Порядок выкупа земельного участка у администрации

Энциклопедия решений. Выкуп из государственной и муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения

Если здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности, то собственник объекта недвижимости имеет право выкупить землю у государства или муниципального образования. При этом, даже если на земельный участок уже оформлен договор аренды, это не является препятствием для выкупа земельного участка (п. 2.2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, далее – Закон о введении в действие ЗК РФ).

Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” (далее – Закон о приватизации) отказ в выкупе земельного участка не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (см. п. 8 ст. 28 Закона о приватизации, п. 2, п. 4, п. 5 ст. 27 ЗК РФ).

Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством (п. 7 ст. 28 Закона о приватизации).

Граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, которые расположены на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают исключительным правом на приобретение этих земельных участков в собственность (п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ (здесь и далее нормы ЗК РФ приводятся в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (далее – Закон N 171-ФЗ), вступившего в силу с 01.03.2015). То есть, никто, кроме собственника здания, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, сооружением (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11).

В случаях, когда здания, сооружения принадлежат нескольким собственникам и находятся на неделимом земельном участке или у помещений в таком здании, сооружении имеются несколько собственников, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность (п. 2 ст. 39.20 ЗК РФ).

Однако, если объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, лишь частично находятся в собственности физических или юридических лиц, а частично принадлежат юридическим лицам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, такие лица могут приобрести это земельный участок лишь в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора (п. 3 ст. 39.20 ЗК РФ).

Продажа находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, собственникам зданий и (или) сооружений, расположенных на таком участке, осуществляется без проведения торгов (в исключение из общего правила, требующего проведение аукционов при продаже участков, принадлежащих государству или муниципальному образованию). При этом цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, но не может превышать кадастровую стоимость этого участка или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пп. 6 п. 2 ст. 39.3, п.п. 2, 3 ст. 39.4 ЗК РФ).

Вместе с тем п. 1 ст. 2, п. 2.2. ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ установлена льготная цена выкупа земельных участков. Так, льготная цена установлена для участков, в отношении которых было переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды в период с 09 ноября 2001 года по 1 июля 2012 года.

Для того, чтобы приобрести земельный участок в собственность, все собственники здания, сооружения или помещений в них (кроме лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях) должны совместно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление соответствующего земельного участка (уполномоченный орган) (п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ). Полномочия по распоряжению земельными участками определяются в соответствии со ст.ст. 9 – 11 ЗК РФ.

Для приобретения в собственность земельного участка в уполномоченный орган необходимо представить заявление, содержащее сведения, перечень которых приведен в п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ. В частности, помимо реквизитов заявителя (или заявителей), в заявлении необходимо указать кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, основание его предоставления без проведения торгов (продажа земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них), вид права, на котором приобретается участок (собственность), почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем. К заявлению необходимо приложить ряд документов (п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ). В частности, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов. Состав этих документов определен п. 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (утвержден приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1).

В течение 30 дней со дня поступления заявления уполномоченный орган рассматривает его и при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка готовит проект договора купли-продажи (в трех экземплярах), подписывает его и в тот же срок направляет проект договора заявителю (если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ). Заявитель должен подписать проект договора и представить его в уполномоченный орган не позднее чем в течение 30 дней со дня получения этого проекта (п.п. 5, 7 ст. 39.17 ЗК РФ).

Заявление, которое не содержит перечень необходимых сведений, либо к которому не приложены необходимые документы, а также заявление, представленное в ненадлежащий уполномоченный орган, возвращается заявителю в течение 10 дней со дня его поступления в уполномоченный орган с указанием причин возврата (п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ).

Если заявитель просил предоставить земельный участок на праве собственности и земельный участок в соответствии с действующим законодательством может быть передан в частную собственность, то компетентный орган обязан заключить договор купли-продажи, а не договор аренды (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11). В случае отказа от продажи участка без законных оснований, суд вправе обязать государственный или муниципальный орган заключить договор купли-продажи.

Приведенный выше порядок предоставления земельных участков предусмотрен нормами ЗК РФ в редакции Закона N 171-ФЗ, которые действуют с 01.03.2015. До этой даты порядок приобретения прав на земельные участки, которые находились в государственной или муниципальной собственности и на которых были расположены здания, строения, сооружения, регулировался положениями ст. 36 ЗК РФ.

Действующий с 01.03.2015 порядок предоставления находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, применяется и при приобретении в собственность земельных участков собственниками расположенных на таких участках строений (п. 36 ст. 34 Закона N 171-ФЗ).

Как собственнику в Москве выкупить землю под зданием или сооружением

Если ответить коротко — то все собственники недвижимости.

Если говорить подробнее, то вы несомненно можете выкупить у Москвы земельный участок под принадлежащим вам зданием или сооружением, независимо от того, идет ли речь о юридическом, физическом лице или же индивидуальном предпринимателе.

Кроме того, вы имеете право выкупить и смежный участок , но только в том случае, если вы являетесь собственником и здания/сооружения, и земельного участка под ним, и по проекту межевания территории предусмотрена иная конфигурация земельного участка, необходимая для эксплуатации вашего здания.

Также если у юридического лица имеется право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, то его необходимо переоформить на право собственности или взять его в аренду. Оформить участок в аренду можно с помощью государственной услуги «Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке».

2. Что делать, если я не единственный собственник недвижимости?

В случае если на одном земельном участке, который невозможно разделить, находится несколько зданий с разными владельцами или же у одного здания несколько владельцев, или же разные владельцы у помещений внутри здания, то выкупить такой участок смогут только все владельцы в общую долевую собственность.

При этом размер долей в праве общей собственности будет соразмерен долям в праве на здание, сооружение или помещения в них. Отступление от этого правила возможно только в случае согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.

Для того чтобы это сделать, всем владельцам одновременно (в пределах нескольких дней) нужно в обычном порядке подать заявки на выкуп земли в Департамент городского имущества Москвы. Там эти заявки объединят и будут рассматривать заявление как общее заявление всех владельцев недвижимости на выкуп участка. Если же заявление подадут не все владельцы, то те из них, кто подал заявление на выкуп, получат отказ.

3. Какие владельцы зданий и сооружений не могут выкупить землю в Москве?

Если говорить совсем коротко — владельцы жилой недвижимости в многоквартирных домах и государственные органы, предприятия и организации.

А теперь подробнее. Если вы собственник квартиры или другого помещения в многоквартирном жилом доме, то вы автоматически и без какой-либо оплаты становитесь одним из совместных собственников земельного участка под домом. Дело в том, что право общей долевой собственности возникает у собственников помещений в многоквартирном доме с момента образования земельного участка с разрешенным использованием, в том числе для эксплуатации многоквартирного дома. А это значит, что обращаться за услугой по выкупу земельного участка нет никакой необходимости, и принятие решения Департаментом городского имущества о предоставлении земельного участка не требуется.

Уполномоченным органом по вопросам регистрации права общей долевой собственности на земельный участок является Управление Росреестра по Москве.

Кроме того, землю в частную собственность не передают органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, а также центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

4. Как определяется цена выкупа земельного участка?

Выкупная цена земельных участков в городе Москве устанавливается равной кадастровой стоимости земельных участков. Исключение — физические лица, владеющие частными жилыми домами. Они выкупают в собственность земельные участки по цене в размере 40 процентов от их кадастровой стоимости.

Узнать кадастровую стоимость земельного участка вы можете на сайте Росреестра.

5. Как оплачивается выкуп земельного участка? Есть ли рассрочка?

Оплата за выкуп земельного участка осуществляется в течение 30 календарных дней с момента заключения договора купли-продажи земельного участка. Льгот и рассрочек платежей не предусмотрено.

6. Что нужно сделать до подачи заявления на выкуп участка?

Для того чтобы земельный участок можно было выкупить, он должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет. Для этого должны быть проведены соответствующие кадастровые работы. А для того чтобы провести кадастровые работы, Департамент городского имущества Москвы должен принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Именно этот документ будет являться основанием для выполнения кадастровых работ.

Следовательно, сначала вам нужно обратиться за государственной услугой «Предварительное согласование предоставления земельного участка».

Затем, после получения решения о предварительном согласовании, вам необходимо провести кадастровые работы для определения границ земельного участка.

Кадастровые работы — это работы, выполняемые специалистами (кадастровыми инженерами), в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о недвижимом имуществе.

Информацию об аккредитованных кадастровых инженерах можно получить на сайте Росреестра.

После завершения постановки на кадастровый учет можно обращаться за выкупом участка.

7. Какая информация понадобится для подачи заявления о выкупе участка?

В запросе на выкуп участка должны быть указаны основные характеристики объектов недвижимости: кадастровый номер земельного участка и кадастровый (условный) номер объекта недвижимого имущества. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о регистрации прав на объект недвижимости прикладывается копия документа, подтверждающего права собственности, заверенная электронной подписью уполномоченного лица.

В случае если земельный участок имеет обременение в виде залога/ипотеки, то представляется разрешение залогодержателя права пользования земельным участком на предоставление земельного участка в собственность.

Кроме этого, заявители из числа иностранных юридических лиц дополнительно представляют копию перевода на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства, подписанную электронной подписью нотариуса.

8. Как подать заявление на выкуп участка?

С 1 марта 2021 года обратиться за получением этой госуслуги можно исключительно в электронном виде на mos.ru. Обратите внимание, что при подаче заявления от имени юридического лица нужно подавать заявление из личного кабинета юридического лица, а не физического. Это частый случай технической ошибки, приводящий к отказу продажи участка.

9. Что происходит после подачи заявления?

Срок оказания услуги — 25 рабочих дней, однако нужно понимать, что в эти дни не включается приостановление оказания услуги.

Рассмотрение заявления может быть приостановлено, в этом случае в ваш личный кабинет направят письмо с указанием причин.

В случае положительного решения в личный кабинет направят проект договора купли-продажи участка. Этот проект необходимо подписать электронной цифровой подписью. После этого в ваш личный кабинет придет уведомление на оплату стоимости земельного участка. После поступления денежных средств оформленный договор купли-продажи будет направлен в Управление Росреестра по Москве.

10. Какие земельные участки не предоставляются в собственность?

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота и ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (статьей 27 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Кроме этого, статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 4.1 закона города Москвы № 48 «О землепользовании в городе Москве» установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов.

11. Что делать, если мне отказали в услуге?

Причин отказа может быть множество, однако важно знать, что в случае, если причины отказа возможно устранить, такие рекомендации будут даны в уведомлении об отказе. После устранения причин можно будет повторно обратиться за услугой.

Основной же причиной отказа является отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости уточненных границ земельного участка и координат характерных точек расположенного на нем объекта.

В этом случае вам требуется провести кадастровые работы для определения границ земельного участка и объекта капитального строительства.

Кадастровые работы — это работы, выполняемые специалистами (кадастровыми инженерами), в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о недвижимом имуществе. Информацию об аккредитованных кадастровых инженерах можно получить на сайте Росреестра.

Пошаговый алгоритм выкупа земельных участков у муниципалитета

Купить землю, находящуюся в собственности у города или другого населенного пункта, имеет право любой гражданин России или юридическое лицо. Для нерезидентов РФ существуют определенные нюансы осуществления покупки. Сегодня мы рассмотрим, как выкупить землю у администрации города или поселения иного юридического статуса физическими и юр. лицами нашей страны.

Кто имеет право на выкуп

Первоочередное право покупки участка земли имеет тот гражданин или юридическое лицо, который в данный момент времени арендует надел. Данная ситуация предусматривает 2 варианта:

  • наличие на арендуемой территории сооружения, находящегося в собственности (статья 36 Земельного Кодекса РФ );
  • долгосрочная аренда земли без возведенных на ней постоянных строений.

Если здание, построенное на арендуемой земле, принадлежит нескольким собственникам, то и выкупать участок можно лишь совместно (в долевую собственность).

Российским законодательством предусмотрено, что граждане, проживающие в данном населенном пункте, имеют право на бесплатное выделение земельного участка. При нежелании тратить время на ожидание, гражданин может подать заявление на покупку желаемого надела.

Варианты процесса выкупа земли

Порядок выкупа земельного участка у администрации зависит от того, каков юридический статус у этой земли. Рассмотрим подробней два варианта: участок в аренде и участок свободен.

Выкуп арендованного участка

Арендатор земли, который построил на своем участке и юридически оформил какое-либо строение, может выкупить участок без проведения аукциона. Это осуществимо, если в договоре аренды не прописан пункт о невозможности покупки. Отсутствие построек предусматривают проведение торгов.

Процедура выкупа из аренды состоит из нескольких этапов. Для граждан выполнение каждого из них возможно через МФЦ (многофункциональный центр) того района, в котором находится арендуемый земельный участок.

  1. Этап 1 – выполнение межевания участка, если при заключении договора аренды этого не проводилось.
  2. Этап 2 – оформление недвижимости в собственность, если этого не сделано ранее.
  • получение тех. паспорта на строение в бюро технической инвентаризации;
  • регистрацию в кадастровой службе;
  • регистрацию права собственности.

Этап 3 – проведение оценки кадастровой стоимости земельного участка. Процедура кадастрового учета – это придание земельному участку статуса сформированного объекта. Сведения о нем хранятся в государственном кадастре недвижимости (п. 2 ст. 66 и п. 1 ст. 70 Земельного кодекса РФ ).

Чтобы внести земельный надел в кадастр, необходимо подать заявление в кадастровый орган данного субъекта РФ. Нужно приложить план межевания участка и квитанцию оплаты госпошлины.

Стоимость оформления права собственности на земельный участок зависит от многих факторов, иможет не ограничиться одной только госпошлиной в 200 рублей. Подробнее читайте в этой статье

Этап 4 – подача заявления в местную администрацию. Документ обязательно должен содержать пункт о цели приобретения (ИЖС, садоводческий участок, коммерческое назначение и т. д.). Вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. паспорт (или свидетельство регистрации юр. лица), либо нотариально заверенную доверенность, если все действия будет осуществлять представитель заявителя;
  2. договор аренды;
  3. документ о праве собственности на строение (если оно имеется);
  4. квитанцию оплаты пошлины;
  5. кадастровый план участка.

Желательно при подаче заявления вместе с оригиналами документов иметь и их ксерокопии.

Администрацией на основании этих документов в течение месяца должен быть дан ответ о возможности выкупа земли. Если на участке нет строения, официально принадлежащего арендатору, то назначается аукцион.

Положительный исход подразумевает подписание между гражданином (юр. лицом) и администрацией населенного пункта договора купли-продажи в соответствии с ГК РФ. Отсутствие реакции на заявление или в случае отрицательного ответа, гражданин (или юр. лицо) имеет право подать заявление в суд для разрешения спорного вопроса.

Этап 5 – после заключения сделки купли-продажи необходимо подать документы на получение государственной регистрации права собственности на купленную землю в местный орган РосРеестра.

  1. непосредственно договор;
  2. акт приема-передачи участка;
  3. кадастровый план надела;
  4. паспорт или свидетельство регистрации юр. лица (или доверенности, если все действия выполняет представитель заявителя);
  5. квитанцию оплаты госпошлины.

Через месяц (наибольший допустимый срок) справка из ЕГРП о наличии собственности должна быть готова.

Земля принадлежит муниципальному образованию (городу или поселению иного юридического статуса)

Администрация муниципалитета не может продать землю, зарезервированную для государственных нужд, участки в природоохранных и водоохранных зонах.

После вступление в силу нового Земельного Кодекса в марте 2015 года, для покупки земельного участка необходимо обращаться в администрацию того населенного пункта, где расположен участок.

Нужно подать письменное заявление с указанием цели приобретения (под ИЖС, коммерческую деятельность, для обустройства дачного участка или личного подсобного хозяйства). Основная масса подаваемых заявлений в городах – запросы на выделение участков под ИЖС. Земля, предоставляемая под индивидуальное строительство, выделяется для возведения малоэтажных (до 3 этажей) жилых домов (ст. 48 ГК РФ) . Заявление должно содержать координаты надела, его размер и текущий юридический статус.

При положительном решении, администрация выставляет участок на аукцион, чтобы предоставить возможность покупки всем заинтересованным лицам. Аукцион не является обязательным, если участок свободен от застройки и не состоит на кадастровом учете.

Поэтому, дабы избежать торгов и минимизировать стоимость земельного участка при выкупе у администрации, можно сделать следующее:

  • на карте РосРеестра найти участок, не внесенный в государственный кадастр;
  • заказать схему расположения выбранной территории на общем кадастровом плане муниципальных земель;
  • обратиться в местную администрацию для предварительного согласования выделения выбранного участка на продажу;
  • после получения предварительного согласия, необходимо вновь обратиться в кадастровую службу для внесения одобренного участка в реестр и получения паспорта на землю;
  • с полученным паспортом участка нужно подать письменное заявление в администрацию о желании его приобрести.

Администрация рассмотрит заявку в течение 1 месяца (максимальный срок) и вышлет заявителю проект договора купли-продажи. Отрицательное решение администрации поселения должно быть дано в письменной форме с обоснованием отказа. Если заявителя не удовлетворит данное решение, то он вправе обратиться в суд.

После приобретения участка, его обязательно нужно оформить в местном органе РосРеестра. Документы, необходимые для этого, описаны в предыдущем разделе (Этап 5).

Из вышесказанного можно сделать вывод: выкуп земли у администрации – хлопотное дело, но вполне выполнимое для тех, кто задался данной целью.

Выкуп земельного участка из аренды в собственность, особенности процедуры + пошаговая инструкция по документальному оформлению арендованной земли в частную собственность и владение

Выкуп земли из аренды в собственность

Арендуемый земельный участок может находиться в федеральном или муниципальном ведении либо принадлежать физическим или юридическим лицам. При этом арендатор земли имеет приоритетное право выкупа. В практике часто необходимо осуществить перевод земли из аренды в частное владение, и эта процедура в 2022 году представляет собой выкуп земельного участка из аренды у администрации.

Важно знать, что, арендатор наделен правом пользователя земли, но он не собственник. По этой причине арендованный надел нельзя продать, подарить, оставить наследникам, а также провести другое законное отчуждение. Кроме того, строить на таком участке как капитальные, так и вспомогательные объекты недвижимости арендатор может только с разрешения собственника земли, иначе есть риск обращения последнего в суд с иском о сносе самовольных строений.

В данной статье расскажем, как выкупить арендованный земельный участок в 2022 году, что для этого нужно сделать, и какие необходимы документы. Кроме того, вы получите пошаговые рекомендации как это сделать быстро и правильно.

Аренда земельного участка: кто имеет право получить землю в собственность

Оформление арендуемого земельного надела в собственность их временного пользователя – арендатора, закреплено правовыми нормами, в частности ст. 39.9, 39.18, 39.20 Земельного кодекса РФ, а также другими законодательными актами муниципального и федерального уровня.

Их выполнение обеспечивает законный доступ широкого слоя населения страны к земельным ресурсам для полного удовлетворения своих потребностей в приобретении более комфортного жилья и возможности по занятию крестьянским и фермерским трудом.

По общей процедуре, для исключения коррупционной составляющей в процессах продажи и покупки арендуемых земель, их выкуп производится с использованием торгов (аукционов). Цена земли на торгах определяется как максимальная стоимость, предложенная участниками.

Однако тема нашей статьи посвящена выкупу земли из аренды у администрации города без проведения торгов. В народе эту процедуру еще называют приватизация земельного участка.

Итак, как же на практике осуществить указанную процедуру и у кого есть такое право?

Не будем вдаваться в подробности, как и кто, может приобрести земли у государства без проведения торгов, остановимся именно на ситуациях когда земля в аренде.

Земельный кодекс, говорит о том, что перевести участок земли из аренды в свою личную собственность вправе любое лицо, который соответствует определённым критериям.

К ним относятся:

  1. Гражданин, у которого в земля в аренде и на нем зарегистрирован как минимум объект незавершенного строительства – частный дом
  2. Физическое или юридическое лицо, которым земля передана для осуществления фермерской деятельности
  3. Лицам, который земельный участок предоставлен в аренду или безвозмездное пользование для комплексного освоения земли

С 2017 года на законодательном уровне введена возможность приобретения земли без торгов по фиксированной сумме. Такая возможность регламентирована в частности пп. 9, 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ. После оформления прав собственности, без проблем можно заключать договор купли продажи земли.

Перевод земли из аренды в собственность осуществляется при соблюдении следующих условий:

  1. Аренда длится 3 и более года
  2. Покупка возможна только арендатором
  3. Заявление о заключении договора аренды должно быть подано не позднее одного дня до истечения аренды
  4. На земельном участке, есть объекты недвижимости, принадлежащие арендатору

Добавим, информацию, касающуюся НКО.

Когда участок земли, арендуемый некоммерческой организацией (НКО) в составе территории комплексного освоения, планируется выделить под ИЖС, то в случае разделения площади на отдельные участки под ИЖС, правом их последующего выкупа без торгов обладает любой член НКО.

Что делать, когда дом в собственности, а земля в аренде

Часто от читателей интернет-журнала «Недвижимость, земля и право» поступают обращения с вопросом: «Если дом в собственности, а земля в аренде, как оформить право собственности на участок?»

Владелец дома, размещенного на арендуемом наделе, законодательно наделен правом выкупа этого надела. Главным критерием перевода земельного участка из разряда, арендуемого в личное пользование, выступает наличие официального оформления строения.

Земли с построенным на них домом могут быть выкуплены владельцем дома при соблюдении следующих условий:

  1. Дом (строение, сооружение) оформлен официально в собственность и вместе с землей находится в длительном пользовании.
  2. Дом используется для постоянного проживания арендатора земельного участка.
  3. Обладатель арендуемого участка наделен законным правом их неограниченного пользования.

Наличие вышеизложенных оснований предоставляет владельцу дома вполне законное право на основании собственного решения самостоятельно начать выполнение процедуры выкупа арендуемого земельного участка. Не стоит забывать и о возможности переуступки права аренды земли.

Процедура и порядок выкупа земельного участка из аренды в 2022: основные положения

Недостроенный дом на арендованном земельном участке

При аренде муниципальной земли предпочтительнее всего за первые три года аренды земли построить на участке дом и оформить его, пусть даже как объект не завершённого строительства.

Кроме того, любое облагораживание арендуемого участка земли тоже будет выступать преимуществом в вашу пользу.

Арендатор может перевести участок земли в личную собственность по фиксированной цене (без торга и аукциона), если:

  1. Аренда длится 3 и более года и в договоре прописан пункт о возможности выкупа арендуемого участка
  2. Лицо, заявляющее желание стать собственником земельного участка, арендует его на законных основаниях
  3. Предложение о выкупе направлено собственнику земельного участка до окончания установленного срока аренды

Для начала инициирования процедуры выкупа арендуемого вами земельного участка необходимо чётко представлять себе, куда следует обращаться.

Куда нужно обратиться

Инициирование выкупа начинается с подготовки обращения в подразделение муниципалитета, курирующее территорию, на которой арендуется земельный участок под строительство дома.

В муниципалитете обязаны уведомить просителя о наличии или отсутствии кадастрового дела на запрашиваемые сотки и о существовании (отсутствии) обременений на них.

В обращении целесообразно указать основание для выкупа и право первоочередной покупки (при его наличии). При отсутствии обременений далее осуществляется сбор документов для выкупа арендуемого участка земли.

Какие требуются документы

Подготовка выкупа земельного участка состоит в сборе документов, подтверждающих не только желание приобрести арендуемый кусок земли, но наличие законных условий, обеспечивающих возможность удовлетворить это желание.

К таким условиям относится подтверждение того, что именно этот участок находится в вашей аренде, а также место его расположения, имеет ли он установленные границы и пр.

Для выкупа арендуемого участка земли готовится следующий пакет документов:

  1. Обращение на имя на главы муниципалитета в виде письменного заявления о желании выкупить арендуемые земельные сотки.
  2. Паспорт гражданина и его ИНН (покупка планируется частным лицом). Если обращается юридическое лицо, то прилагаются уставные документы и выписка из приказа о назначении его руководителя.
  3. Документ, подтверждающий легитимность использования участка земли заявителем.
  4. Кадастровый паспорт, определяющий место размещения участка земли, официально установленные его границы, а также кадастровую стоимость.
  5. Акт независимой оценки цены арендуемого земельного надела в текущем году.
  6. Технический план участка или акт его обследования с технической документацией на дом, постройки и сооружения, возведённые на нём.
  7. «Свежая» выписка из ЕГРП, свидетельствующая об отсутствии ограничений оборота на арендуемые сотки (арест, заложение в банк и др.).

Когда будет всё подготовлено, следует задуматься, какую сумму необходимо будет внести для выкупа заветного земельного надела. Приведём краткое описание возможной стоимости выкупа арендованных земель.

Стоимость выкупа арендованного участка земли в 2022 году

Плата за аренду участка земли независимо от его размера выставляется муниципалитетами в виде определённого процента от их кадастровой стоимости либо путём применения кратного размера ставки земельного налога.

Конкретные величины в 2022 году рассчитывается в каждой местности с учетом ее территориальных особенностей.

В мегаполисах с проживанием свыше 3 млн человек (Москва и Санкт – Петербург) участок земли можно выкупить за сумму, составляющую до 20% от кадастровой цены (Москва – 20%, Санкт – Петербург – 19,5%).

В крупных городах численностью от 500 тыс. до 3 млн человек сумма выкупа арендуемого участка составляет от 7,5 до 24% его кадастровой стоимости (от 5 до 17-кратного размера ставки земельного налога, размер которого равен 1,5% кадастровой стоимости).

В небольших поселениях с населением до 500 тыс. человек выкуп обойдётся от двух до десятикратного размера ставки земельного налога.

В Московской области для выкупа арендуемых участков применяется десятикратная ставка земельного налога.

Участки земли, арендуемые в сельских и поселковых муниципальных образованиях, можно выкупить за сумму, не превышающую 3% от их кадастровой стоимости.

Минимальная стоимость земельного участка, находящегося в федеральном владении, составляет 2,5% от его кадастровой цены. Такой же процент используется при приобретении юридическими лицами территорий, выделенных в аренду для организации дачного товарищества.

На практике существование права на выкуп арендуемого участка и наличие требуемого объёма финансовых средств не всегда обеспечивают реальную возможность приобретения желаемого кусочка земли. Есть законодательные ограничения, по которым выкуп просто невозможен.

Когда выкуп невозможен по закону и могут отказать

Прежде чем обратится в администрацию следует помнить о существовании реальных причин отказа в приобретении участка.

Выкупу не подлежат следующие территории (даже, если участки на них используются долгое время):

  1. Арендуемый участок внесен в план застройки, выполняемой в государственных или муниципальных целях
  2. Участок земли входит в территорию обеспечения безопасности морских и речных портов, аэропортов, железнодорожного и автомобильного сообщения
  3. Используемые участки включены в состав зон отдыха, парков или городских садов;
  4. Арендуемые участки земли официально отнесены к охраняемым водозаборным территориям, охранным зонам очистных сооружений и газопроводов
  5. Участок включён в территории подведомственные Минобороны, ФСБ и ФСО России

Отсутствие законодательных ограничений на арендуемый вами участок позволяет воспользоваться ниже изложенной пошаговой инструкцией.

Пошаговая инструкция по оформлению земли из аренды в собственность

Собранные в неполном объеме документы, использование при их заполнении недостоверных данных либо сведений с ошибками заведомо приведёт к отказу в совершении выкупа арендуемого участка земли.

Отказ в свою очередь будет сопровождаться невозвратными денежными средствами (выплаченная госпошлина не возвращается), а также возможными нервными потрясениями. Ведь когда что-то не получилось, это всегда неприятно. В связи с этим будьте внимательны, делая первые шаги.

1 Шаг. Сбор и подготовка документов

Осуществляется сбор документов, приведённых в подразделе «Какие требуются документы?» настоящей статьи.

Особое внимание следует обратить на официальное определение границ арендуемого участка земли, который планируется выкупить у администрации.

Отсутствие официально закреплённых координат участка на местности является законной причиной отказа в его приобретении.

Закрепление границ осуществляется с помощью межевания, заключающегося в согласовании границ участка с соседям и официальном определении координат участка с последующим письменным оформлением.

Межевание осуществляется подготовленным специалистом (кадастровым инженером). Услуга платная (от 5 до 10 тыс. руб.) и выполняется по просьбе арендатора.

Не менее важную роль играет кадастр.

2 Шаг. Постановка на кадастровый учет в 2022 году

Данный шаг выполняется только при отсутствии кадастрового паспорта на арендуемый участок, запланированный к приобретению. О том есть ли он или его нет, можно узнать, запросив кадастровую выписку через МФЦ или по сети Интернет.

Можно самостоятельно посмотреть учтён ли участок на официальных сайтах сети Интернет (pkk5.rosreestr.ru; publichnay – kadastrovaya – karta.ru и др.).

Постановка на кадастровый учёт производится при предъявлении паспорта гражданина, межевого плана, свидетельствующего официальное закрепление границ участка, и квитанции об оплате государственной пошлины.

3 Шаг. Обратиться в администрацию и получить постановление

Имея кадастровую выписку, следует позаботиться о вынесении решения главы муниципалитета, разрешающего выкуп.

Надо написать заявление на имя главы и приложить кадастровую выписку, её ксерокопию и оплатить государственную пошлину.

4 Шаг. Заключение договора выкупа арендуемого участка

Получив разрешение муниципалитета, составляется договор купли-продажи арендуемого земельного участка в простой форме.

Затем покупателем вносятся деньги на финансовый счёт муниципалитета.

5 Шаг. Регистрация сделки

Договор о выкупе арендуемого участка земли регистрируется в территориальном органе Федеральной регистрационной службы с приложением документов.

Перечень:

  1. Заявления о государственной регистрации
  2. Разрешения главы
  3. Выписки из кадастрового плана участка
  4. Квитанции об оплате услуги за регистрацию

Важно знать, что регистрационные услуги имеют различную стоимость в зависимости размещения земли.

Стоимость регистрации земли:

  • 350 рублей – для участка земли под дачей и гаражом
  • 100 рублей – для сельскохозяйственных земель
  • 200 рублей – для территории под многоквартирным домом
  • 2 тыс. рублей – для участка земли под частным жилым домом и вокруг него

Представив документы на регистрацию, вы получаете расписку об официальном приёме бумаг с указанием срока окончания получения результата и спокойно ждёте назначенного дня получения в регистрирующем органе договора выкупа с отметкой о его регистрации (или мотивированной причины отказа в оном).

6 Шаг. Получение выписки и вы счастливый владелец

Решение о регистрации права перехода арендуемого участка в собственность или отказе в нём становится известным через 14 рабочих дней после подачи документов.

При положительном решении документы можно получить лично или через представителя, действующего по нотариальной доверенности.

Оформление земли представляет трудоёмкий процесс, требующий специфических знаний по правильности сбора и разработки требуемых документов. Иначе сложностей и дополнительных затрат времени и денег не избежать.

Сложности, которые могут возникнуть или почему лучше обратиться к специалистам

Главная сложность возникает в виде неожиданного отказа в приобретении давно арендуемого земельного участка, ставшего для вас родным. Причинами отказа выступают ошибки, допущенные в представленных бумагах или недостоверные сведения, изложенные в них.

Предотвратить сложности можно осуществить путём привлечения опытных специалистов.

Обращение к ним позволит:

  1. Оперативно и своевременно собрать и оформить документы, обеспечившие надёжность перевода в индивидуальную собственность дорогого вам земельного участка
  2. Сэкономить время, деньги и нервы, затрачиваемые на соблюдение большого числа формальностей, без выполнения которых нет надежды на получение положительного решения
  3. Получить 100% гарантию положительного результата перехода арендуемого участка в собственность

Хотите быстро и без хлопот стать счастливым владельцем земли обращайтесь к опытным специалистам.

Верховный Суд пояснил нюансы предоставления участка в собственность без торгов

Один из экспертов указал: несмотря на то что при внесении масштабных изменений в ЗК критерий несоразмерности был исключен из него, судебная практика последовательно настаивает на необходимости его учета, обосновывая это соблюдением баланса публичных и частных интересов. Вторая отметила, что при рассмотрении подобных споров суды довольно часто отказывают заявителям на том основании, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно больше площади, необходимой для эксплуатации расположенных на нем объектов.

Верховный Суд в Определении № 46-КАД21-18-К6 от 17 ноября разбирался, возможно ли предоставление в собственность земельных участков муниципалитета без проведения торгов арендодателю, который возвел на нем склады и планировал увеличение их площади в случае производственной необходимости.

22 июля 2016 г. администрация муниципального района Кинельский Самарской области и глава крестьянско-фермерского хозяйства заключили договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения на 10 лет. Договор стороны зарегистрировали в Управлении Росреестра по Самарской области. 17 октября 2016 г. с согласия арендодателя был заключен договор о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды между предпринимателем и Максимом Купцовым. Договор также был зарегистрирован в Росреестре.

Позднее администрация выдала Максиму Купцову разрешение на строительство, и он построил четыре складских помещения для хранения сельскохозяйственной продукции, которые были введены в эксплуатацию. Право собственности на недвижимость также зарегистрировано в установленном законом порядке.

10 октября 2019 г. Максим Купцов обратился в администрацию с заявлением о заключении договора купли-продажи участка без проведения торгов. Администрация отказала ему со ссылкой на п. 2 ст. 20 Закона Самарской области от l1 марта 2005 г. № 94-ГД «О земле», п. 6 ст. 11.9 ЗК, ст. 15 и 16 Закона о защите конкуренции.

Тогда Максим Купцов обратился в Кинельский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением о признании постановления об отказе незаконным. Удовлетворяя требования, суд указал на выводы градостроительного обоснования об особенностях существующей дорожной сети, возможностях подъезда транспорта, осуществления погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки кормов, технологического присоединения к существующим инженерным сетям, а также выполнения требований технологических норм, правил противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, указал на возможность увеличения площади складов в будущем в случае производственной необходимости и удовлетворил иск.

Однако апелляционная инстанция посчитала, что в материалах дела отсутствуют доказательства необходимости использования земельного участка площадью 40 892 кв. м для эксплуатации четырех складов общей площадью 59,6 кв. м, и отказала в иске.

Когда кассационный суд оставил решение первой инстанции в силе, администрация обратилась в Верховный Суд. ВС посчитал, что апелляция дала правильную критическую оценку представленному в дело градостроительному обоснованию использования земельного участка для эксплуатации складов, поскольку оно содержит выводы о необходимости использования земельного участка не только для эксплуатации названных объектов, но и для проектирования левады для выпаса и кормления сельскохозяйственных животных, что не соответствует целям предоставления земельного участка и противоречит виду разрешенного использования данного участка под строительство зданий, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Также, посчитал ВС, являются обоснованными выводы суда апелляционной инстанции о том, что указание в градостроительном обосновании необходимости обустройства зоны отдыха сотрудников, зоны озеленения и зоны свалки мусора не свидетельствует о том, что площадь земельного участка соразмерна площади, необходимой для эксплуатации складов.

Верховный Суд указал, что подход кассационного суда противоречит действующему нормативному регулированию, которое предусматривает исключительное право на приобретение земельного участка собственником расположенного на этом участке объекта недвижимости, право собственности на который зарегистрировано в установленном порядке на дату рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка.

Кроме того, Пленум ВС в п. 25 Постановления от 9 июля 2020 г. № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» указал, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела. Вместе с тем, если кассация придет к выводу, что судами первой или апелляционной инстанций допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке, без устранения которой невозможны восстановление и защита прав, суд учитывает эти обстоятельства при вынесении кассационного определения.

«Не соглашаясь с критической оценкой градостроительного обоснования, изложенной в апелляционном определении, суд кассационной инстанции не привел нарушений норм процессуального права, допущенных судебной коллегией областного суда при исследовании и оценке данного доказательства», – отмечается в определении.

Кроме того, до 1 января 2020 г. исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта РФ, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными ст. 39.15 и 39.16 ЗК, напомнил ВС (п. 31 ст. 34 Закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ (редакция от 31 декабря 2017 г.) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Суд обратил внимание, что ст. 20 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД (редакция от 15 октября 2019 г.) «О земле» установлено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, гражданам и юридическим лицам в аренду с правом выкупа в соответствии с договорами, заключенными до введения в действие ЗК РФ, а также приватизация сельскохозяйственных угодий в случае, указанном в ч. 1 ст. 26 этого закона, может осуществляться с момента вступления в силу данного закона. Приватизация иных, кроме указанных в ч. 1 названной статьи, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, предусмотренном п. 1 ч. 3 ст. 9 указанного закона, может осуществляться, за исключением случаев, предусмотренных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, в том числе связанных с приватизацией земельной доли, находящейся в муниципальной собственности, или земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, с 1 января 2020 г.

Таким образом, указал ВС, на момент подачи Максимом Купцовым заявления о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов и дату вынесения оспариваемого правового акта имелся запрет на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, и оставил в силе решение апелляции.

В комментарии «АГ» партнер, руководитель практики «Недвижимость и инвестиции» АБ «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов отметил, что при пересмотре дела ВС фактически исследовал два самостоятельных аргумента:

  • допустимость исследования вопроса о соразмерности земельного участка объекту недвижимости при выкупе без торгов собственником объекта;
  • возможность установления до 1 июля 2020 г. дополнительных оснований для отказа в предоставлении участков законами субъектов РФ.

При этом второй элемент не представляет какого-либо интереса, посчитал эксперт, так как никаких выдающихся вопросов не исследуется. «В отношении же вопроса соразмерности участка ВС РФ еще раз подтвердил позицию, что это должно исследоваться судами при разрешении споров о праве на выкуп. Несмотря на то что при внесении масштабных изменений в ЗК критерий несоразмерности был исключен из упоминания в тексте ЗК РФ, судебная практика последовательно настаивает на необходимости его учета, обосновывая это необходимостью соблюдения баланса публичных и частных интересов», – отметил Дмитрий Некрестьянов.

Эксперт посчитал, что если не брать спорность самой позиции о допустимости этого критерия, то все остальные выводы суда весьма предсказуемы: размер участка явно несоразмерен тем объектам недвижимости, которые на нем возведены, что и должно быть основанием для отказа в выкупе.

Младший юрист Land Law Firm Екатерина Розум отметила, что основным аргументом Суда, вставшего на сторону администрации, стало отсутствие доказательств необходимости использования земельного участка в испрашиваемой площади. Она указала, что собственники зданий имеют исключительное право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием. Однако по смыслу положений ЗК РФ приобретение данного земельного участка имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости (Постановление Президиума ВАС от 19 ноября 2013 г. № 8536/13). Следовательно, на Максиме Купцове действительно лежало бремя доказывания размера приобретаемого земельного участка. Однако соответствующих доказательств Купцовым не было представлено, в силу чего отказ суда обоснован.

Екатерина Розум указала, что при рассмотрении подобных споров суды довольно часто отказывают заявителям на том основании, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно больше площади, необходимой для эксплуатации расположенных на нем объектов, и несоразмерна площади самих объектов недвижимого имущества (например: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2020 г. № Ф06-58760/2020 по делу № А57-9680/2019, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 марта 2020 г. № Ф08-223/2020 по делу № А53-4110/2019). Таким образом, в данном определении Верховный Суд последовал сложившейся судебной практике в целях соблюдения частных и публичных интересов, резюмировала она.

Вместе с тем, посчитала Екатерина Розум, Суд ошибочно применил положения ст. 20 Закона Самарской области «О земле», поскольку в силу ст. 2 данного закона действие ст. 15, 20–22, ч. 1 ст. 25 и ст. 26 не распространяется на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется федеральным законодательством. Аналогичная норма содержится в ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ (п. 7 ст. 27 ЗК РФ).

Таким образом, мораторий на приватизацию на земельный участок, занятый нежилыми зданиями, распространяться не мог, заключила она (данный вывод также содержится в судебной практике: Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2019 г. № Ф08-3606/2019 по делу № А20-2068/2018).

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

Поле, пашня и лесополоса

Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев. Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ. О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

Что такое неразграниченный земельный участок

Аэрофотосъемка земель

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области. В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами «О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

Получатели услуги

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

Как составить заявление

Ноутбук

Заявление на услугу проще всего подать через личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

В случае если земельный участок не сформирован, то есть не имеет границ и кадастрового номера, нужно сначала обратиться за услугой «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». В результате осуществления этой услуги определяются границы участка и вид права на него. Это важно, поскольку в случае, когда запрашиваемые земли по тем или иным объективным причинам не могут быть предоставлены в собственность, заявителю будет предложена альтернатива − аренда участка.

Куда подавать заявление

Макет домов

Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Сроки оказания услуги

Документы, подписание

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру: 8 (800) 550-50-30.

Ссылка на основную публикацию