Тн или ттн в 2022 году

Как заполнить транспортную накладную

С 1 января 2021 года изменилась форма транспортной накладной при перевозке грузов автомобильным транспортом. Разберём изменения и дадим инструкцию по заполнению.

Новая форма транспортной накладной в 2021 году

С 1 января 2021 года по 1 января 2027 года действует новая форма транспортной накладной (Постановление Правительства от 21.12.2020 № 2200). Она дана в Приложении № 4. В бланк добавили несколько граф, которых раньше не было.

  • Раздел 1 «Грузоотправитель». Добавили отметку о том, что грузоотправитель является экспедитором, и подраздел 1а с информацией о заказчике перевозки. Отметка «является экспедитором» проставляется, если по договору экспедитор оплачивает перевозку груза. В подразделе 1а при необходимости указываются данные его клиента.
  • Раздел 3 «Груз». Дополнительно надо будет указать объявленную стоимость (ценность) груза и реквизиты документов, подтверждающих отгрузку товара.
  • Раздел 6 «Прием груза». Нужно вносить сведения о лице, от которого перевозчик забирает груз.
  • Раздел 11 «Транспортное средство». Дополнили сведениями о типе владения машиной: «1» — собственность; «2» — аренда; «3» — лизинг.

С 1 января 2022 года транспортную накладную можно будет составлять в электронной форме. Формат электронной транспортной накладной должна утвердить ФНС совместно с Минтрансом и Минцифры.

Когда нужна транспортная накладная

Транспортная накладная — это первичный документ, которым оформляют автомобильные грузоперевозки по России. Она подтверждает реальность сделки и расходы на перевозку. В накладной грузоотправитель и перевозчик утверждают условия перевозки.

Если транспортной накладной нет, она утрачена или оформлена неправильно, организация может подтвердить расходы другими документами: договором, счетом-фактурой, платежными документами (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26).

Накладная понадобится, когда продавец доставляет груз покупателю на своем автотранспорте. Исключение — если цена доставки входит в цену товара. Еще накладная нужна, когда продавец или покупатель нанимают для доставки груза стороннюю транспортную компанию.

Покупатели, которые забирают груз самовывозом на своей машине, транспортную накладную не оформляют, так как услугу транспортировки никто не оказывает. Расходы на транспорт и саму перевозку можно будет подтвердить путевым листом, зарплатными ведомостями и другими документами.

Кто оформляет транспортную накладную

Транспортные накладные обычно выписывает организация, которая заказывает перевозку груза (грузоотправитель). Заказчиком может быть продавец или сам покупатель. К примеру, если покупатель заказал перевозку в транспортной компании, то он будет грузоотправителем и составит транспортную накладную. С 2021 года в роли грузоотправителя может выступать и экспедитор.

В договоре перевозки стороны могут выбрать, кто будет выписывать накладную. Например, поручить это самому перевозчику.

Сколько экземпляров накладной составлять

Транспортные накладные составляют на бумаге в трех экземплярах — по одному для каждого участника перевозки: грузополучателя, грузоотправителя и транспортной компании. Все экземпляры должны быть заверены подписями грузоотправителя и перевозчика.

Транспортная накладная формируется на каждую машину. Если в один автомобиль погрузили несколько партий груза, будет достаточно одной накладной. Но если одну партию распределили на несколько машин — понадобится накладная на каждый автомобиль.

Накладную составляет грузоотправитель, а во время провоза ее дополняет перевозчик. Получатель вносит свои данные на приемке груза. В итоге в составлении документа принимают участие три стороны.

Как заполнить транспортную накладную

Есть несколько общих правил, которых все должны придерживаться при работе с транспортной накладной:

  1. Чтобы накладная подтверждала расходы, в ней должны быть заполнены: дата, данные грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика, размер провозной платы. В разделах 6, 7, 15, 16 должны быть наименования должностей, подписи и расшифровки подписей.
  2. Печать на транспортной накладной не нужна, но ее наличие ошибкой не будет.
  3. В строках можно ставить прочерки, если для их заполнения нет информации. Разделы с отметкой «при необходимости» заполнять не обязательно (п. 10 Правил перевозок груза автомобильным транспортом, Письмо Минтранса России от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС).

Далее подробно разберем порядок заполнения каждой из сторон.

Как заполнить грузоотправителю

Грузоотправителем может быть продавец, покупатель или экспедитор. Например, если покупатель нанял перевозчика, чтобы самовывозом забрать товар со склада продавца, то покупатель будет и грузоотправителем, и грузополучателем.

Грузоотправитель заполняет шапку накладной: дату, номер документа, номер экземпляра (документ составляется в количестве трех штук, каждый экземпляр имеет свой номер), дату и номер заявки. Дополнительно он оформляет разделы, 1–7, 15 и 16.

Раздел 1 «Грузоотправитель». Укажите ФИО физлица или наименование организации, ИНН, адрес, телефон. Если перевозку оплачивает экспедитор, то он и будет грузоотправителем, в таком случае проставляется отметка «является грузоотправителем» и заполняется подраздел 1а (при необходимости).

Раздел 2 «Грузополучатель». Заполните аналогично первому разделу, но данными получателя груза.

Раздел 3 «Груз». Этот раздел достаточно объемный, он включает данные о перевозимом грузе по пяти пунктам: наименование, количество грузовых мест, масса и габариты, перечень опасных веществ — заполняйте на провоз опасного груза, объявленная ценность. Если данных для заполнения нет, разрешается поставить прочерк.

Новый показатель, объявленную ценность, можно взять из товарной накладной или УПД. Она не должна превышать действительную стоимость груза. В ряде случаев ее нельзя указывать (п. 78 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).

Контур.Маркет распознает товары в скане накладной и сопоставит с вашим каталогом

Раздел 4 «Сопроводительные документы на груз». В этом разделе надо привести реквизиты прилагаемых к накладной документов. Сюда входят товарные накладные, УПД, сертификаты, паспорта, разрешения на груз и пр. При их наличии у налоговой будет меньше причин сомневаться в сделке.

Раздел 5 «Указания грузоотправителя». В этом разделе нужно прописать указания, которые транспортная компания должна соблюдать во время перевозки груза: сроки, температурный режим, санитарные и карантинные требования и пр. Дополнительно указываются характеристики автомобиля, на котором повезут груз: тип, марка, грузоподъемность, вместимость и пр.

Раздел 6 «Прием груза». Впишите данные лица, от которого перевозчик забирает груз, адрес склада, дату и время получения груза. При погрузке указываются уже фактические дата и время прибытия и отбытия машины, описывается состояние груза, его масса, количество занятых мест. Раздел должен быть заверен подписями лица, у которого забирают груз, водителя и грузоотправителя (при необходимости).

Не отражайте данные о лице, которому до погрузки передали груз по документам, если фактически его не перемещали (Письмо Минтранса России от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС).

Раздел 7 «Сдача груза». Тут отражается адрес места выгрузки (склад покупателя, терминал транспортной компании), дата и время доставки.

Раздел 15 «Подписи сторон» и раздел 16 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы». Должностное лицо грузоотправителя ставит свою подпись, указывает ФИО и должность.

Как заполнить перевозчику

При погрузке водитель перевозчика ставит свою подпись в разделе 6 «Прием груза», а при разгрузке — в разделе 7 «Сдача груза». Перевозчик самостоятельно заполняет разделы 8-11, 13, 15 и 16. При необходимости можно заполнить разделы 12, 14 и 17.

Раздел 8 «Условия перевозки». Здесь перевозчик прописывает, когда груз можно считать утраченным, размер платы за хранение в терминале, размеры штрафов за невывоз груза, задержку транспорта и пр. Часто его оставляют пустым — это значит, что все условия определяются по общим правилам Устава автомобильного транспорта.

Раздел 9 «Информация о принятии к исполнению». В разделе проставляется дата приема заказа, ФИО и должность принявшего и его подпись. У перевозчика есть три дня на рассмотрение заявки грузоотправителя.

Раздел 10 «Перевозчик». Заполняется сведениями о перевозчике: наименование или ФИО, ИНН, адрес, номер телефона. Дополнительно указываются информация о водителе и его контакты.

Раздел 11 «Транспортное средство». Перевозчик указывает сведения об автомобиле, на котором повезут груз: тип, марку, грузоподъемность, вместимость, регномер. Дополнительно надо выбрать тип владения: собственность, лизинг или аренда.

Если транспорт не соответствует требованиям грузоотправителя, заявленным в разделе 5, то он может отказаться от погрузки (п. 31 Правил, утв. постановлением Правительства от 21.12.2020 № 2200).

Раздел 12 «Оговорки и замечания перевозчика». Если при погрузке у перевозчика появились вопросы к состоянию самого груза, упаковке, маркировке, таре и пр., их можно отметить в этом разделе.

Раздел 13 «Прочие условия». Здесь указывают номер, дату и срок действия разрешения на перевозку, данные о маршруте при перевозке крупногабаритных или опасных грузов, режиме работы водителей.

Раздел 14 «Переадресовка». Этот раздел заполняет водитель, если во время поездки изменился адрес доставки.

Раздел 15 «Подписи сторон» должностное лицо перевозчика ставит свою подпись, указывает ФИО и должность.

Раздел 16 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы». Перевозчик указывает стоимость услуги по перевозке, провозную плату и порядок ее расчета, расходы перевозчика, НДС, наименование, адрес и банковские реквизиты грузоотправителя и перевозчика. Также тут проставляются подписи должностных лиц с расшифровкой.

Важно! Транспортная накладная подтверждает расходы на перевозку, если в ней есть все необходимые реквизиты и правильно заполнен раздел 16 (письма ФНС от 19.04.2021 № СД-4-2/5238@, от 20.02.2021 № СД-3-3/1280@). Если нет раздела 16, к транспортной накладной должен прилагаться другой первичный документ, который определяет цену перевозки. Например, универсальный передаточный документ.

Как заполнить грузополучателю

Грузополучатель должен заполнить раздел 7 «Сдача груза» в присутствии перевозчика. Он указывает:

  • дату и время приезда автомобиля на разгрузку, а также дату и время выбытия;
  • описание состояния груза, тары, упаковки, пломб, маркировки;
  • массу груза (определяется тем же способом, что и при сдаче груза отправителем);
  • количество грузовых мест.

Состояние груза, его массу и количество занятых мест можно не проверять, если все приехало на исправном закрытом транспортном средстве, в контейнере и с пломбами. При повреждении или отсутствии пломб проверка обязательна, как и при нарушении сроков доставки скоропортящихся грузов (п. 9 ст. 15 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

Приемку груза подтверждает представитель получателя, он ставит свою подпись, ФИО и должность.

Раздел 17 «Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков». Его может заполнить любая из сторон, если у нее есть претензии: найдены нарушения условий провоза груза, его порча, повреждение упаковки и т.д. Пострадавшая сторона ставит отметку об оформлении акта, а подробное описание претензий приводит в акте об установлении расхождений по количеству и качеству.

Как исправить ошибку в транспортной накладной

Если в накладной допустили ошибку, её разрешено исправить прямо в бумажном документе. Алгоритм следующий:

  1. Неверную запись зачеркивают одной чертой, чтобы она оставалась читаемой;
  2. Вносят правильную запись;
  3. Делают пометку «исправлено» и отмечают дату корректировки;
  4. Заверяют правку подписью с расшифровкой.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Электронные транспортные накладные с 2022 года: для кого вводятся и как на них перейти

Эксперимент по тестированию электронного оформления перевозок на автотранспорте, который проводился в октябре 2020 года, Минтранс счел удачным. И с 2022 года электронные транспортные накладные начнут плавно входить в оборот. К чему готовиться, расскажем в нашем материале.

Переход на ЭДО в сфере перевозок: нормативная база

Введение электронных перевозочных документов, в том числе электронных транспортных накладных (ЭТрН) с 2022 года предусмотрено:

  • поправками в Устав автомобильного транспорта (утв. законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ), которые внесены законом от 02.07.2021 № 336-ФЗ;
  • разделом VIII Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200), который так и называется «Организация документооборота электронных перевозочных документов».

Важно! Транспортная накладная — не единственный документ, переводимый в электронный вид. Будут также электронный заказ-наряд и электронная сопроводительная ведомость.

Электронные перевозочные документы будут направляться в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Добровольное подсоединение участников перевозок к ГИС ЭПД должно начаться уже с 1 января 2022 года, а переход на обязательное использование ЭТрН возможен уже с 01.01.2023.

Возможность работать с ГИС ЭПД будет не только у участников перевозки и операторов ЭДО, но и у контрольно-надзорных органов.

Как перейти на электронный обмен транспортными накладными

Работать с ГИС ЭПД участники перевозок (грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель и пр.) будут не напрямую, а через посредника — оператора ИС ЭПД. Соответственно, потребуется заключить с оператором соглашение на оказание им таких услуг.

Важно! Оператор ИС ЭПД должен числиться в специальном реестре, администрируемом Минтрансом. Обмен ЭТрН через оператора, не включенного в реестр, не допускается.

Также соглашение об обмене электронными документами потребуется между участниками перевозки: грузоотправителем, транспортной компанией и грузополучателем. В нем нужно прописать всю схему электронного взаимодействия при выставлении, подписании, проверке ЭТрН, их отправки в ГИС.

Порядок обмена документами и сведениями, порядок их направления, а также технические требования к ИС ЭПД определит Правительство.

В общем виде алгоритм будет выглядеть так:

  • грузоотправитель составил ЭТрН, загрузил ее в ГИС ЭПД через оператора — грузополучатель видит, что груз пошел к нему;
  • по получении груза грузополучатель открывает документ в системе и подтверждает приемку, подписывая ЭТрН своей электронной подписью — грузоотправитель видит, что товар принят.

В случае каких-то разногласий или отказа в приемке информация об этом также будет заноситься в ГИС.

Как функционирует электронный обмен документами, можно понять на примере счетов-фактур. Схема подробно разъясняется в Готовом решении от «КонсультантПлюс». Посмотреть материал можно бесплатно, оформив пробный доступ к системе.

Далее потребуется определить способ, которым вы будете взаимодействовать с оператором: можно работать в облаке, а можно интегрировать ЭДО в свою учетную систему, но нужно убедиться, что такая возможность есть.

Для подписания электронных перевозочных документов нужно будет получить УКЭП для уполномоченных на это лиц.

Важно! «КонсультантПлюс» предупреждает
С 2022 года от имени компании электронную подпись можно оформить только в ФНС. Владельцем сертификата ключа проверки будут указывать организацию и того, кто действует от ее имени без доверенности. Как правило, это гендиректор.
Обычные работники не смогут владеть сертификатом такой подписи. Они будут подписывать служебные документы личными электронными подписями по доверенности от организации.
Подробнее о новых правилах по УКЭП читайте в К+. Пробный доступ бесплатен.

Ну и конечно потребуется снабдить ответственных за отгрузку-перевозку-приемку сотрудников соответствующими устройствами с доступом к ЭДО: планшетами, смартфонами и пр.

Плюсы и минусы перехода на ЭДО в перевозках

  • скорость обмена документами между участниками перевозки;
  • доступ к документам 24/7 с любой устройства, возможность быстро найти документ и внести в него корректировки;
  • минимизация риска претензий к расходам и вычетам НДС от налоговиков (у них не будет повода усомниться в реальности перевозки и существовании груза);
  • экономия на бумаге, курьерской/почтовой доставке документов контрагентам, содержании архива и т. п. преимущества безбумажных технологий.

Минусом являются сопутствующие переходу «на цифру» дополнительные траты: на специальное ПО и оборудование, услуги операторов ЭДО, электронные подписи для работников и пр.

Итоги

Электронный документооборот в области перевозок начнет вводиться с 2022 года. Сначала на добровольной основе, но в конце концов он станет обязательным. Подключаться ли к нему сразу или подождать, пока система пройдет обкатку, решать только вам.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Транспортная накладная 2022: скачать бланк, образец заполнения

С 25 июля 2011 года при перевозке грузов по территории России применяется транспортная накладная. А с 1 января 2021 года действует новая форма этого документа. На этой странице — транспортная накладная на 2022. Скачать бланк и образец заполнения документа здесь вы можете бесплатно. Далее читайте, что поменялось в накладной и как теперь ее оформлять.

Новый бланк накладной на перевозку груза

Получите бланк бесплатно!

Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:

  • Скачать бланк транспортной накладной
  • Заполнить и распечатать документ онлайн (это очень удобно)

В 2017 форма транспортной накладной изменилась. Действует новая редакция правил перевозки грузов автотранспортом (постановление Правительства от 12.12.2017 № 1529). Теперь они регулируют грузоперевозки тяжеловесными или крупногабаритными транспортными средствами (а не транспортировку тяжеловесных или крупногабаритных грузов, как раньше). Вместе с правилами обновились и формы соответствующих документов.

В разделе 13 транспортной накладной теперь указывается маршрут движения тяжеловесного, или крупногабаритного, или перевозящего опасный груз транспорта. Аналогичные изменения — в разделе 15. Теперь в нем приводится стоимость услуг перевозчика и порядок расчета платы за перевозку опасных грузов или грузов, перевозимых тяжеловесным или крупногабаритным транспортом. Как заполнить транспортную накладную? Образец с измененными разделами — ниже.

А с 1 января 2021 года в документ добавили некоторые показатели, которых не было ранее:

  • В разделе 1 «Грузоотправитель» предусмотрено место для отметки о том, что грузоотправителем является экспедитор.
  • Добавлен раздел 1а, в котором при необходимости можно будет указать сведения о клиенте.
  • В разделе 3 «Груз» потребуется, помимо прочего, указать объявленную стоимость (ценность) груза и реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров.
  • В раздел 6 «Прием груза» нужно будет дополнительно внести сведения о лице, от которого забирается груз. Потребуется проставить подпись этого лица, а также при необходимости подпись перевозчика.

Чем ТТН отличается от ТН?

До введения транспортной накладной (ТН) применялся другой документ: товарно-транспортная накладная (ТТН). Однако после того, как в практику вошла первая, отмены второй не произошло. Сейчас используются оба документа: и ТН, и ТТН. В чем разница между ними?

Товарно-транспортная накладная (ТТН):

  • Служит для учета движения товаров между продавцом и покупателем.
  • Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
  • Включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
  • Служит основанием для (а) расчетов за грузоперевозку автотранспортом, (б) списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
  • Заполняется в четырех экземплярах. Более подробно о правилах выдачи ТТН, бланк и образец — здесь >>

Транспортная накладная (ТН):

  • Подтверждает заключение договора грузоперевозки.
  • Подтверждает правомерность перевозки.
  • Включает только транспортный раздел. Он содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на нее.
  • Включает сведения о таре, используемой для грузоперевозки, о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объеме, размерах. В ТТН нет этой информации.
  • Включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о фактическом состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. В ТТН эти сведения не указываются.
  • Не включает номеров телефонов юрлиц (отправителей, получателей, перевозчиков), но содержит номера лиц, ответственных за перевозку.
  • Не требует подписей должностных лиц, разрешивших отпуск груза, и лиц, отпустивших груз. Также не нужна подпись бухгалтера, главного или старшего. В ТТН должны быть все эти подписи — в товарном разделе.
  • Не включает сведений о плательщике — наименования, адреса, банковских реквизитов, — в отличие от ТТН.
  • Служит основанием для расчетов за перевозку груза автотранспортом.
  • Подтверждает расходы на автоперевозку.
  • Не может служить основанием для оприходования ТМЦ покупателем и для списания их поставщиком. В ТН нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Можно указать только объявленную стоимость груза. Тогда в случае недостачи или порчи товара по вине перевозчика можно будет рассчитать сумму компенсации.
  • Заполняется в трех экземплярах. Инструкция по оформлению транспортной накладной, пример заполнения и пустой бланк на 2021 год — ниже.

Если вы выписываете ТН, для списания и оприходования ТМЦ нужно выписать также товарную накладную ТОРГ-12. В ней есть необходимая информация о товаре: цена за единицу, количество и наименование.

Тн или ттн в 2022 году

Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 № 2116

Комментарий

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2116 внесены изменения в Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200). Важные изменения – сокращена форма транспортной накладной и приведен порядок ее заполнения.

Форма транспортной накладной

Из формы исключено 5 разделов. Теперь транспортная накладная состоит из 12 разделов (прежняя форма содержит 17 разделов).

Из формы транспортной накладной исключены следующие разделы:

  • Условия перевозки (раздел 8);
  • Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению (раздел 9);
  • Оговорки и замечания перевозчика (раздел 12);
  • Прочие условия (раздел 13);
  • Подписи сторон (раздел 15).
Порядок заполнения транспортной накладной

Правила дополнены разделом IX, в котором изложен порядок заполнения всех разделов новой формы транспортной накладной (далее ТН). Согласно Порядку информация, которая предусмотрена разделами формы ТН, является обязательной к заполнению (за исключением случаев, когда информация имеет отметку “при необходимости”).

Согласно форме ТН в некоторых разделах необходимо указывать реквизиты, позволяющие идентифицировать соответствующее лицо (грузоотправителя, заказчика услуг, грузополучателя и др.). Порядком установлено, что такими реквизитами являются:

  • для юридического лица – полное наименование организации, ИНН, адрес места нахождения, номер телефона (для иностранной организации без регистрации в налоговых органах РФ вместо ИНН указываются иные реквизиты, позволяющие идентифицировать иностранное юридическое лицо, в том числе страна, резидентом которой оно является);
  • для физического лица – фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН или серия, номер, дата выдачи водительского удостоверения (для водителей), номер телефона (для иностранного физического лица, являющегося грузоотправителем, заказчиком услуг, связанных с перевозкой груза или грузополучателем, вместо ИНН указывается страна, резидентом которой оно является, данные документа, удостоверяющего личность (вид, номер, дата выдачи документа).

Вышеприведенные реквизиты заполняются с учетом следующего. Если в разделе 8 “Прием груза” лицо, осуществившее погрузку, совпадает с лицом, указанным в разделе 1 “Грузоотправитель”, то в ТН на бумажном носителе в реквизитах указывается только наименование лица, а в электронной ТН – ИНН грузоотправителя.

Разделы ТН заполняются следующим образом. Раздел 1 “Грузоотправитель” заполняется в отношении грузоотправителя, являющегося стороной договора перевозки груза, в значении, определенном Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”. Согласно ст. 2 Закона грузоотправитель – физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.

Если кроме договора перевозки груза есть договор на выполнение услуг по организации перевозки груза (в значениях, определенных Федеральным законом “О транспортно-экспедиционной деятельности”), то в качестве грузоотправителя в разделе 1 необходимо указывать одно из следующих лиц:

  • лицо, которое является исполнителем услуг по организации перевозки груза и принимает груз во владение для перевозки с одновременным проставлением отметки “является экспедитором”;
  • лицо, которое является заказчиком услуг по организации перевозки груза. Это лицо указывается, если факт передачи груза исполнителю услуг отсутствует (в том числе если такое лицо (заказчик) самостоятельно осуществляет погрузку груза в транспортное средство либо погрузка осуществляется по его поручению.

Раздел 1а “Заказчик услуг по организации перевозки груза (при наличии)” заполняется при наличии договора на выполнение услуг по организации перевозки груза, если грузоотправителем является исполнитель таких услуг. Также указываются реквизиты указанного договора.

Раздел 2 “Грузополучатель” заполняется в отношении грузополучателя в значении, определенном Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”. Согласно ст. 2 Закона грузополучатель – физическое или юридическое лицо, уполномоченное на получение груза. В раздел 2 вносится информация о месте (адресе) доставки груза.

Раздел 3 “Груз” заполняет лицо, указанное в разделе 8 “Прием груза” в качестве лица, которое осуществило погрузку груза в транспортное средство. В разделе 3 указывается наименование груза, информация о его состоянии и иная информация, определенная настоящим разделом (количество грузовых мест, маркировка, масса груза, размеры груза и др.). В случае погрузки на транспортное средство путем погрузки груженого или порожнего контейнера в разделе 3 “Груз” указывается наименование груза “Контейнер”, его идентификационный номер, а также количество контейнеров. При этом в сопроводительной ведомости обязательно указывается характеристика и наименование груза, погруженного в контейнер, или отражается информация об отсутствии груза в контейнере.

В раздел 4 “Сопроводительные документы на груз” (при наличии) вносятся наименования, реквизиты прилагаемых к транспортной накладной документов, указанных в настоящем разделе (сертификатов, паспортов качества, удостоверений и др.). Согласно Порядку к реквизитам, которые необходимо указать в отношении подтверждающих (сопроводительных) документов, относятся ИНН составителя документа, наименование документа, дата и номер документа. Для иностранного физического лица – составителя документа указывается также фамилия, имя, отчество (при наличии).

В раздел 5 “Указания грузоотправителя по особым условиям перевозки” вносится информация о маршруте перевозки, о сроке доставки груза грузополучателю, об ограничениях скорости движения, об особенностях перевозки конкретного груза, о лицах, по указанию которых может осуществляться переадресовка, их контактах и о способах передачи указаний на переадресовку, об указаниях, необходимых для выполнения требований законодательства Российской Федерации.

Раздел 6 “Перевозчик” заполняется в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, принявшего на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти и выдать уполномоченному на их получение лицу вверенный грузоотправителем груз в пункте назначения с использованием транспортных средств, указанных в разделе 7 “Транспортное средство”, находящихся в законном владении перевозчика. При этом если лицо не осуществляет фактическое перемещение груза, такое лицо в разделе не указывается. Также в разделе 6 “Перевозчик” указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН или серия, номер, дата выдачи водительского удостоверения (для водителя).

В раздел 7 “Транспортное средство” вносится информация в отношении транспортного средства (в случае перевозки автопоездом – в отношении тягача, прицепа или полуприцепа отдельно). В этом разделе указываются тип, марка, регистрационный номер транспортного средства и др. сведения, предусмотренные разделом.

В раздел 8 “Прием груза” вносится информация, подтверждающая передачу грузоотправителем груза перевозчику. В разделе указывается информация о лице, осуществившем погрузку груза в транспортное средство, а именно:

  • о грузоотправителе – если погрузка осуществлена непосредственно грузоотправителем, который указан в разделе 1 “Грузоотправитель”;
  • об ином уполномоченном грузоотправителем лице, осуществившем погрузку в транспортное средство, если это предусмотрено договором перевозки груза. В отношении этого лица в разделе должны быть указаны документы, подтверждающие такие полномочия.

Порядком установлено, что в качестве лица, осуществившем погрузку, не может указываться заказчик услуг по перевозке груза, если перевозка осуществляется при наличии договора на выполнение услуг, связанных с организацией услуг по перевозке груза, а именно – когда грузоотправитель принимает груз во владение для перевозки.

В разделе 8 проставляются подписи:

  • грузоотправителя (лица, осуществившего погрузку в транспортное средство);
  • водителя (после сверки водителем соответствия представленного груза, упаковки, тары с данными, указанными в разделе 3 “Груз”, а также после внесения оговорок и замечаний перевозчика при приеме груза).

Для подписания электронной транспортной накладной водителем может использоваться простая электронная подпись или усиленная неквалифицированная электронная подпись при условии последующего подписания электронной транспортной накладной усиленной квалифицированной электронной подписью перевозчика.

В раздел 9 “Переадресовка” вносится информация, необходимая для организации переадресовки груза (при наличии). В разделе указывается адрес нового пункта выгрузки, новые дата и время подачи транспортного средства под выгрузку и др. Раздел 9 заполняет перевозчик при получении указаний о переадресовке груза от грузоотправителя или от грузополучателя.

В раздел 10 “Выдача груза” вносится информация, подтверждающая выдачу груза перевозчиком грузополучателю (лицу, уполномоченному на получение груза). В этом разделе проставляется подпись грузополучателя или уполномоченного грузополучателем лица. При этом если грузополучателем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, проставляется подпись лица, уполномоченного этим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на действия по приемке груза и (или) на оформление факта приемки груза.

В раздел 11 “Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков (при необходимости)” вносятся отметки грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика, в том числе сведения об актах взвешивания и иных коммерческих актах, составленных сторонами договора перевозки от начала до окончания оформления транспортной накладной.

Раздел 12 “Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)” заполняется в случае использования транспортной накладной в качестве первичного учетного документа в соответствии со ст. 9 Федерального закона “О бухгалтерском учете”. В этом разделе указывается стоимость перевозки без НДС, с учетом НДС, а также ставка НДС и сумма НДС, предъявляемая покупателю услуг. Также в этом разделе проставляются подписи лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни со стороны перевозчика и грузоотправителя, их должности, а также иные реквизиты, необходимые для идентификации перевозчика и грузополучателя.

Другие изменения

Помимо вышеназванных поправок, в Правила перевозки грузов автомобильным транспортом внесены следующие изменения.

Из Правил исключено понятие “информационная система электронных перевозочных документов”. Это означает, что транспортными накладными в электронном виде стороны договора перевозки груза могут обмениваться в рамках обычного электронного документооборота.

Правилами уточнено, что заказ (заявка) на перевозку грузов автомобильным транспортом заполняется и подписывается грузоотправителем, перевозчиком или лицами, уполномоченными грузоотправителем или перевозчиком на заполнение и подписание заказа (заявки). При формировании заказа (заявки) в электронном виде порядок составления документа грузоотправитель должен предварительно согласовать с перевозчиком. Для подписания электронного заказа (заявки) должна использоваться усиленная квалифицированная электронная подпись.

Транспортную накладную необходимо заполнять с учетом следующего. Документ подписывается грузоотправителем (лицом, осуществляющим погрузку в транспортное средство), грузополучателем (уполномоченным им лицом) и перевозчиком (водителем). При этом водитель не может действовать от имени двух сторон договора перевозки. При использовании транспортной накладной в качестве первичного учетного документа должен составляться четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.

Если необходимо внести исправления в транспортную накладную в раздел “Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)”, то такие исправления вносятся в соответствии с правилами исправления в первичных учетных документах, установленными Федеральным законом “О бухгалтерском учете”.

Если после оформления транспортной накладной перевозчик производит замену транспортного средства и (или) водителя, то он должен сообщить сторонам договора перевозки о такой замене, о ее причинах до момента подачи транспортного средства под выгрузку (если иное не предусмотрено договором перевозки). При этом в транспортной накладной в составе информации, предусмотренной разделами 6 “Перевозчик” и (или) 7 “Транспортное средство”, он должен указать дополнительные сведения о произведенных заменах.

Правилами уточнено, что договор перевозки считается заключенным и груз вверенным перевозчику при выполнении следующих условий: груз погружен грузоотправителем (лицом, осуществившим погрузку груза) в транспортное средство перевозчика, обеими сторонами заполнен и подписан раздел 8 “Прием груза” транспортной накладной.

В разделе 2 “Заключение договора перевозки груза, договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза” Правил теперь указано, что при перевозке грузов автомобильным транспортом на основании договора фрахтования договор фрахтования должен заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства. При этом заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в Приложении № 6 к Правилам (п. 15 Правил).

Новая форма транспортной накладной и порядок ее заполнения применяются с 1 марта 2022 года.

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2116 не только утверждена новая форма транспортной накладной и порядок ее заполнения, но и изменен срок действия Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200). Согласно постановлению № 2200 Правила должны действовать до 01.01.2027 (см. комментарий). Однако согласно изменениям действие Правил прекращается с 01.09.2026.

Не пропускайте последние новости – подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

ТТН и ТН: в чем разница между товарной и товарно-транспортной накладной, главные отличия этих документов

Почепский Олег

Факт приобретения продукции от поставщика, а также доставка этих ТМЦ – это всегда возникновение значительного количества сопутствующей документации. Естественно, эта своего рода волокита служит понятным целям. Соблюдение законности сделок, контроль качества продукции, возможность предъявления претензий в случае неисполнения обязанностей сторонами. Но возникающая путаница иной раз ставит в тупик не только ответственных за оприходование лиц, а также руководителей, но даже и бухгалтеров. В этом обзоре мы прольем свет на данный вопрос, узнаем, что такое ТТН и ТН, товарная накладная и товарно-транспортная, в чем разница между этими понятиями. А также поймем, в каких случаях их необходимо оформлять, какие разделы включаются в содержание. И разберем точку зрения текущего законодательства РФ на эти аспекты. Ведь нарушение норм оформления документов – это серьезное правонарушение, за которое неминуемо следует ответственность, зачастую в виде финансовых санкций. Но иной раз при злостном нарушении можно даже лишиться лицензии на осуществление деятельности и попасть под субсидиарную ответственность.

ттн и тн в чем разница

Что такое ТНН

Это сопроводительная документация, призванная для отслеживания исполнению правил транспортировки ТМЦ. Соответственно, форма используется в случаях, когда эти услуги в принципе существуют. То есть рассматриваем ситуацию, когда компания А заказывает поставку у производителя Б. Если доставка продукции осуществляется силами фирмы Б, как дополнительная опция, которая уже включается в стоимостном выражении в общий прайс, то документ нам не нужен. Ведь отдельных услуг не было оказано. Также если компания А сама забирает продукт, грузит его на фуры и отправляет для оприходования на склад или точку продаж, нет необходимости в бумаге. Ведь снова не было оказано никаких услуг.

В каких же случаях нам понадобится, и этот аспект во многом определяет, чем отличается ТТН от ТН. А именно – это наличие третьей стороны, оказывающей услуги транспортировки. Когда в уравнении появляется эта новая переменная, документ и становится нужен. Но не необходимой, ведь распоряжение Минфина от 2013 года фактически упразднило обязательный характер предписания. Теперь документ вполне допустимо заменить новым аналогом, о котором мы еще отдельно поговорим ниже.

Также следует учитывать, форма обязательна к заполнению в качестве основного документа при перевозке груза с помощью автомобильного транспорта. Если ценности будут отправляться посредством поездов, судов, самолета – то оснований для заполнения нет. Поэтому оформлять указанный вариант нужно в случае стандартном варианте посредством грузовых автомобилей.

Что это такое

В этом вопросе есть серьезная путаница. Сразу поясним, что под сокращением подразумевают зачастую два совершенно разных по виду и предназначению документа. И они никак не коррелируют друг с другом. Разберемся с обоими случаями поэтапно.

товарная накладная и товарно транспортная накладная

Отличие транспортной от товарно-транспортной накладной, ТТН заключается в том, что ТН – это, по сути, новый аналог сопроводительных бумаг при грузоперевозках. Она введена с 2013 года. И сейчас является преимущественно основной. Это более современный и корректный вариант. Различия же заключаются том, что в новом виде нет в принципе товарного раздела. Ведь по логике он и не нужен, на основе бумаги ТМЦ не ставятся на учет. Это просто сопроводительная документация, которая подтверждает факт доставки, выполнение транспортных услуг. И она не может являться базой для бухгалтерской отчетности — только в плане расходов на перевозку, если они были. Но при этом закон на текущий момент допускает оба варианта.

А вот отличие товарной накладной от товарно-транспортной совершенно в иной плоскости. Первый случай – это подтверждение того, что ТМЦ были оприходованы и приняты, поставлены на учет, размещены на складе или точке продаж покупателя. Что грузоотправитель честно выполнил условия сделки и предоставил необходимое количество продукции, указанное в договоре. Никакого отношения к перевозкам эта бумага не имеет. И она уже является первичным бухгалтерским документом. Соответственно, какой бы вариант подтверждения транспортировки ни использовал покупатель или поставщик, это не освобождает от ответственности по составлению отчетности во время принятия ТМЦ. Выходит простой алгоритм, допустимо выбрать любую вариацию (если нет прямого запрета по закону в этой случае) документации сопроводительного характера. Но при этом бухгалтерская отчетность должна быть всегда.

При этом есть еще любопытный нюанс, который показывает, что такое транспортная и товарно-транспортная накладная, отличия прослеживаются в количестве копий. В первом варианте нам понадобится всего три образца. Один остается у грузоотправителя, второй передается покупателю. Оставшийся уходит компании, осуществляющей перевозку. А вот в случае со старой Т-1, понадобится четыре копии. Также по одной покупателю и продавцу, но целых две остается у компании по перевозке.

Всё об электронных транспортных накладных с 2022 года: как это будет работать и для кого обязательно

С 2022 года участники грузоперевозок смогут подключиться к государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) и оформлять транспортные накладные в цифровом формате. Рассказываем, кому нужно переходить на «цифру» и как подготовиться к переходу.

Зачем нужны электронные транспортные накладные

В октябре 2020 года Минтранс запустил эксперимент по переводу бумажных перевозочных документов в электронный формат. Он коснулся и транспортных накладных. Для работы с электронными документами был создан прототип единой государственной информационной системы — ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Компании взаимодействовали между собой через системы операторов ЭДО. Были разработаны правила обмена и экспериментальные формы электронных документов — транспортной накладной и путевого листа.

Грузоотправитель, грузополучатель и транспортная компания заверяли документ электронной подписью через логистический сервис DropCat, а сотрудники ГИБДД и Ространснадзора контролировали процесс через прототип ИС Минтранса России. Эксперимент завершился успешно, поэтому Минтранс инициировал масштабный переход на ЭДО , который коснётся всех юрлиц, связанных с грузоперевозками.

Новая ГИС ЭПД ещё не доработана, но её планируют протестировать и запустить до конца декабря 2021 года. Форматы электронных документов налоговая уже разработала , но пока не утвердила.

Бизнес начнёт подключаться к системе с 1 января 2022 года. Не исключено, что и правила обмена электронными документами будут дорабатываться и совершенствоваться.

В Минтрансе считают, что за счёт перехода на бездокументарный оборот к 2030 году Россия сможет в 6 раз увеличить скорость перемещения грузов и передачи информации о нём. А пока развитие грузоперевозочной системы сдерживает именно то, что многие документы формируются на бумаге.

Также планируется, что переход на электронные документы сократит количество выездных проверок контролирующих органов и нагрузку на бизнес. Надзорные ведомства увидят данные о перевозке после того, как компания разместит накладную в ГИС ЭПД, а водитель подтвердит приёмку груза.

Замминистра Минтранса Алексей Семёнов еще в начале эксперимента отметил , что после реализации проекта данные занесённых в реестр транспортных средств будут автоматически считываться камерами фото- и видеофиксации и передаваться в систему. Благодаря этому не придётся останавливать водителей в пути для проверки документов. Время доставки грузов значительно ускорится.

Как обмениваться электронными транспортными накладными

Бизнес не будет напрямую работать в ГИС ЭПД. Посредниками между ними выступят операторы электронного документооборота. Оформлять и отправлять документы нужно будет с помощью решений этих операторов. Бизнес сможет подключиться только к тем операторам и использовать только те решения, которые одобрит Минтранс.

Примерная схема взаимодействия участников ЭДО:

  1. Грузоотправитель создаёт транспортную накладную на платформе оператора ЭДО или в своей учётной системе, если она интегрирована с платформой оператора. В документе грузоотправитель указывает данные о перевозчике, грузополучателе, водителе и параметрах груза. Затем кладовщик или иное ответственное за отгрузку лицо подписывает накладную квалифицированной электронной подписью (КЭП) и через оператора ЭДО отправляет в ГИС ЭПД.
  2. Система отправляет ЭТрН перевозчику и грузополучателю.
  3. Водитель при приёме груза к перевозке открывает приложение на телефоне или планшете, находит нужный документ и подтверждает приёмку, подписав документ простой электронной подписью (ПЭП). Если есть замечания, указывает их.
  4. Грузополучатель принимает товар, находит транспортную накладную в учётной системе, подтверждает приёмку и подписывает ЭТрН. При этом он может сделать замечания, указать их в комментарии при приёмке.
  5. Водитель подтверждает передачу груза в приложении с помощью ПЭП.
  6. Система отправляет подписанную накладную грузоотправителю и перевозчику, которые также ставят свои КЭП и завершают документооборот.

Что представляет собой электронная транспортная накладная

Это аналог обычной транспортной накладной, созданный в специальной системе и заверенный квалифицированной электронной подписью. Его не надо распечатывать на бумаге.

Предназначение электронных транспортных накладных (ЭТрН) то же, что у бумажного документа. Первое — подтверждение заключения договора на транспортно-экспедиторские услуги. Второе — подтверждение расходов на логистические услуги.

Эксперимент помог отработать базовые сценарии оформления и обмена электронной накладной. В Приложении № 4 Постановления № 2200 правительство представило новый формат ЭТрН. Так, например, если экспедитор является грузоотправителем, он должен будет поставить галочку «Является экспедитором», в пункте 1а указать сведения о заказчике перевозки.

А в разделе 3 указать объявленную ценность груза.

Согласно проекту Приказа ФНС документ будет содержать четыре файла обмена:

  • грузоотправителя со сведениями об участниках перевозки, условиях договора перевозки, о водителе, грузе, сопроводительных документах на него;
  • перевозчика со сведениями о приёме груза к перевозке;
  • грузополучателя со сведениями о приёме груза от перевозчика, о характеристиках принятого груза и обстоятельствах приёмки;
  • перевозчика о сдаче груза грузополучателю.

Также документ может содержать и дополнительные файлы в зависимости от обстоятельств исполнения договора. Например, если изменились конечный пункт доставки груза, водитель, транспортное средство, стоимость перевозки или порядок расчёта. То есть информацию обо всех изменениях нужно будет отражать в электронном документе.

Кто должен будет работать с электронными транспортными накладными

С 1 января 2022 года юридические лица и ИП, которые так или иначе связаны с грузоперевозками, смогут плавно подключаться к ГИС ЭПД. Это грузоотправители, грузополучатели, логистические компании, фрахтовщики, фрахтователи. Обязательный обмен электронными транспортными накладными планируется с 1 января 2023 года. До этого момента участники системы могут создавать и отправлять ЭТрН на добровольной основе.

Что нужно сделать для обмена электронными транспортными накладными

  1. Приобрести КЭП для сотрудников, отвечающих за отгрузку и приёмку грузов. Это может быть кладовщик или менеджер по логистике. В ФНС такую подпись можно получить бесплатно. Но кроме неё нужен защищённый носитель и программное обеспечение.
  2. Подключиться к оператору ЭДО. Он будет обрабатывать и передавать электронные перевозочные документы в ГИС ЭПД. Минтранс определит перечень таких операторов и занесёт в специальный реестр. Также вам нужно будет выбрать решение оператора для обмена документами: облачный сервис или интеграция сервиса с внутренними учётными системами предприятия. Если вы уже используете какие-то решения для ЭДО или учётную систему, сообщите об этом оператору. Он оценит, возможна ли интеграция с его платформой, сроки и стоимость внедрения ЭТрН. Если интеграция возможна, вы сможете работать электронными транспортными накладными в интерфейсе своей учётной системы. Если нет, то оператор предоставит вам свое решение.
  3. Подключиться к ГИС ЭПД. Она будет обеспечивать обмен электронными перевозочными документами и содержащимися в них сведениями между участниками грузоперевозок и хранить данные.
  4. Заключить соглашение об обмене электронными документами. Потребуется два соглашения: первое — между транспортной компанией и водителем, второе — между грузоотправителем, транспортной компанией и грузополучателем. Опишите текущий процесс обмена документами и возможные сценарии обмена: кто из сотрудников в какой последовательности подписывает, передаёт и проверяет документы; как выстроен процесс взаимодействия с экспедитором и перевозчиком. Также обязательно укажите, кто из сотрудников обладает правом подписи, кто и как будет подписывать документы, какие обязанности в обмене выполняет менеджер, кладовщик, водитель, бухгалтер.
  5. Позаботиться о техническом оснащении. Необходимо приобрести смартфоны или планшеты для водителей, настроить мобильные клиенты ЭДО и научить работе с ними. Поскольку груз отправляют со склада и складским работникам нужно фиксировать отгрузку, то им тоже необходимо приобрести планшеты или ноутбуки с доступом к платформе оператора ЭДО.

Сколько времени потребуется для перехода на электронные транспортные накладные

Небольшие компании могут обмениваться ЭТрН в облачных сервисах . После того как участники перевозок согласуют участие в электронном обмене, нужно будет настроить веб-интерфейс для работы — это занимает 2-5 дней.

Крупные компании, как правило, меняют бизнес-процесс и настраивают взаимодействие сервиса обмена с учётными системами. Обычно требуется от двух недель до нескольких месяцев в зависимости от масштабов компании и процессов, переводимых в электронный вид.

Какую выгоду получит бизнес от использования электронных транспортных накладных

К преимуществам можно отнести:

  • быстрый обмен документами;
  • доступ к документам из любого места и с любого устройства;
  • экономия на доставке и бумаге, лёгкость отслеживания движения груза по всему маршруту;
  • быстрая передача данных в налоговую и расчёт НДС;
  • постепенный отказ от бумажных архивов;
  • быстрый поиск нужного документа при проверке или сверке данных, его корректировка.

К тому же в отличие от бумажного электронный документ нельзя потерять или испортить.

Но есть и минусы:

  • расходы на подключение к оператору системы ЭДО: средняя стоимость услуг — 3 тыс. рублей в год;
  • расходы на программное обеспечение для работы с электронными накладными: стоимость зависит от тарифов поставщика;
  • документы будут видны контролирующим органам, перевозки станут более прозрачными.

Обратите внимание! Обмен электронными перевозочными документами, в том числе и транспортной накладной, возможен только при согласии обеих сторон.

Ссылка на основную публикацию