Госслужащих сократят на 10%

Попытка Мишустина: как правительство решило уменьшить число чиновников без массовых сокращений

Спустя неделю после того, как у премьера увеличилось количество заместителей — теперь их 10, — правительство объявило о новой административной реформе, в результате которой количество чиновников должно сократиться. Шесть вопросов к новой реформе в материале Forbes

Премьер-министр Михаил Мишустин объявил в понедельник, 16 ноября, о начале оптимизации штата в органах исполнительной власти. Штат в министерствах и регионах сократят на 5-10% в 2021 году. Все эти изменения призваны увеличить эффективность работы госслужащих, сказал Мишустин. Насколько на самом деле может сократиться число «живых» сотрудников, а не вакантных должностей, как оптимизация повлияет на зарплаты чиновников и за счет чего можно будет добиться их эффективной работы?

Сколько в России чиновников?

В сентябре 2019 года первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко говорила, что в России к чиновникам принято относить всех работников государственных и муниципальных органов. И таких около 2,4 млн человек. «Получается, на 10 000 населения России приходится 163 чиновника. Это 3,3% от численности занятых в экономике», — сказала она «РИА Новости». Но доля «настоящих» чиновников, то есть государственных гражданских и муниципальных служащих, почти в два раза меньше — 603 000 федеральных государственных гражданских служащих, 252 000 региональных гражданских служащих и 395 000 муниципальных служащих. По данным Росстата, по итогам 2017 года на 1000 занятых в экономике человек было 29,6 сотрудника госорганов и органов муниципального самоуправления. Для сравнения: в 2000 году соотношение было 18 человек на 1000, за прошедшие 17 лет максимум статистика зафиксировала в 2014 году — 32,6 человека на 1000 (тогда начали учитывать сотрудников территориальных органов МВД). На конец 2018 года, по данным Росстата, в России было 2,2 млн сотрудников в государственных органах, органах местного самоуправления и избирательных комиссиях.

Как планируют проводить реформу?

Мишустин заявил, что при сокращении штата не планируют сокращать финансирование органов власти. По его словам, реформа будет выглядеть так: в министерствах и ведомствах (федеральные чиновники) 20% должностей — это вакансии, сокращать будут в первую очередь их. В таком случае реально штат должен сократиться на 5%, отметил премьер. В регионах среднее количество вакансий около 18%, там под сокращение попадут 10% должностей. Все это должно произойти до 1 апреля 2021 года, а к 1 мая на стол премьера должен лечь отчет о проделанной работе.

Зачем нужна такая реформа?

C 2004 года в российских ведомствах увеличилось количество руководителей, а также штат «обеспечивающих» подразделений — финансистов, бухгалтеров и так далее. Теперь управленческие должности нередко занимают 30% от всего штата, в результате страдает эффективность и расходы увеличиваются, говорит профессор РАНХиГС Владимир Южаков. Теперь важно, чтобы четко устанавливались лимиты по числу руководителей и их подчиненных, считает он. Как писала газета «Коммерсантъ», штат «обеспечивающих» подразделений теперь должен быть менее 30% от общего.

И что, теперь количество чиновников резко сократится?

«Все подобные сокращения будут давать только отложенный эффект. Функции увеличатся, в результате через непродолжительное время штат снова начнет расти», — считает источник в одной из структур, консультирующих правительство. «Все эти сокращения, в том числе и предлагаемое в настоящее время, целесообразны уже хотя бы потому, что они ограничивают рост численности госслужащих, — считает Владимир Южаков. — Но параллельно с сокращениями множились полномочия ведомств, а вслед за ними продолжался рост численности чиновников. Но без периодических сокращений этот рост за десятилетия был бы значительно большим».

Вряд ли эта реформа приведет к увольнениям «живых» сотрудников, все же смысл оптимизации не в увольнении сотрудников, а в поиске новых решений, считает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов, бывший чиновник Минфина. «Вполне возможно, что будет проведен серьезный аудит по эффективности работы ведомств. Она измеряется в достижении национальных целей и, например, числе нормативно-правовых актов», — полагает он.

Премьер не уточнил, будет ли обязательным сокращение в случае, если вакансий, которые можно будет порезать, не будет. Если оптимизация затронет и те ведомства, где свободных должностей нет, то многое будет зависеть от их руководителей, отмечает высокопоставленный собеседник Forbes в одном из министерств. «Придется выбирать, кого сокращать, и главное, чтобы руководители делали правильный выбор, например, убирали число своих помощников или сокращали работников пресс-служб», — уверен он.

Те, кто сохранит работу, станут больше получать?

С этим возможны проблемы. Газета «Коммерсантъ» написала, что в результате реформы оплату труда госслужащих изменят и перенаправят сэкономленные средства. Но в России есть негативный пример такого перераспределения. В 2004 году, когда сокращали число работников органов исполнительной власти и перераспределяли функционал между министерствами, уже предполагался рост зарплат, напоминает проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. «Но зарплату подняли только руководителям высшего звена. Это касалось министров, замминистров, глав департаментов, а вот заместители этих глав уже ничего не получили», — отмечает он.

Сама зарплата госслужащих в итоге стала складываться из оклада (четверть от общей суммы) и различных надбавок, которые были введены в то же время в качестве компенсаций, но их распределение также нередко зависит от начальства, говорит Сафонов. В ведомствах специально держали 20-30% незанятых ставок, чтобы распределять выделяемый на них бюджет между работниками. Сокращать ранее ставки было «невыгодно», поскольку неминуемо сокращался бы и фонд оплаты труда, отмечает Сафонов.

Теперь же фонд оплаты труда не изменяется, а само возможное повышение зарплат станет мотивацией для сотрудников. «Важно только, чтобы сами надбавки выдавались за конкретные результаты, это самая правильная мотивация», — добавляет Южаков.

Сколько раз Россия сокращала чиновников?

Сокращать российских чиновников предлагала замминистра финансов Татьяна Нестеренко еще в сентябре 2019 года. По ее оценкам, число госслужащих в регионах стоило сокращать на 15%, а сотрудников центрального аппарата — на 10%. Главной целью реформы Нестеренко называла повышение зарплат госслужащим.

До этого Алексей Кудрин на посту министра финансов в 2010 году предлагал уволить 100 000 чиновников за три года. В 2017 году Кудрин занимал уже должность главы Центра стратегических разработок и заявил о необходимости снизить общее количество госслужащих на 30%.

Дмитрий Медведев на посту президента в 2010 году также предлагал сокращать число федеральных чиновников на 20%. Тогда главной целью называлась эффективность их работы. «Где бы мы этим ни занимались, здесь присутствующие коллеги в аппарате правительства работали, в администрации: сокращаешь, проходит полгода, глядь — опять та же самая штатная численность. Даже в этом плане периодические сокращения необходимы, для того чтобы просто численность не росла сверх меры», — говорил он.

В 2014 году уже в статусе премьера Дмитрий Медведев поручал Минфину подготовить предложения по сокращению численности государственных служащих еще на на 10%. Но, признавал он, сокращения идут очень медленно.

Оперативное вмешательство

За три месяца премьер-министр Михаил Мишустин намерен оптимизировать государственный аппарат страны. Новая попытка административной реформы начнется с 1 января, а ее результаты будут известны к 1 апреля 2021 года. Об этом глава кабмина заявил на совещании с вице-премьерами.

Михаил Мишустин: Граждане смогут напрямую обращаться к чиновникам, от которых зависит решение их проблем. Фото: РИА Новости

Михаил Мишустин: Граждане смогут напрямую обращаться к чиновникам, от которых зависит решение их проблем. Фото: РИА Новости

Сократить количество госслужащих в России пытались несколько раз за последнее десятилетие. За 2011-2013 годы планировалось урезать их численность сразу на 20 процентов. В 2016 году к вопросу снова вернулись, постановив сократить штат на 10 процентов. Однако из данных Росстата всякий раз следовало, что установленные показатели не достигались. Так, в 2013 году количество федеральных госслужащих стало меньше всего на восемь процентов по отношению к началу 2010 года. А в 2016 году Счетная палата отчиталась о снижении только на 5,6 процента “единиц”, отдельно заметив, что это происходит за счет сотрудников низшего звена при увеличении разного рода начальников. Третья попытка была объявлена в прошлом году. За 2020-2021 годы предполагалось на 10 процентов урезать штат центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и на 15 процентов – их территориальных подразделений. Также планировалось структурно усовершенствовать госаппарат, что дало бы дополнительное сокращение. Теперь настало время реализовать эти планы на практике.

Фото: Дмитрий Астахов/ РИА Новости

“Откладывать реформу больше нельзя. Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент, – заявил вчера Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами. – Поэтому предлагаю начать оптимизацию системы управления с 1 января. И не растягивать, а провести ее за три месяца – до 1 апреля”. Нужен не огромный, а рационально сформированный штат компетентных специалистов и четко определенная сфера ответственности каждого органа исполнительной власти, отметил глава правительства.

Сейчас почти 20 процентов должностей в министерствах и ведомствах остаются вакантными. После проведенного анализа деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений в правительстве подготовили конкретные показатели оптимизации: в центральных аппаратах, где около 20 процентов вакансий, штат должен быть сокращен на 5 процентов, а в территориальных органах министерств и ведомств с их 18 процентами вакансий – на 10 процентов. “Делать это будем за счет в основном вакантных позиций, – заявил глава кабмина. – При этом сохранятся все финансовые ресурсы, в том числе материальное стимулирование, которые были до оптимизации ведомств”. Процент сокращений может меняться. Если министерство или ведомство превысило показатель для центрального аппарата, то ему разрешено сохранить часть ставок в территориальных подразделениях, и наоборот.

Откладывать реформу больше нельзя. Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления

Отдельным постановлением Михаил Мишустин определил стандарты к структуре федеральных органов исполнительной власти. По новым требованиям, штатная численность департаментов в министерствах должна составлять не менее 40 человек, управлений в ведомствах – не менее 25, отделов в составе департамента или управления – не менее 5, а самостоятельного отдела – не менее 10 сотрудников. Для обеспечивающих подразделений, на которые возложены, например, кадровые, антикоррупционные, юридические, бухгалтерские и иные функции, устанавливается ограничение – не более 30 процентов общей численности сотрудников.

Фото: РИА Новости www.ria.ru

Отдельное требование прописано к заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти. Они должны координировать работу не менее двух департаментов или управлений. В исключительных случаях, связанных в том числе с особенностью деятельности, министерствам и ведомствам разрешат отступать от установленных рекомендаций. Такое решение будет принимать специальная подкомиссия по вопросам оптимизации структуры и численности федеральных органов исполнительной власти правительственной комиссии по проведению административной реформы.

До 20 ноября руководители министерств и ведомств должны представить в министерство финансов и аппарат правительства предложения о сокращении предельной численности в своих ФОИВах. При наличии территориальных подразделений нормативы их штатной численности и структурных подразделений необходимо установить до 1 февраля. Минфину после анализа всех поступивших предложений предстоит не позднее 16 декабря внести в правительство проекты соответствующих нормативных правовых актов, закрепляющих предельную численность госслужащих ФОИВ.

Важно, чтобы вся система государственного управления работала четко и слаженно, соответствовала ожиданиям и запросам людей

Все организационно-штатные мероприятия в министерствах и ведомствах Михаил Мишустин постановил провести до 1 апреля. До 1 мая в правительстве ожидают доклады об их завершении. “Все эти меры позволят повысить эффективность работы исполнительной власти, – уверен Мишустин. – Важно, чтобы вся система государственного управления работала четко и слаженно, соответствовала ожиданиям и запросам людей и была сосредоточена на решении главной задачи – повышении качества жизни каждого человека за счет роста экономики и социальной сферы”.

При проведении административной реформы важно наладить надежный и эффективный механизм обратной связи между людьми и государством. “Чтобы каждый, кому требуется помощь, мог напрямую обратиться в ведомство или к должностному лицу, от которого зависит решение его проблемы, а главное – оперативно получить ответ на свое обращение, добиться результата”, – пояснил Мишустин. Для этого будут расширены возможности Единого портала государственных и муниципальных услуг. “Пилотными” станут министерства и ведомства, чьи услуги сегодня особенно востребованы. “Каждый гражданин из личного кабинета на портале сможет направить обращение в министерство здравоохранения, министерство просвещения, Фонд обязательного медицинского страхования, а также в любой из органов государственной власти регионов или местного самоуправления, и через портал госуслуг получить ответы на свои обращения”, – сказал премьер.

Минфин предложил программу сокращения расходов бюджета

Финансовое ведомство предложило сократить на 10% часть расходов бюджета на следующие три года, отказаться от индексации зарплат госслужащим и поощрений регионам за выполнение KPI. В 2021 году ассигнования снизятся на 1,4 трлн руб.

Фото: Евгений Разумный /Ведомости/ТАСС

Минфин предложил сократить на 10% незащищенную часть ассигнований федерального бюджета в 2021–2023 годах, отказаться от индексации зарплат чиновников, а также перенести реформу оплаты труда федеральных госслужащих за пределы 2023-го, следует из опубликованной 20 июля методики расчета предельных базовых бюджетных ассигнований на ближайшие три года. Эти меры вместе с сокращением ассигнований на госпрограмму вооружений (ГПВ) на 5% призваны обеспечить в следующую трехлетку сбалансированность федерального бюджета, который из-за пандемии COVID-19 и обвала цен на нефть будет дефицитным.

Суммарное сокращение бюджетных ассигнований в 2021 году составит 1,428 трлн руб. (включая 856,4 млрд руб. экономии за счет оптимизации бюджетных расходов и 365,3 млрд руб. за счет их переноса на текущий год). В 2022-м уменьшение объема ассигнований бюджета оценивается в 1,892 трлн руб., а в 2023 году — в 1,364 трлн руб., следует из документа Минфина.

Подход к трехлетнему расчету бюджетных ассигнований, который предполагает программу их оптимизации, был рассмотрен на совещании у премьер-министра Михаила Мишустина 7 июля, следует из письма министра финансов Антона Силуанова ведомствам — распорядителям бюджетных средств.

Дефицит федерального бюджета по итогам 2020 года составит около 5% ВВП, ожидают в Минфине.

Транспортно-заряжающая машина из состава берегового ракетного комплекса (БРК) «Бал»

Сокращение «незащищенных» статей бюджета

Минфин предлагает провести «оптимизацию» расходов федерального бюджета в 2021–2023 годах. По сути, речь идет о сокращении расходов «незащищенной» части бюджета. На 10% они будут снижены по более чем 50 статьям, за исключением дотаций региональным бюджетам, расходов на исполнение так называемых публичных нормативных обязательств (социальные пособия, пенсии военнослужащим, которые в отличие от гражданских пенсий платятся из федерального бюджета, а не из бюджета ПФР, и т.д.), на содержание судебной системы, обслуживание госдолга и межбюджетные трансферты внебюджетным фондам. Но на те же 10% Минфин предлагает и «оптимизировать» расходы на «обеспечение деятельности органов управления внебюджетных фондов», то есть административные расходы руководства фондов.

Последний раз подобное сокращение бюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. Но теперь Минфин пошел на беспрецедентный для недавней истории шаг — сокращение оборонных расходов. Расходы на реализацию государственной программы вооружений будут урезаны на 5% в 2021–2023 годах.

Всего за счет оптимизации расходных статей (включая сокращение программы вооружений на 5%) бюджетные ассигнования сократятся на 856,4 млрд руб. в 2021 году, на 846,7 млрд руб. в 2022-м и на 833,2 млрд руб. в 2023 году. Денежный объем сокращения госпрограммы вооружений в методике Минфина не указывается. Суммарное снижение нерасписанных расходов составляет 258,2 млрд руб. в 2021 году, 192 млрд руб. в 2022-м и 198,2 млрд руб. в 2023 году, следует из документов ведомства.

Cокращение бюджетных ассигнований будет осуществляться относительно базы действующего закона о бюджете на 2020–2022 годы. Так, в 2021-м текущим законом предусмотрены общие бюджетные расходы на 21,2 трлн руб., в 2022 году — на 22,4 трлн руб.

В этом году Минфин планирует потратить около 23 трлн руб., что превышает объем расходов, предусмотренный бюджетным правилом. Отклонение от правила обусловлено необходимостью стимулирования экономики на фоне пандемии коронавируса. По крайней мере в 2021 году Минфин собирается сократить расходы даже в номинальном выражении относительно высокой базы 2020-го. Отступление от бюджетного правила будет временным — это контрциклическая бюджетная политика в период циклического спада экономики, подчеркивали в Минфине. С 2022 года министерство намерено вернутся к действующему бюджетному правилу.

Отказ от увеличения зарплат чиновников

Одновременно с десятипроцентным сокращением бюджетных ассигнований Минфин предлагает отказаться от индексации окладов госслужащих в 2021 году, следует из его документа. Ведомство Антона Силуанова не в первый раз прибегает к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась во время кризиса 2014–2017 годов. Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.

Средняя зарплата госслужащих в федеральных органах власти в 2018 году достигла 126,6 тыс. руб. (данные за 2019-й Росстат пока не представил), а самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками стали сотрудники аппарата правительства (240,4 тыс. руб. в 2018-м) и администрации президента (236,7 тыс. руб.). В документе Минфин не проводит общую оценку экономии бюджетных средств от пропуска индексации зарплат чиновников в 2021 году. Отказ же от повышения зарплат госслужащих, занятых в сфере обеспечения обороноспособности страны, сэкономит госбюджету 15,2 млрд руб. в 2021–2022 годах.

Минфин также предлагает сэкономить 118,5 млрд руб. в 2021–2022 годах за счет переноса реформы денежного содержания федеральных чиновников за пределы ближайшей трехлетки. Эта реформа предполагала, с одной стороны, увеличение постоянной части оклада госслужащих, а с другой — «оптимизацию бизнес-процессов» и сокращение числа чиновников, объяснял Силуанов.

Еще 150 млрд руб. Минфин предлагает сохранить в бюджете за счет отказа от выплаты дотаций региональным бюджетам за выполнение губернаторами KPI. Система оценки работы глав регионов, утвержденная президентским указом «Об эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов России», предполагает 15 критериев, среди которых, например, уровень доверия к власти, естественный прирост населения, доступность жилья, уровень бедности и др. По словам экс-министра экономического развития, а ныне помощника президента Максима Орешкина, «система рассчитана на поощрение, а не на наказание», а мотивацией для губернаторов должна была бы стать прибавка к региональному бюджету.

Подписаны указы о совершенствовании оплаты труда федеральных госслужащих

В декабре 2021 г. был принят Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 437-ФЗ “О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации” в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”. Во исполнение новой редакции ст. 51 Закона о государственной гражданской службе Президент РФ утвердил порядок формирования фондов оплаты труда федеральных госслужащих (Указы Президента РФ от 31 декабря 2021 г. № 749, № 751 и № 752).

Методику расчета годового ФОТ федеральных госслужащих федеральных государственных органов утвердит Правительство РФ.

Новый порядок применяется при формировании ФОТ федеральных госслужащих:

  • центральных аппаратов (аппаратов) федеральных госорганов, органов публичной власти федеральной территории “Сириус” и территориальной избирательной комиссии федеральной территории “Сириус” – начиная с 1 января 2022 г.;
  • территориальных органов (органов) федеральных госорганов, аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ, представительств РФ, представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, территориальных органов – представительств МИД РФ на территории России, диппредставительств и консульских учреждений РФ – начиная с 1 января 2023 г. До 1 января 2023 г. при формировании ФОТ указанных органов и учреждений необходимо руководствоваться пунктами 8 и 9 Указа Президента от 25 июля 2006 г. № 763 в новой редакции.

Порядок формирования ФОТ федеральных госслужащих Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ и аппарата Счетной палаты РФ должен быть установлен отдельными указами Президента.

Указом № 749 Президент увеличил размеры надбавок за дипломатический ранг.

C 1 января 2023 г. размеры ежемесячной надбавки за особые условия госслужбы, установленные пунктом 5 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763, будут выплачиваться федеральным госслужащим центральных аппаратов (аппаратов) федеральных госорганов, органов публичной власти федеральной территории “Сириус”, территориальной избирательной комиссии федеральной территории “Сириус”, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, территориальных органов – представительств МИД РФ на территории России. Остальные федеральные госслужащие ежемесячную надбавку за особые условия федеральной госслужбы будут получать в других (уменьшенных по отношению к окладу) размерах.

С 31 декабря 2021 г. вступили в силу масштабные изменения в приложение к Указу Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763. Увеличиваются должностные оклады и уменьшается ежемесячное денежное поощрение федеральных госслужащих:

  • Аппарата Совета Федерации;
  • Аппарата Госдумы;
  • Федеральных министерств;
  • Управления делами Президента РФ;
  • Главного управления специальных программ Президента РФ;
  • федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ;
  • Федеральной службы войск национальной гвардии РФ;
  • федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам;
  • представительств РФ, представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом;
  • территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • аппарата Конституционного Суда РФ;
  • аппарата Верховного Суда РФ;
  • аппаратов федеральных судов общей юрисдикции;
  • аппаратов арбитражных судов;
  • в системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
  • прокуратуры РФ;
  • системы Следственного комитета РФ;
  • аппарата Центральной избирательной комиссии РФ;
  • рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ;
  • Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству;
  • госорганов Правительства РФ, госорганов при Правительстве РФ;
  • органов публичной власти и территориальной избирательной комиссии федеральной территории “Сириус”.

Указом также увеличиваются размеры окладов за классный чин федеральных госслужащих, размеры окладов в соответствии с присвоенным классным чином юстиции работников Минюста РФ, ФССП, ФСИН и их территориальных органов, аппаратов федеральных судов, Судебного департамента при Верховном Суде РФ и управлений Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ.

Однако обратите внимание, в период с 1 января по 31 декабря 2022 г. ежемесячные и иные выплаты будут осуществляться по старым правилам (без учета изменений, внесенных Указом Президента № 749) следующим лицам:

Сокращение госслужащих-2021: неожиданно и неизбежно. Инициатива правительства сократить чиновников оставляет вопросы

Сокращение госслужащих-2021: неожиданно и неизбежно. Инициатива правительства сократить чиновников оставляет вопросы

В 2021 году правительство решило в очередной раз уменьшить численность госслужащих в России. Но действительно ли это пойдет на пользу стране? И насколько много в России чиновников?

Когда их слишком много

О том, что в современной России чиновников больше, чем было во всём СССР, не рассуждали разве что лишь сами чиновники. Обосновано – другой вопрос, обосноваННо ли – это стремлением руководства государства сохранить стабильность и предсказуемость внутриполитической ситуации в новых (сравнительно с тем же СССР) условиях: в РФ существует официальная оппозиция действующей власти.

Совершенно неинтересно в данном контексте точка зрения и цели, а также самочувствие самой оппозиции: она всегда деконструктивна, как и её цели. Само существование оппозиции означает лишь то, что власть не справляется со своими обязанностями, и общество это чувствует. Впрочем, полностью справляющейся со своими обязанностями власти не существовало, не существует и никогда не будет. Поэтому в нормальном обществе была, есть и будет оппозиция. А значит, в любом государстве рост оппозиционных настроений конгруэнтен росту легиона чиновников, призванных если не решать проблемы, на которые эта оппозиция указывает, то прятать их, или не позволить увидеть новые.

Но вот в этом-то стремлении государства и таится закавыка: чем больше чиновников, тем более громоздка государственная машина. А громоздкость – один из главных тормозов прогресса. В том числе в сфере, единственно интересной большинству государств: в сфере принятия нужных решений и их воплощения в жизнь.

Проще говоря, наступает момент, когда содержать растущее количество дармоедов-чиновников самой их матери-государству становится не просто «перед людьми неудобно», или не по средствам, когда чиновники начинают обходиться государству всё дороже.

Наступает момент, когда чрезмерно расплодившийся чиновник, как любой паразит, становится причиной умирания хозяина, то есть самого государства.

В сравнении

По данным Минфина, на 1 июля 2019 года в России около 2,4 миллиона человек работало в государственных и муниципальных органах. На их содержание до последнего времени уходило 1,4 процента ВВП. К слову, СССР до такого количества чиновников дошёл лишь к середине восьмидесятых, ко времени своего «заката». Вот данные об изменениях в чиновничьем стане, происходивших в России. Таблица показывает ситуацию до 2010 года – однако, общая тенденция по задумке инициаторов реформы изменится лишь в 2021 году.

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв в интервью изданию «Свободная пресса» так описал вечный процесс чиновничьей борьбы самих с собой:

«Сокращение госаппарата – любимая игра любого госаппарата. Это связано с тем, что он растёт не только количественно. Под каждую задачу создается или выделяется некий институт – министерство, департамент, управление, назначается какое-то количество ответственных чиновников. Потом задача исчезает, а институт остаётся, поэтому постоянно необходимо сокращение. Так было всегда: в русском царстве начинали с 12 приказов, заканчивали 500, потом всех разогнали, сделали 12, а через 200 лет опять стало 500. У Ленина есть в 1918 году записка – “мы 2 раза сокращали аппарат, он у нас в 2 раза вырос”. Потому что на следующий день после сокращения опять начинается ревизия задач. И каждый прибегает с криком, что него новая задача и ему нужен новый аппарат под неё. При этом никто не закрывает подразделения, которые были сделаны под другую задачу, чиновники продолжают ходить на работу».

Да, много в России чиновников. Правда, в соседних странах, к Западу от нас, их подчас в разы больше, даже при том, что в кое-где к таковым причисляют, например, медицинских работников.

А вот чем восточнее – тем чиновничья рать реже (здесь вопрос: считать ли США страной на востоке от России, или на Западе – географически, разумеется):

И, наконец, таблица, представляющая по времени немного устаревшие, но, возможно, наименее подверженные изменениям показатели:

Подытожить можно одним предложением. В России чиновников не слишком мало – но и не так уж чтобы очень много, и доверия к ним не слишком много – но не совсем уж так, чтобы мало.

Как будут сокращать

Начало процесса – январь 2021 года. Изначально будет уволена (процесс уже пошёл) часть сотрудников федеральных структур и муниципальных органов власти.

В 2021 году на основании мониторинга результатов изменения штата, прошедших в 2020 и в начале 2021 годов, будет планироваться завершающий этап. Некоторых технических сотрудников заменят автоматизированными системами управления, вновь внедрёнными или усовершенствованными. А их должности будут аннулированы, как морально устаревшие. Оптимизировать структуру Минфина, например, будут переводом ряда министерств и ведомств на бухгалтерское обслуживание в казначейство.

На эти изменения в Минфине реформаторы возлагают особые надежды. Предполагается, что результатом будет не только экономия средств на содержание аппарата госслужащих, но и создание централизованного управления финансовыми потоками, поступающими в федеральные и муниципальные исполкомы.

Насколько сократят

Точнее, насколько сократят к тому, что уже сократили – ведь фактическое упразднение «Почты России» и «Россвязи» началось парой месяцев ранее. В рамках реформы с 1 января в министерствах и их территориальных подразделениях планируется сократить, как известно, соответственно 5 и 10 процентов должностей чиновников. Сократить в основном за счёт вакансий. Как говаривал герой Киану Ривза в одном отличном фильме, «всегда есть подвох». Сокращение как бы произойдёт, но чиновников меньше как бы и не станет…

Сократить количество госслужащих в России только за последнее десятилетие пытались несколько раз. За 2011-2013 годы планировалось урезать их численность сразу на 20 процентов. В 2016 году к вопросу снова вернулись, постановив сократить штат на 10 процентов. Однако из данных Росстата всякий раз следовало, что установленные показатели не достигались. Так, в 2013 году количество федеральных госслужащих стало меньше всего на восемь процентов по отношению к началу 2010 года. А в 2016 году Счётная палата объявила о снижении чиновничьего количества только на 5,6 процента. Причём, ведомство отметило: это происходит за счёт сотрудников низшего звена при увеличении количества начальников.

Впрочем, переподчинение, например, «Почты России» в ведомство Минцифры хотя бы даёт надежду на то, что руководство упразднённой всё менее востребованной по последним временам чиновничьей структуры не сможет более насчитывать себе стомиллионные премии. Как это произошло в 2018 году. Ну да, надежду-то даст…

Кого сократят

Прежде всего, и этого не скрывают сами инициаторы реформы, сократят имеющиеся вакансии. То есть те должности, что пока не заняты. Только вот, например, на 10 процентов, подлежащих сокращению в регионах, незанятых вакансий не наберётся. Придётся чиновникам, скрепя сердца, «резать по живому».

Дмитрий Журавлёв полагает, что «всё будет зависеть не от того, сколько уволят, а от того насколько точно определят реально работающие институты и не работающие. Причём не только сами ведомства, а именно подразделения внутри них. Если будет сокращено то, что уже выполнило свою задачу, будет хорошо. Количество чиновников реально уменьшится, а их эффективность возрастёт – согласований будет меньше… [] Но если, как это часто бывает во всех странах, а не только у нас, мы выгоним тех, кто работает, а оставим тех, кто не работает, то эффект будет противоположный.

Вопрос в том, будут ли увольнять по принципу «нравится рожа или нет» или реально проведут функциональный анализ и выяснят – нужна или нет та или иная структура? Если спустят вниз, особенно в регионы, что надо сократить 30 процентов, то все органы власти будут состоять из родственников».

Чтоб не радели «родным человечкам»

Почему подавляюще большинство экспертов без энтузиазма смотрят на перспективы сокращения госаппарата в регионах? А уж если речь заходит о сокращениях в южных субъектах, девять из десяти экспертов просто улыбаются.

Потому что, доверь региональному начальнику исключительное право проводить совершенно узаконенные, да ещё и основанные на требованиях федерального правительства сокращения в своём ведомстве, полетят головы мало-мальски «косо посмотревших» на такого начальника, даже если такой взгляд он поймал лет десять назад. Опять же, как уволить сына тёти Патимат? Где мальчик – ныне, например, замминистра республики – себе такую работу ещё найдёт?

Полноценного описания того, каким образом будут проходить сокращения и одновременно увеличена эффективность работы чиновников, пока не представлено, считают эксперты.

Дмитрий Журавлёв предполагает, что «скорее всего, произойдет некоторое сокращение расходов бюджета в чисто “бухгалтерском” выражении. Оптимизацию должны сопровождать перемены в системах подготовки и переподготовки, рекрутирования и ротации кадров, оплаты труда и т. д. Также необходимо каким-то образом “сломать о колено” токсичную корпоративную культуру в системе госуправления. [Если этого не произойдёт], …в ходе сокращений первыми будут уволены, скорее всего, сотрудники, не связанные с руководством посредством личных связей либо в целом не демонстрирующие высокого уровня лояльности. Также наверняка охотно пожертвуют людьми, потенциально не способными активно сопротивляться увольнению».

Пожертвуют, например, теми же техническими работниками.

Вот в госдепартаменте США сейчас жалуются: с очередным сокращением аппарата посольства США в России его оставшиеся сотрудники вынуждены убирать снег собственноручно…

Посему, если увидите на пороге республиканского министерства или администрации региона местного главу, работающего лопатой для уборки снега, будьте уверены: вместо бездельника-племянника он сократил дворника.

Мишустин сократил 10% чиновников в рамках реформы

Реформа государственного аппарата, которую премьер-министр Михаил Мишустин объявил в конце прошлого года, завершилась сокращением почти 10% чиновников. Руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко в интервью «Известиям» назвал сокращение «одним из самых масштабных». Но напомнил, что суть преобразования не в снижении численности чиновников, а в изменении модели работы госаппарата.

Капитал страны в Яндекс Дзен Капитал страны в Яндекс Новости

Реформа Мишустина завершилась

  • В конце декабря прошлого года премьер-министр Михаил Мишустин дал поручение оптимизировать 45 министерств и ведомств. В частности, сократить 74 подразделения и отправить в отставку 37 заместителей руководителей федеральных органов.
  • По состоянию на конец марта численность госслужащих сократилась на 10%, ликвидировано 66 структурных подразделений и отправлены в отставку 33 заместителя руководителя федеральных ведомств. Об этом в интервью «Известиям» рассказал вице-премьер и руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.
  • Также под сокращение попала штатная численность центральных аппаратов (213 единиц) и территориальных органов (31 642 единицы). Но это не живые люди, а вакансии – незанятые должности, на которые из бюджета выделялись ставки, которые потом распределялись между теми, кто замещал вакансии.
  • «Численность госаппарата к 1 апреля уменьшилась в целом почти на 10% – это одно из самых масштабных сокращений за последние годы», – отметил Григоренко. При этом он подчеркнул, что «риски увольнения или снижения уровня оплаты труда сотрудников, профессионально исполняющих свои обязанности, сведены к минимуму».
  • Отправной точкой для реформы стало то, что штатная численность госструктур оказалась раздутой, а число руководителей было избыточным. Это снижало оперативность и «увеличивало административные издержки», пояснил вице-премьер. Кроме этого, 20% должностей в центральных аппаратах и 12% в территориальных органах использовались неэффективно.

Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале

  • Но реформа так же помогла Мишустину решить и собственные управленческие задачи. Так, например, он отправил в отставку второго зама министра финансов Антона Силуанова Татьяну Нестеренко, которую назвали «королевой Минфина». Нестеренко работала в министерстве с 1998 года и контролировала бюджет, имея большое политическое влияние на регионы. Также были уволены два других замминистра финансов – Андрей Круглов и Антон Дроздов.

Редакция

Написать комментарий

Надо работать с регионами, не только со своего кабинета.–Надо быть в самой гуще событий.–Это касается всех зам.министров. Правительство должно понимать свою деятельность и свою ответственность. —Переход на новые технологии и на расширение обязанностей многое даст стране. Например МФЦ.–Населению, во всех регионах, оказана большая помощь. Так должно быть и в налоговых службах.–Не только сборка налогов с собственников, но и контроль, от слежка за работой –покупкой, продажей, согласованными с администрацией и налоговыми органами по ценам. Россия-страна большая по территориям. Пора заканчивать жить и трудиться по временной политики. Стране нужно развитие–новые заводы, новые поселки, новые города. У людей должно быть новые понятия, ведущие к новым технологиям, к новым наукам, к новым достижениям. Они не должны быть средством наживы для воровского или грабительского Бизнеса.–Не должно смешиваться–где государственные интересы или интересы Бизнеса.–Понятие людское–прежде всего. Все мы люди и должны позаботиться о будущем своей России!

Мишустин мне напоминает Пашаева (адвоката Ефремова). Пришёл, панику навёл, кучу телодвижений. и. народ как Ефремов стал жить в “четырёх стенах” и безденежье..))) Может они с Пашаевым братья-близнецы?!)))

У Мишустина есть положительный результат труда при отсутствии высокомерия, тщеславия и пр. В Президенты !

Статьи

Путин продал Китаю нефти на 10 лет вперед, а газа – на 25

Угроза на 250 млрд долларов: Отключение России от SWIFT остановит торговлю с ЕС

Украина нашла замену газу из России на случай остановки транзита

Рост цен не оставляет выбора: Власти заставят магазины снизить наценки на еду вплоть до ноля

Узнай, страна!

ТОП-10 достижений недели: регионы России разрабатывали авиакосмические двигатели и новые технологии

Мантуров: Россия будет полностью обеспечена редкими и редкоземельными металлами к 2030 году

Ваш комментарий успешно отправлен на модерацию и вскоре будет опубликован в случае отсутствия нарушений правил комментирования.

Ссылка на основную публикацию