Кто теперь может не платить за вывоз мусора: новые решения суда
В результате т. н. «мусорной реформы» вывоз твердых бытовых отходов стал коммунальной услугой. Однако количество вопросов по поводу оплаты этой услуги не только не снизилось, но, наоборот, выросло в разы. И пока нет официальных правительственных постановлений по выявленным пробелам, ответы на них приходится искать в суде.
На данный момент можно выделить два важных судебных решения, дополнившие круг лиц, которые могут не платить за вывоз мусора (в отличие от устоявшейся «отказной» практики региональных операторов).
1. Человек, который не пользовался жильем, не должен платить за вывоз мусора
В Московской области разгорелся спор в связи с ситуацией, которая знакома многим не понаслышке.
Регоператор по вывозу отходов, как обычно, начислил владельцу частного домовладения плату за оказанные услуги.
Однако мужчина не согласился с тем, что должен оплачивать квитанцию, поскольку в тот период, за который она была выставлена (с января по апрель), в доме не проживал ни он, ни кто-либо из членов его семьи.
Загородным домом они пользовались только в теплое время года (с мая по октябрь), а с наступлением холодов переезжали в городскую квартиру. Несложно догадаться, что бытовой мусор не может накапливаться в доме, где никто не живет — а значит, и услугой по его вывозу никто не пользовался.
Мужчина представил регоператору документы, подтверждающие, что он в спорный период проживал с семьей в квартире (оплаченные квитанции по тому адресу за вывоз мусора, справку от управляющей организации).
Но, как обычно в таких случаях происходит, регоператор отказался делать перерасчет и настаивал на оплате его услуг. Дело в том, что в Московской области плата за вывоз ТКО начисляется исходя из площади жилого помещения, а не по числу проживающих.
Но официальной методики, которая бы предусматривала порядок перерасчета при таком варианте начисления платежей, на данный момент нет. Поэтому добиться перерасчета от регоператора за период временного отсутствия в жилом помещении в таких регионах невозможно.
Зато это оказалось возможным в суде. Там обратили внимание на то, что в Правилах № 354 (утв. Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г.) нет прямого запрета на перерасчет платы за вывоз мусора в связи с временным отсутствием жильцов.
Значит, его разрешается делать, и отказывать только лишь из-за отсутствия методики, неправомерно. Истец доказал, что его семья не пользовалась услугой по вывозу ТКО в доме, они оплачивали ее по другому месту своего жительства.
Поэтому начисление платы за период отсутствия в доме было признано незаконным, регоператора обязали сделать перерасчет (Московский облсуд, дело № 33-5339/2020).
2. Собственник может освободиться от платы за вывоз мусора, даже если в его жилье никто не прописан
Как видно по предыдущему примеру, регоператор добровольно сделает перерасчет платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия жильцов только в том случае, если в регионе плата начисляется по количеству проживающих (а не по метражу жилья).
Но и здесь не все так гладко. Согласно п. 148 (36) уже упомянутых Правил № 354, если в жилом помещении никто не зарегистрирован (ни постоянно, ни временно), то плата за вывоз мусора начисляется по числу его собственников.
С этим правилом пришлось столкнуться жительнице Алтайского края, когда за принадлежащую ей на праве собственности квартиру выставили задолженность по оплате вывоза мусора за целый год.
Это при том, что квартира пустовала (собственница подтвердила, что все это время проживала по другому адресу). Регоператор ссылался на тот самый п. 148 (36) Правил № 354 и отказывался делать перерасчет.
Тогда женщина обратилась в Верховный суд РФ, требуя отменить действие спорного пункта как противоречащего закону. В высшей инстанции не усмотрели нарушения закона, но сделали важное заявление:
- плата за вывоз мусора начисляется по установленным нормативам,
- а согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ такие коммунальные платежи подлежат перерасчету, если в жилом помещении временно отсутствуют граждане,
- следовательно, собственник, который не пользовался своим жильем, также может требовать перерасчета за период своего отсутствия.
Отказ регоператора можно обжаловать в суде (ВС РФ, дело № АКПИ19-967).
Таким образом, в указанных случаях можно освободиться от платы за вывоз мусора. Но, к сожалению, пока только через суд.
Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.
При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».
Минприроды нашло способ повысить норму утилизации упаковки с 2022 года
Минприроды предложило увеличить с 2022 года нормативы по обязательной утилизации всей упаковки через распоряжение правительства. Законопроекты для реализации этой реформы власти согласовать не успели из-за разных позиций ведомств
Минприроды разработало проект распоряжения правительства об увеличении нормативов по утилизации товаров и упаковки на 2022–2024 годы: норматив для упаковки должен вырасти с текущих 10–45% (в зависимости от ее вида) до 100%, для утилизации товаров он будет расти на 10% в год.
Это следует из письма замглавы Минприроды Дмитрия Тетенькина, которое он направил 21 сентября в другие профильные ведомства для согласования распоряжения. У РБК есть копия документа. Гендиректор Российского экологического оператора (РЭО, куратор мусорной реформы) Денис Буцаев сообщил РБК, что документ подготовлен Минприроды совместно с РЭО.
«Нормативы утилизации согласно закону «Об отходах производства и потребления» устанавливаются правительством и соответствуют положениям концепции расширенной ответственности производителей (РОП). Мы работаем над запуском реформы РОП с 1 января 2022 года», — отметил Буцаев.
РБК направил запросы в Минприроды и представителю вице-премьера Виктории Абрамченко, которая курирует экологию.
Что известно о реформе РОП
Механизм РОП, который предполагает, что за утилизацию товаров и упаковки должны платить их производители, действует в России с 2015 года. Сейчас нормативы на утилизацию разных товаров и видов упаковки колеблются от 10 до 45% от объема их производства.
Согласно новой концепции РОП, принятой правительством в конце 2022 года, к началу 2022 года должна быть введена стопроцентная утилизация упаковки, а норматив утилизации товаров будет поэтапно расти на 10% в год. Компании могут сами не утилизировать товары и упаковку, но тогда им придется платить экосбор.
Как Минприроды планирует ускорить реформу РОП
Для реализации реформы РОП было необходимо принять ряд нормативных документов, включая поправки в закон «Об отходах производства и потребления» и ст. 8 закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», которые разработало Минприроды.
Но против их принятия в сентябре выступили два профильных ведомства — Минэкономразвития и Минсельхоз, которые предложили перенести начало реформы с 2022 года на 2024–2025 годы, чтобы не вызвать резкого подорожания товаров. О таких рисках предупреждали и представители разных бизнес-ассоциаций и компаний. Замечания к законопроекту также высказал Минпромторг. Основная претензия бизнеса в том, что 100% упаковки невозможно переработать, что делает установку такого норматива фискальной мерой. Из-за позиции этих трех ведомств законопроект был направлен на доработку, что поставило под угрозу реализацию реформы РОП с начала 2022 года.
Помимо принятия поправок новые требования по утилизации товаров и упаковки можно установить нормативным актом правительства, что и предлагает сделать Минприроды, отмечает гендиректор юридической компании «Дельфи» Наталья Беляева. «Порядок согласования распоряжений правительства не предполагает прохождения процедур оценки регулирующего воздействия и общественных обсуждений, что сокращает сроки его принятия», — добавляет она.
Ведомства должны были прислать свои замечания к проекту распоряжения до 28 сентября, говорится в письме Тетенькина. А на следующий день, 29 сентября, в Минприроды прошло совещание, посвященное согласованию документа. На этом совещании Минсельхоз выступил против увеличения норматива по утилизации упаковки с 10–45% до 100% в 2022 году, но не представил обоснований, рассказал РБК источник, знакомый с его итогами. В итоге процесс согласования распоряжения перешел в аппарат правительства. На согласительном совещании Минсельхоз подтвердил свою позицию о необходимости рассмотрения возможности поэтапного повышения норматива утилизации упаковки до 2025 года, сообщил РБК представитель ведомства. По его словам, по итогам совещания должна быть подготовлена таблица разногласий и разослана его участникам.
Насколько вырастут сборы благодаря реформе РОП
До сих пор отчетность об утилизации товаров или упаковки сдавали только 20 тыс. примерно из 4 млн компаний, следует из данных Росприроднадзора. В прошлом году они заплатили экосбор на 4 млрд руб.
После реализации реформы экосбор вырастет до 100 млрд руб. с 2022 года, заявлял глава Минпромторга Денис Мантуров 3 июня на Петербургском международном экономическом форуме. «Мы, конечно же, поддерживаем тот подход, который согласован правительством, а это расширенная ответственность производителей (РОП), который в конце года запускается. И в общей сложности, эксперты оценивают, экосбор составит около 100 млрд руб., и эти деньги должны пойти на создание мусороперерабатывающих предприятий», — сказал он тогда. Минприроды ранее прогнозировало, что поступления могут быть еще выше — 136 млрд руб. в год.
Но в проекте бюджета на 2022–2024 годы, который накануне Минфин внес в Госдуму, заложены поступления от экосбора по 5,2 млрд руб. в год. Главным администратором доходов федерального бюджета по экологическому сбору является Росприроднадзор, который рассчитал объем поступлений от экосбора в объеме 5,2 млрд руб. при формировании прогноза доходов к проекту федерального бюджета, сообщил РБК представитель Минприроды. РБК направил запросы в Росприроднадзор, Минпромторг и Минфин.
Возможное увеличение экосбора не было учтено в проекте бюджета из-за отсутствия нормативных правовых актов, регулирующих реформу РОП, отмечает член комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России» Наталья Беляева. Согласно отчету Счетной палаты, действующие механизмы определения ответственных за утилизацию упаковки и товаров неэффективны, а это напрямую влияет на прогнозы собираемости, поясняет она. Кроме того, бизнес вправе выбрать, платить экосбор или утилизировать продукцию самостоятельно, что также повлияет на итоговый размер платежей в бюджет.
«Нормативы утилизации направлены на то, чтобы привлечь производителей к утилизации товаров и упаковки. Чем выше нормативы, тем выше заинтересованность производителей в соблюдении возложенных на них обязанностей по утилизации», — указывает глава РЭО Денис Буцаев.
Руководитель ассоциации «РусПЭК» (в нее входят Coca-Cola, Danone, Procter&Gamble и т.д.) Любовь Меланевская считает, что достичь сбора и переработки 100% упаковки невозможно — этого не удалось сделать ни в одной стране. Поэтому реформа приведет только к увеличению экоплатежей добросовестных компаний, которые должны будут «забыть» про попытки самостоятельной утилизации отходов, предупреждает она.
Информация об обращении с отходами I и II классов опасности с 1 марта 2022 года
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует о том, что с 1 марта 2022 года в соответствии с пунктом 4 статьи 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 № 2684-р федеральное государственное унитарное предприятие «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (далее – ФГУП «РосРАО»), являющееся предприятием Госкорпорации «Росатом», определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее – федеральный оператор).
В 2022 году ФГУП «РосРАО» переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (далее – ФГУП «ФЭО»).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 14.1 Федерального закона № 89-ФЗ с 1 марта 2022 года федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности, согласно пункту 1 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ, создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее – ФГИС ОПВК), которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию.
Положение о ФГИС ОПВК, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения
о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности» (далее – Положение о ФГИС ОПВК) устанавливает порядок создания, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами
I и II классов опасности.
Пунктом 10 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что поставщиками информации являются:
а) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами – в части информации, предусмотренной подпунктами «а» – «г», «з», «л», «м» пункта 8 Положения о ФГИС ОПВК;
б) оператор системы, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности – в части информации, предусмотренной подпунктами «д» – «м» пункта 8 Положения о ФГИС ОПВК.
Пунктом 15 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что информация для включения в систему представляется поставщиками посредством направления электронных документов с использованием ФГИС ОПВК.
Согласно пункту 6 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в ФГИС ОПВК с учетом требований законодательных актов Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, персональных данных, государственной тайны.
В целях недопущения нарушения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами Федеральная служба по надзору в сфере природопользования просит учесть данную информацию при организации соответствующей деятельности с отходами I и II классов опасности Информация о подключении к ФГИС ОПВК, в том числе в части регистрации в личном кабинете, его изучении и тестировании, а также направлении соответствующих предложений и замечаний по его работе размещена на официальном сайте ФГУП «ФЭО» в сети «Интернет ».
Тарифы на вывоз мусора, ТКО и ТБО в 2022 году
Говоря о ценах на обращение с мусором, следует принимать во внимание действующие нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных и частных зданий (МКД и ИЖД).
Мусор возле домов и на улицах мало кому нравится, поэтому коммунальные службы должны заняться его вывозом. Эта услуга не бесплатная. Жители домов, со дворов которых вывозят мусор, должны оплачивать рассматриваемую процедуру. На неё действуют специалисты тарифы, которые устанавливает правительство регионов. Называется этот тариф «За обращение с твердыми коммунальными отходами».
Рассматриваемые тарифы могут быть пересмотрены раз в год. Но иногда пересмотр выполняется чаще или наоборот, реже. К тому же следует принимать во внимание, что региональных операторов, которые занимаются вывозом мусора, может быть несколько. Но практически всегда цена формируется зависимо от того, сколько тысяч кубометров мусора было вывезено с территории города. Ценообразование происходит в рублях.
Кстати, говоря о ценах на обращение с мусором, следует принимать во внимание действующие нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных и частных зданий (МКД и ИЖД). Они рассчитываются в м3/мес, хотя встречается тарификация, которая учитывает не месяцы, а годы.
Какой будет максимальная цена тарифа для обычных граждан
На данный момент используемая тарификация не позволяет установить общую стоимость по всей стране, попросту потому что такого тарифа нет. Каждый регион устанавливает свою цену, которая может заметно отличаться от стоимости вывоза мусора в соседнем регионе. Более того, тарификация может меняться в регионе – в одном населенном пункте цена одна, а в другом уже совершенно другая. Помимо этого свою цену может устанавливать компания-поставщик услуг.
Чтобы было проще понять специфику расчета, рассмотрим его на примере:
- Региональный оператор работает по среднему тарифу 500 руб за вывоз одного куб. м. мусора.
Средняя норма для одного жильца дома будет 0,2 м3/мес (2,4 м3/год).
Умножаем 500 на 0,2. Получается, что в месяц один жилец дома должен будет платить 100 рублей.
Так что, если хотите узнать точную стоимость вывоза мусора, лучше изначально ознакомиться с тарифами компаний. Дальше умножьте представленные данные на норматив дома, где проживаете, и подготовьте нужную сумму.
Какой будет точная тарификация вывоза мусора для обычных граждан в 2022 году
Управляющие компании начали выставлять отдельные счета за вывоз мусора ещё в конце прошлого года. И судя по всему, именно в тот период появляются опасения, что цена услуги возрастет. По сути, так и получилось.
Начиная с января 2022 года, цены на вывоз мусора выросли во всех регионах. Но сумма, на которую поднялся тариф в каждом регионе, отличается. Например, жители Приморья будут платить на 4,5% больше, чем делали это в прошлом году. Но такой рост недостаточно большой, чтобы покрыть расходы операторов, поэтому скорее всего они будут оформлять льготы и субсидии, чтобы компенсировать свои убытки, возникающие из-за инфляции.
А вот Москвичам повезло не так сильно, поскольку новый тариф подразумевает, что за один квадратный метр мусора придется заплатить 7,27 руб. Причем платить по этому тарифу нужно, даже если в квартире никто не проживает, а значит, не производит мусора.
Как выяснить актуальный тариф на вывоз мусора в вашем регионе
Поскольку 2022 год только начался, не все успели ознакомиться с актуальными тарифами на вывоз мусора. Существует несколько способов, выяснить актуальные цены:
- На сайте комитета по тарифам в вашем регионе.
- Сайт регионального оператора, который занимается вывозом ТКО и ТБО.
Также точный тариф можно найти на сайте управляющей компании, которая занимается обслуживанием вашего дома. Обычно эта плата включена в общий счет на коммуналку.
Что такое ТКО: зачем эта отметка в квитанции и можно ли не платить?
ТКО – это аббревиатура, что означает твердые коммунальные отходы. То есть, это остатки еды, упаковки, металлические или пластиковые вещи, бумага, различные типы смета. Платить за ТКО обязательно. Этот платеж является составляющей частью обязательных коммунальных расходов. Начиная с 2019 года, плата за рассматриваемую услугу снимается региональными операторами. Если вовремя не внести оплату, накопится задолженность.
Получить юридическую помощь по вопросам тарифов на вывоз мусора, ТКО и ТБО можно на нашем сайте.
Закон о Мусорной реформе с 1 января 2022 года
Во всех регионах России в 2022 году действует мусорная реформа. Теперь обращение с твёрдыми коммунальными отходами будет происходить по новым правилам.
- В чем суть мусорной реформы?
- Кто должен заключать договор с оператором по обращению с ТКО?
- Кто отвечает за вывоз мусора и утилизацию ТКО?
- Тарифы и графа в платежке
- Ответственность за неуплату
- Мусорная реформа в сельской местности и частном секторе
- Вопросы и ответы в новом 2022 году
В чем суть мусорной реформы?
Старт нововведениям дал Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ, внесший изменения в законодательные акты относительно обращения с отходами производства и потребления:
- Жилищный кодекс;
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Что ощутили на себе население и организации территорий, где реформа уже работает?
- Все полномочия по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) выведены на уровень региона.
- Сбор, вывоз и утилизацию производит региональный оператор (один или несколько), с которым заключен контракт на данный вид услуги.
- Собственники отходов обязаны заключить договор с оператором. выведена в отдельную.
- Изменилась схема обращения с отходами.
- Претерпела изменения система формирования платежей по данному виду услуги.
Что изменится с введением новой «Мусорной реформы»:
Было | Станет |
---|---|
Множество различных компаний с неконтролируемыми тарифами. | Единый региональный оператор, с единым тарифом регулируемым государством. |
Платёж скрыт в строке содержания общего имущества, расчет платежа в зависимости от договора между управляющей компанией и перевозчиком. | Чёткий норматив установленный законом. Отдельная строка в платёжке. Услуга становится коммунальной. |
Заключение договора добровольное. Как следствие, некоторые люди и организации, которые образуют отходы, не платили за его вывоз. | Все юридические и физические лица образователи отходов и обязаны заключить договор (п. 4 ст. 24.7 № 89-ФЗ). |
Бесконечное направление не только на современные полигоны, но и на несанкционированные свалки. | Обязательная сортировка всех отходов, размещение только на современных полигонов. |
Кто должен заключать договор с оператором по обращению с ТКО?
Обязанность по оплате за обращение с ТКО лежит на всех, кто их формирует:
- жильцы многоквартирных и частных домов, которое практически ежедневно производит бытовой, крупногабаритный, негабаритный строительный мусор;
- садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества;
- организации и индивидуальные предприниматели, в ходе своей деятельности формирующие твердые отходы, подлежащие утилизации.
Каждый из них должен заключить с региональным оператором прямой договор. Собственники многоквартирных домов вправе произвести это через свою управляющую компанию. Решение о том, каким образом заключить договор (напрямую или через управляющую организацию), собственники должны принять в ходе проведения общего собрания и закрепить его протоколом.
Жители частных домовладений также являются плательщиками услуги по обращению с ТКО и должны самостоятельно заключить с региональным оператором соглашение.
Если собственник отходов по каким-либо причинам не желает подписывать договор, то этот факт не станет освобождать его от уплаты взноса по существующим тарифам. Квитанции будут приходить на основании данных, полученных от муниципалитета.
Кто отвечает за вывоз мусора и утилизацию ТКО?
Ранее, до вступления в силу изменений в законодательстве об отходах, их вывоз осуществлялся организациями, которым жильцы доверили управление своими многоквартирными домами. Эти организации заключали договора и несли ответственность за их исполнение.
С внедрением мусорной реформы такая услуга вышла из тех, что относились к содержанию жилья. Вывоз ТКО теперь коммунальная услуга, которая должна оказываться региональным оператором – организацией, берущей на себя ответственность по вывозу и утилизацию мусора. Осуществляет он это самостоятельно или привлекая субподрядчиков.
Выбор компании происходит на основании конкурса, инициатором которого является орган исполнительной власти региона. Регулируется деятельность регионального оператора ст. 24.6 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – Закон).
Тарифы и графа в платежке
Все, кто производит мусорные отходы, обязан вносить плату за обращение с ними. Поскольку эта услуга выведена в самостоятельную, в квитанции для жителей многоквартирных домов появилась новая строка — обращение с ТКО.
Допустимо, чтобы квитанции приходили напрямую собственникам квартир от оператора, но это должно решаться большинством голосов на общем собрании жильцов.
Тариф за ТКО напрямую зависит от норматива образования отходов для каждой из категорий потребителей. Устанавливается норматив для всего региона, соответственно, решение об определении платы принимается на уровне конкретной области или края.
Тариф может применяться из расчета на 1 человека или 1 кв.м. занимаемой площади.
Ответственность за неуплату
Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.
Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.
К таким категориям относятся:
- федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
- региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.
Мусорная реформа в сельской местности и частном секторе
Реформа коснулась жителей не только городов, но и малых территорий всей страны. Новые требования Закона едины для каждого, кто образует отходы от своей жизнедеятельности или производственного процесса.
В отличие от собственников многоквартирных домов, где в большинстве случаев договор с региональным оператором заключается в общедомовом порядке управляющей организацией, владельцам частных домов придется заключить договор самостоятельно.
Отметим, что это касается и сельских и городских жителей, а также домов, расположенных на садовых участках. При этом не учитывается факт проживания в нем.
Если дом признан жилым, оплачивать услугу по вывозу мусора собственник обязан.
Отличием является лишь тарификация услуги для города и области или частного сектора. Плата для последних устанавливается чуть ниже и исчисляется в зависимости от количества проживающих или площади жилья.
Обязанностью регионального оператора является организация мест, где будет осуществляться сбор мусора в контейнеры. В дальнейшем планируется производить сортировку мусора по категориям, что позволит использовать некоторые виды отходов вторично.
Вопросы и ответы в новом 2022 году
У населения России накопилось множество вопросов с введением «Мусорной реформы» на которые требуют ответы, на некоторые постараемся подробно ответить.
Кто несет ответственность за содержание контейнерных площадок?
Контейнерные площадки должны содержаться в нормативном состоянии: быть обустроены достаточным количеством контейнеров, что позволит исключить их переполнение. Это должны осуществлять обслуживающая жилищный фонд организация на основании заключенного договора или орган местного самоуправления, где отсутствует управляющая компания.
- при нахождении на лечении в стационаре или санаторно-курортном учреждении – справку учреждения;
- при нахождении в служебной командировке — копию приказа или справку с приложением копий проездных билетов;
- при временном пребывании в другом месте (гостинице, общежитии и т.п.) – счет за проживание или документ о временной регистрации по другому месту жительства;
- при проживании на территории садового или огороднического товарищества – справку, выданную товариществом;
- при временном нахождении в учебном заведении, детском доме, школе-интернате, специальном учебно-воспитательном учреждении с круглосуточным пребыванием – справку, выданную учреждением, подтверждающую факт отсутствия в жилом помещении и продолжительность отсутствия.
Договор не заключен, почему я обязан платить?
Услуга по вывозу ТКО теперь стала не жилищной, а коммунальной. Она может предоставляться жильцам многоквартирных домов и частных домовладений на основании договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий. Тогда фактической подписи собственника не требуется.
Будет ли Региональный оператор осуществлять вывоз большого объема отходов из сельской местности, включающих в себя отходы растениеводства, животноводства и строительства?
Для этого потребуется заключить отдельный договор, где оговорить объем таких отходов.
Юридическое лицо заключило договор на вывоз мусора с другой компанией. Будет ли он действителен?
Все договора, заключенные после начала деятельности Регионального оператора с иными организациями, осуществляющими вывоз отходов, признаются недействительными. Юридическое лицо обязано (в соответствии с требованием законодательства) заключить договор с Региональным оператором.
Юридическое лицо не ведет финансово-хозяйственную деятельность. Нужно ли ему заключать договор?
В законе не установлено условий освобождения юридических лиц от заключения договора на вывоз отходов. Поэтому они обязаны заключать соглашения с Региональным оператором, независимо от того, ведут ли он свою деятельность.
Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:
Почему за вывоз мусора мы платим в зависимости от площади квартиры
В первых платежках на коммуналку за январь москвичи увидели новую строку – “Обращение с ТКО”. Теперь она не прячется в графе “Содержание жилья”, а выставлена отдельно. Цена ее – 7,23 рубля с квадратного метра общей площади квартиры. ТКО, напомню, это твердые коммунальные отходы – тот самый бытовой мусор, который мы каждый день выносим за порог. Многие москвичи в соцсетях удивляются – как связаны отходы и квадратные метры? Мусор ведь появляется от людей, а не от метров! Корреспондент “РГ” попытался найти ответ.
За техническое обслуживание лифта мы тоже платим исходя из того, какой метраж у нашей квартиры. Фото: EPA
Подходы к отходам
Для начала разберемся, что же случилось с платежкой. Дело в том, что в стране еще три года назад началась мусорная реформа, в ходе которой вывоз и утилизация мусора превратились из жилищной в коммунальную услугу, цены на которую устанавливают местные власти. Отсрочку от реформы на три года получили только города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Объемы мусора в двух крупнейших мегаполисах страны несравнимы с остальными городами, поэтому и подготовка к работе по-новому им потребовалась более масштабная. И вот теперь эта отсрочка закончилась, Москва начала жить по общероссийским правилам.
Для рядовых москвичей это мало что меняет. Да, в платежке появилась новая строка, но она все равно относится к “Содержанию жилья”, просто указана отдельно. За вывоз мусора москвичи платили и раньше – в прошлом году, например, по 6,63 рубля с того же “квадрата”, просто эти деньги прятались под маской содержания дома. Теперь “мусорный” тариф подрос и стал отдельным, но за счет этого снизилась и цена содержания – до 28,48 рубля для домов с лифтом и мусоропроводом. Другими словами, за утилизацию ТКО мы платили и раньше и тоже в зависимости от площади квартиры, но устроено это было немного по-другому.
Но причем здесь все же квадратные метры? Многие регионы страны тарифицируют вывоз мусора в зависимости от числа прописанных людей в квартире – если в вашей “однушке” зарегистрированы десять человек, то графа “Обращение с ТКО” сможет повергнуть в шок. Ну а если в 200-метровом пентхаусе прописан одинокий гражданин, то и строка про обращение с отходами в его платежке будет малозаметной.
Заместитель исполнительного директора национального центра “ЖКХ Контроль” Андрей Костянов пояснил “РГ”, что плату за вывоз мусора в зависимости от квадратных метров внедрила не только Москва, но и многие другие регионы, в частности Подмосковье и Санкт-Петербург: “Такую практику мотивируют тем, что в крупных городах многие квартиры сдаются в аренду и там невозможно уследить, сколько фактически проживает людей. Поэтому норматив делится на количество квадратных метров и плата взимается с их учетом”.
С одной стороны, это удобно, продолжил Костянов, но с другой, делает невозможным перерасчет. Например, вы уехали на пару недель в отпуск, мусор не копите, но сэкономить на этом не получится – плату ведь берут с “квадратов”, у которых отпусков нет. К федеральным властям уже не раз обращались с просьбой решить этот вопрос, но пока проблема остается, посетовал эксперт.
В крупных городах многие квартиры действительно сдаются. Автор этих строк, например, живет в Подмосковье и тоже платит за обращение с мусором по “квадратам” – с “однушки” в 42 метра выходит около 350 рублей в месяц. Прописаны при этом трое. В точно такой же квартире надо мной никто не зарегистрирован. Хозяйка живет по другому адресу, а еще одну квартиру купила под сдачу. Сейчас арендаторов там четверо – семья с двумя маленькими детьми. Дважды в день они совершают бросок к мусоропроводу – пакеты с подгузниками и баночками от детского питания, коробки от пиццы и другой готовой еды, да и многое другое. Если бы за мусор брали по числу прописанных, то получалось бы, что мусора из этой квартиры нет. А он есть, и его много.
Размер имеет значение
Еще один аргумент в пользу расчета по квадратным метрам – социальный. Вряд ли по карману владельца двухэтажных апартаментов сильно ударят счета за вывоз мусора. А в тесном жилье нередко живут люди небогатые. Позиция небезупречная, но на самом деле кто-то всегда будет недоволен любой формой расчета.
В разных регионах есть и свои особенности. В Подмосковье, например, много дач, куда москвичи уезжают жить на все лето. При этом прописаны они в столице, но мусор выбрасывают в своем поселке! Поэтому здесь тоже считают по “квадратам”, а тариф различается в разных муниципалитетах. В некоторых мусоровозам приходится ехать до полигона за сотню километров, потому и плата там выше.
Нужно также учитывать, что плата и за многие другие услуги у нас привязана к квадратным метрам для простоты расчетов, хотя с точки зрения логики к этому могут быть вопросы. Например, если у вас дом с мусоропроводом, то тариф “Содержание жилья” будет на 2-3 рубля выше. И считают его опять же с “квадратов”. Хотя из одной квартиры мусор могут выбрасывать трижды в день, из другой – раз в неделю, а лично я вообще хожу к мусорным бакам на улице.
Такая же картина и с лифтами – за них не платят только жители первого этажа. А вот одинокая бабушка из “двушки” на втором этаже заплатит столько же, сколько семья с тремя школьниками из такой же квартиры на 14-м этаже. В некоторых странах, кстати, такие ситуации разрешают своеобразно – там у жителей есть специальные карты, которые дают доступ к лифту, а деньги с них списывают в зависимости от частоты и дальности поездок. Словом, действует, примерно, как наша карта “Тройка” в общественном транспорте. А если вы приехали в гости, то за подъем придется заплатить “живыми” деньгами – лифты принимают монеты.
Будь начеку
С тарифом “Содержание жилья” нередко происходит путаница, потому что мало кто знает, что конкретно кроется за этой услугой. Иногда этим пользуются недобросовестные коммунальщики. Например, мусоропровод в вашем доме заварен, однако плату за него все равно включают в тариф. Со временем с одного дома так можно собрать сотни тысяч лишних рублей. Мосжилинспекция уже не раз заставляла управдомов делать перерасчеты после того, как такие махинации всплывали наружу.
Поэтому не стесняйтесь задавать своей управляющей компании или поставщику ресурсов вопросы. Любой тариф должен быть подтвержден либо документами местных властей, либо протоколом общедомового собрания собственников квартир и нежилых помещений.
Капитальный тариф
С января в столице также вырос тариф на капитальный ремонт – с 19,52 до 20,99 рубля с того же “квадрата”. Не путайте эту строчку в платежке с текущим ремонтом – речь идет именно о капитальных работах, включая ремонт фундамента, фасадов, замену коммуникаций и т.д. Коммунальные услуги, то есть отопление, вода, водоотведение, газ и электроэнергия, пока стоят по-прежнему.
Кому скидку?
Все льготы и субсидии, касающиеся оплаты жилищно-коммунальных услуг, продолжают действовать. Льготами в Москве пользуются в общей сложности более 50 категорий горожан – это порядка 3,5 миллиона человек, или почти каждый третий житель. Кроме того, 865 тысяч человек получают субсидии. На них могут рассчитывать те, кто платит за коммуналку больше 10% от семейного бюджета.