Путевые листы – 2022: обзор новых требований
Новые правила для путевых листов Минтранс РФ утвердил Приказом от 11.09.2022 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Документ действует с 1 января 2022 г. до 1 января 2027 г. Новые нормы обязаны соблюдать юрлица и ИП, эксплуатирующие транспортные средства: легковые или грузовые автомобили, автобусы, трамваи и др. Посмотрим, на что обратить внимание, что нового добавить в свой шаблон «путевки».
Новый реквизит — «Сведения о перевозке»
«Сведения о перевозке» — новый обязательный реквизит в путевых листах. В соответствующем поле «путевки» указывайте вид сообщения и вид перевозки транспортного средства.
Возможные виды перевозок (ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ):
- регулярные;
- по заказам;
- на легковом такси.
Виды сообщения (ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ):
- перевозки пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении;
- перевозки в городском сообщении в границах населенных пунктов;
- перевозки в пригородном сообщении между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно;
- перевозки в междугородном сообщении между населенными пунктами на расстояние более 50 км;
- перевозки в международном сообщении за пределы РФ или на территорию РФ с пересечением Госграницы РФ, в том числе транзитом через Россию.
Обновленный реквизит «Сведения о транспортном средстве»
Раньше указывали только тип и модель авто, теперь же включили дополнительную информацию. Это:
- марка транспорта и прицепа, если такой имеется,
- показания одометра при выезде ТС с парковки и заезде на нее после того, как закончилась смена.
Внимание к отметке о медосмотре и техконтроле
Новые правила гласят: состояние транспортного средства контролирует должностное лицо, ответственное за техобслуживание и эксплуатацию.
Если никаких неполадок при проверке машины техник не нашел, ставит отметку «Выпуск на линию разрешен».
Отметки после медосмотра водителя будут такие:
- для осмотра перед рейсом — «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
- после рейса — «прошел послерейсовый медицинский осмотр».
Что с другими реквизитами
Обязательные реквизиты путевого листа в 2022 г. можно условно поделить на две категории. Подробности — в таблице.
Две категории обязательных реквизитов путевого листа
Сведения для допуска ТС к эксплуатации
Сведения для принятия документа к учету
- наименование и номер ТС
- срок действия путевого листа
- вид перевозки и сообщения
- собственник ТС
- сведения о самом ТС
- информация о водителе
- наименование документа
- дата составления путевого листа
- наименование организации
- информация о хозоперации
- натуральные и денежные измерители операции
- ФИО ответственных лиц
- подписи ответственных
Допреквизиты зависят от специфики деятельности организации. Такими реквизитами могут выступать:
- нормы расхода топлива;
- маршрут движения транспортного средства;
- экономия (перерасход) топлива.
Типового путевого листа по-прежнему нет
Организация может разработать бланк «путевки» сама, учитывая требования к первичной документации. Или доработать под себя унифицированные формы из Постановления Госкомстата России от 28.11.1997 № 78.
Бланк, который фирма будет применять, закрепляют в учетной политике организации.
Власти указали, как регистрировать путевые листы электронно
С 2022 г. журнал регистрации путевых листов можно вести в электронном формате, но нужна ЭЦП. То есть все внесенные в журнал сведения надо заверять усиленной квалифицированной электронной подписью.
На какие нормы расхода топлива ориентироваться в 2022 году
Нормы расхода топлива — в Распоряжении Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Все минтрансовские лимиты — рекомендованные, это следует из самого названия НПА, но придерживаться их стоит, чтобы в будущем можно было доказать, что траты экономически оправданы.
На основании норм Минтранса утвердите свои нормы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (марки, модификации) эксплуатируемых автотранспортных средств.
Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.
При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».
Путевые листы и транспортные накладные переводят в электронный вид
С 1 января 2022 года все участники перевозок на автомобильном транспорте получат возможность на добровольной основе обмениваться электронными транспортными накладными через государственную информационную систему.
До конца 2022 года в правительство будет также внесен законопроект по переводу в электронную форму путевых листов. А к середине 2024 года путевые листы и транспортные накладные должны окончательно перейти в электронный вид.
Изменения в законодательстве о перевозочных документах
Новые правила документооборота вводит федеральный закон №336-ФЗ от 02.07.2022 «О внесении изменений в статью 31 ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»” и ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”».
Закон определяет понятие информационной системы электронных перевозочных документов. Эта система будет обеспечивать обмен электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия.
В законе указывается, какие виды электронных перевозочных документов будут использоваться в системе: электронная транспортная накладная, электронный заказ-наряд и электронная сопроводительная ведомость.
Требования к информационным системам операторов электронного документооборота, а также форматы и порядок передачи электронных перевозочных документов должны разработать Минтранс и Федеральная налоговая служба до конца этого года.
Планы Минтранса по переводу в электронный вид путевых листов
Как мы сообщали ранее, с 1 по 30 октября 2022 года Минтранс провел эксперимент по использованию электронных перевозочных документов. Целью эксперимента было опробовать внедрение электронных транспортных накладных и путевых листов при пассажирских и грузовых автоперевозках. Эксперимент проходил в Москве, Татарстане, Московской, Калужской, Рязанской областях и Краснодарском крае.
В этом году проект по внедрению электронных транспортных накладных продолжили. В июле была утверждена дата начала работы единой государственной системы по учету электронных транспортных накладных. А в августе на совещании с Президентом министр транспорта Виталий Савельев обсудил планы по переходу на электронные путевые листы.
С 2023 года ведение транспортных накладных в электронном виде может стать обязательным
В дополнение к уже принятому закону Минтранс планирует в течение года разработать нормы об обязательном ведении перевозочных документов в электронном виде. Если изменения вступят в силу, транспортные накладные в электронном виде станут обязательными с 2023 года.
В период добровольного применения электронных накладных участники должны подготовиться к переходу на обязательный цифровой документооборот. Для работы с электронными документами участникам информационного взаимодействия нужно заключить договор с операторами информационной системы – для соответствия требования системы операторы электронного документооборота должны быть включены в специальный реестр. Операторы будут обязаны передавать электронные документы в государственную информационную систему круглосуточно.
В дальнейшем будет обеспечено взаимодействие между государственной информационной системой электронных перевозочных документов и порталом Госуслуг, что сделает доступ к сервису более доступным.
В 2022 году, по словам министра, было напечатано почти три миллиарда бумажных сопроводительных документов. Перевод накладных в электронный вид сократит транзитные издержки, снизит стоимость конечных продуктов и позволит к 2024 году вдвое увеличить объем перевозок автомобильным транспортом.
Изменения в программах 1С
В связи с введением электронных перевозочных документов фирма «1С» запланировала до начала 2022 года реализовать изменения в своих программных продуктах:
Новое при оформлении и использовании путевых листов
В 2022 году вступают в силу изменения в порядке заполнения путевых листов. В статье Надежды Четверговой вы найдёте удобную таблицу с новшествами, сравнениями и комментариями.
1 января 2022 года вступает в силу Приказ Минтранса РФ № 368 [1] от 11.09.2020, который изменит порядок заполнения путевых листов. Этот документ приходит на смену Приказа Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008[2] «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».
Напомним, для чего нужны путевые листы
При перевозке пассажиров и багажа, грузов, в частности, легковыми автомобилями должен оформляться путевой лист, который служит для учёта и контроля ТС и водителя (п. 14 ст. 2[3], ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»[4].
Если используете легковой автомобиль для нужд компании, то путевой лист также нужно оформить, так как он применяется для налогового учёта в качестве подтверждения списания расходов на ГСМ. Путевой лист для списания ГСМ нужен, если электронной системы контроля нет или она не предоставляет всех необходимых данных (Письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354[5]).
Также путевой лист является первичным документом, подтверждающим использование автомобиля в деятельности организации и для начисления заработной платы водителям.
Таким образом, путевой лист нужен практически всем компаниям (или ИП).
Перейдём к изменениям, что же такого приготовил нам Приказ Минтранса РФ № 368[6]?
Разберёмся, что именно нужно указывать в путевом листе с 2022 года (в таблице дано сокращение ПЛ – путевой лист).
Было (Приказ № 152[7]). Цитата:
Стало (Приказ № 368[8]). Цитата:
Комментарий
Оформление ПЛ на каждое ТС
«П. 9[9]. ПЛ оформляется на каждое ТС, используемое компанией, ИП для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.»
«П. 8[10]. ПЛ оформляется на каждое ТС, эксплуатируемое компанией и (или) ИП.»
Как видим, с 2022 года ПЛ требуется оформлять на каждое эксплуатируемое ТС.
Однако в Устав автомобильного транспорта не было внесено подобных изменений. В нём по-прежнему значится, что обязанность оформлять ПЛ возникает только при перевозке грузов и пассажиров.
Сведения о перевозке
«Пп. 6 п. 1[11]. Сведения о перевозке.
Сведения о перевозке включают информацию о видах сообщения и видах перевозок (п. 6[12]).»
Виды сообщения и перевозок пассажиров и багажа приведены в ст. 4, 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Таким образом, в ПЛ предусмотрено отражение:
вида сообщения в следующих вариантах:
– перевозка легковым такси.
Обратите внимание, что виды перевозок распространяются только на перевозки пассажиров и багажа и не распространяются на перевозку грузов.
Сведения о ТС включают
«П. 6[13]. Сведения о ТС включают:
1) тип ТС (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель ТС, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того ‒ модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;»
«П. 4. [14]Сведения о ТС включают:
1) тип ТС, марку и модель ТС, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), кроме того ‒ марку и модель прицепа (полуприцепа);»
В данном случае изменение минимальное, т. к. и ранее организации при заполнении ПЛ «добровольно» указывали марку ТС.
«П. 6[15]. Сведения о ТС включают:
2[16]) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;»
«П.4[17]. Сведения о ТС включают:
2)[18] государственный регистрационный номер ТС, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), его регистрационный номер, и/или инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев);»
Как видим, ранее требовалось указывать регистрационный номер ТС. С 2022 года в ПЛ нужно вносить инвентарный номер троллейбуса или трамвая.
Информация в путевом листе о техконтроле и выезде на линию
«П. 6[19]. Сведения о ТС включают:
4)[20] дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда ТС с парковки и его заезда на парковку;
5)[21] дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).»
«П. 4[22]. Сведения о ТС включают:
4)[23] дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации);
5)[24] дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска ТС на линию и его возвращения.»
Как видим, п. 4 и 5 изменены, во-первых, они поменялись местами, это означает, что вместо выезда и заезда на парковку теперь используются термины «выпуск на линию ТС и его возвращение».
Отметка о прохождении медицинского осмотра
«П. 16[25]. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.»
«П. 15[26]. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевом листе проставляется отметка «Прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен».
По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра проставляется отметка «Прошёл послерейсовый медицинский осмотр».»
Согласно новому приказу с 2022 года медицинский работник, кроме текущих даты и времени и собственной подписи будет ставить в ПЛ дополнительную отметку:
· – «Прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
· – «Прошёл послерейсовый медицинский осмотр».
По-нашему мнению, отметка будет проставляться в виде штампа.
Отметка о прохождении медицинского контроля
«П. 16.1[27]. Дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС проставляются контролёром технического состояния автотранспортных средств или контролёром технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.»
«П. 16. [28]Даты и время выпуска ТС на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой «Выпуск на линию разрешён» и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.»
С 2022 года контролёр технического состояния в дополнение к дате и своей подписи должен поставить в путевом листе отметку «Выпуск на линию разрешён».
По-нашему мнению, отметка будет проставляться в виде штампа.
Срок хранения путевого листа
«П. 18[29]. Оформленные ПЛ должны храниться не менее пяти лет.»
«Не содержит указание на срок хранения.»
Похоже, что в новом приказе Минтранса просто забыли прописать срок хранения ПЛ.
По-нашему мнению, «подобное изменение» не стоит воспринимать буквально, ведь никто не отменял другие НПА, устанавливающие требования к сроку хранения документов.
Как и раньше, оформленные ПЛ должны храниться не менее пяти лет, а если они подтверждают работу в тяжёлых, вредных или опасных условиях труда, хранить их необходимо 75 лет (ч. 1 ст. 29 Закона о бухгалтерском учёте[30], ст. 553 Перечня типовых управленческих архивных документов[31]).
Журнал регистрации ПЛ
«П. 17[32]. Собственники (владельцы) ТС обязаны регистрировать оформленные ПЛ в журнале регистрации ПЛ.»
«П. 17[33]. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные ПЛ в журнале регистрации ПЛ.
Журнал ведётся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, и (или) на электронном носителе. При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность печати страниц журнала на бумажном носителе.
П. 18[34]. В случае ведения журнала в электронной форме внесённые в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.»
Как видим, журнал можно будет вести в электронном виде, при этом внесённые в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Обозначим главные изменения:
- в перечень обязательных реквизитов добавлены сведения о видах сообщения и перевозок;
- журнал регистрации путевых листов можно будет вести в электронном виде, при этом внесённые в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Таким образом, старый[35] и новый приказы Минтранса[36] довольно схожи. Однако новый приказ Минтранса[37] содержит несколько важных отличий, которые на практике приведут к тому, что всем компаниям (или ИП), эксплуатирующим ТС, придётся доработать форму путевых листов.
Заполняем путевые листы в 2022 году: инструкция и образцы для бухгалтера
В 2022 году изменились форма и порядок заполнения путевых листов. Этот документ — основание для списания горючего в состав расходов для целей бухгалтерского и налогового учета, поэтому важно оформлять его правильно. Мы подготовили обзор внесённых изменений и пример заполнения путевого листа.
Кто должен составлять путевой лист
Путевой лист — это документ для учёта и контроля работы водителя и транспортного средства (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). В нём прописывается маршрут и техническое состояние машины, информация о проведённом медосмотре водителя и пр. Путевые листы нужны, чтобы обосновать необходимость аренды или лизинга, а также подтвердить расходы, связанные с использованием транспортных средств:
- зарплату водителя;
- надбавки водителям за разъездной характер работы;
- затраты на ГСМ;
- затраты на запчасти;
- затраты на парковку;
- компенсации за использование личных автомобилей сотрудников.
Путевые листы составляют индивидуальные предприниматели и организации всех форм собственности, которые используют транспорт в своей деятельности или для собственных нужд.
В новых правилах заполнения путевых листов убрали оговорку о том, что путевой лист оформляется только при перевозке пассажиров, багажа и грузов (Приказ Минтранса от 11.09.2022 № 368). Поэтому может показаться, что теперь даже на пустые транспортные средства надо будет оформлять документ. Но оговорка осталась в ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Так как юридическая сила ФЗ № 259-ФЗ выше, чем у Приказа Минтранса, полагаем, что оформлять путевые листы по-прежнему надо только для перевозки грузов, багажа и пассажиров.
Когда составлять путевой лист и сколько он действует
Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов. Мы собрали информацию в таблицу.
Время оформления | Срок действия | |
---|---|---|
Один или несколько рейсов в течение смены в пределах одного дня | До начала первого рейса | На один день |
Рейс превышает продолжительность смены | До начала рейса | На срок, соответствующий длительности рейса или На срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день |
Если во время действия путевого листа транспортным средством посменно пользуется несколько водителей, то можно оформить несколько путевых листов для каждого водителя на один автомобиль.
Вести учет путевых листов и ГСМ по правилам — это просто.
Новые правила оформления путевых листов с 1 января 2022 года
Новые правила утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.09.2022 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», который действует с 1 января 2022 по 1 января 2027 года.
Новый порядок составления путевых листов обязаны применять юрлица и ИП, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Рассмотрим важные изменения подробнее.
Изменение 1 — новый обязательный реквизит «Сведения о перевозке»
В путевой лист добавился обязательный реквизит «Сведения о перевозке». В нём надо указывать вид сообщения и вид перевозки из ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ.
Видов перевозок пассажиров и багажа в ФЗ предусмотрели всего три: регулярные, по заказам и на легковых такси. Этого точно недостаточно, поэтому в письме от 03.03.2022 № Д3-468-ПГ Минтранс уточнил порядок заполнения этого реквизита. В графе «Вид перевозки» надо указывать один из следующих видов:
- регулярная перевозка пассажиров и багажа;
- перевозка пассажиров и багажа по заказу;
- организованная перевозка группы детей;
- перевозка пассажиров и багажа легковым такси;
- перевозка грузов;
- перевозка для собственных нужд.
Изменение 2 — «Сведения о транспортном средстве»
Теперь в сведениях о транспортном средстве надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.
Тут же будем указывать показания одометра при выезде с парковки и заезде на неё после окончания смены. Показания, как и раньше, включают полные километры пробега. Но в старой редакции заносить данные одометра при заезде на парковку не требовалось.
Изменение 3 — порядок проставления отметки о медосмотре и техконтроле
В новых правилах указали, что за контроль технического состояния отвечает должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспорта. Сейчас указано, что это делает контроллёр технического состояния. Если всё в порядке, нужно проставить отметку «Выпуск на линию разрешён».
Также в правилах прописали, какую отметку ставить в путевом листе после медосмотра водителя:
- по результатам предрейсового осмотра — «прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
- по результатам послерейсового осмотра — «прошёл послерейсовый медицинский осмотр».
Изменение 4 — электронная форма журнала регистрации путевых листов
Теперь журнал можно вести на бумаге или в электронной форме на выбор. Если будете вести электронно, заверяйте внесённые в него сведения усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). А также обязательно предусмотрите возможность печати журнала на бумаге.
Если ведёте бумажный журнал, учитывайте, что все его страницы должны быть пронумерованы и прошнурованы.
Обязательные реквизиты путевого листа в 2022 году
Обязательные реквизиты путевого листа перечислены в Приказе Минтранса от 11.09.2022 № 368 и ч. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ. Первая группа даёт право на допуск транспорта к эксплуатации, а вторая — даёт право принять путевой лист к учёту.
Для допуска к эксплуатации
Чтобы на основании путевого листа списать ГСМ, в нём необходимо указать следующие реквизиты (разд. I Приказа № 368):
Наименование и номер. Укажите в бланке название документа и тип транспорта, для которого он составлен. Например, «Путевой лист легкового автомобиля». Нумеруйте путевые листы в хронологическом порядке.
Сведения о сроке действия. Сюда включите срок (число, месяц, год), в течение которого можно совершать поездки по выданному путевому листу. Документ может быть выдан и на несколько дней — в таком случае нужно указать даты начала и окончания срока, когда путевой лист может быть использован.
Сведения о перевозке. Это новый обязательный реквизит с 2022 года. В нём нужно указывать сведения о виде перевозки и сообщения. Эти данные приведены в ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Мы рассказали о них подробнее в разделе с изменениями 2022 года.
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства. Тут нужно указать:
- для юрлица — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, ОГРН;
- для ИП — фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.
Сведения о транспортном средстве. В путевой лист нужно включить информацию о транспортном средстве:
- тип транспортного средства (легковой или грузовой автомобиль, автобус или троллейбус и т.д.);
- марку и модель транспортного средства и прицепа к нему (если используется) (ВАЗ-2101, Audi A3 и т.п.);
- государственный регистрационный номер транспортного средства и прицепа (если используется);
- показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства с парковки и заезде на неё после окончания смены;
- день и время последней предрейсовой проверки технического состояния транспортного средства, если обязательный досмотр установлен законом);
- дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места стоянки и его заезда обратно.
Сведения о водителе. Эта часть должна содержать:
- фамилию, имя, отчество водителя;
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, если послерейсовый осмотр предусмотрен законом.
Если одно транспортное средство используют посменно несколько водителей, для каждого водителя можно оформить свой путевой лист на одну машину. В нём нужно указывать данные водителей, которые первыми выезжают с парковки и последними заезжают. Если путевой лист выписан на нескольких водителей, отметки о предрейсовом медосмотре должны быть в отношении каждого из них.
Для принятия к учёту
Помимо указанных реквизитов, путевой лист, как первичный документ, должен содержать обязательные реквизиты, установленные для всех первичных документов п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Обязательные реквизиты, согласно Закону № 402-ФЗ:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
- подписи ответственных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Часто для служебных поездок работники компании используют личные автомобили. Например, директор использует автомобиль для поездок в командировку, а менеджер может ездить на личном автомобиле на встречи с партнерами.
Чтобы подтвердить расходы на ГСМ, каждую поездку нужно отразить в путевом листе.
Дополнительные реквизиты путевого листа
Организации и ИП могут указать в путевом листе дополнительные реквизиты, учитывающие особенности их деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта (п. 7 разд. I Приказа № 368).
Такими дополнительными реквизитами, по мнению автора, могут быть:
- нормативный расход топлива;
- маршрут движения;
- экономия топлива в сравнении с нормативным расходом;
- перерасход топлива в сравнении с нормативным расходом.
Данные реквизиты позволяют организации осуществлять внутренний контроль над обоснованностью списания горючего.
Нормативная база, справочники ОКВЭД, ОКОФ, проводок, актуальные показатели. Чтобы получить доступ к материалам, просто зарегистрируйтесь
Форма и порядок заполнения путевого листа
Обязательного для всех бланка путевого листа по-прежнему нет. Вы можете разработать его самостоятельно или доработать и использовать унифицированные формы, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Доработка включает добавление всех обязательных реквизитов и исключение ненужных граф.
Бланк, который будете применять, закрепите в учётной политике. Перед этим проверьте, чтобы путевой лист соответствовал всем требованиям к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), а не только к обязательным реквизитам листа. Если у вас уже есть утверждённая форма путевого листа, не забудьте доработать её под новые требования 2022 года.
Мы подготовили несколько образцов путевых листов, оформленных по новым правилам.
Образец путевого листа легкового автомобиля на основе типовой формы № 3
Образец путевого листа грузового автомобиля на основе типовой формы № 4-П
Нормы расхода топлива
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте введены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”».
В соответствии с п. 1 данных Методических рекомендаций они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
На основании Методических рекомендаций в организациях утверждаются нормы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (марки, модификации) эксплуатируемых автотранспортных средств.
НК РФ не содержит условия о нормировании расходов на горюче-смазочные материалы. Но если компания применяет эти нормы, она может подтвердить экономическую оправданность расходов в случае разногласий с налоговой (ст. 252 НК РФ).
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
С 2022 года грузы перевозят по новым правилам
С 2022 года бланк транспортной накладной претерпел изменения согласно Постановлению Правительства № 2200 от 21.12.2020, где отражены и изменения непосредственно в правилах.
Новую форму требуется применять уже с января следующего года, а с марта за использование старых форматов водителя ожидает штраф ─ 500 рублей. Несмотря на то, что изменения еще не вступили в силу, к ним стоит готовиться уже сейчас.
Изменения в правилах перевозок
Основные перемены коснулись документооборота и режима работы водителя. Итак, основные изменения:
- Если в качестве первичной учетной документации предлагается транспортная накладная, то теперь ее нужно составлять в четырех экземплярах, где последний предъявляется грузоотправителю.
- Теперь путевой лист заполняется иначе: помимо сведений о ТС, требуется указывать вид перевозки и перевозимой продукции. Обязательно прописывать марку, модель, пробег авто на начало и окончание поездки. Если есть прицеп, то его номер также требуется. Также необходимо прописать дату последнего медосвидетельствования водителя.
- Согласно п. VIII Постановления № 2200 от 21.12.2020, с 2022 года оборот документации разрешено вести в электронном формате: ТН, сопроводительные бумаги, акты и прочие. Причем каждый заполненный бланк требуется подписывать квалифицированной ЭЦП.
- С 2022 года обновился КоАП от нарушениях грузоперевозок фурами и самосвалами.
- По новым законопроектам водителю требуется отдых после каждых 4,5 часов вождения, но только в поездках по России. В общей сложности за неделю человек должен отдыхать около 43 часов.
Важно! Что касается схем обложения налогами: ЕНВД не действует, зато разрешены участники перевозок на УСН и ПСН.
Изменения в транспортной накладной
Главными документами по-прежнему остаются права водителя и путевой лист, но неграмотно заполненная ТН сделает поездку бессмысленной. А вот условия оформления транспортной накладной остались прежними ─ необходимо прописывать все цифры и буквы должны быть печатными, паста ручки ─ синего или черного цвета, а помарки и зачеркивания недопустимы.
Итак, в бланк добавлены следующие изменения:
- В поле Грузоотправитель появилась строка о том, что им является экспедитор. Это снимает ответственность со стороны отправителя и получателя, если с товаром что-то произойдет в пути. Причем договор требуется заключать напрямую с экспедиторской компанией, а не по доверенности с водителем.
- В добавленном подразделе 1а указывается главный организатор передачи груза.
- В поле Груз обязательно прописывают стоимость или ценность перевозимого груза с НДС, без НДС, размер ставки по налогу, отдельно сумма сбора НДС. Дополнительно ─ информация о сопроводительной документации, которая утверждает отгрузку продукта.
- В поле Транспорт добавлены строки, где прописывается вид владения ТС: 1 ─ собственность, 2 ─ аренда, 3 ─ лизинг.
Старыми бланками без штрафа разрешено пользоваться до марта 2022, затем водителя будут штрафовать на 500 рублей за применение старого экземпляра.
Важно! Если допустить хотя бы одну ошибку или помарку при заполнении, то продукция не подлежит отгрузке.
Введение электронного формата для ТН ─ это большое преимущество для участников перевозки грузов. Обычно эта документация заполняется в специальной программе, которая заметит ошибку в некоторых полях. Также будет невозможно пропустить заполнение обязательных строк, так как ПО попросту не сохранит документ.
Другие перемены
Кроме описанных перемен, правительство проиндексировало тариф проезда за 1 километр по федеральным шоссе в системе «Платон», который с 01.02.2022 вырастет на 14 копеек. А утилизационный сбор повысится на четверть.
Что касается необоснованных перегрузов и соответственно штрафов на отдельных участках, то теперь они оснащены цифровым табло. И водитель сможет на месте переместить продукцию «на место». Дело в том, что во время пути груз может сдвинуться и увеличить нагрузку на конкретную ось. Непосредственно пункты проверки на техническую исправность станут проверять каждые 3 месяца.
В договоре рекомендуется прописать специфику груза, особые условия перевозки или хранения, а также добавить тот момент, что пеервозчик берет на себя ответственность за кражу или порчу груза. Это смотивирует того доставить продукцию в изначальном виде без претензий со стороны сотрудников полиции, налоговой и т.д. Кроме того, если с грузом все-таки что-то случиться, перевозчик будет обязан вернуть средства в полном объеме.
Путевые листы: правила и изменения в 2022 году
С начала 2022 действуют новые правила по заполнению путевых листов. Чтобы не получить штраф, организациям нужно использовать правильные бланки, указывать все необходимые данные и хранить путевые листы в течение 5 лет. Что изменилось в оформлении и как можно упростить работу с путевыми листами? Рассмотрим всё в статье.
Путевые листы автомобиля: для кого обязательны
Путевой лист — это основной документ для учёта и контроля работы водителя в компании . Он выдаётся ежедневно и даёт право на управление транспортным средством. В нём содержится информация об организации, автомобиле, маршруте и расходе топлива.
Кто и зачем должен вести путевые листы
Путевые листы должны применять организации и индивидуальные предприниматели, которые используют легковой и грузовой транспорт, автобусы, трамваи и троллейбусы. Эти документы необходимы, чтобы начислять водителям заработную плату, контролировать и подтверждать расход ГСМ для исчисления налога на прибыль.
Чем грозит использование неправильного путевого листа
Если путевого листа нет или он оформлен с ошибками, компания не сможет подтвердить расходы на горючее. Сотрудники ФНС проверяют путевые листы, чтобы выявить, правильно ли компания учитывает затраты на бензин и уменьшает свой налог на прибыль. В случае ошибки — налоговая служба может доначислить налог и выставить пени.
За отсутствие отметки о предрейсовом и послерейсовом медосмотрах водителя, а также о предрейсовом техосмотре, компании или индивидуальному предпринимателю грозят штрафы .
- Компании — 30 000 рублей.
- Руководителям компании — 5 000 рублей.
- Водителю — 3 000 рублей.
Правила оформления путевых листов в 2022
С 1 января 2022 вступил в силу Приказ Минтранса РФ «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».
Компании как и прежде могут самостоятельно разрабатывать путевые листы и дорабатывать формы. Однако новые правила предусматривают дополнительные обязательные реквизиты. Без них — путевой лист не будет действительным.
Новые обязательные реквизиты и дополнительная информация
С 1 января 2022 года в путевых листах должны быть указаны следующие реквизиты.
Наименование и номер
В бланке необходимо указать название документа и тип транспорта, для которого он составлен: легковой, грузовой или пассажирский. Например, «Путевой лист грузового автомобиля». Путевые листы нумеруются в хронологическом порядке.
Сведения о сроке действия путевого листа
В выданном путевом листе должна быть информация о сроке, в течение которого водитель может совершать по нему поездки.
Если рейс занимает сутки, то нужно указать число, месяц, год этого дня. Если же больше — путевой лист оформляется на срок, равный продолжительности рейса. В документе пишется дата начала и окончания поездки.
Сведения о собственнике транспортного средства
Как и раньше юридические лица прописывают наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, ОГРН. Индивидуальные предприниматели — ФИО, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.
Сведения о транспортном средстве и прохождении техосмотра
Сведения о ТС — уже знакомый реквизит, но его нужно дополнить новой информацией. Теперь помимо типа и модели автомобиля указывается марка. Если используется прицеп или полуприцеп, то в путевом листе также уточняется его марка, модель и регистрационный номер.
В документе должны обязательно быть указаны дата и время последней предрейсовой проверки технического состояния транспортного средства. Если автомобиль технически исправен, то в путевом листе должна стоять отметка «Выпуск на линию разрешён».
В путевом листе также отмечаются показания одометра как при выезде автомобиля на рейс, так и по возвращению с рейса. Эти данные фиксирует ответственное за техосмотр лицо.
Сведения о водителе и прохождении медосмотра
В путевом листе пишется ФИО водителя, а также дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. Без данных о прохождении медосмотра компании грозит штраф до 30 000 рублей .
Согласно новым правилам после успешного прохождения медосмотра в путевых листах должны быть следующие отметки:
- по результатам предрейсового осмотра — «прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
- по результатам послерейсового осмотра — «прошёл послерейсовый медицинский осмотр».
Если на одном транспортном средстве на рейс выходят посменно несколько водителей, то для каждого из них оформляется свой путевой лист. Отметки о прохождении медосмотра должны стоять у каждого.
Сведения о перевозке
В путевые листы 2022 добавился новый обязательный реквизит. Теперь компаниям и индивидуальным предпринимателям необходимо отмечать вид сообщения и вид перевозки.
Виды сообщения:
- городское,
- пригородное,
- междугороднее,
- международное.
Виды перевозки:
- регулярная перевозка пассажиров и багажа;
- перевозка пассажиров и багажа по заказу;
- организованная перевозка группы детей;
- перевозка пассажиров и багажа легковым такси;
- перевозка грузов;
- перевозка для собственных нужд.
Образцы путевых листов 2022
Скачать пример бланка путевого листа 2022 для легкового транспорта
Электронный журнал путевых листов
Компании обязаны регистрировать и хранить путевые листы в журнале. Но с января 2022 года появилась возможность вести учет путевых листов не только на бумаге, но и в электронном формате. Все внесённые в него данные должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью . При этом, обязательно должна быть возможность в любой момент распечатать журнал.
Как упростить работу с путевыми листами
В чём сложность?
Оформление путевых листов требует соблюдения большого количества правил и норм. Если их не соблюдать — организации грозят штрафы и увеличение налога на прибыль. Здесь нельзя исключать человеческий фактор, ошибки в документах всегда возможны, но в этом случае они могут обойтись дорого.
Кроме того, если водители неохотно заполняют путевые листы или вписывают неверные данные о расходе топлива, то у компании не будет полной картины трат. Есть вероятность махинаций со стороны водителей и перерасход средств на горючее.
Заполнение и хранение путевых листов требуют внимания и большого количества времени. Сотрудники тратят его на рутину, от которой уже можно отказаться в пользу более сложных и полезных задач.
Автоматические путевые листы
Бóльшую часть данных, которые нужно указывать в путевых листах, можно заполнять автоматически. С помощью GPS-мониторинга можно избавить сотрудников от бумажной волокиты, исключить ошибки и возможные махинации с топливом.
Узнайте больше об инструментах для автоматизации и эффективном управлении автопарком в нашем подробном руководстве.
Как это работает в системе GPS-мониторинга ГдеМои
- Начинаем контролировать транспорт.
На транспортное средство устанавливается GPS-трекер и подключается к системе мониторинга. - Формируем правильный путевой лист в пару кликов.
Перед поездкой путевой лист создается прямо в системе мониторинга за считанные секунды. Достаточно выбрать нужную машину с GPS-трекером, соответствующую форму и указать срок действия путевого листа. Распечатать бланк можно в один клик. - Собираем объективные данные о поездке сразу же в путевой лист.
Всю информацию о поездке, маршруте, пробеге, расходе топлива, качестве вождения GPS-устройство будет передавать напрямую на компьютер руководителя или бухгалтера. Всё это происходит без участия водителя, ему больше не нужно тратить время на детальное заполнение бланка. Все данные автоматически собираются в путевой лист — ответственное лицо может в любой момент выгрузить их или распечатать без ручной обработки информации. - Храним путевые листы в электронном журнале
Путевые листы можно открыть в системе за любой период времени, для любого транспортного средства за считанные секунды. Бухгалтер может выгрузить их в программу учета без времязатратной ручной обработки бумаг.
В системе мониторинга ГдеМои загружены актуальные бланки путевых листов, которые соответствуют приказу Минтранса.
Хотите упростить работу с путевыми листами? Подключите ваш транспорт к GPS-мониторингу . Мы готовы ответить на все ваши вопросы и подобрать подходящие под ваши задачи устройства и тарифные планы. Получите бесплатную консультацию по телефону 8 800 3333 101 или напишите нам на почту info@gdemoi.ru .