Закон о жилищно коммунальных услугах РФ

Основы защиты прав потребителей

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Отношения с участием потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства регулируются рядом нормативных правовых документов:

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ);

Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»;

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”;

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491 “Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность”;

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N124 “О Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами”;

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N253 “О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг”.

Участниками жилищных отношений согласно ч. 2 ст. 4 ЖК РФ являются граждане, юридические лица, Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Коммунальные услуги– осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Потребитель – собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги

Исполнитель – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества

При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (управляющей компании).

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.

Потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о себе (фамилию, имя и отчество), а также номер, заявки и время ее регистрации.

На основании составленного акта должен быть перерасчитан размер оплаты коммунальных услуг за указанный период времени.

Датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:

дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов;

дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы;

дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;

дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг.

Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

неполной оплаты потребителем коммунальной услуги – через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;

проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, – через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение – с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий – с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения – с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, – с момента выявления нарушения;

получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ!

Температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах – +20 °C).

  1. холодная и горячая вода: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии 24 часа подряд;
  2. электроснабжение: 2 часа – при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа – при наличии 1 источника питания;
  3. отопление: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C; не более 8 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C; не более 4 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C;
  4. газоснабжение: – не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
  5. водоотведения: допустимая продолжительность перерыва водоотведения: не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии).

Перерасчет оплаты коммунальных услуг в вышеуказанные перерывы не производится.

Закон о жилищно коммунальных услугах РФ

Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года

(В редакции федеральных законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 29.12.2006 № 250-ФЗ, от 29.12.2006 № 251-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 24.04.2008 № 49-ФЗ, от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 03.06.2009 № 121-ФЗ, от 27.09.2009 № 228-ФЗ, от 23.11.2009 № 261-ФЗ, от 17.12.2009 № 316-ФЗ, от 04.05.2010 № 70-ФЗ, от 27.07.2010 № 237-ФЗ, от 30.11.2010 № 328-ФЗ, от 04.06.2011 № 123-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 30.11.2011 № 349-ФЗ, от 03.12.2011 № 383-ФЗ, от 06.12.2011 № 395-ФЗ, от 06.12.2011 № 401-ФЗ, от 07.12.2011 № 417-ФЗ, от 29.02.2012 № 15-ФЗ, от 01.04.2012 № 26-ФЗ, от 05.06.2012 № 55-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 29.06.2012 № 96-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 25.12.2012 № 271-ФЗ, от 05.04.2013 № 38-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 28.12.2013 № 417-ФЗ, от 04.06.2014 № 152-ФЗ, от 28.06.2014 № 182-ФЗ, от 28.06.2014 № 200-ФЗ, от 21.07.2014 № 217-ФЗ, от 21.07.2014 № 255-ФЗ, от 21.07.2014 № 263-ФЗ, от 01.12.2014 № 419-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 29.12.2014 № 485-ФЗ, от 31.12.2014 № 499-ФЗ, от 29.06.2015 № 176-ФЗ, от 13.07.2015 № 236-ФЗ, от 03.11.2015 № 307-ФЗ, от 28.11.2015 № 358-ФЗ, от 29.12.2015 № 399-ФЗ, от 29.12.2015 № 404-ФЗ, от 31.01.2016 № 7-ФЗ, от 02.06.2016 № 175-ФЗ, от 03.07.2016 № 267-ФЗ, от 03.07.2016 № 304-ФЗ, от 03.07.2016 № 355-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ, от 03.07.2016 № 372-ФЗ, от 06.07.2016 № 374-ФЗ, от 28.12.2016 № 469-ФЗ, от 28.12.2016 № 498-ФЗ, от 01.07.2017 № 149-ФЗ, от 29.07.2017 № 217-ФЗ, от 29.07.2017 № 257-ФЗ, от 29.07.2017 № 258-ФЗ, от 29.07.2017 № 279-ФЗ, от 20.12.2017 № 399-ФЗ, от 20.12.2017 № 416-ФЗ, от 29.12.2017 № 462-ФЗ, от 31.12.2017 № 485-ФЗ, от 31.12.2017 № 488-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 03.04.2018 № 59-ФЗ, от 04.06.2018 № 134-ФЗ, от 29.07.2018 № 226-ФЗ, от 29.07.2018 № 267-ФЗ, от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 03.08.2018 № 341-ФЗ, от 28.11.2018 № 434-ФЗ, от 28.11.2018 № 435-ФЗ, от 28.11.2018 № 442-ФЗ, от 28.11.2018 № 451-ФЗ, от 25.12.2018 № 478-ФЗ, от 25.12.2018 № 482-ФЗ, от 27.12.2018 № 522-ФЗ, от 27.12.2018 № 558-ФЗ, от 22.01.2019 № 1-ФЗ, от 15.04.2019 № 59-ФЗ, от 15.04.2019 № 60-ФЗ, от 29.05.2019 № 116-ФЗ, от 26.07.2019 № 214-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ, от 02.12.2019 № 390-ФЗ, от 02.12.2019 № 391-ФЗ, от 27.12.2019 № 473-ФЗ, от 27.12.2019 № 478-ФЗ, от 28.01.2022 № 4-ФЗ, от 06.02.2022 № 13-ФЗ, от 24.04.2022 № 128-ФЗ, от 25.05.2022 № 156-ФЗ, от 31.07.2022 № 277-ФЗ, от 31.07.2022 № 287-ФЗ, от 27.10.2022 № 351-ФЗ, от 22.12.2022 № 441-ФЗ, от 30.12.2022 № 494-ФЗ, от 30.04.2022 № 113-ФЗ, от 30.04.2022 № 120-ФЗ, от 11.06.2022 № 170-ФЗ, от 11.06.2022 № 214-ФЗ, от 28.06.2022 № 229-ФЗ)
РАЗДЕЛ IОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство

Статья 1. Основные начала жилищного законодательства

1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее – жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее – жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.

Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: (В редакции Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

51) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах; (Пункт введен – Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

61) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; (Пункт введен – Федеральный закон от 25.12.2012 № 271-ФЗ)

7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

8) осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее – государственный жилищный надзор или региональный государственный жилищный надзор) и муниципальный жилищный контроль; (Пункт введен – Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 170-ФЗ)

9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Пункт введен – Федеральный закон от 21.07.2014 № 263-ФЗ)

Статья 3. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения

1. Жилище неприкосновенно.

2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений

1. Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:

1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;

2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;

3) пользования общим имуществом собственников помещений;

4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;

5) учета жилищного фонда;

6) содержания и ремонта жилых помещений;

7) переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме; (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

8) управления многоквартирными домами;

9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;

10) предоставления коммунальных услуг;

11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также – взнос на капитальный ремонт); (В редакции Федерального закона от 25.12.2012 № 271-ФЗ)

111) формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее – фонд капитального ремонта); (Пункт введен – Федеральный закон от 25.12.2012 № 271-ФЗ)

12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

13) осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля; (Пункт введен – Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ; в редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ)

14) ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. (Пункт введен – Федеральный закон от 28.12.2013 № 417-ФЗ)

2. Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

3. Положения настоящего Кодекса применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим федеральным законом.

Статья 5. Жилищное законодательство

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

Статья 6. Действие жилищного законодательства во времени

1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Статья 7. Применение жилищного законодательства по аналогии

1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Статья 8. Применение к жилищным отношениям иного законодательства

К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом. (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

Статья 9. Жилищное законодательство и нормы международного права

1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора. (В редакции Федерального закона от 30.04.2022 № 113-ФЗ)

2. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена – Федеральный закон от 30.04.2022 № 113-ФЗ)

Статья 10. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;

3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;

4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;

5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;

6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Статья 11. Защита жилищных прав

1. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подсудностью дел, установленной процессуальным законодательством. (В редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ)

2. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

3. Защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания жилищного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений

Что такое жилищно-коммунальные услуги: что входит, что делать при долге

Фото: Алексей Зотов/ТАСС

Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) предоставляются управляющими компаниями для обеспечения комфортного проживания и поддержания жилого фонда в исправном техническом состоянии. Документы, регулирующие правила их предоставления и оплаты, — это постановление правительства России о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Жилищный кодекс Российской Федерации.

Эксперт в статье:

Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal

Коммунальные услуги и жилищные — разные вещи. Коммунальное обслуживание — это деятельность управляющей компании (УК) по поставке ресурсов надлежащего качества в установленный срок. А жилищный сервис — это деятельность управляющей компании, направленная на поддержание чистоты общего имущества, обеспечение его сохранности и поддержание в нормальном состоянии всех устройств в многоквартирном доме.

Что входит в жилищно-коммунальные услуги

В список ЖКУ, которые предлагают жильцам, входят:

  • подача холодной воды;
  • подача горячей воды;
  • обеспечение тепловой энергией;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • газоснабжение, в том числе бытовой газ в баллонах;
  • отопление;
  • твердое топливо при наличии печного отопления;
  • содержание и ремонт общего имущества;
  • вывоз мусора.

Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:

— Под коммунальными подразумеваются те услуги, которые направлены на обеспечение проживания жителей в многоквартирном доме, непосредственно в своих квартирах, в то время как жилищные услуги направлены на содержание, управление и ремонт общего домового имущества, принадлежащего жителям многоквартирного дома по праву долевой собственности. Коммунальные услуги включают в себя холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и электроснабжение. Жилищные услуги включают в себя содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и вывоз бытовых отходов.

Правила предоставления коммунальных услуг

Исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищные кооперативы, а также специализированные потребительские кооперативы. Кроме того, исполнителем таких услуг может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.

Предоставление коммунальных услуг собственникам возможно только с момента заключения ими договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, которые отвечают лишь за предоставление коммунальных ресурсов до границы многоквартирного или жилого дома.

Обязанности исполнителя:

  • предоставлять потребителям коммунальные услуги, которые входят в договор, круглосуточно и в полном объеме;
  • заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку ресурсов;
  • обслуживать инженерные системы;
  • ежемесячно снимать показания общедомовых счетчиков и принимать показания индивидуальных приборов учета — воды, газа, электричества — потребителей. Учитывать показания для расчета размера платы пользователей;
  • рассчитывать размер платы и производить перерасчет, если нужно;
  • принимать жалобы от жильцов и сообщать им об авариях и работах, которые могут помешать подаче КУ.

Граждане и организации обязаны оплачивать коммунальные услуги за помещение, которое они занимают. Обязанность оплачивать КУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать коммунальные услуги с момента подписания акта.

Фото:Максим Коротченко/ТАСС

Нормативы потребления

Норматив потребления — количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг утвержден постановлением правительства России от 23 мая 2006 года № 306 (в ред. постановления правительства России от 28 марта 2012 года № 258).

Установка нормативов на коммунальные услуги входит в обязанности местных властей — по каждому виду услуг свой норматив. Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее трех лет, в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат.

В каких случаях вносятся изменения в нормативы:

  • изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;
  • внесение изменений в правила, касающиеся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг;
  • изменение климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5%.

Квитанция на оплату коммунальных услуг

Единый платежный документ (ЕПД) — квитанция, которую получают собственники жилых и нежилых помещений, а также наниматели жилых помещений по договору социального найма. Счет за коммунальные услуги формируется на основании нормативов или объема потребления коммунальных ресурсов.

В ЕПД входит плата за следующие услуги:

  • горячее и холодное водоснабжение;
  • водоотведение;
  • отопление;
  • содержание жилого помещения;
  • газ;
  • капитальный ремонт (для собственников);
  • радиоточка;
  • общедомовая телевизионная антенна.

Если в помещении установлены приборы учета, размер платы рассчитывается по формуле, в которой объем потребленного ресурса умножают на существующий тариф. При отсутствии прибора учета размер платы определяется по нормативам и рассчитывается по формуле, когда на норматив потребления и цену ЖКУ умножается число проживающих в доме или квартире. В случае если прибора учета нет, но имеется техническая возможность для его установки, в формуле расчета появляется повышающий коэффициент — 1,5.

С января 2022 года россиянам начали начислять пени за долги по квартплате и обяжут проводить поверки счетчиков.

Субсидии на оплату коммунальных услуг

На льготы от государства на оплату могут претендовать следующие граждане:

  • лица, занимающие муниципальные или государственные жилые помещения по договору найма, а также те, кто снимает жилье у других людей;
  • владельцы жилья;
  • лица, состоящие жилищных и жилищно-строительных кооперативах.

Также к категориям льготников относятся:

  • граждане с низким уровнем дохода (малоимущие);
  • семьи с тремя и более детьми;
  • одинокие матери;
  • безработные;
  • пенсионеры;
  • инвалиды.

Каким должен быть доход для получения субсидии

Если семья тратит более 22% своего общего дохода на оплату коммунальных услуг, она имеет право на субсидии. Но региональные власти могут устанавливать собственные льготы и субсидии по оплате ЖКУ. Например, в Москве максимально допустимая доля совокупных расходов семьи на оплату услуг ЖКХ установлена в размере 10%, в Санкт-Петербурге — 14%, в Якутии — 15%, в Омске — 18%, в Кемерово — от 5 до 17%.

Фото:Замир Усманов/ТАСС

Большой долг за коммунальные услуги: что делать?

Последствия большого долга за коммунальные услуги:

Начисление пени за несвоевременную оплату предоставленной услуги.

Претензия управляющей компании с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность. В ней указывается сумма задолженности, период ее образования и пени, начисленные за несвоевременную оплату услуги. В документе есть реквизиты для перечисления денежных средств и срок, в течение которого нужно погасить задолженность.

Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:

— Нередки случаи, когда у собственников жилых и нежилых помещений в силу различных обстоятельств образуются существенные задолженности по оплате ЖКХ, нередко суммы задолженностей исчисляются сотнями тысяч рублей.

Гражданское законодательство закрепляет положения, согласно которым срок исковой давности по задолженностям ЖКХ составляет три года, это срок, в течение которого УК может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности в принудительном порядке, при этом сумма задолженности, как правило, увеличивается на сумму пени и размер госпошлины. Чаще всего указанные суммы взыскиваются путем получения судебного приказа, то есть упрощенно, без проведения традиционных судебных заседаний.

Если должник имеет желание погасить имеющуюся задолженность, даже частично, он имеет право обратиться в управляющую компанию с заявлением о рассрочке платежа. Однако такое действие будет приниматься как признание долга и сроки давности на него уже распространяться не будут.

Отключение коммунальных ресурсов. Управляющая организация может ограничить или приостановить поставку ресурсов должнику. Но сначала его уведомят о предстоящем отключении и попросят погасить долг. Если он не исполнит просьбу, могут ограничить коммунальный ресурс.

Обращение в суд за взысканием задолженности. По решению суда в счет погашения долга может быть изъята бытовая техника, наложен арест на автомобиль и недвижимость, банковские счета и ценные бумаги.

Выселение неплательщиков. Законодательство позволяет выселить потребителя за долги по ЖКХ. Но это крайняя мера, к ней прибегают очень редко.

Какие законы в сфере ЖКХ подписал президент в конце декабря-2021

С середины декабря 2022 года президент России подписал большое количество новых Федеральных законов. Среди них и документы в сфере ЖКХ, которые напрямую касаются работы управляющих домами. Делаем краткий обзор новых законов и рассказываем, когда они вступают в силу.

Введена обязанность истца указывать личные данные ответчика, в ГК РФ добавлены главы о недвижимости

    внесены изменения в законодательство об исполнительном производстве. Он начнёт действовать через 180 дней после его опубликования – с июля 2022 года.
  • о возбуждении и отказе в возбуждении, окончании, приостановлении, прекращении исполнительного производства;
  • о взыскании исполнительского сбора;
  • об установлении и отмене для должника ограничений, запретов;
  • о наложении и снятии арестов.

Такие решения принимаются ФССП без участия пристава: в форме электронных постановлений, подписанных квалифицированной электронной подписью. Также № 417-ФЗ вводит требование к истцу указывать идентификаторы должников при любом обращении в суд. Взыскатель вносит в заявление личные данные должника, если они известны.

    с 1 марта 2023 года вводит в ГК РФ две новые главы: «О праве собственности на недвижимость» и «Недвижимые вещи». Они содержат нормы о едином правовом режиме для жилых и нежилых помещений и закрепляют статус и права собственности на различные типы недвижимости.

В главе «О праве собственности на недвижимость» закреплены положения в отношении собственности на здания, объекты незавершённого строительства, помещения и машино-места. Среди них – положения о праве собственников машино-мест в зданиях владеть и пользоваться общим имуществом. В главе «Недвижимые вещи» даны определения для разных типов недвижимости – земельных участков, зданий, помещений и машино-мест.

Пять интересных УО тем с пресс-конференции комитета Госдумы РФ по ЖКХ

Продлён мораторий на указание идентификаторов должников за ЖКУ в исках при взыскании

Среди документов, опубликованных 30 декабря 2022 года, – новые законы в сфере ЖКХ, за которыми мы внимательно следили и ожидали их принятия, в том числе об указании идентификаторов должников в исках.

Обязанность УО, ТСЖ и РСО включать в исковое заявление личные данные должника, введёна Федеральным законом от 28.11.2018 № 451-ФЗ и откладывалась не раз: сначала с 1 октября 2019 года на 180 дней, затем до конца 2022 года, затем до 1 января 2022 года.

Федеральный закон от 30.12.2022 № 498-ФЗ снова продлил мораторий на указание идентификаторов должника по оплате ЖКУ при подаче на него исков в суд – до 1 июля 2022 года. Он вступил в силу с момента его официального опубликования.

Данный закон согласован по срокам начала действия с Федеральным законом от 21.12.2022 № 417-ФЗ, о котором мы писали выше. Требования об указании данных ответчиков в исках, поданных в суд, в сфере ЖКХ начнёт действовать одновременно с таким же требованием во всех сферах судопроизводства.

Открытые системы теплоснабжения разрешены, а переход на закрытые системы должен быть экономически эффективным

Согласно ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ, с 1 января 2022 года по всей России в МКД должен был вступить запрет на открытые системы теплоснабжения. Но реализовать переход всех МКД на закрытые системы оказалось технически и экономически невозможно.

Новый Федеральный закон от 30.12.2022 № 438-ФЗ внёс коррективы в это требование. Согласно № 438-ФЗ, дом следует перевести на закрытую систему теплоснабжения только в случае экономической эффективности таких мероприятий. Документ вступил в силу с 1 января 2022 года.

Минстрой РФ на итоговой конференции: гарантирующие УО и законопроекты

Разведены понятия дома блокированной застройки и многоквартирного дома

Новый Федеральный закон от 30.12.2022 № 476-ФЗ уточняет понятие «дом блокированной застройки», или таунхаус, и разграничивает его с другим определением – «многоквартирный дом».

№ 476-ФЗ вступает в силу с 1 марта 2022 года, за исключением некоторых отдельных положений, указанных в ч. 2 ст. 17 № 476-ФЗ. С этого момента таунхаусы получат статус индивидуальных жилых домов, поэтому их будет нельзя включать в региональные программы капремонта. В ст. 15 ЖК РФ появится часть 6, где законодатели прописали, что такое многоквартирный дом. Это здание, состоящее из двух и более квартир и общего имущества, с нежилыми помещениями и машино-местами, которые являются неотъемлемой конструктивной частью дома.

Упрощён порядок перехода органов власти к концессионным соглашениям для модернизации сетей

В Федеральном законе от 30.12.2022 № 469-ФЗ определены особенности заключения концессионного соглашения без проведения конкурса в сфере ЖКХ: это упростит переход органов власти к концессиям при модернизации муниципальных коммунальных предприятий.

Концессия – это государственно-частное партнёрство, вид договора о создании или реконструкции за счёт средств инвестора каких-либо объектов, находящихся в государственной собственности. В результате инвестор эксплуатирует этот объект и собирает доход в свою пользу.

Согласно № 469-ФЗ, срок действия заключаемого концессионного соглашения в ЖКХ определяется с учётом периода окупаемости инвестиций и не может превышать 49 лет. Закон вступил в силу по истечении десяти дней с момента его официального опубликования – с 10 января 2022 года.

Расширен перечень соцвыплат, защищённых от взыскания по исполнительным листам

  • выплаты для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей;
  • пособия беременным женщинам;
  • денежные выплаты малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

Также должнику предоставляется право обратиться в кредитную организацию с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума. Описанные выше ч. ч. 1, 2, 3 ст. 2 № 444-ФЗ вступят в силу 1 июля 2022 года.

Какие инициативы об ОСС, надзоре и о правах жителей внесены в Госдуму

Созданы Фонд развития территорий и Роскадастр

Об объединении Фонда ЖКХ и Фонда защиты прав дольщиков общественники и законодатели активно говорили в 2022 году, указывая на важность этого шага. 30 декабря президент России подписал соответствующий документ – Федеральный закон от 30.12.2022 № 436-ФЗ.

Согласно новому закону, с 1 января 2022 года создана публично-правовая компания «Фонд развития территорий». Среди целей работы нового Фонда: создание безопасных и благоприятных условий для жизни граждан, содействие модернизации и реформированию сферы ЖКХ, сокращение количества аварийного жилья и другие (ч. 5 ст. 1 № 436-ФЗ).

Также в конце 2022 года глава России подписал Федеральный закон от 30.12.2022 № 448-ФЗ «О публично-правовой компании “Роскадастр”». Компания создаётся путём реорганизации подведомственных учреждений Росреестра, что позволит оптимизировать процессы в таких учреждениях и принципы их функционирования. Закон вступил в силу с 30 декабря 2022 года.

Также для создания Роскадастра утверждён ещё один документ – Федеральный закон от 30.12.2022 № 449-ФЗ, который вносит необходимые для этого изменения в НПА. Он вступил в силу со дня опубликования 30 декабря, за исключением нескольких положений, которые начнут действовать через 180 дней после дня опубликования документа (ч. ч. 1, 2 ст. 14 № 449-ФЗ).

Скоро мы расскажем на портале, какие ранее принятые законы и постановления Правительства России вступили в силу с 1 января 2022 года и как они повлияют на работу управляющих домами. Следите за обновлениями портала.

Права потребителя жилищных и коммунальных услуг

Российские семьи тратят на коммуналку около 10% всех доходов.

Но это средние значения. У пенсионеров и одиноких родителей плата за квартиру может составлять половину пенсии или пособия. По данным Росстата, 24% российских семей оплачивают коммунальные услуги с помощью соцподдержки: кто-то платит меньше за счет льгот, кому-то часть оплаты возвращают в виде компенсаций, а кто-то получает субсидии.

Однако право не платить лишнего есть у каждого, оно не зависит от социального статуса и размера зарплаты. Если в трубах еле теплая вода, можно требовать пересчитать плату или отменить ее целиком. Можно поставить счетчики и платить только за то, что реально потратили. И не платить за то, что использовали соседи. Если у квартиры несколько владельцев, счета можно разделить. А капремонт хоть и обязательный, но кое-кто может за него не платить.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Основные права, которые помогут сэкономить на жилищно-коммунальных услугах, — в таблице и удобных карточках. Сохраняйте на память, делитесь с близкими и используйте в жизни.

Получить субсидию, если платите слишком много

Как это работает. Государство устанавливает стандарт расходов на жилищно-коммунальные услуги. Если семья тратит больше этого стандарта, она может получить субсидию. По статистике, такие выплаты получают 5,6% российских семей.

Какие расходы считаются допустимыми, устанавливают субъекты РФ. То есть в разных регионах будут разные значения — например 10, 15 или 20% от семейного дохода. Больше 22% субъекты РФ установить не могут, это федеральный стандарт.

Чтобы назначить субсидию, орган власти сравнивает доходы семьи и расходы на коммуналку. Считают так: складывают все доходы семьи за полгода и делят на шесть. Если человек живет один, возьмут только его личные доходы. Расходы считают за последний месяц. Их оценивают по оплаченным квитанциям за ЖКУ: содержание жилья, холодное и горячее водоснабжение, отопление, вывоз мусора, свет и др.

Если на ЖКУ уходит больше, чем предусмотрено региональным стандартом, назначают субсидию. Можно вернуть все деньги, потраченные на коммуналку, или их часть. Больше реальных затрат на ЖКУ не заплатят.

Обращаться за субсидией нужно в орган, который занимается назначением субсидий по вашему адресу. Обычно они так и называются: «центр субсидий», «отдел субсидий». Возможно, в вашем регионе заявления принимают через МФЦ или госуслуги. Проверьте.

См. также:

Продлить субсидию без заявления до 1 апреля 2022 года

Как это работает. Субсидию назначают на полгода, потом документы нужно подавать заново. Но в 2022 году из-за коронавируса эти требования отменили. Если срок выплаты субсидии истечет до 1 апреля 2022 года, его автоматически продлят еще на 6 месяцев. Заново подтверждать право на субсидию не придется. Это правило действует с 26 марта.

Во-первых , это удобно: не нужно лишний раз собирать документы и идти в органы соцзащиты.

Во-вторых , временный порядок поможет получить выплату большему числу семей. За полгода члены семьи могли получить дополнительный заработок или платежи за коммуналку могли уменьшиться, например из-за отпуска или отключения горячей воды. Но при автоматическом продлении выплаты не нужно подавать заявление и заново рассчитывать долю расходов на коммуналку. Поэтому семья не потеряет право на выплату и сможет получать субсидию еще полгода.

Через полгода, когда истечет срок выплаты субсидии, в орган, который ее назначил, нужно будет принести документы, подтверждающие реальные расходы на ЖКУ. На это дают 10 рабочих дней. На основании этих документов субсидию пересчитают. Если окажется, что вам недоплатили, — доплатят. Но если выяснится, что субсидию выплатили в большем размере, разницу при продлении с октября по апрель придется вернуть. При продлении субсидии еще на полгода переплату просто засчитают в счет будущих выплат.

И взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи

Получить льготу на оплату услуг ЖКХ

Основание. ЖК РФ ст. 160

Как это работает. В федеральных и региональных законах установлены льготы по оплате услуг ЖКХ для разных категорий граждан. По сути, это скидка на жилищно-коммунальные услуги, причем некоторым гражданам их вообще можно не оплачивать. Но лучше уточнить в ближайшей соцзащите, как это происходит: обычно расходы компенсируют, то есть сначала нужно заплатить, а потом вернут деньги или их часть.

Льготы связаны с особым социальным статусом. Пока есть такой статус, есть льгота. Например, их дают ветеранам, инвалидам, чернобыльцам, героям, учителям в сельской местности, многодетным семьям, детям-сиротам . Есть федеральные льготы, а есть региональные. Поэтому в одном субъекте РФ многодетной семье компенсируют затраты на услуги ЖКХ, а в другом могут и не компенсировать.

Узнать, есть ли у вас льготы на жилищно-коммунальные услуги, можно в ближайшем органе соцзащиты. Еще можно воспользоваться сайтом ЕГИССО — единой государственной системы социального обеспечения. Там есть социальный калькулятор, который поможет узнать о положенных льготах, а также личный кабинет — в нем можно посмотреть, что вам уже назначили.

Получить льготу на капремонт

Как это работает. Капремонт оплачивают все собственники квартир. Но для некоторых граждан закон сделал исключения. Есть региональные льготы, установленные на основе жилищного кодекса, а есть федеральные, для особых категорий граждан.

Региональные льготы. Жилищный кодекс разрешает субъектам РФ вводить льготы на капремонт неработающим пенсионерам. Их могут назначить, если пенсионеры живут одни, а также если все члены семьи пенсионеры или инвалиды и никто не работает. Например, если в квартире живут только супруги-пенсионеры. Пенсионерам компенсируют часть затрат на капремонт. Сколько — зависит от возраста:

  • пенсионерам старше 70 лет — 50% расходов;
  • пенсионерам старше 80 лет — 100% расходов.

Даже если компенсация установлена в размере 100%, не факт, что получится вернуть все уплаченное. Ее рассчитывают исходя из региональной нормы жилой площади на человека для выплаты субсидий. В Саратове, например, для одинокого человека это 38 м². Если у пенсионера в собственности несколько квартир или одна квартира большей площади, компенсируют только взносы, рассчитанные по норме.

Региональные льготы на капремонт — это не скидка, а компенсация. Чтобы ее получить, нужно сначала уплатить все взносы целиком, а потом уже пойти в орган соцзащиты и оформить возврат. Автоматически эта льгота не применяется. Если просто не оплачивать квитанции после 80 лет, могут насчитать долг и взыскать через суд.

Федеральные льготы. Граждане особых льготных категорий платят за капремонт меньше независимо от возраста: это часть их льгот на оплату услуг ЖКХ. Расходы компенсируют инвалидам первой и второй групп, детям-инвалидам, чернобыльцам, героям СССР и РФ, полным кавалерам ордена Славы, инвалидам и участникам ВОВ, инвалидам и ветеранам боевых действий и членам их семей. Кому-то компенсируют 50% расходов на оплату жилья, кому-то — полностью всю сумму, это зависит от льготной категории.

Что именно получают льготники — скидку или компенсацию, — указано в законе, который устанавливает льготу. Для каждой категории он свой. Инвалиды получают компенсацию, а герои СССР и РФ — освобождение от уплаты. Все это лучше узнать заранее в соцзащите, чтобы понимать, на что рассчитывать.

Кто имеет право на льготы в вашем регионе, лучше уточнить в соцзащите или у регионального оператора капремонта. Субъекты РФ могут вводить дополнительные компенсации, например для малоимущих семей. Все льготы москвичам можно посмотреть на сайте фонда капитального ремонта Москвы.

10 изменений в сфере ЖКХ, которые уже вступили в силу с 01 января 2022 г.

С 1 января 2022 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима в РФ. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2022 № 1479.

Ничего нового, но есть нюансы, согласно Правилам запрещено:

  • использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектом (п. 8);
  • хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы (пп. «а» п. 16);
  • использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (пп. «б» п. 16);
  • размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы (пп. «в» п. 16);
  • устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности (пп. «г» п. 16);
  • снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (пп. «д» п. 16);
  • проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода) (пп. «е» п. 16);
  • размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир (пп. «ж» п. 16);
  • закрывать жалюзи, остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам (пп. «и» п. 16);
  • устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы (пп. «к» п. 16);
  • размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров (пп. «м» п. 16);
  • устраивать производственные и складские помещения для применения и хранения пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, а также изменять их функциональное назначение в квартирах (п. 85).

С 1 января истёк срок моратория на взыскание неустойки за просрочку внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и взносов на капремонт, введённый постановлением Правительства РФ от 02.04.2022 № 424.

Между тем, неустойка подлежит начислению и взысканию за весь период просрочки, за исключением периода действия моратория. На это указал Верховный суд РФ в обзоре № 2, утв. Президиумом ВС РФ 30 апреля 2022 года.

ТСЖ могут продолжить работу по взысканию задолженности в судебном порядке в отсутствии документов-идентификаторов (ИНН, СНИЛС и т.п.), к которым у них нет законного доступа. Федеральным законом от 29.12.2022 № 468-ФЗ

С 1 января 2022 года не действует мораторий, введённый ПП РФ № 424 в отношении ИПУ не прошедших поверку. Теперь прибор учёта, у которого истёк срок поверки, будет считаться неисправным, пока не пройдёт повторную поверку. Показания такого счётчика более приниматься не будут.

Новые правила поверки приборов учета: Знак поверки – это оттиск, наклейка, изображение в электронном документе, которое содержит условный шифр и две последние цифры года нанесения знака поверки.

С 1 января 2022 года, определяется новый порядок поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о такой процедуре. Приказ Минпромторга России от 31.07.2022 № 2510.

Показания любого счётчика можно будет учитывать, если исполнитель коммунальных услуг уклоняется от выполнения своих обязанностей.

Внесены изменения в Правила № 354. Так, в пункте 81(2) уточнены даты, с которых счётчик считается введённым в эксплуатацию, если исполнитель не явился для проведения этой процедуры. Постановление Правительства РФ от 21.12.2022 № 2184

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2022 № 1969 определены особенности проведения плановых проверок в текущем году. Срок проведения документарных и выездных проверок не будет превышать 10 рабочих дней. В течение всего 2022 года плановые проверки разрешено проводить дистанционно с помощью средств аудио- и видеосвязи.

На внеплановые проверки ограничения не продлены, т.е. для их проведения граждане могут писать жалобы в жилищные инспекции.

С 1 января 2022 года вступили в силу Правила обращения с ртутьсодержащими отходами, утверждённые постановлением Правительства РФ от 28.12.2022 № 2314. За сбор и хранение отработавших ртутьсодержащих осветительных приборов в многоквартирных домах до момента вывоза отвечают управляющие домами.

1 июля вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.06.2022 № 950. Этим документом ответственность по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков электроэнергии в многоквартирных домах закрепляется за энергосбытовыми организациями, в частных домах – за сетевыми компаниями.

С 1 января 2022 года у гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний возникает обязанность устанавливать только интеллектуальные приборы учёта. Однако закон не запрещает устанавливать интеллектуальные приборы учёта ранее установленного срока.

С 1 января 2022 г. граждане, которые имеют право на субсидию или компенсацию квартплаты (по льготным основаниям), не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам.

Теперь органы соцзащиты также будут проверять отсутствие долгов у льготника, но делать им это придется самостоятельно, через информационную систему ГИС ЖКХ или через каналы межведомственного взаимодействия (Закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).

Ссылка на основную публикацию