Перерасчет коммунальных услуг за время отсутствия

Перерасчет коммунальных услуг за время отсутствия

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами (потребители) жилых помещений не является основанием невнесения платы за коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153, ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

При временном, более пяти полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета при отсутствии технической возможности его установки, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю коммунальную услугу. Исключение – плата за коммунальные услуги по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, а также за коммунальные услуги на общедомовые нужды (п. п. 86, 88 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 354).

Для перерасчета следует обратиться в управляющую организацию, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или в ресурсоснабжающую организацию и к региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – исполнитель) с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальные услуги с указанием периода временного отсутствия.

Требования к заявлению и прилагаемым к нему документам

Заявление о перерасчете размера платы за коммунальные услуги нужно подать до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после его окончания (п. 91 Правил).

При этом пропуск указанных сроков по уважительным причинам (например, тяжелая болезнь или другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с заявлением) не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете такой платы (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).

К заявлению необходимо приложить акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета, а также документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия (п. 92 Правил).

Такими документами могут, в частности, являться (п. 93 Правил):

  1. копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
  2. справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
  3. проездные билеты, оформленные на имя потребителя, или их копии;
  4. счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
  5. свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;
  6. справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
  7. справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания потребителя на садовом или огородном участке, расположенном в границах ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
  8. иные документы, подтверждающие факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Перечень документов является открытым. Главное, чтобы такие документы подтверждали факт и срок отсутствия потребителя и были подписаны (за исключением проездных билетов) уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии печати), имели регистрационный номер и дату выдачи (п. 94 Правил).

Порядок перерасчета платы за коммунальные услуги

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству полных календарных дней временного отсутствия потребителя. Не учитываются день отъезда и день возвращения (п. 90 Правил).

Исполнитель делает перерасчет в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления потребителя и документов, подтверждающих его временное отсутствие (п. 91 Правил).

Результаты перерасчета отражаются в очередном платежном документе (п. 97 Правил).

Разъяснения, касающиеся перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении

Разъяснения, касающиеся перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении

Летний период является для большинства граждан отпускным. В связи с этим в адрес Управления Роспотребнадзора по КЧР стали обращаться граждане, за разъяснениями, касающимися перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении. Управление Роспотребнадзора по КЧР разъясняет следующее.

К сожалению, немногие из нас реально используют возможность сократить свои расходы за счет различных перерасчетов коммунальных платежей в период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении. Однако вернуть деньги за коммунальные услуги, которыми вы не пользовались, не так сложно. Следует заметить, что перерасчету подлежат только такие услуги, как водоснабжение (горячее и холодное), водоотведение, газо- и электроснабжение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, включает плату за:

– пользование жилым помещением (плата за наем)

– содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда

Плата за жилое помещениеи коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает:

-плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме

Плата за коммунальные услуги, в свою очередь, включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Временное отсутствие жильца в квартире никак не отражается на плате за отопление, содержание и ремонт жилого помещения, плате за наем, поэтому оплачивать данные услуги придется полностью.

Важно заметить, что перерасчет не полагается, если в жилом помещении есть индивидуальные приборы учета воды, газа и света такое правило объясняется просто: если в квартире никто не живет, вода, свет и газ не расходуются, соответственно, счетчик будет стоять.

Если же в квартире счетчики не установлены, то коммунальные услуги отпускаются по нормативам потребления. Согласно пункту 58 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного не позднее чем через месяц после окончания периода его временного отсутствия. Результаты перерасчета размера платы будут указаны в платежном документе.

К заявлению необходимо приложить документы, которые подтвердят продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства. Такими документами могут быть:

а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии

д) справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания

е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал

ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

На практике к указанным документам предъявляются определенные требования. Так, справки от организаций должны быть с четкой печатью и всеми реквизитами выдавшими их организациями. В случае предоставления потребителем копий документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих лиц по месту жительства, одновременно должны быть предъявлены оригиналы документов.

Если расчет размера оплаты за коммунальные услуги производит РКЦ, то сотрудник РКЦ на основании оригинала удостоверяет подлинность копии, ставит пояснительную надпись копия верна, свою подпись, ее расшифровку, число и круглую печать РКЦ. Таким образом, список документов является открытым.

Для проверки достоверности представленной информации управляющая компания вправе снимать копии документов и проверять подлинность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в выдавшие их организации.

Отдельно рассмотрим вопрос о перерасчете коммунальных платежей для дачников. Первоначально в письме Министерства регионального развития РФ от 05.08.2008 N 19197-АД/14 было дано разъяснение о порядке перерасчета платы за коммунальные услуги, малоутешительное для значительной части владельцев загородной недвижимости: справка, выданная председателем садоводческого кооператива, не является документом, подтверждающим временное отсутствие лица в жилом помещении, и не может служить основанием для перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя. Однако в ходе проверки соблюдения прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности Министерства регионального развития РФ, Генеральная прокуратура установила, что в указанном письме был необоснованно ограничен перечень документов, подтверждающих факт длительного отсутствия граждан, что повлекло многочисленные нарушения прав граждан, временно проживающих в садоводческих, огороднических и дачных объединениях, на перерасчет оплаты за коммунальные услуги.

По результатам проверки в адрес Министра регионального развития Российской Федерации было направлено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего оплату коммунальных услуг.

Спорная ситуация разрешилась изданием Министерством регионального развития в мае 2009 года нового письма, согласно которому справки, выданные органами управления садоводческих некоммерческих организаций, могут приниматься исполнителями в качестве основания для перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг.

В связи с тем, что справки, выданные органами управления садоводческих некоммерческих организаций, устанавливают юридические факты, являющиеся основанием для возникновения права на перерасчет платы за коммунальные услуги, указанные справки должны содержать сведения, однозначно свидетельствующие о факте и сроке нахождения гражданина на территории садоводческой некоммерческой организации.

При этом должна быть обеспечена возможность проверки исполнителем коммунальных услуг имеющих место фактов. Теперь дачники, отсутствующие в городских квартирах более пяти дней, смогут законно получать свой вычет.

Хотелось бы отметить, что существуют также и иные основания и порядок проведений перерасчета оплаты за коммунальные услуги.

Так, согласно п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307) при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением. П. 61 указанных Правил устанавливает, что при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.

При этом объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредставления коммунальной услуги (п. 62 указанных Правил).

Таким образом, можно выделить заявительный порядок и установленный нормативно-правовым актом порядок перерасчета (перерасчет в связи с ежегодными профилактическими работами производится вне зависимости от обращения потребителя), а также следующие основания перерасчета:

– временное отсутствие потребителя

– предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами

Основание перерасчета влияет на перечень видов коммунальных услуг, оплата за которые подлежит перерасчету. Так, в отличие от перерасчета в связи с временным отсутствием потребителей при перерывах в предоставлении коммунальных услуг производится перерасчет оплаты и за отопление.

Таким образом, на коммунальных платежах можно и нужно экономить, главное – уметь правильно это делать.

Перерасчет платы за ку в связи с временным отсутствием потребителя в помещении.

Перерасчет платы за ку в связи с временным отсутствием потребителя в помещении.

С 2017 года положения Правил предоставления коммунальных услуг в редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2017 № 1498 в части проведения перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении изменились. Теперь перерасчет осуществляется лишь в случае, когда отсутствие в помещении ИПУ обусловлено отсутствием технической возможности установки счетчика. Рассмотрим новые положения подробнее, а также изучим ситуацию, возникшую на практике у нашего читателя: потребитель требует перерасчета платы за период до вступления поправок в силу.

Новые положения стимулируют к установке ИПУ

Наряду с многочисленными поправками к Правилам предоставления коммунальных услуг, которые дают возможность исполнителю наказывать рублем недобросовестных потребителей, был принципиально изменен принцип перерасчета платы при временном отсутствии потребителя в помещении. Кстати, процедура проведения перерасчета осталась фактически неизменной.

Итак, если ранее перерасчет проводился для всех потребителей, временно отсутствующих в помещении, не оборудованном ИПУ, то теперь перерасчет осуществляется для потребителей, отсутствовавших в помещении, не оборудованном ИПУ в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в предусмотренном порядке (п. 86 Правил предоставления коммунальных услуг). Именно поэтому к заявлению потребителя о проведении перерасчета следует прилагать не только документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия, но и акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки ИПУ (п. 92 названных правил).

При отсутствии ИПУ и неподтверждении отсутствия технической возможности его установки, а также в случае неисправности ИПУ в жилом помещении (при неустранении потребителем такой неисправности в 30‑дневный срок) перерасчет не производится. Исключение – случай отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы, подтвержденного соответствующими документами (например, выселение граждан из дома в связи с аварийной ситуацией).

Приведенные положения правил фактически стимулируют собственников помещений в МКД к установке ИПУ, если соответствующая техническая возможность имеется. Ведь в противном случае при расчете платы будет применен повышающий коэффициент, а рассчитывать на уменьшение размера платежа можно только при изменении количества потребителей (снятии с регистрационного учета по месту проживания или временного пребывания).

Действие нового порядка во времени.

До 01.01.2017 действовало правило о том, что временное отсутствие в помещении является основанием для перерасчета платы само по себе независимо от причины неустановки в помещении ИПУ. После вступления в силу нового правила возникает вопрос: как применять его во времени? Обязан ли исполнитель провести перерасчет платы за 2016 год, если заявление подано в 2017 году? Следует ли уменьшать размер платы, если период временного отсутствия в помещении начался в 2016 году, а закончился в 2017 году (при наличии технической возможности установки ИПУ)?

Ответы на все эти вопросы можно найти в ст. 6 ЖК РФ. Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ, являются актом жилищного законодательства (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч. 3 ст. 6 ЖК РФ). В пункте 5 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 разъяснено: так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Действительно, правоотношение между потребителем и исполнителем возникло в момент начала предоставления коммунальных услуг. Поскольку оно является длящимся, положения новой редакции Правил предоставления коммунальных услуг применяются только к правам и обязанностям, возникшим после 01.01.2017.

Иначе говоря, потребитель вправе претендовать на перерасчет платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия в жилом помещении, не оборудованном ИПУ (в том числе даже при наличии технической возможности его монтажа), до 31.12.2016 включительно. Перерасчет за период временного отсутствия с 01.01.2017 возможен, только если подтверждено отсутствие технической возможности установки ИПУ.

Таким образом, отмена перерасчета платы за коммунальные услуги при наличии технической возможности установки ИПУ не является причиной отказа в перерасчете платы за период до 31.12.2016, в том числе при подаче соответствующего заявления после 01.01.2017.

О пресекательном 30‑дневном сроке.

Согласно п. 91 Правил предоставления коммунальных услуг перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. В пункте 37 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22 указано: пропуск нанимателем, собственником и иными лицами, проживающими в жилом помещении, по уважительным причинам срока для обращения с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги в связи с временным его отсутствием (например, тяжелая болезнь или другие не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги) не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете такой платы.

Обратим внимание, что 30‑дневный срок является пресекательным, поскольку определяет период существования права потребителя на перерасчет платы. Не так давно гражданин подал в КС РФ заявление о признании п. 91 Правил предоставления коммунальных услуг в части установления срока не соответствующим федеральному законодательству о сроке исковой давности. Определением от 28.03.2017 № 587‑О в рассмотрении жалобы было отказано, поскольку оспариваемое положение было принято в пределах компетенции Правительства РФ и направлено на обеспечение функционирования коммунальной инфраструктуры жилых домов и тем самым на защиту интересов проживающих в них граждан и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы заявителя, перечисленные в жалобе.

При получении заявления позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия без указания причин нарушения данного срока исполнителю целесообразно запросить информацию о таких причинах и самостоятельно оценить их уважительность. Дело в том, что, если спор перейдет в стадию судебного разбирательства, потребитель может заявить о данных причинах и суд будет принимать их во внимание на основании разъяснений Пленума ВС РФ.

Примеры судебных решений, в которых пропуск 30‑дневного срока стал единственной либо одной из нескольких причин отказа в удовлетворении требований потребителя о проведении перерасчета, следующие: апелляционные определения Самарского областного суда от 31.05.2017 по делу № 33‑6337/2017, Московского городского суда от 22.12.2016 по делу № 33‑51391/2016, от 24.11.2014 по делу № 33‑46838, Свердловского областного суда от 26.08.2016 по делу № 33‑14921/2016, Пермского краевого суда от 06.06.2016 по делу № 33‑6106/2016, Алтайского краевого суда от 26.05.2015 по делу № 33‑4699/2015.

Судебные акты по требованиям потребителя произвести перерасчет содержат такую ремарку: «Доводы потребителя не содержат ссылок на обстоятельства, указывающие на пропуск срока по уважительным причинам», что и является причиной отказа в проведении перерасчета (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 26.02.2014 по делу № 33‑2261/2014).

Об исчислении срока в переходный период.

Рассмотрим конкретную ситуацию, в которой требуется определить начало течения 30‑дневного пресекательного срока. В помещении нет ИПУ, отсутствие технической возможности его установки актом обследования, составленным в законном порядке, не подтверждено. Отсутствие всех проживающих в помещении лиц в результате действия непреодолимой силы также не задокументировано. Потребитель отсутствовал в жилом помещении с сентября 2016 года и продолжал отсутствовать на момент подачи заявления о перерасчете платы в марте 2017 года. В заявлении о перерасчете указан период временного отсутствия, за который потребитель и требует перерасчета, – с даты отъезда из жилого помещения по 31.12.2016.

Возникает вопрос: какую дату считать датой окончания периода временного отсутствия, начиная с которой течет 30‑дневный срок для подачи заявления?

Если считать датой окончания периода временного отсутствия 31.12.2016, заявление, датированное мартом 2017 года, указывает на нарушение срока и без уважительных причин такого нарушения не дает права требовать проведения перерасчета.

Если считать, что период временного отсутствия еще не закончился, подача заявления в любой момент до фактического возвращения потребителя в место проживания (и в течение 30 дней после этого) законно дает право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги.

Второй вариант более выгоден потребителю и основан на буквальном толковании п. 92 Правил предоставления коммунальных услуг.

Первый вариант более выгоден исполнителю, и доводы в его пользу заслуживают внимания. Так, начиная с 2017 года просто временного отсутствия потребителя в помещении (указывает на непотребление коммунальных услуг) для проведения перерасчета платы недостаточно. Вторым равноценным обстоятельством является отсутствие технической возможности установки ИПУ (указывает на добросовестность потребителя, потребителям, не установившим ИПУ при наличии соответствующей технической возможности, придется оплачивать коммунальные услуги в полном объеме независимо от фактического пользования ими, а также повышающий коэффициент). Наличие или отсутствие технической возможности монтажа счетчика устанавливается на определенный момент. В рамках капитального ремонта или реконструкции МКД могут быть проведены работы, которые изменят состояние инженерных сетей или иных элементов общего имущества и, к примеру, обеспечат наличие технической возможности установки ИПУ, ранее отсутствовавшей. После того, как будет установлено наличие технической возможности монтажа ИПУ, сам факт физического отсутствия потребителя в помещении МКД перестает быть интересен исполнителю и не является основанием для применения положений разд. VIII Правил предоставления коммунальных услуг. Соответственно, потребителю уже нет даже смысла подтверждать свое временное отсутствие в помещении. Поэтому представляется, что под периодом временного отсутствия для целей применения правил о перерасчете следует понимать только тот период, который дает право на перерасчет. В рассматриваемой ситуации период, когда потребитель имел право на перерасчет, закончился 31.12.2016, потому и заявление следовало подать не позднее 30.01.2017.

Однако мы не беремся прогнозировать исход судебного разбирательства, особенно учитывая то, что суды преимущественно встают на сторону потребителей.

Отмена с 2017 года перерасчета платы при временном отсутствии в жилом помещении потребителя, притом что отсутствие ИПУ не обу­словлено отсутствием технической возможности его установки, не означает, что потребитель не вправе рассчитывать на перерасчет платы за период временного отсутствия в помещении до 2017 года, не имея акта обследования на предмет установления отсутствия технической возможности монтажа счетчика. Однако обратиться за перерасчетом следовало не позднее 30 дней с даты окончания периода временного отсутствия.

Условия перерасчёта при временном отсутствии согласно № 354 и ЖК РФ

Основания, по которым исполнитель коммунальных услуг делает перерасчёт платы за период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении, изложены в разд. VIII ПП РФ № 354. Их попытался оспорить в Верховной суде РФ собственник доли в квартире, где нет приборов учета. Рассказываем о судебном решении.

Условия перерасчёта при временном отсутствии изложены в ПП РФ № 354

Обязанность оплачивать жилищные и коммунальные услуги возникает с момента регистрации права собственности на помещение или его долю (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). Расчёт платы за коммунальные услуги производится согласно показаниям установленных приборов учёта, а если их нет – исходя из нормативов потребления ресурсов, утверждённых органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Порядок перерасчёта платы за КУ при временном отсутствии потребителя в помещении определён в разд. VIII ПП РФ № 354. Если в помещении установлены индивидуальные приборы учёта, то за время отсутствия проживающих перерасчёт платы за ЖКУ не делается. Потребление ресурсов фиксируется показаниями ИПУ.

Если квартира не оснащена счётчиками, то при непроживании в ней потребителей более пяти полных дней собственник имеет право обратиться к исполнителю КУ за перерасчётом платы (п. 86 ПП РФ № 354). При этом важным условием является отсутствие технической возможности установки в квартире ИПУ, подтверждённой соответствующим актом обследования.

Перерасчёт делается в течение пяти рабочих дней после получения заявления от потребителя и подтверждающих период временного отсутствия документов. Подаётся такое заявление до отъезда или не позднее 30 дней после окончания периода непроживания. К заявлению должна прилагаться копия акта обследования о невозможности установки ИПУ (п.п. 91, 92 ПП РФ № 354).

Такое обследование проводится в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 627. Если невозможность установки счётчиков не подтверждена или ИПУ вышел из строя, перерасчёт платы за соответствующие КУ при временном отсутствии проживающих не производится (п. 86 ПП РФ № 354).

Перерасчёт платы за коммунальные услуги

Собственник посчитал условия для перерасчёта противоречащими ЖК РФ

С подходом к перерасчёту платы за КУ за время отсутствия, изложенном в ПП РФ № 354, не согласился владелец доли в квартире в многоквартирном доме. В жилом помещении не установлены приборы учёта коммунальных ресурсов, так как об этом не смогли договориться все собственники квартиры. Расчёт платы производится исходя из нормативов потребления.

Поскольку владелец доли не проживает в помещении почти год, он обратился в управляющую организацию с просьбой сделать перерасчёт платы за КУ из-за временного отсутствия. УО отказала собственнику в перерасчёте, сославшись на п. 86 ПП РФ № 354: у заявителя не было акта, подтверждающего невозможность установки в квартире ИПУ.

Собственник посчитал, что перечень оснований для перерасчёта при временном отсутствии, приведённый в ПП РФ № 354, неполный, и обратился в Верховный суд РФ с просьбой признать частично недействующими п. 86, первый абзац п. 91 второй абзац п. 92 ПП РФ № 354.

  • перерасчёт платы при временном отсутствии делается только в отсутствие технической возможности установки ИПУ;
  • сроки подачи заявления на перерасчёт при временном отсутствии ограничены 30 днями после окончания периода отсутствия;
  • к заявлению о перерасчёте должен быть приложен акт обследования на предмет отсутствия возможности установить ИПУ.

Истец утверждал, что данные пункты ПП РФ № 354 нарушают его права и устанавливают принципы неравенства потребителей, что противоречит ст. 1 ЖК РФ. Ведь получить перерасчёт платы за КУ в период временного отсутствия вправе только потребители с актом о невозможности установить ИПУ.

Условия для перерасчёта за период отсутствия способствуют энергосбережению

Верховный Суд РФ, проанализировав указанные пункты ПП РФ № 354 и доводы истца, не согласился с ним. В решении судья подчеркнул, что неиспользование помещения собственником не является основанием невнесения платы за ЖКУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Верховный Суд РФ не нашёл подтверждения доводам истца, что условие предоставления акта о невозможности установки счётчика противоречит принципам равенства и создаёт преимущества одних потребителей над другими (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).

Такое условие, наоборот, способствует исполнению требованийФедерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Указанный Федеральный закон установил, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат учёту с использованием ИПУ (ст. 13 № 261-ФЗ).

Подтверждение невозможности установить ИПУ направлено на то, чтобы потребители переходили на оплату коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета. Это способствует эффективному и рациональному использованию ресурсов. Поэтому собственник, при наличии технической возможности не установивший счётчики, не может ссылаться на их отсутствие, чтобы не оплачивать ЖКУ.

Довод истца о том, что счётчики не установлены из-за отсутствия согласия между собственниками долей в квартире, суд также не принял во внимание. Вп. 1 ст. 247 ГК РФ прописана процедура разрешения споров между владельцами долевой собственности. Пользование долевым имуществом происходит по соглашению собственников долей, а если согласия достичь не удаётся – в судебном порядке.

Поэтому неустановка ИПУ из-за разногласий участников долевой собственности не может служить основанием для перерасчёта платы в период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении. Верховный Суд РФ отказал истцув удовлетворении иска, подтвердив правомерность отказа управляющей организации в перерасчёте.

Временно проживающие и временно отсутствующие пользователи

УО обязана сделать перерасчёт при соблюдении потребителем норм ПП РФ № 354

Верховный Суд РФ подтвердил правомерность применения управляющими организациями и ТСЖ п. 86 ПП РФ № 354, если к ним с заявлением обратился потребитель с требованием сделать перерасчёт за период его отсутствия.

Наличие акта обследования квартиры, который подтверждает невозможность установить приборы учёта, по-прежнему остаётся ключевым условием для произведения перерасчёта за время непроживания заявителя в квартире.

Важно соблюдение заявителем условия о сроках подачи документов: перед отъездом или в течение 30 дней после возвращения в квартиру (п. 91 ПП РФ № 354). Законность данной нормы также подтвердил ВС РФ.

Если требования раздела VIII ПП РФ № 354 соблюдены, то УО или ТСЖ не имеют права отказать потребителю в перерасчёте, который необходимо сделать в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления.

Перерасчет коммунальных услуг за время отсутствия

О возможности подачи в Департамент заявлений на предоставление государственной услуги «Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» через Госуслуги

20 сентября 2018

Порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

исходя из потребленных объемов коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых и индивидуальных приборов учета,

исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на коммунальные ресурсы, утвержденных для ресурсоснабжающих организаций в соответствии с действующим законодательством.

Для расчета платы за коммунальные услуги действует порядок, установленный Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” (далее – Правила № 354).

В соответствии с Правилами № 354 перерасчет платы за коммунальные услуги предусмотрен в двух случаях:

в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В соответствии с Жилищного Кодекса Российской Федерации (ч. 11 ст. 155) и п. 86 Правил № 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений.

Обращаем внимание, что перерасчет размера платы не предусмотрен для жилых помещений, необорудованных индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при котором отсутствие технической возможности его установки не подтверждено.

Также, перерасчёт размера платы не предусмотрен в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении при которой потребителем не исполняются обязанности по устранению возникшей неисправности.

В случае выхода прибора учета из строя, потребитель обязан незамедлительно известить о неисправности прибора учета исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).

В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель должен быть извещен о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

Исключением для проведения перерасчета платы для жилых помещений, необорудованных индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета при отсутствии подтверждения технической возможности его установки и (или) неисполнения потребителем обязанности по устранению неисправности прибора учета является случай отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы, подтвержденный соответствующими документами.

Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (в том числе и в случае если жилое помещение оборудовано индивидуальными приборами учета).

Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.

При применении двухставочных тарифов перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится только в отношении переменной составляющей платы, которая определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов исходя из объемов потребления коммунальных ресурсов.

Постоянная составляющая платы, приходящаяся на занимаемое потребителем жилое помещение, не подлежат перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги будут являться подтверждающие документы.

В соответствии с п. 93 Правил № 354 в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Подтверждающие документы, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

Предоставляемые потребителем копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.

Потребитель вправе предоставить исполнителю одновременно оригинал и копию документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В этом случае в момент принятия документа от потребителя исполнитель обязан произвести сверку идентичности копии и оригинала предоставленного документа, сделать на копии документа отметку о соответствии подлинности копии документа оригиналу и вернуть оригинал такого документа потребителю.

В соответствии с п. 95 правил № 354 исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.

В случае если на период временного отсутствия потребителя исполнителем по обращению потребителя было произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем, и после возвращения потребителя исполнителем в ходе проведенной им проверки был установлен факт сохранности установленных пломб по окончании периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится без представления потребителем исполнителю документов, указанных в пункте 93 Правил № 354( в соответствии с п. 96 правил № 354).

Согласно п. 97 Правил № 354 результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются:

а) в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия – в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

б) в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия — в очередном платежном документе.

Тариф “отпускной”

В Ассоциации юристов России напомнили: если человек уехал в отпуск или надолго переселился на дачу, он вправе потребовать уменьшения коммунальной платы. Сделать это можно через МФЦ.

Сама по себе поездка в отпуск не повод не оплачивать счета ЖКХ. Но гражданин может попросить провести перерасчет за время отсутствия. Фото: Александр Корольков

Сама по себе поездка в отпуск не повод не оплачивать счета ЖКХ. Но гражданин может попросить провести перерасчет за время отсутствия. Фото: Александр Корольков

“Граждане вправе требовать перерасчета платы за коммунальные услуги при одновременном соблюдении следующих условий: отсутствие в жилом помещении более 5 календарных дней подряд, отсутствие в жилом помещении индивидуального прибора учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, – рассказала член Ассоциации юристов России Ольга Эттлер. – Следовательно, может быть осуществлен перерасчет платы за воду, электроэнергию, газ. Перерасчет будет произведен из расчета количества дней, в течение которых потребитель не проживал в жилом помещении, не считая дни выбытия и прибытия”.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

При этом она подчеркивает, что не допускается перерасчет в отношении платы за отопление, а также энергоснабжение и газоснабжение, если такие услуги начислены в составе затрат на отопление. Иными словами, за горячие батареи – если человек вдруг уехал в холодный сезон – заплатить все равно придется.

“Более того, согласно Жилищному кодексу потребитель обязан оплатить услуги по содержанию общедомового имущества, даже если часть времени последний не проживал в жилом помещении”, – говорит Ольга Эттлер.

Так что полностью от платы человека не освободят. Но, безусловно, размер счета может быть уменьшен.

По словам старшего преподавателя департамента правовых дисциплин университета “Синергия” Наталии Пшеничниковой, для пересчета необходимо в течение месяца подать заявление на перерасчет. Сделать это можно через МФЦ.

“К заявлению следует приложить документы, которые подтверждают факт отсутствия, – пояснила Наталия Пшеничникова. – Это могут быть именные проездные билеты, справки из санатория или даже “дачная” справка, которая подписана председателем поселка. Пересчитать можно услуги водоснабжения, водоотведения и газоснабжения. Перерасчет за услуги должен быть сделан в течение пяти дней после подачи заявления”.

Дачные счета к оплате обязательны

Немало споров возникает по поводу оплаты счетов, выставляемых домовладельцам в дачных поселках.

Фото: РИА Новости

“Решение о том, какие платежи будут вносить члены СНТ и в каком размере, принимается голосованием на очном собрании членов СНТ. Не платить – значит получить в итоге иск о взыскании задолженности, – говорит старший преподаватель департамента правовых дисциплин университета “Синергия” Наталия Пшеничникова. – Членские взносы, плата за электроэнергию и воду являются обязательными платежами. Все спорные ситуации по платежам лучше вынести на обсуждение общего собрания членов СНТ и попытаться пересмотреть их размер”.

По ее словам, жители, которые не являются членами СНТ, но являются собственниками участков в границах конкретного СНТ, должны помнить о том, что бесплатно пользоваться объектами инфраструктуры и общим имуществом СНТ не получится.

“Сложнее ситуация с жителями коттеджных поселков, потому что коттеджный поселок – не сообщество собственников, где есть индивидуальные или коллективные соглашения о пользовании объектами, – говорит она. – Необходимо обращать внимание на правовой режим и условия пользования объектами инфраструктуры в таких поселках. Только так можно избежать платы за ненужные или неиспользуемые услуги и умерить аппетиты управляющих коттеджным поселком”.

Ссылка на основную публикацию