Медкомиссия в военкомате: о чем нужно знать призывнику?

Внимание!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 14 часов назад

Особенности медицинского освидетельствования призывников

В военкоматах из прошедших необходимые процедуры новобранцев формируют команды для отправки на военную службу. Этому обязательно предшествует медицинское освидетельствование призывников. По данным Главного центра военно-врачебной экспертизы Минобороны России итоговые результаты призывных компаний свидетельствуют, что показатель годности при призыве на военную службу сейчас составляет 79 %.

Перед призывом врачи-специалисты изучают результаты медицинских осмотров юношей за весь период их жизни. Функция врачей в военкомате заключается только в медицинском освидетельствовании призывников, а их всестороннее обследование – это компетенция гражданской медицинской организации.

Призывникам в обязательном порядке до медицинского освидетельствования назначают исследования – флюорографию, ЭКГ, анализы. После получения и изучения этих сведений призывника осматривают врачи-специалисты в военном комиссариате и ставят категорию годности – А, Б, В, Г, Д: “А” – годен без ограничений, т.е. не имеет никаких проблем со здоровьем. Таких молодых людей направляют служить, например, в морскую пехоту, ВДВ, спецназ, на корабли ВМФ; “Б” – есть незначительные ограничения по здоровью, т.е. в целом к военной службе годен, но не во всех видах и родах войск, например, в части обеспечения авиации; “В” – ограниченно годен к военной службе, т.е. имеются серьезные заболевания, и призывная комиссия освобождает призывника от службы в армии; “Г” – временно не годен к военной службе. Например, из-за перелома кости, недостаточности веса или ожирения, других заболеваний и травм, которые требуют лечения или длительного обследования. Юноше предоставляется отсрочка, после чего он снова проходит медицинское освидетельствование, и если отклонений больше нет, призывника отправляют служить в войска; “Д” – освобожден от исполнения воинской обязанности. Под эту категорию подпадают люди с очень слабым зрением, заболеваниями крови, тяжелыми расстройствами эндокринной системы, с рядом врожденных заболеваний.

В настоящее время за гражданами, которые ранее были по состоянию здоровья освобождены от призыва, закрепили право пройти повторное медицинское освидетельствование.

Самыми распространенными заболеваниями призывников по статистике Главного центра военно-врачебной экспертизы Минобороны России являются заболевания костно-мышечной системы, в том числе плоскостопие (при этом освобождаются от службы только ребята, у которых диагностируют третью степень плоскостопия); сколиозы, то есть искривления позвоночника, которые уже сопровождаются болевым синдромом и нарушением функции позвоночника. Также в этот список входят болезни системы кровообращения (врожденные пороки сердца и нарушения сердечного ритма), гипертоническая болезнь, заболевания органов дыхания, недостаточное физическое развитие (рост не менее 150 см, вес не менее 45 кг, зрение верхняя допустимая граница “минус” 6 диоптрий включительно). Не допускаются на службу с ожирением 3 и выше степени.

Ограничительные нормы для отдельных видов и родов войск: ВДВ – масса тела не должна превышать 90 кг; спецназ – не выше 185 см и не ниже 170 см; танковые войска – не выше 175 см.

Если призывник не согласен с решением призывной комиссии муниципального образования, то необходимо обращаться в призывную комиссию субъекта РФ. Если не согласен с решением субъекта, то необходимо обращаться в суд, который вправе назначить независимую военно-врачебную экспертизу.

Медкомиссия в военкомате

Медкомиссия в военкомате – это следующий шаг, когда получена повестка. Она поможет определить, годность юноши согласно его здоровью, поскольку прохождение службы, подразумевает серьезную физическую и моральную нагрузку, которую могут выдержать не все. У тех граждан, которые смогли пройти медкомиссию в военкомате без лишних проблем, шансы на трудности при прохождении воинской службы значительно ниже.

Прохождением медкомиссии, военный комиссариат занимается с особой тщательностью, поскольку это мероприятие одно из самых сложных. Нужно собрать много врачей, которые в ускоренном темпе проверят множество призывников. И важно исключить наличие ошибок, иначе служба в армии может нанести неподготовленному для этого человеку сильный вред. Именно потому медкомиссия проходит в несколько этапов – когда военнообязанного ставят на учет и при непосредственном призыве в армию.

Как проходит медкомиссия от комиссариата

Согласно стандарту, медкомиссия выполняет не только медицинский осмотр юношей, но и помогает определить их пригодность к службе путем оценки медицинской документации. Это позволит исключить ошибки и недосмотры врачей, вероятность которых довольно высока, особенно учитывая количество призывников и небольшой состав медицинской комиссии.

Проходить процедуру будете у семи врачей разной специализации. В стандартный «набор» входит хирург, психиатр, невропатолог, оториноларинголог, терапевт, окулист и стоматолог. Задача этих специалистов – определить категорию, к которой можно отнести потенциального кандидата. Зависимо от состояния здоровья, молодым людям могут быть присуждены следующие категории:

Отметки, по которых медкомиссия определяет годность юношей, получивших повестку

Описание, что дает военкомат

Способен проходить службу даже в элитных подразделах (ВДВ, пограничники, морской пехоте).

Может служить, но с небольшими ограничениями при выборе рода войск.

Ограниченно пригоден к службе. Эта категория подразумевает, что призывник может не служить в мирное время. Его отправляют домой, выдавая военный билет со специальной отметкой.

Временно не годен. Человек может не проходить службу, но только какое-то ограниченное время. Пока ситуация со здоровьем не наладится. Обычно отсрочка составляет от 6 до 12 месяцев. Дальше последует переосвидетельствование, и если ситуация не изменится, отсрочку выдадут снова.

Непригоден к военной службе в полной мере. Призывника полностью комиссуют без прохождения переосвидетельствования. Призыву он также больше подвергаться не будет.

Каждая категория годности должна быть подтверждена комиссией комиссариата, потому военную проверку проводят тщательно.

Как выполняется прохождение медкомиссии в военкомате

Пройти медкомиссию в военкомате нужно по определенному алгоритму, что указан в законодательстве, и придерживаться которого необходимо, если хотите получить достоверный результат:

  • получив повестку, нужно прийти в военкомат и сообщить в канцелярии;
  • личное дело отправят врачу, а человека направят к нужному кабинету, где придется подождать своей очереди для начала осмотра;
  • зайдя в кабинет, врач проведет осмотр и консультацию, спросив о жалобах связанных со здоровьем (подтвердить их нужно медицинскими документами, потому важно взять их с собой);
  • в случае необходимости врач выдаст направление на проведение дополнительных обследований, чтобы подтвердить факт заболевания или проверить рациональность жалоб призывника.

Точно такой же алгоритм прохождения других врачей, который повторяется, пока осмотры в комиссариате не будут закончены. На каждого призывника в среднем у врача уходит от 5 до 15 минут, но поскольку количество, как призывников немаленькое и есть необходимость в дополнительных исследованиях, процедура занимает не менее 2-6 часов, а то и больше.

Дальше, полученные на медкомиссии данные обрабатываются. Врач, задействованный комиссариатом, не может ставить диагнозы – он только фиксирует уже имеющиеся данные. Если диагноз не поставлен, на медкомиссии могут отправить призывника пройти обследование, чтобы выяснить точный диагноз в независимом мед. учреждении.

Что будет если не явиться на медкомиссию в военкомат

Если пришла повестка – явиться на медкомиссию в военкомате нужно обязательно. Но если повестка есть, а потенциального призывника нет, могут быть проблемы. Неявка на медкомиссию при наличии повестки допустима только по очень серьезным причинам:

  • человек тяжело заболел и временно потерял трудоспособность;
  • тяжело заболел или умер близкий человек (жена, ребенок, родители);
  • возникли непредвиденные форс-мажорные обстоятельства, которые не зависят от призывника.

Если возникает подобная проблема, получив повестку, призывник должен предупредить военкомат, что не сможет вовремя явиться. Тогда комиссариат не буде предпринимать против него никаких мер. В противном случае военный комиссариат может притянуть призывника к ответственности – административной или даже уголовной.

Первоначальная постановка на воинский учет

Граждане РФ принимаются на учет в год достижения ими возраста 17 лет комиссией по первоначальной постановке на воинский учет :

  • юноши — с 1 января по 31 марта;
  • девушки, получившие военно-учетные специальности, — в течение всего календарного года.

По повестке военкомата они обязаны явиться на медицинское освидетельствование и заседание комиссии с документами, указанными в повестке .

Медицинское освидетельствование проводится врачами-специалистами, персональный состав которых утверждается председателем комиссии.

До освидетельствования призывники по направлению военкомата должны пройти обязательные диагностические исследования (не ранее, чем за 30 дней до освидетельствования), в частности :

  • флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев);
  • анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов);
  • анализ мочи (удельный вес, белок);
  • измерение роста и массы тела.

Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости — врачи других специальностей .

Медицинское освидетельствование граждан, являющихся детьми-инвалидами, инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, с их согласия или с согласия их законных представителей проводится заочно .

Категории годности призывников к военной службе содержатся в Положении о военно-врачебной экспертизе и определяются на основании состояния здоровья граждан :

  • «А» — годен к военной службе;
  • «Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями;
  • «В» — ограниченно годен к военной службе;
  • «Г» — временно не годен к военной службе;
  • «Д» — не годен к военной службе.

Перечень заболеваний, категории годности к военной службе и дополнительные требования к состоянию здоровья для службы по отдельным военно-учетным специальностям и для учебы в военно-учебных заведениях приведены в Приложении к Положению о военно-врачебной экспертизе.

При первоначальной постановке граждан на воинский учет председатель комиссии может, кроме того, принять решение о годности призывника к обучению по военно-учетным специальностям и управлению транспортными средствами .

При невозможности принять решение самостоятельно комиссия направляет призывника на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию .

Гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд .

По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование.

При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы .

Независимая экспертиза производится за счет гражданина в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе. Если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии, военно-врачебная комиссия назначает проведение новой военно-врачебной экспертизы .

Если призывник нуждается в продолжительном (свыше 3 месяцев) медицинском обследовании (лечении), комиссия выносит заключение о его временной негодности к военной службе на срок до 12 месяцев .

Направление на обследование (лечение) выдается призывнику на руки при объявлении ему решения комиссии. В направлении должны быть указаны: наименование медицинского учреждения, выдавшего направление, фамилия, имя, отчество, год рождения призывника, цель его направления на обследование (лечение), предварительный диагноз и дата явки в медицинское учреждение.

В случае направления на оперативное лечение в листе медицинского освидетельствования должна быть сделана отметка о согласии призывника на операцию, скрепленная его личной подписью.

Бланк направления должен иметь угловой штамп, печать военного комиссариата и подпись военного комиссара или его заместителя, а также номер, соответствующий порядковому номеру записи в книге протоколов заседаний комиссии.

К направлению на обследование (лечение) должны быть приложены два экземпляра бланка акта исследования состояния здоровья, медицинская карта амбулаторного больного и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывника.

Своевременность обследования (лечения) контролируется военкоматом. По его завершении составляется акт исследования состояния здоровья призывника. Уклонение от первичного и последующих медицинских освидетельствований влечет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа от 100 до 500 рублей .

Участие в лечебно-оздоровительных мероприятиях относится к правам, а не к обязанностям призывника . Он сам должен прийти в медицинское учреждение с жалобой на состояние своего здоровья.

Постановка на воинский учет еще не означает, что гражданину в обязательном порядке придется служить в армии. Призывнику на этом этапе (под личную подпись) выдается лишь удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с соответствующим штампом военкомата, разъясняются правила воинского учета и ответственность за их нарушение, порядок подготовки к призыву на военную службу и срок прохождения призывной комиссии.

Пример

ВОПРОС: Военкомат прислал повестку на медицинское освидетельствование юноше, которому не исполнилось 18 лет. Обязан ли тот выполнить предписание повестки?

ОТВЕТ: Обязан, если медкомиссия назначена в период с 1 января по 31 марта. Встать на воинский учет гражданин должен в год, когда ему исполняется 17 лет, а не 18. Несмотря на то, что призывной возраст еще не наступил, гражданин является военнообязанным, а воинский учет входит в понятие воинской обязанности. Военкомат должен завести на юношу «карточку призывника». После медицинского освидетельствования комиссия должна определить, годен ли он к военной службе. Возможно, ему придется пройти что-то вроде психологического отбора (ответить на вопросы анкеты). Военкомат должен также определить, в какие войска в будущем его лучше направить. После этого юноша вернется домой. Призвать его на военную службу до 18 лет нельзя.

Нормативно-правовые акты и прочие документы на которые ссылается раздел:

Как пройти медкомиссию в военкомате

Если у вас есть заболевание или другое основание для отсрочки от службы в армии, вам все равно нужно прийти в военкомат для прохождения медкомиссии, чтобы вам присвоили соответствующую категорию годности к военной службе или оформили отсрочку от службы в армии.

Медицинское освидетельствование детей-инвалидов, инвалидов I группы и инвалидов других групп, но без указания срока переосвидетельствования, с их согласия или согласия их законных представителей проходит заочно на основании медицинских карт и копий актов медико-социальной экспертизы гражданина, заверенных подписью руководителя и печатью соответствующего бюро МСЭ.

Если по результатам медкомиссии вы не согласны с заключением о годности к военной службе, вас направят на контрольную медкомиссию.

2. Как проходит медкомиссия в военкомате?

Перед каждым медицинским освидетельствованием (за исключением медицинского освидетельствования на сборном пункте перед отправкой в военную часть) вам нужно будет сделать флюорографию и сдать общий анализ крови и мочи. При первоначальной постановке на учет эти обследования нужно пройти не ранее, чем за 30 календарных дней до начала медкомиссии.

В некоторых случаях требуется пройти дополнительные диагностические исследования.

Медицинское освидетельствование включает осмотр врачей:

  • хирурга;
  • терапевта;
  • невролога;
  • психиатра;
  • офтальмолога;
  • оториноларинголога;
  • стоматолога;
  • дерматовенеролога (при медосмотре на сборном пункте или перед началом службы по контракту).

Также при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводится измерение роста, массы тела и определение индекса массы тела.

При необходимости вас могут направить к врачам других специальностей или на дополнительное обследование. Медосмотр проходит амбулаторно, в исключительных случаях вас могут положить в стационар.

3. Какие бывают категории годности к военной службе?

По итогам медкомиссии врачи определят вашу категорию годности к военной службе:

А — годен к военной службе. Вас призовут на службу, если вам присвоили эту категорию;

Б — годен с незначительными ограничениями. С этой категорией вас призовут на службу, но вы получите некоторые послабления при выполнении физических упражнений;

В — ограниченно годен к военной службе. Призывников, которым присвоили эту категорию, зачислят в запас и призовут на службу только в случае войны;

Г — временно не годен к военной службе. Призывнику дают отсрочку от службы не более чем на год;

Д — не годен к военной службе. Призывник, получивший эту категорию, освобождается от службы.

Для категорий А и Б дополнительно может указываться отметка о предназначении для прохождения военной службы — цифра от одного до четырех, которая указывается в личном деле и других документах рядом с категорией годности. Отметка указывает, в какой род и вид войск рекомендуют призывника, исходя из результатов медкомиссии и его физической подготовки. Например, в Военно-воздушные силы России берут призывников только с безупречным здоровьем — категория А1.

При первоначальной постановке гражданина на воинский учет или призыве на военную службу заключение о временной негодности к военной службе выносится на срок до 12 месяцев.

О том, кто может получить отсрочку от службы в армии, вы можете прочитать в нашей инструкции.

4. Какие документы взять на медкомиссию?

Военкомат самостоятельно запросит в поликлинике вашу медицинскую карту, где указана история болезней, и информацию из психоневрологического, наркологического, противотуберкулезного и кожно-венерологического диспансеров. Это поможет врачам медкомиссии правильно определить вашу категорию годности и рекомендовать вам подходящий вид и род войск.

Дополнительно вы можете самостоятельно предоставить выписки, справки и другие медицинские документы о состоянии здоровья. Если у вас есть заболевание, не указанное в медицинской карте, приложите результаты обследования или медицинские заключения. Для подтверждения диагноза вас могут направить в медицинские учреждения, перечень которых утверждает Департамент здравоохранения города Москвы.

Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета

Тригнин Владимир

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Верховный Суд указал, что лицо не может быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Медосмотры и воинский учет – 2021: что нужно знать работодателям

/img/plugs/kr/5.png

Помимо своевременного изучения и исполнения периодически появляющихся дополнительных обязанностей, в части формирования и направления в уполномоченные органы новых видов сведений о работниках, например, работодателям, разумеется, необходимо отслеживать все нормативные изменения, которые затрагивают ведущиеся организацией виды учета и мероприятия, проведение или обеспечение условий для проведения которых является ее непосредственной обязанностью. Тем более в условиях складывающегося тренда (очевидно, в целях недопущения повторения ситуации со значительным устареванием предусмотренных нормативными актами требований, вызвавшей необходимость масштабного их пересмотра путем реализации механизма так называемой регуляторной гильотины), предполагающего определение конкретного срока действия нормативных актов – напомним, для актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций, содержащих обязательные требования, он по общему правилу не может превышать шести лет (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”).

Так, к примеру, вступивший в силу 1 апреля Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н “Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры” (далее – Приказ № 988н/1420н; заменил применявшийся в течение 10 лет Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н) будет действовать шесть лет – до 1 апреля 2027 года.

Опираясь на комментарии профессора кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия при ВС РФ Валентины Андреевой, данные в ходе одного из онлайн-семинаров, проводимых компанией “Гарант”, обозначим важные нюансы, которые обязательно нужно учесть работодателям при направлении в этом году работников и претендующих на трудоустройство кандидатов на медицинские осмотры, а также при осуществлении воинского учета, в порядок ведения которого за 2019 и 2020 годы было внесено несколько существенных изменений.

Помимо Приказа № 988н/1420н, утвердившего новый перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, 1 апреля вступили в силу новый порядок проведения таких медосмотров и перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными или опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (утверждены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н; далее – Приказ № 29н).

Так как оба приказа содержат перечни факторов и видов работ, обусловливающих обязательность проведения медосмотров, стоит обратить внимание на то, что данные перечни не полностью совпадают и только изучение их в комплексе даст четкое представление о том, каких сотрудников нужно направлять на медосмотры. Минтруд России в ответе на поступившее обращение по вопросу разъяснения применения этих различающихся перечней прямо указал, что совместный Приказ № 988н/1420н был подготовлен в соответствии с ч. 1 ст. 213 Трудового кодекса, предполагающей проведение медосмотров в целях определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а Приказ № 29н – в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, устанавливающей необходимость проведения обязательных медосмотров в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных, массовых неинфекционных и профессиональных заболеваний. Поскольку полномочиями в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения Минтруд России не наделен, перечень видов работ, выполнение которых влечет прохождение обязательных медосмотров в целях обеспечения такого благополучия был сформирован Минздравом России и включен в Приказ № 29н (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 апреля 2021 г. № 15-2/ООГ-1340).

Аналогичная позиция изложена и в Письме Министерства здравоохранения РФ от 26 апреля 2021 г. № 28-4/3042221-3576, в котором также напоминается о необходимости – в соответствии с п. 22 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников – составления, утверждения и направления в территориальные органы Роспотребнадзора по месту нахождения работодателей списков работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей (очевидно, как раз в соответствии с перечнем, содержащимся в приложении к Приказу № 29н), которые должны проходить медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Стоит учесть еще один важный нюанс: когда условия работы предполагают воздействие на работников вредных или опасных факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность труда) и производственной среды (химических, биологических, физических), источниками которых являются производственные процессы, производственное, в том числе технологическое, оборудование, обязательные предварительные и периодические медосмотры проводятся в случае превышения предельно допустимых концентраций и предельно допустимых уровней этих факторов на рабочем месте, начиная с подкласса условий труда 3.1 и выше, – такова позиция Минтруда России (она отражена в целом ряде писем Министерства труда и социальной защиты РФ: от 5 марта 2021 г. № 15-2/ООГ-600, от 9 марта 2021 г. № 15-2/ООГ-612, от 10 марта 2021 г. № 15-2/ООГ-654). Данное правило, по мнению министерства, должно применяться в отношении всех факторов, перечисленных в разделах I-V приложения к Приказу № 988н/1420н. Исключение составляют ряд химических веществ: аллергены, вещества, опасные для репродуктивного здоровья человека, обладающие остронаправленным действием, канцерогены любой природы, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и химические вещества, для которых не разработаны предельно допустимые концентрации, – при наличии таковых на рабочем месте периодические медицинские осмотры работников нужно проводить вне зависимости от класса условий труда. Кроме того, класс условий труда не должен учитываться и для сотрудников, выполняющих виды работ, которые перечислены в разделе VI приложения к Приказу № 988н/1420н, – все они должны проходить медосмотры.

Основываясь на этой позиции, можно с уверенностью говорить о том, что, к примеру, работающие за компьютером офисные сотрудники, условия труда которых по результатам спецоценки признаны допустимыми (2 класс), не должны проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, хотя само по себе электромагнитное поле широкополосного спектра частот включено в список вредных факторов (п. 4.2.5 приложения к Приказу № 988н/1420н).

Поскольку подробное описание основных обязанностей организаций и непосредственно их работников, осуществляющий воинский учет, равно как и обязанностей самих граждан, подлежащих воинскому учету, а также необходимые для ведения учета формы и порядки из заполнения приведены в Методических рекомендациях Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях (кстати, несмотря на рекомендательный характер документа Валентина Андреева советует применять его всем без исключения работодателям), имеет смысл остановиться на тех изменениях, которые произошли за два последних года в порядке ведения воинского учета, и некоторых сложных вопросах, возникающих у работодателей на практике.

В первую очередь нужно обратить внимание на то, что в прошлом году был урегулирован такой проблемный момент, как ведение воинского учета лиц, не имеющих регистрации там, где они устраиваются на работу. Напомним, воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту жительства, а в случае их нахождения в отличном от него месте в течение более трех месяцев – по месту пребывания (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”; далее – закон о военной службе).

МНЕНИЕ

Валентина Андреева, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия при ВС РФ, к. и. н.:

“Внутренняя миграция у нас очень распространена. Если человек приехал куда-то работать и остался более чем на три месяца, формально он должен зарегистрироваться там по месту пребывания. Но что мы видим в реальной жизни? У человека в принципе может не быть регистрации, и это не лишает гражданина нашей страны возможности работать – об этом говорится в ст. 64 ТК РФ. Но в таком случае встает вопрос, как вести воинский учет. Особенно в отношении граждан, приехавших в какой-то город “на заработки”, – многие из них стараются до окончания трех месяцев пребывания съездить домой, потом вернуться, имея на руках проездные документы, которые подтверждают нахождение в этом городе менее трех месяцев и, соответственно, отсутствие необходимости регистрации. Формально они ничего не нарушают, но вопрос с ведением воинского учета это не решает. И этот вопрос настолько остро встал в последнее время, что для его решения потребовалось внести изменения в закон о военной службе, – в прошлом году это было сделано”.

Теперь в ст. 8 закона о военной службе прямо прописано, что отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет. Воинский учет таких граждан, а также тех, кто приехал в место пребывания на срок более трех месяцев и не имеет регистрации по месту пребывания, осуществляется военкоматами по месту, которое данные лица должны указать в качестве места своего пребывания в подаваемых в военкоматы заявлениях. Форма соответствующего заявления приведена в приложении № 3 к Положению о воинском учете (утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). Кроме того, с 18 февраля 2020 года для работодателей введена обязанность по выдаче таким гражданам при приеме на работу сведений для постановки на воинский учет по месту пребывания – по форме, приведенной в приложении № 2 к Положению о воинском учете (подп. “д” п. 30 Положения о воинском учете).”Таким образом, практика ухода граждан от воинского учета в связи с отсутствием регистрации должна быть прекращена. Работодатель, увидев, что гражданин не имеет регистрации, должен обеспечить его постановку на воинский учет по месту жительства или пребывания – направив этого гражданина в военкомат. Считаю эти изменения абсолютно правильными. Смысл военного учета – мгновенно найти гражданина при необходимости, поэтому принципиально важно, чтобы он состоял на воинском учете там, где сейчас находится”, – заключила Валентина Андреева. При этом в случае, когда работник выданную ему форму с указанными сведениями в военкомат не передает и в принципе туда не является в течение двух недель с момента трудоустройства, эксперт советует работодателям передавать информацию о нем в военкомат самостоятельно (в соответствии с подп. “а” п. 32 Положения о воинском учете).

Стоит также напомнить, что у работодателя в принципе есть обязанность направлять в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных на нем состоять, в двухнедельный срок с момента такого выявления, а также вручать этим гражданам направления в военкомат для постановки на воинский учет (п. 1 ст. 4 закона о военной службе в редакции Федерального закона от 6 февраля 2019 г. № 8-ФЗ).

Еще один непростой вопрос, который возникает у ответственных за осуществление воинского учета сотрудников организаций (если в организации не сформировано специальное подразделение – военно-учетный стол, этим, как правило, занимаются сотрудники кадровой службы): что делать в случаях, когда работника вызывают в военкомат, а он отсутствует на рабочем месте – находится в командировке, на больничном или в отпуске? Оповещение граждан о вызовах военных комиссариатов и обеспечение возможности их своевременной явки в военкомат по этим вызовам – прямая обязанность работодателей, неоповещение о вызове влечет за собой административную ответственность в соответствии со ст. 21.2 КоАП. И если само по себе оповещение отсутствующего сотрудника в настоящее время не является проблемой, то обеспечить его своевременную явку может быть сложно. Валентина Андреева рекомендует в такой ситуации обязательно известить военкомат об отсутствии вызываемого сотрудника на рабочем месте с указанием причины отсутствия и далее уже действовать по согласованию сторон. “Если человек болеет, он не сможет явиться. Если в отпуске – явка проблематична, сообщите в военкомат о том, что согласно ст. 126 ТК РФ невозможно без согласия работника вызвать его из отпуска. Когда человек в командировке, его не всегда можно быстро из нее отозвать, объясните ситуацию, может быть, военкомат перенесет вызов. Если он все же очень просит прислать конкретного гражданина на сборы, наверное, стоит подумать об отмене командировки. Но однозначного ответа тут нет: может быть, это единственный специалист, который сможет решить вопрос, и его вызов сорвет серьезный контракт. Договаривайтесь с военкоматом, тем более что нигде не написано, что вы должны отозвать работника из командировки для направления в военкомат”, – пояснила эксперт.

Диалог с военкоматом в принципе полезен в случаях, когда в нормативных актах не содержится конкретных указаний на то, как действовать в определенной ситуации. Поэтому при возникновении каких-то нестандартных вопросов, к примеру, о том, можно ли передать функции по ведению воинского учета в организации на аутсорсинг, решающее слово – за военкоматом, если он согласует такой порядок, то никаких проблем у организации не возникнет.

***
Несмотря на периодически вносимые в порядки проведения медосмотров и ведения воинского учета изменения, существенно они не меняются, а значит, уже должны быть понятны всем работодателям. Поэтому специалисты в сфере трудовых отношений обращают особое внимание на недопустимость грубых ошибок. В части проведения медосмотров таковой является, во-первых, прохождение кандидатами предварительных медицинских осмотров за свой счет. Даже если работодатель потом компенсирует потраченные средства, например при выплате первой зарплаты (когда медосмотр не выявил противопоказаний для занятия соответствующей должности, и работник принят в организацию), это является грубым нарушением ст. 213 ТК РФ, и такой работодатель может быть оштрафован на основании ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. “А уж когда речь заходит о том, что гражданин прошел медосмотр за свой счет, а потом у него оказались противопоказания, и вы его не приняли, то вообще встает вопрос: как ему вернуть эти деньги? Как правило, работодатель либо не собирается ему их возвращать, либо не знает, как это сделать: бухгалтеры говорят, что не могут сделать проводку, так как человек не является работником. Естественно, человек подает в суд и требует еще и возмещения морального вреда”, – отметила Валентина Андреева.

Вторая ошибка, за совершение которой работодатель может быть оштрафован по той же статье, – прием сотрудника на работу на основании результатов медосмотра, пройденного по направлению другой организации. Даже если оно было выдано организацией аналогичного профиля (человек прошел медосмотр, был приглашен на работу, но не захотел в итоге в ней работать), а результаты совсем свежие, их использование недопустимо – направление на медосмотр должна выдавать именно та организация, которая рассматривает кандидатуру претендента для последующего трудоустройства.

В части же воинского учета главная ошибка – не вести его. Если организация какое-то время работала, не выполняя обязанности по ведению воинского учета, это неправильно, но поправимо, тем более что эксперты отмечают лояльность военкоматов по отношению к намеревающимся начать добросовестное исполнение данной обязанности работодателям – они не настроены инициировать применение к организациям каких-либо санкций за такие “пропущенные” периоды.

Ссылка на основную публикацию