Снятие с кадастрового учета границ земельного участка

Снятие с государственного кадастрового учета временного земельного участка.

Мой земельный участок носит статус “временный” (указан в выписке из ЕГРН). Подскажите, снимут ли этот участок “автоматически” с государственного кадастрового учета, если я его не оформлю? И могу ли я это сделать самостоятельно?

В соответствии с положениями федерального закона от 13.07.2015 г №218-ФЗ (Далее – Закон о государственной регистрации недвижимости) временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 г.), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года.

По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости (Далее – ЕГРН) в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН.

В течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости.

В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Таким образом для снятия с кадастрового учета временного земельного участка собственнику объекта недвижимости, либо лицу, указанному в пункте 7 статьи 72 Закона о государственной регистрации недвижимости необходимо обратиться в орган регистрации прав или в любой офис МФЦ и предоставить следующие документы:

– заявление о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости;

– документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя;

– копия документа о праве собственности на преобразуемый (исходный) земельный участок (земельные участки), в случае отсутствия данных сведений в ЕГРН.

Необходимо также учитывать, что ранее учтенные и учтенные земельные участки подлежат снятию с ГКУ только по решению суда.

Земельные участки, поставленные на кадастровый учет после 01.01.2017, имеют статус «актуальные». Если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства (пункт 15 статьи 41 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Снятие с кадастрового учета границ земельного участка

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства экономического развития РФ от 21 июня 2019 г. N Д23и-20897 “О снятии с государственного кадастрового учета земельных участков”

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 21 июня 2019 г. N Д23и-20897 “О снятии с государственного кадастрового учета земельных участков”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости), рассмотрев письмо относительно снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые возникли в силу федерального закона при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), сообщает.

В соответствии с частью 3 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г., в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.

Вместе с тем, учитывая положения части 2 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, если в результате анализа сведений ЕГРН о земельном участке и содержащихся в реестровом деле документов есть основания полагать, что право на такой земельный участок возникло в силу федерального закона не с момента его государственной регистрации, по мнению Департамента недвижимости, в целях установления факта возникновения таких прав могут быть направлены запросы правообладателю, в уполномоченный на подтверждение соответствующего факта орган (орган государственной власти, орган местного самоуправления).

При поступлении в орган регистрации прав информации о том, что на земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 1 марта 2008 г. и сведения о правообладателе которого отсутствуют в ЕГРН, право возникло в силу федерального закона, такой земельный участок не подлежит снятию с государственного кадастрового учета в порядке, установленном частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее – Порядок, Приказ N 943).

В дополнение сообщаем, что вопрос внесения предложенных изменений в пункт 181 Порядка может быть рассмотрен при подготовке проекта приказа Минэкономразвития России в целях приведения в соответствие положений Приказа N 943 с положениями Закона N 218-ФЗ в редакции Федерального закона от 17 июня 2019 г. N 150-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О кадастровой деятельности” и Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости”.

Директор
Департамента недвижимости
А.И. Бутовецкий

Обзор документа

Минэкономразвития рассмотрело вопрос о снятии учтенного до 1 марта 2008 г. земельного участка с кадастрового учета.

Земельный участок, учтенный до 1 марта 2008 г., снимается органом регистрации прав с кадастрового учета, если в ЕГРН нет сведений о его правообладателях. Если в результате анализа сведений ЕГРН о земельном участке и содержащихся в деле документов есть основания полагать, что право на него возникло не с момента его госрегистрации, а в силу Федерального закона, то орган регистрации прав может направить запросы правооблатателям и уполномоченному органу, чтобы установить этот факт. Если он подтвердится, то участок не будет снят с кадастрового учета.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Что такое снятие земельного участка с кадастрового учета, зачем оно нужно и как провести?

По закону вся земля на территории РФ должна быть поставлена на государственный кадастровый учёт, чтобы можно было проследить все изменения, которые проводятся с участком: размер территории, назначение земли и др. В статье рассказано, что нужно сделать, если требуется снять ЗУ с кадастрового учёта, какие бумаги для этого нужны и по какой причине в этой процедуре может быть отказано.

Что это такое?

Снятие с государственного кадастрового учёта – это процесс утраты участка правоспособности. После соответствующего решения ответственного органа, ЗУ больше не может функционировать в прежнем качестве – на нем нельзя осуществлять предпринимательскую деятельность и получать с него прибыль.

Эта процедура нужна для систематизации и упорядочивания всех ЗУ на территории России. Она производится, чтоб отразить новую информацию об участке и предоставить ее в Государственный кадастр недвижимости. А также снятию с учета подлежат временные земельные участки по прямому указанию законодательных органов.

Если ЗУ не снять с кадастрового учета и не пользоваться им по прямому назначению, то за него все равно нужно будет платить земельный налог.

Можно ли провести снятие ранее учтенного ЗУ?

Если участок ранее учтен в кадастровом реестре, его придется снимать с учета и регистрировать заново, в том случае, если с ним произошли какие-либо изменения:

  • расширение площади;
  • деление на несколько частей;
  • объединение нескольких ЗУ в один и т. д.

Иными словами, старую большую территорию придется «списать», а две новых поставить на учет.

Если при объединении или разделении земель не снять прежний надел с учета, то новые кусочки просто не получат кадастровых номеров, и любая деятельность на них будет незаконна.

Кто и на каком основании имеет право?

Обращаться в Росреестр с заявлением имеет право собственник ЗУ, арендатор или муниципальные органы, но сделать это только лишь по собственному желанию не выйдет. Круг оснований для этого достаточно четко очерчен, и без явной причины никто не будет снимать участок с учета. Таковых оснований несколько:

  • Участок имеет временный статус, то есть он собран из земель государственного или муниципального значения и на них нет зарегистрированных прав или обременений.
  • На такой «временный участок» не производилась регистрация вещных прав, и он находился в таком состоянии на протяжении пяти лет.
  • ЗУ поставили на учет более двух лет назад, но за прошедший срок пользователь никак не регистрировал их в качестве собственности или аренды.
  • Участок уже был зарегистрирован некоторое время назад, и снимается с учета из-за изменения характеристик: разделение, выделение доли, объединение или перераспределение частей надела.
  • Земли погибли в результате боевых действий, затопления, техногенной катастрофы, разлива рек и др.
  • По решению суда.

Особенности снятия по решению суда

Участок снимается с кадастрового учета по судебному постановлению, когда собственник желает отказаться от него по законным основаниям и если ЗУ долгое время не используется. Это необходимо владельцам, чтобы перестать впустую платить налог за землю, на которой в данный момент не проводится никаких работ (как такой налог рассчитывается по кадастровой стоимости участка мы рассказывали тут, а можно ли по кадастровому номеру и другими способами узнать о наличии задолженности по уплате этого налога, мы рассказывали здесь).

Если собственнику нужно снять участок с учета в суде, он пишет заявление в местное судебное отделение и предъявляет доказательства, что ЗУ не используется им по назначению. Более подробно о судебном процессе читайте ниже.

Как провести процедуру?

Прежде чем начинать собирать документы, придется найти сведения об участке, которые подтвердят правомерность всех действий с ЗУ. Если участок реорганизуется, то потребуется произвести межевание, чтобы определить границы старого и вновь образованных наделов, а если снятие нужно по причине гибели земель, то придется пригласить кадастрового инженера, который установит факт того, что надел уничтожен, и составит соответствующий акт.

Если земли находятся в ведении муниципальных властей, то придется предъявить решение инженера им, и на его основании получить акт о признании земель негодными к использованию.

Процедура снятия ЗУ с учета проходит в несколько шагов.

Составление заявления

Если посещаете отделение Росреестра лично, то заявление нужно писать на типовом бланке, в который придется занести все сведения о ЗУ. В заявлении на определенных полях указывается:

  • Сведения о заявителе или его представителе: Ф. И. О., адрес, паспортные данные, СНИЛС. .
  • Причины снятия ЗУ с учета.
  • Контакты заявителя.
  • Перечень документации.
  • Подпись, дата.

Если отправляете бумаги по почте (о чем ниже), то заявление можно составить в свободной форме простой синей шариковой ручкой на обычном листе А4, соблюдая некоторые правила:

  1. В левой верхней части бумаги: сведения о регистрирующем органе, ниже паспортные данные о заявителе и кадастровый номер ЗУ.
  2. Заголовок – «Заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета».
  3. Основная часть: просьба снять ЗУ с учета и список законных оснований.
  4. Перечень прилагаемых документов.
  5. Подпись, дата.
  • Скачать бланк заявления
  • Скачать образец заявления

Сбор документов

Пакет документов практически не различаются в зависимости от того, кто подает заявление: физическое или юридическое лицо.

Общий перечень бумаг будет таким:

  • Заявление на снятие ЗУ с кадастрового учета.
  • Оригинал паспорта заявителя.
  • Нотариально заверенная копия доверенности право представлять интересы организации (если заявитель – юридическое лицо).
  • Правоустанавливающий документ.
  • Свидетельство о праве собственности.Если выяснится, что в кадастре отсутствуют сведения об участке, то нужна будет копия бумаг на право собственности.
  • Акт кадастрового инженера о межевании, если проводилась реорганизация.
  • Административный акт (если требуется доказать гибель муниципальных земель).
  • Кадастровый паспорт ЗУ (подробнее о форме и содержании этого документа и выписки из ЕГРН, мы рассказываем в отдельном материале).

Список бумаг, перечисленный выше, является исчерпывающим. Требовать дополнительных свидетельств или документов ответственное лицо в Росреестре не может. Все возникающие противоречия — это межведомственный вопрос, к которому заявители отношения не имеют.

Оплата госпошлины

Госпошлина на снятие ЗУ с кадастрового учета не взимается, а все действия проходят бесплатно. Ни физические лица, ни представители организаций не должны платить деньги за эту услугу.

Если придется тратить деньги, то только на работу кадастрового инженера, когда тот будет проводить межевание.

Подача

Снимать участок с учета в кадастре уполномочена Государственная регистрационная палата (Росреестр). Подойдет территориальный орган по месту регистрации ЗУ. Туда можно обратиться непосредственно, написав и подав заявление вместе со всеми требующимися документами, или же через представителя, который может представить нотариально заверенные доказательства, что он выражает чужие интересы.

Собственник должен явиться сам или его уполномоченное лицо. Родственники или близкие друзья не входят в круг представителей, если это надлежащим образом не оформлено.

Есть еще несколько альтернативных способов, если нет возможности посетить Росреестр лично:

  • Через почту заказным письмом с уведомлением о вручении. Обязательно составить опись всех приложенных документов.
  • Через МФЦ: весь необходимый пакет документов нужно передать оператору и обязательно взять расписку о том, что документы приняты ответственным лицом.
  • Зайти на официальный сайт Росреестра в раздел «Электронные услуги и сервисы» и подать заявление в электронном виде. Здесь дополнительно потребуется усиленная квалификационная подпись, чтобы документы приняли.

Рассмотрение

Когда ответственное лицо примет все необходимые бумаги, оно должно произвести первичную проверку документов. Если все верно, то заявителю отдадут расписку с указанием, что заявление принято, и вопрос будет рассмотрен в определенный срок.

Если отправляли документы через Почту России, то расписка о получении придет обратным заказным письмом.

Оператор будет вносить корректирующие или недостающие данные в базу Росреестра, если по каким-то причинам они там не содержались. Далее все документы будут проверены на подлинность, и если окажется, что что-то не соответствует действительности, на этом этапе может последовать отказ (см. ниже).

На всю процедуру с момента подачи заявления и до окончательного ответа должно пройти не менее 18 рабочих дней. После вынесут решение.

Последствия

В итоге решения может быть три:

  1. Снятие с кадастрового учета будет произведено.
  2. Кадастровый учет приостановят.
  3. В снятии ЗУ с кадастрового учета будет отказано.

Если решение окажется положительным, то через три дня все изменения касательного новых характеристик ЗУ внесут в Государственный кадастр недвижимости. Процедура будет проходить без участия заявителя, а только между ведомствами. Ему выдадут кадастровую выписку, где будет указана дата снятия ЗУ с учета. Больше никаких документов и дополнительных шагов не предусмотрено.

Если в заявлении будет отказано, то чтобы снова подать документы на снятие, владельцу придется исправить все ошибки и недочеты. На это ему дается три месяца.

Есть обязательное условие. Участок, который снят с кадастра, должен быть зарегистрирован, как новый объект недвижимости. «Выписывать» землю в никуда запрещено законом. Вместо него должна появиться новая территория с иным назначением, либо должен поменяться кадастровый номер после смены характеристик.

Основания для отказа

Если на заявление будет получен отказ, то решение передадут в руки заявителю лично. В нем укажут конкретные действия для исправления всех недостатков и сроки, когда бумаги можно подать снова.

Есть несколько причин, по которым в снятии ЗУ с кадастрового учета могут отказать:

  • Документы не соответствуют официальным требованиям.
  • Лицо, которое обратилось в орган с заявлением, не имеет право представлять интересы организации.
  • Росреестр не уполномочен решать вопросы с этим объектом собственности.
  • ЗУ не может изменить свои характеристики.
  • Собственник не устранил все недочеты и нарушения на своем участке в течение положенных трех месяцев.

Если заявитель несогласен с решением Росреестра, то он имеет право обжаловать его в суде.

Проведение в судебном порядке

Иск рассмотрят только в случае, если нет других вариантов решить все вопросы с Росреестром, или если отказ нарушает права заявителя. По причине недостающей бумажки идти в суд точно не стоит. Бумагу лучше восстановить, но если это невозможно, а орган все равно отказывается удовлетворить требования, решить проблему могут только судебные органы. Все документы нужно нести в местное отделение районного суда по месту регистрации ЗУ.

Порядок действий таков:

  1. Пишем исковое заявление в установленной форме с четким и однозначным указанием обстоятельств снятия ЗУ с учета и неправомерности отказа в Росреестре.
  2. Платим госпошлину в 300 руб.
  3. Вместе с иском нужно предъявить весь пакет документов, который предъявляли в Росреестр, квитанцию об оплате госпошлины, а также решение органа с причиной отказа. Без последней бумаги иск суд не примет.
  4. Если делу дадут ход, то будет назначена конкретная дата судебного заседания.
  5. На нем нужно будет озвучить причины судебного иска и конкретные противоправные действия со стороны Росреестра перед судебной коллегией.
  6. Если суд удовлетворит претензии, он выдаст заявителю на руки выписку, которую потребуется предъявить в Росреестр для дальнейшей процедуры.
  7. В том случае, если решение будет отрицательным, есть возможность подать апелляцию в областной суд.

В заключение сделаем несколько выводов:

Порядок снятия с кадастрового учета земельных участков, сведения о правах на которые отсутствуют в ЕГРН

В соответствии с ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). На таких земельных участках не должно быть объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее – Управление) проводится работа по выявлению подобных земельных участков. С этой целью Управление направляет в орган государственной власти, орган местного самоуправления запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении таких земельных участков и оснований для разграничения права собственности на такие земельные участке или перечни таких земельных участков.

При поступлении в Управление уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо не поступления в Управление указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса, земельные участки снимаются с государственного кадастрового учета без соответствующего заявления в порядке, определенном п.п. 3 п. 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943.

Управление обращает внимание граждан и юридических лиц на то, что в соответствии с ч. 7 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о земельных участках, поставленных на государственный кадастровый учет с 01.03.2008 до 01.01.2017, носят временный характер. Временный характер таких сведений сохраняется до момента государственной регистрации права на такой земельный участок либо до момента государственной регистрации аренды, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения о таких земельных участках исключаются из ЕГРН. Также обращаем внимание граждан и юридических лиц на то, что образование новых земельных участков из участка, сведения о котором носят временный характер, не допускается. Сведения о земельном участке временного характера могут быть исключены из ЕГРН по заявлению его собственника или собственников участков, в результате преобразования которых был образован «временный» земельный участок. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Таким образом, отсутствие сведений в ЕГРН о правах на земельные участки негативно сказывается на защите имущественных интересов их правообладателей. Например, если в ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке, то орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, может сформировать земельный участок и предоставить его иным лицам в порядке, установленном Земельным Кодексом РФ. Или лицо, полагая, что является правообладателем земельного участка, решит совершить какую – либо сделку, а сведения об объекте будут уже исключены из ЕГРН.

Учитывая изложенное, Управление рекомендует лицам, которые не зарегистрировали свои права на земельные участки в ЕГРН, обратиться за государственной регистрацией своих прав.

Информация предоставлена Управлением Росреестра по Ульяновской области

Как снять земельный участок с кадастрового учета: основания и порядок действий

Foto1

Земельный надел как таковой выступает в качестве объекта собственности.

Согласно действующему законодательству, участок обязательно должен быть зарегистрирован в ГКН (государственный кадастр недвижимости).

По итогу регистрации земле присваивается ряд характеристик и индивидуальных параметров.

Чтобы исключить сведения из указанного реестра, необходимо провести процедуру снятия надела с кадастрового учета.

Описание процедуры

Государственный кадастр представляет собой единую систему, в которую внесены данные обо всех объектах недвижимости. Каждый из элементов этого учета имеет специальный идентификационный номер, позволяющий определить территориальное расположение объекта.

Номера уникальны и на территории Российской Федерации не повторяются.

Помимо постановки, возможно снятие объекта с учета по ряду причин. Процедура представляет собой аннулирование всей имеющейся информации о данном земельном участке. Она проводится поэтапно, и предполагает строгое соблюдение действующего законодательства.

Для чего необходимо

Причин для того, чтобы аннулировать кадастровую регистрацию объекта, может быть несколько.

  1. Недвижимое имущество было уничтожено в результате чрезвычайной ситуации или преднамеренных действий.
  2. Выявление ошибок в имеющейся регистрации. К таковым можно отнести повторное внесение объекта в ГКН или наложение границ одного объекта на другой, больший по площади.
  3. Объект был демонтирован на основании действующего законодательства.
  4. Изменение характеристик и параметров объекта, которые ранее были признаны уникальными. Итогом такой перемены является отсутствие возможности для имущества существовать с тем же юридическим статусом, что и ранее. Об этом свидетельствует ст. 24 ФЗ № 221.

Смена уникальных параметров происходит по ряду оснований. Наиболее очевидные и весомые из них представлены ниже:

Foto2

  • Проведение реконструкции сооружений или иных ремонтных работ. Такие манипуляции обычно приводят к возникновению дополнительных строений, что фактически изменяет площадь застройки имеющегося земляного надела.
  • Смена границ участка.
  • Уменьшение площади участка земли (или иного недвижимого имущества) путем разделения его на несколько частей.
  • Объедение нескольких объектов (строения, земляные наделы и пр.) в один.

Кроме того, прекращение кадастровой регистрации возможно по итогам судебного решения либо ввиду невозможности разграничить соседние участки.

Кто вправе осуществить государственную процедуру

Чтобы снять объект с кадастрового учета, необходимо предоставить соответствующее заявление. В качестве просителя может выступать только непосредственный собственник имущества.

Однако, если у него нет таковой возможности, это вправе сделать его доверенное лицо. Последнему разрешается действовать только на основании соответствующего документа. Бумага должна быть заверена нотариусом.

Порой объектом владеет сразу несколько человек (долевая собственность). Тогда в процессе снятия его с учета должны принять участие все правообладатели.

Указанное правило распространяется на все недвижимое имущество, включая земельные наделы.

Основания

Чтобы снять любой из объектов недвижимости с кадастрового учета, необходимы серьезные основания. Если речь идет об участке землепользования, они таковы:

  • Раздел имеющегося надела земли на несколько отдельных участков.
  • Совмещение нескольких участков (это допустимо при условии наличия общих границ).
  • Права на указанный участок не были зарегистрированы. При этом объект должен был быть поставлен на кадастровый учет до 01/03/2008 г.
  • Кандидат на владение данным объектом, который поставил его на временный учет, подал соответствующее заявление. Обязательным правилом для этого пункта является отсутствие регистрации прав на земельный надел на момент подачи заявления.

Ранее объект недвижимости считался временным в случае, если он поставлен на учет, однако регистрация прав собственности еще не была осуществлена. Указанный термин не применим и не имеет силы с 01/01/2017 г.

Где снять ранее учтенный надел

Foto3

Аннулирование кадастровой регистрации земельного надела происходит следующим образом:

  • Подготовка требуемых бумаг.
  • Подача сведений в кадастровую палату на рассмотрение.
  • В случае удовлетворения прошения – получение соответствующей выписки.

Для удобства заявителя подача документов возможна лично, в электронном или бумажном (посредством почтовых услуг) виде.

Кроме необходимости нотариального заверения, особых указаний на этот счет не имеется.

Личное посещение

Заявлению будет присвоен специальный номер, а на всех документах проставят отметку с обозначением даты и времени приема.

Кроме того, обратившийся получает на руки соответствующую расписку. В ней прописываются дата и все принятые кадастровой палатой бумаги.

Посредством Почты России

Расписка отправляется заказным письмом с уведомлением о получении. После ее вручения на оригинале заявления поставят соответствующий штамп с обозначением даты и ФИО обратившегося. Также будет приложена копия поданного заявления, заверенная печатью организации.

Срок отправки бумаг заявителю – не позднее следующего рабочего дня.

Через интернет-ресурс

Foto4

Для этого желающему снять земельный надел с учета необходимо посетить официальный сайт Росреестра, где можно не только подать заявление, но и приложить все требуемые бумаги.

Осуществить процедуру возможно во вкладке «Электронные услуги», подразделы которой интуитивно понятны.

В дальнейшем заявитель сможет отслеживать статус своего обращения, воспользовавшись соответствующей услугой.

Для осуществления проверки потребуется регистрационный номер заявления.

Чтобы довести подачу документов до конца, заявителю необходимо располагать электронной подписью (ЭЦП). Получить ее можно на том же интернет-ресурсе, придерживаясь положенных инструкций.

Документы

Составляя заявление о снятии объекта с кадастрового учета, необходимо подкрепить прошение определенным перечнем бумаг.

  1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт).
  2. Бланк заявления, составленный в соответствии с действующим законодательством. Обязательна подпись правообладателя.
  3. Если земельный надел подлежит разделу (или объединению с рядом расположенным участком), необходимо предоставить соответствующий акт. Для капитальных сооружений потребуется акт обследования.
  4. Бумаги, подтверждающие права на указанный объект недвижимости. Документ потребуется, если последние были зарегистрированы до 01/01/1998 г.
  5. Если снятие объекта недвижимости с учета предписано судебным решением, необходимо предоставить соответствующее постановление.

Если вместо собственника обращается его доверенное лицо, потребуется предоставить следующие сведения:

  1. Оригиналы документов о праве собственности заявителя или бумаги, подтверждающие вещное обременение в его пользу.
  2. Нотариально заверенная доверенность.

Последнюю допустимо заменить бумагой с упоминанием номера и даты ФЗ, который наделяет обратившегося соответствующими правами и полномочиями.

Ознакомиться с примерной формой заявления и правилами его заполнения можно на специализированных интернет-ресурсах. Сотрудники кадастровой палаты не вправе требовать от заявителя (или его доверенного лица) иных бумаг.

Сроки и стоимость

Foto5

Снятие земельного участка с кадастрового учета должно происходить в строго отведенное время.

Установленный законодательно срок – в течение 18-ти календарных дней с момента регистрации обращения правообладателя либо его представителя.

Если земельный участок подлежит преобразованию (раздел или слияние), его надлежит снять с учета в трехдневный срок с момента поступления бумаг о регистрации получившихся объектов.

В этом случае подача соответствующего заявления не является обязательным условием.

Осуществление процедуры, вне зависимости от искомых причин, не стоит ничего, то есть, происходит абсолютно бесплатно. Никакие госпошлины снятие с кадастрового учета не предусматривает.

Что делать в случае отказа

В снятии участка земли с кадастрового учета может быть отказано только при определенных обстоятельствах.

Весомыми причинами для этого являются следующие факторы:

  1. Указанное имущество не находится в собственности.
  2. Прошение было подано лицом, которое не располагает необходимыми правами.
  3. Предоставленные заявителем бумаги (их содержание или форма) не соответствуют требованиям действующего законодательства.
  4. Указанное имущество (надел земли) не подлежит снятию с кадастрового учета на основании ФЗ № 221.

Если процедура была приостановлена, заявителю дается 90 дней на устранение причин такого исхода. В противном случае, в снятии с учета будет отказано.

Все причины, которые послужили основанием для отказа, должны быть представлены заявителю в письменном виде. Это позволит ему знать, что делать для устранения или обжаловать полученное решение посредством обращения в судебные органы.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказывается о порядке снятия земельного участка с кадастрового учета.

Заключение

Для указанных выше случаев законодательство предусматривает четкий порядок осуществления процедуры.

Снятие объекта с кадастрового учета возможно и при иных обстоятельствах. Каждая из ситуаций должна рассматриваться в отдельном порядке.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18.10.2016 N 4-КГ16-35

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску СНТ “Екатерининская пустынь” к Железнову В.В. об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении земельных участков

по кассационной жалобе представителя Железнова В.В. – Игнатова О.Л. на решение Видновского городского суда Московской области от 23 июня 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 октября 2015 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е.С., выслушав объяснения представителя Железнова В.В. – Щербины Д.В. по доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

СНТ “Екатерининская пустынь” (далее – СНТ) обратилось в суд с иском к Железнову В.В. о признании недействительными сведений государственного кадастра недвижимости об описании местоположения границ – координат характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами <. >и <. >, принадлежащих Железнову В.В. на праве собственности, снятии их с кадастрового учета, указав, что при проведении СНТ кадастровых работ по постановке на кадастровый учет коммуникаций наружного водоснабжения и канализации выяснилось, что они проходят по указанным выше смежным земельным участкам ответчика, которые налагаются на земельный участок истца.

Решением Видновского городского суда Московской области от 23 июня 2015 г. иск удовлетворен, из государственного кадастра недвижимости исключены сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами <. >и <. >.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 октября 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявителя содержится просьба об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Асташова С.В. от 13 сентября 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.

Судом установлено, что по решению Булатниковского сельского совета от 27 апреля 1992 г. N 621 огородному товариществу “Екатерининская пустынь” передан земельный участок площадью <. >, расположенный по адресу: <. >область, <. >район. Границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством, информации о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости на данный земельный участок не имеется. Железнову В.В. принадлежат смежные земельные участки с кадастровыми номерами <. >и <. >, образованные при разделе земельного участка с кадастровым номером <. >. Границы указанных земельных участков установлены, и участки поставлены на государственный кадастровый учет.

Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь проведенной судебной землеустроительной экспертизой, исходили из того, что при определении местоположения земельного участка с кадастровым номером <. >была допущена кадастровая ошибка. Земельные участки ответчика были сформированы с нарушением действующего законодательства, их кадастровые границы накладываются на фактические границы земель общего пользования и коммуникации СНТ.

С этими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости описание местоположения границ земельного участка является сведениями об уникальных характеристиках объекта недвижимости и вносится в государственный кадастр недвижимости.

Систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе является государственный кадастр недвижимости (пункт 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о государственном кадастре недвижимости) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

По смыслу приведенных выше норм права, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Исходя из заявленных истцом требований и их обоснования по данному делу юридически значимым и подлежащим выяснению с учетом содержания спорных отношений сторон и подлежащих применению норм материального права являлось в том числе выяснение точных границ на местности земельного участка, принадлежащего истцу.

Из материалов дела следует, что граница земельного участка площадью <. >расположенного по адресу: <. >область, <. >район, выделявшегося огородному товариществу “Екатерининская пустынь”, не установлена, сведения о соответствующих координатах характерных точек границы этого земельного участка не внесены в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, сведения о границах соответствующего земельного участка в определенных координатах отсутствуют. На кадастровый учет земельный участок, о принадлежности которого заявляет истец, не поставлен.

При таких обстоятельствах вывод судов о наложении кадастровых границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца являлся неправомерным.

Кроме того, судом не было учтено следующее.

Условия аннулирования и исключения сведений из государственного кадастра недвижимости, снятия объекта недвижимого имущества с кадастрового учета предусмотрены Законом о государственном кадастре недвижимости.

Так, земельный участок согласно пункту 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости (раздел, объединение, перераспределение).

Кроме того, если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости, поскольку сведения о земельном участке носят временный характер.

Снятие земельного участка с кадастрового учета означает прекращение существования данного объекта недвижимости (подпункт 24 пункта 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости).

В нарушение статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости суд принял решение об исключении сведений о местоположении границ земельных участков ответчика, не установив наличие законных оснований для этого.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.

Согласно части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, выводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 “О судебном решении” установлено, что поскольку в силу части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда должен быть указан закон, которым руководствовался суд, необходимо указать в мотивировочной части материальный закон, примененный судом к данным правоотношениям, и процессуальные нормы, которыми руководствовался суд.

Этим требованиям вынесенные судебные постановления не отвечают.

Мотивировочные части решения и апелляционного определения не содержат ссылок на нормативно-правовые акты, подлежавшие применению при рассмотрении данного дела.

Кроме того, суд не установил, являлось ли СНТ надлежащим истцом по делу, поскольку в нарушение части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не исследовал вопрос о том, имел ли место переход к СНТ прав в отношении земельного участка, выделенного огородному товариществу “Екатерининская пустынь”.

Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения являются существенными и могут быть исправлены только посредством отмены решения Видновского городского суда Московской области от 23 июня 2015 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от суда от 12 октября 2015 г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Видновского городского суда Московской области от 23 июня 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 октября 2015 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Ссылка на основную публикацию