Механизм экстрадиции в уголовном праве России

Понятие и значение института экстрадиции в уголовном процессе.

Некоторые преступники покидают пределы той страны, в которой совершили преступление, надеясь таким образом избежать наказания. Чтобы привлечь такого преступника к ответственности, государству необходимо вернуть его в страну, для совершения следственных действий, проведения суда, вынесения приговора и приведения его в исполнение. Российская Федерация на сегодняшний день заключила более 300 международных договоров по оказанию правовой помощи.

Одной из разновидностей правовой помощи по уголовным делам является экстрадиция. Помимо экстрадиции правовая помощь другим государствам включается в себя: производство следственных, процессуальных и судебных действий, передачу осужденных для приведения приговора в действие, уголовное преследование.

В случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории Российской Федерации, его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до исполнения приговора.

Данное положение закреплено в статье 465 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) и отражает не только российскую, но и мировую договорную практику регламентации таких форм взаимного учета интересов запрашивающего и запрашиваемого государств, как отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время.

Исходя из смысла статьи, если иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории Российской Федерации, может быть принято решение о его выдаче с отсрочкой передачи этого лица запрашивающему государству до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до исполнения приговора.

Очевидно, что во многих случаях отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления. В такой ситуации запрашиваемое к выдаче лицо по обоснованной просьбе запрашивающего государства может быть выдано на время, необходимое для проведения соответствующих уголовно-процессуальных действий, но при наличии обязательства запрашивающего государства соблюдать условия, установленные Генеральной прокуратурой Российской Федерации или его заместителем, то есть лицами, уполномоченными выносить решение о выдаче.

Основным из таких условий является срок, на который временно выдается запрашиваемое к выдаче лицо. Указанная статья не содержит какого-либо ограничения такого срока. Однако в некоторых современных договорах установлен предельный срок, на который лицо может быть выдано на время: не позднее трех месяцев со дня выдачи с правом продления запрашиваемой стороной.

Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель могут по обоснованной просьбе запрашивающего государства и с учетом интересов уголовного преследования выданного лица, отбытия им наказания на территории России и других интересов продлить срок нахождения выданного на время лица в этом государстве.

Решение об отсрочке выдачи или выдаче лица на время выносится при соблюдении других условий, предусмотренных ст.ст. 462, 464 УПК РФ или соответствующим международным договором, и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 463 УПК РФ.

В соответствии со ст. 465 УПК РФ выдача иностранного гражданина правоохранительным органам другого государства для приведения в исполнение приговора может быть произведена после его привлечения к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

После отбытия иностранным гражданином назначенного российским судом наказания рассматривается вопрос о его передаче компетентным органам иностранного государства для приведения в исполнение приговора.

Механизм экстрадиции в уголовном праве России

Экстрадиция в уголовном праве

Экстрадиция в уголовном праве стала результатом понимания главами правительств разных стран потребности бороться совместно с нарастающей в мире преступной силой. Наличие потенциала скрыться от наказания на землях иного государства способно породить небывалый рост преступных деяний отдельными лицами против общества. Учитывая этот факт, политики пришли к выводу о необходимости задерживать и передавать для исполнения правосудия лиц, совершивших преступление на земле того государства, которое запросило выдать лицо, для отбывания им назначенного ему наказания. Данное правовое явление существует с древнейших времён, а в условиях растущей преступности получает всё большее распространение в отношениях между державами.

Право или обязанность?

Наруники

Преступники, совершившие незаконные действия на территории одной страны и надеющиеся скрыться от правосудия, покинув её, далеко не всегда могут рассчитывать на успех своего предприятия. Сегодня одной из форм взаимодействия между странами стал узаконенный правовыми документами институт выдачи преступника.

Институт экстрадиции охватывает только уголовные преступления.

Условия, по которым осуществляется экстрадиция между государствами, закреплены в специальных законодательных актах.

В зависимости от того, какие договоры и отношения существуют между странами, выдача преступных элементов другой стране может являться:

  • правом государства;
  • его прямой обязанностью.

Три руки

Обязанность осуществить экстрадицию – явление, не распространённое в мировой правовой практике.

Она может наступить только в результате заключения специального соглашения между державами, где будут прописаны условия, обязывающие выдать преступника. Наличие договора об экстрадиции — это ещё не гарантия того, что субъекта передадут для правосудия в другую страну. Только подтверждение всех перечисленных в документе фактов, необходимых для выдачи, делает её обязательной.

Преимущественно экстрадиция считается правом государства, коим можно при необходимости воспользоваться:

  • по своему усмотрению;
  • в согласии со своим внутренним законодательством.

Ни одно государство не может заставить другое выдать ему преступника, когда нет соответствия этим действиям во внутренних законах страны. Этим нюансом в мировом праве зачастую пользуются лица, скрывающиеся от правосудия.

Кого выдаёт Россия?

Российская Федерация является участницей:

  • большинства международных договоров, являющихся правовой основой выдачи нарушителей закона;
  • ряда двусторонних соглашений, предусматривающих экстрадицию.

Документы

Подобные документы обязывают страны сотрудничать при возникновении потребности выдачи людей, совершивших преступление.

Факт участия России в договорах о выдаче преступников, заключённых с несколькими державами либо между двумя сторонами, не лишает государство права самостоятельно решать, когда экстрадиция в уголовном процессе произойдёт, а когда нет. В УК и УПК РФ чётко оговорено, кто может быть выдан для преследования по уголовному обвинению или наказания по такому доказанному обвинению:

  1. Лица, имеющие гражданство иной страны и осуществившие злодеяние на местности другого государства.
  2. Апатрид (человек без подданства и гражданства), совершивший преступление вне страны, где он находится.

Российское законодательство не предусматривает экстрадицию в качестве преступника гражданина России. Это закреплено в Конституции государства и в 13-й статье Уголовного кодекса.

Согласно законам России, выдавать или передавать обвиняемых в преступлении разрешено:

  • в согласии с существующими договорами между РФ и иными странами;
  • на основании принципа взаимности, когда в схожей ситуации, запрашивающая преступника страна также выдаст нашему государству запрашиваемое лицо;
  • при условии обмена преступниками.

Все условия, делающие выдачу преступника законной, с точки зрения отечественного законодательства, должны быть исполнены обязательным образом.

Когда возможна экстрадиция?

Условия экстрадиции в уголовном праве разнятся в зависимости от законодательной базы держав. Однако некоторое единообразие можно всё же наблюдать.

Если правоохранительные органы выяснили, кто виновник преступления и где он скрывается, государство вправе выдвинуть запрос о его выдаче для свершения правосудия.

При этом запрос возможен только в случаях:

Парень

  1. Преступление зафиксировано в области державы, запросившей обвиняемого.
  2. Преступление осуществлено против этой страны, нанесло ей весомый ущерб, вред.
  3. Преступник наделён гражданством этой страны либо не имеет гражданских обязанностей ни перед какой страной.

Доказанность вышеперечисленного – обязательное условие для рассмотрения запроса и формулировки ответа на него.

Ознакомившись с запросом и определяя дальнейшее действия, государство, в котором находится нарушитель, обязательно учитывает:

  • существует ли в конкретной ситуации тождественность между характеристикой преступления;
  • какое наказание будет применено к преступнику, в стране, запросившей его для совершения правосудия.

Выдача преступника, с точки зрения Российского законодательства, может производиться только в случае, если в РФ указанное преступление также является уголовно наказуемым.

Кроме этого, выдача невозможно, если в запросившей субъекта стране за совершённое преступление назначается смертная казнь. Поскольку в России введён мораторий на смертный приговор, она не выдаёт лиц в том случае, если в другой стране им грозит подобное наказание.

Среди условий, соблюдение которых обязательно при экстрадировании субъекта, находятся также:

  1. Вина запрашиваемого лица основательно доказана.
  2. Если наказуемый сбежал из государства после вынесения приговора, к запросу необходимо приложить приговор, который вынесен государством страны-просителя.
  3. Документально оформленные заверения страны-просителя в том, что судится выдаваемый будет лишь за то деяние, какое указано в запросе.

При несоблюдении перечисленных формальностей запрос будет отклонён.

УПК РФ обозначает обязательность наличия также таких условий:

Тюрьма

  • преступление, совершённое преступником, наказывается сроком не менее одного года заключения под стражу;
  • вынесенный приговор представляет собой лишение свободы на время большее, чем 6 месяцев.

В других случаях вопрос об экстрадиции рассматриваться не будет.

Причины отказа

В целом ряде случаев государство может отказать в выдаче человека для осуществления правосудия над ним в государстве, запросившем его выдачу. Часть из них является международно-признанными. Другие вытекают из особенностей Российского законодательства.

Исключение составляют страны, вошедшие в Европейский союз. Между ними заключено соглашение о выдаче преступника вне зависимости от того, гражданином какой из стран союза он является. Этим подчёркивается открытость отношений между объединёнными в союз странами.

Кроме этого, в качестве международно-принятых причин отказа кратко можно назвать:

Судья

  • субъект не может быть осуждён за деяние, если прошли сроки давности;
  • ему выдвинуто частное обвинение;
  • субъект получил официальное убежище в той стране, где находится;
  • имеются законные причины, которые делают экстрадицию невозможной.

Законами России также предусмотрены частные случаи, когда страна отказывает в удовлетворении запроса об экстрадиции.

Это происходит в таких ситуациях:

  1. Если выдача преступника может повлечь за собой угрозу безопасности РФ.
  2. Если есть подозрения, что выдаваемое лицо будет подвергаться пыткам или будет унижено его достоинство.
  3. Если совершённое лицом преступление должно изучаться военным, а не уголовным правом.
  4. Если преступление признано политическим.
  5. Если запрашиваемое лицо преследуется в запрашивающем государстве по политическим, расовым, национальным или другим подобным причинам. При этом не играет роли: даёт ли РФ данному гражданину убежище или нет.
  6. Если есть вероятность того, что преступник будет преследоваться, кроме указанного преступления по расовым, религиозным, политическим мотивам.
  7. Если в РФ уже ведётся судопроизводство над данным лицом за то же самое преступление либо уже вынесен приговор и преступник отбывает наказание.

В этих случаях лицо не будет экстрадировано. Но это не означает, что оно вовсе избежит правосудия. Суд будет осуществляться по российским законам.

Кроме того, законодательство Российской Федерации предусматривает ещё два варианта экстрадиции:

Решетка

  1. Экстрадиция на определённое время (если над лицом ведётся следствие в РФ или оно отбывает наказание, а за это время может истечь срок давности по тому обвинению, из-за которого запрашивается его выдача).
  2. Отсрочка в экстрадиции (когда запрашиваемый субъект должен отбыть наказание в РФ за какое-либо преступление, и лишь затем он будет выдан для последующего суда).

То есть в борьбе с мировой преступностью РФ занимает такую позицию, при которой стремится к позитивному сотрудничеству с другими государствами, стремясь при этом не ущемить интересы России в соблюдении норм права.

В большинстве случаев в выдаче отказывают, если преступник является гражданином той страны, где он пытается скрыться от правосудия.

Механизм экстрадиции

Картина экстрадиции представляет собой цепь событий, в которых важную роль играет письменное оформление всех стадий процесса.

Она выглядит следующим образом:

Документ

  1. Передача сведений от государства-инициатора о том, что некое лицо разыскивается в связи с уголовным преследованием и есть основания полагать, что оно находится на территории запрашиваемой страны.
  2. В РФ организуется поиск и задержание субъекта запроса, и сообщение о выполнении задержания в страну, приславшую запрос.
  3. Получив уведомление о задержании искомого лица, страна направляет официальное подтверждение, что лицо ещё разыскивается и подозрение в его виновности не снято, и ходатайствует о заключении лица и содержании его под стражей до момента оформления запроса о выдаче и положительного решения данного вопроса.
  4. Дело передаётся в местную прокуратуру, куда пересылается и задержанный.
  5. Прокуратура действует согласно указаниям Генеральной прокуратуры. Для арестованного следует заключение под стражу, а правоохранительными органами выясняются обстоятельства, связанные с возможной экстрадицией.
  6. Инициатору розыска и ареста преступника даётся 40 дней на передачу запроса о выдаче преступного элемента. Если не поступил соответствующий запрос, то задержанный оказывается на свободе. В противном случае срок его заключения продлевается на установленный уголовно-процессуальным кодексом срок.
  7. В течение срока, когда подозреваемый находится под арестом, правоохранительные органы обязаны провести проверку на возможность экстрадиции данного лица.
  8. Если проверка подтверждает возможность и законность выдачи, подписывается соответствующий документ, о подписании которого обязательно должен быть извещён субъект, ожидающий экстрадиции.
  9. Если у государства имеются основания для отказа в выдаче, задержанный отпускается из-под стражи.

Механизм подготовки выдачи чётко проработан и требует обязательного соблюдения всех формальностей, поскольку в международном праве страны стремятся избегать каких-либо неточностей в порядке осуществления многосторонних соглашений.

Принятие решения об экстрадиции и его обжалование

Интерпол

Когда вина преступника доказана и удовлетворены все условия, необходимые для реализации экстрадиции, решение о её назначении в России принимается генеральным прокурором либо лицом, исполняющим обязанности его заместителя.

О принятии решения о выдаче лица иностранному государству в обязательном порядке информируется субъект экстрадиции. При этом ему должны быть разъяснены все его права. В том числе и право обжаловать данное решение генпрокурора России.

Обжалование решения об экстрадиции в российском уголовном законодательстве предусмотрено четыреста шестьдесят третьей статьёй уголовно-процессуального кодекса.

Подать жалобу на подобное решение можно в течение десяти дней после его вступление в силу, которое происходит также через десять дней после принятия решения генеральным прокурором или его замом.

В случае поступления жалобы в судебную инстанцию не позднее чем в тридцатидневный срок предоставляются все материалы и доказательства по делу. На основании этих документов выносится одно из двух возможных решений:

  • оставить решение в силе, а жалобу не удовлетворять;
  • жалобу считать обоснованной, а прежнее решение прокурора отменить.

Когда решение остаётся в силе, начинается процедура передачи преступника органами РФ органам иностранного государства.

Когда решение об экстрадиции считается отменённым, задержанный субъект далеко не всегда получает свободу. Отказ в выдаче вовсе не означает, что лицо признано невиновным. Возможно наличие условий, препятствующих выдаче, хотя вина преступника очевидна и доказана.

В такой ситуации согласно Конституции России, а также отдельным пунктам международных соглашений судопроизводство происходит по российским законам. В соответствии с ними назначается и наказание, и отбывать его обвиняемому предстоит также на территории нашей страны.

Мировые тенденции

Большинство развитых государств прекрасно осознают угрозу спокойствию жителей планеты от распространяющейся преступности.

На сегодняшний день можно говорить о том, что институт экстрадиции стремится к максимальному упрощению, чтобы преступление наказывалось по всей строгости закона страны, где оно совершено.

Кроме того, постепенно упрощается и документально-оформительская работа при проведении процедуры экстрадиции.

Выдача обнаруженного преступника какому-либо другому государству осознаётся как одно из средств противостояния распространению беззаконных деяний.

Всё это обусловлено:

  • развитием теории о необходимости международного сотрудничества;
  • стремлением погасить вспышки преступности.

Всё большее количество преступлений утрачивает статус политических, то есть таких, при которых невозможна выдача преступников, поскольку их результатом являются многочисленные жертвы.

Деньги

Однако отдельные государства, находясь на стадии развития и нуждающиеся в притоке капитала, закрывают глаза на незаконное происхождение денежной массы и отказываются от выдачи преступников. Происходит это даже при доказанности вины последнего. При этом такие страны уклоняются от подписания соответствующих договоров и соглашений. Подобное поведение решительно препятствует борьбе с преступными элементами и порождает возможность скрыться от правосудия.

Проблема распространения экстрадиции является на сегодня весьма актуальной.

Выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция)

В статье 13 УК РФ впервые нашел выражение международный принцип о выдаче преступников. До этого российским уголовным законодательством вопросы о выдаче преступников не регулировались.

Выдача лиц является одним из самых распространенных видов международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Под выдачей преступников (или экстрадицией) в международном и уголовном праве понимается передача лица, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении последнего обвинительного приговора.

В международной практике получило признание правило, в соответствии с которым правовым основанием выдачи являются международные договоры о выдаче или правовой помощи по уголовным делам либо конвенции по борьбе с конкретными видами преступлений, а также национальное законодательство.

Указанные договоры носят много- или двусторонний характер. Россия как участница международных конвенций о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, двусторонних договоров, а также как правопреемница по договорам, заключенным СССР, связана взаимными обязательствами по выдаче обвиняемых.

В договорах предусмотрены основания выдачи, исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих выдачу, подробные указания о составлении требований о выдаче, правила задержания подлежащих выдаче лиц, отсрочка выдачи и выдача на время, порядок передачи выдаваемых лиц и пределы их уголовного преследования после выдачи и другие вопросы.

При отсутствии международного договора государство может осуществить выдачу лица на основе принципа взаимности. Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача (ч.2 ст.462 УПК РФ).

В части 2 ст. 13 УК РФ сформулировано правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

По сложившейся международной практике государство требует выдачи преступника в тех случаях, когда преступление совершено на территории этого государства, преступник является гражданином или подданным этого государства, преступление совершено против интересов государства, требующего выдачи, или интересов ее гражданина. Если преступления совершены на территории ряда стран или затрагивают интересы нескольких государств, вопрос о выдаче решается на основе международных договоров, норм международного права. При этом лицо, совершившее преступление, вне зависимости от страны привлечения к уголовной ответственности должно нести ответственность за все совершенные им преступления.

Выдача преступника требует соблюдения ряда условий.

Прежде всего, обязателен принцип двойной криминальности, т.е. деяние должно быть признано преступлением по законам обеих стран. При этом для осуществления экстрадиции не требуется совпадения наименования деяния. Достаточно, чтобы действия, признаваемые преступлением в запрашивающем государстве, квалифицировались как преступление и в запрашиваемом государстве.

Другим не менее важным условием является то, что выдача возможна только в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающего и запрашиваемого государств лишением свободы на срок не менее одного года.

Следующим условием выдачи выступает осуждение лица за совершенное деяние к лишению свободы на определенный взаимосогласованный срок. В соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством для осуществления выдачи для исполнения приговора лицо должно бытьосуждено на срок не менее шести месяцев лишения свободы или к более тяжкому наказанию.

Некоторые договоры определяют более высокий минимальный срок лишения свободы, к которому осуждены или могут быть осуждены лица, подлежащие выдаче. Например, Договором между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией о выдаче 2002 г. выдача для приведения приговора в исполнение имеет место, если срок не отбытого наказания в виде лишения свободы составляет не менее одного года (ст. 2).

Выдача осуществляется по соответствующему запросу, составленному в соответствии с требованиями международных договоров и национального законодательства.

В выдаче лица может быть отказано, если он является гражданином Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 61 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Это конституционное положение конкретизируется в ч. 1 ст. 13 УК РФ следующим образом: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству».

Однако это не означает, что виновный не понесет соответствующего наказания: государство, гражданином которого является лицо, может привлечь виновного к уголовной ответственности в соответствии с внутренним законодательством.

При решении вопроса о выдаче лица с двойным гражданством исходить следует из общепризнанной нормы, согласно которой лицо, имеющее гражданство нескольких государств, может рассматриваться каждым из государств, гражданством которого оно обладает, в качестве своего гражданина. В такой ситуации решение вопроса о выдаче лица – гражданина страны пребывания будет зависеть от внутригосударственного подхода к экстрадиции собственных граждан.

Выдаче не подлежат лица, которым страна пребывания предоставляет право убежища. Такое право в основном предоставляется лицам, преследуемым в своем государстве по мотивам расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям со стороны своего государства или государства, являющегося местом его жительства. Лица, совершившие так называемые общеуголовные преступления, правом убежища не пользуются и подлежат выдаче иностранному государству.

Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации».

В ч. 2 ст. 13 УК РФ содержится лишь предписание, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

Вопросы предоставления политического убежища регламентируются Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746.

В выдаче может быть отказано и в случае, когда в соответствии с законодательством запрашиваемого государства уголовное преследование не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности. Наряду с этим в ряде случаев истечение сроков давности не может являться основанием для отказа в выдаче. Это относится, прежде всего, к преступлениям против человечности и военным преступлениям.

Нормы международного права содержат также ограничения, относящиеся к уголовному преследованию выданного лица. В частности, такое лицо, как правило, не подвергается уголовному преследованию, не может быть осуждено или задержано в целях исполнения приговора или постановления об аресте за любое преступление, совершенное до его передачи, кроме преступления, в связи с которым оно было выдано.

За исключением отдельных случаев, как правило, запрашиваемая сторона требует также предоставления гарантий того, что без ее согласия выданное лицо не будет передано третьему государству. Таким образом, нормы международного права предоставляют весьма существенные гарантии соблюдения прав и законных интересов выдаваемого лица.

В соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. выдача не производится, если в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемой стороны за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу. Это правило относится и к ситуациям, когда окончательное решение было вынесено в третьем государстве (Принцип Ne bis in idem).

Выдача также не производится, если преступление по законодательству договаривающихся государств, преследуется в порядке частного обвинения.Производство по делам частного обвинения предполагает осуществление функции обвинения частным лицом – потерпевшим. Отказывая, таким образом, своим правоохранительным органам в осуществлении процессуальной деятельности по изобличению обвиняемого, государство, соответственно, отказывается и от его выдачи для уголовного преследования другим государством.

Одним из обстоятельств, предопределяющих возможный отказ в выдаче лица, является возможность егоосуждения к смертной казни по законодательству запрашивающего государства. Так, в соответствии со ст. 11 Европейской конвенции о выдаче 1957 г., если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей стороны и за то же преступление смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемой стороны или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающая сторона не предоставит достаточных гарантий о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение.

Еще одним ограничением для выдачи лиц является право экстрадируемого не подвергаться пыткам и другому жестокому, бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Данное право обеспечивается Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказания 1984 г.

Возможен также отказ в выдаче по соображениям гуманности, а именно, наличие серьезных оснований полагать, что в процессе уголовного преследования лицу не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. В частности, право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, право на защиту от предъявленного обвинения и др.

Что такое экстрадиция? Разъясняет аппарат прокуратуры Свердловской области

Разъясняет прокурор отдела по надзору за оперативно-розыскной деятельностью управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области М.М. Гладских.

Экстрадиция – передача одним государством другому (по запросу последнего) лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо осужденного преступника.

Вопросы выдачи (экстрадиции) лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора регламентированы Европейской конвенцией о выдаче от 13 декабря 1957 года, дополнительным протоколом к Европейской конвенции о выдаче от 15 октября 1975 года, вторым дополнительным протоколом к Европейской конвенции о выдаче от 17 марта 1978 года, Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, иными нормами международного и российского права, регулирующих вопросы выдачи лиц для уголовного преследования.

Экстрадиции подлежат лица, находящиеся в межгосударственном (федеральном) или международном розыске за совершение деяний, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой – договаривающихся сторон являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.

Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.

Выдача лица может быть произведена в случаях:

если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

В 1 квартале 2018 года правоохранительными органами на территории Свердловской области установлено (задержано) 15 лиц, разыскиваемых правоохранительными органами иностранных государств, с целью привлечения к уголовной ответственности либо исполнения назначенного судом наказания. Подавляющее большинство лиц указанной категории разыскивалось правоохранительными органами стран бывшего Советского Союза (преимущественно Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Армения).

По результатам рассмотрения материалов о выдаче разыскиваемых, установленных на территории Свердловской области в 1 квартале 2018 года, Генеральной прокуратурой Российской Федерации решения о выдаче правоохранительным органам иностранных государств для привлечения к уголовной ответственности либо исполнения приговора суда приняты в отношении 3 разыскиваемых, 2 лица переданы сотрудниками ФКУ СИЗО № 1 г.Екатеринбурга ГУФСИН России по Свердловской области представителям правоохранительных органов иностранных государств для осуществления уголовного преследования.

В исправительных учреждениях Свердловской области по приговору российского суда отбывает наказание 19 осужденных, находящихся в розыске за иностранными государствами. Контроль за исполнением приговоров российских судов в отношении указанных осужденных осуществляют прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Основные положения об экстрадиции: понятие, виды, страны без экстрадиции

экстрадиция

Стремясь скрыться от наказания, гражданин страны может использовать возможность нелегальной эмиграции на территорию государства, находящегося в политической конфронтации с родиной правонарушителя.

Однако правительство в «новом доме» далеко не всегда решает встать на сторону беглеца.

О том, что это такое экстрадиция, из каких стран нет экстрадиции в Россию вы узнаете в данной статье.

Понятие экстрадиции

Экстрадиция представляет собой официально организованную выдачу лица одним государством другому, на основании признания виновным выдаваемого преступника, совершившего преступление закона на территории страны, запросившей экстрадицию.

По субъектному основанию различают следующие виды экстрадиции:

  • лица, являющегося гражданином РФ;
  • подданного другого государства;
  • лица без гражданства;
  • лица с двумя или более гражданствами.

Классификация с учетом цели процедуры:

  • необходимость осуществить уголовное преследование;
  • необходимость отправления правосудия;
  • необходимость исполнить приговор.

Классификация с учетом обязанностей, прав сторон, договаривающихся о проведении процедуры выдачи:

  • по запросу РФ из другого государства в соответствующее ведомство России;
  • по запросу любого государства к РФ.

Принцип экстрадиции

Решая судьбу лица, относительно которого поставлен вопрос о передаче, государство в лице компетентных органов:

  • стремится к первоочередному соблюдению собственных законов, обеспечивающих спокойствие внутри страны, а не порядок в другом государстве;
  • придерживается позиции, что подданных можно привлекать к уголовной ответственности только согласно кодексу их страны проживания;
  • не считает правомерным наказывать за содеянное вне своих территориальных границ;
  • ориентируется на свою обязанность защищать собственных граждан;
  • противится выдаче своих граждан, так как это станет действием, ослабляющим политическую независимость страны.

Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции?

Запрос о выдаче рассматривает Генпрокурор РФ, а для разрешения требуется согласование с МИД.

Порядок исполнения

Общие положения:

  • Инициатор выдачи занимается сбором пакета документов, подтверждающих, что процедура экстрадиции лица обоснована (ст. 58 Минской конвенции), не нарушит принципов, правил процедуры.
  • Запрашиваемая сторона изучает правомерность предложения о выдаче.
  • В случае одобрения выдачи, проводят согласование условий проведения процесса (определяют дату, время, круг лиц для выполнения конвоирования).

Условия экстрадиции преступника

Экстрадиция преступника это выдача преступника одним государством другому, которая производится в случае:

  • Наличия двухстороннего договора между РФ и страной заявителем/ответчиком об экстрадиции (при этом условия конкретного процесса должны соответствовать прочим условиям выдачи лиц по запросу).
  • Отсутствия у лица российского гражданства (подданные РФ, совершившие в другой стране уголовное преступление, находящиеся в момент запроса об экстрадиции на территории России, выдаче не подлежат — ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, ч. 1 ст. 13 УК).
  • Наличия доказательств, что преступник совершил уголовное преступление (политические (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ), административные, гражданские провинности не являются условиями для инициации экстрадиции).
  • Наличия у преступника подданства страны, запросившей выдачу.
  • Отсутствия упомянутых выше факторов и классификации совершенного преступления, как повлекшего нанесение вреда стране, запросившей выдачу.
  • Тождественности оценок совершенного правонарушения в стране выдающей и запрашивающей выдачу (правонарушение должно считаться таковым не только в стране, требующей экстрадиции, но и в РФ).
  • Предоставления гарантий неприменения к преступнику пыток, унижающих процедур, смертной казни.
  • Предоставления гарантий о содержании обвиненного и осужденного в условиях, не унижающих его человеческого достоинства, не способствующих ухудшению здоровья.

Выдача своих граждан

Не проводится, так как это противоречит Конституции, УК РФ (ч. 1 ст. 61 и ч. 1 ст. 13 УК соответственно).

ВАЖНО! Лица, официально являющиеся подданными двух государств, одно из которых РФ, автоматически попадают в категорию лиц, передача которых не осуществляется.

Запрос об экстрадиции преступника

Соблюдение правил подачи запроса, гарантирует положительный исход дела, если выдача лица не будет противоречить принципам и условиям, делающих невозможным удовлетворение просьбы.

Как правильно сделать?

В запросе обязательно должны присутствовать следующие сведения:

  • полное наименование, адрес учреждения, составившего запрос;
  • полные личные данные лица, о выдаче которого ходатайствует запрашивающий (необходимо перечислить время рождения, сведения о гражданстве, фактическом месте проживания, прочие данные для облегчения идентификации, фото);
  • перечисление причин, приведших к необходимости инициации выдачи, упоминание нарушенных статей закона, документы, подтверждающие правонарушение и размер ущерба;
  • документация с фактами о времени официального вынесения приговора (заверенные копии).

Куда нужно обращаться?

Основания для отказа в экстрадиции

Основные причины для отказа в выдаче:

  1. Нарушение регламента подачи запроса.
  2. Отсутствие базы доказательств вины человека.
  3. Лицо не является подданным государства, запросившего выдачу.
  4. Экстрадиция станет нарушением перечня условий, запрещающих выдачу (см. п. Условия выдачи преступника).

Пример экстрадиции

В июне 2012 года Израиль удовлетворил запрос со стороны РФ об высылке гражданина России Леонида Сухих, нанесшего умышленные тяжелые физические увечья свой жене в ходе бытовой ссоры, случившейся в декабре 2004 года.

Опасаясь возмездия, Сухих скрылся от представителей правоохранительных структур. Уклонение от ответственности стало причиной инициации федерального розыска (март 2005 года), а затем и международного (ноябрь 2009).

После рассмотрения запроса и выяснения обстоятельств дела, соответствующие службы Израиля приняли решение об удовлетворении запроса. К процессу передачи преступника были подключены представители российского Интерпола и ФСИН России.

Страны где нет экстрадиции

Частично страны Азии и Америки с низким уровнем развития (решения принимают ситуативно).

Список стран без экстрадиции в Россию

Рассмотрим подробнее в каких странах нет экстрадиции в Россию?

России запросы о выдаче бессмысленно подавать, если правонарушитель является подданным:

  • Америки.
  • Японии.
  • Украины.
  • Белоруссии.
  • Китая.
  • Польши.
  • Великобритании.
  • Швеции.

Экстрадиция из России в Украину

Выдача лиц, совершивших преступление, возможна в случае, когда правонарушитель является:

  • подданным Украины;
  • лицом, не просившим у РФ политического убежища;
  • запрашивающий имеет пакет неопровержимых доказательств, указывающих на вину лица;
  • при подаче запроса были соблюдены формальности;
  • выдача гражданина не противоречит условиям экстрадиции.

Экстрадиция в России есть или нет?

Есть. РФ активно участвует в процессах возвращения преступников в страну, где те совершили преступления, если это не противоречит Минским конвенциям и условиям для экстрадиции.

Преступникам не всегда удается избегать правового возмездия из страны проживания, если получается сбежать в другое государство.

При запросе об экстрадиции, вопрос будут решать с учетом целого ряда факторов.

Есть ли экстрадиция в уголовном праве России

В попытках избежать наказания, преступник может воспользоваться возможностью скрыться, эмигрировав в страну, находящуюся в политической конфронтации со страной, где он совершил само преступление.

Но, в некоторых развитых государствах существует такое понятие в уголовном праве, как экстрадиция. О том, что же это означает и в каких странах этой экстрадиции пока ещё нет, вы узнаете, прочитав нашу статью.

Что такое экстрадиция

Экстрадиция является одной из форм сотрудничества на международном уровне между государствами, помогающая им бороться с преступностью. Простыми словами, это арест и последующая передача (по запросу) преступника или подозреваемого в совершении преступного деяния одним государством какому-либо другому. В случае США экстрадиция существует и между самими штатами этой страны.

В наше время у Российской Федерации есть порядка трёхсот международных договоров о юридической взаимопомощи с другими государствами. И как раз одним из этих соглашения и является экстрадиция. Помимо этого, в помощь входят следующие меры:

  • следственные досудебные расследования; ; в отношении преступников;
  • передача их с целью вынесения приговора.

В каких странах нет экстрадиции

Есть ли экстрадиция в уголовном праве России

Давайте посмотрим, в каких же странах экстрадиции в Россию пока ещё нет. Итак, когда лицо является подданным нижеперечисленных государств, России бессмысленно подавать запросы другому государству о выдачи какого-либо преступника гражданина:

  • Швеции;
  • Великобритании;
  • Америки;
  • Белоруссии;
  • Китая;
  • Украины;
  • Японии;
  • Польши.

Особенности экстрадиции

Стоит отметить, что особенностью экстрадиции является то, что она распространяется только на уголовников, то есть, людей, совершивших преступления, за которые предусмотрена исключительно уголовная ответственность. И для самой экстрадиции не имеют значения преступные деяния, связанные с гражданским либо административным видом ответственности.

Процедуру выдачи преступников нашему государству лёгкой не назовешь. Данную ситуацию усложняет очень низкий уровень доверия к нашему правосудию.

Западные страны чаще остальных стран во всём видят исключительно политический контекст и ставят под сомнение достоверность предоставляемых им фактов, если речь идёт о нашей стране. Такая картина имеет место быть даже в случае очевидности вины запрашиваемого преступника. Вот так, из-за недостаточного уровня доверия между странами, в экстрадиции может быть отказано.

Но, когда преступление и доказательства достаточно серьёзные, и государствами заключено соответствующее соглашение, то в этой ситуации другая сторона не имеет права отказать в выдаче беглеца. В общем, это всё, что касается особенностей обмена преступниками, совершившими уголовно-наказуемые деяния, между разными государствами.

Экстрадиция в РФ

Согласно нормам, прописанным в ст. 13 УК России, граждане этой страны, совершив преступление на территории другой какой-либо страны, не подлежат выдаче этой стране. Но данное положение не отменяет уголовной ответственности и соответствующего ей наказания. По ст. 12 УК РФ данный гражданин подвергнется наказанию в соответствии с законодательством нашей страны.

Есть ли экстрадиция в уголовном праве России

В 13-ой статье УК РФ также прописано, что выдача касается только преступников, не имеющих определенного гражданства либо иностранных граждан, преступивших закон за пределами территории Российской Федерации, но пребывающих в РФ на момент запроса об экстрадиции.

Как мы видим, наше государство пока лишь частично приняло такой институт, как экстрадиция. Это основное отличие в этом плане России от стран, входящих в Евросоюз, между которыми действует взаимная обязанность по выдаче преступников.

Условия экстрадиции

Выдача преступников является правом, но не обязанностью государства. Обязанностью же она может стать только, если есть двусторонний договор о взаимной правовой помощи в уголовных делах. Экстрадиция осуществляется в отношении преступлений, определённых самим договором, в котором также прописаны все их критерии.

По традиции должно соблюдаться правило, называемое «двойной подсудностью». Иными словами, преступное деяние, из-за которого и запрашивается экстрадиция, должно признаваться таковым законодательствами обеих стран: запрашиваемой и запрашивающей.

Помимо этого, в соглашении прописываются условия, позволяющие отказать в выдаче преступника. К таковым, в основном, относятся обоснованные сомнения правительства запрашиваемой страны в том, что преследование происходит исключительно по мотивам политического характера.

Также могут отказать в выдаче, например, в том случае, если преступник после этого может быть казнён или же подвергнут каким-либо пыткам и неприемлемым унижениям.

Есть ли экстрадиция в уголовном праве России

Полный список причин для отказа мы приведём чуть позже, в отдельном пункте данной статьи. А пока перечислим все условия, которые должны быть соблюдены в случае экстрадиции при участии, непосредственно, нашей страны:

  1. Наличие двухстороннего соглашения между Россией и иной страной об экстрадиции.
  2. Отсутствие гражданства РФ у лица, которое просят выдать. Подданные нашей страны, которые совершили уголовно наказуемое деяние в другой стране, но в момент запроса о выдачи находятся на территории РФ, выдаче подлежать не будут (ч. 1 ст. 13 УК ст. 61 ч.1 Конституции РФ).
  3. Наличие у преступника гражданства запросившей его экстрадицию страны. В случае наличия у него двойного гражданства могут возникнуть определённые сложности. В качестве примера можно вспомнить случай экстрадиции в прошлом году из Минского СИЗО блогера с российско-израильским гражданством.
  4. Наличие неоспоримой доказательной базы того, что данное лицо совершило уголовное деяние, в котором его обвиняют.
  5. Преступление, в котором данное лицо обвиняется также должно быть уголовно наказуемым деянием, согласно законам обоих государств.
  6. За данное преступное деяние должна предусматриваться мера наказания в виде лишения свободы не менее, чем на год, а для того, чтобы приговор был исполнен – преступника должны лишить свободы не менее чем на полгода.
  7. Со стороны другого государства должны быть гарантии того, что выдаваемое лицо будет преследоваться исключительно за указанный в запросе вид совершённого преступления и сможет покинуть территорию данного государства по завершению уголовно-процессуальных действий, и не будет передаваться никакому третьему государству.
  8. Должны быть также и гарантии того, что к преступнику не будут применяться пытки, какие-либо унижающие процедуры или же смертная казнь.
  9. Представитель государства, которое запрашивает выдачу преступника, имеет неопровержимые доказательства, указывающие на вину данного лица.

Отказы

Основными причинами для отказа в выдаче могут быть:

  1. Отсутствие доказательной базы виновности данного человека.
  2. Нарушение установленного регламента подачи самого запроса о выдачи.
  3. Лицо, выдачу которого запрашивают, не является подданным государства, которое это запрос подаёт.
  4. Экстрадиция нарушает условия, рассмотренные нами в отдельном пункте.

Для передачи лица властям другого государства необходимо наличие решения Генеральной прокуратуры. И лишь в этом случае международная экстрадиция возможна.

Как принимается решение

Когда доказана вина и все условия экстрадиции соблюдены, принимается решение о выдаче. В нашей стране такое решение принимает, главным образом, генеральный прокурор либо же иное лицо, исполняющее обязанности его заместителя.

О том, что решение об экстрадиции принято, в обязательном порядке, сообщается субъекту выдачи. Также ему в этот момент разъясняются его права, включая право на обжалование данного определения генерального прокурора Российской Федерации.

Обжалование

Согласно ст. 463 уголовно-процессуального кодекса РФ, решение об экстрадиции подлежит обжалованию. Подать жалобу можно через 10 дней с момента принятия данного решения о выдачи ген. прокурором либо же его заместителем.

Есть ли экстрадиция в уголовном праве России

Когда подобная жалоба поступает непосредственно в судебную инстанцию, то в течение одного месяца необходимо предоставить все возможные доказательства и абсолютно все необходимые материалы по данному вопросу.

И уже основываясь на предоставленную информацию и документацию и выносят одно из двух следующих определений:

  1. Жалоба признаётся обоснованной, а прежнее решение генпрокурора аннулируется.
  2. Принятое ранее прокурором решение остаётся в силе, а жалоба не удовлетворяется. В этом случае начинается процедура экстрадиции лица, совершившего преступление, органам власти России соответствующим органам другой страны.

Ну а что касается первого случая, когда определение об экстрадиции отменяется, преступника освобождают далеко не всегда. Отказ совсем не означает, что его вдруг признали невиновным. Возможно, в ходе самого судебного разбирательства были обнаружены какие-то условия, препятствующие этой выдаче, в то время как виновность самого человека очевидна и вполне доказана.

И в этом случае, судебное делопроизводство будет проходить по законам РФ и наказание будет назначено также в соответствии с этими законами. Ну и само собой, отбывать своё наказание преступник также будет на территории Российской Федерации. Об этом прописано в Конституции нашей страны, а также в отдельных пунктах различных международных соглашений.

Процедура экстрадиции

Как мы уже говорили ранее, для осуществления экстрадиции, для начала необходимо, чтобы между самими государствами было соответствующее двустороннее соглашение. Но, помимо этого есть еще и порядок о выдачи преступника или же только подозреваемого правоохранительным органам другой страны. Рассмотрим весь процесс пошагово:

  1. Подаётся запрос другому государству. На его рассмотрение отведено около сорока дней с момента произведённого задержания подозреваемого лица.
  2. Производится экстрадиция, но пока только в местную прокуратуру либо другую предназначенную для этого структуру. Именно там и будет выбираться мера наказания в будущем.
  3. На этом шаге сторона, передающая подозреваемого, проверяет все основания, способные разрешить либо запретить осуществление данной процедуры.
  4. После первых трёх шагов, принимается определение удовлетворить или отклонить заявку на выдачу.
  5. В случае разрешения экстрадиции, это определение закрепляется специальным постановлением.
  6. И только теперь обвиняемого человека ставят в известность об экстрадиции. Как мы уже говорили ранее, у него также есть возможность обжалования этого решения в течение десятидневного срока.
  7. В том случае, если запрос об экстрадиции отклонён, встречная сторона также может подать кассационную жалобу в течение одной недели.

Заключение

Из этой статьи вы узнали об условиях и специфики процесса экстрадиции. Но, стоит отметить, что в наше время далеко не все государства в достаточной степени доверяют друг другу. И по этой причине, сам институт экстрадиции развит пока не в полной мере. Но, учёные умы и аналитики уверяют, что такая нехорошая тенденция будет сломлена уже в обозримом будущем, в силу постоянного роста преступности международного масштаба.

Ссылка на основную публикацию