Формы организации и виды договора перевозки груза

Международная транспортная логистика: как составить договор перевозки?

Логистику международных перевозок регулируют договоры различных видов. Каждый из них имеет свои особенности и регулируется соответствующими законодательными нормами.

Общий порядок взаимоотношений при международных перевозках определяет Гражданский кодекс РФ. Также действует Конвенция о договоре международной перевозки грузов. Это мировой документ, который определяет порядок отношений между участниками сделки в связи с транспортировкой ценностей (на автомобильном транспорте).

Рассмотрим пять вопросов, которые чаще всего возникают у участников международных перевозок.

1. Что необходимо включить в договор международных перевозок?

Чаще всего договор между собой заключают грузоотправитель и перевозчик. Он составляется по образцу установленной формы, состав которой описан в Гражданском кодексе. В договоре следует оговорить:

  • условия приёмки и передачи груза;
  • требования к перечню обязательных документов;
  • обязанности и права;
  • принцип разрешения хозяйственных споров.

Существенными условиями договора перевозки грузов являются предмет соглашения, условия поставки, сроки, оплата и данные участников.

2. Каковы обязательства сторон договора перевозки?

При составлении письменной договорённости между отправителем и перевозчиком у каждого из них формируются обязательства (Таблица 1).

Таблица 1. Обязательства сторон.

Обязательства заказчика

Обязательства перевозчика

    • Составить необходимую документацию и накладную до отправки ценностей.
    • Своевременно оплатить услуги.
    • Доставить объект договора в целости с соблюдением оговоренных сроков (если не возник форс-мажор).
    • Осуществить перевозку на тех условиях, которые прописаны в документально оформленной договорённости.

    Грузоперевозчик отвечает за соблюдение оговорённых сроков, а если во время доставки груз пострадает или будет утерян, ответственное лицо обязано возместить потери в размере его стоимости. Это один из самых существенных аспектов договора.

    3. Какие виды договора о перевозках существуют?

    Соглашения на международные перемещения грузов дифференцируются по способам перевозки и по особенностям транспортировки ценностей внутри каждого типа. Соглашения могут быть следующих типов:

    1) Договор морской перевозки грузов. Участники отношений могут выбрать: на основании законодательства какой страны будет заключаться договор. Соглашение заключается между двумя участникам в письменном виде: получателем груза и грузоотправителем. Договор он может подтверждаться коносаментом или чартером. Коносамент составляют, взяв за основу типовой бланк.

    Чартер (или «договор фрахтования») составляется, если грузоотправитель арендует всё судно либо его долю для перемещения груза.

    2) Договор воздушной перевозки груза. В данном случае договорное соглашение (авианакладная) заключается с авиаперевозчиком. В соответствии со статьей 104 Воздушного кодекса РФ транспортные услуги могут осуществляться чартером.

    3) Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом. В данном случае достаточно накладной. При этом обязательство оформить таможенную документацию принимается работниками железной дороги.

    4) Договор перевозки грузов автомобильным транспортом. Отправитель и транспортная организация составляют договорное соглашение о предоставлении услуги по доставке груза из одной страны в другую.

    В отдельных ситуациях возможно оформление договора не только в стандартном виде. В качестве договора могут выступать и другие документы (Таблица 2).

    Таблица 2. Документы, которые можно приравнять к договору перевозки.

    Вид документа

    Особенности

    Составляется при всех способах перевозки (по форме СМР). Она обязательно должна содержать:

    • дату и номер;
    • реквизиты сторон;
    • наименование, количество и вес груза;
    • условия доставки;
    • данные о перевозчике;
    • подписи и печати сторон.

    Накладная всегда должна сопровождать перевозимые ценности.

    Составляет перевозчик. В документе указываются данные об объекте и особенностях перевозки.

    Составляется перевозчиком. Используется при доставке авиатранспортом или водным транспортом. При этом может быть арендовано или всё судно, или его часть.

    4. На каком языке следует составлять договор о международной перевозке?

    Официальное соглашение можно составить как на одном, так и на разных языках. Первый вариант имеет место, если страны-участники разговаривают и работают на одном языке. К примеру, если обе стороны владеют английским, договор при согласии можно заключить на одном — английском языке.

    При возникновении ситуации несогласия договоры заключаются на разных языках. Например, на русском и французском или на русском и финском.

    Договорные соглашения или контракты, которые заключаются при участии международных организаций, следует составлять на официальных языках каждого из юридических лиц.

    5. Как можно расторгнуть сделку?

    Инициировать расторжение договора международной перевозки может любая из сторон. Вторую сторону договора при этом необходимо письменно уведомить в срок, оговоренный в самом соглашении.

    Обычно указывается, что перед расторжением договора следует выполнить все возникшие на тот момент обязательства. Если от соглашения отказывается только одна сторона, участник обязан возместить убытки.

    Рекомендуем

    На курсе будут рассмотрены все аспекты и сложные вопросы международных перевозок. Курс построен на фактическом материале и реальных ситуациях, возникающих при международных доставках.

    Договор перевозки груза

    Договор перевозки грузов заключается между двумя сторонами: отправителем и перевозчиком. Третья сторона (получатель) формально не участвует в данном соглашении.

    Согласно условиям договора перевозки грузов, первая сторона – перевозчик – обязуется принять от второй стороны – отправителя – какой-либо груз и доставить его получателю. Отправитель при этом обязан оплатить услуги перевозчика в соответствии выставленным тарифам.

    Отношения первой и второй стороны подтверждаются выдачей соответствующей накладной на руки отправителя.

    Таким образом, по договору перевозки груза перевозчик принимает обязательство по доставке вверенного ему груза в конечный пункт назначения и сдать груз управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную договором перевозки плату.

    Правовые основы договора перевозки груза

    Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

    Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

    внутреннему водному транспорту.

    Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

    В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

    Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

    Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

    Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

    Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

    Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

    Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

    Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

    Правовая сущность договора перевозки груза

    Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

    По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

    Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

    При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

    Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

    является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

    является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);

    является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

    заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

    Существенные условия договора перевозки груза

    Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.

    Предмет договора перевозки груза

    Предметом договора перевозки груза является оказание услуги по перемещению груза в конечный пункт назначения с помощью того или иного вида транспорта.

    Кроме услуг по перемещению груза, перевозчиком могут оказываться и сопутствующие услуги, такие как погрузка и выгрузка груза, хранение груза и другие услуги.

    Срок договора перевозки груза

    Срок, который указывается в договоре перевозки груза – это время, в течение которого груз должен быть доставлен в конечный пункт назначения.

    При этом перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные:

    транспортными уставами и кодексами;

    при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

    Стороны договора

    Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель.

    Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются.

    Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.

    Цена договора перевозки груза

    Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза.

    Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях плата за перевозку груза устанавливается по соглашению сторон, если иное не установлено действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами.

    Форма договора перевозки груза

    Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.

    При заключении договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).

    Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.

    Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

    Виды договора перевозки груза

    Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта соответственно на договоры:

    внутренней водной перевозки

    Бухгалтерский учет

    Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

    Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).

    Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.

    Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

    Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 “Расходы на продажу”.

    Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).

    Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

    Налог на прибыль организаций

    Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.

    Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

    Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

    Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

    В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

    При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).

    Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.

    Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

    Налог на добавленную стоимость

    Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

    При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания транспортных услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет или универсальный передаточный документ), а также при условии, что транспортные услуги приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету:

    Дебет 68, субсчет “НДС”, Кредит 19

    – принят к вычету НДС.

    Итоги

    Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    . относятся организация перевозки груза, заключение договоров перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза . относятся организация перевозки груза, заключение договоров перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза . или от своего имени договора (договоров) перевозки груза; обеспечение отправки и получения груза .

    . . 785 ГК РФ) (Примерная форма договора перевозки груза (с физическим лицом) (подготовлено экспертами .

    . от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение . при организации перевозки может заключать договоры перевозки груза как от своего имени, . – ТН), если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем ( ч. 1 . предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем ( . Смотрите также: – Энциклопедия решений . Отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции. *(2 .

    . 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный . груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей . , не могут являться предметом договора перевозки грузов по смыслу ст. 785 . автомобильного транспорта, на основании договоров перевозки грузов. Взаимоотношения сторон по таким . обязательный перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза. В оформлении транспортной накладной заинтересованы .

    . обязательства по заключенным с контрагентами договорам перевозки груза, Налогоплательщик фактически не осуществлял доставку .

    . подтверждением произведенных налогоплательщиком затрат по договору перевозки груза будут являться любые документы, оформленные . НК РФ. В случае заключения договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку .

    . торговые точки; доставка товара по договорам перевозки груза производилась Налогоплательщиком в целом без .

    . , в частности, что если по договору перевозки груза экспедитор выступает стороной, у которой . возможным отметить следующее. Если по договору перевозки груза экспедитор выступает стороной, у которой .

    . первому договору перевозка груза из Москвы в Санкт-Петербург, по второму договору перевозка груза из Московской . области в Калугу, по третьему договору перевозка груза из Владимира .

    . оформления накладной По-прежнему заключение договора перевозки груза будет подтверждаться транспортной накладной, которая .

    . заключение договора перевозки груза. Для целей налогообложения прибыли подтверждением понесенных затрат по договору перевозки груза будут .

    . не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом .

    Договор перевозки грузов

    См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции”

    Понятие договора перевозки груза

    По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК; ср. ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК, ст. 67 КВВТ, ст. 18 УАТ).

    Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по дос­тавке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданно­го (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

    Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза.

    По своей юридической природе договор перевозки грузов:

      • реальный (порождает граж­данские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);
      • возмездный (встречное предоставление в виде платы);
      • двусторонний (порождает обязательства у обоих сторон);
      • в пользу третьего лица — грузополуча­теля (когда он не совпадает с грузоотправителем).

      Договор морской перевозки грузов имеет две разновидности (п. 2 ст. 115 КТМ), одна из которых относится к реальным договорам, а дру­гая — к консенсуальным. Реальным является договор морской перевозки груза по коносаменту, когда груз сдается перевозчику без условия о пре­доставлении для перевозки груза всего судна, его части или отдельных судовых помещений (ст. 142 КТМ). По такому договору обычно пере­возятся грузы в линейном сообщении.

      Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который ис­пользуется при морских и воздушных перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК). По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предос­тавить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вмести­мости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).

      Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для мор­ской перевозки груза всего судна, части его или определенных судо­вых помещений. Как правило, с помощью чартера регулируются от­ношения по перевозке массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т.п.), количество которых является достаточным для загрузки всего или части судна. В этих целях обычно используются трамповые суда (суда, работающие без расписания).

      Стороны договора перевозки
      1. Грузоотправитель – физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Грузоотправителем может являться не только владелец груза, но и лицо, выступающее от его имени.
      2. Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу.
      3. Грузополучатель – физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

      (См., напр., ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”).

      Форма договора перевозки груза

      Заключение договора перевозки груза подтверждается составлени­ем и выдачей отправителю груза документа на груз (транспортной накладной, коносамен­та или иного документа – п. 2 ст. 785 ГК), предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

      Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоот­правителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и по сути представляет собой его письменную форму.

      Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ составление и выдача отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) подтверждает заключение договора перевозки груза.

      П. 2 ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

      Основные термины, используемые при оформлении транспортной накладной в целях перевозки грузов, раскрываются в ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”.

      Товарно-транспортная накладная (Типовая межотраслевая форма N 1-Т, ОКУД 0345009) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 и применяется с 1 декабря 1997 года. Новая форма транспортной накладной (для перевозки автомобильным транспортом) утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом”. Составлять ее нужно только тогда, когда для перевозки товара привлекается транспортная компания (см. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2010 г. N 8835/10).

      Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

      Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.

      Любые исправления заверяются подписями как грузоотправителя, так и перевозчика или их уполномоченными лицами.

      В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

      Вопрос документального подтверждения затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом рассмотрен в письме ФНС РФ от 21.03.2012 N ЕД-4-3/[email protected], в котором указано, что в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно будет наличия надлежащим образом оформленного одного из документов: либо транспортной накладной либо товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т.

      Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами.

      Коносамент составляется перевозчиком на основании подписанно­го грузоотправителем документа (погрузочного ордера), в котором со­держатся данные об отправителе и получателе груза, порте выгрузки и все необходимые сведения о грузе: наименование, особые свойства, маркировка, число мест, внешнее состояние, упаковка.

      Коносамент не только является документом, удостоверяющим факт заключения договора морской перевозки груза, но и свидетельствует о получении груза перевозчиком, а также является товарораспоряди­тельным документом (ценной бумагой) (ст. 143 ГК).

      Чартер чаще всего заключается с использованием отпечатанных ти­пографским способом проформ (стандартных форм) различных чартеров, разработанных с учетом особенностей перевозки определенных видов грузов и направлений перевозки, т.е. представляет собой дого­вор присоединения . Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наиме­нование места погрузки груза, а также наименование места назначе­ния или направления судна, а по соглашению сторон и иные условия и оговорки (ст. 120 КТМ).

      Существенные условия договора перевозки грузов

      Предмет договора перевозки груза:
      • оказание нематериальных услуг перевозчика в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанные с перемещением грузов, багажа.

      В договоре перевозки грузов должны быть указаны следующие существенные условия:

      1. характеристики груза (вид, количество и т.п.);
      2. наименование грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика;
      3. пункты отправления и назначения;
      4. характеристики предоставляемого транспорта;
      5. сроки перевозки;
      6. цена договора, порядок расчетов.

      Названные условия могут быть определены в договоре как прямо, так и со ссылкой на приложения к договору или иные документы.

      Заключение договора перевозки грузов подтверждается транспортной накладной (ст. 785 ГК РФ), а при наличии договора об организации перевозок грузов – заявки грузоотправителя (п. 5 ст. 8 УАТ).

      В заявке (заказе) должны быть указаны:

      • наименование и количество груза,
      • пункт назначения,
      • грузополучатель и
      • сумма за перевозку.

      Условия договора перевозки грузов, заключенного путем подачи заявок (заказов), конкретизируются в товарно-транспортных накладных.

      Сроки доставки устанавливаются договором перевозки груза (ст. 14 УАТ). В случае если указанные сроки договором не установлены, доставка осуществляется в сроки, установленные правилами перевозок грузов. Если срок перевозки не установлен ни договором, ни Правилами, доставка осуществляется в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

      Договор перевозки является возмездным. Цена договора перевозки устанавливается по соглашению сторон (ст. 790 ГК). Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

      В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

      При несогласованности как одного, так и нескольких названных выше условий договор может быть признан судом незаключенным (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2007 N А69-1076/06-Ф02-7385/06, ФАС Уральского округа от 29.01.2009 N Ф09-54/09-С5, от 21.10.2008 N Ф09-7693/08-С5, ФАС Московского округа от 20.11.2007 N КГ-А41/10536-07, ФАС Поволжского округа от 22.05.2007 N А65-11655/06).

      Обязательства перевозчика по договору перевозки груза
      1. доставка груза в пункт назначения , указанный в транспортной накладной или коносаменте;
      2. соблюде­ние отведенного срока доставки;
      3. обеспечение сохранности перевозимого груза с момен­та его принятия к перевозке и до выдачи его получателю в пункте на­значения;
      4. выдача груза его получателю либо иному управомоченному на получение груза лицу (прекращение обязательства перевозчика).
      Обязательства грузоотправителя по договору перевозки груза
      • оплата перевозки груза должна носить предваритель­ный характер (т.е. провозная плата должна вноситься грузоотправите­лем до отправления груза , если иное не предусмотрено соглашением сторон);
      • окончательный расчет за перевозку грузов в пункте назначения (внесения при простое платы за пользование вагонами и контейнерами);
      • своевременное принятие доставлен­ного груза грузополучателем или иным уполно­моченным на получение груза лицом.

      Кроме того, важно заметить, что лицо, выступающее грузоотправителем (экспедитор или клиент), несет риски, связанные с отсутствием у перевозчика документов, необходимых для беспрепятственного осуществления перевозки груза в соответствии с законодательством РФ. Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью перевозчика. По общему правилу, грузоотправитель обязан возместить перевозчику убытки, в том числе суммы, выплаченные перевозчиком иным лицам в связи с отсутствием, недостоверностью или неполнотой указанных документов.

      При заключении грузоотправителем договора транспортной экспедиции, предполагающего проверку указанных документов экспедитором, ответственность перед грузоотправителем за вред, возникший в связи с отсутствием или неполнотой документации, несет экспедитор.

      Ответственность перевозчика за нарушение обязательств из договора перевозки груза

      Ответственность перевозчика за нарушение обязательств, вытекаю­щих из договора перевозки груза, наступает

      1. за нарушение установлен­ного срока доставки груза;
      2. за необеспечение его сохранности .

      Такая ответственность всегда носит ограниченный характер: она ус­тановлена

      Договор перевозки

      Вам доступен конструктор договоров. Просто авторизуйтесь на портале 1С-Старт и создайте свой договор перевозки за 11 минут. Более подробный материал по договорам перевозки ниже.

      Договор перевозки

      Перевозка грузов, пассажиров и багажа – это возмездная услуга, исполнение которой регулирует не только Гражданский Кодекс, но и транспортные уставы, кодексы, специальные законы и другие нормативно-правовые акты. Общие положения о перевозке представлены в статьях 784 – 800 ГК РФ, дополнительно кодекс выделяет отдельную главу 41 о транспортной экспедиции.

      Транспортная экспедиция, кроме собственно перевозки, включает в себя такие дополнительные услуги как сопровождение груза, заключение сделок в интересах грузоотправителя, исполнение таможенных процедур, контроль количества и состояния груза, его погрузки/выгрузки и др. В этой статье мы рассмотрим договор перевозки на примере перевозки груза автомобильным транспортом, без его экспедиции.

      Кроме положений ГК РФ перевозка грузов по России автотранспортом регулируется:

      • Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
      • Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
      • постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

      Международные грузоперевозки подчиняются также положениям:

      • Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов;
      • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»

      Проверьте контрагента

      Оформление договора перевозки грузов

      Необязательно оформлять договор перевозки грузов в виде единого документа с подписями обеих сторон. Заключение договорных отношений грузоотправителя и перевозчика подтверждает составление и выдача транспортной накладной (статья 785 ГК РФ).

      Ответственность за сохранность груза перевозчик принимает на себя после того как в транспортной накладной будет проставлена отметка о принятии груза к перевозке. Исходя из этого, транспортная накладная – это обязательный документ при грузовых перевозках, и не имеет значения, был ли при этом составлен сам договор перевозки. При перевозке груза несколькими транспортными средствами на каждую партию груза оформляется отдельная транспортная накладная.

      Если внимательно прочитать транспортную накладную, то можно заметить, что она содержит все существенные условия договора перевозки груза, по сути, представляя собой письменную (шаблонную) форму договора. Но стороны, конечно, могут заключить и подписать индивидуально разработанный договор перевозки.

      Кроме транспортной накладной договор перевозки сопровождается заявкой грузоотправителя на перевозку груза. Если груз перевозится в контейнерах, которые в процессе перевозки надо будет снимать с транспорта, то оформляется еще и сопроводительная ведомость.

      Обратите внимание: подтверждением расходов на перевозку груза транспортная накладная не является. В интересах грузоотправителя вместе с транспортной накладной оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, которая является необходимым условием для признания расходов на перевозку.

      Какие еще документы могут потребоваться при исполнении договора перевозки? Если груз имеет специфические особенности, то это могут быть:

      • удостоверение о качестве скоропортящегося груза;
      • карантинный сертификат и ветеринарное свидетельство;
      • сертификат качества зерна и продуктов его переработки;
      • сертификат соответствия на определенные виды перевозимых грузов;
      • качественный паспорт на нефтепродукты.

      Существенные условия договора перевозки

      Как и в любом другом договоре, в договоре перевозки существенным условием является его предмет. Предметом договора перевозки будут действия перевозчика по транспортировке груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его грузополучателю.

      На деле же исполнение договора перевозки невозможно без указания таких важных условий как:

      • характеристики груза (наименование, вес, объем, количество);
      • сопроводительные документы на груз;
      • маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения;
      • размер провозной платы и порядок расчетов;
      • требования к транспорту перевозчика;
      • срок и порядок предоставления транспорта;
      • срок и порядок предъявления груза к перевозке;
      • порядок погрузки/выгрузки груза;
      • условия хранения груза в терминале перевозчика;
      • срок доставки груза;
      • порядок признания груза утраченным.

      Все эти условия кратко прописываются в транспортной накладной, но в тексте договора перевозки их можно указать в более подробной форме, а также дополнительно прописать ответственность сторон.

      Советуем грузоотправителям при перевозке грузов не ограничиваться только оформлением и подписанием транспортной накладной, а заключать полнотекстовый договор перевозки.

      Ответственность сторон по договору перевозки

      Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке устанавливает ГК РФ, транспортные кодексы и уставы, а также условия договора перевозки. При этом статья 793 Гражданского кодекса запрещает согласование договорных условий, которые ограничивают ответственность перевозчика, установленную законодательством.

      По договору перевозки перевозчик несет следующую ответственность:

      Ответственность за невывоз груза по вине перевозчика. По умолчанию в этом случае действуют правила части 1 статьи 34 УАТ: штраф в размере 20% провозной платы и возмещение причиненных убытков.

      Ответственность за несвоевременное предоставление транспорта или контейнера. За это нарушение грузоотправитель может требовать от перевозчика уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении), а также возмещение причиненных убытков.

      Ответственность за сохранность груза. Перевозчик отвечает перед грузоотправителем в рамках объявленной ценности груза. Обычно за указание ценности перевозчик взимает дополнительный сбор (в процентах от стоимости). Чтобы снизить расходы на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают.

      Хотя ГК РФ не запрещает грузоотправителю завышать стоимость груза, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) указывают, что объявленная ценность груза не должна превышать его действительной стоимости. Исходя из этого, перевозчик имеет право не соглашаться на перевозку груза, ценность которого явно завышена. Если же грузоотправитель не укажет в транспортной накладной стоимость груза, то она будет определяться исходя из цены, которая предусмотрена договором перевозки (при его наличии) или которая обычно взимается за аналогичные товары.

      Стороны могут предусмотреть в договоре перевозке и ответственность грузоотправителя.

      Ответственность за непредъявление груза отправителем. Если договорные условия не предусматривают другое, то перевозчик может потребовать уплаты штрафа в размере 20% провозной платы и возмещения причиненных убытков.

      Ответственность за неиспользование поданного транспорта или контейнера, если это не вызвано его непригодностью. За это нарушение перевозчик может уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении). Если поданный транспорт относится к специализированным, то размер штрафа увеличивается вдвое.

      Ответственность за просрочку оплаты по договору перевозки. Это обычное условие в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Кроме этого статья 790 ГК РФ дает перевозчику право удержать переданный для перевозки груз в целях обеспечения провозной платы, причем, даже если груз принадлежит третьему лицу.

      Перевозчик может удерживать груз до тех пор, пока грузоотправитель с ним не рассчитается. Если этого не произойдет, перевозчик может реализовать груз (по стоимости, указанной в транспортной накладной или по экспертной оценке) и вычесть из полученной суммы платежи за перевозку и хранение груза, а также затраты, связанные с его реализацией. Оставшиеся средства он должен вернуть грузоотправителю.

      Договор перевозки может предусматривать запрет на удержание груза перевозчиком, и это тоже одна из веских причин, почему сторонам не стоит ограничиваться только подписанием транспортной накладной.

      Существуют обстоятельства, которые снимают ответственность за неисполнение обязательств со сторон договора перевозки, среди них:

      • форс-мажор в виде обстоятельств непреодолимой силы, такие как явлений стихийного характера и военные действия;
      • временные ограничения или запрет движения транспорта по дорогам;
      • другие, не зависящие от сторон обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранить.

      В то же время перевозчик обязан предпринять все меры по обеспечению сохранности груза, поэтому утрата груза в результате его хищения далеко не во всех случаях будет признана обстоятельством, снимающим ответственность с перевозчика.

      При перевозке некоторых грузов возможна их естественная убыль (выветривание, усушка, утруска). Если в результате перевозки масса доставленного груза будет меньше, чем отправленный, перевозчик не отвечает за его недостачу, но только в пределах нормы естественной убыли.

      Чтобы снизить риски ответственности за недостачу или повреждение груза, рекомендуем перевозчику предусмотреть в договоре перевозки условие, обязывающее грузоотправителя предоставить груз в соответствии с требованиями Правил перевозок грузов.

      Что нужно проверить грузополучателю при получении груза?

      Выше мы говорили только о правах и обязанностях грузоотправителя и перевозчика, но в договорных отношениях при перевозке грузов принимает участие и третье лицо – грузополучатель. Именно он подтверждает, что перевозчик выполнил свои обязанности по договору перевозки, т.е. доставил груз вовремя, в целости и сохранности. Грузополучатель принимает груз у перевозчика на основании транспортной накладной, путевого листа и сопроводительной ведомости (при контейнерных перевозках).

      Если перевозчик не представит грузополучателю транспортную накладную, то груз принимать не рекомендуется, т.к. отсутствие транспортной накладной говорит о ненадлежащем оформлении договора перевозки. В этом случае привлечь к ответственности грузоотправителя (например, по договору поставки) или перевозчика будет затруднительно даже в судебном порядке.

      Если же с документами все в порядке, то грузополучатель должен в присутствии перевозчика указать в транспортной накладной:

      • фактическое время и дата подачи транспорта под выгрузку;
      • наличие и сохранность пломб;
      • вес доставленного груза и количество грузовых мест;
      • состояние груза, упаковки, тары.

      При возникновении разногласий между грузополучателем и перевозчиком при приемке груза, необходимо составить соответствующий акт, о чем сделать отметку в транспортной накладной. Для определения размера недостачи или степени повреждения груза могут быть привлечены независимые эксперты, о чем обязательно должен быть поставлен в известность перевозчик.

      Энциклопедия решений. Форма договора перевозки

      Для договора перевозки законом установлена письменная форма.

      В силу п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 786 ГК РФ).

      Внимание

      Вид и форма документа, подтверждающего заключение договора перевозки груза, зависит от вида транспорта, которым в соответствии с условиями договора перевозится груз (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

      В частности, заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом подтверждается транспортной накладной (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”). Форма и порядок заполнения транспортной накладной предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).

      Правоприменительная практика зачастую рассматривает транспортную накладную как единственный документ, подтверждающий факт заключения договора перевозки груза автомобильным транспортом в том смысле, который придает этому договору законодатель в п. 2 ст. 785 ГК РФ (постановление Восьмого ААС от 14.11.2011 N 08АП-8448/11).

      Коносамент является документом, которым может быть подтверждено наличие и содержание договора морской перевозки груза. Кроме того, они могут подтверждаться чартером или другими письменными доказательствами. Коносамент выдается перевозчиком по требованию отправителя после приема груза для перевозки (п. 2 ст. 117, п. 1 ст. 142 Кодекса торгового мореплавания РФ).

      Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяются соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной (п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ).

      Заключение договора перевозки груза железнодорожным транспортом подтверждается транспортной железнодорожной накладной и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанцией о приеме груза. Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача ими багажа – багажными квитанциями, а сдача отправителями грузобагажа – грузобагажными квитанциями (ст.ст. 25, 82 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации”).

      При перевозках внутренним водным транспортом заключение договора перевозки груза подтверждается составленной в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортной накладной и оформленными на ее основании дорожной ведомостью и квитанцией о приеме груза для перевозки. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки выдаются билет на право проезда и багажная квитанция в случае провоза багажа. Если пассажир заключает договор перевозки по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам, вместо билета могут выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров (п. 2 ст. 67, п.п. 2, 4 ст. 97 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

      Отметим, что несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (п. 1 ст. 162 ГК РФ). Однако на практике надлежащим образом оформленный перевозочный документ имеет немаловажное значение в случаях, когда между сторонами договора перевозки возникают разногласия. Суды нередко отказывают в возмещении ущерба, причиненного перевозчиком груза, если грузоотправитель не может подтвердить факт заключения договора и сдачи груза перевозчику (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 13.09.2010 по делу N А79-14289/2009, Семнадцатого ААС от 01.03.2012 N 17АП-234/12).

      Договор перевозки

      Наши юристы с радостью ответят на все Ваши вопросы, произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.

      Понятие и виды договора перевозки:

      Транспортные обязательства – это обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозками:

      Перевозки могут быть классифицированы по различным признакам. Различают следующие виды перевозок в зависимости:

      • от вида транспорта: железнодорожные, речные, морские, воздушные, автомобильные перевозки;
      • от числа перевозчиков:
      • от числа перевозчиков:
        • перевозки в местном сообщении (когда перевозки осуществляются одним видом транспорта и в пределах одного транспортного предприятия – железной дороги, речного пароходства);
        • перевозки в прямом сообщении осуществляются по одному документу несколькими перевозчиками одного вида транспорта (двумя железными дорогами);
        • перевозки в прямом смешанном сообщении осуществляются разными видами транспорта несколькими перевозчиками (железной дорогой и воздушным транспортом).

        На морском транспорте:

        • перевозки в малом каботаже. Под малым каботажем понимается перевозка между двумя российскими портами, расположенными в одном море;
        • перевозки в большом каботаже. Перевозки между двумя портами РФ, располагающимися в разных морях;
        • перевозки в заграничном сообщении. Эти перевозки осуществляются в иностранные порты или из них.

        На воздушном транспорте:

        • внутренние воздушные перевозки – пункт отправления, назначения и все пункты посадок расположены на территории РФ;
        • международные воздушные перевозки – пункт отправления и назначения расположены на территории двух государств или на территории одного государства, если предусмотрен пункт посадки на территории другого государства.

        На автомобильном транспорте различают перевозки во внутреннем сообщении и в международном сообщении. В зависимости от того, что перевозится, различают виды договоров перевозки:

        • перевозки грузов;
        • перевозки багажа;
        • перевозки пассажиров;
        • перевозки почты.

        Правовое регулирование перевозок осуществляется в основном: Гражданским Кодексом, Кодексам торгового мореплавания (КТМ РФ), Кодексом внутреннего водного транспорта, Воздушным кодексом, транспортным уставом железных дорог и соответствующими подзаконными нормативно-правовыми актами.

        Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

        Договор перевозки груза:

        Договор перевозки груза – соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель груза обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

        Предметом договора выступают доставка, хранение, выдача, погрузка и выгрузка груза.

        Сторонами договора признаются перевозчик – транспортная организация, юридическое лицо, железная дорога, автопредприятие, пароходство, имеющие лицензию на осуществление перевозок; грузоотправитель – юридическое или физическое лицо; грузополучатель – третье лицо, которому направлен груз. Договор заключается в письменной форме путем составления единого документа, который оформляет перевозку груза, это может быть транспортная накладная или – на морском транспорте – коносамент.

        Моментом заключения договора считается момент вручения груза с сопроводительными документами.

        Срок договора – это срок, в течение которого груз должен быть доставлен, он считается соблюденным, если груз выгружен или подан под разгрузку до истечения срока доставки. За перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, или определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

        Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или иного документа на груз, предусмотренного соот-ветствующим транспортным уставом или кодексом.

        Перевозочные документы – оформленные в соответствии с предусмотренными правилами документы, необходимые при перевозке грузов. При воздушной перевозке договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной. Форма грузовой накладной устанавливается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации. При перевозке железнодорожным, автомобильным транспортом перевозки осуществляются на основании транспортной накладной, оформленной на весь маршрут следования грузов. При перевозке морским транспортом после приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. Для заключения договора перевозки нужны предпосылки организационного характера.

        Такими предпосылками могут быть заявки (заказы) грузоотправителей; договоры об организации перевозок (годовые, навигационные и др.); в случаях, предусмотренных законом, – административно-плановые акты.

        Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

        Железнодорожная перевозка:

        Договор железнодорожной перевозки оформляется накладной, которая является основным пе-ревозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом (грузо-сопроводительный документ).

        Юридическое значение накладной:

        • является обязательной письменной формой договора;
        • доказывает факт заключения договора и воплощает его содержание;
        • легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, вытекающих из ненадлежащего исполнения договора перевозки.

        Договор считается заключенным с момента передачи груза к перевозке вместе с накладной. Иные перевозочные документы: дорожная ведомость, вагонный лист, передаточная ведомость при перевозках прямым смешанным сообщением. Эти документы являются документами первичного учета и имеют доказательственное значение. Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Законом о естественных монополиях в порядке, определяемом Правительством РФ. Перевозки различаются грузовой и более высокой скоростью, а также различают перевозки пассажирскими поездами и грузобагажом.

        Срок доставки исчисляется с 24 ч дня приема груза к перевозке, если груз был принят к перевозке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 ч дня, в который груз должен быть погружен. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки. Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора перевозки регулируется ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашениями сторон.

        Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

        Воздушная перевозка:

        Перевозчик – эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки.

        Эксплуатант – физическое или юридическое лицо, имеющее право собственности или иное пра¬во на воздушное судно и использующее его для полетов. Он должен обладать особым сертификатом для совершения полетов.

        Воздушный кодекс РФ (ВК РФ) разграничивает внутреннюю воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположены на территории России, и международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства. Также выде-ляют: местные, прямые и транзитные воздушные перевозки.

        Договор оформляется грузовой (почтовой) накладной. Наряду с обычной воздушной перевозкой используется договор воздушного чартера. Сущ¬ность такого договора заключается в предоставлении фрахтовщиком фрахтователю одного или не скольких воздушных судов (их частей) для воздуш¬ной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов. Природа такого договора аналогична морскому чартеру. Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сто¬рон. Она взимается за расстояние по кратчайшему маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием либо за расстояние, определенное договором.

        Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

        Морская перевозка:

        На морском транспорте различают перевозки в:

        • малом каботаже – перевозка между дву¬мя российскими портами, расположенными в одном море;
        • большом каботаже – перевозки между двумя портами РФ, располагающимися е разных морях;
        • заграничном сообщении. Эти перевозки осуществляются в иностранные порты или из них.

        Морская перевозка традиционно регулируется диспозитивными нормами. Перевозчиком является пароходство или порт. Договор морской перевозки грузов может быть зак¬лючен: 1) с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных помещений (трюмов). При этом заключается договор фрахто¬вания судна или чартер, в силу которого одна сторона (фрахтовальщик, судовладелец) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю, отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа; 2) без такого условия. В этом случае договор оформляется коносаментом.

        Коносамент обычно составляется в двух экземплярах, один из которых остается у перевозчика, а другой выдается отправителю и служит основанием для получения груза, а также платежей по договору с его получателем. Коносамент составляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном судна и выдается отправителю. Он является строго формальной ценной бумагой, распоряжение которой означает пе¬редачу товара (товарораспорядительный документ).

        Чартер – консенсуальная разновидность договора перевозки. Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а коносамент – при небольших по объему перевозках. От чартера отличается договор фрахтования судна на время – тайм-чартер. Он применяется как при перевозке грузов и пассажиров, так и для иных целей. По своей природе тайм-чартер является договором аренды транспортных средств.

        Провозная плата (фрахт) определяется по соглашению сторон договора или по тарифу. Сроки доставки грузов устанавливаются в нормативном порядке и по соглашению сторон. Если они не определены, перевозчик считается выпол¬нившим свою обязанность в отношении срока при условии, что после погрузки судно сразу же вышло в рейс и двигалось с обычной для него скоростью, обычным путем, которым пользуются торговые суда при аналогичных перевозках.

        Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

        Перевозка в прямом смешанном сообщении:

        Прямой смешанной признается перевозка, в которой участвуют не менее двух видов транспорта, осуществляющих перевозку по единому документу, составленному на весь путь следования. Прямое смешанное сообщение характеризуется двумя признаками: 1) участием в перевозке перевозчиков разных видов транспорта; 2) составлением на перевозку одного транспортного документа.

        В прямое смешанное сообщение включаются: 1) железнодорожные станции, открытые для операций по перевозкам грузов; 2) морские и речные порты; 3) автостанции, аэропорты, предусмот-ренные перечнями, установленными соответствующими федеральными органами исполнительной власти в области транспорта.

        Стоимость работ указывается после их выполнения в транспортной накладной для взимания стоимости работ с грузополучателей.

        Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется, исходя из сово-купности сроков доставки грузов железнодорожным транспортом и транспортом других видов, и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, которые действуют на транспорте соответствующих видов.

        За несохранность грузов до передачи их в пункт перевалки имущественную ответственность несет сдающая сторона, а после передачи такую ответственность несет сторона, принявшая груз.

        Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

        Договор перевозки пассажиров и багажа:

        Перевозка пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, в силу которого одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; другая сторона (пассажир) обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.

        Договор является взаимным, возмездным, консенсуальным. Договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является также публичным. Заключение такого договора удостоверяется билетом, в котором указываются все существенные условия договора. Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

        По договору перевозки багажа перевозчик обязан доставить вверенный ему пассажиром багаж в указанный пункт назначения и выдать его управомоченному лицу, пассажир обязан уплатить за перевоз обусловленную плату. Не могут приниматься в багаж взрывоопасные, легковоспламеняющиеся вещества. Договор взаимный, реальный, возмездный, публичный. Сдача багажа удостоверяется багажной квитанцией. В пункте назначения багаж хранится бесплатно в течение суток. За хранение сверх этого срока взимается плата в порядке, который определяется правилами оказания услуг по перевозке пассажиров. Багаж, который не востребован в течение 30 суток со дня прибытия, а также грузобагаж граждан, не востребованный в течение 30 дней с момента письменного уведомления получателя о его прибытии, подлежит реализации в порядке, предусмотренном законом.

        Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

        Договор транспортной экспедиции:

        Договор транспортной экспедиции – соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

        Договор является взаимным и возмездным. Помимо этого он может быть консенсуальным (в случае, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг); реальным (в случае, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг с вверенным ему грузом).

        Стороны договора:

        • клиент – субъект, которому оказываются услуги;
        • экспедитор – субъект, оказывающий услуги клиенту.
        • В качестве клиентов по договору могут выступать любые лица (прежде всего отправитель и получатель груза, а также его собственник), заинтересованные в получении экспеди-ционных услуг.
        • Экспедитором может быть только предприниматель (коммерческая организация или физическое лицо), получивший лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитором может быть как специализированная организация, так и обычный перевозчик (например, структурное подразделение транспортного предприятия). Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции.

        Предмет договора – услуги, связанные с перевозкой груза. Они делятся на основные (по организации перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые могут ох-ватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза.

        Договор может быть заключен как на полное, так и на частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. Договоры могут быть разовые – для выполнения разовых экспедиционных поручений – и длительные, которые заключаются при наличии постоянной потребности в транспортно-зкспедиционном обслуживании.

        Форма договора – простая письменная. Его срок определяется соглашением сторон. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей. Ценой договора является вознаграждение экспедитора, которое определяется соглашением сторон.

Ссылка на основную публикацию