибели (смерти) с указанием ее связи с военной службой.
Для получения освобождения от воинской обязанности в связи со смертью отца или родного брата вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных на военной службе, после увольнения с военной службы либо после окончания военных сборов, необходимо представить:
- документы, подтверждающие их родство;
- свидетельство о смерти;
- свидетельство о болезни, составленное военно-врачебной комиссией в период военной службы, с заключением о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания с военной службой;
- заключение медико-социальной экспертизы о причинной связи смерти с исполнением ими обязанностей военной службы.
Решением призывной комиссии гражданин освобождается от исполнения воинской обязанности или зачисляется в запас. На основании выписки из протокола заседания призывной комиссии ему выдается военный билет.
Как обжаловать решение призывной комиссии. Пошаговая инструкция.
Гражданин вправе обжаловать решение (заключение) призывной комиссии. В зависимости от обстоятельств дела допускается внесудебный и (или) судебный порядок обжалования.
Решение призывной комиссии можно обжаловать
В зависимости от обстоятельств дела допускается внесудебный и (или) судебный порядок обжалования (п. 7 ст. 28, п. 4 ст. 29 Закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ; ст. 15 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ).
Новое: Судебная практика по оспариванию решения призывной комиссии
Справка. Решение и заключение призывной комиссии
Призывная комиссия принимает следующие решения (п. 1 ст. 28 Закона N 53-ФЗ):
– о призыве на военную службу;
– о направлении на альтернативную гражданскую службу;
– о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
– об освобождении от призыва на военную службу;
– о зачислении в запас;
– об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Призывная комиссия может также выносить заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву без законных на то оснований (п. 1.1 ст. 28 Закона N 53-ФЗ).
Как обжаловать решение призывной комиссии военкомата
По общему правилу председатель призывной комиссии обязан объявить решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено).
По письменному заявлению гражданина, поданному в военный комиссариат, выдается выписка из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении).
Заявление о выдаче выписки из протокола (решения, заключения) заседания призывной комиссии (форма)
В течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления выписка из протокола выдается гражданину лично или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении адресу (п. 6 ст. 28 Закона N 53-ФЗ).
Если гражданин не согласен с вынесенным призывной комиссией решением (заключением), он может его обжаловать в призывную комиссию соответствующего субъекта РФ.
Новое: Судебная практика по оспариванию решения призывной комиссии
Жалоба подаётся в течение трех месяцев со дня вынесения обжалуемого решения (заключения).
Заявление об обжаловании решения призывной комиссии (форма)
Призывная комиссия субъекта РФ рассматривает жалобу на решение призывной комиссии в течение пяти рабочих дней, а на заключение призывной комиссии – в течение месяца со дня поступления жалобы в призывную комиссию (п. 7 ст. 28 Закона N 53-ФЗ).
Призывная комиссия субъекта РФ может отменить решение или заключение нижестоящей призывной комиссии
Одновременно с этим комиссия может принять иное решение (например, о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу).
При принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта РФ определяет вид и род Вооруженных Сил РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу (п. п. 1, 1.1, 5 ст. 28, п. п. 2, 3 ст. 29 Закона N 53-ФЗ).
Выполнение обжалуемого решения (заключения) призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией субъекта РФ (п. 7 ст. 28 Закона N 53-ФЗ).
Как обжаловать решение призывной комиссии в суде
Как правило, обжаловать решение (заключение) призывной комиссии в суд можно одновременно с подачей жалобы во внесудебном порядке. Однако, допускается и только судебный порядок.
Новое: Судебная практика по оспариванию решения призывной комиссии
Например, в судебном порядке обжалуется решение призывной комиссии субъекта РФ, решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (п. 7 ст. 28, п. 4 ст. 29 Закона N 53-ФЗ; ч. 1 ст. 15 Закона N 113-ФЗ).
Чтобы признать незаконным решение призывной комиссии в судебном порядке, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Подготовьте административное исковое заявление и необходимые документы
В административном исковом заявлении указываются (ч. 2 ст. 125, ч. 2 ст. 220 КАС РФ; п. 4 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016):
1. Наименование суда, в который подается заявление.
2. Сведения об истце: Ф.И.О, место жительства или место пребывания, дату и место рождения, номера телефона и факса, адрес электронной почты.
Если исковое заявление подает представитель, указываются Ф.И.О. представителя, почтовый адрес, номера телефона и факса, адрес электронной почты, сведения о наличии у представителя высшего юридического образования.
3. Призывную комиссию, решение (заключение) которой оспаривается.
4. Наименование, номер и дату принятия оспариваемого решения (заключения).
5. Сведения о том, какие права и законные интересы административного истца нарушены, или о причинах, которые могут повлечь нарушение прав истца.
6. Нормативные правовые акты на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое решение (заключение).
7. Содержание требований (например, признать решение призывной комиссии незаконным и отменить его), а также обоснование и доводы, на которых основаны требования истца.
8. Сведения о подаче жалобы во внесудебном порядке и результатах ее рассмотрения (если такая жалоба подавалась).
9. Перечень прилагаемых документов и сведения о невозможности приложить какие-либо из необходимых документов.
Административное исковое заявление о признании незаконным решения призывной комиссии (форма)
К административному исковому заявлению в обязательном порядке прилагаются (ч. 1, 3 ст. 55, ч. 4, 5, 8 ст. 57, ч. 1 ст. 126, ч. 3 ст. 220 КАС РФ):
1) уведомление о вручении копий искового заявления с приложениями сторонам, участвующим в деле. Если копии сторонам дела не направлялись, в суд представляются копии искового заявления с приложениями по количеству сторон участвующих в деле;
2) документ, подтверждающий уплату госпошлины либо право на получение льготы по ее уплате, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины с приложением необходимых документов.
Справка. Размер госпошлины
Госпошлина при подаче административного искового заявления о признании решения (заключения) призывной комиссии незаконным составляет 300 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ);
3) доверенность удостоверяющую полномочия представителя административного истца, а также диплом о высшем юридическом образовании представителя или ученой степени по юридической специальности;
4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны требования в исковом заявлении, а также документы об обжаловании решения (заключения) призывной комиссии во внесудебном порядке;
5) иные документы, подтверждающие требования истца.
Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме на бумажном носителе. В этом случае на копии искового заявления истца проставляются подпись истца (представителя – при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление искового заявления в суд) и дата подписания заявления (ч. 1 ст. 125 КАС РФ).
Новое: Судебная практика по оспариванию решения призывной комиссии
Также заявление можно направить в электронном виде через систему ГАС “Правосудие” при наличии технической возможности в суде (ч. 2 ст. 45, ч. 8 ст. 125, ч. 1 ст. 220 КАС РФ; ч. 4 ст. 12 Закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ).
Подайте административное исковое заявление в суд
Административное исковое заявление подается в суд в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
Пропуск установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявления к производству суда.
Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом (ч. 5, 7 ст. 219 КАС РФ).
По общему правилу административное исковое заявление об оспаривании решений органов власти и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в районный суд по месту нахождения органа власти или организации либо по месту жительства административного истца (ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 3, 4 ст. 24 КАС РФ).
Если место нахождения указанных органа власти или организации не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия, административный иск подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия органа власти или организации, либо по месту жительства административного истца (ч. 2 ст. 22 КАС РФ; п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 N 36).
Дождитесь рассмотрения дела и решения суда
По результатам рассмотрения административного дела суд вынесет решение: (ч. 2 ст. 227 КАС РФ):
– об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца;
– об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным.
Выполнение обжалуемого решения (заключения) призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (п. 7 ст. 28, п. 4 ст. 29 Закона N 53-ФЗ; ч. 2 ст. 15 Закона N 113-ФЗ).
Решение суда, не вступившее в законную силу, можно обжаловать в апелляционном порядке.
Апелляционная жалоба подается через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 295, ч. 1 ст. 297, ч. 1 ст. 298 КАС РФ).