Какие действия компании, если неверно указали КБК

Энциклопедия решений. Учет операций по уточнению кодов бюджетной классификации

Операции по исполнению бюджета на лицевых счетах участников бюджетного процесса учитываются в разрезе кодов бюджетной классификации РФ (п. 1 ст. 18, ст. 220.1 БК РФ). При этом коды (составные части кодов) бюджетной классификации РФ указываются в 1 – 17 разрядах номера счета аналитического учета (п. 2 Инструкции N 162н).

Согласно п. 2.5.3 Порядка N 8н внесение в установленном порядке изменений в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации по произведенным кассовым выплатам в текущем году возможно в следующих случаях:

– при изменении на основании нормативных правовых актов Минфином России или финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) в соответствии с установленными БК РФ полномочиями принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации;

– при ошибочном указании получателем бюджетных средств (администратором источников финансирования дефицита бюджета) в платежном документе или финансовым органом в расчетном документе кода бюджетной классификации, на основании которого была отражена кассовая выплата на его лицевом счете, в случае если указанная ошибка не влечет создания нового бюджетного обязательства.

Операции по уточнению кодов бюджетной классификации РФ по произведенным кассовым выплатам отражаются на основании Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (КФД 0531809). Кроме того, Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (КФД 0531809) является основанием и для отражения операций по уточнению кодов бюджетной классификации РФ на лицевом счете администратора доходов бюджета (п. 19, п. 24 Порядка N 125н).

Положениями Инструкции N 162н прямо не предусмотрены корреспонденции счетов для отражения в бюджетном учете операций по уточнению кодов бюджетной классификации РФ. При отсутствии указанных корреспонденций правом определить их наделены финансовые органы, главные распорядители бюджетных (п. 2 Инструкции N 162н). При определении таких корреспонденций следует учитывать порядок отражения указанных операций как на лицевом счете получателя бюджетных средств / администратора доходов, так и в бюджетном учете органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета (казначейского органа), и финоргана. Учитывая, что в отношении операций по уточнению кодов бюджетной классификации РФ в бюджетном учете указанных органов не применяется способ “Красное сторно” (п. 125 Инструкции N 162н, п. 19 Инструкции N 184н), основания для применения способа “Красное сторно” при отражении соответствующих операций на основании Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (КФД 0531809) в бюджетном учете казенного учреждения также отсутствуют. Кроме того, на невозможность применения способа “Красное сторно” указывают корреспонденции счетов по уточнению невыясненных поступлений в бюджетном учете адмиистратора указанных поступлений (п. 78 Инструкции N 162н).

Внимание

Уточнение кодов бюджетной классификации в отношении операций по исполнению бюджета по доходам и расходам прошлых лет на лицевых счетах не отражается. Исключение – операции по уточнению невыясненных поступлений.

При некорректном применении кодов (составных частей кодов) классификации доходов бюджета или расходов бюджета в прошлых отчетных периодах при необходимости в бюджетном учете отражаются операции по исправлению ошибки прошлых лет.

При изменении в текущем году порядка применения кодов (составных частей кодов) классификации доходов или расходов бюджета перенос показателей незавершенных расчетов отражается в качестве операций межотчетного периода.

При оплате казенным учреждением денежных обязательств наличными денежными средствами или с использованием дебетовой карты, а также при погашении дебиторской задолженности по доходам через кассу корректировку кодов классификации необходимо отражать также на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счетам 210 03, 201 23 и 201 34.

Пример. Учет при уточнении кода классификации расходов бюджета

13 февраля текущего года казенным учреждением была начислена материальная помощь семье умершего студента в размере 10 000,00 руб. Указанные расходы были ошибочно отнесены на элемент вида расходов 340 “Стипендии” в увязке с подстатьей 296 “Иные выплаты текущего характера физическим лицам” КОСГУ.

15 февраля текущего финансового года материальная помощь была перечислена получателю с лицевого счета получателя бюджетных средств. При этом в Заявке на кассовый расход был также указан элемент вида расходов 340 “Стипендии”. Ошибка была выявлена и учреждением в ТОФК было направлено Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (КФД 0531809). Операция по уточнению кода классификации расходов бюджета была отражена на лицевом счете получателя бюджетных средств 21 февраля.

В бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:

20 вариантов ошибиться в КБК

ОКТМО, УИН, КПП, РСВ — хорошего бухгалтера таким не удивишь. Но для человека, далёкого от этой сферы, подобный набор букв иногда даже выговорить сложно. Они могут казаться несуразными или забавными, но у каждой есть своя особая роль в этом огромном механизме. Сегодня мы расскажем про КБК — три загадочные буквы, без которых не обходится ни одно платёжное поручение в бюджет государства.

Код бюджетной классификации (КБК) — связующее звено между налогоплательщиком и государством. Именно с его помощью деньги попадают в нужную «ячейку» государственного бюджета, исключая из процесса путаницу.

Недооценить важность КБК сложно: одна ошибка, и деньги попадут в неверный бюджет, либо вообще до него не дойдут. Во втором случае платёж отнесут к невыясненным, и он просто «зависнет», не попав по назначению. В обоих вариантах контролирующий орган посчитает, что оплата не была произведена, и начнёт ежедневно начислять пени.

Чтобы этого не произошло, важно понимать, зачем нужен код, где используется и как правильно его заполнить. Ошибка в КБК — это не только денежные траты. Дополнительная головная боль, стресс, потеря времени и сил при этом неизбежны. А если ситуацию запустить, возможна и блокировка расчётного счёта.

Разбор КБК для ИП, юридических и физических лиц

По структуре КБК — это большая матрёшка.

В нём есть 3 главных кода, которые делятся на различные группы и подгруппы. Количество чисел, их порядок и значение определяются приказами Министерства финансов, поэтому лирики или самодеятельности быть не должно.

Объясним его структуру в 2 раза короче, чем в приказах, избегая лишних канцеляризмов:

• 1-3 — Код главного администратора доходов бюджета;
• 4-13 — Код вида доходов бюджетов;
• 14-20 — Код подвида доходов бюджетов.

Код главного администратора доходов бюджета

Самый безобидный из всех: состоит всего из трёх цифр, а список администраторов и присвоенные им коды чётко прописаны в Приложении 6 к Федеральному закону № 459-ФЗ от 29.11.2018 г.

Главный администратор — это кто?

Это министерства и федеральные службы, которые формируют бюджет государства и активно в нём участвуют. К администраторам относятся, например, Министерство здравоохранения (код 056), Федеральная таможенная служба (153), Центральный банк (999) — всего их больше 80. 182 в нашем примере — это Федеральная налоговая служба.

Код вида доходов бюджетов

Он самый объёмный по наполнению и вариативности, так как включает группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Группы и подгруппы в приказе не разделены и прописаны единым числом: 100 — налоговые и неналоговые доходы; 200 — безвозмездные поступления.

Конечно, всё не может быть так просто, поэтому список есть и для групп:

• 101 — налоги на прибыль, доходы;
• 102 — страховые взносы на обязательное социальное страхование;
• 108 — государственная пошлина;
• 201 — безвозмездные поступления от нерезидентов.

Статьи и подстатьи в самом приказе, в отличие от групп, не представлены. В тексте есть лишь незаметная отсылка к Приложению, где прописаны все виды доходов в бюджет и коды к ним. Их задача — указать максимально конкретное назначение оплаты.

К примеру, коды по страховым взносам делятся на выплату страховой пенсии и накопительной, страхование от несчастных случаев на производстве и на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством. Вариантов много, у некоторых подстатей есть разбивка даже по годам.

Завершает цепочку элемент доходов. Он похож на код главного администратора, но прописывает именно уровень бюджета, в который поступит оплата.

Разброс кодов здесь от 01 до 14: 01 — федеральный бюджет, 06 — бюджет Пенсионного фонда, 07 — бюджет Фонда социального страхования.

Код подвида доходов бюджетов

Заключительный элемент в структуре КБК также делится на группы, но всего на две: группа подвида доходов и аналитическая группа.

Группа подвида определяет в каком статусе находится платёжное обязательство: недоимки, пени или штрафы. Коды варьируются от 1000 до 7000. Код 0000 ставится только если в разрядах 4-6 стоит код 116.

У аналитической группы есть два основных варианта кодов: 100 — доходы; 400 — выбытие нефинансовых активов. В нашем примере 160 — это страховые взносы на обязательное социальное страхование.

Какие особенности есть у КБК?

КБК вещь очень непостоянная. Законы и приказы, в которых есть актуальная информация, меняются ежегодно, а порой и чаще. В интернете полно несвежих данных, поэтому при работе с кодами нужно с особой внимательностью выбирать источники. В Кнопке мы всегда отслеживаем такие изменения, поэтому, если вы не готовы листать бесконечные страницы приказов, или есть страх ошибиться, можете доверить отправку отчётов и подготовку платёжных поручений с заполнением КБК нам.

Помните, что при смене КБК старые становятся недействительны. Это особенно важно, если планируется оплата налога за прошлый период, когда действовали другие коды. Указывать нужно те, что актуальны сейчас.

Код классификации бюджета един на всей территории России и не меняется в зависимости от региона. И на том спасибо 🙂

С 2020 по 2021 год они не претерпели серьёзных изменений, был лишь расширен их список: ввели новые КБК для административных штрафов и тех, что указаны в первой части Налогового кодекса РФ.

Указали неверный КБК. Что делать?

Если такое всё же произошло, необходимо составить письмо на уточнение платежа. Повторный платёж при этом делать не надо.

Кнопка отправляет все письма электронно без дополнительных действий с вашей стороны. Если у вас не настроено удалённое общение с налоговой, то заявление в ИФНС отправляется в бумажном варианте, составить его нужно самостоятельно.

Установленной формы у заявления нет, но их нужно написать два: один остаётся в ИФНС, а на втором сотрудники налоговой ставят отметку о принятии, его вы забираете себе.

Налоговый орган рассматривает письмо и принимает решение в течение 10 дней. Рассказать об итогах ИФНС должна за 5 дней. После процедуры закажите справку о состоянии расчётов с бюджетом, где точно будет видно, числится ли у организации долг или переплата.

Допущена ошибка в КБК в платежном поручении в 2021 году

Ошибка КБК в платежном поручении на уплату налога, сбора или госпошлины может иметь крайне негативные последствия и для юридического лица, и для индивидуального предпринимателя, и для обычного физического лица. В статье ниже мы расскажем, что делать, если вы ошиблись в указании КБК при уплате налога, сбора или госпошлины.

Что такое КБК и для чего он нужен

КБК — это код бюджетной классификации. Иначе говоря, это специальный ряд из 20 чисел, по которому можно установить, что это за платеж, кто получатель и отправитель платежа, вид дохода, принадлежность платежа и т. д. Впервые такой код был установлен в 1999 году. С того времени коды менялись очень много раз. Запоминать КБК не имеет смысла. Для плательщиков предусмотрены специальные справочники КБК, которые ежегодно изменяются Минфином в зависимости от изменения законодательства. Коды разработаны на основании Бюджетного кодекса РФ. Полный актуальный список всех КБК можно найти в приказе Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н. Также справочник КБК размещен на официальном портале ФНС. КБК нужен в финансовой системе государства для того, чтобы каждый полученный рубль налога, сбора, пошлины, штрафа, пени был учтен и проанализирован в финансовом потоке.

Чем опасна ошибка в КБК

Во время заполнения платежки или квитанции на уплату налога, пошлины и других неналоговых сборов нужно быть очень внимательным при указании КБК. Если будет допущена ошибка в КБК, то ваша оплата попадет в невыясненные поступления и будет там «висеть» до тех пор, пока вы с ней не разберетесь. Но хуже всего, что по тому налогу или сбору, который вы уплатили ошибочной платежкой или квитанцией, появится недоимка и будут начисляться пени. А если это была госпошлина за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов, то вам попросту откажут в данном действии. Например, не примут исковое заявление в суд, не выдадут водительское удостоверение или дубликат необходимого документа.

Неуплаченные налоги, сборы и взносы могут быть также взысканы в судебном порядке. Однако, если в платежном поручении правильно указаны номер счета (расчетного и корсчета) и реквизиты банка получателя, обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения на перечисление денежных средств (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ) при условии достаточности средств на расчетном счете хозсубъекта. С этим мнением согласна и налоговая служба, выпустив соответствующее письмо от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@. Также аналогичное письмо есть у Минфина от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145.

О штрафе за неуплату вовремя НДФЛ мы писали в статье.

Что делать, если КБК указан неправильно

В законодательстве прямо не прописано, что делать хозсубъекту, если он ошибся в указании КБК налогового платежа. Однако организациям и физическим лицам можно руководствоваться абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ, который устанавливает порядок действий в случае обнаружения ошибки в платежном поручении, которая не привела к уплате налога. Итак, если вы неправильно указали КБК при перечислении налогового платежа, то необходимо как можно быстрее написать заявление в ИФНС по месту постановки на учет на уточнение платежа. Ведь из-за некорректного КБК ваша оплата не поступит по назначению и платеж будет неправильно отражен в личной карточке. Значит, у вас образуется недоимка и будут начисляться пени.

Если же хозсубъект допустил ошибку в КБК госпошлины, то заявление также пишется в ИФНС, но к такому документу дополнительно надо приложить подтверждение из Федерального казначейства о поступлении денег в бюджет. Заявления об уточнении платежа всегда подаются в налоговую, если необходимо уточнить КБК налога, сбора и иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, в бюджетную систему РФ. При этом значения не имеет, был ли в результате ошибки налог или сбор зачислен в тот же бюджет или нет. Официальной формы данного заявления нет, поэтому составить его можно произвольно. В заявлении необходимо указать:

  • наименование организации, ИП или Ф. И. О. налогоплательщика — физического лица;
  • ИНН, ОГРН или ОГРНИП; и фактический адрес;
  • контактный телефон для связи.

Далее в тексте заявления необходимо объяснить подробно, что именно необходимо уточнить и в чем заключается ошибка. К заявлению необходимо приложить копию платежки, по которой был перечислен «ошибочный» платеж.

Готовое заявление необходимо отправить в налоговую инспекцию одним из способов:

  • сдать заявление в ИФНС лично или по доверенности;
  • отправить заказным письмом по почте или курьерской службой;
  • отправить по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В нашей статье вы можете скачать образец заявления на уточнение налогового платежа.

Если в платежном поручении вы забыли указать КБК, то в таком случае подается заявление на поиск и возврат ошибочно перечисленных средств.

Несмотря на то что получателем средств является Федеральное казначейство, напрямую с плательщиками оно не работает, поэтому заявления об уточнении или возврате платежей подаются администратору УФК, указанному в платежке как получатель.

Решение об уточнении платежа

В течение 5 рабочих дней налоговая инспекция рассмотрит ваше заявление. До принятия решения пени начисляются, и пока решение не принято, налоговый орган может потребовать их уплаты. Также ИФНС может провести сверку расчетов с плательщиком либо запросить у банка платежное поручение на перечисление налога.

При благоприятном исходе ИФНС примет решение об уточнении платежа. Форма решения утверждена приказом ФНС России «Об утверждении формы решения об уточнении платежа и порядка ее заполнения» от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@. Кроме того, налоговый орган должен будет пересчитать начисленные пени со дня фактической уплаты налога или сбора (т. е. это дата вашего «ошибочного» платежа) до дня принятия решения об уточнении платежа. Нелишним будет впоследствии запросить в налоговой инспекции справку об отсутствии задолженности или акт сверки расчетов, в котором вы увидите, что ваш ошибочный платеж скорректирован, недоимки нет и пени пересчитаны.

Об акте сверки мы писали в статье.

Отказ налоговой инспекции

Нередки ситуации, когда налоговый орган может отказать в уточнении платежа и пересчете пеней. Тогда плательщик может обратиться в суд за защитой своих интересов. Суды очень часто встают на сторону налогоплательщиков и заставляют ФНС уточнить платеж и пересчитать пени по нему.

Часто спорные ситуации возникают тогда, когда указан КБК одного налога, а в графе «Назначение платежа» указан другой налог. Например, налогоплательщик указал КБК НДС, а в назначении платежа написал «НДФЛ». ФАС Западно-Сибирского округа от 13.09.2010 № А75-301/2010 удовлетворил иск налогоплательщика, сославшись на то, что налог был все же уплачен в бюджет РФ.

Аналогичное решение судами принимается и тогда, когда ошибка допускается при указании КБК при уплате пени. Таким образом, судами не ставится в зависимость уплата налога (сбора) от правильного указания КБК. Потому что этот код необходим, в первую очередь, для корректного распределения денежных средств между бюджетами.

Чтобы минимизировать негативные последствия со стороны налоговых органов, надо очень внимательно заполнять поле КБК в платежном поручении. Также необходимо регулярно запрашивать в налоговой справки об отсутствии задолженности или сверять расчеты с бюджетом. Данные мероприятия позволят своевременно отследить, правильно ли был уплачен налог и корректно ли он отражен в лицевой карточке налоговой инспекции, не дожидаясь требования об уплате налога (сбора). Если же была обнаружена ошибка в заполнении платежного поручения в ФНС, то необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа.

НДФЛ отправлен не на тот КБК. Как исправить ошибку?

Во II квартале 2021 года сотрудникам были осуществлены выплаты свыше 5 млн руб. НДФЛ удержан и перечислен в полном объеме, но в платежном поручении ошибочно указан КБК, относящийся к налоговой ставке 13 %. Как сделать взаимозачет с этого КБК на КБК, по которому отражается налог по ставке 15 %, если расчет по форме 6-НДФЛ за 6 месяцев 2021 года еще не сдавали?

При оформлении платежного поручения на уплату налога в отношении НДФЛ, удержанного с суммы заработка, не превышающего 5 млн руб. и относящегося к части дохода сверх 5 млн руб., применяются разные КБК.

Подпунктом 1 п. 3 ст. 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Обязанность по уплате налога не признается исполненной в случаях, перечисленных в п. 4 данной нормы. При этом неправильное указание КБК в платежном поручении не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной. Код бюджетной классификации (КБК) относится к группе реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа.

В соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджет денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджет, налогоплательщик вправе в течение трех лет с даты перечисления таких средств в бюджет представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

Заявление об уточнении платежа может быть представлено на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через «Личный кабинет налогоплательщика».

Поскольку утвержденной формы заявления нет, оно составляется в произвольной форме. В заявлении рекомендуем указать:

– сведения об организации, контактные данные;
– сведения об инспекции, в которую будет направлено заявление;
– обстоятельства перечисления платежа (номер и дата платежного поручения, наименования налога, период, за который перечислен налог, сумма платежа);
– ошибку, допущенную при оформлении платежного поручения, а также правильный реквизит;
– должность и контактный телефон сотрудника (например, бухгалтера), с которым при необходимости сможет связаться налоговый инспектор.

Вместе с заявлением нужно представить копию платежного поручения и копию банковской выписки (выписка подтвердит, что на дату платежа средств для уплаты налога на счете было достаточно).

Заявление подписывает руководитель организации или уполномоченный представитель.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговым органом в течение 10 рабочих дней с даты поступления заявления выносится решение об уточнении платежа (см. Порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами, утвержденный Приказом ФНС РФ от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@). Решение об уточнении платежа выносится на день фактической уплаты налога в бюджет.

Таким образом, при обнаружении ошибочно указанного КБК в платежном поручении на перечисление НДФЛ организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении принадлежности платежа (см. Письмо Минфина РФ от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145).

Кстати, контролеры указали, что уточнить КБК можно только в пределах одного и того же налога. В рассматриваемом случае это возможно, поскольку организация перечислила НДФЛ за работников на неверный КБК, но тоже предназначенный для этого налога.

К сведению: Федеральная налоговая служба проинформировала, что с 2 августа 2021 года при обнаружении ошибки в оформлении платежного поручения налогоплательщики могут подать заявление об уточнении платежа в любом налогом органе, то есть вне зависимости от места постановки на учет.

Поиск и уточнение платежа осуществляются в режиме налогового автомата. О результатах обработки заявления налогоплательщик будет проинформирован письменно. Новый функционал позволит значительно снизить трудозатраты граждан на взаимодействие с налоговыми органами, сократить издержки налоговых органов на обработку заявлений граждан и уточнение платежей, обеспечить качественный уровень налоговых услуг. Подать заявление об уточнении платежа также могут пользователи «Личного кабинета налогоплательщика».

В заключение отметим, что для исправления ошибки необходимо представить в налоговый орган заявление об уточнении принадлежности платежа.

Манохова С. В.,
эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Ошибка в налоговой платежке: что делать

Автор
Марина Климова,
профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н..

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, неоднозначен и зависит от того, что это за ошибка, и какие последствия она повлекла.

По общему правилу (п. 7 ст. 45 НК РФ) плательщику, обнаружившему ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, сбора, страховых вносов, пеней, штрафа нужно уточнить платеж, обратившись с заявлением в налоговый орган. Сделать это можно при выполнении двух базовых условий, предусмотренных указанной нормой:

допущенная ошибка не повлекла неперечисление налога (сбора, страховых взносов) в бюджетную систему РФ;

Пользуясь названной возможностью можно уточнить практически любой реквизит платежного поручения: основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика, счет Федерального казначейства (п. 7 ст. 45 НК РФ, письмо Минфина России от 26.11.2019 № 03-02-08/91592).

Так, например, с 1 октября 2021 г. вступили в силу положения приказа Минфина от 14.09.2020 № 199н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» и произошли изменения в порядке заполнения реквизитов платежных поручений. Например, поле 106 «Основание платежа» больше не может принимать значения «ТР», «ПР», «АП» и «АР». В случае погашения задолженности по таким основаниям в поле 106 указывается значение «ЗД», а в поле 108 в номере документа первые два знака обозначают вид документа, например:

– «ТР0000000000000» – номер требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов);

– «ПР0000000000000» – номер решения о приостановлении взыскания;

– «АП0000000000000» – номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– «АР0000000000000» – номер исполнительного документа (исполнительного производства).

Вместо нулей указывается номер соответствующего документа, причем, значение и количество знаков в нем должны четко соответствовать указанным в соответствующем требовании, решении или исполнительном документе (см. письмо ФНС России от 20.09.2021 № КЧ-4-8/13355@).

В случае добровольного погашения задолженности по налоговым платежам при отсутствии документа взыскания и указания в поле 106 значения основания платежа «ЗД», в поле 108 указывается значение «0».

Если налогоплательщик запутался в новых правилах и допустил ошибку, платеж можно беспрепятственно уточнить.

То же касается и ошибки, скажем, в КБК. Даже если указанный при платеже код бюджетной классификации соответствует иному виду платежа, но также администрируемому налоговым органами. Например, если при уплате пеней по налогу на имущество организаций ошибочно указали КБК, соответствующий взносам на обязательное пенсионное страхование, уточнение возможно. Как поясняет ВС РФ (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8) указание КБК необходимо для правильного распределения уплаченных налогоплательщиками средств между бюджетами и соответствует критерию принадлежности платежа, при этом неверное указание налогоплательщиком КБК в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его не исполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания кода бюджетной классификации в платежном поручении.

Ошибка в реквизите «ОКТМО» также зачастую грозит неверным определением принадлежности платежа, но, по сути, значима она только, если платеж зачисляется в доходы регионального или местного бюджетов. Согласно разделу 1 Порядка организации работы налоговых органов с невыясненными платежами Приказа ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@ «Об утверждении порядка работы налоговых органов с невыясненными платежами» (далее – порядок) коды ОКТМО, указанные в расчетных документах на уплату федеральных налогов (сборов), в полном объеме подлежащих зачислению в доходы федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, не используются органами федерального казначейства при межбюджетном регулировании поступающих доходов. В связи с этим неверно указанные коды ОКТМО в таких расчетных документах не требуют дополнительного уточнения (абз. 15 разд. 1 порядка). Однако, если налогоплательщику так спокойнее, можно обратиться в налоговый орган с целью уточнения платежа и в этом случае. Отказа не последует.

С начала 2021 г. в общий ряд встали правила уточнения платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (см. новую редакцию п. 9 ст. 45 НК РФ) при том, что раньше уточнение такого платежа не производилось в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме уже были учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.

Порядок взаимодействия с налоговым органом

Для решения вопроса об уточнении платежа налогоплательщику нужно обратиться с заявлением в налоговый орган.

Обратите внимание: даже если платеж за него внесло иное лицо, действия, связанные с уточнением платежа, предпринимает именно налогоплательщик, а не тот, кто произвел оплату, как следует из формулировок п. 7 ст. 45 НК РФ. Кстати, правила заполнения платежного поручения при внесении налогового платежа за иное лицо имеют особенности, и плательщики часто допускают ошибки, над исправлением которых впоследствии приходится немало потрудиться. Лучше заранее ознакомиться с правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ за иное лицо и разъяснениями ФНС России, представленными на ее официальном сайте.

Заявление формируется в произвольной форме. Главное, четко обозначить, в чем была ошибка, и как именно необходимо ее исправить. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие уплату соответствующего налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

Способов подать заявление три:

представить на бумажном носителе непосредственно в налоговый орган или по почте;

представить в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;

Согласно положениям НК РФ (п. 7 ст. 45) адресоваться нужно в налоговый орган по месту учета, однако из информации ФНС России «Подать заявление на уточнение платежа можно в любом налоговом органе» следует, что со 2 августа 2021 года при обнаружении ошибки в оформлении платежного поручения налогоплательщики-граждане могут подать заявление об уточнении платежа в налоговый орган вне зависимости от места постановки на учет. Поиск и уточнение такого платежа осуществляется в режиме налогового автомата.

Организации нужно подать заявление в инспекцию, где она состоит на учете к моменту обращения. Этот порядок един, в том числе в случае, когда стоит вопрос об уточнении платежа уже закрывшегося до даты подачи заявления обособленного подразделения, а также, если с момента оформления платежа организация сменила налоговую инспекцию. Даже если с момента ошибки предприятие пережило реорганизацию, правопреемник имеет право на уточнение платежа правопредшественника путем подачи заявления в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ).

На основании заявления налогоплательщика об уточнении платежа налоговый орган принимает соответствующее решение. При этом в НК РФ не обозначено, какой срок отводится на его принятие. Однако неясность устраняет раздел 1 порядка, утвержденного приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@: решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней с даты поступления в налоговый орган указанного заявления.

Положительным оно будет лишь в случае, если уточнение платежа не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки. Причем как поясняет ВС РФ (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8), поскольку решение об уточнение платежа принимается на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации, то и оценка вероятности возникновения у налогоплательщика недоимки должна проводиться не на день подачи заявления об уточнении платежа, а на день фактической уплаты налога в бюджетную систему.

Тот факт, что решение об уточнении платежа выносят на день фактической уплаты налога, влечет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. Если сам платеж был произведен без просрочки, пеня обнулится, если платежка с ошибкой была направлена в банк с опозданием, пеня уменьшится: уйдет ее начисление за время с момента платежа до дня принятия решения налоговым органом.

Налогоплательщик в платежном поручении на уплату НДС со сроком платежа до 25 октября 2021 года ошибочно указал КБК для налога на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет.

Само платежное поручение было направлено в банк 27 октября 2021 года.

Выявив ошибку, налогоплательщик обратился в налоговый орган с целью уточнения платежа. Было принято положительное решение.

Налоговый орган пересчитал пени, оставив их только за 2 дня просрочки (26 и 27 октября) согласно п. 3 ст. 75 НК РФ.

В данном случае при пересчете пеней налоговый орган ориентировался на сроки уплаты НДС, а не налога на прибыль, поскольку воля налогоплательщика была направлена на уплату именно НДС, а КБК для налога на прибыль был указан ошибочно.

О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика в течение пяти рабочих дней со дня его принятия. При этом направление извещений осуществляется в электронном виде для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи, – по телекоммуникационным каналам связи; в иных случаях для юридических лиц, ИП и физических лиц – выгружаются в Личный кабинет налогоплательщика при его наличии, в случае его отсутствия направляются по почте (п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 45 НК РФ, раздел 1 порядка, утвержденного приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@).

Может ли налогоплательщик впоследствии передумать и попросить уточнить этот же платеж еще раз? Формально НК РФ запрета не содержит, однако добиться желаемого вряд ли удастся. В подобном обращении налоговый орган и суд, скорее всего, увидят попытку манипулирования. Так, налогоплательщик, не получив от инспекции положительного решения о повторном уточнении платежа, обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия налогового органа, обязанного принять решение по заявлениям. Однако понимания у суда не нашел (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.04.2019 № Ф08-2909/2019 по делу № А32-18312/2018). Суд счел, что с учетом конституционно-правового принципа однократности налогообложения, решение об уточнении платежа или об отказе в уточнении платежей принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика (налогового агента) один раз. Реализовав правомочие на уточнение платежа в первоначальных заявлениях, общество не может неоднократно менять назначение платежа в счет исполнения налоговых обязательств с целью создания разных правовых последствий.

Когда уточнение платежа невозможно?

В силу прямого указания п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение платежа невозможно, если с момента уплаты прошло более трех лет или, если ошибка в платежке повлекла неперечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Как следует из ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ, бюджетная система Российской Федерации – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Наряду с этим пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ предполагает, что в случае неправильного указания в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной.

Но в п. 7 ст. 45 НК РФ оговаривается, что можно уточнить платеж по реквизиту «счет Федерального казначейства».

Как же все это увязать?

Ответ прост: если ошибка в номере счета ФК, наименовании банка получателя привела к зачислению платежа не в тот бюджет бюджетной системы РФ (например, налогоплательщик ошибочно направил платеж в бюджет другого региона), уточнить платеж можно, но до момента уточнения налог (сбор, страховые взносы, пеня или штраф) будут числиться неуплаченными. Если же платеж вообще не попал ни в один бюджет бюджетной системы РФ, то уточнить платеж нельзя. В последнем случае необходимо произвести оплату повторно по верным реквизитам и просить о возврате ошибочно перечисленной суммы.

Еще одна загвоздка возникнет, если уточнить нужно не весь платеж, а лишь в части суммы. К сожалению, частичное уточнение суммы платежа, указанной в расчетном документе, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено (п. 7 ст. 45 НК РФ, Письмо ФНС России от 24.12.2019 № КЧ-4-8/26565).

В 2021 году многие налоговые агенты столкнулись именно с этой проблемой на фоне введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ. Верно применив налоговую ставку, не все обратили должное внимание на то, что НДФЛ по ставке 13 % и НДФЛ по ставке 15 % подлежат перечислению с указанием разных КБК в платежных документах. Так, для 13-процентного НДФЛ КБК при уплате организацией – налоговым агентом – 182 1 01 02010 01 1000 110, у ИП – налогового агента – 182 1 01 02010 01 1000 110; для 15-процентного НДФЛ КБК – 182 1 01 02080 01 1000 110.

Можно ли уточнить платеж, если суммы НДФЛ по разным ставкам объединены в одной платежке и направлены на один КБК, в то время как их следовало разделить на два платежа с разными КБК? Нет! Именно потому, что уточнение платежа в части не практикуется.

В означенной ситуации придется доплатить налог по тому КБК, который был упущен из виду, а сумму, излишне направленную на КБК, указанный в платежном документе, нужно просить вернуть или зачесть в счет уплаты любого налога, плательщиком которого является организация или ИП, но не в счет обязательств налогового агента по уплате НДФЛ.

Такой подход обусловлен тем, что организация или ИП выступает в роли не налогоплательщика, а налогового агента, которому запрещено за свой счет уплачивать НДФЛ за физических лиц (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 9 ст. 226 НК РФ). Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, в том числе и по ошибке, не является уплатой НДФЛ (письмо ФНС от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, письмо УФНС России по г. Москве от 27.10.2020 № 19-19/164537@).

«Такском» — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.

20 лет «Такском» помогает организациям наладить взаимодействие с государством и контрагентами, а также упростить и ускорить внутренние бизнес-процессы:

— удаленная сдача отчетности в госорганы, в том числе решения 1С;

— оформление и получение электронных подписей;

— подключение и обслуживание онлайн-касс, а также услуги ОФД;

— надежный, выгодный и удобный переход на электронный документооборот;

— решения для маркировки и прослеживаемости товаров;

— проверка контрагентов.

Коды бюджетной классификации (КБК)

Формируя платежи в бюджет и в госорганы, юридическим лицам и предпринимателям приходится вводить дополнительный код КБК, без которого деньги не попадут по своему назначению. Код присутствует и при осуществлении платежей физическими лицами, он есть во всех квитанциях на оплату штрафов и налогов.

Несмотря на то, что платежные поручения и квитанции на оплату формируются часто автоматически, плательщики должны понимать, что такое код КБК, из чего состоит и как классифицируется. Где можно получить информацию о коде и что будет, если он введен не верно.

Что такое КБК и как расшифровывается аббревиатура

Код бюджетной классификации (КБК) является агрегированным многоразрядным кодом, предназначенным для группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетной системы РФ. Он применяется при осуществлении платежей в бюджет и в государственное органы. В зависимости от кода платежи зачисляются по своему целевому направлению.

Необходимость в формировании кодов возникала для упорядочения финансовой отчетности, обеспечения единой формы бюджетной финансовой информации.

КБК служат для составления и выполнения муниципального и федерального бюджета. Они помогают перенаправлять финансовые потоки на государственном уровне, позволяют анализировать динамику доходов и расходов, дают наглядное представление о текущей ситуации в государственной казне.

История создания КБК

Код КБК появился в 1998 году, после вступления в силу Бюджетного Кодекса РФ, утвержденного ФЗ-№ 145.

Группировка кодов подвергается изменению часто, может быть в течение одного года несколько раз. Например, в 2017 году изменения происходили 7 раз. Ответственность за правильное введение кода лежит на плательщике, поэтому ему требуется регулярно следить за правильностью введения информации в платежном поручении.

В текущем году добавлены следующие новые виды КБК:

  • НДФЛ на физических лиц в размере 15%, на доход, который составил более 5 млн руб. — 182 1 01 02080 01 1000 110.
  • Земельный налог на участки, расположенные в границах муниципальных округов – 182 1 06 06032 14 1000 110.
  • НДПИ при добыче прочих полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, — 182 1 07 01080 01 1000 110.
  • Налог, взимаемый в связи с применением ПСН, который зачисляется в бюджеты муниципальных округов — 182 1 05 04060 02 1000 110.

Назначение и сферы применения КБК

Все КБК можно разделить на 4 вида:

  • государственные поступления;
  • отражающие расходы;
  • источники финансирования дефицита бюджета;
  • по операциям госуправления.

В основном в кодировании нуждается Казначейство, которое классифицирует денежные средства. Для юридических лиц и предпринимателей коды нужны при формировании платежей в пользу государственных органов.

Они применяются при оплате:

  • налогов и сборов;
  • госпошлины;
  • страховых взносов;
  • штрафов и пени;
  • за пользование недрами, за добычу полезных ископаемых.

Из каких значений состоит КБК и как их узнать

При назначении учитываются следующие принципы:

  • Единства. Структура кода является единой для бюджетов всех уровней.
  • Стабильности. Коды назначаются на условиях стабильности и преемственности отчетного, текущего и планового периода.
  • Открытости. Перечень кодов находится в открытом доступе для любого пользователя.

КБК состоит из 20 цифр и выглядит следующим образом:

111 – 1 11 11 111 11 – 1111 – 111.

Структура кода классификации доходов бюджета:

  • 1-3 разряд. Код главного администратора доходов бюджета, т. е. для кого предназначены средства, например, 182 – ФНС, 392 – Пенсионный фонд.
  • 4–13 разряд. Код вида доходов бюджетов, сгруппированных по группам, подгруппам (в зависимости от наименования платежа), статьям (цели поступления), подстатьям и элементам доходов (уроню бюджета, 01–федеральный, 05 – муниципальный, 10 – бюджет поселения, 06– ПФР).
  • 14–20 разряд. Код подвидов доходов бюджета, группируется по подвидам и аналитическим группам (110 – налоговые доходы, 120 – доходы от собственности, 140 – принудительное изъятие).

Классификация КБК

Получить подробную информацию об актуальных кодах КБК можно на официальном сайте налоговой службы в разделе «Налогообложение в РФ».

Ниже представлены КБК по популярным платежам в бюджет для юридических лиц, ИП и физических лиц.

КБК НДС на товары

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

182 1 03 01000 01 1000 110

182 1 03 01000 01 2100 110

182 1 03 01000 01 2200 110

182 1 03 01000 01 3000 110

КБК НДФЛ с доходов

182 1 01 02010 01 1000 110

182 1 01 02010 01 2100 110

182 1 01 02010 01 3000 110

182 1 01 02050 01 2200 110

НДФЛ с сумм прибыли иностранной компании

182 1 01 02050 01 2200 110

НДФЛ на проценты по вкладам (платеж, недоимка, задолженность)

182 1 01 02060 01 1000 110

КБК — налог на прибыль, зачисляемый

Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет

182 1 01 01011 01 1000 110

182 1 01 01011 01 2100 110

182 1 01 01011 01 2200 110

182 1 01 01011 01 3000 110

КБК УСН

Налог на доходы:

182 1 05 01011 01 1000 110

182 1 05 01011 01 2100 110

182 1 05 01011 01 2200 110

182 1 05 01011 01 3000 110

Налог на доходы-расходы:

182 1 05 01021 01 2100 110

182 1 05 01021 01 2100 110

182 1 05 01021 01 2200 110

182 1 05 01021 01 3000 110

КБК — налог на имущество организаций

182 1 06 02010 02 1000 110

182 1 06 02010 02 2100 110

182 1 06 02010 02 2200 110

182 1 06 02010 02 3000 110

КБК ПФР

Страховые взносы на выплату страховой пенсии

182 1 02 02010 06 1000 160

Страховые взносы на выплату накопительной пенсии

182 1 02 02020 06 1000 160

КБК ФСС

182 1 02 02101 08 1013 160

Взносы по страхованию по больничным и декретным

182 1 02 02090 07 1010 160

Взносы по страхованию от несчастных случаев и проф. Заболеваний (в ФСС)

393 1 02 02050 07 1000 160

Другие формы

Государственная пошлина за регистрацию, изменения учредительных документов, ликвидацию юридического лица, ИП

182 1 08 07010 01 1000 110

Если подавать документы через МФЦ

182 1 08 07010 01 8000 110

Транспортный налог с организаций

182 1 06 04011 02 1000 110

Земельный налог с организаций

182 1 06 06031 03 1000 110

НДС по импорту из Беларуси и Казахстана

182 1 04 01000 01 1000 110

182 1 07 03000 01 1000 110

Ошибки в КБК

Если указали неверный код, деньги не поступят по своему целевому назначению. Это будет аналогично ситуации, когда платеж не был совершен.

Что будет, если допустить ошибку в КБК

Если указан неверный КБК, будет начислена недоимка по уплате налогов и сборов (или других платежей), что может привести к штрафам и пени.

Если перепутать код, может образоваться переплата по другому виду платежа.

Можно ли исправить ошибку и как это правильно сделать

Денежные средства, перечисленные по другому коду КБК не пропадают, они зависают до выяснения их назначения. Поэтому плательщик сможет исправить ситуацию. Для этого потребуется уточнить назначение платежа.

  • Собрать документы – платежные поручения, с отметкой банка об оплате.
  • Подать заявление об ошибке с просьбой уточнения основания, типа и принадлежности перевода средств в свою ФНС. В качестве доказательства приложить платежные поручения.
  • Если потребуется, осуществить совместную сверку расчетов с сотрудником ФНС.
  • В течение нескольких дней будет принято решение об уточнении данного платежа, о чем плательщик письменно уведомляется.

Специальной формы заявления нет, главное, чтобы оно содержало информацию о платежном поручении, в котором допущена ошибка: дату, номер платежки, сумму платежа и наименование налога/взноса и сведения о правильных данных.

Заявление может рассматриваться до 5 рабочих дней, если за это время вам будут начислены пени, они сторнируются.

Почему коды бюджетных организаций постоянно меняются

Официального ответа на этот вопрос нет. Поскольку назначением кодов занимается Казначейство, для плательщиков было бы гораздо проще, если классификацию вело именно оно или они были бы неизменными. Тогда при платежах было бы меньше ошибок и отпала необходимость разбирательств.

На изменение кодов оказывают влияние изменения в государственном секторе, структурные изменения, новые директивы, введение новых платежей и налогов. Нельзя не учитывать несогласованность действий между Минфином и Минюстом.

Есть и такие мнения:

  • Если код сформирован неверно, платеж зависает до выяснения его назначения. Это требует времени. Если брать в целом по стране, суммы будут не маленькие.
  • За неуплату в срок взимаются штрафы и пени по платежам, где был указан код КБК, который уже изменился. Редко кто пытается доказать свою правоту и оспаривает начисление санкций за просрочку.

Действующий перечень КБК на 2020-2021 год

Перечень КБК на 2022 г., утвержденный Приказом Минфина России N 99н от 08.06.2020, содержит актуальные на сегодня коды.

Налог на прибыль

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

Налоги на товары

Налог на ввозимые товары на территорию РФ

На совокупный доход

На природные ресурсы

Задолженность по отмененным налогам и сборам

Административные платежи и сборы

От использования имущества муниципальной собственности

Платежи при пользовании природными ресурсами

Доходы от оказания платных услуг

От продажи активов

Прочие неналоговые доходы

Где в платежке указывается код КБК?

Что делать, если налоговая начислила пени за несвоевременное зачисление средств в связи с неверно указанным КБК?

Если вы уже подавали заявление, и оно было удовлетворено, но деньги не поступили в срок, обычно ФНС считает зачисление средств датой платежа, а не датой их зачисления. Но, в случае начисления пеней, нужно обратиться в налоговую за разъяснением и просьбой пересчета. В противном случае можно обращаться в суд.

Что делать, если был неверно указан КБК внутри одной статьи, надо было указать взносы в страховую часть пенсии, а указали в накопительную?

Обычно налоговая перезасчитывает средства на основании заявления плательщика и не начисляет пени за просрочку платежа.

Ссылка на основную публикацию