Как по новым правилам отражать в учете земельный участок, арендуемый у государства?
Российская организация (арендатор) берет в аренду на 57 лет земельный участок (ЗУ) у Департамента имущественных отношений субъекта РФ. Как отражать в бухгалтерском учете организации стоимость арендованного земельного участка (на балансе или за балансом) в связи с вступлением в силу ФСБУ 6/2022 “Основные средства”?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В анализируемой ситуации Организации следует вести бухгалтерский учет аренды земельного участка согласно ФСБУ 25/2018.
По общему правилу стоимость арендованного земельного участка отражается за балансом на счете 001 “Арендованные основные средства”, а стоимость права пользования участком на балансовом счете 01 “Основные средства”, субсчет “Право пользования активом”.
Если же Арендатор может применять упрощенный порядок учета (в случаях, предусмотренных п. 11 ФСБУ 25/2018), то он может не признавать право пользования земельным участком в качестве права пользования активом и не признавать обязательство по аренде.
Обоснование вывода:
С 1 января 2022 года обязательными к применению являются:
– Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2022 “Основные средства”, утвержденный приказом Минфина России от 17.09.2022 N 204н (ФСБУ 6/2020);
– Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 26/2022 “Капитальные вложения”, утвержденный приказом Минфина России от 17.09.2022 N 204н (ФСБУ 26/2020).
Согласно п. 4 ФСБУ 6/2020, в качестве основного средства отражается актив, характеризующийся одновременно следующими признаками:
а) имеет материально-вещественную форму;
б) предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд, либо для использования в деятельности некоммерческой организации, направленной на достижение целей, ради которых она создана;
в) предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
г) способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана).
Новый стандарт по учету основных средств ФСБУ 6/2022 не устанавливает особого порядка учета объектов основных средств (ОС), предназначенных для сдачи в аренду, или являющихся предметом аренды. В то же время п. 7 ФСБУ 6/2022 поясняет, что особенности бухгалтерского учета ОС, являющихся предметом договоров аренды (субаренды), а также иных договоров, положения которых по отдельности или во взаимосвязи предусматривают предоставление за плату имущества во временное пользование, регулируются ФСБУ 25/2018.
Приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 “Бухгалтерский учет аренды”. ФСБУ 25/2018 разработан на основе МСФО (IFRS) 16 “Аренда”, введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 11.07.2016 N 111н. Основные положения ФСБУ 25/2018 совпадают с МСФО (IFRS) 16 “Аренда”. ФСБУ 25/2018 применяют стороны договоров аренды, субаренды и иных договоров, по которым имущество предоставляется во временное пользование.
Согласно п. 2 ФСБУ 25/2018 “Бухгалтерский учет аренды” арендные взаимоотношения в целях бухгалтерского учета возникают в случаях, когда имущество арендодателя предоставляется за плату во временное пользование арендатору. Таким образом, у арендатора возникает право пользования имуществом арендодателя в течение определенного периода времени в обмен на вознаграждение. Дополнительно в п. 5 ФСБУ 25/2018 указано, что объекты бухгалтерского учета классифицируются как объекты учета аренды при единовременном выполнении следующих условий:
1) арендодатель предоставляет арендатору предмет аренды на определенный срок;
2) предмет аренды идентифицируется (предмет аренды определен в договоре аренды, и этим договором не предусмотрено право арендодателя по своему усмотрению заменить предмет аренды в любой момент в течение срока аренды);
3) арендатор имеет право на получение экономических выгод от использования предмета аренды в течение срока аренды;
4) арендатор имеет право определять, как и для какой цели используется предмет аренды в той степени, в которой это не предопределено техническими характеристиками предмета аренды.
Исходя из заданного нам вопроса, в анализируемой ситуации выполняются все условия классификации земельного участка как объекта учета аренды, приведенные в п. 5 ФСБУ 25/2018.
Таким образом, Организации следует вести бухгалтерский учет аренды земельного участка согласно ФСБУ 25/2018.
В общем случае согласно п. 10 ФСБУ 25/2018 на дату получения предмета аренды арендатор отражает в бухгалтерском учете право пользования активом (далее также – ППА) одновременно с обязательством по аренде (далее также – ОПА). Исключения сделаны только для малоценных объектов стоимостью до 300 000 руб., краткосрочных (менее года) договоров, а также организаций, имеющих право на ведение упрощенного учета.
Арендатор может применять упрощенный порядок учета в случаях, предусмотренных п. 11 ФСБУ 25/2018 (при выполнении условий, установленных п. 12 ФСБУ 25/2018):
а) срок аренды не превышает 12 месяцев на дату предоставления предмета аренды;
б) рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб. и при этом арендатор имеет возможность получать экономические выгоды от предмета аренды преимущественно независимо от других активов;
в) арендатор относится к экономическим субъектам, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее – упрощенные способы учета).
В анализируемой ситуации срок аренды заведомо превышает 12 месяцев. О том, выполняется ли одно из остальных условий, Арендатору следует сделать вывод самостоятельно.
В случае, если выполняется хотя бы одно из приведенных выше условий, Арендатор может не признавать право пользования ЗУ в качестве права пользования активом и не признавать обязательство по аренде в бухгалтерском учете.
В дальнейшем мы будем исходить из того, что в рассматриваемом случае исключения неприменимы, соответственно, Организации необходимо отразить в учете и ППА, и ОПА.
Пунктом 13 ФСБУ 25/2018 установлено, что право пользования активом признается по фактической стоимости. Фактическая стоимость ППА включает:
а) величину первоначальной оценки обязательства по аренде;
б) арендные платежи, осуществленные на дату предоставления предмета аренды или до такой даты;
в) затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях;
г) величину подлежащего исполнению арендатором оценочного обязательства, в частности, по демонтажу, перемещению предмета аренды, восстановлению окружающей среды, восстановлению предмета аренды до требуемого договором аренды состояния, если возникновение такого обязательства у арендатора обусловлено получением предмета аренды.
Согласно п. 14 ФСБУ 25/2018, обязательство по аренде первоначально оценивается как сумма приведенной стоимости будущих арендных платежей на дату этой оценки.
В п. 10 ФСБУ 25/2018 указано, что организация должна применять единую учетную политику в отношении права пользования активом и в отношении схожих по характеру использования активов. Схожие по характеру объекты при аренде – это основные средства. Собственные основные средства в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета (утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) учитываются на счете 01. Значит, право пользования Арендатору целесообразно тоже учитывать на счете 01. Для этого следует использовать отдельный субсчет к счету 01 “Право пользования активом”. Также рекомендуем открыть отдельный субсчет к счету 08 и назвать его, например, “Вложения в право пользования” и к счету 02 “Амортизация права пользования”.
Бухгалтерские проводки по признанию ППА могут выглядеть следующим образом:
Дебет 08, субсчет “Вложения в ППА”, Кредит 76, субсчет “Обязательство по аренде”
– получен в аренду земельный участок, определено ОПА в первоначальной оценке;
Дебет 01, субсчет “Право пользования активом”, Кредит 08, субсчет “Вложения в ППА”
– признано ППА по сформированной фактической стоимости.
Отметим, что в общем случае после признания ППА амортизируется. Пункт 17 ФСБУ 25/2018 устанавливает, что стоимость ППА не погашается посредством амортизации, если схожие по характеру использования активы не амортизируются. Поскольку стоимость земельных участков не амортизируется, то и право пользования рассматриваемым ЗУ не амортизируется.
Как указывалось выше, в соответствии с п. 4 ФСБУ 6/2022 в качестве основного средства отражается в первую очередь материально-вещественный актив, но не право на его использование.
Из анализа положений ФСБУ 25/2018 и ФСБУ 6/2022 следует вывод о том, что при признании в качестве внеоборотных активов Организации собственные и арендованные ОС подлежат обособленному представлению в ее бухгалтерском балансе: собственное имущество как основные средства, а арендованное имущество – как “права пользования активом”.
Таким образом, в анализируемой ситуации стоимость арендованного земельного участка отражается за балансом на счете 001 “Арендованные основные средства”, а право пользования активом на балансовом счете 01 “Основные средства”, субсчет “Право пользования активом”.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет вложений в земельные участки в соответствии с ФСБУ 6/2022 и ФСБУ 26/2020;
– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет у арендатора по ФСБУ 25/2018 с 1 января 2022 года;
– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет на забалансовых счетах;
– Вопрос: Учет арендуемого организацией земельного участка в соответствии с ФСБУ 25/2018 при условии, что в договоре аренды установлено целевое использование данного земельного участка (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2022 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил
Ответ прошел контроль качества
3 ноября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Расчет стоимости аренды земли у муниципалитета. Сроки найма участка, находящегося в собственности администрации
Каждый гражданин РФ, согласно Гражданскому кодексу, имеет право на доступ к земельным участкам, которые принадлежат региональным структурам.
Землю чаще всего арендуют с целью последующего перевода её в собственность, который осуществляется за плату в размере определённого процента от кадастровой стоимости, установленной региональным законодательством.
В статье мы рассмотрим, стоимость аренды земли, находящейся в собственности у администрации, формулу и примеры расчёта цены за участок.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !
Стоимость найма земли у муниципалитета
В Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 сказано, что арендная плата определяется, исходя из принципа экономической обоснованности (должна учитываться доходность земли, которая в свою очередь устанавливается прежде всего по назначению земли и разрешённому её использованию) и принципа простоты расчёта.
Она может определяться тремя способами: по кадастровой стоимости, по ставкам арендной платы, утверждённых для наделов федеральной собственности, и по рыночной стоимости.
Второй и третий способ являются исключительными и применяются только в особых случаях, которые обыкновенного арендатора — физическое лицо — не затрагивают никак.
Поэтому в статье рассмотрим расчёт арендной платы по кадастровой стоимости.
Формула и примеры расчёта цены
Размер платы в этом случае фиксирован. Он определяется следующей формулой:
Здесь А — это арендная плата, КС — кадастровая стоимость участка, а вот k — это коэффициент, который зависит от арендатора земли и от цели её сдачи в аренду.
Коэффициент может принимать такие значения:
- k = 0,0001. Применяется для лиц, которые освобождены от уплаты налога на землю, а также для участков, изъятых из оборота, но всё ещё подлежащих сдаче в аренду.
- k = 0,006. Используется в случае сдачи в аренду территории сельскохозяйственного назначения, для ведения личного хозяйства и под индивидуальное жилищное строительство.
- k = 0,02. Используется при сдаче надела в аренду для добычи полезных ископаемых на её территории.
- k = 0,015. Прямо установлен Земельным кодексом РФ и используется при заключении договора аренды во всех остальных случаях.
Пример 1. Кадастровая стоимость участка составляет 22 800 000 рублей. Арендатор — юридическое лицо, которое использует её с целью добычи полезных ископаемых. Таким образом, он должен выплачивать в год сумму в размере A = 22800000 * 0,002 = 456 000 рублей.
Пример 2. Кадастровая стоимость надела составляет 148 800 рублей, арендатор — физическое лицо, территория имеет сельскохозяйственное назначение. Арендная плата в этом случае составит A = 148800 * 0,006 = 888 рублей в год.
Пример 3. Кадастровая стоимость участка — 35 900 рублей, сам участок был загрязнён токсичными отходами, но всё ещё подлежит передаче в аренду. Арендатор будет платить за него 35900 * 0,0001 = 3 рубля 59 копеек в год.
Хотите знать, как рассчитать цену найма надела у государства на 49 лет?
Об этом расскажет еще одна статья нашего интернет-журнала!
Нужно ли платить НДС при найме надела у администрации?
При аренде участка земельный налог всегда выплачивается арендодателем. Это касается и найма у муниципальных структур.
Длительность прохождения процедуры
Процедура аренды земельного участка может занять длительное время. Это зависит как от выбранного вами способа аренды (через заявление, т. е. без торгов, или через аукцион), так и от того, был ли участок сформирован и поставлен на кадастровый учёт.
Чаще всего аренда предваряется торгами (аукционом), на которых определяется плата за участок. Лицо, предложившее наибольшую сумму, выигрывает торги и получает право на найм надела.
Торги могут быть инициированы самой администрацией или начаты по заявлению от гражданина. Кроме того, земля может быть арендована в обход аукциона, если арендатор пользуется льготами, а также если на земельный участок при подаче заявления со стороны гражданина за 30 дней не нашлось претендентов, желающих участвовать в аукционе.
Если вы участвуете в торгах, тогда вся операция займёт неделю (плюс 50-60 дней ожидания итогового решения). Если же вы подаёте заявление на имя главы администрации, то будьте готовы на ожидание в течение 60 дней.
Если при этом участок не зарегистрирован, то прибавьте к этому ещё минимум 5 дней на подготовку схемы и 40 дней на постановку его на учёт.
- Скачать бланк заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов
- Скачать бланк заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды земли
Сроки такой сделки
Сроки аренды муниципальной земли могут существенно варьироваться в зависимости от того, на какие цели берется участок. Возможная длительность данной сделки прописана в пункте 8 статьи 39.8 ЗК РФ.
Аренду земельных наделов у муниципалитета принято разделять на краткосрочную и долгосрочную. Краткосрочный вид оформляется максимально на 5 лет. Такую сделку заключают при аренде участков для строительства временных сооружений или организации парковок и тому подобное.
Долгосрочную аренду, срок которой превышает 5 лет, заключают для развития и последующего ведения фермерского хозяйства или, например, если собираются выкупить землю в собственность. Максимальный срок аренды земли у государства равен 49 годам.
Итоги
Итак, аренда земли может оказаться весьма выгодным мероприятием, поскольку обеспечивает возможность её последующего выкупа. В то же время необходимо учитывать её назначение (за использовании земли не по назначению грозит административная ответственность), трудоёмкость и длительность процесса аренды, а также собственные финансовые возможности и изменения местного законодательства, которое определяет стоимость последующего выкупа арендованной земли.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)
Закон Московской области № 221/2020-ОЗ «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2022 год»
Опубликован: Интернет-портал Правительства Московской области (www.mosreg.ru), 13.11.2020; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 16.11.2020; «Ежедневные Новости. Подмосковье», 23.11.2020
ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2022 год
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
В соответствии с Законом Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» настоящий Закон устанавливает базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2022 год (далее – земельные участки).
Статья 2. Порядок установления базового размера арендной платы за земельные участки
Значения базового размера арендной платы за земельные участки устанавливаются в соответствии с приложением к настоящему Закону, за исключением случаев, предусмотренных статьями 3−9 настоящего Закона.
Статья 3. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования, в границах населенных пунктов
1. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона, устанавливается:
1) в границах города, микрорайона, квартала в размере 20 процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных) соответствующего городского округа, города, микрорайона, квартала;
2) в границах поселков городского типа (рабочих или дачных)
в десятикратном размере базового размера арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа.
2. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, в границах сельских населенных пунктов устанавливается равным двукратному базовому размеру арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа.
Статья 4. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным), а также предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям, в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных)
Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных):
1) занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным);
2) предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям для размещения объектов, предназначенных для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, под индивидуальные и кооперативные гаражи,
устанавливается со всей площади земельного участка в размере 5 процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), но не менее 0,95 рубля за квадратный метр.
Статья 5. Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда
Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа. В иных случаях базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в размере 479 рублей за гектар.
Статья 6. Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий
Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий, устанавливается:
1) в границах населенных пунктов в размере 1,98 рубля за квадратный метр;
2) вне границ населенных пунктов в размере 1,66 рубля за квадратный метр.
Статья 7. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых бытовых отходов
Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых бытовых отходов, устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности
и земли иного специального назначения.
Статья 8. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами (кроме полигонов твердых бытовых отходов), аэродромами, аэропортами и вертодромами
Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами (кроме полигонов твердых бытовых отходов), аэродромами, аэропортами и вертодромами, устанавливается:
1) на землях населенных пунктов в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
2) на землях иных категорий в размере 2,40 рубля за квадратный метр.
Статья 9. Базовый размер арендной платы за нарушенные земли
1. При предоставлении в аренду земельных участков из земель населенных пунктов базовый размер арендной платы за нарушенные земли при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель устанавливается в размере 3,03 рубля за квадратный метр.
2. Для целей настоящего Закона под нарушенными землями понимаются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.
Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьев
« 12 » ноября 2022 года
Московской областной Думы
от 29.10.2022 № 5/129-П
к Закону Московской области «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся
в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2022 год»
Базовый размер
арендной платы за земельные участки, находящиеся
в собственности Московской области или государственная
собственность на которые не разграничена на территории Московской области
Наименование городского округа, населенного пункта, микрорайона, квартала
Базовый размер арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных) (руб./кв. м)
Базовый размер арендной платы за земли населенных пунктов в границах сельских населенных пунктов и вне границ населенных пунктов
(руб./кв. м)*
Базовый размер арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения (руб./га)
Базовый размер арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
(руб./кв. м)***
за земельные участки, предоставленные юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица
Как арендовать земельный участок у государства: цена, условия и правила участия в торгах
Земельное право
По действующим нормам возможна аренда земли у государства гражданами РФ, субъектами предпринимательской деятельности и некоммерческими организациями. Для правильного выполнения этой процедуры необходимо ознакомиться с регламентом и выяснить порядок формирования цены.
Правила аренды земли
Все действия, связанные с временной передачей прав собственности на земельные участки в России регламентированы статьей №38 ЗК РФ. Доступные варианты представлены на официальном сайте «Кадастровая карта». На ней можно выбрать определенный свободный участок, ознакомиться с его статусом и информацией – кадастровый номер, установленная стоимость, точная площадь.
При выборе нужно учитывать следующие особенности:
- Участок земли не должен находиться на территории заповедника, у границ страны, у закрытых территориальных образований, объектах военного назначения и АЭС.
- Арендовать землю могут как резиденты, так и нерезиденты РФ.
- Государственная собственность может быть федерального, регионального или муниципального вида. От этого зависит цена.
- Срок аренды – от 5 до 49 лет, бессрочная (статья №610 ГК РФ) или с правом выкупа. В последнем случае составляется смешанное соглашение, в котором прописываются условия временного использования и последующая продажа.
Дополнительно учитывается целевое назначение аренды – комиссии должны быть предъявлены сведения о дальнейшем использовании земли. Перед тем, как арендовать землю у государства – нужно определиться с ее целевым использованием.
Срок предоставления земли зависит от задекларированных целей. Так, для ИЖС или ЛПХ он может достигать 49 лет. Если же планируется банально под огород – до 3-х лет.
Читайте также Как оформить земельный участок по дачной амнистии: перечень документов и порядок действий
Формирование стоимости
Потенциальный арендатор не может повлиять на базовую стоимость земли. При этом у него нет возможность узнать, сколько будет стоить арендовать землю у государства, так как цена оглашается только по факту начала торгов.
Можно самостоятельно спрогнозировать порядок суммы. Для этого нужно проанализировать действующую методику расчета, которая включается в себя такие факторы:
- Категория – сельскохозяйственная, для последующего поселения, лесного фонда, специального назначения. Чаще всего арендуют первые две категории, причем с/х будет стоить намного дешевле.
- Кадастровая стоимость. Если оценка не проводилась последние 5 лет – применяется среднерыночная цена. В отдельных случаях ее могут установить местные органы власти.
- Заявленное назначение со стороны потенциального арендатора.
- Результаты публичных торгов.
Согласно действующих норм законодательства взять землю в аренду у государства на безвозмездной основе могут участники программ по переселению.
Если торги не проводятся – стоимость рассчитывается по формуле:
Где А – кадастровая цена;
С – специальный коэффициент.
Его значение приведено в таблице:
На основании данных государственной статистики были рассчитаны средние значения стоимости аренды земли по регионам России.
Будущий арендатор не может напрямую повлиять на оценку участка. Единственный официальный доступный механизм – участие в торгах. Если конкуренция небольшая – рост стоимости относительно базовой будет незначительным.
Порядок оформления аренды
Инициатором аукциона могут быть резиденты и нерезиденты России. Исключением являются объекты, расположенные на территории Севастополя, Москвы и Санкт-Петербурга. Для участия необходимо собрать пакет документов и предоставить его в Департамент земельных ресурсов (местное отделение) или имущественных отношений.
Читайте также Определение и расчет кадастровой стоимости земельного участка, порядок оспаривания в суде
Перечень необходимых документов:
- Заявление о рассмотрении возможности аренды. Составляется в свободной форме, указывается точное расположение участка, его характеристики.
- Для физических лиц – копия паспорта и ИНН.
- Для юридических субъектов – учредительные документы.
- Справка из кадастрового реестра о текущем статусе земли.
Государственный орган должен официально объявить о начале процедуры поиска арендатора в прессе. Если будут заявлены дополнительные претенденты с такими же условиями, что и у инициатора – проводятся торги. Альтернативный вариант – местные власти самостоятельно устанавливают стоимость на основе действующих методик.
Время рассмотрения заявления не регламентировано, на практике ответ о возможности временного владения землей формируется в течение 1 месяца.
Для участия в торгах необходимо внести заявленную властями сумму залога. Она будет возвращена при проигрыше на торгах или учтена в счет арендной платы при положительном решении.
На что нужно обратить внимание
Так как процедура может занять много времени и средств – к ней необходимо тщательно подготовиться. Главное – провести комплексный анализ состояния интересующего земельного участка. Он должен соответствовать поставленным целям – застройка, сельскохозяйственные работы, для огородничества.
Что нужно учитывать:
- наличие или возможность проведения инженерных коммуникаций – электричество, водопроводные сети, газоснабжение;
- состояние почвы – ее состав, грунтовые воды;
- наличие построек на территории.
От этого будет зависеть не только арендная плата, но и сумма налогов. Дополнительно продумываются действия по окончанию срока временного использования. С 2015 г бывшие арендаторы потеряли исключительное право приоритета во время проведения торгов. Это актуально для жилых застроек, которые в случае нарушения могут отойти государству.
В видеоматериале можно ознакомиться с особенностями выбора не арендованного участка на интерактивной кадастровой карте:
Аренда земли у государства: сколько стоит и что влияет на цену?
Земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, может быть взят в аренду физическими и юридическими лицами, на условиях, определяемых законодательством РФ. Размер арендной платы имеет особое значение во взаимоотношения арендодателя и арендатора, поэтому должен быть четко определен. Конечная стоимость временного пользования земельным участком, которым владеет государство, определяется с учетом массы особенностей.
От чего зависит цена на арендованный ЗУ?
Сколько стоит аренда земли, находящейся в собственности государства, зависит от нескольких факторов. Арендодатель сохраняет за собой право решать, на каких условия предоставлять землю арендатору. Цена зависит от региона расположения, площади и предназначения земельного участка, который планируется сдавать в аренду.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, размер арендной платы зависит от семи факторов:
- Принцип экономической обоснованности. Учитывается доходность самого участка, категория земель, где он располагается, и государственные тарифы на работу организаций, ведущих деятельность на аналогичных земельных участках.
- Принцип предсказуемости расчета размера арендой платы, согласно которому органы государственной власти и самоуправления могут определять порядок расчета арендатора с арендодателем и пересматривать условия пользования ЗУ в одностороннем порядке.
- Принцип максимально допустимой простоты расчетов между арендатором и арендодателем. Допускается возможность определения цены за временное пользование участком на основании его кадастровой стоимости (подробнее о том, как в зависимости от кадастровой стоимости рассчитывается сумма за аренду муниципальных земель, мы рассказывали тут).
- Принцип недопущения ухудшения экономического положения землепользователей. Определяет недопустимость превышение размера арендной платы более чем вдвое превышающего сумму земельного налога на данном участке.
- Принцип поддержки социально значимых видов деятельности. Для лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, размер арендной платы не может превышать его значение (как рассчитывают размер земельного налога и кто может быть освобожден от его уплаты узнаете здесь).
- Принцип запрета необоснованных предпочтений. Земельные участки, которые принадлежат определенному публично-правовому образованию и относятся к одной категории, а также используются для ведения одного вида деятельности, должны предоставляться в аренду на одинаковых условиях.
- Принцип учета наличия ограничений на приобретение в собственность ЗУ, на котором располагается здание или сооружение, собственниками которого могут быть арендаторы. Размер арендной платы за эксплуатацию ЗУ с ограниченным правом приобретения не должен превышать земельный налог на пользование участка без такого ограничения.
Как рассчитывается?
Для определения точного размера арендной платы применяется формула:
A = KC * k, где:
- A – размер арендной платы;
- KC – кадастровая стоимость ЗУ;
- k – коэффициент, определяемый арендодателем в зависимости от цели, с которой участок берется во временное пользование арендатором.
Коэффициент обычно принимает следующие значения:
- 0,0001. Применяется в случаях, когда арендатором выступает лицо, освобожденное от уплаты земельного налога, а также когда арендуется ЗУ, который изъят из оборота, но подлежащий сдаче во временное пользование.
- 0,006. Применяется для расчета стоимости за временное пользование участками сельскохозяйственного назначения, ведения хозяйства и в случае сдачи ЗУ под индивидуальное жилищное строительство.
- 0,02. Используется, если участок берется в аренду с целью добычи полезных ископаемых на его территории.
- 0,015. Применяется для расчета размера АП во всех остальных случаях.
Подробнее о различных методиках расчета стоимости аренды земельных участков мы рассказываем в специальной публикации.
Взять в наем без проведения торгов
Согласно статье 39.6 ЗК РФ, торги не проводятся при предоставлении в аренду:
- Юридическим лицам по указу или распоряжению Президента РФ.
- Юридическим лицам в соответствии с распоряжение Правительства РФ с целью размещения объектов культурного назначения, проведения инвестиционных проектов.
- Юридическим лицам по распоряжению высших должностных лиц субъектов РФ для размещения объектов коммунально-бытового значения.
- Для исполнения международных обязательств России, а также юрлицам для установки объектов и оборудования, обеспечивающих водо-, электро-, тепло- и газоснабжения, а также водоотведения и связи.
- Земельного участка, образованного из другого муниципального участка земли, для комплексного освоения территории.
- Некоммерческой организации для комплексного освоения территории и проведения индивидуального жилищного строительства.
- Садоводческой или огороднической некоммерческой структуре.
- Ограниченного в обороте участка, который является ЗУ общего назначения и размещается на границе ведения садоводства и огородничества для собственных нужд.
Также взять в аренду участок у государства без торгов имеют право следующие категории граждан:
- Собственники зданий и сооружений, которые размещены на участке, которые берется во временное пользование.
- Владельцы недостроенных объектов.
- Граждане РФ, которые пользуются льготами на предоставление ЗУ без очереди.
- Лица, земля которых изымалась в государственных интересах.
Формула для аукциона
В большинстве случае, для получения земельного участка, находящего в собственности государства, во временное пользование, необходимо победить в торгах. Информация по аукциону обычно публикуется за месяц и более до начала самих торгов. Все участники вносят задаток и подают заявления не позднее, чем за 5 дней до аукциона.
Начальная цена составляет 1,5% кадастровой стоимости участка, либо равняется рыночному размеру арендной платы, который устанавливается в результате оценки ЗУ.
Больше информации о взятии в аренду участка через торги найдете в специальной статье.
Отличия в расчете стоимости, исходя из вида, на примере участка под сельское хозяйство
При сдаче земельного участка в аренду и определении стоимости арендной платы под сельское хозяйство учитываются следующие факторы:
- Необходимость поддержания плодородия почвы с применением агротехники.
- Зависимость с/х угодий от особенностей физико-географических характеристик территории.
- Риск ведения с/х, основанный на вероятности возникновения природных катаклизмов, способных уничтожить урожай (наводнения, засухи и др.).
- Колебание цен на с/х продукцию, содержание сельскохозяйственной техники и т.д.
- Плотность населения отдаленных районов, которые чаще всего и используются для ведения сельского хозяйства.
- Развитость инфраструктуры, особенно наличие дорог с твердым покрытием.
При расчете стоимости аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства, учитываются и общие принципы определения размера арендной платы, описанные в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
О всех нюансах взятия в аренду участка под ведение сельского хозяйства, об условиях и стоимости такой аренды, мы рассказываем в отдельной статье, а о том, как заключается договор получения земли под такие нужды, узнаете тут.
Влияние месторасположения на конечную сумму
Расположение земельного участка сильно влияет на величину арендной платы. Поправочные коэффициенты индивидуальны для каждого региона и населенного пункта.
Регион РФ | Размер аренды одного гектара земли в год |
Кабардино-Балкарская Республика | 2200 р. |
Пензенская область | 1463 р. |
Республика Чувашия | 500 р. |
Орловская область | 900 р. |
Московская область | 1400-20000 р. |
Краснодарский край | 705-4500 р. |
Ленинградская область | 3400 р. |
Свердловская область | 400-875 р. |
Ростовская область | 1000-4700 р. |
Стоимость аренды в некоторых регионах сильно варьируется именно из-за особенностей оценки земель под сельскохозяйственные нужды, которые были рассмотрены выше.
Как арендовать надел у бесплатно?
Чтобы пользоваться земельным участком на правах аренды бесплатно, нужно попадать под категорию граждан, пользующихся льготами. Льготники в течении шести лет пользуются землей на правах аренды, а потом могут оформить ее в собственность. На получение ЗУ бесплатно имеют право:
- герои России;
- герои труда;
- кавалеры ордена Славы;
- герои СССР;
- герои социалистического труда.
Также есть и другие категории граждан, которые могут получить право на бесплатное пользование земельным участком, но в разных регионах они могут отличаться. В большей части субъектов РФ это право также имеют:
- многодетные семьи и граждане, нуждающиеся в предоставлении жилья;
- ближние родственники погибшего героя России;
- дети-сироты;
- ветераны Великой отечественной войны;
- чернобыльцы-ликвидаторы;
- служащие бюджетных учреждений;
- сотрудники ОВД.
Обычно в регионах, где достаточно свободных земель, перечень льготников достаточно широк, а в густонаселенной местности получить право на бесплатное временное пользование земельным участком с правом получения в собственность могут не так много категорий граждан.
Как получить участок земли в аренду у государства – стоимость и правила оформления
Наличие земельного участка – необходимое условие для начала собственного бизнеса, организации приусадебного хозяйства или возведения частного дома. Стоимость надела в районах с развитой инфраструктурой настолько высока, что оказывается недоступной не только для граждан, но и для предпринимателей. Выход есть: аренда земли у государства, на которую, согласно нормам закона, имеет право каждый россиянин. Этот инструмент позволяет в дальнейшем стать собственником полученной площади на упрощенных условиях.
Какие земли сдаются в аренду?
Российское законодательство провозглашает равные права граждан на землю. На практике это положение реализуется через институт аренды участков, находящихся в публичной, т.е. государственной собственности.
Граждане вправе арендовать земельные наделы, если последние:
- не относятся к запрещенным категориям;
- предоставляют возможности для подключения коммуникаций;
- состоят на кадастровом учете.
Возможности аренды не распространяются на земли, которые относятся к территории заповедников и национальных парков, на которых располагаются объекты военно-промышленного комплекса и закрытые производства (например, атомная энергетика).
Законодательство не ограничивает площадь передаваемых гражданам участков. Их можно получить во временное пользование на период 1-49 лет.
Как получить участок для застройки?
Участки, на которых предполагается возведение зданий и сооружений, реализуются через аукционы, организуемые по инициативе муниципальных властей. Чтобы быть в курсе актуальных предложений, нужно постоянно просматривать официальный сайт администрации, городские газеты и журналы.
Хлопоты об организации и проведении аукциона ложатся на местную администрацию. Она выбирает и публикует место и время события, определяет начальную стоимость, правила «игры» и сроки заключения договора с победителем. Сведения о торгах должны быть размещены в общедоступных источниках не позднее, чем за 30 дней до мероприятия.
Как получить землю в аренду у государства, если муниципалитет выступил инициатором торгов? Нужно не позднее, чем за пять дней до события, принести лично или направить по интернету документы:
- заполненную заявку;
- копию удостоверения личности;
- платежку, подтверждающую внесение денежного обеспечения.
Будущему временному владельцу не о чем беспокоиться: реализуемые участки предназначены для строительных нужд согласно местным правовым актам. Побеждает тот участник аукциона, который называет наивысшую арендную плату. Первоначальная ставка устанавливается на уровне 1-2% от кадастровой стоимости надела, затем в ходе торгов она поднимается.
С 2015 года муниципалитеты могут включать в один аукционный лот только один участок земли. Это законодательное правило введено для того, чтобы аренда оказалась доступной как для крупных фирм, так и для физических лиц.
Аукционы, проводимые по инициативе граждан
Получить землю в аренду с правом выкупа могут граждане, выступающие инициаторами торгов. Объектом аукциона являются уже сформированные наделы (т.е. поставленные на кадастровый учет) и земли сельскохозяйственного назначения.
Порядок получения участка включает следующие шаги:
- Надо узнать, какие свободные земли имеются в муниципальной собственности.
Самый простой способ – обратиться в МФЦ и запросить выписку из ЕГРП по собственнику «муниципалитет». Как получить документ – подскажут сотрудники госучреждения. Услуга платная: цена за нее составляет 200 рублей.
- Нужно выбрать участок из свободных земель.
Необходимо открыть карту РосРеестра и, используя кадастровые номера, получить сведения обо всех свободных наделах: площадь, точное место нахождения, предназначение, наличие собственника и т.д.
Из свободных вариантов следует выбрать наилучший. Специалисты советуют выехать «в поля» и отсмотреть приглянувшиеся варианты. Обратите внимание, пригодны ли они для сельского хозяйства или застройки, нет ли на их территории заброшенных промышленных сооружений и линий электропередач, можно ли подключить их к коммуникациям.
- Необходимо инициировать проведение торгов.
В этих целях пишется заявление на имя городской администрации и подается муниципальным властям на рассмотрение. Будьте готовы ждать: до получения положительного или отрицательного решения может пройти 30-60 дней.
В аукционе могут отказать, если в торгах будет участвовать менее 2-х человек, другой гражданин обратился раньше вас, границы надела будут уточняться, по нему имеются обременения и т.д.
- Следует явиться на аукцион по аренде.
Торги проходят по стандартному сценарию: муниципальные власти определяют стартовую арендную плату, участники поднимают ее с установленным шагом. Побеждает тот, кто предложил больше. С ним заключается договор на период 3-20 лет с возможностью последующего выкупа земельного надела.
Инициирование торгов имеет существенный минус: после масштабной работы по поиску участка и длительного ожидания гражданин может остаться ни с чем, если кто-либо предложит большую цену. Плюс метода в том, что он позволяет брать в аренду большие площади с возможностью выкупа в собственность, не совершая трат на постановку на кадастровый учет.
Льготные категории граждан
Действующее законодательство определяет категории граждан, которые вправе получить земельные участки бесплатно и без предварительного проведения аукциона. Они могут претендовать на аренду наделов в черте города, в том числе зарезервированных городскими властями для своих нужд.
Для льготников действует ограничение по величине арендной платы: она не может превышать размер земельного налога.
Многодетным семьям нужно учитывать последние изменения в земельном законодательстве. Теперь для получения участка они должны встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для этого нужно, чтобы в имеющейся квартире (доме) на человека приходилось не более 11 м кв. площади.