Правила предоставления коммунальных услуг гражданам

Правила 354 (постановление Правительства 354 от 06.05.2011 г.) — краткое руководство по пользованию, часть 1

Нормативных правовых актов, которые регламентируют сферу управления МКД, огромное количество. К сожалению, потребители ЖКУ, а зачастую и представители ТСЖ/ЖСК, знаю пару законов и в своих знаниях могут быть ограничены. Поэтому я решил разобрать самые важные и часто применяемые нормативные правовые акты в сфере управления МКД.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Сокращенное название данный документ получил — Правила 354 или Правила предоставления коммунальных услуг. Правила 354 пришли на замену Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства № 307 от 25 мая 2006 года.

Из названия Правил 354 уже понятно, что оно применимо к ситуациям, когда идет речь о коммунальных услугах в многоквартирных и индивидуальных домах. Разберу подробнее где и что искать в Правилах 354 на примере вопросов и ответов

Договор на предоставление коммунальных услуг: какие коммунальные услуги существуют, форма договора, качество услуг, существенные условия

П. 3 -30 Правил 354 подробно регламентирует базовые вопросы предоставления коммунальных услуг:

  • кто имеет право на предоставление коммунальных услуг и с какого периода (пп. а п. 3 Правил 354). Например, собственник и совместно с ним проживающие лица с момента возникновения у собственника права собственности и т.д.
  • закреплен общий принцип на круглосуточное предоставление коммунальных услуг (пп. в п. 3 Правил 354)
  • перечислены все коммунальные услуги которые могут могут быть оказаны, но с учетом степени благоустройства дома (п. 4 Правил 354). Правила 354 выделяют 7 коммунальных услуг — холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами
  • установлена возможность заключения договора на предоставление коммунальных услуг без составления письменной формы договора, то есть путем совершения действий, из которых явствует намерение потребителя получать услугу ( передача показания счетчиков, оплата услуг, подача заявки на ввод счетчика в эксплуатацию и т.п.) — п. 6, 7 Правил 354
  • обязательные условия договора на предоставление услуг перечислены в п. 19 Правил 354, а если у потребителя отсутствует счетчик, то к этому списку прибавляются условий из п. 20 Правил 354.
  • если договор по коммунальным услугам заключаем непосредственно с ресурсоснабжающими организациями, то такой договор заключаются на неопределенный срок по форме типового договора — п. 21 Правил 354 и форма типового договора в приложении 1(1) к Правилам 354
  • установлена обязанность управляющих организация и ТСЖ направлять в адрес собственников договоры, содержащие условия о коммунальных услуг, то есть устанавливает обязанность инициировать заключения договора с собственниками (п. 22 Правил 354).

Права и обязанности потребителей и исполнителей коммунальных услуг (РСО, УО, ТСЖ)

Обязанности исполнителей коммунальных услуг закреплены в п. 31 Правил 354, среди которых снятие показаний ОДПУ, проведение проверок счетчиков не реже 1 раза в 6 месяцев и т.д.

Права исполнителей коммунальных услуг содержатся в п. 32 Правил 354 — требовать доступ к жилое помещение для осмотра общего имущества, устанавливать на счетчик антимагнитные пломбы, приостанавливать и ограничивать коммунальные услуги и т.д.

Права потребителей содержатся в п. 33 Правил 354 — получать коммунальные услуги в объеме и в качестве, требовать от представителей исполнителей документы, подтверждающие их полномочия на доступ в жилое помещение, снимать и передавать показания и т.д.

Обязанности потребителей указаны в п. 34 Правил 354 — в случае аварий сообщать об этом в аварийную службу, сохранять на счетчиках пломбы и т.д.

Порядок расчета и внесения коммунальных услуг

П. 36- 79 посвящены таким вопросам и содержат многие положения по расчету (формулам) коммунальных услуг. Но в большей части эти положения отсылают к формулам в приложение 2.

В пункте 59 Правил 354 содержится норма о среднемесячных начислениях, если не переданы показания ИПУ. Как считать по среднемесячному читайте в статье.

Обязательные реквизиты платежных документов содержатся в п. 69 Правил 354, а запрет на размещение рекламы в платежных документах указан в п. 69(1) Правил 354.

Кстати, именно в пп. к(1) п. 69 содержится требование по наличию штрихкодов. Подробнее в статье — Куда идут деньги за ЖКХ? Миф о расшифровке штрихкодов на платежках ЖКХ. Также следует отметить, что среди реквизитов платежных документов нет таких как печать и подпись бухгалтера управляющей организации, подробнее в этом в статье.

Возможные варианты способов оплаты коммунальных услуг содержатся в п. 65 Правил 354 (безналичный, наличный расчет и т.д.)

Вопросы установки и эксплуатации счетчиков

Урегулированы в п. 80 — 85(3) Правил 354.

Оснащение индивидуальными приборами учета — обязанность собственников, а ввод в эксплуатацию таких приборов учета осуществляется по заявке собственника (п.81 Правил 354). О том, кто должен следить за сроками поверки счетчиков читайте в статье.

Что подлежит проверке в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию указано в п. 81(4) Правил 354.

Реквизиты акта ввода в эксплуатацию и процедура составления актов в п. 81(6)- 81(8) Правил 354.

О несанкционированном вмешательстве в работу счетчика указано в п. 81(11) Правил 354.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам РФ

Предоставление гражданам услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства строго регламентировано государством на законодательном уровне. Помимо федерального закона на уровне местных органов власти принимаются правила, положения и иные правовые акты, которые призваны защищать интересы жильцов в сфере ЖКХ.

  • Законодательное регулирование
  • Общие положения
  • Права и обязанности гражданина
  • Расчет и оплата услуг
  • Нюансы
  • Видео: Новые права и обязанности предоставления коммунальных услуг с учетом ПП РФ от 26.12.2016 № 1498

При этом в правилах предоставления коммунальных услуг определены обязанности не только стороны, оказывающей их, но и самих граждан. Поскольку содержание хозяйства многоквартирного дома составляет немалые суммы, жильцы должны их оплачивать вовремя и в полном объеме. Но и следует учитывать, что коммунальные службы не вправе неоправданно завышать тарифы платежей, которые итак составляют весомую часть бюджета владельцев квартир.

Законодательное регулирование

Основным правовым документом, регламентирующим коммунальную сферу, является Постановление Правительства от 2011 года № 354. В нем можно выделить основные разделы:

  1. Правила оказания жилищно-коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений.
  2. Порядок и условия оказания ЖКХ.
  3. Установка приборов учета потребления ресурсов, а также правила их эксплуатации. Формулы и расчеты платы по снятым показаниям.
  4. Каким образом происходит перерасчет платы по ЖКХ, условия изменения их стоимости.

В течение действия этого нормативного акта в него постоянно вносились поправки. Одной из значимых можно отметить обязанность владельцев жилых помещений устанавливать приборы учета потребляемых ресурсов. Помимо индивидуальных счетчиков требуется установка общедомовых.

Тем собственникам, кто игнорирует это требование, применяются повышенные коэффициенты по расчетам за ресурсы. В ряде случаев установить приборы невозможно, но это должно быть подтверждено документально решением комиссии с выходом на место. Тогда повышающие коэффициенты не используют.

Помимо этих положений Постановление обязывает поставщиков воды осуществлять контроль за ее качеством с периодическим забором проб и их лабораторным исследованием. Эти данные должны заноситься в журнал и предоставляться заинтересованным лицам.

Помимо вышеуказанного документа в сфере ЖКХ используют и другие нормативные акты:

  • Жилищный и Гражданский кодексы РФ;
  • документы, касающиеся конкретных областей: водоснабжения, водоотведения, содержания помещений, газоснабжения и т.д.;
  • нормативное регулирование тарифов; (существует ряд категорий граждан, кто имеет право на льготы по оплате коммунальных услуг);
  • КоАП РФ в части наказания за нарушение требований законодательства.

Общие положения

Поскольку Правила, утвержденные Постановлением 354, являются основным документом для коммунальщиков, то именно в нем изложены все моменты регулирования отношений между потребителями коммунальных услуг и их поставщиками. Здесь же подробно расписан порядок применяемых расчетов для домов с установленными счетчиками для учета потребленных ресурсов и без них.

В разделах документа присутствует полное описание следующих процедур:

  • заключения договоров на оказание коммунальных услуг;
  • порядок расчета платы, условия его изменения, сроки внесения платежей;
  • права и обязанности участников договорных отношений;
  • ответственность каждой из сторон.

Права и обязанности гражданина

Все граждане жилых помещений должны получать коммунальные услуги согласно определенного законодательством перечня. Предоставляются они постоянно и круглый год. Исключение составляет лишь отопление, которое подается и прекращается в зависимости от определенных условий.

К списку коммунальных услуг относятся:

  • холодное водоснабжение по сетям городских коммуникаций с периодически проводимым контролем за качеством ресурса;
  • горячее водоснабжение централизованное либо с использованием нагревательных газовых колонок, бойлеров;
  • водоотведение по сетям канализации;
  • электроснабжение надлежащего качества и в постоянном режиме;
  • газоснабжение в домах, где это предусмотрено и разрешено;
  • отопление в определенных условиях, установленных для отопительного сезона .

Договор на оказание услуг составляется в зависимости от наличия тех или иных технических возможностей, позволяющих предоставлять ресурсы гражданам в квартиру. Это значит, что при отсутствии возможности газифицировать дом, плата за данный ресурс взиматься не может.

Поэтому можно выделить пункты, по которым потребитель вправе получать коммунальное обслуживание:

  • качественное;
  • своевременное;
  • бесперебойное;
  • в полном объеме.

При этом собственник имеет право потребовать от исполнителя (управляющей компании) повысить качество, если оно окажется ниже установленных норм. Одновременно при обнаружении факта оказания услуг ненадлежащего качества потребитель может обратиться за перерасчетом платы по ней за тот период, который будет зафиксирован документально.

Вся документация, информация и нормативная база в сфере ЖКХ должна находиться в свободном доступе, чтобы каждый собственник жилья или наниматель мог ознакомиться с ней по каждой услуге.

К обязанностям граждан можно отнести:

  • своевременную оплату коммунальных услуг по установленным тарифам и в полном объеме;
  • в необходимых случаях не препятствовать представителям коммунальных служб в жилое помещение;
  • следить за надлежащим содержанием инженерных сетей в своем помещении.

Расчет и оплата услуг

Для расчета платы за потребленные коммунальные услуги применяются установленные поставщиками тарифы. Они утверждаются местными властями и распространяются на данной территории для всех жильцов. При этом в платежном документе должны быть строки по каждому из ресурсов с указанием потребленного объема, стоимости и конечной суммы к оплате.

Помимо этого по жилому помещению к расчету принимаются общедомовое потребление. Оно является разницей между показаниями общедомовых приборов учета и суммарного потребления ресурса по счетчикам квартир, где они установлены. Если в квартире их не имеются, для исчисления платы принимается норматив на каждого прописанного на данной жилплощади гражданина.

Расчетным периодом принимается месяц, за который квитанция выставляется в начале следующего месяца. По правилам плата должна вноситься не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, если иные сроки не указаны в договоре с управляющей компанией.

В коммунальных квитанциях помимо расчетов по счетчикам содержатся строки, которые влияют на комфортное пребывание в многоквартирном доме. Многие постоянно пользуются услугами, которые также необходимо оплачивать:

  • текущий ремонт дома;
  • уборка и содержание придомовой территории;
  • обслуживание и текущий ремонт лифтов;
  • вывоз мусора;
  • расходы на содержание в чистоте мест общего пользования.

С недавнего времени к расходам жильцов многоквартирных домов прибавились траты на капитальный ремонт.

Все эти затраты отражены в квитанциях, которые оформляет бухгалтерия управляющей организации и доставляет жильцам. Они, в свою очередь, должны сверить и оценить обоснованность начислений, а затем обязательно оплатить в полном объеме и вовремя, не допуская накопления задолженности.

Нюансы

Нередко при исчислении платы за коммунальные услуги могут возникать спорные ситуации. Чаще выделяют следующие причины:

  • неверные расчеты по количеству израсходованных ресурсов или применению завышенных тарифов;
  • некачественное оказание услуг работниками коммунальных служб, которое должно стать причиной снижения платы.

При обнаружении разногласий необходимо сначала обратиться с письменным заявлением в адрес управляющей компании. Правила предусматривают порядок рассмотрения таких заявлений и принятия мер. Если же представители управляющей компании не могут обоснованно ответить на обращение или проигнорировали его, потребитель имеет право обратиться с жалобой в надзорные органы и суд.

Чаще всего все спорные вопросы решаются путем досудебного урегулирования. В противном случае суд рассматривает дело по предоставленным с обеих сторон доказательствам и обязывает управляющую компанию исполнить или отказать требования потребителя услуг.

Видео: Новые права и обязанности предоставления коммунальных услуг с учетом ПП РФ от 26.12.2016 № 1498

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Правила ЖКХ: Постановление Правительства РФ 354 от 06.05.2011 с изменениями на 2020-2021 год

Важнейшим документом для сферы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации являются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Правила утверждены Постановлением Правительства РФ 354 от 06.05.2011 с изменениями 2020-2021 года. По своей значимости постановление уступает разве что Жилищному кодексу РФ

Расскажем подробнее, как в соответствии с Постановлением 354 должны оказываться и оплачиваться услуги ЖКХ, как регулируются правоотношения между поставщиками коммунальных услуг, исполнителями и потребителями, какие важные изменения в 2019-м, 2020-м и 2021-м годах были внесены в документ.

Уважаемые читатели! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Значение документа для сферы ЖКХ и основное содержание

Постановление 354 с последними изменениями 2020-2021 года о коммунальных услугах утверждает Правила их предоставления. Если Жилищный кодекс содержит множество общих, отсылочных и бланкетных норм, то в постановлении 354 можно найти вполне конкретные правила, с указанием сроков, объемов, коэффициентов и т.д.

В действующей редакции документа есть нормы, регулирующие:

  • условия предоставления услуг;
  • обязательные условия договора с типовыми соглашениями;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок определения платы за оказанные коммунальные услуги с формулами расчета (приложение 2);
  • порядок их учета;
  • порядок перерасчета данной платы;
  • порядок приостановления оказания услуг;
  • правила установления оказания услуг ненадлежащего качества с требованиями по качеству (приложение 1);
  • меры ответственности сторон.

При этом Правила не регулируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. В данном случае применяются Правила поставки именно газа в указанных целях, утвержденные Постановлением Правительства РФ №549 от 21.07.2008 г.

Таким образом, постановление 354 о коммунальных услугах (ЖКХ) в 2019-2020-2021 годах является документом, представление о котором должен иметь каждый совершеннолетний гражданин РФ, без преувеличения. Ведь каждый сталкивается в быту с вопросом правильного использования жилого помещения, с оплатой коммунальных услуг и т.д..

Скачать или распечатать действующие Правила ЖКХ можно на официальном сайте нормативно-правовых актов //pravo.gov.ru/ в формате txt или rtf или в конце статьи.

Основные понятия

Правила по аналогии с самыми значимыми федеральными законами устанавливают собственную терминологию:

  • внутридомовые инженерные системы – являющиеся общим имуществом собственников многоквартирных домов (МКД) механизмы и коммуникации, расположенные как внутри дома, так и на занятом им земельном участке, предназначенные для осуществления подачи ресурсов от центральных систем и сетей в МКД;
  • внутриквартирное оборудование – не входящее во внутридомовые инженерные систем оборудование, предназначенное для потребления ресурсов и услуг внутри помещения, как жилого, так и нежилого;
  • домовладение – жилой дом, а также его часть, вместе с надворными хозпостройками, примыкающими к нему;
  • индивидуальный прибор учета или счетчик – специально установленное в определенном месте устройство, предназначенное для замеров потребленных услуг в жилом или нежилом помещении;
  • общедомовой прибор учета – коллективное средство измерения для определения поставленных ресурсов в многоквартирный дом. В квартирах также устанавливается квартирный прибор учета;
  • исполнитель – юридическое лицо или ИП, осуществляющее подачу коммунальных услуг потребителю;
  • коммунальные услуги – деятельность по подаче определенных услуг, необходимых для содержания дома, по факту, отопление, подача горячей и холодной воды, водоотведение, подача электричества. С 01.04.2017г. к коммуналке относится и вывоз твердого мусора;
  • коммунальные ресурсы – ресурс, при помощи которых осуществляется оказание коммунальных услуг: вода, электричество, топливо и т.д.;
  • норматив потребления – количественное значение, показатель потребленной услуги, ресурса, его объема. Нормативы утверждаются местными органами власти субъектов РФ в установленном на федеральном уровне порядке. Применяются при отсутствии прибора учета и в иных случаях, установленных законодательством;
  • потребитель – собственник, иной законном использующий помещение гражданин или организация;
  • распределитель – устройство, позволяющее определить долю объема потребления тепловой энергии, приходящееся на отдельное помещение, установленное в МКД, обеспеченном общедомовым прибором учета;
  • ресурсоснабжающая организация – поставщик ресурса.

Основные правила предоставления услуг

Оказание услуг начинается с момента возникновения права на жилое помещение. При этом Правилами установлено, что услуги оказываются на основании возмездного договора. Но согласно п. 7 Правил договор заключается уже путем совершения конклюдентных действий потребителя по использованию услуг.

Важно! За качество услуг отвечает ресурсонабжающая организация, за их поставку в конкретный дом и содержание его сетей – управляющая организация или товарищество собственников, в зависимости от выбранного способа управления МКД. Каждый собственник несет ответственность за находящиеся внутри его квартиры оборудование. Граница эксплуатационной ответственности определяется по границе принадлежности сетей на основании специальных актов по каждому ресурсу.

Правила содержат подробные разъяснения по вопросу расчета платы за коммунальные услуги.

Правила ЖКХ: Постановление Правительства РФ 354 от 06.05.2011 с изменениями на 2020-2021 год

Основные правила оплаты услуг и ресурсов

В настоящее время универсальное правило оплаты коммунальных услуг в Российской Федерации – по приборам учета. Пункт 81 устанавливает, что оснащение помещения, как жилого, так и нежилого прибором учета – это обязанность его собственника. Ввод прибора в эксплуатацию осуществляется исполнителем на основании заявки собственника. Заявка составляется по определенным правилам.

Пункт 59 устанавливает, что начисление в счет оплаты потребленных услуг осуществляется по среднему показателю за последние полгода или 3 месяца (если прибор установлен менее полугода назад) в следующих случаях:

  • выхода прибора из строя (в течение 3 месяцев подряд для жилого помещения и 2 — для нежилого);
  • отсутствия показаний счетчиков;
  • если не предоставлен доступ для проверки прибора.

Прибор должен быть защищен от доступа к нему пломбой, исполнитель вправе осуществлять проверку в установленных законом случаях.

Устанавливают Правила и вполне конкретные нормы по оплате доставки и обеспечения ресурсами, например, пункт 148 регулирует, что погрузка твердого топлива на предоставленный транспорт осуществляется без взимания оплаты с потребителя, в том время, как разгрузку потребитель должен оплатить.

Противоречия в Правилах по оплате ТБО

В связи с введением новых правил расчета за твердые бытовые отходы исходя из количества проживающих часто возникают вопрос по оплате ТКО собственниками, имеющими жилые объекты, в которых никто не проживает. Содержит Постановление Правительства РФ 354 пункт 148 (36), в котором указано, что при отсутствии жильцов, временных или постоянных, объем услуги рассчитывается по количеству собственников.

Однако данное положение противоречит правилу оплаты только за потребленные услуги. Пока собственники могут воспользоваться правом на перерасчет платы при временном отсутствии на основании ст. 155 ЖК РФ и пунктов Правил 86, 90 и 91.

Правила ЖКХ: Постановление Правительства РФ 354 от 06.05.2011 с изменениями на 2020-2021 год

Изменения размера оплаты – перерасчет

Правилами установлено, что в определенных случаях возможен перерасчет за коммунальные услуги. Согласно п. 86 это возможно при временном отсутствии потребителя по месту проживания в жилом помещении. Временное отсутствие в данном случае ограничивается по сроку – не менее пяти полных календарных дней и строго подряд и не более полугода. При истечении полугода, можно подать заявление вновь.

Перерасчет за ЖКХ производится только при наличии индивидуального прибора учета. При его отсутствии перерасчет может быть осуществлен только в одном единственном случае: когда все жильцы отсутствуют по месту проживания вследствие наличия действия непреодолимой силы (природные и иные катастрофы, форс мажор).

Перерасчет производится пропорционально количеству дней зафиксированного временного отсутствия, при этом день выбытия и день прибытия во внимание не принимаются.

Он производится только на основании письменного заявления потребителя, при этом отсутствие нужно подтвердить документально:

  • командировочным удостоверением;
  • справка из санатория, другого медицинского учреждения и т.д.;
  • справка о пребывании в садоводческом некоммерческом товариществе, подписанная руководством;
  • проездные билеты;
  • квитанция оплаты гостиниц и т.д.

Последние изменения

Существенные изменения произошли в оплате поставленных ресурсов еще в 2017 году. Тогда было установлено, что из квитанции исключается строчка ОДН – общедомовые нужды. ОДН были исключены в качестве коммунальной услуги, однако в состав платы за жилой объект включаются расходы за потребляемые в целях содержания общего имущества МКД холодную и горячую воду, электроэнергию. Они представляют собой сейчас отдельные строки в платежном документе. Расход на ОДН определяются по нормативам.

С 1 января 2017 года начал применяться также повышающий коэффициент 1.5, используемый при определении оплаты за потребленные холодную, горячую воду и электроэнергию при отсутствии прибора учета. Это правило установлено в п. 42.

Постановление 354 Правительства РФ от 06.05.2011 о коммунальных услугах в 2019 году менялось три раза.

Проблема с расчетом за тепловую энергию

Постановление Правительства РФ 354 с изменениями по отоплению 1708 от 28.12.2018г. устанавливает, что приборы учета устанавливаются только при наличии технической возможности. Также указанными поправками были изменены правила расчета платы за потребленную тепловую энергию. Существует три варианта:

  • в МКД установлен коллективный счетчик, но нет ни одного помещения, оборудованного индивидуальным прибором учета, — учитываются показания общедомового прибора;
  • в МКД есть хотя бы одно помещение, оборудованное индивидуальным счетчиком, — учитываются показания как коллективного, так и индивидуального счетчиков;
  • когда все помещения оборудованы приборами учета — расчет производится по их данным.

При этом проблемы расчета платы за потребленную тепловую энергию в Российской Федерации остаются. В тех домах, где приборов учета вообще нет, расчет производится по нормативам. По утверждению чиновников таковых в России еще 40%. Нередко по нормативам продолжают начислять, даже если есть счетчики, например, в Ленинградской области.

Утверждение нормативов входит в полномочия регионов, однако иногда они передаются отдельным муниципальным образованиям, что приводит к значительной разнице в нормативах. С 1 января 2020 года регионы должны перейти на единые нормативы.

Законодательные инициативы

В настоящее время есть инициативы принятия определения нормативов по единым принципам по всей стране. Предложена единая формула, учитывающая определенные критерии – год постройки, этажность и т.д.

Кроме того, Россия постепенно будет переходить на использование «умных» счетчиков, которые будут передавать показания самостоятельно.

Оценка Правил

Нельзя сказать, что Правила ЖКХ написаны доступным языком. Однако знать их основные положения необходимо, ведь в нашей стране действует принцип – незнание закона не освобождает от его исполнения.

Также уточняющие нормы по отдельным ресурсам можно найти в посвященных им постановлениях. Кроме того, регулярно пункты Правил разъясняют Минстрой, ФНС, иные государственные органы в целях их правильного понимания с учетом последних изменений законодательства. В прессе и на портале проектов нормативных актов можно узнать об планируемых изменениях и принять участие в их обсуждении.

Уважаемые читатели! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам

от 6 мая 2011 года N 354

О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

(с изменениями на 28 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2014 года N 977 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.09.2014, N 0001201409290015);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года N 1190 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.11.2014, N 0001201411180011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года N 1380 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2014, N 0001201412220024);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 129 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.02.2015, N 0001201502200012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 1434 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2015, N 0001201512300041);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 754 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2017, N 0001201706300029);

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 года N 1091 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.09.2017, N 0001201709120006);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 года N 1094 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.09.2018, N 0001201809240004);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 года N 1572 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2018, N 0001201812190031);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1622 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2018, N 0001201812260015) (вступило в силу с 1 января 2019 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1708 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2018, N 0001201812290059) (вступило в силу с 1 января 2019 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 года N 184 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.02.2019, N 0001201902250014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2019 года N 637 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.05.2019, N 0001201905240032);

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 года N 897 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.07.2019, N 0001201907230032);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 424 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.04.2020, N 0001202004060041);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 года N 950 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2020, N 0001202007020001) (вступило в силу с 1 июля 2020 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2184 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2020, N 0001202012230037);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года N 2339 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2020, N 0001202012310111) (вступило в силу с 1 января 2021 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2021 года N 93 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.02.2021, N 0001202102050034);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2021 года N 299 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.03.2021, N 0001202103060015);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 1017 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2021, N 0001202107020116);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 1018 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2021, N 0001202107020101);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2021 года N 1295 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.08.2021, N 0001202108100023);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N 2516 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2021, N 0001202112310041) (вступило в силу с 1 января 2022 года).

В документе учтены:

постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 24-П (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.06.2021, N 0001202106030001);

– Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые:

2. Установить, что Правила, утвержденные настоящим постановлением:

а) применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил;

б) не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549;

в) вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта “б” пункта 4 настоящего постановления;

г) на территориях Республики Крым и г.Севастополя подлежат применению к правоотношениям, возникшим после 1 июля 2015 года;

3. Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

4. Министерству регионального развития Российской Федерации:

а) в 2-месячный срок представить по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549, и основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530;

б) в 3-месячный срок:

утвердить по согласованию с Федеральной службой по тарифам примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению;

утвердить по согласованию с Федеральной антимонопольной службой примерные условия договора управления многоквартирным домом;

представить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, предусматривающих в том числе:

исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов;

порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды;

порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением газоснабжения, при использовании земельного участка и надворных построек;

в) в 5-месячный срок утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме;

г) в 6-месячный срок утвердить критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта “б” пункта 4 настоящего постановления.

6. Признать утратившими силу со дня вступления в силу Правил, утвержденных настоящим постановлением:

постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст.2501), за исключением пунктов 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1-4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 июля 2016 года;

– Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 мая 2011 года N 354

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

(с изменениями на 28 декабря 2021 года)

Настоящие Правила вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258, т.е с 01.09.2012.

– Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 установлено, что Правила, утвержденные настоящим постановлением, в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012-2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:

а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857;

б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпункте “а” или “б” пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

I. Общие положения

1. Настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

“внутридомовые инженерные системы” – являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232, применяется со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. – См. предыдущую редакцию)

В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;

“внутриквартирное оборудование” – находящиеся в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;

“домовладение” – жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты);

“индивидуальный прибор учета” – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении;

“исполнитель” – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

“коллективный (общедомовый) прибор учета” – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом;

Сравнение постановлений № 354 и № 307

В таблице ниже приведено подробное сравнение постановлений 307 и 354, даны ссылки на пункты и формулы постановлений. Условные обозначения и пояснения приведены после таблицы.

Предоставление показаний счетчиков и их проверке

Расчет размера платы в случае непредоставления потребителем показаний квартирных счетчиков:

noнормативу потребления (пункт 24. в)

Не более 3 месяцев подряд: по среднемесячному объему последний год (если меньше года – то за фактический период если он не менее 3 месяцев)

Более 3 месяцев подряд: по нормативу потребления

Исполнитель имеет право осуществлять проверку квартирных счетчиков:

Расчет общедомовых нужд (ОДН) по воде, газу, электроэнергии

Постановление 307 Постановление 354

Формула расчета общего

формула (9) (примечание “)

формулы (11) и (12)

Распределение ОДН по лицевым счетам

Если есть хотя бы один квартирный счетчик:

а редакции до 6 мая 2011 : только по лицевым счетам, имеющим квартирные счетчики; в редакции от 6 мая 201 1: по всем лицевым счетам.

Если нет квартирных счетчиков;

по всем лицевым счетам.

По всем лицевым счетам

Распределение ОДН пропорционально

Формула расчета части ОДН. приходящейся на i-тый лицевой счет

Расчет общедомовых нужд (ОДН) по отоплению

Формула расчета общего объема ОДН

Распределение ОДН по лицевым счетам

По всем лицевым счетам

По всем лицевым счетам

Распределение ОДН пропорционально

Площади лицевого счета Si

Площади лицевого счета Si

Формула расчета части ОДН, приходящейся на i-тый лицевой счет

Расчет общедомовых нужд (ОДН) по отоплению в случае его самостоятельного производства

Формула расчета общего объема ОДН -топлива, использованного при производстве отопления

Распределение ОДН по лицевым счетам

По всем лицевым счетам

Распределение ОДН пропорционально

Площади лицевого счета Si

Формула расчета части ОДН, приходящейся на i -тый лицевой счет

Расчет общедомовых нужд (ОДН) по горячему водоснабжению в случае его самостоятельного производства

Формула расчета общего объема ОДН -топлива, использованного для подогрева хол. воды при производстве гор. воды

Распределение ОДН по лицевым счетам

По всем лицевым счетам

Распределение ОДН пропорционально

Потребленному объему горяча воды в квартире VI

Формула расчета части ОДН, приходящейся на i-тый лицевой счет

Требования к платежному документу (счету – квитанции квартплаты)

В платежном документе необходимо указать

Суммы начислений по ОДН (Обще­домовым нуждам) в отдельных строках

ДА (пункт 69.е, 70)

Показания общедомовых счетчиков

Суммарный объем в квартирах (как в квартирах со счетчиками, так и в квартирах без счетчиков по нормативу)

Объем ОДН (в целом на весь дом)

Сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы

Отсрочка и рассрочка платы за коммунальные услуги

Рассрочка и (или) отсрочка внесения платы

По согласованию с исполнителем.

Исполнитель обязан предоставить рассрочку, если размер платы в текущем пери< на 25% больше размера плат1 за аналогичный расчетный период прошлого года.

Отключение услуг в случае задолженности

Исполнитель может отключить услугу (кроме отопления и холодного водоснабжения) в случае задолженности по ней в указанном размере, рассчитанном по нормативу (независимо от наличия или отсутствия счетчиков

более 6 месячных размеров платы

более 3 месячных размеров платы

Обозначения переменных, используемых в таблице:

Vодн – объем общедомовых нужд

Vдом – объем по общедомовому счетчику

Vсчет – сумма объемов в квартирах по квартирным счетчикам

Vнорм- сумма нормативов в квартирах без счетчиков

Vcp – среднегодовой объем потребления по отоплению за предыдущий год (Гкал/м2)

NI – количество жильцов i-го лицевого счета

Nобщ – общее количество жильцов всех лицевых счетов

SI – площадь 1-го лицевого счета

Sобщ – общая площадь всех лицевых счетов дома

Sодн – площадь мест общего пользования дома

Sдом – суммарная площадь всех помещений дома, включая места общего пользования

*) Расчет ОДН для i-го лицевого счета происходит по формуле (14), а расчет объема соответствующей услуги внутри квартиры для i-гo лицевого счета (Vi) происходит по формуле (3) – пропорциональной площади i-гo лицевого счета (Si): Vi = Vдом * Si /Sдом. Подразумевается, что Sдом = Cyммa(Si) + Sодн

“) Несмотря на то, что формула (9) постановления № 307 выглядит немного по-другому, в

действительности формула расчета ОДН в строках 2.1 и 2.4 вышеприведенной таблицы полностью соответствует формуле (9). Вот, математическое доказательство данного факта. Согласно строке 2.4: Vi_одн = Vодн * Vi / (Vсчет + Vнорм) = (Vдом – Vсчет – Vнорм) *

* Vi / (Vсчет + Vнорм) = (Vi* Vдом / (Vсчет + Vнорм)) – (Vi). Если к полученной величине мы прибавим объем по основной услуге (oбъем по счетчику Vi), то получим общий объем по услуге с учетом ОДН: (Vi* Vдом / (Vсчет + Vнорм)) -1 + (Vi) = Vi * Vдом / (Vсчет + Vнорм). Полученная формула абсолютно идентична формуле (9), применяющейся для расчета итогового объема с учетом коэффициентов общедомовых счетчиков.

***) Приведенная формула (Vодн * Vi / Vсчет) не содержит ошибки и отличается от ошибочной форм) постановления №307 в редакции до 6 мая 2011. Ошибка в формуле (9) gостановления 307 в редакции до 6 мая 2011 заключается в том, что суммарный расход с учетом корректирующих коэффициентов во всех квартирах дома не будет равен расходу по домовому счетчику. Ошибку можно исправить одним из двух возможных способов:

1) скорректировать формулу (9): вместо Vi* Vдом/(Vсчет+Vнорм) использовать

Vi* (Vдом-Vнорм)/ Vсчет

2) либо распределять объем ОДН на все лицевые счета, а не только на лицевые счета со счетчиками. В программном продукте «Кварта-С: расчет квартплаты» до 6 мая 2011 ошибка была исправлена первым способом. В редакции постановления №307 от 6 мая 2011 ошибка исправлена вторым способом.

Замечание о расчете ОДН в случае двухтэриФных приборов учета:

К сожалению, 354-ое постановление не разъясняет порядок расчета платы по двутарифным (двухставочным) приборам учета, дифференцированным по времени суток или по иным критериям. Примечание 2 на последней странице постановления №354, сообщает нам, что «Настоящий порядок расчета размера платы за коммунальные услуги изложен исходя из применения одноставочных тарифов (цен) на коммунальные ресурсы». Это означает, что формулы расчета общедомовых нужд, приведенные в постановлении №354, нельзя применять при наличии двутарифных приборов учета без соответствующих корректировок. Как именно корректировать формулы в постановлении не разъясняется. Ниже приведен пример возможной корректировки формул, который реализован в программном продукте «Кварта-С: расчет квартплаты».

Реализация расчета коммунальных услуг программными средствами;

В программном продукте «Кварта-С: расчет квартплаты» на 1С:Предприятие 8.2 реализован удобный расчет общедомовых нужд (ОДН) согласно всем трем постановлениям ( №307 в редакции, действовавшей до 0 июня 2011; №307 в редакции, действующей с 9 июня 2011 до 1 сентября 2012; №354 вступающем в силу 1 сентября 2012. Пользователь может просто выбрав одно из трех возможных постановлений и сделать автоматический расчет ОДН согласно нему. Пример форм расчета ОДН: Форма расчета

Формат квитанции квартплаты (счета) согласно постановлению №354:

Постановление №354 изменяет требования к платежному документу (счету, квитанции квартплаты). Изменения в платежном документе по сравнению с постановлением №307 приведены в вышеуказанной таблице в строках 6.1 -6.5. Основным изменением является обязательное указание сумм ОДН в отдельных строках платежного документа и обязательное указание показаний общедомовых счетчиков, суммарного объема в квартирах (как в квартирах о счетчиками, так и в квартирах без счетчиков по нормативу) и объема ОДН в целом на весь дом. Приказ Министерства регионального развития РФ №454 от 19.11.2011 утверждает примерную форму платежного документа (квитанций), которая соответствует постановлению №354. Данная форма, утвержденная приказом №454, не является обязательной, а является лишь одной из возможных форм, которая соответствует постановлению №354, т.е. содержит все обязательные поля, В программе «Кварта-С: расчет квартплаты» реализованы несколько разных форматов квитанций, соответствующие постановлению №354, в т.ч. и форма, утвержденная приказом Министерства регионального развития №454:

Правила предоставления коммунальных услуг

Они представляют собой блага цивилизации, которым имеет право пользоваться каждый гражданин. При этом статус лица роли не играет. То есть независимо от того, является человек собственником жилья или нет, он может воспользоваться коммунальными услугами. Они оказываются на возмездной основе. То есть каждый пользователь должен будет их оплачивать.

Предоставление услуг

Коммунальные услуги предоставляются человеку при наличии определенных оснований. Они связаны с возникновением прав использования жилым помещением.

Правила предоставления коммунальных услуг

К таким основаниям отнесены:

  1. Возникновение права собственности на жилье. Способ получения подобной возможности роли не играет. Это может быть наследование, мена, дарение, купля-продажа.
  2. Предоставление помещения члену ЖСК и проживающим с ним лицам.
  3. Наём муниципального жилья. В данном случае основанием будет заключенный договор соцнайма.
  4. Аренда помещения. В качестве основания также выступает заключенный договор.
  5. Выдача застройщику разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Правила предоставления коммунальных услуг предполагают, что их объем зависит от уровня благоустройства квартиры или домовладения. При этом доступ к ним должен быть обеспечен круглосуточно. То есть какие-либо временные ограничения не допускаются. Исключением в данном случае может являться авария либо недобросовестное исполнение пользователем взятых на себя обязательств. Коммунальные услуги предоставляются в объемах, которые необходимы потребителю. Их качество должно соответствовать последним требованиям технических норм. Также все инженерные коммуникации должны функционировать бесперебойно.

Законодательство

Основным федеральным законодательным актом, который регулирует вопросы такого характера, является Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Указанный документ устанавливает всю процедуру обеспечения жильцов благами цивилизации. Сюда входит процесс взаимодействия между пользователем и исполнителем, их права и обязанности, порядок оплаты, ответственность, причины установления ограничений, меры воздействия. Также Правила раскрывают ряд понятий, которые применяются в процессе предоставления коммунальных услуг, а именно: что такое внутридомовые инженерные системы, внутриквартирное оборудование, индивидуальный прибор учета, исполнитель, коллективный прибор учета, коммунальные услуги и ресурсы, комнатный прибор учета электрической энергии, нежилое помещение в многоквартирном доме, норматив потребления коммунальной услуги, счетчик, потребитель, распределитель, ресурсоснабжающая организация, централизованные сети инженерно-технического обеспечения, степень благоустройства многоквартирного или частного дома.

Отдельные правила, касающиеся коммунальных услуг, отражены в разделе VII Жилищного кодекса РФ.

Права и обязанности

Обеспечение коммунальными услугами по сути своей является сделкой. Соответственно в данном случае существуют её стороны, которые наделены определенными правами и берут на себя некоторые обязанности. Таковые определяет Закон 354.

Правила предоставления коммунальных услуг

Потребителя

Потребитель наделен следующим кругом прав:

  1. Получать коммунальные услуги в необходимом объеме.
  2. Иметь доступ к сведениям о правилах начисления оплаты и размерах установленных тарифов.
  3. Требовать от исполнителя проведения оценки качества услуг.
  4. Получать информацию в рамках заключенного договора и в соответствии с действующим законодательством.
  5. Инициировать процедуру изменения оплаты за предоставляемые блага, в случае ненадлежащего исполнения договорных обязательств второй стороной.
  6. Получить компенсацию за причиненный ущерб.
  7. Требовать документальное подтверждение наличия полномочий у представителя исполнителя о доступе в занимаемое помещение.
  8. Инициировать установку учетного оборудования и его ввода в эксплуатацию.
  9. Выдвигать требования исполнителю о необходимости технического обслуживания приборов учета.

К обязанностям потребителя отнесено следующее:

  1. Немедленное информирование диспетчерской службы исполнителя и организаций по чрезвычайным ситуациям о возникшей аварии или поломки.
  2. Использование учетного оборудования, которое прошло проверку и соответствует всем техническим требованиям.
  3. Обеспечение беспрепятственного доступа в занимаемое помещение представителям уполномоченных организаций надзора и контроля.
  4. Исключение преград для исполнителя в процессе снятия показаний с приборов учета.
  5. Информирование другой стороны об изменении количества проживающих.
  6. Полное и своевременное внесение платы за предоставляемые коммунальные услуги.
  7. Информирование исполнителя о целях использования предоставляемых благ.

Потребитель не имеет права применять оборудование, мощность которого не соответствует установленным нормам, сливать теплоноситель из системы, самостоятельно снимать или отключать установленные приборы, регулировать их, нарушать пломбы, подключать какие-либо учетные устройства без разрешения исполнителя.

Исполнителя

На исполнителя возлагаются следующие обязанности:

  1. Предоставление пользователю коммунальных услуг в положенном объем и в надлежащем качестве, в рамках заключенного договора, с учетом требований действующего законодательства.
  2. Подписывать соглашения с организациями о приобретении необходимых ресурсов.
  3. Осуществлять обслуживание установленных технических систем. В данном случае допускается привлечение специалистов с третьей стороны.
  4. Рассчитывать размер оплаты и производить оценку правильности её начисления, с учетом требований закона.
  5. Ежемесячно брать показания с учетного общего оборудования. При этом данные должны сохраняться на протяжении трех фактических лет. Показания с квартирных приборов должны сниматься не реже одно раза в полгода.
  6. Проверять состояние оборудования в течение десяти трудовых суток с момент обращения пользователя.
  7. Информировать жильцов не реже одного раза в три месяца о сроках и порядке снятия показаний с приборов, а также о мерах воздействия, которые будут применяться в случае нарушения порядка пользования коммунальными услугами и их оплаты.
  8. Вести учет жалоб и предложений, а также проводить проверки по обращениям жильцов.
  9. Информировать пользователей о сроках проведения плановых работ. При этом жильцы должны быть уведомлены не позднее, чем за десять рабочих дней.
  10. Согласовывать с пользователем дату и время доступа в помещение.
  11. Размещать информацию об аварийных и спасательных службах, коммунальных тарифах и реквизитах для оплаты в доступном месте.
  12. Заменять устаревшее оборудование, устанавливать и вводить в эксплуатацию новое.

В круг прав исполнителя входит следующее:

  1. Требование оплаты за предоставленные услуги.
  2. Беспрепятственный доступ в помещение при условии, что дата и время согласованы с потребителем.
  3. Возмещение ущерба, который был нанесен исполнителю.
  4. Проверка правильности сведений, предоставляемых жильцами. Она проводится не чаще одного раза в течение квартала.
  5. Приостанавливать либо ограничивать вовсе коммунальные услуги в случае нарушения потребителем установленных правил.
  6. Получать информацию о количестве жильцов квартиры или домовладения.
  7. Уведомлять пользователя о наличии задолженности по оплате.

Для реализации своих прав исполнитель может привлекать специалистов из других организаций.

Виды коммунальных услуг

Действующим законодательством определены виды коммунальных услуг, которые исполнитель может предоставить жильцам квартиры или домовладения, на основании заключенного договора возмездного пользования.

  1. Холодное водоотведение. Сюда относится обеспечение питьевой водой. Она может поступать по внутренней системе, а также через колонку.
  2. Горячее водоснабжение.
  3. Отведение израсходованной воды, то есть канализация.
  4. Электроэнергия.
  5. Снабжение газом.
  6. Теплоснабжение и отопление, для поддержания внутренней температуры в квартире или домовладении.
  7. Продажа твердого топлива, если в жилье предусмотрено печное отопление.
  8. Сбор, транспортировка, обезвреживание и захоронение отходов.

Правила предоставления коммунальных услуг

Как правило, в условиях договора всегда указываются виды предоставляемых коммунальных услуг.

Правила начисления

Плата за коммунальные услуги начисляется в порядке, установленном действующим законодательством. Периодом, принимаемым за расчетный, является один календарный месяц. Тарифы устанавливаются организацией, которая поставляет необходимые ресурсы, с учетом требований законодательства в сфере государственного регулирования цен, а также обеспечения социальных категорий людей. При начислении учитываются установленные надбавки, двойные ставки, а также двухкомпонентные тарифы. Согласно законодательству могут устанавливаться цены по времени суток. В таком случае расчет будет производиться исходя из объемов потребления коммунальных услуг в разные часы, при условии, что в помещении установлен индивидуальный или общий квартирный учетный прибор.

Расчет размера оплаты производится в отношении каждого жилого и технического помещения, находящегося в доме. Окончательная сумма определяется исходя из показаний приборов за отчетный период.

Порядок оплаты

В соответствии с пунктами статьи 155 ЖК РФ, плата за предоставляемые коммунальные услуги должна вноситься до десятого числа месяца, следующего за отчетным. Другие сроки расчетов могут быть определены условиями договора. Основанием для оплаты могут стать платежные документы, а также информация о ценах, предоставленная исполнителем. Она должна быть размещена не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным. Оплата производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика услуг.

Ответственность по своевременному и полному расчету за коммунальные услуги возложена на собственника жилья или на ответственного квартиросъемщика.

Основания для перерасчета

К обстоятельствам, в силу которых возможен перерасчет оплаты, отнесены:

  1. Временное, в течение более пяти дней, отсутствие жильцов в занимаемой квартире или домовладении.
  2. Длительный перерыв в предоставлении любого из видов коммунальных услуг, при условии, что он превышает допустимую продолжительность, указанную в приложении 1 к Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.
  3. Ненадлежащее качество оказанных услуг.
  4. Изменение формы собственности в отношении жилого помещения.

В указанных случаях пользователю необходимо обратиться к поставщику услуг.

Порядок

Оно должно быть оформлено в виде письменного заявления. Его необходимо направить в течение тридцати дней с момента возникновения обстоятельств для пересмотра размера оплаты. Текст документа составляется в произвольном порядке.

В нем указывается следующее:

  1. Название и местонахождение поставщика услуг.
  2. Фамилия, имя, отчество, адрес проживания и контактный телефон потребителя.
  3. Причины перерасчета оплаты.
  4. Обстоятельства, послужившие их возникновению.
  5. Временной период, за который необходимо произвести перерасчет.
  6. Перечень прилагаемой документации.
  7. Дата составления и подпись обратившегося.

Оформленное обращение должно быть передано исполнителю. На практике, чаще всего, человек передает заявление самостоятельно. Хотя законодательством не запрещена почтовая или интернет-пересылка.

Документы

Вид прилагаемых документов, зависит от причин перерасчета.

Сюда можно отнести:

  1. Копию приказа нанимателя о направлении человека в служебную командировку либо справка с места работы с приложением проездных билетов.
  2. Сведения о нахождении на излечении.
  3. Проездные документы, если человек находился на отдыхе.
  4. Счета за проживание в гостинице.
  5. Документ о постановке на учет по месту временного нахождения.
  6. Договор найма жилья.
  7. Свидетельство о регистрации права собственности.
  8. Акт или заключение, составленное уполномоченными должностным лицом, о том, что услуги не соответствуют требованиям качества.

Такой перечень не является исчерпывающим. Человек по своему усмотрению может приложить к заявлению и другие подтверждающие документы.

Правила предоставления коммунальных услуг

Когда перерасчет невозможен

В некоторых случаях перерасчет коммунальных услуг будет невозможен. Действующим законодательством перечень таких обстоятельств ясно не определен. Однако на практике к ним можно отнести случаи, когда человек не подтвердил документально факт своего отсутствия. Также в качестве примера может выступать ситуация, если перебои с водой или отоплением возникли в результате самовольных действий пользователя. Ещё законом определено, что перерасчет невозможен в случае отсутствия счетчиков в жилом помещении, при условии, что есть техническая возможность их установки.

Ограничения в предоставлении услуг

Положениями закона определены случаи, когда пользователь может быть ограничен в коммунальных услугах.

  1. Возникновение или угроза аварии в сетях обеспечения водой, газом, электричеством или теплом.
  2. Стихийные бедствия.
  3. Самовольное подключение оборудования к общим сетям.
  4. Использование приборов, мощность которых превышает установленные пределы.
  5. Указание уполномоченной контролирующей или надзорной инстанции.
  6. Проведение ремонтных или профилактических работ.

Также в качестве причины может выступать задолженность, к которой привела неуплата.

Наличие задолженности

Наличие задолженности по оплате дает право исполнителю ограничить должника в коммунальных услугах. Неполный расчет несколько затрудняет закупку необходимых ресурсов в должно объеме. По этой причине он снижается с учетом имеющейся задолженности. Она должна составлять не менее размера оплаты по одному виду услуги за два месяца.

Порядок ограничения

Прежде всего инициатор должен уведомить потребителя об имеющихся проблемах и возможном приостановлении подачи услуг. Срок уведомления зависит от причин. Например, в случае планового ремонта информирование должно состояться не позднее десяти дней до его начала. При этом распоряжение должно быть оформлено в письменном виде. Также допускается информирование через интернет или по почте.

Далее исполнитель дает потребителю время на исправление недостатков. Например, для того, чтобы погасить задолженность у человека есть двадцать фактических дней с момента получения уведомления. После истечения даты исполнитель ограничивает коммунальные услуги. В этом случае будет установлен отдельный график их предоставления.

Возобновление доступа

Ограничение на поставку коммунальных услуг возобновляется в течение двух фактических суток с момента устранения причин, по которым оно было установлено. Указанный срок может исчисляться и с даты оформления соглашения о порядке и временном периоде устранения недостатков.

Защита прав потребителей

Процедура оказания коммунальных услуг относится к сфере потребления. Если имеют место нарушения условий заключенного договора, то необходимо руководствоваться правилами, установленными специальными нормативными актами. Таковым является Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Согласно указанному нормативному акту, в случае возникновения спора стороны могут разрешить его путем переговоров. Если взаимное согласие достигнуто не было, то каждый вправе обратиться в суд.

Ссылка на основную публикацию