Отпуск сотрудника полиции

Отпуск у сотрудника полиции: основные виды и порядок получения каждого из них в соответствии с требованиями законодательства

Вся трудовая деятельность, которая осуществляется сотрудниками правоохранительных органов, в первую очередь, полиции, регламентируется, прежде всего, Федеральным законом №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации». Данный закон регламентирует также и порядок предоставления отпусков лицам, которые состоят на службе в органах внутренних дел, в частности, в подразделениях полиции. В рамках указанного закона предоставление отпусков различного вида для сотрудников внутренних дел и приравненных к ним лиц осуществляется на основании положений статьи 56.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Так как по медицинским показаниям сотруднику полиции также может быть предоставлен отпуск, например, используемый для физической или психической реабилитации, предусмотренный специальными нормативными актами, то для получения такого типа отпуска потребуется обратиться к Указу Президента Российской Федерации №88, изданному в феврале 2014 года (предоставление такого реабилитационного отпуска осуществляется на основании именно этого указа).

Среди предоставляемых отпусков сотрудникам полиции есть также и отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком. Так как механизм их предоставления женщинам как состоящим на службе в полиции, так и носящим статус гражданских, является одинаковым, законодатель не стал отражать данный тип отпусков в отдельных правовых нормах, и сотрудницам полиции данный тип отпусков предоставляется на основании положений статей 255-256 ТК РФ, а также на основании статьи 260 ТК РФ.

Существующие виды отпусков для сотрудников полиции

В настоящее время для сотрудников полиции предоставляется несколько видов отпусков, которые они могут использовать при необходимости. Однако далеко не все из этих видов отпусков положены всем сотрудникам полиции.

Каждый из указанных видов отпусков имеет свои особенности предоставления.

Ежегодный основной и дополнительный отпуска

Ежегодный основной отпуск предоставляется сотруднику полиции, если за текущий календарный год он отработал в ведомстве более десяти дней (отсчёт идёт с момента трудоустройства).

Максимальный срок такого отпуска – 30 календарных дней. Из его длительности исключаются выходные и праздничные дни, но не более пяти штук, что позволяет максимально увеличить общую продолжительность отпуска предельно на 5 дней.

Если сотрудник устроился и проработал с момента трудоустройства менее 10 дней, то его отпуск в полном объеме переносится на следующий год. Однако отгулять сразу все 60 дней в этом случае не получится – придётся дробить отпуск.

Если речь идёт о дополнительном отпуске, то он предоставляется только по истечении десяти лет службы. В период с десятого по пятнадцатый год службы к ежегодному основному отпуску может быть прибавлено только 5 дней, в результате чего общая длительность отпуска составляет не более 35 дней в году. С пятнадцатого по двадцатый год к ежегодному основному отпуску прибавляется 10 дней и общая продолжительность такого отпуска составляет 40 дней. А начиная с двадцатого года службы срок отпуска увеличивается на 15 дней.

Ежегодный дополнительный отпуск может быть использован совместно с основным, а также подлежит переносу на следующий год, но одновременно в отпуске более 60 дней сотрудник полиции находиться не может.

Учебный отпуск

Учебный отпуск предоставляется сотруднику полиции в том случае, если ему либо необходимо продолжать или завершать обучение, либо пройти обучение с целью повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Его предоставление возможно только в том случае, если сотрудник полиции предоставил документы, подтверждающие необходимость такого учебного отпуска.

В случае если речь идет о первом образовании, он подлежит обязательной оплате в соответствии с установленным механизмом оплаты учебных отпусков.

Если это второе образование или повышение квалификации, то отпуск предоставляется без сохранения содержания.

Отпуск по семейным обстоятельствам

Еще одним видом отпусков является отпуск по семейным обстоятельствам. Он предоставляется в случаях, когда у сотрудника полиции возникает необходимость находиться со своей семьей, когда ежегодный основной или дополнительный отпуск уже полностью использован.

Чаще всего такой отпуск предоставляется в случаях болезни, смерти близкого родственника, свадьбы (своей или близкого родственника), а также в тех случаях, когда возникающие семейные обстоятельства требуют обязательного присутствия сотрудника полиции как одного из близких родственников. Предоставление такого отпуска осуществляется не более, чем на 10 дней по общей длительности.

В том случае, если сотруднику полиции требуется проезд до места пребывания, то время, затраченное на проезд, в счет указанных десяти дней не входит.

Отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком

Что касается отпуска по беременности и родам, он предоставляется на основании специально полученного больничного, выдаваемого женской консультацией будущей маме за 70 дней до планируемой даты рождения ребенка. После родов до начала отпуска по уходу за ребенком будущая мама также получает 70 дней на восстановление. В случае если имели место осложненные роды, к больничному выдается дополнительный листок нетрудоспособности, в котором указывается, что основной больничный должен быть продлен. На основании этого издается специальный приказ, в котором указывается новая продолжительность отпуска по беременности и родам.

В случае осложненной беременности (многоплодной) отпуск по беременности и родам начинается не на тридцатой, а на двадцать восьмой акушерской неделе беременности, а также продлевается после родов, в результате общая длительность составляет 196 дней вместо 140.

После окончания отпуска по беременности и родам сотруднице полиции по ее желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (денежное пособие выплачивается до достижения ребенком возраста полутора лет, дальнейшие выплаты остаются полностью на усмотрение руководства сотрудницы полиции).

Отпуск перед увольнением

Право на предоставление отпуска перед увольнением наступает после того, как сотрудник полиции в своей службе достиг двадцатилетнего стажа.

В случаях, если речь идет об увольнении за неисполнение своих служебных обязанностей или по признанию его полностью несоответствующим его должности, такой отпуск не предоставляется.

Длительность такого отпуска составляет 30 дней, и он предоставляется независимо от того, был ли полностью использован основной или дополнительный ежегодный отпуск. В случае если сотрудник отказывается от использования такого отпуска, ему предоставляется компенсация за то, что такой отпуск не используется.

Реабилитационный отпуск по Указу Президента №88

Реабилитационный (другое его название – президентский) отпуск предусмотрен не только для сотрудников полиции, но и для военнослужащих, которые находились в сложных психических или физических условиях, где могли испытывать серьезные неудобства, требующие обязательного восстановления психического или физического состояния. Такой отпуск может быть использован как для пребывания в специализированных реабилитационных учреждениях, так и для нахождения дома в максимально комфортных условиях проживания, где такой человек сможет по-настоящему восстановиться и отдохнуть.

Предоставление президентского отпуска возможно только в том случае, если необходимость его сформулирована в специальном заключении военно-врачебной комиссии. На основании такого заключения формируется приказ о назначении отпуска.

Правила предоставления отпуска

Предоставление отпуска сотруднику полиции независимо от того, о каком именно отпуске идет речь, происходит на основании специально поданного рапорта. Такой рапорт подается на имя начальника того отдела полиции или управления внутренних дел, к которому приписан конкретный сотрудник по долгу своей службы. Рапорт носит характер именного документа, в котором указываются и данные того руководителя, которому он направляется, и данные направляющего его сотрудника. Подача рапорта осуществляется не менее, чем за две недели до начала такого отпуска (исключение составляют отпуска по семейным обстоятельствам, рапорты на которые составляются не более, чем за три дня до начала отпуска). В случае если речь идет об отпуске, который требуется сотруднику полиции по семейным обстоятельствам, связанным со смертью близкого родственника, то рапорт на его предоставление пишется в день, когда получено такое известие, с указанием количества дней, которое необходимо человеку для нахождения с семьей.

Для каждого типа отпусков потребуется составить рапорт о его предоставлении, так как, в противном случае, отсутствие на рабочем месте будет считаться неправомерным.

Учебный отпуск предоставляется также на основании рапорта, но к нему обязательно должны быть приложены документы, подтверждающие необходимость предоставления такого отпуска (справка-вызов из образовательного учреждения, копия протокола заседания диссертационного совета о назначении даты защиты кандидатской или докторской диссертации). Срок такого отпуска не может быть больше, чем срок, указанный в документах, подтверждающих необходимость предоставления такого отпуска.

Оплата

Оплата предоставленного отпуска происходит на основании рапорта, направляемого начальнику того территориального подразделения, к которому приписан сотрудник полиции.

Для определения суммы, которая подлежит выплате в качестве отпускных, используется информация о размере заработной платы конкретного сотрудника полиции, которая выплачивается на основании значений суммы оклада, дополнительных премий за выслугу лет, за звание и сложность службы в том или ином подразделении.

Учет среднего заработка, характерный для гражданских лиц, в данном случае не используется.

Компенсация проезда к месту отдыха

Если сотруднику полиции, а также членам его семьи, требуется проезд до места проведения отпуска, стоимость билетов также подлежит обязательной компенсации. Выплата такой компенсации происходит либо на основании предоставленных билетов (после их использования), либо на основании предварительного рапорта о возмещении затрат на проезд. В предварительном рапорте указывается сумма, которую сотрудник полиции потратил на приобретение билетов до места отдыха.

Компенсация проезда к месту обучения

Если речь идет об учебном отпуске, то оплата проезда к месту обучения не происходит, если речь идет о повышении квалификации или втором и последующем высшем образовании. В случае с первым высшим образованием оплата происходит на основании предоставленных билетов.

Компенсация за неиспользованный отпуск

В случае если по каким-либо причинам сотруднику полиции не удалось использовать положенный ему отпуск (речь идет только об основном и дополнительном ежегодном, а также об отпуске перед увольнением), то он может рассчитывать на выплату компенсации.

В случае если не был использован в полном объеме ежегодный основной или дополнительный отпуск, а также не было его переноса на следующий год, то сотрудник вправе получить компенсацию за него.

Для этого потребуется обратиться к своему руководству и уведомить его о том, что отпуск не был использован по каким-то причинам, а также не переносится на следующий год. Такое оповещение происходит с помощью специального рапорта, в котором указывается информация о причинах неиспользования отпуска, а также вносятся сведения о необходимости предоставления компенсации за такие отпускные дни.

Если речь идет об отпуске перед увольнением, то его неиспользование также отражается в рапорте, подаваемом перед увольнением, и компенсационная выплата включается в ту сумму, которая подлежит выплате сотруднику перед его увольнением из рядов полиции.

В случае с ежегодным основным и дополнительным отпуском компенсационная выплата за их неиспользование начисляется в качестве выплаты в один из случаев выплаты денежного довольствия.

Сколько длится отпуск у сотрудников МВД

Служба в полиции связана с множеством нагрузок психоэмоционального и физического характера, поэтому отдых важен для эффективной работы сотрудников силовых структур.

Алгоритм предоставления регулируется рядом нормативных актов РФ, основные из них:

  • ТК РФ;
  • ФЗ №342-ФЗ от 30.11.2011, регулирующий вопросы службы в органах;
  • ФЗ №247-ФЗ от 19.07.2011, касающийся социальных гарантий работникам.

Чтобы понять, как посчитать отпуск сотруднику полиции, следует принять во внимание, что его виды определены ч. 1 ст. 56 закона №342-ФЗ. Это следующие виды:

  1. Основной.
  2. Дополнительный.
  3. Другие.

Правила основного отпуска в МВД

Основной отдых в полиции длится 30 календарных дней. Если служба проходит на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, в других регионах с суровым климатом, в отдаленных субъектах РФ (постановление правительства №48 от 23.01.2001), предусмотрены удлиненные отпуска сотрудников органов внутренних дел продолжительностью 45 суток.

Предоставляется каждый год. Если работник не использовал его по установленному графику, его предоставляют в иное подходящее время до конца текущего года или на протяжении следующего. Если служба проходит на Крайнем Севере, в иных регионах с тяжелыми условиями, предусмотрена возможность по собственному желанию объединить положенные дни отдыха за 2 года.

Законом определен особый алгоритм, как считается отпуск в МВД: в период для подсчета в число дней не включают (не более 10) выходные и нерабочие праздничные дни. Период делят на части при условии, что одна из них состоит не менее чем из 14 суток.

Правила дополнительного отпуска в МВД

Дополнительные виды определены ст. 57 ФЗ №342. К ним относят дополнительный отпуск в МВД, который предоставляют за:

  • стаж;
  • вредные условия;
  • особые условия;
  • ненормированный рабочий день.

Кроме этого, предусмотрено освобождение от службы для прохождения медико-психологической реабилитации (ч. 11 ст. 11 ФЗ №247).

Вид дополнительного отдыхаПродолжительность (в календарных днях)Дополнительные условия
За стаж5 при стаже от 10 до 15 летЕсли не использован в текущем году, допотпуск за выслугу лет в МВД предоставляют в удобное время в следующем.
10 при стаже от 15 до 20 лет
15 при стаже от 20 лет
За вредные условияНе меньше 10Порядок определен приказом МВД №50 от 01.02.2018.
За особые условияНе больше 10
За ненормированный деньОт 3 до 10
Для реабилитации14/21/30 сутокПорядок определен приказом МВД №5 от 10.01.2012.
По личным причинамДо 10Статья 61 ФЗ №342 регулирует отпуск по семейным обстоятельствам у сотрудников МВД, порядок и условия его предоставления.

Как предоставляется

Алгоритм предоставления регулирует приказ МВД №50 от 01.02.2018.

  • график;
  • рапорт (подробнее: рапорт на отпуск сотрудника полиции);
  • приказ руководителя.

Алгоритм оформления отдыха включает три шага.

Шаг 1. Сотрудник оформляет рапорт, где указывает:

  • название подразделения, в котором он служит;
  • Ф. И. О. руководителя, в адрес которого направят рапорт;
  • изложение просьбы об отдыхе и его сроки;
  • указание места, где планируется провести отдых;
  • вид транспорта, на котором планируется добираться до места отдыха.

Рапорт о предоставлении отпуска

Шаг 2. Документ направляют руководителю.

Шаг 3. Руководитель утверждает приказ о предоставлении отпуска.

Продление или перенос любого вида отдыха происходит на основании решения руководителя (ст. 59 ФЗ №342):

  • если сотрудник болеет;
  • если в период отдыха он исполняет государственные обязанности, по которым установлено освобождение от службы;
  • в иных случаях, определенных законом.

Основной или дополнительный допускается продлить не более чем на 10 дней, если наступают обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 61 ФЗ №342:

  • тяжелая болезнь/смерть близкого родственника;
  • пожар/иное стихийное бедствие;
  • потребность в психологической реабилитации;
  • иные исключительные случаи.

Приказ руководителя по продлению/переносу издают при наличии подтверждающих документов (ч. 12 ст. 56 ФЗ №342).

Отзыв сотрудника из отпуска происходит:

  1. По согласию сотрудника, если в его отсутствие невозможно исполнять функции надлежащим образом. Основание — приказ руководителя.
  2. Без согласия, если наступили особые обстоятельства (ст. 35 ФЗ №342) — введено военное/чрезвычайное положение, проводится антитеррористическая операция, ликвидация ЧС. Отказ приступить к службе в перечисленных условиях является основанием для увольнения.

Как оплачивается

Законодатель определил алгоритм, как оплачивается отпуск в МВД: денежные средства платят исходя из определенной на дату убытия суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат. Если в период отсутствия сотрудника на рабочем месте размер его дохода изменился, производят перерасчет после окончания отпускного периода.

Сотрудник получает компенсацию в денежном эквиваленте (п.п. 81–84 приказа МВД №65 от 31.03.2013):

  • если увольняется из органов, не использовав положенные дни отдыха;
  • взамен части основного периода свыше 30 дней (по желанию сотрудника).

Если работник проходит службу на Крайнем Севере, в приравненных к нему местностях, во вредных условиях, компенсация запрещена (кроме варианта увольнения со службы, ч. 7 ст. 56 ФЗ №342).

Подсчет размера компенсации производится делением начисляемой суммы (оклад + ежемесячные допвыплаты) на среднемесячное число календарных дней. Последнее устанавливают, разделив количество дней в году на 12. предусмотрена возможность оплаты стоимости проезда сотрудника к месту отдыха и обратно (приказ МВД №514 от 16.05.2012).

В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

Приказ МВД России от 17.02.2020 N 79 “Об утверждении Перечня документов, подтверждающих время, затраченное сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации на проезд к месту проведения отпуска и обратно, а также Порядка представления таких документов” (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2020 N 57839)

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ВРЕМЯ, ЗАТРАЧЕННОЕ СОТРУДНИКОМ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРОЕЗД
К МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ ОТПУСКА И ОБРАТНО, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТАКИХ ДОКУМЕНТОВ

В целях упорядочения предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно, организации контроля за их использованием и в соответствии с частью 5 статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” – приказываю:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2019, N 31, ст. 4477.

1.1. Перечень документов, подтверждающих время, затраченное сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации на проезд к месту проведения отпуска и обратно (приложение N 1).

1.2. Порядок представления документов, подтверждающих время, затраченное сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации на проезд к месту проведения отпуска и обратно (приложение N 2).

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение требований настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений, и начальника Департамента государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта внутренней службы В.Л. Кубышко.

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.КОЛОКОЛЬЦЕВ

Приложение N 1
к приказу МВД России
от 17.02.2020 N 79

ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ВРЕМЯ, ЗАТРАЧЕННОЕ СОТРУДНИКОМ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРОЕЗД
К МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ ОТПУСКА И ОБРАТНО

1. Билет, электронный билет, электронный многоцелевой документ, ордер разных сборов, путевка.

2. Чек контрольно-кассовой машины; слип, чек электронного терминала при проведении операций с использованием банковской карты; подтверждение кредитной организации, в которой сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации открыт банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, о проведенной операции по оплате билета, оформленного в без документарной форме; документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности, приравненном к кассовому чеку .

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 “О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2191; 2014, N 18, ст. 2177).

3. Паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

4. Справка (отпускное удостоверение) (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Перечню).

5. Документ, подтверждающий заключение договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования .

6. Документ, подтверждающий фактическое пребывание в дороге к месту проведения отпуска и обратно и (или) пребывание (проживание) по месту проведения отпуска.

Приложение
к Перечню документов, подтверждающих
время, затраченное сотрудником
органов внутренних дел Российской
Федерации на проезд к месту
проведения отпуска и обратно

Приложение N 2
к приказу МВД России
от 17.02.2020 N 79

ПОРЯДОК
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ВРЕМЯ, ЗАТРАЧЕННОЕ
СОТРУДНИКОМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПРОЕЗД К МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ ОТПУСКА И ОБРАТНО

1. Настоящий Порядок определяет процедуру представления в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации (далее – органы, организации, подразделения МВД России), сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации документов, подтверждающих время, затраченное сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации на проезд к месту проведения отпуска и обратно воздушным, железнодорожным, водным, автомобильным (в том числе личным) и иным видом транспорта.

2. Документы, предусмотренные Перечнем документов, подтверждающих время, затраченное сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации на проезд к месту проведения отпуска и обратно (приложение N 1 к настоящему приказу) (далее – Перечень), представляются сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации (далее – сотрудник) в кадровое подразделение органа, организации, подразделения МВД России в течение трех рабочих дней после окончания отпуска. В указанный срок не включатся периоды временной нетрудоспособности сотрудника.

3. Для подтверждения времени, затраченного на проезд к месту проведения отпуска и обратно, сотрудник представляет:

3.1. При следовании к месту проведения отпуска и обратно воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования – документы, указанные в пунктах 1 или 2 Перечня.

3.2. При следовании к месту проведения отпуска и обратно на территории Российской Федерации личным автомобильным или иным видом транспорта, не указанным в подпункте 3.1 настоящего Порядка, – документ, указанный в пункте 4 Перечня, с отметкой, заверенной печатью (штампом) органа, организации, подразделения МВД России по месту проведения отпуска . Отметка проставляется должностным лицом органа, организации, подразделения МВД России по месту проведения отпуска после предъявления сотрудником, находящимся в отпуске, служебного удостоверения или паспорта гражданина Российской Федерации.

За исключением сотрудников оперативно-поисковых подразделений и подразделений специальных технических мероприятий.

3.3. При следовании к месту проведения отпуска и обратно за пределы территории Российской Федерации личным автомобильным транспортом – документ, указанный в пункте 5 Перечня.

4. В случае проведения сотрудником отпуска за пределами территории Российской Федерации помимо документов, указанных в пунктах 1, 2 и 5 (при наличии) Перечня, сотрудник представляет документ, указанный в пункте 3 Перечня, содержащий отметки о пересечении государственной границы.

5. Для уточнения пребывания в дороге к месту проведения отпуска и обратно и (или) пребывания (проживания) по месту проведения отпуска по решению руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России и (или) при невозможности представления документов, указанных в пунктах 1 – 5 Перечня, сотрудник представляет документ, указанный в пункте 6 Перечня.

6. Сотрудниками кадрового подразделения с документов, указанных в пунктах 1 – 3, 5 и 6 Перечня, снимаются копии. После снятия копий указанные документы возвращаются сотруднику в день их представления.

КС разобрался в праве полицейских на дополнительный отпуск при увольнении по болезни

Суд признал неконституционной норму, не позволяющую однозначно установить, имеют ли право на отпуск по личным обстоятельствам сотрудники ОВД, уволенные на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел

В комментарии «АГ» одна из экспертов посчитала, что Конституционный Суд защищает права специальных категорий работников с большей охотой, чем обычных. Другая заметила, что выводы КС могут по аналогии применяться и по делам госслужащих иных категорий, однако на практике для этого, скорее всего, потребуется внесение изменений в действующие НПА.

23 января Конституционный Суд вынес Постановление № 4-П, в котором разобрался в том, имеют ли право на отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней сотрудники ОВД, уволенные в связи с болезнью, приобретенной во время службы.

Повод для обращения в КС

14 марта 2018 г. заместитель начальника полиции УМВД РФ по г. Перми Владимир Чистяков был признан не годным к службе в связи с наличием заболевания, полученного в период ее прохождения. 19 марта он подал два рапорта: об увольнении со службы с 26 марта 2018 г. и о предоставлении предусмотренного ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ отпуска по личным обстоятельствам.

Приказом ГУ МВД РФ по Пермскому краю от 20 марта 2018 г. Чистяков был уволен со службы с 25 марта 2018 г. по п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) без предоставления отпуска.

Посчитав свои права нарушенными, Чистяков обратился в суд с иском о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, об изменении даты увольнения – с учетом продолжительности отпуска по личным обстоятельствам – с 25 марта на 25 апреля 2018 г. и о взыскании расходов на оказание юридической помощи.

Индустриальный районный суд г. Перми в удовлетворении заявленных требований отказал, отметив при этом, что предоставление сотруднику по его желанию предусмотренных законодательством отпусков возможно лишь в случаях, указанных в ч. 11 ст. 56 Закона о службе в ОВД РФ, содержащей перечень оснований, при увольнении по которым сотрудники ОВД могут воспользоваться правом на отпуск. Суд посчитал, что поскольку п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона не входит в число названных оснований, Чистякову не мог быть предоставлен отпуск по личным обстоятельствам при прекращении службы.

Пермский краевой суд оставил без изменения решение первой инстанции, указав, что предоставление отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней предусмотрено лишь для сотрудников ОВД, увольняемых со службы по п. 8 ч. 2 ст. 82 Закона о службе в ОВД РФ, т.е. по состоянию здоровья – на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе. Судьи Пермского краевого суда и Верховного Суда отказали в передаче кассационных жалоб для их рассмотрения в судебном заседании.

В жалобе в Конституционный Суд Владимир Чистяков указал, что ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ не соответствует Конституции, поскольку исключает предоставление предусмотренного ею отпуска по личным обстоятельствам сотрудникам, увольняемым со службы по основанию, закрепленному п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона.

КС согласился с неопределенностью нормы закона

Изучив материалы дела, КС указал, что до внесения 2 августа 2019 г. изменений в ст. 56 Закона о службе в ОВД РФ отпуск по личным обстоятельствам безусловно предоставлялся сотрудникам органов внутренних дел, которые увольнялись по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе.

Суд заметил, что в отношении сотрудников, увольняемых со службы в связи с болезнью (п. 1 ч. 3 ст. 82 закона), несмотря на то, что по данному основанию увольнялись только лица, признанные военно-врачебной комиссией не годными к службе, т.е. не имевшие возможности продолжить службу на других должностях в органах внутренних дел, вопрос о предоставлении такого отпуска мог быть решен отрицательно, о чем свидетельствуют судебные решения по делу заявителя.

Конституционный Суд напомнил, что 2 августа 2019 г. ч. 11 ст. 56 Закона о службе в ОВД РФ также была изложена в новой редакции, которая предусматривает, что сотруднику, увольняемому со службы по основанию, предусмотренному п. 1, 2, 3, 4, 9, 11, 16, 17 или 18 ч. 2 ст. 82 данного закона, по его рапорту могут быть предоставлены предусмотренные законодательством неиспользованные отпуска за предшествующий и текущий годы. По смыслу же гл. 8 оспариваемого закона, регламентирующей служебное время и время отдыха сотрудников ОВД, к неиспользованным отпускам, по общему правилу, могут быть отнесены основной и дополнительные отпуска, предусмотренные ч. 1 ст. 58 этого закона и предоставляемые, как правило, регулярно.

КС заметил, что отпуск по личным обстоятельствам, предоставление которого закреплено ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ, не может рассматриваться как неиспользованный, ввиду того что право на него возникает однократно – непосредственно в момент принятия решения о прекращении службы после вынесения соответствующего решения военно-врачебной комиссией. Следовательно, указал Суд, в настоящее время ч. 1 ст. 63 данного закона не может применяться в системной связи с ч. 11 ст. 56, в том числе с учетом тех оснований увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы, которые в ней указаны.

КС отметил, что согласно положениям оспариваемого закона термин «состояние здоровья» относится к характеристике физического состояния лица, принимаемого в органы внутренних дел (проходящего в них службу), и используется при определении квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел (ст. 9), обстоятельств, вследствие которых гражданин не может находиться на службе в органах внутренних дел (ст. 14), условий, с наличием которых связано предоставление права поступления на службу в органы внутренних дел (ст. 17), оснований перевода на другую должность (ст. 30), оснований и порядка расторжения контракта и увольнения (ст. 82, 84, 87 и 89) и правил заключения нового контракта с лицом, достигшим предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел (ст. 88), а также при решении вопроса о предоставлении отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней (ст. 63).

Статьей 9 данного закона, указал КС, установлены в том числе требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу, и сотрудников ОВД и определяемые по результатам военно-врачебной экспертизы категории их годности к службе.

Суд отметил, что приведенные положения, являясь основой для определения годности сотрудника к службе по состоянию здоровья, учитываются при формулировании оснований увольнения со службы, к числу которых относится и увольнение по состоянию здоровья при установлении сотруднику категории годности «В» (ограниченно годен), и увольнение в связи с болезнью при установлении категории годности «Д» (не годен). При этом сотрудники с категорией «В» подлежат увольнению по п. 8 ч. 2 ст. 82 оспариваемого закона, а сотрудники с категорией «Д» – по п. 1 ч. 3 данной статьи.

Таким образом, резюмировал КС, термин «состояние здоровья» используется в п. 8 ч. 2 ст. 82 Закона о службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ при указании на увольнение сотрудников, на основании заключения военно-врачебной комиссии признанных ограниченно годными к службе в ОВД. Соответственно, можно предположить, что упоминание в ч. 1 ст. 63 данного закона об увольнении в связи с состоянием здоровья относится только к увольнению со службы по состоянию здоровья на основании такого заключения.

В то же время, отметил Суд, прекращение служебных отношений как по п. 8 ч. 2 ст. 82 оспариваемого закона, так и по п. 1 ч. 3 этой статьи (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) обусловлено изменением категории годности к прохождению службы. «Следовательно, имеются основания для оценки ч. 1 ст. 63 данного Федерального закона как предусматривающей предоставление сотруднику органов внутренних дел отпуска по личным обстоятельствам в связи с ухудшением состояния его здоровья независимо от конкретного основания увольнения», – посчитал Конституционный Суд. Таким образом, оспариваемая норма, устанавливая право сотрудников ОВД на отпуск по личным обстоятельствам при стаже службы в календарном исчислении 20 лет и более в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья, не позволяет однозначно определить, каким сотрудникам, с учетом категории их годности к службе и основания увольнения, такой отпуск должен быть предоставлен.

Суд отметил, что данное утверждение подтверждается ответами госорганов. Так, Совет Федерации сделал вывод о соответствии оспариваемой нормы Конституции, но указал, что правовое регулирование, исключающее право граждан при их вынужденном увольнении в связи с болезнью на предоставление отпуска по личным обстоятельствам, ставит таких граждан в неравные условия по сравнению с гражданами, страдающими более легкими формами аналогичных заболеваний и увольняемыми по состоянию здоровья из-за отсутствия возможности перемещения по службе.

Министерство юстиции посчитало, что оспариваемая норма не позволяет сделать однозначный вывод о том, только ли сотрудник ОВД, увольняемый по состоянию здоровья, имеет право на отпуск по личным обстоятельствам либо данная гарантия распространяется на лиц, увольняемых в связи с болезнью.

МВД РФ отметило, что использование законодателем формулировки «в связи с состоянием здоровья», отличной от имеющихся в Законе о службе в ОВД РФ и формулировок оснований увольнения сотрудника со службы в ОВД («по состоянию здоровья», «в связи с болезнью»), может создавать неопределенность в установлении круга субъектов, на которых распространяются закрепленные оспариваемой нормой гарантии.

Генеральная прокуратура также указала, что положения оспариваемой нормы по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, предоставляя право на дополнительный отпуск при увольнении по состоянию здоровья, исключают предоставление данного права при увольнении в связи с болезнью, т.е. ставят в неравное положение лиц, фактически принадлежащих к одной категории – сотрудники ОВД, увольняемые по заключению военно-врачебной комиссии, и при этом подчеркивает, что такие различия в объеме дополнительных гарантий сотрудников вряд ли можно признать разумными и оправданными.

Таким образом, отметил КС, буквальный смысл оспариваемой нормы, ее понимание органами государственной власти, в том числе законодательными, а также правоприменительная практика указывают на возможность неоднозначного толкования ее содержания. Следовательно, оспариваемое законоположение противоречит принципам правовой определенности, равенства и справедливости, а потому не соответствует Конституции.

Суд указал федеральному законодателю на необходимость незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания признанного неконституционным положения и отметил, что решения Владимира Чистякова должны быть пересмотрены после приведения положений закона в соответствие с Конституцией во исполнение данного постановления.

Эксперты оценили позицию Суда

В комментарии «АГ» руководитель практики ФБК Legal Александра Герасимова отметила, что защита прав специальных категорий работников (в том числе, государственных служащих) является устоявшейся тенденцией в практике Конституционного Суда. По ее мнению, их Суд защищает с большей охотой, чем обычных работников, постановления по жалобам которых являются очень редким явлением.

КС определил пересмотреть приговор активисту Константину Котову, не рассматривая его жалобу в заседании

Суд указал, что без объективно подтвержденного и получившего адекватное отражение в приговоре признака существенности причиненного вреда или реальной угрозы его причинения необходимо избегать применения к нарушителю наказания в виде лишения свободы

«При этом, в отличие от более резонансных дел, по которым правовое сообщество ждало от Конституционного Суда отмены неконституционных норм, а он ограничился толкованием (как, например, дело Ильдара Дадина, толкование КС по которому полностью игнорируется судами), в данном деле не только норма признана неконституционной, но и указано на незамедлительное устранение неопределенности», – указала эксперт.

Александра Герасимова заметила, что поскольку все специальные законы об отдельных видах государственной службы содержат различия в правовом регулировании, то напрямую данное постановление не может являться основанием для вывода о неконституционности схожих положений. «Вместе с тем о возможности ссылки на данное постановление по аналогии указывает и сам Конституционный Суд, перечисляя схожие законоположения таких законов. На трудовые отношения обычных граждан данное постановление существенного влияния не окажет», – посчитала она.

Адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что Конституционный Суд в своих решениях неоднократно ссылается на ранее сформулированные им правовые позиции, и в этом смысле постановления КС РФ можно рассматривать в качестве судебного прецедента. «Однако на практике это может потребовать внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, поскольку в самом постановлении КС указывается, что отпуск по личным обстоятельствам предусмотрен законодательством и для государственных служащих других категорий», – предположила она.

Сколько дней составляет отпуск сотрудника полиции?

Отпуск сотрудника полиции имеет некоторые особенности, отраженные в ст. 56 Федерального закона № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года. Там говорится о разновидностях предоставляемых отпусков, а также об их продолжительности.

Какие виды отпусков предусмотрены для сотрудников полиции?

Виды отпусков для сотрудников полиции

Служба в органах внутренних дел имеет особую специфику, требующую от человека обладать определенной физической и психологической подготовкой. Поэтому неудивительно, что для таких сотрудников предусмотрены свои правила предоставления отпусков.

Так, в п. 1. ст. 56 № 342-ФЗ перечислены все доступные формы отпусков сотрудников ОВД. Различают следующие разновидности:

  • основной (тот, что предоставляется всем гражданам, правда, сроки у него несколько больше);
  • дополнительный (может в течение календарного года предоставляться неоднократно и длительность его зависит от ряда параметров);
  • каникулярный;
  • возникающий по причине определенных личных обстоятельств;
  • отпуск по окончанию обучения в высшем заведении профильного типа.

Возможны и другие виды отпуска, если таковые предусмотрены иными нормативными актами РФ. Причем все перечисленные форматы отдыха предполагают сохранение заработка за работником на время его отсутствия.

Основной отпуск

Право на основной отпуск имеют все сотрудники полиции без исключения, даже если они работают в ОВД меньше 1 года. Просто в таком случае срок их отдыха будет уменьшен пропорционально количеству отработанных месяцев. Однако если длительность его составляет меньше 10 дней, то этот отпуск прибавляется к отпуску в следующем году.

Вообще же основной отпуск в полиции составляет 30 календарных дней. Причем в эти дни не включаются выходные и иные нерабочие дни (но не более 10 дней). Получается, фактически человек будет отдыхать дольше.

Дополнительный отпуск

Дополнительный отпуск

К основному отпуску прибавляется дополнительный. Причем в сумме они не должны превышать 60 дней. При желании сотрудник дни, свыше 30 дней отдыха, может «перевести» в денежное довольствие, т. е. отгуливать не весь отпуск, а только часть, а оставшееся время компенсировать материально. Такая компенсация предоставляется в случае написания сотрудником ОВД соответствующего рапорта. На его основании количество дней неотгулянного отпуска умножается на среднедневную компенсацию. Размер последней складывается из сумм оклада и доплат, которые выплачивают конкретному сотруднику. Получается, компенсация у каждого сотрудника будет иметь свой денежный эквивалент, который рассчитываться ему будет лично.

Оснований для предоставления дополнительного отпуска может быть несколько. Законом определены следующие причины и дни отдыха за них:

Основание

Длительность

Наличие большого стажа службы в ОВД

Зависит от срока службы: с выслугой 10 лет – 5 дней, с выслугой 15 – 20 лет – 10 дней, с выслугой 20 лет и выше – 15 дней. Считается в календарных днях.

Вредные условия несения службы

От 10 дней и больше

Выполнение обязанностей в особых условиях

При ненормированном рабочем дне

При определении длительности основного и дополнительного отпуска не учитывается время на проезд к месту проведения отпуска. Однако такое право используется единожды (за исключением несения службы в районах Крайнего Севера). Следовательно, при разрыве отпуска на несколько частей, к отдыху будут прибавлены дни проезда только по одному из частей отпуска (остальные – нет).

Иные виды отпусков

Обычный человек при появлении личных оснований берет несколько дней за свой счет. Зато в полиции предусмотрена возможность уйти в оплачиваемый отпуск по личным обстоятельствам. Длительность его ограничивается 10 днями, правда, предоставляться в течение года может неограниченное число раз. Но для его получения нужны особые основания. В этот перечень входят:

  1. смерть или серьезная болезнь близкого родственника (их список строго определен);
  2. стихийное бедствие, затронувшее сотрудника или членов его семьи;
  3. необходимость в прохождении психологической реабилитации.

Возможны и другие обстоятельства – решения принимаются на основании рапортов сотрудников. Причем в период отпуска отъезд к нужному месту не учитывается.

Еще один вид отпуска – отпуск сотрудника полиции при увольнении на пенсию. Законодательство за таким человеком закрепляет право до ухода на заслуженный отдых использовать имеющиеся у него неотгулянные дни. Возможно также получение денежной компенсации. Тут уже все будет зависеть от желания самого человека. Если ему выгоднее отсрочить пенсию, то лучше с увольнением подождать. Правда, на практике, с финансовой точки зрения обычно выгоднее уволиться, получить расчет и начать получать пенсию. При отгуливании положенного по закону отпуска придется отложить и получение пенсии.

Отпуск сотрудников МВД в 2020 году

Предоставление отпуска в МВД регулируется нормами действующего законодательства. Помимо этого, работников этой службы относят к государственным служащим, а значит, для них существуют некоторые особенности в предоставлении заслуженного отдыха. Далее, в статье рассмотрим вопрос, какой отпуск у сотрудника МВД, сколько он длится, какие документы необходимы для его предоставления, а также как производится его оплата.

Виды отпусков сотрудников полиции

Как уже говорилось выше, основным документом, регулирующим порядок предоставления отпуска сотруднику полиции, является ТК РФ, однако иными нормативными актами устанавливается целый ряд особенностей для этой категории служащих.

Далее, рассмотрим на предоставление какого отпуска можно рассчитывать в полиции (п.1 ст. 56 ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ).

Основной

Продолжительность его определяется ст. 57 вышеназванного акта и составляет 30 календарных дней, при этом служащим в условиях Крайнего Севера предоставляется отпуск длиной 45 дней. В указанное число дней не входят выходные и праздничные дни, общая продолжительность которых не более 10.

Дополнительные отпуска сотрудникам полиции

Дополнительные предусмотрены следующие.

За выслугу лет

Предоставление этого вида отдыха регламентировано ст. 58 ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ. Так, в зависимости от срока службы в правоохранительных органах, работнику прибавляется 5 дней при стаже от 10 до 15 лет, 10 дней при работе от 15 до 20 дней и 15 дней при службе сроком более 20 лет;

По личным обстоятельствам

Порядок предоставления отдыха в этом случае регулируется положениями ст. 61. Его продолжительность будет составлять не более 10 дней без учёта времени на проезд в следующих ситуациях:

  • тяжёлое заболевание или смерть родственника;
  • стихийного бедствия, постигшего близкого родственника;
  • для прохождения реабилитации;
  • в иных случаях.
Перед увольнением

На него можно рассчитывать только при наличии стажа работы 20 лет (ст. 63).

При рождении ребёнка

А также уходу за ним до достижения возраста 3 лет. Предоставление этого вида отдыха происходит наравне с обычными гражданами-женщинами, а значит, регулируется нормами действующего ТК РФ.

Порядок предоставления

Порядок предоставления отпуска в полиции аналогичен предоставлению отдыха в любом ином предприятии:

  1. Подготовка и написание рапорта;
  2. Подача документа руководящему лицу;
  3. Подписание соответствующего распоряжения руководителя;
  4. Уход на отдых.

Перечень документов следующий:

  1. Рапорт, оформляемый по утверждённой форме;
  2. График отпусков, который составляется и утверждается руководителем соответствующего подразделения;
  3. Распоряжение руководства.

Рапорт по своей сути является тем же заявлением и должен содержать в себе:

  1. Название структурного подразделения, где проходит службу гражданин;
  2. Ф. И. О. руководителя, на имя которого оформляется бумага;
  3. Название, а именно «Рапорт»;
  4. Просьбу о назначении отпуска;
  5. Сроки, в которые планируется предоставление выходных с указанием времени, необходимого для дороги;
  6. Место, где планируется провести отдых;
  7. Транспорт, на котором служащий планирует добираться до места назначения.

Образец рапорта на отпуск

Указанный документ составляется и подписывается просящим собственноручно. Наличие помарок и исправлений не допускается.

На заметку! Рапорт необходимо согласовывать непосредственно с руководителем подразделения, поскольку без присутствия на нём соответствующей визы документ будет считаться несогласованным, а соответственно на предоставление выходных не следует рассчитывать.

Основным документом, после подписания которого служащий полиции может рассчитывать на отпуск в МВД РФ, является приказ руководства. Эта бумага оформляется в соответствии с требованиями действующего ТК РФ и содержит в себе следующие данные:

  1. Персональные данные лица, которому предоставляется отдых;
  2. Информация о сроках отдыха с указанием времени на дорогу;
  3. Общий срок отсутствия на службе.

Перенос, продление и отзыв

Статья 59 вышеназванного ФЗ регламентирует право на продление или перенос отпуска сотрудника полиции. Указанное возможно в следующих ситуациях:

  1. Если работник заболел;
  2. Если появилась необходимость в выполнении определённого задания;
  3. Если наступила иная ситуация.

При этом важно знать, что продление либо перенос выходных допускается на срок не более 10 календарных дней.

В ситуациях, когда во время отпуска оформлялся больничный по уходу за ребёнком, на продление или перенос отдыха не стоит рассчитывать. Это возможно только в случае болезни самого работника полиции.

Внимание! Продление либо перенос отпуска в системе полиции (МВД) возможно только на основании распоряжения руководства при представлении соответствующих подтверждающих основания документов.

Для работников этой сферы предусмотрены особые основания отзыва из отпуска.

Так, прервать отдых возможно в следующих ситуациях:

  1. При наличии согласия самого служащего, в случае, когда его вызов обоснован невозможность выполнения каких-то отдельных поручений или работы отдела в целом.
  2. Без согласия служащего, при наличии обстоятельств.

Обстоятельства для последнего пункта допускаются следующие:

  • при проведении контртеррористических операций;
  • при устранении последствий аварий, катастроф, техногенных происшествий. Важно знать, что если в этих ситуациях работник полиции откажется от выхода на службу, это может послужить основанием для освобождения его от должности.

Неизрасходованную часть отдыха работник может использовать в любое удобное для него время. При этом если её продолжительность более 10 дней, такому работнику надлежит оплатить проезд к месту назначения, а также предоставить дополнительное время на дорогу.

Расчёт и оплата

Существуют некоторые особенности расчёта отпуска при службе в МВД.

Рассчитаем, на какой максимальный срок отдыха может рассчитывать служащий: 30 дней основного отдыха + 15 дней (максимальный период за выслугу лет) + 10 дней выходных = 55 дней.

При этом в качестве дополнения к указанному сроку можно рассчитывать на время, которое сотрудник затратит к месту проезда и обратно домой. Данное право закреплено в Приказе МВД России от 16.05.2012 № 514.

Оплата отдыха осуществляется на общих правилах, как правило, не позднее последнего дня, предшествующего дате его начала.

Помимо всего сказанного, сотрудник МВД обладает правом по получению компенсации за неизрасходованный отпуск, но только в части, превышающей сверх определённые 30 дней. Но на практике такое право используется крайне редко, в основном только при увольнении сотрудника.

Наряду с этим работникам Севера производится компенсация оплаты до любого места проведения отдыха.

Порядок предоставления отпуска сотрудникам МВД регулируется нормами действующего законодательства и содержит в себе некоторые особенности. Так, определён более продолжительный срок для отдыха в размере 30 дней, в зависимости от срока службы могут предоставляться дополнительные дни. Помимо этого работникам полиции можно рассчитывать на оплату дороги к месту отдыха и обратно.

Ссылка на основную публикацию