Ст 316 ТК РФ 2022 года

Поправки в раздел X Трудового кодекса РФ приняты: что учесть специалисту по охране труда?

С 1 марта 2022 года начнет действовать новая редакция Трудового кодекса РФ, в т. ч. актуализирован раздел, регламентирующий охрану труда и подзаконные акты к нему. Рассмотрим основные изменения и нововведения и разберемся, что и как нужно учесть в работе специалисту по охране труда.

В последний день весенней сессии депутаты Государственной думы в 3 чтении приняли поправки в Трудовой кодекс РФ[1]. Одновременно Минтруд России разместил для обсуждения тексты законопроектов, детализирующие нововведения. Основная цель изменений — совершенствование механизмов предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний.

Основные новшества новой редакции трудового кодекса РФ

Самоконтроль — новое право работодателя

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)».

За неприменение средств индивидуальной защиты — неоплачиваемый простой

В соответствии с новыми требованиями ст. 76 ТК РФ работодатель обязан будет отстранить от работы работника, «не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты[2], применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях».

Сохранение рабочего места и среднего заработка на время психиатрического освидетельствования

В соответствии с новой редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров, а с 1 марта будущего года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования.

Запретительные меры в сфере труда женщин изменяются на ограничительные

Законодатель следует международному тренду на гендерное равенство. С 1 января 2021 года действует новый Перечень производств, работ и должностей, на которых ограничивается труд женщин[3] (далее — Перечень).

В обновленном Перечне вместо слов о запрете труда женщин на определенных работах предполагается только ограничение на его применение. В документе применяется иная классификация производств и работ[4], где ограничивается женский труд.

Например, новой редакцией предусмотрено, что применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, ограничивается. В действующей редакции применять труд женщин на соответствующих работах запрещено.

Также сняты ограничения по работе женщин на воздушном и водном транспорте и в качестве дальнобойщиков — водителей большегрузных автомобилей. Установлен безусловный запрет только на девять видов работ, которые упомянуты в п. 89–98 Перечня (среди них тушение пожаров, транспортировка, погрузка, разгрузка вручную ядохимикатов и др.). В остальных случаях труд женщин запрещен во вредных и опасных условиях труда, а также когда не проведена специальная оценка условий труда (СОУТ).

Для гармонизации законодательства (Трудового кодекса РФ и его подзаконного акта — Перечня) вносятся изменения в раздел XII, главу 41, ст. 253 ТК РФ.

Вместе с новой редакцией Трудового кодекса РФ с 1 марта 2022 года вступят в силу и его подзаконные акты

Требования Трудового кодекса РФ, как и сейчас, будут детализированы в его подзаконных нормативных актах.

Охрана труда: апгрейд раздела X «Охрана труда» ТК РФ

Наибольшее количество корректировок внесено в раздел X «Охрана труда» ТК РФ. Далее подробно разберем, что изменилось и на что особенно надо обратить внимание.

РАЗДЕЛ X «ОХРАНА ТРУДА «ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ

Новая редакция раздела содержит большое количество новшеств. Ряд требований был включен впервые, а некоторые скорректированы или вовсе исключены. Одни изменения мелкие, носят технический характер и не повлияют на работу специалиста по охране труда (далее — СОТ, ОТ) и кадровика, а другие потребуют внесения изменений в локальные нормативные акты (ЛНА).

Самые серьезные изменения ждут нас:

• после 1 марта 2022 года — когда новая редакция вступит в законную силу, и

• во второй половине 2024 года — когда нам придется разрабатывать новые нормы выдачи СИЗ.

А сейчас обо всем по порядку.

Изменилась структура

В разделе X ТК РФ стало на 1 главу и 9 статей больше:

Структура раздела X ТК РФ

Структура раздела X ТК РФ

Раздел X дополнен и скорректирован, или 12 моментов, на которые обратим внимание

Главы переформатированы, дополнены новыми статьями, а содержание действующих статей частично изменено. В частности:

1. Разграничены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области ОТ.

2. Изложены государственные нормативные требования ОТ и национальные стандарты безопасности труда, а также порядок осуществления государственной экспертизы условий труда.

3. Установлен порядок соответствия зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям ОТ.

4. Изложены обязанности и права работодателя, а также обязанности и права работника в области ОТ.

5. Регламентирован порядок введения запрета на работу в опасных условиях труда.

6. Изложены гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ.

7. Закреплены права работников на получение информации об условиях и ОТ, а также права работников на санитарно-бытовое обслуживание.

8. Установлен порядок управления профессиональными рисками на рабочих местах.

9. Изложены правила обучения по ОТ, правила проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников, правила обеспечения работников СИЗ, порядок обеспечения работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием.

10. Определен порядок создания службы ОТ у работодателя, а также комитетов (комиссий) по ОТ.

11. Определены порядок и условия финансирования мероприятий по улучшению условий и ОТ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников, добровольных взносов организаций и физических лиц, а также работодателями.

12. Установлен порядок расследования, оформления (рассмотрения), учета микроповреждений (микротравм), несчастных случаев на производстве.

[1] https://clck.ru/VPTEy. Проект Федерального закона «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации» (далее — Проект). Доступен для скачивания (услуга «Сервис форм»).

[3] Приказ Минтруда России от 18 июля 2019 г. № 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин».

[4] По сравнению с утратившим силу Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162.

С. Г. Подберезина,
эксперт, консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 4, 2021.

Статья 316 ТК РФ. Районный коэффициент к заработной плате

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Комментарии к ст. 316 ТК РФ

1. В информационном письме Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России, Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России и ПФР от 19 мая, 9 июня 2003 г. N 670-9/1199-16/25-23/5995 приводятся районные коэффициенты к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (не приводится).

2. Районные коэффициенты к заработной плате установлены:

Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 216 “О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями”;

письмом ПФР от 6 августа 2002 г. N ЛЧ-06-25/7153 “О порядке установления повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации”;

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 84 “Об установлении районного коэффициента к заработной плате работников Российской антарктической экспедиции;

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. N 1631 “О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края”;

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 1996 г. N 1489 “Об установлении коэффициента к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности на территории Александрово-Гайского района Саратовской области”;

Постановлением Правительства РФ от 21 октября 1996 г. N 1256 “О мерах государственной поддержки в преодолении депрессивных явлений в экономике Алтайского края”;

Постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 534 “О мерах по решению неотложных проблем стабилизации социально-экономического положения в Новосибирской области”;

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1994 г. N 856 “О повышении районных коэффициентов в Республике Тыва в связи с отнесением ее территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям”;

Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 1994 г. N 155 “Об отнесении отдельных территорий Республики Карелия к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям”;

Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1004 “Об установлении для работников предприятий, учреждений и организаций отдельных районов Ростовской области коэффициента к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности”;

Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 29 мая 1993 г. N 512 “О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Горный Алтай”;

Законом РФ “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”;

Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 1992 г. N 933 “О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакасия”;

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. N 868 “О районном коэффициенте для города Мурманска-140”;

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 1992 г. N 494 “О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям на территории некоторых районов Вологодской области”;

Постановлением Правительства РФ от 27 мая 1992 г. N 348 “О повышении районного коэффициента в поселке Туманный Кольского района Мурманской области”;

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1992 г. N 309 “О повышении районных коэффициентов в отдельных районах и городах Томской области”;

Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 1992 г. N 239 “Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов”;

распоряжением Правительства РФ от 29 января 1992 г. N 176-р “О дополнении к Постановлению Правительства РСФСР от 27 ноября 1991 года N 25”;

распоряжением Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г. N 199-р “Об отмене ограничений на заработную плату”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 июня 1990 г. N 259/10-65 “О коэффициенте за работу в пустынной и безводной местности к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в населенных пунктах в 8-километровой санитарно-защитной зоне Астраханского газового комплекса”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 июня 1990 г. N 258/10-64 “О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, в северных и восточных районах Вологодской области”;

Постановлением Совета Министров СССР от 1 июня 1990 г. N 547 “О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, в северных и восточных районах Вологодской области”;

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 1 августа 1989 г. N 601 “О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Кемеровской области и на территории гг. Воркуты и Инты”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 октября 1988 г. N 546/25-5 “О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, в северных районах Кировской области, в северных и восточных районах Казахской ССР”;

Постановлением Совета Министров СССР от 23 сентября 1988 г. N 1114 “О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, в северных районах Кировской области, в северных и восточных районах Казахской ССР”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 января 1988 г. N 15/2-42 “О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства, расположенных в Бодайбинском районе Иркутской области”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 июля 1987 г. N 403/20-155 “О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР”;

Постановлением Госкомтруда СССР от 19 февраля 1987 г. N 106 “О коэффициенте за работу в пустынной и безводной местности к заработной плате работников предприятий и организаций, обслуживающих строительство и эксплуатацию Астраханского газоконденсатного месторождения”;

распоряжением Совета Министров СССР от 10 февраля 1987 г. N 296-р “О распространении на работников предприятий и организаций Мингазпрома СССР, выезжающих на объекты по добыче и транспортировке газа, расположенные в районах Крайнего Севера, порядка выплаты процентных надбавок к заработной плате, предоставления дополнительных отпусков и применения районного коэффициента к заработной плате”;

Постановлением Совета Министров СССР от 11 января 1979 г. N 39 “О надбавках к заработной плате и дополнительных отпусках работников нефтяной промышленности, направляемых для выполнения работ в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к этим районам, из других районов страны”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 марта 1977 г. N 54/5 “О коэффициентах к заработной плате работников железнодорожного транспорта Казахской, Северной и Южно-Уральской железных дорог”;

Постановлением Совета Министров СССР от 20 февраля 1974 г. N 124 “О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и связи, расположенных в районах Урала, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены”;

распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972 г. N 4-р “О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в отдельных районах Алтайского края”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 г. N 325/24 “О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 августа 1971 г. N 316/22 “О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР”;

Постановлением Госкомтруда СССР от 6 августа 1971 г. N 315 “Об установлении коэффициентов к заработной плате работников предприятий и организаций, находящихся в пустынных и безводных районах на Черных землях и Кизлярских пастбищах”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г. N 421/26 “О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения”;

Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1969 г. N 823 “О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 апреля 1968 г. N 115/12 “О районном коэффициенте к заработной плате работников Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28 “О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1967 г. N 487/31 “О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в районах освоения нефтяных и газовых месторождений в северных районах Томской области”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16 апреля 1966 г. N 216/9 “О районных коэффициентах к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведки и строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств, занятых на территории Томской области севернее 60 градусов северной широты”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 22 февраля 1966 г. N 90/5 “О районном коэффициенте к заработной плате работников станции Таш-Кумыр Среднеазиатской железной дороги”;

Постановлением Госкомтруда СССР от 23 июня 1965 г. N 401 “Об установлении районных коэффициентов к заработной плате профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, работников научно-исследовательских, проектных, конструкторских и некоторых других организаций и учреждений, занятых в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 24 февраля 1965 г. N 112/7 “Об утверждении коэффициента к заработной плате работников строительных и ремонтно-строительных организаций, занятых в отдельных районах Татарской АССР”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1964 г. N 611/35 “О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18 “Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 18 декабря 1963 г. N 359/32 “Об утверждении районного коэффициента к заработной плате работников железнодорожного транспорта, работающих на железнодорожном участке станция Комсомольская – Разъезд 165 км Октябрьской железной дороги”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 ноября 1960 г. N 1251/28 “Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников железнодорожного транспорта”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 марта 1960 г. N 470/9 “Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников предприятий, организаций и флота рыбной промышленности”;

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 марта 1960 г. N 453/9 “Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников строительных и ремонтно-строительных организаций”.

3. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отказала в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Постановления главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 г. N 9 “О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области”, поскольку оспариваемые нормы не противоречат федеральному законодательству (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 марта 2008 г. N 66-Г08-1).

Статья 316 ТК РФ. Районный коэффициент к заработной плате (действующая редакция)

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Комментарий к ст. 316 ТК РФ

1. Районный коэффициент является показателем относительного увеличения размера заработной платы, вводимого в целях компенсации дополнительных материальных и физиологических затрат, связанных с работой в суровом климате Крайнего Севера и приравненных местностей.

2. В соответствии с комментируемой статьей размеры районных коэффициентов и порядок их применения определяются Правительством РФ, однако в настоящее время такой нормативный правовой акт отсутствует. До его принятия размеры районных коэффициентов должны определяться нормативными правовыми актами Союза ССР, действующими в части, не противоречащей ТК.

Сегодня размеры районных коэффициентов дифференцированы в зависимости от природно-климатических условий в различных районах Крайнего Севера и в приравненных местностях и установлены для производственной и непроизводственной отраслей многочисленными нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР и постсоветского периода, действующими в части, не противоречащей ТК.

Размеры районных коэффициентов в производственных отраслях определены в совместных Постановлениях Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27.07.1959 N 527/13, от 31.03.1960 N 453/9, 458/9, 470/9, 476/9, от 18.06.1960 N 815/17, от 07.09.1960 N 1089/23, от 07.10.1960 N 1166/26, от 08.10.1960 N 1167/26, от 03.11.1960 N 1251/28, от 22.11.1960 N 1296/30, от 29.11.1960 N 1310/29, от 23.09.1969 N 379/23, от 28.02.1974 N 46/7, от 02.07.1987 N 403/20-155, от 17.10.1988 N 546/25-5, от 29.06.1990 N 258/10-64, а также в Постановлении Совета Министров СССР от 23.09.1988 N 1114, Указе Президента РФ от 16.09.1992 N 1085, Постановлениях Правительства РФ от 27.05.1992 N 348, от 16.07.1992 N 494, от 12.11.1992 N 868, от 25.02.1994 N 155, Приказе ГКЧС от 20.04.1993 N 150 и некоторых других нормативных правовых актах и установлены в диапазоне от 1,15 до 2,0.

Районные коэффициенты к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждены совместным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18.

Сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для работников непроизводственных отраслей содержатся в информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 N 670-9, Пенсионного фонда РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995. При этом самый высокий коэффициент – 2,0 – применяется на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря и острова Диксон), в некоторых местностях Республики Саха (Якутия), определенных районах Сахалинской области, на территории Чукотского автономного округа и в некоторых других районах. Самый низкий районный коэффициент – 1,15 – применяется в Республике Карелия, за исключением отдельных районов, где он установлен в более высоком размере.

3. Применение районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начинается с первого дня работы в указанных районах и местностях.

4. Начисление районного коэффициента осуществляется на фактическую заработную плату работника, полученную им в соответствующем месяце (без учета процентных надбавок, единовременных поощрительных выплат, не предусмотренных системой оплаты труда, материальной помощи, а также персональных надбавок).

5. Применение районного коэффициента не зависит от размера и порядка установления тарифных ставок или окладов, надбавок, доплат, стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, а также иных составляющих заработной платы работника. Его применение возможно при любой системе оплаты труда. Введение новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов само по себе не предполагает отмены районного коэффициента, а также изменения его размеров и порядка применения.

6. Районный коэффициент не образует новых тарифных ставок и окладов, поэтому в тех случаях, когда в соответствии с законодательством определенные выплаты должны производиться только из расчета тарифной ставки или должностного оклада, он не должен применяться.

7. Районный коэффициент применяется к заработной плате всех работников, заключивших трудовые договоры о работе на Крайнем Севере и приравненных местностях, включая временных и сезонных работников, а также совместителей.

8. Размер заработка, на который начисляются районные коэффициенты, сегодня не ограничен, что предусмотрено распоряжением Правительства РСФСР от 26.12.1991 N 199-р, отменившим существовавшие ранее ограничения.

9. Районный коэффициент не начисляется на заработную плату работников, командированных на Крайний Север и в приравненные местности из районов, где районные коэффициенты не применяются. Однако если за указанными работниками по основному месту работы заработная плата не сохраняется, то оплата их труда осуществляется по правилам, установленным в организации, куда командирован работник.

10. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств соответствующих региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований более высокие размеры районных коэффициентов для организаций, финансируемых из указанных бюджетов.

Отдельные субъекты РФ реализовали предоставленное им право и установили более высокие размеры районных коэффициентов по сравнению с размерами, предусмотренными для лиц, работающих в организациях, финансируемых их федерального бюджета и расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. Например, для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета в улусах (районах) Республики Саха (Якутия), расположенных за Полярным кругом, установлены районные коэффициенты в диапазоне от 1,6 до 2,0 в зависимости от месторасположения организации и сферы трудовой деятельности работника. На остальной территории размер районного коэффициента составляет 1,4. В то же время согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 18.05.2005 N 234-3 N 475-III “О размерах районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в Республике Саха (Якутия)” районные коэффициенты к заработной плате лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), составляют:

– в улусах (районах), расположенных до Полярного круга, – Алданском, Амгинском, Верхневилюйском, Вилюйском, Горном, Кобяйском, Ленском, Мегино-Кангаласском, Мирнинском (кроме поселка Айхал и города Удачный с подчиненными территориями), Намском, Нюрбинском, Нерюнгринском, Олекминском, Сунтарском, Таттинском, Томпонском, Усть-Алданском, Усть-Майском, Хангаласском, Чурапчинском, городе Якутске – 1,7;

– в улусах (районах), расположенных за Полярным кругом, – Абыйском, Аллаиховском, Анабарском, Булунском, Верхнеколымском, Верхоянском, Жиганском, Мирнинском (поселок Айхал и город Удачный с подчиненными территориями), Момском, Нижнеколымском, Оймяконском, Оленекском, Среднеколымском, Усть-Янском, Эвено-Бытантайском – 2,0.

Также в ч. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями, и многие субъекты Российской Федерации реализовали свое право. Так, Законом Иркутской области от 30.11.2005 N 98-оз “О размерах районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из областного бюджета, и предельном размере повышения районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, в Иркутской области” установлено, что районный коэффициент к заработной плате работников указанных организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, составляет 1,7; в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 1,6 и 1,4, а в определенных южных районах области – 1,3. При этом указанные размеры районного коэффициента являются предельными размерами повышения районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, устанавливаемыми входящими в состав области муниципальными образованиями.

11. Согласно п. 11 ч. 2 ст. 255 НК РФ надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, отнесены к расходам на оплату труда.

Отв. ред. Ю.П. Орловский “КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”, изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

Изменения в разделе X Трудового кодекса: охрана труда после 1 марта 2022 года

Шобохонова М. В.

Цель изменений в разделе Х ТК РФ — персонализация системы управления охраной труда с учетом проведенной оценки профессиональных рисков и специфики производственной деятельности. Это постепенный отказ от формального, списочного подхода в пользу адресной политики.

Поправки в раздел Х Трудового кодекса влекут за собой существенные изменения в системе управлении охраной труда у каждого ИП или юридического лица. Законодатели ставят перед работодателями задачу максимально полно учитывать в положении о СУОТ и политике по охране труда индивидуальные особенности конкретных рабочих мест.

И сейчас у нас есть время изучить новые требования законодательства, разработать необходимые документы и процессы.

Разберем основные поправки:

  • выявление профессиональных рисков,
  • принципы обеспечения безопасности труда,
  • расследование микротравм,
  • единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ,
  • обучение по охране труда,
  • запрет на работу в опасных условиях труда,
  • самообследование,
  • дистанционное видеонаблюдение,
  • электронный документооборот.

Выявление профессиональных рисков

В главу 36 «Управление охраной труда» ТК РФ введена новая редакция ст. 218 «Профессиональные риски». Теперь они подразделяются на риски травмирования и риски получения профессиональных заболеваний в зависимости от того, что стало причиной. Воздействие опасного производственного фактора может привести к травме, а длительное или периодическое негативное воздействие — к профзаболеванию.

Пример. Если работник разово получил дозу радиации, значительно превышающую предельно допустимую концентрацию, и ему был поставлен диагноз «острая лучевая болезнь», на него воздействовал опасный фактор. Вибрация или шум, влияющие на сотрудника в течение нескольких лет, к немедленной травме или гибели не приведут. Но при нарушении требований охраны труда и санитарных нормативов из-за них у человека может развиться хроническое профессиональное заболевание.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и рабочих мест.

  • Важно! В отличие от СОУТ, которую нужно провести в течение 12 месяцев с начала штатного технологического процесса, оценка профрисков должна пройти до его начала.

Оценку рисков для всех технологических процессов, запущенных до 1 марта 2022 года, проведите в ближайшее время, постфактум. Это позволит зарезервировать финансовые и временные ресурсы для оценки процессов, организуемых после 1 марта.

Техническое перевооружение, модернизация оборудования, изменение состава орудий труда — это тоже основание, чтобы заново провести оценку рисков на отдельных рабочих местах.

Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению Минтруд должен опубликовать до 1 марта 2022 года. Сейчас проект рекомендаций размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

  • Обратите внимание: методические рекомендации не имеют нормативного веса. Поэтому работодатель вправе учесть их при выборе метода оценки рисков, но проверяющий инспектор Роструда не может требовать скрупулезного следования этому документу. При выборе метода оценки рисков ориентируйтесь на сложность деятельности своего предприятия.

Два принципа обеспечения безопасности труда

В обновленной редакции ТК РФ появится статья 209.1, в которой описаны два основополагающих принципа обеспечения безопасности труда:

  • предупреждение и профилактика,
  • минимизация повреждения здоровья.

Предупреждение и профилактика

Сегодня этому направлению уделяется минимум времени. В основном работодатели реагируют на уже случившееся ЧП. Теперь концепция безопасного производства сдвигается в сторону превентивных мер.

Проанализировав основные и сопутствующие причины производственного травматизма и профзаболеваний, характерные для экономического вида деятельности вашего предприятия, вы сможете понять, какие меры помогут улучшить ситуацию.

Росстат провел анализ видов несчастных случаев (НС) с тяжелым исходом за I полугодие 2020 года в России. Оказалось, что наибольшее число погибших при НС наблюдается при выполнении работ на высоте, но еще больше людей гибнет из-за воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин. Это говорит о том, что оценка рисков не проводилась или была проведена формально, работодатели не сделали выводы о ликвидации опасных процессов, не провели мероприятия по снижению рисков.

Вид несчастного случая с тяжелыми последствиямигрупповыхтяжелыхсо смертельным исходом
1Падение с высоты831663
2Падение на ровной поверхности одного уровня01728
3Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр.914657
4Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и пр.631677
5Попадание инородного предмета в тело человека0293
6Воздействие электрического тока01513
7Воздействие дыма, огня и пламени102311
8Воздействие вредных веществ2115
9Повреждения в результате противоправных действий других лиц2556

Работодатель обязан постоянно улучшать условия труда, для чего нужно ликвидировать опасные технологические процессы или снижать уровень опасности на рабочих местах. При этом нужно правильно расставлять приоритеты при реализации этих мероприятий. Это и есть принцип предупреждения и профилактики.

Минимизация повреждения здоровья

В идеальном мире, если все меры по предупреждению и профилактике травматизма исполнены, травматизм будет нулевым. Но все равно остаются два фактора:

  • человеческий фактор как самое слабое звено в технологической цепи;
  • сбои в работе техники, которые возможны не только по внутренним, но и по внешним причинам.

Пример. Предприятие много лет закупало запасные части для оборудования у официального представителя завода-изготовителя. Но затем по экономическим причинам стало пользоваться услугами фирм-посредников, а из-за пандемии стажеры не прошли очную подготовку в авторизованном учебном центре. Все это в совокупности увеличило вероятность травм.

Кроме того, работодатель должен обеспечить постоянную готовность локализовать, минимизировать и ликвидировать последствия реализованных опасностей, выявленных в ходе оценки профессиональных рисков. Но ведь и не все риски могут быть в полной мере распознаны. Оценка рисков напрямую зависит от квалификации эксперта.

Если компания провела оценку рисков, но сработал негативный фактор, который не был выявлен, а значит, и минимизирован, она очень сильно рискует. Меру ответственности в этом случае будут определять следственные органы по ст. 143, 216 или 217 Уголовного кодекса РФ.

Запрет на работу в опасных условиях труда

Новая редакция ТК РФ запретит работу в опасных условиях труда 4-го класса. Если СОУТ выявит такое, работодатель обязан немедленно известить работника, приостановить работу, объявить простой по вине работодателя. За сотрудниками на это время сохраняется место (должность) и средний заработок.

Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторно проведенной СОУТ, которая подтвердит снижение уровня опасности.

  • Напоминаем, класс условий труда может установить исключительно эксперт СОУТ.

Расследование микротравм

Микротравма — это поверхностное нарушение целостности кожных покровов или слизистых, при котором больничный лист не оформляется, но работодатель может перевести работника на другое рабочее место. Ежедневно микроповреждения происходят в любой отрасли экономики. Стружка попала в глаз, работник порезался или прищемил руку, все это — микротравмы.

После 1 марта 2022 года работодатели будут вести учет микротравм и составлять по ним справки. Как организовать эти мероприятия, указано в проекте Приказа Минтруда России «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников».

Порядок действий может выглядеть следующим образом:

  1. Пострадавший сообщает своему руководителю, что получил микротравму.
  2. Руководитель ставит в известность специалиста по охране труда или другого уполномоченного сотрудника.
  3. При необходимости работник должен обратиться в медпункт.
  4. Если будет установлена утрата трудоспособности хотя бы на один день, речь пойдет уже о несчастном случае на производстве. Порядок расследования указан в ст. 227-229 ТК РФ.
  5. Если человек остается трудоспособен, то в течение суток необходимо рассмотреть обстоятельства и причины микротравмы. Для этого специалист по охране труда запрашивает у пострадавшего объяснительную записку и осматривает место происшествия.

Пострадавший работник имеет право лично или через своих законных представителей участвовать в рассмотрении причин и обстоятельств микротравмы.

  1. Специалист по охране труда вместе с руководителем подразделения, в котором произошла микротравма, составляет справку, в которой указывает причины случившегося и способы их устранить.

По сути, справка — это и есть акт расследования микротравмы. В проекте Приказа Минтруда даны рекомендуемые образцы справки и журнала. В положении о СУОТ пропишите процедуру рассмотрения обстоятельств: будет этим заниматься один специалист или комиссия, где конкретно будут храниться журнал и справки.

Единые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ

Большой прогресс в сфере охраны труда — предложение выдавать средства индивидуальной защиты адресно, с учетом оцененных рисков. Единые типовые нормы бесплатной выдачи станут основой, но конкретный подбор необходимой спецодежды и обуви останется за работодателем.

Поправки в ТК РФ предлагают обеспечивать сотрудников СИЗ с учетом идентифицированных на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, выявленных опасностей, а не в зависимости от профессии.

Пример

В п. 12 Типовых норм выдачи № 997н (Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 997н) для водителя погрузчика установлена выдача следующих СИЗ на год:

Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий1 шт.
Сапоги резиновые с защитным подноском1 пара
Перчатки с полимерным покрытием6 пар
Средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующеедо износа

Эти нормы не учитывают, на каком конкретно погрузчике будет работать водитель, в каких условиях: на открытой площадке или в закрытом складе. Очевидно, что в сухом обогреваемом помещении носить сапоги резиновые с защитным подноском тяжело и нецелесообразно. В этом случае эффективными станут ботинки с защитным подноском, изготовленные из кожи или композитных материалов.

Кроме того, работодатель обязан выдать водителю погрузчика противогаз или респиратор фильтрующий или изолирующий. Такие меры безопасности необходимы для перевозки вредных веществ. Однако часто водители загружают продукты питания или пиломатериалы, не выделяющие в воздух окружающей среды химические аэрозоли.

Получается, что типовые нормы сравняли водителя погрузчика, перевозящего опасные грузы, с водителем на заводе детского питания. Этих недостатков будут лишены Единые нормы выдачи, основанные на СОУТ и оценке профессиональных рисков, адресные нормы для конкретного работника.

Обучение по охране труда

Герасименко Наталья

Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:

Минтруд опубликовал проект нового порядка обучения (ID проекта 02/07/01-21/00112477). Планируется, что новый документ, как и поправки к ТК РФ, вступит в силу с 1 марта 2022 года.

Порядок предусматривает следующие виды обучения:

  • обучение по охране труда;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • обучение использованию СИЗ;
  • обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
  • стажировка на рабочем места;
  • инструктажи по охране труда.

Обучение по охране труда обязательно для всех, а обучение безопасным методам и приемам выполнения работ — только для тех, кто непосредственно выполняет работы повышенной опасности и отвечает за организацию, выполнение и контроль таких работ.

Работодатель должен составить и утвердить приказом перечень сотрудников, которым положено обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, с указанием тех, кто должен пройти подготовку в учебном центре, а кто — внутри организации.

Еще одна новинка — обучение использованию СИЗ. Оно может проводиться в рамках обучения по охране труда или отдельно. При этом не менее 50% времени обучения надо уделить практическим занятиям по формированию умений и навыков использования средств индивидуальной защиты.

Сотрудники, которые только устраиваются на работу или переводятся на другую работу, проходят обучение по использованию СИЗ в установленные работодателем сроки, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода. Проводите такое обучение не реже одного раза в три года.

Проект Порядка обучения и проверки знаний вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Самообследование

Поправки в раздел Х ТК РФ вводят механизм самообследования работодателя на соблюдение требований охраны труда. По сути, он уже реализован на портале Онлайнинспекция. Однако функций у самообследования будет больше.

Работодатель сможет проверить себя по уже знакомым чек-листам Роструда и затем задекларировать результаты в ведомстве. Срок действия декларации — от 1 до 3 лет. Если же работодатель не был искренним вовремя самообследования и проверяющие Роструда выявили нарушения по охране труда, декларацию отменят.

Проект поправок предусматривает создание комитетов по охране труда, куда смогут войти как руководители, так и сотрудники. Комитеты будут организовывать мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, проверять условия труда, информировать работников об их правах, обязанностях и значимых изменениях. Результатом работы комиссии станет эффективная система управления охраной труда. Поэтому работодатель должен решить для себя, как создать действительно работающий орган, а не формальную структуру.

Дистанционное видеонаблюдение

Работодатель вправе в целях контроля за безопасностью работ вести дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию производственного процесса. Такое положение есть во всех правилах по охране труда. Главное — не забудьте известить сотрудников о том, что ведете наблюдение (ст. 216.2 ТК РФ).

По новым правилам представители органов власти, которые ведут федеральный надзор в области охраны труда, вправе получить дистанционный доступ к наблюдению и базам сопутствующих электронных документов. Уже сейчас такой онлайн-мониторинг организован на опасных производственных объектах. Скоро каждая стройплощадка или смотровой колодец будут переведены в онлайн-режим, что должно, с точки зрения законодателей, сократить травматизм.

Электронный документооборот

У работодателей появилось новое право — вести электронный документооборот (ЭДО) в области охраны труда. Это только часть электронного документооборота организации, действующего в отношении его участников.

Если вы планируете ввести ЭДО в сфере охраны труда, пропишите механизм его реализации в положении о СУОТ. Отраслевые правила, которые уже вступили в силу в 2021 году, допускают возможность ЭДО в области охраны труда.

Для идентификации личности работника следует использовать цифровую подпись или любой другой способ. Например, электронная почта может стать официальным каналом приема-передачи необходимой информации, если это будет прописано в положении о СУОТ. По электронке можно передавать работнику его комплект инструкций и другую информацию. Ответ, что информация принята, будет подтверждением ознакомления, а скриншот станет доказательством наряду с фотографией или видеозаписью занятия по охране труда и других обязательных мероприятий.

Нельзя вести в электронном виде документы, которые:

  • по закону должны быть подписаны собственноручной подписью;
  • требуют участия третьих лиц, не включенных в ЭДО организации.

Пример. Нельзя в электронном виде вести учет и расследование профзаболеваний или несчастных случаев, потому что нужны подписи привлеченных членов комиссии, очевидцев НС или доверенных лиц пострадавших, которые работают в организации, следовательно, не включены в ее электронный документооборот.

Изменений нас ожидает, действительно, много. Всем, кто отвечает за охрану труда, и руководителям организаций проекты документов помогут подготовиться к новшествам.

Статья 316 ТК РФ. Районный коэффициент к заработной плате

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Комментарий к Статье 316 ТК РФ

В соответствии со статьей 148 ТК, районный коэффициент – это числовая величина повышения заработной платы в связи с особыми климатическими условиями, в данном случае в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статья 316 ТК, как и статья 10 Закона РФ “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”, содержит три правила установления размера районного коэффициента.

1. Размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливаются Правительством РФ.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут установить более высокие размеры районных коэффициентов для работающих в учреждениях, финансируемых из этих бюджетов.

3. Органы государственной власти субъектов Федерации могут установить предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемый входящими в их состав муниципальными образованиями.

Районный коэффициент относится к заработной плате, а не к гарантиям и компенсациям и основывается на статье 148 ТК. На него не распространяются нормы Закона РФ “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” о законодательстве и финансовом обеспечении гарантий и компенсаций для северян. На районный коэффициент не распространяются положения части 1 статьи 287 ТК. На заработок совместителей коэффициент начисляется в общем порядке, как и всем остальным работникам, и начинается с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Начисляется районный коэффициент на фактический заработок, полученный в соответствующем месяце, как полном, так и неполном.

В заработок включаются: оплата по тарифным ставкам и окладам, надбавки и доплаты, повышенная оплата сверхурочных работ и работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата простоя, премии, обусловленные системой оплаты труда, вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

Вместе с тем повышение заработной платы с использованием районных коэффициентов не образует новых окладов и тарифных ставок. Если законодательством предусмотрено, что определенные выплаты производятся только из расчета тарифной ставки (оклада), указанные коэффициенты не применяются.

Также районный коэффициент не начисляется на различного рода компенсации, такие как надбавки за вахтовый метод работы, полевое довольствие. В соответствии со статьей 164 ТК, они не относятся к заработной плате, а имеют целью возместить работнику затраты, понесенные в связи с его трудовой деятельностью.

Районный коэффициент не начисляется на процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на единовременные поощрительные выплаты, суммы материальной помощи, на персональные надбавки.

При исчислении среднего заработка районный коэффициент не применяется в силу того, он уже был учтен.

Законодательством не установлено предельного размера заработка, к которому должен применяться районный коэффициент. Поэтому начисление осуществляется на всю сумму фактического заработка независимо от ее величины.

Действующие размеры районных коэффициентов к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей приведены в информационном письме, утвержденном Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России 9 июня 2003 г. N 1199-16, Департаментом доходов населения и уровня жизни Минтруда России 19 мая 2003 г. N 670-9 и Пенсионным фондом РФ 9 июня 2003 г. N 25-23/5995. К ним, в частности, относятся:

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 2,0:

– острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря и острова Диксон);

– республика Саха (Якутия) – местности, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности, на месторождениях “Айхал” и “Удачная”, прииски – Депутатский” и “Кулар”, Нижнеколымский район, поселок Усть-Куйга Усть-Янского района;

– Сахалинская область – Северо-Курильский, Курильский, Южнокурильский районы (Курильские острова);

– Камчатская область – Алеутский район (Командорские острова);

– Чукотский автономный округ – вся территория автономного округа.

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,80:

– Красноярский край – г. Норильск и подчиненные его администрации населенные пункты;

– Мурманская область – г. Мурманск-140.

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,70:

– Республика Саха (Якутия) – Ленский район (севернее 61 градуса северной широты), г. Мирный и подчиненные его администрации населенные пункты; Магаданская область – вся территория области; Мурманская область – поселок городского типа Туманный.

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,60:

– Республика Коми – г. Воркута и подчиненные его администрации населенные пункты;

– Республика Саха (Якутия) – Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Вилюйский, Жиганский, Кобяйский, Нюрбинский (ранее Ленинский), Мирнинский, Момский, Оймяконский, Оленекский, Среднеколымский, Сунтарский, Томпонский, Усть-Янский (за исключением поселка Усть-Куйга) и Эвено-Бытантайский районы;

– Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ – вся территория автономного округа;

– Эвенкийский автономный округ – северные части Эвенкийского автономного округа (севернее реки Нижняя Тунгуска);

– Красноярский край – Туруханский (севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан) район, местности, расположенные севернее Полярного круга (за исключением г. Норильска и подчиненных его администрации населенных пунктов), г. Игарка и подчиненные его администрации населенные пункты;

– Хабаровский край – Охотский район;

– Камчатская область – вся территория области (за исключением Алеутского района);

– Корякский автономный округ – вся территория автономного округа;

– Сахалинская область – Ногликский, Охинский районы, г. Оха.

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,50:

– Республика Коми – г. Инта и подчиненные его администрации населенные пункты;

– Республика Саха (Якутия) – поселок городского типа Кангалассы;

– Республика Тыва – Монгун-Тайгинский, Тоджинский, Кызылский (территория Шынаанской сельской администрации) районы;

– Ненецкий автономный округ – вся территория автономного округа;

– Тюменская область – Уватский район;

– Ханты-Мансийский автономный округ – северная часть автономного округа (севернее 60 градуса северной широты);

– Ямало-Ненецкий автономный округ – вся территория автономного округа;

– Томская область – Александровский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Парабельский и Чаинский районы, города Кедровый, Колпашево, Стрежевой.

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,40:

– Республика Алтай – Кош-Агачский, Улаганский районы;

– Республика Карелия – Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, города Кемь и подчиненные его администрации населенные пункты, Костомукша;

– Республика Саха (Якутия);

– Приморский край – Кавалеровский район (пос. рудников Таежный и Тернистый);

– Хабаровский край – Аяно-Майский, Ванинский, Верхнебуреинский (севернее 51 град. северной широты), им. П. Осипенко, Николаевский, Советско-Гаванский, Солнечный (Амгуньская и Дукинская сельские администрации), Тугуро-Чумиканский, Ульчский районы, города Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань и подчиненные его администрации населенные пункты;

– Архангельская область – Лешуконский, Мезенский, Пинежский и Соловецкий (Соловецкие острова) районы, г. Северодвинск и подчиненные его администрации населенные пункты;

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,30:

– Республика Бурятия – Баунтовский, Муйский, Северо-Байкальский районы, г. Северобайкальск и подчиненные его администрации населенные пункты;

– Республика Карелия – Медвежьегорский, Муезерский, Пудожский и Сегежский районы, г. Сегежа и подчиненные его администрации населенные пункты;

– Республика Коми – Ижемский, Печорский, Троицко-Печорский, Усть-Цилемский, Удорский районы, города Вуктыл и подчиненные его администрации населенные пункты, Сосногорск и подчиненные его администрации населенные пункты, Ухта и подчиненные его администрации населенные пункты, Усинск и подчиненные его администрации населенные пункты, Печора и подчиненные его администрации населенные пункты;

– Эвенкийский автономный округ – южные части Эвенкийского автономного округа (южнее реки Нижняя Тунгуска);

– Красноярский край – Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский, Туруханский (южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан) районы, города Енисейск и Лесосибирск и подчиненные их администрациям населенные пункты;

– Амурская область – Зейский, Селемджинский, Тындинский (за исключением Муртыгитского сельсовета) районы, города Зея и Тында и подчиненные их администрациям населенные пункты;

– Иркутская область – Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский, Усть-Кутский районы, г. Братск и населенные пункты, подчиненные его администрации, города Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут;

– Читинская область – Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунго-коченский районы;

– Ханты-Мансийский автономный округ – южная часть автономного округа (южнее 60 градуса северной широты);

– Томская область – Бакчарский, Кривошеинский, Молчановский, Тегульдетский районы.

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,20:

– Республика Бурятия – Баргузинский, Курумканский, Окинский районы;

– Приморский край – Кавалеровский (за исключением пос. рудников Таежный и Тернистый), Красноармейский (поселок городского типа Восток и Богуславецкая, Вострецовская, Дальнекутская, Измайлихинская, Мельничная, Рощинская, Таежненская сельские администрации), Ольгинский, Тернейский районы, г. Дальнегорск и населенные пункты, находившиеся в подчинении его администрации (ранее – Дальнегорский район);

– Хабаровский край – Амурский (поселок городского типа Эльбан и подчиненные его администрации населенные пункты, Ачанская, Вознесенская, Джуенская, Омминская, Падалинская сельские администрации), Верхнебуреинский (южнее 51 градуса северной широты), Комсомольский, Солнечный (за исключением Амгуньской и Дукинской сельских администраций) районы, города Амурск, Комсомольск-на-Амуре;

– Коми-Пермяцкий автономный округ – Гайнский, Косинский, Кочевский районы.

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,15:

Другой комментарий к Ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Районный коэффициент представляет собой числовую величину повышения заработной платы в связи с особыми климатическими условиями, в данном случае в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (см. ст. 148 ТК РФ).

2. В ст. 316 ТК РФ и ст. 10 Закона РФ “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” содержится три основных правила, относящихся к районному коэффициенту:

– его размер и порядок применения устанавливаются Правительством РФ;

– органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления за счет средств их бюджетов могут установить более высокие размеры районных коэффициентов для работников учреждений, финансируемых из этих бюджетов;

– органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут установить для входящих в его состав муниципальных образований предельный размер повышения районного коэффициента.

3. Решения Правительства о размере районного коэффициента и порядке его выплаты, о которых говорится в ст. 316 ТК, до сих пор не принято, поэтому продолжаются применяться прежние нормативные правовые акты, включая принятые в СССР, которыми установлены размеры районных коэффициентов в диапазоне от 1,15 до 2,0.

Для практических целей размеры коэффициентов для работников непроизводственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей можно найти в действующем информационном письме, утвержденном Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 9 июня 2003 г. N 1199-16, Департаментом доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19 мая 2003 г. N 670-9 и Пенсионным фондом РФ от 9 июня 2003 г. N 25-235995.

4. Применение районного коэффициента к заработной плате начинается с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и не зависит от продолжительности предыдущего стажа работы.

5. Начисление районного коэффициента производится на фактический заработок работника, полученный в соответствующем месяце, причем не обязательно полном.

В этот заработок включаются, в частности, оплата по тарифным ставкам и окладам; надбавки и доплаты; повышенная оплата сверхурочных работ и работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни; оплата простоя; премии, обусловленные системой оплаты труда; вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно (см. п. 1 разъяснения Минтруда от 11 сентября 1995 г. N 3).

Повышение заработной платы с использованием районных коэффициентов не образует новых окладов и тарифных ставок, поэтому в тех случаях, когда законодательством установлено, что определенные выплаты должны производиться только из расчета тарифной ставки (оклада), указанные коэффициенты не применяются.

Районный коэффициент не начисляется на различного рода компенсации (надбавки за вахтовый метод работы, полевое довольствие и т.д.), поскольку они не относятся к заработной плате (см. ст. 164 ТК РФ), а имеют целью возместить работнику затраты, понесенные в связи с его трудовой деятельностью.

Не производится начисление районного коэффициента на процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, единовременные поощрительные выплаты, суммы материальной помощи, а также на персональные надбавки.

Не применяется районный коэффициент к среднему заработку, поскольку при его исчислении коэффициент уже был учтен.

Предельного размера заработка, к которому должен применяться районный коэффициент, законодательство в настоящее время не устанавливает, поэтому начисление следует осуществлять на всю сумму фактического заработка независимо от его величины.

6. Часть 2 ст. 316 ТК РФ предоставляет право органам государственной власти субъектов РФ устанавливать за счет их бюджетов более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из средств этих бюджетов, по сравнению с установленными на федеральном уровне.

Полагаю, что с учетом формулировок других статей гл. 50 ТК РФ (ст. ст. 323, 325 и 326), касающихся прав субъектов РФ на регулирование гарантий и компенсаций, употребление в ч. 2 ст. 316 ТК РФ термина “учреждений” является юридико-технической ошибкой и надо использовать термин “организаций”.

Правом, предоставленным ч. 2 ст. 316 ТК, воспользовалась, в частности, Республика Саха (Якутия), принявшая Закон от 18 мая 2005 г. N 476-III, в котором (ст. 2) районные коэффициенты лицам, работающим в организациях, финансируемых из государственного бюджета этого субъекта РФ, установлены в размере 1,7 в улусах (районах), расположенных до Полярного круга, и в размере 2,0 в улусах (районах), расположенных за Полярным кругом.

В результате в целом ряде районов коэффициент оказался выше по сравнению с федеральными нормами, которые установили в разных районах размеры коэффициента от 1,4 до 2,0.

В ст. 4 названного Закона Республики Саха (Якутия) на основании второго предложения ч. 2 ст. 316 ТК РФ регламентировано, что муниципальные образования этого субъекта Федерации не могут устанавливать (даже за счет их собственных бюджетов) более высокие размеры районных коэффициентов по сравнению с установленными ст. 2 комментируемого Закона для работников организаций, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

7. В соответствии с ч. 3 ст. 316 ТК РФ суммы расходов, связанных с выплатами районного коэффициента, относятся к расходам на оплату труда в полном размере. Здесь имеются в виду как расходы по коэффициенту, установленному на федеральном уровне, так и расходы в связи с установлением повышенного размера коэффициента на уровнях субъекта РФ и муниципальных образований.

Районный коэффициент и северная надбавка: где найти и как считать

В городах России с плохим климатом работникам положена повышенная зарплата. К зарплате добавляют районный коэффициент, а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям ещё и процентную надбавку. И это не только для бюджетников: обычные предприниматели тоже обязаны платить работникам климатические надбавки.

Что такое районный коэффициент и северная надбавка и где их найти

За труд в плохом климате в Трудовом кодексе есть две надбавки. Работник получает их вместе с зарплатой два раза в месяц. Размер надбавки для каждого города установлен старыми актами СССР — один удобный закон со всеми надбавками пока не придумали.

Районный коэффициент — это надбавка работникам Крайнего Севера, приравненных к ним местностям и других городов России с плохим климатом. Надбавка не зависит от стажа и положена работнику с первого дня работы. Коэффициент в каждом городе свой — от 1,1 до 2, чем хуже климат, тем он выше. Есть города, где надбавка положена вообще всем работникам, а есть где только работникам из отдельных отраслей. Основание — ст. 316 ТК РФ, ст. 10 Закона № 4520-1.

Найти районный коэффициент для своего региона можно в таблице. Если в таблице вашего региона нет, значит, районный коэффициент к зарплате считать не надо.

Процентная надбавка (северная надбавка, «полярка») — это надбавка за стаж работникам Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. Если совсем грубо, за каждые полгода работы к зарплате добавляется от 10 до 20 %, пока надбавка не вырастет до регионального предела. Основание — ст. 317 ТК РФ, ст. 11 Закона № 4520-1.

До 2005 года действовала так называемая молодежная северная надбавка. Работники до 30 лет прожившие на севере дольше пяти лет получали полную надбавку с первого дня работы. Сейчас молодежная надбавка работает по другому. Работники до 30 лет прожившие на Крайнем Севере не менее года получают по 20 % к зарплате каждые полгода, а когда надбавка станет 60 %, то по 20 % за год работы. А в Архангельской области, Карельской и Коми АССР — в размере 10% за каждые шесть месяцев работы, но не более 50 % — Постановление Совмина РСФСР № 458, и вопрос 8 Обзора практики ВС РФ от 16.06.2010.

Найти процентную надбавку для своего города можно в таблице.

Надбавка действует, если работник физически работает в месте с плохим климатом, даже если работодатель зарегистрирован в городе, где таких надбавок по закону нет.

Районный коэффициент и северная надбавка — две самостоятельные доплаты. На Крайнем Севере и в приравненных местностях получают и ту и другую.

Местные власти могут повысить климатические надбавки. Но обязательны они будут только для бюджетников, а ИП и коммерческие организации применяют их по желанию.

На зарплату совместителю климатические надбавки тоже начисляются — ст. 285 ТК РФ.

Оклад и надбавки

По умолчанию в оклад, который прописан в трудовом договоре, надбавки за климат не входят. Поэтому сослаться, что вы заложили надбавки в оклад, не получится — ст. 129 ТК РФ.

При этом оклад должен быть не ниже МРОТ, а районный коэффициент и процентная надбавка всегда добавляются сверху. Так сказал Конституционный Суд в Постановлении № 38-П.

Прописывать в трудовом договоре климатические надбавки не обязательно, они и так будут работать. Надбавку надо показать в расчётном листе. Но при желании её можно включить и в трудовой договор.

Пример формулировки для трудового договора:

Работнику устанавливается заработная плата в сумме 36 000 рублей, из которых:

— 30 000 рублей — должностной оклад;

— 6 000 рублей — районный коэффициент к зарплате по ставке 1,2 Новосибирской области.

Как посчитать районный коэффициент и северную надбавку

Коэффициент и процентную надбавку начисляют на сумму месячной зарплаты, а не на голый оклад. В расчёт включают оклад, постоянную премию, доплаты за переработки и все остальные доплаты.Так сказано в разъяснении Минтруда № 3.

В зарплату для расчёта надбавки не включаются выплаты, которые рассчитаны исходя из среднего заработка: отпускные, больничные, командировочные, пособия по беременности и родам. Потому что в среднем заработке климатические надбавки уже учтены.

Если у работника есть и коэффициент, и северная надбавка, то каждая из них считается самостоятельно. Друг на друга надбавки не начисляются.

Представим, у предпринимателя из Архангельска в кафе работает бармен с окладом 30 000 ₽. Посчитаем для этой суммы климатические надбавки.

Добавляем районный коэффициент

Районный коэффициент в Архангельске равен 1,2 для всех работников. Зарплата с коэффициентом рассчитывается так: 30 000 х 1,2 = 36 000 ₽.

Считаем северную надбавку

Архангельск приравнен к Крайнему Северу. Нашему бармену нет 30 лет, он прожил тут больше года, поэтому добавляем полярку 10 %. Считаем надбавку: 30 000 ₽ х 10 % = 3000 ₽.

Размер зарплаты с обоими надбавками будет такой: 36 000 + 3000 = 39 000 ₽.

Из зарплаты с надбавками вычитаем НДФЛ: 39 000 – (39 000 х 13%)= 33 930. Такую сумму бармен из Архангельска получит на руки.

Если считаете зарплату в Эльбе, надо самому узнать коэффициент и процентную надбавку и указать в карточке сотрудника. Затем Эльба будет автоматически учитывать их при подготовке платёжек на зарплату.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Что будет если районный коэффициент и северную надбавку не добавлять

Климатические надбавки — это обязательная часть зарплаты, а не бонус по усмотрению работодателя. Платить работнику надбавки обязательно вместе с зарплатой два раза в месяц — ст. 22 ТК РФ, Обзор практики ВС РФ от 26.02.2014.

Зарплата без климатической надбавки считается неполной, и за работодателем остаётся долг.

На недоплату работник может пожаловаться в трудовую инспекцию. Проверяющие посмотрят расчётные листки по зарплате и справки 2-НДФЛ. Если там надбавки нет, а в трудовом договоре она не стоит в окладе, будет считаться, что работник надбавки не получал. Работодателя оштрафуют как за недоплату зарплаты по с. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф для ИП от 1000 до 5000 ₽, для юрлиц от 30 000 до 50 000 ₽. Но можно отделаться предупреждением.

Но самое тяжелое последствие состоит в том, что работник через суд получит надбавки и полярки за последние три года с процентами за задержку и компенсацией морального вреда.

Статья актуальна на 27.01.2022

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Ссылка на основную публикацию